МБОУ Б.Те$рсенская средняя общеобразовательная школа
Уренского муниципального района Нижегородской области
Урок литературного чтения во 2 классе
Тема:
Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек»
Разработала и провела:
Храмцова Лариса Сергеевна,
учитель начальных классов
МОУ Б-Терсенской средней
общеобразовательной школы
Б-Терсень
2012-13 уч.г.
Цели:
$ 1.Познакомить детей с рассказом Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».
2.Учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста; развивать логику, технику чтения.
3.Воспитывать уважение к людям старшего поколения, к родителям.
Оборудование:
компьютер, интерактивная доска,
презентация к уроку, распечатанные карточки для детей,
выставка книг Л.Н.Толстого.
$
$
Ход урока.
1.Оргмомент. Настрой на урок.
-Здравствуйте, садитесь. У нас сегодня необычный урок — много гостей. Но вы не волнуйтесь: ведь с вами я. А я тоже не буду волноваться, потому что со мной вы, мои умные ребятишки. Мы – вместе!
$ 2.Речевая разминка.
-Чтобы чётко проговаривать все слова, чтобы правильно, выразительно и громко читать, давайте подготовим речевой аппарат к работе и проведём речевую разминку. Внимание на экран (первый слайд презентации).
Наши руки были в мыле.
Мы посуду сами мыли,
$ Мы посуду мыли сами,
Мы бабуле помогали.
-Что это такое?
-Как мы произносим скороговорку?
-Итак, читаем скороговорку 3 раза — сначала медленно, потом быстрее, а теперь очень быстро, но правильно, без ошибок, чётко проговаривая все звуки.
-А вы помогаете дома старшим?
-С удовольствием или потому что так надо?
-Вот какие трудолюбивые, молодцы!
-А домашнее задание вчера выполняли с удовольствием?
3.Проверка домашнего задания.
-Что было задано на дом? ( двое учащихся пересказывают рассказ Л.Н.Толстого «Котёнок»)
-Какие качества проявил Вася?
-А вы бы как поступили?
-Есть ли у вас дома$шние питомцы? Как вы за ними ухаживаете?
-Молодцы! И трудолюбивые вы у меня, и смелые, и животных любите. А какие догадливые! Попробуйте сами догадаться ,над чем мы сегодня будем работать.
$
4.Формулировка темы и целей.
Слайд № 2.
-Посмотрите на слайд . Прочитайте запись и определите, о ком идёт речь?
Лев Николаевич Толстой.
Иван Андреевич Крылов.
Александр Сергеевич Пушкин.
Этот человек изучал историю, музыку, медицину, но большее внимание уделял литературе. Он очень любил детей и создал ш$колу для бедных. Он прожил 82 года и за всю свою жизнь ничего не боялся, кроме собственной совести. Из трёх перечисленных здесь произведений есть одно, принадлежащее его перу : «Стрекоза и муравей», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Старый дед и внучек».
-Итак, кто это? Какое из перечисленных произведений написал Л.Н.Толстой?
-Кто сможет ответить, как называется тема сегодняшнего урока?
-Зная тему урока, пользуясь опорными словами, давайте поставим цели.
Слайд №3.
Дети читают начало предложения и заканчивают его. После их ответов по щелчку появляются сформулированные цели.
Познакомиться…(с рассказом Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек».)
Учиться читать… ( вырази$тельно.)
Научиться уважительно … (относиться к старшим.)
-Итак, сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством Л.Н.Толстого.
Слайд № 4.
5.Первичное восприятие .Чтение учителем произведения.
-Понравился ли вам рассказ?
-Чем?
-Назовите его героев.Как их можно назвать одним словом?
-Чьё поведение в этой семье вам показалось неправильным?
6.Чтение по це$почке.
—Какие слова вам непон$ятны?
7.Словарная работа.
Слайд № 5.
Невестка-жена сына.
Лоханка-деревянная ёмкость под умывальником, а также из неё поили скот.
Слаживает-мастерит.
8.Выборочное чтение.
-Найдите в тексте и прочитайте, почему дедушку не сажали за стол?
$ -Что сделала невестка, когда дед разбил чашку с едой?
-Зачем Миша делал лохань?
-Почему родители Миши заплакали?
-Зачем Л.Н.Толстой рассказал эту историю?
Вывод учителя:
-Молодцы! Лев Толстой написал этот рассказ для того, чтобы мы с вами не повторили ошибок, совершённых в этой семье.
Физкультминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
$ Покружились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
9.Работа с пословицами.
Слайд № 6.
Прочитайте пословицы.
Кто родителей почитает,$ тот вовек не погибает.
При солнышке тепло, при матери добро.
Как аукнется, так и откликнется.
Нет лучше дружка, чем родная матушка.
Чего себе не хочешь, того и другому не делай.
-Какие из них подходят к нашей истории? Объясните каждую.
-Что значит почитает?
-Чему нас учат эти пословицы?
10. Работа по иллюстрации.
$
Слайд № 7.
-В какое время происходит действие?
-Как вы догадались?
-Найдите и $прочитайте слова, которые соответствуют картинке.
-Ребята, а у вас в семье есть старые люди?
-Как вы к ним относитесь? Почему?
-У вас на партах есть карточки со словами. Прочитайте и распределите их в два столбика на доске: хорошо – плохо. Слова на карточках следующие: внимание, равнодушие, доброта, уважение, безразличие, сочувствие, уважение, честность, грубость, забота.
-Как относились близкие к дедушке, скажите, используя данные слова?
-Что изменилос$ь в отношении к дедушке со стороны родителей Миши после разговора с мальчиком? Скажите , используя данные слова.
-Какой вывод для себя вы сделали после чтения этого рассказа?
11. Итоги.
Нет, не правда, что осень старит,
Что седины – это печаль.
Друг мой, годы — земная даль,
Ваша молодость вечно с вами.
Не тверди, что любовь пройдёт,
Не морщинки, а к счастью тропки
На лице твоём, друг мой кроткий,
Я в морщинки твои влюблён.
-О ком эти стихи?
-Какой праздник мы отмечали 1 октября?
-Кому посвящён весь октябрь ме$сяц?
-Кому вы помогли в этом месяце? Как?
-Пожилые люди прожили долгую жизнь, интересную и поучительную для младшего поколения, поэтому необходимо прислушиваться к их советам и помогать им всем не только в октябре, а всегда.
