Рассказ сурикова детство читать

Конспект оод по речевому развитию заучивание стихотворения и. сурикова детство с опорой на мнемотаблицуцель: познакомить детей с новым поэтическим произведением.задачи:1.

Конспект ООД по речевому развитию «Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство» с опорой на мнемотаблицу

Цель: Познакомить детей с новым поэтическим произведением.

Задачи:

1. Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение И. Сурикова «Детство» с опорой на мнемотаблицу,с помощью кодирования слов картинками и символами.

2. Развивать у детей поэтический слух, умение понимать и воспроизводить образный язык, интонационную выразительность речи.

3. Упражнять детей в умении классифицировать, подбирая слова по рифме; подбирать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

4. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на картины зимней природы и взаимоотношения детей.

Материалы: мяч, игрушка-Петрушка, , дидактическое пособие «Что лишнее?» с предметными картинками на подбор слов по рифме, портрет И. З. Сурикова, мнемотаблица к стихотворению «Детство»,

План-конспект ООД:

1.

Воспитатель надевает на руку игрушку- петрушку

-Здравствуйте девочки и мальчики!

Вы узнали меня? Кто я?

-Здравствуй, Петрушка! Конечно, мы тебя узнали.

Ребята, давайте поздороваемся с Петрушкой по-разному, с разным выражением, с разными эмоциями!

Дидактическое упражнение «Эмоции»

Цель: развитие эмоциональной сферы детей, выразительности речи

-Какие вы молодцы!

К вам пришел я неспроста

Поиграть хочу, друзья!

На картинки мои посмотрите:

«Что лишнее?» найдите.

Дидактическая игра «Что лишнее?»

Цель: развитие умения детей классифицировать слова, подбирая их по рифме.

Петрушка:

-Рифма, рифма.

А что такое рифма, объясните мне, пожалуйста! (ответы детей)

— Рифма очень нужна, чтобы сочинить, написать какое-нибудь стихотворение, например, о зиме.

Петрушка:

-А вы знаете стихи о зиме? Прочтите мне, пожалуйста, какое-нибудь стихотворение. Я так люблю стихи!

Дети по желанию читают знакомые стихи о зиме.

Петрушка:

— Молодцы!

Только я забыл: как называется человек, который сочиняет, пишет стихи? (поэт)

Воспитатель:

-Правильно, ребята, стихи пишет поэт. И сегодня я хочу познакомить вас с одним очень известным и знаменитым поэтом и разучить его стихотворение. Вы согласны! Приглашаю пройти в литературную гостиную.

Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство» с опорой на мнемотаблицу

2. Рассказ воспитателя.

— Вот портрет Ивана Захаровича Сурикова.

Иван Захарович родился в деревне Новоселовка Ярославской губернии. Поэт-самоучка. Он очень любил читать книги, художественную литературу, особенно ему нравилось читать стихи русского поэта А. С. Пушкина. И вот Иван однажды попробовал написать собственное стихотворение, и у него это получилось. Конечно, признание и успех пришли к молодому поэту Сурикову не сразу. Но теперь стихотворения Ивана Захаровича Сурикова любят читать и взрослые и дети. Вот одно такое произведение этого поэта, известное вашим мамам и папам, мы сегодня и разучим.

А поможет нам в этом деле вот эта мнемотаблица (выставляет на мольберт мнемотаблицу произведения).

Итак, Иван Захарович Суриков. Стихотворение «Детство»

Я вам его сейчас прочитаю, послушайте внимательно, а после поделитесь, пожалуйста своим впечатлениями: какие чувства у вас вызвало это стихотворение.

Короткая беседа с детьми о стихотворении. Проводится работа над непонятными детям словами и выражениями.

Воспитатель,читая последнее четверостишие, голосом подчеркивает несерьезность горя и обращает на это внимание детей. Выслушивает мнения детей.

3. Физминутка «Вот так холод, вот мороз» (музыкальная,Екатерина Железнова)

1. Вот так холод, вот мороз,

Больно щиплет нос. Больно щиплет нос.

Чтоб согреть его скорей,

Надо потереть сильней.

Чтоб согреть его скорей, потереть сильней.

2. Будем ножки согревать,

Прыгать и скакать. Прыгать и скакать.

Очень холодно стоять, ножки стали замерзать.

Очень холодно стоять, стали замерзать.

3. Крепче стал мороз никак,

Мерзнем стоя так, Мерзнем стоя так

Нам пора бежать бегом.

Нам нельзя идти пешком.

Нам пора бежать бегом, нельзя идти пешком.

4. Чтобы ручки согревать,

Будем их махать. Будем их махать.

И в ладоши будем бить.

И локтями шевелить.

И в ладоши будем бить, локтями шевелить.

5. Мы на месте не стоим,

Мы бежим, бежим, Мы бежим, бежим

Чтоб согреться поскорей,

Надо побежать быстрей.

Чтоб согреться поскорей, побежим быстрей.

4. Разучивание стихотворения по мнемотаблице.

Чтение стихотворения сначала хором, потом индивидуально. Петрушка тоже старается прочитать выразительно наизусть стихотворение.

5. Подведение итога. Рефлексия.

— Скажи, Петрушка, чье выразительное чтение стихотворения из детей тебе больше всего понравилось?

Петрушка делится своими впечатлениями и просит ребят тоже определить, чья декламация была убедительнее.

Воспитатель:

-Наша литературная гостиная закрывается. Понравилось ли вам гостить здесь? Если да- то возьмите улыбающееся солнышко, если нет -то грустное солнышко. Выбери и ты,Петрушка, солнышко настроения!

Дети делают свой выбор.

Петрушка:

-Спасибо, ребята, что пригласили меня в литературную гостиную. До новых встреч!

-До свидания, Петрушка! Приходи к нам еще!

Спасибо и вам, ребята! Вы были внимательными, вежливыми посетителями литературной гостиной.

Тема: заучивание стихотворения И. З. Сурикова «Зима»

Форма совместной деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, двигательная

Цель: обучение умению выразительно читать наизусть стихотворение И.З.Сурикова «Зима»

Словарная работа: белый, пушистый, серебристый, волшебная, сказочная, снежная, морозная

Литературные: стихотворение И. З. Сурикова «Зима»

Этапы

(последовательность) деятельности

Содержание деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей,

выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

Мотивация деятельности детей (обсуждение реального события, введение в игровую ситуацию).

Здравствуйте, меня зовут Дарья Владимировна.  Я очень рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста, в круг.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг, и ты мой друг,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Ребята, я вижу, что вы улыбаетесь, значит, настроение хорошее. А теперь посмотрите на наших гостей, подарите им улыбку и поздоровайтесь.

Организует размещение детей в группе, эмоционально включает в действие

Дети встают в круг, внимательно слушают воспитателя

Умеет управлять своим поведением; соблюдает общепринятые нормы поведения; проявляет готовность к действию.

Актуализация опорных знаний, выявление проблемы (постановка целей исследования).

