Рассказ слон и муравей

Весь текст 4 086 зн., 0,10 а.л. аннотация статистика примечания автора: давно задумывал этот рассказ, но что-то не мог его


весь текст



4 086 зн., 0,10 а.л.

  • Аннотация
  • Статистика

Примечания автора:

Давно задумывал этот рассказ, но что-то не мог его написать. И вот всё-таки осилил.
Авторская деградация или эксперимент — не знаю, решайте сами.


Начало и конец дня на графике считаются по московскому времени (UTC +03:00)

Сортировать по

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста.

andresla 636794611413324224

Занудкин


Сильно!

А слабо раскатать до повести?)

 раскрыть ветвь
 1

slava3333g 637732796209085057

 раскрыть ветвь
 0

evgenialobinceva 637472368297221677

julia


Вообще не мой жанр, но почитала бы роман на основе «Муравейника»! Единственное, о чем я готова поспорить — о том, что в муравейнике не должно быть песен и другого искусства. Должно и было бы! Весь вопрос в том, что это была бы за музыка. Если вы когда-то были на стадионе, где все поют хором, то знаете, какое бывает ощущение — нет «я» — один общий организм, охваченный одним настроением. 

 раскрыть ветвь
 1

slava3333g 637732796209085057

Слава Волк

автор

Кстати, да. Согласен. Я почему-то об этом не вспомнил. Причём в пример можно привести не только стадион, но и историю: становление СССР и Нацистской Германии.

Но опять же, песни должны быть пропагандистские. Либо вообще не быть песнями… а чем-то… типа криков на стадионе. Как «ББ» и минутка ненависти в «1984».

Но с другой стороны… я всё-таки орудовал муравьями. И в трилогии как раз-таки искусство было признаком «я». Типа, искусство — это абстрактное мышление и т.п. и т.д.

P.S. Я тоже хотел бы прочитать роман на основе «Муравейника». Надеюсь, такой человек найдётся.

 раскрыть ветвь
 0

ternovsky51 637658305297668151

Юрий Терновский


Роман написать, конечно, можно, взяв за основу рассказ с внедрением муравья, только зачем? Жизнь в своем кошмарном проявлении вокруг нас уже гораздо круче всякого сочинения… И вся дрянь в том, что это уже далеко не фантастика, не утопия и не… антиутопия.   

 раскрыть ветвь
 4

slava3333g 637732796209085057

Слава Волк

автор

Повторяю и буду повторять: всё всегда одинаково. Мы не жили раньше лучше и, скорее всего, не жили хуже. Всё всегда одно. А сейчас жизнь очень даже прекрасна. Можете немного полистать комменты к этому рассказу — я там всё-таки решил пообъяснять человеку.

А вообще не люблю в споры есть. Теряет истина достоинство своё, когда её мы защищаем рьяно.

Не хотите писать — не надо. Предложение было для тех, кто действительно заинтересован и любит писать антиутопии.

Возможно, немного грубо выразился, извиняюсь. Удачи)))

 раскрыть ветвь
 3

solvaty2 637537585310887545

Jain Solvaty


Вебер нервно курит в сторонке:) Мне рассказ понравился, люблю антиутопии ? Муравьи в голове это сильно, хорошо, что не тараканы, но тут сразу смысл бы сместился ? 

 раскрыть ветвь
 4

slava3333g 637732796209085057

Слава Волк

автор

А причëм здесь Вебер?) 

Антиутопии — это, конечно, прикольно. Но было бы круто написать что-то крупное в этом мире. Но жаль, я такое не потяну… 

 раскрыть ветвь
 3

Podvalny


Я думаю, что не каждое последующее поколение лучше предыдущего. А учитывая, что жизнь развивается по синусоиде, то за подъемом следует падение…

 раскрыть ветвь
 3

slava3333g 637732796209085057

Слава Волк

автор

А какая разница? 

Для людей это утопия, они свято верят в светлое будущее и счастье. На то и антиутопия

 раскрыть ветвь
 2

vstar 637601234401052266

Всеволод Стариков


Как антиутопия — ничего нового, но написано хорошо. Ещё, так, между делом, рекомендую тебе прочитать рассказ Анны Старобинец «Переходный возраст» — вспомнил в начале. 

Концовка в принципе… ну… канает. А вообще мы сегодня оба насекомые) 

 раскрыть ветвь
 2

slava3333g 637732796209085057

Слава Волк

автор

Есть новое. Это внешний разум, люди не сами к этому пришли.

Я сейчас ничего не читаю.

