Сразу у несколько отличных сериалов вышли новые сезоны – мы собрали для вас самые интересные.
«Рассказ служанки», 4-й сезон
Благодаря силе телевидения сериал «Рассказ служанки» получил даже большую известность, чем первоисточник – одноименный роман канадки Маргарет Этвуд. А образ, воплощенный Элизабет Мосс, превратился в один из узнаваемых женских символов эпохи #MeToo.
Напомним, что действие происходит в тоталитарном религиозном государстве Гилеад, где роль женщины сводится к ее фертильной функции. Героиня Мосс, Джун Осборн, проходит через множество испытаний, превращаясь из покорной служанки высокопоставленного чиновника в героиню сопротивления. В четвертом сезоне Джун связана с подготовкой вооруженного восстания в Гилеаде.
Уже известно, что этот сезон не станет последним – Hulu уже продлил сериал на пятый. К написанию сценария для продолжения проекта даже привлекали саму Этвуд. К слову, если вас заинтересовала история Джун и мир, придуманный писательницей, то обратите внимание на роман «Заветы» 2019-го, продолжающий «Рассказ служанки».
Дата выхода: 29 апреля.
«Поза», 3-й сезон
«Поза» интересна в первую очередь по двум причинам. Во-первых, это очень смелый эксперимент для мирового телевидения: создатели обратились к табуированной квир-культуре и пригласили на роли настоящих геев, лесбиянок и трансгендерных людей. Во-вторых, шоураннерами сериала стали Райан Мерфи и Брэд Фэлчак («Американская история ужасов»).
Сериал рассказывает про танцевальное подполье Нью-Йорка, где уникальные личности не от мира сего создавали собственный праздник. Главная звезда «Позы» – Эмджей Родригес, исполнившая роль трансгендерной девушки Бланки. Действие сезона разворачивается в 1994 году, когда появляются первые препараты для лечения ВИЧ (болезни, ставшей бичом для маргинальных групп).
Третий сезон «Позы» станет последним, согласно замыслу его авторов. Если вы еще не видели этот любопытнейший проект, самое время посмотреть два первых сезона и включиться на третьем.
Дата выхода: 2 мая.
«Любовь. Смерть. Роботы», 2-й сезон
На наш взгляд, едва ли не самый интересный (потому что экспериментальный!) проект в нашем сегодняшнем списке. И весьма ожидаемый сериал для многих поклонников современной анимации.
Точнее будет сказать, что это антология коротких фантастических историй про роботов, переживающих самые разнообразные экзистенциальные ситуации. Сериалом по-прежнему «рулят» режиссер Дэвид Финчер и продюсер Тим Миллер («Дэдпул»). Единственный повод немножко расстроиться – это всего восемь серий в этом сезоне против восемнадцати в первом.
Зато среди авторов сюжетов много интересных имен из мира фантастической литературы. Например, знаменитый Харлан Элиссон (он много писал для ТВ и даже судился с авторами «Терминатора», обвинив их в плагиате). Или Паоло Бачигалупи, обладатель двух престижных премий Hugo и Nebula за свой дебютный роман «Заводная» в жанре биопанка.
Но самым интересным автором, экранизированным во втором сезоне «Л. С. Р.», определенно стал британский писатель Джеймс Грэм Баллард (это его «Автокатастрофу» перенес на большой экран Дэвид Кроненберг). Для антологии выбран рассказ «Утонувший великан». Сам Баллард однажды сказал: «Фантастика – подлинный язык эпохи Освенцима, Олдермастона и Эниветока». Кажется, этот язык не перестает быть актуальным.
Дата выхода: 14 мая.
«Черный понедельник», 3-й сезон
Исполнительными продюсерами Black Monday значатся Эван Голдберг и Сет Роген (оба работали над «Проповедником» и «Пацанами»). В коллаборации с Showtime у них получилось сделать смешную драмеди из жизни финансовых брокеров.
«Черный понедельник» – это история Мо Монро, чьи рискованные ходы и махинации привели к краху фондового рынка 19 октября 1987 года (разумеется, это конспирологическая версия, ведь Мо – вымышленный персонаж, хотя крах рынка был на самом деле). Сперва герой привел сюжет к точке невозврата, а затем – выбирался из неприятностей. В новом сезоне приключения харизматичного жулика продолжатся.