Ребята, сейчас я загадаю вам одну загадку , слушайте внимательно :

На заборах, на крылечке,

Всё блестит и всё бело!

Нет свободного местечка –

Всюду снега намело!

Снег на полях, лёд на реках,

Вьюга гуляет –

Когда это бывает? (зимой)

Я предлагаю вам подойти к окну и посмотреть, как все замело снегом.

Евгения Фёдоровна Трутнева «Первый снег»

Что такое за окном?

Сразу в доме посветлело!

Это снег лежит ковром,

Самый первый, самый белый.

-Присаживайтесь, я прочитаю вам другое стихотворение Ивана Захаровича Сурикова «Зима»

Белый снег, пушистый воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

И под утро снегом поле забелело,

Точно пеленою все его одело.

Темный лес, что за шапкой принакрылся чудной

И заснул под нею крепко, непробудно…

-Какие картины зимней природы вы мысленно себе представляли, когда слушали это стихотворение? (снег кружится, белое поле, лес в снегу).

-Понравились стихи? Сегодня мы будем учить стихотворение И.Сурикова наизусть. Послушайте ещё раз внимательно, постарайтесь запомнить.

-Как называется стихотворение? Кто автор?

-Какое сейчас время года? Какой снег выпал?

-Как он падает?

-Что стало с полем?

-Назовите приметы осени?

-А какая бывает зима? (волшебная, сказочная, снежная, морозная)

Задаёт вопросы, читает стихотворения Е.Ф.Трутневой, И.З.Сурикова

Дети внимательно слушают, отвечают на вопросы

Умеет слушать, отвечать на вопросы; проявляет любознательность, задает вопросы; пытается самостоятельно предложить объяснение проблемы, способен к принятию собственного решения.

Решение проблемы (игровая деятельность; анализ – сравнение, активное обсуждение демонстрационного, иллюстративного или предметного материала).

 -Давайте повторим строчку: «Тёмный лес, что шапкой принакрылся чудной» (дети повторяют строчку индивидуально)

-Как надо читать это стихотворение, послушайте ещё раз. Можно шепотом повторять за мной. (Читаю в третий раз)

-Кто хочет читать стихи? (вызываю одного ребенка, он читает, продолжает другой, а заканчивает третий эстафетно. Педагог помогает, подсказывает очень тихо. Вызывает первыми читать тех, кто быстро запоминает, а затем других, у которых навык запоминания слабее)

Предлагает детям рассмотреть  повторить строчку из стихотворения И.Сурикова задает вопросы, помогает детям составлять рассказ по картине

.

Выстраивают полный ответ, предложение; внимательно слушают воспитателя, отвечают на вопросы, учат стихотворение.

Проявляет инициативу и самостоятельность; открыт внешнему миру, взаимодействует со сверстниками, воспитателем; имеет развитое воображение; творчески решает проблему; способен к волевым усилиям; обогатил словарь по теме; проявил готовность к совместной деятельности.

Закрепление (самоопределение).

Включает музыку и дети двигаются под нее, изображая снежинок

-Пришла зима. А что она нам принесла? Отгадайте!

-Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь. (Снег)

-Кто без бревен через реки мосты строит? (Мороз)

-Без рук, без ног

По свету рыщет,

Поет да свищет? (Ветер)

-Но мы с вами не боимся ни мороза, ни ветра. У нас есть …. Отгадайте?

-Все лето стояли, зимы ожидали.

Дождались зимы – помчались с горы! (Санки)

Правильно. А сейчас я предлагаю вам нарисовать как падают снежинки.

Инициирует общее обсуждение детей; выражает искреннее восхищение; комментирует высказывание;

Активно включаются в беседу, выражают свою оценку, проявляет творческую активность.

Проявляет самостоятельность;

положительно относится к другим; сопереживает неудачам и радуется успехам другим; проявляет творческие способности;

Рефлексия (анализ и результаты).

Дети, какие вы молодцы! Вы все сегодня были такими старательными! Какое стихотворение мы сегодня учили? Кто автор стихотворения? Кому было трудно выполнять работу, то потопайте ножками, а кому легко – похлопайте в ладоши.

Задает вопросы, стимулирующие процессы мышления;  Просит оценить свой труд на занятии,

Осуществляет контроль; выражают собственные суждения; делятся впечатлениями.

Способен оценить свою деятельность, свой вклад в решение проблемы; выделить трудности которые были в ходе решения проблемы.

Открытость (умение обсуждать и планировать дальнейшую совместную и  индивидуальную деятельность)

Ребята, вы сегодня хорошо постарались и у нас получилось выучить стихотворение «Зима». Когда вы придете домой, то вы можете рассказать друзьям и родителям это стихотворение. На следующем занятии мы рассмотрим  пейзажную картину —  А.М. Васнецова «Зимний сон (Зима)» и составим описательный рассказ. 

Хвалит детей за проделанную деятельность. Планирует предстоящую деятельность.

Планируют вместе с воспитателем предстоящую деятельность.

Овладели средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Умеют планировать и продолжать свою деятельность.

Рассказ сурикова детство читать

Человек часто хочет многого. Или чего-то одного, но сильно. Верующий человек молится Господу, чтобы Он дал ему желаемое, и по неотступной молитве Господь идёт человеку навстречу. А дальше полученное оказывается не такой конфетой, какой представлялось вначале. Именно так и случилось с героиней этой истории.

В 21 год я впервые пришла в храм и была просто очарована православным богослужением. Очень быстро выучила наизусть всю службу, хотела в ней активно участвовать. Когда в храме решили организовать приходской хор, я записалась туда самой первой. В детстве я музыкой не занималась, слуха от природы у меня не было – да и сейчас он плохой, тяжелый, и голос нескоординированный. На занятиях приходского хора нам давали ноты, но я нот не знала, и для меня они были просто подсказкой – где петь выше, где ниже, где быстрее, где медленней. В основном я всё заучивала наизусть.

Я записалась в приходской хор самой первой и поняла, что хотела петь всю свою сознательную жизнь!

Лет пять я там пела. Я поняла, что хотела петь всю сознательную жизнь! В моей семье никогда не было музыки, я вообще не знала, что это такое, а тут увидела, как применима музыка: можно петь Богу. На пике воцерковления мне вообще не хотелось выходить из храма. Казалось, это именно то, чем люди должны заниматься, – петь на службе. Зачем выходить на улицу, в мир, искать там другие занятия? И я поставила себе цель – сделать пение в хоре своей профессией.

Я долго висела на регенте и просила его подсказать, что мне делать. Он года три мягко меня осаживал, говорил: «Ну, ты ведь и так поешь в хоре, зачем тебе идти учиться?». Но наконец я дожала его, и он сказал: если учиться, то по-настоящему. На курсах профессию не получишь. Дело было летом, и мы решили, что через год я буду поступать в Гнесинку. Договорились о занятиях с преподавателями фортепиано, сольфеджио и дирижирования. На следующее утро я проснулась, пошла в книжный магазин и приобрела сольфеджио для первого класса. За три дня нашла и купила домой пианино. Сразу начала учить ноты: смотрела, где на клавиатуре нота, где на нотном стане, нажимала пальцем – по две ноты в минуту. Батюшка разрешил мне в храме поставить за свечным ящиком электрическое пианино, и весь день, пока дежурила, я что-то в наушниках на нем разучивала. Потом приходила домой и продолжала учить.

