Рассказ составленный на основе имеющихся у детей представлений жизненного опыта это

Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. в теории и практике школьного воспитания

Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. В теории и практике школьного воспитания формированию у детей знаний о труде взрослых, доступного понимания его роли в жизни людей придаётся особое значение. Труд — это проявление заботы людей друг о друге. Знакомя детей с трудом взрослых, учитель уже начинает их ориентировать на ту или иную профессию, показывая её значимость и необходимость. Все ценности, воплощенные в предметах материальной и духовной культуры, созданы трудом человека.

Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду. Одновременно решается задача воздействовать и на поведение детей — вызвать желание трудиться, работать добросовестно, тщательно. Труд способствует развитию умственных и физических возможностей детей, их эстетических и нравственных чувств. Участие в общем труде, в решении повседневных дел, желание трудиться, приобретение личного трудового опыта — все это психологически подготавливает ребенка к созидательному труду.

Проблема формирования представлений младших школьников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений о профессиях и труде.

По данному направлению для начала с детьми была проведена беседа по теме «Что дети знают о профессиях, её особенностях, инструментах, которые используются в данной области и результатах труда», которая показала низкий уровень знаний. Это и послужило составлением разработки плана мероприятий для устранения пробелов в знаниях, и составлению игровой образовательной программы «Мир профессий», включающей в себя формулировку задач и путей их реализации, перечень игр и примерный уровень представлений о профессиональной деятельности взрослых, формируемых посредством профориентационных сюжетно-ролевых игр.

Психологи считают, что раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности не только расширяет общий кругозор ребенка, но также, что особенно важно, открывает возможности раннего проявления и конкретизации его интересов и склонностей.

Цель ранней профориентации — сформировать у ребенка эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему должна быть предоставлена возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

Задачи профориентации детей младшего школьного возраста:

  • Расширять представления о труде людей разных профессий, показать результаты труда, их общественную значимость.
  • Обобщать знания детей о труде.
  • Воспитывать уважение к людям труда, желание трудиться.
  • Формировать у детей умение творчески комбинировать разнообразные события, создавая новый сюжет игры, делать это согласованно с партнером.
  • Отражать в играх как впечатления от реальной жизни (больница, школа, магазин, почта, парикмахерская), так и навеянные сказками, игрой воображения.
  • Знакомить детей, учитывая местные условия, с некоторыми видами труда в промышленности и на транспорте.
  • Расширять представления о труде людей разных профессий (спасателя, режиссера театра, дирижера, учителя, библиотекаря и др.).
  • Дать представление о видах производственного труда (шитье, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование и т.д.), о связи людей различных профессий (машиностроители и фермеры, фермеры и работники пищевой промышленности и т.д.).
  • Продолжать обогащать содержание игр детей, развивать умение самостоятельно выбирать тему для игры, развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего.
  • Формировать умение строить новые разнообразные сюжеты игры, согласовывать индивидуальные творческие замыслы с партнерами-сверстниками.
  • Формировать представление о ценности труда родителей и близких родственников.

Ознакомление детей с профессией имеет несколько этапов:

  • Предварительный рассказ или беседа (в зависимости от уровня подготовленности детей по данной теме) с целью вызвать интерес к определённому объекту, желание пойти увидеть, узнать.
  • Экскурсия.
  • Беседа по увиденному на экскурсии.
  • Обыгрывание в сюжетно-ролевой игре.
  • Рисование по памяти: «Что запомнилось?»

У младших школьников преобладает наглядное мышление и память, а в процессе экскурсии они могут наглядно познакомиться с различными производствами, техникой, увидеть воочию, как трудятся люди.

Особое внимание следует обращать на те профессии, которые наиболее часто встречаются в жизни ребёнка, являются жизненно необходимыми, понятны и доступны по информации. Это службы образовательного учреждения: труд сотрудников (директор, учитель, воспитатель, повар, врач, медсестра, дворник, шофёр, электрик и т.д.).

Полученные в процессе экскурсий представления о профессиональных занятиях людей разных профессий благоприятно сказываются на развитии у детей ролевого поведения в сюжетных играх. Именно в сюжетно-ролевых играх закрепляются полученные знания о профессиях, корректируются сведения о виде деятельности и взаимосвязи профессий. Если одна сюжетно-ролевая игра плавно переходит в другую или состоит из нескольких сюжетно-ролевых игр, то, значит, ребёнок имеет представление об этих профессиях. Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания, подтверждением чего являются их игры. Игра для детей — путь познания и, наконец, это приобщение к жизни — начало профориентации. Причем весьма своевременное. Ведь впечатления детства самые прочные.

В детской литературе много произведений, прославляющих труд. Используя эти произведения, можно дать новую информацию о профессиях, на которые нет возможности организовать экскурсию, или закрепить ранее полученные знания. Главное, чтобы была достигнута цель: познакомить младших школьников с людьми разных профессий, научить их гордиться успехами людей, раскрыть в доступной форме общественную значимость труда, воспитывать у подрастающего поколения бережное отношение к труду взрослых, желание принять посильное участие — для этого можно использовать любые перечисленные методы. При чтении стихотворения В.В.Маяковского «Кем быть?» учащиеся знакомятся с профессиями столяра, шофера, врача, летчика, моряка, при чтении произведений В.Бианки, М.Пришвина — с профессиями лесника, егеря.

В свободной, внеклассной деятельности можно использовать дидактические игры по формированию первичных представлений о труде взрослых. К профориентационным играм, которые предлагаются школьникам как во время уроков, так и во внеурочное время, можно отнести целый класс игр, объединенных названием «Угадай профессию». Это: «Профессия на букву…», «Кто использует в работе?» (назвать профессии, которые используют заданный инструмент или материал, например, зеркало или иглу), «Ассоциация» (угадать задуманную профессию с помощью ассоциативных вопросов типа «Какой запах (цвет) у профессии?», «Профессия — результат», «Женские — мужские профессии», «Кто больше назовет предметов», детей учат классифицировать предметы как результаты труда по месту их производства (хлебозавод, чулочная фабрика, кондитерская и др.). Профориентационная игра «О, счастливчик!» содержит вопросы относительно содержания профессий, условий и предметов труда, а также о труде и качествах профессионалов. Для систематизации знаний о мире труда и профессий проводится игра «Путешествие по городу Мастеров», используется игровой сюжет — путешествие по городу, состоящему из нескольких районов. Каждый район соответствует одной из профессиональных сфер. Учитель предлагает составить план района; придумать названия улиц и переулков; продумать, какие предприятия и учреждения должны находиться в этом районе, разместить их на плане; «заселить» дома известными сказочными персонажами; рассказать об их образе жизни; описать типичный день жителя района.

Осознать общественную значимость труда ребенку помогают также беседы и дидактические игры типа «Чей труд важнее», «Все для всех», «Экономическая азбука» и пр. Формы организации детей во время дидактических игр разные: индивидуальные, групповые, подгрупповые.

Грамотное планирование проведения дидактических игр, компетентность педагога в вопросах организации игр в сочетании с другими видами педагогической деятельности в работе с детьми позволяет говорить о решении не менее важной задачи области «Труд»: воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Основная задача педагога младших классов — сформировать представления детей о профессиях и труде взрослых, учитывая их интересы, склонности, индивидуальные особенности и потребности общества в кадрах.

Учитель должен воспитывать интерес к будущей профессии для того, чтобы впоследствии этот интерес перерастал в склонность и увлеченность. Широкие возможности для ознакомления с миром профессий имеют внеклассные мероприятия и уроки русского языка. Учебники по русскому языку содержат множество терминов и понятий профессионального характера, названия различных профессий, производств, трудовых действий, предметов труда, материалов, инструментов.

С целью развития представлений учащихся о мире труда и профессий могут быть использованы различные задания. Например, подобрать, к слову, обозначающему профессию, ряд прилагательных, обозначающих свойства, качества, необходимые представителю данной профессии:

  • водитель — внимательный, ответственный, зоркий;
  • врач — добрый, заботливый, милосердный;
  • продавец — вежливый, предупредительный, знающий.

При этом обращается внимание учащиеся на то, почему данные качества необходимы представителю характеризуемой профессии.

Можно предложить учащимся задание, с помощью которого они глубже знакомятся с содержанием труда распространенных профессий:

— Как образованы следующие слова: телеграфист, телефонист, стеклодув, стекловар? Выделите корни и суффиксы.

Особое место на уроках русского языка и чтения занимают творческие работы. Это могут быть сочинения «Труд вокруг нас», «Кем я хочу быть?», сочинения о своих впечатлениях после экскурсии профориентационной направленности.

Важная роль в формировании положительного отношения учащихся к миру труда и профессий принадлежит урокам естествознания. На уроках учащиеся знакомятся с жизнью и деятельностью людей в различных природных зонах, рассматривают основные профессии различных природных зон, их особенности. Целесообразно вести речь о профессиях, распространенных в данном экономическом регионе, а также профессиях ближайшего производственного окружения школы.

