Рассказ со сложносочиненными предложениями

Пояснительная записка развитие речи учащихся было и остается одной из важнейших задач начальной школы. работа по е развитию проводится с

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Развитие речи учащихся было и остается одной из важнейших задач начальной школы. Работа по её развитию проводится с самых первых ступеней обучения. Я предлагаю вашему вниманию занятие по теме «Составление рассказа о весне по опорным картинкам». В своей работе использовала программу логопедической работы в школе О.В.Елецкой и Н.Ю.Горбачевской, предусматривающей 2 часа занятий в неделю; по поурочному годовому плану работы занятие проводится в конце марта месяца; предлагаются три этапа занятия: организационный, основной и этап подведения итогов.

Занятие характеризуется межпредметной интеграцией. Учащиеся на данном уроке должны были осуществлять такие учебные действия, как:

  • постановка проблемы,
  • чтение стихотворений о весне,
  • работа над слоговой структурой слова,
  • работа с деформированными предложениями,
  • уточнения изменений в живой природе,
  • упражнение на изменение силы голоса,
  • работа над согласованием существительного с прилагательным,
  • работа над звуковым анализом слова,
  • составление предложений по схеме,
  • составление рассказа по опорным картинкам.

В процессе занятия намечались следующие критерии освоения данного материала:

  • прочность,
  • осознанность,
  • правильность ответов,
  • связь времени года с жизнью.

Прогнозировались возможные ошибки учащихся:

  • неверные ответы,
  • ошибочные мнения о весне.

Занятие было построено методически верно, своих целей достигло, так как достиг целей и задач каждый из его этапов.

Форму урока составляли комбинированные структурные компоненты.

Организационный момент имел мобилизующий характер, был реализован в стихотворной форме. Он же способствовал положительному эмоциональному настрою с самого начала занятия.

Все задания, главным образом, направлены на формирование целостного образа весны. Физкультминутка была специально подобрана для данного урока с использованием ИКТ. Стоит отметить, что все задания соответствовали выбранной сюжетной линии занятия.

Считаю поставленные задачи решенными, достигнутыми, что доказывает активность детей на уроке, общая атмосфера на уроке рабочая, деловая. Главное, что работало на их достижение разнообразие приемов, форм, методов, заданий, а также сюжетная линия.

Использовались методы:

  • словесные — беседа (взаимодействие осуществления обратной связи и развитие речи учащихся),
  • наглядные,
  • репродуктивные,
  • проблемные.

Методы сочетаю с использованием компьютерной презентации.

Формы организации деятельности учащихся:

  • фронтальные,
  • индивидуальные.

Считаю одной из самых продуктивных форм организации учебной деятельности совместную групповую работу и организую такую деятельность учащихся, чтобы:

  • у каждого ребенка была эмоциональная и содержательная поддержка, без которой у робких и слабо подготовленных детей развивается школьная
  • тревожность, а у «лидеров» неприятные черты характера;
  • у каждого была возможность утвердиться в себе;
  • каждый ребенок имел опыт выполнения тех ученических функций, которые составляют основу умения учиться (1 класс — функции контроля оценки).

— Учитель мотивационными средствами вовлекает детей в содержание обучения, появляется возможность строить и человеческие, и деловые отношения детей.

Я старалась быть эмоциональной и интересной детям. Это способствовало созданию положительного эмоционального климата на уроке и помогло достичь цели занятия.

ТИП ЗАНЯТИЯ:

  • Интегрированное занятие.
  • Комбинированная структура урока.

ТЕМА: «Составление рассказа о весне по опорным картинкам»

ЦЕЛИ:

  • Дать учащимся представление о характерных признаках весны.
  • Продолжать работу над слоговой структурой слова, высотой и силой голоса.
  • Упражнять учащихся в определении количества звуков в слове.
  • Формировать навык согласования существительного и прилагательного.
  • Продолжать работу по конструированию предложений по схеме.
  • Развивать интонационную выразительность речи.
  • Активизировать словарь по теме «Весна».
  • Развивать у детей наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
  • Развивать связную речь.
  • Воспитывать интерес и любовь к природе.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • ИКТ (для демонстрации слайдового сопровождения).
  • Предметные картинки, карточки-таблички со словами, кубик.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

II. Основная часть

  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Сообщение темы занятия.
  3. Работа над слоговой структурой слова.
  4. Работа с деформированными предложениями.
  5. Физкультминутка.
  6. Уточнения изменений в живой природе.
  7. Упражнение на изменение силы голоса.
  8. Работа над согласованием существительного с прилагательным.
  9. Работа над звуковым анализом слова.
  10. Составление предложений по схеме.
  11. Составление рассказа по опорным картинкам.

III. Подведение итогов

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Логопед.

Встало солнышко — ура!

Заниматься нам пора!

Учимся старательно,

Слушаем внимательно!

Думаем, запоминаем,

Дружно руки поднимаем!

— Улыбнемся, друг другу и пожелаем хорошего настроения.

II. Основная часть

1. Артикуляционная гимнастика

Взяли в руки зеркала, подготовим наш язык к работе (выполняются упражнения: лопатка, чашечка, качели, часики, грибок, лошадка).

2. Нацеливание. Сообщение темы занятия

Логопед. Какой сегодня день недели? Число? Месяц? А время года?

Введение в тему урока. Создание проблемной ситуации.

Логопед. Сегодня к нам на урок пришла гостья. А вот кто она, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Она пришла по снежному,

По влажному ковру,

Рассыпала подснежники,

Посеяла траву.

Барсучьи семьи к сроку

Из норок подняла,

Березового соку

Ребятам раздала.

В берлогу заглянула:

— А ну, вставай, медведь! —

На веточки дохнула —

Пора зазеленеть!

Теперь она-красавица

Зовет со всех концов

Гусей, стрижей и аистов,

Кукушек и скворцов. (Весна.)

На экране появляется картинка весны.

Логопед. Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на занятии?

Дети отвечают.

Логопед. Правильно, о ВЕСНЕ. Сейчас мы поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны, и постараемся составить рассказ о весне. Представьте, что доска — наш альбомный лист, на котором попробуем нарисовать картину весны. Для этого нужно знать названия весенних месяцев. А вы знаете, сколько месяцев продлится весна?

