Рассказ со словами аист осины сосны осока кусты для первого класса

Ярусы леса экология, лес и почва для леса характерно ярусное расположение древесных растений. во взрослом лесу основной полог леса

Ярусы леса | Экология, лес и почва

Для леса характерно ярусное расположение древесных растений. Во взрослом лесу основной полог леса образует древостой. В нем могут быть 2 — 3 яруса, отличающихся друг от друга по высоте. I ярус, самый верхний, составляют древесные породы-лесообразователи — главные породы (дуб, ель, сосна, береза и другие). II и III ярусы образуют древесные породы — спутники главных пород, их называют сопутствующими породами (липа, клен, вяз и другие). Их густота обычно значительно меньше I яруса. Иногда II ярус бывает представлен главными породами, но другого возрастного поколения, чем в I ярусе. Подчиненные ярусы в древостое выделяют, если разница их средних высот превышает 20% , а запас древесины составляет не менее 20% запаса основного яруса.

Под основным пологом леса размещается подлесок, состоящий из кустарников. Некоторые кустарники могут образовать самостоятельные заросли (терн, лох, ивы).img16


Подлесок в зависимости от степени сомкнутости древостоя бывает редким или густым.

Важным структурным элементом леса является подрост — молодое поколение древесных растений, возникшее из проросших опавших семян. Особенно большую хозяйственную ценность представляет подрост главных древесных пород. Достаточное его количество может обеспечить возобновление леса при вырубке старого. Подрост под сомкнутым пологом леса живет сравнительно недолго (5 — 7 лет), дольше он выживает лишь в так называемых окнах, т. е. в местах, где сомкнутость верхнего полога нарушена и в просвет проникает к поверхности почвы достаточное количество света. Отмирающий подрост пополняется новым при очередном плодоношении древесных пород. Подрост находится в одном ярусе с подлеском.

Следующим ярусом леса является живой напочвенный покров состоящий из травянистых лесных растений, мхов, лишайников, грибов. Его состояние имеет большое значение в появлении и жизни подроста.img4

На поверхности земли в лесу образуется лесная подстилка, состоящая из опавших листьев, хвои, веточек, коры, цветков, плодов и других остатков растений и животных. Здесь находится мелкая фауна и большое количество микробов. При разложении лесной подстилки микроорганизмами почва обогащается гумусом и элементами минеральной пищи растений. Нижний слой лесной подстилки постепенно переходит в верхний горизонт почвы.

В расположении корней древесных растений также наблюдается ярусность. Корни главных древесных пород хотя и проникают на значительную глубину (5—б м), но все же основная их масса (90%) сосредоточена в верхнем (50—60 см) слое почвы.

Совокупность всех ярусов леса при некоторой их однородности на каком-либо участке земли называется


лесным насаждением. Понятия «лесное насаждение» (будь то естественный или искусственный лес) и «однородный участок леса» равноценны.img3

Урок «Лес. Ярусность леса.»

Тема факультативного занятия: Лес. Ярусность леса.

Название факультатива «Дикая природа Беларуси»

Автор:

Сащеко Лилия Ивановна,

учитель биологии,

высшей квалификационной категории

ГУО «Вязьевская средняя школа»

Осиповичский район,

Могилёвская область

АГ.ВЯЗЬЕ, 2020

Факультативное занятие по биологии по программе факультативного курса «Дикая природа Беларуси»», рекомендованного Министерством образования Республики Беларусь.


Класс:
7 класс

Количество учеников: 6

Тема факультативного занятия: «Лес. Ярусность леса. Виды растений Беларуси, образующие ярусы».

Цель факультативного занятия: расширить представление учащихся о наземной экосистеме «лес», ярусном распределении растений;

познакомить учащихся с видами растений Беларуси образующими ярусы леса;

создать условия для активной познавательной деятельности учащихся по освоению темы и использованию полученных знаний в практической деятельности.

Цель факультативного занятия: познакомить учащихся с природным сообществом — лес; ярусностью леса; с видами растений Беларуси образующими ярусы леса.

Задачи личностного развития учащихся


: на основе актуализации известного материала и выполнения учебных задач способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, структурировать информацию, делать выводы;

способствовать развитию умений учащихся работать со справочной литературой и ресурсами интернета;

привлекать личный опыт в ходе обсуждения проблемы;

высказывать и аргументировать собственное мнение, делать выводы и обобщения;

содействовать развитию коммуникативных умений, навыков взаимодействия необходимые для работы в паре, группе;

создать условия для развития экологической культуры и формирования информационной компетенции учащихся.

Прогнозируемый результат факультативного занятия: планируется, что в конце урока учащиеся успешно ответят на контрольные вопросы?

Тип занятия: комбинированное.img7

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Используемые технологические подходы и приемы обучения: интерактивное обучение.

Оборудование: рабочие тетради, мультимедийный проектор, презентация, экологические знаки, биологическое лото, физическая карта Беларуси, магнитная доска.

Ход занятия

I этап. Организационный

Цель этапа (планируемый результат): психологическая готовность класса к уроку, организация внимания всех учащихся.

Педагогическая задача: организовать и подготовить учащихся к работе.

На доске два плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево яблоня, второе – лимонное. Перед занятием ученикам раздаются вырезанные из бумаги яблоки и лимоны. Учитель предлагает учащимся решить для себя, что они ожидают (хотели бы получить) от занятия и чего опасаются.img3

Ожиданий и опасений может быть несколько. Свои ожидания ученики записывают на яблоках, а опасения – на лимонах, затем при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям деревьев.

В начале урока учитель зачитывает ожидания и опасения детей и говорит, что в конце занятия мы еще раз обратимся к записям на деревьях и посмотрим, изменятся ли наши ожидания и опасения (приложение 1).

П этап. Ориентировочно-мотивационный

Цель этапа: обеспечить психологическую готовность учащихся к уроку, актуализировать опорные знания учащихся, организовать с учащимися совместное целеполагание.

Прогнозируемый результат: психологическая и познавательная готовность учащихся к получению новых знаний, самоопределение на конечный результат урока.

Обеспечивает психологическую готовность к уроку, настраивает учащихся на сотрудничество через совместный выход на тему занятия после прослушивания фонограммы «Звуки леса»

Проводит работу по актуализации опорных знаний, используя приём ««Лото»

1.img8 3 Организует совместное целеполагание через использование метода «Подари цветок»

    1. Включаются в работу, настраиваются на сотрудничество и взаимодействие; слушают музыку и определяют тему занятия.

    1. Учащиеся отвечают на вопросы.

    1. Передают друг другу цветок и формулируют задачи своей деятельности на уроке.

  • Прием «Лото»


Учитель предлагает разноцветные карточки, на которых записаны вопросы по теме «Лес».

Вопросы:

  1. Продолжите предложение : Лес – это…

  2. Какие леса вы знаете?

  3. Чем леса отличаются?

  4. Назовите представителей лиственного леса?

  5. Назовите представителей хвойного леса?

  6. Назовите представителей смешанного леса?

По ходу ответов учеников на экране открываются квадратики того же цвета, что и карточки отвечающих.RYl6cvLbwWI Результатом работы становится тема урока «Лес».

