Рассказ со словами столбик столбище столбовой

Множество слов в русском языке, которые уже вышли из употребления, порой вызывают недоумение. нередко их можно встретить в учебниках по

Множество слов в русском языке, которые уже вышли из употребления, порой вызывают недоумение. Нередко их можно встретить в учебниках по истории или в классической литературе. Однако различные названия придуманы не просто так – всегда существует какой-либо источник. Яркий пример – столбовые дворяне, фигурирующие в произведениях Пушкина, исторических документах и т.п.

Как появились дворяне?

Чтобы отыскать причину такого названия, необходимо вернуться во времена Великого княжества Московского. Именно тогда дворянство возникло в качестве сословия, то есть социальной группы со своими законами. Изначально оно являлось низшей частью военно-служивого сословия. К нему принадлежали люди, которые должны были нести административную либо военную службу в пользу государства. Из этой группы состоял двор при крупных боярах или самом князе.

Чтобы стать дворянином, человеку необходимо было иметь благородных предков, поскольку принадлежность к данному сословию передавалась по наследству. В редких случаях получить соответствующий титул можно было от самого монарха.

Интересный факт: значение слова «дворянин» – «придворный», «человек с княжеского двора». Такие люди служили при княжеском дворе на различных должностях, выполняя судебные, административные и прочие обязанности.

Стоит отметить, что лишь на первых порах дворяне считались низшим социальным слоем среди знати. Постепенно происходило их возвышение. Например, начиная с XIV века, им начали выдавать земли за службу – так появились помещики, которым позже разрешили землю покупать. Также в истории отмечается апогей дворянства и закат (в XIX веке). В период особого расцвета данного сословия дворянство делилось на несколько классов: древнее (как раз столбовое), титулованное, иностранное, потомственное по заслугам и личное.

Интересно:  Почему британские юристы носят парики?

Как появились столбовые дворяне?

Окончательное формирование дворянского класса в Великом княжестве Московском состоялось примерно в XIII-XV веке. Это связано непосредственно с изменениями в отрасли земледелия. Кроме поместий существовали еще и вотчины. Вотчина – это частная земля, которая передавалась по наследству. Поместье – земля, которую дворянин получал во временное пользование за заслуги на службе. Поскольку территория княжества постепенно становилась все больше, то увеличивалось и количество земель.

Дворяне-помещики получали земли в соответствии с определенным указом, который назывался столбцом. Дело в том, что документ имел форму списка, в котором имена служащих при дворе указывались в столбик (или столбец). В таких указах дворяне искали свои фамилии. Присутствие имени в столбце означало, что человек имеет право на землю.

Интересный факт: форма документов под названием столбцы либо столпы была распространенной в России в период с 14 по 17 век. Столбцы состояли из узких листов бумаги, которые при необходимости склеивались между собой в длинную ленту. В готовом свернутом виде документ приобретал форму свитка. Главный свод законов Русского царства «Соборное уложение» 1649 года изначально был представлен в виде такой ленты, 317 метров в длину.

Списки обновлялись достаточно часто. Перед тем, как обнародовать их, необходимо было заверить указы у царя. Заслужить такую милость со стороны правителя считалось огромной честью. Сам же царь имел возможность контролировать количество преданных ему людей. Отсюда и пошло название столбовые дворяне – то есть те, имена которых состояли в столбцах.

Интересно:  Почему у римских имен отбрасывают окончание -ус?

Дополнительная версия происхождения названия – способ хранения таких документов. Их укладывали вертикально (в столб), за счет чего можно было при необходимости быстро извлечь нужный документ.

Изначально оказаться в таком столбце мог только мужчина – женские имена появились со временем. Если женщину называли столбовой дворянкой, значит, она удачно вышла замуж либо имела благородное происхождение, а также владела поместьем и занимала особое положение в обществе. Статус никуда не девался, даже если женщина становилась вдовой. Однако женщины очень редко владели данным имуществом лично. Жена или дочь дворянина не могли передать поместье кому-то, продать его либо заложить. Считалось, что земли находятся под опекой царя. Если передать земли было некому, они возвращались к государству и могли быть в будущем закреплены за другим дворянином.