На уроках изобразительного искусства учащиеся знакомятся с произведениями известных художников, с их жизнедеятельностью, осваивают навыки художественного творчества. На уроках музыки учащиеся получают представления о музыкальной деятельности. То есть данные предметы способствуют развитию у учащихся элементарных представлений о профессиях искусства. Учитель может дополнить содержание урока сведениями о таких профессиях, как художник-оформитель, дизайнер, художник-модельер, концертмейстер, преподаватель музыки и других.

Программа трудового обучения в начальной школе включает в себя разнообразные виды труда, в процессе которого учащиеся занимаются обработкой различных материалов. Учитель может дополнить знания учащихся рассказом о профессиях, связанных с данными материалами, показом рисунков, слайдов и т.д. Содержание различных уроков и внеклассных мероприятий позволяет осуществлять развитие понятий о труде людей, о мире различных профессий.

Таким образом, формирование представлений о мире труда и профессий — это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, учитывая при этом возрастные и психофизиологические особенности младших школьников.

Проведенная работа в этом направлении позволит ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Хорошая работа, интересная профессия — великое благо, им следует дорожить. Профессионала, мастера своего дела, умеющего хорошо и честно зарабатывать свои деньги, уважают люди.

Знакомство с миром профессий нужно начать с профессий, которые наиболее часто встречаются в жизни ребёнка, являются жизненно необходимыми, понятны и доступны по информации. Это службы образовательного учреждения: директор, учитель, врач, медсестра, дворник, шофёр, электрик и т.д.).

Беседа «Профессии, которые помогают мне учиться»

«Директор школы». Экскурсия в кабинет директора, знакомство, беседа.

Сюжетно-ролевая игра «Я директор». Конкурс рисунков «Портрет директора школы».

Беседа «Профессия — учитель».

Сюжетно-ролевая игра «Я работаю учителем». Конкурс рисунков «Мой любимый учитель».

Беседа «Медицинский работник». Экскурсия в медицинский кабинет.

Сюжетно-ролевая игра «Всех излечит, исцелит добрый доктор». Рисование «Врач/медсестра».

Беседа «Уважай чужой труд!» о работе технического персонала. Знакомство с уборщицей и дворником.

Трудовой десант. Уборка школы и пришкольного участка.

Следующий этап поможет сформировать представление о ценности труда родителей и близких родственников.

«Профессии родителей». «Работник торговли».

Экскурсия в магазин.

Сюжетно-ролевая игра «Продавец». Раскраска «Какие бывают магазины».

«Профессии родителей». «Шофер».

Сюжетно-ролевая игра «Мы едем, едем, едем». Раскраска «Виды транспорта».

«Профессии родителей». «Есть такая профессия — Родину защищать».

Конкурс рисунков «Защитники Отечества».

«Профессии родителей». «Охранник».

Экскурсия и наблюдение за работой школьного охранника.

Дать представление о видах производственного труда: шитье, производство продуктов питания, строительство.

Профессия «швея». Экскурсия в школьную швейную мастерскую.

Шитьё одежды для куклы. Инструктаж по ТБ при работе с ножницами и иголкой.

Профессия «повар». Экскурсия в школьную столовую.

Сюжетно-ролевая игра «Кондитер». Лепка из соленого теста.

Рисование «Любимые конфеты».

Профессия «Строитель». Беседа на тему «Какие бывают дома».

Конструирование из кубиков «Дом, который постою Я».

Конструирование из кубиков «Город, который построим МЫ».

На последнем этапе дидактические игры помогут формированию первичных представлений о труде взрослых.

Для систематизации знаний о мире труда и профессий проект «Путешествие по городу Мастеров», используя игровой сюжет — путешествие по городу, состоящему из нескольких районов. Каждый район соответствует одной из профессиональных сфер. Учитель предлагает составить план района; придумать названия улиц и переулков; продумать, какие предприятия и учреждения должны находиться в этом районе, разместить их на плане; «заселить» дома известными сказочными персонажами; рассказать об их образе жизни; описать типичный день жителя района.

Профессии в литературе. В.В.Маяковский «Кем быть?» (знакомятся с профессиями столяра, шофера, врача, летчика, моряка).

Дидактическая игра «Угадай профессию».

Дидактическая игра «Кто использует в работе?» (назвать профессии, которые используют заданный инструмент или материал).

Беседа на тему «Женские — мужские профессии».

Конкурс рисунков «Я хочу быть…»

Дидактическая игра «Ассоциация» (угадать задуманную профессию с помощью ассоциативных вопросов).

Дидактическая игра «Профессия — результат» учит детей классифицировать предметы как результаты труда по месту их производства (хлебозавод, чулочная фабрика, кондитерская и др.)

Проект «Путешествие по городу Мастеров».

КГУ «Средняя школа №26»

Классный час

Тема: « Общечеловеческие ценности-основа счастливой жизни» 

Учитель самопознания: Морозова М.Б.

г. Усть- Каменогорск, 2021г

Морозова Марина Борисовна

г. Усть- Каменогорск

КГУ «Средняя школа №26»

Классный час

Тема: « Общечеловеческие ценности-основа счастливой жизни» 

Цель: углубление представлений учащихся об общечеловеческих ценностях через раскрытие смысла и значения понятия «счастливая жизнь».

Задачи:

• раскрыть смысл и содержание понятия «счастливая жизнь» на основе анализа материалов, предложенных учителем, и жизненного опыта учащихся;

• развивать умение проявлять свою жизненную позицию в ходе творческой и проектной деятельности;

• воспитывать потребность помогать людям, природе; руководствоваться в своих поступках общечеловеческими ценностями.

Оборудование: рисунок “горы”, бумажный флажок, рюкзак, карточки с названием ценностей, ромашка, бумажные цветы.

Только от вас самих, от ваших жизненных ценностей и целей зависит, каким будет ваш жизненный путь….

I. Эмоциональный настрой

Приветствие.

— Улыбнитесь и поприветствуйте друг друга добрыми словами.

— Послушайте стихотворение Натальи Коленко

Познай себя!

Взгляни вокруг: наш мир прекрасен!

В нём есть так много доброты,

И весь поток её подвластен

Огню твоей святой мечты.

Открой внутри души нетленной

Загадок полный дивный сад.

И, словно часть большой Вселенной,

Стремись к волшебным чудесам!

Посеять нужно свет и веру,

Упорство, труд, любви запас,

Чуть-чуть удачи, грусти в меру

И счастья каждому из нас!

— Почему автор называет человека частью Вселенной?

(Потому что человек — часть природы)

— К каким волшебным чудесам должен стремится человек?

(Человек должен стремиться к свету, любви, счастью, доброте.)

II. Основная часть

-Прочитайте эпиграф нашего занятия. Как вы думаете, чему будет посвящён классный час?

— Правильно, о ценностях. Его тема — «Общечеловеческие ценности – основа счастливой жизни»

— Что же такое ценности? Какие ценности вы знаете?

Сегодня мы совершим восхождение на вершину – вершину нашей жизни. Восхождение на вершину всегда очень сложно и опасно, и нам предстоит выполнить ряд заданий, прежде чем мы достигнем нашей цели.

-Скажите, что важнее всего в жизни? (Здоровье, любовь, дружба, забота)

Возьмём с собой в дорогу рюкзак. Поднимаясь на вершину и преодолевая испытания, мы будем складывать в него общечеловеческие ценности.

 И в рюкзак я кладу это понятие.

99770837 1   99770837 2

2. Слушание Притчи «Три сита»

-Начнём путь с прослушивания притчи.

— Послушав притчу, назовите первую ценность.

Притча «Три сита»

Один человек спросил у Сократа:

⠀– Знаешь, что мне сказал о тебе твой друг?

⠀– Подожди, – остановил его Сократ, – просей сначала то, что собираешься сказать, через три сита.

⠀– Три сита?

⠀– Прежде чем что-нибудь говорить, нужно это трижды просеять. Сначала через сито правды. Ты уверен, что это правда?

⠀– Нет, я просто слышал это.

⠀– Значит, ты не знаешь, это правда или нет. Тогда просеем через второе сито – сито доброты. Ты хочешь сказать о моём друге что-то хорошее?

⠀– Нет, напротив.

⠀– Значит, – продолжал Сократ, – ты собираешься сказать о нём что-то плохое, но даже не уверен в том, что это правда. Попробуем третье сито – сито пользы. Так ли уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь рассказать?

⠀– Нет, в этом нет необходимости.

⠀– Итак, – заключил Сократ, – в том, что ты хочешь сказать, нет ни правды, ни доброты, ни пользы. Зачем тогда говорить?

— О какой важной ценности говориться в притче?

(Истина – общечеловеческая ценность. Очень важно в общении с другими людьми придерживаться правды, не критиковать других, говорить добрые слова. Постигая знания мы постигаем истину.)

