Рассказ слон чему учит рассказ

Тема: станюкович к.м. рассказ рождественская ночь: проблематика рассказа. подготовка к pisa цель урока: познакомиться с жанром рождественского рассказа; развивать навыки

Тема: Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа.
Подготовка к PISA

Цель
урока:
познакомиться с жанром рождественского рассказа; развивать навыки
анализа текста; пробудить у учащихся раздумья над такими вопросами морали и поведения,
как сострадание, вера, ответственность, доброта.

Ход урока

1.
Организационный момент

2.
Вступительное слово

Русский писатель Константин Михайлович
Станюкович родился в Севастополе 30 марта 1843 года. Отец его был адмиралом
флота, поэтому мальчик пошел сначала по его стопам.

В 1856 году юноша был зачислен кандидатом
в Пажеский корпус Петербурга, но вскоре он почувствовал в себе тягу к
литературе. В 1959 году в журнале «Северный цветок» было напечатано первое
стихотворение Константина, и тогда молодой человек всерьез задумался о переходе
в Петербургский университет. Отец Станюковича был против такого решения,
поэтому в 1960 году юноша был отправлен в кругосветное плавание.

Вопреки желаниям отца, это путешествие
наоборот способствовало развитию литературного таланта Константина. Именно
здесь молодой писатель создал множество очерков, которые впоследствии были
изданы отдельной книгой, получившей название «Из кругосветного плавания»
(1867).

В 1864 году Станюковичу все-таки удалось
уйти в отставку и заняться литературным трудом. Он сотрудничал со множеством
петербургских изданий, а в 1972 году стал работать в журнале «Дело». Здесь в
дальнейшем были напечатаны такие его произведения, как роман «Без исхода»
(1873), рассказ «Оригинальная пара» (1877), «Письма знатных иностранцев»
(1878), романы «Два брата» (1880) и «Омут» (1881).

В конце 70-х годов Станюкович много бывал
за границей. Там он сблизился с представителями революционной эмиграции, за что
в 1885 году был сослан в Томск.

В 1902 году Станюкович закончил свое
главное произведение — «Морские рассказы». Вскоре из-за ухудшения здоровья по
настоянию врачей он переехал в Италию, где скончался 20 мая 1903 года в
Неаполе.

 3. Работа
по теме урока

Рождественский
рассказ – жанр литературы, основу которого составляет обычно 1-2 события или
происшествия; в его основе всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал
рассказа хороший. – Докажите, что рассказ К.М.Станюковича относится к
святочным? (Слушаем ответы учеников) Вывод. В святочных рассказах для детей
создается «правильная» и понятная картина мира, в котором строго разграничены
добро и зло. Святочные рассказы для детей иллюстрируют христианскую заповедь,
назидательны, но мораль здесь не высказывается прямо. Нравственный вывод
маленький читатель должен сделать самостоятельно, осмысливая поступки героев и
отвечая на вопрос: «Каким должно быть человеку?» Детские святочные рассказы
всегда обращены к чувству маленького читателя, к его сердцу.


Чтение текста + беседа по вопросам.

— Где происходило действие? (Батавия – город на
северо-западном побережье острова Ява (ныне – столица Индонезии, Джакарта).

— В какое время суток начинается
повествование? 
(Ночью).

— Какая это ночь? (Рождественская ночь).

— О чем вспоминали матросы? («Матросы вспоминали о России, о
празднике на родине, высказывали желание поскорей вернуться домой, особенно те,
которые по возвращении рассчитывали на отставку или, по крайней мере, на
бессрочный отпуск. Вот уж третье Рождество они встречают в «чужих» и «жарких» местах…
Опротивело… Скорей бы вернуться!»).

— Что увидели матросы? (Упавшую звезду).

— Что сказал Ефремов по поводу падения
звезды? 
(«– Это
бог виноватую звезду наказывает… Потому звезды тоже бунтуют… И особенно много,
братцы, падает их в эту ночь… – По какой такой причине, братец? –
задорно спросил пожилой, плотный матрос. – А по такой причине, милый
человек, что в эту ночь не бунтуй, а веди себя смирно, потому как в эту самую
ночь Спаситель родился… Великая эта ночь… Нашему рассудку и не понять… И как
ежели подумаешь, что родился он в бедности, пострадал за бездольных людей и
принял смерть на кресте, так наши-то все горя ничего не стоят… Ни одной
полушки!.. Да, братцы, великая эта ночь. И кто в эту ночь обидит
младенца, – тому великое будет наказание… Так старик один божественный мне
сказывал, странник. В книгах, говорит, все показано…»).