Я не насекомое. Я Волк. Всегда

 раскрыть ветвь
 1

id3619004541 637610278567845687

Явные Сказки


Сдаётся мне под муравьёв замаскировались тараканы)))

 раскрыть ветвь
 3

vstar 637601234401052266

 раскрыть ветвь
 0

slava3333g 637732796209085057

Слава Волк

автор

Не-не-не, тараканы — это уже совсем другая история)))

 раскрыть ветвь
 1

niipost 637204445349488889

Игорь Никонов


? +1

ПС. Возможно, опечатка: не «люди были глупы», а «люди не умели думать». ? 

 раскрыть ветвь
 2

slava3333g 637732796209085057

 раскрыть ветвь
 1

Написать комментарий

slava3333g 637732796209085057


46K



0



1 243

История создания

Автором басни «Стрекоза и муравей» принято считать Ивана Андреевича Крылова, а само произведение появилось в 1808 году. Впервые оно было опубликовано в журнале «Драматический вестник», получив отличные отзывы критиков и восторженные отклики читателей. Аналогичный рассказ также был и у Льва Толстого. Однако в литературной среде создателем этой басни считают не Крылова, а Жана де Лафонтена, написавшего «Цикада и муравей». Известно, что этот французский писатель позаимствовал сюжет произведения у древнегреческого баснописца Эзопа.

Крылов сделал лишь перевод французской версии этой басни на русский язык, адаптировав ее сюжет к российским реалиям. Получилось интересное и замысловатое произведение, известное на протяжении многих лет, на котором воспитывалось уже несколько поколений. Эта басня выдержала несколько изданий, подверглась цензурным правкам как в царской России, так и в последующем в Советском Союзе, поэтому существует несколько отличающихся друг от друга версий, которые имеют схожий сюжет, но различные детали повествования.

Автор существенно изменил французский вариант басни, сделав его близким для всех читателей. Стрекоза предстаёт активным персонажем с веселым нравом и живым темпераментом. Это легкомысленная особа, которая в начале произведения неизменно вызывает симпатии. Муравей же, напротив, отличается рассудительностью и степенностью. Это отчасти скучный и занудный персонаж, который с головой погружён в каждодневный труд.

Русское лето показано непродолжительным, но не менее прекрасным. Для тех насекомых, кто готовится к холодам, каждый день на вес золота. Не успели они опомниться, как проходит тёплая пора, начинаются осенние дожди и близятся первые заморозки.

Также в этой басне имеются элементы старинных традиций патриархата, в котором все насекомые и народ являются единым, помогая друг другу.

Сочинение на тему Басня Крылова Стрекоза и муравей (5 класс)

Среди большого количества басен, написанных И.А.Крыловым, особое место занимают басни, героями которых являются животные. А поскольку в основе этого жанра литературы лежит аллегория, то животные несут в себе не только некоторые черты, но и целые характеры. Ярким примером этого является басня «Стрекоза и Муравей».

Сюжет о трудолюбивом Муравье и беспечной Стрекозе Крылов взял у французского поэта-баснописца Лафонтена. Однако басня Крылова, в отличие от своего предшественника, больше напоминает сказку о животных, где каждый герой наделен определенной чертой характера. Муравей олицетворяет трудолюбие, Стрекоза – легкомысленность. Молодая, беспечная Стрекоза все летние дни проводит в танцах и веселье. Ей ничего не нужно, она не думает о завтрашнем дне. Главное для нее – прыгать, скакать, петь и танцевать.

Полная противоположность ей – Муравей, который трудится целый день. Он усердно работает, заготавливает запасы, чтобы затем спокойно перезимовать.

Наступают холодные дни, и тут Стрекоза понимает, что ей негде спрятаться. Голодная, замерзшая, она просит Муравья, пустить ее перезимовать. Муравей удивлен, чем же была занята Стрекоза все летние дни? Ответ, что она «пела и плясала», вызывает у него возмущение. «Ты всё пела? Это дело: так поди же, попляши!», — советует он ей. В этих словах заключена основная мораль басни: за лень и беспечность обязательно приходит расплата. Так бывает и с людьми: надо жить не только днем сегодняшним, но и думать о будущем.

Главные герои

Как и в оригинале французской басни, и коротком древнегреческом рассказе Эзопа, Крылов в «Стрекозе и муравье» намеренно отказался от большого числа персонажей. Это существенно упростило повествования, делая его понятным даже для самых маленьких детишек.

В басне 2 главных героя:

  • стрекоза наслаждается теплыми днями, она веселится, танцует, живя лишь одним днём;
  • муравей — упорный труженик, который в тёплые дни продолжает подготовку к зимним холодам.

Главные герои являются, своего рода аллегорией. Это не просто насекомые, а 2 диаметрально противоположных типа людей. Крылов даёт живые подробные описания каждого такого персонажа, что позволяет читателям поближе познакомиться с их характером и мировоззрением.

