Рассказ станюковича рождественская ночь проблематика рассказа

Тема: станюкович к.м. рассказ рождественская ночь: проблематика рассказа. подготовка к pisa цель урока: познакомиться с жанром рождественского рассказа; развивать навыки

Тема: Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа.
Подготовка к PISA

Цель
урока:
познакомиться с жанром рождественского рассказа; развивать навыки
анализа текста; пробудить у учащихся раздумья над такими вопросами морали и поведения,
как сострадание, вера, ответственность, доброта.

Ход урока

1.
Организационный момент

2.
Вступительное слово

Русский писатель Константин Михайлович
Станюкович родился в Севастополе 30 марта 1843 года. Отец его был адмиралом
флота, поэтому мальчик пошел сначала по его стопам.

В 1856 году юноша был зачислен кандидатом
в Пажеский корпус Петербурга, но вскоре он почувствовал в себе тягу к
литературе. В 1959 году в журнале «Северный цветок» было напечатано первое
стихотворение Константина, и тогда молодой человек всерьез задумался о переходе
в Петербургский университет. Отец Станюковича был против такого решения,
поэтому в 1960 году юноша был отправлен в кругосветное плавание.

Вопреки желаниям отца, это путешествие
наоборот способствовало развитию литературного таланта Константина. Именно
здесь молодой писатель создал множество очерков, которые впоследствии были
изданы отдельной книгой, получившей название «Из кругосветного плавания»
(1867).

В 1864 году Станюковичу все-таки удалось
уйти в отставку и заняться литературным трудом. Он сотрудничал со множеством
петербургских изданий, а в 1972 году стал работать в журнале «Дело». Здесь в
дальнейшем были напечатаны такие его произведения, как роман «Без исхода»
(1873), рассказ «Оригинальная пара» (1877), «Письма знатных иностранцев»
(1878), романы «Два брата» (1880) и «Омут» (1881).

В конце 70-х годов Станюкович много бывал
за границей. Там он сблизился с представителями революционной эмиграции, за что
в 1885 году был сослан в Томск.

В 1902 году Станюкович закончил свое
главное произведение — «Морские рассказы». Вскоре из-за ухудшения здоровья по
настоянию врачей он переехал в Италию, где скончался 20 мая 1903 года в
Неаполе.

 3. Работа
по теме урока

Рождественский
рассказ – жанр литературы, основу которого составляет обычно 1-2 события или
происшествия; в его основе всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал
рассказа хороший. – Докажите, что рассказ К.М.Станюковича относится к
святочным? (Слушаем ответы учеников) Вывод. В святочных рассказах для детей
создается «правильная» и понятная картина мира, в котором строго разграничены
добро и зло. Святочные рассказы для детей иллюстрируют христианскую заповедь,
назидательны, но мораль здесь не высказывается прямо. Нравственный вывод
маленький читатель должен сделать самостоятельно, осмысливая поступки героев и
отвечая на вопрос: «Каким должно быть человеку?» Детские святочные рассказы
всегда обращены к чувству маленького читателя, к его сердцу.


Чтение текста + беседа по вопросам.

— Где происходило действие? (Батавия – город на
северо-западном побережье острова Ява (ныне – столица Индонезии, Джакарта).

— В какое время суток начинается
повествование? 
(Ночью).

— Какая это ночь? (Рождественская ночь).

— О чем вспоминали матросы? («Матросы вспоминали о России, о
празднике на родине, высказывали желание поскорей вернуться домой, особенно те,
которые по возвращении рассчитывали на отставку или, по крайней мере, на
бессрочный отпуск. Вот уж третье Рождество они встречают в «чужих» и «жарких» местах…
Опротивело… Скорей бы вернуться!»).

— Что увидели матросы? (Упавшую звезду).

— Что сказал Ефремов по поводу падения
звезды? 
(«– Это
бог виноватую звезду наказывает… Потому звезды тоже бунтуют… И особенно много,
братцы, падает их в эту ночь… – По какой такой причине, братец? –
задорно спросил пожилой, плотный матрос. – А по такой причине, милый
человек, что в эту ночь не бунтуй, а веди себя смирно, потому как в эту самую
ночь Спаситель родился… Великая эта ночь… Нашему рассудку и не понять… И как
ежели подумаешь, что родился он в бедности, пострадал за бездольных людей и
принял смерть на кресте, так наши-то все горя ничего не стоят… Ни одной
полушки!.. Да, братцы, великая эта ночь. И кто в эту ночь обидит
младенца, – тому великое будет наказание… Так старик один божественный мне
сказывал, странник. В книгах, говорит, все показано…»).