Дети. Март, апрель, май.

Логопед. А теперь послушайте стихотворения — загадки и угадайте, о каком месяце идет речь.

Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее.

Воробей погоде рад —

Заглянул к нам месяц … (Март.)

Мишка вылез из берлоги,

Грязь и лужи на дороге,

В небе жаворонка трель —

В гости к нам пришел … (Апрель.)

Лопнули тугие почки,

И проклюнулись листочки,

Расцвела в саду сирень,

Ото дня длиннее день.

Куртку тёплую снимай!

К нам пришёл цветущий … (Май.)

Логопед. А теперь пора начинать рисовать нашу весеннюю картину.

Но сначала поиграем в игру «Четвертый лишний». На экране перед вами четыре картинки: подснежник, нарцисс, солнце, тюльпан. Определи лишнюю картинку и объясни, почему она лишняя.

Дети. Солнце.

Логопед. Вот солнце и поместим на нашей картине.

3. Работа над слоговой структурой слова

Логопед. Дети, посмотрите на экран, а какие это цветы расцвели?

Дети. Это подснежники.

Логопед. Вот и у нас весной расцвел подснежник, на лепестках которого были написаны слова. Но налетел ветер и разорвал лепестки на части. Давайте попробуем сложить эти части, чтобы прочитать слова. Если слово составлено правильно, то части лепестков точно подойдут друг к другу и сложатся, как пазлы.

После выполнения задания на доске появляется еще одна картинка-опора (подснежник).

4. Работа с деформированными предложениями

Логопед. Дети, у меня были написаны предложения, но слова в них перепутались. Давайте приведем их в порядок.

С пригорков звонко журчат сосульки.

Под крышами звенят почки.

На деревьях набухают ручьи.

Каждый ряд составляет свое предложение, а потом учащиеся зачитывают их. После зачитывания предложений ребята выясняют, что в них говорится о сосульках, ручьях, подснежниках. На доске появляются картинки-опоры.

5. Физкультминутка (дети выполняют сами, повторяя за животными на экране)

6. Игра «Повторяй! Не зевай!»

7. Уточнения изменений в живой природе

Логопед.Весна вносит изменения в жизнь животных.

Как встречают весну звери?

Дети. Некоторые животные меняют окраску. Заяц меняет белую шубку на серую. Просыпаются от зимнего сна медведи, барсуки, ежи. У многих животных рождаются детёныши. Звери линяют, меняют теплый пушистый мех на более легкий и редкий. Весной животных охраняют особенно тщательно, т.к. они заняты заботой о потомстве.

Логопед. Как меняется жизнь птиц с приходом весны?

Дети. Возвращаются в родные края перелетные птицы. Птицы строят или ремонтируют гнезда, откладывают яйца, выводят птенцов.

Логопед. Каких перелетных птиц вы знаете?

Дети. Грачи открывают весну, следом за ними прилетают скворцы, позже жаворонки и быстрые ласточки. Песня жаворонка приносит людям много радости. А затем прилетают трясогузки, гуси, стрижи, аисты, кукушки. Большинство птиц весной вьют гнёзда для того, чтобы отложить туда яйца.

Логопед. Что происходит с насекомыми?

Дети. Весной насекомые просыпаются, когда оживает природа, и выползают из своих норок, из яиц развиваются личинки, которые ведут самостоятельную жизнь: активно питаются, растут и развиваются.

После каждого ответа на доске появляются картинки-опоры: заяц, грач, жук.

8. Упражнение на изменение силы голоса

Логопед. Вот картинки с изображением больших и маленьких жуков, комаров.

  • Как жужжит большой жук?
  • А как маленький?
  • Как звенит большой комар?
  • А как маленький?
  • Дети. Дети изображают, как жужжат жуки, пищат комары.

    Логопед. Игра «Чего не бывает весной?».

    Дети отвечают по картинке.

    9. Работа над согласованием существительного с прилагательным

    Логопед. Рассмотрите картинки на доске и подберите к ним слова, обозначающие их признаки, поставив их в нужную форму. На доске ставятся карточки со словами-признаками.

    Слова-признаки: разговорчивый, журчащий, блестящий, яркий, звенящий, серебристый, перелетный, ласковый, теплый.

    Дети. Ручей — разговорчивый, журчащий, серебристый.

    Сосулька — блестящая, звенящая.

    Солнце — ласковое, теплое, яркое.

    Птицы — перелетные.

    10. Работа над звуковым анализом слова

    Логопед. Предлагаю поиграть. Каждый из вас бросает кубик и определяет, сколько кружочков на верхней грани. Затем среди картинок на доске нужно выбрать такую, в названии которой столько звуков, сколько было на грани кубика.

    Дети по одному выходят к доске, бросают кубик и находят слова.

    11. Составление предложений по схеме

    Учащимся предлагается схема предложения из четырех слов:

    _______ _______ _____ _______.

    Дети составляют по схеме предложения:

    На деревьях распускаются листочки.

    Весной светит яркое солнце.

    В лесу появляются подснежники.

    Дети выполняют задание, затем выбирают одно из предложений и произносят его с интонацией, соответствующей знаку в конце его.

    На деревьях распускаются листочки.

    На деревьях распускаются листочки!

    На деревьях распускаются листочки?

    12. Составление рассказа по опорным картинкам

    Логопед. Итак, на нашем альбомном листе получилась картина о весне. Она поможет составить рассказ. Сейчас я прочитаю вам рассказ Э. Шима «Солнечная капля», а вы, используя картинки-опоры и слова-признаки, закончите его.

    Солнечная капля.

    Согрело солнышко сосульку. Заплакала она холодными слезами. Вспыхнули капельки на солнце. Засветились красными, желтыми огоньками. Зажурчали они ручейками.

    Воробьи искупались в солнечном ручейке и заголосили по-весеннему радостно.

    Капля упала мне в лицо. Я посмотрел сквозь неё и замер. Всё кругом изменилось: засияло, засверкало, заискрилось радужными огнями.

    Весь мир осветила и зажгла крохотная солнечная капля.

    Дети составляют рассказ.

    III. Подведение итога урока

    Логопед.

    Вот и кончился урок,

    И подводим мы итог!

    Сегодня на уроке мы закрепляли признаки весны, отгадывали загадки, работали с деформированным предложением, над силой голоса и выразительностью речи, составляли рассказ.

