Рассказ соколова микитова листопадничек

Тема урока: и.с. соколов-микитов листопадничек. характеристика главного героя цель урока: познакомить учащихся с произведением писателя и.с. соколова микитова об

Тема урока: И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек».

Характеристика главного героя

Цель урока: Познакомить учащихся с произведением писателя

И.С. Соколова – Микитова об окружающей природе»Листопадничек»

Задачи урока:

  1. Образовательные:

1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.С.Соколова – Микитова и его сказкой «Листопадничек».

2. Оживить в памяти детей личные наблюдения за природой.

II. Развивающие:

  1. Содействовать развитию репродуктивной деятельности, связанной с активной работой мышления; умением аргументировать, анализировать, классифицировать, обобщать.

2. Способствовать активизации каждого ребёнка в деятельности.

3. Развивать выразительное чтение, совершенствовать навык беглого чтения; память, речь.

III. Воспитывающие:

1. Учить видеть и понимать окружающую природу, вызвать желание общаться и любоваться ею.

2. Воспитывать любовь к матери, родному дому;

Оборудование: учебник литературное чтение 3 класс; рассказ «Листопадничек»; пословицы; скороговорки; карточки с заданиями.

Тип урока: изучение нового материала

Формировать УУД:

— Выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)

— Умение оформлять свою мысль в устной форме, слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. (Коммуникативные УУД)

— Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД)

— Приобретение школьником социальных знаний. (Познавательные УУД)

Ход урока:

1.Организационный момент

Улыбнемся друг другу и начнем наш урок. А чтобы урок наш прошел интересным и полезным, мы должны выполнять кое-какие правила. Вспомним эти правила.

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

Говорите четко, внятно

Чтобы все было понятно.

Если хочешь отвечать,

Надо руку поднимать.

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

А помочь захочешь другу,

Подними спокойно руку.

  1. Речевая Разминка

Бобры храбры идут в боры;

Бобры для бобрят добры.

Прочитайте медленно.

Найдите однокоренные слова. Подберите другие родственные слова к ним. (Бобры, бобрята, бобриха, бобровая плотина.)

— Прочитайте с интонацией:

  • утвердительной,

  • с ускорением,

  • очень быстро.

Кто без ошибок сможет проговорить скороговоркой

Ребята, а как мы называем детенышей у разных зверей?

У бобров — … (бобрята).

У ежей – (ежата),

У зайцев — … (зайчата),

У журавлей — … (журавлята),

  1. Проверка домашнего задания

Учитель: Изучение какого раздела мы начали на прошлом уроке? («Люби живое»).

— С рассказом какого писателя мы познакомились? (познакомились с рассказом-воспоминанием М.М. Пришвина «Моя Родина»).

— Давайте вспомним: о каких детских воспоминаниях рассказывает Пришвин?

Игра: «Доскажи словечко»

— Мать моя вставала…(рано);

— Мать угостила меня… (чаем с молоком);

— Это угощение решило мою жизнь в …(хорошую) сторону;

— Я начал вставать до… (солнца);

— Потом и в городе я вставал … (рано);

— После чаю я … (ходил на охоту);

— Моя охота была в … (находках);

— Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с … (великими сокровищами жизни).

— Почему слова мама, солнце, природа, Родина Пришвин объединил в этом рассказе?

— Какой призыв автор адресовал жителям планеты Земля?

— («Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину»).

4.Подготовка к изучению нового материала

Беседа.

Учитель: Послушайте, о чём мы сегодня будем говорить и читать?

Янтарная осень начальная,
Срывается лист золотой.
Картина немного печальная
И грусть навевает порой.
Темнеют далекие ели,
Холодною стала река…
Я помню, как птицы галдели –
Сейчас уж летят в облаках.(Осень)

— Давайте вспомним, что происходит в лесу осенью? Назовите признаки наступления осени.

(листья желтеют и опадают; становится холодно; температура воздуха понижается; птицы улетают на юг; звери готовятся к зиме).