Введение

Басни Ивана Андреевича Крылова знакомы всем с раннего детства. Но вы уверены, что хорошо знаете всеми любимые произведения и всё, что с ними связано?

Если вчитаться в знакомые строчки повнимательнее, то может возникнуть много вопросов. Для меня такой загадкой стала басня «Стрекоза и муравей». Почему своими героями баснописец сделал именно этих насекомых?

Выделенное противоречие позволило определить проблему исследования: в чём секрет басни Крылова?

Объект исследования: басня И.А. Крылова «Стрекоза и муравей».

Предмет исследования: образы стрекозы и муравья с точки зрения литературы и энтомологии.

Гипотеза исследования: замысел автора басни будет более понятен, если мы узнаем историю создания басни и проанализируем образы главных героев.

Басни И.А. Крылова входят в школьную программу по литературе, поэтому данное исследование актуально, так как поможет мне и моим одноклассникам в понимании творчества великого русского баснописца.

Цель исследования: узнать историю создания басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» и выполнить литературно-биологический анализ произведения.

Задачи исследования:

  • изучить литературные источники об истории басен разных авторов;
  • изучить литературу о насекомых;
  • провести опрос учащихся класса с целью выявления информации, которая им известна о баснях Крылова;
  • провести литературно-биологическое сравнение героев басни;
  • на основании проведенной работы установить межпредметные связи и сделать вывод о роли различных предметов в формировании многообразной картины мира.

Методы исследования:

  1. Анкетирование одноклассников;
  2. Анализ информационных источников;
  3. Сравнительный анализ.

Практическая значимость исследования: Фактический материал, выводы и результаты исследовательского проекта могут быть использованы как дополнительный (иллюстративный) материал при изучении литературы, биологии, внеклассных мероприятий.

Краткий сюжет

Сюжет этой басни крайне прост, а само произведение подходит для совместного чтения родителям даже с маленькими детьми. В рассказе повествуется о стрекозе, которая летом не размышляла о собственном доме, не запасалась пищей, а проводила все дни в веселье и радости. Она насмехалась над трудолюбивым муравьем, который каждый день занимался своим жилищем, думая о том, как ему прокормиться дождливой осенью и морозной зимой.

Интересна характеристика муравья из басни Крылова. Этот персонаж предпочитает не тратить время зря, он запасается едой, укрепляя собственный дом. Зима не приносит каких-либо неудобств главному герою, он может провести несколько месяцев в своем жилище, и даже в самые трескучие морозы не страдает от холода. Когда наступает осень, стрекоза понимает свою ошибку, но ничего поделать уже невозможно, она просит у муравья приют, но получает жесткий отказ. Ее ждет неминуемая гибель, но именно такова расплата за пренебрежительное отношение к жизни.

Знаешь ли ты, что на самом деле стрекоза в басне Крылова — вовсе не стрекоза?

На уроках литературы от тебя скрывали страшную правду! Мы не можем молчать и расскажем, кто таится под маской стрекозы.

Детство — счастливое время, которое одной рукой выдает тебе деньги на мороженое, а другой — безусловное принятие мира, всех фактов, явлений и слов в этом мире. Поэтому, допустим, читаешь ты на уроке литературы басню дедушки Иван-Андреича Крылова «Стрекоза и Муравей» и, будучи обычным ребенком, не настораживаешься и не задаешь вопросов. Просто послушно твердишь за учительницей что-то там про трудягу-муравья и неизбежную расплату для стрекозы за легкомыслие, а сам думаешь, сколько до конца урока осталось.

А насторожиться стоило! Освежи в памяти бессмертные строки. Как там — «Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела», и еще «Под каждым ей листом был готов и стол, и дом». И особенно «В мягких муравах у нас песни, резвость всякий час» и «Лето целое все пела».

Ну как, и сейчас никаких сомнений? Тебя по-прежнему не смущает, что стрекоза, существо по природе молчаливое и звуков не издающее (шелест крыльев и шорох потирающих мордочку лапок не считается), у Крылова певунья под стать Пугачевой? Да еще и попрыгунья, резвунья «в мягких муравах», то есть в траве! Хотя в реальности — да, сесть на травинку она еще может, но на этом стоп! Здоровая и трезвая стрекоза может очутиться в траве только при крайне неприятных и даже трагических обстоятельствах — например, в случае болезни или смерти. И тут уж, сам понимаешь, резвость проявлять затруднительно.

Надеемся, нам удалось вогнать тебя в состояние подозрений и подтолкнуть к вопросу «Ну и к чему вы ведете?». А вот к чему! Стрекоза из басни Крылова — вовсе не стрекоза!

Какие наши доказательства? Устраивайся поудобней! По пунктам.

