Конспект урока русского языка
по теме:
«Правописание слов с
разделительным твёрдым знаком» 3 класс
Тип
урока: урок усвоения новых знаний.
Цель: научиться правильно писать
слова с твердым знаком (ъ).
Задачи
урока:
Образовательные: сформировать умение писать слова с
разделительным твёрдым знаком. Ввести правило написания слов с
разделительным твёрдым знаком. Научить использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Развивающие: развивать интерес
к исследовательской и интеллектуальной деятельности. Развивать способность
к познанию путём самостоятельного добывания знаний. Развивать орфографическую
зоркость.
Воспитательные: воспитывать доброжелательное
отношение друг к другу. Воспитывать любовь к русскому языку.
Планируемый
результат
Личностные
умения:
-проявлять
интерес к изучению темы;
—
оценивать результат собственной деятельности.
—
осознание собственной успешности при изучении темы.
Метапредметные умения
Познавательные
умения:
—
определять в каких случаях пишется разделительный твёрдый знак в словах;
— выбирать
вариант выполнения задания;
—
использовать приобретенные знания для письма под диктовку.
Регулятивные умения:
—
выполнять учебное задание в соответствии с целью, используя правило на правописания
разделительного твёрдого знака и разделительного мягкого знака;
—
выполнять учебное задание с взаимопроверкой;
—
проверять учебное задание и вносить корректировку;
—
соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.
Коммуникативные
умения:
—
формулировать высказывание, мнение, в рамках учебного диалога;
—
оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию;
—
адекватно использовать речевые средства для представления результата
деятельности.
Предметные умения
-писать
слова с разделительным твёрдым знаком и разделительным мягким знаком;
-выполнять
задания, используя правило правильной постановки разделительных знаков (Ъ и Ь);
—
использовать правило на правописания разделительного твёрдого знака и
разделительного мягкого знака при письме.
Этапы урока
1.Организационный
момент.
— Ребята,
сегодня на уроке нам предстоит большая работа. Давайте настроимся на работу.
Сожмите ладошки в кулачок, разожмите, ещё раз сожмите, разожмите. А теперь
сгибайте по очереди пальчики на правой руке, на левой руке. Разгибайте по
одному — на правой, на левой. Потрите ладошки, создайте тепло, ведь у нас
сейчас какое время года?
Какой у
нас месяц? Число? Откройте тетради, запишите число.
2.
Минутка чистописания.
— На улице
много снега, падают снежинки. Для минутки чистописания у меня тоже для вас есть
снежинки с буквами. Посмотрите на эти буквы.
е ё
ю я
— Что вы о
них можете рассказать? (гласные, после гласной и после ъ и ь обозначают 2
звука, а после согласного -1 звук, строчные)
— Мы не
случайно работаем с этими буквами, они нам встретятся ещё сегодня.
— А теперь
красиво запишем их парами.
3.Актуализация
знаний пройденного материала
Фронтальная
работа
А теперь
замените мне одним словом сочетание слов, чтобы в этом слове были наши гласные,
которые мы сейчас записали.
— Замените
одним словом, запишите.
• Снежная
буря (вьюга).
• Домики
для пчёл (ульи).
• Мать,
отец, дети (семья).
— Что
общего в правописании этих слов?
— Почему в
этих словах написали разделительный мягкий знак?
4.
Мотивация знаний
Образуйте с
помощью приставок вы-, пере-,про- существительные с корнем –езд- .А я
запишу ваши слова.
выезд
съезд
переезд
объезд
проезд въезд
— Как вы думаете,
почему я записала, образованные вами слова в два столбика?
5.
Создание нового знания.
1.-Итак, что мы
должны с вами сегодня научиться определять? Попробуйте сформулировать тему и
цель нашего урока. (ъ знак. Будем учиться писать в словах Ъ.)
6.
Создание нового знания.
1.-Итак, что мы
должны с вами сегодня научиться определять? Попробуйте сформулировать тему и
цель нашего урока. (ъ знак. Будем учиться писать в словах Ъ.)
2. РАБОТА В ПАРАХ.
— Я предлагаю вам
сейчас поработать в парах. Напомните мне правила работы в парах. (Будьте
терпимы, доброжелательны, уважайте чужое мнение)
— Вы, работая в
парах, должны будете провести небольшое исследование. Проявить внимание,
наблюдательность.
— У вас на столах
лежат карточки со словами. Выделите в этих словах приставку и корень. Вспомним,
что такое приставка и корень. И скажите, в каком случае в слове пишется
разделительный ъ.
