Рассказ соколова микитова русский лес читать

Конспект урока литературного чтения умк начальная школа xxi века учителя маоу сош г. зеленоградска городюк ксении аркадьевны тема урока: и.соколов-микитов

Конспект урока литературного чтения (УМК «Начальная школа XXI века»)

учителя МАОУ «СОШ г. Зеленоградска» Городюк Ксении Аркадьевны

Тема урока: И.Соколов-Микитов «Узоры на снегу»

Цель урока:

-прививать любовь к природе, учить понимать природу;

— работать над развитием выразительной речи, мышления;

-расширить кругозор детей;

Образовательные: способствует формированию читательских умений, сознательному усвоению материала, несет пропедевтические (подготовительные ) основы для изучения литературного произведения, обеспечивает межпредметные связи с уроками окружающего мира. Развивающие: развивает наглядно-образное мышление учащихся, наблюдательность, зрительную память.

Воспитательные: способствует формированию у учащихся эстетического вкуса, умения чувствовать и видеть красоту зимнего леса,

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные УУД:

-определять правила работы в группах,

-оценивать усваиваемое содержание( исходя из личных ценностей)

-устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

— определять и формулировать цель деятельности на уроки — высказывать свое предположение на основе учебного материала;

— совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

— ориентироваться в учебнике;

— находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

— проводить анализ учебного материала;

Коммуникативные УУД:

— слушать и понимать речь других;

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

Оборудование: учебник Л.А.Ефросинина « Литературное чтение 2 класс», тетрадь, запись на доске, цветные карандаши, фильм «Узоры».

Ход урока

1.Организационный момент

-Ребята! Сегодня у нас на уроке много гостей. Покажем, как мы умеем работать.

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

Проверьте все ли на месте,

Все ль в порядке?

Разминка  для  глаз.

Игра  »  Фотоглаз».

На  доске:          зима

                            лес

                           сугроб

                                узоры

У: Сколько  слов  вы  запомнили?

У: Назовите  эти  слова?

У: Какие  слова  вы  прочитали?

У: Используя  эти  слова,  скажите,  какую  картину  можно  нарисовать?

У: Какие  узоры  можно  увидеть  на  снегу?

У: Кто может оставить узоры на снегу? ( животные)

2.Изучение нового материала

У: Как вы думаете, о ком мы с вами сегодня будем на уроке говорить?( о животных)

Давайте познакомимся с произведением автора Ивана Сергеевича Соколова –Микитова «Узоры на снегу»

Настоящая фамилия Соколов. Иван Сергеевич родился в 1892 году в. Осеки Калужской губернии. Русский писатель-путешественник.Учился в Смоленском училище, не закончив обучение ,служил моряком, что описал в автобиографической повести «Детство». Соколов-Микитов широко известен как детский писатель. Его книги «Лисьи увертки», «Листопадничек», «Дружба зверей», «Карачаровский домик» и многие другие знакомят маленького читателя с красочным миром природы, сборники русских детских игр.

У: Ребята, скажите, пожалуйста, в каком разделе мы с вами работаем?

У: Какие произведения уже прочитали?

У: Что общего у этих произведений?

У: Какое произведение будем читать?

3.Первичное восприятие чтения.

У: Внимательно  послушайте  рассказ  и  ответьте  на  вопрос:

У: Какие  узоры  на  снегу  увидел  автор?

У: Приходилось ли вам встречать в зимнем лесу следы животных?  (Да или нет).

У: Могли вы определить, чьи это были следы? (Да, следы собаки, птиц)

У: Хотелось бы вам увидеть, как выглядят следы тех животных, о которых написано в произведении И.Соколова — Микитова? (Да)

 У: Перечислите этих животных. ( Заяц, лиса, волк, горностай, лиса, лоси.)

У: Какое животное вам мало знакомо? (Горностай)

4.Физкультминутка

Вот метель гулять пустилась

Сюда снежинка прилепилась,

Вот она взлетает, порхает,

Следите за ней глазами.

5. Проверка восприятия.Просмотр видеоролика.

У: Предлагаю вам еще раз прочитать этот текст, теперь уже на экране и посмотреть. Как выглядят эти следы. Смотрите и запоминайте. Заодно обратите внимание на то, как выглядит горностай.

У: Чьи следы вам больше всего запомнились? Почему?

У: Следы каких животных похожи? ( лисы и горностая) Чем? ( формой,цепочкой)

У: Следы волка похожи на следы домашнего животного, как вы думаете, кого?

У: Откройте ученик на странице 159

У: Ответим на вопросы в учебнике.

У: Объясни, почему рассказ называется «Узоры на снегу»

У: Какие животные нарисовали узоры на снегу? Найди и прочитай ответ в тексте.

У: Перечитай первый абзац. Сравни описание с иллюстрацией.

