Рассказ спицын в медвежьей комнате

Эта история произошла в конце девятнадцатого начале двадцатого века на территории современной республики карелия в 152 км севернее города петрозаводска,

Эта история произошла в конце девятнадцатого начале двадцатого века на территории современной Республики Карелия в 152 км севернее города Петрозаводска, там, где сейчас находится город Медвежьегорск.
Медвежья гора, давшая городу название, расположена к югу от одноимённой станции. Это скалистая сопка, покрытая лесом, которую огибает железная дорога вдоль берега Онежского озера.

В 1794 году на северо-западной оконечности Большой губы Повенецкого залива Онежского озера в устьях рек Кумсы и Вички был построен Лесопильный завод. Кругом на сотни вёрст простирался лес. Половину предприятия в 1860 году взял в аренду уроженец деревни Масельгская Гора Пётр Дмитриевич Захарьев. Вместе с сыном Фёдором они провели реконструкцию завода и построили большой двухэтажный жилой дом. Вскоре фамилия купцов-промышленников Захарьевых стала широко известна и уважаема в Заонежье. Кроме лесопильного завода у них были свои пароходы, баржи, торговые лавки.
Пётр Дмитриевич бОльшую часть времени жил в Санкт-Петербурге в своём доме на Большой Пушкарской улице. Там же жил ещё один из сыновей семьи Захарьевых – Дмитрий Петрович. Заводами в Заонежье управлял Фёдор Петрович Захарьев. Купец первой гильдии, которому впоследствии и достался по наследству этот лесопильный завод. Его «правой рукой» во всех делах была супруга Мария. Они вместе обсуждали все проблемы и вместе принимали решения. У них не было своих детей. И они решили взять приёмного сына. Мальчик рос избалованным, капризным ребёнком. Игрушки ему уже все надоели и как-то, раз он попросил отца подарить ему настоящего живого медвежонка. Мальчику не пришлось долго ждать, так как его «подарок» уже «сам двигался» по направлению к лесопильному заводу. Медвежонка не пугал пронзительный визг пилы, нарушающий лесную тишину. Он шёл, прячась в тени кустов от полуденного знойного солнца. Около завода стояли двое рабочих. Один из них, взглянув на солнце, сказал:
— Хорош Семёныч. Айда обедать.
— И то верно — согласился напарник, взяв лежащую на табурете котомку.
Из кастрюльки, стоящей на плите «буржуйки» исходил аппетитный аромат мясного бульона.
— Вот отобедаем и снова за дело — Семёныч смахнул с бороды крошку хлеба.
— Дак, куды ж мы денемся. Для ентого тут и находимси — подытожил Степан, напарник Семёныча.
Вдруг в кустах послышался шорох. Крестьяне насторожились. Они уже привыкли, что к ним частенько наведывались дикие звери.
— Глянь-ка, Степан, никак тот же медвежонок, что вчерась заплутал сюды.
— Он самый и есть.
Из кустов и впрямь показался маленький медвежонок. Он вытягивал мордочку, шевеля ноздрями. Запах мясного бульона был больно аппетитным.
— Да, нонче год выдался на редкость неурожайным. Ягод в лесу с «гулькин нос». Не наедаются, поди, косолапые — Семёныч покачал головой.
— Куды ж медведица-то подевалася. Неужто малец один остался? — Степан встал и медленно пошёл в сторону животного.
Медвежонок даже не пытался убегать. Степан подошёл к нему и нежно погладил.
— Видал, совсем не боится. Вот тебе и дикий зверь. Не кажная домашняя кошка, а тем более собака так близко подпустит к себе. Голодный, поди, умаялся — Степан достал из кармана корочку хлеба и протянул её медведю.
Тот понюхал и, долго не думая, съел предложенное угощение.
— Слушай, Степан, я тут краем уха слышал, что хозяйский приёмный сын просил у отца медвежонка. Я ещё про себя подумал, ох несдобровать медведице-то. Ради сына хозяин готов на всё. Так, может, не дадим хозяину-то лишний раз грех на душу взять и сами принесём ему ентого медвежонка?
Хозяин завода, Фёдор Петрович, был рьяным охотником, неделями мог пропадать в лесу. Даже здесь на территории завода было сооружено несколько клеток для диких животных. В одной из них жила лиса. Её прозвали Алисой. Рыжая, пушистая, но злющая. Рабочие, когда кормили её, всякий раз остерегались. Не дай Бог укусит и заразит бешенством.
— Так может хозяин уже и словил зверюшку для своего сынишки? — предположил Степан.
— Нет, это вряд ли. В последние дни он захворал малость и на охоту не ездил.
Степан всё стоял рядом с медвежонком.
— Хорош. Шёрстка густая, шелковистая, а лапища-то какие.
— Наше дело предложить, а там видно будет. Давай его пока в клетку посадим. Пущай чуток посидит до прихода хозяина. А не возьмут, так отпустим обратно в лес. Хотя пропадёт он один без мамки. Ох, бедолага, свалился ты на нашу голову.
— Да что ты причитаешь, Семёныч, может он нам на счастье, на удачу свалился. Хозяин, ежели, будет в хорошем настроении, может, отблагодарит. Глядишь, какую никакую монетку даст.
— Ох, не знаю, не знаю. Ну, давай сажай его в клетку.
Степан схватил медвежонка за шкирку и понёс.
Косолапый болтал всеми четырьмя лапами и даже пытался слегка порычать. Но дверка клетки плотно за ним захлопнулась, и медвежонок оказался в неволе. Поначалу он беспокойно крутился в клетке, бросаясь из одного угла в другой, даже опробовал на зуб железную решётку. Но, наконец, выбившись из сил, успокоился и притих. Мужики положили ему каши, налили молока. Тот немного похлебал и, забившись в угол, уснул.
Вечером на лесопилку прибыл сам хозяин посмотреть, как идут дела и дать новые распоряжения. Заказ нынче был серьёзный и дорогой. Если всё сделают качественно и вовремя, то хозяину за него заплатят хорошие деньги. Тут недалече начали строить железнодорожную станцию. Для Российской империи, принимавшей участие в Первой Мировой войне, возникла необходимость в железной дороге к незамерзающим заливам Баренцева моря. Дорога прокладывалась от Петрозаводска до порта на Мурмане. Доски для строительства вокзала заказали сделать Захарьеву. Он конечно с огромным удовольствием принял этот заказ. И теперь все рабочие трудились не покладая рук, в две смены.
Увидев хозяина, Степан поспешил к нему навстречу.
— Доброго здоровьица. Фёдор Петрович.
Тот сразу в штыки.
— Жалованья не подниму и не просите. Вот выполните заказ, тогда и посмотрим — и собрался было идти дальше.
— Погодьте, Ваше сиятельство. Мы тут давеча медвежонка изловили. Так теперь не знаем, что с ним делать. Чай обратно в лес отпустить, а може и вам на что сгодится? — не стали говорить про подарок сыну, боясь нарваться на немилость хозяина.
— Медвежонка? — хозяин остановился. По выражению лица сразу было заметно, что это известие его заинтересовало.
— И где же он?
— Мы его в одну из клеток посадили.
— Ну ка пойдём, посмотрим.
И все вместе направились к клетке.
— Это вы его очень даже кстати поймали. Теперь и мне одной заботой меньше. Мне как раз нужен был этот зверь.
Подойдя к клетке, хозяин стал разглядывать косолапого.
— Хорош. Чистенький, ухоженный, шёрстка ровная блестящая. А медведицы-то что не было рядом? Не показывалась?
— Да уж полдня как прошло. Не видать мамаши.
— Сиротинушка значит — глаза хозяина наполнились заботливостью и лаской. — Ну что ж, пожалуй, заберу его к себе в усадьбу. Сынишка, поди ,рад будет — глаза хозяина вмиг подобрели.
Мужики стояли довольные, что угодили хозяину и ждали в надежде, что тот их непременно отблагодарит.
