Рассказ судьба человека слушать

Открытый урок по литературе в 7 классе тема урока: м. а. шолохов судьба человека. судьба человека и судьба народа в

Открытый урок по литературе в 7 классе

Тема урока: М. А. Шолохов «Судьба
человека».

Судьба человека и судьба народа в годы В О
в.

Цели:

Образовательные:

  • Познакомить обучающихся с творчеством
    М.А. Шолохова, ознакомить учащихся с историей написания рассказа, дать
    некоторые биографические сведения о писателе;
  • Знать содержание рассказа «Судьба
    человека», обучать вдумчивому чтению, уметь вести беседу и анализировать
    произведение, выделять ключевые эпизоды;
  • Дать характеристику главному герою –
    Андрею Соколову, выявить особенности этого литературного персонажа;
  • Сопоставить судьбу главного героя с
    судьбой всего русского народа, на чью долю выпали тяготы Великой
    отечественной войны.

Развивающие:

  • Развивать умение работать с
    художественным текстом;
  • Развивать мышление, умение
    рассуждать, сравнивать, высказывать свою точку зрения и подтверждать
    текстовым материалом;
  • Развивать навыки анализа образов.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство долга,
    патриотизма, гордости за нашу страну;
  • Воспитывать гражданскую позицию обучающихся;
  • Способствовать воспитанию духовно
    богатых людей, учить состраданию, любви к другим.

Ход урока

1.     Подготовка
учащихся к восприятию материала. Объявление темы, эпиграфа урока.

Учитель литературы:

Вступительное слово учителя
литературы.

…Честь, совесть, порядочность,
надежность – самое
важное из того, что дает человеку жизнь. Обладая таким
богатством, можно выстоять в любых, даже невыносимо
тяжелых обстоятельствах. Выстоять и победить.

Б. Васильев


Любовью жив человек. Любовью к земле, жене, детям,
языку, товарищу…Оставаться человеком в нечеловеческих
условиях — это трудное дело.

И.С. Грачева

-Ребята, перед Вами  высказывания
известных людей, а какая тема их объединяет? (Тема судьбы человека).

-Вы правы ребята, и сегодня мы будем
говорить о судьбе человека и судьбе народа в годы Великой Отечественной войны
по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека».

Сегодня мы проведем урок литературы, и это
будет не просто урок-исследование, а получение новых знаний и подготовка к
предстоящему сочинению. И вся исследовательская работа должна быть отражена в
маршрутных листах, которые лежат перед Вами на партах.

Незабываемый след в истории многих народов
оставила Вторая мировая война. В душе каждого человека остались раны, которые
были страшнее, чем рана от пули или снаряда. Мать не дождалась сына, жена –
мужа, дети – отца. А как больно было вернувшемуся с войны бойцу увидеть вместо
родного дома глубокую воронку от бомбы или пустой двор, в котором никто его не
встречал, потому что все погибли… Каждой семьи коснулось черное крыло войны:
кто-то был ранен, кто-то погиб, кто-то вернулся с покалеченной душой. Тема
войны нашла отражение и в творчестве известного русского писателя Михаила
Шолохова.

– Обратимся к теме урока. Скажите, что
станет предметом  нашего исследования? (Проследив жизненный путь Андрея
Соколова, главного героя рассказа, мы  узнаем  и о его судьбе, и о лучших
человеческих качествах.

Учитель литературы. В
1946 году во время охоты Шолохов встретился на берегу реки с бывшим
фронтовиком. Это была случайная, недолгая встреча. Он рассказал писателю,
которого принял за шофера-фронтовика, историю своей жизни, навсегда оставшуюся
у него в памяти. Долго Шолохов вынашивал мысль, планы, образы. И только через
10 лет в газете «Правда» был напечатан рассказ «Судьба человека», который
потряс многих. В редакцию, на радио, писателю посыпались письма. Писали люди,
пережившие все ужасы плена, семьи погибших, врачи, ученые, друзья по перу (даже
из-за границы – Хемингуэй, Ремарк). Многие люди хотели найти Андрея Соколова,
низко поклониться ему, окружить его заботой, отдать ему свое тепло.

Учитель литературы.

 Вставал
вопрос в любые времена

Что жизнь такое? Для чего она?

 Что есть она? И как её прожить?

Эти вопросы волнуют каждого живущего на
земле. Действительно, во все времена человек спрашивал себя: «Что такое жизнь,
что такое судьба, для чего я родился? Как прожить жизнь? Вероятно, и писателя
они не оставляли равнодушным. Давайте обратимся к содержанию «Судьбы человека».

Учитель литературы:

Что
вы можете сказать о композиции этого произведения? (Автор пользуется особым
композиционным приёмом – рассказ в рассказе. Это позволяет познакомиться с
исповедью А. Соколова, пережившего все беды, мучения и страдания, доставшиеся
на его долю, это как рассказ из первых уст, поэтому он достоверный).

Учитель литературы. Рассказ
имеет кольцевую композицию. Он начинается со встречи автора со случайными
попутчиками – Андреем Соколовым и Ванюшей – завершается расставанием с этими
людьми, ставшими автору близкими и дорогими. В центральной части произведения
повествование ведется от имени главного героя, что позволяет проследить за
событиями его жизни, его нелегкой судьбой.

-Какие основные этапы жизни Андрея
Соколова мы можем выделить? (Довоенная жизнь, война и послевоенная
жизнь).

-Какие основные этапы жизни Андрея
Соколова мы можем выделить? слайд

— Какой была довоенная жизнь А.
Соколова? В чем видит Андрей Соколов свое счастье в довоенной
жизни? – Жданова Лена

— Как Шолохов рисует жизнь героя до
войны? (выделяет наиболее важное в жизни, создает обобщенные картины:
«придешь с работы…», «Приходится выпивать…», «Такие кренделя выписываешь…».
Отобранными штрихами и черточками рассказывает об изменениях в жизни героя:
«Вскорости у нас дети пошли…», «В двадцать девятом завлекли меня машины. Изучил
автодело, сел за баранку на грузовой…» и так далее. Глаголы в основном,
прошедшего времени).

— А почему именно так? (да потому
что это простое человеческое счастье, и А. Соколов был счастлив; был счастлив в
прошлом. Перед нами эпический план изображения).

Работа с маршрутным листом.

(«Чего еще больше надо? Дети
кашу едят с молоком, крыша над головой есть, одеты, обуты, стало быть, все в
порядке-  простое человеческое счастье

ВОЙНА- слайд

Уход на фронт и прощание с семьей.- Лебедь Настя

— Война катастрофически изменила жизнь
Соколова. Обратите внимание, как писатель говорит об этом? (А тут вот
она, война).

— Чем эта фраза отличается от
предыдущих? (Внезапность, трагичность, прошедшее время уступает место
художественному настоящему времени. Эпический план изображения переходит в
драматический).

— Найдите в тексте самые яркие,
проникновенные строчки, рассказывающие о прощании Соколова с семьей.

— В каких словах скорбная высокая
лирическая нота звучит как заклинание? (Помирать буду, а не прощу себе,
что тогда ее оттолкнул!..)

Работа с маршрутным листом.

 (Помирать буду, а не прощу
себе, что тогда ее оттолкнул!..)

долг человека, мужчины,
солдата- (Готовность выстоять, “выдюжить”, сохраняя человеческое
достоинство становиться жизненным кредо Соколова «На то ты и мужчина, на то ты
и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала»)- ответственность
за страну, родину

Плен. Эпизод в церкви— Малецкая Алиса

Учитель литературы. Судьба
избрала для Соколова самый горький вид испытаний – фашистский плен.

— Как Соколов попал в плен?

— Как ведет себя герой? 
безмерно тяжких условиях он проявил недюжинное самообладание, высокое чувство
собственного достоинства).

— В А. Соколове отразилась одна из лучших
черт русского народа – всегдашняя и скорая готовность к защите Родины,
понимание святой правоты борьбы народа против лютого врага. Для него
противоестественна война, но если она началась, если враг напал на родную
страну, то в такое время он не мыслит для себя иной доли, кроме солдатской
службы.