2. Разгадывание ребуса

— Решите ребус и прочитаете вторую общечеловеческую ценность. Только после этого мы сможем двигаться дальше.

99770837 3

— Кто вас любит?

— Кого вы любите?

— За что вы любите своих родных?

— А может ли человек любить окружающих, Родину, природу?

— Каждому человеку необходимо любить самому и быть любимым другими людьми, потому что любовь объединяет людей.

Любовь— вторая общечеловеческая ценность. Любовь в сердце – это добрые мысли и добрые слова.

3. Анализ жизненных ситуаций

— Мы прошли половину пути. Молодцы. И снова в путь!

— Решим ситуации и назовём третью общечеловеческую ценность.

Ситуация 1

Вы заигрались с друзьями и не успели выполнить поручение навести порядок в комнате….

Ситуация 2

Вы нашли потерянную вещь, которая вам очень понравилась…

Ситуация 3

В магазине вам дали сдачи больше, чем нужно было….

Ситуация 4

Вы знаете, что ваш друг совершил не честный поступок, а подозревают в этом другого человека…

Ситуация 5

Вы получили двойку, родители огорчатся и будут ругать….

— Что лежит в основе решения этих случаев из жизни?

(Поступки по совести, проявление помощи, уважения к окружающим, следование законам страны – это всё праведное поведение)

4. Соберём пословицы

Гнев человеку сушит кости

99770837 499770837 599770837 699770837 799770837 8

обида горька.

Всякому своя

, крушит сердце.

Обидеть-то легко,

а добрый от радости.

Злой плачет от зависти,

с мысли начинается.

Плохой поступок

да душе-то каково?

Гнев человеку сушит кости, крушит сердце.

Всякому своя обида горька.

Обидеть-то легко,

Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

Плохой поступок с мысли начинается.

— Что общего в этих пословицах?

Если человек будет думать о хорошем, избегать обиды, не гневаться, не завидовать, то это приведёт к внутреннему покою. Внутренний покой – четвёртая общечеловеческая ценность.

5. Игры о животных

— До вершины осталось одно задание.

Игра «Назови ласково»
кошка, собака, хвост, когти, шерсть, усы, уши, лапы.

Беседа: «Мой домашний питомец»

-У кого из вас есть домашние животные?

-Расскажите, какие они, за что вы их любите?

-Как зовут ваших маленьких друзей?

-Во что вы с ними играете? Куда ходите на прогулку?

-Как ухаживаете за своими домашними питомцами?

Любить и беречь природу, проявлять заботу о домашних животных и растениях – это проявление общечеловеческой ценности, такой как ненасилие.

6. Ромашка «Счастья»

— Наше восхождение познакомило нас с общечеловеческими ценностями.

— Какие ценности являются основой счастливой жизни?

1. Истина

2. Любовь

3. Праведное поведение

4. Внутренний покой

5. Ненасилие.

— На лепестках написаны основные ценности – составим из них ромашку счастья.

III. Заключение.

-Итак, мы достигли вершины. А как вы думаете, почему я не поместила флажок на саму вершину?

У каждого из вас будет своя вершина жизни. У кого-то она маленькая и гладкая, у кого-то величественная и неприступная. У каждого в жизни свой путь. И как мы его пройдем и достигнем ли мы поставленной цели, зависит только от нас самих.

— Послушайте, стихотворение

Рецепт Сказка

Чтоб дом был счастливым, наполненным лаской,
Я дам вам рецепт под названием «Сказка».
Не сложный, но верный, его соблюдайте.
Согласны? Ну что же, тогда приступайте.
Шесть чашек ЛЮБВИ вы смешайте с ЗАБОТОЙ,
Три ложки ДОВЕРИЯ, чашку РАБОТЫ,

Две чашки ПРОЩЕНЬЯ и горсть ДОБРОТЫ,
Добавьте чуть ВЕРНОСТИ, нежной МЕЧТЫ.

Три чашки НАДЕЖДЫ и ДРУЖБЫ пол миски,
Стакан УВАЖЕНИЯ к старшим и близким.
Две ложечки СМЕХА, немного УДАЧИ,
Щепотку ТЕРПЕНЬЯ. И ваша задача:
Всё сдобрить УЛЫБКОЙ сердечной и ЛАСКОЙ,
И с утренним кофе подать эту «Сказку».

Рефлексия

— Напишите на цветочках ценностные качества, которые очень важны для счастливой жизни человека.

— Закончить эту тему хотелось бы словами: Жизнь достойного человека – это жизнь, построенная на общечеловеческих ценностях.

— Пожелать вам хочу: цените свою жизнь и свои ценности!

— Благодарю всех за работу!

В эти дни, когда мы читаем обескураживающие новости, ощущение беспомощности во всем происходящем может серьезно влиять на эмоциональное состояние. Разбираемся, когда еще возникает это чувство, как оно формируется и как можно себе помочь.

Рассказ составленный на основе имеющихся у детей представлений жизненного опыта это

Кирилл Складанов, врач-психотерапевт, специалист сервиса по подбору психологов Alter

Что такое выученная беспомощность

Термин говорит сам за себя. Выученная беспомощность — это состояние, мышление и поведение, характеризующееся тем, что человек ведет себя беспомощно — то есть пассивно: не улучшает негативные условия своей жизни, даже когда имеет такую возможность.

Почему беспомощность выученная? Потому что к подобному состоянию приводит предыдущий жизненный опыт, в котором у человека действительно не было шанса повлиять на вещи, которые его не устраивали. Данный феномен открыл американский психолог Мартин Селигман в 1967 году. Он ставил опыты на собаках, а позже полученные результаты подтвердились в исследованиях с участием людей.

Симптомы выученной беспомощности

Важно отметить, что выученная беспомощность не болезнь, а лишь состояние. Соответственно, здесь не может быть четких диагностических критериев (они есть только для заболеваний). Но мы можем говорить о признаках данного феномена.

Начнем с примеров. Женщина не может закончить отношения с абьюзивным партнером — это ей кажется невозможным. В детстве ее родители были в похожих отношениях, и мать даже не предпринимала попыток разрыва.

Выпускающийся школьник не идет поступать в вуз, хотя и хотел бы этого. Он не думает о том, что у него получится, ведь он плохо учился в школе, даже когда старался (хотя старался он довольно давно — в первом классе).

Студент не готовится к экзаменам, потому что считает, что подготовка ни на что не повлияет — на предыдущих экзаменах, к которым он готовился, ему не везло с билетами либо преподавателями: попадался один из ста вопросов, на который он не знал ответа, преподаватель принципиально всем занижал отметки — и он получал плохие оценки.

Работник не просит о повышении, а может, даже отказывается от него — он боится, что не справится с новыми обязанностями. Он и с текущими справляется не очень хорошо — не видит смысла усердствовать, ведь повышение ему все равно не светит.

Что объединяет все эти примеры?

  • Негативный опыт, который может быть получен и в раннем детстве, и пару лет назад.
  • Жизненные условия, не удовлетворяющие человека.
  • Отсутствие реальных попыток эти условия изменить. Реальных — то есть тех, которые могли бы привести к хорошему результату, а не тех, которые лишь докажут общее правило («нереальная» попытка — когда студент начинает готовиться к экзамену накануне ночью, не сдает и убеждается в том, что подготовка бесполезна).
  • Наличие реальных возможностей изменить свою жизнь. Данный пункт — самый сложный для самостоятельной оценки в случае выученной беспомощности. Вместо возможностей видятся только сложности, препятствия и другие причины бездействовать.
  • Негативные мысли, приводящие к поведению, которое только подтверждает их справедливость.

Также выученная беспомощность часто совпадает с присутствием схем «беспомощность» и «неуспешность» (понятия из схема-терапии, где схема — модель поведения и система представлений о мире, усвоенная в детстве).

Кадр из сериала «Большая маленькая ложь»

Кадр из сериала «Большая маленькая ложь»

© kinopoisk

Тест на выученную беспомощность

Вопросы, по которым можно проверить себя на наличие схем «беспомощность» и «неуспешность»

  • В повседневной жизни я во многом завишу от других людей.
  • Мне не хватает здравого смысла.
  • В житейских ситуациях на мое мнение нельзя полагаться.
  • Я не уверен в своей способности справляться с повседневными проблемами, которые постоянно возникают.
  • Почти все, что я делаю на работе (в учебе), не так хорошо, как это могли бы сделать другие люди.
  • Я не способен добиться успеха.
  • Большинство людей достигают лучших результатов в работе, чем я.
  • В работе я не так талантлив, как большинство других людей.
  • В том, что касается работы или учебы, я не такой сообразительный, как большинство других людей.
  • Думаю, что я не способен самостоятельно справляться с повседневными делами.

(Вопросы взяты из теста Джеффри Янга YSQ-S3R, русский перевод выполнен Касьяником П.М., Романовой Е.В.)