— Чей жалобный крик с берега услышали
матросы? 
(Крик
младенца).

— Кого увидели матросы? («…крошечного черномазого мальчика
в одной рубашонке, завязшего в мокром рыхлом песке»).

— Что сделали с ребенком матросы? (Принесли его на катер).

— Разрешил ли лейтенант плыть мальчику с
ними? 
(Да).

— Куда обещали поместить маленького
малайца? 

приют).

— Как относился Ефремов к найденышу? (С нежностью матери. Хотел
попросить, чтобы его оставили).

— Согласился ли капитан оставить
мальчика? 
(Нет).

— Какие нравственные качества проявили
матросы? 
(Милосердие,
сострадание, доброту).

— Стали бы вы спасать ребенка на месте
матросов? Обоснуйте свой ответ. 
(Письменные ответы учеников)

 «Как мы уже выяснили, в рассказе
действие происходит не в России, а в далёкой Индонезии. Но это не мешает нам
найти здесь элементы рождественского рассказа: «…в эту ночь не бунтуй, а веди
себя смирно, потому как в эту самую ночь Спаситель родился… Великая эта ночь…
Нашему рассудку и не понять… И как ежели подумаешь, что родился он в
бедности, пострадал за бездольных людей и принял смерть на кресте, так наши-то
все горя ничего не стоят… Да, братцы, великая эта ночь. И кто в эту ночь
обидит младенца, — тому великое будет наказание…». И далее мы слышим плач
ребёнка. Русские матросы достали малайского чернокожего мальчика из завязшего
мокрого песка, накормили и взяли с собой, а на следующий день договорились с
губернатором о том, чтобы ребёнка поместили в приют. Так для бедного мальчика
тоже свершилось чудо. Здесь чудо происходит с ребенком. Детский образ в таких
рассказах выполняет не только сюжетообразующую функцию: именно благодаря ему
становится очевидной текстуальная параллель святочного рассказа и Евангелия.
Дитя в литературном тексте, как Младенец-Христос, вершит чудеса: герои
переходят от отчаяния к состоянию счастья, обретают нечаянное богатство и
прочее».

4.
Тестирование

Тема
урока:

Е.Чарушин  «Страшный рассказ». Составление плана по опорным словам. Урок 1.

Тип урока: урок
открытия нового знания

Цель урока:
познакомить
учащихся с творчеством Е.Чарушина , развивать навыки выразительного чтения,
учить делить текст на смысловые части и озаглавливать их, прививать любовь к
природе, приучать бережно относиться  ней.

Задачи урока:

·        
учить определять жанр
произведения.

·        
учить составлять план
рассказа.

Планируемые результаты урока

Предметные

Метапредметные

Личностные

.

·        
знать
произведения о животных русских писателей и поэтов

·        
прогнозировать
содержание текста по заголовку

·        
определять
последовательность событий

·        
составлять
 план художественного текста

.

·        
в
совместной деятельности определять тему и цель урока;

·        
работать
в паре

·        
ориентироваться
в тексте

·        
оценивать
свою работу по критериям

·        
проявлять 
интерес  к чтению произведений о животных.

·        
осознавать
, что необходимо проявлять заботу о животных.

Ход урока

Содержание
деятельности учителя

Содержание
деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

Создает
условия для прогнозирования перед знакомством с произведением. Предлагает
рассмотреть выставку книг Е.Чарушина и  определить, о чем писал автор.

Рассматривают
выставку книг, обсуждают. Делают вывод о том, что автор писал рассказы о
животных и природе.

Мотивация познавательной деятельности

Предлагает
рассмотреть обложку книги Е.Чарушина «Страшный рассказ», предположить, о чем
будет произведение.

Предлагает
уч-ся рассказать , что они знают о ежах.

.Предлагает
прочитать название произведения на с. 136  учебника и предположить , почему
оно так называется.

Рассматривают
обложку. Рассуждают о том, что в произведении  пойдёт речь о еже.

Высказываются
о ежах.

Читают
название и высказывают предположение о сюжете.

Организация познавательной деятельности

Предлагает
прочитать тему урока и вопросы к тексту. В совместной деятельности поставить
цель урока и составить план работы на уроке.

Предлагает
прослушать рассказ, определить чувства и настроение, которое возникнет после
слушания текста. Читает произведение.

После
слушания предлагает поделиться, какие чувства возникли во время слушания.

Организует
словарную работу : сени, чулан, клеть.

Организует
выборочное чтение.