Только позиция доктора, «который и в
плену и в потёмках своё великое дело делал», вызывает у Соколова искренне
уважение и восхищение. В любых условиях оставаться самим собой, не изменить
своему долгу – это позиция самого Соколова. Ни покорности, ни
противопоставления  своей жизни чужим герой не приемлет)

Работа с маршрутным листом.

В безмерно тяжких
условиях он проявил недюжинное самообладание, высокое чувство собственного
достоинства).

=======расстрел военнопленных-
статистика

Эпизод поединка Андрея Соколова с
лагерфюрером Мюллером- Малецкий Арсений

— Несокрушимая нравственная сила,
исключительное мужество, твердость духа помогли Соколову победит в начатой
Мюллером игре. Давайте понаблюдаем за этой сценой и подумаем над вопросом: в
чем символическое значение этого эпизода

— А о чем говорит тот момент, когда наш
герой приносит изголодавшимся товарищам буханку хлеба и кусок сала? (Чувство
товарищества заставляет его в критическую минуту забыть о себе и сделать все
возможное, чтобы помочь людям. Ведь стойкость, дух товарищества, преданность
отечеству – эти качества издавна присущи были русскому солдату).

 – Зачем Мюллеру понадобился перед
казнью пленного ритуал с выпивкой? («Перед смертью выпей, русс Иван, за победу
немецкого оружия»)
– В каком физическом состоянии находится герой? Почему он соглашается выпить,
но отказывается от закуски?
– Кто побеждает в моральном поединке двух врагов: Мюллера и Соколова?
– Меняется ли отношение фашистов к пленному? (Диалог с Мюллером — это
не вооружённая схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого
Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер)

– Разговор в комендантской происходит в момент Сталинградской битвы. Есть ли,
на ваш взгляд, связь между этой битвой, событием всемирно – исторического
масштаба, и частным эпизодом из жизни отдельного героя? (Комендант
лагеря хотел повторение Сталинграда, он получил его в полной мере. Победа
советских войск на Волге и победа Соколова — события одного порядка, так как
победа над фашизмом – это, прежде всего, победа нравственная.)

Работа с маршрутным листом.

(Стойкость, дух
товарищества, преданность отечеству).

Побег из плена- Прусакова
Катя

Как ведет себя герой? (В безмерно тяжких условиях он
проявил недюжинное самообладание, высокое чувство собственного достоинства).

— В А. Соколове отразилась
одна из лучших черт русского народа – всегдашняя и скорая готовность к защите
Родины, понимание святой правоты борьбы народа против лютого врага. Для него
противоестественна война, но если она началась, если враг напал на родную
страну, то в такое время он не мыслит для себя иной доли, кроме солдатской
службы.

— Почему Соколов решается на
побег? 

Работа с маршрутным листом.

Целеустремленный, мужественный человек, настоящий мужчина).

Гибель семьи.- Зайцев Егор

Учитель литературы.
Еще одно испытание – гибель семьи.

— И на войне, и в мирной жизни Соколов
руководствуется каким принципом поведения? («На то ты и мужчина, на то
ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала». Эта
фраза – лейтмотив произведения (ведущий мотив, господствующее настроение),
охватывает одну из важнейших сторон его содержания. Шолохов, раздумывая об
Отечественной войне подчеркивал, что «жертвы, принесенные во имя спасения
Родины, не убавили наших сил, а горечь незабываемых утрат не принизила нашего
духа»).

Работа с маршрутным листом.

Самым страшным стала
для Соколова потеря близких. Найти силу жить дальше

Приглашение к размышлению: Как вы думаете,
какое событие из военной жизни стало для героя рассказа самым страшным? (Самым
страшным стала для Соколова потеря близких.)

Показ слайдов на фоне песни «Враги сожгли
родную хату»
 (Приложение
2
Приложение
3
)

– Сколь велика, должна быть боль, которую
испытывает этот человек, если он, не раз, глядевший в лицо смерти, никогда не
пасовавший перед противником, говорит: “За что же ты, жизнь, так покалечила? За
что так исказнила?” Сердце героя “окаменело от горя” настолько, что даже
плакать он не способен, хотя слёзы, может быть, и принесли бы ему облегчение
(“…А мои невыплаканные слёзы, видно, на сердце засохли.”)

– Шолохов – мастер детали. Одной фразой
писатель может раскрыть все, что на душе у героя. Какой деталью уже в начале
рассказа писатель передает всю глубину горя героя? (Глаза, словно
присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной тоской, что в них трудно
смотреть)

– Народная мудрость гласит: Глаза – зеркало души». Глаза много говорят о
человеке. Все, что пережил человек, все его страдания можно прочесть в его
глазах…

      Что произошло  с Андреем Соколовым? (Он
продолжал жить. Скупо пишет Шолохов об этом периоде жизни своего героя.
Работал, начал выпивать, пока не встретил мальчика.)

Встреча с Ванюшкой, ставшим ему
сыном.- Левадняя Алена

— Почему Соколов решается усыновить
Ванюшу? Что общего в их судьбах?

— Сможет ли Андрей вырастить из Ванюши
достойного гражданина?

— Найдите в тексте слова подтверждающие
данное высказывание. (Около отцовского плеча вырастет тот, который,
повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому
позовет его Родина).

— Как вы понимаете слово судьба?

А теперь посмотрите в электронном словаре
толкование слова судьба.

Работа с маршрутным листом.

— любовь к жизни, отзывчивая
чуткая душа, человечность.

ОПРОС:

— Как судьба главного героя соотносится с
судьбой всего народа? (А. Соколов – часть целого народа, который выстоял в
тяжелейшей борьбе с врагом).

— Чем поучительна для вас история А.
Соколова? (Беспредельный патриотизм, несгибаемая стойкость и
мужественное терпение, великодушие, способность к самопожертвованию, защита
смысла и правды человеческого существования).

— Какая основная тема рассказа «Судьба
человека?» (Человек на войне).

— Идея рассказа? (Пройдя через
самые тяжелые испытания, он сохранил главное – свое человеческое достоинство,
любовь к жизни, отзывчивую чуткую душу, человечность).

— Какую проблему поднимает автор в
произведении? (Нравственного выбора человека).

Давайте вернемся к эпиграфу: «Я видел и
вижу свою задачу как писателя в том, чтобы всем, что написал и напишу, отдать
поклон этому народу-труженику, народу-строителю, народу-герою».

— Как вы думаете, удалось ли М. Шолохову
воспеть народ-труженик, народ-строитель, народ-герой в рассказе «Судьба
человека»?

Работа в группах, маршрутных листах.

— Расскажите свое мнение об уроке?

Словарная работа

Судьба 1. Стечение обстоятельств, независящих от
воли человека, ход жизненных обстоятельств; 2. Доля, участь; 3. История
существования кого-чего-нибудь; 4. Будущее, то, что случится (Словарь
С.И. Ожегова).

– В каком значении это слово употреблено в
названии рассказа? (В названии рассказа слово судьба употреблено в
нескольких лексических значениях. Можно рассматривать его и как историю Андрея
Соколова, и его участь, и стечение обстоятельств)

– Тогда чем же жив человек с точки зрения Шолохова? Что он может
противопоставить судьбе? (Любовь, доброту, человеческое достоинство)
– Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых
ситуациях сохранить человека.
– Подберите эпиграф к нашему уроку (см. на доске)
1. Посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь
судьбу. (Старая истина)
2. Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. (Михаил
Шолохов)

3.…Честь, совесть, порядочность, надежность – самое  важное из того, что
дает человеку жизнь. Обладая таким богатством, можно выстоять в любых, даже
невыносимо  тяжелых обстоятельствах. Выстоять и победить. (Б.
Васильев)

4. Любовью жив человек. Любовью к земле, жене, детям, языку,
товарищу…Оставаться человеком в нечеловеческих  условиях — это трудное
дело.  (И.С. Грачева)

V. Подведение итогов урока

– обратимся к финалу  рассказа. 
Почему автор говорит в конце о «тяжелой грусти», охватившей его под влиянием
услышанного? (Андрея Соколова ничто и никогда не утешит, не поможет
забыть пережитое, не возместит его страшные потери. В то же время он, простой
человек, не только не сломлен, но и сохранил самое драгоценное в себе — живую
душу. Эти два осиротевших человека обретают друг в друге свою новую общую
судьбу, взаимно утверждая друг друга в жизни. Писателю и вместе с ним читателю
важно было увидеть, что вынесено из этой войны солдатом, с чем будет он жить
дальше и чем он будет жить. ЛЮБОВЬЮ. ДОБРОТОЙ. ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ДОСТОИНСТВОМ.

