Рассказ связь живой и неживой природы

План урока урок: русский язык раздел1природа и климат тема:мир живой природы туркестанвская область г.шымкент дата: ф.и.о.учителя: усманова б.е. класс: 5

Рассказ связь живой и неживой природы

20210413 vu tg sbscrb2

План урока

Урок: Русский язык

Раздел1Природа и климат

Тема:Мир живой природы

Туркестанвская область

Г.Шымкент

Дата:

Ф.И.О.учителя: Усманова Б.Е.

Класс: 5

Кол-во присутствующих:

Кол-во отсутствующих:

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном урока

С-понимать сообщение небольшого объема в зависимости от книжного и разговорного стилей общения

С2-понимать значение незнакомых слов и фраз в учебном тексте аудиовизуальном материале с использованием справочного материала.

Г3-определять тему и выражать собственную точку зрения по поводу прочитанного

Цели урока

Все учащиеся смогут: отвечать на вопросы по прочитанному тексту,создавать устные высказывания

Большинство учащихся смогут:определить основную мысль текста,выявить структурные части текста,озаглавить текст

Некоторые учащихся смогут:принимать участие в обсуждении темы,выражать свои суждения оживой и неживой природе,умеют обосновывать свои убеждения.

Языковая цель

Учащиеся могут: использовать слова из текста,употреблять в речи,применять в повседневной жизни

Ключевые слова и фразы: ласковое слово,жизнь заиграла, несколько глотков молока.

Полезные фразы для диалога/письма:

Лада заболела,блюдце с молоком

Вопросы для обсуждения:

Как вы понимаете поговорку На языке-мед,а под языком лед?

Можете ли Вы сказать почему мы должны быть вежливыми с животными и людьми?

Письменные подсказки:молния,дождь,утро,весна,соловей

Предыдущее обучение

Определяет основные моменты прослушанного текста.

Слушает и определяет как меняется стиль речи в зависимости от возвраста и пола людей,цели коммуникации.

Идея Мангилик Ел

Общность истории, культуры и языка

П Л А Н

Планируемое время

Запланированная деятельность (впишите свои задания, вместо изложенных ниже)

Ресурсы

Начало

Активити по методуМФР Ашера Игра»Ветерок»

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо(качаются)

Ветер тише,тише,тише(приседают)

Деревцо все выше,выше(выпрямляются)

Деление на 2 группы по геометрическим фигурам

Отгадать загадки

1.Серое перышко, Золотое горлышко (соловей) 2.То рыжая,то серая А в лапках шишка спелая (белка) 3.Серая шейка,желтый носок, Плавает в речке,как поплавок (утка) 4.Известно с давних нам времен, Что эта птица-почтальон (голубь) 5.Не сидит она на месте, На хвосте разносит вести. (сорока)

Иллюстрации с изображениями птиц, животных.

Середина урока

Как вы думаете очем мы будем говорить сегодня на уроке? Да,тема нашего урока»Мир живой природы»

Уроки тетушки Совы

Просмотр видеоролика

Ученики отвечают на вопросы по этому видиоролику

1.Что нас окружает.?

2Как отличить живую природу от неживой?

3.Как связана живая и неживая природа?

4. Каково значение природы для людей?

www.usov.com.ua

Чем похожи предметы называемые данными словами?:

Волны моря-волны пшеницы

Мышь-грызун-мышь компьютерная

Читаем и говорим

Упражнение85. Игра «Кто быстрее?»

Определить значение слов

критерии

Дескрипторы

баллы

Может прогнозировать содержание аудиовизуального материала, учитывая мнения других

1.Найди слова прямого значения

(4 слова).

2.Найди слова переносного значения

(5 слов)

За каждый правильный ответ 2 балла. Максимально-4 балла

Упражнение86

Обьяснить какие действия выражают авторы стихотворений

критерии

Дескрипторы

баллы

Понимет сообщение небольшого объема в зависимости от книжного и разговорного стилей общения

1.Какие действия человека приписываются в отрывках из стихотворений неодушевленным предметам?

2.Прямое или переносное значение имеют слова,называющие эти действия?

3.Назови авторов этих стихотворений.

За каждый правильный ответ 2 балла. Максимально-6 балла

Работа с текстом Прочитать рассказ

Выбрать для концовки одну из пословиц

критерии

Дескрипторы

баллы

Определет тему и выражать собственную точку зрения по поводу прочитанного услышанного посредством эмоуиональной речи

1.Озаглавь текст

2.Найди в тексте основные ключевые слова

3.Что означает пословица «Ласковым словом многого добъешься»?.

За каждый правильный ответ 2 балла. Максимально-6 балла

Конец урока

Домашнее задание

Рефлексия

Укажите верные или неверные ответы

Игра «Крестики-нолики» Если согласны с утверждением – крестик, не согласны — нолик

1.Прямое значение-это основное значение слова.

2.Прямое значение-по-казахски ауыспалы магына

3.Переносное значение-этозначение вторичное,образное,связанное по смыслу спрямым.

4.В словосочетании серебряная роса прилагательное употреблено в прямом значении.

5.В художественных произведениях слова спереносным значением используются как выразительное средство.