$
-Чему научил вас рассказ Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек»?
-Как будем относиться к людям старшего поколения?
-Когда — нибудь и мы с вами будем старенькими . И всё доброе, что мы сделаем для других, вернётся к нам, поверьте мне.
-Обратите внимание на выставку книг Л.Н.Толстого, которую я приготовила для вас. Я советую прочитать эти книги. У Толстого все произведения поучительные, и я предлагаю вам на уроке внеклассного чтения поделиться друг с другом всем, чему вас научат эти рассказы. Спасибо за урок. (Оценки.) И в заключение мне хочется прочитать вам стихотворение, которое попалось мне на глаза во время подготовки к уроку.
$ Не забывать отцов и матерей.
Уютный домик, покосившийся с годами,
Трава, рябинка, тропка напрямик,
В нём тихо одиноко проживает
Больной, роднёй заброшенный старик.
К нему я часто забегаю в гости.
$Выходит он ко мне, не торопясь.
«Скрипят ещё мои больные кости»-
Так шутит он, с болезнями борясь.
Здесь рыжий кот облюбовал крылечко.
Дрова лежат и старенький топор…
Усядемся с дедулею у печки
И заведём душевный разговор.
$ Как хочет он со мною поделиться
Всем тем, чему был в молодости рад,
И как водой холодною струится
В жару колодец, словно водопад.
Жену он вспоминает с грустью нежной
И, не скрывая к ней любви своей,
Делясь мечтами юности мятежной,
Часами может он рассказывать о ней.
Ведь и они когда-то были молодыми
И устали не знали никогда,
Но стали волосы совсем седыми,
.
И смерть их разлучила навсегда.
Нет, на дет$ей своих он не в обиде,
Что в дверь его уж больше не стучат,
Но хочется, так хочется увидеть
Уже , должно быть ,выросших внучат.
Вдруг замолчит он. И слеза скупая
Непрошено, нежданно заблестит,
А я молчу и слушаю, вздыхая,
И сердце по-дочернему болит.
$ Давайте к пожилым добрее будем,
А если есть возможность, пусть хотя б одна,-
Приди$те, помогите этим людям.
Господь воздаст за это вам сполна.
Они не безразличны вам, я знаю,
И нет на свете ближе их, родней,
И я прошу вас, я вас умоляю
Не забывать своих отцов и матерей.
На тему:
Провела:
Учитель начальных классов
Балашова Б.Д.
16.02.17 год.
Тема: Л.
Н. Толстой «Старый дед и внучек».
Тип
урока: Урок открытия новых знаний
Цели:
Образовательные:
Создавать
условия для совершенствования навыка чтения, умения работать с
текстом (прогнозировать имя автора произведения по выставке книг и содержания
произведения по ряду картин и иллюстраций , отвечать на вопросы по содержанию).
Создавать
условия для развития связной речи, оперативной памяти, произвольного
внимания, вербального, наглядно-образного мышления.
Содействовать
формированию культуры поведения при фронтальной работе, индивидуальной
работе, воспитанию интереса к чтению
Формировать
УУД:
—
Личностные: способность к самоанализу, самонаблюдению, самооценке.
—
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на
уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с
поставленной задачей;
—
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь
других; оформлять свои мысли в устной форме;
—
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе
знаний; осуществлять анализ содержания, находить ответы на вопросы в тексте,
иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять
ответы на вопросы.
Планируемый
результат
Предметные:
Уметь
выразительно читать произведение, отражая его настроение, высказывать своё
мнение о прочитанном, определять главную мысль текста, соотносить содержание
произведения с пословицами.
Уметь
работать с текстом (прогнозировать содержание по выставке книг и и
иллюстрациям, отвечать на вопросы по содержанию).
Личностные:
Уметь
проводить самоанализ, самонаблюдение, самооценку.
Метапредметные:
Уметь
определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё
действие в соответствии с поставленной задачей; (Регулятивные УУД).
Уметь
слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные
УУД).
Уметь
ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию
из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные
УУД).
Организация
пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа,
групповая работа.
Ресурсы:
Учебник, выставка книг, толковый словарь.
Ход урока
1.Организационный
момент.
Психологический
настрой.
—
О чём говорит моя мимика?
—
Какой человек вам больше нравится, с кем бы вам хотелось общаться?
Помним
золотое правило нравственности. Как ты хочешь, чтобы с тобой поступали люди,
так и … (ты поступай с ними)
—
Как вы думаете, что вам надо сейчас сделать?
(Улыбнуться)
—
Посмотрите на своего соседа, улыбнитесь ему и пожелайте друг другу удачи.
(Мимику
– улыбка прикрепляю к доске)
—
Выберите слова, которые можно отнести к нашему настроению.
(на
доске карточки:страх, счастье, мир, беспокойство, одиночество,
неуверенность, спокойствие, дружба, вражда, понимание)
—
Выскажи своё мнение, почему так распределились слова?
—
Продолжи мою мысль, используя выбранные слова
«Как
хорошо было бы в мире, если бы…»
—
Но так бывает не всегда. В жизни не всегда люди могут сохранить мир между
собой.
—
Сегодня мы постараемся разобраться, что мешает человеческим отношениям.
2.
Постановка цели и темы урока.
—
А поможет нам в этом произведение замечательного русского писателя, имя
которого нам подскажет выставка книг.
—
Посмотрите на выставку книг. Прочитайте их названия. Как вы думаете, с каким
писателем мы сегодня познакомимся?
—
Верно. Это Л.Н.Толстой. Его книги переведены на многие языки мира.
—
Я приглашаю моих помощников, группу РВС:
Разведай…
Выясни…
Сообщи…
—
Познакомьте нас с автором этого произведения.
Л.Н.Толстой великий русский писатель. Он прожил 82 года и всю свою жизнь он
посвятил литературе. Толстой изучал историю, музыку, рисование, медицину. Его
книги переведены на многие языки. Их читают во всём мире. Полное собрание
насчитывает 90 томов.
Толстой
всё время трудился. Он пахал землю, косил траву, пилил дрова, строил избы, шил
сапоги. Лев Николаевич Толстой считал, что всякий труд полезен и нужен. Уважать
можно того человека, который всю жизнь трудился.