6.Работа в тетради

У:Откройте тетради на печатной основе страница ()

У: Давайте вспомним, о каких животных рассказал автор?(заяц,горностай,волк,лиса,лоси)

У: Прочитайте, название, каких животных вы записали в тетрадь?

У: Верните каждое слово по слогам так, как оно записано на доске.

У: Каких животных вы никогда не видели? Показываю картинки.

У: Найдите и прочитайте, как передвигался зайчик?

У: Найдите его следы на рисунке.

У: Чем питался зайчик?

У: Что нам рассказывает автор о горностае?

У: За кем он охотился?

У: На что похожи следы старой лисицы?

У: Найдите ее след.

У: Как передвигались по опушке волки? Почему?

У: Как нам автор рассказывает о лосях?

У: Почему они копытами поднимали снег?

У:Что это за скатерть?

У: Какие слова использует автор, для описания снежного покрова земли? Подчеркни их.

У: Как ты понимаешь выражение «читать следы» ? Запиши.

У: Посмотрите на доску вам предлагается решить кроссворд по картинкам. О следах каких животных говорится в рассказе? Раскрась картинки.

У: А след, какого животного трудно встретить зимой в лесу? (медведя)

У:Почему?

7. Выставка книг

У:Ребята, вас заинтересовали произведения И.Соколова-Микитова?

У:Вот только их маленькая часть. Остальные ждут вас в библиотеке.

У: Ребята сегодня на выставке не хватает одной книги. Догадайтесь какой?

У: Верно. Теперь я могу поставить нашу книжку на выставку.

8. Итог урока

 У:Расскажите,  что нового узнали на уроке?

 У:Какое произведение читали?

 У:Познакомившись с рассказом И.Соколова-Микитова, что вы можете сказать о

нём, как о человеке?

 У:Смог бы он написать этот рассказ не бывая в лесу?

 У:Что может заставить человека часто бывать в лесу?

 У:Только любовь к природе, животным, её глубокое знание, доброта помогли Ивану Сергеевичу написать такие замечательные произведения.

9.Рефлексия

У:Давайте посмотрим какой след оставил этот урок  в ваших душах?

У каждого на столе несколько ладошек.

У:Если вам понравился урок прикрепите к нашей картине синие ладошки, а если нет-красные.

У:Вот и мы оставили свои следы.

Рассказ о ежах, которые приходили по вечерам к домику автора и без страха кормились из собачьей миски, чем раздражали собак. Летом в подполе было слышно, как ежики разговаривают друг с другом. Однажды летним вечером из подпола вышел на прогулку целый выводок маленьких ежат.

Ежи - Соколов-Микитов И.С.

Приходилось ли вам слышать, как разговаривают между собою ежи? Наверное, никто не слыхал.
А вот я слышал.
Расскажу по порядку. Зимою и летом мы живём в Карачарове на берегу реки, в маленьком домике, со всех сторон окружённом лесом. Мы ходим в лес наблюдать и слушать, как живут и поют птицы, как расцветают лесные цветы, летают и ползают насекомые.

Ежи - Соколов-Микитов И.С.