Сериал стоит посмотреть хотя бы из-за блистательной игры обладателя «Золотого глобуса» Дона Чидла, который классно исполнил главную роль Мо Монро.
Дата выхода: 24 мая.
«Метод Комински», 3-й сезон
За главную роль в этом драматическом сериале Майкл Дуглас получил «Золотой глобус» как лучший исполнитель мужской роли. А создателем «Метода» стал один из сценаристов «Теории большого взрыва» Чак Лорри.
В «Методе» показана жизнь стареющего комика Стэна Комински (некогда он был большой звездой) и дружба с его агентом Норманом (обладатель «Оскара» Алан Аркин). Комедия во многом строится на отличных диалогах и ситуациях, где два великолепных возрастных актера показывают свое мастерство.
Третий сезон «Метода Комински» станет последним, так как создатели решили привести шоу к логическому завершению. К сожалению, в заключительном сезоне не будет Алана Аркина, которому, по слухам, помешала пандемия, – Майклу Дугласу придется «вывозить» финал одному.
Дата выхода: 14 мая.
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Четвертый сезон «Рассказа служанки», прославленного критиками пятнадцатикратного лауреата премии «Эмми», оказался одним из главных хитов полугодия: премьерные эпизоды шоу побили рекорд по просмотрам всех оригинальных сериалов и фильмов стримингового сервиса Hulu. Поклонники антиутопии по мотивам одноименного романа Маргарет Этвуд ждали новую часть довольно долго; выход ее, как и многих других телепроектов, был отложен из-за пандемии коронавируса. Впрочем, может быть, именно продолжительный хиатус стал причиной столь успешного возвращения — за такое время немудрено и позабыть, чем себя «Рассказ служанки» зарекомендовал годы назад, и удивиться его откровениям вновь. «Лента.ру» рассказывает, что не так с четвертым сезоном шоу о борьбе угнетенных женщин с захватившими Соединенные Штаты христианами-фундаменталистами.
Джун Осборн (Элизабет Мосс) впору уже официально приписать статус неубиваемой мученицы — героиня, получившая в финале третьего сезона автоматную пулю в спину в попытке вывести из Галаада десятки детей, не только быстро оправляется от ранения, но сразу же рвется продолжать борьбу с тоталитарно-патриархальным режимом республики. Да и судьба, кажется, сама подбрасывает возможности отомстить угнетателям: то в руки попадается галаадец-насильник (его Джун хладнокровно поручит зарезать малолетней жертве изнасилований Эстер, укрывающей на своей ферме беглянок), то в подпольный бордель неподалеку заявится целая делегация из высоких чинов республики (пьяные офицеры — идеальная мишень). Партизанская деятельность Джун, правда, продлится недолго: героиню вскоре ловят и подвергают жутким пыткам, пытаясь выведать местонахождение сообщниц по сопротивлению.
Как бы ни ругали «Рассказ служанки» за повторение эпизодов сюжета (вполне, впрочем, заслуженно: уже не раз Джун бежала от угнетателей, попадала в их руки и переживала унижения, чтобы потом чудесным образом спастись), новая часть его все же разительно отличается от предыдущих насыщенной динамикой и масштабом событий. Если размеренный третий сезон с почти садистским наслаждением разжевывал подробности жизни женщин в антиутопичном Галааде, то ныне Джун из мрачного триллера словно переносится в приключенческий боевик: партизанщина, плен и освобождение героини разворачиваются всего за пару эпизодов, и вот она уже на фронте, где ведется настоящая война. Перестал скрывать свое истинное лицо Галаад: чиновники республики из светлых кабинетов в стиле ар-деко переместились в большие темные залы в убранстве футуристичного Третьего рейха. Персонаж Мосс хоть и оказывается в ситуациях, идентичных событиям прошлых серий, тоже радикально меняется: кажется, жажда мести и слепая ненависть от пережитых унижений и истязаний теперь руководят Джун куда больше, нежели принятое в третьем сезоне решение спасти из Галаада всех детей.