Л.Н.Толстой очень любил детей. В то время было мало школ, дети
бедных людей вообще не могли учиться. В соседней деревне он устроил школу для
бедных детей и стал учить их по своим учебникам. Он много времени проводил с
детьми. Зимой катался с ними на лыжах, санках, а летом ходил с ними в лес.
Он
очень долго жил в своём доме в Ясной Поляне. Сейчас там находится музей,
который посещают люди всего мира.
В
своих небольших рассказах для детей он пишет о сочувствии, помощи слабым, о
настоящей дружбе и смелости, о том, что надо делать людям добро, о необходимости
учиться и о многом другом.
3. Изучение нового материала
Откройте
учебник на стр.108. Прежде чем мы прочитаем статью, выполним упражнение,
которое поможет нам правильно читать. Первый раз читаем трудные слова плавно,
по слогам, затем – целыми словами.
3.
Работа с учебником.
3.1
Речевая разминка.
труд-ны-е
– трудные
от-ве-чать
– отвечать
о-ши-бить-ся
– ошибиться
ста-рос-ти
— старости
соб-ствен-ной
– собственной
3.2
Чтение статьи о Л.Н.Толстом
Читаем
текст по предложениям, «цепочкой»
—
Что же вы ещё узнали о писателе?
(Л.Н.Толстой
любил и понимал детей.
Л.Н.Толстой
ставил перед собой сложные задачи.
Он
ничего не боялся, кроме собственной совести)
Для
того чтобы определить о ком мы сегодня будем читать, отгадайте загадку:
Он
трудится не от скуки,
У
него в мозолях руки,
А
теперь он стар и сед –
Мой
родной, любимый …(дед)
—
Верно. Читать мы будем о пожилых людях, об отношениях в семье к старым людям.
Называется рассказ «Старый дед и внучек»
3.3
Подготовительная работа, предшествующая восприятию нового произведения.
а)
Прогнозирование. Работа по иллюстрации.
Переверните
страницу, кого вы видите на этой иллюстрации?
(Семью)
—
А как вы думаете, эта семья живёт в наше время?
—
Почему вы так решили? (Герои в старинной одежде, в лаптях, лавки, посуда)
б)
Словарная работа.
-Произведение
«Старый дед и внучек» рассказывает об истории, которая произошла в одной семье.
Написана она очень давно и при чтении нам встретятся слова, которое в наше
время практически не употребляются. Как вы думаете, где можно найти информацию
об этих словах.
(
В толковом словаре, спросить у учителя, у родителей)
Найдём
определение слов в толковом словаре.
ЛОХАНКА
– деревянная круглая или продолговатая посуда для стирки белья.
НЕВЕСТКА
– жена сына
Уточним
значение СЛАЖИВАТЬ и БРАНИТЬ
Подберите
синонимы к слову слаживать (строить, мастерить),
Бранить
(ругать, укорять)
3.4
Первичное восприятие текста. Целевая установка.
-Прослушайте
рассказ Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек». Я попрошу вас внимательно слушать
каждое слово и размышлять над каждым предложением.
(Учитель
читает первую часть рассказа)
Какие
чувства вы испытали? Продолжите предложение
Я
почувствовал…
(Я
почувствовал жалость, стыд, грусть…)
Понравилась
ли вам эта семья? Хотели бы вы быть членом такой семьи?
Как
вы думаете, что будет дальше? Чем закончится рассказ?
(
Дети высказывают свои предположения)
Инсценирование
второй части рассказа.
—
Как вы думаете, о чём эта история?
(Эта
история о том, что нужно уважительно относится к старшим, что близкие люди не
должны ссориться, нужно внимательно и заботливо относится к родителям)
3.5
Чтение текста по абзацам.
Каждый
понимает авторскую мысль по-своему. Давайте перечитаем рассказ и выясним, кто
из ребят прав. Но сначала немного отдохнём.
3.6
Физминутка.
Раз,
два, три, четыре
Кто
живёт в нашей квартире?
Раз,
два, три, четыре, пять.
Всех
могу пересчитать.
Мама,
папа, брат, сестрёнка,
Кошка
Мурка, два котёнка,
Мой,
щенок, сверчок и я.
Вот
и вся моя семья.
3.7
Вторичный синтез.
—
Назовите главных героев рассказа.(Дед, невестка, сын, внучек)
—
Найдите в тексте и прочитайте, почему деда не сажали за стол?
—
Что случилось во время обеда за печкой?
—
А почему дед уронил и разбил чашку?
(Дети
выбирают слова из словаря-помощника)
—
Потому что он был бессильный, слабый, беспомощный, всё выполняет и со всем
соглашается.
—
Прочитайте, что сделала невестка, когда дед разбил чашку с едой?
—
Прочитайте, чем ответил на брань невестки старик?
—
Почему он вздохнул и нечего не сказал?
(Ему
было жаль себя и он молчал, чтобы ещё больше не прогневать невестку.
Он
сожалел о том, что плохо воспитал сына или о том, что сыну досталась плохая
жена)
-Как
вы охарактеризуете невестку?
(Грубая,
бессердечная, злая, она не уважает старших)
—
Что можно сказать о сыне деда? Какой он? Почему он не заступился за своего
родного отца?
(Он
равнодушный, бездушный, слепо подчиняется своей жене. Он не защитил своего
родного отца)
—
Что заставило измениться невестку и сына по отношению к деду? (Слова Миши)
3.8
Чтение отрывка в лицах.
Подготовьте
чтение диалога Миши и отца по ролям. Как надо -читать слова отца? Миши?
Возьмите карточку 1 (Приложение 1). Отметьте в тексте слова каждого из
действующих лиц. Подготовьтесь к чтению вслух этого отрывка. Работаем в парах.
1 вариант читает слова отца, 2 вариант читает слова Миши.
Проведём
пробы на роль отца и Миши. Прочитайте фразу, которую произносит отец. Кто
по-вашему мнению лучше подходит на роль отца? Почему? Прочитайте фразу, которую
произносит Миша. Кто лучше подходит на роль Миши?
Итак
… и … прочитают весь отрывок.
Что
испытали родители после слов Миши? Почему они заплакали?
Получается,
что сынишка преподнёс им урок. Какие слова подойдут для характеристики Миши?
(Справедливый,
добрый, умный)
3.
9. Логический
анализ текста.
а)
Определение поучения басни
—
Можно ли назвать эту историю поучительной?
Чему
она учит?