Выходя по ночам на крыльцо полюбоваться на звёздное небо, послушать ночные звуки и голоса, я часто слышал, как кто-то пробегает в высокой траве под сиренью. Я зажигал электрический фонарик и видел убегавшего большого ежа. Ежей мы нередко видели по вечерам, когда закатывалось солнце: в поисках пищи они безбоязненно бродили вокруг нашего домика, подбирали крошки и то, что мы для них оставляли. Нередко ежи подходили к большой чашке с едою, из которой мы кормили наших собак — добродушного чёрного Жука и хитрую Белку. Обычно Белка начинала обидчиво и яростно лаять, а её флегматичный сын Жук отходил в сторонку и терпеливо молчал. Ежи забирались передними лапами в собачью чашку и, тихо пофыркивая, спокойно ели. Несколько раз я ловил ежей и приносил в дом. Они ничуть не боялись людей, спокойно бегали по комнатам и не пытались свёртываться в клубочек. Я выпускал их на волю, и они продолжали кормиться возле нашего домика, раздражая собак.
Однажды в тёмную летнюю ночь я сидел в моей комнате за письменным столом. Ночь была тихая, лишь иногда с реки доносились лёгкие отдалённые звуки. В полной ночной тишине под полом вдруг послышались очень тихие незнакомые и приятные голоса. Голоса эти были похожи то ли на тихий разговор, то ли на шёпот пробудившихся в гнезде птенцов. Но какие же птенцы могли быть в подполье?.. И на мышиный писк, на злобный визг крыс не были похожи эти ласковые подпольные голоса. Я долго не мог понять, кто разговаривает у меня под полом. Через некоторое время я вновь услышал в подполье уже знакомый ласковый разговор. Там как бы беседовали между собою два загадочных, мне не знакомых существа.
— Каково спят наши детки? — говорил один ласковый голос.
— Спасибо, детки наши спят спокойно, — отвечал другой ласковый голос.
И загадочные голоса замолкали.
Я долго думал, кто так ласково разговаривает под моим письменным столом в подполье? “Наверное, там живут ежи, — подумал я. — Старый ёж приходит к своей ежихе и спрашивает у неё о маленьких ежатах”. Каждую ночь я слышал в подполье ежиные голоса и улыбался: так дружно разговаривали ёж и ежиха!
Однажды вечером, когда за рекой закатывалось солнце, в открытое окно меня кликнул внук.
— Дедушка, дедушка, — кричал он, — выходи скорее!
Я вышел на крыльцо. Внук показал мне на спокойно прогуливавшееся по утоптанной дорожке целое семейство ежей. Впереди шёл старый большой ёж, за ним шла ежиха и маленькими комочками катились крохотные ежата. По-видимому, родители в первый раз вывели их из гнезда на прогулку. С тех пор каждый вечер старые ежи и ежата выходили гулять на дорожку. Мы оставляли для них в блюдце молоко. Ежата спокойно пили молоко вместе с котёнком, который у нас жил и подрастал.
Так продолжалось несколько дней. Потом ежи ушли в лес, и мы их видели редко. По ночам они по-прежнему приходили к нашему домику, пили молоко и ели из собачьей чашки, но больше я не слышал в подполье ежиных ласковых голосов.
Все видели и знают ежей. Это очень смирные и кроткие звери. Они никому не причиняют вреда и никого не боятся, Днём они спят, а ночью выходят на охоту. Они уничтожают вредных насекомых, воюют с крысами и мышами, загрызают ядовитых змей. На зиму они устраивают для себя под корнями деревьев маленькие удобные берлоги. На своих колючках они таскают в берлоги мягкий мох и сухие листья. На всю зиму ежи засыпают. Их маленькие сокрытые берлоги покрывают глубокие снежные сугробы, и ежи спокойно спят всю зиму. Просыпаются они ранней весной, когда в лесу сходит снег, выходят на охоту.
Ежи скоро привыкают к людям и делаются ручными. В соседнем пионерлагере развелось целое стадо ежей. Каждую ночь они приходят из леса к пионерской столовой и лакомятся едою, которую оставляют для них пионеры. Там, где живут ежи, нет ни мышей, ни крыс.

Ежи - Соколов-Микитов И.С.

Когда-то и у меня жил ручной ёж. Днём он забирался в голенище валяного старого сапога, а ночью выходил на добычу. Я часто просыпался от мелкого топота и шума, который производил по ночам ёж. Два или три раза мне удалось наблюдать, как он ловит мышей. С необыкновенной быстротой ёж бросался на показавшегося в углу комнаты мышонка и немедленно с ним расправлялся. Признаться, он причинял мне много беспокойства, мешал по ночам спать и вёл себя нечистоплотно. Несмотря на все неприятности, мы очень подружились. Мне и моим гостям очень нравились некоторые ежиные смешные ухватки. Выходя из ночного убежища, он старательно обнюхивал и оглядывал каждую щёлку, подбирал на полу мелкие крошки. Было что-то уморительно смешное в его движениях, походке, в его маленькой мордочке, покрытой серыми волосами, в его маленьких чёрных и умных глазках.
Иногда я клал его на стол и громко хлопал по доске ладонью. Ёж почти мгновенно свёртывался в колючий серый клубок. Долго оставался он неподвижным. Потом начинал медленно, тихо развёртываться. Из острых серых колючек показывалась маленькая смешная и недовольная мордочка. Он обнюхивался и оглядывался. На мордочке появлялось выражение прежнего добродушного спокойствия.
О ежах написано и рассказано много. Рассказывают, как на ежей охотятся хитрые лисицы. Свернувшегося в колючий клубок ежа лисица тихонько скатывает с крутого берега в воду, где ёж быстро развёртывается, и лисица легко расправляется с ним. То же самое проделывают с ежами некоторые умные собаки.

(Илл. Устинова Н.)

image_pdfimage_print

Разработка урока чтения в 1 классе

Тема: Произведения о родной природе. И. Соколов-Микитов «Русский лес» (отрывок).

Задачи:$ — познакомить учащихся с произведениями о родной природе;

— учить выразительному чтению по слогам с переходом на чтение целыми словами;

— учить развернуто отвечать на вопросы к тексту;

— учить определять жанр и тему произведения.

Цели: — формировать умение читать вслух правильно и осознанно, с пониманием прочитанного;

— развивать интерес к миру природы;

— воспитывать бережное отношение к природе.