— Как можно назвать одним словом время, когда с деревьев начинают опадать листья? (листопад)

— Как вы думаете, почему листья опадают с деревьев? (высказывания детей)

А как люди и животные готовятся к зиме? (Люди утепляют свои дома, запасают дрова, покупают теплую одежду. Некоторые птицы улетают в теплые края – журавли, гуси, утки; другие остаются зимовать в наших краях – воробьи, синицы, вороны. Животные зимуют по-разному. Медведи и ежи засыпают на всю зиму; белки и бобры запасаются едой на всю зиму; лисы и зайцы не запасают корм и не впадают в спячку – у них отрастает теплый мех, а питаются они тем, что находят: зайцы – корой, а лисы – зайцами, мышами, не прочь и курочку утащить в деревне, если собаки позволят).

Догадайтесь, о каком животном идёт речь?

«Узнай меня!»

 «У меня очень красивые глаза: большие, бархатисто – тёмные, с длинными ресницами. Шея малоподвижная, поэтому, когда я бегаю, я её не поворачиваю, и моих глаз никто не видит. Бегаю я очень быстро и прыгаю здорово и меня не так  просто поймать. В опасности никогда не теряю голову. У меня есть два основных  способа защиты: маскировка и ноги.

Домика у меня нет, сплю, где придётся. А малыши у меня появляются три раза в год, такие пушистые и хорошенькие.

Первые — настовички, вторые — летнички и есть ещё третьи.

Они появляются в осеннюю пору, когда опадают листья».

Кто же это? (зайцы)

Проблемный вопрос:

Учитель: Ребята, кто из вас знает, как называют зайцев, родившихся осенью? (высказывают предположения)

— Я предлагаю вам послушать стихотворение.

У нас в семье большая радость

Пусть листья падают, летят,

В канавке, тёплой под осинкой

Три листопадничка лежат.

(зайцев называют листопадничками)

Учитель: Верно, молодцы, ребята!

5. Изучение нового материала

Прочитайте, что здесь зашифровано. Запишите в своей рабочей тетради, что вы здесь прочитали.

НАВИ ЧИВЕЕГРЕС ВОЛОКОС-ВОТИКИМ

(Иван Сергеевич Соколов-Микитов.). Каждое слово читаем справа-налево

С его биографией нас познакомит Груздева Дарья

Объявление темы урока

Рассказ о писателе.

И.С. Соколов-Микитов (1892—1975)

Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины.

Детство он прожил в деревни. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету

Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам, дубравам родной Смоленщины

Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создан цикл рассказов о родной природе.

С трепетной любовью он рассказывает о лесных обитателях зверях и птицах российских лесов. В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался — наговаривал свои произведения на диктофон. Основной темой в творчестве писателя была природа. Восход и заход солнца, лес, пороша, ледоход — обо всем этом он писал с такой любовью, что, читая его книги, нельзя не проникнуться его чувством восхищения миром живой природы и благоговения перед ним.

Книги И. С. Соколова-Микитова — это богатый источник сведений об окружающем нас мире, от которого мы порой бываем так далеки!

Учитель: Сегодня мы познакомимся с новым его произведением «Листопадничек».

6. Первичное ознакомление с текстом.

Чтение текста

Перед тем как начать читать произведение я хочу задать вопрос,

чтобы уже при чтении вы на него смогли ответить: «К какому литературному жанру это произведение относится?» (сказка о животных)?

— Учителем; чтение по цепочке.

1. Беседа по рассказу «Листопадничек»

Понравилось ли вам произведение? Чем? (оно очень доброе и о зверях – то ли правда, толи сказка).

Так к какому литературному жанру это произведение относится (сказка о животных)?

Докажите (животные разговаривают, события нереальные)

Назовите основных героев произведения (мать-зайчиха, Листопадничек, бобры, журавли)

2. Словарная работа

(Слайд 12).

В тексте есть несколько слов, которые могут быть для вас не знакомы.

Хоровое чтение и толкование незнакомых слов

хатка (название небольшого дома на Украине)

плотина (перегородка на реке для поднятия уровня воды)

Охапка — количество веток, умещающихся в обхвате рук.

ходко работают (работают быстро)

(Слайд 13).