Со временем началась путаница с землями и правами на них из-за существования вотчин и поместий. Поэтому решили сделать их равными и отнести к единому закону. С этого момента столбовые дворяне тоже получили полноценное право распоряжаться своими владениями и передавать их по наследству.

Также есть еще одно устойчивое словосочетание – «столбовая дорога», которое стало устаревшим. Несмотря на схожесть в терминологии, оно, скорее всего, не имеет отношения к дворянству. В царской России так называли наиболее крупные дороги, по всей длине которых были установлены верстовые столбы. С их помощью мерилось расстояние.

Позже появилось переносное значение столбовой дороги. Словосочетание начали использовать, чтобы обозначить основное направление развития в какой-либо отрасли; правильный путь к чему-либо.

Интересно:  Почему дворяне «голубая кровь»? Фото и видео

Столбовыми называли дворян, которые изначально получали в пользование земли от князя в качестве вознаграждения за преданную службу при дворе. Позже у них появилось право самостоятельно распоряжаться данными владениями и передавать их по наследству. Такое название дворяне получили из-за специальных указов – столбцов. Именно в таких документах появлялись имена людей, написанные в столбик, которые получили земли. Попадание в такой список считалось очень почетным.

Источник

26 февраля

 РОДНОЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема: Дело мастера боится.

Цель:  познакомить детей со словами, называющими необычные и интересные
профессии старой России; развивать
кругозор и словарный запас учащихся

Задания

1) Посмотри видео

2)
Прочитай информацию «Из истории языка и культуры»

3)
Выполни упражнения 3 и 4 в тетрадь.

4) Выбери и выполни одно из заданий: или 10, или 11

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Тема: Растениеводство

Цель: узнать
об одной из отраслей сельского хозяйства — растениеводстве

Задания

1) Посмотри видео 

2) Подготовь пересказ с.51- 53. Запиши рассказ на видео

3) Пройди Гугл тест по теме. Нажми на Æ
  

25 февраля

 РУССКИЙ
ЯЗЫК

Тема: Падеж имён
существительных.

Цель: способствовать формированию умения
определять падеж имён существительны

Задания

1) Посмотри видео

2) Выучи правило с.45

3) Выполни упр.78,
80. 81.

МАТЕМАТИКА

Тема: Письменные
приёмы умножения

Цель: развивать
умение решать выражения столбиком

Задания

1)   
 Посмотри видео

2)   
Выполни
задания в печатной тетради
 с.62 № 1, 2, 3, 4  

3)   
Запиши
решение в тетрадь по математике с.64 №11, №13

ЛИТЕРАТУРНОЕ
ЧТЕНИЕ

Тема: И.
Соколов-Микитов «Листопадничек».

Цель: развивать навык чтения, память

 Задания

1)
Прочитай с.60-66

2)
Выполни задания 9, 10 в тетрадь по литературе

3)
Подготовь пересказ от имени Листопадничка

24 февраля

 РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема: Именительный падеж имен
существительных.

Цель: проверить
умение писать  имёна существительные с
шипящими на конце

Задания

1)    Посмотри видео

2) Выполни упр.70, 74,75

МАТЕМАТИКА

Тема: Многозначные числа

Цель: закреплять умение решать
задачи

Задания

1) Посмотри видео

2) Выполни задания в
печатной тетради
  с.60 № 1,2,3
стр.61 №6

3) Выполни задания в
тетради с.60 №4 стр.61№8

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Тема: И. Соколов-Микитов
«Листопадничек».

Цель: совершенствовать навыки
выразительного чтения

Задания

1 Прочитай с.60-66

2)
Зайди на сайт РЭШ.
Для этого нажми на стрелкуÆВыполни урок 42. На отметку.

2)
Пройди Гугл  тест
Для этого нажми на
стрелку 
Æ 

4) Выполни
задание 8 стр.67

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Тема: Полезные ископаемые

Цель: познакомить с полезными ископаемыми, их свойствами и
применением.
 

Задания

1)
Посмотри видео

2)
Прочитай текст с. 46-50

3)
Подготовь пересказ.

4)
Ответь на тест.
 Для этого нажми на стрелку Æ

22 февраля

РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема: Сочинение
по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».

