Рассказ старик и сова

но с другой стороны, драгунский, коренной москвич, лучше прочих видит, к чему мы катимся стремительным домкратом, когда россия вся помаленьку

…но с другой стороны, Драгунский, коренной москвич, лучше прочих видит, к чему мы катимся стремительным домкратом, когда Россия «вся помаленьку переезжает в Москву и область» (цитата из Москвич Mag), скупая там все муравейники. Кордоны внутри страны, непроницаемая социальная рознь, безмолвие, бесправие и безнадёжность. 

Может, Драгунский ничего такого и не имел в виду, но вы лучше сами почитайте.

ЖЕНЯ, ЖЕНЯ И МОСКВА

Женя Колодкин получил разрешение на въезд и жительство в Москве. Второй степени.

 Степень разрешения считалась снизу: первой степени – это только для тебя одного; второй степени – для двоих, то есть можешь взять жену или любого кровного родственника. Третья степень – ты и еще двое, то есть трое общим числом. Четвертой степени не было, вместо нее была карта «И», то есть «исключительный случай», если ты какой-то обалденный спортсмен или там, не знаю, математик. На карту «И» можно было вывезти до четверых человек. 

Женя подавал на третью степень, потому что хотел взять с собой маму и любимую девушку, на которой предстояло жениться.

Но не вышло. Где-то споткнулся. Сам не понял, где именно, а в ответе этого не было. Объяснений не полагалась. «Вам выдано разрешение второй степени», и точка. Хотя это грандиозное везение, конечно.

***

Проверок было много. Биомедицинская, первым делом. Потом генеалогическая. В Москву брали только чистокровных. Не обязательно русских. Никакого шовинизма. Татарин, калмык, еврей, бурят, мордвин – пожалуйста. Хоть грек. Но чтобы на четыре поколения чистокровный, со справками. Понятно, зачем – еще один барьер, только и всего. Ну а дальше – тесты. Интеллект, психореактивность, общая культурность. Математика, язык, государство и право.

Особое испытание – спортивное. «Курьерское десятиборье». Сначала поднятие тяжестей. Дальше – быстро, но не нарушая правил, ехать по городу на машине. Потом на мотоцикле. Дальше велосипед. Плаванье. Карабкаться через стены, вроде скалолазания. Бокс или карате, дзюдо – на выбор. Бег. Ориентирование по навигатору и по приметам. Скоростной подъем по лестнице на пятнадцатый этаж – и, наконец, вручить адресату пластиковую коробку с яблочным пирогом.

Потому что в Москве для приезжих никакой другой работы не было. Только курьером. Но – только на первые три года. А там уж новые тесты, новые успехи, новые вершины.

Итак, вторая степень. Соискатель плюс один человек.

***

Женя все-таки решил взять с собой маму.

Трудный был выбор. Мама была против. Она говорила, что скоро умрет. У нее был стафулоз в тяжелой стадии, какая-то новая зараза. Мама говорила: «Езжайте с Женечкой. Распишитесь – и езжайте. А я тут как-нибудь».

Девушку Жени Колодкина звали тоже Женя.

Он сначала обрадовался такому маминому решению, тем более что и его Женя очень хотела с ним в Москву, но не говорила ни слова, потому что знала, какой ему предстоит трудный выбор. В общем, Женя уже совсем было собрался пойти со своей Женей в МФЦ и подать заявку на брак, но вдруг подумал: «Господи боже, что ж я делаю! Это же мама! Мать! Она меня родила, растила-кормила, после папиной смерти образование дала, а я ее бросаю! Древние греки, кажется, говорили: жён-мужей и детей может быть сколько хочешь, а матери новой не будет! Что ж это я за подлец такой? Нет!»

В общем, он сказал матери, что берет ее с собою. И что в Москве обязательно найдется лечение от стафулоза: либо больница, либо просто лекарство, которого здесь нет, а в Москве, наверное, в каждой аптеке навалом.

Брать с собой много вещей не разрешалось – по чемодану пятьдесят пять на сорок на двадцать пять и бумажник с документами.

***

Когда перешли наружную границу, там был двухдневный карантин. Им с мамой дали отдельную комнатку. На другой день зашел врач, посмотрел обоих, сказал маме: «Прилягте, гражданка, я сейчас вернусь». Но не вернулся.

Вечером мама позвала Женю присесть рядом и сказала:

— Зря ты Женечку вместо меня не взял.

— Да ладно! – засмеялся он.

— Так в Москве и не побывала, – сказала мама и заснула.

«А и правда – подумал Женя. – Это только наружный периметр. Карантинная граница. А настоящая Москва там, в конце коридора, где второй контроль».

Утром мама была уже холодная.

Врач и полицейский не велели Жене брать мамин чемодан. «Заразно!».

Женя проводил взглядом каталку, на которой лежала мама, в ногах у нее, клонясь и чуть не падая, стоял серый чемодан с ремешками крестом, вспомнил про крест, перекрестился и пошел, подхватив свой чемоданчик, в конец коридора.

Он выложил свои документы на прилавок и напористо изложил ситуацию. Типа что его мать, указанная в документе как законный спутник по разрешению второй степени, ранним утром скончалась от стафулоза, вот справка.

— Ну и? – спросил пограничник, старик в толстых очках.

— Ну и я имею право въехать со спутником. Имею право вернуться и привезти спутника. В смысле спутницу. Разрешение действует год с момента выдачи. Прошло меньше месяца.

