Когда речь заходит о прокачке писательских навыков, есть стандартный набор профессиональных советов. Как правило, они — про глубокое погружение, системную работу и небыстрый результат.
Мы собрали простые (и гениальные) приемы семи культовых писателей — они помогут перенастроиться и начать писать лучше уже сейчас.
Харуки Мураками
В своих романах Мураками создает целые волшебные миры из жизни обычных людей. Причем делает это так эмпатично, что к его героям сразу проникаешься. Вот три принципа, которыми руководствуется Мураками, когда пишет свои романы:
1. Старайся никого не обидеть. Пиши так, чтобы не оскорбить чувств читателей. Эмпатия в тексте работает лучше, чем обвинения или осуждение. «Что бы ты ни написал, есть вероятность, что кто-то получит травму или расстроится. Поэтому я изо всех сил стараюсь написать то, что никому не повредит», — говорит Мураками.
2. Отправь читателя в путешествие. Рассказ должен увлекать читателя так, чтобы тот мог полностью в него погрузиться. Добавь в свой текст деталей, которые помогут ощутить себя в месте, где разворачивается действие.
Этот прием использовали в ролике Mitsubishi All New L200 Triton Sport 2017: там автомобиль проносится через средневековое поле боя. Картинка увлекает так, что кажется не рекламой, а скорее трейлером к захватывающему фильму:
3. Пиши, чтобы порадовать и утешить. Читатель запоминает не текст, а эмоции, которые пережил. Радостные хочется вспоминать чаще, тревожные — быстрее забыть, поэтому в своих книгах Мураками играет на поле светлых и сентиментальных чувств.
Задача рекламы — вызвать эмоцию. Именно на этом Coca-Cola выстраивает нарратив в ролике The Great Meal. Он стал частью первой кампании бренда с начала пандемии. История показывает семьи, которые хоть и застряли вместе в период локдауна, но все равно могут найти что-то хорошее в изоляции: они готовят любимые блюда:
Стивен Кинг
Кинг — мастер держать читателя в напряжении и очень продуктивный писатель: он опубликовал уже 60 романов, его произведения экранизировали более 100 раз. В своей работе он руководствуется такими принципами:
1. Будь готов к критике. Когда Кинг начинал свою карьеру, на стене в его комнате был вбит гвоздь, на который он крепил письма с отказами от издательств. Чем популярнее становились его книги — тем больше негативных отзывов он слышал.
Если ты пишешь — будь готов к тому, что твою работу будут обсуждать. Часто в гораздо более жестком ключе, чем она того заслуживает.
Такой масштабной критике подверглась кампания Nike — Dream Crazy. В ролике снялся футболист Колин Каперник, который во время исполнения национального гимна встал на одно колено (а не остался стоять, как другие) в знак протеста против расовой дискриминации в США. Реклама привела к скандалу, из-за которого многие начали сжигать кроссовки Nike, — но настоящие фанаты бренда, наоборот, поддержали его.
2. Пиши в первую очередь для себя. Писать нужно только тогда, когда не можешь этого не делать. Это занятие должно драйвить и наполнять. Если ты пишешь через силу — это чувствуется в тексте. Как говорит Кинг: «Я пишу, потому что мне это нравится. И если ты можешь делать это потому, что тебе нравится, — то сможешь делать это вечно».
3. Используй свой словарь. Писать нужно так, как говоришь — простым языком, живыми фразами. Например, вместо «меня это впечатлило» герой скажет «я просто обалдел». А подруга вместо «кажется, ты перестаралась» прокомментирует «чего ты вырядилась как на свадьбу?».
На живой разговорной речи агентство Banda построило рекламную кампанию попкорна Pumpidup со слоганом «Попкорн, який всюди норм». Например, в ролике вместо «встретиться» звучит «пересечься», а вместо «велосипед» — «велик»:
Чарльз Буковски
Журнал Time назвал Буковски «лауреатом американской дурной жизни». Он стал известным только к 46 годам, а до этого жил бедно, пил много и писал об этом честно.
Вот три совета от писателя-бунтаря:
1. Не надоедай читателю. Текст должен вести человека за действием и не отвлекать лишними лирическими отступлениями. Буковски считал, что именно динамика нарратива заставляет читателя переворачивать страницы и двигаться дальше. К героям Буковски бывает сложно проникнуться как раз потому, что читатель не успевает понять их чувств — зато текст всегда дочитывает до конца.
