Рассказ соловей для детей

1. пояснительная записка адаптированная образовательная программа по литературе для 6 класса разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего

1. Пояснительная
записка

Адаптированная образовательная программа по
литературе  для 6 класса разработана на основе федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования по литературе, 
Примерной программы основного общего образования по литературе для 5- 9 классов
общеобразовательных учреждений и авторской программы для 5 — 9 классов под
редакцией В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева,  В. И. Коровина, Н. В. Беляевой и
др. М., «Просвещение» с учетом психофизических особенностей обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья вариант 7.1 (далее ОВЗ). Учебный план для обучающихся с ОВЗ 
предусматривает обязательное изучение литературы в объеме 34 часа в год
(1 час в неделю).

Программа
детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию
обучения, коррекции, развития и воспитания обучающихся с ОВЗ средствами
учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые
определены стандартом.

Программа
по литературе представляет собой целостный документ, включающий разделы:
пояснительную записку; планируемые результаты предмета, содержание учебного
предмета; тематическое планирование.

Нормативные документы

·        
Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об Образовании в
Российской Федерации»;

·        
Письмо Министерства
образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»;

·        
Письмо Минобрнауки России
от 23.05.2016 N ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности
психолого-медико-педагогических комиссий»;

·        
Постановление главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 года № 26 «Об утверждении
СанПиН 2.4.2.3286–15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

·        
Устав школы.

На
основании требований федерального государственного образовательного стандарта в
содержании Программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время
компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы для
успешной социализации, дальнейшего образования и трудовой деятельности
обучающихся с ОВЗ. В связи с этим определена цель обучения: обеспечение коммуникации и социальной
адаптации, изучение основного перечня тем, которые раскрывают основные разделы
литературоведения.

Данная цель
обусловливает следующие задачи:

  • обучать
    оценивать и анализировать художественные произведения;
  • развивать
    навыки выразительного чтения, развитие речи;
  • продолжать
    знакомство с русской классической литературой;
  • расширять
    представление обучающихся о жанровом многообразии литературы;
  • обучать
    прослеживать преемственность литературы;
  • расширять
    представления о нравственности, толерантности и патриотизме.

Коррекционно-развивающие
задачи для обучающихся с ОВЗ:

·        
использовать
процесс обучения литературе для повышения общего развития обучающихся и
коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;

·        
воспитывать у
обучающихся трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость,
любознательность;

·        
формировать
умение планировать свою деятельность.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные
задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся.

Образовательно-коррекционные:

·        
формировать
правильное понимание и отношение к литературоведческим понятиям;

·        
совершенствовать
умения наблюдать, различать, сравнивать и применять усвоенные
литературоведческие знания в повседневной жизни;

·        
развивать
навыки самостоятельной работы с учебником, наглядным и раздаточным материалом.

Воспитательно-коррекционные:

·        
формировать у
обучающихся качества творчески думающей и легко адаптирующейся личности;

·        
формировать
представления о здоровом образе жизни;

·        
формировать
чувство ответственности за личную безопасность, ценностное отношение к своему
здоровью и жизни.

Специфика обучающихся с ОВЗ определяется,
прежде всего тем, что обучающиеся в силу своих индивидуальных психофизических
особенностей не могут освоить Программу по русскому языку в соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта,
предъявляемого к обучающимися общеобразовательных школ, так как испытывают
затруднения при чтении, не могут выделить главное в информации, затрудняются
при анализе, сравнении, обобщении, систематизации, обладают неустойчивым
вниманием, обладают бедным словарным запасом, нарушены фонематический слух и
графоматорные навыки. Обучающиеся с ОВЗ работают на уровне репродуктивного
восприятия, основой при обучении является пассивное механическое запоминание
изучаемого материала, им с трудом даются отдельные приемы умственной деятельности,
овладение интеллектуальными умениями. Однако адаптированная программа призвана
создать образовательную среду и условия, позволяющие обучающимся с
ограниченными возможностями здоровья получить качественное образование по
русскому языку, подготовить разносторонне развитую личность, обладающую
коммуникативной, языковой и культуроведческой компетенциями, способную
использовать полученные знания для успешной социализации, дальнейшего
образования и трудовой деятельности.
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья учитывает особенности их психофизического
развития и особые образовательные потребности в:


организации учебного процесса с учетом специфики усвоения знаний, умений и
навыков обучающегося с ОВЗ;


обеспечении непрерывного контроля над становлением учебно-познавательной
деятельности обучающегося;


постоянном стимулировании познавательной активности;


постоянной помощи в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний по
предмету.

Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных
понятий и терминов; основные сведения в программе даются дифференцированно.
Одни факты изучаются таким образом, чтобы обучающиеся могли опознавать их,
опираясь на существенные признаки. По другим вопросам обучающиеся получают
только общее представление. Ряд сведений познается в результате практической
деятельности. Также новые элементарные навыки вырабатываются крайне медленно.
Для их закрепления требуются многократные указания и упражнения. Как правило,
сначала отрабатываются базовые умения с их автоматизированными навыками, а
потом на подготовленную основу накладывается необходимая теория, которая
нередко уже в ходе практической деятельности самостоятельно осознается
обучающимися.