Кадр: сериал «Рассказ служанки»
Такое сгущение красок — прием хоть и эффектный, но довольно дешевый. Наиболее ярко это проявляется в посвященном пыточному лагерю третьем эпизоде, ставшем режиссерским дебютом Мосс. В нем, к примеру, лейтенант-садист в компании четырех молчаливых мужчин в масках пытает Джун водой, накинув на нее полотенце с крестом, пока в соседней камере заключенных заставляют слушать жесткое техно; после измученную героиню ждет пафосная сцена на крыше тюрьмы, дружелюбная беседа с командором Джозефом Лоуренсом (Брэдли Уитфорд) за роскошно накрытым столом и даже встреча с дочерью, заключенной в стеклянный куб. Подобные пошлости можно, конечно, списать на неумелую режиссуру Мосс, но правда в том, что «Рассказ служанки» попыток визуально шокировать зрителя никогда не гнушался.
А в четвертой части, по-видимому, просто решил дожать их до агрессивного максимума
Поэтому неудивительно, что глотком свежего воздуха ощущается разворачивающаяся в светской Канаде сюжетная линия с приятельницей главной героини Мойрой (Самира Уайли), которая разбирается с последствиями массового исхода беженцев из Галаада (оказывается, переправить под угрозой расстрела кучу детей из тоталитарного государства — задача полегче, чем ассимиляция несовершеннолетних в чужой стране). Даже затянувшаяся околосудебная драма командора Фреда Уотерфорда (Джозеф Файнс) и его супруги Серены (Ивонн Страховски), арестованных канадскими властями, на фоне похождений Джун выглядит куда занятнее; возможно, потому, что трибунал над ведущими антагонистами первых сезонов хоть немного напоминает долгожданную развязку сериала. Которой, однако, в ближайшем времени не предвидится — проект уже продлили на пятый сезон, и даже шоураннер Брюс Миллер назвать его финальным пока не осмеливается.
Кадр: сериал «Рассказ служанки»
«Рассказ служанки» стал хитовым шоу и завоевал массу наград не только и не столько из-за ярких экшен-сцен или даже качественно выстроенной, пугающей теократической антиутопии, сколько благодаря тому, что затрагивает актуальную, особенно для Соединенных Штатов, повестку (а в некоторых случаях даже невероятным образом предугадывает ее). Шоу удается держать связь с реальностью и в новой части — этому, к примеру, служит флешбэк одноглазой служанки Джанин (Мадлен Брюэр), которая проходит огонь и воду, чтобы сделать аборт еще в догалаадовские времена, и непростая работа Мойры со спасенными от фундаменталистов детьми-беженцами. Но подобных моментов в сезоне за уже вышедшие эпизоды становится все меньше, а вот эффектные сцены пыток, расстрелов и бомбежек, наоборот, доминируют.
Четвертая часть антиутопии, как и предыдущие, пытается шокировать откровенными сценами фетишизированного насилия и заставляет переживать за вечно спасающуюся от опасности (либо самоотверженно бросающуюся ей навстречу) Джун. И это, учитывая рекордные просмотры, безусловно, работает, но за таким решением скрывается вывод не слишком утешительный: что у «Рассказа служанки» больше не осталось интересных историй — по крайней мере тех, что может рассказать главная героиня, которая уже и ярмо служанки с себя неоднократно сбрасывала.
Первый сезон «Рассказа служанки» вышел в 2017 году и повторял сюжет одноименной книги Маргарет Этвуд. Тогда сериал постигла примерно такая же судьба, как и его первоисточник, — несмотря на то, что в антиутопии явно угадывался намек на современность, немногие хотели верить, что в реальности действительно может такое произойти. Хотя оно уже происходило прямо перед их глазами. Этвуд хотела показать, что от современной Америки до Гилеада (по сюжету государство, созданное религиозными фундаменталистами на месте нескольких американских штатов), может, не один, но не так уж много шагов. И что самое интересное, сериал стал живым воплощением этого желания. С приходом к власти Дональда Трампа Америка стала все более радикализироваться, а у шоураннеров было достаточно реальных историй для вдохновения. Со второго сезона у «Рассказа служанки» уже не было литературной опоры, поэтому сценаристы ушли в свободное плавание — благо сюжетов для антиутопии в реальной Америке хватало с головой: запрет на аборты, разлучение семей иммигрантов, строительство стены на границе с Мексикой и так далее. Сериал все больше приближался к реальности, и говорить о том, что все это выдумка, было сложнее. Хотя придется признать, что он стал пленником своей же мифологии.