— Знаете, что? – вдруг засмеялся пограничник, снял и протер очки. – Вы знаете, нас учили никогда не говорить гражданину: «Вы правы!». Надо всегда говорить: «Вы ошибаетесь, есть параграф такой-то пункта такого-то!». Гражданин не может быть прав перед официальным лицом. Но вот тут, – и он надел очки на свой толстый пористый нос, блестящий от жира, – но вот тут все-таки нет! Вы всё-таки правы! Такой редчайший случай, можно сказать…

Он вбил какие-то цифры в компьютер, а потом переписал их в конторскую книгу. Долго писал, пыхтя и склоняя голову.

— Ишь! – вздохнул Женя.

— Сервера горят, – ответно вздохнул старик. – Или жгут их, черт знает. Может, диверсанты? Саботёры? Как думаете?

— Без понятия, – честно сказал Женя.

— Я тоже, – сказал пограничник. У него от старости немножко тряслась голова. – Вот ваш паспорт и разрешение. Езжайте за подружкой! – он подмигнул.

***

Когда Женя вернулся в родной город, он первым делом, прямо с поезда, пошел на кладбище. Заказал в конторе, чтоб на могиле папы подтюкали мамино имя-отчество-фамилию: Колодкина-Семендеева Фаина Макаровна.

Потом сразу побежал к любимой девушке Жене, чтоб она его утешила в несчастье, это раз. И чтоб они быстро сбегали в МФЦ оставить заявление на брак, это два. И чтоб она тоже начала собирать чемоданчик ехать с ним в Москву, это три.

Когда он подошел к домику, где Женя жила с родителями посреди яблочного сада и двух курятников, он увидел, что там пристроены еще две комнаты, примерно шесть на шесть.

Женя сидела в саду на скамеечке, резала яблоки на варенье, а вокруг бегал ребеночек года в полтора. Еще немтырь, но веселый: Женя ему говорила: «Мишенька, Мишенька», а мальчик гукал в ответ и кричал вроде «Да! Да!» и ручонки тянул к тазу с резаными яблоками.

Женя полюбовался этой милотой, но сказал:

— Жень, когда успела?

— Привет! – сказала она. – Да вон сколько времени прошло, как ты меня тут оставил ради мамки своей.

— Она померла.

— Царствие небесное. Хорошая была женщина Фаина Макаровна, а ты мамочкин сынок. Тьфу. Все профукал.

— Женя! – вскричал он. – Так ведь меня всего четыре дня не было! Ты что?

— У нас тут время быстрее идет. Не знал? В сто раз примерно. Или даже еще. Вон ты какой молодой, а у меня уже морщины пошли.

— Да какие морщины! – он потянулся было к ней, но она сказала:

— Ступай откуда пришел!

Ребеночек закричал. Собака залаяла, загремела цепью.

***

Ну и ладно! Значит, одному в Москву.

А в Москве тот же самый пограничник сказал и показал, что в разрешении написано: «однократное пересечение границы». А он, значит, ее уже пересек и обратно уехал. Вот штампики. Так что пардоннэ муа.

— Нет уж это вы пардоннэ! – твердо возразил Женя. – Я пересек только наружную границу. Карантинную! А за внутреннюю не заходил. Границу Москвы в собственном смысле слова я не пересекал. Там должен быть второй, главный штампик. Вы его не поставили! Пропустите меня!

— Экие вы все умные стали, – бормотал пограничник, глядя в бумаги то сквозь очки, то поверх очков. – «В собственном смысле!», – передразнил он. – Вы опять-таки правы. С точки зрения здравого, так сказать, смысла. Но в разрешении не сказано про две границы. Написано: «однократное пересечение границы»! А какой – карантинной или административной – не записано. Знаете, что?

— Что? – сказал Женя, холодея и надеясь одновременно.

— Оставьте ваши координаты, с вами свяжутся.

— Какие еще координаты? – выдохнул Женя. – Вы сканировали мой паспорт!

— Сервера горят, – закивал головой старик-пограничник. – Что ни день горят. Саботёры, пароль д,онёр! Давайте я лучше в книжечку запишу.

Он достал конторскую книгу, растрепанную и замусоленную, поплевал на карандаш, склонил голову набок:

— Диктуйте!

***

Вернувшись домой, Женя вспомнил, что так и не увидел живую Москву, хотя бы из окна поезда. Когда подъезжал к пропускному пункту и когда отъезжал – тоже. Там были сплошные мосты и стены, стены и мосты, а домов совсем не видать.

Тем более что туман.

«А может, Москвы и вовсе нет, кроме как в телевизоре?» – подумал он и стал доставать из чемодана брюки, майки и прочее свое небогатое добришко.

Бианки «Сова» главная мысль. Чему учит?

polyarnaya sova belayaПолезное

Главная мысль сказки «Сова» Бианки:

Главная мысль — все в природе взаимосвязано. В мире все держится на дружбе и взаимопомощи! Через сказку В. Бианки показал, как всё в природе взаимосвязано. От бережного отношения к природе зависит будущее нашей планеты, а значит, и всего человечества.

Чему учит рассказ «Сова» Бианки?

Этот рассказ учит признавать свои ошибки и исправлять их; учит понимать и ценить природу. Учит видеть невидимые связи между всем живым в природе. Учит бережно относиться к природе. Учит уважать тех, кто тебе помогает. Учит не быть упрямым и упертым.
Также рассказ Бианки учит ценить друзей, не отвергать дружбу.

Жанр — сказка
Со сказкой эти произведения связывают сказочные приёмы: зачин, присказки, повторы, звери разговаривают, с ними происходят какие-то приключения, но они содержат также массу достоверного и правдивого, познавательного материала о природе, поэтому их называют – несказки. Ведь попутно читатели узнают о повадках животных, явлениях природы. Такой материал, из которого мы получаем какую-нибудь полезную информацию, называется познавательным. Таким образом, Виталий Бианки придумал новый вид литературной сказки – познавательную сказку.