$Планируемые результаты деятельности:

Личностные: мотивация учения, понимание ответственности по отношению к родной природе.

Метапредметные:

Регулятивные: определять и формулировать тему и цель деятельности на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность деятельности на уроке, учиться высказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника.

Познавательные: ориентироваться в учебнике и тетради, поиск и выделение информации, находить ответы на вопросы в тексте или по иллюстрации.

Коммуникативные: слушать и понимат$ь речь других, выразительно читать текст, договариваться с партнером в паре, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Предметные результаты: правильно читать текст по слогам с переходом на чтение целыми словами; отвечать на вопросы учителя по содержанию текста; относить произведение к одному из жанров.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование:$ портрет И. С. Соколова-Микитова, опорные слова на карточках

Характеристика этапов урока:

Этап

$

Цели

Деятельность учителя

$Деятельность учащихся

1.Организационный

2. Актуализация

знаний.

Постановка проблемы.

3. Планирование

4. Открытие нового знания

А) Новое о писателе

Б) Чтение произведения

В) Словарная работа

$

Г)Вторичное чтение и работа над пониманием прочитанного

5. Физминутка

6. Закрепление н$ового знания.

Работа в тетради:

Задание 1

Задание 2

Отгадывание кроссворда — работа в паре

Самопроверка

7. Упражнение в чтении

А) Работа с загадками

Б) Выразительное чтен$ие песенки-заклички

8. Рефлексия

— организовать направленное внимание на начало урока, проверить готовность обучающихся

— подвести детей к формулировке темы и постановке задач урока

— формировать умение ставить цели на уроке

— формировать умение расставлять очередность этапов работы на уроке

$

— познакомить обучающихся с информацией о писателе

— познакомить с произведением

— объяснить непонятные слова

$— формировать умение работать с текстом, расширять кругозор и обогащать словарный запас, находить ответы на вопросы

— снять напряжение детей, дать возможность проявить двигательную активность

— формировать умение работать с текстом и рабочей тетрадью

— формировать умение сотрудничать, согласовывать свои действия с партнером

— отрабатывать навыки чтения

— формулировать и аргументировать свое мнение, дать анализ и оценку успешности своей работы

Весело звенит звонок

Призывает на урок.

— Прове$рьте, все ли есть на парте для успешной работы?

— Сегодня к нам пришли гости, поприветствуйте их, подарите друг другу улыбку. А я вам желаю удачной работы.

— Произнесите четко и быстро согласные, дополните гласными, назовите слово.

-Что объединяет эти слова? Докажите (весна)

$— Вчера мы с вами узнали о том, что происходит весной на реке.

— А как вы думаете, что происходит в лесу с наступлением весны? Что можно услышать, войдя в лес?(Записываю на доске)

— Как проверить ваше предположение?

— Откройте учебники на с.37-38, определите тему нашего урока.

— Как называется раздел, который мы начали изучать?

— Исследуйте с. 37-38 учебника и с.22 рабочей тетради и скажите, чему будем учиться на уроке?

-Давайте вместе спланируем наш урок. Посмотрите, какие этапы работы я вам предложила. В каком порядке, по-вашему, мы будем над ними работать?

ЧТЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

$НОВОЕ О ПИСАТЕЛЕ

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

СРАВНЕНИЕ СВОЕГО ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ С ТЕКСТОМ

-Что нам поможет на уроке добиться ваших целей?

-Рассмотрите портрет. Какое у него лицо?

-Когда он рос, его окружали добрые трудолюбивые люди и сам он был таким.

-Послушайте рассказ о нем и поду$майте, о чем мог писать такой человек, как он?

— И. С. Соколов-Микитов родился в 1892 году в лесном Смоленском крае, в деревне. Его отец был лесником. Мальчик рос среди богатой русской природы. Иван Сергеевич любил бродить по лесным тропинкам и наблюдать за жителями леса.

— Так о чем писал Соколов-Микитов?

Чтение учителем. Запоминайте непонятные слова.

— Понравилось ли вам художественное произведение?

— Определите жанр.

— О чем этот рассказ?

$Какие слова вам были непонятны?

-Кто такие рябчики?

— Как понять «пробуждающийся лес»?

-Что значит «непроходимое болото»?

ГУГУКАЮТ, ПУХОВИКАМИ – обратимся к словарю на с. 37.

— Давайте еще раз перечитаем рассказ, чтобы быстро найти ответы на вопросы учебника.

— Ответим на вопросы учебника.

— Так что же происходит с природой весной?

— Какое настроение у вас возникло после прочтения рассказа?

Мы вхо$дим с вами в лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

Посмотрели вправо, влево

Наклонились и присели,

А потом все дружно встали

И за парты тихо сели.

— Откройте тетради, прочитайте задание.

