Рассказ сова 2 класс литературное чтение

Тип урока: изучение нового материала. цели урока: продолжить знакомство с творчеством в.в. бианки: познакомить с содержанием текста сова; дать понятие

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

  1. Продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки: познакомить с
    содержанием текста «Сова»; дать понятие о новом литературном жанре « сказки-несказки
    – познавательная сказка», закрепить знания об особенностях сказок.
  2. Развивать речь учащихся, мышление, навыки выразительного и осознанного чтения.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе, желание жить в содружестве с природой.

Оборудование:

  • выставка книг В.Бианки;
  • презентация (Приложение);
  • карточки для построения «Цепочки
    взаимосвязи» (иллюстрации с изображением совы, коровы, мыши, клевера);
  • карточки
    с деформированным планом;
  • аудиозапись «Крик совы» (Музыкальный файл).

Ход урока

1. Организационный момент. Создание психологической обстановки.

— Настал новый день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись мне. Улыбка ничего не
стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом
тех, кто ею одаривает. Когда человеку хочется улыбаться? (Когда у него все
хорошо, настроение хорошее.)
Если у человека хорошее настроение, то и работать
интереснее. Я желаю вам, чтобы у вас всегда было хорошее настроение.

2. Речевая разминка.

Для чего проводим? С какой целью? (Голос должен быть хорошо развит и
послушен, для развития беглости чтения, правильности и выразительности.)

Работа со скороговоркой.

Читаем тихо по слогам, чётко проговаривая каждый слог.
Читаем громче целыми словами.
Читаем быстрее.
Читаем быстро.

Прорычал медведь в берлоге,
Промолчал сурок в норе.
Прорычали, промолчали —
И проснулись на заре.

— О ком говорится в скороговорке?

3. Проверка домашнего задания.

— С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?

— Что вы запомнили о В.В.Бианки с прошлого урока?

— Пересказ рассказа В.Бианки «Музыкант».

4. Актуализация знаний.

Что объединяет все произведения В.В.Бианки? Бианки пишет о природе, изучает
её, раскрывает читателям её тайны. Нужно вчитываться в его сказки и рассказы так
же, как всматриваешься в природу, чтобы в обычном увидеть необычное. В природе
все взаимосвязано, никто не имеет права нарушать это равновесие.

— Эту взаимосвязь природы и человека показал в следующем своем произведении
В.В.Бианки.

Как называется это произведение, вы узнаете, отгадав загадки.

(Приложение. Слайд №2) «Кто это?»

5. Сообщение темы и цели урока.

Итак, какое произведение вы будете сегодня читать? Кто автор?

  • Тема нашего урока «В.В.Бианки «Сова». Какая нам предстоит работа?
  • Будем читать произведение, отвечать на вопросы к тексту, будем учиться
    анализировать текст, высказывать своё отношение к прочитанному, работать над
    вдумчивым и осознанным чтением вслух и про себя, пересказывать.

6. Ребята, что вы знаете о сове?

6.1. Совы ведут ночной образ жизни: днем спят, ночью охотятся.

— На кого они охотятся? (На мышей, лягушек, полевок, насекомых.)

— Что помогает им охотиться?

а) Острый слух.
б) Мягкое, густое оперение (летают бесшумно).
в) Когти (хватать добычу, держать ее).
г) Клюв.

6.2. Какую пользу приносят совы?

6.3. «Сова в культуре».

(Слайд №4)

Ушастая сова.

Днём в ветвях
Сосны косматой,
Возле самого ствола,
Точно столбик сучковатый,
Дремлет чуткая сова.
На оранжевых глазищах*
Веки серые сомкнет,
«Ушки» длинные встопорщит,
Терпеливо ночи ждёт.

(К. Шилов)

6.4. Приметы о сове.

  1. Если много сов – урожай будет хороший.
  2. Сыч кричит ночью перед дождем и холодом.
  3. Филин кричит на оттепель.
  4. Сова в дупле – на ветер, в сушняке – к дождю.
  5. Сова кричит – на холод.

6.5. «А вы знаете?»

(Слайд №5) Выступление подготовленного ученика.

С давних пор сова считалась символом мудрости и знаний. У древних греков она
была священной птицей богини мудрости Афины.

Во многих местностях России к сове относились радушно. В сказках ее звали
«совушкой-вдовушкой», белокурой, разумной головушкой.

В книгах Дж. Роулинг о Гарри Поттере совы используются как средство связи
между волшебниками (совиная почта).Совами также называют людей, которые привыкли
поздно вставать.

7. Подготовка к восприятию нового материала.

7.1. Чтение слов (запись на доске):

  • от-ча-ян-ная – отчаянная;
  • хо-ро-нишь-ся – хоронишься (прячешься, таишься);
  • сто-ро-нишь-ся – сторонишься;
  • рас-сер-ди-лась – рассердилась;
  • пе-ре-кли-ка-ют-ся – перекликаются;
  • за-гля-ды-ва-ют – заглядывают;
  • стар – старик – стариковом.

7.2. Какие слова вам не понятны?

(Слайд №6) «Словарная работа»

Как можно заменить слова и выражения?

Утекает   убегает.
Кормовистый   клевер, предназначенный для корма скоту.
Цветень   пыльца, мельчайшие жёлтые зёрнышки.
Хорониться   прятаться, таиться.
Раздолье   много места.
Как бы худа не вышло   как бы беды не было.
Чай белить   добавлять молоко в чай.
Пойло   питательное питьё для скота.

8. Первичное знакомство с текстом.

8.1. Чтение текста учителем.

— Понравилось ли вам это произведение? С каким настроением вы его слушали?

— Назовите главных героев.