Учитель
предлагает прочитать  начало рассказа , спрашивает, какие слова автора
указывают на то, что должно произойти нечто страшное.

Предлагает
прочитать , как мальчики уговаривали себя не бояться, спрашивает, как надо читать
эти слова: тихо или громко, с опаской, удивленно, весело , с испугом в
голосе.

Предлагает
прочитать описание обстановки в комнате и сказать, что произошло на самом
деле.

Предлагает
объяснить, действительно ли рассказ является страшным.

Предлагает
определить жанр произведения в паре.

Предлагает
назвать основные события рассказа. Определить , на сколько частей его можно
разделить. Определить основную мысль каждой части. В результате беседы на
доске появляется алгоритм по составлению плана.

Создает
условия для  работы с текстом,  по созданию плана на основе опорных слов  в
парах..

Создает
условие для проверки плана. (образец на доске).

.

.

Читают
тему урока: «Страшный рассказ» Е.Чарушин..

Формулируют
цель урока .План фиксируется на доске.

Обсуждают,
что будут знать и уметь в конце урока.

Слушают
рассказ. Высказываются о прочитанном произведении.

Находят
определения слов в словаре. Объясняют их значение.

Находят
нужный отрывок,  зачитывают его.

Читают
начало рассказа, называют слова и выражения , предвещающие , что должно
произойти что-то очень страшное.

  
Определяют интонацию для чтения: тихо, с испугом в голосе.

Читают
отрывок, выражают свои чувства.

.
Объясняют смысл названия рассказа ,записывают ответы на вопросы

в
РТ с.45

Обсуждают
в парах жанр произведения, высказывают свое мнение. Доказывают, что
произведение Е. Чарушина является рассказом.

Перечисляют
основные события. Определяют количество частей. Проговаривают алгоритм
создания плана.

Алгоритм
на доске:

Раздели
текст на законченные по смыслу части.

Определи
основную мысль каждой части.

Озаглавь
каждую часть текста.

Работают
 в парах. Находят в тексте опорные слова и записывают план в РТ с 45.

Проверяют
получившийся план с образцом.

Рефлексия деятельности

Создает
условия для проведения педагогической диагностики – нацеливает на выполнение
самостоятельной работы .

(Приложение
1)

Предлагает
выбрать и продолжить любое предложение:

На
уроке я узнал…

Я
похвалил себя на этом уроке за…

После
урока мне захотелось…

Сегодня
я сумел…

Предлагает
ответить на вопросы:

Какой
рассказ прочитали?

Кто
его автор?

Чему
учит рассказ?

Предлагает
определить , какие умения формировались на уроке.

Предлагает
домашнее задание на выбор.

1.Нарисовать рисунок к рассказу.

2 Прочитать рассказ с 136-138.

3.Написать сообщение о ежах.

 Оценивают
результаты деятельности на уроке: выполняют самостоятельно работу, проверяют
по эталону, оценивают по критериям.

 Делают
вывод об успешности или неуспешности деятельности. Выявляют причины
успешности или неуспешности.

Учащиеся
высказываются .

Учащиеся
отвечают на вопросы.

Называют
умения определять смысл названия произведения, составлять план на основе
опорных слов.

Выслушивают
домашнее задание. При необходимости задают вопросы, уточняют.

Укажи цифрами  пункты
плана  в соответствии с текстом.

Старшие
друзья.

Рядом со школой открылся
детский сад. Школьники готовили для малышей подарки.

Девочки сшили платья для
кукол. Мальчики сделали игрушечную мебель. Нашлись и книжки с картинками.

Первого мая в садике был
утренник. Малыши были рады гостям и подаркам.

o   
Школьники готовили детям подарки.

o   
Малыши были рады.

o   
Открылся детский сад.

Слайд 1

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ «АМУРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» (ГПОАУ АО АПК) ПМ.02 Организация различных видов деятельности и общения детей МДК 02.07 Детская литература с практикумом по выразительному чтению Специальность: 44. 02.01 Дошкольное образование Преподаватель психолого – педагогических дисциплин, высшей квалификационной категории: Гольская Оксана Геннадьевна Выразительное чтение и анализ произведений Льва Николаевича Толстого для детей (практический урок)

Слайд 2

Содержание Чтение (пересказ) произведений Л.Н. Толстого. Исполнительский анализ произведений Л.Н. Толстого . Литературоведческий анализ произведений Л.Н. Толстого. Драматизация отрывков из произведений Л.Н . Толстого / разыгрывание театрализованных этюдов.