    Литература

  1. Е.Краузе. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие. Издательство: Корона-Принт.
  2. Т.А.Чохонелидзе. Весна. Задания по развитию речи у дошкольников. Конфетка. Издательство: ТЦ Сфера. 2009.
  3. Л.Д.Мали, О.С.Арямова, С.А.Климова, Н.С.Пескова. Речевое развитие младших школьников: Дидактический материал к урокам развития речи для учащихся 1-4 классов.- Пенза, 1996.
  4. Логопед. Научно-методический журнал. №4/2008 г.
  5. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи Т.П.Сальникова.

Доброе утро!

Расследование ФБК о «дворце Путина» стало самым популярным видео на YouTube в России в 2021 году. Оно было опубликовано 19 января, и с тех пор его посмотрели 119,8 миллиона раз. Двумя днями ранее Навальный был задержан в аэропорту «Шереметьево», весной ФБК объявили «экстремистской организацией». В новостях так:

  • Накануне переговоров между Путиным и Байденом CNN сообщает, что США подготовили жесткие санкции на случай российского вторжения в Украину.
  • Минюст России объявил экстремистскими 12 песен панк-группы «Ансамбль Христа Спасителя и Мать Сыра Земля».
  • ЕСПЧ запретил высылать мигрантов, оказавшихся на территории Польши, обратно в Беларусь.
  • США объявили о дипломатическом бойкоте Олимпиады в Пекине.

Вокруг Украины

Сегодня должны состояться переговоры президентов России и США. Накануне Путин слетал в Индию, чтобы продлить до 2031 года программу военно-технического сотрудничества. В его отсутствие предстоящий видеосаммит охотно комментировал Песков: по его словам, в российско-американских отношениях «такие авгиевы конюшни», что расчистить их в ходе одного разговора просто невозможно. Зачем Байдену понадобилось разговаривать с Путиным именно сейчас, здесь пытаются объяснить сразу три политолога: желание Путина оставаться в международной повестке дня понятно всем, но как будет воздействовать на него Байден, остается загадкой.

Западная пресса сообщает, что удалось узнать ей. Financial Times пишет, что накануне ноябрьского саммита НАТО США предоставили союзникам широкий объем разведданных, которые убедили скептически настроенных европейцев в реальности российской угрозы Украине. CNN со ссылкой на источники в американской администрации сообщает о пакете «чертовски агрессивных мер», подготовленном на случай российского вторжения в Украину. Что конкретно имеется в виду, неизвестно, но все говорят об ограничениях на операции с российским госдолгом, отключении страны от SWIFT и санкциях в отношении ближайшего круга Путина. Bloomberg однако пишет, что речь идет об ограничении обмена рублей на доллары, евро и фунты.

Евросоюз продлил санкции за нарушение прав человека в России – просто потому что они истекали.

Россию подмораживает

  • Минюст России внес в федеральный перечень экстремистских материалов 12 песен тверской панк-группы «Ансамбль Христа Спасителя и Мать Сыра Земля», лидер которой Александр Константинов поет от лица экзальтированной верующей старухи (группа распалась в 2018 году).
  • Издатель «Медиазоны» Петр Верзилов оштрафован на 1,5 тысячи рублей за отсутствие «иностранноагентской» маркировки в личных аккаунтах в соцсетях; иск телеканала «Дождь», оспаривающий его внесение в реестр СМИ – «иностранных агентов», отклонен.
  • Суд в Петербурге взыскал с журналистки «Холода» Сони Вольяновой 300 тысяч рублей из‑за текста о домогательствах филолога Кобринского к студенткам. Комиссия, состоящая из членов партии «Яблоко», членом которой является Кобринский, ранее признала этот текст правдивым.
  • В Иркутске суд арестовал двоих Свидетелей Иеговы; в Черкесске Свидетелю Иеговы дали шесть лет условно по делу об экстремистской организации.
  • В Челябинске из-за отсутствия состава преступления прекращено уголовное дело по статье о перекрытии дорог в отношении участников акции 31 января в поддержку Навального. Обвинения были предъявлены десяти местным активистам.
  • Бывший глава штаба Навального в Калининграде Александр Черников запросил политическое убежище в США.
  • Члены ОНК обнаружили в московском СИЗО американца, который сидит там с августа по обвинению в контрабанде марихуаны. Сам он говорит, что привез траву из США, потому что ему ее доктор прописал.

Вот такая вот музыка

  • Крупнейший российский сайт с предложениями об аренде недвижимости ЦИАН запретил владельцам жилья размещать объявления, дискриминирующие аудиторию по гражданству, национальности, вероисповеданию и расе (писать «только для славян» теперь нельзя). Это связано с тем, что в ноябре сайт разместился на Нью-Йоркской фондовой бирже.
  • Как удалось выяснить The Bell, переход VK под контроль структур Юрия Ковальчука объясняется тем, что Кремль был недоволен стагнацией аудитории «ВКонтакте» на фоне роста аудитории западных соцсетей в России, а бывшего владельца VK Алишера Усманова это «угнетало».
  • По подсчетам «Transparency International – Россия», средние доходы чиновников (которые они декларируют) в три раза превышают средние доходы других россиян. Медианный доход московского чиновника составил в 2020 году 216 тысяч рублей.
  • По данным Центра по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP), бывший замглавы аппарата правительства России Кирилл Андросов и бизнесмен Евгений Новицкий, которого связывают с Солнцевской ОПГ, в 2015 году незаконно арендовали лагуну на Мальдивах для строительства там курорта. Сделка проводилась в рамках «масштабной коррупционной схемы», к которой был причастен бывший президент Мальдив. Курорт, правда, так и не построили.
  • «Важные истории» рассказывают об успехах петербургской исполнительской школы. У талантливого виолончелиста (и по совместительству «кошелька Путина») Сергея Ролдугина раньше была жена, пианистка Ирина Никитина (по совместительству крестная мать старшей дочери Путина). Сейчас Никитина возглавляет фонд «Музыкальный Олимп», в совет которого входит также жена бывшего зятя Путина Кирилла Шамалова. Этот фонд получил в безвозмездное пользование историческую усадьбу на Ивановской горке в центре Москвы, которую сейчас реконструирует (за счет бюджета), меняя исторический облик постройки ради расширения площадей (которые впоследствии, скорее всего, будут сдавать в аренду). Вот такая вот музыка.
  • О том, что изменилось в 2021 году в жизни мигрантов в России, миграционном законодательстве и риторике высшего чиновничества, рассказано здесь. По мнению специалистов, обойтись без мигрантов российская экономика не может, но власти вечно ведут с ними какую-то гибридную войну.
  • На фоне судов по ликвидации «Мемориала» – старейшей в России правозащитной и просветительской организации – разные российские медиа публикуют истории, созданные по материалам ее архива. Вот подборка воспоминаний, записанных в рамках проекта «Мемориала» «Последние свидетели»: раскулаченные, репрессированные и члены их семей рассказывают о пережитом.

