О детях и для детей
Ответы к стр. 32 — 33
Валентин Беспалов
Совушка
1
Как-то пошёл Федотка в лес. Идёт, высматривает в кого бы камнем из рогатки запустить. И вдруг видит: на суку дуба сова сидит. Федотка прицелился и вдруг слышит:
— Погоди, подумай!
Осмотрелся Федотка, никого нет. Опять прицелился и снова слышит:
— Погоди, подумай!
Посмотрел Федотка на сову и крикнул:
— Это ты мне мешаешь!
— Я, — отвечает сова.
— Так я тебя и послушал, — захихикал Федотка, — ишь ты, сова — дрянная голова!
Он прицелился, а сова тяжело поднялась и полетела прочь. Плохо она видит днём, то о ствол дерева стукнется, то в ветках запутается.
Запустил в неё камень Федотка, да не попал. Улетела она.
Подосадовал Федотка, да делать нечего.
«Ладно, — думает, — в другой раз я получше прицелюсь!»
2
А осенью отец Федотки пожаловался:
— Потаскали суслики зерно. И куда запропастилась наша совушка-буйная головушка?
И мать отцу говорит:
— У нас на огороде беда: зайцы всю капусту ободрали. И куда только девалась наша совушка-бедовая головушка?
Федотка послушал отца, послушал с мать и плечами пожал. Ему-то какое дело до зерна и до капусты? Хлеб да щи на стол из печи попадают.
А мать пошла в погреб и сразу же вернулась в слезах:
— Погрызли мыши все наши припасы на зиму! И куда же подевалась совушка-бедовая головушка? Остались мы без всего. Федотке теперь не видать ни хлеба белого, ни щей густых, ни каши пшённой.
— А сыр остался? — спросил Федотка и шмыгнул носом. Сыр он так любил, что ради сыра готов был и без щей остаться.
— Какой там сыр! — вздохнула мать. — Мыши его в первую очередь съели.
Обиделся Федотка на мышей. Забрался вечером голодный на печку. Лежит, ворочается, сон на ум не идёт. И неожиданно вспомнил, как сова ему сказала: «Погоди, подумай!»
— Вот и думай теперь, — вздохнул Федотка. — И где искать эту самую совушку-умную головушку?
3
Наутро Федотка собрался в лес. Хотел было рогатку взять с собой, да раздумал. А что если он найдёт сову, а она увидит рогатку и опять улетит?
Долго шёл Федотка по лесу. Первый день с тропинки на тропинку переходил, второй день по полянкам кружил, третий день в чащобе бродил, а ни на одном дереве совы нет и нет. И вот, когда он уже совсем отчаялся, выбрался на маленькую полянку и увидел избушку на заячьей лапке, а около избушки маленькую старушку. Голова старушки повязана пёстрым платком, одеьа старушка в пёстрое платье. Глаза у старушки большие-большие, зелёным огнём горят.
Взглянула старушка строго на Федотку и запричитала:
— Ух ты, ух ты! Федотка-рогаточник! Знаю я, зачем ты пришёл! Ух, злой мальчишка! Не видать тебе совы, не видать тебе хлеба, щей и сыра!
— А я, бабушка, без ро-рогатки! — прошептал Федотка. — Вот честное слова! Я сломал рогатку. Боялся, что совушка-умная головушка испугается и насовсем из нашего леса улетит.
— Ух-ух, говоришь — совушка-умная головушка? А не дрянная? — недоверчиво спросила старушка.
— Честное-расчестное слово! — торопливо сказал Федотка.
На этот раз старушка улыбнулась и говорит:
— Зайди, Федотка, в мою избушку, я тебя щами накормлю, берёзовым соком напою.
Зашёл он в избушку. Старушка усадила его за дубовый стол, достала из печки щи и кашу, накормила его досыта. Потом берёзового соку налила, потом и сыру дала.
Наелся Федотка, напился, глаза слипаются. Старушка его на печку уложила, пёстрым пуховым платком прикрыла и потихоньку сказала:
— Значит, совушка — умная головушка? Это ты, Федотка правильно сказал.
4
Утром просыпается Федотка — на своей печке лежит. А укрыт он пуховым пёстрым платком. Такого и не было у матери. Федотка присмотрелся к узорам и ахнул. Точь-в-точь такие узоры на перьях совушки — умной головушки.
«Да ведь старушка вовсе и не старушка, а совушка!» — подумал Федотка, и тут же платок вдруг исчез.
В это время вошёл со двора отец и спрашивает мать:
— Ты ночью ничего не слышала?
— Слышала, — отвечает мать, — совушка — умная головушка ухнула под самым окном.