Главные герои «Сова» Бианки:

  • Старик. Глупый, упрямый, недоверчивый.
  • Сова. Умная, добрая, предусмотрительная.

«Сова» для читательского дневника

Дед пил чай с молоком и обидел сову, сказав, что не хочет с ней дружить
Сова обиделась на старика и улетела. А мыши увидели, что их никто не ловит и вышли на разбой, гнезда шмелей начали разорять. Мыши разорили все гнезда шмелей. Шмели улетели с поля и перестали клевер опылять. Не стало клевера у деда, а у коровы пропало молоко.
Пошел старик на поклон к сове, прощение просить.
Сова простила дела и отправилась на охоту, мыши разбежались, шмели вернулись, клевер уродился. У коровы молоко снова появилось. Старику снова мог пить чай с молоком и с Совой дружить. Жили они рядом в мире и согласии, не обижая друг дргуа.

Сочинения по произведению «Сова» Бианки

Через сказку «Сова» В. Бианки показал, как всё в природе взаимосвязано. От бережного отношения к природе зависит будущее нашей планеты, а значит, и всего человечества.

Сочинения по произведению «Сова» Бианки

Анализ сказки «Сова»

Главные герои познавательной сказки Виталия Валентиновича Бианки «Сова» старик и сова. Однажды сидит старик и пьет чай с молоком. Около его окна пролетает сова, здоровается со стариком и называет его другом.

Однако старик отвергает дружбу птицы, он говорит ей, что они не товарищи. Обиделась сова. Она не стала летать над полем старика. Этому обрадовались мыши. Так как сова перестала быть их угрозой, она начали разорять шмелиные гнезда. Насекомые улетели на другое поле.

После того как шмели покинули луг старика, клевер остался без опылителей и перестал расти. Корова старика, которая питалась кл6евером, без него стала худеть. Ее молоко сделалось жидким и невкусным.

Тогда понял старик, что зря обидел сову. Пошел к ней просить прощение. Простила его птица и полетела на поле пугать мышей. Мыши попрятались в свои норы. Тогда вернулись шмели в свои норы на стариковом поле и снова стали носить пыльцу с цветка на цветок. Молоко у коровы сделалось вкусным и полезным. Пьет старик чай с молоком и сову в гости к себе зовет.

Сказка Бианки «Сова» несет в себе поучительный смысл. Старик отвергает дружбу птицы, не понимая того, что сова помогает ему.

Как и многие сказки, произведение Бианки несет в себе сказочные приемы: повторы, присказки, звери разговаривают. Наряду с этим, в сказке «Сова» содержится много достоверного и правдивого. Из произведения Бианки читатель узнает о взаимосвязях в природе.

Если разрушить хотя бы одну такую связь, окружающая действительность сразу же начинает меняться, нарушается существующее равновесие. Изменения в сказке показываются на примере отказа совы пугать мышей. После того, как сова перестала летать на поле старика, молоко у коровы испортилось.

На первый взгляд эти два явления никак не могут быть связаны между собой. Однако автор проводить четкую связь между ними, позволяя читателю также понять механизмы, действующие в природе. Сказка Бианки содержит много поучительной и интересной информации о поведении животных, о круговороте явлений, которые происходят в природе.

О чем сказка Бианки – сюжет

Один старик пил чай. Да не просто на воде, а с молоком. Мимо пролетала сова. Она поздоровалась со стариком и назвала его другом. Старик обиделся, ведь сова от солнца и людей прячется, поэтому и другом ему не может быть.

Сова тоже рассердилась и пригрозила, что больше не будет по ночам к старику на луг летать и мышей истреблять.

Настала ночь. Мыши на лугу радуются, что совы не видать. Старик же не переживает, ведь мыши корову не утащат, вреда не сотворят.

А мыши тем временем шмелей ловят, гнезда их разрушают. Шмели разлетелись. Некому клевер опылять. Коровы мычат, хотят клеверу поесть, но нет его.

Стали коровы худеть, и молоко плохим стало. Пригорюнился старик, не с чем ему чай пить. На соседних полях шмели гудят, а поле старика словно позабыли.

Понял старик, что пока сова всех мышей не истребит, не вернутся шмели, не зацветет клевер, не будут коровы молоко давать. Обратился он к сове за помощью. Сова полетела на поле, мыши тут же спрятались. Вернулись шмели, стали клевер опылять.

Коровы начали клевер есть, у них появилось молоко. А старик опять начал чай с молоком пить, хвалить сову и зазывать ее к себе в гости.

Идея сказки выражена в следующей пословице: “Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось”.

Сочинение о сказке Бианки

Сказочный рассказ «Сова» Бианки учит признавать свои ошибки и исправлять их; учит понимать и ценить природу. Учит видеть невидимые связи между всем живым в природе. Учит бережно относиться к природе.

Произведение также учит уважать тех, кто тебе помогает. Учит не быть упрямым и упертым. Также рассказ Бианки учит ценить друзей, не отвергать дружбу.

Жанр — сказка. Со сказкой эти произведения связывают сказочные приёмы: зачин, присказки, повторы, звери разговаривают, с ними происходят какие-то приключения, но они содержат также массу достоверного и правдивого, познавательного материала о природе, поэтому их называют – несказки. Ведь попутно читатели узнают о повадках животных, явлениях природы.

Такой материал, из которого мы получаем какую-нибудь полезную информацию, называется познавательным. Таким образом, Виталий Бианки придумал новый вид литературной сказки – познавательную сказку.

Главные герои «Сова» Бианки:

  • Старик. Глупый, упрямый, недоверчивый.
  • Сова. Умная, добрая, предусмотрительная.