объявил
заявил
разъединил
соединил
съюлил
заюлил
съёжился
поёжился
— Ваши выводы?(ъ
пишется после приставки, оканчивающейся на согласную)
— Почему его
назвали разделительным?( разделяет согласную в приставке от гласной в корне)
— Посмотрите, перед
какими гласными написан ъ?(е,ё,ю,я)
3. Составим схему
к нашему открытию.
-Расскажите
правило по схеме.
Сравните с
правилом, которое вы видите в учебнике на стр.130
-Совпадает?
–Молодцы!
-Продолжите наши столбики
и запишите слова с карточки
7.
Физминутка
Игра на внимание
«Пожалуйста, сделай так»
8. Первичное
закрепление знаний.
1) Работа по
учебнику упр. 267 стр. 135
Сделаем
еще раз вывод: Когда пишется разделительный ъ?
2) Устно выполнить упр. 268 стр.
136 (фронтальный опрос)
9. Закрепление
Слушаем и
поднимаем карточку с ъ или пустую.
Об…ём,
про…езд, с…ел, об…едки, со…бирают, под…ёмный, с…ехал, об…явил., с…езд,
из…явил.
10.
Рефлексия
-Какую
цель перед собой ставили?
Что вы
узнали на уроке?
Я
узнал….
-Когда
пишется разделительный ъ.?
Что вы
запомнили?
Я
запомнил…..
Чему вы
научились на уроке?
Я
научился……
-Оцените
свою деятельность на уроке.
Остались
вопросы –поднимите вопросительный знак.
Всё
было понятно – восклицательный знак.
— В начале
урока я говорила, что всё у вас получится. И делилась с вами своим хорошим
настроением. Какое настроение у вас сейчас? Тепло в ручках осталось? Подойдите
ко мне, давайте соединим тепло наших рук. Смотрите, какой большой, добрый шар у
нас получился, так и хочется поделиться со всеми.
11.
Домашнее задание.
стр.135
упр.265, Выучить правило стр.134.
УРОК
78. Разделительный твёрдый знак (Ъ) (с. 137).
Цели: обратить
внимание учащихся на наличие в русском письме разделительного твердого знака
(без указания условий его употребления); развивать фонематический слух детей
при сравнении слов, написанных с разделительным твердым знаком и без него;
развивать речь учащихся при составлении рассказа по рисунку.
ХОД
УРОКА
I.
Организационный момент.
II.
Актуализация знаний.
1. Поверка
домашнего задания.
2. Выставка
детских работ.
III.
Самоопределение к деятельности.
— Послушайте
сказку, с каким героем этой сказке мы ещё не встречались?
Сказка
про твердый и мягкий знаки
Однажды по дороге твердой походкой шел Твердый Знак.
—
Не сочините ли вы для меня какую-нибудь
сказку? — остановил его Вопросительный Знак.— Я подарю ее
Восклицательному Знаку. Сегодня у него день рождения.
— Нет! — твердо ответил Твердый Знак.
— Неужели не сочините? — опечалился Вопросительный Знак.
— Нет и только нет! — сказал Твердый Знак еще тверже.
— Но почему? — удивился Вопросительный Знак.
—
Не хочу! Не буду! Не желаю! — Твердый Знак
стоял на своем очень твердо.
Вопросительный Знак вопросительно посмотрел
на дорогу. По дороге
в мягких тапочках шел Мягкий Знак.
— Не сочините ли вы для меня какую-нибудь сказку? — обратился
к нему
Вопросительный Знак.
— Мне, честно говоря, не хочется,— мягко сказал
Мягкий Знак.— Но я попытаюсь… так и быть.
И вот вечером Вопросительный Знак прибежал
к Мягкому Знаку за сказкой.
— Жаль… мне очень жаль,— промямлил Мягкий Знак,— но, право, я не умею сочинять сказки.— И он заплакал.
— Но почему же вы мне сразу не сказали? — рассердился Вопросительный Знак.
— Вы были так любезны,— прошептал Мягкий Знак,— и я не смог вам отказать. Я не умею отказывать.— И он заплакал
еще сильнее.
Вопросительный Знак расстроился:
— Извините,
но я не могу вас утешить. Я опаздываю. На день рождения.
Он бежал
по дороге и думал: «Что же я скажу, если
Восклицательный Знак спросит,
где подарок???»
Но Восклицательный
Знак ничего не спросил. Он воскликнул:
— Ура! Наконец-то!
