Рассказ старуха изергиль легенда о ларре

: старая румынка вспоминает свою бурную молодость и рассказывает две легенды: о сыне орла, обречнном за гордыню на вечное одиночество,

: Старая румынка вспоминает свою бурную молодость и рассказывает две легенды: о сыне орла, обречённом за гордыню на вечное одиночество, и о юноше, который пожертвовал собой, чтобы спасти родное племя.

Названия глав — условные.

Глава 1. Легенда о Ларре

Рассказчик встретил старуху Изергиль, когда собирал виноград в Бессарабии. Однажды вечером, отдыхая на морском берегу, он беседовал с ней. Вдруг старуха указала на тень от низко плывущего облака, назвала его Ларрой и рассказала «одну из славных сказок, сложенных в степях».

Много тысяч лет назад в «стране большой реки» жило племя охотников и земледельцев. Однажды одну из девушек этого племени унёс огромный орёл. Девушку долго искали, не нашли и забыли о ней, а через двадцать лет она вернулась со взрослым сыном, которого родила от орла. Сам орёл, почувствовав приближение старости, покончил с жизнью — упал с огромной высоты на острые скалы.

Сын орла был красивым парнем с холодными, гордыми глазами. Он никого не уважал, а со старейшинами держался как с равными себе. Старейшины не захотели принимать парня в своё племя, но это только насмешило его.

Он подошёл к красивой девушке и обнял её, но та оттолкнула его, потому что была дочерью одного из старейшин и боялась гнева своего отца. Тогда сын орла убил девушку. Его связали и начали придумывать «казнь, достойную преступления».

Один мудрец спросил, зачем он убил девушку, и сын орла ответил, что хотел её, а она его оттолкнула. После долгого разговора старейшины поняли, что парень «считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего». Он не хотел никого любить и желал брать то, чего ему хотелось.

За всё, что человек берёт, он платит собой: своим умом и силой, иногда — жизнью.

Старейшины поняли, что сын орла обрекает себя на страшное одиночество, решили, что это станет для него самой суровой карой, и отпустили его.

Сына орла назвали Ларрой — отверженным. С тех пор он жил «вольный, как птица», приходил в племя и похищал скот и женщин. В него стреляли, но убить не могли, потому что тело Ларры было закрыто «невидимым покровом высшей кары».

Так жил Ларра много десятилетий. Однажды он приблизился к людям и не стал защищаться. Люди поняли, что Ларра хочет умереть, и отступили, не желая облегчить его участь. Он ударил себя в грудь ножом, но нож сломался, он попытался разбить голову о землю, но земля отстранилась от него, и люди поняли, что Ларра не может умереть. С тех пор он скитается по степи в виде бесплотной тени, наказанный за свою великую гордость.

Глава 2. Воспоминания старухи Изергиль

Старуха Изергиль задремала, а рассказчик сидел на берегу, слушая шум волн и далёкие песни сборщиков винограда.

Внезапно проснувшись, старуха Изергиль начала вспоминать тех, кого любила в своей долгой жизни.

Она жила с матерью в Румынии на берегу реки, ткала ковры. В пятнадцать лет она влюбилась в молодого рыбака. Он уговаривал Изергиль уйти с ним, но к тому времени рыбак ей уже надоел — «только поёт да целуется, ничего больше».

Бросив рыбака, Изергиль влюбилась в гуцула — весёлого, рыжего карпатского молодца из разбойничьей шайки. Рыбак не смог забыть Изергиль и тоже пристал к гуцулам. Так их и повесили вместе — и рыбака, и гуцула, а Изергиль ходила смотреть на казнь.

Затем Изергиль встретила важного и богатого турка, целую неделю прожила в его гареме, потом соскучилась и сбежала с его сыном, темноволосым, гибким мальчиком много младше её, в Болгарию. Там её ранила ножом в грудь некая болгарка, то ли за жениха, то ли за мужа — Изергиль уже не помнит.

Выходили Изергиль в женском монастыре. У монашки-польки, которая за ней ухаживала, в соседнем монастыре был брат. С ним Изергиль и сбежала в Польшу, а молоденький турок умер от избытка плотской любви и тоски по дому.

Поляк был «смешной и подлый», мог словами, как кнутом ударить. Однажды сильно обидел он Изергиль. Она взяла его на руки, бросила в реку и ушла.

Никогда не встречалась после с теми, которых когда-то любила. Это нехорошие встречи, всё равно как бы с покойниками.

Люди в Польше оказались «холодные и лживые», Изергиль было трудно жить среди них. В городе Бохнии её купил один жид, «не для себя купил, а чтобы торговать». Изергиль согласилась, желая заработать денег и вернуться домой. К ней ходили пировать «богатые паны», золотом её осыпали.

