Рассказ старый пень изложение

На сайте литерагуру представлен рассказ ивана тургенева воробей в кратком изложении, а также отзыв по нему для читательского дневника. краткое

На сайте Литерагуру представлен рассказ Ивана Тургенева «Воробей» в кратком изложении, а также отзыв по нему для читательского дневника.

Краткое изложение

Центральный персонаж в рассказе – умный и добродушный охотник, именно он является повествователем событий, происходивших в произведении.

Как-то раз рассказчик возвращался домой с охоты. Он двигался по садовой аллее. Его собака по кличке Трезор бежала впереди. Неожиданно она замерла, как вкопанная, и приникла к земле. Затем пес стал тихо красться к какой-то еще невидимой добыче.

Вглядевшись, охотник заметил на тропе крохотного воробышка. Видимо, желторотый птенчик вывалился из гнезда. Беззащитный воробей сидел на дорожке, беспомощно расправив крылья. Он не знал, как себя вести и что нужно делать.

Собака незаметно приближалась к воробышку.  И в это мгновение она увидела, что вниз, наземь, слетает второй воробей с черной грудкой. Это была старая птица. Оказавшись на земле, храбрый воробей всеми способами старался отвлечь пса от своего птенца.

Было видно, что взрослый воробей сам испытывал сильный страх, но, невзирая на то,  он отчаянно приближался к собачьей пасти. Несомненно, для маленькой птицы, пес казался великаном, но она была готова принести в жертву собственную жизнь, лишь бы спасти жизнь своему желторотому малышу.

Собака замерла, ощутив невиданную стойкость и смелость воробья. Герой-рассказчик заторопился отозвать смущенного Трезора, так как не хотел, чтобы пес навредил самоотверженной птице.  На самого охотника увиденное произвело сильное впечатление, и он еще долго вспоминал об этом.

Продолжая свой путь, главный герой теперь думал о величайшем чувстве, которое может одержать победу над страхом и смертью. Это светлое и сильное чувство называют любовью, и именно, благодаря ему, происходит развитие жизни.

Отзыв

Рассказ Ивана Тургенева «Воробей» создан в 1878 г. и вошел в его известный цикл прозаических стихов. Опубликовал произведение впервые в 1882 году журнал «Русский вестник». Мне оно понравилось, потому что имеет большой поучительный смысл, и в нем благополучный конец. Центральная тема рассматриваемого рассказа – любовь родителя к собственному ребенку. А основная мысль его состоит в том, что любовь является главной движущей силой существования и развития нашего мира. Все живые организмы находят в ней мудрость, для воспроизведения себе подобных, продления и сохранения рода. 

Рассказ «Воробей» предлагает поразмышлять о многом. Ведь в основе всего живого лежит любовь, без нее жить невозможно, и это чувство должно быть большим, сильным и искренним. Людям нужно стремиться любить самоотверженно и смело, так, как это делает старый воробей в произведении Тургенева. Я с волнением и с восторгом читала и перечитывала этот рассказ, каждый раз поражаясь воробьиной любви и его готовности любой ценой, даже ценой собственной гибели сохранить жизнь своему ребенку.

Также этот рассказ напомнил мне о своем участии в спасении птиц и животных.  Я не раз наблюдала аналогичные случаи в природе и помогала избежать гибели раненому скворцу, выпавшим птенцам ласточки, ежонку. Также мне вспомнился удивительный случай, как однажды ласточки подняли меня на рассвете истошным щебетаньем, прося о помощи, подлетев к открытой форточке, когда к их гнезду попытался подобраться кот. Тогда я заторопилась прогнать обидчика, и ласточки всей стаей, опережая меня, бросались на него, норовя клюнуть. А кот, прижав уши и сузив глаза, решительно приближался к гнезду. Мой громкий крик и вид хворостины напугал его, и он, сорвавшись на пол террасы, торопливо скрылся в садовых кустах. А ласточки словно благодарили меня – они принялись весело порхать и щебетать надо мной. Я очень обрадовалась, что помогла птицам. Я тоже люблю природу, всегда стараюсь защитить животным, часто наблюдаю за поведением птиц и других живых существ, и мое мнение совпадает с мнением писателя, что любовь нужно ценить и беречь во всяком ее проявлении.

Тургенев, сочиняя рассказ «Воробей», затронул весьма серьезные моральные проблемы и вопросы, такие как, сложный нравственный выбор, признание любви, жертвенность любви родителей, благополучие детей, взаимоотношения в природе.

Пес Трезор, столкнувшись с проявлением жертвенной родительской любви старого воробья, отказался от коварного намерения поймать птенца. Он был поражен воробьиной смелостью. Мое впечатление о рассказе «Воробей» положительное. Я рада, что рассказ имеет благополучное завершение:  и охотник, и собака не причинили воробьям вреда, оставили их в естественной среде обитания.

Подводя итог, хочется отметить, что рассказ И.С. Тургенева «Воробей» имеет очень глубокий поучительный смысл. Писатель показал, какой огромной и жертвенной может быть любовь родителя по отношению к своим детям. Содержание этого произведения помогает читателям увидеть, что материнским инстинктом владеют не только люди, но и другие живые существа. Только наличие этого чувства движет поведением родителей, заставляя их совершать высокие, самоотверженные поступки, до последнего защищать жизнь и благополучие каждого своего ребенка.

Конспект
урока русского языка на тему:

«Подготовка
к изложению с творческим заданием».

Урок
проведён в 6 классе МБОУ «Октябрьская школа № 1»

Урок провела: учитель
русского языка и литературы А.Л. Окунева.

Тип урока: контрольный урок по
развитию речи.

Цель урока: 1. Создавать условия дл
формирования умений анализировать текст (определение темы, идеи, языковых
средств).2. Создавать свой текст, используя различные языковые средства.

Формы и методы: работа в  группах,
самостоятельная работа, фронтальный опрос, коллективная работа.

Планируемые результаты:

 Личностные: познавательный интерес к наблюдению за словом, удовлетворение
от осознания своих достижений.
Регулятивные: осознавать и принимать учебную задачу, планировать
и выполнять действия для её решения, контролировать и оценивать процесс и
результаты своей и чужой деятельности.
Познавательные: выполнять учебные действия, работая с
дидактическим материалом, наблюдать за использованием средств языка,
анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать, строить речевое
высказывание в устной и письменной форме.
Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении вопросов,
высказывать свою точку зрения, слушать мнения других, с пониманием относиться к
затруднениям и ошибкам одноклассников, стремиться к оказанию помощи, соблюдать
правила речевого поведения.