Только сейчас ко мне пришло понимание, до какой степени я была невежественна в музыке на момент моего поступления

Ближе к концу года мне нашли педагогов из Гнесинки, и так совпало, что именно они принимали у меня экзамены. Гнесинка – это определенная марка, и она не рада тридцатилетним абитуриентам, которые ноты знают только по названиям. Поэтому мне повезло – мои преподаватели очень хотели, чтобы я у них училась. Они понимали, до какой степени я ничего не знаю, но видели, с каким рвением я тружусь над моим незнанием. Это их очень впечатлило. В какой-то момент я осознала, что начало работать чудо: почему-то люди, которые должны тебя забраковать, говорят: «Вы – наша мечта!», – и берутся тебе помогать. Я всё делала, как во сне. Только сейчас ко мне пришло понимание, до какой степени я была невежественна в музыке на момент моего поступления, а мои педагоги понимали это и всё равно тащили меня, как на ошейнике. Если бы я знала тогда то, что знаю сейчас, я не посмела бы идти в Гнесинку. Но тогда сработали, как говорят, «слабоумие и отвага». Экзамены я сдала успешно и поступила.

А дальше начался ад. Я даже не хочу приукрашивать события. Чудо свершилось, я пришла 1 сентября на учебу – а дальше делай, что хочешь. Мои педагоги, которые помогли мне поступить, очень меня поддерживали, но были и такие преподаватели, которые восприняли моё поступление как оскорбление их учебного заведения и осложняли мне жизнь, как могли. Хотя я очень старалась и на время обучения вычеркнула из своей жизни всё, кроме музыки: вставала в пять утра, ложилась в двенадцать ночи и всё это время учила, учила, чтобы как-то наверстать программу, которую дети учат с семи лет. Я не хочу рассказывать подробности, но обучение совершенно точно не должно быть таким – если только у педагога нет цели привить студенту ненависть к предмету. Я ни с кем не спорила, думала, что смогу покрыть всё христианской любовью – но нет. Не смогла. До сих пор в музыке есть какие-то вещи, которые вызывают у меня отвращение, я даже не хочу к ним возвращаться.

Я ни с кем не спорила, думала, что смогу покрыть всё христианской любовью, но нет. Не смогла

Из Гнесинки я вышла с постоянной температурой, нервными срывами и паническими атаками. Через пару лет всё улеглось – оказалось, что я могу петь, что у меня есть голос. Одна из моих преподавателей, которая работает регентом в хоре, позвала меня к себе в певчие. И оказалось, что я это люблю, что всё не зря, что можно работать. Очень важно, чтобы тебя ценили и поддерживали. Сейчас я пою в храме, который находится в пятистах метрах от храма, в котором я начинала. И думаю: стоило ли это расстояние в 500 метров такого извилистого пути?..

Но жалеть о том, что случилось в жизни, неправильно. Во-первых, любое событие – это урок, а во-вторых, кроме плохого, было и много хорошего: мой руководитель по хору не только был очень терпелив со мной все четыре года обучения, но и взял меня в свой камерный хор, с которым я пела много лет. Мы ездили на гастроли и конкурсы, и это незабываемая часть моей жизни, яркая и дорогая. И, наверное, для меня она была бы невозможной, если бы я не заплатила такую дорогую цену.

Отличительной чертой творчества Ивана Захаровича Сурикова является лиричность, образность и простота изложения всех его произведений. Не исключением стало и стихотворение «Зима», в котором описывается вступление зимы в свои права. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Зимы» по плану, который будет полезен ученика 5 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Зима.
История написания – Стих написан в 1880 году.

Тема стихотворения – Красота зимнего пейзажа, воспевание жизни крестьян.

Композиция – Композиция последовательная, стройная, делит его две смысловые части: описание зимнего пейзажа и крестьянского быта.

Жанр – Пейзажная лирика.

Стихотворный размер – Трехстопный ямб с перекрестной рифмовкой, рифма женская.

Эпитеты – «пушистый», «сердитый», «злой».

Метафоры – «снеговые горы».

Олицетворения – «лес заснул», «морозы пришли».

Сравнения – «поле забелело, то пеленою, все его одело».

Анализ стихотворения Ивана Сурикова «Зима»

Каждая из поэзий Сурикова о зиме так нам известна, что порой кажется: мы знаем их с детства. А еще каждый стих об этой чудесной поре очень искренний.
Наполнены чувством зимнего спокойствия и строки стихотворения с лаконичным, но точным названием «Зима». Тема этого произведения – приход в свои владения красавицы-зимы. Вступает в свои права зимушка сразу после того, как «пришли морозцы».

Эта поэзия – образец пейзажной лирики, в котором присутствуют философские раздумья о смысле жизни, ведь в ней многое подчинено законам матушки-природы, поэтому все изменения нужно встречать радостно, наслаждаясь каждым мгновением. Ведь жизнь полна приятных забот, и их не меньше у крестьян даже в морозные солнечные дни: надо привезти из лесу дрова, укрыть избу соломой, защищая свою обитель от зимней стужи. А вот детишкам в это время довольно весело, ведь они строят «снеговые горы».

Главная мысль этой поэзии Сурикова – воспевание сельской жизни, которая так близка сыну крестьянина. Стих отличается своеобразной мелодикой, насыщенностью образов и простотой слога. Его относят к разряду лирики пейзажной, так как уже с первых строк мы умиляемся пушистым снегом, белоснежность которого очищает окружающую среду.

Да, много забот у крестьян, однако это время года вносит в жизнь жителей села уютное спокойствие. А вот в представлении Сурикова зима у крестьян не лишена романтических ноток. Ведь «темный лес» под утро одевает снеговую шапку, а каждый зимний вечер просто переполнен великолепием.

Строф в стихотворении – восемь. Каждая их них состоит из четырех строк. Стих написан трехстопным ямбом (двухсложный размер), в нем перекрестная рифмовка, рифма женская (ударение на предпоследнем слоге).

Произведение Сурикова «Зима» насыщено и художественными приемами. К примеру, метафорами «злой мороз, сердитый», «лес…заснул», «пришли морозцы», эпитетом «снег пушистый». Во второй строфе происходит повторение сонорных «л», «н», то есть автор прибегает к аллитерации.

При детальном анализе синтаксиса произведения, можно увидеть, что многие предложения усложнены однородными членами с бессоюзной и союзной связью «падает, ложится», «крепко, непробудно», «зимы и стужи», «вьюги и метели».

Мне очень по душе пришлось стихотворение Сурикова «Зима». Вместе с автором пришлось погрузиться в красоту зимнего пейзажа: полюбоваться снегопадом, белоснежной пеленой поля и чудным лесом. Вместе с сельскими жителями был прожит замечательный зимний день, когда крестьянин заботиться об уюте в избушке, а ребятишки резвятся, лепя снежные комы.