Игра «Найди слова»

Распределите слова на две группы

1группа собирает объекты живой природы: птица,рыба,человек,насекомое,мышь.

2группа собирает объекты неживой природы:солнце,река,роса,камнь,дом.

Написать эссе «Мы и природа»

Закончить фразу «Сегодня на уроке я.»

Лист формативного оценивания

критерии

Дескрипторы

баллы

Может прогнозировать содержание аудиовизуального материала,учитывая мнения других

1.Что нас окружает.?

2. Как отличить живую природу от неживой?

3. Как связана живая и неживая природа? 4Каково значение природы для людей?

За каждый правильный ответ 1 балл. Максимально-4 балла

Может прогнозировать содержание аудиовизуального материала, учитывая мнения других

1.Найди слова прямого значения

(4 слова).

2.Найди слова переносного значения

(5 слов)

За каждый правильный ответ 2 балла. Максимально-4 балла

Понимет сообщение небольшого объема в зависимости от книжного и разговорного стилей общения

1.Какие действия человека приписываются в отрывках из стихотворений неодушевленным предметам?

2.Прямое или переносное значение имеют слова,называющие эти действия?

3.Назови авторов этих стихотворений.

За каждый правильный ответ 2 балла. Максимально-6 балла

Определет тему и выражать собственную точку зрения по поводу прочитанного услышанного посредством эмоуиональной речи

1.Озаглавь текст

2.Найди в тексте основные ключевые слова

3.Что означает пословица «Ласковым словом многого добъешься»?.

За каждый правильный ответ 2 балла. Максимально-6 балла

Рассказ связь живой и неживой природы

План урока

Урок: Русский язык

Раздел1Природа и климат

Тема:Мир живой природы

Туркестанвская область

Г.Шымкент

Дата:

Ф.И.О.учителя: Усманова Б.Е.

Класс: 5

Кол-во присутствующих:

Кол-во отсутствующих:

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном урока

С-понимать сообщение небольшого объема в зависимости от книжного и разговорного стилей общения

С2-понимать значение незнакомых слов и фраз в учебном тексте аудиовизуальном материале с использованием справочного материала.

Г3-определять тему и выражать собственную точку зрения по поводу прочитанного

Цели урока

Все учащиеся смогут: отвечать на вопросы по прочитанному тексту,создавать устные высказывания

Большинство учащихся смогут:определить основную мысль текста,выявить структурные части текста,озаглавить текст

Некоторые учащихся смогут:принимать участие в обсуждении темы,выражать свои суждения оживой и неживой природе,умеют обосновывать свои убеждения.

Языковая цель

Учащиеся могут: использовать слова из текста,употреблять в речи,применять в повседневной жизни

Ключевые слова и фразы: ласковое слово,жизнь заиграла, несколько глотков молока.

Полезные фразы для диалога/письма:

Лада заболела,блюдце с молоком

Вопросы для обсуждения:

Как вы понимаете поговорку На языке-мед,а под языком лед?

Можете ли Вы сказать почему мы должны быть вежливыми с животными и людьми?

Письменные подсказки:молния,дождь,утро,весна,соловей

Предыдущее обучение

Определяет основные моменты прослушанного текста.

Слушает и определяет как меняется стиль речи в зависимости от возвраста и пола людей,цели коммуникации.

Идея Мангилик Ел

Общность истории, культуры и языка

П Л А Н

Планируемое время

Запланированная деятельность (впишите свои задания, вместо изложенных ниже)

Ресурсы

Начало

Активити по методуМФР Ашера Игра»Ветерок»

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо(качаются)

Ветер тише,тише,тише(приседают)

Деревцо все выше,выше(выпрямляются)

99731261 199731261 2Деление на 2 группы по геометрическим фигурам

Отгадать загадки

1.Серое перышко, Золотое горлышко (соловей) 2.То рыжая,то серая А в лапках шишка спелая (белка) 3.Серая шейка,желтый носок, Плавает в речке,как поплавок (утка) 4.Известно с давних нам времен, Что эта птица-почтальон (голубь) 5.Не сидит она на месте, На хвосте разносит вести. (сорока)

Иллюстрации с изображениями птиц, животных.

Середина урока

Как вы думаете очем мы будем говорить сегодня на уроке? Да,тема нашего урока»Мир живой природы» Уроки тетушки Совы Просмотр видеоролика

Ученики отвечают на вопросы по этому видиоролику

1.Что нас окружает.?

2Как отличить живую природу от неживой?

3.Как связана живая и неживая природа?

4. Каково значение природы для людей?

www.usov.com.ua

Чем похожи предметы называемые данными словами?:

Волны моря-волны пшеницы

Мышь-грызун-мышь компьютерная

Читаем и говорим

Упражнение85. Игра «Кто быстрее?»

Определить значение слов

критерии

Дескрипторы

баллы

Может прогнозировать содержание аудиовизуального материала, учитывая мнения других

1.Найди слова прямого значения

(4 слова).