Главная мысль — все в природе взаимосвязано. В мире все держится на дружбе и взаимопомощи!

Мне понравился этот рассказ, потому что в нем дано описание взаимосвязей в природном сообществе луга. Оказывается, от совы зависит, уродится ли клевер на лугу, хотя она только мышей ест. Мне очень понравилась умная сова, которая знала, что старику в любом случае без нее не обойтись.

Читайте также: Скалозуб – характеристика героя комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова.

Рассказ учит понимать и ценить природу. Учит видеть невидимые связи между всем живым в природе. Учит бережно относиться к природе. Учит уважать тех, кто тебе помогает. Учит не быть упрямым и упертым.

Бианки Виталий сказка «Сова»

Читательский дневник по сказке «Сова» Виталия Бианки

Автор: Бианки, Виталий Валентинович

Название произведения: «Сова»

Число страниц: 3

Жанр: сказка о животных.

Главные герои: старик, сова.

Второстепенные герои: мыши, шмели, корова.

Характеристика главных героев:

Сова — мудрая и умная птица.

Не раз предупреждала старика о беде, но он её не слушал.

Старик — глупый и наивный.

Не захотел дружить с совой и не слушал её советов.

Из-за своей гордости и пострадал.

Характеристика второстепенных героев:

Мыши, корова, шмели — зависят друг от друга.

Краткое содержание сказки «Сова»

Любил один старик побелить чай молоком.

Но повздорил он как-то с соседкой Совой.

Рассердилась Сова и перестала летать по ночам на поле старика и ловить там мышей.

А мыши стали ночами бегать по полю, гнёзда шмелей разорять.

Улетели шмели с поля.

Не уродился без шмелей клевер.

Нечего стало есть корове.

Исчезло у неё молоко.

Пришлось старику просить прощения у совы.

Стала сова мышей ловить, вернулись шмели, расцвёл клевер.

Дала корова молоко, и стал старик чай белить.

План рассказа:

  1. Ссора старика и совы.
  2. Наглые мыши.
  3. Улетевшие шмели.
  4. Исчезновение клевера.
  5. Отсутствие молока.
  6. Прощение.
  7. Всё становится как прежде.

Детский рисунок-иллюстрация

Детский рисунок - иллюстрация по сказке «Сова» Виталия Бианки

Основная мысль рассказа «Сова»

Главная мысль рассказа в том, что всё в природе взаимосвязано.

Основная идея рассказа в том, что нельзя нарушать природные связи.

Чему учит рассказ

Сказка учит бережно относиться к природе, не нарушать устоявшихся связей.

Учит уважать своих соседей.

Учит уметь прощать.

Краткий отзыв о рассказе «Сова» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я подумала о том, что экологическое равновесие в природе вещь очень хрупкая, но важная.

Если нарушить хоть одну связь, может рухнуть вся система.

Это очень интересная, познавательная и увлекательная сказка.

Автору удалось написать произведение на тему экологии.

Он в простой форме показал, как меняется природа, если в ней что-то изменить, нарушить.

Мне понравилась умная сова, которая понимала к чему может привести упрямство и гордость старика.

Она сама пострадала, ведь мыши исчезли, а это её основная пища.

Но вытерпела и дождалась извинений.

Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что любой наш поступок может оказать совершенно неожиданное воздействие на природу.

А потому нужно быть очень бережными и аккуратными обращаясь с животными, птицами и растениями.

Пословицы к произведению:

  • Один за всех и все за одного.
  • Ласточка день начинает, а соловей вечер кончает.
  • Хорошо смеётся тот, кто смеётся последним.
  • Из-за тебя и я не в почёте.
  • Друг познаётся в беде.

Словарь неизвестных слов

  • Белить чай — наливать в него молоко.
  • Хорониться — прятаться.
  • Утекай — убегай.
  • Цветень — пыльца.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

— Хо-хо-хо, Старик! Корова твоя мычит, клеверу просит, — трава, слышь, без клеверу что каша без масла.

Молчит Старик, ничего не говорит.

Была Корова с клевера здорова, стала Корова тощать, стала молока сбавлять; пойло лижет, а молоко всё жиже да жиже.

А Сова из дупла:

— Хо-хо-хо, Старик! Говорила я тебе: придёшь ко мне кланяться.

Инфоурок

Литературное чтение
ПрезентацииПрезентация по литературному чтению на тему В.В. Бианки «Сова» (2 класс)

Повсюду: в лесу, на полянке, В реке, на болоте, в полях — Ты встретишь героев...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Повсюду: в лесу, на полянке, В реке, на болоте, в полях — Ты встретишь героев

    Описание слайда:

    Повсюду: в лесу, на полянке,
    В реке, на болоте, в полях —
    Ты встретишь героев Бианки,
    У них побываешь в гостях.
    Про птиц, насекомых, лягушек
    Рассказы и сказки прочтешь
    И лучше знакомых зверушек
    Узнаешь, дружок, и поймешь.

  • 2 слайд

    Сова — ночная хищная птица. Живет чаще в смешанных и хвойных лесах. Охотится

    Описание слайда:

    Сова — ночная хищная птица. Живет чаще в смешанных и хвойных лесах. Охотится ночами, преимущественно на мышевидных грызунов. Гнездится в брошенных гнездах других птиц, например ворон. Осенью совы улетают па запад, а их место занимают северные гости.

  • 3 слайд

    • Чай молоком белит – добавляет в чай молоко. • Хорониться – прятаться,

    Описание слайда:

    • Чай молоком белит – добавляет в чай молоко.

    • Хорониться – прятаться, таиться.

  • 4 слайд

    • Утекай – убегай. • Кума – крёстная мать (не родственник).