Оцените, насколько каждое из этих утверждений соответствует действительности, по шестибалльной шкале, где:

1 — абсолютно не соответствует;
2 — по большей части не соответствует;
3 — скорее соответствует, чем нет;
4 — в общем соответствует;
5 — по большей части соответствует;
6 — полностью соответствует.

Если в ответе хотя бы на два-три вопроса вы получили 4 балла или больше, это уже повод задуматься, не проявляется ли иногда в некоторых сферах вашей жизни выученная беспомощность.

Причины формирования выученной беспомощности

Как же возникает выученная беспомощность? Чтобы это понять, нужно знать, как вообще формируется поведение. Как правило, положительный результат наших действий (или отсутствие отрицательных последствий) приводит к закреплению этих действий в нашем поведении. Это называется «оперантное обусловливание».

Мы попробовали мороженое, и нам понравилось. Мы сделали домашнюю работу и получили пятерку. Мы трудились, трудились — и нас повысили. Мы не были довольны отношениями, разорвали их — и после этого выжили. Либо мы были свидетелями подобных вещей в раннем детстве (на примере родителей и других близких людей).

Если привести пример из когнитивно-поведенческой терапии, то можно сказать, что в нашей голове складывается следующая цепочка: предлагают мороженое (ситуация) — «я уже ел, было вкусно» (автоматическая мысль) — радость, предвкушение (эмоции) — решение съесть мороженое (поведение) — наслаждение, подтверждающее мысль о том, что мороженое вкусное (результат).

Нужно делать домашнюю работу (ситуация) — «я справлюсь и получу пятерку» (автоматическая мысль) — спокойствие, мотивированность (эмоции) — выполнение задания (поведение) — получение пятерки, подтверждение уверенности в собственных силах и способностях (результат).

Чтобы сформировать беспомощность, нужно сделать прямо противоположное: поставить человека в такие условия, где его действия не будут влиять на исход. Например, если в детстве не помогать ребенку со школьными заданиями, когда он просит, скорее всего, он научится тому, что обращаться за помощью бесполезно — все равно никто не поможет, а если у него не будет получаться сделать задания самостоятельно, он решит, что ничего не выйдет, как ни старайся.

Если, наоборот, чрезмерно заботиться о ребенке, не давая ему ничего делать самому — ни посуду помыть, ни во дворе погулять, — он решит, что его собственных сил, умений и знаний ни на что не хватит, а мир слишком сложен и опасен.

Кадр из сериала «Острые предметы»

Кадр из сериала «Острые предметы»

© kinopoisk

Так же начальник может не поощрять подчиненных за их успехи или отчитывать за то, на что они не в силах повлиять. Например, ругать врачей за необоснованные жалобы пациентов. Для закрепления эффекта это повторяется несколько раз. И тогда у человека в голове будет преобладать такая схема:

нужно делать домашнюю работу — «у меня это не получается, я не смогу, получу двойку» — тревога — прокрастинация — получение двойки, закрепление мысли «я не смогу» и в следующий раз такое же поведение.

В результате формируется порочный круг.

Как избавиться от выученной беспомощности

К чему может привести выученная беспомощность? Во-первых, к падению качества жизни. Далее возможны депрессия и тревожные расстройства. Состояние беспомощности присутствует в их структуре очень часто.

Главная сложность в решении данной проблемы — это объективная оценка себя. Выученная беспомощность — это «фильтр», который не позволяет увидеть все возможные варианты и альтернативы.

Однако с этим фильтром можно бороться. Цель — разорвать порочный круг, то есть практиковать поведение, которое будет приводить к положительным результатам и уменьшать веру в правдивость негативных мыслей.

  1. Определите, в каких областях жизни проявляется беспомощность. Что бы вы хотели улучшить? Что вас не устраивает?
  2. Подумайте, как можно улучшить, изменить, исправить то, что вам не нравится. Накидывайте как можно больше вариантов. Можно призвать на помощь близких и устроить совместный мозговой штурм — вероятно, они предложат идеи, до которых вы бы не додумались в одиночку. Кстати, в этой ситуации может проявиться беспомощность, если вам в голову полезут такие мысли: «и смысла нет пытаться», «все равно не получится», «от меня ничего не зависит», «это слишком сложно». Оцените мысли объективно: правдивы ли они, какие есть аргументы «за» их истинность, какие — «против». Лучше это делать письменно (даже если возникает мысль «все это бессмысленно»). Если аргументы строятся на предшествующем опыте, спросите себя, релевантен ли он, могла ли ситуация с тех пор измениться. Вдобавок можно представить, что ваш друг попал в такую же ситуацию. Что бы вы ему сказали? «Не пробуй, оставь это, у тебя не выйдет» или что-то другое?
  3. Вспомните моменты, когда у вас что-то получалось, вы добивались успеха, получали похвалу (даже если это кажется мелочью). Особенно ценны будут воспоминания о том, как что-то получилось, когда вы не верили в успех.
  4. Когда вы поняли, что некоторые мысли были искажены, и составили план действий на основе более объективного мышления, начинайте действовать. Важно, чтобы это были те самые реальные действия.
  5. Не отступайте, даже если будет казаться, что «точно ничего не выйдет», боритесь с негативными прогнозами, возникающими в голове. Такие установки довольно живучи (они сформировались, скорее всего, не за один день), так что потребуется некоторое время, чтобы убрать их из своего сознания. Это нормально.
  6. Зафиксируйте результат, каким бы он ни был. Проанализируйте, получили ли вы что-то полезное от вашего нового поведения. Даже если итог пока далек от уровня, к которому вы стремитесь, вы наверняка найдете в этом опыте нечто ценное. Нет? А если подумать?
  7. Похвалите себя. Это важно.

Повторите все пункты несколько раз. Для формирования адекватной оценки и закрепления объективного мышления нужно чуть больше опыта, чем «я разок попробовал». Это может быть по-настоящему трудно, поэтому всегда можно обратиться за помощью к специалисту. 

Правильная организация обучения детей с ОНР — очень сложное дело. Следует помнить, что, как и для нормально развивающихся детей, наиболее эффективно такое обучение, которое несколько опережает развитие ребёнка, однако не превышает его возможностей. Поэтому наряду с общепринятыми приёмами вполне обоснованно использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна.

Дошкольный возраст — период образных форм сознания, поэтому основные средства, которыми ребёнок овладевает в этот период, образные: сенсорные эталоны, символы, знаки, различные модели, схемы.

Коррекционно-воспитательная работа, включающая развитие связной речи, имеет два направления.

  • Формирование базы для речевой деятельности.
  • Самостоятельная речевая деятельность.

Реализация второго направления предполагает определённые этапы в работе:

  • оставление предложений разных конструкций;
  • упражнение в диалогической речи;
  • упражнение в инициативной связной описательно-повествовательной речи.

Опыт показывает, что использование картинного материала, метода моделирования, мнемоники, элементов театрализованной деятельности, различных игровых приёмов могут быть успешно использованы в развитии связной речи у детей с ОНР. Они дают возможность обобщённо познавать явление, способствуют развитию не только наглядно-образного, но и логического мышления и тесно связанной с ними речи в целом.

Развитие фразовой и диалогической форм речи

Обучение составлению предложений является подготовительным этапом к упражнениям в связной речи. Оно проводится по мере необходимости на индивидуальных и подгрупповых занятиях, и только иногда используется как часть группового занятия. Подготовительная работа включает также ряд развивающих речевых игр и упражнений, направленных на активизацию речемыслительной деятельности, закрепление навыков составления фразовых высказываний, формирование словесного творчества и чувства языка. (Приложение 1)

Как показали исследования, старшие дошкольники с ОНР значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной диалогической речи. Дети затрудняются длительно поддерживать диалог, недостаточно инициативны, у них слабо сформированы навыки рассуждения, отсутствует аргументация. Каждый ребёнок говорит о своём и не слышит партнёра, не отвечает эмпатией на собеседника. Для развития просодической стороны речи и эмоциональных проявлений детей нам, как педагогам-практикам, показалась интересной нетрадиционная форма работы над диалогической формой речи — метод интервьюирования.

Этот метод позволяет отойти от традиционных методов обучения развития связной речи. В виде беседы происходит практическое усвоение вопросно-ответной формы, помогающее соотносить содержание фразы-высказывания с предметом и темой высказывания, а также овладеть простыми синтаксическими моделями фраз.

Цель предлагаемого метода — развитие диалогической формы речи с включением второго ребёнка в речевую деятельность. Научить детей планировать свою речь, понимать предметные ситуации, выстраивать их в определённой логической последовательности, совершенствовать навыки использования невербальных средств общения, опираться при составлении связного высказывания на условные знаки, отображающие ход беседы детей друг с другом — основные задачи, которые стоят перед педагогом.