— Ах,да — встрепенулся Фёдор Петрович — когда берёшь себе у кого-нибудь животное, за него полагается дать монетку, чтобы лучше прижился. Тут, правда, не совсем тот случай, но всё же заслужили — хозяин стал проверять карманы — Если б знал, что тут такое, специально бы взял. А так, что найду всё ваше — он вынул из карманов несколько монет и отдал мужикам — Ну что ж, смотрю. Работа спорится — он взглянул на стопку аккуратно уложенных досок — Завтра приедут за первой партией.
Медвежонка перевезли в усадьбу и поместили пока в небольшую клетку. Мария жена хозяина накрывала на стол, когда скрипнула дверь, и вошёл Фёдор Петрович.
— Ну, наконец-то. Что-то ты сегодня припозднился. Случилось чего, али так? Ужин, поди совсем остыл.
— Да погодь ты с ужином. Айда покажу чего. Малой уже спит? Ну ладно завтра увидит. Пошли, пошли — он взял жену за руку, и они вышли во двор.
— Господи, никак медвежонок. Откуда?
Через решётку на неё смотрели маленькие чёрные, как пуговки глазки. Но взгляд был яко человеческий. Глаза, наполненные мольбой о помощи, отчаянием и надеждой. У Марии защемило сердце. Она опустила голову и отошла от клетки.
— Что с тобой? Испугалась что ль этого мальца? — забеспокоился Фёдор Петрович.
— Да ну что ты как можно испугаться его. Он же ещё совсем маленький да к тому же в клетке. Просто поздно уже. За день намаялась. Покормили хоть зверёныша?
— А як же. Ягоды, фрукты, немного каши.
— Ну и славно. А я пойду, прилягу.
— Конечно, конечно иди. Завтра чуть свет подниматься.
Мария пошла в дом. Давеча она слукавила. Не устала она вовсе. Совсем по другой причине сердце-то защемило. Ещё не успела зажить душевная рана. Ещё мало прошло времени с тех пор, как она по своему неразумению однажды пошла с мужем на охоту. Медведи в ту пору уже залегли в берлоги. Бурелом, куча наваленных деревьев. Неожиданный выстрел, грохот упавшего бревна потревожили ещё не крепко уснувшую медведицу. Обезумевшая она выскочила из берлоги и, не видя ничего вокруг, побежала, опорожняясь на ходу от страха и паники.
И вдруг Мария услышала, что кто-то в берлоге кряхтит и шевелится. Это был медвежонок. Медведицу охотники пристрелили, а медвежонка так и оставили одного в берлоге на произвол судьбы. Не стали возвращаться за ним. До сих пор она не могла себе этого простить. Такая жестокость, бесчеловечность. И до сих пор она мысленно постоянно себя казнила, почему она не вмешалась, почему не сказала, что надо забрать медвежонка. Что он погибнет мучительной голодной смертью. Как она могла уйти тогда спокойно домой, как-будто ничего не произошло.
Хотя всё же в тот день кое-что случилось. Словно попытка возмездия. Попытка дать людям одуматься, что они творят.
Сам Хозяин леса решил предупредить охотников, чтобы впредь такого не творили. Не успели они ещё выйти из лесу, как неожиданно со всех сторон пополз густой туман, заполонив буквально всё. Аж ног своих не видать. Какая уж тут дорога. Грош цена опытности охотников. Несколько часов они плутали по лесу кругами. Уже выбились из сил, и присели отдохнуть. В это время один из охотников начал раздеваться. Все удивлённо смотрели на него, не понимая, зачем он это делает. Сняв одежду, он вывернул её наизнанку и вновь надел на себя. Затем, сев на пенёк, снял сапоги. Левый сапог кое-как напялил на правую ногу, а правый на левую.
Остальные охотники внимательно наблюдали за происходящим. И всё же в конце не удержались и то ли от бессилия и переутомления, то ли действительно от увиденного начали громко смеяться.
— Здесь впору плакать горькими слезами, а они ржуть — виновник смеха насупился — Смейтеся, смейтеся. Смеётся завсегда тот, кто смеётся последним. А теперича слухайте меня. Топайте дружно за мной яко за Иваном Сусаниным. И я вас выведу из леса.
И что вы думаете. Так оно и вышло. Новоявленный оборотень еле переставлял ноги в неправильно одетых башмаках, но уверенно шёл по какому-то только ему понятному пути и вывел всех из леса. И как только они вышли туман тут же рассеялся.
С той поры Мария больше никогда не ходила с мужем на охоту. Всё никак не могла забыть про несчастного медвежонка. И вот теперь, увидев это крохотное создание в клетке, у неё как будто всё внутри перевернулось. Судьба словно предоставила шанс искупить свою вину.
Их взгляды встретились. Какие же всё-таки у него человечьи глаза, в которых застыли страх и беспомощность. Душа Марии клокотала, наполняясь при этом каким-то умиротворением. Неужели, наконец прекратятся эти мучительные терзания совести. И она сможет сгладить свою вину.
Утром следующего дня, позавтракав, Мария с приёмным восьмилетним сыном Никитой пошли смотреть медвежонка. Никита был в восторге, увидев его. Это ведь не какой-то там игрушечный плюшевый мишка, что остался валяться дома на диване, а самый что ни наесть настоящий медведь. Грозный дикий зверь, хозяин тайги.
— Мама, а как его зовут? — мальчик ходил вокруг клетки, внимательно рассматривая медвежонка.
— Пока никак. Можешь дать ему любое имя, какое захочешь.
— Правда? Любое. — Никита задумался — Может назвать его Потапом? — он вопросительно посмотрел на мать.
— Ну что ж можно и Потапом. Пусть будет Потап или Потапыч.
— Потап, Потап — Никита стал подзывать медведя.
Но тот не реагировал, сидел молча в углу, глядя на происходящее грустными, печальными глазами.
— Мама, а что он всё сидит и сидит — обиделся мальчик.
— Подожди, пока он привыкнет к новой обстановке. Скоро ему построят просторный вольер, где он сможет бегать и играть. Ты смотри только клетку не открывай. Хоть он и маленький, но когти у него дай Бог.
С появлением нового жильца, жизнь в усадьбе заметно изменилась. Но для каждого члена семьи изменилась по-своему.
Для хозяина это в первую очередь удовольствие от сознания того, что он подарил сыну именно то, что тот просил. И подарок ему обошёлся лёгкой ценой. Теперь видя радостные ликующие глаза ребёнка, хозяин всем видом показывал, что именно он, а никто другой смог доставить мальчику столько радости. Для Марии появление этого чудного медвежонка стало лучиком света в какой-то непроглядной тьме одиночества. Она хоть и старалась активно принимать участие в делах мужа, но всё равно часто оставалась одна. Муж был то на охоте, то уезжал в Санкт-Петербург к отцу, то подолгу задерживался на заводе.
Для Никиты появление медвежонка это в первую очередь новое развлечение, игра. Он воспринимал животное не как друга, не как нового члена семьи, а как предмет, который должен доставлять ему удовольствие и веселье.
— Никита, сходи, пожалуйста, покорми Потапа — порой просила мать.
— Не хочу ма.… Пущай Артемий сходит.
Мальчик не был поглощён заботой о животном. Его не волновало голодный медвежонок или нет. Для него Потап был словно бесчувственной игрушкой. Никита не замечал той радости, которую проявлял медвежонок, увидев как кто-то, наконец, несёт ему еду, а если ещё и что-то очень вкусненькое ягоды, фрукты и тем более мёд. Как начинали блестеть его глаза от предвкушения удовольствия. Эти маленькие чёрненькие глазки-пуговки. А потом, насытившись, Потап начинал импровизировать. Особенно ему нравилась ароматная малина. Он вылавливал из миски по одной ягодке и смаковал, растягивая удовольствие. Но Никита так и не смог увлечься животным. Утолив первоначальное любопытство, он охладел к своему желанию завести медвежонка. Он ожидал чего-то бОльшего. Но эйфории не случилось. Он не проникся к Потапу душевной лаской. Сердце не ёкнуло. Душа осталась черства.