Цель: формировать
умение писать текст описание

Задания

1)    Выполни упр. 73

2)    Прочитай

%25D0%2591%25D0%25B8%25D0%25BB%25D0%25B8%25D0%25B1%25D0%25B8%25D0%25BD%2B%25D1%2581%25D0%25BE%25D1%2587%25D0%25B8%25D0%25BD%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25B5

3)     Работай по плану

%25D0%2591%25D0%25B8%25D0%25BB%25D0%25B8%25D0%25B1%25D0%25B8%25D0%25BD%2B%25D1%2581%25D0%25BE%25D1%2587%25D0%25B8%25D0%25BD%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25B52

МАТЕМАТИКА

Тема: Внетабличное умножение и деление

Цель: отрабатывать умения умножения, деления,

Задания

1) Выполни задания в тетради
П.Т. с.44-
45  №10, 13 (умножение решай столбиком),
15

2) Выучи алгоритм

%25D0%25B0%25D0%25BB%25D0%25B3%25D0%25BE%25D1%2580%25D0%25B8%25D1%2582%25D0%25BC%2B%25D0%25A3%25D0%25BC%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25B6%2B%25D0%25BD%25D0%25B0%2B%25D0%25BE%25D0%25B4%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25B7%25D0%25BD%2B%25D1%2587%25D0%25B8%25D1%2581%25D0%25BB%25D0%25BE

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Тема: М. Пришвин «Моя Родина». Заголовок
-«входная дверь» в текст. Сочинение на основе художественного текста.

Цель: совершенствовать навыки чтения, умение
отвечать на вопросы по прочитанному материалу, составлять текст

Задания

1)   Зайди на сайт РЭШ. Выполни урок 41. Для этого нажми на стрелочку Æ 

 2) Прочитай текст
стр.58-59. Подготовь выразительное чтение

3)    Выполни
тест. Для этого нажми на стрелочку
Æ   

4) Напиши в рабочую тетрадь свой небольшой рассказ о том, как ты был в лесу
летом.

19 февраля

 ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Тема: Природные богатства и труд людей – основа экономики

Цель: познакомить с факторами, составляющими основу экономики.

Задания

1) Посмотри видео

2) Подготовь пересказ с.42-45. Запиши рассказ на видео

3) Пройди тест по теме. Нажми на Æ
  

РОДНОЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема: Какой
лес без чудес? Образные названия растений.

Цель:  познакомить с новыми «лесными словами», их значением; развивать кругозор и словарный запас учащихся

Задания

1) Прочитай тексты

%25D0%25A0%25D0%25A0%25D0%25AF 3%2B%25D1%2581%25D1%2582%25D1%2580%2B40

%25D0%25A0%25D0%25A0%25D0%25AF 3%2B%25D1%2581%25D1%2582%25D1%2580%2B41

%25D0%25A0%25D0%25A0%25D0%25AF 3%2B%25D1%2581%25D1%2582%25D1%2580%2B42

%25D0%25A0%25D0%25A0%25D0%25AF 3%2B%25D1%2581%25D1%2582%25D1%2580%2B43

%25D0%25A0%25D0%25A0%25D0%25AF 3%2B%25D1%2581%25D1%2582%25D1%2580%2B44

%25D0%25A0%25D0%25A0%25D0%25AF 3%2B%25D1%2581%25D1%2582%25D1%2580%2B45

%25D0%25A0%25D0%25A0%25D0%25AF 3%2B%25D1%2581%25D1%2582%25D1%2580%2B46

%25D0%25A0%25D0%25A0%25D0%25AF 3%2B%25D1%2581%25D1%2582%25D1%2580%2B47

%25D0%25A0%25D0%25A0%25D0%25AF 3%2B%25D1%2581%25D1%2582%25D1%2580%2B48

%25D0%25A0%25D0%25A0%25D0%25AF 3%2B%25D1%2581%25D1%2582%25D1%2580%2B49

2) Из упражнений 1,2,4 выпишите слова, которые называют лес

3)
Выполни упражнения 7 и 9

18 февраля

 РУССКИЙ
ЯЗЫК

Тема: Падеж имён
существительных.

Цель: способствовать формированию умения
определять падеж имён существительны

Задания

1) Посмотри видео

2) Выучи правило с.36, названия падежей
с.37

3) Выполни упр.64,
66.