—
Какой жанр литературы вы уже знаете, который создаётся с этой целью?
(Басня)
—
Что такое басня?
(Басня
– это небольшой рассказ, в котором есть поучение и мораль)
—
С какими баснями вы знакомились на прошлых уроках? Кто их автор?
Чем
отличаются
—
Что общего в баснях Крылова и Толстого?
(Есть
мораль и поучение)
б)
Выбор пословицы для определения идеи басни.
—
Лев Николаевич Толстой в своём творчестве очень часто обращался к мудрости
русского народа, к пословицам и поговоркам. Знание пословиц и поговорок
обогащает нашу речь
—
Сейчас вам необходимо поработать в группе.
Возьмите
карточку №2 (Приложение 2) и соедините начало и конец пословиц так,
чтобы получились верные высказывания и выберите пословицу, которая наиболее
точно отражает идею басни «Старый дед и внучек»
—
Прочтите вслух пословицы, которые у вас получились.
Какая
пословица точно отражает идею басни?
4.
Обобщение.
Это
произведение было написано очень давно. Скажите, а может такая история
произойти в наше время?
Есть
ли в вашей семье пожилые люди, расскажите, как вы к ним относитесь?
(Ценим
и уважаем, заботимся о них, помогаем им, утешаем их в трудную минуту, не
обижаем их и не огорчаем их)
-Старость
не самая радостная пора в жизни человека. Она уносит силы, былую красоту,
здоровье. Люди не могут изменить этого закона, но они могут скрасить друг другу
последние годы и дни, уделить старому человеку больше внимания и нежности,
ободрить его добрым словом.
—
Чему научил нас рассказ Л.Н.Толстого? Как вы думаете зачем он его написал?
4.1
Рефлексия
Издревле
символом семьи являлось дерево, как показатель силы и мощи семьи. И как вы
догадались это дерево в нашем классе не случайно. Это дерево станет деревом
мудрости и обретёт совершенно другой вид, а какой это зависит от вас.
Возьмите
листок соответствующий вашему настроению и напишите на нём, что вы пообещаете
самому себе по отношению к вашим близким. Начать можно со слов обещаю,
постараюсь, я хочу, буду…
(Дети
зачитывают и крепят листики к дереву)
Видите
наше дерево стало ещё краше. И хочется верить,
Что
вы постигли важную библейскую мудрость «Чти отца своего и мать свою»
А
ещё хочу раздать каждому из вас памятку «Советы детям»
1. Любите,
цените и берегите своих родителей, их вам никто не заменит.
2. Преодолевайте
лень, всегда старайтесь помочь родителям – это принесёт им радость.
3. Вам
нравится улыбка мамы, одобрение папы. Старайтесь, чтобы они у вас в доме были
каждый день. Это зависит только от вас самих.
4. Дарите
цветы маме, бабушке, сестре пусть полевые или, даже нарисованные дарите их как
можно чаще.
5. И
помните слова Марины Цветаевой «Не слишком сердитесь на родителей, помните, что
они были вами, а вы будете ими»
4.2
Оценивание.
Благодарю
вас за работу на уроке.
4.3
Домашнее задание.
1.
Стр.110 – 111 чит. и пер., нарисовать рисунок.
2.
Стр.110 — 111 чит. и пер., составить рассказ о своей семье.
Приложение
1:
Сидят
раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет – что-то
слаживает. Отец и спросил:
—
Что ты это делаешь, Миша?
А
Миша и говорит:
-Это
я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой
лоханки кормить
Приложение
2:
При
солнышке тепло, тот вовек не погибает.
Вся
семья вместе, при матери добро.
Кто
родителей почитает, так и душа на месте.
Нравственный смысл басни Л.
Н. Толстого
«Старый дед и внучек»
Тип
урока: Изучение нового материала.
Цель: организовать деятельность учащихся по знакомству с
биографией и творчеством Л. Н. Толстого, с его рассказом «Старый дед и внучек».
Задачи:
Обучающие: учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения
цитатами из текста, воспринимать на слух художественное произведение,
соотносить смысл пословицы и прозаического произведения, характеризовать героев
на основе анализа их поступков с опорой на текст.
Развивающие: формировать навыки правильного,
выразительного чтения, развивать словарный запас учащихся, монологическую речь,
умение работать в группе.
Воспитательные: помочь учащимся осознать социальную и
личностную значимость учебного материала; воспитывать уважение и сострадание к
пожилым людям, родителям.
Формируемые
УУД:
Личностные: содействовать формированию
положительного отношения к учебной деятельности, развитие умения сравнивать
поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками,
осмысливать поступки героев;
Регулятивные: формирование умения планировать, контролировать и
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата,
овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и
задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами
коммуникации.
Познавательные: формирование умения выделять необходимую
информацию из прослушанного текста, осознанно строить речевое высказывание.
Коммуникативные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками,
умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умение
выражать свои мысли.
Планируемые
результаты:
Предметные:
Уметь выразительно
читать произведение, отражая его настроение, высказывать своё мнение о
прочитанном, определять главную мысль текста, соотносить содержание произведения
с пословицами.
Уметь работать с
текстом (прогнозировать содержание по выставке книг и иллюстрациям, отвечать
на вопросы по содержанию).
Личностные: Уметь проводить самоанализ, самонаблюдение,
самооценку .
Метапредметные:
(Регулятивные УУД).
Уметь определять и
формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в
соответствии с поставленной задачей;
(Коммуникативные
УУД).
Уметь слушать и
понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме
(Познавательные
УУД).
Уметь ориентироваться в
своей системе знаний; осуществлять анализ содержания; находить ответы на
вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в
другую: составлять ответы на вопросы
Методы обучения: словесный, иллюстративный, частично-поисковый.
Формы организации
познавательной деятельности: индивидуальная,
групповая, фронтальная.
Оборудование:
учебник «Литературное
чтение» Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В; проектор, презентация, карточки для групповой работы,
карточки (буквы) названия рассказа, портрет Л.Н. Толстого .
Сценарий
урока.
I.Организационный
момент.(Мотивация к учебной деятельности)
— Здравствуйте,
ребята! Сегодня к нам на урок чтения заглянуло солнышко. Давайте улыбнемся ему
и в хорошем настроении отправимся в путешествие по увлекательной стране
под названием «Литературное чтение».