И чем дальше, тем он всё больше забывал о существовании Потапа и уделял больше внимания другим своим играм и заботам, которые считал более важными.
Время шло. Потапу построили новый просторный вольер. Когда его запустили в новое жилище Потап радостно начал носиться по территории просторного вольера, где было сооружено много специальных приспособлений для игр и лазания. Лестница, горки. Разные композиции из брёвен. Всюду специально были раскиданы игрушки. Медвежонок не мог справиться с эмоциями от нахлынувшего восторга. Одной из его любимых игрушек была старая деревянная лошадка. Встав на задние лапы, Потап обнимал её, ронял на бок. Схватив зубами за хвост, таскал её по площадке. Потом вновь поднимал игрушку и теребил её за хвост, гриву за уши. А когда, услышав вдруг музыку, хозяин любил заводить патефон и ставить любимую пластинку, медвежонок начинал плясать. Вот забава-то была. Особенно Мария любила наблюдать за медвежонком. Как он ловко забирался на стремянку, быстро спускался, кувыркался на свежей зелёной травке.
Глядя на озорство Потапа, хмурое лицо женщины сразу озарялось улыбкой. Она отдыхала душой. Ей становилось легко и спокойно. Душа и сердце преисполнялись умиротворением, любовью, нежностью.
— Ах ты мой проказник. Она трепала его по загривку, гладила, обнимала. Вспомнила, когда его только что принесли совсем маленького, она взяла его на руки. Он обнял её своими лапками. Его мохнатая щека коснулась её щеки. Она почувствовала его тепло, услышала взволнованное биение его маленького сердечка. У Марии покатились слёзы. И она тогда сказала ему
— Я никогда тебя не обижу, слышишь никогда. Я никогда не оставлю тебя в беде. Чего бы мне это не стоило. Ты будешь для меня как родное дитя — и она ещё крепче его обняла.
И словно сама судьба решила испытать её излишне эмоциональные обещания. Однажды Мария вышла во двор, где играл Никита. Сын её не слушался, грубил ей. Он завидовал ей, что Потап к ней почему-то относился совсем не так, как к нему. Он не мог понять причину этого. И ещё он сердился, что медвежонок не выполнял его приказы
— Как ты смеешь ослушаться сына хозяина. А!? — грозно командовал Никита.
Ведь все вокруг подчинялись ему, исполняли его прихоти. А тут вдруг кто-то не хочет этого делать.
Медвежонок долго терпел выходки капризного мальчика. Но видимо терпение кончилось.
— Никита, сходи, покорми Потапа — попросила мать.
— Не хочу. Пущай Артемий сходит.
— Но ты же хочешь, чтобы он к тебе лучше относился.
— Ну ладно. Давай миску, схожу.
Потап тем временем пристально наблюдал из клетки за происходящим. И хотя он не всё чётко видел своими маленькими глазками, но он прекрасно всё понимал по движениям, мимике, интонации голоса. Он понял одно, что этот вредный мальчишка позволил себе обидеть его любимую хозяйку.
И когда Никита подошёл к клетке и не сразу отдал миску с едой. А начал дразнить голодное животное. Тут уж Потап вспомнил, что он всё-таки дикий зверь, причём очень даже грозный и свирепый. И он, просунув лапу между прутьями решётки, ударил Никиту по руке, исполосовав её в кровь.
Мальчик неистово закричал. Сбежались слуги. Запричитали. Быстро увели Никиту в дом, обработали раны. И стали в страхе ждать хозяина. Что же теперь будет?
Ох, попал в беду их ненаглядный Потап. Фёдор Петрович, услышав о случившемся, поспешил домой.
— Где сын?
Никита лежал в своей комнате. Рана к счастью была пустяковая, не глубокая. Лишь поцарапана кожа. Разъярённый хозяин схватил ружьё и пошёл к клетке с медведем. Но там его уже поджидала Мария.
— Уйди, Мария, он моего сына покалечил. Я должен его наказать.
— Фёдор, ты же видел раны не глубокие. Он лишь слегка задел. Он был голодный и просто тянулся за миской. Никита ему не давал и дразнил его.
Хозяин смотрел на жену и с каждым произнесённым ею словом начинал постепенно отходить. Что греха таить он и сам уже успел привязаться к медвежонку. Не проходило и дня, чтобы он не зашёл к нему и не угостил чем-нибудь вкусненьким.
То малинку принесёт, то горсточку брусники. Потап ел орехи прямо у него с руки. Но больше всего ему нравилось, когда хозяин приносил ему мёд. Тогда он долго облизывал хозяину руки, а если удавалось дотянуться, то и лицо.
И теперь, когда жена остановила его, Фёдор был даже рад этому. Это же всё-таки не домашняя кошка, а дикий зверь. И человек должен вести себя с ним подобающе. На этот раз Марии удалось спасти Потапа. Но не за горами было новое испытание. И там спасти косолапого уже было гораздо труднее.
Однажды в какой-то праздник несколько рабочих пришли в усадьбу поздравить хозяина. Тот налил им по чарочке брашки, а потом и по второй. Один из рабочих уже прилично захмелел. И потянуло его на подвиги.
— А где тут у вас знаменитый медвежонок?
Мария возьми да покажи клетку с Потапом. Рабочий, долго не думая, открыл её и вошёл. Захмелевший совсем страх потерял. Потап ретировался. Но незваный гость полез к нему обниматься. Слухи шли, что медведь почти ручной.
— Потапушка, дай я тебя обниму.
Медведю эта затея была явно не по душе. И как назло рядом с клеткой никого не было, чтобы вовремя остановить обезумевшего гостя. А тем временем мужичок, как заправский дрессировщик поднял руку вверх, как будто у него в руке, что то было. Потап, увидев этот жест, решил, что ему предлагают лакомство и по инерции встал на задние лапы, чтобы дотянуться до руки человека и схватить предлагаемое угощение. Мужичок тут же кинулся его обнимать. Он прижался вплотную к животному и обвил его мохнатое тело, насколько позволяла длина рук. Запах пота и перегара, исходящий от мужчины, тут же ударил Потапу в нос. Он почувствовал теплоту человеческого тела. И в этот момент что-то с ним произошло, а что он и сам не мог понять. Мышцы напряглись то ли от страха, то ли от неожиданности.
Медведь зафыркал, зарычал и опрокинул беднягу наземь. Мужчина даже не успел закричать, как косолапый, не рассчитав свои силы, нечаянно придавил его.
На следующий день весь рабочий люд зароптал, завозмущался.
— Да что же это такое — причитала жена погибшего рабочего. На живого человека медведя напускать. Люди добрые и вы работаете у этого злодея, тирана, душегуба. Что вот так ни за что, ни про что может лишить жизни любого из вас.
Рабочие молча кивали головами. Оно вроде как-бы и так, как говорит эта женщина. Но никому не хотелось супротив хозяина слово молвить. Слишком дорого оно могло стоить.
— А то, как назавтра этому хищнику вздумается ещё кого-нибудь загубить? Так, ради забавы, ради озорства. Тож ни в какие ворота.
Рабочие переминались с ноги на ногу. Никому не хотелось оказаться на месте следующей жертвы. И тут кто-то выкрикнул:
— Пущай суд решает, кто виноват и кого наказывать.
— Да что суд. Как будто и так не ясно, что хозяин виноват. Медведь его? Его. Значится он и виноват, что не доглядел за зверем. И как же мы теперь после этого будем на него работать. Он так теперь каждого может в клетку к своему любимцу. Ох, мужики, вот что я вам скажу. Текать надо пока не поздно. Текать без оглядки.