В 1808 году Крылов переводит басню французского поэта Жана Лафонтена «La Cigale et la Fourmi» — «Цикада и муравей». Который, в свою очередь, взял за основу басню древнегреческого коллеги Эзопа, до нас дошли две его басни со схожим сюжетом — «Муравей и цикада» и «Муравей и жук». У Лафонтена главные персонажи — дамы: цикада (la Cigale) и муравей, точнее, муравьиха (fourmi — женского рода, на что указывает соответствующий артикль «la». Во французской басне происходит беседа двух кумушек: трудяга-муравьиха порицает легкомысленную цикаду.

Как Крылову перенести на русскую почву «la Fourmi» — «муравьиха», «муравьица»? Нет таких слов! Так что у него — крепкий хозяйственник муравей. Но это еще не главное…

В разговорной речи XVIII — начала XIX века (напомним, Крылов написал басню в 1808-м) слово «цикада» еще не было распространено (оно появилось в XIX веке), а словом «стрекоза» называли и кузнечика, и стрекозу. Про кузнечика говорили, что он «стрекает», то бишь прыгает, и «стрекочет» — скрипит, потирая о крылышки зазубренными лапками.

Крылов, великий кудесник слова, автор понятных всем и каждому в народе басен, не мог поселить в отечественной словесности никому не понятную иностранку «цикаду». Вышел такой гибрид: называется он привычной русскому уху стрекозой (насекомое — «женщина», как у Лафонтена), а по повадкам чистый кузнечик (персонаж, близкий лафонтеновской цикаде) — поет, в траве резвится.

Примечательно, что в старинных иллюстрациях к басне художники изображали именно кузнечика, а не стрекозу.

Ну, и на закуску. В середине XIX века «стрекоза» перестала быть «общим» названием: стрекоза стала однозначно стрекозой, а кузнечик — кузнечиком. И остаются ими до сих пор. Ура!

Источник

Анализ произведения

Мораль басни Крылова «Стрекоза и муравей» не отличается сложностью. В образе главных героев скрыты характеры людей, которые совершенно по-разному относятся к жизни. Кто-то порхает и веселится, а кто-то постоянно думает о завтрашнем дне. Автор высмеивает легкомыслие, беззаботность и лень, которые характерны для стрекозы, проводящей лето в неге. Муравей представлен в роли труженика, который постоянно думает о своём будущем и завтрашнем дне, поэтому он может пережить самые сложные и холодные зимние холода.

В этом произведении Крылов даёт наставление людям, для которых муравей должен стать примером для подражания. Только лишь работая и трудясь не покладая рук, можно добиться успеха, а не погибнуть, как-то случилось со стрекозой. При этом автор утверждает, что не нужно бояться быть твердым и жестоким, лень всегда должна осуждаться.

Муравей всё лето пытался наставить на путь истинный стрекозу, утверждая, что ей нужно позаботиться о пище и крове на зиму. Однако в последующем, когда его легкомысленная знакомая всё же поняла свою ошибку и попросила о помощи, она получила жестокий, но справедливый отказ.

Басня учит следующему:

  • лентяи никогда ничего не добьются, а лишь люди, которые постоянно трудятся, встречают подготовленными тяжелые времена;
  • каждому следует позаботиться о своем будущем, проводя каждый день с пользой, а не тратить время зря.

Тем самым автор как бы говорит, что каждое действие или бездействие будет иметь в будущем последствия. Легкомысленная стрекоза замерзает и умирает осенними холодами, а трудолюбивый муравей смог пережить даже самую суровую зиму. По мнению поэта-переводчика Хемницера, мораль стрекозы проста и типична для многих людей. Крылов утверждает, что не следует легкомысленно относиться к жизни: только тот, кто трудолюбив и целеустремлен, сможет добиться успеха в своих начинаниях.

Анализ басни Стрекоза и муравей, герои басни

Еще одним переложение знаменитого Эзоповского сюжета стала басня Крылова «Стрекоза и муравей». Однако, как отмечает Жуковской, эту басню нельзя считать простым переводом, ведь Крылов взяв за основу фабулу, переработал классический сюжет и добавил национальный русский колорит в образ Стрекозы и мира, окружающего героев. Главным действующем персонажем является прекрасная Стрекоза.

Крылов дает развернутую характеристику персонажа в басне, подчеркивая ее легкость, живость, подвижность и веселость. Стрекоза – олицетворения «красного лето», прекрасного и очень короткого. Акцентируя внимание на скоротечности времени, Крылов открывает новую веху в классическом сюжете, ведь ни Эзоп, ни европейские баснописцы не придают этому такого значения.