Пришел мой друг — Вопросительный Знак! Как
я рад!!! (Э. Мошковская).
—
Что это за сказочный герой?
-Как вы его охарактеризуйте?
Было «сели»,
стало «съели».
Догадаться вы
сумели,
почему случилось так?
Кто виновник?
— Твёрдый знак.
Твёрдый знак нам нужен тоже,
без него писать не сможем:
съезд, съедобный, объяснение,
И подъезд, и объявление. (В. В. Волина).
-Сформулируйте тему и цель урока. (Разделительный
твёрдый знак. Употребление этого знака в словах).
IV. Работа
по теме урока.
Работа
по учебнику.
Упр.
209 с. 137.
—
Прочитайте стихотворение «Шутка».
—
Произнесите слова с твердым знаком и без него. Что интересного заметили?
-Выпишите
слова с твёрдым знаком.
—
Подчеркните в словах общую часть.
Упр.
210 с. 137
—
Прочитайте стихотворение.
—
разделите свою тетрадь на два столбика. В первый столбик запишите слова с Ъ, а
во второй – с Ь знаком.
Ъ | Ь |
Подъём, | Пеньки, |
V.
Физкультминутка
Мы танцуем «Хлопай
— топай»
Утром, днём и
вечером!
Лучший танец
–«Хлопай -топай»,
Когда делать
нечего…
Кем бы ни был ты
— отличник,
Иль совсем
наоборот,
Разучите танец
этот
И танцуйте целый
год!
VI. Продолжение работы по теме урока.
1. Игра «Поезд»
— Присоедините к каждому поезду свои
вагоны.
2. Восстановите стихотворение.
Медвежата.
Медвежат я принесла,
Посадила у стола,
Предложила___________-
Мёд на блюдце и ________.
Мишки скучные сидят.
И не _______ и не едят…
А медку они бы ________,
Если б рот открыт сумели. (Г. Бойко)
Слова для выбора: Съели, угощенье, варенье, пьют.
3. Игра «Поле чудес»
посадку на самолёт.
Учитель ученикам задание.
Грузовик к дому.
кран поднимает и опускает
грузы.
VII. Рефлексия
— Прочитайте словосочетания. Постарайтесь их запомнить.
(Учитель стирает первый столбик слов, учащиеся должны восстановить
и записать словосочетания).
— Подчеркните орфограммы.
Слова для работы записаны на доске:
Подъёмный кран
Объяснить задачу
Съёмка фильма
Съёжился от холода
Въехал на мост
Объехал
дорогу
Самооценка.
«!» — я выполнил
задание, записал правильно все словосочетания.
«+»- записал не
все словосочетания, допустил ошибки.
VIII
. Итог урока.
—
Какой еще разделительный знак есть в русском языке?
-Что
вы про него знаете?
IX.
Домашнее задание. (На карточках)
УРОК
79. Разделительный твёрдый знак (Ъ) (с. 138).
Цели: обратить
внимание учащихся на наличие в русском письме разделительного твердого знака
(без указания условий его употребления); развивать фонематический слух детей
при сравнении слов, написанных с разделительным твердым знаком и без него;
развивать речь учащихся при составлении рассказа по рисунку.
ХОД
УРОКА
I.
Организационный момент.
II.
Актуализация знаний.
Словарно-орфографическая
работа.
Игра «Не
ошибись!»
( Учащиеся работают с карточками гласных букв А,
О, Е, И, Я.
Учитель называет
слово, учащиеся показывают карточку с нужной букой.
Затем слово
записывается в тетрадь.)
Слова для работы:
1 вариант. Мороз,
коньки, хоккей, январь.
2 вариант: Ученик,
карандаш, пенал, тетрадь.
3 вариант: Класс,
учитель, ученик, дежурный.
Дополнительное
задание
Составить рассказы по
опорным словам. Придумать заглавие.
III.
Самоопределение к деятельности.
СЕЛ И СЪЕЛ
Пришёл Миша из школы довольный. Подошёл к старшей сестре, хитро посмотрел на неё и сказал: «Сел и съел!» «А-а, — говорит сестра. — Ты, наверное, у меня конфету из кармана взял?» «Нет, — обиделся Миша. — Ты ничего не поняла».
Пришел Миша на кухню, хитро посмотрел на мать и
говорит: «Сел и съел!» «У кого же ты пообедал-то? — всполошилась
мать. — А
я-то наварила-напекла!» «Ни у кого я не
обедал, — грустно
сказал Миша. — Я тебе о другом. Сел и съел… Не поняла?»