2.Найди слова переносного значения

(5 слов)

За каждый правильный ответ 2 балла. Максимально-4 балла

Упражнение86

Обьяснить какие действия выражают авторы стихотворений

критерии

Дескрипторы

баллы

Понимет сообщение небольшого объема в зависимости от книжного и разговорного стилей общения

1.Какие действия человека приписываются в отрывках из стихотворений неодушевленным предметам?

2.Прямое или переносное значение имеют слова,называющие эти действия?

3.Назови авторов этих стихотворений.

За каждый правильный ответ 2 балла. Максимально-6 балла

Работа с текстом Прочитать рассказ

Выбрать для концовки одну из пословиц

критерии

Дескрипторы

баллы

Определет тему и выражать собственную точку зрения по поводу прочитанного услышанного посредством эмоуиональной речи

1.Озаглавь текст

2.Найди в тексте основные ключевые слова

3.Что означает пословица «Ласковым словом многого добъешься»?.

За каждый правильный ответ 2 балла. Максимально-6 балла

Конец урока

Домашнее задание

Рефлексия

Укажите верные или неверные ответы

Игра «Крестики-нолики» Если согласны с утверждением – крестик, не согласны — нолик

1.Прямое значение-это основное значение слова.

2.Прямое значение-по-казахски ауыспалы магына

3.Переносное значение-этозначение вторичное,образное,связанное по смыслу спрямым.

4.В словосочетании серебряная роса прилагательное употреблено в прямом значении.

5.В художественных произведениях слова спереносным значением используются как выразительное средство.

Игра «Найди слова»

Распределите слова на две группы

1группа собирает объекты живой природы: птица,рыба,человек,насекомое,мышь.

2группа собирает объекты неживой природы:солнце,река,роса,камнь,дом.

Написать эссе «Мы и природа»

Закончить фразу «Сегодня на уроке я…»

Лист формативного оценивания

критерии

Дескрипторы

баллы

Может прогнозировать содержание аудиовизуального материала,учитывая мнения других

1.Что нас окружает.?

2. Как отличить живую природу от неживой?

3. Как связана живая и неживая природа? 4Каково значение природы для людей?

За каждый правильный ответ 1 балл. Максимально-4 балла

Может прогнозировать содержание аудиовизуального материала, учитывая мнения других

1.Найди слова прямого значения

(4 слова).

2.Найди слова переносного значения

(5 слов)

За каждый правильный ответ 2 балла. Максимально-4 балла

Понимет сообщение небольшого объема в зависимости от книжного и разговорного стилей общения

1.Какие действия человека приписываются в отрывках из стихотворений неодушевленным предметам?

2.Прямое или переносное значение имеют слова,называющие эти действия?

3.Назови авторов этих стихотворений.

За каждый правильный ответ 2 балла. Максимально-6 балла

Определет тему и выражать собственную точку зрения по поводу прочитанного услышанного посредством эмоуиональной речи

1.Озаглавь текст

2.Найди в тексте основные ключевые слова

3.Что означает пословица «Ласковым словом многого добъешься»?.

За каждый правильный ответ 2 балла. Максимально-6 балла

151634 59f9bb2227000

-75%

Сохранить у себя:

Рассказ связь живой и неживой природы «Мир живой природы» (26.01 KB)

icon visionoff

icon visionon

Пояснительная записка

Примерная адаптированная рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)»

Тематическое планирование рассчитано на 2 часа в неделю, что составляет 70 учебных часа в год. Для реализации данного планирования был выбран учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программыдля 2класса «Живой мир» Н.Б.Матвеева, М.С.Котина, Москва «Просвещение» 2017г. Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.

Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.

Задачи курса « Мир природы и человека»:

  • уточнить имеющиеся у детей представления о неживой и живой природе, дать новые знания об основных ее элементах;

  • на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;

  • выработать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;

  • сформировать знания учащихся о природе своего края;

  • сформировать первоначальные сведения о природоохранительной деятельности человека, научить учащихся бережному отношению к природе.

Форма организации образовательного процесса.

Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:

  • словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);

  • наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);

  • практический метод (упражнения, практическая работа);

  • репродуктивный метод (работа по алгоритму);

  • коллективный, индивидуальный;

  • творческий метод;

  • совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);

  • рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога предметов, картинок и т. п.;

  • соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;

  • наблюдения на прогулках и «экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами;

  • обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для более точного их восприятия. Содержание программы и уроки по предмету «Мир природы и человека» предполагают большое количество непосредственных наблюдений, поэтому большое значение придаётся экскурсиям, позволяющими организовать наблюдения за явлениями природы и её живыми и неживыми объектами. Кроме того, на уроках используются разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции, слайдовые презентации. Ведущими методами являются беседы, рассказы, наблюдения и составление на их основе описаний объектов природы или природных явлений, а также работа на опытном участке и разнообразная природоохранная деятельность под руководством учителя.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Мир природы и человека»

Предметные результаты

Минимальный уровень:

  • представления о назначении объектов изучения;

узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

  • отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия);

  • называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;

  • представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;

  • знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;

  • знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;

  • ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;

  • составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;

  • адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях;

  • адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.