Многих любила Изергиль, а больше всего красавца-шляхтича Аркадэка. Он был молод, а Изергиль уже прожила четыре десятка лет. Тогда Изергиль рассталась с жидом и жила в Кракове, была богата — большой дом, слуги. Аркадэк долго добивался её, а добившись — бросил. Потом он пошёл биться с русскими и попал в плен.

Изергиль, прикинувшись нищей, убила часового и сумела вызволить любимого Аркадека из русского плена. Он обещал любить её, но Изергиль с ним не осталась — не хотела, чтобы её любили из благодарности.

После этого Изергиль уехала в Бессарабию и осталась там. Её муж-молдаванин умер, и теперь старуха живёт среди молодых сборщиков винограда, рассказывает им свои сказки.

С моря наплывала грозовая туча, и в степи начали появляться голубые искры. Увидев их, Изергиль поведала рассказчику легенду о Данко.

Глава 3. Легенда о Данко

В старину, между степью и непроходимым лесом жило племя сильных и смелых людей. Однажды из степи явились более сильные племена и прогнали этих людей вглубь леса, где воздух был отравлен ядовитыми испарениями болот.

Люди стали болеть и умирать. Из леса надо было уходить, но позади были сильные враги, а впереди дорогу преграждали болота и деревья-великаны, создававшие вокруг людей «кольцо крепкой тьмы».

Люди не могли вернуться в степь и биться насмерть, потому что у них были заветы, которые не должны были исчезнуть.

Ничто — ни работа, ни женщины не изнуряют тела и души людей так, как изнуряют тоскливые думы.

Тяжкие думы породили страх в сердцах людей. Всё громче звучали трусливые слова о том, что надо вернуться в степь и стать рабами сильнейших.

И тут молодой красавец Данко вызвался вывести племя из леса. Люди поверили и пошли за ним. Труден был их путь, люди гибли в болотах и каждый шаг давался им с трудом. Вскоре измученные соплеменники начали роптать на Данко.

Однажды началась гроза, на лес опустился непроглядный мрак, и племя пало духом. Сознаваться в собственном бессилии людям было стыдно, и они стали упрекать Данко в неумении управлять ими.

Усталые и злые люди стали судить Данко, он же отвечал, что соплеменники сами не сумели сохранить силы на долгий путь и просто шли как стадо овец. Тогда люди захотели убить Данко, и в их лицах уже не было ни доброты, ни благородства. От жалости к соплеменникам сердце Данко вспыхнуло огнём желания помочь им, и лучи этого могучего огня засверкали в его глазах.

Увидев, как горят глаза Данко, люди решили, что он рассвирепел, насторожились и стали окружать его, чтобы схватить и убить. Данко понял их намерение и стало ему горько, а сердце разгорелось ещё ярче. Он «разорвал руками себе грудь», вырвал пылающее сердце, высоко поднял его над головой и повёл очарованных людей вперёд, освещая им путь.

Наконец, лес расступился и племя увидело широкую степь, а Данко радостно рассмеялся и умер. Его сердце ещё пылало рядом с телом. Какой-то осторожный человек увидел это и, чего-то испугавшись, «наступил на гордое сердце ногой». Оно рассыпалось в искры и угасло.

Иногда в степи перед грозой появляются голубые искры. Это остатки горящего сердца Данко.

Окончив рассказ, старуха Изергиль задремала, а рассказчик смотрел на её иссохшее тело и гадал, сколько ещё «красивых и сильных легенд» она знает. Прикрыв старуху лохмотьями, рассказчик прилёг рядом и долго смотрел на покрытое тучами небо, а рядом «глухо и печально» шумело море.