— Трудным ли вам представляется это задание?

— С чего начнете работу?

На доске:

  1. Совы

  2. Соловьи

  3. Рябчики

  4. Журавли

  5. Пч$елы

— Как вам помогла работа в паре?

— Совпало ли ваше предположение о том, что можно услышать в лесу с текстом?

$- Как надо вести себя в лесу? Почему?

Слушает, помогает, направляет

Читает учитель.

Люди призывали закличкой весну, в данном случае, чтобы быстрее прилетели журавли.

-Давайте заучим ее.

Организует рефлексию

— Что нового узнали?

— Захотелось ли вам побывать в весеннем лесу?

По опорным словам:

Сегодня я узнал(а)…

Мне было трудно…

Было интересно…

— На каком задании вы были наиболее успешны?

— По желанию дома можно прочитать полный рассказ Соколова-Микитова «Русский лес», найти заклички о весне

Приветствуют учителя, гостей.$

Проверяют готовность учебника, тетради, цветных карандашей.

Упражнение «Молния»

ВД ВОДА

РЧЙ РУЧЕЙ

СЛНШК СОЛШЫШКО

$ЛДХД ЛЕДОХОД

ПРТЛН ПРОТАЛИНА

ЖВРНК ЖАВОРОНОК

(Шум ручья, пение птиц, как ветер гуляет в листве и т.д.)

Узнать, прочитать об этом в учебнике.

Открывают учебники, называют тему урока.

Читаем о родной природе.

УЗНАТЬ… РАСКРАШИВАТЬ…

ЧИТАТЬ…

НАХОДИТЬ…

ОЦЕНИВАТЬ…

ОТГАДЫВАТЬ…

$РАЗУЧИВАТЬ…

ДОКАЗЫВАТЬ…

СРАВНИВАТЬ…

Расставляют очередность этапов

(Учебник, рабочая тетрадь, знания, учитель)

Доброе

$С любовью писал о природе родного края

Следят по тексту, слушают.

Рассказ

Ответы детей

Читают по цепочке по предложению

Дети по очереди читают вопросы, находят ответы в тексте

Она оживает, пробуждается.

Радостное, веселое

$

Маршируют.

Разводят руки в стороны.

Смотрят вправо, влево.

Выполняют наклоны, приседают.

Встают.

Садятся за парты

Читают задание, отвечают на вопрос, раскрашивают рисунок

Планируют работу в паре, разгадывают кроссворд

Осуществляют самоконтроль с опорой на лист.

Ответы детей.

Читают загадки, отгадывают их, находят слова, которые помогли отгадать

Заучивание заклички под руководством учителя.

Осуществляют самооценку собственной деятельности, соотнося цель и результаты, степень их соответствия

Рассказы об осенних превращениях леса, когда на моховых болотах рассыпана по кочкам румя­ная клюква, на лесных полянах краснеют гроздья рябины, воздух чист и прозрачен, а многие птицы готовятся к перелету…

Год в лесу. Осень - Соколов-Микитов И.С.Год в лесу. Осень - Соколов-Микитов И.С.

Пришёл сентябрь. После знойного лета, после августовских тёплых дней наступила золотая осень.

По опушкам лесов ещё растут грибы: красноголовые под­осиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг к дружке тонконогие опёнки.

В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румя­ная клюква. На освещённых солнцем лесных полянах краснеют гроздья рябины.

Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны звуки, отчётливо разносятся голоса. На дне лесного ручья виден каждый камешек, каждая тонкая травинка. По прозрачному высокому небу бегут и бегут облака. В погожие тихие дни летает над землёй, садится на лицо липкая паутина.

В эти осенние дни многие птицы готовятся к отлёту. Уже улетели ласточки, быстрокрылые стрижи. Остаются зимовать рябчики, тетерева, куропатки. В шумные стайки собираются скворцы, улетают на юг певчие птицы. В дальний путь отправ­ляются дикие гуси, покидают родные болота длинноногие жу­равли.

Год в лесу. Осень - Соколов-Микитов И.С.к оглавлению ↑

Улетают журавли

В золотые осенние дни собира­лись к отлёту журавли. Готовясь в далёкий путь, покружили они над рекой, над родным болотом. Собрав­шись в стройные косяки, потянули в дальние тёплые страны.

Через леса, через поля, через шум­ные города высоко в небе летели жу­равли.

В глухом лесу, на краю болота, остановились на отдых.

Ещё до рассвета проснулись чут­кие журавли.

Год в лесу. Осень - Соколов-Микитов И.С.

Чуть брезжит над рекой, над лес­ными чёрными макушками ранняя зорька. Тёмным и мрачным кажется в эту пору глухой лес.

Один за другим журавли подни­маются с болота. В этот ранний час в лесу просыпаются птицы, бегают по берегу проворные кулики.