Слайд 3

Выразительное чтение и анализ рассказа Л.Н . Толстого “Саша был трус”. Вопросы и задания к рассказу — О ком говорится в рассказе? — Чего испугался Саша? — Почему Саша влез в шкаф? — Сколько Саше придется сидеть в шкафу? -Как называют людей, которые всего боятся? -Кого вы видите на картине? — Какими качествами наделены другие дети изображённые на картине? — Чему учит этот рассказ? — Что можно пожелать Саше?

Слайд 4

Выразительное чтение и анализ рассказа Л.Н . Толстого “Котёнок” (1875) История создания. Жанр и направление. Смысл названия. Композиция. Суть : о чём рассказ? Главные герои и их характеристика. Темы. Проблемы. Основная идея. Чему учит? Художественные особенности. Пословицы которые подходят для описания рассказа. Вопросы к детям для анализа содержания рассказа.

Слайд 5

Выразительное чтение и анализ рассказа Л.Н. Толстого “Акула» Анализ рассказа по плану Жанр. Композиция текста. Главные герои рассказа и их характеристика. Главная мысль рассказа. Чему учит рассказ. Пословицы и поговорки, которые подходят для описания рассказа. Вопросы к детям для анализа содержания рассказа .

Слайд 6

Выразительное чтение и анализ рассказа Л.Н. Толстого “Прыжок” ( 1880) Анализ рассказа по плану Жанр. Композиция произведения. Главные герои рассказа и их характеристика. Главная мысль рассказа. Чему учит рассказ. Выводы по тексту. Пословицы и поговорки, которые подходят для описания рассказа . Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания рассказа .

Слайд 7

Выразительное чтение и анализ рассказа Л.Н. Толстого “Пожарные собаки ” Анализ рассказа по плану Жанр . Главные герои рассказа и их характеристика. Мораль произведения. Анализ. Главная мысль. Чему учит рассказ. Пословицы которые подходят для описания рассказа. Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания рассказа .

Слайд 8

Анализ рассказа по плану Жанр. История создания. Тематика и проблематика. Композиция. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка ). Главные герои рассказа и их характеристика. Литературные приёмы. Конфликт произведения. Главная мысль рассказа. Чему учит рассказ » Филипок». Пословицы и поговорки, которые подходят для описания рассказа. Выразительное чтение и анализ рассказа Л.Н. Толстого “Филипок” ( 1875)

Слайд 9

Выразительное чтение и анализ рассказа (были) Л.Н . Толстого “Корова” Жанр . Главные герои рассказа и их характеристика. Мораль рассказа. Анализ. Главная мысль. Чему учит рассказ. Пословицы и поговорки, которые подходят для описания рассказа . Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания рассказа . Анализ рассказа Л.Н. Толстого по плану

Слайд 10

Выразительное чтение с элементами драматизации и анализ сказки Л.Н . Толстого “ Белка и волк” Анализ сказки по плану Жанр . Главные герои сказки и их характеристика. Мораль и главная мысль сказки. Анализ. Главная мысль. Чему учит сказка. Пословицы и поговорки, которые подходят для описания рассказа. Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания сказки .

Слайд 11

Выразительное чтение и анализ басни Л.Н . Толстого “Отец и сыновья” Анализ басни по плану Главные герои и сюжет басни. Основная идея произведения. Краткий анализ текста. Главные герои и сюжет басни. Пословицы и поговорки, которые подходят для о писания текста. Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания басни .

Слайд 12

Выразительное чтение и анализ б асни Л.Н . Толстого “Два товарища ” Анализ басни по плану Главные герои и сюжет басни. Основная идея произведения. Анализ басни. Мораль басни Толстого « Два товарища ». Пословицы и поговорки, которые подходят для описания басни. Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания басни .

Слайд 13

Анализ рассказа по плану Главные герои и сюжет рассказа. Краткое содержание рассказа. Основная идея произведения. Анализ рассказа. Мораль рассказа Толстого «Старый дед и внучек ». Чему учит рассказ. Пословицы и поговорки, которые подходят для описания рассказа . Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания рассказа . Выразительное чтение с элементами драматизации и анализ рассказа Л.Н. Толстого “Старый дед и внучек”

Слайд 14

Анализ рассказа по плану Выразительное чтение и анализ рассказа Л.Н . Толстого “Лгун ” Жанр . Главные герои рассказа и их характеристика. Мораль произведения. Анализ. Главная мысль. Чему учит рассказ. Пословицы которые подходят для описания рассказа . Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания рассказа .