Сочинение


М. Горький стал писать свои первые рассказы в 90-е годы девятнадцатого столетия. Это было время бурного развития капитализма в России. Нищая и голодная деревня двинулась в город в поисках работы и куска хлеба, крестьяне пополнили собой ряды босяков, жизнь которых будущий писатель хорошо узнал во время своих скитаний по Руси.
Творчество М. Горького тех лет носит романтический характер, отражая стремление народа к лучшей жизни.
Одним из самых лучших рассказов романтического периода в творчестве писателя является написанный в 1895 году рассказ «Старуха Изергиль». Пафосом этого произведения является утверждение свободы и воли как главной и единственной ценности. Но писатель ратует не за личную свободу человека, хотя она также для него очень важна, а более всего за свободу всего народа, за справедливый общественный строй, за достойную и счастливую жизнь всех людей своей многострадальной страны.
В «Старухе Изергиль» Горький обращается к жанру литературной легенды, потому что он дает возможность автору кратко, емко, ярко и впечатляюще воспеть все лучшее, что может быть в человеке и осудить порок. Любимый герой писателя Данко пожертвовал собой ради спасения своего народа. Его антипод Ларра жертвует окружающими для достижения своих эгоистических целей, для утверждения своей личной свободы.
Данко – альтруист, Ларра – эгоист. На этом противопоставлении, т.е. с помощью антитезы раскрывается основная идея рассказа о смысле жизни: пагубность крайнего индивидуализма и величие подвига борца за свободу народа.
Легенда о Ларре входит в первую часть рассказа, но представляет собой законченное произведение, неразрывно связанное с общей темой и идеей. Поведала историю страшной судьбы Ларры сама старуха Изергиль. Наверное, она услышала легенду от своей матери, а та – от своей, так живет это поучительное сказание тысячу лет, предостерегая людей от зла себялюбия и равнодушия. Начинается легенда со своеобразного зачина, переходящего в экспозицию: «Многие тысячи лет прошли с той поры, когда случилось это. Далеко за морем, на восход солнца, есть страна большой реки … там жило могучее племя людей, они пасли стада и на охоту за зверями тратили свою силу и мужество, пировали после охоты, пели песни и играли с девушками».
Ларра – сын женщины и орла. Мать привела его к людям в надежде, что он будет счастливо жить среди подобных себе. Ларра был таким же как все, «только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц». Юноша никого не уважал, никого не слушал, держал себя высокомерно и гордо. В нем была и сила, и красота, но он отталкивал от себя гордыней и холодностью. Ларра вел себя среди людей, как ведут животные в стаде, где сильнейшему дозволено все. Он убивает «строптивую» девушку прямо на глазах у всего племени, не ведая, что тем самым подписывает себе приговор быть отверженным всю оставшуюся жизнь. Разгневанные люди решили, что: «Наказание ему – в нем самом!», – отпустили его, дали ему свободу.
Природа в романтических произведениях Горького живет и дышит, сочувствует и негодует. Автор всегда использует прием олицетворения, помогающий ему передать «общее душевное состояние момента», переживания героев. Как только люди приняли решение об освобождении Лары: «Грянул гром с небес, – хотя на них не было туч. Это силы небесные подтверждали речь мудрого…».
Горький использует различные изобразительные средства. Гипербола (чрезмерное преувеличение): «В него стреляли, но стрелы не могли пронзить его тела, закрытого невидимым покровом высшей кары». Яркие метафоры: «В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира…».
Ларра тоже совершает «подвиги» требующие решимости и бесстрашия, он тверд в отстаивании своего права «быть первым на земле». Но все его силы и устремления только лишь для его личной выгоды. В результате – непонимание и одиночество.
От Ларры отступились земля и небо, жизнь и смерть. Теперь жизнь для него – непрерывное мучение, так как самый закоренелый эгоист и себялюбец не может вынести вечного одиночества. Мрачной тенью скитается он по свету, превратившись во мрак и жуть. Не тепло, не огонь, не искры добра он оставил на земле, а пустоту и страх.
Герои романтических произведений Горького – люди исключительные. Положительный герой – носитель всех добродетелей, отрицательный – всех пороков. Данко – молодой красавец. Изергиль говорит, что красивые всегда смелы. Но ведь и Ларра красив и смел. Различие их в том, что Данко гармоничен, он красив внутренне и внешне. Ларра же внутренне безобразен. Критерий красоты или безобразия – это способность любить. Данко наделен исключительной любовью к людям, Ларра – исключительной любовью к себе.
«Вот так был поражен человек за гордость», – заключает свой рассказ о Ларре Старуха Изергиль. Читая легенду, мы постоянно чувствуем присутствие этой мудрой рассказчицы, ее взгляд на поведение героев. Горький использует прием «рассказа в рассказе», потому что он придает большую поэтичность и своеобразие повествованию. Изергиль – не только прекрасная сказательница, но и умудренный опытом, по своему смелый и открытый человек.
Легенду обрамляет прекрасный пейзаж южной ночи. Он навевает мысли о вечности, о красоте, гармонии мира и о любви, жертвенной, искренней, преодолевающей все преграды.