— Да погодь ты панику наводить. Убежать мы завсегда успеем. Завтра учиним допрос хозяину. Поставим ультиматум. Или мы или этот людоед. Пущай сам решает, что ему дороже.
На следующее утро хозяин услышал шум во дворе. Выглянул в окно. Толпа возмущённых мужиков приближалась к дому. Хозяин быстро оделся и вышел на крыльцо.
— Что за шум? Я, кажется, никого не приглашал и собрания не планировал.
— Зато мы планировали — отважился начать разговор один из рабочих — Мы не хотим быть очередными жертвами вашего любимого питомца. И пока этот зверюга будет здесь, мы и шагу не ступим на лесопилку.
— Да опомнитесь, какой же он зверюга. Вы о ком, о Потапе что ли? А то вы сами не знаете, что это самое безобидное существо. Иван сам полез к нему в клетку. Да ещё в нетрезвом состоянии. Вот и спровоцировал несчастный случай. Потап просто не рассчитал силы. Он не хотел этого. Так получилось.
Но толпа не унималась. Их уже раззадорило то, что они, оказывается, могут возражать хозяину и разговаривать с ним на повышенных тонах.
— Видать его доброта кончилася, раз он на людей начал бросаться. Теперь он не остановится, коль вот так сойдёт с рук и решит, что можно расправиться с любым непонравившимся ему человеком. И при первом же удобном случае он с каждым из нас может сделать то же самое. Мы не хотим жить и работать в постоянном страхе.
— Да что вы несете, в самом деле. Раздули из мухи слона. Потап же сидит в клетке. Никого не трогает, и вы не лезьте к нему и будете целы и невредимы.
Но толпа, как будто не слышала слов хозяина.
— Вот что Фёдор Петрович, решай или мы, или этот зверюга.
— Да что ж мне теперь, прикажете, убить, что ли его? — хозяин сам испугался только что произнесённых слов.
— Ежели отпустите в лес он всё равно возвернётся.
— И вам не жалко. Ведь каждый из вас с ним играл. Кормил с руки. И теперь вы с такой лёгкостью говорите, что его надо пристрелить?
— Ты хозяин прости нас тёмных людей. Но всё же жизнь нам дороже.
— Ладно, ступайте. Я что-нибудь придумаю. Но чтобы завтра все были на рабочих местах. Обещаю, больше вы не увидите Потапа.
Мужики переглянулись. Делать нечего. И они пошли восвояси.
Фёдор Петрович был чернее тучи. Что делать? Есть ли выход из создавшегося положения? Но самое главное это Мария. Она же не вынесет этого. Фёдор видел, как жена привязалась к медвежонку. Она даже изменилась. Глаза заблестели. Она чаще стала улыбаться. И теперь нанести ей такой удар.
— Ох, не знаю, не знаю — что делать.
А с другой стороны возмущённые рабочие. Решение суда. Придётся всё-таки ему это сделать. Как бы он не был против.
Фёдор вышел из дома, спустился на берег озера. Тихий плеск воды, свежий лесной воздух немного успокаивали. Он сел на скамейку и закурил. Тут же, недалеко, на берегу озера была построена пристань. Из Питера на судах привозили материалы для строительства железнодорожной станции.
Фёдор, глядя на пристань, улыбнулся. Он вспомнил, как недавно его брат Дмитрий Петрович привёз ему подарок из Питера.
— Осторожней, осторожней — командовал Дмитрий Петрович отгрузкой своего багажа.
С судна выгружали на берег диковинку для того времени — автомобиль. Крестьяне, впервые увидевшие автомобиль, испуганно крестились
— Телега сама едет без лошади. А чадит то, як керогаз.
— Девчата, садитесь, прокачу — смеялся Дмитрий Петрович, довольный тем, что смог произвести столь яркое впечатление.
Услышав шум мотора, подъезжающей к дому Захарьевых, машины, все выбежали во двор
— Дмитрий, ты как всегда в своём репертуаре. — обнял брата Фёдор.
— Здравствуй дорогой. А я тебе привёз подарок — Дмитрий похлопал по капоту.
— Слушай, у нас же нет таких дорог, как в Питере. Где я буду на нём ездить. По лесу что ли, между ёлками.
— Вот тебе и стимул для строительства дорог. Вон у вас тут смотрю уже, какой посёлок образовался. Сколько жителей?
— Да душ двести будет.
— Все работают у тебя на заводе?
— Да в основном.
— Вот привёз кусочек цивилизации в вашу глушь. А то крестьяне, поди думают, что весь мир такой, как здесь.
— Мы с Марией по мере возможности стараемся их просвящать. Вот создали библиотеку.
— Неужто они ещё и читать умеют?
— Не паясничай. Дмитрий. Не будь таким циником. Здесь тоже есть школа. Мы с женой всячески помогаем. Недавно дали лес на изготовление мебели для школы.
— Да наслышан, наслышан про вашу благотворительность.
Воспоминания Фёдора прервал шорох, раздавшийся рядом.
— А ты чего это, Фёдор, не спишь — обратился к нему подошедший мужчина.
Это был местный лесничий Федот.
— Случилось чего? — предположил Федот, увидев кучу окурков.
— Да, Федот, случилось. А ты разве ещё не слыхал?
— Да я на лесной заимке был уже неделю как. Чего у вас тут произошло?
— Потап нечаянно придавил одного из рабочих. Тот пьяный зашёл к нему в клетку и начал обниматься. Ну, Потап и обнял его…
— Да ты что. Это ж подсудное дело.
— То то и оно, что подсудное. Даже все рабочие, как один взъерепенились. А кого бояться то? Потапыча? Да он и мухи не обидит. Ну, испугался, не рассчитал свои силы. Весу то в нём сколько — Фёдор всё хотел оправдать своего любимца. Но понимал, что никакие оправдания уже не помогут — Вот обещал пристрелить. А что делать? Иначе моему бизнесу конец.
— Пристрелить Потапа?! Да ты что говоришь Фёдор. Неужто у тебя рука подымится? Я бы не смог.
— Вот то-то и оно. Да ещё Мария. Для неё Потап, как родное дитя. Это ж я ей какую боль причиню. Ох, не знаю, не знаю, что и делать. Может всё-таки как-нибудь всё разрешиться само собой. А ты, Федот, значит свои владения обходил? Сам то не охотился?
— Да какая там охота. Как представлю себя на месте этого несчастного загнанного зверька, которому тоже так хочется жить. А ты собираешься отнять у них жизнь, подаренную Богом, и ради чего? Так руки сразу опускаются. Пусть живёт, радуется жизни. Им и без нас достаётся. Давеча вот нашёл медвежонка. Да куды уж там – сдох. Поди, недавно ещё не успел окочуриться. То ли съел чего, то ли заболел чем. Смотрю, лежит. Завтра приеду, схороню.
Вдруг Фёдор словно встрепенулся. Резко встал
— Что ты, Федот, сейчас сказал?
— Да, говорю, у медведицы один медвежонок околел.
— А какого он возраста будет?
— Да аккурат, как твой Потап и будет.
Хозяин ещё пуще оживился. Федот, да ты ж мой дорогой. Ты же моё спасение. Тебя сам Ангел Хранитель Потапа ко мне послал.
— Да что с тобой, Фёдор? Что ты несёшь? Какой ещё Ангел Хранитель?
— Потом, Федот, всё поймёшь, а сейчас давай ка быстрей поехали, покажешь, где твой медвежонок лежит.
— Да ты что, Фёдор, совсем рехнулся. На ночь глядя ехать. Куды он денется. Утром спозаранку и съездим. Да и на кой он тебе? Шкура, правда, хорошая, но извини я её уже для себя присмотрел.
— Федот, дорогой да я тебе десять шкур дам. Пошли в дом выбирай любую.
— Ничего не пойму. Если шкура тебе не нужна, то тем более к чему он тебе. Мясо собакам что ли? Так боязно. Вдруг заразное. А шкуру ты мне с какой радости хочешь подарить? Али моль завелась?