Слайд 15

Анализ рассказа по плану Выразительное чтение и анализ рассказа Л.Н . Толстого “ Дуб и орешник ” ( 1875) , разыгрывание театрализованного этюда Жанр . Главные герои рассказа и их характеристика . Мораль произведения. Анализ. Главная мысль. Чему учит рассказ. Пословицы которые подходят для описания рассказа. Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания рассказа .

Слайд 16

Выразительное чтение и анализ рассказа Л.Н . Толстого “Девочка и грибы” Анализ рассказа по плану Жанр. Главные герои рассказа и их характеристика. Чему учит рассказ. Пословицы и поговорки, которые подходят для описания рассказа. Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания рассказа.

Слайд 17

Выразительное чтение с элементами драматизации и анализ б асни Л.Н . Толстого “Кот и мыши” Анализ рассказа по плану Жанр . Главные герои басни и их характеристика . Мораль произведения. Анализ. Главная мысль. Чему учит басня. Пословицы которые подходят для описания б асни. Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания басни .

Слайд 18

Анализ басни по плану Выразительное чтение и анализ басни Л.Н . Толстого “Собака и ее тень ” Жанр . Главные герои басни и их характеристика . Мораль произведения. Анализ. Главная мысль. Чему учит басня. Пословицы которые подходят для описания басни. Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания басни.

Слайд 19

Выразительное чтение и анализ рассказа Л.Н . Толстого “Свадьба” Анализ рассказа по плану Жанр . Главные герои рассказа и их характеристика . Мораль произведения. Анализ. Главная мысль. Чему учит рассказ. Пословицы которые подходят для описания рассказа. Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания рассказа.

Слайд 20

Выразительное чтение и анализ б асни Л.Н . Толстого “Зайцы и Лягушки ” Анализ рассказа по плану Жанр . Главные герои басни и их характеристика . Мораль произведения. Анализ. Главная мысль. Чему учит басня. Пословицы которые подходят для описания басни. Вопросы к детям для анализа содержания басни .

Слайд 21

Анализ рассказа по плану Выразительное чтение и анализ рассказа Л.Н . Толстого “Царь и лягушки” Жанр . Главные герои рассказа и их характеристика . Мораль произведения. Анализ. Главная мысль. Чему учит рассказ. Пословицы которые подходят для описания рассказа. Вопросы к детям дошкольного возраста для анализа содержания рассказа .

Слайд 22

Выразительное чтение и анализ б асни Л.Н . Толстого “Старик и Смерть ” Анализ рассказа по плану Главные герои и сюжет басни. Основная идея произведения. Анализ басни. Мораль басни Толстого «Старик и Смерть ». Пословицы и поговорки, которые подходят для описания басни. Вопросы для анализа содержания басни.

Слайд 23

Домашнее задание В портфолио по предмету поместить: п ортрет Л.Н. Толстого (лист формата А4); п еречень произведений для детей Л.Н. Толстого по всем возрастным группам из «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой 6-е изд., доп. – М. МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2020. – 368с.»; образец литературоведческого анализа произведения Л.Н. Толстого, конспект занятия с подробным перечнем вопросов по содержанию произведения/ вопросы и задания к произведению (лист формата А4, поля верхние/нижние – 2 см, левое – 3 см, правое – 1см, шрифт -12).

Слайд 24

Источники Арденс. Н. Н. Творческий путь Л. Н. Толстого / Н.Н. Арденс. – М.: Пушкин. Дом, 1962 г. – 678 с. Бурсов Б.И. Идейные искания и творческий метод Л.Н. Толстого / Б.И. Бурсов. – М.: ГИХЛ, 1960 г. – 408 с . Бычков С. П. Л. Н. Толстой. Очерк творчества. / С. П. Бычков. – М.: ГИХЛ, 1954 г. — 480 с. Громов В. А. Рассказ «Филиппок» в контексте «Новой Азбуки» / В. А. Громов // Яснополянский сб. ст.- Тула, 2000 г. — С. 45 — 46. Зондель М. А. Семантико-стилистические особенности детских рассказов Л. Н. Толстого /М. А. Зондель // Проблемы языка и стиля. Л. Н. Толстой: респ. сб. ст. – Тула, 1977 г.- С. 105 — 111.