— Сегодня на уроке
мы с вами будем узнавать новое, читать, наблюдать, вспоминать, думать,
радоваться успехам, а с неудачами будем справляться все вместе.
Речевая
разминка
— Но перед тем,
как перейти к изучению нового материала, проведем небольшую разминку
— Научитесь читать
скороговорку как можно быстрее.
Под горой у сосновой
опушки
Жили-были четыре
старушки.
Жили-были четыре
старушки,
Все четыре большие
болтушки.
2.
Проверка домашнего задания
Выразительное
чтение басни И.А.Крылова «Стрекоза и муравей».
(приготовленные рисунки к басни вывешиваются на доску)
— Чтение наизусть
теми, кто их выучил.
3. Постановка учебной задачи урока. Формулирование темы урока.
Слайды с фотографиями семьи, пожилых людей
-Расскажите,
что вы видите на фотографиях. Сделайте свои предположения, о чем сегодня пойдет
речь
(
сегодня мы на уроке поговорим о семье, о пожилых, старых людях)
-Верно.
Читать мы будем о пожилых людях, об отношении в семье к старым людям.
-Что
такое старость?
—
Есть ли в вашей семье старые люди?
-Как
вы о них заботитесь? (Ценим и уважаем, заботимся о них, помогаем им, утешаем их
в трудную минуту, не обижаем их и не огорчаем их)
— Посмотрите, пожалуйста, на выставку книг. Прочитайте их
названия. Как вы думаете, с каким писателем мы сегодня познакомимся?
(Ответы детей.)
— Всмотритесь внимательно в лицо писателя. Каким вы
представляете себе этого человека? (Ответы детей.)
– Перед вами портрет
Льва Николаевича Толстого, который родился в 1828 году – почти 200 лет назад.
Он прожил 82 года и всю жизнь посвятил литературе. Но кроме этого он изучал
историю, музыку, рисование и медицину. Но самое главное он сильно любил детей.
В то время было очень мало школ, дети бедных людей вообще не могли учиться. Лев
Николаевич открыл в Ясной поляне школу, написал учебник для детей и сам учил
их.
Его книги переведены на многие языки.
Их читают во всём мире. Полное собрание насчитывает 90 томов.
Ребята, вы любите мечтать? Вот и
писатель Лев Николаевич Толстой очень любил мечтать и в детстве мечтал о
зеленой палочке, которая исполняла бы любое желание Эта палочка волшебная, она
сделала бы всех людей счастливыми. Необычная мечта, да?
А знаете, почему он мне нравится?
Потому что он был очень мудрым. А как вы понимаете слово «мудрый»? (Ответы
детей: это очень умный, хорошо знающий жизнь человек). Вот посмотрите на его
портрет (портрет на доске). Говорят, что по лицу человека можно многое узнать и
о его характере. И мне кажется, что глаза его так и светятся мудростью и
добротой.
Л. Н. Толстой был графом. А вы
знаете, кто такой граф? ( Отвечают дети: граф — богатый и знатный человек, у
которого много слуг.) Л. Толстой был необычным графом. Он не хотел , чтобы люди
на него работали, и сам шил себе сапоги, рубашки, учил крестьянских детей в
школе. Лев Николаевич пишет о разном: о добре, о любви к близким, о верности, о
дружбе, о заботе, об отношениях между людьми. Когда я читаю его книги , то
кажется, что я тоже становлюсь умнее. Я думаю, и вы, читая произведения Льва
Николаевича, станете чуточку похожими на него : умными, нетерпимыми к несправедливости.
-Но
для того чтобы узнать о ком мы будем сегодня читать, отгадайте загадку
Он
трудится не от скуки,
У
него в мозолях руки,
А
теперь он стар и сед –
Мой
родной, любимый …(дед)
—
Верно. Читать мы будем о пожилых людях, об отношениях в семье к старым людям.
— На столах лежат
буквы. Они все перепутались. Ребята, составьте из предложенных букв слова, (их
будет 4 ,каждое слово разного цвета)– они будут являться названием нашего
произведения. (Работа по группам, чья группа быстрее справится с заданием)
— Произведение, с которым мы сегодня
будем знакомиться, называется «Старый дед и внучек»
Вывод:
4.Изучение нового материала
1) Первичное восприятие
-Прослушайте
рассказ Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек». Я попрошу вас внимательно слушать
каждое слово, размышлять над каждым предложением и определить какое это
произведение по настроению? (слайд)
(Знакомство
с текстом — первичное чтение. (аудио слушание)
-Какое
это произведение по настроению?
(грустное)
-Почему
вы так решили?
Какие
чувства вы испытали? Как бы вы продолжили это предложение
Я
почувствовал…
(Я
почувствовал жалость, стыд, грусть…)
2) Физминутка.
— Немного отдохнем. Встаньте, пожалуйста! Сейчас я буду называть
сказочных героев. Если герой положительный, то хлопаем в ладоши, если герой
отрицательный. То приседаем и закрываем голову руками.
-Иван Царевич, Красная шапочка. Кощей Бессмертный, Сивка Бурка,
Баба Яга, Василиса Прекрасная, Золушка, Злая Мачеха, Золотая рыбка.
-Молодцы! Садитесь!
3) СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Вторичное
чтение (читают жужжанием)
-Произведение
«Старый дед и внучек» рассказывает об истории, которая произошла в одной семье.
Написана она очень давно и при чтении вам встретились слова, которое в наше
время практически не употребляются.
-Возьмите
в руки карандаши, отметьте незнакомые вам слова.
(выполняют)
-Какие
слова для вас непонятны и незнакомы? Давайте посмотрим их объяснение на (слайде)
-Есть
в тексте то, что вас УДИВИЛО или заставило задуматься?
-Есть
в тексте то, с чем вы НЕ СОГЛАСНЫ?
5.Закрепление изученного
1)Беседа
Ребята,
теперь давайте попробуем ответить на вопросы
—
Назовите главных героев рассказа.(Дед, невестка, сын, внучек)
—
Почему деда стали кормить за печкой?
—
Найдите в тексте и прочитайте, почему деда не сажали за стол?
-Что
случилось во время обеда за печкой?
—
А как вы думаете почему дед уронил и разбил чашку?
-(Потому
что он был бессильный, слабый, беспомощный, всё выполняет и со всем
соглашается).
—
Как вы думаете, всегда ли дедушка был таким беспомощным?