Другие сочинения по этому произведению


«Старуха Изергиль»
Автор и рассказчик в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»
Анализ легенды о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»
Анализ легенды о Ларре (из рассказа М Горького «Старуха Изергиль»)
Анализ рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»
В чем смысл жизни? (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)
В чем смысл противопоставления Данко и Ларры (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)
Герои ранней романтической прозы М.Горького
Гордость и беззаветная любовь к людям (Ларра и Данко в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»)
Гордость и беззаветная любовь к людям Ларры и Данко (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)
Идейно-художественные особенности легенды о Данко (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)
Идейно-художественные особенности легенды о Ларре (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)
Идейный смысл и художественное разнообразие ранних романтических произведений М.Горького
Идея подвига во имя всеобщего счастья (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»).
Каждый сам себе судьба (по рассказу Горького «Старуха Изергиль» )
Как сосуществуют в произведениях М. Горького «Старуха Изергиль» и «На дне» мечта и реальность?
Легенды и действительность в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»
Мечты о героическом и прекрасном в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль”.
Образ героического человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»
Особенности композиции повести М. Горького «Старуха Изергиль»
Положительный идеал человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»
Почему рассказ называется «Старуха Изергиль»?
Размышления над рассказом М. Горького “Старуха Изергиль”
Реализм и романтизм в ранних произведениях М. Горького
Роль композиции в раскрытии основной идеи рассказа «Старуха Изергиль»
Романтические произведения М. Горького
С какой целью М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль» противопоставляет понятия «гордость» и «гордыня»?
Своеобразие романтизма М. Горького в рассказах “Макар Чудра” и “Старуха Изергнль
Сила и слабость человека в понимании М. Горького («Старуха Изергиль», «На дне»)
Система образов и символика в произведении Максима Горького «Старуха Изергиль»
Сочинение по произведению М. Горького «Старуха Изергиль»
Спасение Аркадэка из плена (анализ эпизода из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»).
Человек в творчестве М. Горького
Легенда и действительность в рассказе «Старуха Изергиль»
Сравнительная характеристика Ларры и Данко
Какую роль играет образ старухи Изергиль в одноимённом рассказе
Романтический идеал Человека в рассказе «Старуха Изергиль»
Анализ легенды о Ларре из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»
Герои романтических рассказов М.Горького. (На примере «Старуха Изергиль» )
Главные герои рассказа Горького «Старуха Изергиль»
Образ Данко «Старуха Изергиль»
Сочинение по рассказу Горького «Старуха Изергиль»
В чем смысл противопоставления Данко и Ларры
Композиционное и идейное своеобразие рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»
Идея подвига во имя общего счастья в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль».
Ларра и Данко в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль”
Роль антитезы в одном из произведений русской литературы XX века
Сюжет, композиция и проблематика рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»
Главная героиня рассказа «Старуха Изергиль»
Художественное мастерство М. Горького в рассказе «Старуха Изергиль»
Образ героического человека в рассказе “Старуха Изергиль”
Идейно-художественное своеобразие «Старуха Изергиль»
Пейзаж в раскрытии замысла автора
Ранний романтизм Горького на примере рассказа » Старуха Изергиль «
Анализ легенды о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»
Общие мотивы в прозведениях «Старуха Изергиль», «На дне»
Какова роль героев в легендах о Ларре и Данко
Ради чего стоит жить, или почему погасло сердце Данко ?
Описание персонажей: Образ героического человека в рассказе “Старуха Изергиль”
Сила и слабость человека в понимании М. Горького
Своеобразие романтизма М. Горького в рассказах «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль»
Данко – «лучший из всех»
Образ героического человека в рассказе Горького «Старуха Изергиль»
«Легенда о Данко» А. М. Горького как утверждение подвига во имя людей
Легенда о Данко как дань памяти людей о его подвиге
Какое понимание жизни и человека утверждает
Через красоту к правде («Макар Чудра» «Старуха Изергиль»)
Пейзаж в раскрытии замысла автора (по произведению Горького «Старуха Изергиль»)
Первые произведения Горького «Старуха Изергиль»
Рассказ «Старуха Изергиль» — романтический идеал свободы
Старуха изергиль анализ романтический идеалВерсия для мобильных Рассказ «Старуха Изергиль» — романтический идеал свободы

Горький неоднократно говорил, что главным объектом его художественного исследования является человек. Всё творчество писателя подчинено поиску положительного идеала. Обычно с образом человека у писателя связаны нравственно-философские категории правды, свободы, самопожертвования. Романтический идеал писателя — герой-символ.

В рассказе «Старуха Изергиль» Горького интересует не проявление индивидуального характера героя, а обобщённое понятие человеческого в личности. В произведении противопоставлены два легендарных сюжета с абсолютно противоположными жизненными позициями. Композиционное положение легенды о Ларре выделяет её в проблемно-тематическом плане рассказа. Несмотря на то, что данная легенда тесно связана с другой — легендой о Данко — всё же рассказ о Ларре предстаёт как самостоятельное произведение. В экспозиции говорится о том, что в стародавние времена жило племя могучих и весёлых людей. Завязкой является момент, в котором повествуется о том, что орёл унёс красивую девушку. Моментом кульминационного напряжения является повествование о поступках Ларры. В развязке повествуется о наказании Ларры за эгоизм. В целом сюжет излагается в прямой хронологической последовательности.

Герой легенды — Ларра, сын женщины и орла. Он лишь внешне похож на человека, являясь при этом символом, противопостоящим жизни. Бездушное следование инстинкту, стремление к достижению цели любой ценой, существование, лишённое прошлого и будущего — всё это обесценивает и гордость, и красоту, изначально присущие Ларре.