— Ребята, а почему текст назвали «Сова»?

— Можно ли ему дать другое название? Какое?

Чтобы ответить на эти вопросы, я попрошу вас еще раз прочитать эту сказку
самостоятельно.

8.2.Самостоятельная работа с текстом, проверка навыка чтения.

(Дети 2 минуты читают текст, затем считают слова и знаки, записывают свои
результаты и продолжают читать до конца.)

9. Знакомство с новым литературным жанром «познавательная сказка». Постановка
проблемного вопроса. Выборочное чтение сказки детьми, анализ текста.

— Скажите, сказку или рассказ мы читаем?

— К какому виду сказок отнесете эту сказку? (Сказка о животных.)

— Вы знаете, что бывают народные сказки. А какая это сказка? (Литературная,
авторская.)

Да, это сказка. А ещё В.Бианки называл свои истории «сказки – несказки». Как
вы думаете, почему? (В ней есть сказочное и не сказочное.)

Вывод: правильно, сказки-несказки рождаются как ответ на детские «почему?».
Отсюда и такие названия произведений: «Отчего у сороки такой хвост?», «Чьи это
ноги?». Некоторые из них вы видите на выставке.

— Какие вы уже читали?

Все эти книги — из нашей библиотеки. На перемене посмотрите их, полистайте и,
если захотите прочитать, возьмете их в библиотеке.

Давайте уточним, какие сказочные приемы использовал автор? Докажите примером
из текста (выборочное чтение).

Вывод: со сказкой эти произведения связывают сказочные приёмы: зачин,
присказки, повторы, звери разговаривают, с ними происходят какие-то приключения,
но они содержат также массу достоверного и правдивого, познавательного материала
о природе, поэтому их называют – несказки. Ведь попутно читатели узнают о
повадках животных, явлениях природы. Такой материал, из которого мы получаем
какую-нибудь полезную информацию, называется познавательным. Таким образом,
Виталий Бианки придумал новый вид литературной сказки – познавательную сказку.

(Слайд №9) «Переводчики с бессловесного».

10. Закрепление усвоения содержания сказки.

Ответы найти по тексту сказки.

— Почему сова рассердилась на старика? Фраза «Ты от солнца хоронишься, людей
сторонишься»
– это сказочное или так и есть в природе? (Так и есть в природе:
сова охотится ночью.)

— Что же произошло, когда сова перестала летать на луг?

— Что стали делать мыши? («Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю
роют, шмелей ловят».)

— Можно ли это предложение назвать сказочным? (Нет.)

— Что мы узнаем о природе из этого предложения?

— На кого охотятся мыши? (На шмелей.) Как? (Ищут их гнёзда.) Где у шмелей
гнезда? (В земле.)

— Почему шмели нужны лугу? А что познавательного мы узнаём из фразы «Что от
них толку: ни мёду, ни воску, — волдыри только»? (Что шмели не делают мед, как
пчелы, и воску у них нет.)
Какую пользу они приносят? (Цветень с цветка на цветок
переносят.)

— Что произошло с клевером на лугу?

— Что же мы с вами еще узнаем полезного, познавательного? Что нужно корове
для того, чтобы ее молоко было жирным, вкусным? (Питательный клевер.) Какой приём
здесь использует Бианки? (Сравнение – травы с кашей).

— Что же пришлось сделать старику?

— Простила старика сова? (Да, ей тоже плохо без его мышей.)

— Какая фраза повторяется на протяжении всей сказки? («Хо-хо-хо, Старик!»)

— Как вы думаете, почему Сова говорит именно так? (Похож на крик совы.)

Прослушивание аудиозаписи «Крик совы» (Музыкальный файл).

11. Физкультурная минутка «Сова».

В лесу темно,
Все спят давно. (Дети изображают спящих.)
Все птицы спят…
Одна сова не спит,
Летит, кричит. (Дети делают взмахи руками.)
Совушка-сова,
Большая головой. (Изобразить большой круг руками.)
На суку сидит, (Присесть.)
Головой вертит, (Сделать повороты головой вправо, влево.)
Во все стороны глядит,
Да вдруг как полетит. (Встать, сделать взмахи руками, бег на месте.)

12. Работа над усвоением смысла прочитанного.

На доске:

  1. Сова – отчаянная голова, уши торчком, нос крючком.
  2. Дружно не грузно, а врозь хоть брось.
  3. Была здорова, стала тощать, стала сбавлять молока .

— Какое из этих предложений можно назвать пословицей?

— Объясните её значение.

— Как вы думаете, можно ли эту пословицу назвать главной мыслью текста?

— Как вы думаете, кто из героев нравится больше самому Бианки и почему: Сова
или Старик? (Сова, она понимает связи в природе, понимает, что они со Стариком
друзья.)

13. Построение «Цепочки взаимосвязи» и объяснение значения каждого звена в
этой цепочке.

— Какая связь между чаем с молоком и совой? (Выслушиваются ответы учащихся.) На
первый взгляд, никакой. Но это только на первый взгляд. Через сказку В. Бианки
показал, как всё в природе взаимосвязано. От бережного отношения к природе
зависит будущее нашей планеты, а значит, и всего человечества. Попробуем
восстановить эту цепочку. Работа по карточкам в парах. Проверка по слайду.
(Слайд №7)

14. Работа над выразительностью чтения.

Чтение по ролям. Прочитайте диалог старика и совы в начале сказки.

— С какой интонацией будете читать слова старика?

— Найдите 3 предупреждения совы. О чём предупреждает сова? Докажите словами из
текста. (1. Шмели с луга летят. 2. Некому переносить Цветень с цветка на цветок.
3. Не родится клевер на лугу.)