Ход
урока:

1.    Интрига.

Учитель.
Надеюсь, что все с нетерпением ждут уроков развития речи, на которых мы учимся
интересно мыслить и говорить.

А начнем с подготовленных дома «биномов
фантазии», тренирующих воображение, развивающих речь. Осень – рыжая кобыла.
Есенинский образ заставляет задуматься над смелостью художественной мысли.
Привычно: золотая осень, погожие деньки бабьего лета, льющийся золотом
листопад. А у Есенина осень – рыжая кобыла. Попробуем проникнуть в мысль, образ
поэта.

(
Члены групп зачитывают свои варианты.)

2.    Формулировка
темы  и цели урока.

Учитель.
Сочиняя наши «биномы фантазии», мы придумывали маленькие тексты. А какие бывают
тексты?

(Дети
называют, выходят к доске и записывают)

Изложение, отзыв, сочинение, объявление,
аннотация, письмо, реклама, рассказ, стихотворение…

Учитель.
Со всеми этими жанрами мы работаем в школе. Какой из них вам знаком больше
остальных? Попробуйте сформулировать тему урока.

(Записываю на доске тему: «Подготовка
к изложению…»)

Почему я не поставила точку? (Будет дано
дополнительное задание).

Какова цель нашего урока? (Подготовиться
к написанию текста изложения.)

3.    Движение
темы.

v Учитель.
Прочитаем небольшой рассказ В. Катаева.

         В лесу стоял большой старый пень.
Пришла бабушка с сумкой, поклонилась и пошла дальше. Пришли две маленькие
девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришел старик с мешочком,
кряхтя, поклонился пню и побрел дальше.

        Весь день приходили в лес разные
люди, кланялись пню и шли дальше.

        Возгордился старый пень и говорит
деревьям:

— Видите, даже люди, и те мне кланяются.
Пришла бабушка – поклонилась, пришли девочки – поклонились, пришел старик –
поклонился. Ни один человек не прошел мимо меня,  не поклонившись. Стало быть,
я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь.

          Но деревья молча стояли вокруг
него во всей своей гордой осенней красоте.

           Рассердился старый пень и ну
кричать:

— Кланяйтесь мне! Я ваш царь!

           Но тут прилетела маленькая
быстрая синичка, села на молодую березку, ронявшую по одному свои золотые
листочки, и весело защебетала:

— Ишь как расшумелся на весь лес! Помолчи!
Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не тебе кланяются,
а ищут возле тебя опенки. Да и тех не находят. Давно уже обобрали.

v Как
бы вы объяснили, что такое текст, назвав его отличительные признаки? (Учитель
прикрепляет на доску табличку «Текст и его признаки».)

(Учитель  предлагает
ребятам каждой группы назвать признак, «расшифровать» его и прикрепить табличку
на доску.)

1.    Завершенность
текста, полнота (ничего нельзя убрать, сократить).

2.    Единство
темы.

3.    Идея
текста (то, что хотел сказать автор своим текстом).

4.    Заголовок
(в нем часто выражена либо тема, либо идея).

5.    Связность
изложения (по смыслу и грамматически).

6.    Деление
текста на абзацы (микротемы).

7.    У
текста есть автор (тексты различаются авторским почерком, манерой,
стилистикой).

v Вернемся
к прочитанному нами рассказу В.Катаева. Попробуем доказать, что это текст
(Каждая группа работает с теми признаками, которые называла).

Ø Можно
ли его назвать завершенным?  (Конечно. Вначале мы узнали, что пень возгордился,
когда люди подходили к нему и будто бы кланялись. Пень объявил себя царем
деревьев. Синичка разоблачила гордеца.  История  пня завершена.)

Ø В
рассказе много персонажей. Назовите их. Можно ли сказать, что все они объединены
общей темой?  (Они все связаны происшествием в лесу – мнимым превращением пня в
царя деревьев.)

Ø Как
вы понимаете «связность изложения»?  (Все предложения связаны по смыслу и
грамматически.)

Ø Какова,
по-вашему, главная мысль (идея) рассказа? (Осуждение гордого пня.) Казалось бы,
мы правильно выразили идею рассказа. Но не показался ли он вам не просто
рассказом, а произведением другого жанра?  Почему?  (Осуждается не столько
старый пень, сколько высокомерный человек, мнение которого о себе явно завышено.)

Ø Как
бы вы назвали этот рассказ?  ( «Старый пень»,  «Ты не царь!»)  Какое название
содержит в большей степени его идею?

v Текст
делится на абзацы – микротемы. Когда мы пишем изложение, то всегда составляем
план.  (Составление плана и членение на микротемы.  Дети  читают по
абзацам и формулируют пункт плана.)

План.

1.   
Грибники вокруг старого пня.

2.   
Речь пня перед деревьями.

3.   
Молчание деревьев.

4.   
«Я ваш царь!»

5.   
Возмущение синички: «Ты не царь!»

v Текст,
который сочинил В.Катаев, — это первичный текст, по нему мы будем писать
изложение, помня, что оно должно соответствовать исходному тексту: его теме,
мысли, стилю авторского языка. (Прикрепляю на доску табличку с признаком
«Авторский стиль»)
Давайте поразмышляем над особенностями языка.
Предлагаю каждой группе поработать над своими вопросами, ответы внести в
заранее приготовленную таблицу.

Вопросы

Язык
текста

С
какой целью автор использует повтор слов в 1-ом абзаце?

Какой
глагол передает характер пня? Чем интересен этот глагол?

Какой
эпитет рисует убранство деревьев? Чем интересно данное слово?

Какой
глагол важен для характеристики пня-самозванца?

Какие
предложения по эмоциональной окраске использованы в монологе пня? Почему?

Какие
разговорные слова, напоминающие речь мудрой бабушки, использует автор? С
какой целью?

Вопросы

Язык
текста

С
какой целью автор использует повтор слов в 1-ом абзаце?

Три раза
глагол «поклонились» (как в сказках). Много людей пришло, у всех один интерес
-грибы; автор не индивидуализирует грибников – это вообще народ, над которым
пень захотел вознестись.

Какой
глагол передает характер пня? Чем интересен этот глагол?

Возгордился.
Глагол стоит на 1 месте в предложении, это ключевое слово фразы. У глагола
приставка воз-, она напоминает слово «вознесся».