Рефлексия.

У Вас на партах лежат кружочки разного
цвета. Если урок оставил равнодушным, крепите желтые звездочки. Заставил
задуматься о жизни и судьбе человека — зеленые звездочки. Понравился – синие.

Домашнее задание. Написать
сочинение на тему: «Андрей Соколов -главный герой рассказа М. Шолохова «Судьба
человека»».

Разработала САМОЙЛЕНКО СВЕТЛАНА БОРИСОВНА, учитель
русского языка и литературы высшей квалификационной категории МОАУ СОШ № 1 с.
Возжаевки

ТЕМА УРОКА

«СУДЬБА
ЧЕЛОВЕКА» — СУДЬБА НАРОДА, ИСТОРИЯ СТРАНЫ.

ЦЕЛЬ УРОКА

1.     
Ознакомление с героическим прошлым народа в Великой Отечественной
войне при изучении рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»

2.     
Обращение к теме Великой Отечественной войны через
исторические факты.

ЗАДАЧИ

Образовательные: показать развитие гуманистических
традиций русской литературы в изображении войны; мужество, силу духа русского
человека: совершенствовать навык монологической речи, учить анализировать
художественное произведение.

Развивающие: содействовать формированию самостоятельной
познавательной деятельности, развивать умения правильно делать выводы,
развивать аналитическое мышление, творческое воображение, устную речь.

Воспитательные: содействовать формированию патриотических
чувств; формировать гуманистическое мировоззрение, национальное самосознание,
гражданскую позицию, воспитывать любовь и уважение к литературе, истории и
ценностям отечественной культуры.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ФОРМИРОВАНИЕ УУД

Предметные:

познакомить с рассказом М.А Шолохова «Судьба человека»,
показать связь с историей, понимать ключевые проблемы произведения, связь
литературных произведений с эпохой их написания; анализировать эпический
текст, понимать и формулировать тему и идею произведения, давать
характеристику героя; владеть литературоведческой терминологией при анализе
литературного произведения.

Метапредметные:

познавательные – анализировать литературное произведение: определять
его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать идею
произведения поиск и выделение необходимой информации, осознанное и
произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная
ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое
чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ,
синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения,
познавательной активности, интеллектуальных способностей.

регулятивные – планировать пути достижения цели, устанавливать
целевые приоритеты, целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и
осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить

коммуникативные – формулировать собственное мнение и позицию,
аргументировать её, уметь работать в сотрудничестве, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,
соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать
мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Личностные:

 формирование осознанного,
уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, гражданской позиции, к истории, культуре, готовности и
способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания,
самоопределение, стремление к речевому
самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к
самооценке своих действий, поступков; развитие   умения отстаивать
свою точку зрения, противостоять злу, учить состраданию и взаимопомощи,
развивать чувство патриотизма.

Этап урока

  Деятельность    

  учителя

 Деятельность

 обучающихся

Планируемые результаты обучения,

в том числе формирование УУД.       

Организационный этап

Приветствует, отмечает отсутствующих на уроке.

Приветствуют. Староста докладывает об отсутствующих.

Самоопределение (Л)

Мотивация учебной деятельности

Учитель истории:

Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать
листьев. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни — это то, чем мы
жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. На
сегодняшнем уроке мы обратимся к одному из самых важных событий в истории
нашей Родины — Великой Отечественной войне.

Учитель литературы:

Мы посмотрим на неё глазами Михаила Александровича
Шолохова. И поможет нам в этом его рассказ “Судьба человека”. Таким образом,
сегодня на уроке соединятся история и литература.

Урок выглядит нетрадиционно, потому что вести его будут
два учителя: Перкова Валерия Александровна, учитель истории, и Самойленко
Светлана Борисовна, учитель русского языка и литературы.

Учитель истории:

Для каждого из вас приготовлены рабочие карты урока и листы
самооценки, не забывайте оценивать свою работу в течение урока и фиксировать
в листах самооценки.

-Объясните, в чём, по-вашему, заключается связь
между литературой и историей?

Литература идет рука об руку с историей.
И решает те же задачи исторического познания, но иными, свойственными только
ей, средствами — средствами образного, картинного отображения
действительности.

 Отвечают на
вопросы, включаются в тему урока

Подготовка класса
к работе. Формирование групп для исследовательской работы.

Включение в учебную деятельность (Л)

Актуализация знаний и фиксация
затруднения в деятельности

Учитель литературы:

Перед вами цитаты из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», прочитайте,
пожалуйста:

 «Нет, братцы, так любить свою землю, как русская душа,- любить не то,
чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал Бог, что ни есть в тебе… Нет, так
любить никто не может!»

 «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы
пересилила русскую силу!»

-Как вы думаете, какое отношение эти слова имеют к
рассказу «Судьба человека»?

.

Чтение цитат, ответы на вопрос

Их объединяет мысль о безграничной любви русского человека к своей
земле, о силе русского духа.

Многие писатели обращались к этому вопросу в разное время, и каждый
по-своему изображал настоящего русского человека. К этому же вопросу
обращается и Шолохов в рассказе «Судьба человека».

Метапредметные результаты

Планирование
учебного сотрудничества,

умение выражать
свои мысли (К) Развитие монологической, диалоговой речи (К)

Предметные
результаты

Формирование
нравственно-эстетических ценностей (Л)

Метапредметные
результаты

Волевая регуляция
в ситуации затруднения (Р)

Предметные
результаты

Самостоятельное

формулирование проблемы (П)

Целеполагание

-Сформулируйте тему урока, опираясь на ключевые слова:
страна, судьба, народ, история, «Судьба человека».

Тема: «Судьба человека» — судьба народа, история
страны

Учитель истории:

А теперь
скажите, какова будет цель нашего урока? Не забывайте, что сегодня урок
объединяет литературу и историю.

Цель: изучение   героического прошлого народа в
Великой Отечественной войне при помощи разных источников: художественного
произведения, исторических фактов

Обучающиеся формулируют тему урока, используя
ключевые слова:
страна,
судьба, народ, история, «Судьба человека».

Формулируют
цель урока.

Метапредметные  результаты

Целеполагание (Р)

Планирование
учебного сотрудничества

с учителем и
сверстниками (К)

Применение знаний по истории и литературе
с проговариванием во внешней речи

Учитель литературы:

Итак, вы все
знакомы с содержанием рассказа.
Сегодня мы поговорим
об испытаниях, которые выпали на долю Андрея Соколова в годы Великой
Отечественной войны.

Перечислите события, произошедшие с героем на
войне.

 «Фронт»,
«Плен», «Убийство предателя в церкви», «Работа в плену», «У Мюллера», «Побег
из плена вместе с немецким генералом».

Учитель
истории:

Для вас, детей ХХ1 века, война – страница истории
страны, истории семьи. Без исторической памяти не может быть уважения к
своему народу, своим предкам. Давайте окунемся в эту атмосферу и посмотрим на
ваши знания о Великой Отечественной войне.

Учитель истории.

— Ваши знания
делают вам честь и оставляют надежду на то, что эти страницы истории
останутся в памяти потомков.

Учитель
литературы

Ребята, рассказ о войне. Почему же мы практически
не видим главного героя с оружием в руках, в обстановке боя?

(У автора своеобразный подход к изображению войны.
Чудовищной машине фашизма он противопоставляет не силу оружия, а
возможности человеческого духа.)