      Адаптированная программа составлена для обучения
(ФИО обучающегося).

Учебная мотивация  у обучающегося сформирована частично, преобладают
личные мотивы. Программный материал усваивает частично. При планировании своей
деятельности нуждается в организующей  помощи.

   В
процессе практического решения учебных задач останавливается в случае
затруднений, старается избежать ситуации неуспешности. Способен к выбору из
предложенных вариантов путей решения учебной задачи. При возникновении
затруднений активно идет на контакт с педагогом, продуктивно пользуясь его
помощью.

Доминирующий
вид контроля — пошаговый. Самостоятельно выполняет задания шаблонного
характера. Остро переживает ситуации неуспеха, стремиться исправить ошибки, но
самостоятельно проверить и оценить свою работу не способен. При визуальном или
аудиальном восприятии учебного материала испытывает затруднения при
воспроизведении материала и при построении собственного ответа. Для запоминания
пользуется приемами дословного заучивания информации. Уровень понимания смысла
прочитанного низкий. Прочитанный материал осознает частично. Испытывает
затруднения при переносе в иные условия. Действует только по аналогии  и на
практике самостоятельно применить может с организующей помощью учителя.
Ослабленное внимание к вербальной (словесной) информации,

Внимание неустойчиво при внешних раздражителях, затруднено переключение
внимания с одного вида деятельности на другой.  Работоспособность  и
утомляемость на среднем уровне. Может выполнить не больше 3 заданий за урок.
Нарушены такие свойства восприятия, как предметность и структурность
(затруднено узнавание предмета в непривычном ракурсе), страдает целостность
восприятия.

Доминирующий
тип памяти — механическая, запоминание непродуктивное. Преобладающий тип
мышления — наглядно-образное. Требуется многократное повторение задания и
оказание некоторых видов помощи. Словесно-логическое мышление не развито.

Имеет
бедный словарный запас. Испытывает трудности в понимании и употреблении сложных
логико-грамматических конструкций. Собственная речь характеризуется
примитивностью грамматического строя, бедностью словаря.

В связи с
этим обучающийся был направлен на психолого-медико-педагогическую комиссию
(далее ПМПК). По решению ПМПК было установлено, что обучающийся является
обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и нуждается в организации
специальных образовательных условий. Обучение должно проводиться по
общеобразовательной программе основного общего образования, адаптированной для
обучающихся с ОВЗ (вариант 7.1)

Процесс
обучения имеет коррекционно-развивающий характер, что выражается в
использовании заданий, направленных на коррекцию имеющихся у обучающегося
недостатков и опирается на его субъективный опыт, связь изучаемого материала с
реальной жизнью.

Специальные образовательные условия для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья:

1. Соответствие темпа, объёма и сложности учебной
программы реальным познавательным возможностям обучающегося, уровню развития
его когнитивной сферы, уровню подготовленности, то есть уже усвоенным знаниям и
навыкам.

2. Целенаправленное развитие общеинтеллектуальной
деятельности (умение осознавать учебные задачи, ориентироваться в условиях,
осмысливать информацию).

3. Сотрудничество со взрослыми, оказание педагогом
необходимой помощи обучающемуся, с учётом его индивидуальных проблем.

4.Индивидуальная дозированная помощь обучающемуся,
решение диагностических задач.

           Коррекционная работа включает
следующие направления:

·        
Совершенствование
движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук;
развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.

·        
Коррекция
отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия,
представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие
внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов, развитие
пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.

·        
Развитие
различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического
мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами,
явлениями и событиями).

·        
Развитие
основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать;
развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по
словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.

·        
Коррекция
нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности,
стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать
трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование
адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки;
формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного
отношения к критике.

·        
Коррекция –
развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной
и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи;
развитие лексико-грамматических средств языка.

·        
Расширение
представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

·        
Коррекция
индивидуальных пробелов в знаниях.

Форма
организации деятельности обучающегося с ОВЗ
индивидуальная.

     Технологии,
используемые в образовательном процессе:

·        
Технологии традиционного обучения для освоения
минимума содержан
ия образования в соответствии с
требованиями стандартов.

·        
Технологии,  построенные на основе
объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование,
просвещение обучающихся и организация их ре
продуктивных
действий с целью выработки у них общеучебных умений и навыков.

·        
Технологии реализации межпредметных связей в
образовательном процессе.

·        
Технология проблемного обучения  с целью развития
творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала,
познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск
результата, самостоятельное добывание знаний, т
ворческое,
интеллектуально-познавательное  усвоение обучающимися заданного предметного
материала

·        
Информационно-коммуникативные технологии.

·        
Здоровьесберегающие технологии.  

В преподавании русского языка
используются такие методы обучения, как словесный, наглядный, практический и
репродуктивный.

Формы
организации учебного процесса:

-урок
изучения нового материала,

-урок
закрепления знаний,

-комбинированный
урок,

-урок-беседа,

-урок-лекция,

-урок-практикум,

-урок
развития речи.

Основные
формы коррекционной работы по литературе.