  • Достаточный уровень:

  • представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

  • узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;

  • отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;

  • развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам;

  • знание отличительных существенных признаков групп объектов;

  • знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;

  • готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач.

  • ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;

  • выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

  • проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;

  • соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;

Личностные результаты

  1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

  1. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

  1. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

  1. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

  1. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

  1. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

  1. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  1. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Нормативная база

  • Базисного учебного плана специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (I вариант), утвержденного приказом Министерства Образования Российской Федерации от 03.06.2011г. № 1994 (Изменения в федеральный БУП приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. №1312);

  • Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (ИН), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014 г.;

  • Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;

  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта) 1 – 4 классы под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М. Бгажноковой. Издательство «Просвещение» 2011 года;

  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ (2.4.2.3286-15) от 10.07.2015 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

  • Устава и образовательной программы школы;

  • Учебного плана на 2017 – 2018 учебный год;

Содержание курса

1. Сезонные изменения в неживой природе.

Формирование представлений о смене времен года в связи с изменением положения солнца. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время.

Названия времен года, знакомство с названиями месяцев.

Наблюдения за изменением положения солнца в течении суток (утро, день, вечер, ночь).

Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание, дожди, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, мороз, лед, замерзание водоемов, потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния), теплые дожди, ливень. Продолжение наблюдений за погодой, их описание в речи.

2. Растения и животные в разные времена года.

Наблюдения за растениями (деревьями и кустарниками) в разные времена года. Тополь, дуб, сирень, калина, шиповник.

Увядание и появление трав, цветов. Одуванчик, ландыш.

Наблюдения за зимующими птицами. Подкормка: синица, сорока.

Появление весной грачей, скворцов.

Животные в разные времена года: лиса, белка, еж.

Рыбы зимой.

3. Труд человека в разное время года.

Работа в саду, огороде.

Поведение человека во время грозы, дождя, при наступлении морозов.

Детские игры в природе. Предупреждение травм, несчастных случаев.

Неживая природа.

Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть. Первичные представления о температуре; термометре, как приборе для измерения температуры. Вода горячая, холодная.

Значение воды для жизни растений, животных, человека.

Вода в природе: дождь, снег, лед; река, озеро (пруд), болото.

Живая природа.

1.Растения.

Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3-4 растения).

Части растений: корень, стебель, лист, цветок.

Необходимость для жизни растений воздуха, воды, света, тепла.

Растения влаголюбивые, засухоустойчивые (традесканция и кактус).

Светолюбивые и тенелюбивые растения (фиалка и традесканция).

Уход за комнатными растениями.

Огород. Овощи (3-5 названий). Названия и признаки.Особенности произрастания. Овощи в питании человека.

Сад. Фрукты (3-5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. Фрукты в питании человека.

Растения садов и огородов своей местности.

Уход за растениями сада и огорода.

2. Животные.

Сравнение домашних животных и их диких сородичей. Кошка — рысь. Собака — волк. Внешний вид, питание, названия детенышей, повадки, образ жизни, места обитания. Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища.

Разнообразие пород кошек и собак, их повадки.

Отношение человека к животным.

Рыбы (2-3 названия рыб, распространенных в данной местности).

Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни.

Польза от рыболовства и охрана рыбных угодий.

3. Человек

Гигиена тела человека, закаливание.

Питание человека. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник (элементарные представления).

Значение овощей и фруктов для правильного питания человека.

Пища человека. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений.

Повторение.

Учащиеся должны усвоить следующие базовые представления:

  • о простейших свойствах воды, ее значении для жизни растений, животных, человека;

  • о растениях сада и огорода, их отличии;

  • о разнообразии животного мира; образе жизни и повадках диких и домашних животных;

  • о роли питания в жизни человека; гигиенических правилах;

  • о сезонных изменениях в неживой природе и жизни растений, животных, человека;

  • о значении воды, тепла, света в жизни растений и животных.

Учебно — методическое обеспечение.1. Учебник «Живой мир»авторы: Н.Б.Матвеева, М. С. Котина, Т.О. Куртова, Москва «Просвещение», 2017г. 2. Е.Д. Худенко Е.В. «Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии»//Под редакцией В.В. Воронковой. – М., 2007. 3. Е. Ю. Сухаревская “Окружающий мир. Справочник для ученика начальной школы». 1-4й классы. «Легион». Ростов-на Дону, 2010. 4. Ноутбук. 5. Наглядное пособия.

Календарно-тематическое планирование «Мир природы и человека» 2 класс

Тема раздела

Тема урока

Дата

Кол-во часов

Планируемые

результаты

Деятельность учащихся

Мониторинг

Предметные

Личностные

1 четверть

18 ч

1-2

Сезонные изменения.Экскурсия в природу.

Влияние солнца на смену времен года.

2

Привить любовь к природе; знать о предметах ближайшего окружения.

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

Наблюдения в природе.

Беседа

3-4

Сутки

Долгота дня летом и зимой.

2

Знать из каких частей состоят сутки

Знать части суток

Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;

Работа с учебником.

Фронтальный опрос

5-6

Времена года. Осень.

Растения осенью.