Обучающиеся участвуют в блиц-опросе:

1.            
Когда
началась Великая Отечественная война? (22 июня 1941 года).

2.            
Как
назывался план вторжения Германии в СССР?
(План «Барбаросса», молниеносная война, блицкриг)

3.            
Как называлась пограничная
застава, которая одной из первых приняла на себя удар фашистских полчищ и
продержалась 32 дня? (Брестская крепость).

4.            
Сколько дней длилась блокада
Ленинграда? (900 дней).

5.            
Какой отечественный танк стал легендой Второй Мировой войны? (Танк
Т-34).

6.            
Какого главнокомандующего называют Маршалом Победы? (Георгий
Константинович Жуков)

7.            
Назовите дату подписания акта о безоговорочной капитуляции
Германии. (8 мая 1945 года).

8.            
Сколько лет великой победе исполнится в этом году? (76 лет)

Предметные результаты

Решение проблемы,

построение логической цепочки рассуждений (П)

Метапредметные результаты

Обучение способам взаимодействия,
учебного сотрудничества (К). Управление поведением партнёра (К). Выделение и
осознание усвоенного (Р)

Умение с достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли (К)

Формирование нравственно-эстетических ценностей
(Л)

Предметные результаты

Самостоятельное
создание способов решения проблем творческого характера (П)

Личностные
результаты

Самоопределение
)

Развитие
монологической речи (К)

Судьба избрала
для Соколова самый горький вид испытаний — фашистский плен.

 — Как Соколов
попал в плен? 

Одним из
важных эпизодов в рассказе считается эпизод в церкви.

Давайте
поработаем в группах с текстом рассказа М. Шолохова.

Учитель
истории

Возьмите файл с
заданием № 1. Перечитайте данный эпизод и расскажите, как ведут себя герои,
оказавшись в плену.

 1 группа
анализирует поведение — солдата-христианина и Крыжнёва

2 группа
анализирует поведение – взводного и доктора

(ВРЕМЯ 2
минуты)

Учитель литературы

Итак, как ведёт себя солдат-христианин?

Крыжнёв?

Взводный?

Доктор?

Чья жизненная позиция ближе всего Соколову? (Только позиция доктора, «который и в плену,
и в потёмках своё великое дело делал», вызывает у Соколова искренне уважение
и восхищение. В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему
долгу – это позиция самого Соколова. Ни покорности, ни противопоставления
своей жизни чужим герой не приемлет)

Учитель
истории

Ребята,
возьмите лист самооценки и проставьте баллы за свою работу.

В группах ребята

— исследуют отдельный эпизод произведения «В церкви»;

— отбирают и систематизируют литературный материал,
анализируя модели поведения героев: Крыжнёва, взводного, солдата-христианина,
доктора.

 После обсуждения в группах, ученики отвечают, делают
выводы о том, как ведёт себя солдат-христианин,

Крыжнёв, взводный, доктор.

Метапредметные результаты

Обучение способам взаимодействия, учебного
сотрудничества (К). Выделение и осознание усвоенного (Р)

Умение с
достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К)

Формирование
нравственно-эстетических ценностей (Л)

Развитие
диалоговой речи (К).

Развитие
монологической речи (К)

Выделение и
осознание усвоенного (Р)

Умение с
достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К)

Формирование
нравственно-эстетических ценностей (Л)

Развитие
диалоговой речи (К).

Развитие
монологической речи (К)

Учитель литературы

Назовите
эпизод, который в особой мере демонстрирует силу духа героя и по праву
считается кульминационным.

Эпизод «Вызов к лагерфюреру Мюллеру».

 Давайте понаблюдаем за этой сценой, посмотрев фрагмент
известного кинофильма Сергея Бондарчука «Судьба человека»

(ВИДЕОФРАГМЕНТ 4 минуты)

Что поражает вас в поведении Андрея Соколова?

 Голодный, измученный человек ведёт
себя достойно. Находит в себе силы отказаться от еды, не соглашается пить за
победу немецкого оружия, понимая, что может умереть.

«Захотелось мне им, проклятым, показать,
что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что
у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не
превратили, как ни старались»

Почему же Мюллер, который имел репутацию жестокого,
безжалостного человека, пощадил Андрея Соколова?    

 Потому
что Соколов – достойный противник,
выходит
победителем из психологического поединка, что вынужден признать и сам Мюллер.
  Он увидел человека, которого нельзя сломать. Такое поведение вызывает уважение
у немцев.

И главное в эпизоде не три выпитые
Соколовым стакана водки, а сила духа, мужество, бесстрашие, которые проявляет
русский солдат при любых обстоятельствах.

Просмотр видеофрагмента, обсуждение.

Метапредметные результаты

Обучение способам взаимодействия, учебного
сотрудничества (К). Выделение и осознание усвоенного (Р)

Умение с достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли (К)

Формирование нравственно-эстетических
ценностей (Л)

Развитие
диалоговой речи (К).

Развитие
монологической речи (К)

Выделение и
осознание усвоенного (Р)

Умение с
достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К)

Формирование
нравственно-эстетических ценностей (Л)

Развитие
диалоговой речи (К).

Развитие монологической речи (К)

Учитель истории:

Ребята, посмотрите на слайд. Как вы думаете,
карта какого военного сражения перед вами?

Да, вы правы. (ИЛИ вы затрудняетесь ответить. Потому что
по школьной программе ещё не изучали данное историческое событие).

 Разговор в комендантской происходит именно в момент
Сталинградской битвы.

 Что вы знаете об этом событии?

Ровно 200 дней и ночей длилась Сталинградская битва. По статистике
средняя продолжительность жизни солдата в Сталинграде, будь то немец или
русский, составляла порядка 15 минут.

     Цель наступления фашистских войск состояла в том, чтобы
прорваться к Волге и нефтеносным районам Кавказа; захватить Сталинград —
важный стратегический и крупнейший промышленный пункт.

Посмотрите на карикатурный плакат. На нём изображён А. Гитлер в виде
девицы, потерявшей колечко. Как связан плакат со Сталинградской битвой?

Это прямой намёк на поражение в Сталинградском кольце
окружения. Рядом с плакатом были написаны слова из русской народной песни
«потеряла я колечко».

-Есть ли, на ваш взгляд, связь между
Сталинградской битвой, событием всемирно – исторического масштаба, и частным
эпизодом из жизни Андрея Соколова?
(Комендант
лагеря хотел повторение Сталинграда, он получил его в полной мере. Победа
советских войск на Волге и победа Соколова — события одного порядка, так как
победа над фашизмом – это, прежде всего, победа нравственная.
Русская нация стала непреодолимым препятствием
на пути фашистов к желанной победе.)

Работа с имеющимися у обучающихся
знаниями по истории, выявление связи эпизода рассказа «У лагерфюрера Мюллера»
и Сталинградской битвой, событием всемирно – исторического масштаба.

Метапредметные результаты

Обучение способам
взаимодействия, учебного сотрудничества (К). Выделение и осознание усвоенного
(Р)

Умение с
достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К)

Формирование
нравственно-эстетических ценностей (Л)

Развитие
диалоговой речи (К).

Развитие
монологической речи (К)

Выделение и
осознание усвоенного (Р)

Умение с
достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К)

Формирование
нравственно-эстетических ценностей (Л)

Развитие
диалоговой речи (К).

Развитие
монологической речи (К)

Учитель литературы:

Когда появилась возможность, Соколов бежит из плена,
прихватив с собой немецкого майора.

Как встречают Соколова у своих?

(За это получает от советского полковника отпуск.)

Учитель истории:

— Типична ли история возвращения Соколова из
плана?
(Нет).

Давайте разберёмся, почему, организовав работу в
группах с документами.

Учитель
истории:

Ответы 1 группы

1.           
Какое
наказание, согласно приказу, ожидало тех, кто проявил трусость и попал в
плен? (Разжалование в рядовые, расстрел).

2.           
Что
грозило семьям попавших в плен? (Семьи попавших в плен командиров и политработников
подлежали аресту и ссылке, а семьи солдат лишались государственных пособий и
помощи, что обрекало их на голод).