1. Усвоение теоретических
сведений в процессе практической деятельности обучающихся при анализе,
сопоставлении и группировке фактов литературоведения, при проведении различных
видов анализа.

2. Совершенствование всех
видов речевой деятельности обучающихся с ОВЗ (говорения, аудирования, чтения и
письма): овладение нормами русского литературного языка; обогащение словарного
запаса и грамматического строя речи; формирование умений связного изложения
мыслей в устной и письменной форме.   

Виды и формы контроля

Одно из требований принципа систематичности и
последовательности обучения предполагает необходимость осуществления контроля
на всех этапах образовательного процесса по литературе. Этому способствует
применение следующих видов контроля:

Входной – диагностика
начального уровня знаний обучающихся с целью выявления ими важнейших элементов
учебного содержания, полученных при изучении предшествующих разделов,
необходимых для успешного усвоения нового материала (беседа; тестирование;
выразительное чтение; техника чтения).

Текущий (поурочный)
систематическая диагностика усвоения основных элементов содержания каждого
урока по ходу изучения темы или раздела (беседа; индивидуальный опрос;
подготовка сообщений, проектов; работа по карточкам; составление схем, таблиц,
рисунков).

Промежуточный – по ходу
изучения темы, но по истечении нескольких уроков (если тема достаточно велика и
в ней выделяют несколько логических фрагментов; тестирование).

Тематический – по
окончании изучения темы (тестирование, пересказ, ответы на вопросы).

Итоговый – проводится по
итогам изучения раздела курса литература с целью диагностирования усвоения
обучающимися основных понятий раздела и понимания их взаимосвязи (тестирование,
техника чтения, выразительное чтение).

2. Планируемые результаты
освоения учебного предмета «Литература»

В соответствии с
требования федерального государственного образовательного стандарта для
обучающихся с ОВЗ оценке подлежат личностные, метапредметные и предметные
результаты.

        Личностные результатами курса:

– осознавать роль речи в жизни людей;

– эмоционально «проживать» текст, выражать свои
эмоции;

– понимать эмоции других людей, сочувствовать,
сопереживать;

– обращать внимание на особенности устных высказываний
других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов).

Средством достижения этих результатов служат тексты
учебника.

Метапредметные
результаты
включают в себя освоенные обучающимся
универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные универсальные учебные действия:

– определять и формулировать цель деятельности на
уроке с помощью учителя;

– учиться работать по предложенному плану.

Познавательные универсальные
учебные действия
:

– ориентироваться в учебнике (на развороте, в
оглавлении, в условных  обозначениях), в словаре;

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные универсальные
учебные действия
:


оформлять свои мысли в устной форме (на уровне небольшого текста);

– слушать и понимать речь других; пользоваться
приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

– выразительно читать и пересказывать текст.

Средством формирования коммуникативных УУД служат
устные выступления, ответы на вопросы, диалог с учителем.

Предметные результаты изучения
курса:

— осознанное чтение вслух целыми словами с соблюдением
норм литературного произношения;


работа над беглостью и выразительностью чтения: темп и интонация (паузы,
логическое ударение, тон голоса), «драматизация» (чтение по ролям); чтение «про
себя»  выполнением заданий;


с помощью учителя определение главной мысли произведения, выявление отношения к
поступкам действующих лиц;


выбор слов и выражений, характеризующих героев, событий, картины природы;


нахождение в тексте непонятных слов и выражений;


ответы на вопросы к тексту;


деление текста на части;


озаглавливание частей текста и составление с помощью учителя плана в форме
повествовательных и вопросительных предложений.


пересказ по плану; использование при пересказе слов и оборотов речи из текста;


передача содержания иллюстраций к произведению по вопросам учителя; чтение
несложных рассказов с выполнением различных заданий учителя: найти ответ на
поставленный вопрос;


выразительное чтение; заучивание наизусть стихотворений.

Устное народное
творчество

Обучающийся
научится


осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и
литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным
образам, традиционным фольклорным приемам в различных ситуациях речевого
общения, сопоставлять фольклорную сказку и ее интерпретацию средствами других
искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);


выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития
представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования
представлений о русском национальном характере;

• выразительно
читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного
рассказывания;


пересказывать сказки, четко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых
композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок
художественные приемы;

Обучающийся
получит возможность научиться


рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой
выбор;


сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные
линии;

Древнерусская
литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв.
Литература народов России. Зарубежная литература

Обучающийся
научится


осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и
содержания;


воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора
читателю, современнику и потомку;


определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать
в диалог с другими читателями;


анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы,
аргументированно формулируя свое отношение к прочитанному;


создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в
различных форматах;


работать с разными источниками информации и владеть основными способами ее
обработки и презентации.

Обучающийся
получит возможность научиться


дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их
художественную и смысловую функцию;


создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;


вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять ее
результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат,
проект).

Система
оценки планируемых результатов осуществляется в соответствии с Положением о
системе оценивания учебных достижений обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья.

 3. Содержание учебного предмета «Литература»               

 

Введение (1 ч.)

Художественное
произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою.
Способы выражения авторской позиции.

Устное
народное творчество ( 2 ч.)