    Описание слайда:

    • Утекай – убегай.

    • Кума – крёстная мать (не родственник).

  • 5 слайд

    • Раздолье – простор, широкое свободное пространство. • Приволье – откры

    Описание слайда:

    • Раздолье – простор, широкое свободное пространство.

    • Приволье – открытое, просторное место.

  • 6 слайд

    • Худо – зло, неприятность. • Мыши не волки, не зарежут тёлки.

    Описание слайда:

    • Худо – зло, неприятность.

    • Мыши не волки, не зарежут тёлки.

  • 7 слайд

    • Шмелиные гнёзда. • Клевер кормовистый.

    Описание слайда:

    • Шмелиные гнёзда.

    • Клевер кормовистый.

  • 8 слайд

    • Цветень с цветка на цветок.

    Описание слайда:

    • Цветень с цветка на цветок.

  • 9 слайд

    • В затылке скребёт – чесать затылок. • Пойло – питательное питьё для ск

    Описание слайда:

    • В затылке скребёт – чесать затылок.

    • Пойло – питательное питьё для скота.

  • 10 слайд

    • Кланяться– делать поклон. • Бранится – ссориться, ругаться.

    Описание слайда:

    • Кланяться– делать поклон.

    • Бранится – ссориться, ругаться.

  • 11 слайд

    • Дружно не грузно, а врозь хоть брось. « Если вместе нести груз, то он тяжёл

    Описание слайда:

    • Дружно не грузно, а врозь хоть брось.
    « Если вместе нести груз, то он тяжёлым не кажется, а если поодиночке, то нести настолько тяжело, что его бросить сильно хочется. Лучше делать всё вместе».

  • 12 слайд

    Скрипка, ручей, щепка, музыка, медведь. Старик, мыши, клевер, корова. Дача, м

    Описание слайда:

    Скрипка, ручей, щепка, музыка, медведь.
    Старик, мыши, клевер, корова.
    Дача, мальчики, ежик.
    Утята, стрекоза, Алеша.
    Утка, мальчики, утята.
    Игра «Отгадайте название»

  • 13 слайд

    «Музыкант» «Сова» «Страшный рассказ» «Храбрый утёнок» «Ребята и утята»

    Описание слайда:

    «Музыкант»
    «Сова»
    «Страшный рассказ»
    «Храбрый утёнок»
    «Ребята и утята»

  • 14 слайд

    Старик, сова, мыши, лошадь, корова, шмель. Ребята, утка, барсук, утята. Пет

    Описание слайда:

    Старик, сова, мыши, лошадь, корова, шмель.
    Ребята, утка, барсук, утята.
    Петя, Шура, еж, тигр, сова.
    Алеша, стрекоза, кошка, утята.
    Медведь, старик, старуха.
    Кошка, цыпленок, щенок.
    Игра «Лишний персонаж»

  • 15 слайд

    «Лошадь» «Барсук» «Сова» «Кошка» «Старуха» «Цыплёнок»

    Описание слайда:

    «Лошадь»
    «Барсук»
    «Сова»
    «Кошка»
    «Старуха»
    «Цыплёнок»

  • 16 слайд

    Рассказ старик и сова

  • 17 слайд

    Отлично!

    Описание слайда:

    Отлично!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Тема:
Сова. В. Бианки.

Похожие материалы

  • Презентация по литературному чтению на тему «Зарубежные сказки» (2 класс)

  • Тематическое планирование по литературному чтению (2 класс)

  • Урок чтения 2 класс А.Барто «Колыбельная»

  • Рабочая программа по литературному чтению

  • РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» 4 класс (УМК «Перспектива»)

  • Программа по курсу «Литературное чтение на родном (русском) языке 3 класс

  • Краткая карта урока «Рассказы о Родине С. Романовский. Русь.»

  • Рабочая программа по «Литературному чтению» 4 класса. Л.Ф. Климанова и др.

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5448223 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Правовое обеспечение деятельности коммерческой организации и индивидуальных предпринимателей»

  • Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Основы менеджмента в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»

Технологическая
карта занятия.

ФИО
участника
:
Сергеева Наталия Александровна


участника
:
2

Образовательная
область
:
речевое развитие, социально-коммуникативное развитие,
познавательное развитие
.

Тема
занятия
:
Чтение сказки Виталия Бианки «Сова».

Возрастная
группа
:
старшая группа.

Цель
занятия
: понимание детьми старшей группы основной идеи в ходе чтения сказки
Виталия Бианки «Сова» и дидактической игры на использование ИКТ:
нужно
ценить и уважать тех, кто тебе помогает, не обижать; бережно относиться к
природе; не нужно быть упрямым. В природе все между собой взаимосвязано.

Задачи:

Образовательные:

·       
Описывать характер героев произведения (Старик – глупый, упрямый. Вместо
того, чтобы спорить с Совой, мог бы ее поблагодарить, за то, что помогает ему.
Сова — мудрая, полезная. Несмотря на то, что Старик обидел её, она все же простила
его и помогла).

·       
Использовать полученные знания в дидактической игре на
использование ИКТ.

Развивающая:

·       Оценивать
поступки героев (Старик обидел Сову и сказал, что он справиться без ее помощи)
в ходе беседы и дидактической игры.

  • Внимательно
    слушать сказку и отвечать на вопросы в ходе беседы и дидактической игры на
    использование ИКТ.

Воспитательная:

  • Проявлять
    культуру общения со взрослым и со сверстниками в ходе беседы и
    дидактической игры (слушать друг друга, не перебивать).

Дополнительные
задачи:

Игровая 1)
подобрать иллюстрации, которые по этой сказке к Солнышке со знаком «+», а что
не соответствует этой сказке к серой тучке со знаком «-».