  • Учитель предлагает учащимся обратить внимание на контрольное задание, которое будет выполнено ими в конце урока. Просит, опираясь на формулировку задания, определить задачи урока.

К концу занятия мы будем знать…, уметь…, успешно справимся…

Занятие позволит повторить …

Ш этап. Операционно-познавательный

Цель этапа (планируемый результат): правильность и осознанность основного содержания изучаемого учебного материала, познавательная активность учащихся.

Педагогическая задача: организовать целенаправленную познавательную деятельность учащихся, создать ситуацию взаимодействия.

— Что называется экосистемой?

— Что называется биоценозом?

— Что является главным структурным компонентом любого биоценоза?

— От чего зависит видовой состав биоценоза?

— Почему на территории Беларуси произрастают разные леса?

— Как расположены в лесу растения?


— Какие ярусы выделяют в лесу?

— В какой последовательности располагаются ярусы?

— Какой из факторов ведёт к формированию вертикальной пространственной структуры?

(Учитель организует работу в парах.img7 )

Учитель предлагает карточки разного цвета. Ученики находят свою пару по цвету, соотносят свое решение с решением одноклассника. Комментируют свои ответы. Сверяют свое решение с ответом на доске.

Задание на зеленой карточке: составьте характеристику надземной ярусности на примере лесного биоценоза.

Задание на красной карточке: составьте характеристику подземной ярусности на примере лесного биоценоза.

Организует работу в группах.

Учитель раздает номера 1, 2. Происходит деление детей на две группы.

На экране Учитель каждой группе раздает листочки, на которых нужно записать названия ярусов.

  1. группа: записать названия надземных ярусов;

  2. группа: записать названия подземных ярусов.

Афиширование результатов.img2

Ученики прикрепляют свои листочки с помощью скотча к стволу дерева на доске. Говорят, какие трудности возникли при выполнении задания. На экране учитель показывает слайд, на котором представлена вертикальная структура биоценоза (ярусность леса).

1) Ярусное расположение растений связано с неодинаковой освещённостью. Количество света уменьшается от яруса к ярусу. Много света получают деревья первого яруса и очень мало – мхи и лишайники.

2) Второе приспособление лесных растений к совместному обитанию – развитие в разные сроки. Весной в лесу можно наблюдать цветение одних видов растений и только самое начало развития других. Например: светолюбивое растение – подснежники. Они развиваются весной благодаря запасу питательных веществ и цветут, когда безлистные ветки деревьев и кустарников свободно пропускают к ним лучи солнца. В конце лета, наоборот, первые виды уже незаметны: их листья и стебли засохли, семена осыпались.hello html 8839d56 А вторые вступают в пору пышного цветения.

3) Опыление растений зависит от ярусного расположения в лесу. Деревья, кроны которых расположены над всеми другими растениями леса, опыляются ветрами. А большинство кустарников приспособилось к опыление насекомыми, так как под пологом леса ветра почти не бывает.

4) Приспособлением к жизни под деревьями при недостатке света является окраска лепестков травянистых растений. В тёмном хвойном лесу преобладает белая окраска венчиков, хорошо заметная насекомым-опылителям. А растение, цветущие до распускания листьев деревьев и кустарников или растущие на лесных полянах и опушках имеют цветки с ярко окрашенными лепестками.

Учитель делает вывод: Возникновение ярусности — результат длительного приспособления разных видов друг к другу и формирования межвидовых связей и взаимоотношений. Ярусность способствует значительному ослаблению конкуренции между видами за ресурсы и территорию.screen3 Благодаря этому увеличивается численность особей на единицу площади, более полно и рационально используются условия и ресурсы биоценоза.

На горе стоит лесок
(круговые движения руками)
Он не низок не высок
(сесть, встать, руки вверх)
Удивительная птица подает нам голосок
(глаза и руки вверх, потянуться)
По тропинке два туриста
Шли домой из далека
(ходьба на месте)
Говорят: «Такого свиста, мы не слышали пока»
(плечи поднять)

На отдельных листах бумаги первая группа выполняет первое задание, вторая – второе. После выполнения первая группа отдает свой листок для доработки второй группе, вторая – первой. Когда доработанный листочек возвращается к «хозяевам», каждая группа презентует свои исследования с учетом дополнений одноклассников.

Задание для 1 группы:

Расположить растения по ярусам. (приложение 2)

Задание для второй группы:

Расположить животных по ярусам (приложение 3)

I V этап.img9 Контрольно-коррекционный

Цель этапа (планируемый результат): выполнение теста, обнаружение своих ошибок, затруднений, коррекция их.

Педагогическая задача: установить осознанность усвоения нового материала, создать условия для взаимоконтроля, самокоррекции и самооценки знаний, умений и способов действий, стимулировать учащихся на самообразование

Учитель предлагает индивидуально выполнить тест (приложение 4) Он на экране и у вас на карточках. Правильные утверждения отметьте знаком «+», а не верные — знаком «-«.

Самостоятельно выполняют тест. Осуществляют самоконтроль и коррекцию пробелов в знаниях.

V этап. Рефлексия

Цель этапа (планируемый результат): осознание значимости учебной деятельности и ситуация успеха.

Педагогическая задача: создать условия для самооценки деятельности учащихся и осознания ими личностных смыслов в изучении темы.%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D1%8C%D1%8F1

Существительное-тема

2 прилагательных

3 глагола

Предложение-суждение

Существительное – суть

Пример синквейна.

Лес
завораживает,шумит ветвями
красивый ,чудесный,живой
как хорошо осенью в лесу .

2. Лес

Красивый, щёдрый

Кормит, защищает, дарит

Лес – наше богатство!

Берегите!

  • Учитель предлагает вернуться к фруктовому саду и посмотреть, сбылись ли ожидания. Если опасения не подтвердились, снять фрукты с деревьев.

VI. Итоги урока. Учитель заканчивает словами.

Коль суждено дышать нам воздухом одним,
Давай те же мы все навек объединимся.
Давай те наши души сохраним,
Тогда мы на земле и сами сохранимся!

(Н. Старшинов)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Приложение 2

Осина

Дуб

Клен

Черемуха

Ива

Калина

Крушина

Орешник

Шиповник

Жимолость

Черника

Брусника

Кислица

Мох

Лишайник на камне

Приложение 3

Жук-олень

Желудевый долгоносик

Дубовая листовертка

Зяблик

Щегол

Пищуха

Ястреб

Сокол

Красный коршун

Дрозд

Славка

Бурундук

Кабан

Касуля

Приложение 4

Тест

1.img6 Растения в лесу растут ярусами.

2. Животные делят ярусы между собой.

3. На деревьях обитают кроты и землеройки.

4. Грибы помогают расти деревьям.

5.Лось — хищник.

6.Под действием микроорганизмов и личинок насекомых лесная подстилка в лесу быстрее перегнивает.

7.Лесная подстилка долгие годы сохраняется в лесу.

8.В лесу необходимо сохранение экологического равновесия.

9. В первом ярусе растут самых светолюбивых деревьев и тенелюбивые растения.

10. Во втором ярусе растут: дуб, липа, береза, клен, осина, сосна, ель.

11. Второй ярус занимают низкорослые деревья – рябина, черемуха, ива.