— Вот-вот, — засмеялся отец, — и я слышал, как сова кричит, и подумал: не приснилось ли? Значит, прилетела на свой заветный дуб наша соседка совушка. Погуляла, по дому соскучилась. Теперь опять будет всё в порядке.
А Федотка подумал: «Если бы не я, не прилетела бы домой совушка – умная головушка».
В эту минуту он совсем забыл о том, почему сова улетела.
1. Подумай, какое чувство вызывает это произведение. Укажи + или напиши свой ответ.
+ тревогу горе гордость
радость печаль нежность
2. Как отец и мать называли сову? Запиши.
совушка — бедовая головушка, — буйная головушка — умная головушка
3∗. Перечитай отрывок из четвёртой части. Чему удивился Федотка? Подчеркни ответ.
Утром просыпается Федотка — на своей печке лежит. А укрыт он пуховым пёстрым платком. Такого и не было у матери. Федотка присмотрелся к узорам и ахнул. Точь-в-точь такие узоры на перьях совушки — умной головушки.
«Да ведь старушка вовсе и не старушка, а совушка!» — подумал Федотка, и тут же платок вдруг исчез.
4. Каким ты представляешь платок, которым был укрыт Федотка? Нарисуй.
Ответы к заданиям. Литературное чтение. Рабочая тетрадь №1. 2 класс. Ефросинина Л. А. 2014 г.
ГДЗ. 2 класс
Методическое объединение учителей начальных классов
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средняя общеобразовательная школа №4 с углублённым
изучением отдельных предметов им. Г.К.Жукова
г.о. Краснознаменск
План-конспект открытого урока
по литературному чтению во 2 классе по теме:
«В. Беспалов «Совушка».
Учитель начальных классов
Парамонова Юлия Вагизовна
г.о. Краснознаменск
2018
Программа: «Начальная школа XXI века».
План-конспект по литературному чтению 2 класс.
Тема: В.Беспалов «Совушка».
Цель: создание условий на уроке для организации деятельности учащихся по ознакомлению с творчеством В.Беспалова и его произведением «Совушка».
Задачи:
а) предметные
-содействовать полноценному восприятию рассказа учащимися; формированию читательских умений по анализу художественного произведения; продолжать работу по формированию навыка правильного, сознательного, беглого чтения целыми словами.
-содействовать развитию речевой культуры учащихся; способствовать развитию интонационной выразительности при чтении и рассказывании.
-способствовать воспитанию эмоционально-ценностного отношения к действительности; умение передавать личностное отношение к прочитанному.
б) метапредметные
Регулятивные УУД:
-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
Познавательные УУД:
-ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
Коммуникативные УУД:
-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Оборудование: портрет писателя; иллюстрации в учебнике, презентация, карточки.
Ход урока.
Орг. момент
1мин.
-Прозвенел звонок и смолк
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели.
На меня все посмотрели
И работать захотели.
Эмоциональный настрой
Речевая разминка
Интонационная работа
2мин
1 Упражнения для постановки правильного речевого дыхания: звукоподражание.
-Ребята, давайте вспомним звуки природа и воспроизведем их.
2.Упражнение в развитии интонационной выразительности:
-Ребята, посмотрите на доску, и прочтите правильно.
— Заблудились мы в лесу!
— Закричали все: «Ау!»
— Нам в ответ уху,уху.
-Мы нашли в лесу сову?
Свист ветра(ссс)
Звук комара(зы)
Жужжание пчелы(ж)
Шум леса(ш)
Каждая строка читается разным тоном
Проверка домашнего задания. 4 мин.
Пересказ сказки Л. Пантелеева «Две лягушки»
Подготовительная работа перед чтением текста
8 мин.
1.Работа с загадкой.
-Ребята, чтобы узнать, что мы сегодня будем изучать вам нужно отгадать загадку.
Днём спит, ночью летает,
Ухает, людей пугает.
В темноте горят глаза –
Всем мышам она гроза.
(Сова)
-И как вы думаете, с каким произведением мы сегодня познакомимся?
— Автор называет сову ласково совушка?
-Как вы думаете почему? (он любит животный мир)
-Правильно, откройте учебник на стр.66, и скажите кто автор произведения Совушка.
(В.Беспальков)
Презентация про автора книги.
2.Прогнозирование содержания текста на основе заголовка, иллюстрации.
-Ребята, посмотрите на иллюстрацию, как вы думаете, о чем рассказ?
Высказывание предположений детьми
Первичное чтение текста
3мин.
1.Самостоятельное чтение текста и проверка предположений учащихся по его содержанию.