2. Пиши честно. «У меня была дрянная жизнь, вот и все. Дерьмовая жизнь, о которой можно писать», — говорил Буковски. Он пережил буллинг в школе, нищету, одиночество и алкоголизм. В своих произведениях он рассказывал о том, что переживал. Ты не сможешь хорошо описать вещи, о которых не знаешь. Лучшие истории — те, в которых у тебя есть личный опыт.
3. Продолжай писать. Буковски писал рассказы, романы и стихи, работал за печатной машинкой почти каждый день. Он не редактировал свои произведения и советовал думать только о том, что напишешь завтра, а не о том, что уже написал.
Отказываться от редактуры мы не советуем (если ты не бунтарь), но зацикливаться и дорабатывать произведение из чистого перфекционизма — не нужно.
Чак Паланик
Чак Паланик начал свою писательскую карьеру с журналистики. Оттуда же он вынес свой стиль: лаконичный, динамичный — минимум описаний, максимум действия. Вот три совета по писательству от автора «Бойцовского клуба»:
1. Дай читателю почувствовать себя умным. Если описываешь события в историческом контексте — напомни, что тогда происходило. Если сыплешь отсылками — расшифровывай их. Читателю должно быть понятно, что происходит в тексте, иначе после пары поисковых запросов он просто бросит твое произведение.
Пояснения должны дать человеку возможность подумать: «да-да, я когда-то об этом слышал» — и почувствовать себя умным.
2. Не называй эмоции — создавай ситуацию, которая их опишет. Описание эмоции не вызывает эмоций, поэтому наречия вроде «грустно», «весело» и «впечатляюще» вычеркивай из текста сразу.
Пример от Паланика: «Вместо того чтобы говорить, что один из твоих персонажей убит горем, расскажи о соленых каплях слез, которые он оставил на документах о разводе, когда заснул за своим столом».
3. Описывай все так, как видит персонаж. Не используй абстрактные измерения: читателю трудно представить, как выглядит расстояние в 17 метров, но вот ширина дороги в 6 полос — вполне наглядное описание.
Разворачивай картинку так, как ее видит герой. Так ты не только разнообразишь текст емкими сравнениями, но и раскроешь характер персонажа, от имени которого ведешь рассказ. Например, вместо «на улице стало холодно» напиши «она сжала ладони в кулаки и спрятала их в рукавах свитера».
Этот прием использовали HP в ролике 3D Scanning Made Easy, снятом от первого лица. В рекламе сканера объемных объектов не говорят о его технических характеристиках, а показывают процесс работы с гаджетом с точки зрения дизайнера:
Эрнест Хемингуэй
«Краткий» — самое точное слово, чтобы описать стиль Хемингуэя. Такому емкому, драматичному и динамичному письму можно научиться. Вот три главных писательских совета от «старика Хэма»:
1. Пиши о том, что знаешь. Хемингуэй использовал реальных людей и события в качестве материала для своих рассказов. Он считал, что именно это заставляет его истории оживать: персонажи выходят объемными, а история — правдоподобной.
2. Короткие предложения. У Хемингуэя все работы написаны так, чтобы читать было легко.
Даже одного длинного запутанного предложения достаточно, чтобы читатель потерял интерес. Вместо того чтобы перечитывать, большинство бегло просмотрят абзац — и двинутся дальше. Но если перегружен будет весь текст, человек может вообще сдаться и не дочитать его.
Метод коротких предложений хорошо использовать в роликах, где текст — это основной фокус, а картинка — только его иллюстрация, как в бренд-манифестах.
Этот прием использует H&M в одном из своих роликов об «устойчивой» моде. Бренд перечисляет фэшн-стереотипы, чтобы сказать, что в моде нет правил, кроме одного — сдавать одежду на переработку.
3. Существительные и глаголы вместо прилагательных и наречий. Долгие описания и абстрактные характеристики захламляют текст, при этом не добавляя ему смысла. Чтобы нарратив был динамичным, избегай детальных и громоздких описаний.
Антон Чехов
Чехов написал более 300 произведений, стал мастером краткой формы и создал «метод ружья» — принцип, по которому все детали рассказа должны иметь значение. «Нельзя ставить на сцене заряженное ружье, если никто не имеет в виду выстрелить из него», — считал Чехов.