2) Выборочное чтение
—
— Прочитайте, Что сделала невестка, когда дедушка разбил чашку с едой?
-Как
вы охарактеризуете невестку?
(Грубая,
бессердечная, злая, она не уважает старших)
—
Прочитайте, чем ответил на брань невестки старик?
—
Как он повёл себя?
—
Почему он вздохнул и нечего не сказал?
—
Прочитайте, почему родители Миши заплакали?
—
Как изменилась жизнь дедушки после этого случая?
—
Что можно сказать о сыне деда? Какой он? (Он равнодушный, бездушный) Почему он
не заступился за своего родного отца?
(
он слепо подчиняется своей жене. Он не защитил своего родного отца)
—
Что заставило измениться невестку и сына по отношению к деду? (Слова Миши)
Получается,
что сынишка преподнёс им урок. Какие слова подойдут для характеристики Миши?
(Справедливый,
добрый, умный)
3) Работа с пословицами
Собери
пословицы, объясните их смысл. Какая из них больше всего подходит к рассказу
Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек»?
Почему
вы так думаете ?
Какова
главная мысль этой басни ?
Чему
учит нас это произведение ?
4) Беседа о семье
Воспитание человека
начинается в семье. Именно здесь он получает первые уроки доброты, уважения и
поддержки. На Руси в давние времена в любой семье слово старших членов семьи
являлось законом для остальных. Тогда, как правило, бабушки и дедушки жили в
семье, а не отдельно, поэтому к их жизненному опыту, мудрости прислушивались
все, так как они прожили долгую жизнь. Но случалось и по-другому, как в басне…
Ребята, давайте с
вами вернемся к нашему солнышку, оно нас греет (переворачиваем круг)
Что
находится в центре ?(семья)
Все вы живете в семьях. Подумайте и скажите,
когда люди, живущие
вместе в одном доме, чувствуют себя хорошо ?
– Люди не бывают счастливы, если, находясь
вместе, они не следуют
определенным правилам.(переворачивают лучи
солнца)
Забота, любовь, чуткость внимание, старательность, поддержка.
послушание, уважение.
6. Рефлексия.
—
Чему научил нас рассказ Л.Н.Толстого? Как вы думаете, зачем он его написал?
(уважать
старших, терпимости к старым людям…..)
—
Пожалуйста, сейчас скажите несколько слов о вашем настроении и о том, чему вас
научило произведение «Старый дед и внучек». Скажите, что вы пообещаете самому
себе по отношению к вашим близким. Начать можно со слов
— Обещаю ..(слайд)
— Постараюсь..
— Я хочу..
-Я буду…
7. Подведение
итогов урока
С
каким произведением мы познакомились?
—
Кто автор?
-Что
нового вы узнали?
-Какова главная мысль
басни Л.Н.Толстого?
Вывод:
– Значит не только семья должна нас любить и лелеять,
но и мы ее.
8. Домашнее
задание
Выразительное чтение
рассказа;
составить рассказ о
своей семье (по желанию)
Список литературы:
1. Климанова
Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение: 2 класс. Учебник в
2-х частях. М.: Просвещение, 2015.
2.
Кутявина С.В. Поурочные
разработки по литературному чтению: 2 класс. М.: Просвещение, 2017.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение
Средняя общеобразовательная школа с. Лутна
Клетнянского района Брянской области
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО
ПРЕДМЕТУ
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИ Е» 2 КЛАСС
УМК «Школа России»
Тема: « Нравственный смысл басни Л. Н. Толстого
«Старый
дед и внучек»
Подготовила учитель начальных
классов
Ячменева В.В.
Лутна 2018 год.
С 12 октября по 2 ноября 2021 года проходит Олимпиада Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит . Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров.
Предлагаем вам ответы на вопросы Олимпиады Учи.ру по литературе для учеников 1, 2, 3 и 4 классов.
Ответы на Олимпиаду Учи.ру 2021 по литературе для 1, 2, 3 и 4 классов
Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя. Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады. Соревнование популяризирует русский язык и литературу среди школьников. Игровые задания поддерживают интерес к предмету и помогают лучше усваивать информацию.
В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.
И не думайте даже о списывании ответов, ведь: «Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»
Сказки
Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.
1 класс
1 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
2 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.
3 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Снегурочка». Надо поставить костёр.
2 класс (все сказки из 1 класса и одна дополнительная)
4 — Здесь изображён сюжет сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок
3 и 4 классы (сказки, которые были ранее в 1 и 2 классе В. Катаева «Цветик-семицветик» и народной сказки «Снегурочка» и добавили ещё две)
5 — Здесь изображён сюжет сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке
6 — Здесь изображён сюжет стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.
1 класс
1-ое слово
О горе тебе, бедный человек! …
Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
Как не вырвется сердце твое с корнем!
Житие Александра Невского
Ответ: Зеницы — это глаза
2-ое слово
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
Повесть временных лет
Ответ: Уста — это губы, рот
3-е слово
И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
Повесть временных лет
Ответ: Кудесник — это шаман, колдун
2 класс (все слова из 1 класса и одно дополнительное)
4 слово
И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
Житие Александра Невского
Ответ: Сеча — это сражение
3 и 4 классы (все слова из 1 и 2 класса и одно дополнительное)
5 слово
И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
Житие Александра Невского
Ответ: Ратный — это боевой
Краткое содержание
Ребята рассказывают тебе краткие содержания стихов, рассказов и сказок. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.
1 класс
1 Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
2 Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
3 История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский
4 Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка
2 класс
Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев
Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун
3 и 4 классы (две сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева, «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин и добавились три новые)
История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов
Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв
Средства выразительности
Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением.
Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов.
Например, «водить за нос» значит «обманывать».
Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.
1 и 2 классы
1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
Испугался старик, взмолился :
«Что ты, баба, белены объелась ?…».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?…»
2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
3 — А С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
3 и 4 классы (всё тоже, как в 1 и 2 классе и ещё один фразеологизм)
4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай
повернём его ноги в обратную сторону.
А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах.
К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
1 и 2 классы
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
3 и 4 классы (остались Змей Горыныч и Свинья, добавился ещё один персонаж)
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня
1 класс
Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.