— Чей жалобный крик с берега услышали
матросы? 
(Крик
младенца).

— Кого увидели матросы? («…крошечного черномазого мальчика
в одной рубашонке, завязшего в мокром рыхлом песке»).

— Что сделали с ребенком матросы? (Принесли его на катер).

— Разрешил ли лейтенант плыть мальчику с
ними? 
(Да).

— Куда обещали поместить маленького
малайца? 

приют).

— Как относился Ефремов к найденышу? (С нежностью матери. Хотел
попросить, чтобы его оставили).

— Согласился ли капитан оставить
мальчика? 
(Нет).

— Какие нравственные качества проявили
матросы? 
(Милосердие,
сострадание, доброту).

— Стали бы вы спасать ребенка на месте
матросов? Обоснуйте свой ответ. 
(Письменные ответы учеников)

 «Как мы уже выяснили, в рассказе
действие происходит не в России, а в далёкой Индонезии. Но это не мешает нам
найти здесь элементы рождественского рассказа: «…в эту ночь не бунтуй, а веди
себя смирно, потому как в эту самую ночь Спаситель родился… Великая эта ночь…
Нашему рассудку и не понять… И как ежели подумаешь, что родился он в
бедности, пострадал за бездольных людей и принял смерть на кресте, так наши-то
все горя ничего не стоят… Да, братцы, великая эта ночь. И кто в эту ночь
обидит младенца, — тому великое будет наказание…». И далее мы слышим плач
ребёнка. Русские матросы достали малайского чернокожего мальчика из завязшего
мокрого песка, накормили и взяли с собой, а на следующий день договорились с
губернатором о том, чтобы ребёнка поместили в приют. Так для бедного мальчика
тоже свершилось чудо. Здесь чудо происходит с ребенком. Детский образ в таких
рассказах выполняет не только сюжетообразующую функцию: именно благодаря ему
становится очевидной текстуальная параллель святочного рассказа и Евангелия.
Дитя в литературном тексте, как Младенец-Христос, вершит чудеса: герои
переходят от отчаяния к состоянию счастья, обретают нечаянное богатство и
прочее».

4.
Тестирование

Франтишек Глубоцкий | Фото: Jitka Slezáková, Český rozhlas

Франтишек Глубоцкий|Фото: Jitka Slezáková, Český rozhlas

Венок Адвента можно сделать своими руками или купить готовый. Садовник и владелец цветочного магазина Франтишек Глубоцкий из города Пардубице перед праздником изготавливает сотни рождественских венков.

«Для меня это один из самых любимых периодов работы в году. С ним можно сравнить только весну, когда мы начинаем размножать, сеять и сажать растения. Но Рождество, Адвент – это уже надежда, радость будущей весны», – объясняет в интервью «Чешскому Радио» пан Глубоцкий.

Рождественские венки мастер и его помощники предпочитают делать из белой пихты. Хвойные веточки ниткой прикрепляются к соломенному кругу. Франтишек Глубоцкий напоминает, что это дерево – часть чешских традиций.

Ночь белой пихты

Франтишек Глубоцкий | Фото: Jitka Slezáková, Český rozhlas

Франтишек Глубоцкий|Фото: Jitka Slezáková, Český rozhlas

«Сочельник называли «ночью белой пихты», так что это дерево с давними традициями. Оно обладает большими достоинствами: прекрасно пахнет, при работе с ним не колет руки, а изделия из него долго сохраняются – высыхают, это правда, однако не осыпаются».

Зелёные ветви означают жизнь, а «колесо» венка – символ вечности, и, таким образом, самого Творца.

Орех, шишка, мак и яблоко

Как правильно оформить венок Адвента? Если следовать традициям, в этом нет ничего сложного, уверен Франтишек Глубоцкий.