Федот совсем растерялся. То, что задумал Фёдор, ему никогда бы и в голову не пришло.
— Давай быстрей. Бери любую шкуру, а я в конюшню. Запрягу лошадь и поедем. Ох, Федот, ежели всё получится, как я задумал, я тебя ещё не так отблагодарю.
— Что ты затеял никак в толк не возьму.
— Садись в телегу, поехали. Показывай скорей место.
Тушу медвежонка ещё никто не тронул.
— Ни дать, ни взять Потап. Вона судьба как куролесит. Подишь ты — приговаривал Фёдор, грузя медвежонка в телегу.
Доехав до усадьбы, телегу с телом медвежонка оставили в сарае.
Этой же ночью Фёдор вывел Потапа из клетки, привязал в телеге и увёз как можно дальше от усадьбы. Вернулся почти к утру. И только он успел задремать, как раздался стук в дверь.
— Фёдор вставай. Потап пропал — раздался встревоженный голос Марии.
Спросони Фёдор недоумённо смотрел на жену.
— Тише, тише успокойся. Не пропал он. Прости, но у меня не было другого выхода. Нет больше Потапа.
Услышав эти слова, Мария окаменела и дрожащими губами произнесла
— Как это нет? Ты что? Что ты сделал? Ты что его убил? Нет, ты не мог этого сделать. Это невозможно. Фёдор. Ну, скажи что это неправда. Ты просто выпустил его в лес, да? Он ведь живой.
— Мария, жизнь порой бывает жестока. Если бы я его выпустил, рабочие завтра не вышли бы на работу. Нам не на что было бы жить, понимаешь. А Никита. Нам же его растить и поднимать. Ты же знаешь, что был суд. И по по его решению я должен был это сделать.
Но Мария ничего не хотела слушать. Не могло быть никаких оправданий.
— Какая работа, какой бизнес? О чём ты говоришь. Ты готов ради этого пожертвовать жизнью нашего любимого Потапа. Фёдор не разочаровывай меня. Ты же не такой, я знаю. Что с тобой случилось?
И не дождавшись ответа, Мария ушла в свою комнату. Фёдор не мог сказать правды Марии. Он боялся, что она не выдержит и раньше времени откроет тайну. Фёдор, тяжело вздохнув, пошёл в конюшню, запряг лошадь и поехал на завод. Повозка медленно въехала во двор завода. Фёдор остановился.
Рабочие, увидев хозяина, подошли к повозке.
— Все приступили к работе? — Фёдор окинул взглядом стоящих рабочих — Вот привёз вам доказательство, что выполнил своё обещание и привёл в исполнение судебное решение. Теперь вы можете спокойно работать, ничего не опасаясь.
Рабочие остановились в нескольких метрах от телеги с телом медвежонка. Видят и вправду лежит туша животного. На лицах удивление. Откровенно говоря, они до конца не верили, что хозяин сможет сделать это. Но результат перед глазами. Глаза не обманешь. Видать бизнес-то дороже.
И словно чувствуя за собой какую-то вину в случившемся, все тихо побрели обратно на лесопилку.
— Что ж поделаешь. Раз надо значит надо.
— Ежели кто желает проститься с Потапом. Завтра будут похороны — сказал Фёдор Петрович.
Похоронили медвежонка у подножия горы. Говорят, хоронили его с такими почестями, каких не удостаивались даже рабочие.
Слух быстро разошёлся по окрестностям. Потап был любимцем всего поселения.
— Ведь он же нечаянно придавил этого тщедушного мужичка. Нечего было лезть к нему в клетку. Сам виноват. Из-за него погибло невинное животное.
Долго в поселении все скорбели и корили себя за то, что так получилось, что не воспрепятствовали этому.
Но больше всех плакала и переживала, конечно. Мария. Слёзы застилали глаза. Она стояла у телеги и нежно гладила бездыханное тело медвежонка. Марии и в голову не могла прийти мысль о том, что перед ней вовсе не Потап, а совсем другой медвежонок.
И вдруг кто-то включил музыку, под которую так забавно плясал Потап. Мария и вовсе чуть не потеряла сознание. И уже не в силах была стоять. Её увели в дом и дали успокоительное.
С этого дня Марию словно подменили. Взгляд потух. На лице оттенок печали и скорби. Она и так была немногословна, а теперь и вовсе замкнулась в себе. Ни с кем не разговаривала.
— Здравствуйте Мария — поздоровался как то с ней проходивший мимо неё интеллигентный мужчина.
Это был инженер, руководивший участком строительства железной дороги. Фёдор Петрович выделил ему одну из комнат в своём доме.
Увидев его, Марию вдруг осенила одна мысль. Последнее что она могла сделать для любимого Потапушки.
— Олег Иванович, постойте, вы не могли бы мне уделить несколько минут?
Мужчина остановился.
— Я слушаю вас Мария
— Вы, может быть. удивитесь моей просьбе. Но очень вас прошу, не отказывайте мне.
— Мария вы же знаете, как я к вам отношусь Я для вас всё что угодно.
— Вы наверно слышали о случившемся?
— Да, конечно.
— Вы не могли бы назвать вашу железнодорожную станцию Медвежьей горой?
— Почему же мою. Это станция ваша. И для нас главное это мнение местных жителей. Они здесь живут. Им посещать эту станцию. Хорошо я завтра же распоряжусь, чтобы оформили все необходимые документы о присвоении названия станции Медвежья Гора. Мария, пожалуйста, вы уж так сильно не убивайтесь. Сколько этих бедных медвежат погибает в лесу. Хотите, я вам привезу медвежонка.
— Нет. Нет. Что вы. Ни в коем случае. Потапушку для меня уже никто не заменит. Огромное вам спасибо за понимание. Значит, я могу быть уверена, что вы именно так и назовёте станцию.
— Безусловно. Для вас Мария я готов сделать всё, что угодно. — он взял руку Марии.
— Олег Иванович только не сейчас. Простите. Ещё раз спасибо. А теперь позвольте мне откланяться — сказав это, Мария поспешила домой.
Прошло какое-то время. Фёдор Петрович , видя состояние жены, решил наконец открыть ей тайну. И однажды вечером он вдруг предложил ей прогуляться.
— Мария, пойдём, прогуляемся. Сегодня такой чудный вечер.
Та удивилась, даже слегка насторожилась. С чего бы это вдруг супруг её приглашает. Но ослушаться она не могла. Они спустились к самому берегу Онежского озера.
— Давай присядем — предложил Фёдор Петрович.
Они сели на скамейку, сколоченную из двух половинок брёвен. Был тихий безветренный вечер. Яркий диск солнца повис у кромки горизонта. По поверхности озера растянулась длинная красная дорожка.
— Как красиво — Мария задумчиво смотрела на закат
Она всё больше начинала волноваться. А вдруг муж прознал про её разговор с инженером. И то, что она предварительно не посоветовалась с мужем, могло ему не понравиться.
— Ты не слышала, нонче поговаривают, что железнодорожную станцию хотят назвать Медвежьей Горой. Одни говорят будто из-за того, что гора, находящаяся рядом со станцией, напоминает огромного медведя, который якобы бродил по лесам и болотам в вечной жажде, пока не вышел к Онего. Нагнулся, чтобы напиться, да так и застыл, очарованный открывшейся ему красотой. И пожелал он вечно быть рядом с Онего. Но вот что действительно меня поразило, будто другие говорят, что станцию хотят так назвать в честь нашего Потапа. Представляешь, Мария, в честь нашего бедного медвежонка.
— Не надо Фёдор — при упоминании её любимца у Марии вновь накатывались слёзы.
— Ты прости меня, Мария, что причинил тебе столько боли, что не сказал тебе сразу, заставил тебя мучиться.
— Ты о чём Фёдор? — Мария уже совсем запуталась в своих догадках.