История создания

На долю Ивана Захаровича выпало немало жизненных испытаний. Он родился и вырос в обычной крепостной семье, и вся его жизнь, в том числе и зрелые годы, прошли в глубокой нищете. Но это не мешало ему находить радость в простых житейских вещах. Поэт никогда не роптал на судьбу и был безмерно счастлив тем, что имел прямое отношение к поэзии, которую боготворил.

Суриков стал одним из ярких поэтов, представителей такого направления как крестьянская поэзия. В своих произведениях он воспевал простую и незамысловатую сельскую жизнь, с ее трудностями и редкими крупицами радости.

Лирическое стихотворение «Зима» Суриковым в 1880 году, незадолго до смерти поэта. В последний год жизни Иван Захарович страдал от туберкулеза, однако не переставал искренне радоваться красоте окружающего мира, его удивительной гармонии. Подтверждением тому сало посмертное произведение «Зима» – очень легкое и светлое по своему содержанию, наполненное восхищением красотой зимней природы.

Краткий анализ стиха «Зима» И. Суриков

Вариант 1

Стихотворение Ивана Захаровича «Зима», написанное в 1880 году, раскрывает две темы, связанные между собой — это торжественный приход зимы, вступившей в свои законные права, и описание сельской жизни.

В начале произведения автор ярко описывает снегопад. Перед читателями вырисовывается картина, как снег, хлопьями кружась, ложится пеленою. Олицетворение зимы Суриковым очень красочно, несмотря на преобладание белого цвета этого времени года.

Используя метафоры, поэт отмечает умиротворение и спокойствие природы. Тёмный лес, такой величественный, укрывшись шапкой из снега, засыпает крепко и непробудно. Иван Суриков имел способность восхищаться природой. Даже кажущиеся, на первый взгляд простыми строки, несут философский смысл. Автор считал очаровательным и то, что солнце уже мало светит, короткие дни, пришли морозы.

Несмотря на, казалось бы, простые строфы стихотворения, при тщательном анализе можно увидеть, что присутствуют предложения с усложнёнными однородными членами с союзной и бессоюзной связью «падает, ложится», «крепко, непробудно», «зимы и стужи», «вьюги и метели». Но, это нисколько не мешает изучать данное произведение Ивана Захаровича ученикам средних образовательных школ.

Стихотворение «Зима» — поэзия пейзажной лирики. Однако Суриков сдержанно описывает и сельскую жизнь. Так как сам поэт родился в семье крепостного крестьянина, ему знакома самобытность сельских жителей. Тем самым подчёркивая тесную связь между человеком и природой.

Сдержанно и просто Иван Суриков описывает крестьянина, готовящего сани. Даже зимой забот у селян предостаточно, например, заготовка дров. Так же надо утеплить избу соломой от предстоящих морозов. Ещё поэта умиляет и то обстоятельство, что, несмотря на снегопад, мороз и заснеженность, ребятишки строят снежные горки для катания.

Рифмовка стихотворения наиболее ярко передаёт суть этого времени года и непосредственного участия природы и человека. Перед читателем предстаёт картина, в виде села с полями, окружённого лесом. И всё это великолепие покрывается пушистым снегом. Суриков сумел донести всю романтику морозного утра в своём произведении.

Так же в стихотворении встречаются художественные приёмы. На пример метафора «вот пришли морозцы», «злой мороз, сердитый».

Сурикова считают одним из ярких поэтов, представлявшим направление, такое как, крестьянская поэзия, появившегося в 19 веке.

Это интересно: А. Барто (1906–1981), российский и советский детский писатель, киносценарист. В биографии Бартоесть место ярким встречам и увлекательным событиям, благодаря которым раскрылся ее талант.

Вариант 2

Иван Суриков родился и вырос в крепостной семье, он трудно жил и умер в глубокой нищете. Оставшаяся потомкам лирика этого замечательного поэта раскрывает удивительный талант и жизнелюбие человека, много выстрадавшего в своей жизни.

Стихотворение Ивана Сурикова «Зима» – яркий пример удивительного поэтического таланта. Оно относится к жанру пейзажной лирики и отражает удивительную способность обездоленного жизнью человека красиво и тепло восхищаться родной природой.

Мы видим в этих строках настоящего поэта, светлого и жизнерадостного. Речь его плавна и мелодична, наполнена искренней добротой и любованием увиденной картиной. Автор нежно сравнивает снежный покров с теплым одеянием, укрывшим «пеленой» поле и «чудной» шапкой – «темный лес», который заснул успокоившись.

Все наполнено глубоким человеческим смыслом, зима полноправно заняла позиции, и с этим нужно смириться. Именно поэтому основная мысль излагается кратко: «вот пришли морозцы — и зима настала». Так было испокон веков, в этом суть жизни и перемен.

Поэт любовно описывает все старания крестьянина, подготовившегося к зиме. Человек, близкий к природе, знает и понимает ее, он принимает с радостью новый день, потому что умеет ценить каждый проблеск счастья. А счастье – это гармония с природой.

Тонкая поэтическая натура крестьянского человека воспринимает окружающий мир особенно чутко, это чувствуется в каждой строчке. Деревенский человек неспешен, мудр и трудолюбив. Понимая суровый нрав зимы, он не сетует на нее, а готовится жить с ней в мире и любви.

Только бесконечно обожая эту деревенскую жизнь и ощущая близость с естественным природным миром, поэт смог найти спокойные емкие фразы, описывающие приход зимы. В то же время речь Сурикова романтична и возвышенна.

Последняя строфа стихотворения навевает сказочные мотивы, здесь и «злой мороз, сердитый» как в народных сказаниях, и «вьюги и метели» как живые персонажи. Все готово к зиме, она холодна, но и прекрасна, с ней пришел крестьянский отдых.

Тема

Центральная тема стихотворения – зима, которая только вступает в свои права. Произведение дарит читателю чувство умиротворения и душевного спокойствия, которое навевает неспешный снегопад, укрывающий землю белым пушистым полотном. Он скрывает всю неприглядность осиротелой черной земли, наряжает в богатые наряды голые ветви деревьев.

Приход зимы описан достаточно просто и сдержанно, что указывает на неизбежное и закономерное подчинение бытия законам природы. Автор делает акцент на том, что любые изменения в окружающем мире нужно принимать с радостью и благодарностью. Каждый миг жизни наполнен своим очарованием, необходимо лишь научиться ценить простые радости.

Наступление зимы приносит свои хлопоты в крестьянскую жизнь: нужно утеплить избу, защитить ее от зимней стужи, привезти из лесу дрова. Однако зимой работы у крестьян гораздо меньше, а для детворы эта пора года – настоящий праздник, ведь можно до темноты кататься на ледяных горках, играть в снежки.