2

Знать названия осенних месяцев, признаки осени

Знать названия осенних месяцев, признаки осени

понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе.

Наблюдения в природе.

Беседа

7-8

Животные осенью.

2

Знать названия животных и птиц; знать какую функцию выполняют птицы

Работа с наглядным материалом.

9-10

Занятия людей осенью.

2

Знать как следить за своим здоровьем; знать какую одежду выбирать осенью; знать, что «осень»- пора сбора и урожая.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей.

Работа с раздаточным материалом; составление предложений о опорным картинкам.

Тест

11-12

Зима . Зимние месяцы.

2

знать названия зимних месяцев, признаки зимы

ценностное отношение к природе;

Работа с сюжетными картинками, работа с учебником.

Фронтальный опрос

13-14

Растения зимой.

2

знать названия деревьев и кустарников

бережное отношение к живым организмам, способность сочувствовать природе и её обитателям;

Наблюдения в природе.

15-16

Животные зимой.

2

знать названия животных и птиц; знать какие животные остаются зимовать

элементарные представления об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;

Составление предложений по опорным картинкам; отвечать на вопросы.

17-18

Занятие людей зимой.

2

знать необходимые условия для жизни животных; знать какую одежду выбирать зимой; какие игры можно играть.

овладение умениями ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Работа с учебником.

Тест

2 четверть

12 ч

19

Весна .Весенние месяцы.

1

Знать и называть весенние месяцы; знать что происходит с природой.

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

Отгадывать загадки, чтение стихов

Беседа

20-21

Растения весной.

2

знать названия деревьев и кустарников

Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;

Работа с раздаточным материалом

Фронтальный опрос

22-23

Животные весной

2

знать названия диких животных

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением.

Отгадывание загадок, чтение рассказов

24-25

Занятие людей весной

2

знать какие работы проводятся в огороде весной.

бережное отношение к живым организмам, способность сочувствовать природе и её обитателям;

Работа с учебником

Тест

26

Лето. Летние месяцы.

1

Знать летние месяцы;- уметь называть летние месяцы

ценностное отношение к природе;

Отгадывание загадок, чтение стихов

Беседа

27-28

Растения летом.

2

Знать название растений; уметь ухаживать за растениями

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей.

Работа с раздаточным материалом

29-30

Животные летом.

2

уметь отличать диких животных и птиц

Составлять предложения по опорным картинкам; работать с учебником.

Тест

3 четверть

22 ч

31-33

Занятие людей летом

3

Знать какие работы проводятся летом в огороде.

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

Определение времени года по сюжетным картинкам, работа с учебником, отвечать на вопросы.

Беседа

34-35

Вода .Свойства воды.

2

Знать свойства воды; знать когда и как можно использовать воду.

ценностное отношение к природе;

Делать опыты

Практическая работа

36-37

Температура воды . Вода в природе.

2

Знать о важности воды; знать откуда идет вода в природе; знать значение воды.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей

Делать опыты, работать в рабочей тетради

Практическая работа

38-39

Растения. Части растений.

2

-знать части растения; знать что необходимо растениям.

ценностное отношение к природе;

Определение сходства и различия растений по графической схеме.

Фронтальный опрос

40-41

Растения. Комнатные растения. Части растений.

2

Знать и называть комнатные растения; знать и показать части растений.

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением.

Составление предложений по картинкам, зарисовка в рабочих тетрадях

Беседа

42-44

Жизнь растений.

3

Знать , что необходимо для роста растений

ценностное отношение к природе;

Составление рассказа «Жизнь растения»

45-46

Растения. Уход за комнатными растениями.

2

знать влаголюбивые и засухоустойчивые растения

-знать растения светолюбивые и тенелюбивые

Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;

Уход за комнатными растениями.

Практическая работа

47-49

Огород .Овощи. Овощи в питании человека.

3

знать правила высаживания семян овощей

-знать значение овощей в питании

элементарные представления об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;

раздаточным материалом; работа с учебником и с рабочей тетрадью

Фронтальный опрос

50-52

Сад . Фрукты. Фрукты в питании человека.

Закрепление

3

знать 2-3 фруктовых дерева

Знать значение фруктов в питании

ценностное отношение к природе;

Отвечать на вопросы, работать с рабочей тетрадью

Тест

4 четверть

18 ч.

53-54

Уход за растениями сада и огорода.

2

знать правила ухода за растениями;

уметь ухаживать за растениями

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

Ухаживать за растениями школьного сада

Практическое занятие

55-58

Животные и их породы.

4

-знать повадки кошек, рыси; знать 2/3 породы кошек

Знать повадки собаки

Волка; знать их породы.

Уметь

использовать в речи новые понятия.

Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;

Работа с учебником и с рабочей тетрадью, составлять рассказ по плану

Беседа

59-60

Рыбы: внешний вид, среда обитания.

2

знать несколько названий рыб, части тела рыб

Знать как размножаются рыбы;

уметь использовать в речи новые понятия

-уметь составлять рассказ по плану.

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей

Работа с раздаточным материалом

Фронтальный опрос

61-63

Гигиена тела человека.