Обрядовый
фольклор. 
Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные,
летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки.
Загадки 
— малые жанры устного
народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и
выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и
поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый
фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и
поговорки,  загадки.

Из
древнерусской литературы ( 2 ч.)

«Повесть временных
лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись.
Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов
(патриотизма, ума находчивости).

 Теория
литературы. Летопись (развитие представления)

Из
русской литературы XIX века (16 ч.)

Иван Андреевич Крылов. Краткий
рассказ о писателе-баснописце.

Басни «Листы и Корни»,
«Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в
достижении общественного блага. Басня «Ларчик» — пример критики мнимого
«механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» — комическое
изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы.
Басня. Аллегория (развитие представлений).

Александр Сергеевич
Пушкин
. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые
устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро».
Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное
восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения.
Интонация как средство выражения поэтической идеи.

«И.
 И.  Пущину». 
Светлое чувство дружбы
— помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного
послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа
(волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня
ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой
подруги. Тема жизненного пути.

«Повести
покойного Ивана Петровича Белкина». 
Книга
(цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный
прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет
и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование
романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

 «Дубровский». Изображение
русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского
против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и
деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви
Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы.
Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные
представления).

Михаил Юрьевич
Лермонтов. 
Краткий рассказ о поэте «Тучи».
 
Чувство  одиночества  и  тоски,  любовь
 поэта-изгнанника к оставляемой им Родине.  Прием сравнения как
основа построения стихотворения. Особенности интонации.

«Листок»,
«На севере диком…», «Утес», «Три пальмы»
 Тема
красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в
лирике Лермонтова.

Теория литературы.
Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест)
размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные
представления).

Иван
Сергеевич Тургенев. 
Краткий рассказ о писателе.

«Бежин
луг». 
Сочувственное отношение к крестьянским
детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность,
впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Федор
Иванович Тютчев. 
Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья»,
«Неохотно и несмело…». Передача сложных, переходных состояний природы,
запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического
масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой,
но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся…». Противопоставление судеб
человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Афанасий
Афанасьевич Фет. 
Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель
рукавом мне тропинку завесила…», «Опять незримые усилья…», «Еще майская
ночь», «Учись у них 
— у дуба, у березы…». 
Жизнеутверждающее
начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация
конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм.
Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и
взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной
красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность
поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы.
Пейзажная лирика (развитие понятия).

Николай Алексеевич
Некрасов. 
Краткий рассказ о жизни поэта.

Историческая
поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии.
Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в
исторической поэме.

«Железная
дорога». 
Картины подневольного труда. Народ —
созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в
жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение
эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение
риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы.
Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные
представления).

Николай Семенович
Лесков. 
Краткий рассказ о писателе.

«Левша». Гордость
писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство
от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками.
Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов,
народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ
как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Антон
Павлович Чехов. 
Краткий рассказ о писателе.

«Толстый
и тонкий». 
Речь героев как источник
юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной
детали.

Теория
  литературы. Юмор (развитие понятия).

Родная  природа в
 стихотворениях русских поэтов

Я.
Полонский. 
«По горам две хмурых тучи…», «Посмотри,
какая мгла…»; 
Е. Баратынский. «Весна,
весна! Как воздух чист…», «Чудный град…»; 
А.
Толстой. 
«Где гнутся над нутом лозы…».

Выражение переживаний и
мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства,
передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы.
Лирика как род литературы развитие представления).

Из
русской литературы  XX  века (8 ч.)

Андрей Платонович Платонов. Краткий
рассказ о писателе.

«Неизвестный
цветок». 
Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не
похожие» герои А. Платонова.

Александр
Степанович Грин. 
Краткий рассказ о писателе.

«Алые
паруса». 
Жестокая реальность и романтическая мечта
в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Михаил Михайлович
Пришвин. 
Краткий рассказ о писателе.

«Кладовая
солнца». 
Вера писателя в человека, доброго и мудрого
хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение
природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих
вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.

Теория литературы.
Символическое содержание пейзажных образов.

Произведения
о Великой  Отечественной  войне

К. М. Симонов. «Ты
помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»; 
Д. С. Самойлов. «Сороковые».

Стихотворения,
рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о
павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности
за нее в годы жестоких испытаний.

Виктор
Петрович Астафьев. 
Краткий рассказ о писателе.

«Конь
с розовой гривой». 
Изображение быта и жизни
сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа —
честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность
героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования
народной речи.

Теория
  литературы. Речевая характеристика героя.

Валентин Григорьевич
Распутин. 
Краткий рассказ о писателе.

«Уроки
французского». 
Отражение в повести трудностей
военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного
достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в
жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ,
сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Николай
Михайлович Рубцов. 
Краткий рассказ о поэте.

«Звезда
полей», «Листья осенние», «В горнице». 
Тема
Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Фазиль
Искандер. 
Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый
подвиг Геракла». 
Влияние учителя на
формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств
человека.