При закреплении лексической темы очень важна чёткая постановка вопросов, необходимых для проведения интервью. Собственный сенсорный и практический опыт ребёнка уточняется, обогащается представлениями в ответах других сверстников, что в дальнейшем отражается на качестве его рассказа. Для успешного решения задач развития диалогической речи целесообразно использовать игровые приёмы, что увеличивает эффективность занятия; например, дети «отправляются» на экскурсию, на прогулку, в путешествие, на выставку, где и проводится интервью.

К приёмам развития диалогической формы речи можно отнести игру из технологии ТРИЗ «Да-нетки». Игра требует не только широких знаний по лексической теме, но и хорошо развитых логического мышления, умения задавать вопросы.

Работа над пересказом

Все занятия по обучению инициативной связной речи разбиты на три группы: рассказы по восприятию, памяти, воображению.

Картинный материал и средства графического моделирования (схемы, модели, мнемотаблицы, предметные, сюжетные картинки, серии, пиктограммы и т.п.) для активизации связной речи используются при обучении:

  • пересказу;
  • составлению описательного рассказа о единичных предметах, по серии картин, картине;
  • составлению рассказов из личного опыта;
  • рассказыванию с элементами творчества.

Серьёзные затруднения при пересказе привели нас к применению обучения наглядному моделированию смыслового содержания текста с учётом специфических нарушений связной речи и потенциальных возможностей детей.

Овладение приёмами моделирования значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов (внимания, памяти, образного мышления), а также на перекодирование информации, то есть преобразование абстрактных символов в образы. Пересказ требует дословного запоминания текстовой информации. Совершенно очевидно, что ребёнок, как и взрослый, воспроизводит текстовые сведения по припоминаемым картинкам. Когда мы слушаем или читаем рассказ, сказку, воссоздающее воображение автоматически переводит слова в зрительные образы. Благодаря этому процессу запоминаются как бы отдельные кадры из «просмотренного кино», вызванного в воображении этим текстом. Процесс воспроизведения, пересказа прочитанного или услышанного напоминает рассказ по картинкам.

Опора на визуальный образ важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребёнок не понимает этого текста. Таким образом, приём символизации — наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения, например в сказках, текстах.

Сопровождающая при свободном пересказе текстового сообщения в качестве зрительной опоры яркая, красочная иллюстрация в виде сюжетной картинки с детализацией изображений и даже не всегда имеющей значимости для рассказа поможет ребёнку в обогащении связного высказывания. При необходимости точного повторения достаточно схематичного изображения отдельных частей, что облегчает запоминание и воспроизведение целостного образа.

Обучая детей рассказыванию, учим детей с ОНР использовать схемы-модели в качестве плана речевого высказывания. Ребёнок знает, с чего начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ и как его завершить.

Обучению пересказу помогают тексты, выбранные с учётом возрастных и речевых возможностей детей и рекомендованных программой дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с ОНР.

На начальных этапах обучения пересказу используем иллюстрированные панно и опорные картинки, затем иллюстрации меняются на условные схемы, которые помогают детям учиться составлять план пересказа. На более поздних этапах дети сами составляют простые рисунки-схемы при пересказе, работе с деформированным текстом.

Использование опорных рисунков для обучения пересказу увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для дошкольников с речевой патологией. Как уже было отмечено, в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запоминать текст. Сначала следует подбирать опорные картинки к выбранному тексту (желательно к каждому предложению — рассказы цепной структуры). (Приложение 2) Картинки должны быть яркими и узнаваемыми. При чтении текста картинки выставляются на доске, после прочтения дети воспроизводят текст по опорным картинкам.

На более поздних этапах при работе над пересказом подбираем текст, кодируем его при помощи символов, читаем и по ходу чтения изображаем текст. Затем текст воспроизводится логопедом и детьми с опорой на рисунки. Далее дети «читают» текст хором, группами, по одному. (Приложение 3) Дети второго года обучения придумывают рисунки-символы («шифруют») к текстам вместе с логопедом.

Знакомя детей с текстами, над которыми будем работать на занятиях по развитию речи, часто используем различные виды театра: настольный, пальчиковый, теневой. Для поддержания интереса детей рассказываем сказку, текст от имени кукольного героя, либо сами переодеваемся, перевоплощаясь в «Сказочницу», «Бабушку-Загадушку», «Волшебницу» и

т.п. Работая над пересказом, используем различные его виды: цепочкой; по частям; по ролям; выборочный; краткий; с изменением лица, от которого ведётся повествование. Придумываем с детьми диалоги между героями, события, предшествующие изображённым в тексте; предлагаем детям подумать, как сделать героев лучше, добрее, изменить конец; драматизируем сказки, истории.

Мнемотехника в работе над составлением описательных рассказов

При обучении детей описанию предметов решаются следующие задачи:

  • развитие умения выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов;
  • формирование обобщённых представлений о правилах построения рассказа-описания;
  • овладение языковыми средствами, необходимыми для такого рассказа.

Сложность обучения описанию обусловлена тем, что для создания и понимания такого функционального типа речи недостаточно накопленного жизненного опыта, а необходима активная интеллектуальная работа самого ребёнка по выделению признаков и свойств предмета или явления. Кроме того, внутренняя организация такого сообщения не имеет жёсткой структуры.

Обучение описанию предмета проводится с использованием картинного плана, который позволяет систематизировать полученные знания, спланировать высказывание. План устанавливает последовательность, определяет содержание рассказа. Картинный план — это 6-8 карточек, каждая из которых представляет признак предмета, явления, о котором надо рассказать. На более поздних этапах обучения составления рассказов-описаний детям предлагается готовый план — мнемотаблица. (Приложение 4)

Мнемоника, или мнемотехника, — система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Процесс запоминания делится на 4 этапа:

  • кодирование элементов информации в зрительные образы;
  • собственно сам процесс запоминания;
  • запоминание последовательности информации;
  • закрепление информации в памяти.

Важно отметить, что способность запоминать зависит в первую очередь не от памяти, а от мышления и внимания. Нарушения в работе этих психических процессов сделают практически невозможным произвольное запоминание.

Мозг не хранит информацию в привычном смысле этого слова. Он способен сохранять только связи. Внутренние связи, существующие в реальных объектах, выделяются мозгом и запоминаются им автоматически. В дальнейшем, по отдельной части информации мозг создаёт целостный образ объекта. Ни сам объект, ни его характеристики мозгом не фиксируются. Вся система запоминания в мнемотехнике основывается на визуальном мышлении. Именно с помощью мыслительных операций сознательно контролируется процесс запоминания, припоминания и сохранения информации в мозге, где зрительные образы — инструмент для запоминания.

У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, заместители, графические аналогии, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти.

Такой приём особенно важен для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами. Однако для развития связной речи применение одних искусственных приёмов мало, поскольку основной опорой запоминания являются не искусственные, а логически оправданные, осмысленные связи, устанавливаемые как внутри того, что запоминается, так и между запоминаемым материалом и чем-либо уже хорошо известным. Особенность методики — применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы понятны и максимально приближены к речевому материалу.

На логопедических занятиях учим не только рассказывать по картинному плану, но и обозначать его графически. На доске заполняются клетки таблицы, а каждый ребёнок заполняет свою собственную, с помощью которой он имеет возможность составить рассказ-описание или загадку о любом предмете по данной лексической теме.

Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребёнок знает, с чего он должен начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Это достигается использованием определённых символов, обозначающих различные признаки предметов или объектов. (Приложение 5)

На занятиях по составлению описаний используются красочные игрушки, натуральные предметы, картинки с изображением птиц, животных, растений, предметов окружающего мира. Внимание детей направляется на выбор более точных определений, умение контролировать свою речь, точно соотносить предмет с его признаками. К работе привлекаются кукольные персонажи, которые «будут интересоваться» рассказом ребёнка. Можно предложить ребёнку «быть» знатоком, журналистом, экскурсоводом, рассказывающем о чём — или о ком-либо. Это повышает эмоциональный настрой, побуждает к более детальному описанию.

Поведение взрослого должно отличаться гибкостью, потому что картинный план позволяет каждому дошкольнику находить свой вариант высказывания. При использовании картинного плана речь логопеда сводится к минимуму: он молча показывает на символическое изображение признака предмета. В случае затруднения для дополнения, исправления речи говорящего можно привлекать других детей.

При обучении составлению описательного рассказа используются следующие приёмы:

  • логопед даёт образец рассказа, раскладывая карточки, а дети повторяют его;
  • логопед описывает предмет, ребёнок раскладывает карточки, а дети повторяют рассказ;
  • на полотне располагаются все карточки, кроме первой, логопед описывает предмет по плану-схеме, дети угадывают, что это, затем повторяют описание;
  • логопед начинает описание, ребёнок продолжает его по оставшимся карточкам;
  • игра «Карточка обиделась». От одной до трёх карточки повёрнуты изображением вниз. Ребёнок составляет описание предмета, включая в рассказ закрытые пункты плана.
  • игра «Карточки разбежались». Логопед предлагает детям составить рассказ-описание, чтобы помочь Незнайке, от которого убежали все карточки. Детям приходится составлять описание, удерживая в памяти план рассказа.