— Как бы вы прочитали слова совы? Зачитайте, показав голосом: строго, с
мольбой, с насмешкой, с угрозой, с возмущением, с досадой.

15.Самостоятельная работа с взаимопроверкой. Подготовка к пересказу сказки по
плану. Восстановление деформированного плана.

(Карточки с деформированным планом.)

  • Рассердилась сова.
  • Молока у Коровы мало.
  • Шмели на чужих лугах гуляют.
  • Простила Сова Старика и полетела на луг мышей ловить.
  • Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут.
  • Пошел Старик Сове кланяться.

Взаимопроверка. (Слайд №8)

16. Подведение итогов.

— Над каким произведением работали?

— Какого жанра? Какова главная мысль сказки?

— А как вы, дети, можете помочь природе?

17. Оценка за работу на уроке.

18. Домашнее задание.

Выберите себе домашнее задание:

  1. Подготовить пересказ сказки от имени деда или совы по выбору.
  2. Чтение по ролям.
  3. Попробуйте себя в роли художника: нарисуйте иллюстрацию к сказке.

19. Рефлексия.

Закончите предложения:

  • «Сегодня я узнал ….»
  • «Было интересно ….»
  • «Урок дал мне для жизни…

Используемые источники:

  1. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Родная речь. Учебник для 2
    класса начальной школы в двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2010.
  2. Кутявина С. В., Гостимская Е. С., Байкова М. И. Поурочные разработки по
    литературному чтению: 2 класс. М.: ВАКО, 2007 г.

Интернет-ресурсы:

  1. Биография В.В.Бианки: http://www.litra.ru/biography/get/wrid/
    00873501225988269902/
  2. http://www.bibliogid.ru/authors/pisateli/bianki

Урок литературного чтения во 2 классе по теме «В. Бианки. «Сова».

Цели урока:

  1. Продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки: познакомить с содержанием текста «Сова»; дать понятие о новом литературном жанре « сказки-несказки – познавательная сказка», закрепить знания об особенностях сказок.

  2. Развивать речь учащихся, мышление, навыки выразительного и осознанного чтения.

  3. Воспитывать бережное отношение к природе, желание жить в содружестве с природой.

Оборудование:

-портрет В.Бианки

-выставка книг В.Бианки;

-карточки для построения «Цепочки взаимосвязи» (иллюстрации с изображением совы, коровы, мыши, клевера);

-карточки с деформированным планом;

-аудиозапись «Крик совы».

Ход урока

  1. Организационный момент.

-Создание психологической обстановки.

Доброе утро! Придумано кем-то.

Просто и мудро придумано где-то.

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длится до вечера!

Давайте улыбнёмся друг другу и поприветствуем. Ведь улыбка помогает нам показать своё доброе отношение, расположение. А когда мы здороваемся, мы желаем окружающим здоровья.- Я надеюсь, что сегодня на уроке вы будете моими хорошими помощниками, умными собеседниками, внимательными слушателями.

2. Речевая разминка.

Для чего проводим? С какой целью? (Голос должен быть хорошо развит и послушен, для развития беглости чтения, правильности и выразительности.)

Работа со скороговоркой.

Читаем тихо по слогам, чётко проговаривая каждый слог. 
Читаем громче целыми словами. 
Читаем быстрее
Читаем быстро.

Прорычал медведь в берлоге, 
Промолчал сурок в норе. 
Прорычали, промолчали — 
И проснулись на заре.

— О ком говорится в скороговорке?

3. Проверка домашнего задания.

  • Беседа

— С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?
— Что вы запомнили о В.В.Бианки с прошлого урока?

  • Пересказ рассказа В.Бианки «Музыкант».

  • Словарная работа

Объясни значение слова медвежатник.

Медвежатник – тот, кто занимается охотой на медведя.

4. Актуализация знаний.

Что объединяет все произведения В.В.Бианки? Бианки пишет о природе, изучает её, раскрывает читателям её тайны. Нужно вчитываться в его сказки и рассказы так же, как всматриваешься в природу, чтобы в обычном увидеть необычное. В природе все взаимосвязано, никто не имеет права нарушать это равновесие.

— Эту взаимосвязь природы и человека показал в следующем своем произведении В.В.Бианки.

Как называется это произведение, вы узнаете, отгадав загадки.

«Кто это?»

Загадка:

Всю ночь летает, мышей добывает,

А станет светло- спать летит в дупло.

(сова)

5. Работа по теме урока:

  • Сообщение темы и цели урока.

 Итак, какое произведение вы будете сегодня читать? Кто автор?

Повсюду: в лесу, на полянке,

В реке, на болоте, в полях-

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

Про птиц, насекомых, лягушек

Рассказы и сказки прочтешь

И лучше знакомых зверушек

Узнаешь, дружок, и поймешь.

-Прочитайте выразительно.

phpxV0uQZ lit.chtenie 2 kl. V.Bianki Sova html 553cd429fc2d40aa

Тема нашего урока «В.В. Бианки «Сова». Какая нам предстоит работа?
(Будем читать произведение, отвечать на вопросы к тексту, будем учиться анализировать текст, высказывать своё отношение к прочитанному, работать над вдумчивым и осознанным чтением вслух и про себя, пересказывать.)

Беседа

— Ребята, что вы знаете о сове?
( Совы ведут ночной образ жизни: днем спят, ночью охотятся.)
— На кого они охотятся? (На мышей, лягушек, полевок, насекомых.)
— Что помогает им охотиться?
а) Острый слух.
б) Мягкое, густое оперение (летают бесшумно).
в) Когти (хватать добычу, держать ее).
г) Клюв.
— Какую пользу приносят совы?