3.           
Каковы были причины появления столь сурового
приказа? (Сложные обстоятельства первых месяцев войны.  Спасти такую
ситуацию могла только жесткая дисциплина.
Особенностью военного времени стало
негуманное, жестокое обращение не только к дезертирам, но и тем, кто был взят
в плен).

Учитель литературы:

Ответ 2 группы (зачитать цитату из книги
Солженицына, ответить на вопрос)

Солженицын, конечно, прав, но Шолохов и не ставил
цели показать истинность положения военнопленных.  Уже одно то, что Шолохов
ввёл в рассказ описание плена, было смелым поступком, так как подобные темы в
то время были не свойственны литературе.

Уходя от исторической достоверности, Шолохов
стремился показать искалеченную судьбу обычного, но не сломленного войной
человека. Но это неискажение фактов, а художественный приём, на что писатель
имеет право.

Задание 1
группе
: ознакомьтесь с текстом приказа № 270 от 16
августа 1941 года и ответьте на вопросы, которые расположены в ваших картах
урока.

Учитель литературы:

Задание 2 группе: ознакомьтесь с цитатой из книги А.И. Солженицына
«Архипелаг ГУЛАГ» и ответьте на вопрос: «Каково мнение А.И. Солженицына о
возвращении Андрея Соколова из плена?  Прав ли он?». Тест в ваших картах
урока.

«Сочинен фантастически-детективный побег из плена
с кучей натяжек, чтобы не возникла обязательная, неуклонная процедура приема
пришедшего из плена: СМЕРШ – проверочно-фильтрационный лагерь. Соколова не
сажают за колючку, как велит инструкция, но – анекдот! – он еще получает от
полковника месяц отпуска! (т.е. свободу выполнять «задание» фашистской
разведки? Так загремит туда же и полковник!)»

Учитель
истории

Ребята, в
процессе работы не забывайте о листах самооценки.

ОТВЕТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Метапредметные
результаты

Обучение способам
взаимодействия, учебного сотрудничества (К). Выделение и осознание усвоенного
(Р)

Умение сравнивать
и сопоставлять (П)

Формирование
нравственно-эстетических ценностей (Л)

Развитие
диалоговой речи (К).

Развитие
монологической речи (К)

Выделение и
осознание усвоенного (Р)

Умение с
достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К)

Обобщение и систематизация знаний

Учитель истории:

 Ребята, скажите, а историки имеют право искажать
факты и перекраивать события?

Молодцы. Конечно нет. История – это наука, требующая точного знания
хронологии фактов, событий

Но, к сожалению, проблема искажения и фальсификации истории, в
частности истории Великой Отечественной войны существует. Что вы знаете об
этом?

Это одна из форм современной
информационной войны, призванная
принизить вклад нашей страны в великую Победу над
фашизмом. Этого нельзя допускать, правда о Великой Отечественной войне
должна жить, чтобы подобное никогда не повторилось.

Учитель литературы:

 -Почему
рассказ назван «Судьба человека», а не, например, «Судьба Андрея Соколова»?
 (Судьба
человека – это обобщение судеб тысяч советских людей, оказавшихся в страшной
«мясорубке» войны. Рассказ «Судьба человека» — судьба народа, история страны)

Мы не выбираем время своего рождения, не знаем, ждет нас
мирная жизнь или война, но у нас есть право оставаться самими собой и
противостоять обстоятельствам.

Ученики
отвечают на вопросы, делают выводы.

Метапредметные
результаты

Обучение способам
взаимодействия, учебного сотрудничества (К). Выделение и осознание усвоенного
(Р)

Умение с
достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К)

Формирование
нравственно-эстетических ценностей (Л)

Развитие
диалоговой речи (К).

Развитие
монологической речи (К)

Выделение и
осознание усвоенного (Р)

Рефлексия

Учитель
истории:

Ребята, давайте подведём итог урока. Выскажите своё мнение, продолжив
предложения:

Рассказ «Судьба человека» актуален для нашего времени, потому что…

Сегодняшний урок заставил меня задуматься ….

Историю Великой Отечественной войны необходимо знать, чтобы…

Сегодня я могу похвалить себя за то, что…

Ученики отвечают
на предложенные вопросы

Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят
цель и результаты, степень их соответствия.

Отвечают на вопросы:

·        
Какую цель ставили?

·        
Удалось достичь поставленной цели?

·        
Каким способом?

·        
Какие получили результаты?

·        
Что вызвало особые затруднения?

·        
Где можно применить новые знания?

Называют ключевые слова темы

Метапредметные результаты

Умение оформлять
свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (К).

Личностные
результаты

Самооценка на
основе успешности (Л)

Адекватное
понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л)

Предметные
результаты

Рефлексия (П)

Контроль и оценка
процесса и результатов деятельности
(П)                                           

Контрольно-оценочный этап

Учитель
литературы:

Ребята,
посчитайте количество полученных вами за урок баллов, посмотрите, какой
оценке они соответствуют. Поднимите руки, кто получил «5», «4», «3».

Молодцы, спасибо за активность.

        Учитель
выставляет оценки за урок, задаёт домашнее задание с учётом уровня подготовки
обучающихся.

Обучающиеся
работают с листами сомооценки, подводят итог работы

Обучающиеся
выбирают вариант домашнего задания:

1.            
Ответить на вопрос письменно: “Можно ли считать
личность Андрея Соколова героической?”

2.            
Подобрать и выучить наизусть стихотворение о
Сталинградской битве.

3.            
Написать сочинение-рассуждение на тему: «Почему
в современном мире остро стоит вопрос исторической правды»

Метапредметные результаты

Контроль(Р)

Оценка (Р)
Коррекция Формирование нравственных ценностей (Л)

Развитие
диалоговой речи (К).

Развитие
монологической речи (К)

Личностные
результаты

Осознание
обучающимися того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения (Р)

Волевая
саморегуляция  (способность к выбору) (Р).

На чтение 21 мин. Просмотров 3 Опубликовано

Нельзя забывать уроки, которые человечество вынесло из общей трагедии народа, Великой Отечественной войны. Война нанесла непоправимый ущерб миллионам наших сограждан, и одним из них был Андрей Соколов, главный герой рассказа Шолохова «Судьба человека». Достоверность величайшего творения автора завоевало мировую популярность, поражая своим трагизмом и человечностью. Предлагаем анализ произведения «Судьба человека» по плану, для подготовки к уроку литературы в 9 классе.

+

analiz-sudba-cheloveka-sholohov-49374.jpg

Краткий анализ

Год написания – 1956 г.

История создания – В основу рассказа легли реальные события. Свою историю писателю рассказал один человек, повстречавшийся ему на охоте. История поразила писателя до того, что он решил обязательно напечатать рассказ.

Тема – Основной темой произведения является тема войны, наряду с ней раскрывается тема силы духа человека, поиска жизненного смысла.

Композиция – Композиция этого произведения состоит из двух рассказов, сначала повествование идет от лица автора, потом свою историю рассказывает его новый знакомый. Заканчивается произведение словами автора.

Жанр – Рассказ.

Направление – Реализм.

План

  1. История создания
  2. Тема
  3. Композиция
  4. Главные герои
  5. Жанр
  • Тест по произведению

История создания

Интересна история создания этого рассказа. Однажды на охоте, М. Шолохов встретил человека. Между новыми знакомыми завязался разговор, и случайный прохожий рассказал Шолохову о своей печальной судьбе. Трагическая история глубоко затронула душу писателя, и он решил обязательно написать рассказ. К работе он приступил не сразу, в течение десяти лет писатель муссировал эту идею, и лишь потом, всего за несколько дней, перенес ее на бумагу, и год написания рассказа стал 1956. Произведение увидело свет в самом конце года, в канун года 1957.

Рассказ «Судьба человека», был посвящен писателем Е. Г. Левицкой. Она была в числе первых читателей «Тихого Дона», и способствовала выпуску этого романа в свет.