Какой
эпитет рисует убранство деревьев? Чем интересно данное слово?

В гордой
красоте. Антитеза портрету старого пня. Гордая красота предполагает
царственность наряда и не противостоит скромности характеров.

Какой
глагол важен для характеристики пня-самозванца?

И ну кричать.
Разговорная частица ну усиливает разгневанность пня.

Какие
предложения по эмоциональной окраске использованы в монологе пня? Почему?

Кланяйтесь
мне! Я ваш царь! Восклицательные предложения. Они несут дополнительную эмоц.
окраску, ярче передают мысли, чувства героя.

Какие
разговорные слова, напоминающие речь мудрой бабушки, использует автор? С
какой целью?

Ишь  как
расшумелся. Обобрали. Синичка – это голос народа и автора.

v Объяснение
дополнительного задания. (Рассуждение на тему: «Я царь!?»
)

4.    Подытожим
урок.

 Закончим
урок своим выводом, используя выражения:

На
уроке мне было интересно…

                              
Я встретил(а) затруднение в…

Сегодня
я смог / смогла…

Могу
похвалить себя за…

Могу
похвалить своих товарищей за …

Сегодня
на уроке мне захотелось…

Урок развития речи в 3 классе

 с использованием технологии коллективной системы обучения (работа в группах), разноуровневого и развивающего обучения.

Учитель: Янченко М.В.

Тема: подготовка к изложению «Ежик».

Цель: подготовить к написанию изложения.

Задачи:

  1. Закрепление умений составлять вопросы к тексту.
  2. Закрепление умений составлять картинный план к тексту.
  3. Закрепление умений пересказывать текст с опорой на картинки, вопросы и без.
  4. Закрепление умений анализировать текст.
  5. Коррекция устной и письменной речи.
  6. Воспитывать познавательный интерес у учащихся.
  7. Развитие творческих способностей у учащихся.
  8. Закрепление навыков работы в парах.

Оборудование: текст на отдельных листах, карточки с заданиями, презентация, слайды со словами (орфографическая работа), картинки к содержанию текста, вопросы к предложениям, трафареты (ежик, яблоко, гриб, листики, ягодка).

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Проходите на те места, где написано ваше имя. Обратите внимание, к нам сегодня пришли гости, повернитесь и поприветствуйте наших гостей. Садитесь, мы начинаем урок развития речи!

— чем мы с вами занимаемся на уроках развития речи? ( пишем сочинения, изложения, составляем рассказы и т.д.)

— сегодня на уроке мы будем готовиться к изложению. Для этого мы подробно разберем текст, по которому будем писать изложение; будем составлять план текста по вопросам;  план по картинкам, пересказывать текст и чтобы написать изложение без ошибок, мы поработаем с трудными словами, которые встретятся нам в тексте. Приготовьтесь, сядьте красиво, мы начинаем!

— послушайте отрывок песни.

— о ком поется в этой песне? ( о ежике)

— сейчас я вам расскажу одну историю про ежика, который отправился в лес на прогулку. А что с ним приключилось, вы узнаете, если будете слушать мой рассказ очень внимательно.

II. Основная часть.

1. Знакомство с текстом.

-чтение текста учителем. У детей текст на отдельных (цветных ) листах.

Ежик.

    Пошел темной ночью серый ежик по лесу гулять. Увидел красную клюквинку и наколол на серую иголочку. Увидел желтые листья и тоже наколол.

    Вдруг заметил ежик в голубой луже голубую звезду. Тоже хотел наколоть — да ничего не вышло. Подумал он, подумал и накрыл ее лопушком: пусть до утра полежит.

    А утром под лопухом вместо голубой звезды нашел большое красное солнышко. Вот еж смеялся. Очень!

 о  ком этот рассказ?  (о ежике)

— что с ним приключилось? (отражение принял за настоящую звезду)

— расстроился ли еж, когда понял, что ошибся?

— как он на это отреагировал? (он очень смеялся)

— значит, наш ежик какой? (он добрый)

Прочитайте текст самостоятельно (про себя).

-скажите, какой это текст по типу речи? ( повествовательный)

— о чем сообщается в таком тексте? ( о каком-либо событии, случае)

— в тексте- повествовании обычно содержится ответ на какой вопрос? ( Что случилось? Что произошло?)

 — давайте вспомним, из каких частей состоит текст?

Вводная часть.

Основная часть.

Заключительная часть. Молодцы!

2. Анализ текста.        

— сейчас мы более подробно разберем наш текст.

— С чего начинаются события  в рассказе? (Ежик пошел гулять по лесу). Слайд №1

— Это начало события. Как об этом сказано в тексте? (читают первое предложение).

— Как дальше развивается действие? (Ежик наколол на иголочку клюквинку). Слайд №2. Прочитайте второе предложение. Дальше что происходит? (наколол листья) Слайд №3. Читают третье предложение. Это развитие действия.

 — Какой главный момент в рассказе? (Ежик заметил в луже звездочку.) Слайд №4. Читают четвертое предложение.

— Как дальше  развиваются  события?  (Ежик  не  смог наколоть звездочку на иголки) Слайд №4. Прочитайте пятое предложение. И что он сделал? (накрыл ее лопушком) Слайд №4. О чем он при этом подумал? (пусть до утра полежит). Прочитайте.

— Чем   заканчивается   событие?   (Утром   ежик   нашел под лопухом солнышко) Слайд №6. Прочитайте, как об этом сказано.

— Как ежик отреагировал на то, что обнаружил под лопушком вместо звездочки солнышко? (он засмеялся). Слайд №7. Как он засмеялся? (очень).

— Как вы думаете, как автор относится к нашему ежику?

— Докажите. Может какие-то слова в тексте нам указывают на отношение автора? Найдите их. (как автор называет героя рассказа?- ласково).

3. Физ.минутка.

— а сейчас мы немного отдохнем и поиграем в вашу любимую игру

 «запрещенные движения».

4.  Орфографическая подготовка.

— Что нужно сделать при подготовке к изложению, чтобы написать его без ошибок? ( найти и разобрать трудные для написания слова.)

— Задания на индивидуальных листах. Вставь в слова пропущенные буквы.

— Кто справится самостоятельно, приступайте к выполнению задания, а кому нужна моя помощь?

ноч__ю               ёж__к                  нак__лол         _______________

лист__я              полеж__т                    пол__жит         _______________

бол__шое                                        __голочку        _______________

                                                         зв__зду        _______________

                                                         см__ялся        _______________

                                                         х__тел         _______________

Вспомните словарное слово, вставьте пропущенную букву.