А все дело в скоротечности русского лета, в котором зима (как и у Стрекозы) приходит нежданно-негаданно. Крылов использует просторечное слово «попрыгунья», чтобы передать нравственное качество Стрекозы, являющегося обратной стороной ее живости и веселости – легкомысленность. И в страшном отчаянии Стрекоза, не видевшая ужасов побелевших полей и зимних вьюг, бежит к Муравью, выступающим антиподом Стрекозы.

Басня «Стрекоза и муравей» является ярким примером двух противоположностей. В данном случае одна из них – это лень, а вторая – трудолюбие. Главные герои – это стрекоза и муравей. Сюжетом басни является то, что не подготовившаяся к зиме стрекоза просит у муравья пожить до весны. Все лето она пела песни и беззаботно жила, ведь у нее была еда и жилье. Стрекоза живет сегодняшним днем, не думая о будущем. Она не подготовилась к зиме, а зимой выжить непросто даже подготовленным. Муравей в то же время готовился к зиме, запасал еду.

Приходит зима, но стрекоза ведь не подготовилась летом. Тогда она идет и просит помощи у муравья. Ее просьба- это предоставить ей жилье и еду до весны. Она думает, что муравей ей не откажет, ведь жилье ей нужно ненадолго. Муравей безразлично отнесся к ее просьбе и добавил, что летом нужно было позаботиться о себе и о запасах еды. Он поинтересовался, трудилась ли она летом. Она была удивлена такому вопросу, ведь летом есть куча приятных занятий, несмотря на то, что надо бы готовиться к зиме. Наверное, он ожидал такой ответ и поэтому отказал ей. Сказал, что она дальше может петь и веселиться. Автор показывает, к каким последствиям может привести безделие на примере стрекозы. Стрекоза не подумала, что муравью приходилось трудиться и, возможно было непросто собирать запасы еды и строить жилище. Она просто захотела придти на все готовое.

Здесь можно увидеть скрытый смысл, ведь речь идет не только о насекомых. Если перенести это на людей, то тут будет то же самое. Кто – то заботится о будущем и пытается сделать как лучше, а кто – то ни о чем не думает и живет в свое удовольствие. Многие хотят жить, не думая ни о чем, но чтобы кто – то за них все делал. Но ведь такого не бывает. Чтобы чего – то добиться, то надо трудиться и думать не только о себе.

Читать текст басни полностью


Стрекоза и Муравей
Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела; Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза.

Помертвело чисто поле; Нет уж дней тех светлых боле, Как под каждым ей листком Был готов и стол и дом.

Всё прошло: с зимой холодной Нужда, голод настает; Стрекоза уж не поет: И кому же в ум пойдет На желудок петь голодный!

Злой тоской удручена, К Муравью ползет она: «Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей!»-

«Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето?»- Говорит ей Муравей.

«До того ль, голубчик, было? В мягких муравах у нас — Песни, резвость всякий час, Так что голову вскружило».-


Попрыгунья Стрекоза

«А, так ты…» — «Я без души Лето целое всё пела».- «Ты всё пела? Это дело: Так пойди же, попляши!»

«Ты всё пела? Это дело: Так пойди же, попляши!»

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 122-124. 

УКМ «Школа России»

Раздел «Русские писатели». Проверим себя и оценим свои достижения.

1. Назови произведения, которые тебе запомнились. Кто их автор?

Мне больше всего запомнились сказка Пушкина «О рыбаке и рыбке» и рассказ Толстого «Котёнок».

2. Ты уже познакомился с народными сказками. Теперь ты узнал, что сказку может придумать писатель, поэт. Мы говорим, что это литературная сказка.

Сказки бывают народными и литературными. Народные придумывает народ, литературные сочиняет автор.

3. Встречалось ли тебе слово иллюстратор? Это художник, который делает рисунки — иллюстрации к литературным произведениям. Например, к сказке о «Рыбаке и рыбке» рисунки делал художник Перцов.

А наиболее известным иллюстратором сказок Пушкина является Иван Билибин.

4. С какими произведениям Пушкина, Крылова, Толстого ты был знаком раньше? Расскажи одно из них.

Я читала сказки Пушкина: «О царе Салтане», «О мёртвой царевне и семи богатырях», «О попе и работнике его Балде».

Я читала басни Крылова: «Волк и ягнёнок», «Слон и Моська», «Мартышка и очки».

Я читала рассказы и сказки Льва Толстого: «Два брата», «Два товарища», «Лев и собачка».

Пример пересказа сказок Пушкина можно посмотреть, перейдя по ссылке.

5. Какие образные выражения из прочитанных рассказов ты запомнил и можешь объяснить их смысл?

«Сказка о рыбаке и рыбке»: не садися не в свои сани. Это значит занимайся своим делом, не лезь в чужое.

«Лебедь, рак и щука»: из кожи лезут вон. Это значит стараются изо всех сил.

«Стрекоза и муравей»: голову вскружило. Это значит потерять рассудок, делать глупости.