МАТЕМАТИКА

Тема: Письменные
приёмы умножения

Цель: развивать
умение решать выражения столбиком

Задания

1)   
 Выполни задания в
печатной тетради
 с.40 № 5, 6, с.41 № 9, 10

2)   
Запиши
решение в тетрадь по математике с.41 №11, с.45 №13

ЛИТЕРАТУРНОЕ
ЧТЕНИЕ

Тема: Люби
живое. Книги о животных.

Цель: развивать навык чтения, память

 Задания

1)
Зайди в электронный дневник. Скачай презентацию. Посмотри. Запиши в тетрадь по
литературе отзыв о книге, в которой главный герой животное. Принести любимую
книгу по данному разделу.

2)
Скачай в электронном дневнике кроссворд. Выполни его. Пришли учителю

17 февраля

 РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема: Самостоятельная работа

Цель: проверить
умение писать  имёна существительные с
шипящими на конце

Задания

1)    Скачай файл в
электронном дневнике. Выполни. Пришли учителю.

2) Выполни упр. 60

МАТЕМАТИКА

Тема: Письменное умножение

Цель: закреплять умение решать
задачи

Задания

1) Посмотри виде

2) Выполни задания в
печатной тетради
  с.36 № 1,4,6,10

3) Выполни задания в
тетради с.36 №2,3

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Тема: Проверочная работа по разделу
«Поэтическая тетрадь 1»

Цель: проверить знания по изученной теме

Задания

1 Зайди на сайт РЭШ. Для этого нажми на
стрелку 
ÆВыполни урок 40. На отметку.

2)
Пройди Гугл  тест
Для этого нажми на
стрелку 
Æ

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Тема: Для чего нужна экономика

Цель: познакомить с понятием экономика

Задания

1)
Посмотри видео 

2)
Прочитай текст с. 38 — 41

3)
Подготовь пересказ.

4)
Ответь на тест
Для этого нажми на стрелку Æ

16 февраля

 РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема: Самостоятельная работа

Цель: проверить
знания по теме «Части речи»

Задания

1) Скачай файл в электронном дневнике: тематический контроль «Части речи».
Выполни. Пошли учителю.

%25D1%2582%25D0%25B5%25D0%25BC%25D0%25B0%25D1%2582%25D0%25B8%25D1%2587%2B%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25BD%25D1%2582%25D1%2580%2B3%2B%25D0%25BA%25D0%25BB%2B%25D0%25A7%25D0%2590%25D0%25A1%25D0%25A2%25D0%2598%2B%25D0%25A0%25D0%2595%25D0%25A7%25D0%2598

%25D1%2582%25D0%25B5%25D0%25BC%25D0%25B0%25D1%2582%25D0%25B8%25D1%2587%2B%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25BD%25D1%2582%25D1%2580%2B3%2B%25D0%25BA%25D0%25BB%2B%25D0%25A7%25D0%2590%25D0%25A1%25D0%25A2%25D0%2598%2B%25D0%25A0%25D0%2595%25D0%25A7%25D0%25982

2) Выполни упр. 59

МАТЕМАТИКА

Тема: Пересечение множеств

Цель: закреплять умение решать
задачи

Задания

1) Посмотри видео

2) Выполни задания в
печатной тетради
  с.33-34
№ 1,2,3,4,5,6

3) Выполни задания в
тетради с.35 №9 (а), №12

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Тема: С. Есенин «Черёмуха».

Цель: развивать навыки выразительного чтения

Задания

1 с.55 выразительное чтение

2)
Подготовь чтение наизусть

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 152-154. 

УКМ «Школа России»

Раздел «Поэтическая тетрадь». Проверим себя и оценим свои достижения.

1. Какие произведения ты прочитал в этом разделе? Почему они объединены в «Поэтическую тетрадь»?

Я прочитала стихотворные произведения русских поэтов. Они объединены в один раздел потому, что их самих объединяет одна тема — природа, времена года.

2. Стихотворения каких авторов ты читал раньше? Приготовься прочитать в классе те произведения, которые тебе нравятся.

Я читала во втором и третьем классах:

Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной», «Чародейкою зимою», «Весенняя гроза», «Листья».

А. Фет «Ласточки пропали», «Мама! Глянь-ка из окошка».

И. Никитин «Полно, степь моя», «Встреча зимы».

И. Бунин «Первый снег», «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник».