12. Малина, калина, крушина, орешник, шиповник, жимолость — растут в 4 ярусе.

13. Четвертый ярус – ярус кустарничков – черника, брусника – и трав, таких как ландыш, кислица.

14. Пятый ярус — это мох и лишайник.

15. Верхний ярус лесного дома занимают насекомые, которые питаются листьями и почками деревьев.

16.nH6FmLM7ikw В кронах второго яруса и на кустарниках кормятся дрозды, славки, синицы, снегири.

17. В лесной подстилке можно увидеть червей, улиток, клещей, насекомых, ими питаются пауки, хищные жуки – жужелицы.

18. В почве живут черви, кроты, землеройки.

Презентация по окружающему миру»Этажи-ярусы леса»

Скрыть

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд
Описание слайда:

ЛЕС И ЕГО ОБИТАТЕЛИ

2 слайд
Описание слайда:
3 слайд
Описание слайда:

Если в лесу растут ели или другие хвойные деревья- это хвойные леса

4 слайд
Описание слайда:

Лиственный лес В лесу больше всего берёз, то это- лиственный лес, который ещё называют березняком

5 слайд
Описание слайда:

В смешанном лесу растут хвойные и лиственные деревья.img8

6 слайд
Описание слайда:

Лес — часть поверхности Земного шара, покрытая древесными растениями. 

7 слайд
Описание слайда:

Лес состоит из нескольких «этажей» (ярусов) Верхний «этаж» занимают деревья; Средний «этаж» занимают кустарники; На нижнем «этаже» «живут» травы и грибы. Лес –многоэтажный зелёный дом.

8 слайд
Описание слайда:
9 слайд
Описание слайда:

Верхний ярус – высокие деревья – светолюбивые.img18 Дуб, липа, берёза, клён, осина, сосна, ель. Дуб Липа

10 слайд
Описание слайда:

Клен Берёза

11 слайд
Описание слайда:

Ниже – низкорослые деревья – теневыносливые. Ива, рябина, черёмуха. Ива Рябина

12 слайд
Описание слайда:

Третий ярус – кустарники. Малина, калина, жимолость, орешник, шиповник, крушина.

13 слайд
Описание слайда:

Шиповник

14 слайд
Описание слайда:

Ниже кустарников – кустарнички черники, брусники и травы – ландыш, кислица.203748389 5907dbb6e55ae2f921d90a899dc0874a 800

15 слайд
Описание слайда:

Брусника

16 слайд
Описание слайда:

Ландыш

17 слайд
Описание слайда:

Самый нижний ярус — мхи и лишайники. Сфагнум Лишайники Лишайники, специализированная группа грибов, находящихся в постоянном сожительстве с водорослями; некоторые ботаники рассматривают их, как самостоятельную группу низших растений. Моховидные, или Мхи, или Настоящие мхи, или Бриофиты — отдел высших растений.

18 слайд
Описание слайда:

Животные леса: верхний ярус

19 слайд
Описание слайда:

Животные леса: средний ярус

20 слайд
Описание слайда:

Животные леса: нижний ярус

21 слайд
Описание слайда:

Животные леса: лесная подстилка и почва

22 слайд
Описание слайда:

Домашнее задание 1)Прочитать рассказ в хрестоматии «Кто в лесу живёт на дереве, а кто – под деревом?» (стр.img17 91) Ответить на вопросы. 2) Подготовить с помощью дополнительной литературы сообщения о животных леса. Оно должно быть интересным, содержать малоизвестные одноклассникам сведения. Обязательно надо рассказать, чем питаются животные, какие у них враги. 3) Желающие могут написать или нарисовать правила поведения в лесу.

23 слайд
Описание слайда:

Закончите предложения «Раньше я не знал, а теперь знаю, что…» «Я работал на уроке с … настроением, потому что …» «Я …доволен собой, потому что …» «Я хочу похвалить…»

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию:
Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп.img2 образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс:
Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник:
Все учебники

Выберите тему:
Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:
ДБ-436698

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:


Оставьте свой комментарий

Урок 3: Лес и его обитатели

План урока:

Что такое лес

Виды лесов

На какие ярусы делится лес

Флора лесов

Фауна лесов

Климат леса

Связь человека и леса

Что такое лес

Для человека, лес – это определенная территория, на которой растет множество деревьев, кустарников и трав.img16 Кроме этого там обитают птицы, насекомые и животные.

Научное определение леса говорит, что это отдельная экосистема, без которой жизнь на Земном шаре практически бы не существовала. Невозможно оценить роль лесных насаждений в жизни человека. Ведь именно они насыщают планету кислородом, препятствуют смыву почвы и образованию оврагов, задерживают горные потоки и паводки, уменьшают пылевые бури.

Леса около городов служат мощнейшими фильтрами, очищая атмосферу от вредных накоплений. И при этом остаются самым чистым местом для отдыха и прогулок людей. Внутри лесных насаждений созданы идеальные условия для роста грибов, ягод, лекарственных растений. Для птиц и животных они являются не только местом обитания, но и источником питания. Красоты и живописные виды осеннего леса вдохновили многих художников и писателей на создание настоящих шедевров (картин и произведений).

На индивидуальных занятиях репетитор выстраивает учебный процесс в соответствии с характером, интересами и особенностями ученика

выбрать учителя

Виды лесов

Прежде чем изучать лесную флору и фауну, нужно разобраться, какие виды лесов существуют в природе.img15 Их классификация зависит от географического положения:

  • хвойные или северные леса;
  • смешанные леса;
  • лиственные леса.

Схема видов леса

В «Лесном кодексе Российской федерации» указаны виды использования лесов. Исходя из статьи 25, разрешается заготовка древесины и живицы, сбор лекарственных трав и пищевых лесных ресурсов, ведение сельского хозяйства, осуществление рекреационной и научно-исследовательской деятельности, выращивание растений.

Северные леса

От самых западных границ Российской Федерации до Верхоянского хребта расположилась зона хвойных лесов или тайга. Она занимают не менее 70% всех лесных массивов страны. Здесь всегда низкие температуры и повышенная влажность воздуха. Основу хвойного леса составляют ель, сосна, пихта и лиственница. Почва здесь находится большую часть времени в промерзшем состоянии. Отсутствие жидкой воды не дает возможность циркулировать сокам по растениям. Следовательно, листва имеет вид иголок, пропитанных смолистыми веществами.img14 Они защищают от сильных морозов и высыхания. Лиственница – это единственное дерево хвойных лесов, которое сбрасывает иголки.

Для российской суровой зимы характерны смешанные типы лесов, состоящие из светлохвойных и темнохвойных пород. Холодный климат хорошо подходит для вечнозеленых деревьев. Только с наступлением благоприятных погодных условий у них может начаться фотосинтез. Еще одна отличительная особенность тайги – практически полное отсутствие подлеска.

Источник

Смешанные леса

После тайги начинается зона смешанных лесов. Уже само название говорит, что для нее характерны и лиственные, и хвойные породы, причем других пород должно быть не менее 5%. Климатические условия характеризуются теплым летом и не морозной зимой, продолжительностью 3,5-4 месяца. Стремительные реки обеспечивают леса влагой, а осадочные породы служат хорошими условиями для формирования озер и болот.