Ответ: Носов «Живая шляпа»
2 класс (остался Носов и ещё одного добавили)
На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
Ответ: Толстой «Старый дед и внучек»
3 и 4 классы (остался Носов, Толстой и ещё одного добавили)
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
1 класс
Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен
Ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто
2 класс (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
3 и 4 классы (всё тоже самое, как во 2 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
1 класс
1 — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
3 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одна книга)
4 — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
1, 2, 3 и 4 классы
слон — вагон
гроза — лоза
сарафан — банан
былина — калина
монета — кассета
канал — журнал
Сказочная вечеринка
Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
1 класс
Заяц — Листопадничек
Иван-дурак — Конёк-горбунок
Осёл — Квартет
Волк — Три поросёнка
Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одно произведение)
Баба-Яга — Финист — ясный сокол
Класс: 2 «Г»
Учитель: Яна Владимировна Адмухамедова
Предмет: Литературное чтение
Тема урока: Семья в жизни человека на примере рассказа Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек»
Цель урока: создание условий для осознания детей, что семья — это самое ценное для человека, а сплоченность семьи — это фундамент благополучия.
Задачи: знакомство учащихся с биографией Л. Н. Толстого и его рассказом «Старый дед и внучек»; развивать у детей умение выделять главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста; развивать логику, технику чтения; воспитывать уважение и сострадание к пожилым людям, родителям.
Задачи деятельности учителя: на примере произведения Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек» познакомить детей с понятием «Семья», «Семейная традиция». Продолжить работу по воспитанию нравственных качеств человека, любви и заботы родственникам.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.
Приёмы: постановка проблемы и поиск её решения, обращение к личному опыту учащихся, составление кластер, составление синквейна, поиск ответов на поставленные, ответы на вопросы, работа в группах, составление «Корзины предложений».
уметь работать с текстом, прогнозировать содержание по выставке книг и иллюстрациям
отвечать на вопросы по содержанию
Личностные:
уметь проводить самоанализ, самонаблюдение, самооценку
выделять этапы в жизни человека, осознавать сложности, которые приходят к человеку в старости
эмоционально воспринимать художественное произведения и поступки литературных героев оценивать их с точки зрения морали и ценностей, уважать мнение других.
Метапредметные:
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей
оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными критериями или образцом.
следить за действиями участников пары и группы в процессе коллективной творческой деятельности
проявлять интерес к общению, договариваться о совместном выполнении заданий.
составлять ответы на вопросы, составлять пословицы, понимать и объяснять их смысл; устанавливать причинно-следственные связи
Этап урока
Содержание
Деятельность педагога
Деятельность учащихся
1. Самоопределение.
Организационный момент
1–2 мин.
1.Общая готовность детей к уроку.
2. Концентрация внимания детей.
1. Проверка готовности.
2. Выбор эффективного способа, приёма концентрации внимания.
На уроке литературного чтения мы вновь прикоснёмся к произведениям великих мастеров слова и рассмотрим очень интересную и важную тему. Работать нам предстоит в группах по 4 человека. Поэтому впередисидящие ребята повернуться к тем, кто сидит за ними. Таким образом, у нас получится 6 групп. Кто напомнит нам о правилах работы в группах?
1.Самоконтроль готовности.
2. Реакция на учителя, внимание.
2. Актуализация знаний.
3. Изучение новой темы (Совместная деятельность по достижению цели).
1. Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока.
2. Работа до знакомства с произведением (прогнозирование темы произведения)
1. Знакомство с автором произведения.
Л. Н. Толстой в своем творчестве очень часто обращался к мудрости русского народа, к пословицам и поговоркам.
– Как вы думаете, почему?
В каждой группе лежат конверты с рассыпанными пословицами. Соберите их и объясните, как вы понимаете их смысл.
Открывайте конверты. Удачи.
– Какой общей темой объединены все пословицы?
– Ребята, а что вы понимаете под словом «семья»?
– Для того чтобы дать ответ предлагаю вам составить кластер «Семья».
Организует работу по созданию кластера «Семья».
У вас на столах лежат карточки с незаполненными ячейками кластера. Заполните кластер, и через несколько минут мы обменяемся мнениями.
– Итак, мы с вами получили модель идеальной семьи.
А вот зачем мы создали этот кластер, вы мне скажите в конце урока.
Учитель создаёт обстановку для знакомства с некоторыми элементами биографии Л. Н. Толстого.
Умение работать самостоятельно в группах с использованием ранее изученного материала и освоенного инструментария.
– Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь.
Учащиеся собирают пословицы, озвучивают их, объясняют смысл, опираясь на жизненный опыт.
1. Вся семья вместе, и душа на месте.
2. Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
3. Нет лучше дружка, чем родная матушка.
4. Не будет добра, коль в семье вражда.
5. Семья в куче, не страшна и туча.
Умение самостоятельно сформулировать тему урока. (Ответы детей: тема – семья, взаимоотношения в семье)
Составляют кластер «Семья». Обмениваются мнениями. Выполняют индивидуальную работу по созданию кластера «Семья»
Представляют результат своей работы.
Принятие целей урока, готовность слушать и обсуждать.
Подготовленные дети рассказывают о жизни и творчестве Л.Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель. Он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире. Полное собрание насчитывает 90 томов.
– Он очень долго жил в своем доме в Ясной Поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди всего мира.
Толстой все время трудился. Он пахал землю, косил траву, пилил дрова, строил избы, шил сапоги. Лев Николаевич считал, что всякий труд полезен и нужен. Уважать можно того человека, который всю жизнь трудился.
– Лев Николаевич очень любил детей. В то время было мало школ, дети бедных людей вообще не могли учиться. В Ясной Поляне он устроил школу для бедных детей и стал учить их по своим учебникам, которые сам же и написал.
Он много времени проводил с детьми. Зимой катался с ними на лыжах, санках, а летом ходил с ними в лес. Свои произведения он писал специально для школьников.
В своих небольших рассказах для детей он пишет о сочувствии, помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости
2. Первичное знакомство с содержанием.
Настраивает внимание детей для прослушивания рассказа. Организует прогнозирование настроения произведения по иллюстрации.
– Сегодня мы знакомимся с рассказом Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек», в котором речь тоже пойдёт о семье, как вы и определили ранее. Посмотрите на иллюстрацию, как вы думаете, есть ли в этой семье всё то, что должно быть в хорошей семье?
Какое настроение будет у этого рассказа?
Организует первичное прослушивание текста произведения.