Ларра — воплощение бездуховности. Только себя он мнит совершенным и губит неугодных ему: «Я убил ее потому, мне кажется, что она меня оттолкнула… А мне её нужно… Я один… Я не поклонюсь никому в жизни… Ибо первый в ней Я!» Герой нарушает закон бытия: «за всё, что человек берёт, он платит собой: своим умом и силой, иногда жизнью».

В итоге Ларра лишается человеческой судьбы, он не умирает, а перестаёт быть. Попытка его самоубийства неудачна, земля отстраняется от его ударов. Всё, что осталось от героя, — тень и имя «Отверженный»: «…он стал уже как тень, и таким будет вечно! Он не ни понимает речи людей, ни их поступков — ничего».

Судьбу Ларры определил суд человеческий. Суть наказания — отторжение от людей.

Так, в Ларре себялюбие переходит все границы, переходит в крайний эгоизм и индивидуализм, перерастает в преувеличенное, раздутое до огромных размеров чувство прихоти. Один из старейшин предложил мудрое решение, как наказать Ларру: лишить его возможности быть в центре, то есть выгнать его из племени.

При создании этого образа писатель использует не прямые авторские характеристики или создание психологического портрета, а характеристику персонажа через его поступки. При этом нельзя не сказать о роли Изергиль как носителя авторского начала в произведении. С помощью именно этого образа автор подчёркивает первостепенность человеческих поступков, их значение в формировании судьбы человека.

Старая мудрая Изергиль оценивает Ларру с точки зрения того, что он сделал в жизни полезного, за что он требовал себе благ, ведь: «за всё, что человек берёт, он платит собой». Нравственно-философский вывод из легенды — свобода личности утверждается в активной творческой деятельности во имя людей.

Символ-деталь — это глаза Ларры, которые холодны и исполнены чувством собственного достоинства. Также автор использует приём несобственно-прямой характеристики, то есть посредством рассказчика и сопоставлением с персонажем другой легенды Данко. Идейное содержание раскрывается, в том числе, и с помощью образа-символа — птицы. Орёл становится выражением не столько свободы, сколько необузданной гордости.

Несмотря на то, что легенда является достаточно условным жанром, произведение в целом относится к неоромантическому периоду творчества Горького.

С одной стороны, Ларре нет оправдания, но с другой, автор не учитывает одну существенную деталь: герой вырос не среди людей, вследствие чего не знал человеческих законов. Таким образом, его эгоизм имеет под собой реальное основание.

Художественно время легенды отнесено далеко в прошлое, а пространство (место действия) условны и сжаты. За счёт этого происходит расширение художественной организации произведения в целом.

Интересен речевой строй легенды. Так как этот жанр имеет фольклорные корни, то описания здесь очень лиричны и изобилуют ярко насыщенной лексикой, эпитетами, олицетворениями, гиперболами и перифразами.

Легенда о Ларре стала одной из ключевых в процессе формирования Горьким своей концепции человека. Ларра не стал идеалом человека-подвижника, а явился выражением образа-символа лжегероя.

  • Краткие содержания
  • Горький
  • Легенда о Ларре

Легенда о Ларре из рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль» является одним из главных эпизодов во всём произведении. Эта легенда повествует о племени, которое жило очень много лет тому назад. И однажды орёл украл молодую девушку из этого племени и унёс её с собой высоко в горы. Но спустя двадцать лет эта девушка вернулась в племя уже вместе со своим сыном.

Оказалось, что орёл жил с этой девушкой как со своей женой. И так у них появился ребёнок. Сыну в момент возвращения в племя было уже двадцать лет. Он был очень красивый и одновременно очень гордый. Сын орла позволял себе дерзить даже самым уважаемым людям в племени и делал то, что ему вздумается. Так, ему понравилась одна девушка из племени и он захотел её обнять. Но она оттолкнула его и за это юноша жестоко убил её.

Люди из племени хотели наказать сына орла за его гордыню. Они отпустили юношу и теперь он мог делать то, что захочет. Люди назвали юношу Ларра, что означало отверженный, выкинутый вон. Но вскоре Ларра почувствовал, что свобода не приносит ему никакой радости, потому что он одинок. Юноша пытался найти смерть, но убить себя сам он не мог. И вот уже много лет Ларра не живёт людьми, а всё ещё ждёт свою смерть. Этот рассказ учит тому, что гордость – это худший из пороков, который только мешает человеку коммуницировать с людьми.

Подробный пересказ Легенды о Ларре

В одной жаркой стране жило племя людей. Они охотились на зверей, пасли стада и устраивали пиры после охоты.

Однажды прямо с пира одну из девушек унес орел, бросившийся с неба. Стрелы не достигли цели, а поиски пропавшей тоже не увенчались успехом. Со временем о похищенной забыли.

А через 20 лет она пришла, иссохшая и состарившаяся, и привела с собой юношу. Все это время девушка была женой орла, родив от него сына. Когда птица состарилась, то взлетела в последний раз в небо и упала оттуда на выступы скал, сложив крылья.