В отличие от хвойных, смешанные леса занимают незначительные площади.img8 На юге они плавно переходят в широколиственные, где нет ни одного хвойного вида. Северная грань смешанных лесов России проходит по Санкт-Петербургу. Такие леса растут в Скандинавии, Канаде, США, в центре и на востоке Европы.

Лучшие условия для смешанных лесов создаются в умеренном континентальном климате. Они растут в долинах рек, где нет ледяного ветра. Опавшая листва в сочетании с умеренной влажностью насыщает почву смешанных лесов перегноем. Есть четко выраженные ярусы.

Источник

Лиственные леса

Вся древесная растительность зоны лиственных лесов обладает широкими и плоскими листовыми пластинами, главная функция которых – фотосинтез. Лесные массивы распространены в умеренном климате Северного полушария. Здесь есть четкая смена времен года – зима, весна, лето, осень. С приходом холодов деревья и кустарники лиственных лесов сбрасывают листву, деревья становятся «голыми».

Самые распространенные породы – осина, яблоня, ива, клен, дуб. В России много берез, они растут около 150 лет и при этом неприхотливы к условиям.img4 Леса имеют четко выраженные ярусы – деревья разной высоты, кустарники, травы. Причем разновидностей последних в несколько раз больше, чем самих деревьев.

Лиственные леса делятся на:

  1. Широколиственные – растут во влажном и умеренно-влажном климатическом поясе. Для таких лесов очень важно равномерно распределять температуру на протяжении всего года.
  2. Мелколиственные – самый светлый лиственный лес России. Его мелкие продолговатые листья не препятствуют прохождению солнечного света. Представлены массивы на Дальнем Востоке и Западе Сибири. Их почвы плодоносней, а разнообразие растительности шире. Мелколиственные породы неприхотливы, они растут и в местах лесных пожаров, и в зоне промышленной вырубки.

Источник

На какие ярусы делится лес

Для лесной растительности характерна ярусность. Ярусы леса считаются сверху вниз, на каждом из них обитают свои виды флоры и фауны:

  1. 1-й (верхний) ярус леса занят самыми высокорослыми породами — дубом, елью, сосной.image184
  2. 2-й ярус — здесь уже встречаются более низкорослые деревья – ольха, осина, ива.
  3. 3-й ярус – кустарники. Здесь растут калина, малина, шиповник. Благодаря своим размерам они всегда находятся под основными деревьями, поэтому ярус часто именуют подлеском.
  4. 4-й ярус – травы. Как правило, они тенелюбивые и имеют широкие листья.
  5. 5-й (самый нижний) ярус леса получает минимальное количество света. Здесь растут мхи и лишайники. Они способны впитывать и удерживать влагу, создавая комфортные условия для других растений.

В зависимости от вида ярусы растений в лесу могут отличаться. Например, для еловых массивов характерно наличие 2 или 3 ярусов. Первый формируют непосредственно ели, второй – травы, третий – мхи. Другие деревья и кустарники здесь не растут. Иногда в еловом лесу нет даже травяного покрова.

Максимальное количество света получают растения верхнего яруса леса. Они сцепляются между собой кронами и формируют полог.yarusnost v lesu Каждому последующему яруса солнца достается все меньше и меньше. Растения приспособились выживать в созданных условиях. Широкие листья трав позволяют удерживать большее количество влаги. Если их высадить на открытое пространство, то они просто погибнут от обильного солнечного света.

Флора лесов

Основные растения леса – это, конечно же, деревья. В тайге растут хвойные породы. Это ель, сосна, пихта, лиственница.

Самая интересная растительность представлена в зоне смешанных лесов. Деревья лиственных и хвойных пород образуют симбиоз. Здесь растут ели, сосны, дубы, тополя, ивы, березы, каштаны, кедры, липы, клены, буки, грабы.

Источник

Из кустарников стоит выделить лещину, можжевельник, черемуху, рябину, боярышник, калину.

А в самом нижнем ярусе — тенелюбивые травянистые насаждения, грибы, мхи. Некоторые растения смешанных лесов осенью сбрасывают листья.

Южнее лес полностью становится широколиственным, и никаких хвойных пород в нем не встречается.slide4 l Здесь растет дуб, ольха, липа, дикая яблоня, каштан. Особое внимание стоит уделить травам, часть из них обладает целебными свойствами. В лесу растут душица, хвощ, недотрога, калужница, иван-чай, иван-да-марья, купальница.

Учитель имеет ключевое значение в процессе обучения, он хорошо знает свой предмет и сможет доступным языком объяснить даже самую сложную тему

подобрать репетитора

Фауна лесов

Все животные леса являются составляющей частью единого природного комплекса. Каждый компонент этого комплекса занимает свое место и выполняет возложенные на него функции. Именно в лесу живет около половины всех существующих диких животных планеты. Многие из них привязаны к вертикальным ярусам или определенной лесной растительности. Разновидность и численность животных зоны леса напрямую зависит от качества и количества растительности.

Самая богатая фауна представлена в зоне влажных тропических лесов. Травоядные животные обитают в кронах деревьев.img9 Кроме этого по деревьям научились лазить и хищники. Здесь живут приматы, ленивцы, дикобразы, хамелеоны, игуаны. В тропиках огромное количество птиц и насекомых. По мере удаления от экватора разнообразие видов заметно уменьшается.

Основные животные смешанных лесов – лисица, белка, заяц, бобр, волк, куница, кабан, крот, медведь, олень, лось, косуля. Тайга славится росомахой, соболем, кабаргой, зайцем-беляком.

Источник

Растения и животные леса тесно взаимосвязаны между собой. Растения являются источником пищи и ночлега, а животные – способствуют их размножению.

Связь между обитателями леса

Все группы обитателей леса тесно взаимосвязаны между собой:

  1. Пищевые цепочки – часть животных являются хищниками, часть их добычей. Но каким бы сильным и смелым не был зверь, он все равно рано или поздно умрет и станет пищей для микроорганизмов и насекомых.
  2. Деревья, травы и кустарники — природное укрытие от врага и непогоды. Также они составляют основу рациона в жизни лесных обитателей.ec32KyIOi28
  3. Животные выполняют транспортную функцию, они переносят семена, плоды растений и расширяют ареал их произрастания.
  4. Мелкие грызуны, насекомые роют норки и лабиринты в земле, что приводит к кислородному обогащению грунта.
  5. Бактерии и грибы принимают участие в разложении растительных и животных останков. Они перерабатывают их в минеральные удобрения, которые просто необходимы для питания растений.

Климат леса

Зона лесов занимает большую территорию на Земном шаре. Ее размеры существенно различаются даже в пределах одного государства. Поэтому рассказывать о климате леса обобщенно будет не правильно.

С точки зрения климатических условий выделяют две зоны лесов:

  • тайга;
  • смешанные и лиственные леса.

Зона тайги расположена в умеренном и субарктическом климатическом поясе. Соответственно, климат хвойных лесов будет существенно отличаться погодными условиями. Арктический воздух влияет на температурные показатели. В Западной Европе зимой могут идти дожди, а заморозки носят редкий характер. В то время как в России столбики термометра опускаются до -45 градусов.