«Филипок»: в горле пересохло. Это значит, что мальчик не мог сказать ни слова.

«Котёнок»: что было духу. Это значит изо всех сил, очень быстро.

6. Прочитай ещё один отрывок из романа «Евгений Онегин» Пушкина. Сравни это стихотворение со стихотворением на странице 89. Подумай, какая тема их объединяет. Одинаковы ли в них зимние картины? Чем они различаются? Где наблюдал зиму поэт: в городе, в деревне?

Тема этих стихотворений — зима и мороз.

Но картины в этих стихотворениях разные. В первом описана деревня, день, радость мальчика и крестьянина. Во втором описан город и ночь, все люди спят и только собака лает.

7. Можешь ли ты сказать, в чём необычность «Сказки о золотой рыбке»?

Её необычность в том, что она написана в стихах. И у неё грустный конец, нет счастливого финала.

8. Случалось ли тебе остаться у разбитого корыта? Придумай свой рассказ на эту тему.

Пример рассказа на тему «Остаться у разбитого корыта» для 2 класса

Однажды мы с Игорем гостили в деревне у бабушки.

Как-то мы отправились в лес за грибами. Ходили мы долго, почти полдня, и набрали по полной корзинке грибов. Радостные мы возвращались домой.

Нам нужно было перейти по мосткам небольшую, но быструю речку. Я пошла осторожно, а Игорь побежал. Он поскользнулся и упал в воду. Корзина опрокинулась и грибы уплыли по течению. Только один боровик Игорь успел схватить.

Он остался у разбитого корыта, но я поделилась с ним своими грибами.

9. Определи основные мысли прочитанных басен Крылова. Назови образные слова и выражения из его басен, которые мы часто употребляем в речи. Почему их называют крылатыми?

Основная мысль басни «Лебедь, рак и щука»: Действовать нужно сообща, помогать, а не мешать друг другу.

Основная мысль басни «Стрекоза и муравей»: Нужно всегда думать о будущем и готовиться к нему заранее.

Образные слова: Злой тоской удручена, Воз и ныне там.

Эти выражения называют крылатыми, потому что они ушли в народ, стали часто употребляться в речи.

10. Вспомните с другом примеры из жизни, когда можно употребить следующие пословицы:

Один за всех и все за одного. Миша объяснил друзьям тему по русскому языку, а они помогли ему научиться играть в теннис. («Лебедь, рак и щука»)

Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу ему идёт. Маша боялась спать в темноте, но стремилась побороть свой страх и специально попросила маму гасить ей на ночь свет. («Котёнок»)

Грамоте учиться, всегда пригодиться. Коля пошёл в магазин, но не смог прочитать название товара и ничего не купил. А Игорь знал грамоту и купил нужный ему товар. («Филипок»)

Друзья познаются в беде. Юля потеряла ключи от дома. Алина сказала, что нужно быть внимательней, а Вика пригласила Юлю к себе, пока не пришли её родители. Вика помогла в беде, значит она настоящий друг. («Котёнок», «Стрекоза и муравей»)

Добра желаешь — добро и делай. Вадим помог старушке перейти улицу, а она дала ему конфетку. («Старый дед и внучек», «Стрекоза и муравей»)

Пилу точат, чтобы стала острее, человека учат, чтобы стал умнее. Маша плохо понимала математику и мама наняла репетитора. Маша усиленно занималась и стала получать по математике пятёрки. («Филипок»)

Счастье тот добывает, кто уменьем ума набирает. Андрей долго тренировался и победил на соревнованиях. Он был счастлив. («Филипок»)

11. Назови прочитанные произведения, к которым подходят эти пословицы.

Смотри названия произведений в скобочках.

1

Непосредственно-образовательная
деятельность с детьми.

Воспитатель:
Татаринова И.М.

Возрастная
группа:
Подготовительная к школе с ТНР

Интеграция
образовательных  областей:
речевое развитие,
познавательное развитие, физическое развитие.

Тема: Пересказ
рассказа Б.С. Житкова «Как слон спас хозяина от тигра»

Цель: Развивать связную речь

Задачи:

1.Обучающие
задачи
 

Обучать детей пересказывать рассказ близко к
тексту и по плану;

Углубить и расширить знания детей о животных
жарких стран;

2. Развивающие
задачи
 

Развивать
умение строить высказывание без опорных сигналов;

Развивать
зрительное внимание и восприятие, творческое воображение.

3. Воспитывающие задачи 

Воспитывать стремление изучать природу и
живых обитателей Земли, бережное отношение к природе, заботливое отношение к
животным.

Словарная работа: 
индус, ударить оземь.

Предварительная работа.