Скоро взойдёт над рекой и лесом весёлое солнце. Всё тогда засияет, всё переменится в осеннем тёмном лесу.

Высоко поднимутся журавли. С высокого ясного неба услышим их прощальные голоса.

До свидания, до свидания, жу­равли! До радостной встречи вес­ною!

к оглавлению ↑

У лесного озера

Широко раскинулось глубокое лесное озеро с прозрачной, чистой водой. Восходит над лесом и озе­ром солнце.

На яркий, осыпанный росинка­ми-алмазами расписной ковёр по­хожи берега пустынного озера. Над болотными кочками, заросши­ми вереском, мхом, багульником и голубикой, стоят редкие сосны.

Тихо утром в глухом лесу. Изредка пропищит синичка; пе­репорхнёт, сядет долбить дерево дятел.

Год в лесу. Осень - Соколов-Микитов И.С.

Ещё на рассвете вылетел на береговую гальку мошник-глухарь. Ходит у самой воды, выбирает и клюёт крепкие круглые камешки.

В таёжных глухих лесах каж­дую осень вылетают глухари по утрам на берега рек и озёр клевать береговую чистую гальку. Крепкие круглые камешки нужны глухарям, чтобы перемалывать, перетирать в зобах грубую зимнюю пищу. Всю долгую зиму будут питаться глуха­ри колючей и жёсткой сосновой хвоей.

Ходит по гальке глухарь, выби­рает крепкие камешки. Не шелох­нётся прозрачное озеро. Выше и выше поднимается над лесом осен­нее солнце.

к оглавлению ↑

Беляк

Выскочил из своего логова трусливый зайчишка. Сел, слу­шает.

Страшно робкому зайчишке- беляку. Много у него в лесу врагов. Вдруг подкрадётся хит­рая лисица, или схватит голод­ный волк, или спрыгнет с дере­ва и загрызёт быстрая рысь…

Всякого шума боится беляк. Заскрипит дерево — кажется бе­ляку, это идут злые волки. Прыг­нет из-под ног лягушонок — то­же страшно зайчонку. Гугукнет ночью сова —у беляка душа в пятки.

Год в лесу. Осень - Соколов-Микитов И.С.

Почти весь год в страхе живёт зайчишка-беляк. А всего страшнее ему в осенние прозрач­ные дни. Где ни ляжет, ни спря­чется, его видно издалека: кру­гом всё жёлтое, золотое, а пор­точки у бедняги уже побелели. Ни ночью, ни днём не спит роб­кий беляк.

Ждёт не дождётся, когда придёт зима, выпадет глубокий снег.

Зимою беляк весь белый, только кончики ушей чёрные.

Зароется он в снежный суг­роб — никто его не увидит: ни хитрая лисица, ни волк, ни бы­страя рысь.

к оглавлению ↑

Ёж

Через пни и колоды, через высокие заросшие кочки, че­рез лесные открытые поляны пробирается в своё логово ёж.

Осенью у ежей мало до­бычи. Попрятались в зем­лю черви, скрылись юркие ящерицы, в клубки свились скользкие змеи и чёрные ужи. Трудно находить жуков и глупых лягушек.

Год в лесу. Осень - Соколов-Микитов И.С.

В ясные осенние дни го­товит себе хлопотливый тру­женик ёж тёплое зимовище. Ночью и днём таскает в нору под старым пнём душистые сухие листочки и мягкий лес­ной мох — стелет зимнюю постель.

Скоро заберётся ёж в своё логово на всю долгую зиму. Больше не станет бе­гать по лесу, ловить червей и жуков.

Придёт зима, накроет его нору глубокий снежный суг­роб. Под глубоким сугробом, как под толстым пушистым одеялом, тепло ежу.

Никто не найдёт его ло­гова, никто не разбудит. До весеннего солнышка всю зи­му проспит ёж, и будут ему сниться лесные ежиные сны.

к оглавлению ↑

Белки

В тёмном еловом лесу с утра до позднего вечера без устали хлопочут про­ворные белки. То заберутся на вершину высокой ели, то перемахнут с сучка на сучок, то вниз головой спу­скаются на землю собирать грибы.

В развилине елового сучка белки развесили су­шить красноголовый под­осиновик, тонконогие ма­ленькие опёнки. В лесных кладовых спрятали отбор­ные, вкусные орехи.

Год в лесу. Осень - Соколов-Микитов И.С.

Поздней осенью пере­менят белки свои рыжие платьица на серые зимние шубки.

В вершинах густых ёлок устроены у белок тёплые гнёзда. В этих гнёздах, в устланных мягким мхом глубоких дуплах белки вос­питывают и кормят своих маленьких бельчат, зимою спасаются от лютых моро­зов и холодных ветров.