Тайга Севера России в несколько раз теплее, чем Арктика. Среднегодовая температура там никогда не опускается ниже -10. На скандинавскую тайгу положительно влияет течение Гольфстрим. Средняя температура зимы здесь 0…-4. Заметно холоднее будет в Финляндии и Швеции.

Источник

Все хвойные леса отличаются повышенной влажностью. За счет низких температур испарение в них минимально, как результат — наличие болотистых участков. Для сибирской и канадской тайги характерна многолетняя мерзлота.

В Северном полушарии, на границе с тайгой, расположена зона смешанных и широколиственных лесов, климат которых имеет определенные отличия. Умеренно-континентальный климатический пояс характеризуется прохладной зимой и теплым летом. В зимние месяцы столбик термометра часто опускается ниже -10 градусов. За год выпадает 700 мм осадков.img0 Испарение слабое, поэтому в лесах влажность за пределами нормы, что приводит к образованию болот.

Чем дальше на юг, тем меньше хвойных деревьев остается в лесном массиве. На смену приходят широколиственные породы. Климат широколиственных лесов также характеризуется повышенной влажностью, однако осадки равномерно распределяются в течение всего года. Летом температура поднимается до +24, а зимой никогда не опускается ниже -8. Такие условия способствуют быстрому разложению опавшей листвы, что сказывается на высокой плодородности почвы.

Источник

Наши репетиторы стремятся создать эмоционально безопасную атмосферу, чтобы ученик чувствовал себя комфортно и смог проявить свои способности и таланты

Перейти

Связь человека и леса

В современном мире человек и лес тесно взаимосвязаны между собой. Но эта связь настолько тонкая, что люди перестали замечать, в чем именно она заключается, и какую пользу от лесных насаждений они получают.

Еще в Древней Руси лес в жизни человека играл важную роль, он сопровождал его от момента рождения и до самой смерти.img15 Из дерева строили дома, мастерили первую колыбель, вырезали игрушки. В лесу добывали еду, он давал сырье для одежды и обуви, сухую древесину использовали для обогрева жилья.

В хозяйственных целях значение леса для человека заключается в следующем:

  • строительные материалы;
  • источник пропитания;
  • регулятор природных процессов;
  • источник энергии;
  • сырьевая база.

Роль леса в жизни человека неоценима, так как этот природный ресурс используется практически во всех сферах производства. В давние времена люди, живущие в лесу или около него, собирали ягоды, грибы, охотились на диких животных. Они отлично разбирались в лекарственных травах и способны были излечиться благодаря им от многих заболеваний.

На сегодняшний день деятельность человека в лесу оставила неизгладимый отпечаток. Объем вырубленных деревьев значительно превышает объем их естественного восстановления. Постоянные лесные пожары, глобальное изменение климата, халатность человека ведут к значительному уменьшению площади лесов.img4 Если эти природные санитары погибнут полностью, то все живое на планете перестанет существовать.

Развитые страны стараются всеми силами сохранить природу лесов. Регулярные лесопосадки позволяют восстановить количество деревьев. Для естественного воспроизводства запрещается какая-либо хозяйственная деятельность на лесных территориях. Некоторые государства сумели сохранить участки первобытного леса, в жизнь которых никогда не вмешивался человек. Ярким примером является Германия и ее «урвальд», возраст определенных деревьев в нем составляет 400 лет.

Примеры фитоценозов и ярусность растений

Растения растут, чаще всего, не изолированно, а в определённых группах – фитоценозах.

Фитоценоз – это закономерное сочетание определённых видов растений. Самая характерная его черта – ярусность. Растительные группировки состоят из представителей различных видов растений, требующих разных условий существования. Благодаря этому в одной местности уживаются разнообразные растения.img15

.
Примеры фитоценозов:
наиболее характерными фитоценозами в средней полосе являются леса, луга, водоёмы, болота, степи.

Лес как фитоценоз. Ярусы.

Основные ярусы леса составляют деревья, кусты, травянистые растения, моховой ковёр и почва.

Ярус деревьев, их роль в биоценозах

Сосна – украшение леса. Сосны очень любят солнце и растут там, где много света, но к почве не очень требовательны. Могут расти на песке, в том числе вблизи моря, или на каменистой почве. Сосны приносят большую пользу природе, укрепляя корнями песчаные берега и склоны, подкармливая лесных жителей семенами из шишек. Особенно ими любят лакомиться белки и дятлы.

Ель европейская – выносливое дерево. Оно не боится морозов и даже при глубоко минусовой температуре продолжает фотосинтезировать и расти. Иглы ели – это своеобразные листья, которые держатся на дереве по 5-7 лет.d93307f64ea358f3f28f04396cc42c24 Эти деревья дают густую тень и защиту от ветра круглый год, выступая мощными эдификаторами. Шишки снабжают пищей птиц, таких как клесты. Люди используют древесину елей как строительный материал, как сырьё для производства бумаги. А ещё из неё изготавливают самые лучшие скрипки.

Дуб – могучее дерево с прочной древесиной, глубокими мощными корнями и густой кроной. Дубы затеняют почву, ослабляют движение воздуха и создают особые условия для жизни других обитателей леса. Его плоды служат пищей многим лесным животным. Древесина дуба – прочная и красивая, а потому из нее делают паркет и мебель, строят корабли. Молодой корой дуба лечат людей, животных, из желудей делают аналог кофе.

Берёза – как и другие деревья, она является в биоценозе продуцентом, в берёзовых рощах может быть эдификатором. Это светолюбивая порода, не слишком привередливая к грунту. Образует эндотрофную микоризу со многими грибами – боровиками, груздями, подберёзовиками, белыми трюфелями.slide 21

Клён остролистный – настоящее украшение наших лесов. Это высокое, стройное дерево с красивой гладкой корой, покрытой мелкими трещинками. Клёны – теневыносливые, в лесу они часто растут под другими деревьями и ещё больше усиливают тень для подлеска. Их семенами питаются птицы и мелкие грызуны.

Липа – ещё одно теневыносливое дерево и отличный медонос. Она кормит нектаром многие тысячи насекомых. Ароматные цветки липы можно высушить и заваривать как чай или для лечения.

Довольно обычными в лиственных лесах являются и другие породы – ясень обыкновенный, ива, ольха, граб. На полянах и опушках можно встретить рябину обыкновенную, плодами которой так любят лакомиться снегири, свиристель, дрозды.

Все деревья находятся в тесных связях с другими членами биоценоза. Они служат жилищами для птиц, зверей и насекомых, дают строительный материал для гнёзд и пищу для личинок, их плоды поедают птицы и млекопитающие, а на корнях живут разнообразные бактерии и грибницы.59ea1b6de6390d028aeb1da2a19b2b4b1e На древесных стволах часто можно увидеть мхи и лишайники.

Второй ярус леса

Второй ярус леса представлен разнообразными кустами. Довольно распространёнными являются лещина обыкновенная, калина, шиповник собачий, бересклет бородавчатый, барбарис обыкновенный, малина, ежевика, бузина чёрная и красная.

Густые заросли кустарника создают тёмный и влажный микроклимат для растений и животных. Птицы охотно прячут в них свои гнёзда. Листья и ягоды служат пищей насекомых и млекопитающих.