Стихотворение «Зима»– анализ по плану

Вариант 1

Иван Захарович Суриков является стихотворцем, который писал в течение — крестьянская поэзия. В своих стихотворениях он восхвалял деревенскую жизнь. Иван Суриков появился на свет в бедной семье крестьянина. Его произведения выделяются простатой и созвучностью. Суриков написал стихотворение ” Зима” в 1880 году, незадолго до своей смерти. Поэт умер в бедности, но некогда не сетовал на свою жизнь, потому что считал, что ему представился необыкновенный, случай – стать хорошим поэтом.

Тема стихотворения – наступление зимы. Она приходит после наступления первых морозов. Произведение, написанное в пейзажной лирики, в нем есть мировоззренческие размышления о смысле жизни, так как все зависимо от природы. Все преобразования, происходящие в природе необходимо принимать ликующе, упиваться каждым мигом. Поэт, описывал уклад жизни крестьян.

В морозный и солнечный зимний день они по-прежнему много работают. Им необходимо ехать за дровами, в зимний лес, без которых нельзя прожит в холодную зиму. Правда сельские жители за долго до наступления зимы позаботились о своих жилищах, накрыли избы соломой, для того чтоб защитить свое жилье во время зимних холодов. Однако ребятишкам весело и раздольно в снежную холодную зимнюю пору. Главная мысль произведения И.З. Сурикова – восхваления деревенской жизни, которая так знакома крестьянину.

Произведение различается своеобычным звучанием, неповторимостью образов и естественностью слога. В стихотворении – восемь строф. Каждая из них содержит четыре строки. Произведение изображено трехстопным ямбом, в нем есть рифма (ударение на предпоследнем слоге). Произведение Сурикова «Зима» пропитано живописными образами. Например, использует метафору мороз что злится и сердится, лес, который заснул, морозы пришли. Во второй строфе повторяются сонорные «л», «н», то есть поэт использует олицетворение.

Это стихотворение тронуло мне душу. Я как будто с автором прочувствовала великолепие и неповторимость зимней картины сельской жизни. Полюбовалась снегопадом, белыми заснеженными бескрайним полями, чарующим лесом. Совместно с жителями села был прожит необыкновенный, холодный зимний день, кода крестьянин проявляет заботу об уюте в избах, а детишки веселятся, забавляясь снегом лепят снежные комки.

Вариант 2

История создания

На долю Ивана Захаровича выпало немало жизненных испытаний. Он родился и вырос в обычной крепостной семье, и вся его жизнь, в том числе и зрелые годы, прошли в глубокой нищете. Но это не мешало ему находить радость в простых житейских вещах. Поэт никогда не роптал на судьбу и был безмерно счастлив тем, что имел прямое отношение к поэзии, которую боготворил.

Суриков стал одним из ярких поэтов, представителей такого направления как крестьянская поэзия. В своих произведениях он воспевал простую и незамысловатую сельскую жизнь, с ее трудностями и редкими крупицами радости.

Лирическое стихотворение «Зима» Суриковым в 1880 году, незадолго до смерти поэта. В последний год жизни Иван Захарович страдал от туберкулеза, однако не переставал искренне радоваться красоте окружающего мира, его удивительной гармонии. Подтверждением тому сало посмертное произведение «Зима» – очень легкое и светлое по своему содержанию, наполненное восхищением красотой зимней природы.

Тема

Центральная тема стихотворения – зима, которая только вступает в свои права. Произведение дарит читателю чувство умиротворения и душевного спокойствия, которое навевает неспешный снегопад, укрывающий землю белым пушистым полотном. Он скрывает всю неприглядность осиротелой черной земли, наряжает в богатые наряды голые ветви деревьев.

Приход зимы описан достаточно просто и сдержанно, что указывает на неизбежное и закономерное подчинение бытия законам природы. Автор делает акцент на том, что любые изменения в окружающем мире нужно принимать с радостью и благодарностью. Каждый миг жизни наполнен своим очарованием, необходимо лишь научиться ценить простые радости.

Наступление зимы приносит свои хлопоты в крестьянскую жизнь: нужно утеплить избу, защитить ее от зимней стужи, привезти из лесу дрова. Однако зимой работы у крестьян гораздо меньше, а для детворы эта пора года – настоящий праздник, ведь можно до темноты кататься на ледяных горках, играть в снежки.

Композиция

Стихотворение состоит из восьми строф, каждая из которых, в свою очередь, включает по четыре строки.

Выделить лирического героя в произведении достаточно трудно, но после прочтения становится понятно, что это мужчина, который наслаждается зимним пейзажем. Ему близка деревенская жизнь, быт крестьян. Из этого можно сделать вывод, что лирическим героем в стихотворении «Зима» является сам Суриков. В повествовании он занимает позицию несколько отстраненного наблюдателя, никак не проявляющего свои эмоции.

Композиция произведения стройная. Сюжет можно разделить на две условные части: в первой части поэт демонстрирует красоту зимнего пейзажа, а во второй – уделяет внимание крестьянскому быту.

Жанр

Жанровая принадлежность произведения – пейзажная лирика. В нем очень гармонично переплелось описание природы в зимнее время года и крестьянского быта.

«Зима» написана трехстопным ямбом с применением перекрестной рифмовки. Рифма женская, поскольку ударение делается на предпоследнем слоге.

Средства выразительности

Для раскрытия зимней темы большую роль в стихотворении играют такие средства художественной выразительности как эпитеты («пушистый», «сердитый», «злой»), метафоры («снеговые горы»), олицетворения («лес заснул», «морозы пришли»), сравнения («поле забелело, то пеленою, все его одело»).

Вариант 3

В русской литературе 19–20 веков существует такое направление, как крестьянская поэзия, яркими представителями которой являются Сергей Есенин и Николай Некрасов. К числу авторов, которые в своих произведениях воспевали сельскую жизнь, можно отнести и Ивана Сурикова, имя которого в наши дни незаслуженно забыто. Творческое наследие этого поэта, который родился в семье крепостного крестьянина, невелико, однако многие его произведения до сих пор на слуху у читателей, так как отличаются простотой слога, особой мелодичностью и удивительной яркостью образов.

Среди них стоит отметить стихотворение «Зима», написанное в 1880 году, незадолго до смерти Сурикова, который скончался в нищете, однако до самого последнего момента не утратил способности восхищаться окружающим миром и находил его совершенным даже

вопреки тому, что судьба не проявляла к этому автору особой благосклонности. Тем не менее, поэт никогда не жаловался на жизнь и был убежден в том, что ему выпал счастливый жребий — быть поэтом.

Стихотворение «Зима» относится к разряду пейзажной лирики, и первые его строчки посвящены снегопаду, который укрывает землю белым и пушистым одеялом, преображая мир, делая его чище и светлее. От этих строк веет спокойствием и умиротворением, а также предвкушением праздника, который обязательно настанет уже хотя бы потому, что зима вступает в свои законные права.

Ее приход поэт описывает весьма просто и лаконично — «вот пришли морозцы — и зима настала». Однако в этой простой фразе заключена философская мудрость бытия, смысл которого сводится к тому, что все мы подчиняемся законам природы. Поэтому любые перемены в окружающем мире следует воспринимать с радостью и получать удовольствие от каждого мгновения жизни, которое наполнено удивительным очарованием для тех, кто умеет ценить простые человеческие радости.