Вот три совета по писательству от автора, который стал одной из главных фигур в мастерстве драматургии:
1. Жалей своих персонажей. Чтобы вызывать эмпатию, читателю должно быть легко ассоциировать персонажей с собой. А узнать себя в идеальных людях довольно сложно. Оставь маленький скол на личности персонажа — покажи его слабости и не осуждай их в тексте, а оправдывай.
Это же важно и для создания рекламы. Например, ролик приложения для здоровья и фитнеса BetterMe поддерживает героиню и в хорошие, и в плохие дни. История построена на том, что девушка выходит замуж за саму себя, чтобы «принимать себя и в горе и в радости».
2. Не создавай однозначно положительных или отрицательных персонажей. Противопоставление чистого зла добру делает историю плоской. Чтобы оживить рассказ, доверь прогрессивные идеи неприятным героям — и наоборот. Например, непрактичный, но симпатичный художник или идейная, трудолюбивая, но жестокая по отношению к родным девушка.
Этот подход выбрала общественная организация Donate Life. Она призывает подключиться к программе донорства органов в случае смерти через абсолютно неприятного персонажа:
3. Покажи, что в твоих смешных рассказах есть не только юмор. Пиши истории так, чтобы они были короткими и смешными — но если их чуть-чуть продлить, то откроется трагичность происходящего.
Например, в рассказе Чехова «Разговор человека с собакой» пьяный персонаж ведет беседы с овчаркой, и это комично. В рассказе «Тоска» герой тоже говорит с животным — лошадью, но это уже драма: у старика-извозчика умер сын, и ему не с кем разделить свое горе.
Если «Разговору человека с собакой» добавить контекст или развитие событий — почему герой стал пить и что с ним случилось потом — история из смешной превратится в трагичную.
Генри Миллер
Автор «Тропика Рака» сформулировал свои профессиональные советы в 11 лаконичных заповедях писателя. Мы выбрали из них те три, которые помогают посмотреть на работу над текстами под другим углом.
1. Работай над одним делом, пока не закончишь. Расфокус — враг хорошего результата. Когда пишешь, нужно держать в голове сюжетные линии, детали и канву истории. Если переключаться с одного текста на другой, есть риск не закончить ни один из них — или потратить гораздо больше времени, потому что в каждое произведение придется погружаться заново по несколько раз.
2. Не бойся экспериментировать с форматами. Это очень важный навык, когда работаешь с рекламой. Нестандартные подходы помогают коммерческому контенту стать интересным самому по себе и получить дополнительный охват за счет вирального распространения.
На нестандартном формате наружной рекламы строятся кампании бренда растительного молока Oatly — они размещают на бордах много текста, шутят с аудиторией и почти не говорят о свойствах продукта.
3. Встречайся с людьми, ходи куда-нибудь, пей, если хочешь. Нельзя загнать себя в четыре стены, отключить интернет и ждать результата. Выгорание — спутник творческих людей, и «выжать» из себя хороший текст силой просто невозможно. Кроме того, писателю нужен материал. А его сложно найти в пределах рабочего места.
Год: 2021 (1 сезон)
Страна: США
Жанр: ужасы, драма, детектив
Режиссер: Бёрр Стирс, Рэйчел Лайтермен, Майкл Нанкин
Продюсер: Том Луз, Майкл Махони, Бёрр Стирс
Возраст: 18+
В ролях: Эдриан Броуди, Дженнифер Энс, Сирена Гуламгаус, Эмили Хэмпшир, Иэн Хо, Трина Коркам, Горд Рэнд, Женевьев ДеГреэйвс, Аллегра Фултон, Дин Армстронг
«Чепелуэйт» (англ. Chapelwaite) — американский телесериал в жанре хоррор, снятый по рассказу Стивена Кинга «Поселение Иерусалим». Главную роль в сериале исполняет Эдриен Броуди. Премьера состоялась 22 августа 2021 года.
Описание сериала «Чепелуэйт» (Что происходит в сериале?)
Действие сериала происходит в Америке в 1850-е годы. Отставной капитан Чарльз Бун после смерти молодой жены переезжает с детьми в фамильный особняк Чепелуэйт в штате Мэн. Ему предстоит изучить историю своей семьи и вступить в борьбу с тёмными силами, контролирующими здание. В этом Буну поможет гувернантка его детей Ребекка Морган, которая хочет написать о тайнах Чепелуэйта роман. Литературной основой сценария стал рассказ Стивена Кинга «Поселение Иерусалим».