Интерес детей к теме, их желание говорить зависит от педагога, его манеры вести занятие, эмоциональности, умения поощрять свободные высказывания детей, не подавляя их речевую активность. Любую, даже неудачную попытку ребёнка выразить свою мысль необходимо поддерживать, тактично исправляя неточность. Успехи детей можно поощрять различными знаками: фишками, жетонами, флажками, звёздочками. (Приложение 6)

Составление рассказов по картине, серии

Большие возможности для развития связной речи дают сюжетная картина, серия. Особое внимание уделяется методам, направленным на развитие внимания, зрительного восприятия, логического мышления.

Рекомендуется несколько видов занятий с картинным материалом:

1. Составление рассказов по многофигурным картинам с изображением нескольких групп действующих лиц или сценок в пределах общего, хорошо знакомого сюжета. Такие картины позволяют составить короткие рассказы первоначально по отдельным фрагментам, что облегчает последующее составление связного рассказа-сообщения по всей картине.

2. Составление коротких рассказов-описаний по сюжетным картинам, в которых на первый план выступает изображение места действия, предметов, событий, определяющих общую тематику: «Ледоход», «В зимнем лесу».

3. Обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий по опорным вопросам: «Скоро Новый год»».

4. Описание пейзажной картины. Дети называют время года, перечисляют предметы ландшафта в последовательности, определяемой пространственным расположением, описывают объекты по вопросам с использованием опорных картинок: Какое небо, солнце? Как выглядят река, лес, поле? Применяются также направляющие вопросы-указания: А теперь расскажи о берёзках.

5. Составление рассказа по серии после раскладывания картин в правильной последовательности, придумывание окончания истории, содержания пропущенного фрагмента, окончания истории и т.п.

Чтобы научить дошкольников выделять главное и второстепенное на картине, серии вначале в качестве образца можно использовать готовый повествовательный текст.

При обучении рассказыванию по картине, серии используются следующие приёмы:

  • формулирование вопросов к рассказу;
  • упорядочение вопросов в план для рассказа;
  • составление картины, отражающей содержание рассказа;
  • разбор содержания каждой картины серии в отдельности;
  • образец рассказа педагога;
  • наводящие вопросы;
  • предваряющий план рассказа;
  • рассказ по фрагментам картины;
  • придумывание предваряющих, последующих событий того, что представлено на картине, серии;
  • коллективное составление рассказа.

Вначале дети упражняются в составлении краткого, а затем более развёрнутого рассказа целиком по наводящим вопросам, в дальнейшем по подробному плану, предлагаемому педагогом.

Основные этапы работы с картинным материалом:

1. Определение состава картины, называние живых и неживых объектов, схематичное обозначение (Кто больше назовёт живых, неживых объектов? Кто больше увидит и запомнит? Кто самый внимательный?)

2. Нахождение связей между объектами на картине, серии. (Кто запомнил, чем заняты различные персонажи? Как связаны между собой соединённые линией объекты?)

3. Исследование картины на полисенсорной основе. (Закрой глаза, представь, что ты попал в картину. Что ты слышишь, чувствуешь, ощущаешь?)

4. Копилка образных сравнений. (Скажи, что это за предмет. Назови другой такой же.).

5. Выстраивание временной последовательности событий. (Придумай, что герой делал раньше, что случится потом.)

6. Выслушивание разных точек зрения. (Описание событий от лица какого-либо героя картины, серии.)

Работа по картине проводится на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Дошкольники учатся анализировать и обобщать содержание картины, серии; у них формируется целостное и одновременно дифференцированное представление об изображённой ситуации. На групповом занятии дети уже справляются с подобным заданием: они могут логично, связно передать содержание, используя разнообразную лексику, сравнения.

Особенности работы над рассказом из личного опыта

При составлении рассказов из личного опыта дети должны научиться планировать свою речь, понимать предметные ситуации, выстраивать их в логической последовательности; делать графические зарисовки. Опираться на схему, отображающую ход событий.

Только проанализировав ситуацию, в которой участвовал сам ребёнок, он может воспроизвести характерные для неё события.

Логопед даёт чёткую установку: прежде чем рассказывать что-то из своего опыта, нужно мысленно нарисовать этюд, который ляжет в основу рассказа. Таким «мысленным рисунком» (определённым набором предметов, их расстановкой) ребёнок обозначает границы сюжета. «Мысленный рисунок» даёт ему возможность понять, что такое эпизод, и осознанно представить основу повествования.

Можно использовать такой приём: дети рисуют или вкладывают готовые картинки в специально обозначенные на бумаге места, указывающие на логику последовательного изложения событий. Таким образом, получается сюжетная основа для рассказа с алгоритмом: что было сначала, что дальше, чем закончилась история.

Рассказы из личного опыта целесообразно проводить после утренников, экскурсий, досуговых мероприятий, а также наблюдений во время прогулок, общественно-полезных дел и др. Рассказ составляется с опорой на образец педагога и предваряющий вопросный план. Используется коллективная форма составления, приём его дополнения другими детьми. При рассказывании на основе коллективного опыта можно применять рисунки самих детей, отражающие события жизни ДОУ.

Важно научить детей соединять в рассказе наблюдения за собой и действиями других. Это помогает уточнить, обогатить свой сенсорный и практический опыт, что положительно влияет на умение пересказа события.

Творческое рассказывание в работе с детьми с ОНР

Под творческим высказыванием понимают придуманные детьми истории с самостоятельным выбором содержания (ситуаций, действий, образов), логически построенным сюжетом, облечённым в соответствующую словесную форму.

Подобная работа проводится в основном на втором году обучения (подготовительная группа). Элементы творчества, доступные детям, задания творческого характера: игры-инсценировки; составление пересказов с изменением действующих лиц; лиц, от которого ведётся повествование.

Для формирования навыка составления самостоятельного рассказа проводятся следующие вид занятий:

  • составление рассказа по аналогии;
  • придумывание продолжения незавершённого рассказа;
  • придумывание предшествующих изображённого на картине, серии, в тексте событий;
  • составление сюжетного рассказа по набору игрушек;
  • сочинение на заданную тему по нескольким опорным словам, предметным картинкам и др.

Обучение составлению по опорным словам целесообразно вначале проводить в сочетании с демонстрацией соответствующих картинок: мальчик — удочка — река; ребята — лес — ёжик; мальчик — озеро — плот. Помимо предметных картинок, могут использоваться картинки с изображением пейзажа. Они выполняют функцию своеобразного картинного плана. Возникающие у детей при восприятии слов наглядные образы дополняются, уточняются конкретными деталями, которые могут быть использованы при решении творческой задачи. Затем детям предлагается тема рассказа, определяющая его возможную событийную основу: «Случай на реке», «Приключение в зоопарке», «История в лесу». Для облегчения выполнения задания применяется план-схема: Что было раньше? Что случилось потом? Чем закончилась история? Используется также краткий план из трёх-четырёх вопросов, к составлению которого привлекаются дети.

Беседа-обсуждение предложенной темы (активизация и уточнение имеющихся у детей представлений, связанных с темой рассказа):

  • коллективное составление плана и графической схемы будущего рассказа;
  • направляющие указания к составлению рассказов (дети определяют место, время действия, основных персонажей);
  • обсуждение и анализ детских рассказов;
  • домашние задания (пересказать родителям составленный на занятии рассказ, придумать другие рассказы на ту же тему).