Описывая быт крестьян, поэт отмечает, что в солнечный и морозный зимний день у них по-прежнему достаточно забот. Нужно запрягать сани и ехать за дровами, без которых пережить стужу невозможно. При этом к зиме сельский житель готовится весьма основательно и заблаговременно, он давно уже укрыл снаружи избу соломой, чтобы защитить свое жилище от холода. Зато детворе в снежную зиму оно раздолье, и практически в каждой деревне «горы снеговые строят ребятишки».

Простой сельский быт описывается в этом произведении сдержанно и непритязательно. Главное для крестьян — позаботиться о своем доме, запастись дровами и продуктами питания, сеном для домашнего скота и теплыми вещами. Эта пора года для сельских жителей является довольно спокойной, и у них есть время уделить внимание своему скудному хозяйству, подготовиться к предстоящей посевной, от которой зависит благополучие всей семьи.

Однако зима даже для сельского жителя не лишена романтики. И Иван Суриков, который большую часть своей жизни провел в деревне, не перестает удивляться красоте «темного леса», который за одну ночь обзавелся роскошной и пышной шапкой из снега, белым полям и коротким дням, на смену которым приходят длинные зимние вечера, наполненные особым очарованием. Так просто и безыскусно писать о сложных вещах под силу лишь по-настоящему одаренному человеку, который умеет ценить прекрасное и беззаветно любит родную природу, ценит крестьянский быт и обладает очень тонкой поэтической натурой.

Поэтому неудивительно, что Ивана Сурикова считают одним из наиболее ярких и самобытных поэтов русского села, который смог вдохнуть романтику в привычный уклад сельской жизни и преподнести его таким образом, чтобы каждому читателю захотелось скатиться с высокой снежной горы на окраине села или же побродить по спящему лесу, вслушиваясь в скрип сугробов и вдыхая морозный терпкий воздух.

Это интересно: «Злоумышленник» Чехов читать юмористический рассказ, в котором писатель поднял глобальные проблемы России образца XIX века: халатность, безответственность, недобросовестное отношение к государственной собственности.

Композиция

Стихотворение состоит из восьми строф, каждая из которых, в свою очередь, включает по четыре строки.

Выделить лирического героя в произведении достаточно трудно, но после прочтения становится понятно, что это мужчина, который наслаждается зимним пейзажем. Ему близка деревенская жизнь, быт крестьян. Из этого можно сделать вывод, что лирическим героем в стихотворении «Зима» является сам Суриков. В повествовании он занимает позицию несколько отстраненного наблюдателя, никак не проявляющего свои эмоции.

Композиция произведения стройная. Сюжет можно разделить на две условные части: в первой части поэт демонстрирует красоту зимнего пейзажа, а во второй – уделяет внимание крестьянскому быту.

Ее куратор Ленар Ахметов уверен: на выставке сейчас представлены самые топовые имена, которые есть на сегодняшний день

Для многих из нас трасса М7 — это не только расстояния, но и личные истории: дорога — метафора жизни, от этого никуда не деться. Авторы выставки предлагают подумать о судьбе наций, связанных этой трассой. Нужна ли национальная культура в эпоху глобализма или новые кочевники Жака Аттали завтра откажутся от нее как от лишнего груза? О роли этнической идентичности в эпоху «цифры», культурном коде дороги между Европой и Сибирью и выборе, который делают за нас, — в интервью с куратором выставки.

Ленар Ахметов: «И если любая дорога в русской традиции — это прежде всего рассказ о человеке и его судьбе, то М7 — это еще и рассказ о судьбе о больших и малых наций, их культуре и уникальности, их поисках, взлетах и  поражениях»Ленар Ахметов: «И если любая дорога в русской традиции — это прежде всего рассказ о человеке и его судьбе, то М7 — это еще и рассказ о судьбе больших и малых наций, их культуре и уникальности, их поисках, взлетах и поражениях»

«М7 — метафора евразийства»

— Ленар, на этой неделе в «БИЗОNе» открылась необычная выставка современного искусства под кодовым названием «М7 и новые кочевники», удивляющая буйством красок, форм, материалов и громких имен. Кто, как не вы, ее куратор и мотор, могли бы ответить: какова все- таки ее концепция?

— Для меня и, думаю, не только для меня М7 — это не просто дорога, это целая цепочка символов и знаков. Из Набережных Челнов в Казань, из Европы в Сибирь, из детства во взрослую жизнь. За всем этим мощнейшая история — и личная, полная эмоций и событий, и — если взглянуть пошире — история национальная, евразийская, российская. Путь, обочина, переход, стоянка, «обгон запрещен»… Помимо прямого значения все дорожные образы — точный аналог образов философских и метафизических.

Не так давно трассу М7 называли дорогой смерти: так много было здесь аварий из-за узкого дорожного полотна в ямах и рытвинах. Это тоже невозможно забыть, это навсегда в нашей памяти. Высокие скорости, великие реки, пыльные города. Узкие ручейки примыкающих дорог, ведущих к соседним деревням. Мешки кукурузных палочек, клюква и белые грибы, ведрами продающиеся на обочинах.

М7, как известно, — это основная федеральная трасса, соединяющая европейскую часть России и Сибирь, ключевой маршрут, проложенный через три области, три республики и семь рек, среди которых Волга, Ока, Кама и Белая. Развитие путей сообщения в восточном направлении идет с XII века, и эта дорога имеет вполне конкретную протяженность не только в пространстве, но и во времени: от Узбек-хана, декабристов и других ссыльных до многоуровневых развязок и заправок с кафе и стиральными машинами.

Ленар Ахметов — художник.

Награжден дипломами и грамотами министерства культуры Республики Татарстан, министерства культуры Удмуртской Республики. Председатель правления союза художников в Набережных Челнах с 2021 года. Живет в Набережных Челнах.

И если любая дорога в русской традиции — это прежде всего рассказ о человеке и его судьбе, то М7 — это еще и рассказ о судьбе больших и малых наций, их культуре и уникальности, их поисках, взлетах и поражениях. М7 — метафора евразийства, упорно пытающегося сохранить культурный и духовный код территории в водопаде мирового глобализма.

m7

Поэтому в экспозиции нет пейзажей, летящих за автомобильным стеклом, нет запечатленных достопримечательностей и злобы дня. Художники исследуют культурные и исторические кейсы своих народов и их место в современном цивилизационном процессе. Обращаясь к национальным корням, мы пытаемся вспомнить ту методологию связи с природой и космосом, которой обладали наши предшественники, найти тот магический кристалл, что позволит сохранить духовные сокровища предков в жестком сугубо функциональном мире высоких скоростей и big data. И самое главное — увидеть будущее национальных культур в эпоху глобализации.

— А что это за будущее, на ваш взгляд? Вы прогнозируете расцвет национальных культур или их размытие и утрату в результате мировых интеграционных процессов, заданных извне тем и трендов?