долговязый (очень высокий, худой и нескладный)

запрудили (перегородили реку плотиной)

настлано (настелено)

зябнуть (испытывать чувство холода)

робеть (пугаться, стесняться, бояться)

Физкультминутка

Девочки и мальчики,
Представьте, что вы зайчики.

(Полуприседания с поворотами вправо-влево)

Раз, два, три, четыре, пять,
Начал заинька скакать.

(Прыжки вперед-назад)

Лапки вверх и лапки вниз,
На носочках подтянись.

Влево, вправо поклонись,
Наклонись и поднимись

(Движения выполнять по содержанию текста)

Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.

(Приседание на корточки, потирание рук)

Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.

(Выполнение прыжков, стоя на месте)

Девочки и мальчики,
Представьте, что вы зайчики.

(Полуприседания с поворотами вправо-влево)

Кто-то зайку испугал,
Зайка прыг — и ускакал.

(Поворот спиной, приседание на корточки, обхватить себя руками, голову опустить вниз)

7. Анализ литературного произведения

Работа над текстом.

Учитель: В какое время года появились зайчата? (осенью)

Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?

(Зайчик мечтал полетать. Он видел, как учатся летать журавлята и хотел научиться летать).

— О жизни каких ещё животных осенью мы узнаём из этого рассказа? (журавлей, медведей, ежей, змей, бобров).

— Как вели себя другие звери? (Залегли в тёплых берлогах лежебоки-медведи; свернувшись в клубочки, заснули колючие ежи; спрятались в глубокие норы змеи).

Чего испугались «листопаднички»? (Они испугались того, что могут замёрзнуть на болоте).

— Как их успокоила старая зайчиха? (Она объяснила им, что скоро вырастет на них тёплая белая шёрстка и им будет тепло и уютно).

— Как вы думаете, правильно ли поступил зайчонок, убежав за журавлями в тёплые страны? (Нет).

Выборочное чтение. Найдите и зачитайте

Учитель: С кем познакомился Листопадничек у глухой лесной речки? (Зайчонок встретил бобров, которые строили плотину).

— Прочитайте по ролям разговор зайчика с бобрами.

— Чем занимался Листопадничек в бобровой хатке зимой? (Зайчонок остался в бобровой хатке. Он стал нянькой у бобрят).

— Почему зайчонок остался у бобров? (Зайчонок не умел плавать, а выход был один – под водой).

Чтение – поиск.

— Каких страхов натерпелся Листопадничек за долгую зиму? О чём он вспоминал?

(За долгую зиму большого страху натерпелся Листопадничек-зайчонок. Часто вспомнил он своё тёплое гнездо, старую мать-зайчиху).

— Прочитайте эпизод, который заставил вас переживать; улыбаться.

А знаете ли вы, что у бобров много врагов, которые часто разрушают их хатку? Назови тех, которые встретились вам во время чтения.

Характеристика главного героя.

Опишите Листопадничка, каким он был, обосновывая свой выбор

— мечтатель, фантазёр (мечтает улететь в тёплые края);

— непослушный (убежал из дома, ослушался маму);

— любознательный (задаёт вопросы бобрам);

— терпеливый (всю зиму жил в хатке у бобров);

— добрый (помогал нянчить бобрят);

— заботливый (кормит бобрят);

— смелый (научился плавать);

— любящий (скучает и вспоминает старую мать-зайчиху и маленьких братьев, живя в хатке у бобров).

Работа по карточкам в парах

«Вставьте подходящее слово из текста»:

(задание на карточках)

  • Бежал, бежал (Листопадничек) по лесу, прибежал к глухой лесной (речке).

  • Остался Листопадничек в бобровой (хатке).

  • Любят (бобры) чистоту и порядок.

  • За долгую зиму большого (страху) натерпелся зайчонок.

  • Обрадовался Листопадничек, прижался к (матери).

  • Крепко-крепко заснул возле матери в родном (гнезде) Листопадничек.

8. Закрепление изученного материала

Учитель: Как вы думаете, это рассказ или сказка? Докажите.

(Это сказка, т.к. животные разговаривают, путешествуют).