Муж подсел поближе.
— Не замёрзла? Вечера всё-таки прохладные. — Фёдор накинул на плечи Марии сюртук.
— Даже не знаю, как так получилось. Как-то само собой. Как будто специально судьба позаботилась о спасении нашего любимого Потапа.
— О каком спасении ты говоришь?
— Мария, я понимаю как дорог для тебя Потап. Я даже сам иногда ревную тебя к нему. Порой, кажется, ты его любишь больше, чем Никиту. Чем он тебя так обворожил не пойму. Поэтому теперь мне ещё труднее, ещё боязней открыть тебе тайну. Но и хранить её я больше не в силах.
— Фёдор, пожалуйста, не надо больше про Потапа. Я перед ним так виновата. Я не смогла выполнить своего обещания. Я обещала ему, что не дам его в обиду. Что спасу его любой ценой, чего бы мне это не стоило. И не сдержала своего обещания. Не спасла его. Я обманула его. Это были пустые слова. — Она вновь разрыдалась.
— Нет, Мария, это были не пустые слова. Может быть, именно твоя любовь и спасла его. Вот значит где был источник этого чуда.
— Какого чуда, Фёдор? О чём ты всё хочешь мне сказать я никак не пойму.
— О чём? О том, что ты Мария не обманула Потапа. Ты его спасла.
Мария подняла голову и заплаканными глазами смотрела на Фёдора.
— Мария, Потап жив. Его никто не убивал. А вместо него похоронили другого медвежонка, погибшего в лесу.
— Что?! Этого не может быть. Ты мне это специально говоришь, чтобы успокоить меня.
— Жизнь удивительная штука. Хочешь вновь увидеть Потапа?
Мария смотрела на Фёдора, до конца не веря его словам. Что он задумал?
— Сегодня уже поздно. Ты наверно устала? А завтра утречком я отведу тебя к нашему Потапу. Он тоже, поди, соскучился. Вот радости-то будет.
— Фёдор, только ты не думай, я Потапа узнаю из тысячи медведей.
— Верю, верю. По-другому и быть не может.
Мария долго не могла уснуть. Неужели это правда? Такого просто не может быть. Скорей бы наступило завтра.
Утром после завтрака Фёдор запряг лошадь, и они с Марией отправились в путь. Долго ехали пока дорога не кончилась. Потом ещё долго шли пешком. Наконец остановились.
— Что он здесь? — у Марии заколотилось сердце. Она стала осматривать всё вокруг. Но пока ничего не видела.
— Потап выходи — громко позвал его Фёдор.
Вдруг вдалеке послышался хруст веток. В их сторону не спеша двигался медведь. Он сначала шёл тихо, но потом, вдруг почуяв родной запах побежал.
— Потапушка, неужели это ты?
Медведь радостно прыгал вокруг Марии, лизал ей руки. Она трепала его за холку, пыталась обнять.
— Если бы ты только знал, как я рада тебя видеть живым и невредимым Потапушка мой родной. А в честь тебя назвали железнодорожную станцию.
— Да теперь ты у нас знаменитость — сказал Фёдор.
Мария повернулась к мужу.
— Я так благодарна тебе. Ты спас его жизнь и мою.
На следующий день все обратили внимание, что Мария словно ожила Стала улыбаться. Глаза заблестели. И не могли понять, что могло повлиять на эту перемену.
Время шло. У Потапа уже образовалась семья, появилось потомство. И так до сей поры цепочка рода Потапа не прерывалась.
И вот уже наступили наши дни. Всё те же таёжные карельские леса. Не доезжая до города Медвежьегорска, в лесу на трассе остановился автомобиль. На обочине дороги сидел медвежонок. Этот год был неурожайным, и медведи порой выходили на трассу, чтобы клянчить у людей еду.
— Мама это же Потап — вдруг выкрикнула девочка, сидящая в автомобиле.
— Какой ещё Потап?
— Ну, медведь, в честь которого назвали наш город. Нам рассказывали в школе.
— Ну, это же было очень давно.
— Тогда возможно это какой-нибудь его родственник?
— Возможно.
— Мама. А давай мы его возьмём себе.
— Что ты это же дикий зверь. Ему лучше жить в лесу, чем у людей. Да и потом теперь уже зачем. Ведь в честь него уже и так назвали наш город.

В 1938 году Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 26 сентября рабочий посёлок Медвежья Гора получил статус города с названием Медвежьегорск.

Роман А.С. Пушкина «Дубровский» был написан в 1832 году. В нем писатель показывает жизнь русского дворянства начала 19 века. В центре повествования находится жизнь двух дворянских семей – Троекуровых и Дубровских.
Кирила Петрович Троекуров из-за глупой ссоры решил лишить своего давнего друга Андрея Гавриловича Дубровского его имения. Оба приятеля были страстными охотниками. Но Дубровский не мог позволить себе держать хорошую псарню. Как-то раз он не смог удержаться от завистливых слов: «…псарня чудная, вряд людям вашим житье такое ж, как вашим собакам». На эту фразу обиделся псарь Троекурова. Он сказал Дубровскому, что некоторые дворяне могут позавидовать житью собак его хозяина.
Это послужило поводом к серьезной ссоре, закончившейся судебным разбирательством. Из-за этой жестокой судебной тяжбы Андрей Гаврилович сильно заболел. Он слег. Няня, ходившая за ним, решила написать обо всем сыну помещика – Владимиру Дубровскому.
Этот молодой человек воспитывался в Кадетском корпусе и теперь служил в гвардейском полку в Петербурге. Отец баловал Владимира, ни в чем ему не отказывал. Молодой Дубровский кутил, влезал в долги и мечтал о богатой невесте.
Но, узнав о страшном известии, Владимир тут же бросился в Кистеневку. На его глазах отцу становилось все хуже и хуже. И однажды, встретившись с Кирилой Петровичем, Дубровский-старший не выдержал. С ним сделался удар, и он умер.
Владимир стал считать Троекурова своим кровным врагом. Да и тот, увидев дерзкого сына соседа, продолжал войну. Она закончилась тем, что Кистеневку вместе со всеми людьми отдали во владение Троекурова.
Последний вечер в имении был для Владимира полон печали и воспоминаний. Автор часто упоминает о том, что молодому Дубровскому не хватало семьи, домашнего уюта. У него рано умерла мать, он плохо знал своего отца, но испытывал к нему большую привязанность. После смерти родителя Владимир чувствовал глубокое одиночество. В последний вечер он сел перебирать отцовские бумаги и случайно нашел письма покойной матери. Зачитавшись этими письмами, он окунулся в атмосферу семейного уюта и позабыл про все на свете.
Для Владимира была невыносима мысль о том, что его родовое имение может отойти врагам. Поэтому он принял решение поджечь дом. Герой не хотел жертв, велел отпереть все двери перед поджогом, но крепостной Архип не послушался своего барина. Из-за него в пожаре сгорели и приказные.
Дубровский забрал своих верных крепостных крестьян, к которым относился по-отечески, и ушел с ними в лес. Этот герой сделался благородным, но жестоким разбойником. Удивительно было одно – он щадил поместья Троекурова, всегда обходил их стороной. Позже мы узнаем, что уже тогда Владимир полюбил Машу Троекурову и поэтому не трогал имение ее отца.
Почему Дубровский стал именно разбойником? Не найдя защиты у закона, он решил тоже жить по неписаным правилам – правилам силы и жестокости. Но его благородная натура все-таки ограничивала героя в этом, делала его «благородным разбойником».
Я считаю, что симпатии автора на стороне Дубровского. Ведь это благородный, честный, добрый человек, умеющий любить и прощать. Он хорошо относится к своим крестьянам, видит в них не слуг, а людей. Это очень важно.