В Беларуси

МИД Беларуси объявил о запрете на ввоз некоторых товаров из стран, которые ввели санкции против Минска (как и в России, это называют «ответными санкциями»). В связи с введенными ранее санкциями ЕС и других стран белорусскую авиакомпанию «Белавиа» отключили от международных систем взаиморасчетов для пассажирских и грузовых авиаперевозок.

Фрилансер белорусской службы Радио Свобода Андрей Кузнечик отсидел 10 суток и был еще раз арестован на тот же срок по той же статье о мелком хулиганстве.

Европейский суд по правам человека запретил высылать мигрантов, уже попавших в Польшу, обратно на территорию Беларуси.

Вокруг света

  • В Узбекистане отменен TikTok Fest с участием видеоблогеров из России, Украины и других стран бывшего СССР: Минкульт заявил, что мероприятие «не соответствует национальному менталитету».
  • В Австрии приведен к присяге новый канцлер – третий за три месяца. Главой правительства стал Карл Нехаммер, ранее занимавший пост министра внутренних дел.
  • США объявили о дипломатическом бойкоте Олимпиады в Пекине. В Пекине ответили, что дипломатов и так никто не приглашал.
  • Китайский блогер под видом туриста осмотрел и снял на видео засекреченные «лагеря перевоспитания» для мусульман и этнических меньшинств в автономном регионе Синьцзян – эти объекты не отмечены на картах, и официальный Пекин отрицает их существование. Здесь эти материалы комментирует вице-президент Всемирного уйгурского конгресса Эркин Экрем.
  • Лидера оппозиции в Мьянме, лауреата Нобелевской премии мира Аун Сан Су Чжи приговорили к четырем годам тюрьмы. Через полдня ей вдвое смягчили приговор.
  • Папа римский объявил о подготовке новой встречи с главой РПЦ патриархом Кириллом – ради этого он даже готов приехать в Москву. В РПЦ на слова папы отреагировали вяло. О цели этой встречи ничего не известно.

Хроники пандемии

По данным оперативного штаба на утро понедельника, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России составил 32 136. Официальное число инфицированных в стране с начала пандемии – 9 миллионов 834 тысячи; официальное число жертв достигло к утру понедельника 282 462 человек (+1184 за сутки). Эти данные не соответствуют реальности, но их динамика отражает настроения российских властей.

Сейчас там склоняются в сторону агрессивной пропаганды вакцинации: начальник управления по общественным проектам администрации президента России Сергей Новиков сказал, что антипрививочники действуют в соответствии со «стратегией по уничтожению народа». Ну а где геноцид – там и Гитлер: по словам Новикова, он требовал от своих командующих, чтобы те лишали жителей оккупированных территорий СССР вакцин и средств гигиены и снабжали их алкоголем и табаком (надо было еще сказать, что бесплатным алкоголем и табаком).

В России официально выявлен штамм «омикрон», и здесь врач-иммунолог Николай Крючков рассказывает, что от него ждать.

В ЮАР, откуда «омикрон» начал распространяться по планете, никаких специальных мер против него не вводят: вот интересное интервью о том, как эта страна переживает пандемию (спойлер: во время локдаунов там запрещали не только продажу алкоголя, но и продажу табака, и ни к чему хорошему это не привело).

Шесть ссылок

  • История. 11 самых популярных легенд об Александре Невском (разоблачает историк Игорь Курукин). Или беседа с историком Андреем Павлышиным о львовском погроме 1918 года.
  • Писатели. Разговор с филологом Моникой Спивак о наследии Андрея Белого – изданном, неизданном, утраченном. Или рассказ о том, как живой классик азербайджанской литературы Акрам Айлисли стал изгоем в родной стране, написав роман «Каменные сны» об отношениях между армянами и азербайджанцами.
  • Мертвечина. Отрывок из книги Олега Ивика «Вокруг того света. История и география загробного мира» (изд-во «Альпина нон-фикшн»). Или подробный рассказ об устройстве канцелярита с рекомендациями о том, как от него отучиться.

Искренне Ваши,
Семь Сорок

    Роль родителей в речевом развитии ребенка

    Физическое, психическое, интеллектуальное развитие ребёнка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи.

    Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения. В процессе развития речи ребенок овладевает языком.

    Бытует мнение, что речь ребёнка развивается самостоятельно. Однако, это не так. Речь не передается по наследству, ребенок перенимает речевой опыт от окружающих, т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей среды.  Ее формирование происходит   на  основе примера окружающих ребенка родных и близких ему людей. Поэтому, так важно, чтобы взрослые коммуницировали  с детьми посредством речи . Невмешательство в процесс формирования детской речи негативно связывается на ее  развитии.

    Заинтересованные в развитии своих детей родители  всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребёнок слышал речь правильную, отчётливую, на примере которой формируется его собственная речь. Разговаривать с детьми нужно не торопясь, не искажая слов, чётко произнося каждый звук, не «съедать» слогов и окончаний слов. Особенно чётко нужно произносить незнакомые, новые для ребёнка и длинные слова.

     Каждый период жизни развитие речи проходит определенный этап.

    1 год жизни

    Развитие речи ребенка начинается с 3 месяцев- периода гуления. Это этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи,т.е. формируется импрессивная речь. Прежде всего малыш начинает различать интонацию, затем слова. К 6 месяцам появляется лепетная речь. К 9-10 месяцам ребенок начинает произносить первые слова. К году словарь ребенка составляет 10-12 слов.