Тема

В рассказе «Судьба человека» анализ произведения сразу же выявляет главную тему, тему войны, и не только войны, а человека, участвовавшему в ней. Эта трагедия целой страны раскрывает самые глубины человеческой души, она ясно дает понять, что представляет собой человек на самом деле.

До войны, Андрей Соколов был обычным человеком, у него был дом, семья, работа. Как и все обычные люди, Соколов жил и трудился, может быть, о чем-нибудь мечтал. Во всяком случае, война в его планы никак не входила. Андрей выучился на шофера, работал на грузовике, дети хорошо учились в школе, жена занималась хозяйством. Все шло, как обычно, и вдруг грянула война. Уже на третий день Соколов отправился на фронт. Как истинный патриот своей Родины, Соколов становится ее защитником.

Шолохов был одним из писателей, который был уверен в силе духа русского человека, способного и кровавом побоище сохранить настоящие человеческие качества. В его рассказе основной мыслью озвучена судьба Андрея Соколова, сумевшего остаться человеком, и его судьба созвучна с миллионами других советских людей, прошедших через мясорубку войны, плен, концлагеря, но сумели вернуться к нормальной жизни, не потеряв в себе самого главного – человечности.

В этом произведении выражена проблематика нравственности и духовности. Война каждого поставила перед выбором, и каждый сам решает эти проблемы. Такие, как Андрей Соколов, не согнулись перед врагом, сумели устоять, выдержать, и только еще больше укрепить свою веру в могущество Родины и русского народа. Но были и такие, которые ради сохранения своей мелкой, никчемной жизни, готовы были предать и товарища, и Родину.

Человек остается человеком в любой ситуации, какой бы страшной она не была. В худшем случае, человек выберет смерть, но человеческое достоинство не позволит совершить предательство. А если человек выбирает себе жизнь ценою жизни своих товарищей, он уже не может называться человеком. Так поступил и Соколов: услышав о готовящемся предательстве, он просто придушил этого подленького гаденыша.

Трагически сложилась судьба Андрея Соколова, и на войне ему приходилось несладко, а после войны стало еще хуже. Его семью разбомбили немцы, старший сын погиб в День Победы, и остался он совсем один, без семьи, и без дома. Но и тут выстоял Соколов, подобрал беспризорного мальчишку, и назвался его отцом, дав надежду на будущее как ему, так и себе.

Сделав анализ рассказа, можно сделать вывод, что человечность непобедима, так же как и благородство, смелость и отвага. Каждый, кто прочитает «Судьбу человека», должен понять, чему учит этот героический рассказ. Этот рассказ о мужестве и героизме целого народа, победившего вероломного врага, и сохранившего веру в будущее страны.

Годы войны сломали множество судеб, отобрали прошлое, и лишили будущего. Герой рассказа прошел все тяготы военного времени, и остался один, потеряв дом и семью, он теряет и смысл жизни. Без дома и семьи остался и маленький мальчуган, такой же неприкаянный, как и Соколов. Два человека нашли друг друга, и снова нашли смысл жизни, и возродили веру в будущее. Теперь им есть, для кого жить, и они счастливы, что судьба свела их вместе. Такой человек, как Соколов, сумеет воспитать достойного гражданина страны.

Композиция

Композиционно в произведении представляется рассказ в рассказе, речь идет от двух авторов. Повествование начинается от лица автора.

Один из критиков тонко подметил, как отличается язык автора от языка Соколова. Эти выразительные художественные средства умело применяет Шолохов, и его произведение получает яркость и глубину содержания, придает необычайный трагизм истории Соколова.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Судьбы человека».

Жанр

Сам Шолохов назвал свое произведение рассказом, по сути своей он и соответствует этому жанру. Но по глубине содержания, по своей трагичности, охватывающей судьбы целого человечества, его можно сравнить с эпохальной эпопеей, по широте обобщения, «Судьба человека» – это изображение судьбы всего советского народа в годы войны.

Рассказ имеет ярко выраженное реалистическое направление, оно создано на реальных событиях, и герои имеют своих прототипов.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 12

    К какому литературному жанру относится произведение «Судьба человека»?</h3>

    • <label>Новелла;</label>
    • <label>Рассказ;</label>
    • <label>Повесть;</label>
    • <label>Роман.</label>

(новая вкладка)

Автор: · Опубликовано 09.09.2017 · Обновлено 11.08.2018

Великая Отечественная война даже спустя много десятилетий остается величайшим ударом для всего мира. Какая же это трагедия для сражающегося советского народа, потерявшего больше всего людей в этом кровавом поединке! Жизни многих (и военных, и штатских) оказались сломаны. Рассказ Шолохова «Судьба человека» правдиво живописует эти страдания, не отдельного человека, а всего народа, вставшего на защиту своей Родины.

История создания

Рассказ «Судьба человека» основан на реальных событиях: М.А. Шолохов встретил мужчину, рассказавшего ему свою трагическую биографию. Эта история была практически готовым сюжетом, но не сразу превратилась в литературное произведение.  Писатель вынашивал свою идею 10 лет, но изложил ее на бумаге всего за несколько дней. И посвятил Е. Левицкой, которая помогла ему напечатать главный роман его жизни «Тихий Дон».

Рассказ вышел в газете «Правда» накануне нового, 1957 года. А вскоре был прочитан на Всесоюзном радио, услышан всей страной. Слушатели и читатели были потрясены силой и правдивостью этого произведения, оно завоевало заслуженную популярность. В литературном отношении эта книга открыла для писателей новый способ раскрывать тему войны – через судьбу маленького человека.

Суть рассказа

Автор случайно встречается с главным героем Андреем Соколовым и его сыном Ванюшкой. В ходе вынужденной задержки на переправе мужчины разговорились, и случайный знакомый поведал писателю свою историю. Вот, о чем он рассказал ему.

До войны Андрей жил как все: жена, дети, хозяйство, работа. Но тут грянул гром, и герой ушел на фронт, где служил водителем. В один роковой день машина Соколова попала под обстрел, его контузило. Так он попал в плен.

Группу пленных привели в церковь на ночевку, в эту ночь произошло много происшествий: расстрел верующего, который не смог осквернить церковь (не выпускали даже «до ветру»), а с ним и несколько случайно попавших под автоматную очередь людей, помощь врача Соколову и другим раненым. Также главному герою пришлось задушить другого пленного, так как тот оказался предателем и собирался выдать комиссара. Еще во время очередного перегона в концлагерь Андрей пытался бежать, но был пойман собаками, которые лишили его последней одежды и всего искусали, что «кожа с мясом полетели клочьями».

Потом концлагерь: нечеловеческая работа, почти голодное существование, побои, унижения – вот что пришлось пережить Соколову. «Им по четыре кубометра выработки надо,  а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит!» — неосмотрительно произнес Андрей. И за такое предстал перед лагерфюрером Мюллером. Главного героя хотели пристрелить, но он переборол страх, храбро выпил три стопки шнапса за свою погибель, за что заслужил уважение, буханку хлеба и кусок сала.

Ближе к концу военных действий Соколова назначили шофером. И, наконец, появилась возможность для побега, да еще вместе с инженером, которого герой возил. Не успела утихнуть радость от спасения, подоспело горе: он узнал о гибели семьи (в дом попал снаряд), а ведь все это время жил лишь надеждой на встречу. В живых остался один сын. Анатолий тоже защищал Родину, с Соколовым одновременно подошли они к Берлину с разных сторон. Но прямо в день победы убили последнюю надежду. Остался Андрей совсем один.

После войны некуда идти герою, он работает в чужих местах. И встречает мальчика Ванюшку, потерявшего всю семью. Соколов представляется отцом ребенка, теперь в его жизни снова есть надежда. Подробнее основные события из книги описаны в кратком содержании для читательского дневника.

Тематика

Главная тема рассказа – человек на войне. Эти трагические события – индикатор личностных качеств: в экстремальных ситуациях раскрываются те черты характера, которые обычно скрыты, понятно, кто есть кто на самом деле. Андрей Соколов до войны ничем не отличался особенно, был как все. Но в бою, пережив плен, постоянную опасность для жизни, он показал себя. Раскрылись его поистине героические качества: патриотизм, смелость, стойкость, воля. С другой стороны, такой же пленный, как Соколов, вероятно, также ничем не отличающийся в обычной мирной жизни, собирался предать своего комиссара, чтобы выслужиться перед врагом. Так, в произведении находит свое отражение и тема нравственного выбора.