2) соблюдать
правила дидактической игры.

Словарная
работа:
бранится (ругаться); уваживать (заботиться, дружить), (чай
белить – размешивать с молоком, добавлять молоко).
 

Планируемые
результаты занятия:

·       
Дети понимают основную идею сказки Виталия Бианки «Сова» в ходе
выразительного чтения и дидактической игры на использование ИКТ: нужно ценить и
уважать тех, кто тебе помогает, не обижать; бережно относиться к природе; не
нужно быть упрямым. В природе все между собой взаимосвязано.

  • Описывают
    характер героев произведения (Старик – глупый, упрямый. Вместо того, чтобы
    спорить с Совой, мог бы ее поблагодарить, за то, что помогает ему. Сова —
    мудрая, полезная. Несмотря на то, что Старик обидел её, она все же простила
    его и помогла)
  • Используют
    полученные знания в дидактической игре на использование ИКТ.
  • Оценивают
    поступки героев (Старик обидел Сову и сказал, что он справиться без ее
    помощи) в ходе беседы и дидактической игры.
  • Внимательно
    слушают сказку и отвечают на вопросы в ходе беседы и дидактической игры
  • Проявляют
    культуру общения со взрослым и со сверстниками в ходе беседы и
    дидактической игры (слушать друг друга, не перебивать).
  • В дидактической игре подбирают иллюстрации,
    которые по этой сказке к солнышке со знаком «+», а что не соответствует
    этой сказке к серой тучке со знаком «-».
  • Соблюдают правила дидактической игры.

Подготовительная
работа
: дидактическая игра «Иллюстрации к сказке», медали для
победителя.

Материалы
и оборудование
: книга, ноутбук, интерактивная доска, интерактивные
кубы, стилусы, принтер, бумага, флешка.

Этапы,
продолжительность.

Задачи
этапа

Деятельность
педагога

Методы,
формы и приемы

Предполагаемая
деятельность детей

Планируемые
результаты

1.

Организационно-
мотивационный этап.

Привлечь
внимание детей с помощью загадки к предстоящей деятельности, вызвать интерес
к слушанию сказки.

Привлекает
внимания детей.

Загадывает
загадку

Называет
название сказки, и кто является автором, краткое изложение содержания

Высказывает
личное отношение к сказке

Прием
привлечения внимания детей с помощью загадки

Демонстрация
книги

Рассказ
педагога

Внимательно
слушают и отвечают на вопросы

Дети
проявляют интерес к предстоящей деятельности

2.

Основной
этап.

2.1.

Этап
постановки проблемы

Ввести
детей в проблемную ситуацию

Развивать
интерес к прослушиванию
сказки Виталия Бианки «Сова»

Задает
вопросы

Предлагает
детям присесть на стульчики, держать спины прямо

Сообщает
о необходимости внимательного прослушивания сказки

Словарная
работа

Вопросы

Рассказ-образец
личностного отношения педагога к сказке

Отвечают
на вопросы

Присаживаются
на стульчики

Внимательно
слушают

Демонстрируют
умение высказывать: предположения; интерес к прослушиванию сказки

В игре
проявляют инициативу

2.2.

Этап
восприятия материала.

Познакомить
со
сказкой Виталия Бианки «Сова»

 Читает сказку Виталия Бианки «Сова»

Чтение сказки
Виталия Бианки «Сова»

Внимательно
слушают сказку

Дети
знакомятся со
сказкой Виталия Бианки «Сова»

2.3.

Этап
практического решения проблемы.

Получить
обратную связь от детей

Задает
вопросы

Проводит
физкультминутку

Читает
отрывок из сказки

Использует
прием «Закончи предложение»

Предлагает
детям сыграть в игру

Напоминает
правила поведения возле интерактивной доски

Дидактическая
игра «Иллюстрации к сказке»

Проводит
гимнастику для глаз

Вопросы

Повторное
выборочное чтение

Прием
«Закончи предложение»

Напоминание
правил

Дидактическая
игра «Иллюстрации к сказке»

Отвечают
на вопросы

Выполняют
физкультминутку

Характеризуют
героев сказки и их действия

Внимательно
слушают правила

Играют
дидактическую игру

Делают
гимнастику для глаз

В игре
проявляют инициативу

3.

Заключительный
этап.

Проанализировать
деятельность, показать результаты, обобщить деятельность детей

Поощряет
детей

Называет
победителя игры

Задает
вопросы:

1)    Какую
сказку мы сегодня прочитали? Кто является автором? Кто является автором
данной сказки?

2)    Что для вас было самым интересным?

3)    Какой вывод из сказки мы с вами можем сделать?

Хвалит детей и благодарит их за активное
участие

Поощрение

Вопросы

Отвечают
на вопросы, участвуют в беседе

Дети
познакомились со
сказкой Виталия Бианки «Сова»

1.  Организационно-
мотивационный этап.

— Ребята, сели
красиво, выпрямили спинки, ноги вместе. Сейчас я вам загадаю загадку, а вы
внимательно слушайте:

Загадка:

Всю ночь
летает –

Мышей
добывает.

А станет
светло –

Спать
летит в дупло.

-Кто же это?

Д: Сова.


Правильно, это сова. Сегодня мы с вами познакомимся со сказкой Виталия Бианки
«Сова». Это сказка о Старике и Сове.     
Я помню в детстве, мне
мама читала эту сказку и уже тогда, она мне очень понравилась, потому что она
очень поучительная. Я очень люблю, когда в сказках рассказывается о дружбе
и доброте.

2.
Основной этап.


Ребята, в сказке будут незнакомые нам слова.