Фото: Jitka Slezáková, Radio Prague International

Фото: Jitka Slezáková, Radio Prague International

«Венок был символическим пожеланием счастья хозяевам крестьянкой усадьбы и их гостям. Там должно было быть все, что они ожидают в следующем году от плодов своего труда. Классический вариант: орешек, шишка, коробочка мака, а если есть, еще и красное яблоко. Например, орех – это плод, скрывающий внутри зародыш новой жизни. А Рождество – это и есть праздник радости от появления новой жизни. Шишка наполнена семенами. Это изобилие, размножение. А для земледельцев было важно получить богатый урожай, важно, чтобы у них множилась птица – куры, гуси. Коробочка мака всегда означала «много денег». А вот никаких цветов на венке быть не должно – ни сухих, ни, тем более, искусственных. Потому что сухой цветок символизирует конец, «консервированное»» завершение жизни. Ничего искусственного на венке быть не должно, а тут мы смотрим на кусок ткани и думаем, что видим орхидею…»

Красные свечи у протестантов, фиолетовые у католиков

Фото: Jitka Slezáková, Český rozhlas

Фото: Jitka Slezáková, Český rozhlas

У каждого воскресенья Адвента тоже есть свое название: «железное», «бронзовое», «серебряное» и «золотое».

Не будем забывать, что венок Адвента украшен четырьмя свечами. Причем зажигают их постепенно: по одной следующей свече в каждое воскресенье в течение четырех недель. Некоторые упаковки свечей, которые перед Рождеством продаются в Чехии, специально сделаны «по росту»: от самой длинной до самой маленькой. Это показывает, что первая свеча горит все четыре недели, а далее к ней прибавляются другие.

Хотя сейчас можно найти в продаже свечи любого цвета, обычаи диктуют здесь определенные правила. И уже ваше дело – следовать им или нет.

Фото: Jana Huzilová, Český rozhlas

Фото: Jana Huzilová, Český rozhlas

«Хотя цвет решающего значения не имеет, мне нравится соблюдать традиции. Поэтому если вы принадлежите к какой-либо из протестантских церквей, то вам следует использовать красные свечи. Красный цвет – классический для Рождества. Это цвет жизни, любви, и он может сопровождать нас все праздники. А у католиков цвет Рождества – фиолетовый. Это цвет церковного обряда, раздумий – то, что должно быть присуще Адвенту. И первые две свечи на венке – тоже фиолетовые. Первая называется «Надежда», или «Свеча пророков». Вторая – «Вифлеемская», или «Мир». Она зажигается за мир. Третья свеча – «Пасторская». Она означает дружбу и может быть розовой, поскольку третье воскресенье – это уже радость, ведь от Рождества нас отделяет всего одна неделя. А четвертая свеча, согласно католической традиции, должна быть опять фиолетовой. Она называется «Ангельской» или «Свечой Любви». И у протестантов, и у католиков может присутствовать и пятая свеча – белая, которая, конечно, не помещается на венок. Все время Адвента она лежит на столе, а в Сочельник мы можем поставить ее рядом, например, на блюдце. Она называется «Свеча Христа» и означает, что свет пронзил тьму, что появится солнце, и нам есть, чему радоваться», – завершает свой рассказ о символике рождественского венка Франтишек Глубоцкий.

Рождественский календарь из тележного колеса

Пастор Иоганн Хинрих Вихерн | Фото: Wikimedia Commons, public domain

Пастор Иоганн Хинрих Вихерн|Фото: Wikimedia Commons, public domain

В своем теперешнем виде адвентный венок появился в 1839 году – его придумал лютеранский пастор Иоганн Хинрих Вихерн, основавший в Гамбурге школу для сирот. Дети спрашивали, когда же наконец наступит Рождество, и наставник установил на старом колесе от телеги 19 маленьких красных свечек для будних дней и 4 большие белые для воскресных, каждый вечер зажигая по одной. Позже эту идею у лютеран заимствовали католики. Католическая церковь долгое время называла венок языческим, однако в ХХ веке и католики стали украшать свои дома венками.

Первые упоминания об Адвенте встречаются в V веке в Равенне и в VI в Риме. Первоначально Адвент длился шесть недель, и лишь в конце VI века Папа Григорий Первый сократил его до четырех недель. В восточном христианстве Адвенту соответствует Рождественский пост. У православных церквей, пользующихся юлианским календарем, он начинается 15 (28) ноября.