Наблюдения показали: использование картинного материала, моделей, мнемотаблиц, схем, игровых приёмов, элементов театрализованной деятельности облегчает процесс овладения детьми содержанием, структурой описательных и повествовательных связных высказываний, их связностью. Анализ рассказов выявил улучшение почти всех показателей: большинство детей к концу обучения самостоятельно, без наводящих вопросов описывали игрушки, животных, растения, птиц; пересказывали тексты; составляли рассказы по картине, серии, из личного опыта, творческого характера. (Приложение 7)

Список использованной литературы

  1. Арбекова, Н.Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР [Альбом 1 Мир растений] / Н.Е.Арбекова. — М.: Издательство «Гном», 2010. — 56 с.
  2. Арбекова, Н.Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР [Альбом 2 Мир животных] / Н.Е.Арбекова. — М.: Издательство «Гном», 2010. — 64 с.
  3. Арбекова, Н.Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР [Альбом 3 Мир человека] / Н.Е.Арбекова. — М.: Издательство «Гном», 2010. — 68 с.
  4. Арбекова, Н.Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР [Текст]: Конспекты фронтальных занятий логопеда / Н. Е. Арбекова. — М.: Издательство «Гном», 2011. — 78 с.
  5. Барсукова, Е.Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек [Текст] / Е.Л.Барсукова // Логопед. — 2009. — № 5. — С. 13-19.
  6. Бардышева, Т.Ю., Чохонелидзе, Т.А. Пересказы и рассказы [Текст]: Учебно-методическое пособие для чтения взрослыми детям / Т.Ю.Бардышева, Т.А.Чохонелидзе. — М.: «Карапуз», «Гелеос», 2008. — 94 с.
  7. Белошистая, А.В., Шляхтина, Т.Ю. Учимся сочинять и рассказывать [Текст] /А.В.Белошистая, Т.Ю.Шляхтина. — М., 2007. — 84 с.
  8. Большева, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления и речи дошкольников с помощью мнемотехники [Текст] / Т.В.Большева. — СПб., 2005. — 54 с.
  9. Воробьёва, В.К. Обучение детей с тяжёлыми нарушениями речи первоначальному навыку описательно-повествовательной речи [Текст] / В.К.Воробьёва // Дефектология. — 1990. — №4. — С. 27-39.
  10. Гурьева, Н.А. Год до школы. Развиваем память [Текст]: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике / Н.А.Гурьева. — СПб., 2000. — 47с.
  11. Ивановская, О.Г., Гадасина, Л.Я., Савченко, С.Ф. Занятия с логопедом по обучению связной речи детей 6-7 лет на основе разрезных картинок [Текст] /О.Г.Ивановская, Л.Я.Гадасина, С.Ф.Савченко. — СПб.: КАРО, 2009. — 93 с.
  12. Коноваленко, В.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приёмы [Текст]: методическое пособие / В.В.Коноваленко.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010. — 67 с.
  13. Кротова, И.В. Метод интервьюирования в обогащении словаря детей 6-7 лет с ОНР [Текст] / И.В.Кротова // Логопед. — 2010. — № 7. — С. 61-67.
  14. Лапп, Е.А. Активизация инициативной связной речи дошкольников с амблиопией и косоглазием средствами графического моделирования [Текст] / Е.А.Лапп //Логопед. — 2005. — № 4. — С. 43-51.
  15. Малетина, Н.С., Пономарёва, Л. В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР [Текст] /Н.С.Малетина // Дошкольное воспитание. — 2004. — №6. — С. 23-32.
  16. Миронова, С А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях [Текст] / С.А.Миронова. — М., 2007. — 93 с.

    Омельченко, Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи [Текст] / Л.В.Омельченко // Логопед. — 2008. — №4. — С. 13-19.
  17. Соломенникова, Л.О. Об использовании наглядности для формирования связной монологической речи [Текст] / Л.О.Соломенникова // Дошкольное воспитание. — 1999. — №4. — С. 73-81.
  18. Строгова, С.Ю. Развитие связной речи детей с использованием метода моделирования [Текст] / С.Ю.Строгова // Логопед. — 2010. — №8. — С. 67/
  19. Ткаченко, Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов [Текст] / Т.А.Ткаченко //Дошкольное воспитание. — 1990. — №10. — С. 30-33.
[c]Особенности организации профориентационной работы с детьми,
имеющими нарушение слуха.
БОУ ВО «Грязовецкая школа-интернат II вида»
Смирнова Татьяна Борисовна,
учитель географии и информатики,
руководитель МО классных руководителей