Слайд 25

Ищук Г. Н. Социальная природа литературы и искусства в понимании Л. Н. Толстого / Г. Н. Ищук. – Калинин: Калинин. гос. ун-т, 1972 г. — 273 с. Ищук Г. Н. Лев Толстой. Диалог с читателем / Г. Н. Ищук – М.: Книга, 1984 г. — 191 с. Каштанова И. А. «Детские рассказы» Л. Н. Толстого / И. А. Каштанова //Народное образование. — 1963. -№ 9. — С. 93 — 95 . Лощинин Н. П. Л. Н. Толстой – великий русский писатель / Н. П. Лощинин. – Тула: Областное книжное изд-во, 1953 г. — 63 с. Тюриков И. П. Л. Н. Толстой о специфике детского восприятия художественной литературы / И. П. Тюриков // Проблемы детской литературы: межвуз. сб. – Петрозаводск, 1989 г — С. 5 – 13. Хрестоматия для младшей группы. ФГОС ДО. Серия: библиотека детского сада. Составитель: Юдаева М. В., — Издательство: Самовар, 2020.

Слайд 26

Хрестоматия для средней группы. ФГОС ДО. Серия: библиотека детского сада. Составитель: Юдаева М. В., — Издательство: Самовар, 2020. Хрестоматия для старшей группы детского сада. ФГОС ДО. Серия: библиотека детского сада. Составитель: Юдаева М. В., — Издательство: Самовар, 2020 . Хрестоматия для подготовительной группы. ФГОС ДО. Серия: библиотека детского сада. Составитель: Юдаева М. В., — Издательство: Самовар, 2020. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 1 – 3 лет. – 3-е изд. — М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2020. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 3 – 4 лет. – 2-е изд. — М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2018. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 4 – 5 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016 Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 6 – 7 лет. – 2-е изд. — М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2018

Слайд 27

Понравилась презентация? Зайди в другие разделы сайта, чтобы по разделам » Навигации» почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОО и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, педагогической практике, экзаменам, курсовым и дипломным работам; организации мониторинга в ДОО. Гольская Оксана Геннадьевна | сайт преподавателя… URL: http: //nsportal.ru›golskaya-oksana Буду рада, если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе. Преподаватель ГПОАУ АО АПК: Гольская Оксана Геннадьевна

На чтение 9 мин. Просмотров 9 Опубликовано

«Лисичкин хлеб» – добрая и поучительная история о маленькой девочке Зиночке, которая с удовольствием съела обычный черный хлеб, узнав от охотника, что он лисичкин. Это рассказ о щедрых лесных дарах, которые приносят большую пользу человеку.

lisichkin-hleb-chitatelskiy-dnevnik-64372.jpg

Краткое содержание «Лисичкин хлеб» для читательского дневника

ФИО автора: Пришвин Михаил Михайлович

Название: Лисичкин хлеб

Число страниц: 16. Михаил Пришвин. «Лисичкин хлеб». Издательство «Махаон». 2016 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1939 год

Главные герои

Автор – писатель, натуралист, охотник, большой знаток природы.

Зиночка – маленькая девочка, которая любит есть только лисичкин хлеб.

Сюжет

Автор провел в лесу целый день, и по возвращению домой принялся доставать из своей большой сумки разные диковинные вещи. Зиночка с нескрываемым любопытством разглядывала их, задавая вопросы автору, а тот охотно объяснял ей их предназначение.

Для начала автор показал ей большую птицу Терентия, который весной питается березовыми почками, осенью собирает вкусные спелые ягоды, а зимой укрывается от лютых морозов под снегом. Затем он показал девочке рябчика и даже продемонстрировал, как тот свистит.

Автор высыпал на стол много грибов разных цветов и размеров, достал из карманов лесные ягоды – голубику, чернику, бруснику. После он показал Зиночке небольшой кусок сосновой смолы, и объяснил, что благодаря этой смоле деревья успешно лечат раны, которые им случайно наносят животные или непогода.

Когда дошла очередь до лесных трав, автор стал выкладывать на стол валерианку, кукушкины слезы, заячью капусту, петров крест. Под травами в сумке у автора лежал кусок обычного черного хлеба, который он взял с собой в дорогу. Увидев хлеб, Зиночка очень удивилась – откуда ему быть в лесу? Но автор не растерялся, и сказал, что уже если есть заячья капуста, то почему не может быть лисичкиного хлеба.

Услышав это, девочка тут же съела весь хлеб. Дома, бывало, она капризничала, и могла даже от белого пышного каравая отказаться, а вот лисичкин хлеб из леса показался ей гораздо вкуснее домашней выпечки.

План пересказа

  1. Возвращение домой.
  2. Терентий и рябчик.
  3. Лесные ягоды и грибы.
  4. Сосновая смола и травы.
  5. Кусочек хлеба.
  6. Зиночка съедает лисичкин хлеб весь, без остатка.