    Развивать речь ребенка в это время родители могут, активно общаясь с ним в процессе любой деятельности. Любое  взаимодействие с ребенком необходимо сопровождать вербальными средствами. Для этого можно использовать потешки и прибаутки.

    В качестве примера можно рекомендовать следующее:

    ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 3 МЕСЯЦЕВ.

    ИГРА “НАША ПТИЧКА”

    Легко  дотрагивайтесь  до ножки  малыша,  поглаживайте  его  ступни,

    поглаживайте  ручки,  перебирайте  пальчики,  дотрагиваясь  до  каждого  ноготка  ребенка

    Во время переодевания малыша приговаривайте:

    Как у нашей птички

    Темные реснички.

    Как у нашей крошки

    Тепленькие ножки.

    Как у нашей лапки

    Ноготки-царапки.

    (Е.А.Благинина)

    ОТ 3 ДО 6 МЕСЯЦЕВ

    КОЛЫБЕЛЬНАЯ

    Пение  колыбельной,  легкое  покачивание  или  поглаживание  животика,

    спинки или ручки малыша развивает доверие к Вам.

    Вспомните  колыбельную  своего  детства  или  воспользуйтесь  одной  из

    приведенных ниже. Напевайте ее ежедневно перед тем, как малыш заснет. Его убаюкают  мягкие  теплые  интонации  Вашего  голоса,  ласковое обращение, монотонность пения.

    Сон и Сониха

    Спи-ко, спи-ко, баю-бай,

    Свои глазки закрывай.

    Поскорее засыпай.

    Баю, баю, баю, бай,

    Ходит Сон по лавочке

    В голубой рубашечке.

    Баю, баю, баю, бай,

    Поскорее засыпай.

    А Сониха

    ОТ 6 ДО 9 МЕСЯЦЕВ

    ИГРА «ДАЙ РУЧКУ, ДАЙ ДРУГУЮ!»

    Одевая малыша, приговаривайте : «Дай ручку, дай другую. А теперь-ножку-одну и другую! На ножки наденем носочки, на головку-шапочку». Когда Вы оденете малыша, обнимите его и скажите : «Вот и все! Мы оделись!»

    ОТ 9 ДО 12 МЕСЯЦЕВ

    ИГРА « ВЫНИМАНИЕ РАЗНОЦВЕТНЫХ ИГРУШЕК ИЗ ВЕДЕРКА»

     Вам понадобится  пластмассовое ведерко и разноцветные предметы ( кубики или шары). Вместе с ребенком вынимайте из ведерка предметы, называя из, ощупывая, перекладывая из руки в руку.

    1-2 года

     На втором году жизни  словарный запас ребенка сильно увеличивается. К концу года он может составлять 200-300 слов.

    Звукопроизношение. Владеет гласными : а,о,у,п,б,м. Роль предложений выполняют отдельные слова (существительные, реже- глаголы).

    В этот период важны для речевого развития словесные игры. Например, «Чудесный мешочек»: в мешочек сложить разные предметы (игрушки, овощи, фрукты и т. д.) . Ребёнок должен опустить в него руку и на ощупь определить то, что он ощупывает. Затем он достаёт предмет и называет его.

    2-3 года.

    Словарь. Период от двух до трех лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Ребенок знакомится с различными свойствами предметов, устанавливает простейшие связи между ними, обобщает по сходным признакам. Однако способность понимать обобщенное значение слов развита еще недостаточно.

    На третьем году жизни у детей появляется более точное произношение слов и уже не только те, кто постоянно общается с ребенком, но все окружающие начинают понимать его речь. Но все же дети нередко пропускают в слове отдельные слоги, а при стечении согласных один звук ,либо вставляют лишние звуки в слово.

    Грамматический строй. На третьем году жизни ребенок начинает пользоваться не только однословными предложениями, но и предложениями из нескольких слов. Зачастую дети допускают ошибки в роде существительных, числе и падеже, не всегда употребляют союзы и предлоги.

    Звукопроизношение. Обычно к двум годам ребенок усваивает губные звуки (п, п’, б, б’, м, м’), губно-зубные (ф, ф’, в, в’), переднеязычные (т, т’, д’, д, н, н’,), заднеязычные (к, к’, г, г’, х, х ). Свистящие звуки (с’ з, з’, ц), шипящие (ш, ж, щ) и сонорные (р, р’, л) он обычно или пропускает, или заменяет (с — с’, ф’; з — с’, в; ц — т’; ш — с’, г’; ж — с’, щ — т’; р — л’; р’ — л’; л — л’).

    В этот период важно постепенно  вводить в активный словарь детей новые слова.

    Одним из эффективных способов обогащения словаря детей являются настольно-печатные игры (лото, домино, парные картинки, кубики). Цель их — сформировать у детей навыки складывать из отдельных частей целое, закреплять знания о предметах, правильно их называть. Купив игру, не стоит сразу давать её ребёнку, так как он, не понимая правил, теряет к ней интерес.

    Сначала родители должны сами познакомиться с игрой, а потом объяснить правила ребёнку.

    Первый раз необходимо поиграть вместе с ребёнком. В процессе игры, например, с разрезными картинками целесообразно сначала рассмотреть целые картинки и спросить: «Что нарисовано на картинке? «, «Как можно назвать их одним словом? «, «Где растут фрукты? «, «Что можно сделать из фруктов? » После беседы объяснить: «Перед тобой маленькие картинки, на каждой нарисована только часть фрукта, ты сложи целую картинку. Вспомни, какого цвета слива, какие у неё листья и подбери необходимые картинки».

    Родители могут начать складывать картинку, а далее ребёнок продолжит самостоятельно. По такому же принципу дети собирают картинки из кубиков.

    3-4 года

    У большинства детей трех лет встречаются физиологические, а не патологические недостатки звукопроизношения, которые носят непостоянный, временный характер. Они обусловлены тем, что у ребенка этого возраста еще недостаточно хорошо функционируют центральный слуховой и речевой аппараты. Помимо усвоенных до  3 лет гласных звуков, губных (п,п`,б,б`,м,м`), губно-зубных(в,в`,ф,ф`), переднеязычных ( д,д`,т,т`,н,н`), заднеязычных( г,г`,к,к`,х,х`), дети начинают пользоваться среднеязычным (й`)и свистящими (с,с`,з,з`ц). Часто твердые свистящие смягчаются, а ц заменяется на с`  или т`.Правильно воспроизводят слова без стечения согласных.