ж__лтые

Выдели корень в словах.

лопухом- лопушком

Разбери слово по составу.

клюквинку

— Проверка.

-проверяем слова в первом столбике. Какие буквы вставили? Какая орфограмма в словах ночью, листья (разделительный ь), а в слове большое?- ь, обозначающий мягкость согласного. Слайд №1.

— проверяем слова во втором столбике. Какие буквы вставили? Какая орфограмма в этих словах? (жи-ши). Слайд №2. Проверьте.

-проверяем слова из третьего столбика. Какая орфограмма в этих словах? Какие подобрали проверочные слова? Слайд №3.

— в слово жёлтые какую букву вставили? –это словарное слово. Слайд №4.

— проверяем разбор слов. Слайды №5,6. Молодцы!

5. Составление картинного плана и плана по вопросам к тексту.

— сейчас я вам предлагаю поработать в парах. У меня в руках конверты, в которых разные задания. Кто-то из вас попробует сейчас составить план рассказа по картинкам, а кто-то составит план по вопросам, которые написаны на полосках. Картинки и вопросы в конвертах перепутались, вам нужно разложить их в нужном порядке. (раздаются конверты с заданиями).

— Для того, чтобы составить план по картинкам, надо прочитать предложение и выложить картинку, на которой изображено то, о чем говорится в этом предложении.

— А для того, чтобы составить вопрос к предложению надо прочитать предложение, подумать о чем хотите спросить и составить вопрос, используя слова из предложения. Приступайте.

— Давайте посмотрим, что у вас получилось?

— Составим план первой части. Прочитайте первое предложение. Какая картинка подходит к этому предложению? (крепится на доске). Какой вопрос составили к этому предложению? ( Полоска с вопросом крепится под картинкой). Расскажи первое предложение, опираясь на картинку и вопрос.

— Кто может пересказать первую часть?

-Составляем план ко второй части. Рассказываем.

-составляем план третьей части. Рассказываем.

— Мы с вами составили план текста по картинкам и план по вопросам.

— А кто из вас попробует пересказать весь текст без помощи картинок и вопросов?

-Молодцы!!!

6.   Творческая работа.

 Мы очень хорошо потрудились, а сейчас немного отдохнем, а заодно проверим, были ли вы внимательны.

— Откройте конверты, посмотрите что там? (трафарет ежика, 3 желтых листочка, клюквинка, яблоко, грибочек). Вспомните, по тексту: что наколок ежик на иголочки? Выберите эти предметы и прикрепите (с помощью клея) к иголкам. Готовые ежики крепятся на доску.

— Посмотрите на доску, что вы видите? – солнышко.

— Чего не хватает нашему солнышку? – лучиков.

— Давайте это исправим. Выберите лучик, который соответствует вашему настроению сейчас.

— Если вам все понравилось и у вас сейчас хорошее настроение- возьмите желтый лучик, если сначала вам неинтересно или сложно- возьмите красный лучик. Молодцы, очень красивое солнышко у нас получилось!

III.   Итог урока .

Подведение итогов.

 Что мы сегодня делали?

— Что вам особенно понравилось?

— Что мы будем делать на следующем уроке?

Оценка деятельности детей.

-оцените работу своего соседа на уроке.

-Встаньте те, кто хорошо работал на уроке. А теперь встаньте те, кто отлично работал на уроке.

-все очень хорошо сегодня работали, много трудились, старались. Молодцы!

Д.з.- нарисовать иллюстрацию к рассказу.

— а сейчас мы прослушаем песенку про ежика, отрывок который вы слышали в начале урока.

 о  ком этот рассказ?  (о ежике)

— что с ним приключилось? (отражение принял за настоящую звезду)

— расстроился ли еж, когда понял, что ошибся?

— как он на это отреагировал? (он очень смеялся)

— значит, наш ежик какой? (он добрый)

Прочитайте текст самостоятельно (про себя).

-скажите, какой это текст по типу речи? ( повествовательный)

— о чем сообщается в таком тексте? ( о каком-либо событии, случае)

— в тексте- повествовании обычно содержится ответ на какой вопрос? ( Что случилось? Что произошло?)

 — давайте вспомним, из каких частей состоит текст?

Вводная часть.

Основная часть.

Заключительная часть. Молодцы!

Мое детство, моя семья: мы родом из СССР

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Каждый из нас очень часто оглядывается назад и смотрит на свою прошедшую жизнь. Вспоминает, что было. Чаще вспоминает хорошее, но бывает и плохое. Я хочу поведать вам о своем детстве, отрочестве, юности, молодости, зрелом возрасте, своих ощущениях, миропонимании и мировоззрении. Я прожил интересную жизнь на стыке разных эпох, и мне есть что и с чем сравнивать.

В каждом регионе нашей страны жизнь несколько различалась. Мне повезло, что я смог пожить в нескольких регионах. Профессиональный рост и опыт у меня тоже был весьма разнообразный. Мой опыт, полагаю, будет интересен широкому кругу читателя. Итак!

Рассказ первый. Мое детство

Я родился в г. Энгельсе Саратовской области 19 марта 1974 года в семье врача, Любовь Петровны, моей мамы, и офицера МВД – моего отца, Сергея Васильевича.

Раннее детство помню плохо, эпизодами. Мое появление на свет прошло с осложнениями. Получил родовую травму, сопряженную с механической асфиксией из-за обвития пуповиной. В силу этого и возможно еще каких-либо причин мое развитие было запоздалым. Долго не мог научиться ходить. Не держал стопы ног – они подвисали. Мной много занимались.

Родители мамы тоже были врачами. Бабушка Мария Федоровна работала заведующей приемным отделением детской больницы, а дед (служивший с 1945-го по 1949 год в СМЕРШе в Германии, а потом в органах МГБ на Западной Украине) Александр Андреевич – работал невропатологом. Со службы в МГБ он уволился после смерти Сталина и Берии из-за несогласия с политикой, проводимой новым руководством страны. Закончил медицинский институт и работал врачом. Таким образом у него было три образования – юридическое, разведшкола и медицинское.

Мой дядя Андрей возил мне из детской кухни молоко, творог и кефир. Он старше меня на 12 лет. По линии отца дед Василий Андрианович работал начальником оперчасти в колонии (начинал моряком на флоте, затем руководил отделом секретки в морском училище, а после его расформирования работал в колонии), а бабушка – Мария Васильевна преподавала в школе домоводство у девочек. Много шила одежды внукам и внучкам.