Сюжет сериала «Чепелуэйт» (О чём сериал?)
События сериала разворачиваются в 1850-е годы. Овдовевший капитан Чарльз Бун (Броуди) перевозит своих детей в дом своих предков. Он находится в небольшой деревеньке под названием — Причер Корнерс, в штате Мэн. Адам Броуди сыграет капитана Чарльза Буна, которому ему придется столкнуться с грязными тайнами своей семьи. Эти тайны наложили проклятие на весь род Бунов. Чарльзу предстоит вступить в битву с тьмой, преследовавшей Бунов на протяжении многих поколений. Писательница Ребекку Морган устраивается гувернанткой в семейное поместье Бунов, чтобы собрать материал для своей книги. Ребекка напишет готический роман и раскроет тайну, годами изводившую её собственную семью. Для Ребекки Чарльз и его дети служат источником вдохновения.
Главные роли в сериале «Чепелуэйт» сыграли:
- Эдриан Броуди – Чарльз Бон.
- Эмили Хэмпшир – Ребекка Морган.
- Трина Коркам – Мэри Деннинсон.
- Горд Рэнд – Мартин Бурроугс.
- Аллегра Фултон – Энн Морган.
- Майкл Хью – Дэниел Томпсон.
- Джоан Боланд – Роуз Мэллори.
- Дин Армстронг – доктор Гилфорд.
- Кристофер Хейердал – Якуб, сообщает 24smi
1-я серия сериала «Чепелуэйт»
1850 год. Капитан Чарльз Бун унаследовал имущество своего состоятельного кузена и вместе с семьей переезжает в маленький городок в штате Мэн.
2-я серия сериала «Чепелуэйт»
Когда умирающий от таинственной болезни ребенок одного из горожан среди последних слов произносит имя Стивена Буна, разъяренные жители требуют от Чарльза раскопать могилу кузена и выяснить, что связывает покойника с малышом.
3-я серия сериала «Чепелуэйт»
После вскрытия могилы кузена Чарльза начинают преследовать странные видения и слуховые галлюцинации — он все время слышит мышей, копошащихся внутри стен, даже когда убеждается, что их там на самом деле нет.
Для онлайн просмотра нажмите на плеер
4-я серия сериала «Чепелуэйт»
Чарльз, окончательно запутавшийся в происходящем, планирует отправиться в психиатрическую лечебницу, когда Тэйн обнаруживает в сарае рядом с домом возможную разгадку ко всем тайнам городка.
5-я серия сериала «Чепелуэйт»
Таинственный Якуб заманивает Чарльза в Иерусалимов Удел, и он обнаруживает, что его безумие связано с древней книгой. Дети ошеломлены, когда Лоа находит секретные записи Ребекки о семье Бун.
6-я серия сериала «Чепелуэйт»
Главный герой вместе со своими детьми приезжает в старинный дом своих предков. Вместе с семьей в поместье переезжает Ребекка Морган – гувернантка и писательница по совместительству.
Для онлайн просмотра нажмите на плеер
7-я серия сериала «Чепелуэйт»
Переезд оказывается не самым радостным – детей пугает дом, а местные жители и вовсе сторонятся новых соседей. Чарльзу Буну предстоит раскрыть семейные тайны, многие из которых повергнут его в настоящий ужас.
Для онлайн просмотра нажмите на плеер
8-я серия сериала «Чепелуэйт»
Чарльз и его семья защищают Чапелуэйт с помощью констебля Деннисона и министра Берроуза. Ночь испытывает каждого персонажа до предела эмоций.
9-я серия сериала «Чепелуэйт»
Чарльз и компания пытаются завербовать людей в городе, чтобы сражаться на Уделе Иерусалима и вернуть книгу.