Адвент открывает христианский литургический год. В это время верующие помогают бедным, занимаются благотворительностью, соблюдают пост, что в сегодняшнем западном христианстве означает не отказ от скоромных блюд, а, прежде всего, погружение в молитву и посещение храма.

Венец из еловых веточек, который ставят на стол в период Адвента | Фото: Martina Schneibergová, Radio Prague International

Венец из еловых веточек, который ставят на стол в период Адвента|Фото: Martina Schneibergová, Radio Prague International

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1

(с углублённым изучением отдельных предметов)»

Рассмотрена

на заседании МО Утверждена

протокол № ____ приказом директора школы

от _____________ от __________ № ________

Рекомендована к утверждению

методическим советом

протокол № ____

от _____________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по родной (русской) литературе

для параллели 8 классов

на 2020 – 2021 учебный год

Пояснительная записка

Программа по родной (русской) литературе для 8 класса  составлена в соответствии с ФГОС основного общего образования, разработана на основе авторской программы под редакцией В.Я.Коровиной к учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И.Коровина, И.С.Збарского: Литература: — М.: Просвещение, 2019.

Программа детализирует, раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы. Программа рассчитана на 34 ч, т.к. по учебному плану школы на изучение курса родной (русской) литературы в 8 классе отводится 34 ч (1 ч. в неделю).

Достижение указанных целей осуществляется в процессе следующих задач:

  • познавательных: обогащение духовно- нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;

  • практических: формирование грамотного читателя; умение отличать художественный текст от других типов текстов, целостное восприятие и понимание литературного произведения;

  • эстетических: становление нравственной, духовно свободной личности. 

 Методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный;

  • проблемное изложение;

  • частично-поисковый;

  • исследовательский.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты обучения:

— формировать понимание важности процесса обучения;

— формировать мотивацию школьников к процессу изучения родной литературы как одного из учебных предметов, необходимых для самопознания, своего дальнейшего развития и успешного обучения;

— формировать понимание значимости литературы как явления национальной и мировой культуры, важного средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

— формировать уважение к литературе народов многонациональной России;

— формировать в процессе чтения нравственно развитую личность, любящую семью, свою Родину, обладающую высокой культурой общения;

— совершенствовать ценностно-смысловые представления о человеке в мире и процессе чтения;

— развивать потребности в самопознании и самосовершенствовании в процессе чтения и характеристики (анализа) текста;

— формировать в процессе чтения основы гражданской идентичности;

— развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с отечественной и мировой литературой;

— развивать морально-эстетические представления, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

— развивать личную ответственность за свои поступки в процессе чтения и при сопоставлении образов и персонажей из прочитанного произведения с собственным опытом;

— развивать и углублять восприятие литературы как особого вида искусства, умение соотносить его с другими видами искусства.

Метапредметные результаты обучения:

— формировать способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в процессе чтения и изучения литературного произведения;

— формировать умения по освоению способов решения поисковых и творческих задач в процессе учебной деятельности при изучении курса литературы;

— формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

— формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

— развивать умение осваивать разнообразные формы познавательной и личностной рефлексии;

— формировать умение активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

— формировать умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет) в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

— совершенствовать владение логическими действиями сравнения (персонажей, групп персонажей, двух или нескольких произведений), умения устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения в процессе характеристики текста;

— развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь сою; излагать сове мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и обсуждении художественных произведений;

— формировать умение определять общую цель и пути ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

— формировать готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

— формировать готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, построению индивидуальной образовательной траектории;

— развивать умение овладевать сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием изучаемых произведений;

— совершенствовать владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения внутри литературных текстов, между литературными текстами и другими видами искусств (музыка, живопись, театр, кино);

— развивать интерес к исследовательской и проектной деятельности в процессе изучения курса, в том числе для реализации притязаний и потребностей.

Предметные результаты обучения:

Выпускник научится:

  • определять тему и основную мысль произведения;

  • владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;

  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; оценивать систему персонажей;

  • находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

  • определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

  • выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;

  • выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

  • пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;

  • давать развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;

  • собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии;

  • выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

  • выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению

  • ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

Выпускник получит возможность научиться:

  • сравнивая произведения, принадлежащие разным писателям, видеть в них воплощение нравственного идеала;

  • рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении, обосновывая свой выбор;

  • создавать тексты или придумывать сюжетные линии;

  • сравнивая произведения, определять черты национального характера;выбирать произведения для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

  • устанавливать связи между произведениями на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

Содержание программы

Введение. Своеобразие родной литературы (1ч.)