3

Знать правила гигиены; уметь следить за гигиеной; уметь использовать в речи новые понятия

элементарные представления об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;

Уход за своим телом

Практическое занятие

64-65

Органы пищеварения. Питание человека.

2

знать названия органов пищеварения

-знать полезные продукты

-знать полезные и вредные продукты

-знать главные правила питания;

уметь называть полезные и вредные продукты

Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением.

Работа с учебником, отвечать на вопросы учителя, давать полные ответы

Беседа

66-67

Профилактика отравлений.

2

знать правила гигиены; знать оказать первую помощь при отравление

понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе.

Работа с учебником

Беседа

68-70

Повторение изученного материала.

3

Знать пройденный материал; показать свои знания на практике; Уметь слушать учителя, отвечать на вопросы; уметь работать самостоятельно.

овладение умениями ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Выполнение самостоятельной работы, работа в рабочих тетрадях

Тест

Зима — это лютое время, особенно на севере планеты. Иногда ее появление не совпадает с календарным временем. Признаки зимы способны проявиться раньше. Слякотная погода меняется на морозы, водоемы замерзают, а земля покрывается белым снежным одеялом. День в этот период короткий, а ночи холодные.

Первые признаки зимы. Снег

21 декабря самая длинная ночь. Это период зимнего солнцестояния. После этого дня отсчет идет в обратную сторону, день начинает увеличиваться, а ночь стремительно сокращается.

Первые признаки зимы в неживой природе могут появиться и в ноябре, и в декабре. Облака нависают над землей, они становятся серыми и тяжелыми, так как воздух переполнен влагой. Летом они легкие и кучные, а вот с приходом холодов заполняют все небо, отчего на улице ощущается влажность и свежесть. Такие тучи обсыпают землю снегом, после чего могут появиться метровые сугробы.

Только в зимний период выпадает снег, накрывая покрывалом все вокруг. Это позволяет небольшим животным и растениям спрятаться. От низкой температуры снег становится более рыхлым, он не так хрустит, жесткий при прикосновениях.

признаки зимы

Если на улице нет ветра, то снег сыплется большими снежинками. Если ветер становится сильнее, появляется метель. Это суровое природное явление в этот период года. От порыва ветра снежный покров поднимается, несется в разные стороны. Метель бывает 2 видов:

  • низовая;
  • верховая.

Зависит она от перераспределения воздуха. Сильные метели чаще всего можно заметить в середине зимы. Кстати, это явление создает снежный ландшафт, придает сугробам интересные формы.

Гололедица

Существуют и другие признаки зимы в неживой природе. Например, гололедица. После того как температура резко изменилась, стало морозно, поверхность земли покрывается ледяной коркой. Провоцируют это явление мокрый снег или дождь перед изменением температуры ниже нуля. Гололедица способна превратить в лед мелкие ручейки, для этого не обязательно выпадать осадкам.

признаки зимы в неживой природе

При сильных зимних морозах, которые продолжаются длительный период, сковываются разные водоемы, даже самые глубокие. Низкая температура провоцирует замерзание на большую глубину. От этого судоходство может прекратить свою деятельность на время, так как лед не позволяет передвигаться по воде. Чтобы такая гололедица на водоемах пропала, требуется длительное прогревание на солнце.

Морозы

В признаки зимы входит и морозная температура. Это опасное явление, которое может продолжаться длительное время, переходя в антициклон. Низкая температура способна навредить сельскому хозяйству, перерасти в чрезвычайную ситуацию, к которой коммунальные службы всегда готовы.

Сосульки

признаки зимы в живой природе

Признаки наступления зимы дополняют сосульки. Этот кусок льда свисает с домов, зданий и других плоскостей. Он имеет форму в виде конуса. Из-за того что солнце прогревает снег, он тает, а в ночное время мороз заставляет его замерзать, образовывая сосульки. Появление их связано с количеством растаявшего снега. Ледяной конус обрушивается, когда становится слишком тяжелым, а от падения на землю рассыпается.

Постепенно после зимы приходит весна. Начинают таять сосульки, температура поднимается, пропадают морозные узоры.

Календарь природы

Морозы и снега появляются по-разному. Природа имеет свой календарь, поэтому признаки зимы заметны в различное время года.

какие признаки зимы

Каждый год сроки годовых сезонов изменяются. Поэтому весна может прийти рано или, наоборот, поздно. Такое происходит и зимой. Каждый год может быть разное количество осадков, дней может быть больше ясных или пасмурных, температура также может преподносить свои сюрпризы.

Многим людям важно следить за колебаниями в природе. Обращают на них внимание садоводы, землевладельцы, рыболовы, охотники. Зависят от погодных условий такие отрасли:

  • птицеводство;
  • сельское хозяйство;
  • рыбная ловля;
  • животноводство;
  • шелководство;
  • пчеловодство.

Окончание зимы

Зима не длится вечно, в конце концов наступает ее завершение. Появляются первые проталины, виднеется земля. Раньше их можно заметить на косогорах, а далее — на полях. Но на севере в лесах снег может держаться долго.

Перелетные птицы начинают возвращаться домой. Первыми можно заметить грачей. Но есть и места их жительства, из которых они не улетают, так как там нет суровых зим.