Главная мысль

Непривычное кажется гораздо более привлекательным, чем привычное.

Чему учит

Рассказ учит любить природу, интересоваться и разбираться в ягодах, грибах и травах, привычках диких птиц и животных. Учит любви и доброте.

Отзыв

Природа прекрасна в своем удивительном разнообразии – она дарит человеку много нужного и полезного. Для Зиночки обычный хлеб показался гораздо более вкусным только потому, что он был «лисичкиным».

Рисунок-иллюстрация к рассказу Лисичкин хлеб.

Пословицы

  • Вкусивши сладкого, не захочешь горького.
  • Есть привычка, есть и отвычка.
  • Хлеб – всему голова.
  • Не корми меня тем, чего я не ем.

Что понравилось

Понравилось, с какой любовью и добротой автор рассказывал Зиночке обо всех своих находках. Чувствуется, что он хорошо знает лес и его обитателей, и с большим трепетом относится к ним.

Пришвин М., «Лисичкин хлеб» Жанр: рассказ о природеГлавные герои рассказа «Лисичкин хлеб» и их характеристика

  1. Автор, натуралист и писатель. Охотник и собиратель, знаток природы. Добрый и хитрый.
  2. Зиночка. Маленькая девочка-копуша. Не любит есть хлеб, только лисичкин.

План пересказа рассказа «Лисичкин хлеб»

  1. Возвращение домой.
  2. Терентий и рябчик
  3. Грибы и ягоды
  4. Сосновая смола
  5. Травы
  6. Кусок хлеба
  7. Аппетит Зиночки.

Кратчайшее содержание рассказа «Лисичкин хлеб» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Автор вернулся из леса с полной сумкой.
  2. Он достал оттуда тетерева и рябчика, потом много грибов.
  3. Затем извлек ягоды из карманов и кусочек смолы
  4. Потом достал разных трав.
  5. Под травой лежал кусок хлеба, про который автор сказал, что он лисичкин.
  6. Зиночка полюбила лисичкин хлеб и всегда его ела.

Главная мысль рассказа «Лисичкин хлеб» Все привычное не кажется таким вкусным, как то же самое, но необычное.Чему учит рассказ «Лисичкин хлеб» Рассказ учит любить природу, учит разбираться в растениях, ягодах и грибах, знать привычки животных. Учит доброте и любви.Отзыв на рассказ «Лисичкин хлеб» Мне понравился этот очень простой рассказ. Девочка Зина не хотела есть белый хлеб, потому что к нему привыкла, но лисичкин хлеб казался ей чудом, и потому она его ела с удовольствием.Пословицы к рассказу «Лисичкин хлеб» Вкусивши сладкого, не захочешь горького. Есть привычка, есть и отвычка. Хлеб — всему голова. Только ангелы с неба не просят хлеба. Не корми меня тем, чего я не ем.Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Лисичкин хлеб» Как-то автор весь день проходил по лесу, а вернувшись домой, стал вытаскивать из своей туго набитой сумки разные чудеса. Девочка Зиночка спрашивала автора, что это, а он ей охотно объяснял. Для начала автор показал птицу Терентия, который весной бормочет и клюет березовые почки, осенью собирает ягоду, а зимой греется под снегом. Потом показал рябчика, показал как тот свистит, высыпал на стол много грибов разного цвета. Из карманов автор извлек ягоды — чернику, голубику, бруснику. А потом показал девочке кусочек сосновой смолы и пояснил, что этой смолой деревья лечатся от нанесенных им ран. Потом автор стал доставать разные травы и показывать Зиночке — кукушкины слезки, валерианку, петров крест, заячью капусту. А под заячьей капустой в сумке лежал кусок обычного черного хлеба, который автор взял с собой в лес. Зиночка увидела хлеб и удивилась, откуда он взялся в лису. Но автор сказал, что если есть заячья капуста, то почему не может быть лисичкина хлеба. Зиночка попробовала хлеб и тут же съела его весь, без остатка. Дома бывает и белый хлеб не возьмет, а вот лисичкин хлеб из леса ей сильно понравился, куда лучше домашнего.Рисунки и иллюстрации к рассказу «Лисичкин хлеб»Скачать:

Настройки

Размер шрифтаЦвет текстаЦвет фона

Автор: Михаил Михайлович Пришвин

Год написания: 1939

Жанр: рассказ

Главные герои:охотник, Зина — его дочь

Краткое содержание рассказа «Лисичкин хлеб» для читательского дневника наглядно продемонстрирует трепетное и уважительное отношение к природе родного края и желание раскрыть всем чудеса леса.