На рубеже 197 1979 годов я тяжело заболел менингитом. Был парализован, лечился под надзором бабушки в детской больнице. Меня постоянно кололи многоразовыми шприцами, вводили катетер. Это было очень неприятно. Все родственники меня навещали. Дарили модельки машинок. Мне они очень нравились.

Как-то зимой после тяжелого кризиса я попросил свежей клубники. Моего отца к тому времени перевели служить на север в г. Киров. Бабушка позвонила знакомому директору совхоза. Клубники у него не было, но он по сильнейшему гололеду приехал в больницу и привез свежих огурцов и помидор. Они были очень ароматные. Таких в магазинах сейчас не продают.

И тут буквально через несколько часов прилетел мой папа на самолете (тогда они летали регулярно из Кирова в Саратов). И привез замороженную КЛУБНИКУ! Я был в шоке. У нас на юге ее не было, а на севере – пожалуйста. Отцу сообщили, что я в крайне тяжелом состоянии, могу умереть и вот выразил такое желание. И он его исполнил! Настоящий волшебник! Благодаря этому случаю, лечению и постоянному позитиву, который мне дарили окружающие люди, я пошел на поправку.

Спустя некоторое время в марте 1979 года мы с мамой поехали следом за отцом с пересадкой через Москву. Там я впервые попробовал сосиски в кафе «Лель». Мне они показались «пищей богов». Они очень приятно пахли и были удивительно вкусными. В Москве вечером сели на поезд и поехали в Киров. В столице нашей Родины уже зеленела травка и появились первые цветы. Утром, проснувшись в поезде, я выглянул в окно и с огромным удивлением обнаружил, что вернулся в зиму. Было очень много снега, и сугробы своими размерами просто поражали.

В Кирове мы поселились в двухэтажном доме на первом этаже в квартире № 11 во дворе школы номер 28. Квартира была угловая, и зимой стены спальни промерзали насквозь и покрывалась тонким слоем льда. Спали под кучей одеял и верхней одежды.

Детский сад и школа

Меня устроили в ведомственный садик. Он был очень далеко от дома, и поэтому приходилось рано вставать. Я стал часто болеть, и родители были вынуждены нанять мне няню – Татьяну Александровну. Она много лет помогала ухаживать за мной и родившимся потом братом. Отпуска по уходу за детьми тогда были маленькие. Работа у родителей была очень ответственной. Да и в целом домоседство тогда не приветствовалось.

В 1981 году я пошел в школу № 28 г. Кирова. Я еще с 5 лет читал книги и мог писать. Сам еще в пятилетнем возрасте прочитал толстенную книгу про Старика Хотаббыча. Учиться мне было не очень интересно, но, тем не менее, учился только на отлично.

Моей первой преподавательницей была Мусихина Маргарита Григорьевна. Кажется, она тоже училась в пединституте, так как сначала писала с ошибками на доске. Но через три года моего и ее обучения она стала писать правильно, закончила вуз и далее была у нас классным руководителем. И учила нас – ВНИМАНИЕ! – русскому языку и литературе. Она большое внимание уделяла не только обучению, но и культурно-воспитательной и развивающей работе. С удовольствием участвовал в общественных мероприятиях – различного рода концертах, спектаклях, сборе макулатуры и металлолома.

Когда приняли в октябрята – был настоящий праздник. Родители купили огромный торт, украшенный грушами, сливами и еще какими-то фруктами. Было вкусно.

С родителями каждые выходные осенью ездили за грибами в лес. Выезжали в 5 утра на троллейбусе до ж/д вокзала. А дальше ехали на электричке. Транспорт тогда был старого типа с закругленными концами. Я очень любил лесные завтраки. Как правило, в них входили вареные яйца и бутерброды с колбасой и сыром.

Так как родители были весь день на работе, то в магазин за продуктами ходил я сам. В мою задачу входило купить молоко, кефир, отоварить талоны на колбасу вареную и копченую, сливочное масло (давали по полкило в месяц на человека) и сахар (давали по 1 кг в месяц на человека). Этого нам вполне хватало. Эх, а что это была за чудесная колбаса. От нее шел умопомрачительный аромат. Вкус у нее был нежный. А консистенция плотной. Тогда ее реально делали из чистого мяса, выращенного на натуральных кормах по технологиям наших предков.

Мое детство, моя семья: мы родом из СССР

И никому бы в голову не пришло перемалывать в нее хрящи, кости, добавлять сою и продукты растительного происхождения. А сейчас в нашей стране разучились делать колбасу, молочку, печь хлеб. Все продаваемые продукты являются эрзацем (то есть грубой подделкой) и не содержат ничего полезного.

Молочные продукты в нашем городе продавались в пол-литровых бутылках, запечатываемых крышкой из жесткой фольги. Молоко запечатывали серой блестящей крышкой, кефир зеленой, снежок – фиолетовой. Больше 2 дней молоко не стояло – быстро прокисало даже в холодильнике, так как было натуральным – без консервантов и антибиотиков. А вкус молочки был волшебным, незабываемым и непередаваемым. Чтоб его понять – надо обязательно попробовать.

Мое детство, моя семья: мы родом из СССР

Мое детство, моя семья: мы родом из СССР

Ох. А какой был раньше вкусный хлеб! Это отдельная песня! Его делали из натуральной пшеницы, либо ржи. И его надо было съедать как можно быстрее, так как он быстро портился (2-3 дня). В нем ведь не было консервантов, разрыхлителей, пальмового масла.

Мое детство, моя семья: мы родом из СССР

Мое детство, моя семья: мы родом из СССР

Мое детство, моя семья: мы родом из СССР

В школе мы много учили стихов, писали диктанты, изложения, сочинения, пересказывали не только рассказы, но и целые повести, большие отрывки из романов. С детства у нас хорошо развивали память, учили мыслить, обрабатывать большие объемы информации. Я за день мог прочитать страниц 400 – 500 текста и пересказать. А у некоторых ребят результаты были еще лучше. Так же нас учили музыке, рисованию, черчению. Со второго класса выступали на школьной сцене, рассказывая стихи, танцевали, исполняли песни. Уже во втором классе мы поставили театральную постановку для первоклассников о первопечатнике Иване Федорове ко Дню Азбуки.