(Они ловят на полях мышей)

  • Сообщение ученика

С давних пор сова считалась символом мудрости и знаний. У древних греков она была священной птицей богини мудрости Афины. Во многих местностях России к сове относились радушно. В сказках ее звали совушкой-вдовушкой», белокурой, разумной головушкой. В книгах Дж. Роулинг о Гарри Поттере совы используются как средство связи между волшебниками (совиная почта).Совами также называют людей, которые привыкли поздно вставать.

.Приметы о сове.

  1. Если много сов – урожай будет хороший.

  2. Сыч кричит ночью перед дождем и холодом.

  3. Филин кричит на оттепель.

  4. Сова в дупле – на ветер, в сушняке – к дождю.

  5. Сова кричит – на холод.

6. Подготовка к восприятию нового материала.

6.1. Чтение слов (запись на доске):

  • от-ча-ян-ная – отчаянная;

  • хо-ро-нишь-ся – хоронишься (прячешься, таишься);

  • сто-ро-нишь-ся – сторонишься;

  • рас-сер-ди-лась – рассердилась;

  • пе-ре-кли-ка-ют-ся – перекликаются;

  • за-гля-ды-ва-ют – заглядывают;

  • стар – старик – стариковом.

6.2. Какие слова вам не понятны?

«Словарная работа»

Как можно заменить слова и выражения?

Утекает

убегает.

Кормовистый

клевер, предназначенный для корма скоту.

Цветень

пыльца, мельчайшие жёлтые зёрнышки.

Хорониться

прятаться, таиться.

Раздолье

много места.

Как бы худа не вышло

как бы беды не было.

Чай белить

добавлять молоко в чай.

Пойло

питательное питьё для скота.

7. Первичное знакомство с текстом.

7.1. Чтение текста учителем.

— Понравилось ли вам это произведение? С каким настроением вы его слушали?

— Назовите главных героев.

— Ребята, а почему текст назвали «Сова»?

— Можно ли ему дать другое название? Какое?

Чтобы ответить на эти вопросы, я попрошу вас еще раз прочитать эту сказку самостоятельно.

7.2.Самостоятельная работа с текстом, проверка навыка чтения.

8. Знакомство с новым литературным жанром «познавательная сказка». Постановка проблемного вопроса. Выборочное чтение сказки детьми, анализ текста.

— Скажите, сказку или рассказ мы читаем?

— К какому виду сказок отнесете эту сказку? (Сказка о животных.)

— Вы знаете, что бывают народные сказки. А какая это сказка? (Литературная, авторская.)

Да, это сказка. А ещё В.Бианки называл свои истории «сказки – несказки». Как вы думаете, почему? (В ней есть сказочное и не сказочное.)

Вывод: правильно, сказки-несказки рождаются как ответ на детские «почему?». Отсюда и такие названия произведений: «Отчего у сороки такой хвост?», «Чьи это ноги?». Некоторые из них вы видите на выставке.

— Какие вы уже читали?

Все эти книги — из нашей библиотеки. На перемене посмотрите их, полистайте и, если захотите прочитать, возьмете их в библиотеке.

Давайте уточним, какие сказочные приемы использовал автор? Докажите примером из текста (выборочное чтение).

Вывод: со сказкой эти произведения связывают сказочные приёмы: зачин, присказки, повторы, звери разговаривают, с ними происходят какие-то приключения, но они содержат также массу достоверного и правдивого, познавательного материала о природе, поэтому их называют – несказки. Ведь попутно читатели узнают о повадках животных, явлениях природы. Такой материал, из которого мы получаем какую-нибудь полезную информацию, называется познавательным. Таким образом, Виталий Бианки придумал новый вид литературной сказки – познавательную сказку.

9. Закрепление усвоения содержания сказки.

Ответы найти по тексту сказки.

— Почему сова рассердилась на старика? Фраза «Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься» – это сказочное или так и есть в природе? (Так и есть в природе: сова охотится ночью.)

phpxV0uQZ lit.chtenie 2 kl. V.Bianki Sova html dd01b013ece04cd

phpxV0uQZ lit.chtenie 2 kl. V.Bianki Sova html 4e13b53a15850439

phpxV0uQZ lit.chtenie 2 kl. V.Bianki Sova html 9c7ba17ec88ce51

— Что же произошло, когда сова перестала летать на луг?

— Что стали делать мыши? («Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят».)

phpxV0uQZ lit.chtenie 2 kl. V.Bianki Sova html 63ed9167f7d1b310

— Можно ли это предложение назвать сказочным? (Нет.)

— Что мы узнаем о природе из этого предложения?

— На кого охотятся мыши? (На шмелей.) Как? (Ищут их гнёзда.) Где у шмелей гнезда? (В земле.)

— Почему шмели нужны лугу? А что познавательного мы узнаём из фразы «Что от них толку: ни мёду, ни воску, — волдыри только»? (Что шмели не делают мед, как пчелы, и воску у них нет.) Какую пользу они приносят?(Цветень с цветка на цветок переносят.)

— Что произошло с клевером на лугу?

phpxV0uQZ lit.chtenie 2 kl. V.Bianki Sova html 43c1061b0a51bfe1

— Что же мы с вами еще узнаем полезного, познавательного? Что нужно корове для того, чтобы ее молоко было жирным, вкусным? (Питательный клевер.) 

Какой приём здесь использует Бианки? (Сравнение – травы с кашей).

— Что же пришлось сделать старику?

— Простила старика сова? (Да, ей тоже плохо без его мышей.)

— Какая фраза повторяется на протяжении всей сказки? («Хо-хо-хо, Старик!»)

— Как вы думаете, почему Сова говорит именно так? (Похож на крик совы.)