    Словарь К 3-м годам насчитывается 800-1000 слов.В течение четвертого года жизни объем словаря увеличивается вдвое. Речь обогащается наречиями и числительны  

    Грамматический строй речи. На четвертом году жизни происходит активное развитие словоизменения и словообразования. Усваиваются простые формы множественного числа, используются уменьшительно-ласкательные суффиксы, формируется согласование прилагательных с существительными.

    Фразовая речь. От 3 до 4  года ребенок переходит от фразы из 2-4 слов к развернутым предложениям, использует союзы. Запоминает и рассказывает короткие стихи.

     Для детей этого  возраста необходимо иметь правильный речевой  образец. Не стоит «сюсюкать»с детьми. Речь взрослого должна быть фонетически и грамматически правильно оформлена.

     Для формирования нормативного звукопроизношения с детьми можно проводить игры , в процессе которых  имитируются звуки предметов или животных Например, «Давай накачаем колеса велосипеду насосом! Как будет « свистеть насос :» С-с-с-с»», «Пошипи как змея!»

     Развитие грамматического строя речи можно начинать с игр «Один- много», «Назови ласково», используя при этом простые грамматические формы ( кубик-кубики, машинка-машинки;  дом-домик, стол-столик и т.д.)

    Формирование связной речи успешно будет проходить в процессе ознакомления со сказками, заучиванием маленьких стихов)

    4-5 лет

    Звукопроизношение. У ребенка пятого года жизни совершенствуется способность к восприятию и произношению

    — исчезает смягченное произношение согласных;

    — многие звуки произносятся более правильно и четко;

    — исчезает замена шипящих и свистящих звуков звуками т и д;

    — исчезает замена шипящих звуков ш, ж, ч, щ свистящими с, з, ц.

    Произношение отдельных звуков у некоторых детей может быть еще не сформированным: шипящие звуки произносятся недостаточно четко; не все дети умеют произносить звуки л и р.

    Фонематические функции .Формируется способность узнавать звук в слове, а также подбор слов с заданным звуком, то есть развиваются простейшие формы звукового анализа.

    Общие речевые навыки. Дети произвольно могут менять высоту, силу голоса с учетом содержания рассказа. В этом возрасте умеют уже говорить шепотом.

    Словарь и грамматический строй речи. К четырем годам активный словарь ребенка достигает 1900—2000 слов,а к 5- увеличивается до 3000 слов. В речи появляются сложные предлоги. Начинает пользоваться обобщениями.

    Связная речь. Дети начинают овладевать монологической речью. Ребенок может пересказать знакомый текст. Составляет рассказ по сюжетной картине, серии картин из 2—3 и более фраз . Пользуется сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями.

    Формированию правильного  звукопроизношения на данном этапе будет способствовать выполнение артикуляторных упражнений.

    Работа по развитию связной речи может основываться на пересказах знакомых сказок, рассказов (  в ответах на наводящие вопросы или в виде монолога).

    Грамматический строй языка  можно развивать с помощью следующих игр:

     «КТО КАК РАБОТАЕТ? » Взрослый рассказывает, что есть много разных профессий. Люди разных профессий выполняют разную работу. Например, врач лечит людей, а что делает повар? (готовит еду, строитель? (строит дома, водитель (водит машины) и т. д. Спросите у ребёнка, знает ли он, какая у вас профессия, что вы делаете на работе. Выслушайте рассказ ребёнка и если надо поправьте его.

    «ПРАВИЛЬНО ЛИ Я СКАЗАЛ? » Взрослый говорит ребёнку: «Я знаю много домашних животных: корова, лошадь, собака, курица, ворона, заяц». Ребёнок должен исправить ошибки и объяснить, что не так, почему.

    Для развития речи и обогащения словаря очень полезны загадки в виде вопроса или описательного предложения, но чаще всего в стихотворной форме. Их можно загадывать и во время игры и при выполнении режимных моментов.

    5-6 лет

    Звукопроизношение. Появляются в речи звуки л,л`,р,р` Ребенок способен замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в своей речи. Наряду с заменами звуков в речи детей наблюдается неустойчивое употребление сформированных звуков в словах со сложной фонетической структурой.

    Слоговая структура слова. Правильно воспроизводит слова из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова (снег, капуста, крыша, кошка, мостик, скворечник, простокваша, лекарство, сквозняк, телевизор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство…)

    Фонематические функции. Ребенок определяет позицию звука в слове (начало, середина, конец слова), устанавливает точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове.

    Словарь и грамматический строй речи. В начале шестого года жизни в словаре ребенка насчитывается 3000 слов, то к его завершению-уже около 4000. Дети усваивают не только типичные формы словоизменений и словообразований, но и исключения из правил, правильно используют морфемы. При оформлении фразы ребенок использует все основные части речи.

    Связная речь. Возрастает количество простых распространенных, а также сложных предложений. Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был.

     К указанным ранее играм и упражнениям можно добавить:

    — Найди предмет, название которого начинается на звук [….]

    — Какой первый/ последний звук в слове?

    — Где в слове звук живет?( первый, последний, в середине) 

     Для развития грамматического строя речи в качестве примера можно привести игру:

    «Что из чего сделано? » Взрослый говорит ребёнку: » В нашей комнате много предметов, все они сделаны из разных материалов. Я буду называть предмет, а ты попробуй определить, из чего он сделан. Например, стол сделан из дерева, значит он деревянный, ваза из стекла (стеклянная, мяч из резины (резиновый) и т. д.

     Устная речь человека существует в двух формах: диалогической и монологической. Для диалога характерны короткие неполные предложения, реплики. Их полному пониманию помогают мимика, жесты, интонация. В устной разговорной речи собеседники выступают, как рассказчики и слушатели. С детства ребёнку необходимо общаться с людьми, делиться своими мыслями, переживаниями с близкими. В семье эту потребность можно удовлетворить через индивидуальные беседы и разговоры.