Значимость чтения и изучения родной литературы. Родная литература как национально-культурная ценность человека. Родная литература как способ познания жизни. Образ человека в литературном произведении. Книга как духовное завещание одного поколения другому.

Русский фольклор (1ч.)

Связь фольклорных произведений с другими видами искусства. Русский героический эпос в изобразительном искусстве и музыке. Фольклорные традиции в русской литературе.

Древнерусская литература (2ч.)

Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы. «Житие Феодосия Печерского» (фрагменты). Путь от инока до игумена. Нравственные основы жизни святого.

Русская литература XVIII века (4 ч.)

Басни И.А.Крылова. Тема Отечественной войны 1812 года: «Кот и повар», «Раздел», «Ворона и курица», «Щука и кот». Образ М.И.Кутузова в баснях. (2ч.)

Новиков Н.И. «Детское чтение для сердца и разума» (фрагменты по выбору). (2ч.)

Русская литература XIX века (9 ч.)

Идейно-художественное богатство литературы XIX века. Связь литературного процесса с национальными традициями русского народа. (1ч.)

Шедевры любовной лирики А.С.Пушкина в музыкальной интерпретации: М.Глинка «Я помню чудное мгновенье», А.Алябьев «Я вас любил…», Ц.Кюи «Сожженное письмо», А.Даргомыжский «Что в имени тебе моём…», С.Рахманинов «Не пой, красавица, при мне…», Н.Римский-Корсаков «Красавица» и др. по выбору. (1ч.)

Традиции литературы XIX века. Басни. Л.Н.Толстой «Два товарища», «Лгун». (1ч.)

Родная природа в поэзии XIX века Стихотворение П.А.Вяземского «Первый снег». Радостные впечатления, труд, быт, волнения сердца, чистота помыслов и стремлений лирического героя. (1ч.)

И.С.Тургенев . Рассказ «Странная история» (2ч.)

А.П.Чехов. Смешное и грустное в рассказе «Шуточка». (1ч.)

К.М.Станюкович. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа. (1ч.)

Творческая работа по творчеству писателей 19 века. (1ч.)

Русская литература XX века (12 ч.)

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века. Из русской прозы XX века Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России. (1ч.)

Виктор Конецкий «Петька, Джек и мальчишки». Тема судьбы детей в период ВОВ в рассказе В.Конецкого. (1ч.)

Р. И. Рождественский. Стихотворения. Величие духа «маленького человека « в стихотворении «На земле безжалостно маленькой…» (1ч.)

В. Г. Распутин. «Женский разговор». Проблема любви и целомудрия. Две героини, две судьбы. (2ч.)

Р.Р.Сочинение « Диалог поколений». (1ч.)

Л. Пантелеев. «Главный инженер». Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. Жажда личного подвига во имя победы. (1ч.)

Б. П. Екимов. «Ночь исцеления». Особенности прозы писателя. Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны. Внутренняя драма героини, связанная с пережитым во время давно закончившейся войны. (2ч.)

Тема милосердия, доброты и любви к животным. Рассказы Юрия Яковлева «Багульник», «Он убил мою собаку» (2ч.)

Тестирование по произведениям писателей 20 века. (1ч.)

Литературные тропинки Тамбовщины (5 ч.)

В.Т.Дорожкина. Стихи о Родине.

М.А.Белахова. Рассказ «Это было под Ровно»

И.С.Кучин. Стихи о ВОВ.

И.В. Шамов. Стихи о природе.

Урок-концерт по пройденным произведениям.

Учебно-тематический план 8 класс

п.п.

Наименование разделов

Всего часов

На развитие речи в том числе

Тесты

Введение

1

Фольклор

1

Древнерусская литература

2

Литература 18 века

4

Литература 19 века

9

1

Литература 20 века

12

1

1

7.

Литературные тропинки Тамбовщины.