чтение рассказов Б.С. Житкова «Про слона», Д.Р. Киплинга
(рассказы из «Книги джунглей»). Игры: «Назови ласково», «Сосчитай».

Оборудование и материалы.

Текст рассказа Б.С. Житкова «Как слон спас хозяина от
тигра»; предметные картинки с изображениями обезьяны, бегемота, льва, зебры,
верблюда, жирафа, слона, глобус.
Изображения
загрязненного леса, пожара;

Ход непосредственно-образовательной
деятельности:

1.      Организационный
момент.

педагог обращает внимание детей на предмет, стоящий на
столе.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что это?

Дети: Глобус.

Воспитатель: Правильно, это глобус – модель Земли. Ребята, а
вы любите путешествовать? Хотите отправиться со мной в большое путешествие?
Догадайтесь, куда мы с вами отправимся?

«Самый теплый материк живописен и велик.

Тут живёт среди саванн много львов и обезьян».

Дети: Африка.

Воспитатель: Правильно, мы отправимся с вами на
очень жаркий континент. Африка – царство самого жгучего в мире солнца и
горячего песка. Кто может показать Африку на глобусе?

Воспитатель: Запоминайте волшебные слова, повторяйте
за мной:

Волшебный глобус я кручу,

Попасть я в Африку хочу!

(Дети поворачиваются вокруг себя под музыку)

2.Основная часть

Воспитатель: Вот мы и в Африке. Отгадайте, пожалуйста, загадку:

Царь зверей – большая кошка

Порычит со зла немножко,

Спит он в логове, поев

Носит гриву, грозный… (лев)

(показ иллюстрации)

Воспитатель: Почему льву важно быть незаметным? (он хищник, выслеживает добычу)

Почему мы его не видим? (цвет шерсти позволяет быть незаметным среди желтой
сухой травы)
.

Кто ходит на охоту? Львы или львицы? Почему?

(На охоту ходят, как правило, львицы. Они более
подвижны, ловки, более удачливы в охоте. Львы тяжелы, неторопливы, ленивы.
Добытое львицами мясо сначала отведывает хозяин. Поэтому он всегда полноват,
сыт и сам не охотится.)

А чем внешне отличаются львы от львицы? (у льва большая пушистая грива, а
у львицы ее нет)
.

На кого охотятся львицы? (их добычей становятся жирафы, антилопы, зебры).

Какую пользу приносят хищники?

(Львы не дают травоядным животным (антилопам, зебрам, жирафам)
размножаться в больших количествах, спасая растительный мир от полного
уничтожения, а также уничтожают больных животных).

Воспитатель: Следующая загадка:

Вот лошадки, все в полосках,

Может быть, они в матросках?

Нет, они такого цвета.

Угадайте, кто же это? (зебра)

(показ иллюстрации)

Зебра — это черная лошадка в белую полоску или белая
лошадка в черную полоску?

(Каждая зебра покрыта полосками, и они не
повторяются. По рисунку детеныш зебры узнает свою мать. А также их окрас
позволяет им сбить с толку хищников, они не могут выделить одну зебру. Их много
и они сливаются в одно большое полосатое пятно).

Воспитатель: Послушайте, о ком следующая загадка?

Такой длинной шеи

Не видывал люд:

Всех выше на свете

Пятнистый… (в рифму хочется сказать «верблюд», но это жираф)

 (показ иллюстрации)

Высота жирафа 6 метров, он ростом с 2-этажный дом, половина
высоты приходится на шею.

Зачем ему такая шея? (легко достает до самых верхушек высоких деревьев,
срывая листья)
.

Рядом с жирафом пасутся зебры, антилопы, страусы,
косули.

Чем привлекает их жираф? (высокий рост, чуткие уши и зоркие
глаза помогают ему увидеть хищника и объявить всем тревогу. Глаза у жирафа так
посажены, что, не поворачивая головы, он видит все вокруг.)

Воспитатель: Вдруг из воды показались глаза, уши и ноздри
огромного зверя. Он целыми днями сидит в воде, чтобы догадаться, кто это, надо
отгадать загадку.

В Африке толстяк живёт, у него огромный рот,

В зной весь день сидит в воде, думает лишь о еде,

Травку тоннами жуёт ненасытный… (бегемот)

 (показ иллюстрации)

У нашего большого бегемота есть маленький друг. Кто
это? 
(Бегемот
дружит с птицами)
.

Как они ему помогают?

(Птичка сидит на голове у бегемота, когда он сидит
в воде, так она ловит рыбу для себя; птица бегемоту чистит от насекомых шкуру,
лечит ранки).

Воспитатель: О ком же следующая загадка?

Носом – шлангом великан

Моется, как в душе.

Это житель жарких стран

Всех крупней на суше.