Родная  природа в
русской поэзии XX века

А. Блок. «Летний
вечер», «О, как безумно за окном…» 
С.
Есенин. 
«Мелколесье. Степь и дали…»,
«Пороша»; А. 
Ахматова.  «Перед
весной бывают дни такие…».

Чувство радости и
печали, любви к родной природе родине  в  стихотворных
 произведениях  поэтов  XX век Связь ритмики и мелодики стиха с
эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.

Зарубежная
литература (6 ч.)

Мифы Древней Греции.
 Подвиги Геракла 
(в переложении
Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда
об Арионе».

Теория
  литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий
рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические
поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея —
борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость
(хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове
циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных
героях.

Теория литературы.
Понятие о героическом эпосе (начальные    представления).

Фридрих
Шиллер. 
Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование
о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный
каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и
честь.

Проспер
Мериме. 
Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео
Фальконе». 
Изображение дикой природы. Превосходство естественной,
«простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее
порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Марк Твен. «Приключения
Гекльберри Финна». 
Сходство и различие характеров
Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.

Антуан
де Сент-Экзюпери. 
Рассказ о писателе.

«Маленький
принц» 
как философская сказка и мудрая притча.
Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как
величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного
чтения).

Теория литературы.
Притча (начальные представления).

4. Тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

1

В дорогу зовущие, или
литература открывает мир. Календарно-обрядовые песни

1

2

Пословицы и поговорки

1

3

Русская летопись. «Сказание
о белгородском киселе»

1

4

Русские басни. И.И.
Дмитриев. «Муха». Обличение лени, безделия.

1

5

И.А. Крылов. Мораль басен
«Осёл и Соловей»., «Листы и корни», «Ларчик».

1

6

Дружба в жизни А.С. Пушкина.
«И.И. Пущину», «Узник», «Зимнее утро». Двусложные размеры стиха

1

7

Образ «благородного
разбойника» в романе А.С. Пушкина «Дубровский»

1

8

Трагические судьбы Владимира
Дубровского и Маши в романе «Дубровский»

1

9

«Повести по­койного Ивана
Петровича Белкина». «Барышня-крестьянка», «Выстрел»

1

10

Мотивы оди­ночества и тоски
в лирике М.Ю. Лермонтова. «Три пальмы», «Тучи»

1

11

Тема и идея стихотворени­й
М.Ю. Лер­монтова «На севере ди­ком», «Утес», «Листок»

1

12

Духовный мир крестьянских
детей в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»

1

Мастерство И.С. Тургенева.
Смысл рассказа «Бежин луг»

1

13

Родная природа в
стихотворениях русских поэтов 19 века. Ф.И. Тютчев. А.А. Фет

1

14

Своеобразие композиции и
языка стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога»

1

15

Историческая поэма Н.А.
Некрасова «Дедушка»

1

16

Р.Р. Трехсложные размеры
стиха

1

17

Изобра­жение русско­го
характера в сказе Н.С. Лескова «Левша»

1

18

Особенности языка сказа Н.
Лескова «Левша».

1

19

Разоблачение лицемерия в
рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий»

1

20

Душевная чистота главных
героев книги А.А. Грина «Алые паруса»

1

21

Прекрасное вокруг нас в сказке-были
А.П. Платонова  «Неизвестный цветок»

1

22

Нравственная суть
взаимоотношений Митраши и Насти в произведении М.М. Пришвина «Кладовая
солнца»

1

23

Стихотворе­ния о Великой
Отечествен­ной войне

1

24

Нравственные проблемы
рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»

1

25

Душевная щедрость учи­тельницы,
ее роль в жизни мальчика. Смысл назва­ния рассказа В.Г. Распутина «Уроки
французского»

1

26

Писатели улыбаются.
«Чудики»  Василия Макаровича Шукшина. Рассказ «Срезал»

1

27

Ф.А. Искандер. Юмор в
рассказе «Три­надцатый подвиг Геракла»

1

28

Родная при­рода в стихо­творениях
по­этов 20 века

1

29

Мифы Древ­ней Греции.
Подвиги Геракла. Легенда об Арионе.

1

30

Гомер и его героические
поэмы «Илиада» и «Одиссея».

1

31

М. Сервантес Сааведра.
«Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов

1

32

Ф. Шиллер. Баллада
«Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести

1

33

Средства создания
комического. Юмор в «Приключениях Гекельберри Финна»

1

34

А. де Сент-Экзюпери.
«Маленький принц» — фи­лософская сказка и муд­рая притча

1

«Как я буду его развлекать?» — ложная формулировка»

Девять дней дома — с 1 по 9 января. Обычно январские каникулы у родителей маленьких детей и младших школьников расписаны заранее — театральные постановки, елки, походы в музеи и на выставки. Но в начале 2022 года, когда из-за ограничительных мер, связанных с пандемией коронавирусной инфекции, культурных мероприятий не так много, как в доковидные времена, заботы о досуге детей лягут на плечи домашних. «Как развлечь ребенка?», «Чем заняться с ребенком?» — самые частые вопросы в родительских интернет-сообществах в декабре. Ведь раньше можно было купить билет на спектакль, отвести туда ребенка, занять и заинтересовать его. А чем заинтересовать дома? 

Педагог Дима Зицер считает, что ошибка кроется уже в постановке вопроса. 