Наша постановка имела ошеломительный успех и в последствии мы ее ставили для первоклашек каждый год.

Со второго класса я стал получать дополнительное образование по классу фортепиано в музыкальной школе. Посещал там также и уроки сольфеджио и пения. С 10 лет записался в детско–юношескую спортивную школу, где занимался баскетболом. Младший брат занимался там же фигурным катанием.

Два раза в неделю в школе были уроки физкультуры. Так как жили на севере – много времени уделялось ходьбе на лыжах. Как правило, раз в месяц по субботам у нас были походы в лес, где организовывались «Зарницы». Мы должны были хорошо ориентироваться в глухом таежном лесу и находить заданные точки, захватывать чужой флаг и уничтожать штаб врага. Медведей я не встречал, но волков и лис видел. В Кировской тайге они намного крупнее, чем в Саратовский степях.

Не менее 1 раза в месяц всем классом ходили в драмтеатр или театр юного зрителя. Как-то попал в кукольный театр, но его постановкой не впечатлился. 3–4 раза в год посещали цирк. Очень запомнилась музыкальная постановка Рижского театра. Он приезжал вместе с Раймондом Паульсом и Валерием Леонтьевым.

Я с родителями дважды ездил в Латвию – на осенние каникулы в 1981 году и летом 1988 года. Жили у прадедушки – Фёдора Ивановича в Риге в спальном районе Югла. Мне там очень понравилось. Я легко начал учить разговорный латышский язык. Из уважения к местному населению в магазинах и общественных местах старался обращаться к ним на их родном языке. В целом латыши мне очень понравились своей доброжелательностью. Впервые в Риге я увидел артиллерийский салют на 7 ноября 1981 года. На меня он произвел неизгладимое впечатление. Особенно классно смотрелись мерцающие огни. Также впервые попробовал Кока колу и Фанту в маленьких стеклянных бутылочках 0.33 л. Впервые ел в кафе шашлык. Первый раз в магазине увидел и купил сосиски. Они были такие же вкусные как в Московском кафе.

Кстати, потом сосиски нам стали давать в школе на обед еще в первом классе. Давали обычно с макаронами. И даже появились сардельки. Их давали с картофельным пюре. А на десерт была ватрушка с творогом. И я понял, что жизнь «налаживается».

Моей главной подработкой в школьные годы был поиск, мойка и сдача бутылок. Из под лимонада 20 копеек, из под молока 15 копеек. Буханка хлеба стоила 20 копеек. Килограмм самой дорогой Телячьей колбасы – 3 рубля 60 копеек, Докторской – 2 рубля 20 копеек, Чайной – 1 рубль 60 копеек. Копченку я не очень любил, потому цены на нее не помню. Но тоже небольшие были. Килограмм мяса с костями в госмагазине стоил 1 рубль 70 копеек, а в коопторге получше качеством и почти без костей – 5 рублей. Эти цены были в Кировской и Саратовской областях. Цены могли отличаться в зависимости от пояса к которому относился регион (в СССР их было 3), целевого назначения магазина и его принадлежности государству, кооперативным структурам, райпотребсоюзу или колхозу.

А еще нас в школе воспитывали трудом. Раз в месяц мы делали генеральную уборку с мытьем всего и вся класса и школы. Летом участвовали в ее ремонте и уборке пришкольной территории. 2–3 недели летом и также осенью помогали колхозам. Сначала дергали сорняки, а потом убирали урожай. С 6 класса в учебную программу входил 1 день в неделю – по четвергам – труд на комбинате искусственных кож. Лично я на ручном прессе штамповал прокладки для водопроводных кранов. За эту работу мы раз в месяц получали трудовой рубль! Лучших трудяг награждали грамотами! С 7 класса также раз в неделю трудились на учебно-производственном комбинате. Лично я осваивал строительные профессии каменщика, плиточника и штукатура. В будущем мне это пригодилось. Большинство девчонок из класса предпочли трудиться токарями и фрезеровщиками. Домоводство они освоили на более ранних стадиях обучения. А мы сначала шитье, а потом работу на станках освоили на уроках труда с 1 по 5 классы.

Шло время, я рос, взрослел, был принят в пионеры на торжественной линейке на центральной площади. Назначен звеньевым – командиром пионерского звена. Был включен в совет пионерского отряда и понерской дружины. У нас постоянно шли социалистические соревнования в учебе, труде, общественной деятельности. Но успевали и пару часов вечером во дворе погулять, в футбол или партизан поиграть и на выполнение домашней работы время хватало и книгу для себя почитать. Но вот времени для безделья и праздности не было совсем.

Хотелось еще остановиться на одном очень важном аспекте. Наш народ искренне любил своих вождей, верил им, уважал их. Поистинне всенародным горем стала смерть Леонида Ильича Брежнева. В дни траура мы не учились. Все очень переживали случившееся. Как переживали потом смерть Андропова Юрия Владимировича и Черненко Константина Устиновича. Уходила эпоха великих советских деятелей. Наступали новые времена. И никто из нас не подозревал, насколько страшные периоды жизни нам предстоит пережить в будущем. Близился конец беззаботной, дружной жизни советского народа и эпохи великих свершений и подвигов.

Мое детство, моя семья: мы родом из СССР

Брежнев Леонид Ильич

Мое детство, моя семья: мы родом из СССР

Андропов Юрий Владимирович

Мое детство, моя семья: мы родом из СССР

Черненко Константин Устинович

Приближалось мое отрочество.

Настоящая статья является авторским произведением и не подлежит копированию и распространению без ссылки на автора адвоката Козлова Сергея Сергеевича и без указания его номеров телефонов: 89173146101 и 89042436016 и его электронной почты s742006@yandex.ru.

Классный час для 1 класса «Школа вежливости»

Цели: ознакомить с этическими нормами поведения; дать представление о вежливом общении; формировать привычку употреблять слова вежливости.

Оборудование: песня «Улыбка», цветик-семицветик, советы- памятки для каждого ученика, таблички с «вежливыми» словами.

Ход классного часа

Звучит песня «Улыбка». Споем ее все вместе.

Вступительное слово учителя

Учитель. Как вы думаете, почему мы начали с песни?

(Выслушиваются высказывания детей.)

Конечно, она помогла и нам поделиться друг с другом улыбкой, а значит, проявить свое доброе отношение, расположение к другому. А от этого и настроение становится лучше, верно?

А когда не звучит такая песня, помним ли мы, что к другому человеку надо всегда относиться внимательно, сердечно, по-доброму?