Организация работы по профессиональной ориентации обучающихся — одно из направлений деятельности классного руководителя. Профессиональная ориентация решает одну из важнейших задач социализации личности – задачу её профессионального самоопределения.
Профессиональное самоопределение – это осознанный выбор индивидом профессиональной деятельности на основе самооценки своих качеств и в соответствии со своими интересами и потребностями, определение себя относительно выработанных в социуме критериев профессионализма.
Профессиональное самоопределение – это стержневая проблема в воспитании детей с нарушением слуха. У них, чаще, чем у других, возникают проблемы профессионального выбора. Процесс профессионального самоопределения слабослышащих детей имеет свои особенности вследствие их дефекта. Первичное нарушение слуха (отсутствие или значительное его снижение) ведёт к отсутствию или недоразвитию словесной речи, низкому уровню познавательных способностей. Это осложняется сопутствующими заболеваниями. Условия школы-интерната, замкнутый круг общения порождают в детях иждивенчество и безынициативность. Неумение приспособиться к новой социальной среде, незнание современных жизненных условий, в которых большое значение, имеет высокий профессионализм работника, приводит к неустроенности судеб детей. Дети с нарушением слуха, имеющие семью и живущие в интернате не опираются на профессиональный опыт родителей в выборе профессии. Родители таких детей, в большинстве случаев, слышащие и у них возникает неадекватная оценка возможностей детей. Поэтому важно готовить детей не к кажущемуся социальному благополучию, которое их ждёт в будущем, а к реальной борьбе за своё место в жизни через профессиональную деятельность, с помощью которой ребёнок войдёт в ту систему отношений, где будет чувствовать себя значимым и востребованным.
Оптимальное решение вопроса «кем быть?», поиском которого неизбежно приходится заниматься каждому человеку на определенном этапе возрастного и социального развития, является жизненно важным не только для него лично, но и для общества в целом. Помочь детям в их профессиональном самоопределении может педагог, организующий работу по профессиональной ориентации. Эта работа по своей сути представляет собой систему мероприятий, направленных на формирование у слабослышащих обучающихся профессионального самоопределения, готовности к сознательному и обоснованному выбору профессии в соответствии со своими интересами, желаниями, склонностями, способностями и с учетом имеющихся общественных потребностей в специалистах различного профиля. В организации этой деятельности роль педагога огромна. Ведь именно классный руководитель, знающий ребёнка в течение длительного времени, может организовать систему педагогических, психологических и медицинских мероприятий, направленных на подготовку воспитанника к сознательному выбору профессии. В школе профориентационная работа проводится под руководством зам. директора по воспитательной работе. Её организуют классные руково¬дители и воспитатели, школьный психолог, социальный педагог, библиоте¬карь, медицинский работник, учителя-предметники. Профессиональное самоопределение начинается далеко в детстве и заканчивается в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека.
На каждом периоде школьного этапа реализуются различные цели профориентационной работы:
• начальная школа (1 – 5кл.) – формирование представлений о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности;
• первая ступень основной школы (6 – 10кл.) – развитие интересов и способностей, связанных с выбором профессии;
• вторая ступень основной школы (10 – 12кл.) – формирование профессиональной мотивации, готовности к самоанализу основных способностей и склонностей;
• старшие классы (13 – 14кл.) – формирование ценностно-смысловой стороны самоопределения, определение профессиональных планов и намерений учащихся, развитие способностей через углубленное изучение отдельных предметов.
Важно помнить, что профориентационная работа в школе при¬носит пользу только тогда, когда к этому процессу при¬влечён весь коллектив школы, и когда соблюдаются следующие принципы:
 Систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшекласс¬никами. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.
 Дифференцированный и индивидуальный подход к учащим¬ся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интере¬сов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
 Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивиду¬альных форм профориентационной работы с учащимися и родите¬лями.
 Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных за¬ведений, центров профориентации молодежи, службы занятости,
общественных молодежных организаций.
 Связь профориентации с жизнью (органическое единство с
потребностями общества в кадрах).
Чтобы правильно организовать педагогический процесс, выбрать формы работы, методы и приёмы обучения и воспитания слабослышащих детей, наиболее эффективные с точки зрения личностно-ориентированного подхода, необходимо знать особенности развития каждого ребёнка, структуру его дефекта с позиций классификаций Р.М. Боскис и Л. В. Неймана.
Профориетационная работа в средних классах проводится с учётом психологических особенностей обучающихся, их общего и речевого развития. Нарушение слуха, трудности в свободном естественном общении с окружающими ограничивают вариативность в выборе доступных профессий. В процессе профориентации необходимо учитывать эту особенность детей и формировать интересы к тем специальностям, по которым можно учиться и трудоустраиваться.
Цель работы классного руководителя – подготовить воспитанников к сознательному выбору профессии.
На первой ступени основной школы (6 — 10кл.) решаются следующие задачи:
— продолжить знакомство с миром профессии;
— сформировать положительное отношение к труду;
— научить разбираться в содержании профессиональной дея¬тельности;
— научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
— научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возмож¬ностей своей личности)
Основными направлениями в профориентационной работе в 6 – 10 классах являются:
 Профессиональная информация.
 Профессиональное воспитание.
 Профессиональная консультация.
Профессиональная информация на данном этапе включает в себя продолжение знакомства с миром профессий. Изучение личностных и профессионально важных качест¬в человека, существенных для самоопределения. Знакомство с системой учеб¬ных заведений и путями получения профессии, с потребностями обще¬ства в кадрах. Даются детям знания о средствах существования человека, о роли труда в жизни личности и общества, о деньгах как эквиваленте человеческого труда. С помощью беседы, например, «Профессия, работа. Что это такое?», «Труд и деньги», «Основы трудового права» и т.д. сообщаются, закрепляются, проверяются знания учащихся. Беседа может сочетаться с рассказом, объяснением. Используются примеры из истории, художественной литературы, периодической печати. Объяснение имеет место при ознакомлении детей с новыми понятиями. Этот метод хорошо применим в сочетании с демонстрацией таблиц, диаграмм, оборудования и т.д. В ходе беседы применяю следующие средства наглядности: схемы, плакаты, фотографии и т.д. Очень важно в ходе беседы ставить проблемные вопросы. При их решении дети самостоятельно приходят к выводу, переносят имеющие знания в новые ситуации.
Большое значение в накоплении социального опыта, в общении с окружающим имеют экскурсии. В процессе экскурсии дети познают многообразие профессий, дейсвительность, окружающий мир. В интересах успешного социального ориентирования детей в окружающей их жизни проводится подготовка к экскурсии: знакомство с темой, содержанием и возможными ситуациями. Например, перед посещением почты дети упражняются в формировании коммуникативных качеств (знания о культуре общения в условиях учреждения, в определённой ситуации, деловое общение с работниками почты). После проведения экскурсии проводится обсуждение экскурсии. Главный метод – наблюдение. Задача таких наблюдений – возбудить у обучающихся интерес к профессиональной деятельности различных специалистов, научиться анализировать производственные процессы, представления о многообразии профессиональных выборов. Экскурсия позволяет детям основательно и детально ознакомится с конкретными профессиями.
Эффективное средство расширения кругозора обучающихся — встречи с выпускниками. Ученики получают знания о том, что каждый из них в будущем может выбрать любую доступную профессию. У обучающихся воспитывается понимание важности дисциплины труда. Важно обращать внимание детей на то, что в их возрасте нужно думать, не только о том, какая профессия им нравиться, но и какая соответствует их возможностям, характеру.
Встреча с представителями разных профессий очень важны для обучающихся школы — интерната. Беседа с профессионалом качественным образом заменит любой рассказ классного руководителя, потому что только человек, занимающийся любимым делом, может интересно и достаточно глубоко рассказать о своей работе. Обязательным требованием к специалисту: влюблённость в своё дело, в своё предприятие, коллектив.
Профессиональное воспитание включает в себя формирова¬ние склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущ¬ность данной работы заключается в том, чтобы побуждать ребят к участию в разнооб¬разных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонно¬сти и способности. Склонность развивается в процессе деятельно¬сти, а профессиональные знания успешно накапливаются при нали¬чии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.
Ведущую роль в профессиональном воспитании и формировании знаний, умений, опыта поведения, искусства выживания в социуме играет практическая деятельность. Практическая деятельность школьников включает в себя сюжетно-ролевые, деловые, дидактические игры.
Доступным и интересным является моделирование конкретных ситуаций с правом выбора модели поведения и последующим обсуждением проигранного варианта. Большое значение практические работы имеют при обучении самообслуживанию, бытовому труду, работе на пришкольном участке. Руководя деятельностью детей, нельзя ограничиваться только показом действий, необходимо предлагать школьникам осваивать их по образцу, рисунку, по устной и письменной инструкции.
Продуктивным методом обучения являются игры. В игре для детей чаще всего выражен не результат, а сам процесс, который вызывает эмоции, учит проявлять способности и сотрудничать с партнёрами.
Сюжетно-ролевые игры моделируют жизненные ситуации. Их организация и проведение требуют поэтапного обучения определённым приёмам и навыкам с выходом в реальную действительность. Важными является проигрывание экстремальных ситуации «Я потерялся», «Я опоздал на поезд» и др. В этих ситуациях дети знакомятся с правилами поведения, с возникающими трудностями и способами их преодоления.
Деловые игры основаны на ролевой деятельности, а так же имитационном моделировании реальных ситуаций. Деловые игры расширяют коммуникативные возможности детей, способствуют развитию диалога, влияют на умение охарактеризовать ситуацию, отличить правильное высказывание от неправильного.
Основная задача деловых игр – упражнения в развитии коммуникативных качеств личности в процессе игровой, трудовой, спортивной и других видах деятельности. Примером может служить проведение в школе деловой игры «Дня самоуправления», участие в проекте «Школьный двор моей мечты» (http://s12035.edu35.ru в разделе «Новости»).
Больше значение придаётся речевым играм, обучающим детей элементарному общению в пределах темы и языкового минимума, которые определены темой занятия. Это соревнование (например, «Составь тематический словарь» по темам «Профессии»), игры с развивающим сюжетом и др.
Среди нетрадиционных методов используется арт-терапия. Это – художественно-эстетическое воспитание, способствующие развитию самопознания, самоуглубления личности и являющиеся формой социализации человека. Дети с увлечением танцуют, рисуют, посещают танцевально – хореографическую студию «А во и мы», занимаются жестовым пением. В процессе творческой деятельности у детей активизируются эмоциональные чувства, переживания, развивается продуктивное воображение, формируется эстетическое отношение к действительности. Занятия художественным творчеством расширяют возможности, разнообразят формы отдыха детей и одновременно раскрывают перспективы дальнейшего жизненного самоопределения, формирования интересов, склонностей, способностей. Художественное творчество даёт возможность пережить слабослышащему ребёнку минуты счастья, гордости за свой талант, свои особенности.
Профессиональное консультирование — важный этап в работе по профориентации. Оно включает в себя изучение личности учащегося, выдача профессиональных рекоменда¬ций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер. Работа по профессиональному консультированию ведётся воспитателем совместно с психологом и социальным педагогом. Основным методом является диагностика, которая предполагает использование комплекса психологических методик, обеспечивающих возможность получения каждым обучающимся информации своих индивидуальных психологических качествах и степени их соответствия той или иной профессии. Диагностические методы представлены опросниками, анкетами, тестами. Результаты диагностики обсуждаются психологом, воспитателем совместно с ребёнком. Намечаются пути и направления коррекции тех свойств и качеств, которые мешают адаптации в выбранной профессиональной сфере или, наоборот, определяются средства развития тех качеств, которые ей способствуют. Поэтому важно показать обучающимся, что успешный выбор и освоение профессии соответствует определенным способностям. Можно использовать такие методы ра¬боты как наблюдение за деятельностью и развитием обучающихся, изу¬чение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкети-рование, составление психолого-педагогических характеристик детей.
Использование разных методов и форм профориентационной работы, единых принципов в организации этой деятельности дают положительные изменения в формировании у детей способности к профессиональному самоопределению.
Результаты работы на первом этапе основной школы (6 — 10кл.) отслеживаются через:
 диагностическую карту «Модель выпускника» (становление личностных и профессиональных качеств). Цель карты: увидеть развитие умений и навыков обучающихся по мере их взросления в различных видах бытовой деятельности, определить направления индивидуальной работы;
 дневник психологических наблюдений. Цель дневника: подготовка к профессиональной консультации, изучение интеллектуальной, эмоциональной, сферы общения, саморегуляции и темперамента обучающихся;
 диагностику допрофессиональных умений и навыков в творческой деятельности. Цель: определить уровень допрофессиональных навыков, выявить, в какой области творческого труда навыки и умения ярче проявляются.
Таким образом, целенаправленная, систематическая и комплексная профориентационная работа на первой ступени основной школы является выявлением интересов и способностей обучающихся. Подготовка детей к профессиональному выбору с учётом, имеющихся способностей, реализация интересов и развитие их в разных видах деятельности.

Список использованной литературы

1.Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. — М.: Изд-во МГУ, 1987. – 132.
2.Климов Е.А. Как выбирать профессию. — М.: Просвещение, 1990. -159с.
3.Назимов И.Н. Профориентация и профотбор в социалистическом обществе. М., 1972, 256 с.
4.Орёл В.Е. Психологические основы профориентационной работы со школьниками. Ярославль, 1990, 83 с.
5.Платонов К.К. Проблемы способностей. М., 1974, 312с.
6.Составление и использование психологических характеристик профессий в целях профориентации. – Ленинград, 1988. – 25с.
7.Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 512с.
8.Школа и выбор профессии. /Под ред. А.Е.Голомштока, М., 1970, 238 с.
9.Мишина Т.В., Полищук С.В. Пути реализации личностно-ориентированного подхода в профориентационной диагностике.
Интернет – ресурсы.
http://www.vashpsixolog.ru/areer-oriented-high-school/77-education-teachers/1174-sistema-proforientaczionnoj-raboty-v-shkole?showall=1
http://xn—40-5cd3cgu2f.xn--p1ai/prof.html
http://www.menobr.ru/materials/19/37123/
http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=5734

  • Рассказ состоящий из фразеологизмов
  • Рассказ соколова микитова осень в лесу
  • Рассказ соль бабель краткое содержание
  • Рассказ соколова микитова улетают журавли текст
  • Рассказ современного писателя о детях