«Мы говорим не о педагогическом процессе, а об общении с любимыми людьми. Это — отправная точка. Очень частая и ложная формулировка — а жаль — «как я буду его развлекать?». Вместо «как мы будем вместе развлекаться?» и «как мы будем вместе весело проводить время?», — говорит Дима. — Как вы понимаете, это не просто игра слов. «Как я буду его развлекать?» — в этом есть уже элемент вынужденности, как будто я кому-то это должен. Самый простой совет — ребята, просто на уровне слов поменяйте формулировку. Вы удивитесь, но в этот момент уже происходит маленькое чудо».

По мнению Димы, родителю стоит в первую очередь спросить самого себя, а что интересно лично ему. Это касается родителей, которые не любят играть с детьми, скучают, не могут вовлечься в детскую игру или придумать для них интересное занятие. 

«Не нужны искусственные конструкции, когда ради ребенка я должен заниматься тем, что мне не нравится. Важно понять, что вы любите, и подсоединить к этому ребенка. Это особенно легко с маленькими детьми. В возрасте пяти — семи лет мы воспринимаем родителей как богов, и ничего мы не можем такого сделать в его глазах, чего бы не стоило делать. Этот ключ — когда я делаю то, что я люблю, и делаю это увлеченно, и делаю это страстно, это, безусловно, рождает увлеченность в партнерах — в наших детях. Любите готовить — делайте это вместе с детьми. Любите ходить в походы — отправьтесь в него, пусть это будет даже соседний лес или парк».

«Вы должны сказать: «Как нам все это успеть?»

Педагог советует тем, кто привык к насыщенной культурной программе на каникулах, не изменять традиции. Просто в этот раз подготовиться придется чуть тщательнее. 

«Ничего не надо менять, — говорит Дима Зицер, — но придется планировать, даже если вы не привыкли к этому. К Новому году составьте список, что бы вы хотели увидеть, что бы хотели поделать, что долго-долго откладывали и вот наконец-то у вас есть такая возможность. Наверняка рядом с вашим городом есть достопримечательности, которые вы еще не видели. Отправились туда — и вот уже и погуляли, и посмотрели, и поели, и поболтали. Планируйте на несколько дней, это должен быть список из большого количества наименований, чтобы к концу этого списка мы сказали вместе с членами семьи: «Ого! Как нам все это успеть?» Чтобы было из чего выбирать, чтобы мы этот момент вынужденности убрали».

Подогреть ожидание Нового года можно уже сейчас, предложив детям новогодний адвент. Обычно эта европейская традиция сводится к открыванию каждый день окошек в календаре, в которых спрятаны шоколадки, игрушки или наклейки с пожеланиями. Если выйти за эти рамки, получится создать для ребенка атмосферу волшебства, увлечь книгами, познавательными играми. 

Детский книжный блогер Мария Вусс советует заранее придумать и прописать сценарий адвента. Он может занять десять дней, неделю, даже пять дней — главное, чтобы была концепция, ведь каждый день ребенок будет ждать продолжения истории. 

«К примеру, можно помочь Деду Морозу сразиться со Снежной королевой или улететь в чудесное путешествие по разным странам, чтобы узнать о новогодних обычаях и традициях этих государств. Адвент может быть любым: книжным, историческим, библейским, сказочным, музыкальным — все зависит от вашей фантазии и увлечений вашего ребенка!» — говорит Мария. 

Каждый день адвента предлагайте ребенку новые задания. Это могут быть готовые химические опыты для детей, отправка поздравительных открыток по почте близким и друзьям, изготовление поделок. Напишите заранее на крафтовой бумаге письма для детей с заданиями от сказочных героев — так вы не только увлечете их, но и сможете потренировать их навыки чтения. 

Чем заняться на каникулах дома? 

Кроме поездок за город или к окрестным достопримечательностям распишите заранее и подготовьте реквизит для занятий дома. Это может быть выпечка имбирного печенья, сборка и украшение пряничного домика, создание рождественского венка; сделайте из простых картонных коробок поезд, раскрасьте его и поиграйте в Полярный экспресс. Подберите тематические книжки с красивыми иллюстрациями, накануне Рождества зажгите свечи и почитайте детям вслух. Дети любят снимать видео, делать селфи? Попробуйте снять поздравительный клип, смонтируйте ролик и отправьте его друзьям и близким или устройте фотосессию в нарядных костюмах. Достаньте старый проектор и посмотрите с ребенком диафильмы. Это занятие увлекает даже тех детей, которые привыкли к мультикам в планшете и телефоне.

Впрочем, любовь к гаджетам можно обратить во благо: купите ребенку образовательный курс по предмету, который ему нравится больше всего, и тогда время, проведенное за компьютером, будет потрачено с пользой. Например, на сайте «ПостНаука» можно найти курсы, тексты, видеоэфиры, гиды и спецпроекты, посвященные самым разнообразным научным темам; онлайн-кинотеатр Ivi предлагает программы, посвященные географии, истории, космосу, биологии; приложение «Радио Арзамас» — подкасты по литературе, музыке, истории искусства; платформа «Умназия» — онлайн-курсы по географии, химии, физике, финансовой грамотности; сайт Logiclike — логические и математические задания для малышей пяти-семи лет. В интернете есть сотни мастер-классов, которые научат лепке из глины, шитью, приготовлению пряников, созданию собственного мультфильма и клипа и многому другому. Самые знаменитые музеи мира — петербургский Эрмитаж, мадридский музей Прадо, Британский музей и другие — предлагают отправиться в виртуальный тур по их залам. 