5

1

ИТОГО:

34

Содержание учебного предмета «Родная (русская) литература» 8 класс (68 часов)

Введение. Своеобразие родной литературы

Значимость чтения и изучения родной литературы. Родная литература как национально-культурная ценность человека. Родная литература как способ познания жизни. Образ человека в литературном произведении. Книга как духовное завещание одного поколения другому. .

Объяснение значимости чтения и изучения родной литературы, привлечение для аргументации собственного мнения.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Русский фольклор (1)

2

Русский фольклор

Связь фольклорных произведений с другими видами искусства. Русский героический эпос в изобразительном искусстве и музыке. Фольклорные традиции в русской литературе.

Формирование понятия об особенностях русского фольклора и его жанровом своеобразии.

Лекция, беседа, работа с книгой.

Древнерусская литература (2)

3

Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы.

Формирование понятия об особенностях древнерусской литературы и её жанровом своеобразии.

Лекция, беседа, работа с книгой.

4

«Житие Феодосия Печерского» (фрагменты). Путь от инока до игумена. Нравственные основы жизни святого.

Выразительное чтение произведения. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Характеристика героев древнерусской литературы.

беседа, работа со словарем.

Русская литература XVIII века (4 ч.)

5-

6

Басни И.А.Крылова. Тема Отечественной войны 1812 года: «Кот и повар», «Раздел», «Ворона и курица», «Щука и кот». Образ М.И.Кутузова в баснях.

Изучение творчества И.А.Крылова. Выразительное чтение произведений. Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей. Анализ басен. Аллегория в баснях И.А.Крылова.

Лекция, беседа, работа с книгой.

7-8

Новиков Н.И. «Детское чтение для сердца и разума» (фрагменты по выбору)

Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика идейно-эмоционального содержания произведения, нравственная оценка героев.

Работа с текстом, составление характеристик главных героев.

Русская литература XIX века (9 ч.)

9

Идейно-художественное богатство литературы XIX века. Связь литературного процесса с национальными традициями русского народа.

Формирование понятия об основных направлениях русской литературы XIX века. Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Лекция, беседа, работа с книгой.

10

Шедевры любовной лирики А.С.Пушкина в музыкальной интерпретации: М.Глинка «Я помню чудное мгновенье», А.Алябьев «Я вас любил…», Ц.Кюи «Сожженное письмо», А.Даргомыжский «Что в имени тебе моём…», С.Рахманинов «Не пой, красавица, при мне…», Н.Римский-Корсаков «Красавица»

Поиск материалов об истории создания произведений. Участие в коллективном диалоге. Характеристика эмоционального содержания произведений. Знакомство с романсами и песнями, выражающими мысли, настроения человека.

Сообщения учащихся, презентации, сопровождаемые музыкальными произведениями.

11

Традиции литературы XIX века. Басни. Л.Н.Толстой «Два товарища», «Лгун».

Анализ басен. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Характеристика идейно-эмоционального содержания произведений.

Работа с текстом, анализ басен.

12

Родная природа в поэзии XIX века Стихотворение П.А.Вяземского «Первый снег». Радостные впечатления, труд, быт, волнения сердца, чистота помыслов и стремлений лирического героя.

Поиск сведений о писателе с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета. Поиск материалов о биографии и творчестве писателя. Устный рассказ о писателе. Устные ответы на вопросы. Знакомство с особенностями ритмики, метрики и строфики

Сообщения учащихся, работа с текстом, анализ стихотворения.

13-14

И.С.Тургенев . Рассказ «Странная история»

Поиск материалов об истории создания произведения. Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика идейно-эмоционального содержания произведения, нравственная оценка героев.

Работа с текстом, составление характеристик главных героев.

15

А.П.Чехов. Смешное и грустное в рассказе «Шуточка».

Поиск материалов об интересных фактов из жизни писателя. Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.

Работа с текстом, составление характеристик главных героев.

16

К.М.Станюкович. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа.

Поиск материалов о биографии и творчестве писателя. Устный рассказ о писателе. Устные ответы на вопросы. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев рассказа.

Лекция, беседа, работа с книгой.

17

Творческая работа по произведениям писателей 19 века.

Участие в коллективном диалоге. Редактирование черновых вариантов планов письменных ответов на вопросы.

Составление плана сочинения, работа над сочинением.

Русская литература XX века (12 ч.)