— Какая эта сказка? (авторская)

9. Итог урока

— Ребята, с каким новым произведением мы с вами познакомились на этом уроке?

— Что писатель мог наблюдать в природе на самом деле, а что подсказали ему воображение и фантазия, когда он решил написать о Листопадничке?

— Почему автор именно так закончил историю про зайчика? Что он хотел сказать своим читателям?

Учитель: Только разлука и жизнь в тёмной норе бобра позволили зайчику понять, насколько ему дорого родное болото, заячье гнездо, где ему всегда рады старая мать-зайчиха и братья.

— Ребята, а вам никакого героя не напомнил Листопадничек? (Лягушку-путешественницу). Почему?

Пословицы:

Выберите самую точную пословицу, которая больше всего подходит к теме нашего урока. Объясните свой выбор.

  • Много спать – дела не знать.

  • Дома и стены помогают.

  • Всякий кулик своё болото хвалит.

  • Чужая сторона – дремучий бор.

  • В гостях хорошо, а дома лучше!

  • Друзья познаются в беде.

Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя? О чём вас заставила задуматься сказка. (Надо дорожить своей Родиной, любовью близких. Они главная опора в жизни.)

10. Домашнее задание.

Представьте, что путешествие Листопадничка продолжилось .Какие ещё приключения могли бы с ним произойти ? Придумать свой рассказ. Проиллюстрируйте любой эпизод сказки.

11. Рефлексия.

  • Я узнал на уроке … .

  • Мне было интересно потому, что … .

  • Меня удивило …

  • Я бы хотел ….

Я сделал(а) вывод, что…

— А теперь оцените свою работу, настроение. 

У вас на столах лежат зайчики, на доске три полянки, которые могут соответствовать вашему настроению. Выберите нужную и прикрепите туда зайчика.

Учитель: Спасибо за работу на уроке, за стремление каждого из вас чётко, открыто выражать свои чувства, мысли по обсуждаемой теме.

Работа по карточкам в парах

«Вставьте подходящее слово из текста»:

  • Бежал, бежал (______________) по лесу, прибежал к глухой лесной (__________).

  • Остался Листопадничек в бобровой (_________).

  • Любят (______) чистоту и порядок.

  • За долгую зиму большого (________) натерпелся зайчонок.

  • Обрадовался Листопадничек, прижался к (________).

  • Крепко-крепко заснул возле матери в родном (_________) Листопадничек.

Работа по карточкам в парах

«Вставьте подходящее слово из текста»:

  • Бежал, бежал (______________) по лесу, прибежал к глухой лесной (__________).

  • Остался Листопадничек в бобровой (_________).

  • Любят (______) чистоту и порядок.

  • За долгую зиму большого (________) натерпелся зайчонок.

  • Обрадовался Листопадничек, прижался к (________).

  • Крепко-крепко заснул возле матери в родном (_________) Листопадничек.

Работа по карточкам в парах

«Вставьте подходящее слово из текста»:

  • Бежал, бежал (______________) по лесу, прибежал к глухой лесной (__________).

  • Остался Листопадничек в бобровой (_________).

  • Любят (______) чистоту и порядок.

  • За долгую зиму большого (________) натерпелся зайчонок.

  • Обрадовался Листопадничек, прижался к (________).

  • Крепко-крепко заснул возле матери в родном (_________) Листопадничек.

Работа по карточкам в парах

«Вставьте подходящее слово из текста»:

  • Бежал, бежал (______________) по лесу, прибежал к глухой лесной (__________).

  • Остался Листопадничек в бобровой (_________).

  • Любят (______) чистоту и порядок.

  • За долгую зиму большого (________) натерпелся зайчонок.

  • Обрадовался Листопадничек, прижался к (________).

  • Крепко-крепко заснул возле матери в родном (_________) Листопадничек.

  • Рассказ случай с кошельком
  • Рассказ служанки смотреть лост
  • Рассказ синичка необыкновенная основная мысль текста
  • Рассказ служанки смотреть бесплатно без рекламы
  • Рассказ служанки смотреть бесплатно в хорошем качестве hd 720