Отправьтесь с детьми в маленькое, но реальное путешествие за новогодней елкой в лесничество, где вы сами сможете выбрать понравившееся дерево и спилить его. О том, как и где это сделать, мы подробно писали здесь. Накануне праздника займитесь украшением елки. 

«Можно сделать елочные игрушки из ваты или других подручных материалов и украсить ими домашнюю елку, — советует Мария Вусс. — А на елку во дворе повесьте баранки, золотые грецкие орехи или ледяные игрушки, которые вы предварительно заморозите дома».

Приготовьте морковь, старый шарф и ведерко и слепите во дворе красивого снеговика, смастерите с детьми кормушку из обрезков досок, фанеры или купите готовый набор для сборки. 

Займитесь планированием: напишите с ребенком список дел и достижений, которых бы обязательно хотелось добиться в наступившем году. Напишите вместе с ребенком новогодний рассказ или сказку, красиво оформите его в самодельную книжку, предложите нарисовать картинки для нее. 

Отталкивайтесь от увлечений ребенка и вводите в ваши повседневные дела его любимых сказочных героев.

По сути, не так важно, что вы будете делать, главное, что новогодние дни можно потратить на общение с близкими и уделить им персональное внимание — то, на что так редко остается время в повседневной жизни. 

Карина Салтыкова
​​​​​​

В граде Муроме, селе Карачарове, жили-были два брата. У большего брата была жена таровата, она ростом не велика, не мала, а сына себе родила, Ильей назвала, а люди — Ильей Муромцем. Илья Муромец тридцать три года не ходил ногами, сиднем сидел. В одно жаркое лето родители пошли в поле крестьянствовать, траву косить, а Илюшеньку вынесли, посадили у двора на траву. Он и сидит. Подходят к нему три странника и говорят.

— Подай милостыню.

А он говорит:

— Идите в дом и берите, что вам угодно. Я тридцать три года не ходил, отроду сиднем сидел.

Один и говорит.

— Встань и иди.

Он встал.

— Что вам угодно?

— Что не жаль.

Он зачерпнул чару зелена вина в полтора ведра.

— Выпей сам.

Он ни слова не сказал, одним духом выпил.

— Поди принеси еще.

Приносит он.

— Выпей сам.

Он одним духом все выпил.

Они у него спрашивают:

— Какую ты в себе силушку чувствуешь?

— Такую , добрые люди, что если бы был столб одним концом в небо, другим концом в землю вбитый, и кольцо, я бы повернул.

Они переглянулись.

— Это ему много. Поди, принеси еще. Еще принес. Он выпил одним духом.

— Теперь как?

— Чувствую, в половине осталось.

— Ну, вот с тебя хватит.

Он от большой радости пошел их проводить и говорит:

— Я чую в себе силу богатырскую, где теперь коня взять?

— Вот на обратном пути мужик будет вести строгача (два года коню, значит) продавать, ты купи, только не торгуйся, сколько спросит, столько и отдай. Только откорми его три месяца бело-яровой пшеницей, отпои ключевой водой и пусти его на три зари на шелковую траву, а потом на шелковый канат и пропусти через железный тын туда — сюда перелететь. Вот тебе и конь будет. Бейся с кем хочешь, тебе на бою смерти нет. Только не бейся со Святогором — богатырем.

Илюшенька проводил их далеко за село. На обратном пути видит, его отец-мать крестьянствуют. Они глазам не верят.

Он просит:

— Дайте, я покошу.

Взял косу и стал ею помахивать, не успели оглянуться — вся степь лежит. Говорит:

— Я захмелел.

Вот прилег отдохнуть. Проснулся и пошел. Глядь, — мужик идет, ведет строгача, он вспомнил.

— Здорово!

— Здорово, дорогой молодец!

— Далеко ли ведете строгача?

— Продавать.

— Продай мне.

— Купи.

— Сколько?

— Двадцать рублей.

Он отдал, ни слова не сказал, взял из полы в полу и повел домой.

Привел домой, постановил его в конюшню и насыпал белояровой пшеницы. Так три месяца кормил, поил ключевой водой, выпускал на шелковую траву на три зари, вывел его на шелковый канат, конь туды — суды через железный тын перелетел, как птица. Ну, вот ему и конь богатырский. Так и вправду случилось.

Бился Илья Муромец с Соловьем-разбойником, и он [Илья Муромец] его победил. Конь под ним был богатырский, как лютый зверь, ход у него спорый. Он задними копытами за переднюю восемнадцать верст закидывает. Он утреню стоял в Чернигове, а к обедне поспел в Киев-град.

Однажды ехал-ехал по дороге, оказалось, дорога расходится в три стороны и на этой дороге лежит камень, и на камне надпись:

“Влево поедешь — будешь женат, вправо поедешь — будешь богат, прямо поедешь — будешь убит”.