18

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века. Из русской прозы XX века Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Формирование понятия об основных направлениях русской литературы XX века. Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках и поэтах России.

Лекция, беседа, работа с книгой.

19

Виктор Конецкий «Петька, Джек и мальчишки». Тема судьбы детей в период ВОВ в рассказе В.Конецкого.

Поиск материалов о биографии и творчестве писателя. Устный рассказ о писателе. Устные ответы на вопросы. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев рассказа.

Работа с текстом, составление характеристик главных героев.

20

Р. И. Рождественский. Стихотворения. Величие духа «маленького человека « в стихотворении «На земле безжалостно маленькой…»

Поиск материалов об истории создания произведения. Выразительное чтение. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика идейно-эмоционального содержания произведения, нравственная оценка героев.

Работа с текстом, анализ стихотворения.

21-22

В. Г. Распутин. «Женский разговор». Проблема любви и целомудрия. Две героини, две судьбы.

Поиск материалов о биографии и творчестве писателя. Устный рассказ о писателе. Устные ответы на вопросы. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев рассказа.

Работа с текстом, составление характеристик главных героев.

23

Р.Р.

Сочинение « Диалог поколений».

Написание творческой работы по произведению В.Г.Распутина «Женский разговор».

Участие в коллективном диалоге. Редактирование черновых вариантов планов письменных ответов на вопросы.

Составление плана, работа над текстом сочинения.

24

Л. Пантелеев. «Главный инженер». Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. Жажда личного подвига во имя победы

Поиск материалов о биографии и творчестве писателя. Устный рассказ о писателе. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге.

Сообщения учащихся, работа с текстом.

25

Б. П. Екимов. «Ночь исцеления». Особенности прозы писателя. Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны. Внутренняя драма героини, связанная с пережитым во время давно закончившейся войны.

Поиск материалов об истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы. Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика идейно-эмоционального содержания произведения, нравственная оценка героев.

Работа с текстом, составление характеристик главных героев.

26-27

Тема милосердия, доброты и любви к животным. Рассказы Юрия Яковлева «Багульник», «Он убил мою собаку»

Поиск материалов о биографии и творчестве писателя. Устный рассказ о писателе. Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Характеристика идейно-эмоционального содержания произведения, нравственная оценка героев.

Сообщения учащихся. Работа с текстом, составление характеристик главных героев.

28

Тестирование по произведениям писателей 20 века.

Письменные ответы на вопросы.

Тестирование по произведениям писателей 20 века.

Литературные тропинки Тамбовщины (5 ч.)

29

В.Т.Дорожкина. Стихи о Родине.

Устный рассказ о писателе. Устные ответы на вопросы. Поиск материалов об истории создания произведений. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге

Сообщения учащихся, чтение наизусть. Аналитическая беседа с элементами анализа.

30

М.А.Белахова. Рассказ «Это было под Ровно»

Устный рассказ о писателе. Устные ответы на вопросы. Поиск материалов об истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы. Различные виды пересказов. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Характеристика идейно-эмоционального содержания произведения, нравственная оценка героев.

Сообщения учащихся, составление характеристик главных героев.

31

И.С.Кучин. Стихи о ВОВ.

Устный рассказ о писателе. Устные ответы на вопросы. Поиск материалов об истории создания произведений. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.

Сообщения учащихся, чтение наизусть. Аналитическая беседа с элементами анализа.

32

И.В. Шамов. Стихи о природе.

Устный рассказ о писателе. Устные ответы на вопросы. Поиск материалов об истории создания произведения. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.

Сообщения учащихся, чтение наизусть. Аналитическая беседа с элементами анализа.

33

Самостоятельная работа по произведениям писателей Тамбовщины

Написание сочинения на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Редактирование текста сочинения.

Работа над сочинением.

34

Урок – концерт

Выразительное чтение стихотворений наизусть по выбору учащегося.

Чтение наизусть. Аналитическая беседа с элементами анализа.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Предмет: родная (русская) литература

Учитель: Вороная Ирина Викторовна

Количество часов на год: 34, в неделю: 1

Учебник: —

Авторы учебника:

Класс: 8 А

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Количество часов по плану

8 часов

8 часов

10 часов

8 часов

Количество контрольных работ

2

творческая работа

1 творческая работа

1 практическая работа (тест)

Наименование раздела, название темы

К-во часов

Дата по плану

Дата по факту

1

Введение. Своеобразие родной литературы

Значимость чтения и изучения родной литературы. Родная литература как национально-культурная ценность человека. Родная литература как способ познания жизни. Образ человека в литературном произведении. Книга как духовное завещание одного поколения другому.