-Что хотел Миша сказать этими словами?
Почему его не понимали родные? (Предположения детей).
«А чего же тут не понять? — проговорил дедушка. — Все ясно: сел без
твердого знака пишется, а съел — с твердым». «Правильно, дедушка! — обрадовался Миша. — Мы сегодня последнюю букву проходили. Твердый знак. Хитрая буква — так ведь её не произнесешь, но без нее — сел, а с ней – съел». (По
В.В. Волиной).
-Вспомните слова с твёрдым разделительным
знаком.
-Понаблюдайте и скажите перед какими
буквами он пишется? (Ответы детей)
— Заполните схему на доске:
С
ели
Об явление
Под ём
Пред юбилейный
— Сформулируйте тему и цель урока. (Написание слов с
твёрдым разделительным знаком. Наблюдение за буквами. Перед которыми стоит Ъ).
IV. Работа
по теме урока.
Работа
по учебнику.
—
На странице 138 в учебнике прочитайте сообщение Ивана Ивановича Самоварова.
—
Сделайте вывод, перед какими буквами пишется твёрдый разделительный знак. (Твёрдый
разделительный знак пишется после согласных перед буквами е,ё,ю, я.)
Упр.
211 с. 138
—
Рассмотрите рисунок.
—
Составьте устно по рисунку рассказ, используя слова подъехали отъехали,
объезжают. (Ответы детей).
—
Запишите одно-два предложения из своего рассказа или рассказа одноклассников.
V.
Физкультминутка
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке,
Мы попрыгаем, как зайки.
Стоп. Немного отдохнем.
И домой пешком пойдем.
VI. Продолжение работы по теме урока.
Работа с
пословицами.
Работа в парах.
— Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
-Придумайте задание с пословицами друг для
друга. Выполните его.
Лен… человека не красит.
Не радуйся под гору: под…ём крут.
Хочется ры..ку с…есть, да не хочется в
воду ле…т… .
Мален…кое дело лучше бол…шого бездел…я.
— Прочитайте написанные на доске слова.
Постарайтесь их запомнить (В течении 15-20 секунд учащиеся читают и запоминают
слова. Затем запись закрывается).
Слова для работы: Объявление, вьюга,
объедки, жильё, подъехали, ручьи, подъёмный, вьёт.
Дополнительное задание:
— Ответьте на вопросы и выполните задание.
— Сколько слов было написано?(8 слов).
— На какие группы можно разделить все
слова? (Слова с разделительным твёрдым и мягкими знаками).
— Запишите слова с твёрдым разделительным
знаком, отвечающие на вопрос что? (Объявление, объедки).
— Запишите слова с твёрдым разделительным
знаком, обозначающие действие? (Подъехали, въёт).
— Запишите слово с твёрдым разделительным
знаком, обозначающее признак предмета? (Подъёмный).
— Запишите все слова с мягким знаком,
подчеркните орфограмму (Вьюга, жильё, ручьи).
VII. Рефлексия
Работа с перфокартами (карточка с прорезями).
ь
Методические
указания:
Учитель читает
слова, если встретилось слово с твёрдым разделительным знаком, учащиеся этот
знак записываю в кружок. Если встретилось слово, в котором нет твёрдого знака,
учащиеся в соответствующий кружок ставят точку. Работа ведётся построчно.
Затем учитель читает шифр, по которому нужно соединить кружочки, если
«верёвочка» прошла через все кружочки с твёрдым разделительным знаком, то
должен получится большой твёрдый знак.
Слова для работы: 1
строка: Въезд, объявление, вьют, пень.
2 строка: почки, съел, объяснение, варенье.
3 строка: семья, съёмка, разъём, ульи.
4 строка: Семь, подъём, отъезд, пеньки.
Шифр : соедините верёвочкой следующие
кружочки: 1, 2, 6, 7, 10, 11, 14, 15.
-Что у вас получилось? (Получился большой твёрдый знак).
Самооценка
«J»
— я собой доволен, все сделал правильно.
«K»-
я выполнил задание, не так, как хотелось бы.
VIII
. Итог урока.
— Перед какими
буквами пишется разделительный твёрдый знак?
IX.
Домашнее задание.
Найти (можно сочинить самим) и записать
загадку, отгадка которой содержит разделительный твёрдый или мягкий знаки.
УРОК
80. Разделительный твёрдый знак (Ъ). Написание объявления. (с. 139).
Цели:
познакомить учащихся с особенностями объявления; научить детей составлять
объявления; повторить изученные орфограммы.