Настя,
как ты думаешь, что означает слово бранится?

Ответы
детей (ругаться).

Оля,
а как ты понимаешь уваживать?

Ответы
детей (заботиться, дружить).


А вы слышали, что когда чай пьют, говорят «чай белить»?

Ответы
детей
(размешивать с молоком, добавлять молоко) .

-Девочки
вы запомнили, что обозначают эти слова «уваживать», «бранится», «чай белить»?

Д:
да.

-Молодцы!

-Сели
удобно, красиво и начнём слушать сказку.

Чтение
сказки (3-4 минуты).

Беседа:

— Ребята,
на вопросы отвечаем по очереди, не перебиваем друг друга, не выкрикиваем.

1) Ребята вам
понравилась эта сказка?

2)
Назовите героев сказки?

3)
Как бы вы описали характер героев сказки? (Старик –
глупый, упрямый. Мог бы наспориться с Совой, а поблагодарить её. Сова — мудрая,
полезная. Несмотря на то, что Старик обидел её, простила его и помогла).
 

4) Почему
Сова перестала помогать Старику? (Потому что Старик обидел её и сказал,
что и без её помощи все будет хорошо и он справиться).

5) Что
изменилось в жизни старика после ссоры с Совой? А отвечать мы будем
используя иллюстрации. Подойдите к столу. Что случилось в первую очередь?
Выберите соответствующую иллюстрацию и разместите её на доске.  Что
произошло дальше? Найдите такую иллюстрацию. К чему привело отсутствие шмелей
на поле? Чем все это закончилось? (мыши начали гулять по лугу, шмели
перестали опылять клевер, корова перестала давать молоко)

6) Как
исправил эту ситуацию Старик? (он попросил прощения у Совы)

7) Какими
нравственными качествами наделил автор героев? (Несмотря на то, что
Старик обидел Сову, та его все равно простила и помогла)

8) С
кем бы вы хотели подружиться?

9) Как
вы думаете, почему так назвали сказку?


Ребята, думаю, вы поняли, что нужно ценить друзей, не обижать
их; нужно бережно относиться к природе; уважать тех, кто помогает вам. Не нужно
быть упрямым и упертым. Все в природе взаимосвязано.

А сейчас давайте
встанем. Проведем физкульт. минутку.

Физ.
минутка

Мы осанку
исправляем

Спинку
дружно выпрямляем.

Вправо,
влево мы нагнулись,

До
носочков дотянулись.

Плечи
вверх, назад и вниз

Улыбайся и
садись.


Ребята, какой отрывок из сказки вам хотелось бы услышать еще раз?

Д: где
Сова простила Старика и помогла ему.

В: Зачитаем
этот отрывок.  

Чтение
отрывка.


А сейчас, чтобы узнать насколько вы были внимательны. Мы поиграем в игру
«Закончи предложение». Я начинаю, вы заканчиваете.

«Закончи
предложение».

Девочки
сейчас мы с вами поиграем, я начну предложение, а вы постараетесь его
закончить.


«Сидит старик чай пьет. Не пустой пьет –
молоком
белит».


«Не стану по ночам к тебе на луг летать, мышей ловить –
сам
лови».

-«Дружно
не грузно
, а врозь хоть брось».


Молодцы девочки, внимательно слушали.


А сейчас ребята, я предлагаю вам поиграть в дидактическую игру «» 

Послушайте
правила игры: 
на доске два игровых поля. Слева: пустые
клетки, справа картинки с изображением последовательности сказки «Сова» Вам
нужно заполнить пустые клетки картинками с изображением правильной
последовательности сказки. Это мы будем делать по очереди. Победит тот, кто
разместит картинки в правильной последовательности.

-Предлагаю
вспомнить правила работы с интерактивной доской.

Ответы
детей
(маркер держим тремя пальцами, как ручку. Около доски не бегаем,
не толкаемся. Играем дружно. Пальца не трогаем экран доски).

-Начинаем
по моему сигналу.
 «Раз, два, три…играть начни».

Играют.


Кто победил в игре?

Д:
Оля, потому что она заполнила пустые клетки картинками с изображениями
правильной последовательности сказки


Ребята, мы работали с вами у доски, чтобы наши глаза отдохнули предлагаю
сделать зарядку.

Разминка
для глаз: Глазки вправо, глазки влево

                                
Вверх и вниз и все сначала.

                                
Быстро-быстро поморгай,

                                
Отдых глазкам своим дай.

— Можете пройти на
свои места.

3.
Заключительный этап.

— Какую сказку мы
сегодня прочитали? Кто является автором?

Д: Сказка
Виталия Бианки «Сова».

-Что
для вас было самым интересным?

Д: что
не смотря на то, что старик обидел сову, она все равно его простила.


Молодцы. Ребята, какой вывод из сказки мы с вами можем сделать?

Д: что
нужно помогать друзьям и ценить то, что они делают. Нужно беречь природу,
потому что она нам помогает.

 Верно.
А ещё, я бы хотела сказать одну пословицу, которая подходит к этой сказке «Не
имей сто рублей, а имей сто друзей». Как вы думаете, что она может значит?

Д: Что
друзья всегда помогут и поддержат.

 Правильно,
а еще она значит, что настоящие верные друзья выручат тебя в любой ситуации.


Вы были сегодня очень внимательными, поэтому ответили на все мои
вопросы.
 В дидактической игре помогали другу другу, поддерживали. Во
время беседы не перебивали друг друга, дополняли ответы и высушивали
высказывания сверстника.

— Молодцы, сегодня
вы были очень активны, хорошо отвечали. А теперь идем мыть руки и идем
собираться на улицу.

Советы библиотекаря: шесть книг, от которых невозможно оторваться, — от классики до современных произведений.