Самый весёлый, самый проворный и хлопотливый зверёк в наших лесах — шу­страя белка.

к оглавлению ↑

Медведи

Вечером вышла медве­дица с медвежонком на лес­ную полянку, увидела му­равьиную кучу. Хочется ей полакомиться муравьями и угостить медвежонка.

А в муравьиной куче сидел зелёный дятел-му­равьед, добывал муравьи­ные яйца. Услыхал он мед­ведей, вспорхнул с кучи, улетел в лес.

Подошла медведица к муравьиной куче, стала раз­гребать лапой кучу. Раско­пала её и высунула длин­ный красный язык.

Год в лесу. Осень - Соколов-Микитов И.С.

Облепят муравьи медве­жий язык, а медведица — хоп! хоп! — и проглотит му­равьёв. Смотрит на медве­дицу медвежонок, учится, как нужно есть муравьёв.

Много забот и хлопот по осени у медведей. Нужно наесться на всю долгую зи­му, накопить побольше жи­ру, нужно устраивать тёп­лую берлогу.

Поздней осенью забе­рутся медведи в свои бер­логи, будут спать до весны, до весеннего тёплого сол­нышка.

к оглавлению ↑

Рысь

Вечером, после охоты, вышла осторожная рысь на лесную поляну. Несёт в зу­бах краснобрового тетере­ва-косача.

Тихо и мрачно вечером в глухом лесу. Стоят не шевелятся высокие тёмные ели. Легко и неслышно ска­чет под ними чуткая рысь.

Год в лесу. Осень - Соколов-Микитов И.С.

Слышит рысь, как пада­ют с деревьев, кружась в воздухе, сухие листья, как свистит в лесной чащобе рябчик и попискивают шу­стрые синички, как пере­порхнул, уселся на сухом дереве дятел.

Всё видит, всё слышит рысь в глухом лесу.

И лето и зиму скитают­ся по лесу, ищут добычу чуткие рыси. То поймают неосторожного зайчишку- беляка, то схватят белку или подкрадутся к задре­мавшему тетереву-косачу, на ходу проглотят лесную мышь. Трудно увидеть ос­торожную и чуткую рысь. Неслышно ходит и далеко слышит рысь, умеет заби­раться на высокие густые деревья.

к оглавлению ↑

Осенний вечер

Быстро наступает вечер в глу­хом лесу.

Тёмные тени лежат под де­ревьями. Недвижно высятся ста­рые сосны, чернеют густые разла­пые ели.

Пахнет в лесу смолой, сосновой хвоей, осенней опавшей листвой.

Скрылось за деревьями вечер­нее низкое солнце.

Ещё не спят, кормятся в лесу птицы.

Год в лесу. Осень - Соколов-Микитов И.С.

Вот на стволе дерева уселся красноголовый чёрный дятел —• желна. Он звонко долбит сухое де­рево.

Далеко слышен в вечернем ти­хом лесу торопливый стук дятла. Будто сказочный лесной часовой барабанит вечернюю зарю.

Вертятся возле дятла шустрые синички, подбирают жучков и чер­вяков.

Скоро наступит в лесу тёмная, непроглядная ночь. Замолкнут и заснут дневные птицы и звери.

Выйдет из дневного логова зай­чишка-беляк, робко заковыляет по сухим, ломким листьям. Страшно ночью в лесу трусливому зайчиш­ке: то неслышно пролетит сова, то хрустнет сухой веткою рысь, то в дальнем болоте завоют, собирая волчат, злые волки.

(Илл. Никольского Г.)

image_pdfimage_print

Советы библиотекаря: малышам — книги о милых зверятах, подросткам — фэнтези о спасении человечества.

По выходным сотрудники библиотек рассказывают читателям mos.ru о книгах, которые запросто смогут увлечь всю семью. Ирина Корсакова, главный библиотекарь в библиотеке № 63 имени И.С. Соколова-Микитова, выбрала шесть книг — среди них есть и добрые сказки, и нон-фикшен, и психологическая повесть.

Малышам

«Мышкин дом. Самми и Юлия» Карины Схапман

Современная голландская писательница и художница Карина Схапман создала целый мир из картонных коробок и папье-маше — огромный домик с множеством комнаток, чуланов и балконов. Она поселила там двух очаровательных вязаных мышат — Юлию и Самми, их семью и друзей, смастерила из цветных лоскутков им одежду, а также шторы и предметы интерьера.

Иллюстрации в «Мышкином доме» представляют собой фотографии, сделанные самой писательницей, — они, пожалуй, самое интересное в книге, хотя простые короткие истории об обитателях домика вам тоже понравятся. Мебель, посуда, вещи и множество других предметов, которыми пользуются мышата, — все это приводит малышей в восторг, они могут рассматривать картинки бесконечно.