Третий ярус леса

К третьему ярусу лесных растений относятся травянистые растения.

В марте и апреле начинают цвести растения, которые называют эфемероидами, что в переводе означает “скоротечный”. Среди них – подснежник, пролеска, мать-и-мачеха, хохлатка, медуница, фиалка, первоцвет весенний, кандык, петров крест чешуйчатый, чина весенняя.

Июнь отмечается более массовым цветением травянистых растений: вероника дубравная, венерины (кукушкины) башмачки, грушанка, колокольчики, гвоздика, чистотел, зверобой и многие другие.img5

В июле количество цветущих растения растет. В это время можно увидеть такие растения как: пижма, таволга, лапчатка, очисток, мальва, иван-чай, тысячелистник, золототысячник, звездчатка ланцетолистная.

Четвёртый ярус лесного фитоценоза

Четвёртый ярус лесной растительности занимают мхи. Они предпочитают влажные места, но иногда забираются и на стволы деревьев. В наших лесах встречаются плевроциум, дикранум, кукушкин лен.

Пятый ярус леса

Пятый, почвенный ярус лесной растительности занимают корни деревьев, живущие на них грибы и бактерии.  К съедобным грибам относятся: белый гриб, маслёнок, лисичка, подберезовик, сыроежка, опята.Наиболее опасным ядовитым грибом является бледная поганка. В перегнивающих опавших листьях в большом количестве живут насекомые и их личинки, черви, клещи, тихоходки и простейшие.

Значение леса в жизни человека

Лес – бесценный дар природы. Значение его невозможно переоценить.ASE000000000836801 2 Леса влияют на климат, смягчая его и имея огромное водорегулирующее значение. Благодаря обилию растительности в лесу накапливается значительное количество влаги. Лес влияет на формирование почв. Насаждения защищают поля от суховеев, ветровой и водной эрозии почв. Воздух в лесах и поблизости лишён пыли, наполнен ароматами лесных растений, фитонцидами, которые восстанавливают силы человека и дарят ему здоровье.

В жизни человека лес играет первостепенную роль как чрезвычайно важный природный ресурс. Он даёт материалы для строительства, деревообрабатывающей и мебельной промышленности, поставляет сырье для бумажной, целлюлозной и химической промышленности. В лесах растет значительное количество растений со съедобными плодами. Это земляника, черника, брусника, клюква, малина, костяника, ежевика, черёмуха, лещина. У подножья деревьев можно найти грибы.

Различают хвойные, лиственные и смешанные леса. Хвойные леса состоят из таких пород, как сосна, ель, пихта. Лиственные леса состоят из дуба, граба, березы, ясеня, клена, липы.f5bf7281d19a25391736433cf3514551 В смешанных лесах растут как хвойные, так и лиственные породы.

Ярусы леса — хвойного, елового, нижний, верхний

Жизнь растений леса имеет свои особенности. Деревья, формирующие лес, растут более или менее сближенно, оказывая влияние друг на друга и на всю остальную лесную растительность. Растения в лесу расположены ярусами, которые можно сравнить с этажами. Верхний, первый ярус представлен основными деревьями первой степени значимости (ель, сосна, дуб). Второй ярус сформирован деревьями второй величины (черемуха, рябина, яблоня). Третий ярус состоит из кустарников, например, шиповника, лещины, калины, бересклета. Четвертый ярус – это травянистый покров, а пятый – мхи и лишайники. Доступ света к растениям различных ярусов неодинаков. Кроны деревьев первого яруса лучше освещены. От верхних к нижним ярусам освещенность уменьшается, так как растения верхних ярусов задерживают долю солнечных лучей. Мхи и лишайники, занимающие пятый ярус, получают очень малое количество света.1f67082d a6e6 4416 a67b d6d3816b747e Это самые теневыносливые растения леса.

Разные леса имеют различное количество ярусов. К примеру, в темном еловом лесу различимы только два-три яруса. На первом ярусе расположены основные деревья (ели), на втором – небольшое число травянистых растений, а третий образован мхами. Другие древесные и кустарниковые растения не растут во втором ярусе елового леса, так как не выносят сильного затенения. Также не наблюдается в еловом лесу и травянистый покров.

Ярусное расположение характерно не только для надземных частей растений, но и для их подземных органов – корней. Высокие деревья имеют корни, глубоко проникающие в землю, тогда как корневая система деревьев второго яруса меньшей длины и образует условно второй ярус корней. Корни других растений леса еще более короткие и находятся в верхних пластах почвы. Таким образом, растения в лесу всасывают питательные вещества из разных слоев почвы.

Деревья первой величины (дуб, сосна, ель) смыкаются своими кронами и формируют полог леса, под который проникает небольшая доля солнечного света.screen6 Поэтому травянистые растения леса, как правило, теневыносливые и имеют широкие листовые пластинки. Многие из них не выдерживают воздействия прямых солнечных лучей и могут погибнуть на открытом пространстве. Особенностью трав широколиственного леса является цветение ранней весной, когда на деревьях еще нет листвы. С помощью широких листьев растения леса накапливают органические вещества при слабом освещении и откладывают их в подземных органах, к примеру, медуница – в корневищах. В мрачных еловых чащах цветы травянистых растений имеют венчики белого цвета, чтобы они были издалека видны насекомым-опылителям. Например, такие цветки у ландыша, грушанки, седмичника, сныти, майника. Но, несмотря на эти приспособления, цветки трав леса часто не опыляются и не образуют семян. Поэтому размножение многих травянистых растений осуществляется делением корневищ, например, у кислицы, ландыша, купены, седмичника, майника. Это объясняет размещение этих трав в лесу группами.

Лесная подстилка, покрывающая почву, состоит из опавших листьев или хвои, соответственно, в лиственных или хвойных лесах, а также из коры и сучьев деревьев, отмерших участков трав, мхов.slide 7 Рыхлая лесная подстилка влажная, что благоприятно для развития плесневых и шляпочных грибов. Грибницы различных грибов насквозь густо пронизывают подстилку, постепенно преобразуя органические вещества в перегной и минеральные соли для питания зеленых растений леса.

Лиственный лес умеренного пояса: Миссия: биомы

Температура

Средняя дневная температура колеблется от -30 ° C (-22 ° F) до 30 ° C (86 ° F) со среднегодовым значением 10 ° C (50 ° F). Для этого биома характерно жаркое лето и холодная зима.

Осадки

В среднем этот биом получает от 750 до 1500 миллиметров (от 30 до 59 дюймов) дождя в год.

Растительность

Широколиственные деревья (дубы, клены, буки), кустарники, многолетние травы и мхи

Расположение

Восточная часть США, Канада, Европа, Китай и Япония

Другое

Лиственные леса умеренного пояса наиболее примечательны тем, что они переживают четыре сезона: зима, весна, лето и осень. Листья меняют окраску (или стареют) осенью, опадают зимой и снова отрастают весной; это приспособление позволяет растениям пережить холодные зимы.