Больше всего мне понравились стихотворения Тютчева «Весенняя гроза» и «Чародейкою зимою».

3. Прочитай строки из стихотворений. Знаешь ли ты их авторов? Назови их.

«Здравствуй, гостья Зима!» — Иван Никитин.

«Лучше б снег да вьюгу…» — Афанасий Фет.

«Ещё в полях белеет снег…» — Фёдор Тютчев.

4. Расскажи о том, как один из поэтов изображает природу. Тебе помогут вопросы: Какое время года описывает поэт? Есть ли разница в том, как авторы их изображают? Найди слова, которые подтверждают твою мысль. Как эпитеты и сравнения помогают поэту нарисовать картины природы? Приведи примеры. Всегда ли с одинаковым чувством изображает автор природу? Почему?

Как А. Фет изображает природу в стихотворении «Весенний дождь»

Поэт описывает весну, дождь. Он использует эпитеты и сравнения: золотой, душистым, завеса. Эти слова помогают лучше представить картину начинающегося дождя. Также поэт использует олицетворение, придавая дождю способности живого существа: что-то подошло и барабанит. Это весёлое стихотворение, потому что поэту нравится дождь.

Как И. Бунин описывает природу в стихотворении «Листопад»

Поэт описывает золотую осень. Он использует яркие эпитеты и сравнения. Эпитеты позволяют ему передать всю красоту осенних красок, нарисовать картину терема, который он увидел. Также сравнение осени со вдовой позволяет поэту передать настроение, мы понимаем, что несмотря на всю красочность пейзажа, поэту немного грустно оттого, что эта красота очень скоротечна.

Вывод: каждый автор описывает природу с разными чувствами, ведь чувства выражают его внутренний мир, настроение. А у каждого человека оно своё.

5. Прочитай определение олицетворения. Найди олицетворение в текстах. Что оно помогает почувствовать и понять? Из каких стихотворений взяты эти строки?

«Месяц огненным шаром встаёт…» Это строки из стихотворения Ивана Никитина «В синем небе». Олицетворения здесь Встаёт и Обдаёт. Они помогают представить месяц и почувствовать красоту его появления на небе.

«Под ледяной своей корой ручей немеет». Это строки из стихотворения Евгения Баратынского «Где сладкий шёпот». Олицетворение здесь Немеет. Оно помогает представить замолкающий подо льдом ручей.

6. Что ты можешь сказать об оформлении стихотворной речи на письме? Обратил ли ты внимание на то, что стихотворение Тютчева «Как неожиданно и ярко» состоит их двух частей? Сосчитай количество строк в частях. Одинаковое ли оно? Окончания каких строк созвучны?

На письме стихотворная речь записывается в столбик, строками.

Стихотворение Тютчева состоит из двух частей — строф. В каждой по восемь строчек. Эта строфа называется восьмистишием.

Созвучны в строфах чётные и нечётные строки между собой. Такая рифма называется перекрёстной. Схематически её можно записать так: АВАВ.

7. Часто поэты делят свои стихотворения на строфы, чтобы показать связанные друг с другом, но всё-таки разные картины. Строфа помогает выделить каждую картину. Найди примеры таких стихотворений.

В упомянутом выше стихотворении Тютчева две строфы. В первой описана сама радуга, вторая посвящена её кратковременности. Строфы связаны между собой темой радуги, но говорят о разном.

Стихотворение И. Никитина «В синем небе» состоит из трёх строф, трёх четверостиший. В первом описывается вечер, во втором — ночь, в третьем поэт говорит о своих чувствах.

8. Вспомни, что такое ритм и рифма в стихотворении. Дай определение своим словами.

Рифма — это созвучные друг другу слова, которые находятся на конце стихотворных строк.

Ритм — это чередование ударных и безударных слогов в строке, которое придает стихотворению музыкальность.

9. Придумай по одному вопросу к каждому стихотворению.

Тютчев «Ещё земли печален вид»: Почему поэт олицетворяет природу? — Ему она кажется живой.

Тютчев «Как неожиданно и ярко»: Использует ли поэт олицетворение? — Да, он олицетворяет радугу.

Фет «Весенний дождь»: Сколько строф в стихотворении? — Три.

Фет «Бабочка»: Как поэт относится к бабочке? — Он любуется ею.