– Ну что же, давайте познакомимся с произведением Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек» и проверим ваши предположения.
Если вы услышите незнакомые вам слова, запомните их. Мы с ними поработаем позже
Подготавливаются к знакомству с рассказом, высказывают предположения о характере, настроении произведения.
– Грустное
Организует работу по высказыванию учащимися своего мнения по результатам первичного знакомства с текстом.
– Понравилось вам произведение?
– Понравилась ли вам эта семья?
– Так есть ли в данной семье, всё то хорошее, что вы перечислили в кластере.
– Хотели бы вы быть членом такой семьи?
– Действительно ли рассказ грустный?
– Дети, вы ведь сами сказали, что рассказ грустный. Так почему же вам понравился этот рассказ?
Отвечают на вопросы учителя, делятся своими впечатлениями о тексте, о настроении и характере рассказа, о семье, описанной в тексте.
– Ответы детей.
– Потому что закончился он хорошо.
3. Словарная работа.
Организует словарную работу.
– Какие слова для вас непонятны и незнакомы?
Найдите в словарях, что обозначают эти слова.
Выполняют работу с толковым словарём, для объяснения смысла незнакомых слов.
– Лоханка, невеста, бранить, слаживать
4. Вторичное знакомство с произведением
Организует вторичное знакомство с текстом.
– Давайте прочитаем это произведение ещё раз и подумаем, есть ли здесь то, что нас удивляет, заставило задуматься?
В результате диалога подводит детей к выводу, что старость – тяжёлый период в жизни многих людей, которая несёт с собой физическую слабость, немощь, неумение себя обслуживать. Но сам человек в этом невиновен.
– Что же вас удивило? Что было непонятно.
– Почему же у дедушки не получалось сделать простые вещи аккуратно?
– Он притворялся и делал нарочно так?
Читают произведение и выявляют моменты, непонятные для себя.
Задают свои вопросы. Пытаются ответить на вопросы других детей.
– Что означает «сажать за печкой»?
– Почему «сажали за печкой»?
– Чтобы другие его не видели. Его стыдились.
Концептуальная беседа по тексту
Организует фронтальную работу для нахождения ответов на вопросы в тексте (выборочное чтение).
– Давайте посмотрим, как на этот же вопрос «Почему сажали за печкой» отвечает Толстой. Найдите это место в тексте и прочитайте.
Другие вопросы для выборочного чтения.
– Что сделала невестка, когда дедушка разбил чашку с едой? Он права?
– Как повёл себя старик?
– Как повёл себя Миша, услышав слова матери?
– Почему маленький мальчик так поступил?
– Что почувствовали родители, услышав ответ сына?
– Чем заканчивается рассказ?
Что хотел сказать своим рассказом Толстой?
Отвечают на вопросы по содержанию, подтверждают словами из текста.
–
Ответы детей.
Подводит детей к нахождению поучения в рассказе.
– Прочитайте пословицу к произведению.
Может ли она выражать ту мудрую мысль, которую хотел сказать автор читателям?
Читают пословицу, высказываются о её соответствии главной мысли рассказа
– Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
4. Подведение итога.
– Итак, с каким произведением мы познакомились?
Есть ли здесь поучение для читателя?
А знаете ли вы, как можно назвать по-другому поучение?
В словаре В. Даля находим, что поучение – это притча.
– С рассказом Л. Н. Толстого «Старый — дед –внучек»
Узнать, чему учит это произведение. и– Да….
– ?..Дают ответ на проблемный вопрос, поставленный в самом начале.
Подводит детей к выводу о морали басни Толстого.
– Итак, для чего же создаются басни?
– Так чему же учит басня Л. Толстого?
С помощью учителя делают выводы о цели написания басен и о морали басни Толстого.
– Цель написание басни – научить нас правильно поступать, глядя на неправильные поступки героев басни.
– Правильным взаимоотношениям в семье к старшему поколению.
Работа в группах по результатам усвоения темы урока.
Организует работу в группах по составлению «Козины предложений» для организации более приятных условий жизни старшего поколения.
– А у вас в семье есть представители старшего поколения? Поднимите руки у кого есть бабушки или дедушки.
– Вы хотите, чтобы их жизнь в семье была похожа на жизнь дедушки из рассказа Толстого?
– Давайте составим Корзину предложений о том, как нужно поступать и вам, и родителям, чтобы жизнь старших членов семьи была радостной.
– Вспомним правила работы в группах.
– А теперь подумайте, что надо делать, чтобы дедушкам и бабушкам, которым и так тяжело, жилось легче и радостнее? Напишите свои предложения на карточках-цветочках. Затем озвучьте свои предложения и прикрепите цветочек к корзине.
Отвечают на вопросы учителя о членах семьи, о своём отношении к ним.
Ответы детей.
Вспоминают правила работы в группе.
1. РАБОТАЕМ ДРУЖНО.
2. ВАЖНО МНЕНИЕ КАЖДОГО.
3. РАСПРЕДЕЛИТЕ ОБЯЗАННОСТИ.
4. ОБЪЯСНЯЙ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ.
5. БУДЬТЕ ТАКТИЧНЫ.
6. БУДЬТЕ ТЕРПИМЫ К КРИТИКЕ.
Выполняют работу в группах, по окончанию озвучивают предложения.
Зачитывают предложения.
Чтобы жизнь старшего поколения была радостнее нужно:
• оказывать уважение,
• выражать любовь,
• проявлять заботу
• оказывать уважение,
• выражать любовь,
• проявлять заботу
• оказывать помощь,
• проявлять послушание,
• говорить добрые слова,
• быть чуткими, внимательными,
• оказывать поддержку,
• проявлять сострадание
• говорить добрые слова,
• быть чуткими, внимательными,
• оказывать поддержку,
• проявлять сострадание
5. Рефлексия
– А теперь оцените свою работу на уроке. Принесла ли ваша деятельность на уроке пользу или радость.
Оценивают свою работу с помощью сигналов – смайликов.
6. Домашнее задание
Творческое задание (ребёнок выступает в роли автора).
Исследовательское, поисковое задание (требующее высокой степени самостоятельности учащихся).
Самостоятельное чтение текста.
Творческое задание: в «ПОРТФОЛИО» написать рассказ о своей семье, о том, как вы заботитесь о своих родных и близких; к рассказу можно сделать рисунок или приложить фотографию.
Принимают к сведению и записывают задание