Для онлайн просмотра нажмите на плеер
Читайте также
Чепелуэйт, сериал 2021 года смотреть онлайн совершенно бесплатно в качестве …
21.10.2021, 13:47
—
6 778
просмотров
Подробнее
Год: 2021 (1 сезон)Страна: СШАЖанр: ужасы, драма, детективРежиссер: Бёрр Стирс, Рэйчел Лайтермен,…
01.11.2021, 17:21
—
7 034
просмотрa
Подробнее
Год: 2021 (1 сезон), СШАЖанр: ужасы, драма, детективРежиссер: Бёрр Стирс, Рэйчел Лайтермен,…
23.08.2021, 11:34
—
21 340
просмотров
Подробнее
Год: 2021 (1 сезон), СШАЖанр: ужасы, драма, детективРежиссер: Бёрр Стирс, Рэйчел Лайтермен,…
27.10.2021, 20:43
—
4 553
просмотрa
Подробнее
Год: 2021 (1 сезон)Страна: СШАЖанр: ужасы, драма, детективРежиссер: Бёрр Стирс, Рэйчел Лайтермен,…
15.10.2021, 13:30
—
9 799
просмотров
Подробнее
Год: 2021 (1 сезон), СШАЖанр: ужасы, драма, детективРежиссер:
02.11.2021, 19:54
—
5 468
просмотров
Подробнее
Год: 2021 (1 сезон)Страна: СШАЖанр: ужасы, драма, детективРежиссер: Бёрр Стирс, Рэйчел Лайтермен,…
18.10.2021, 20:58
—
8 878
просмотров
Подробнее
Год: 2021 (1 сезон), СШАЖанр: ужасы, драма, детективРежиссер: Бёрр Стирс, Рэйчел Лайтермен,…
03.09.2021, 18:02
—
16 906
просмотров
Подробнее
Год: 2021 (1 сезон)Страна: СШАЖанр: ужасы, драма, детективРежиссер: Бёрр Стирс, Рэйчел Лайтермен,…
15.10.2021, 23:01
—
2 480
просмотров
Подробнее
Год: 2021 (1 сезон), СШАЖанр: ужасы, драма, детективРежиссер:
20.09.2021, 23:52
—
13 383
просмотрa
Подробнее
Сериал Чепелуэйт сезон 2021 смотреть с 1-10 серии подряд онлайн и на Amediateka В сериале …
02.11.2021, 20:12
—
1 563
просмотрa
Подробнее
Жанры: ДрамаГод создания: 2020Режиссёр: Карин КусамаМировая премьера: 14 ноября 2021Дата
26.11.2021, 06:33
—
1 854
просмотрa
Подробнее
Год: 2021 (1 сезон), СШАЖанр: ужасы, драма, детективРежиссер: Бёрр Стирс, Рэйчел Лайтермен,…
10.09.2021, 23:31
—
15 829
просмотров
Подробнее
«Чепелуэйт» (сериал, 2021г): все серии 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 подряд. Содержание, смотреть онлайн на Amediateka
Год: 2021 (1 сезон), СШАЖанр: ужасы, драма, детективРежиссер: Бёрр Стирс, Рэйчел Лайтермен,…
11.10.2021, 16:34
—
3 987
просмотров
Подробнее
Итак, садитесь поудобнее, дети, сейчас я расскажу пошагово про свой обычный день продавца «Буквоеда». Сразу оговорюсь, что работала я в довольно маленьком магазине в центре Петербурга (кто-то из покупателей мило наименовал его «микробуквоед»). Я работала по 8 часов в день 5/2.
Как начинался мой день
Первым делом, входя в магазин, прямой наводкой я шла в подсобку, где из тесного шкафчика беру свою футболку с бейджем. Отдельных шкафчиков для сотрудников там не было, поэтому в одном шкафу умещались вещи всех сотрудников (одежда на вешалках, а вот рюкзаки да сумки приходилось ставить друг на друга).
Переодеваться всегда приходилось в туалете, благо защёлка там есть.
Далее мне сразу вручали в руки ленту переоценки, пока не привезли товар, нужно найти каждую единицу товара и всё переклеить (за полгода работы переоценка всегда была на повышение цен и ни разу на снижение). Переоценка печатается каждый день, иногда огромными лентами, из которых можно сделать тёплый бабушкин шарф, а порой и две маленькие этикетки.
Товар привозят каждый день, кроме воскресенья, примерно в 10 часов (во всех магазинах по-разному), только изредка случались сильные задержки. Как только грузчики заносят ящики и коробки, темп работы ускоряется с быстрого до супербыстрого. Когда всё занесут, будет продиктовано последние четыре цифры с каждого ящика, коробки. Нужно убедиться, что всё на месте, поставить галочки и штамп. После затащить всё, что привезли, в подсобку, этим, к моему счастью, всегда занимались коллеги-мужчины.