— Прогнозы — это не моя специальность, но, безусловно, угрозу для национальных культур в мире глобализации невозможно не видеть. Вспомним хотя бы о том, что будущее, по прогнозу одного из идеологов «нового мирового порядка» Жака Аттали, принадлежит «новым кочевникам», для которых характерен полный разрыв с какой-либо территорией, нацией, семьей и культурой. Это грядущая мировая космополитичная элита, которая проводит жизнь в бесконечных путешествиях по всему миру, зарабатывая удаленной работой и нигде не задерживаясь подолгу. В этой новой социальной форме человек будет носить на себе и в себе все, что составит его социальное значение. «Магнитная карточка станет подлинным „протезом Я“ человека, открывающим ему доступ к универсальному рынку», где можно купить разного рода удовольствия точно так же, как искусственные органы и характеристики будущих детей.

Помимо новых кочевников в постмодернистском мире Аттали предвидит появление «бедных бродяг периферии», которые тщетно стремятся перейти от замедленного к ускоренному миру и ведут «жизнь живых мертвецов». Этот культурный каннибализм, по Аттали, в пределе создаст ситуацию, когда «сам человек превратится в кочевой предмет». «Со вставленными в него искусственными органами он станет и сам искусственным существом, которое можно будет купить или продать, как любой другой предмет или товар», — говорит Аттали.

Вдохновляет ли такой образ будущего? Наверное, на этот вопрос каждый должен ответить сам. Выставка «М7 и новые кочевники» — это коллективное размышление о взаимоотношениях разных наций и народов на перекрестке высокоскоростных магистралей и цивилизационных магнитных полей, о выборе своего пути в эпоху глобализма. 

«Выставка «М7 и новые кочевники» — это коллективное размышление о взаимоотношениях разных наций и народов на перекрестке высокоскоростных магистралей и цивилизационных магнитных полей»«Выставка «М7 и новые кочевники» — это коллективное размышление о взаимоотношениях разных наций и народов на перекрестке высокоскоростных магистралей и цивилизационных магнитных полей»

«У каждого из 23 участников выставки свой художественный мир и своя борьба»

— Расскажите, пожалуйста, об участниках выставки. Что объединяет этих художников?

— Участниками выставки «М7 и новые кочевники» стали художники из больших и малых населенных пунктов, находящихся на этой трассе: Казани, Набережных Челнов, Уфы, Чебоксар и так далее.

У каждого из авторов выставки свой непростой творческий и исследовательский путь. Спектр художественных поисков очень разнообразен: от неопримитивизма и переосмысления религиозных и фольклорных образов до модернистских и постмодернистских течений, от минимализма до цифровых произведений. Многие из участников выставлялись за рубежом: в США, Канаде, Франции, Японии. Расих Ахметвалиев, например, несколько лет работал в Париже, сотрудничая с крупными галереями.

Татавангард представлен на выставке авторами, входящими в известные художественные объединения «Чингисхан» (Уфа) и «Тамга» (Набережные Челны). А известный чувашский художник Праски Витти раскрывает космогонию народа через детали национального костюма, где красные серебряные детали не просто украшают, но и защищают от болезней и бед, ибо злые духи, по народному поверью, боятся красного цвета и звона серебра. В свою очередь, поколение художников, рожденных в городах, в эпоху пластика и «цифры», создает искусство, свободное от традиционных материалов, но живущее на фундаменте богатого этнического опыта, познающее свои корни через городские музеи и тематические блоги. Они работают в видео-арте, с перформансами, но сохраняют тот же вектор развития.

fnr08892

— Насколько похожи работы участников выставки?

— Абсолютно разные. У каждого из 23 участников выставки свой художественный мир и своя борьба. Среди представленных на выставке художников татарского авангарда много тех, кто уже стал классиком. Например, Хамза Шарипов, основатель и лидер группы «Тамга». У него на выставке представлены очень стилизованные работы. Он окончил текстильный факультет академии Штиглица, и у него работы из ткани, склеенной в особой технике интарсия. Если раньше это делали на бумаге, то он — по ткани с отсылкой к раскопкам Пазырыкских курганов.

Хотелось бы рассказать о каждом участнике выставки, но, к сожалению, информации будет, наверное, слишком много для неподготовленного читателя. Однако на сайте галереи уже можно прочитать о каждом из художников.

Они очень разные, глаз не замыливается. Например, видишь орнаментальные яркие композиции Ильдара Гильманова и сразу понимаешь, что они татарские. Работы пестрые, сразу создают атмосферу праздника. А когда я смотрю на работы Рината Харисова, вспоминаю свое детство, бабушку и деревню, которая сейчас умирает. И невольно уже возвращаешься к истокам, когда все было хорошо, все были живы. В принципе, у Мадияра Хазиева тоже прослеживается эта тема.

Или Айрат Терегулов. Он копает уже больше в доисламскую сторону. В его работах чувствуется что-то первобытное. Наверное, это объединяет вообще всех людей. Инстинкты сидят просто в каждом. Работы Василя Ханнанова воспринимаются как инсталляция, потому что он к холсту пришивает старые аутентичные полотенца, и они становятся частью современного искусства.

Хотел бы особо отметить Зиннура Минахметова. У него представлены в экспозиции четыре листа, сделанные масляной пастелью. Это большие композиции 1×1,2 метра. Такие поля, в которых находятся совершенно гармоничные сочетания цветов, очень современны. Мы видим и архаичность, и сегодняшний день. Он просто невероятно сильный художник, мирового уровня, наверное, один из самых востребованных сегодня. Я считаю, что нам очень повезло, что он согласился участвовать. Из-за пандемии сейчас он забаррикадировался, и нам, к счастью, удалось его вырвать из берлоги.

Когда я стал думать о том, кто должен стать участниками выставки, и обсуждать это с художниками, начался такой дикий ажиотаж! Все говорили: «Давай вот этого возьмем, вот того подключим». И, по сути, на выставке сейчас представлены самые топовые имена, которые есть на сегодняшний день. Невозможно было отказаться, не включать этих художников.  

В итоге выставка «М7 и новые кочевники» разрослась до 83 работ, и это мы еще треть не уместили. Причем это такие самые-самые художники, известные, реализовавшиеся. Но, что интересно, они в таком составе никогда не выставлялись ни на одной площадке. Даже «Тамга» и «Чингисхан» — это две разные группы, которые не смешиваются. А тут мы увидим их на одной площадке. И рядом — цифровое искусство, ведь современные проблемы требуют современных решений. Это мы увидим в работах Нелли Акчуриной и Айдара Закирова.

Раньше художники пытались сохранить свою этническую идентичность материальными способами, а сейчас, в цифровую эпоху, художники пытаются сохранить себя в цифровом формате. Мне кажется, искусство перформанса и видео-арта сегодня как никогда актуально, потому что всю информацию мы получаем через интернет. И, думаю, вопрос сохранения своей идентичности стоит именно так: если мы сохраним себя в цифровом формате, то сохраним и в физическом. Сегодня такая ситуация.