Также М.А. Шолохов касается темы силы воли. Война отняла у главного героя не только здоровье и  силы, но и всю семью. У него нет дома, как же продолжать жить, что делать дальше, как найти смысл? Этот вопрос интересовал сотни тысяч людей, переживших похожие потери. И для Соколова новым смыслом стала забота о мальчике Ванюшке, который также остался без дома и семьи. И ради него, ради будущего своей страны нужно жить дальше. Вот и раскрытие темы поиска смысла жизни – его настоящий человек находит в любви и надежде на будущее.

Проблематика

  1. Проблема выбора занимает важное место в рассказе. Каждый человек стоит перед выбором каждый день. Но не всем приходится выбирать под страхом смерти, зная, что от этого решения зависит твоя судьба. Так, Андрею приходилось решать: предать или остаться верным присяге, согнуться под ударами врага или бороться. Соколов смог остаться достойным человеком и гражданином, потому что определял свои приоритеты, руководствуясь честью и моралью, а не инстинктом самосохранения, страхом или подлостью.
  2. Во всей судьбе героя, в его жизненных испытаниях, отражается проблема беззащитности простого человека перед лицом войны. От него мало что зависит, на него наваливаются обстоятельства, из которых он пытается выйти хотя бы живым. И если себя Андрей смог спасти, то свою семью — нет. И он чувствует себя виноватым за это, хотя это и не так.
  3. Проблема трусости реализуется в произведении посредством второстепенных героев. Образ предателя, который ради сиюминутной выгоды готов пожертвовать жизнью однополчанина, становится противовесом образу отважного и сильного духом Соколова. И такие люди были на войне, говорит автор, но их было меньше, только поэтому мы одержали победу.
  4. Трагедия войны. Многочисленные потери понесли не только солдатские части, но и мирные жители, которые никак не могли защитить себя.

Характеристика главных героев

  1. Андрей Соколов – обычный человек, один из многих, которым пришлось оставить мирное существование ради того, чтобы отстоять Родину. Простой и счастливый быт он меняет на опасности войны, даже не представляя, как можно остаться в стороне. В экстремальных обстоятельствах он сохраняет душевное благородство, проявляет силу воли и стойкость. Под ударами судьбы он сумел не сломаться. И найти новый смысл жизни, что выдает в нем доброту и отзывчивость, ведь он приютил сироту.
  2. Ванюшка – одинокий мальчик, которому приходится ночевать, где придется. Мать его убили при эвакуации, отца на фронте. Оборванным, пыльным, в арбузном соке – таким он предстал перед Соколовым. И Андрей не мог оставить ребенка, представился его отцом, дав шанс на дальнейшую нормальную жизнь и себе, и ему.

В чем смыл произведения?

Одна из главных идей рассказа – необходимость учесть уроки войны. На примере Андрея Соколова показано не то, что может сделать война с человеком, а что может сотворить со всем человечеством. Замученные концлагерем пленные, осиротевшие дети, разрушенные семьи, выжженные поля – это не должно повторяться никогда, поэтому и не должно забываться.

Не менее важна идея того, что в любой, даже самой страшной ситуации, надо оставаться человеком, не уподобляться животному, которое от страха действует только на основании инстинктов. Выжить – главное для любого, но если это дается ценой предательства себя, своих товарищей, Родины, то спасшийся солдат — уже не человек, он не достоин этого звания. Соколов  не предал своих идеалов, не сломался, хотя прошел через то, что современному читателю даже представить сложно.

Жанр

Рассказ – короткий литературный жанр, раскрывающий одну сюжетную линию и несколько образов героев. «Судьба человека» относится именно к нему.

Однако если присмотреться к композиции произведения, то можно уточнить общее определение, ведь это – рассказ в рассказе. Вначале повествует автор, который волею судьбы встретился и разговорился со своим персонажем. Андрей Соколов сам описывает свою трудную жизнь, повествование от первого лица позволяет читателям лучше проникнуться чувствами героя и понять его. Авторские ремарки вводятся, чтобы характеризовать героя со стороны («глаза, словно присыпанные пеплом»,  «ни единой слезинки не увидел в его словно бы мертвых,  потухших глазах… только  большие,  безвольно опущенные руки  мелко  дрожали,  дрожал подбородок, дрожали твердые губы») и показать, как глубоко страдает этот сильный человек.

Какие ценности пропагандирует Шолохов?

Главная ценность для автора (и для читателей) – мир. Мир между государствами, мир в обществе, мир в душе человека. Война разрушила счастливое течение жизни Андрея Соколова, как и множества людей. Эхо войны до сих пор не утихает, поэтому уроки ее нельзя забывать (хотя часто в последнее время это событие переоценивается в политических целях, далеких от идеалов гуманизма).

Также писатель не забывает о вечных ценностях личности: благородстве, смелости, воле, желании прийти на помощь. Время рыцарей, дворянского достоинства давно прошло, однако истинное благородство не зависит от происхождения, оно в душе, выражается в ее способности к милосердию и сопереживанию, даже если окружающий мир рушится.  Этот рассказ – отличный урок мужества и нравственности для современных читателей.

Автор: Мария Блинова

Война — трагедия для всего народа. Она нанесла непоправимый вред миллионам жителей нашей страны. Про одного из них и пойдет речь в рассказе Михаила Шолохова «Судьба человека». В произведении писатель точно и цельно показал трагизм и человечность. Рассказ основан на реальных событиях. Эту историю поведал автору человек, которого Михаил Шолохов повстречал на охоте. Этот рассказ запал писателю в душу. Поэтому он и решил его издать.

Центральной темой рассказа является тема войны. М. Шолохов также делает акцент на раскрытии силы духа персонажа, его выдержке, на обозначении его сильных личностных качеств. Андрей Соколов. Герой пытается отыскать смысл жизни. Ему важно знать, что его существование не бессмысленно.

Композиция произведения «Судьба человека» Михаила Шолохова представлена двумя рассказами. Изначально писатель делится сам с читателями услышанной историей. Затем повествование идет от лица его нового знакомого. В завершении автор подводит своеобразный итог.

Михаил Шолохов рассказывает не просто о войне. Он акцентирует внимание читателей на роли человека, принимавшего участие в военных действиях. Эта трагедия не обошла стороной ни одну семью. в войну оказалась втянута вся страна. В тяжелые безрадостные времена человек показывает свои сильные и слабые стороны, так проявляется характер персонажей. М. Шолохов смог показать глубины человеческой души. В сложный жизненный период бесполезно играть чью-то роль, скрываться за масками. Тяжелые испытания показывают, кого из себя представляет человек на самом деле.

Андрей был обычным трудягой. У персонажа было все для комфортной жизни. Свой дом, деятельность. приносящая доход, любимая семья. Он жил как все обычные люди. Возможно, строил планы на дальнейшую счастливую жизнь, в которые война никак не попадала. Герой работал водителем, дети радовали школьными успехами, жена вела домашнее хозяйство. Все текло своим чередом. Как гром среди ясного неба грянула война. Через три дня после начала военных действий персонаж уже был на фронте. Андрей не мог поступить иначе. Он любил и уважал свою Родину, поэтому без сомнений и колебаний пошел ее защищать.

Михаил Шолохов не сомневался в силе духа русского человека. Истинного патриота никто и ничто не может сломить. Несмотря на кровавые побоища, люди могут сохранить человечность и искренность. В произведении описана судьба конкретного человека. Никакие жизненные обстоятельства не смогли его изменить. Он остался человеком. Его жизненный путь похож на судьбы миллионов других людей, которые пережили тяготы войны. Они выдержали мясорубку военных действий, побывали в плену, прошли концлагеря, но не потеряли ценных качеств. Люди также могут сочувствовать, сопереживать, сострадать.