-Давайте, прочитаем текст
-Ребята о ком автор рассказывает?
-Кто действующие лица рассказа?
Беседа после первичного чтения.
2мин.
Беседа по вопросам учителя.
-Дети подтвердились ли наши предположения по содержанию рассказа?
-Какой рассказ грустный или веселый? Почему вы так считаете?
-Кто главные герои рассказа (Федотка, совушка, отец и мать)
-Почему улетела совушка?
Чтение по частям и анализ каждой части.
14мин.
1.Чтение первой части и беседа по вопросам:
— Прочитаем первую часть.
-Найдите и прочитайте, что Федотка делал в лесу? ( в кого бы камнем из рогатки пустить)
-Кого Федотка встретил в лесу?(Сову)
-Что сказала Федотке сова, в ответ на его действия? (Погоди, подумай)
-Почему улетела сова?(Федотка, хотел выстрелить из рогатки, в нее)
-Как назвал Федотка сову? (дурная голова)
Какой по характеру Федотка впервой части? (злой, жестокий)
Как озаглавим первую часть?
(Как Федотка обидел совушку).
2.Чтение второй части беседа по вопросам:
-Прочитаем вторую часть.
-Какие беды случились в семье Федотки осенью?(суслики съели зерно,зайцы капусту,мыши припасы)
-Почему это случилось? (улетела сова)
-Как назвали сову мать и отец (буйная головушка, бедовая головушка)
-Почему Федотка обиделся на мышей?(съели сыр, который он любил).
-Какой Федота по характеру в этой части? (равнодушный, беззаботный)
-Как озаглавим вторую часть? (Совушка пропала).
Физкультминутка:
1мин.
Совушка-сова
Совушка-сова,
Большая голова,
На пеньке сидит,
Головой вертит,
Во все стороны глядит,
Да ка-а-ак
Полетит!
Руки ребенка поднимаем вверх.
Выполнение движения по тексту
Анализ произведения
3.Чтение четвертой части и ответы на вопросы:
-Прочитаем третью часть.
-Куда собрался Федотка утром?(в лес)
— Зачем Федотка отправился в лес?(хотел найти сову)
— Почему он не взял с собой рогатку(Думал, что сова испугается и улетит навсегда)
-Кого он встретил в лесу?(старушку)
-Что произошло потом?(старушка накормила и спать уложила мальчика)
-Каким стал по характеру Федотка (настойчивым, упорным, добрым)
-Как назвал Федотка совушку? (умная головушка)
-Как озаглавим третью часть? (Как Федотка совушку искал)
4.Чтение четвертой части и беседа по вопросам:
-Прочитаем четвертую часть.
-Где проснулся Федотка утром?(дома)
-Как Федотка догадался, что он разговаривал не со старушкой, а с совушкой?(пестрый платок, похожий на перья исчез)
-Чему обрадовался отец Федотки?(прилетела совушка)
-Как вы думаете, Федотка понял, что нельзя так поступать?
-Как озаглавим последнюю часть? (Совушка вернулась).
Анализ произведения
5мин.
1.Работа с иллюстрацией.
-Рассмотрите иллюстрацию к тексту и найдите отрывок, к которому она подходит по содержанию.
-Найдите, и прочтите разговор старушки и Федотки. Чтение по ролям.
2.Работа в тетради.
-Ребята, откройте рабочую тетрадь на стр. 26 , прочитаем задание № 1
-Что необходимо выполнить (записать какие чувства вызывает рассказ)?
-Делаем самостоятельно, затем проверяем.
-Теперь выполним задание 2, прочитайте.
-Что необходимо выполнить? (найти как называли совушку). Делаем самостоятельно, проверяем.
Рассуждения детей
Обобщающая беседа
3мин.
-Чему учит эта сказка?
-Какие черты характера Федотки вам нравятся?
Фронтальный опрос
Рефлексия
Итог урока
2мин.
-Ребята понравилась ли вам эта история?
-Какой мы можем сделать вывод из этого рассказа?
-Дома вам надо будет пересказать одну часть и выполнить в тетради 33 №4.
Подведение итогов
Литература:
-
Пояснительная записка [Электронный ресурс], zavuch.info(дата обращения: 19.09.2012)
-
Рубан Т.П. Стихи на начало [Электронный ресурс] ,proshkolu.ru (дата обращения: 19.09.2012)
-
Загадки про сову [Электронный ресурс], numama.ru (дата обращения: 19.09.2012)
-
Физкультурные паузы для учителей [Электронный ресурс],kidportal.ru (дата обращения: 19.09.2012)