    Развивая связную речь. родители могут предлагать ребенку рассказать о том, как прошло то или иное событие, мероприятие, что произошло за день. Взрослые в разговоре с ребёнком выясняют, что интересует маленького человека, узнают про его друзей и досуг. Дети постепенно привыкают к таким разговорам и в дальнейшем уже сами рассказывают про свои желания и интересы, жизнь в детском саду.

    6-7 лет

    Звукопроизношение и слоговая структура слова. Произношение всех звуков в норме. Дети воспроизводят слова сложной слоговой структуры правильно.

    Фонематические функции. Ребенок способен узнавать звуки в потоке речи, вычленять их из слова, устанавливать последовательность звуков в том или ином слове.

    Словарь и грамматический строй речи. В течение 6 года жизни объем словаря увеличивается до 5000 слов. При этом их употребление характеризуется рядом особенностей: расхождением между активным и пассивным словарем, неточным употреблением слов. Могут оставаться ошибки в употреблении форм, являющихся исключениями

    Связная речь. Ребенок отвечает развернутыми фразами, пользуется сложноподчиненными и сложносочиненными предложениями. Он может самостоятельно составить рассказ по картинке, пересказать знакомую сказку или рассказ, поделиться впечатлениями о произошедшем. Ребенок может фантазировать, сочинять сказки.

     В этом возрасте необходимо обратить внимание на сложные формы словоизменения,  обширность синонимичного и антонимичного ряда, понимание прямого и переносного значения слов.

    Для этого можно  также использовать игры и упражнения. Например:

    «СКАЖИ НАОБОРОТ» Взрослый говорит: «Я вижу высокое дерево», а ребёнок должен сказать наоборот: «Я вижу низкое дерево». «У меня мало игрушек»( «У меня много игрушек») и т. д.

    Родители должны следить за правильным употреблением слов, особенно близких по значению (шить, пришить, вышивать, зашивать, которые дети нередко путают, объяснять переносные значения( «золотые руки», «каменное сердце») .В своей речи дети мало употребляют слов, обозначающих признаки предметов. Словами «хорошая», «красивая» дети характеризуют всё, что им нравится. Взрослому необходимо их поправить: не просто хорошая книга, но интересная, увлекательная, красочная и т. д.

     Детей этого возраста можно и нужно знакомить с пословицами, применяя их в процессе общения, обсуждая с ребенком их смысл.

    Во время обеда, ужина можно использовать такие пословицы, как «Кашу маслом не испортишь», «Дорога ложка к обеду», «Захочешь кушать — руку протянешь».

    Если ребёнок выполняет поручение без желания или отказывается, следует сказать: «Без труда не вытянешь рыбку из пруда», «Что посеешь, то и пожнёшь», «Лентяю всё некогда», «Делу – время, потехе — час».

    До школы ребёнок должен научиться описывать знакомый предмет со всеми его признаками, качествами, уметь сравнивать два-три предмета, самостоятельно рассказывать по серии картинок, придумывать сказки на заданную тему, выразительно читать стихи. Поэтому детям необходима помощь близких людей для полноценного речевого развития.

    В заключении несколько советов для родителей:

    1. Используйте каждую свободную минуту для разговора с ребёнком.

    2. Помните, что основные собеседники для ребёнка в семье — мама, папа, бабушка, дедушка.

    3. Читайте художественную литературу ежедневно.

    4. Рассматривайте вместе с детьми репродукции художественных картин, тематические альбомы, книги с картинками.

    5. Посещайте с ребёнком театрализованные представления.

    6. Предложите ребёнку соревнование «Чья сказка лучше? «, «Чей рассказ интереснее? » с участием всех членов семьи.

    7. Записывайте рассказы и сказки вашего ребёнка. Через 2-3 месяца прослушайте вместе, проанализируйте, запишите новые.

    8.Интересуйтесь мнением ребенка, его впечатлениями от увиденного и пережитого.

    9. Любите своего ребёнка и уважайте его старания.

    10. Помните, что понимать ребенка должен взрослый, а не наоборот, хотя бы потому, что взрослый ребенком был, а ребенок взрослым- еще нет!

    Доброе утро!

    В Новосибирске произошел взрыв на автозаправке, пострадали 35 человек. В остальном новости такие:

    • Любовь Соболь отказалась от участия в думских выборах.
    • По чеченскому телевидению показали репортаж с участием похищенной из шелтера в Махачкале Халимат Тарамовой; власти Беларуси привезли Романа Протасевича на пресс-конференцию.
    • На пресс-конференции в Брюсселе президент США сказал, что если Навальный умрет в тюрьме, это испортит отношения России со всем миром и с ним лично.
    • По данным Росстата, в 2020 году убыль населения в некоторых российских регионах выросла в десятки раз, в целом по стране – более чем вдвое.

    Ложь, повторенная много раз

    Чеченский телеканал «Грозный ТВ» выпустил 35-минутный спецрепортаж «о попытке похищения» Халимат Тарамовой – 22-летней женщины, похищенной ранее из кризисной квартиры для жертв насилия в Махачкале. В нем утверждается, что это не чеченская полиция похитила Тарамову из шелтера, а правозащитники и некие психологи похитили ее из счастливой чеченской семьи. В репортаже показали и саму Халимат: она говорит, что сейчас с ней все хорошо, а как она оказалась в шелтере, она якобы не помнит. Здесь адвокаты объясняют, что доказательств похищения Тарамовой и ее насильственного удержания родственниками более чем достаточно, а данное под давлением интервью опровержением считаться не может.

    В Беларуси происходит то же самое: на организованный МИД Беларуси брифинг привезли Романа Протасевича, арестованного после принудительной посадки самолета Ryanair в Минске. Он сказал, что его никто не бил и не пытал, что он чувствует себя прекрасно и сотрудничает со следствием. Журналист ВВС ушел с брифинга в знак протеста против использования заложников в целях пропаганды. На этой же пресс-конференции белорусские чиновники и военные заявили, что истребитель МИГ-29 не принуждал самолет Ryanair, в котором летел Протасевич, сесть в Беларуси.

    Следственный комитет Беларуси позже добавил, что члены Союза поляков Беларуси выехали в Польшу добровольно – вот, например, рассказ Ирены Бернацкой о том, как ее везли из тюрьмы на белорусско-польскую границу, а она думала, что везут в лес расстреливать.