Прослушивание аудиозаписи «Крик совы»

10. Физкультурная минутка «Сова».

В лесу темно,
Все спят давно. (Дети изображают спящих.)
Все птицы спят…
Одна сова не спит,
Летит, кричит. (Дети делают взмахи руками.)
Совушка-сова,
Большая головой. (Изобразить большой круг руками.)
На суку сидит, (Присесть.)
Головой вертит, (Сделать повороты головой вправо, влево.)
Во все стороны глядит,
Да вдруг как полетит. (Встать, сделать взмахи руками, бег на месте.)

11. Работа на пословицей

На доске:

  1. Сова – отчаянная голова, уши торчком, нос крючком.

  2. Дружно не грузно, а врозь хоть брось.

  3. Была здорова, стала тощать, стала сбавлять молока .

— Какое из этих предложений можно назвать пословицей?

— Объясните её значение.

— Как вы думаете, можно ли эту пословицу назвать главной мыслью текста?

— Как вы думаете, кто из героев нравится больше самому Бианки и почему: Сова или Старик? (Сова, она понимает связи в природе, понимает, что они со Стариком друзья.)

12. Построение «Цепочки взаимосвязи» и объяснение значения каждого звена в этой цепочке.

— Какая связь между чаем с молоком и совой? (Выслушиваются ответы учащихся.) На первый взгляд, никакой. Но это только на первый взгляд. Через сказку В. Бианки показал, как всё в природе взаимосвязано. От бережного отношения к природе зависит будущее нашей планеты, а значит, и всего человечества. Попробуем восстановить эту цепочку. Работа по карточкам в парах.

phpxV0uQZ lit.chtenie 2 kl. V.Bianki Sova html afe864bfe8623e50

13. Работа над выразительностью чтения.

Чтение по ролям. Прочитайте диалог старика и совы в начале сказки.

— С какой интонацией будете читать слова старика?

— Найдите 3 предупреждения совы. О чём предупреждает сова? Докажите словами из текста. (1. Шмели с луга летят. 2. Некому переносить Цветень с цветка на цветок. 3. Не родится клевер на лугу.)

— Как бы вы прочитали слова совы? Зачитайте, показав голосом: строго, с мольбой, с насмешкой, с угрозой, с возмущением, с досадой.

14.Самостоятельная работа с взаимопроверкой. Подготовка к пересказу сказки по плану.

phpxV0uQZ lit.chtenie 2 kl. V.Bianki Sova html 3962d446e62d6b2b Взаимопроверка.

15. Подведение итогов.

— Над каким произведением работали?

— Какого жанра? Какова главная мысль сказки?

— А как вы, дети, можете помочь природе?

16. Оценка за работу на уроке.

17. Домашнее задание.

Выберите себе домашнее задание:

  1. Подготовить пересказ сказки от имени деда или совы по выбору.

  2. Чтение по ролям.

  3. Попробуйте себя в роли художника: нарисуйте иллюстрацию к сказке.

18. Рефлексия. Работа над текстом. Игра «Подскажи словечко»

Дети работают парами: получают карточки с цитатами из произведения, читают, ищут в тексте (или вспоминают) и вставляют пропущенное слово, читают: -«Ты, Сова, — отчаянная ….» (голова)

  • «Улетела Сова, забралась в …» (дуб)

  • «По лугу ветер гуляет, … наземь сыплет» (цветень).

  • «Мыши не волки, не зарежут …»(тёлки).

  • «Что от них толку: ни мёду, ни воску,- ….только» (волдыри)

  • «Стоит на лугу … кормовистый» (клевер).

  • «Была … с клевера здорова» (Корова).

  • «Нечем стало Старику … белить» (чай)

  • «Уж ты, Совушка — ….. , из беды меня выручай» (вдовушка).

  • «… на чужих лугах гуляют, а на стариков луг и не заглядывают» (шмели).

  1. Разгадывание кроссворда.

ПphpxV0uQZ lit.chtenie 2 kl. V.Bianki Sova html 795302e024d6b685 о горизонтали:

1. На какое дерево забралась сова, обидевшись на старика?

3. Как мышка обращается к другой мышке?

5. От какой травы у коровы молоко прибавилось?

По вертикали

1. Как сова называет старика в начале рассказа?

2. Кто автор познавательной сказки «Сова»?

4. Какое чувство загнало мышей в норы.

Закончите предложения:

  • «Сегодня я узнал ….»

  • «Было интересно ….»

  • «Урок дал мне для жизни…

Используемые источники:

  1. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В.Литературное чтение. Учебник для 2 класса начальной школы в двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2014.

  2. Кутявина С. В.Поурочные разработки по литературному чтению: 2 класс. М.: ВАКО, 2007 г.

Предмет: литературное чтение

Класс: 2

УМК: Школа России

Технология: развитие коммуникативной компетенции.

Тема: В. Бианки «Сова»

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока:

  1. Продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки: познакомить с содержанием сказки «Сова»; дать понятие о новом литературном жанре «сказки-несказки – познавательная сказка», закрепить знания об особенностях сказок.

  2. Развивать речь учащихся, мышление, навыки выразительного и осознанного чтения, умение анализировать поступки героев.

  3. Воспитывать бережное отношение к природе, желание жить в содружестве с природой.

Планируемые результаты

Учащиеся должны уметь:

Предметные:

  • прогнозировать содержание произведения по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное;

  • определять последовательность событий, работать с планом.

Метапредметные:

Познавательные:

  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя;

  • выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения совместной коллективной деятельности.

Регулятивные:

  • выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные:

  • слушать и понимать учителя;

  • участвовать в диалоге при обсуждении лексического значения слов;

  • высказывать свою точку зрения на события, поступки.