Моя любимая часть рабочего процесса
Далее, пожалуй, моя любимая часть рабочего процесса – приёмка. Нужно открыть каждый ящик и отсканировать в программу каждую единицу товара; если это ватман, коробочка ручек или одинаковая по коду мелочь, я не заморачивалась с их сканированием и проставляла всё вручную. Процесс монотонный и простой, занимал он у меня примерно час.
Когда всё принято, коллеги-мужчины оттаскивали всё из подсобного помещения на склад, откуда я уже начинала разноску. Перед разноской нужно взять «волшебный приборчик ТСД» (именно так мне его представили в первый рабочий день), с его помощью отмечается, какая книга на какой полке стоит. Нужно обновить его и синхронизировать, что в общей сумме составляет где-то 10 минут.
Первое время я брала по несколько книжек в руки и шла искать им место; после замечания начальства, что разноска очень медленная, стала брать зелёную корзинку для покупателей, нагружать её побольше и уже с ней таскалась по магазину. Для тех, кто не знает, уточню, что тележек на колёсиках для покупателей в Буквоедах нет. В больших Буквоедах я видела пару тележек, которые использовались исключительно для разноски, «микробуквоедики» же такой чести не удостоили.
О расстановке книг
Расставлять по своим местам канцелярию, игрушки и сувениры было вполне простым занятием, чего не скажешь о расстановке книг.
Офис ежедневно присылает книги, которые не лезут ни то что на полку, даже в подстеллажный ящик (в простонаречии «подстилага», туда кладутся дубликаты книг, которые не лезут на полку). В больших магазинах «подстилаг» уже нет, там дубликаты ставят сзади на полке, не могу сказать, насколько этот вариант лучше или хуже.
Так у нас в магазине доверху были забиты полки и ящики у раздела психологии, зарубежной прозы (романтика) и целый ящик Стивена Кинга, учитывая, что под него выделен почти весь стеллаж. Но самое страшное – это раздел классики! Под эти книги было выделено всего три стеллажа и полностью забиты 10 «подстилаг». Мы уже не просто «ставили» книги, мы их втискивали в щели вдвое меньше, чем объём самой книги, это приводило к тому, что вытаскивая одну книгу – ты вытаскиваешь всю полку. В один момент привозов стало так много, что книги стали хранить в подсобке горками, где и там нет чёрной дыры, чтоб всё это вмещать.
Говорить, как иногда было трудно найти книгу из этой серии для покупателя, если её не было на полке, я не буду.
Похожее дело происходит и с мангой, в магазине был выделен под неё один стеллаж, но без «подстилаги» (это место заняла всё та же классика), большая часть ассортимента была в подсобке, поэтому без моей помощи вероятность, что человек найдет желанную мангу, была не очень большой. Поэтому я всегда говорила покупателем: если не можете что-то найти – спрашивайте.
Разноска занимала у меня примерно часа четыре в обычные дни или до окончания рабочей смены по понедельникам, потому как в эти дни 10+ ящиков (а это повторюсь, ещё маленький магазин и это маленький по меркам Буквоеда объём товара). По нормативам разноски (да, такие есть) – я сухопутная черепаха или улитка, ведь как бы не старалась работать быстрее, пока найдёшь место для каждой книги (уберёшь дубликаты, чтобы вместить новую книгу, найдешь место в «подстилаге», впихнёшь всё (по-другому не скажешь), а потом поймёшь, что следующую книгу тоже надо пристроить на этой полке и нужно бы вообще менять всю концепцию порядка на стеллаже – время не стоит на месте. Я люблю всё делать обдуманно, а это не вяжется со словом «быстро».
Правда, несмотря на «обдуманность», я всё равно регулярно получала жалобы от начальства, что всё делаю неправильно.
Отдельно хочу отметить плохое качество присылаемого товара. Не раз приходили мягкие игрушки с дырками, без глаз и носов, или скоросшиватели в царапинах и в непрезентабельном виде. Несмотря на это, нам всё равно нужно было выставить товар в зал. И продавать товар нужно было по полной стоимости, только если покупатель не попросит сбросить цену при слишком откровенных недостатках вещи.
Что сказать в итоге, дети? Если покупаете что-то в «Буквоеде», 10 раз проверьте товар на дефекты. Возврат в магазине возможен только для книг с типографским браком. Во всех остальных случаях вам просто откажут.