Ученики. Не всегда.

Учитель. Как мы называем человека, который никогда об этом не забывает, и потому всякому с ним легко и приятно?

Ученики. Такого человека можно назвать воспитанным.

Учитель. Верно, вежливым, воспитанным. Сегодня и пойдет разговор о вежливости. Ведь это одно из важнейших качеств воспитанного человека.

Ученик.

Вежливость в школе начинается,

Чтобы не кончаться никогда.

Она с годами закрепляется

И остается с человеком навсегда.

Учитель. До XVI века «вежа» означало «знаток», тот, кто знает правила приличия, общепринятые формы выражения доброго отношения к людям. Вежливость — это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Попробуем определить, какие вы знатоки правил вежливости. Для этого поиграем в игру «Вежливо-невежливо». Если вежливо — хлопайте два разаневежливо — один.

Поздороваться при встрече –

Толкнуть и не извиниться –

Помочь подняться, поднять

упавшие вещи —

Не встать, обращаясь к учителю –

Взять билеты в автобусе –

Не уступить место в транспорте –

Не заметить недовольство мамы —

Учитель. А вы всегда ли в общении с людьми пользуетесь «волшебными» словами? Назовите такие «волшебные» слова. (Дети по очереди называют, учитель вывешивает таблички с «вежливыми» словами.)

Игра «Доскажите словечко»

Слова коротенькие эти

Повсюду слышатся с утра.

Они живут на белом свете.

Запомнить их давно пора.

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого. (спасибо).

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит:. (добрый день).

Если больше есть не в силах

Скажем маме мы. (спасибо).

Мальчик вежливый и развитый

Говорит,встречаясь:. (здравствуйте).

Когда нас бранят за шалости,

Говорим:. (простите, пожалуйста).

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят. (до свидания).

Нужно знать как дважды два

Все волшебные слова,

В день, пожалуй, раз до ста

Говорю. (пожалуйста).

Товарищи! Твердите

С утра по словарю:

Спасибо, извините,

Позвольте, разрешите,

Я вас благодарю.

Стихи

Что такое «здравствуй»?

Лучшее из слов,

Потому что «здравствуй»

Значит «будь здоров».

Правило запомни.

Знаешь, повтори.

Старшим это слово первым говори.

Вечером расстались,

Встретились с утра,

Значит, слово «здравствуй»

Говорить пора.

Игра «Вежливые прятки»

Выбирается водящий. Его задача — узнать по голосу говорившего. Водящему завязывают глаза. Один из учащихся произносит какое-то слово вежливости«Здравствуй»«Добрый вечер»«Всего хорошего» и т. д. Задача водящего — узнать ученика по голосу.

Учитель. Попробуем проверить, верно ли, что есть волшебные слова. А для этого поиграем еще в одну игру, которая называется «Волшебный цветик-семицветик».

Игра «Волшебный цветик-семицветик»

Учитель берет самодельный цветок — ромашку и объясняет условия игры«волшебник» отрывает лепесток и, делая вид, что бросает его,отдает кому-то по своему желанию со словами из известной сказки:

Лети, лети, лепесток

Через запад — на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли

Быть по-моему вели.

А дальше он, например,говорит«Вели, чтобы Юля сказала Грише Доброе слово».

Цветков можно заготовить заранее несколько.

Чтобы дети не ушли в сторону от темы, учитель начинает игру сам, давая себе такое задание. Он может подсказать на ушко первому играющему, какие слова тому или другому ученику лучше сказать.Например«Извини, Петя, я тебя нечаянно толкнула сегодня, прости, пожалуйста»; «Катя, я была неправа, что не дала тебе сегодня карандаши. Не сердись на меня, я обязательно в следующий раз поделюсь с тобой».

Учитель. А вы заметили, как произносятся «волшебные» слова?

Ученики. Вежливо, с улыбкой.

Учитель. Почему улыбка так украшает произнесенное слово, фразу?

Давайте с вами, ребята, договоримся, что всегда всем окружающим, обращаясь к ним, будем дарить только добрые слова и улыбку. Тогда у каждого будет хорошее настроение.

Игра на внимание «Пожалуйста»

Вот условие игры: по моей просьбе вы исполняете определенные команды. Как я должна вас об этом попросить? Конечно, вежливо. А какие вежливые слова я могу сказать?Договоримся о важном условии: если я не произнесу волшебного слова, то команду вы не выполняете. (Учитель во время игры предлагает самые разные команды.)

Учитель. А теперь устроим конкурс на самого вежливого.

Конкурс «Самый вежливый»

Итак, задачи не на сложенье,

Задачи на правила уважения!

(Можно предложить обсудить ситуации в группах.)

1.Мальчик крикнул прохожему«Сколько времени?» и сделал 3 ошибки, назовите их. (Нельзя кричать, надо говорить спокойно. Надо обратиться к прохожему, извинившись при этом за то, что вы его побеспокоили, и употребить вежливые слова«Извините, пожалуйста, не могли бы вы сказать, который час?»)

2. Два мальчика столкнулись в дверях. Никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если одному 8 лет, а другому -11? (Дорогу уступает тот, кто вежливее.)

Учитель. Ребята! Иногда во время перемены вы затеваете игру, но постепенно, входя в азарт, начинаете бороться. Невинная борьба часто превращается в драку.

Игру во дворе начинают опять,

Мальчишку в игру не хотят принимать.

Запомни, драчун-забияка,

Что это игра, а не драка!

Хорошее дело футбол и хоккей,

Соседей они превращают в друзей,

А в играх с друзьями мы сами

Должны оставаться друзьями.

Да здравствует вежливость и доброта,

Да здравствуют добрые лица!

И пусть тот, кто злится — стыдится!

Настанет, друзья, счастливое время

Наступят чудесные дни –

Ребята приветливы будут со всеми,

Грубить перестанут они.

Не будет мальчишек противных,

Придут золотые года,

И в чистую комнату в грязных ботинках

Не будут входить никогда.

Подует ветер свежий,

Фиалки расцветут.

Исчезнут все невежи,

Навеки пропадут.

Распустятся фиалки,

Зимой придет весна,

И в школьной раздевалке

Наступит тишина.

Пусть грубость исчезнет,

Исчезнет навеки,

Пускай по рецептам врачей

Появится в каждой, в каждой аптеке

Лекарство от грубых детей.