Все глядели на сына орла и понимали, что он такой же, как и остальные. Лишь глаза юноши были холодные и гордые, подобно орлиным. Вел он себя так, как хотел. Это оскорбляло старейшин, но юноша заявил, что не собирается их чтить, подобно другим.

Тогда прогнали его старейшины, велев идти куда хочет. Он и пошел, куда захотел – к одной красавице, и обнял ее. А девушка оттолкнула парня, поскольку боялась отца. Тогда юноша ударил ее так, что она упала, и наступил на грудь. Кровь брызнула, и девушка умерла.

От увиденного цинизма всех сковал страх. Принялись люди думать казнь, достойную такого преступления. Мать убийцы молча стояла на коленях, не смея умолять о пощаде.

Но ни одна казнь не могла удовлетворить злости разъяренных людей. Один мудрец спросил юношу, зачем он это сделал. Тот ответил, что расстроился, когда его оттолкнули и не понимает, почему его связали – ведь каждый из присутствовавших имел руки и ноги и мог говорить, а при этом владел многим. Ему же ответили на это, что человек за все платит умом и силой, а иногда и собственной жизнью. Но парень хотел быть целым и не давать никакой платы.

Тогда поняли люди, что он считает себя выше всех и первым на земле и не видит ничего, кроме себя. И они ужаснулись одиночеству юноши, ведь у него не было ничего, и он ничего не хотел.

Стали снова придумывать наказание, и мудрец сказал, что самое страшное наказание скрывается в нем самом и убийцу нужно просто отпустить. Гром ударил с небес в подтверждение словам, и юношу отпустили. С тех пор он получил имя Ларра, отверженный.

Годы скитался Ларра. Брал все, что хотел, и никто не мог убить его, поскольку стрелы отскакивали от его тела. Однажды Ларра пришел к людям, не защищаясь от их нападок. Но они поняли, что юноша хочет умереть и не трогали его. Он пытался зарезаться – но нож сломался. Люди поняли, что он ищет смерти и больше не трогали его.

Так и ходит Ларра как тень по земле, ища смерти и не видя радостей жизни.

Гордыня – один из самых страшных грехов, и страшной будет расплата за это.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Горький. Все произведения

  • Бывшие люди
  • В людях
  • Варвары
  • Васса Железнова
  • Воробьишко
  • Встряска
  • Дачники
  • Дед Архип и Лёнька
  • Дело Артамоновых
  • Дети солнца
  • Детство
  • Егор Булычов и другие
  • Жизнь Клима Самгина
  • Коновалов
  • Легенда о Данко
  • Легенда о Ларре
  • Ледоход
  • Макар Чудра
  • Мальва
  • Мать
  • Мещане
  • Мои университеты
  • Мой спутник
  • На дне
  • Несвоевременные мысли
  • Пепе
  • Песня о буревестнике
  • Песня о Соколе
  • Про Иванушку-дурачка
  • Рождение человека
  • Самовар
  • Сказка Случай с Евсейкой
  • Сказки об Италии
  • Старуха Изергиль
  • Страсти-мордасти
  • Супруги Орловы
  • Фома Гордеев
  • Челкаш

Легенда о Ларре. Картинка к рассказу

Легенда о Ларре кратко за 2 минуты

Сейчас читают

  • Краткое содержание Зощенко Беда

    Деревенский мужик Глотов Егор Иванович копил деньги на покупку лошади. Чтобы купить лошадь он бросил курить, пить и экономил на еде.

  • Краткое содержание Зощенко Умная птичка

    Главными героями произведения представляются маленький мальчик и обычная лесная птица. Однажды мальчик обнаруживает гнездо, расположенное в ветвях дерева

  • Краткое содержание оперы Руслан и Людмила Глинки

    Киевский князь пировал на свадьбе своей младшей дочери Людмилы, которая выходила замуж за храброго витязя Руслана. Князь считал его достойной парой для своей дочери

  • Краткое содержание Пикуль Нечистая сила

    Один из наиболее значимых романов замечательного исторического писателя посвящен одной из самых трагичных страниц истории России — краху Великой Империи в начале 20 века и роли, которую сыграл в этом загадочный старец Григорий Распутин.

  • Краткое содержание Барышня-крестьянка Пушкина

    Сюжет произведения «Барышня-крестьянка» разворачивается на фоне деревенского пейзажа в имениях двух русских помещиков Берестова Ивана Петровича, практически разорившегося англомана, любителя проказ своей дочери Лизы

Предлагаем вашему вниманию краткое содержание рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» по главам. Этот рассказ состоит из трёх частей, в него вошли две легенды: легенда о Данко и легенда о Ларре, а также рассказ самой Изергиль о мужчинах, которые её любили.

Главные герои

Старуха Изергиль – пожилая женщина, рассказавшая рассказчику историю своей жизни, а также легенды о Данко и Ларре.