1

05.09.20

Русский фольклор

2

Русский фольклор

Связь фольклорных произведений с другими видами искусства. Русский героический эпос в изобразительном искусстве и музыке. Фольклорные традиции в русской литературе.

1

12.09.20

3

Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы.

1

19.09.20

4

«Житие Феодосия Печерского» (фрагменты). Путь от инока до игумена. Нравственные основы жизни святого.

1

26.09.20

5-6

Басни И.А.Крылова. Тема Отечественной войны 1812 года: «Кот и повар», «Раздел», «Ворона и курица», «Щука и кот». Образ М.И.Кутузова в баснях.

2

03.10.20

10.10.20

7-8

Новиков Н.И. «Детское чтение для сердца и разума» (фрагменты по выбору)

2

17.10.20

24.10.20

9

Идейно-художественное богатство литературы XIX века. Связь литературного процесса с национальными традициями русского народа.

1

31.10.20

10

Шедевры любовной лирики А.С.Пушкина в музыкальной интерпретации: М.Глинка «Я помню чудное мгновенье», А.Алябьев «Я вас любил…», Ц.Кюи «Сожженное письмо», А.Даргомыжский «Что в имени тебе моём…», С.Рахманинов «Не пой, красавица, при мне…», Н.Римский-Корсаков «Красавица»

1

14.11.20

11

Традиции литературы XIX века. Басни. Л.Н.Толстой «Два товарища», «Лгун».

1

21.11.20

12

Родная природа в поэзии XIX века Стихотворение П.А.Вяземского «Первый снег». Радостные впечатления, труд, быт, волнения сердца, чистота помыслов и стремлений лирического героя.

1

28.11.20

13-14

И.С.Тургенев . Рассказ «Странная история»

2

05.12.20

12.12.20

15

А.П.Чехов. Смешное и грустное в рассказе «Шуточка».

1

19.12.20

16

К.М.Станюкович. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа.

1

26.12.20

17

Р.Р.

Творческая работа по произведениям писателей 19 века.

1

16.01.21

18

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века. Из русской прозы XX века Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

1

23.01.21

19

Виктора Конецкого «Петька, Джек и мальчишки». Тема судьбы детей в период ВОВ в рассказе В.Конецкого.

1

30.01.21

20

Р. И. Рождественский. Стихотворения. Величие духа «маленького человека « в стихотворении «На земле безжалостно маленькой…»

1

06.02.201

21-22

В. Г. Распутин. «Женский разговор». Проблема любви и целомудрия. Две героини, две судьбы.

2

13.02.21 20.02.21

23

Р.Р

Сочинение « Диалог поколений».

1

27.02.21

24

Л. Пантелеев. «Главный инженер». Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. Жажда личного подвига во имя победы

1

06.03.21

25

Б. П. Екимов. «Ночь исцеления». Особенности прозы писателя. Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны. Внутренняя драма героини, связанная с пережитым во время давно закончившейся войны.

1

13.03.21

26-27

Тема милосердия, доброты и любви к животным. Рассказы Юрия Яковлева «Багульник», «Он убил мою собаку»

2

20.03.21

03.04.21

28

Тестирование по произведениям писателей 20 века.

1

10.04.21

Литературные тропинки Тамбовщины (5 ч.)

29

В.Т.Дорожкина. Стихи о Родине.

1

17.04.21

30

М.А.Белахова. Рассказ «Это было под Ровно»

1

24.04.21

31

И.С.Кучин. Стихи о ВОВ.

1

01.05.21

32

И.В. Шамов. Стихи о природе.

1

08.05.21

33

Самостоятельная работа по произведениям писателей Тамбовщины

1

15.05.21

34

Урок – концерт

1

22.05.21

7

  • Рассказ старуха изергиль автор
  • Рассказ старая лошадь в читательский дневник
  • Рассказ старой деве ничего не надо
  • Рассказ старуха изергиль назван так потому что
  • Рассказ старик и сова