Пример: Мадрид, Испания

Месячная температура и осадки с 1970 по 2000 год

Месяц Среднее количество осадков за месяц (мм) Средняя месячная температура (° C)
Январь 41 6
Февраль 33 8
Март 25 10
Апрель 45 12
Май 52 16
июнь 25 21
июль 15 25
август 11 24
сентябрь 27 20
Октябрь 47 15
Ноябрь 55 10
декабрь 54 7
Сумма годовых осадков.pssgT0LDWg8 430

Скачать данные (csv)

Описание

Лиственные леса умеренного пояса расположены в средних широтах, что означает, что они находятся между полярными регионами и тропиками. Районы лиственных лесов подвержены воздействию теплых и холодных воздушных масс, поэтому здесь существует четыре сезона.Температура сильно меняется от сезона к сезону, с холодной зимой и жарким влажным летом. Средняя годовая температура составляет около 10 ° C. На территориях, где расположены лиственные леса, выпадает от 750 до 1500 мм осадков, которые распределяются довольно равномерно в течение года.

Во время осени деревья меняют цвет, а затем теряют листья. Это подготовка к зимнему сезону. Поскольку становится так холодно, деревья приспособились к зиме, перейдя в период покоя или сна.effa5e80c1652e7a0a0d157484aa8140 У них также есть толстая кора, чтобы защитить их от холода. Деревья цветут и растут весной и летом.

В лиственных лесах растет множество различных видов деревьев, кустарников и трав. Большинство деревьев — это широколиственные деревья, такие как дуб, клен, бук, гикори и каштан. Есть также несколько различных видов растений, таких как горный лавр, азалии и мхи, которые живут на тенистой лесной подстилке, куда проникает лишь небольшое количество солнечного света.

лес умеренного пояса | Растения, животные и факты

Лес умеренного пояса , тип растительности с более или менее сплошным пологом из широколиственных деревьев. Такие леса расположены между 25 ° и 50 ° широты в обоих полушариях. К полярным регионам они переходят в бореальные леса, в которых преобладают вечнозеленые хвойные породы, так что смешанные леса, содержащие как лиственные, так и хвойные деревья, занимают промежуточные области. Площадь около 10 миллионов квадратных километров (около 3.slide15 l 9 миллионов квадратных миль) площади суши Земли, леса умеренного пояса обычно делятся на две основные группы: лиственные и вечнозеленые.

Распространение лесов умеренного пояса

Распространение лесов умеренного пояса по всему миру.

Encyclopædia Britannica, Inc.

Лиственные леса встречаются в регионах Северного полушария с влажным теплым летом и морозной зимой, в основном в восточной части Северной Америки, Восточной Азии и Западной Европе. Напротив, вечнозеленые леса — за исключением бореальных лесов, которые покрыты северным лесом — обычно растут в районах с мягкой, почти безморозной зимой.Они делятся на две подкатегории — широколиственные леса и склерофилловые леса. (Склерофилозная растительность имеет маленькие, твердые, толстые листья.) Первые произрастают в регионах с стабильно высокими круглогодичными осадками; последние происходят в районах с более низким и более неустойчивым количеством осадков. В естественной растительности Новой Зеландии преобладают широколиственные леса; они широко представлены в Южной Америке, восточной Австралии, южном Китае, Корее и Японии; и они встречаются в менее развитой форме в небольших районах юго-востока Северной Америки и юга Африки.img4 Склерофилловые леса встречаются, в частности, в Австралии и в Средиземноморском регионе.

деревья лиственных и хвойных

Заметные структурные различия между хвойными и лиственными деревьями.

Encyclopædia Britannica, Inc.

Происхождение

Леса умеренного пояса возникли в период похолодания мирового климата, начавшегося в начале кайнозойской эры (65,5 миллионов лет назад). По мере охлаждения глобального климата климатические градиенты становились круче с увеличением широты, а районы с жарким и влажным климатом стали ограничиваться экваториальными регионами.В умеренных широтах климат становился все более прохладным, сухим и сезонным. Многие линии растений, которые не смогли адаптироваться к новым условиям, вымерли, но другие эволюционировали в ответ на климатические изменения, в конечном итоге доминируя в новых лесах умеренного пояса. В областях, которые меньше всего отличались от ранее тропической среды — там, где сейчас растут вечнозеленые леса умеренного пояса — выжило наибольшее количество видов растений и животных в формах, наиболее похожих на формы их тропических предков.hello html 6665cc8c Там, где условия оставались относительно влажными, но температуры зимой падали, лиственные деревья произошли от предков вечнозеленых тропических лесов. В областях, которые стали намного более засушливыми — хотя и не до такой степени, чтобы развитие деревьев было остановлено, а предпочтение отдавалось только кустарниковой или пустынной среде, — появились склерофилловые деревья.

Во время быстрых климатических колебаний последних двух миллионов лет, когда условия чередовались между сухими и холодными ледниковыми состояниями — ледниковыми периодами некоторых северных умеренных регионов — и более теплыми, влажными межледниковыми промежутками, древесные породы умеренных лесов должны были неоднократно мигрировать в оставаться в климате, подходящем для их выживания.Такая миграция осуществлялась путем рассеивания семян, и деревья, которые могли распространять свои семена дальше всех, имели преимущество. В регионах Северной Америки и Европы, где ледниковый покров во время ледниковых интервалов был наиболее обширным, расстояния, которые необходимо было преодолеть, были самыми большими, и многие виды просто вымерли. Вымирание происходило не только там, где миграционные расстояния были большими, но и там, где горы или моря препятствовали расселению, как, например, в южной Европе. Таким образом, многие деревья, которые ранее были частью европейских лесов умеренного пояса, вымерли в бедных с точки зрения флористики лесных районах Западной Европы и ограничены небольшими убежищами, такими как Балканы и Кавказ.Например, конский глаз ( Aesculus ) и сладкая камедь ( Liquidambar ) — два дерева, которые больше не встречаются в природе в большинстве частей Европы, исчезнув во время климатических потрясений последних двух миллионов лет.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас

Деятельность человека оказала заметное влияние на природу и площадь современных лесов умеренного пояса. Еще 8000 лет назад большинство склерофилловых лесов Средиземноморского региона были вырублены на древесину или расчищены, чтобы освободить место для сельскохозяйственных работ. 4000 лет назад в Китае тот же процесс привел к вырубке большинства широколиственных и лиственных лесов. В Европе 500 лет назад первоначальные лиственные леса исчезли, хотя в детских сказках и другом фольклоре они упоминаются как глубокие дикие леса, в которых заблудились дети и принцессы и где жили карлики и дикие животные.

Лиственные леса Северной Америки были практически полностью вырублены к концу XIX века. В Австралии и Новой Зеландии примерно в одно и то же время произошло аналогичное обезлесение, хотя более ранние действия доевропейских народов оказали существенное влияние.Характер австралийских склерофилловых лесов изменился в результате более чем 38 000-летних выжиганий аборигенами, и ареал этих лесов был расширен за счет широколиственных лесов. В Новой Зеландии около половины лесной площади, которая ранее покрывала почти всю страну, была уничтожена пожаром, принесенным на остров полинезийскими жителями, прибывшими на 1000 лет раньше европейцев.