  • уметь оформлять свои мысли в устной форме.

  • уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные:

  • развитие навыков сотрудничества;

  • воспитание бережного отношения к природе, желания жить в содружестве с природой.

Ход урока

1.Организационный момент

2.Речевая разминка

Прорычал медведь в берлоге,
Промолчал сурок в норе.
Прорычали, промолчали —
И проснулись на заре.


— О ком говорится в скороговорке?


3. Проверка домашнего задания.

  • Беседа

— С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?

  • Чему учат его произведения? (Учат детей и взрослых бережно относиться к природе, любить ее).

  • Пересказ рассказа В.Бианки «Музыкант».

  • Словарная работа

Объясни значение слова медвежатник.

Медвежатник – тот, кто занимается охотой на медведя.

  • Прочитайте следующее стихотворение медленно.

Повсюду: в лесу, на полянке,

В реке, на болоте, в полях —

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

Про птиц, насекомых, лягушек

Рассказы и сказки прочтешь

  • Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

  • Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.

  • Прочитайте с раздражением (еще: весело, с удивлением, сожалением, восхищением).

  • Прочитайте выразительно.

  1. Актуализация знаний.

Фамилия, какого писателя встретилась вам в это стихотворение? Что вы можете о нем рассказать?

  • Виталий Валентинович Бианки вырос в семье известного ученого.

  • Бианки родился в 1894 году, в городе Петербурге, в семье ученого. Он окончил Петербургский университет. Виталий Валентинович много путешествовал по стране. Он писал произведения, героями которых были птицы, животные и растения. В своих рассказах Бианки учил бережно относиться к природе и любить ее

  • Чему учат его произведения? (Учат детей и взрослых бережно относиться к природе, любить ее).

5.Постановка целей урока

Сегодня мы познакомимся еще с одним произведением В. Бианки. Как вы думаете, какая птица с древности счи­тается символом мудрости и познания?

а) сова;

б) соловей;

в) голубь.

-Почему вы выбрали этот ответ?

-Сова считалась символом мудрости еще у древних греков.

-А что вы знаете об этой птице?

Сова — ночная хищная птица. Живет чаще в смешанных и хвойных лесах. Охотится ночами, преимущественно на мыше­видных грызунов. Гнездится в брошенных гнездах других птиц, например ворон. Осенью совы улетают на запад, а их место зани­мают северные гости.

-А какая орфограмма встречается в этом слове? (безударная гласная)

-Как проверить безударную гласную? Сова-совы

«А вы знаете?», что

С давних пор сова считалась символом мудрости и знаний. У древних греков она была священной птицей богини мудрости Афины. Во многих местностях России к сове относились радушно. В сказках ее звали совушкой-вдовушкой», белокурой, разумной головушкой.

В книгах Дж. Роулинг о Гарри Поттере совы используются как средство связи между волшебниками (совиная почта).

Совами также называют людей, которые привыкли поздно вставать.

Теперь разделимся на группы.

Вспомним правила работы в группе.

Правила работы в группе.

1. Выберите лидера группы.

2. Обсудите пути достижения целей, распределите задания для каждого из членов группы.

3. Убедитесь, что члены группы понимают цели и задачи, стоящие перед ними.

4. Учитесь находить контакты в группе.

5. Стремитесь достигнуть компромисса при принятии решений.

6. Каждая версия обсуждается в группе. В группе согласуется общее решение.

7. Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.

8. Лидер группы следит за временем.

Задание 1. (по карточкам )

1 группа.

В.В.Бианки вспоминал.

«Могу только в нескольких словах рассказать, какой уголок нашей страны больше всего понравился, пришелся мне по душе. Это Алтай. В жизни не видел ничего более прекрасного. Я жил там 4 года — и до сих пор вспоминаю это время, как чудесный сон».

2 группа.

Виталий Валентинович Бианки писал.

«Я всегда старался писать свои сказки и рассказы так, чтобы они были доступны и взрослым. А теперь понял, что всю жизнь писал и для взрослых, сохранивших в душе ребенка».

Сделайте вывод:-только ли для детей писал В.Бианки свои произведения?

3 группа.

Виталий Валентинович Бианки был хорошим футболистом. Его ставили в сборную города Петербурга. Бил с обеих ног. Славился резким рывком и точной передачей.

4 группа.

Виталий Бианки написал приблизительно 300 произведений.

Расставить названия произведений в алфавитном порядке.

«Кукушонок».

«Кто чем поет?»

«Как Муравьишка домой спешил».

Сделайте вывод:

-о ком эти произведения.

5 группа.

Главная тема произведений Виталия Бианки – лес и его обитатели.

Расставить названия произведений в алфавитном порядке.

«Первая охота».

«Мышонок Пик».

«Поганки».

Только ли о животных писал В. Бианки?

6 группа.

Расставить названия произведений в алфавитном порядке.

«Чьи это ноги?»

«Чей нос лучше?»

«Росянка – комариная смерть».

Только ли о животных писал В. Бианки?

Проверка.

-Что вы узнали о В.В.Бианки?

1 группа.

-Какой уголок нашей страны был больше всего по душе писателю?

-Сколько лет он там прожил?

-Как называл это время?

2 группа.

-Для кого писал свои произведения В.Бианки?

3 группа.

-Что узнали о Бианки?

4 группа.

-Сколько произведений написал Бианки?

— О ком они?

5 группа.

-Только ли о животных писал Бианки? (Он писал и о растениях)

-Почему так решили? Название какого произведения вам подсказало ответ?(фотография росянки )

6 группа.

-Только о животных и растениях писал В.Бианки? Почему так решили? Название, какого произведения вам подсказало ответ? (Поганки)

-Какова главная тема его произведений? (Лес и его обитатели: животные, растения и грибы.)