Баратынский «Весна»: Какие олицетворения использует поэт? — Ласкаясь облака, взревев река.

Баратынский «Где сладкий шёпот»: Сколько строф в этом стихотворении? — Одна.

Плещеев «Дети и птичка»: О каких временах года говорит поэт? — О весне и осени.

Никитин «В синем небе»: С чем сравнивает природу автор? — С храмом.

Некрасов «Школьник»: Кто разговаривает со школьником? — Возница, ямщик.

Некрасов «В зимние сумерки»: Почему няня не сердится на Сашу? — Девочка счастлива, на это невозможно сердиться.

Бунин «Листопад»: Что даёт стихотворению образ вдовы? — Он создаёт печальное настроение.

10. Обсудите с другом, какие ещё произведения вы включили бы в раздел «Поэтическая тетрадь». Составьте список. Объясните свой выбор.

Я бы включила в этот раздел другие стихотворения русских поэтов о временах года.

Список произведений для раздела «Поэтическая тетрадь»

  1. А. Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер»
  2. Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной», «Чародейкою зимою», «Весенняя гроза».
  3. А. Фет «Ласточки пропали», «Мама! Глянь-ка из окошка».
  4. И. Никитин «Полно, степь моя», «Встреча зимы».
  5. И. Бунин «Первый снег», «Густой зелёный ельник».
  6. Н. Некрасов «Славная осень».
  7. С. Есенин «Поёт зима — аукает».

1

Учебный предмет: Окружающий мир

УМК «Планета знаний»

Класс 3

Тема урока: «Четыре царства живой природы»

Тип урока: изучение нового материала

Задачи урока:

  1. Познакомить с царствами живой природы и науками, которые их изучают.

  2. Научить соотносить живое существо с царством живой природы, приводить примеры представителей каждого царства.

  3. Научить отличать живые существа от неживых по существенным признакам.

  4. Дать представление о среде обитания живых существ, познакомить с четырьмя средами обитания.

  5. Развивать логическое мышление, умение рассуждать, обобщать, делать выводы.

  6. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование

  1. Презентация «Четыре царства живой природы»

  2. Карточки с заданиями для групповой работы.

  3. Карточки синего, желтого, красного и зеленого цветов (4 карточки) для индивидуальной работы.

1. Организационный момент

-Ребята, посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь! Не будем терять время и с хорошим настроением начнем урок!

2. Актуализация знаний, выявление проблемы

Отгадайте загадку:

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг.

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года –

Это всё вокруг …(Природа) (отвечают хором)

-Что же такое природа?

(-Это то, что нас окружает: деревья, цветы, животные…)

На доске прикреплены карточки — картинки с предмерами живой и не живой природы

-Вы сказали, что природой мы называем то, что нас окружает.

Значит, всё, что мы видим на доске, объекты природы?

(-Нет! Дом и машина сделаны руками человека и не относятся к природе. Это изделия.)

-Тогда закончите определение:

Природой мы называем то, что нас окружает и …

(- не сделано руками человека!)

-Разделите оставшиеся объекты природы на группы.

(1. Дерево, цветок, птица, волк, гриб – живая природа.

2. солнце, облака – неживая природа.)

-Назовите признаки живых существ.

(-Живые существа дышат, питаются, растут, размножаются, стареют и умирают.)

3. Постановка учебной задачи

— Сегодня на уроке мы будем работать с объектами живой природы. А вы знаете, кто изучает живую природу?

(- Учёные)

-Да, ученые-биологи (биология в переводе с греческого означает учение о жизни). Живые существа на нашей планете очень разнообразны. Их очень много. Вот ученые и задумались, как же изучить все живые существа?

-А вы можете помочь ученым решить эту проблему?

(-да)

-С чего нужно начать работу?

(- Я думаю, что сначала нужно разделить все живые существа на группы.)

-А по каким признакам мы будем это делать?

(-По строению, и чем питаются. -А я думаю, что ещё можно посмотреть, где они живут.)

— Итак, давайте наметим план наших действий.

( Разделим все живые существа на группы.)

— Правильно. Разделим все живые существа на группы по существенным признакам.

А потом?

(Будем изучать каждую группу по порядку.)

-Молодцы.

4. Решение учебной задачи.