По выходным сотрудники московских библиотек продолжают рассказывать о детских книгах, которые могут сделать теплее любой зимний вечер. Надежда Королева, главный библиотекарь детской библиотеки № 133, советует произведения, которые отлично подойдут для уютного домашнего чтения.

Малышам

«Сова» Виталия Бианки

Эта проверенная временем книжка (впервые «Сова» была опубликована в 1921 году) отлично подойдет для знакомства маленького ребенка с миром качественной литературы. Добрая сказка написана очень простым и легким языком, она обязательно понравится малышам.

Отец Виталия Бианки был известным орнитологом, поэтому тему природы Виталий Валентинович очень любил с детства. В этой книге он говорит о том, что каждая птица для чего-то нужна, каждая выполняет свое важное дело.

Забронировать книгу в библиотеке

«Рождество в домике Петсона» Свена Нурдквиста

Дружелюбный старичок Петсон живет вместе со своим котенком Финдусом где-то в маленькой шведской деревушке. Им никогда не бывает скучно: с ними постоянно происходит что-то интересное. Благодаря серии из восьми книг о Петсоне и Финдусе шведский писатель Свен Нурдквист прославился на весь мир. Кстати, изначально он хотел создать сказку о двух стариках, но в процессе один из них «превратился» в забавного котенка.

Сюжет этой книжки разворачивается вокруг одного из главных праздников года — Рождества. Герои собираются пойти в лес, чтобы срубить там елку, но внезапно Петсон подворачивает ногу. Что же делать? Прочтите — и узнаете, как герои вышли из затруднительного положения.

Забронировать книгу в библиотеке

Рассказ старик и сова

Ребятам постарше

«Теплый хлеб» Константина Паустовского

Рассказ «Теплый хлеб» советского писателя Константина Паустовского — отличный материал для размышлений и обсуждений. Однажды мальчик Филька обидел раненого коня, о котором заботилась вся деревня, — ударил его, когда тот потянулся к куску хлеба. А потом в деревне началась череда неудач: остановилась мельница, промерзла река. Как все исправить?

Подойдя к этому моменту, можно закрыть книжку и предложить ребенку самому придумать концовку. А потом снова вернуться к книге и дочитать, чтобы сравнить два финала.

Забронировать книгу в библиотеке

Как увлечь ребенка чтением: лайфхаки библиотекарей

«Черный красавчик» Анны Сьюэлл

Это еще одна история про лошадей. Черный красавчик — конь, от лица которого ведется повествование. Он родился и вырос на ферме, наслаждаясь спокойной умиротворенной жизнью. Но потом в результате несчастного случая он повредил себе ноги и оказался не нужен хозяевам, которые продали его в Лондон — возить тяжелый кеб (наемный экипаж). Черный красавчик наблюдает за людьми, размышляет о жизни.

Книга увидела свет в 1877 году. Писательница Анна Сьюэлл с детства обожала лошадей, но о верховой езде не было и речи — из-за травмы, полученной в 14 лет, она была всю жизнь прикована к постели. Женщина могла подолгу наблюдать за лошадьми, любоваться ими и не выносила, когда с ними плохо обращались. Именно это подтолкнуло ее к написанию книги. Читатели и критики приняли «Черного красавчика» очень тепло. Этот роман стал первой и последней книгой Анны Сьюэлл — писательница умерла через несколько месяцев после ее выхода.

Книга совершенно точно понравится всей семье. Вы проникнетесь всеми трудностями и испытаниями, которые выпадут на долю главного героя, некоторые моменты растрогают до слез. Но все закончится хорошо — ведь доброта и любовь всегда побеждают.

Забронировать книгу в библиотеке

Рассказ старик и сова

Подросткам

«Я не тормоз» Нины Дашевской

Тринадцатилетний Игнат — самый обычный подросток, который ходит в школу, делает уроки, помогает дома по хозяйству. Но больше всего на свете он любит скорость, свои самокат и скейтборд. У мальчика синдром дефицита внимания и гиперактивности, ему нужно постоянно быть в движении, он не любит стоять на месте. Книга такая же, как и Игнат, — стремительная, динамичная. Все 160 страниц легко можно прочесть залпом.

«Я не тормоз» — победитель конкурса детской книги «Книгуру» 2015 года. Отличное произведение о том, что нужно принимать себя таким, какой ты есть, и что в мире есть люди, которые любят тебя именно за твои особенности.

Забронировать книгу в библиотеке

«Оскар и Розовая Дама» Эрика-Эмманюэля Шмитта

Французский писатель и драматург Эрик-Эмманюэль Шмитт затрагивает очень серьезную и непростую тему. Главный герой, десятилетний Оскар, болен раком. Он лежит в больнице, и о нем заботятся сиделки, облаченные в розовую униформу. За это маленькие пациенты зовут их Розовыми Дамами.

Однажды врач сообщает Оскару, что ему осталось жить всего 12 дней. И тогда одна из Розовых Дам предлагает ему представить, что за один день он проживает 10 лет. Мальчик рассказывает о тех воображаемых событиях, которые могли бы с ним произойти.

Может показаться, что эта книга слишком печальна. Но это не так. Она наполнена светлой грустью, и, читая ее, совсем не чувствуешь тяжести и горечи.

Забронировать книгу в библиотеке

Больше отличных книг, проверенных читателями детских библиотек и их сотрудниками, — в рубрике «Советы библиотекаря».

  • Рассказ старуха из ирги краткое содержание
  • Рассказ спящая красавица жуковский
  • Рассказ станционный смотритель вкратце
  • Рассказ спорт в нашей школе
  • Рассказ срезал шукшин краткое содержание