Книга идеально подойдет для игры «Найди и покажи». Кроме того, вместе с малышом можно придумывать собственные рассказы по картинкам — для этого там достаточно деталей.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Серия книг «Жили-были кролики» Женевьевы Юрье

Эта серия уже долгое время остается одной из самых популярных и любимых у наших читателей. Веселые проделки шустрых шаловливых крольчат (четырех братьев и сестренки), их игры и переживания близки и понятны малышам. Им никогда не бывает скучно: они то летают на воздушном шаре, то мчатся на санках по заснеженным горкам, то придумывают еще что-то интересное.

Добрые истории сочинила французская писательница Женевьева Юрье. Сначала она придумывала их для своих внуков, а потом, через какое-то время, решила поделиться ими с другими детьми. Ее книжки быстро стали очень популярными, они переведены на 28 языков. Чудесные иллюстрации, сделанные художником Лоиком Жуанниго, тоже не могут оставить читателей равнодушными.

Как увлечь ребенка чтением: лайфхаки библиотекарей

Ребятам постарше

Серия книг «Добрые истории о зверятах» Холли Вебб

Скажу по опыту: эта серия, созданная британской писательницей Холли Вебб, пробуждает у многих ребят любовь к чтению. Даже те дети, которые предпочитают книгам гаджеты, полностью погружаются в мир лисят, оленят, пони и других очаровательных животных. Начинать можно с любой книги, их сюжеты не связаны между собой. Но в каждой вы найдете трогательную историю дружбы.

Книги небольшие, прочитаете их быстро. А еще в них крупный шрифт, очень удобный для детей. Если понравится, возьмите и другие книги Холли Вебб, например произведения «Мейзи Хитчинс. Приключения девочки-детектива», «Котенок Милли, или С возвращением, леопард!», «Котенок Дымка, или Тайна домика на дереве». Каждая написана с огромной добротой и любовью.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

«Животные-космонавты. Первые покорители космоса» Дарьи Чудной

Все ребята слышали про собак Белку и Стрелку, но многие ли знают подробности их биографии? Автор и популяризатор космонавтики Дарья Чудная рассказывает, как выбирали животных, как проходили тренировки, как они жили после полета. Фактический материал о животных в космосе подается здесь в очень интересной и живой форме. Оторваться невозможно! Даже взрослый человек будет читать с огромным удовольствием и найдет для себя что-то такое, о чем он не знал раньше.

В книге много фотографий с тренировок героев, красочных рисунков, а еще — воспоминания ученых, дневниковые записи тех, кто работал с собаками, и многое другое.

Тренировки, щенки и ласка. Как жили Белка и Стрелка до и после полета

Подросткам

«Дарители» Екатерины Соболь

«Дарители» — это серия из пяти книг, которая обязательно придется по вкусу любителям фэнтези. Главному герою Генри 16 лет. Детство он провел в лесу с отцом, почти не общаясь с другими людьми. Однажды Генри узнает, что именно от его действий зависит судьба всей страны и, возможно, человечества. Задача перед ним стоит непростая: вернуть в мир давно утерянное волшебство. Сможет ли Генри принять правильные решения, найти друзей, понять и принять себя самого?

Взрослым эти книги могут показаться немного наивными, но зато многие подростки узнают в героях себя. Вместе с Генри они пройдут трудный, но захватывающий путь. Я считаю, что «Дарители» — отличные повести о ценности семьи, дружбы, самопожертвования. В библиотеке мы советуем этот цикл очень часто, а взамен получаем много положительных отзывов.

Фото Е. Самарина. Mos.ru

«Просто жить!» Николая и Светланы Пономаревых

У 15-летнего Матвея рушится вся жизнь: неприятности в личной жизни, отсутствие взаимопонимания в семье и острая нехватка настоящих друзей. В голову мальчика закрадываются мысли одна отчаяннее другой. Но внезапно приходит помощь с совершенно неожиданной стороны — в лице учителя. Именно он показывает Матвею, что на все можно посмотреть под другим углом.

Эта книга о жизни и любви, о том, что каждый день — это чудо, а все потери обязательно восполняются новыми радостями, превращаясь в полезный опыт. Глубокая и добрая история заставляет задуматься над многими вещами. Ее авторы, супруги Николай и Светлана Пономаревы, — лауреаты Международного конкурса имени Сергея Михалкова, участники Международного фестиваля детской и юношеской литературы в Мюнхене.

Больше отличных книг, проверенных читателями детских библиотек и их сотрудниками, — в рубрике «Советы библиотекаря».

  • Рассказ совы о себе
  • Рассказ содержит 4 страницы на каждой странице 20 строк в каждой строке 80 символов определите
  • Рассказ соколова микитова белки
  • Рассказ собеседование на дзене
  • Рассказ сова бианки это сказка или рассказ