ХОД
УРОКА
I.
Организационный момент.
II.
Актуализация знаний.
Словарно-орфографическая
работа.
Коллективная
работа.
Дети зачитывают
свои загадки, остальные учащиеся записывают отгадки, подчёркивают орфограммы.
III.
Самоопределение к деятельности.
—
Представьте, что вы захотели сходить на представление в цирк, на концерт или на
интересную беседу в библиотеку.
—
Как вам узнать, когда они состоятся? (Ответы детей).
—
А когда еще объявления помогают людям общаться, получать информацию?
-Как
вы думаете, есть ли правила для написания объявлений?
-Хотите
точно узнать ответ на этот вопрос?
-Задания
нашего сегодняшнего урока помогут найти ответы.
-Тема
нашего урока «Написание объявлений».
IV. Работа
по теме урока.
1.
Работа по учебнику.
Упр.
212 с. 139.
—
Прочитайте объявление.
—
Ответьте на вопросы.
—
Для кого написано объявление? (Объявление написано для нас, учащихся второго
класса).
—
О чём это объявление? (Объявление о том, что будет спектакль кукольного
театра).
—
Точно ли указаны в объявлении время и место спектакля? (Указано число,
месяц, время и место).
—
Кто написал объявление? (Объявление написали артисты театра).
—
Сформулируйте основные правила написания объявлений в виде вопросов.
(1.
Для кого… (Указать, кому предназначено объявление).
2.
Что… (Указать
тему).
3.
Когда…(Точно
указать дату, время, место).
4.
Кто… (Указать,
кто составил объявление).
-Сделайте
вывод, что такое объявление. (Объявление – это краткое сообщение о том, что,
где, когда произошло или будет происходить. Сведения в нём должны быть полными
и точными, без лишних деталей).
2. Работа с отрывком из рассказа Н.Н. Носова «Дружок»
— Послушайте
отрывок из рассказа Н.Н. Носова «Дружок».
Поезд подходил к городу. Пассажиры зашумели, стали брать свои
вещи и толпиться у выхода. Мы тоже схватили чемодан и рюкзак и стали пролезать
на площадку. Поезд остановился. Мы вылезли из вагона и пошли домой. В чемодане
было тихо.
– Смотри, – сказал Мишка, – когда не надо, так
он молчит, а когда надо было молчать, он всю дорогу скулил.
– Надо посмотреть – может, он там задохнулся? –
говорю я.
Мишка поставил чемодан на землю, открыл его… и
мы остолбенели: Дружка в чемодане не было! Вместо него лежали какие то книжки,
тетради, полотенце, мыло, очки в роговой оправе, вязальные спицы.
На другой день Мишка приходит ко мне и говорит:
– Знаешь, теперь выходит – я вор!
– Почему?
– Ну, я ведь чужой чемодан взял.
– Ты ведь по ошибке.
– Вор тоже может сказать, что он по ошибке.
– Тебе ведь никто не говорит, что ты вор.
– Не говорит, а всё таки совестно. Может быть,
тому человеку этот чемодан нужен. Я должен вернуть.
– Да как же ты найдёшь этого человека? …
-Как вы думаете, что сделает герой рассказа? (Предположения детей).
– А я напишу записки, что нашёл чемодан, и
расклею по всему городу. Хозяин увидит записку и придёт за своим чемоданом.
Нарезали мы бумаги и стали писать:
«Мы нашли чемодан в вагоне. Получить у Миши
Козлова. Песчаная улица, № 8, кв. 3».
Написали и этих записок штук двадцать и пошли их
по городу расклеивать. Клеили на всех углах, на фонарных столбах…
Когда мы вернулись домой, в дверь позвонили. Вошла незнакомая
тётенька. Попросила вернуть чемодан, но оказалось, что это не тот чемодан.
-Почему так получилось? (Мальчики не уточнили
особенности чемодана).
—
По этому поводу тётенька дала мальчикам такой совет…Как вы думаете, какой? (Она
посоветовала убрать чемодан подальше, а тот, кто будет его спрашивать, пусть
назовёт как он выглядит и что в нём находится. А то разные бывают люди, могут
забрать чужой чемодан, сказав, что это их вещь).
—
Как по другому мы назовём эти записки?
-Приходилось
ли вам писать такие объявления ? (Из опыта детей).
V.
Физкультминутка
Мы писали, мы читали,
Наши пальчики, глазки устали
Мы немного отдохнём
И работу интересную начнём.