Он подумал:

— Жениться еще время не настало, а богатства своего мне не нужно. Некстати русскому богатырю Илье Муромцу богатство наживать, а под — стать ему бедных да сирот спасать, защищать, во всем помогать. Дай, поеду, где смерти не миновать. Мне ведь в бою-то смерти нет, не написана.

И поехал прямо. Ехал-ехал он по дикой степи, впереди дремучий лес, поехал по этому дремучему лесу. Ехал он дремучим лесом с утра до полудня. Приехал на поляну, там стоит громадный дуб в три обхвата, под ним сидят тридцать богатырей, а на поляне пасутся тридцать коней. Они увидели Илью Муромца и зашумели.

— Зачем ты сюда, негодный мужиковина? Мы богатыри рода дворянского, а тебя, мужиковина, за три версты видать. Смерть тебе!

Илья Муромец наложил каленую стрелу на лук, как вдарит в дуб, только щепки полетели, весь дуб расшиб на щепки. Богатырей побил, дубом прихлопнул. Обратил Илья Муромец коня и поехал назад и написал на камне:

“Кто писал: проедет — будет убит — неправда, путь свободен всем прохожим и проезжим”.

Сам думает:

— Дай-ка поеду, где буду богат! Ехал он день, ехал два, на третий подъезжает -огромный двор, высокий забор, у ворот чугунный столб, на этом столбе висит чугунная доска и железная палка. Взял Илья Муромец и стал бить в эту доску.

Отворились ворота, выходит старик.

— Входи в дом, бери, что тебе угодно! У меня кладовые, подвалы ломятся.

Он думает:

— Деньги прах, одежда тоже, а жизнь и слава честная всего дороже.

Поехал назад и написал на камне:

“Неправда, что будешь богат. Чужое богатство недолговечное и непрочное”.

— Ну, поеду по третьей дороге, что там за красавица, может, правда, женюсь.

Подъезжает, а там стоит дворец, сам деревянный, окошечки хрустальные, серебром покрыты, золотом облиты.

Выходит девушка-красавица и говорит: I

— Принимаю, добрый молодец, как любимого жениха.

Взяла его за руку правую и повела его в столовую и подала обедать честь честью.

— Теперь время отдохнуть.

Ввела в спальню.

— Вот, — говорит, — кровать, ложись, отдыхай.

Он взял, нажал кулаком, она — бултых. А там яма глубокая, сажень пять. И там тридцать богатырей.

— Эй, ребята, это вы жениться сюда заехали?

— Да, — говорят, — помоги, Илья Муромец!

Они сразу узнали.

Он снял аркан с коня и бросил туда и вытащил их, всех до одного вывел.

— Ну, говорит, ступайте, гуляйте на воле, А я с ней поговорю.

— Поди отгуляла невеста, пора замуж идти.

Вывел в лес, привязал за волосья, натянул тугой лук. Вдарил — не попал.

— А знать, ты ведьма!

Он взял каленую стрелу, выстрелил в темя.

Она сделалась такая страшная, нос крючком, два Зуба. Он перекрестил три раза, она — бултых.

Он вернулся и написал:

“Кто хочет жениться — это неправда, здесь невесты нет — отгуляла”.

ездил, ездил по дикой степи, дремучим лесам, селам и городам и думает;

— Поеду я смотреть Святогора — богатыря.

И поехал глядеть Святогора — богатыря. Ехал — ехал, подъехал — высокая гора, как Араратская, только что-то чернеет. Он пустил коня и полез пешком, он шел винтом, взошел, там раскинут шатер, и в нем Святогор — богатырь лежит.

— Здоров ли, Святогор — богатырь?

— Жив — здоров, спасибо тебе, триста лет живу, лежу, никто меня не навешал. Я плохо вижу. Приподнялся, пожали они друг другу руки слегка.

Спустились с горы, ходили-ходили, видят -гроб лежит.

— Э, тут наша смерть. Твоя или моя?

А крышка растворена. Илья Муромец влез — ему просторно.

— Э, Илья Муромец, еще рано тебе. Ну-ка вылезай, я попробую.

Святогор — богатырь влез, только вытянулся, крышка захлопнулась. Илья Муромец семь раз вдарил — семь железных обручей накатил. Святогор — богатырь и говорит:

— Илья Муромец, подойди ко мне поближе, я дуну на тебя, у тебя силы прибавится.

Илюшенька один шаг сделал, силу почуял и сделал три шага назад.

— А, не подошел, а то была бы такая сила, — мать земля не носилаб!

Илья Муромец подошел к гробу, поклонился.

— Ну, прости, Святогор — богатырь.

— Похорони меня!

Илья Муромец вырыл мечом могилу глубокую, сволок в нее гроб, повалил его, простился и поехал в Киев. Там он прожил двести лет. И помер.

За всю жизнь Илья Муромец много врагов русской земли победил, за что он и славен был.

  • Рассказ солженицына колокол углича краткое содержание
  • Рассказ солоухина под одной крышей краткое содержание
  • Рассказ соколова микитова русский лес распечатать
  • Рассказ содержащий числа и вопрос
  • Рассказ совушка 2 класс озаглавить части