6.Работа по теме урока

1.Первичное чтение

  • Как вы думаете, о ком мы будем сегодня читать?

  • О чем, по-вашему, это произведение?

  • Проверим ваши предположения.

Чтение учителем.

-Когда буду читать если встретятся незнакомые слова ставим ! знак.

2.Словарная работа

Как можно заменить слова и выражения?

Задание 2( по карточкам)

Чтение слов, написанных разновеликими буквами

Объясните значение каждого слова и выражения

ЧаЙ мОлОкОМ беЛиТЬ — наливать в чай молоко

УтЕкАЙ, пОкА цеЛА — убегать быстро

нЫНче — сегодня

КлЕВеР КорМовиСТый — клевер, который дает пропитание (показ гербария клевера)

ЦвЕТенЬ – пыльца

НазЕМь – на землю

стАЛа МОлоКО сБавЛЯть— давать меньше молока

поЙлО— питательное питье для скота

мОЛоКо Все жИжЕ ДА жИЖе— меньше жира

УВАжиВАть — оказывать уважение

3.Обсуждение рассказа

Знакомство с новым литературным жанром «познавательная сказка».

-Это рассказ или сказка? Докажите.

— К какому виду сказок отнесете эту сказку? (Сказка о животных.)
— Вы знаете, что бывают народные сказки. А какая это сказка? (Литературная, авторская.)
Да, это сказка. А ещё В.Бианки называл свои истории «сказки – несказки». Как вы думаете, почему? (В ней есть сказочное и не сказочное.)

Признаки сказки:

-зачин;

— повторы;

-звери разговаривают, с ними происходят какие-то приключения,

-сказочные слова и выражения;

-троекратный повтор;

— борьба добра и зла;

-добро побеждает зло;

— концовка.

Вывод: правильно, сказки-несказки рождаются как ответ на детские «почему?». Они содержат также массу достоверного и правдивого, познавательного материала о природе, поэтому их называют – несказки. Ведь попутно читатели узнают о повадках животных, явлениях природы. Такой материал, из которого мы получаем какую-нибудь полезную информацию, называется познавательным. Таким образом, Виталий Бианки придумал новый вид литературной сказки – познавательную сказку.

7.Физкультминутка

В лесу темно,
Все спят давно. (Дети изображают спящих.)
Все птицы спят…
Одна сова не спит,
Летит, кричит. (Дети делают взмахи руками.)
Совушка-сова,
Большая голова. (Изобразить большой круг руками.)
На суку сидит, (Присесть.)
Головой вертит, (Сделать повороты головой вправо, влево.)
Во все стороны глядит,
Да вдруг как полетит. (Встать, сделать взмахи руками, бег на месте.)

8.Закрепление изученного

Задание 3 ( по карточкам).

1 группа.

Подготовьтесь к чтению первой части по ролям.

2 группа.

О чем Сова предупреждала Старика?

Найти во второй части и прочитать все отрывки.

Распределите, кто какой отрывок будет читать.

3 группа.

Закончить цепочку:

Сова — Мыши — — — -Чай белить нечем.

4 группа.

Как Старик реагировал на предупреждения Совы?

Найти во второй части и прочитать все отрывки.

Распределите, кто какой отрывок будет читать.

5 группа.

Понял ли Старик свою ошибку?

Докажите свой ответ отрывками из текста.

Распределите, кто какой отрывок будет читать.

6 группа.

Расставить цифры в соответствии с последовательностью событий.

Шмели улетели.

Нечем чай белить.

Корова худеет.

Сова не прилетает на луг.

Клевер не родится.

Развелось много мышей.

Старик идет на поклон к Сове.

Проверка.

1 группа.

Чтение 1 части по ролям.

-О чём 1 часть? Как можно озаглавить её?

2 группа.

-О чём предупреждала Сова Старика? Выборочное чтение.

3 группа.

-Закончить цепочку.

По ходу на экране на 5 слайде появляется план 2 части.

-Сова не прилетает на луг.

-Развелось много мышей.

-Шмели улетели.

-Клевер не родится.

-Корова худеет.

-Чай белить нечем.

-Что случилось на лугу?

-Как можем озаглавить эту часть? (На 5 слайде появляется название 2 части.)

4 группа.

Выборочное чтение.

5 группа.

Выборочное чтение.

На слайде появляется дополнение ко 2 части:

-На поклон к Сове.

6 группа

Задание 4 (по карточкам)

Карточка с деформированным текстом.

Возьмите листок желтого цвета и положите перед собой. На нем записан отрывок из сказки, в котором пропущены слова. Вам нужно их вставить.

Один ученики от группы читает по 1 предложению (проверка по слайду)

Простила Сова ______________, вылезла из дупла, полетела на луг ______________ пугать. Мыши со страху попрятались в __________________. ______________ загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать. _________ красный стал на лугу наливаться.__________ пошла на луг клевер жевать.__________ у коровы много.

(Старика, мышей, корова, норы, молока, шмели, клевер)

2.Работа с пословицами и поговорками

  • Прочитайте пословицы и поговорки. Объясните их смысл. Выберите ту, которая подходит к данному произведению.

Воробьи под кровлю, а сова на ловлю.

Глядит как сова, выпучив глаза.

Да это как журавль в небе.

Знать сокола по лету, сову — по подъему.

9.Рефлексия

Закончите предложения:
• «Сегодня я узнал ….»
• «Было интересно ….»
• «Урок дал мне для жизни…

10.Подведение итогов урока

  • Какое произведение мы читали сегодня?

  • Кто его автор?

  • Чему учит нас произведение В. Бианки?