Какое самое большое животное в Африке? СЛОН

(показ иллюстрации)

Как вы думаете, осмелится лев напасть на слона? (нет, слон
– могучее, очень сильное животное, льву с ним не справится).

Самое удивительное у слона – хобот.

Что делает им слон?

 (С помощью хобота слон срывает листья с деревьев, рвет
траву, пьет. Он переносит очень толстые деревья. Хоботом слон защищается от
врагов, выражает нежность, поглаживает с любовью своих детенышей.)

Кто может принести вред слону?

(Мышь, когда слон спит, забирается в хобот и
прогрызает всё; а муравей, во время сна слона, прогрызает подошвы ног, и слон
не может ходить).

 Физкультминутка «Веселый Сафари-парк»

Это лев. Он царь зверей.          
                     
                 
Дети идут по кругу.

В мире нет его сильней.          
    
Идут размеренно, с гордо поднятой головой.

А смешные обезьяны

Раскачали все лианы.    Останавливаются, растопыривают
пальцы рук – «пружинка»

А вот умный, добрый слон          
                  
Пальцы рук прижимают к голове

Посылает всем поклон.          
                     
       
Наклоны вперед вправо, влево

Леопард так быстро скачет,             
                     
         

Словно мой любимый мячик.             
                     
     
Легкие прыжки на месте

Зебра головой качает,

К себе в гости приглашает.       Раскачиваются в разные стороны,
приподнимая ноги

               
                     
                     
                     
                     
         (По С. Маршаку)

Педагог выставляет
предметные картинки с изображениями названных животных и спрашивает у детей,
какие из этих животных могут быть домашними. (Верблюды, обезьяны, слоны.) Это
животные жарких стран.

Педагог говорит детям,
что сегодня они узнают историю о том, как слон спас своего хозяина. Эту историю
написал Б.С. Житков.

Чтение рассказа с последующим
обсуждением.

Объяснение слов: индус (человек, который живет в Индии), ударить
оземь (с силой кинуть на землю).

— О ком говорилось в
этом рассказе?

— Куда и зачем
отправился хозяин со слоном?

— Почему слон перестал
слушаться хозяина?

— Как поступил хозяин
со слоном?

— Кто появился из-за
кустов?

— Что хотел сделать
тигр?

— Как слон защитил себя
и своего хозяина?

— Почему хозяин стал
раскаиваться в своем поступке?

— Как нужно относиться
к животным,  которые живут рядом с нами?

 Физкультминутка
«Жираф».

По ходу стихотворения
дети выполняют соответствующие движения.

Рвать цветы легко и
просто

Детям маленького роста.

Но тому, кто так высок,

Нелегко сорвать цветок!
(С. Маршак)

Повторное
чтение рассказа с установкой на пересказ.

После повторного чтения
педагог предлагает детям рассказывать так: сначала расскажите, куда отправился
хозяин со слоном, затем, кто напал на них, и закончите тем, как слон спас
хозяина (план рассказа).

 Пересказ
рассказа детьми.

4.Заключительная
часть
  Итог занятия.

— О чем говорилось в
рассказе? Где живут животные, о которых говорилось в рассказе? В джунглях.

-Ребята, а у нас есть
джунгли?  (Нет)

-У нас есть лес, где живут дикие
животные.

Но нашим лесам угрожает очень много
опасностей. Давайте узнаем, что же это за опасности?

Воспитатель выставляет
изображение пожара.

В: Что вы видите?

Д: Пожар, деревья горят!

В: Как такое могло произойти?

Д: Люди не потушили за собой костер
и лес загорелся.

В: Что будет с растениями и
животными леса?

Д: Они сгорят, погибнут.

Воспитатель выставляет
изображение загрязненного мусором леса.

В: Что изображено на картинке?

Д: Мусор в лесу.

В: Как он там оказался?

Д: Люди не убрали его за собой.

В: Можно ли оставлять мусор в лесу?
Почему?

Д: Нет. Если в лесу будет грязно, то
животные и растения погибнут.

В: Чего еще нельзя делать в лесу,
чтобы не навредить его обитателям?

Д: Ломать ветки, обижать, кричать,
пугать животных.

Педагог детям раздает
экологические знаки и дает задание: внимательно рассмотреть знак, разрешает он
или запрещает действие? Раскрасить по краю знак в зеленый или красный цвет.

Дети выполняют задание.

Педагог подводит итог: Чтобы
не навредить природе, лесным обитателям, необходимо соблюдать  правила
безопасного поведения в лесу.

  • Рассказ служанки 2017 сезон 1 magnet torrent
  • Рассказ служанки 2017 2020
  • Рассказ служанки 3 сезон описание сезона
  • Рассказ служанки 1 сезон 1 смотреть ютуб
  • Рассказ слон чему учит рассказ