Данко – добрый, самоотверженный юноша, который спас своё племя ценой собственной жизни.

Ларра – сын женщины и орла. Горделивый, самовлюбленный юноша, считающий себя лучше всех.

Рассказчик – работал с молдаванами на сборе винограда, пересказал услышанное от старухи Изергиль.

Краткое содержание

Глава I

Эти истории рассказчик услышал в Бессарабии, под Аккерманом. Там он занимался сбором винограда вместе с молдаванами. Как-то вечером , окончив дневной сбор, все работники ушли на берег моря, а рассказчик остался отдохнуть в тени виноградных лоз. Рядом с ним оказалась старуха Изергиль, которая поинтересовалась, почему он не пошёл вместе с остальными. Рассказчик ответил, что не хочет. На что получил укор старухи Изергиль в том, что все русские рождаются уже скучными стариками.

В скором времени взошла луна, и плывущие по небу облака стали отбрасывать тени. Указав на одну из таких теней, Изергиль назвала её идущим Ларрой. Рассказчик ответил, что ничего не видит, тогда Изергиль поведала ему старинную легенду.

Много тысяч лет прошло с тех пор. Далеко за морем жило могучее племя людей. Днём они пасли стада и охотились, а вечером пировали. В один из таких пиров орёл похитил прекрасную девушку и унёс к себе в горы. Девушку искали, но не нашли, поэтому со временем позабыли об этой истории.

Через двадцать лет эта девушка сама вернулась к племени, а вместе с ней пришёл могучий и красивый юноша. Она рассказала, что орёл унёс её в горы, и сделал своей женой. Юноша – это его сын, а сам орёл, когда начал слабеть – взлетел высоко в небо и, стремительно бросившись вниз, разбился об скалы.

Все с удивлением рассматривали сына орла, но он не отличался ничем от окружающих. Только глаза его были такими же гордыми и холодными, как у орла. Когда пришли старейшины племени, юноша заговорил с ними, как с равными себе. Старейшины возмутились такой вольностью, но сын орла сказал, что отказывается почитать их, как все остальные люди. Тогда старейшины рассердились, и прогнали гордеца, сказав, что ему нет места в племени, и он может идти, куда хочет.

Юноша так и сделал. Он подошёл к одной красивой девушке, которая смотрела на него всё это время, и обнял её. Но красавица оказалась дочерью одного из старейшин, поэтому, побоявшись гнева отца, оттолкнула сына орла. В ответ он жестоко убил её на глазах у всего племени. После этого племя связало его, и старейшины стали думать, как можно наказать человека, совершившего такое ужасное преступление.

У юноши спросили, зачем он это сделал. Он подумал, и ответил, что убил девушку, потому что она не подчинилась ему. После долгого разговора старейшины увидели, что сын орла считает себя лучше всех на земле, и никого, кроме себя не ценит.

Один из мудрецов, молчавший до этого, понял, что главное наказание находится в самом юноше. Ему ничего не нужно было – ни любви, ни дома, ни друзей, ни матери. Мудрец предложил наказать сына орла, отпустив его на свободу. Старейшины согласились.

С этих пор юноша получил имя Ларра, что означало «отверженный». Он только посмеялся со своего наказания, ведь он остался один, как и отец. Он не учёл одного – его отец был орлом, а он сам – человеком.     

Долгие годы бродил Ларра по миру, делая всё, что ему вздумается. А потом ему захотелось умереть, и он пришёл к людям, чтобы они его убили. Но он не мог умереть, поэтому был обречён на вечное одиночество из-за своей гордыни. С годами тело его истрепалось, и теперь он похож на тень.

Глава II

Старуха Изергиль сравнивает здоровье с золотом, которое необходимо тратить для яркой жизни. Она рассказывает, что в молодости ткала с рассвета до заката ковры, а ночью бегала на свидания к своему возлюбленному.

Изергиль жила с матерью под Фальми на берегу Бырлата. Ей было пятнадцать лет, когда она впервые влюбилась. Он был рыбаком, и спустя некоторое время стал звать Изергиль уехать с ним на его родину. Но девушка на тот момент уже разлюбила его. Теперь она увлеклась одним рыжим гуцулом с бойким нравом. Он был то печальным, то ласковым, а иногда становился неуправляемым, словно дикий зверь.

Рыбак, который любил Изергиль, примкнул к рядам гуцулов. Однако недолго ему было суждено наслаждаться их вольной жизнью. Один румын сдал их. Рыжего гуцула и рыбака повесили, Изергиль даже ходила смотреть на их казнь. Гуцул не боялся смерти, а рыбак плакал.