11.Домашнее задание

Инсценировать сказку.

Через сказку «Сова» В. Бианки показал, как всё в природе взаимосвязано. От бережного отношения к природе зависит будущее нашей планеты, а значит, и всего человечества.

Сочинения по произведению «Сова» Бианки

Анализ сказки «Сова»

Главные герои познавательной сказки Виталия Валентиновича Бианки «Сова» старик и сова. Однажды сидит старик и пьет чай с молоком. Около его окна пролетает сова, здоровается со стариком и называет его другом.

Однако старик отвергает дружбу птицы, он говорит ей, что они не товарищи. Обиделась сова. Она не стала летать над полем старика. Этому обрадовались мыши. Так как сова перестала быть их угрозой, она начали разорять шмелиные гнезда. Насекомые улетели на другое поле.

После того как шмели покинули луг старика, клевер остался без опылителей и перестал расти. Корова старика, которая питалась кл6евером, без него стала худеть. Ее молоко сделалось жидким и невкусным.

Тогда понял старик, что зря обидел сову. Пошел к ней просить прощение. Простила его птица и полетела на поле пугать мышей. Мыши попрятались в свои норы. Тогда вернулись шмели в свои норы на стариковом поле и снова стали носить пыльцу с цветка на цветок. Молоко у коровы сделалось вкусным и полезным. Пьет старик чай с молоком и сову в гости к себе зовет.

Сказка Бианки «Сова» несет в себе поучительный смысл. Старик отвергает дружбу птицы, не понимая того, что сова помогает ему.

Как и многие сказки, произведение Бианки несет в себе сказочные приемы: повторы, присказки, звери разговаривают. Наряду с этим, в сказке «Сова» содержится много достоверного и правдивого. Из произведения Бианки читатель узнает о взаимосвязях в природе.

Если разрушить хотя бы одну такую связь, окружающая действительность сразу же начинает меняться, нарушается существующее равновесие. Изменения в сказке показываются на примере отказа совы пугать мышей. После того, как сова перестала летать на поле старика, молоко у коровы испортилось.

На первый взгляд эти два явления никак не могут быть связаны между собой. Однако автор проводить четкую связь между ними, позволяя читателю также понять механизмы, действующие в природе. Сказка Бианки содержит много поучительной и интересной информации о поведении животных, о круговороте явлений, которые происходят в природе.

О чем сказка Бианки – сюжет

Один старик пил чай. Да не просто на воде, а с молоком. Мимо пролетала сова. Она поздоровалась со стариком и назвала его другом. Старик обиделся, ведь сова от солнца и людей прячется, поэтому и другом ему не может быть.

Сова тоже рассердилась и пригрозила, что больше не будет по ночам к старику на луг летать и мышей истреблять.

Настала ночь. Мыши на лугу радуются, что совы не видать. Старик же не переживает, ведь мыши корову не утащат, вреда не сотворят.

А мыши тем временем шмелей ловят, гнезда их разрушают. Шмели разлетелись.  Некому клевер опылять. Коровы мычат, хотят клеверу поесть, но нет его.

Стали коровы худеть, и молоко плохим стало. Пригорюнился старик, не с чем ему чай пить. На соседних полях шмели гудят, а поле старика словно позабыли.

Понял старик, что пока сова всех мышей не истребит, не вернутся шмели, не зацветет клевер, не будут коровы молоко давать. Обратился он к сове за помощью. Сова полетела на поле, мыши тут же спрятались. Вернулись шмели, стали клевер опылять.

Коровы начали клевер есть, у них появилось молоко. А старик опять начал чай с молоком пить, хвалить сову и зазывать ее к себе в гости.

Идея сказки выражена в следующей пословице: “Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось”.

Сочинение о сказке Бианки

Сказочный рассказ «Сова» Бианки учит признавать свои ошибки и исправлять их; учит понимать и ценить природу. Учит видеть невидимые связи между всем живым в природе. Учит бережно относиться к природе.

Произведение также учит уважать тех, кто тебе помогает. Учит не быть упрямым и упертым. Также рассказ Бианки учит ценить друзей, не отвергать дружбу.

Жанр — сказка. Со сказкой эти произведения связывают сказочные приёмы: зачин, присказки, повторы, звери разговаривают, с ними происходят какие-то приключения, но они содержат также массу достоверного и правдивого, познавательного материала о природе, поэтому их называют – несказки. Ведь попутно читатели узнают о повадках животных, явлениях природы.

Такой материал, из которого мы получаем какую-нибудь полезную информацию, называется познавательным. Таким образом, Виталий Бианки придумал новый вид литературной сказки – познавательную сказку.

Главные герои «Сова» Бианки:

  • Старик. Глупый, упрямый, недоверчивый.
  • Сова. Умная, добрая, предусмотрительная.

Главная мысль — все в природе взаимосвязано. В мире все держится на дружбе и взаимопомощи!

Мне понравился этот рассказ, потому что в нем дано описание взаимосвязей в природном сообществе луга. Оказывается, от совы зависит, уродится ли клевер на лугу, хотя она только мышей ест. Мне очень понравилась умная сова, которая знала, что старику в любом случае без нее не обойтись.

Читайте также: Скалозуб – характеристика героя комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова.

Рассказ учит понимать и ценить природу. Учит видеть невидимые связи между всем живым в природе. Учит бережно относиться к природе. Учит уважать тех, кто тебе помогает. Учит не быть упрямым и упертым.

  • Рассказ сова бианки главная мысль
  • Рассказ собачья жизнь гришки и васьки
  • Рассказ собиратель русских слов
  • Рассказ совесть гайдар распечатать
  • Рассказ собачья жизнь гриши и васи