    Российские будни

    В Москве задержали корреспондента издания Readovka, снимавшего акцию Петра Крисевича с «самоубийством» на Красной площади. Ему пытались вменить распитие спиртного в общественном месте, но так и не вменили – просто покатали на автобусе по городу и подержали в полиции.

    Проект «Агит Россия», который публиковал информацию об уличных протестах и занимался политической агитацией, объявил о закрытии из-за угрозы уголовного дела.

    Ближайшая соратница Навального Любовь Соболь отказалась от участия в сентябрьских думских выборах, поскольку не может обеспечить безопасность своим волонтерам, сотрудникам и жертвователям.

    Три разговора:

    • С бывшим машинистом московского метро об исках, поданных в связи с увольнением за участие в акциях в поддержку Навального;
    • С отстраненным от служения священником Андреем Винарским (он недавно вышел из-под ареста в Хабаровске, отсидев 25 суток за участие в апрельской акции в поддержку Навального).
    • С новгородским активистом Романом Максимовым, который собирался участвовать в выборах в Новгородскую гордуму, но после того, как Госдума приняла закон о запрете участия в выборах для «экстремистов», а на него самого стали давить силовики, шантажируя службой в армии и предложениями «сотрудничать», он от этой идеи отказался.

    Перед встречей с Путиным

    По итогам саммита НАТО в Брюсселе было принято довольно грозное в отношении России коммюнике, где упомянута не только российская военная мощь, но разного рода «гибридные» поползновения, на которые теперь решено давать ответ.

    После публикации полного интервью Путина американскому телеканалу NBC выяснилось, что у Путина не только нет «привычки убивать», но и что он не решился гарантировать корреспонденту, что Навальный выйдет на свободу живым. Ну потому что в колонии к Навальному относятся «как ко всем», а медицина там плохая. На пресс-конференции в Брюсселе президента США Джо Байдена спросили (англ.), что будет, если Навальный умрет в тюрьме. Байден ответил: «Это будет трагедией. Это ухудшит его [Путина] отношения со всем миром и со мной». Здесь политолог Дмитрий Орешкин объясняет, зачем Путин так рвется встретиться с Байденом и что он может ему предложить. В Женеве в преддверии российско-американского саммита появилось граффити с Навальным – такое же, какое в конце апреля закрасили в Петербурге.

    Есть еще один вопрос, который мог бы решиться в Женеве: американец Пол Уилан, осужденный в России на 16 лет за шпионаж, просит Байдена забрать его домой.

    Вокруг света

    • Беларусь. Руководитель Народного антикризисного управления Беларуси Павел Латушко объявил о прекращении акций протеста на польско-белорусской границе после полученного в субботу письма от представителя ЕC по международным делам Жозепа Борреля. Боррель пишет, что в ближайшее время ЕС введет санкции против режима Лукашенко. Вот репортаж о жительнице Гомеля Анастасии Перевощиковой, которая отсидела 105 суток под административным арестом, – это рекорд для Беларуси.
    • Российско-американское. Американский суд отказал российскому олигарху Олегу Дерипаске в удовлетворении иска с требованием отменить введенные против него санкции Минфина США. По данным Стокгольмского института исследования проблем мира, за минувший год Россия и США увеличили число развернутых ядерных боеголовок, хотя их общее количество сократилось.
    • В столице Венгрии прошла масштабная акция протеста против законопроекта, который запрещает любые обсуждения гомосексуальности в школах.

    Хроники пандемии

    По данным оперативного штаба на утро понедельника, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России снизился до 13 721 (из них в Москве – 6590). Число инфицированных в стране с начала эпидемии – 5 млн 222 тысячи. Официальное число жертв достигло к утру понедельника 126 801 человека (+371 за сутки).

    В Москве с сегодняшнего дня начинается «нерабочая неделя»: никакой поддержки бизнесу в связи с ней не предусмотрено, потому что «это же только неделя», а жителей города собираются штрафовать на 4 тысячи рублей за сидение на скамейках в закрытых зонах парков и посещение закрытых детских площадок.

    Росстат обнародовал новые данные о смертности: в 2020 году естественная убыль населения в некоторых российских регионах выросла по сравнению с 2019 годом в десятки раз, а в среднем по России – более чем в два раза. В Татарстане естественная убыль увеличилась в 72 раза, в Петербурге – в 47 раз. Здесь эти данные комментирует независимый демограф Алексей Ракша. Главной причиной такого роста смертности он называет качество коммуникации властей с населением.

    Вот очень хороший, но печальный репортаж из «красной зоны» Мариинской больницы в Петербурге, а вот рассказ о трудностях прививочной кампании на Северном Кавказе.

    В Англии отложена полная отмена коронавирусных ограничений (правда, с этим решением правительства еще должен согласиться парламент).

    Шесть ссылок

    • Культурная антропология. Рассказ о Марке Фишере (1968-2017) – британском авторе, которому удалось превратиться из академического философа и музыкального критика в главного на острове критика современности. Или отрывок из коллективной монографии «Зачарованное место. Медиапотребление, медиаграмотность и историческая память сельских жителей» (изд-во ВШЭ) – о том, как в деревне воспринимают китч.
    • Сценическое. Отрывок из книги Филлис Хартнолл «Краткая история театра» (изд-во Ad Marginem) – о том, как христианская церковь сначала запретила, а затем возродила театр в Средние века. Или фрагмент из монографии Линн Гарафолы «Русский балет Дягилева» (изд-во «КоЛибри») – об авангардном периоде антрепризы.
    • Наука. Отрывок из книги Бена Орлина «Время переменных. Математический анализ в безумном мире» (изд-во «Альпина нон-фикшн») – о матанализе. Или рассказ о «русском гриппе» 1977-1979 годов и его, по всей видимости, лабораторном происхождении.
    • Больше интересных текстов, интервью и репортажей вы всегда найдете в Telegram-канале Настоящего Времени. Читать эту рассылку тоже можно из Telegram.

    Искренне Ваши,
    Семь Сорок

  • Рассказ собака тургенев распечатать
  • Рассказ со словами молоко кот сосиски масло сумка мама придумать
  • Рассказ снежная королева читать 4 класс
  • Рассказ со словами ключ шляпа лодка сторож кабинет дорога дождь рассказ
  • Рассказ снегурочка островский краткое содержание