Потом в жизни Изергиль появился один богатый турок. Она поселилась в его гареме, но через неделю ей стало слишком скучно в обществе глупых женщин. Изергиль сбежала из дома турка вместе с его шестнадцатилетним сыном. Убежали они в Болгарию, где девушка была ранена в грудь одной болгаркой, приревновавшей её к своему мужу. После ранения Изергиль попала в женский монастырь, в котором за ней ухаживала одна монашка. К этой монашке ходил её брат, тоже монах. С ним Изергиль потом уехала в Польшу. А сын турка умер, не выдержав трудной жизни вне дома.

Поляк оказался подлым человеком. Когда Изергиль была ему нужна, он говорил ей много льстивых фраз, а когда надоедала – оскорблял. Однажды он сильно обидел её, и она подняла его на руки, а затем бросила в реку. После этого Изергиль с поляком больше не виделась. Она вообще никогда не встречалась с теми, кого когда-то любила, и была этому очень рада.

В Польше Изергиль трудно жилось. Она сравнивала поляков со змеями, которых Бог наказал за их лживость «шипящим» языком. Изергиль ничего не умела делать, чтобы заработать себе на жизнь, поэтому стала продавать себя.  Богатые польские паны дрались из-за неё, настолько она была хороша. Один даже принёс целый мешок золота, и осыпал им Изергиль, но она всё равно прогнала его.

Изергиль полюбила в то время одного польского пана с изрубленным лицом. Он любил подвиги, поэтому всегда участвовал во всех сражениях. Скорее всего, он погиб во время бунта.

Изергиль заработала много денег за это время. Она жила в Кракове, и у неё было всё необходимое: лошади, слуги, золото. Тогда она полюбила одного красивого шляхтича, который долго её добивался, а, получив своё, сразу же бросил. Звали его Аркадэк. Изергиль была уже немолодой в то время, поэтому во всём стала винить свою увядающую красоту.

Шляхтич оказался очень подлым. Встречая Изергиль, он всегда смеялся над ней. Но она всё терпела, лишь бы иметь возможность любоваться им изредка. Затем Аркадэк отправился биться с русскими, и Изергиль поехала вслед за ним. Возле Варшавы она узнала, что её возлюбленный находится в плену у русских. Она помогла ему бежать из плена, задушив часового. В благодарность за спасение Аркадэк пообещал любить её, но Изергиль была слишком гордой женщиной. Она сразу поняла, что шляхтич всего лишь делает ей одолжение, поэтому разозлилась и прогнала его.

После этого разочарования Изергиль осознала, что ей пора остепениться, и уехала в Добруджу. И вот уже тридцать лет она живёт здесь. Изергиль даже вышла замуж, но год назад её муж умер.

Местная молодёжь любила Изергиль. Она рассказывала им много интересных историй, а они напоминали её о тех временах, когда она была молода и красива.

Окончив свой рассказ, старуха Изергиль задремала. А рассказчик сидел рядом и смотрел на степь. Там вспыхивали маленькие голубые огоньки, и сразу же гасли. Изергиль назвала их искрами от горящего сердца Данко, а затем поведала рассказчику вторую легенду.

Глава III

Давным-давно жило одно племя. Место, где они жили – было окружено с трех сторон непроходимыми лесами, а с четвертой – степью. Жили эти люди хорошо, но пришли другие племена и прогнали их вглубь леса. Там жить было невозможно. Люди гибли от поднимающихся из болот испарений. Но тоска и страх лишили их воли, поэтому они продолжали грустить и ничего не делали.

Один Данко не хотел мириться с их положением. Он призвал всех идти искать выход из леса, и люди согласились, попросив его вести их. Трудный это был путь. Вначале люди верили в Данко, но шли они очень долго, и через некоторое время племя устало, и стало корить того, кто их ведет. Во время внезапно начавшейся грозы люди окончательно отчаялись. Но никто не хотел признаваться в своей слабости, поэтому обвинили во всём Данко. Они накинулись на него и грозились убить.

Данко любил людей, поэтому не стал на них злиться. Наоборот, он захотел спасти своё племя любой ценой. От желания помочь окружающим его сердце загорелось огнём. Данко вырвал своё сердце из груди и поднял его высоко над головой. Горящее сердце разогнало непроглядную тьму. Данко снова стал впереди племени, и повёл его дальше, освещая дорогу своим сердцем.

Вскоре лес закончился, и люди, наконец, увидели солнце над головой. Данко окинул степь радостным взором, рассмеялся и умер. Его племя даже не заметило смерти героя, только один человек увидел лежащее рядом с Данко горящее сердце, и, испугавшись чего-то, растоптал его. Сердце рассыпалось на множество голубых искр, которые до сих пор вспыхивают в степи.

Рассказчик смотрел на старуху Изергиль, и думал о том, сколько ещё осталось в её памяти легенд и воспоминаний.  

  • Рассказ состав слова по составу
  • Рассказ сражение у чистой речки слушать
  • Рассказ спать хочется чехов слушать
  • Рассказ солоухина мститель слушать
  • Рассказ современного писателя короткий