Автор обращает внимание читателей и на проблематику духовности и нравственности. Каждый из жителей стоял перед выбором, который преподнесла ему война. Каждый должен был сам преодолевать свалившиеся на него проблемы. Андрей Соколов собрал волю в кулак и преодолел все препятствия, повстречавшиеся ему на пути. Его не сломали ни события, ни обстоятельства. Герой не согнулся перед врагом, не перестал любить и уважать свою Родину. Война лишь закалила его характер, укрепила веру в могущество и силу своей страны.

Но не все персонажи были такими стойкими и честными, как Андрей Соколов. Были и те, кто готов был совершить подлый поступок, предать Родину и свой народ. Основной смысл рассказа «Судьба человека» заключается в том, что в любой, даже самой страшной ситуации человек должен оставаться человеком.

История создания

Произведение посвящено судьбе русского солдата, пережившего немецкий плен. До Шолохова эту тему в советской литературе не поднимал никто.

Сюжет

До начала войны Андрей Соколов жил и работал в колхозе. Вместе с женой Ириной воспитывал троих детей. С началом войны Андрей был призван в армию. Он пошел защищать свою Родину. На фронте Андрей работал водителем. Во время немецкого обстрела Соколов был контужен и попал в плен. Вместе с другими пленниками Андрея заперли на ночлег в церкви. Среди них оказался врач, который оказывал всем посильную помощь. Андрей случайно услышал, что один солдат собирается выдать врагам своего комиссара. Соколов убивает изменника.

Наутро пленников доставили в лагерь. Начались дни тяжелой работы, голода и издевательств. Андрей пытается бежать. Ему удалось преодолеть 40 километров, но, идущие по следу собаки настигли беглеца. Соколова поместили в карцер, а после этого он проработал в лагере еще 2 года. Работы велись в каменном карьере. Как то Андрей в отчаянии воскликнул, что такая жизнь хуже смерти. Нашелся предатель, который передал эти слова немцам. Андрею грозил расстрел.

Начальник лагеря предложил Соколову выпить и закусить за победу немцев. Андрей отказался. Он выпил за свою гибель, но, несмотря на то, что был голоден, закусывать не стал. Это развеселило немцев, и они не расстреляли Соколова.

Соколов не возвращается в родную деревню, где его никто не ждет. Он работает шофером и однажды встречает мальчика Ваню, который осиротел во время войны. Соколов говорит, что он — отец мальчика. Так в его жизни появляется родной человек, ради которого стоит жить дальше.

Жанр

По жанру это произведение можно назвать рассказом в рассказе. Сначала повествование ведется от лица автора, а потом рассказчиком становится Андрей Соколов.

Главные герои и их характеристика

Главные герои рассказа — Андрей Соколов и мальчик Ванюшка. В образе Андрея Соколова Шолохов подчеркивает героические черты, которые проявляются в экстремальных условиях. До войны герой ничем не выделялся, но в годы испытаний он проявляет смелость, мужество, несгибаемый патриотизм. Образ Ванюшки получился очень трогательным. Мальчик бродяжничает, потеряв семью, но с открытым сердцем готов поверить в то, что нашел отца.

Темы

Основная тема рассказа — человек на войне. В сложной ситуации герои проявляют себя по-разному. Андрей Соколов проявляет смелость и чувство собственного достоинства, а такой же обыкновенный человек готов предать товарища, чтобы сохранить собственную жизнь.

Проблемы

Главная проблема произведения — нравственный выбор, который делает человек в экстремальных условиях. В ужасающих условиях лагерной жизни Андрею удается сохранить в себе человека.

Смысл произведения

Рассказ имеет антивоенную направленность. Мы видим, как беззащитны люди перед лицом войны.

Произведение призывает в любых ситуациях сохранять в себе лучшие человеческие качества.

Вариант 2

М.А.Шолохов был человеком, безошибочно и тонко чувствующим народное горе, что нашло отражение в его творчестве. Рассказ «Судьба человека» создан прозаиком по мотивам истории, услышанной им от простого военного шофера, но до глубины души тронувшей писателя, и в последствии нашедшей отклик в сердце каждого, кому довелось прочесть это произведение. Вынашиваемые долгие годы и всего за одну неделю переложенные на бумагу мысли Шолохова не оставляют равнодушным даже современных людей, которым посчастливилось не проходить через ужасы войны.

Среди литературных жанров произведение Шолохова можно отнести к рассказу в силу его небольшого объема и принадлежности к эпическому роду литературы.

Центром повествования становятся самые обычные люди, жившие когда-то мирной и тихой жизнью, но чьё счастье разрушила война. Таких в годы войны были сотни тысяч, поэтому в образах героев писатель выражает всенародное горе: это и страдающие жёны и матери, воплощённые в образе Ирины Соколовой, и рано взрослеющие, погибающие за отечество дети — Анатолий, Настенька и Оля, глава семейства — доблестный служащий Андрей Соколов, и усыновлённый им мальчик Ванюшка.

В сложные для страны времена тяжело было собраться с собственными силами и противостоять натиску врага, однако в некоторых людях обнаруживались силы не только для противостояния, но и для геройств на этом нелегком поприще. Такой становится судьба Андрея Соколова. Будучи воронежским уроженцем, простым шофером, этот человек проявляет невиданное мужество и способность бороться за жизнь, чего бы это ему ни стоило. Мы становимся свидетелями того, как перейдя все тяготы войны, потеряв за время неё всю свою семью, все счастье, старательно возводимое долгие годы, главный герой всё же не ломается: выстояв когда-то под градом свинцовых пуль, он непоколебимо выдерживает и удары судьбы. Мы не можем не сочувствовать счастью героя, когда он наконец обретает смысл дальнейшего существования в бродячем мальчике, Ванюше. Как и он сам, этот ребёнок осиротел в годы войны, остался один на целом свете. Общее горе сплачивает людей, и Андрей Соколов не мог остаться безучастным к судьбе мальчика. Он признаёт его своим «новым сынком», тем самым даря отчаявшемуся ребёнку семью в своём лице. В то же время мы понимаем, что ничто не проходит бесследно. Прошлое навсегда останется частью жизненной истории Андрея Соколова: «мои невыплаканные слезы, видно, на сердце высохли. Может, поэтому оно так и болит?» — произносит он.

Это произведение учит нас при любых обстоятельствах сохранять в себе человечность и любовь к единственной жизни, даже если кажется, что в ней уже всё потеряно.

<glav>Другие темы:</glav>← Образ Аксиньи в романе Тихий Дон↑ ШолоховОбраз Натальи Мелеховой в романе Тихий Дон → `

Анализ рассказа Судьба человека Шолохова

analiz-rasskaza-sudba-cheloveka-sholohova.jpg

Популярные сочинения

  • Сочинение Гаврила в рассказе Муму (Образ и характеристики)

    Гаврила – второстепенный герой рассказа Ивана Сергеевича Тургенева «Муму». Он, как и главный герой, является крепостным. В то же время, этот мужчина работает у барыни дворецким

  • Сочинение Аксинья Астахова в романе Тихий Дон (Образ и характеристика) Шолохова

    Аксинья Астахова – один из самых страстных и пронзительных женских образов русской классики. Коренная казачка, с внешностью необыкновенной, «манящей красоты», является самой большой любовью донского казака

  • Сочинение на тему Весна

    Весна это прекрасное время года. Пожалуй, я люблю весну даже больше чем лето. Весна у меня ассоциируется с нежностью и зарождением новой жизни.

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/sudba-cheloveka/analiz-proizvedeniya-sholohova.html
  • https://literaguru.ru/analiz-rasskaza-sudba-cheloveka-m-a-sholohov/
  • https://kakoy-smysl.ru/analysis/rasskaz-sudba-cheloveka-m-sholoxov-analiz-proizvedeniya/
  • https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/sholohov/analiz-rasskaza-sudba-cheloveka-sholohova

  • Рассказ стивена кинга 1408
  • Рассказ старая крепость слушать
  • Рассказ строительство египетских пирамид
  • Рассказ столичный принц для молодой мамы
  • Рассказ станюковича 8 букв кроссворд