VI. Продолжение работы по теме урока.
— А работа,
действительно, интересная. Мы сегодня будем учиться писать объявления.
-Давайте, ещё раз назовём основные части
объявления.
—
Соблюдая эти правила, составьте объявление. Тему объявления и его
содержание выберите сами.
Проводится
конкурс на лучшее объявление. Составленные учащимися объявления
заслушиваются
и оцениваются, комментируются неточности.
—Поможет ли
объявление получить точную информацию?
-Легко
ли его будет читать?
Резервное задание.
Словарный
диктант с комментированием.
Слова
для работы: Грустный, лесной, вьюга, тропинка, водичка, класс,
рукав, зеленый, местный, опасный, чаща, житель, часто, чудный, очки, огурец,
капуста, каток, коньки, перрон, пассажир.
VII. Рефлексия
— Помогите Ване правильно написать слова с
пропущенными буквами. Объясните орфограммы, выделяя их на письме.
От первого м..роза с..ёжились л…сточ…ки. Луч м…лодого дня проник в
ущел..е.
Фронтальная проверка с комментированием.
Самооценка
«J»
— я собой доволен, все сделал правильно.
«K»-
я выполнил задание, но допустил ошибки.
VIII
. Итог урока.
— Чем сегодня для
вас был полезен урок?
IX.
Домашнее задание.
Творческая работа. Придумать объявление,
оформить его красочно на листочке.
Склонение существительного «объятие»
/>Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: одноколейка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «объятие»
Синонимы к слову «объятие»
Предложения со словом «объятие»
- А потому хорошего мастера тайных боевых искусств с распростёртыми объятиями примет любая корона.
Цитаты из русской классики со словом «объятие»
- Глухонемая бросилась к девушке и принялась ее душить в своих могучих объятиях, покрывая безумными поцелуями и слезами ее лицо, шею, руки.
Сочетаемость слова «объятие»
Каким бывает «объятие»
Значение слова «объятие»
ОБЪЯ́ТИЕ , -я, ср. Движение или положение рук, охватывающих кого-л. для ласки. Броситься в объятия. Заключить в объятия. (Малый академический словарь, МАС)
Афоризмы русских писателей со словом «объятие»
- Шире, грудь, распахнись для принятия,
Чувств весенних — минутных гостей!
Ты раскрой мне, природа, объятия,
Чтоб я слился с красою твоей!
Ты, высокое небо, далекое,
Беспредельный простор голубой!
Ты, земное поле широкое!
Только к вам я стремлюся душой!
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «объятие»
ОБЪЯ́ТИЕ , -я, ср. Движение или положение рук, охватывающих кого-л. для ласки. Броситься в объятия. Заключить в объятия.
Предложения со словом «объятие»
А потому хорошего мастера тайных боевых искусств с распростёртыми объятиями примет любая корона.
– Для тебя очень важно, каким именно будет наше брачное ложе? – шёпотом, на ушко, спросила она, уже оказавшись в крепких объятиях мужчины.
Согласно преданию, царь незаметно подошёл на лодке к беседке и обнаружил любовников в объятиях друг друга.
объятие
Крепкие, жаркие, горячие объятия. Родственные, дружеские, супружеские объятия. Сжать кого-либо в объятиях. Освободиться от чьих-либо объятий. Раскинуть руки для объятий. Разжать, разомкнуть объятия. | Мальчик бросился в объятия матери. | Жених заключил невесту в объятия. | Я сделал слабую попытку вырваться из его объятий.
В семье друга меня приняли с распростёртыми объятиями.
В этом бою немногим солдатам удалось вырваться из объятий смерти.
Девушка чуть не задохнулась в медвежьих объятиях этого огромного неуклюжего человека.
Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .
Полезное
Смотреть что такое «объятие» в других словарях:
объятие — лежать в объятиях Морфея. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. объятие сущ. • охват Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 Информатик. 2012 … Словарь синонимов
ОБЪЯТИЕ — ОБЪЯТИЕ, объять и пр. см. обнимать. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
ОБЪЯТИЕ — ОБЪЯТИЕ, объятия, чаще мн., ср. (книжн.). Движение или положение рук, охватывающих кого нибудь для ласки. «Я вскрикнула и упала без чувств в его объятия…» Пушкин. Поспелов!… «Адуев!… воскликнули они враз, тиская друг друга в объятиях.» Гончаров.… … Толковый словарь Ушакова
ОБЪЯТИЕ — ОБЪЯТИЕ, я, ср. Движение или положение рук, охватывающих кого н. для ласки, выражения дружеских чувств. Дружеские, жаркие, крепкие объятия. Заключить кого н. в объятия. Раскрыть объятия. Принять, встретить с распростёртыми объятиями (также перен … Толковый словарь Ожегова
Объятие — Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление. Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (25 мая 2011) … Википедия
объятие — • жаркое объятие … Словарь русской идиоматики
объятие — и >Объятье>, я, ср Выражение дружеских чувств движением или положением рук, охватывающих кого л. для ласки. Матушка, Аграфена Ивановна! начал он [Евсей] умоляющим голосом, обняв ее… Она отвечала на объятие локтем в грудь (Гонч.) … Толковый словарь русских существительных
Объятие — ср. см. объятия Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
объятие — объятие, объятия, объятия, объятий, объятию, объятиям, объятие, объятия, объятием, объятиями, объятии, объятиях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
ОБЪЯТИЕ — Объятия Морфея. Книжн. поэт.; Разг. Ирон. Сон. БМС 1998, 414; Мокиенко 1989, 156. С распростёртыми объятиями. Разг. Приветливо, радушно. ФСРЯ, 293. Быть в объятиях Морфея. Книжн. поэт.; Разг. Ирон. Спать. /em> В греческой мифологии Морфей… … Большой словарь русских поговорок
Как правильно пишется: обЪятия или обЬятия?
Как правильно писать: объятие или обьятие ? С мягким или с твердым знаком ?
В данном существительном следует использовать написание твёрдого знака: объятия во множественном числе и объятие в единственном. По правилам русского языка после приставок, заканчивающихся на согласную перед гласными Я, Ю, Е, Ё пишется разделительный твёрдый знак. В нашем случае произошло объединение приставки и корня, однако правило осталось в силе.
Также Ъ пишется в словах предъюбилейный, подъём, подъехать.
Правильно писать с твердым знаком: объятие, объятия.
Разделительный ъ пишется только перед буквами я, ю, е, ё (в данном случае перед буквой я) после приставок (в том числе и после бывших приставок, которые в настоящее время слились с корнем — об+я), оканчивающихся на согласную (в нашем случае б)
Приведу примеры предложений.
Крепкие объятия лучшего друга придали сил и уверенности, что все наладится.
В объятиях удачи и счастья хочется находится вечно.
Нельзя объять необъятное.
В современном русском языке мы видим в существительном Объятия корень Объя-, который придает этому слову свой особенный лексический смысл.
А мы знаем, что разделительный твердый знак ставится только после приставки перед корнем. Однако в этом слове мы все-таки его ставим. Почему?
Оказывается, разделительный твердый знак может находится и в корне слова, но только если он оказался там исторически. В прошлом корнем данного слова была морфема Я, от глагола Ять и тогда логично, что после приставки ОБ и перед корнем Я ставился твердый знак — там ему было самое место.
Это написание сохранилось и в современном русском языке.
Добрый день. Чтобы делать выбор между мягким и твердым знаком, следует воспользоваться правилами русского языка. Проблемная буква находится на стыке приставки и корня, а по правилам русского языка, после согласной в приставке пишут тверды знак.
Правильный ответ: «объятия».
Пример. Твои объятия мне нравятся.
Правильно писать «объятия», то есть с твердым знаком в середине слова. Хотя сегодня в этом слове не выделяют приставку «об», а включают ее в состав корня, раньше так не было. Когда-то корнем в этом слове было «ят», поэтому, согласно правилам русского языка, между приставкой и корнем ставился разделительный твердый знак.
Правильно: объятия.
Твердый знак пишется на стыке приставки ОБ и корня ЯТ (это исторический корень ять/имать, который в современном языке встречается только в связанном виде).
Вот еще примеры слов с этим корнем: необъятный, объём, разъём, неотъемлемый, киносъёмка, подъём, неподъёмный.
Слово «утерянный» является страдательным причастием прошедшего времени и отвечает на вопрос «что сделанный?». Образованно от глагола «терять» приставочно-суффикса льным способом. В русском языке те причастия, которые образованны от глаголов совершенного вида, глаголов с приставкой или употребляются в контексте с зависимым словом в суффиксе будут иметь удвоенную «н».
Правильно: утерянный.
Пример предложения со словом «утерянный»: давно утерянный мною учебник нашелся.
Есть правило, состоящее из нескольких пунктов, нужно смотреть его и выбирать, к какому пункту правила относится предложение или сочетание слов.
- Слово без «не» существует — верующий.