Начало зимы в живой природе

слова признаки к слову зима

Существуют признаки зимы в живой природе. Можно наблюдать такие изменения:

  1. Деревья, кусты сбрасывают листья. Происходит это из-за того, что зимой мало света, поэтому эта часть им не нужна. Только хвойные деревья не теряют листья, они выпадают постепенно, чтобы вырастали новые. Эти иголочки елок, сосен покрыты налетом, который защищает их от лютых морозов.
  2. В зимний период мало корма. По этой причине животные, например медведь, впадают в спячку. Те, которые продолжают вести активную жизнь, обрастают теплой шубкой. Такие изменения не позволят им замерзнуть. Кстати, заяц на зиму белеет, а ежик находит уютное место и спит там, свернувшись в калачик, до весны.
  3. Количество птиц зимой уменьшается, так как перелетные пернатые летят в края, где теплее. Остаются только те, кто приспособился употреблять в пищу различные виды корма. Да и много насекомых пропадает зимой, поэтому найти пищу птицам становится труднее.

Такие признаки зимы в живой природе.

Из чего состоит снег?

Снежинки бывают различных размеров, но не больше 5 мм. А ажурное плетение отличается друг от друга, удивляя своей уникальностью. Разные существуют признаки зимы, но самым основным считается снег. Снежинки симметричные, имеют четкие геометрические грани, соединены в шестиугольник. Молекула воды имеет шестиугольную форму. Из-за этого она, замерзая в облаках, перевоплощается в маленькие кристаллы. Формирование происходит с захватом соседних молекул. Таким образом, получается цепочка замерзших молекул.

признаки зимы для детей

На получившуюся форму влияет температура воздуха, влажность. Снег зимой играет важную роль, так как обеспечивает защиту земле в холода, укрывая ее снежным покрывалом. Оно позволяет сохранить тепло, растения и маленькие животные не погибнут в таких условиях. Если не будет снега, то озимые не дадут урожай. Также снег сохраняет влагу, которая необходима весной.

Игры для детей, которые помогут распознать начало зимы

Многие родители хотят, чтобы их ребенок быстрее смог рассказать, какие признаки зимы существуют. Можно научить его этому играя. При этом его умственные способности будут развиваться, улучшаться.

Первая игра называется «Самодельное лото». Ее можно применять для 3-летних малышей. Признаки зимы для детей станут понятны, они смогут об этом рассказать. Для этого нужно сделать лото на каждое время года. Собираются картинки, на которых нарисованы признаки зимы и других периодов года. После этого нужно предложить своему ребенку выбирать из рисунков те, которые связаны с зимним периодом. Родитель может вынимать по очереди картинки, а малыш должен определять признаки холодной поры года. Чтобы ребенку было интересно, можно поменяться позже с ним ролями. Это позволит закрепить его знания. Разрешается делать ошибки, чтобы малыш исправлял своего родителя.

признаки наступления зимы

Подобно предыдущей игре, можно написать на картонках слова: признаки к слову «зима» и другим порам года. Занятие происходит схоже с предыдущим, ребенок должен собрать слова, связанные с зимой.

Хорошо развивает мысли малыша игра «Что надеть». Для этого потребуется одежда, которую следует надевать в разное время года. Ребенок должен выбрать из кучи только те вещи, которые подойдут к зиме. Родитель также может показывать по одному атрибуту гардероба, а дети делают вывод относительно него. Такая же игра может проходить с обувью. Если есть беспокойство, что вещи запачкаются, можно использовать картинки. На них должна изображаться разная одежда. Чтобы ребенок развивал свое логическое мышление, можно спросить, почему он выбрал конкретную вещь.

Помочь распознавать признаки зимы можно во время прогулки. Когда мама отправилась гулять с малышом на улицу, он может начать рассказывать о тех изменениях, которые пришли с появлением зимнего периода. Родитель может помогать детям, обращая внимание, что у собаки шерсть стала гуще, а из коттеджей виднеется дым, так как там топят печь. Ребенок будет осознавать, что с приходом зимы становится холодно, поэтому происходят такие изменения.

Также можно играть в зимние слова. Для этого участники называют поочередно слова, связанные с зимой. Например, холод, снег, Дед Мороз, Снеговик и другие. Если кто-то не знает, какое слово назвать, он выбывает с игры. Последний оставшийся участник становится победителем.

Итак, есть много изменений в живой и неживой природе с приходом зимы. Каждый человек их должен замечать, а детям следует помочь увидеть эти признаки.

Перейти к содержанию

Дидактическая игра «Живое-неживое» для дошкольников

Дидактическая игра «Живое-неживое» для дошкольников — средство ознакомления с окружающим миром, расширения экологических представлений. Дети узнают о природных объектах, о предметах, созданных руками человека, о том, что природа бывает живой и неживой. Предварительно педагог должен побеседовать с воспитанниками о свойствах объектов окружающего мира, обсудить иллюстративный материал, познакомить с терминами «живой», «неживой».

Цель дидактической игры «Живое-неживое»

Игра направлена на познавательное развитие дошкольников по теме «Экология», она воспитывает интерес и уважительное отношение к природным объектам.