Владимир Дубровский смел и решителен. В критической ситуации он умеет быстро принимать решения и находить выход из любого положения. Вспомним хотя бы эпизод с «медвежьей комнатой», когда Дубровский пришел в дом Троекурова под видом учителя Дефоржа. Оказавшись один на один с медведем, Владимир поборол страх и застрелил хищника. Тем самым он вызвал невольное уважение и у Троекурова.
Даже став разбойником, Владимир не преступал свои стойкие моральные принципы. В Дубровском оказалось достаточно мудрости, чтобы разглядеть в Маше Троекуровой ее самые лучшие качества, несмотря на то, что она дочь его злейшего врага. Недаром Пушкин подчеркивает все самое хорошее в Дубровском, называя его «благородным разбойником».
50822 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Дубровский / Какие обстоятельства заставили Дубровского стать разбойником? (по повести А.С. Пушкина “Дубровский”)

Смотрите также по произведению “Дубровский”:
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
Благородный разбойник Владимир Дубровский (сочинение) Неоднозначная и даже несколько скандальная повесть «Дубровский» была написана А. С. Пушкиным в 1833 году. К тому времени автор уже успел повзрослеть, пожить в светском обществе, разочароваться им и существующими государственными порядками. Многие его произведения, к тому времени относящиеся, находились под цензурным запретом.
И вот Пушкин пишет о некоем «Дубровском», молодом, но уже бывалом, разочарованном, но не сломленном житейскими «бурями», человеке 23-х лет. Пересказывать сюжет нет смыла — его читал и знает наизусть каждый. Главный вопрос: «разбойник» ли Владимир Дубровский. Вопрос № 2: «может ли «разбойник» быть «благородным»?
Возьмем историю, лежащую на поверхности, с которой пушкинская повесть в известном смысле перекликается — о Робине Гуде. Известнейший персонаж англоязычного фольклора, якобы реально существовавший человек либо собирательный образ, символизирующий извечную тягу простого люда, угнетаемого и обираемого нещадно, к «защитнику» и «благодетелю». Чтобы отнимал у богачей, на чужом горе-несчастье жиреющих, и раздавал «по потребности».
Здесь, в тексте «Дубровского», в нескольких местах упоминаются мифические «ограбления» не бедствующих господ. А также — «выпускание на свободу» бедного сына после «прочтения письма его матери». Явные ассоциации, по-моему.
Хотелось бы сказать, что, по личному моему убеждению, «разбойник» благородным быть не может. Как и мошенник,бандит, насильник или убийца. Все они по определению не могут быть ни «благородными», ни добрыми, ни честными, ни справедливыми. Отнимая — не наведешь мира и гармонии. Возможно, исключением является Юрий Деточкин из чудесной комедии Э. Рязанова «Берегись автомобиля». Ведь он тщательнейшим образом проверял данные о владельцах машин, нажитых нечестным путем… Но это, конечно, герой комедийный, до абсурда доведенный.
Итак, поскольку разбойники не бывают благородными, а Дубровский, несомненно, благороден, стало быть, он — вовсе не разбойник. Но тогда — кто же он? Ведь был поджог, в котором погорели приказчики. Отпущены на свободу слуги и работники. Совершены налеты, набеги и ограбления (доказательства которых, впрочем, довольно сомнительны). Для чего все это потомственному дворянину, господину рафинированному и столичному, достойных манер и чистых кровей?
Мне кажется, все это было сделано для того, чтобы запугать и впечатлить сытых и довольных собой помещиков, начиная от Троекурова и заканчивая последним соседом, чью фамилию автор не удостоился указать. Показать всем им (а заодно и нам, читателям, и цензурным органам, да и самому государю российскому, пожалуй), что и честного человека до преступления довести можно. Что дворянская беднота не будет до скончания веков несправедливость государственную терпеть. А также (вот и до главного добрались) — сам народ многомиллионный. Притеснения должны иметь предел. Иначе и крестьяне взбунтуются, все пережгут-переломают и в лес разбойничать отправятся. Как в воду глядел Александр Сергеевич…

Почему Дубровский стал разбойником (сочинение)

Посмотрите эти сочинения

Троекуров — старинный русский барин (сочинение)А.С. Пушкин – величайший, гениальный русский поэт и драматург. Во многих его произведениях прослеживается проблема существования крепостного права. Вопрос взаимоотношений помещиков и крестьян всегда был противоречив и вызывал множество споров в произведениях многих авторов, в том числе и Пушкина. Так, в романе «Дубровский» представители русского барства описываются Пушкиным ярко и чётко. Особенно выделяющимся примером является Троекуров Кирила Петрович. Кирилу Петровича Троекурова можно смело относить к образу […]
Спицын в медвежьей комнате (сочинение)Об Антоне Пафнутьиче Спицыне мы узнаем ближе к середине повести. Он приезжает на храмовый праздник к Троекурову и производит, надо сказать, не самое благоприятное впечатление. Перед нами «толстый мужчина лет пятидесяти», имеющий круглое и рябое лицо с тройным подбородком. Подобострастно, с подхалимской улыбочкой «ввалился в столовую», извиняясь и кланяясь. Здесь же за столом мы узнаем, что храбростью он не отличается. Спицын боится разбойников, которые уже сожгли его амбар и подбираются к усадьбе. Страшиться […]
Почему Дубровский стал разбойником (сочинение)Романтический «благородный» разбойник – образ, который хорошо известен в мировой литературной практике. Как правило, ими становились отверженные представители дворянского сословия, вероломно обманутые друзьями либо оскорбленные продажным законом. Пушкинский герой Владимир Дубровский – один из таких «благородных» рыцарей ночи. Но разбойником он стал не сразу. Читателю известно, что этот молодой человек получил воспитание в Кадетском корпусе, затем проходил службу в гвардейском полку города на Неве. Как типичный […]
Сравнительная характеристика Троекурова и Дубровского (таблица)Троекуров Дубровский Качество персонажей Отрицательный герой Главный положительный герой Характер Избалованный, эгоистичный, распущенный. Благородный, великодушный, решительный. Имеет горячий характер. Человек, который умеет любить не за деньги, а за красоту души. Род занятий Богатый дворянин, проводит свое время в обжорстве, пьянстве, ведет распутную жизнь. Унижение слабых приносит ему большое удовольствие. Имеет хорошее образование, служил корнетом в гвардии. После того как […]
Два помещика (по роману А.С. Пушкина «Дубровский»)В основе романа “Дубровский” Пушкиным был положен случай, очень характерный для взаимоотношений между помещиками, существовавшими в то время. Чем влиятельнее был помещик, тем сильнее он способен был притеснить более слабого, бедного своего соседа, не говоря уже и о том, чтобы отнять у него имение. Александр Сергеевич очень заботился о правдоподобности своего романа. Все действующие лица романа “Дубровский” поделены словно на социальные классы, каждый со своими признаками. К примеру, помещик Троекуров вначале […]
Описание действия или описание трудового процесса (сочинение)Как я мою полы Для того, чтобы вымыть полы чисто, а не налить воды и размазать грязь, я делаю так: Беру в кладовке ведро, которым для этого пользуется мама, а также швабру. Наливаю в таз горячей воды, добавляю в неё столовую ложку соли (для истребления микробов). Полощу швабру в тазу и хорошенько отжимаю. Мою полы в каждой комнате, начиная от дальней стены по направлению к двери. Заглядываю во все уголки, под кровати и столы, там скапливается больше всего крошек, пыли и прочей нечисти. Домыв каждое […]
Береги честь смолоду «Капитанская дочка» (сочинение)«Береги платье снову, а честь смолоду» — известная русская народная пословица. В повести А. С. Пушкина «Капитанская Дочка» она, как призма, через которую автор предлагает читателю рассматривать своих героев. Подвергая действующих лиц повести многочисленным испытаниям, Пушкин мастерски показывает их истинную сущность. Действительно, полнее всего человек раскрывается в критической ситуации, выходя из нее либо победителем и героем, сумевшим остаться верным своим идеалам и взглядам, либо предателем и подлецом, […]