В конце третьего сезона Джун (Элизабет Мосс) успешно переправляет гилеадских детей в Канаду, но сама попадает под обстрел. Верные подруги несут тяжело раненную Джун через лес, пока она читает строчки из Книги Исхода. Судьба героини неизвестна, но, думаю, не будет спойлером сказать, что она выжила, если учесть, что ее можно увидеть на постерах и в трейлере к четвертому сезону. Более того, Hulu настолько уверены в успехе шоу и живучести Джун, что, не дожидаясь премьеры четвертого сезона, продлили его на пятый.
Сбежавшие служанки вместе с главной героиней скрываются на ферме выжившего из ума командора и его малолетней жены, которая по факту всем там заправляет. Девушки очень хотят наконец-то зажить нормальной жизнью вдали от ужасов Гилеада, но их предводительница Джун, несмотря на серьезное ранение, рвется в бой — ведь они теперь борцы сопротивления «Мэйдэй», и они не успокоятся, пока Гилеад не падет. Точнее, Джун не успокоится. Все остальные с тяжелым вздохом следуют за ней.
С каждым новым эпизодом четвертый сезон все больше вызывает ощущение легкого дежавю, которое постепенно перерастает в тяжелое похмелье. В начале предыдущего сезона Джун наконец-то вырвалась из душных лап Гилеада на суровые просторы северных штатов экс-США, но затем ее снова ловят, пытают, а потом почему-то прощают и отправляют в новый дом. Примерно то же самое происходит и на этот раз, а потом героиня снова сбегает, а потом…
В общем, сериал кружится в повторении, и, кажется, персонажей ловят только для того, чтобы вскоре по глупости отпустить, и снова поймать, и так до бесконечности, потому что сюжетных ходов у сценаристов остается все меньше.
В первом сезоне холодящий кровь ужас антиутопии, которая сводила любого человека к функции, подавляла волю и заливала любой проблеск инакомыслия кровью, все-таки оставлял проблеск надежды на то, что Джун сбежит, Гилеад будет повержен и справедливость восторжествует. В продолжении атмосфера сериала становилась все более душной, а смакование пыток и извращений все более бессмысленным. Бессмысленным не только в своей ненужной жестокости, но и в сюжетном плане. Четвертый сезон только подтверждает, что, какие бы действия ни предпринимали центральные персонажи, они останутся нетронутыми — кошмар и жестокость происходит только с второстепенными героями, их смело отправляют в расход. При этом Джун, командор Лоуренс, тетка Лидия, Ник Блэйн всегда выходят сухими из воды. «Рассказу служанки» далеко до смелости сценаристов «Игры престолов», поэтому, что бы ни учиняли герои, мы всегда уверены, что они останутся целыми и невредимыми вопреки всем законам логики.
«Все, кто связываются с ней (Джун), заканчивают повешенными на стене», — в бешенстве восклицает одна из Март. Джун с ее упрямым взглядом исподлобья и поджатыми губами уже практически слилась с сериалом воедино и стала его воплощением. Фрустрация, вызванная ею и самим сюжетом, то и дело вырывается из уст других персонажей. «Что там со служанками? Их поймали, они сбежали или их снова поймали?» — иронично спрашивает один командор другого. Игра в кошки-мышки надоела уже всем, а любопытные сюжетные ходы встречаются все реже.
«Рассказ служанки» был бы увлекательным, если бы не набившее оскомину занимательное гилеадоведение, от которого шоу после почти сорока серий так и не избавилось. Сериал злоупотребляет рапидой под грустную музыку, смакованием деталей костюмов обитателей Гилеада и пыток и пошлым выбором музыкального сопровождения
Нету сил в который раз наблюдать, как Джун переодевают в алый костюм служанки, как она его с отвращением срывает, как тетка Лидия теряется в своих моральных ориентирах. Хочется узнать больше о географии выдуманного государства, увидеть развитие Джун, все больше превращающейся из героини в антигероиню. Надо отдать должное, сериал утоляет наше любопытство, но так медленно, что кажется, ты уже сама находишься в заложницах Гилеада. Хоть четвертый сезон и ощущается менее прокрастинирующим, чем второй и третий, смею предположить, что досмотреть его хватит терпения не у всех. Он хорош для самых хардкорных фанатов сериала, наслаждающихся его эстетикой, и тех, кого не пугает его неторопливость. Тем же, кто, как и Джун, рвутся в бой, придется умерить свои аппетиты.
Сериал можно посмотреть с 29 апреля на онлайн-сервисе more.tv