Цель — расширение и закрепление представлений о природе, формирование навыка различать живые и неживые объекты, находить связи между ними.

Задачи:

  • формирование умения определять объекты живой и неживой природы, а также рукотворные;
  • совершенствование речевых навыков;
  • обучение навыку формулирования вопросов и ответов на них;
  • обогащение индивидуального тематического словаря;
  • обучение навыку решения возникающих проблем, формулирования выводов;
  • формирование интереса к природе, стремления положительно влиять на экологию;
  • воспитание любознательности, познавательного интереса;
  • развитие памяти, творческого и логического мышления, концентрации внимания.

Живая и неживая природа

Средняя группа

Перед проведением лексической игры необходимо напомнить воспитанникам, что ответ на вопрос «Кто это?» указывает на живой объект, а на вопрос «Что это?» — на неживой предмет. Для игры подготовьте электронные, если есть проигрыватель, или бумажные изображения объектов живой и неживой природы, а также зеленые круглые и треугольные синие метки.

Листайте изображения на презентационном экране, а дошкольники должны говорить, какой объект видят — живой либо неживой, на какой из вышеперечисленных вопросов нужно ответить. Например, видя на экране кошку, игроки говорят: «Кто это? — Кошка». Затем обсуждают животное, почему оно относится к живой природе. Или на экране появляется изображение камня. Это неживая природа, для которой должен звучать вопрос «Что это?».

Рассказ связь живой и неживой природы

Рассказ связь живой и неживой природы

Рассказ связь живой и неживой природы

Рассказ связь живой и неживой природы

Рассказ связь живой и неживой природы

Старшая группа

Для игры, предназначенной для дошкольников 5–6 лет, нужны карточки альбомного размера и маленькие изображения природных объектов. На карточках должны быть отображены вопросы «Живой?» и «Неживой?», «Кто?» и «Что?». Дидактическая игра «Живая и неживая природа» учит развернуто и грамотно задавать вопросы, давать четкий и правильный ответ. В старшем дошкольном возрасте ребенок уже должен с достаточной детализацией рассказывать об увиденном, описывать изображения. Игра помогает получить навык составления повествования по плану.

Для одного занятия возьмите столько изображений, сколько не утомят дошкольника. Демонстрируйте картинки по очереди, спрашивайте, что на них изображено. Задача игрока — ответить на вышеперечисленные вопросы, указать пальцем на правильный ответ, рассказать об изображенном объекте, как он выглядит, что делает. Игру можно сделать соревновательной, если участвуют несколько детей, тогда за правильные ответы каждый игрок получает значок.

Вот примеры вопросов со стороны педагога и ответов игрока:

  • «Кто это?» — «Собака» — «Она живая?» — «Живая» — «Что собака делает?» — «Лает, бегает, кусает, виляет хвостом, нюхает, играет»;

Собака

  • «Что это?» — «Дерево» — «Оно живое?» — «Живое» — «Что делает дерево?» — «Растет, цветет, шелестит ветвями, гнется от ветра»;

Дерево

  • «Что это?» — «Камень» — «Он живой?» — «Не живой» — «Что делает камень?» — «Лежит».

Камень

Подготовительная группа

Игра учит различать природные объекты и предметы, сотворенные руками человека. Дошкольники получают навык классификации, описания, рассуждения, формирования выводов. Игра может быть индивидуальной по принципу «педагог и ребенок» или групповой.

Необходимо подготовить изображения природных и сделанных человеком предметов. Картинки рукотворных объектов разложите перед детьми. Демонстрируйте по очереди изображения природных объектов, а воспитанники должны найти среди рукотворных предметов похожие по назначению или внешним признакам. Например, увидев картинку пчелиного улья, дети могут выбрать изображение человеческого дома, курятника, хлева.

Вот еще примеры схожих природных и сделанных человеком объектов для игры:

  • паутина — сетка, решетка, марля, салфетка с кружевами;
  • летящая птица — самолет;
  • солнце — лампа, фонарь, прожектор;
  • полевая мышь — компьютерная мышка;
  • берлога — спальня, конура;
  • ветер — вентилятор, фен;
  • насекомое бабочка — галстук-бабочка;
  • еж — щетка, расческа;
  • клешни ракообразных — клещи, плоскогубцы;
  • растение колокольчик — музыкальный инструмент колокол;
  • жираф — подъемный кран;
  • рыба — подводная лодка;
  • гусеница — поезд;
  • стрекоза — вертолет.

Рассказ связь живой и неживой природы

Рассказ связь живой и неживой природы

Рассказ связь живой и неживой природы

Рассказ связь живой и неживой природы

Важно, чтобы ребенок не просто подобрал схожие по определенным признакам объекты, но и развернуто объяснил, чем они похожи, почему он сделал именно такой выбор. Например, у ежа на спине густо расположенные иголки, похожие на зубья, торчащие из расчески.

  • Рассказ сгущенное молоко о чем
  • Рассказ сделал маму беременной
  • Рассказ сводный брат читать
  • Рассказ свидание тургенев читать
  • Рассказ свечка толстой читать