Ребенок вертелся на стуле,

Шумел и ко всем приставал,

Ему прописали пилюли,

Он принял и вежливым стал.

Грубить не будут дети,

Не будут грызть ногтей.

И будут все на свете

Любить таких детей.

Советы на память от волшебного цветика — семицветика

Для тебя, друг, я составил

Десять очень важных правил.

Эти правила просты,

Быстро их запомнишь ты.

Как проснулся — так вставай,

Волю лени не давай!

Лепесток роса умыла,

А тебя умоет мыло!

Понукания не жди,

В школу вовремя иди!

Прежде чем захлопнуть дверь,

Все ли взял с собой — проверь!

В школе, в классе не сори.

Сор увидишь — подбери!

Ты труд другого уважай.

Сам насорил — сам убирай!

Не таскай в кармане мела –

Это, милый мой, не дело!

Будь в одежде аккуратен:

Избегай и дыр, и пятен!

Дома близким не груби;

Малышей жалей, люби;

Знай, хорошие отметки,

Как плоды в саду на ветке;

Чтоб тобой могли гордиться,

Должен много ты трудиться!

Без вежливости человек,

Поверьте, очень мало стоит!

Будь доброжелательным,

Скромным и внимательным!

(Памятку можно отпечатать на лепестках цветка и раздать каждому.)

Учитель. Какие вы молодцы! Теперь вам можно устроить настоящий экзамен. Вы готовы?

Экзамен на вежливого человека

Такая форма для первоклассников очень интересна. Она дает им почувствовать себя большими, серьезными людьми. Вопросы к экзамену хорошо написать на карточках или открытках, по очереди вытаскивать и отвечать на вопросы. Можно придумать призы или специальные карточки или какие-либо знаки. У кого насчитают больше призов, тот и будет самым знающим правила вежливого человека. Можно придумать для награждения медали, грамоты, вымпелы, значки и т. д.

Примерные вопросы для экзамена

1. Что нужно сделать, прежде чем войти в чей- либо дом или квартиру! (Постучать или позвонить.)

2. Какие слова произносят при встрече и прощании?

3. Кто кому должен уступать (в гостях или в транспорте) место?

4. Нужно ли снимать шапку, когда пришел в гости, театр, библиотеку?

5. Если ты съел конфету, что ты сделаешь с фантиком?

6. Почему не нужно рвать цветы в лесу? Почему нельзя ловить жуков и бабочек?

7. Можно ли назвать вежливым того, кто обижает животных?

8. Почему по-настоящему вежливый человек никогда не будет лгать, хвастаться, обижать своих друзей?

Подведение итогов

Учитель. Давайте повторим слова вежливости. Я читаю вам рассказ, а вы вставляете нужное слово хором. Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицу. В трамвай вошла женщина с маленьким мальчиком.Вова встал и сказал женщине: «Садитесь. (дети хором«Пожалуйста»).Женщина обрадовалась и сказала Вове:. («Спасибо».) Вдруг трамвай неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину. Мужчина хотел рассердиться,но Вова сказал:. («Извините, пожалуйста».)

(Рассказ можно продолжить по усмотрению учителя.)

Дополнительный материал

В сказках сказочные герои тоже говорили волшебные слова, чтобы совершить то или другое волшебство. Пусть каждый из вас на время станет персонажем угаданной сказки и произнесет нужные слова.

1. С помощью каких слов можно было сварить в горшочке вкусную сладкую кашу? («Раз, два, три, горшочек, вари!»)

2. Какие слова велела Емеле произносить щука, которую он отпустил обратно в прорубь? («По щучьему веленью, по моему хотенью».)

3. Каким словам научили Буратино лиса Алиса и кот Базилио, утверждая, что они волшебные? («Крекс, фекс, пеке».)

4. С помощью каких слов можно было вызвать Сивку-бурку? («Сивка-бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой!»)

5. В книге писательницы Валентины Осеевой был мальчик по имени Павлик, который узнал волшебное слово. Что это было за слово? («Пожалуйста».)

6. В восточной сказке «Али-баба и сорок разбойников» были волшебные слова, которые могли открыть дверь в пещеру. («Сим- сим, открой дверь!»)

7. В сказке писателя В. Катаева «Дудочка и кувшинчик» волшебная дудочка помогала девочке Жене найти землянику на лесной лужайке. Что для этого надо было сказать? («Дудочка, играй!»)

8. В другой сказке В. Катаева девочке Жене подарили волшебный цветик-семицветик, у которого каждый лепесток мог выполнить любое желание. Какие слова при этом надо было произнести? («Лети-лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели!»)

Из истории слов

Спасибо. Откуда явилось это слово?

В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе Дело,говорили ему:

— Спаси вас Бог!

Спаси Бог превратилось в короткое спасибо. Забывать это слово никогда не стоит.Есть даже пословица«Своего спасиба не жалей!»

А еще говорят

Мама попросила дочку вымыть за собой посуду.

Девочка кое-как сполоснула чашку, а про блюдце и вовсе забыла.

— Все? — удивилась мама. — Что ж, спасибо и на том. И принялась перемывать заново.

— Да-а, — протянула капризная девочка, — все я делаю за спасибо. Хоть бы конфетку дали.

Спасибо и на том означает: сделано мало, а иногда и плохо, за что не стоит говорить «спасибо».

За спасибо означает: делать что-то за просто так, без вознаграждения. Обычно это говорят с неудовольствием.

Если словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить«Спасибо!»

Благодарю. Откуда явилось это слово? Благодарность часто выражали и прямым словом «благодарю!».

Оно состоит из двух частей — благо и дарю. Благо, или по-старинному «болого», означало «хорошо»«добро», то есть все доброе и служащее к нашему счастью. Этим добром и желали одарить, а точнее, отдарить человека за его доброе отношение. Вот и получилось всем нам знакомое слово благодарю.

А еще говорят

— Бабушка! Хочешь, я тебе нарисую усы — и ты станешь дедушкой?

— Нет уж, благодарю! — рассмеялась бабушка.

В данном случае благодарю означает отказ.

Воробья позвали кошки,

Обещали чай и крошки.

Он сказал: «Благодарю!

Я уже сегодня сыт.

Как на когти посмотрю,

Так теряю аппетит!»

  • Рассказ степка мой сын
  • Рассказ стена андреева краткое содержание
  • Рассказ стационарный смотритель краткое содержание
  • Рассказ старшего садовника чехов аудиокнига
  • Рассказ старшего садовника антон павлович чехов книга