Лесной биом

На главную | Интернет-выставки | Биомы мира

Лес Висконсина.V2

Около 420 миллионов лет назад, в силурийский период, древние растения и членистоногие начали населять землю. В течение последующих миллионов лет эти наземные колонизаторы развивались и адаптировались к своей новой среде обитания. В первых лесах преобладали гигантские хвощи, дубовые мхи и папоротники, достигавшие 40 футов в высоту.

Жизнь на Земле продолжала развиваться, и в конце палеозоя появились голосеменные. К триасу (245-208 млн лет назад) голосеменные растения доминировали в лесах Земли.В меловом периоде (144-65 млн лет назад) появились первые цветковые растения (покрытосеменные). Они развивались вместе с насекомыми, птицами и млекопитающими и быстро излучали, доминируя в ландшафте к концу периода. Ландшафт снова изменился во время ледниковых периодов плейстоцена — поверхность планеты, на которой в течение миллионов лет преобладали тропические леса, изменилась, и леса умеренного пояса распространились в Северном полушарии.

Сегодня леса занимают примерно одну треть площади суши Земли, составляют более двух третей площади листьев наземных растений и содержат около 70% углерода, присутствующего в живых организмах.img MENaTZ Они почитались в фольклоре и им поклонялись в древних религиях. Однако леса становятся главными жертвами цивилизации, поскольку за последние несколько тысяч лет численность населения увеличилась, что привело к вырубке лесов, загрязнению и промышленному использованию этого важного биома.

Современные лесные биомы, биологические сообщества, в которых преобладают деревья и другая древесная растительность (Spurr and Barnes, 1980), можно классифицировать по многочисленным характеристикам, из которых наиболее широко используется сезонность.В каждой из этих широких групп также встречаются отчетливые типы леса.

Есть три основных типа лесов, классифицируемых по широте:

Тропический лес

Тропические леса характеризуются наибольшим видовым разнообразием. Они встречаются недалеко от экватора, в пределах области, ограниченной 23,5 градуса северной широты и 23,5 градуса южной широты. Одной из основных характеристик тропических лесов является их отчетливая сезонность: здесь нет зимы и присутствуют только два сезона (дождливый и сухой).img11 Продолжительность светового дня составляет 12 часов и мало меняется.

Слева направо: тропический лес Олимпийского полуострова, Вашингтон; Река Патрия, Коста-Рика; Национальный парк Раномафана, Мадагаскар; Гавайский лес.

  • Температура в среднем составляет 20-25 ° C и мало меняется в течение года: средние температуры трех самых теплых и трех самых холодных месяцев не отличаются более чем на 5 градусов.
  • Осадки распределяются равномерно в течение года, годовое количество осадков превышает 200 см.
  • Почва бедная питательными веществами и кислая. Разложение идет быстро, почвы подвержены сильному выщелачиванию.
  • Покров тропических лесов многослойный и сплошной, что пропускает мало света.
  • Растительный мир очень разнообразен: на одном квадратном километре может быть до 100 различных видов деревьев. Деревья 25-35 м высотой, с подкрепленными стволами и неглубокими корнями, в основном вечнозелеными, с большими темно-зелеными листьями.3 0 Такие растения, как орхидеи, бромелии, виноградные лозы (лианы), папоротники, мхи и пальмы, встречаются в тропических лесах.
  • Фауна включает множество птиц, летучих мышей, мелких млекопитающих и насекомых.

Дальнейшие подразделения этой группы определяются сезонным распределением осадков:

  • вечнозеленые тропические леса : без засушливого сезона.
  • сезонный тропический лес : короткий засушливый период в очень влажном тропическом регионе (лес демонстрирует определенные сезонные изменения, поскольку деревья одновременно претерпевают изменения в развитии, но общий характер растительности остается таким же, как в вечнозеленых тропических лесах).
  • полузеленый лес : более продолжительный сухой сезон (верхний ярус состоит из лиственных деревьев, а нижний ярус по-прежнему вечнозеленый).
  • влажный / сухой лиственный лес (муссон) : продолжительность засушливого сезона увеличивается по мере уменьшения количества осадков (все деревья лиственные).img5

Уже уничтожено более половины тропических лесов.

Лес умеренного пояса

Леса умеренного пояса встречаются в восточной части Северной Америки, северо-восточной Азии, а также в западной и центральной Европе.Четко определенные сезоны с отчетливой зимой характеризуют этот лесной биом. Леса умеренного пояса отличает умеренный климат и вегетационный период 140-200 дней в течение 4-6 безморозных месяцев.

Слева направо: Висконсинский лес; лес на северном побережье Калифорнии; лесные холмы Адирондак, Нью-Йорк.

  • Температура варьируется от -30 ° C до 30 ° C.
  • Осадки (75-150 см) распределяются равномерно в течение года.
  • Почва плодородная, обогащена гниющей подстилкой.
  • Навес умеренно густой и пропускает свет, что приводит к хорошо развитому и разнообразному подлеску растительности и стратификации животных.
  • Флора характеризуется наличием 3-4 видов деревьев на квадратный километр.img4 Деревья отличаются широкими листьями, которые ежегодно опадают и включают такие виды, как дуб, гикори, бук, болиголов, клен, липа, тополь, вяз, ива и весеннецветущие травы.
  • Фауна представлена ​​белками, кроликами, скунсами, птицами, оленями, горным львом, рысью, лесным волком, лисой и черным медведем.

Дальнейшие подразделения этой группы определяются сезонным распределением осадков:

  • влажные хвойные и вечнозеленые широколиственные леса : влажная зима и засушливое лето (осадки концентрируются в зимние месяцы, а зима относительно мягкая).
  • сухие хвойные леса : преобладают в высокогорных зонах; малое количество осадков.
  • средиземноморские леса : осадки сконцентрированы зимой, менее 100 см в год.
  • хвойные в умеренном поясе : мягкая зима, большое количество годовых осадков (более 200 см).
  • тропические широколиственные леса умеренного пояса : мягкая безморозная зима, большое количество осадков (более 150 см), равномерно распределенных в течение года.img9

Остались лишь отдельные остатки первоначальных лесов умеренного пояса.

Бореальный лес (тайга)

Слева направо: тайга в национальном парке Джаспер, Альберта, Канада; лес к западу от Стокгольма, Швеция.

Бореальные леса или тайга представляют собой крупнейший земной биом. Расположенные между 50 и 60 градусами северной широты, бореальные леса можно найти в широком поясе Евразии и Северной Америки: две трети в Сибири, остальные в Скандинавии, Аляске и Канаде. Сезоны делятся на короткое влажное и умеренно теплое лето и продолжительную, холодную и сухую зиму. Продолжительность вегетационного периода в бореальных лесах составляет 130 дней.

  • Очень низкие температуры.
  • Осадки в основном в виде снега, 40-100 см в год.
  • Почва тонкая, бедная питательными веществами и кислая.
  • Canopy допускает слабое проникновение света, и, как следствие, подлесок ограничен.
  • Флора состоит в основном из холодостойких вечнозеленых хвойных пород с игольчатыми листьями, таких как сосна, пихта и ель.3

  • Рассказ снежный бык читать
  • Рассказ смысл которого жадность всякому горю начало для 2 класса
  • Рассказ смородинка читать пермяк
  • Рассказ смешон или смешен
  • Рассказ со словами на букву с