Тема поэта и поэзии в лирике ПушкинаПисать о Пушкине – увлекательное занятие. Это имя в русской словесности обросло множеством культурологических наслоений (взять хотя бы литературные анекдоты Даниила Хармса или фильм режиссёра-мультипликатора Андрея Юрьевича Хржановского «Трилогия» по рисункам Пушкина, или оперу «Пиковая дама» Петра Ильича Чайковского). Однако наша задача скромнее, но не менее интересная: охарактеризовать тему поэта и поэзии в его творчестве. Место поэта в современной жизни куда менее значительно, чем в ХIХ веке. Поэзия – это […]
Сравнительная характеристика Онегина и Ленского (таблица)Евгений Онегин Владимир Ленский Возраст героя Более зрелый, в начале романа в стихах и во время знакомства и дуэли с Ленским ему 26 лет. Ленский юн, ему нет ещё и 18 лет. Воспитание и образование Получил домашнее образование, являвшееся типичным для большинства дворян в России.Воспитатели «не докучали моралью строгой», «слегка за шалости бранили», а проще сказать баловали барчонка. Учился в Геттингенском университете в Германии, родине романтизма. В его интеллектуальном багаже […]
Лирика Пушкина и Лермонтова (сочинение)А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов выдающиеся поэты первой половины 19 века. Основным видом творчества у обоих поэтов является лирика. В своих стихах каждый из них описывал много тем, например, тема свободолюбия, тема Родины, природы, любви и дружбы, поэта и поэзии. Все стихи Пушкина наполнены оптимизмом, верой в существование прекрасного на земле, яркими красками в изображении природы, а у Михаила Юрьевича везде прослеживается тема одиночества. Лермонтовский герой одинок, он пытается что-то найти в чужом краю. Что […]
Жанр и композиция романа в стихах «Евгений Онегин»Первоначальным намерением Пушкина в отношении романа «Евгений Онегин» было создание комедии, похожей на «Горе от ума» Грибоедова. В письмах поэта можно найти наброски к комедии, в которой главный герой изображался как сатирический персонаж. В ходе работы над романом, которая продолжалась более семи лет, замыслы автора существенно изменились, как изменилось и его мировоззрение в целом. По жанровой природе роман очень сложен и оригинален. Это «роман в стихах». Произведения такого жанра встречаются и у других […]
Проблема «гения и злодейства» в «Моцарт и Сальери»Темы и проблемы (Моцарт и Сальери). “Маленькие трагедии” – цикл пьес П-на, включающий четыре трагедии: “Скупой рыцарь”, “Моцарт и Сальери”, “Каменный гость”, “Пир во время чумы”. Все эти произведения были написаны в период Болдинской осени (1830 Данный текст предназначен только для частного использования – 2005 год). “Маленькие трагедии” – не пушкин-ское название, оно возникло при публикации и основывалось на фразе П-на, где словосочетание “маленькие трагедии” употреблялось в буквальном смысле. Авторские названия […]
Нравственная красота Маши Мироновой в повести «Капитанская дочка»Маша Миронова – дочь коменданта Белогорской крепости. Это обыкновенная русская девушка, “круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами”. По своей натуре она была трусливой: боялась даже ружейного выстрела. Жила Маша довольно замкнуто, одиноко; женихов в их деревне не было. Мать её, Василиса Егоровна, говорила о ней: “Маша, девка на выданье, а какое у ней приданое? – частый гребень, да веник, да алтын денег, с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдётся добрый человек, а то сиди себе в девках вековечной […]
Мои размышления о повести «Пиковая дама»В основе повести Пушкина “Пиковая дама” лежит реальный случай, который произошел с князем Голицыным. Он проигрался в карты и пришел просить денег у бабушки Натальи Петровны Голицыной. Денег она не дала, но сообщила магический секрет, который помог Голицыну отыграться. Из этой хвастливой истории, рассказанной приятелем, Пушкин создал повесть, содержащую глубокий этический смысл. Главное лицо повести – Германн. В повести он сопоставлен со всем обществом. Он расчетлив, честолюбив и азартен. Это, безусловно, […]
Вольнолюбивая лирика Пушкина (сочинение)Пушкину довелось жить в эпоху, когда после победы над армией Наполеона в России возникали новые, свободолюбивые веяния. Прогрессивные люди считали, что в стране-победительнице, освободившей мир от захватчиков, рабства быть не должно. Идеи свободы Пушкин горячо воспринял еще в лицее. Чтение трудов французских просветителей XVIII века, произведений Радищева только укрепило идейные позиции будущего поэта. Лицейские стихи Пушкина были насыщены пафосом свободы. В стихотворении «Лицинию» поэт восклицает: «Свободой Рим […]
Поэт-пророк у Пушкина и Лермонтова: черты сходства и различияТема поэта и поэзии волнует всех стихотворцев, так как человеку необходимо понять, кто он, какое место в обществе занимает, каково его назначение. Поэтому в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова данная тема является одной из ведущих. Для того чтобы рассмотреть образы поэта у двух великих русских классиков, нужно сначала узнать, как они определяют цель своего творчества. Пушкин пишет в своем стихотворении «Песнь о вещем Олеге»: Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и […]
Особенности изображения чувства любви лирике Пушкина и ЛермонтоваВведение Любовная лирика занимает одно из главных мест в творчестве поэтов, но степень ее изученности невелика. Монографических трудов по этой теме нет, частично она раскрывается в работах В. Сахарова, Ю.Н. Тынянова, Д.Е. Максимова, говорят о ней как о необходимом составляющем творчества. Некоторые авторы (Д.Д. Благой и другие) сопоставляют любовную тему в творчестве сразу нескольких поэтов, охарактеризовывая некоторые общие черты. А.Лукьянов рассматривает любовную тему в лирике А.С. Пушкина через призму […]
Дружба и друзья в лирике Пушкина (сочинение)Для Пушкина чувство дружбы — это огромная ценность, которой равновелики лишь любовь, творчество и внутренняя свобода. Тема дружбы проходит через все творчество поэта, от лицейского периода и до конца жизни. Будучи лицеистом, Пушкин пишет о дружбе в свете “легкой поэзии” французского поэта Парни. Дружеская лицейская лирика поэта во многом подражательна и противопоставлена классицизму. В стихотворении “К студентам” поэтизируется веселая пирушка, воспевается вино и радость дружеского беззаботного […]
Сочинение по поэме «Полтава»А.С. Пушкин написал поэму «Полтава» в 1828 году. В ней он отразил состояние России в час правления Петра I. Это был период укрепления Государства Российского. В поэме показаны исторические личности, которые были в то время. Это Петр I, Карл ХII, Кочубей, Мазепа. Они характеризуются своей самостоятельностью и в переломный период Полтавского сражения видна роль каждого героя. Поэма пронизана двумя соединенными жанрово-стилевыми линиями, это любовно-романтические отношения между Мазепой и Марией, а также […]
Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина (сочинение)Эта традиционная тема волновала таких поэтов, как Гораций, Байрон, Жуковский, Державин и другие. Лучшие достижения мировой и русской литературы использовал в своей поэзии А. С. Пушкин. Наиболее ярко это проявилось в теме предназначения поэта и поэзии. Этот вопрос затрагивается в первом опубликованном стихотворении «К другу стихотворцу» (1814). Поэт говорит о горестях, выпадающих на долю поэтов, которых . хвалят все, питают — лишь журналы; Катится мимо их Фортуны колесо. Их жизнь – ряд […]
2017 Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс Все материалы на сайте в свободном распространении. Google Внимание, только СЕГОДНЯ!

  • Рассказ солнце с белыми лучами
  • Рассказ собака пес читать
  • Рассказ со словами с твердым знаком
  • Рассказ совушка 2 класс аудио слушать
  • Рассказ случай на свадьбе