«У меня вообще накопился колоссальный опыт в плане организаций выставок. Еще будучи студентом, знал многих выдающихся художников, изучал их»«У меня вообще накопился колоссальный опыт в плане организаций выставок. Еще будучи студентом, знал многих выдающихся художников, изучал их»

«Мне не хотелось делать смешанный винегрет, а, наоборот, хотелось цельности»

— Ленар, вы известный художник, но здесь выступаете как куратор. Почему решили сменить амплуа? И будут ли на выставке ваши работы?

 У меня вообще накопился колоссальный опыт в плане организаций выставок. Еще будучи студентом, знал многих выдающихся художников, изучал их. Я окончил художественно-графический факультет пединститута в Набережных Челнах. И у нас было много искусствоведческой работы. Потом я делал групповые выставки молодых художников, будучи студентом, и свои персональные. Мне было интересно собирать единомышленников среди молодых. У нас проводился проект «Арт-Эволюция» в нулевых годах. Собирали авангардные работы. Это было противостояние классическому искусству, которое нам преподавали в институте, в очень жесткой форме. Случались и конфликты с преподавателями, разборки на открытиях выставок с педагогами. Это была такая яркая страница юности.

В дальнейшем я понял, что мне очень нравится делать такие проекты. Для меня равно интересны разные художники из разных городов. Сейчас жизнь предоставила мне возможность сделать такой проект — и я рад, что смог собрать вместе яркие работы авторов из разных творческих объединений, разных городов и разных поколений.

— По поводу ваших работ: будут ли они на выставке?

— Да, будут. От проекта «Дежавю» одна работа, «Мать», посвященная тюркской легенде о происхождении тюркских народов, «Карга боткасы». Первые две работы сделаны в технике татарского шамаиля. Точнее, я отталкивался от этой техники, но использовал немного другие методы рисования. В данный момент я выставляю именно эти работы. Хотя думал о другом проекте, но там акрил на холсте, а подобной техники на выставке будет много. Потому я решил не добавлять свои работы, чтобы экспозиция стала более разнообразной.

«На выставке в «БИЗОNе» мы тоже обязательно сыграем вместе со зрителями!»«На выставке в «БИЗОNе» мы тоже обязательно сыграем вместе со зрителями!»

— По какому принципу вы отбирали свои работы и работы художников?

— Как я уже говорил, мы провели тщательный отбор. Я в основном брал работы проектные. Мне не хотелось делать смешанный винегрет, а, наоборот, хотелось цельности, чтобы художник выставлял какой-то определенный проект. Такой был главный критерий. Ну и, конечно, особое внимание уделялось медиумам: у нас есть работы в технике батик, акрил, холст и масло, шариковая ручка, пастель. Также представлены скульптуры Аделя Халиуллина, арт-объекты Ильдара Гильманова. Я тоже отправил две. Первая — деревянная скульптура «Степная Мадонна». Я ее делал в Удмуртии на симпозиуме. Там у меня сам собой образовался проект, где я делаю деревянные объекты из собранной в заброшенных домах утвари. Я нашел корыто, добавил другие предметы, переработал, что-то поменял и сделал совершенно новый объект. Он похож на балбалы, только не каменный, а деревянный. Такая отсылка к архаичным памятникам тюркской истории. Я смешал в ней финно-угорский и тюркский дух. Оставил текстуру древесины, где-то затонировал, сохранил все трещины, дефекты.

Второй объект — «Тангыра» — создан в 2018 году. Мы тогда должны были сделать финно-угорский проект, связанный с музыкальным инструментами. И опять из бытовых доступных объектов я решил сделать предмет, из которого можно было бы извлечь звук. Мы обнаружили старые ступы. Их было много, разных размеров и форм. Нашли жерди. Почистили, обработали, собрали. Получился такой ударный инструмент. Сыграли на нем вместе с музыкантами и местными бабушками. Теперь этот объект — достопримечательность села Булай Увинского района. На ней уже много народу поиграло за эти годы, прямо видно много-много маленьких вмятин от ударов. На выставке в «БИЗОNе» мы тоже обязательно сыграем вместе со зрителями!

Как давно появился видео-арт в Поволжье? Насколько этот жанр вообще заботит современных художников?

— Знаете, с видео-артом у нас вообще совершенно интересная ситуация. Во-первых, он у нас не шибко сильно развивался. Этот процесс наиболее развит у финно-угорских народов. У нас же даже споры были с художниками, моими друзьями. Я говорю: «Надо делать видео-арты». Они отвечают: «А зачем это надо? Это же кино». Потом я видел много вариаций, как пытаются сделать видео-арт, а он похож на рекламный ролик. Ну зачем тратить время, надо же монетизировать все, делать иррационально не стоит. В принципе, вот разница между тюрками и финно-уграми. В том, что мы рациональные, а финно-угры иррациональные. Они снимают ради того, чтобы снимать, и закладывают просто какие-то более тонкие аспекты видео, которые коммерчески никак не привлекательны. И несут совершенно другую нагрузку, больше культурной среды.

Глядя на удмуртов, наши художники стали перехватывать этот момент. Кстати, видео-арт Нелли Акчуриной был сделан в Удмуртии этим летом. Она нашла материал для него в старом доме, где раньше жили две бабушки. Они умерли, их дом закрыли. Но вещи бережно уложила и сохранила их соседка Таисия Леонидовна. Видео-арт основан на этих предметах, которые были там, в этом доме. Он очень трогательный, обращается к памяти этих двух бабушек, которых, наверное, все бы забыли, если бы Нелли просто не обратилась к ним с благодарностью за то, что они все сохранили.

«На этой выставке вы получите хороший солнечный заряд. Этого не было в концепции — это проявилось уже в процессе развески экспозиции»«На этой выставке вы получите хороший солнечный заряд. Этого не было в концепции — это проявилось уже в процессе развески экспозиции»

— Если бы вас попросили охарактеризовать новую выставку двумя словами, вы бы сказали

— Тепло и солнечно. Сейчас самое темное и холодное время года, когда все выглядит довольно депрессивно. А на этой выставке вы получите хороший солнечный заряд. Этого не было в концепции — это проявилось уже в процессе развески экспозиции. Наверное, это тот дар, который, несмотря ни на что, несет в себе искусство, связанное с культурным кодом нашей земли и нашей дороги.

— «Хороший солнечный заряд» — звучит удивительно позитивно на фоне ваших предыдущих пугающих размышлений вокруг идей Аттали, одного из современных конструкторов «нового дивного мира». Будем считать, что вопреки тревожным трендам современной цивилизации (которые мы особенно остро ощутили в эпоху ковида, «куаризации» и прочих новаций) именно современное искусство дает нам шанс и надежду.  

  • Рассказ суть метода обучения
  • Рассказ сутеева мешок яблок
  • Рассказ сутеева что это за птица
  • Рассказ судьба человека отличается от других произведений шолохова его содержание в основном
  • Рассказ сумасшедшая птица аудио