-Сегодня на уроке мы выполним только первый пункт нашего плана – Разделим все живые существа на группы по существенным признакам.

А для этого предлагаю ориентироваться по этим карточкам, работать будем в паре.

Работа по карточкам.

Задания:

1.Разделите живые существа на группы.

2.Запишите каждую группу в столбик.

3. Устно объясните, по каким признакам вы это сделали.

4.Дайте название каждой группе.

(дуб, лев, мухомор, сосна, земляника, бабочка, подосиновик, папоротник, шмель, поганка, роза, масленок, корова)

(Проверка. Слушание ответов, потом сверяют по доске.

Дети зачитывают получившиеся группы, объясняют, по какому признаку, дают название группы )

-Молодцы! Вы справились с заданием. Ученые тоже не теряли время зря и тоже разделили все живые существа на группы и назвали их царствами.

-Посмотрите внимательно на схему в учебнике на с.79 и сравните её с нашей схемой. Что вы заметили?

(-У нас получилось 3 царства, а у ученых 4.)

-Какого царства у нас нет?

(бактерий)

-Что вы знаете о бактериях?

(- Они очень маленькие, могут вызывать болезни, если не мыть руки.)

-А сейчас послушайте рассказ о бактериях, который подготовили ученики из нашего класса.

1 ученик. Бактерии – наиболее распространенная форма жизни на Земле. Это микроорганизмы, их можно рассмотреть только под микроскопом. Бактерия состоит только из одной клетки и имеют свойства как животных, так и растений. Ученые установили, что они бывают в трех формах: круглые, в виде палочек, спиралькой.

2 ученик. Кроме вредных бактерий есть полезные бактерии. Они находятся в кефире, йогурта, твороге, которые я люблю.

А в природе они выполняют роль «чистильщиков» или «санитаров» нашей планеты. Они питаются умершими организмами. Без бактерий земля покрылась бы кучей ненужного мусора, и не осталось бы места для всего живого.

-Так почему же ученые выделили бактерии в отдельное царство?

(-Это живые организмы. У них есть признаки растений и животных.)

-Правильно, молодцы, вы внимательно слушали рассказ.

-Так на какие царства делится живая природа?

(ответы детей)

5. Физминутка.

Давайте встанем и немного отдохнем.

6. Самостоятельная работа с информацией

-Сейчас мы будем работать по группам. 4 царства — 4 группы.

(таблички со словами «растения», «животные» и т.д.).

Задания группам:

1.Найти в учебнике на с.78 как называется наука, изучающая ваше царство.

2.Какие среды обитания населяют живые существа? (с.78) В каких из них обитают живые существа из вашего царства?

Учитель следит за работой групп, при необходимости помогает.

Проверка. Отчет каждой группы.

Например:

«Животные»

1.Животных изучает наука зоология.

2.Животные живут в наземно-воздушной среде (птицы), в водной (рыбы), в почвенной (черви)…

Дети высказывают свои мысли. Они могут назвать любое царство и объяснить, почему

-Ребята, подумайте и скажите: какое царство природы самое главное? (ответы детей)

-Всё в природе взаимосвязано!!! Все царства главные и участвуют в круговороте веществ. А наша задача – беречь природу!

7. Закрепление изученного материала

-А сейчас мы с вами поиграем в игру «Определи царство». Я называю вам живое существо, а вы мне показываете карточку соответствующего царства. (синего цвета – грибы,

красного – животные,

зелёного – растения,

желтого – бактерии)

Мак, медведь, ландыш, подосиновик…

8. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

-Наш урок подошёл к концу.

-Что нового узнали на уроке?

-Чему научились?

-Какое задание было самым трудным? Самым интересным?

-О каких царствах вы хотели бы узнать побольше?

-Оцените свою работу на уроке. Если у вас всё получилось, скажите себе: «Молодец! И похлопайте в ладоши. А если не всё получилось, погладьте себя по голове и скажите: «У меня всё получится!»

Домашнее задание:

С.78 – 79, прочитать, ответить на вопросы

  • Рассказ распутина уроки французского читать полностью
  • Рассказ провинциал нам не подходит
  • Рассказ про чернобыль для детей
  • Рассказ про супергероя на английском короткий
  • Рассказ про славика у которого мама пила