- В предложении с союзом «а» пишется раздельно: Он не верующий, а атеист.
- С перечисленными в правиле словами: Он далеко не верующий — тоже раздельно.
- Нет перечисленных слов и противопоставления, пишем слитно: Фома неверующий.
- Также можно подобрать синоним (не верующий — атеист), поэтому «Фома неверующий» по двум правилам пишется слитно.
Слово «немедленно» является наречием, образованным от прилагательного «немедленный». Правила его написания (количество «Н») полностью соответствуют правилам написания наречия «медленно».
Как известно, в наречиях (оканчивающихся на «-о» и «-е») пишется столько «Н», сколько было в прилагательных, от которого эти наречия образованы.
Прилагательное «немедленный» (равно как «медленный») — пишется с двумя «-НН-». Его относят к исключению. Ведь слово «немедленный» образовано, в свою очередь, от глагола несовершенного вида «медлить».
Прилагательные, образованные от таких глаголов обычно пишутся с одним «-Н-». Но это слово «немедленный» – исключение из правил, каких, на самом деле, достаточно много. И его следует запомнить. Так же, как и наречие «немедленно». То есть, слово «немедленно» будем всегда писать с двумя «-НН-«.
Приведем примеры предложений с этим словом:
- Немедленно наведи порядок на своем столе.
- Чтобы не опоздать к назначенному времени, Ольга немедленно стала укладывать вещи в дорожную сумку.
Слово Пижон оказывается существительным мужского рода и второго склонения в котором выделим нулевое окончание: Пижон-Пижоном-Пижону.
Ударение в нем падает на второй слог: пижОн.
Корнем слова оказывается морфема ПИЖОН: Пижонство-Пижонистый-Пижонить.
Обратим внимание, что в этом корне имеется безударная гласная И и ударная гласная О, которая стоит после шипящей, а само слово можно ошибочно написать как пЕжЁн.
Проверить безударную гласную И в слове Пижон никак не получится иее написание в нем запоминаем. Проверить написание ударной О после Ш можно доказав отсутствие чередования Ё/Е в однокоренных словах — таких слов действительно нет.
Написание имени существительного «каморка» (уменьшительная форма от «камОра», если речь идёт о жилой комнате) нужно связать с его происхождением.
Например, смотрим этимологический словарь Н. Шанского:
Следовательно, слово «каморка» пишем с буквой «а» в безударном слоге корня по аналогии со словом «кАмера», т.к. они имеют общую этимологию.
«Объятия» или «обьятья»: как пишется слово?
Слово «объятия» часто употребляется в устной речи, но вот как его правильно написать – тот ещё вопрос для многих. Есть три предположительных варианта – «объятья», «объятия» или «обьятья». Какой же из них стоит выбрать? Давайте разберёмся вместе.
Как правильно?
Проблемный знак находится в корне слова. Есть незыблемое правило, что в корне не может быть твёрдого знака. Значит, исключаем этот вариант сразу? Нет, не стоит спешить.
На самом деле, как раз «объятия», через твердый знак, – единственный верный способ написания.
«Объятья» тоже допустимо, но это – скорее поэтическая, возвышенная форма. В обычной речи она используется крайне редко.
Почему же мы пишем через «ъ»? Причина этому – происхождение слова. Его «прародитель» – «объять». В нём «об» – приставка. Согласно правилам, между приставкой, что оканчивается согласной буквой, и корневой «я» следует ставить твёрдый знак. Со временем морфемное строение этого слова трансформировалось, и «об» вместе с «ъ» стали корнем. Тем не менее, старое правило тут главенствует, и именно поэтому надо писать «объятия».
Морфемный разбор
«Объя», как мы только что сказали, – корень слова. Суффикс – «ти» или «ть». Окончание – «я». Основа слова – «объять».
Примеры предложений
Приведём несколько наглядных образцов для закрепления верного написания:
- Не секрет, что объятия существенно улучшают настроение.
- Он заключил её в свои тёплые объятья, и все тягости прошедшего дня перестали существовать.
- Вы такая злая: наверное, не хватает тепла и объятий.
- О, разве могу я забыть те невероятные объятья?
Ошибочное написание
Любой вариант написания, кроме «объятия», будет заведомо неправильным. «Обьятия», «обьятья», «обьятя»: всё это – ошибки.
Вывод
Слово «объятия» можно писать исключительно с твёрдым знаком.
Форма «объятья» тоже существует, но она используется очень редко, в основном в поэзии. Все другие способы написания ошибочны.