Сюжет

Автор постоянно бывает в лесу, и всегда возвращается оттуда с богатой добычей. Возвращаясь, он показывал дочери свои находки: грибы и ягоды, различные чудесные травки и корешки, приносит птиц и мелких животных. Обо всем он подробно рассказывает девочке, желая показать ей богатство и щедрость родной природы.

А однажды под листиком заячьей капусты Зиночка нашла кусочек черного хлеба, отец захватил его с собой в лес, но не съел. Мужчина поведал дочке, что это хлеб, который называется лисичкин и бывает он только в лесу. И Зина с наслаждением съела этот ломоть. Раньше она не любила кушать хлеб даже и белый, а черный из леса съедала весь до крошечки. Она объясняла это тем, что у лисички хлеб намного вкуснее.

Вывод (мое мнение)

Своим рассказом автор призывает нас любить и уважать природу, ценить все то, что она нам дает, а не только бездумно пользоваться ее дарами. И девочка, которая раньше не любила белые булки, стала есть простой черный хлеб, потому что это дар лисички и принесен он из леса.

Добавить в избранноеСодержание:

В статье рассматривается рассказ «Лисичкин хлеб», приводится краткое содержание для читательского дневника. Автор – Михаил Михайлович Пришвин. 

Произведение входит в программу 1-го класса начальной школы, его следует читать в оригинале, так как оно по объёму совсем небольшое.

Как и многие произведения Пришвина, «Лисичкин хлеб» иллюстрирует богатство русской природы. В первой половине текста автор красочно описывает дикий лес и его обитателей. Параллельно рассказывается история наивной, слегка избалованной маленькой девочки.

Главные герои и их характеристика

В тексте задействовано два героя:

  1. Рассказчик – охотник и собиратель. Любит природу, хорошо разбирается в растениях и животных.

  2. Зина – дочь охотника. Маленькая любопытная девочка.

Краткое содержание сказки М. Пришвина «Лисичкин хлеб»

Жанр произведения — рассказ. Небольшой текст можно прочитать за несколько минут. 

Основные сюжетные действия в рассказе:

  1. Рассказчик возвращается домой после похода в лес и достает из сумки добытое.

  2. В сумке охотника была дичь (тетерев и рябчик), дикие ягоды, небольшой кусок сосновой смолы, целебные травы.

  3. Параллельно охотник рассказывает маленькой дочери о быте лесных птиц и животных; о том, как «лечатся» деревья.

  4. Под «заячьей капустой» (лечебной травой) ребенок находит кусочек черного хлеба. Охотник взял его в лес, чтобы подкрепиться, но забыл съесть.

  5. Зина удивлена такой находке. Девочка не ест обычную выпечку, и отец идет на хитрость. Он рассказывает о том, что «подарок» там оставила лисичка и по всему лесу спрятаны кусочки буханок.

  6. Девочка с удовольствием съела «лисичкин» хлеб. Позже она лакомилась им после каждого похода отца в лес, так как считала его лучше обычного.

План пересказа

Тезисный пересказ произведения:

Завязка:

  • охотник возвращается домой;

  • тетерев и рябчик;

  • грибы, ягоды;

  • смола и сосны;

  • травы.

Кульминация:

  • обнаружение кусочка хлеба;

  • хитрость охотника.

Развязка:

  • любовь дочери к «лисичкиному» хлебу.

Главная мысль произведения

Анализ произведения позволяет выделить его главный посыл: «Неизведанное часто кажется лучше, чем привычное». Человек может убедить себя в чем угодно.

Чему учит рассказ «Лисичкин хлеб»

Автор написал рассказ, который учит внимательнее относиться к привычным вещам, любить природу, ценить ее богатство. В отзыве можно указать, что отец использовал хитрость с благой целью – заинтересовать ребенка.

Рассказ заставляет задуматься о том, что простые вещи могут быть полезнее и лучше модернизированных и «заморских». 

Обычный хлеб, испеченный из муки без добавок и консервантов, вкуснее и полезнее. Детей окружает множество сладостей и деликатесов, они часто избалованы, забыли вкус простой пищи. 

Девочка обнаруживает, что «лисичкин хлеб» ей больше по душе. Автор призывает ценить простое и не усложнять вещи.

Пословицы к произведению

Пословицы и поговорки, подходящие к замыслу рассказа:

  • «Вкусивши сладкого, не захочешь горького».

  • «У соседа всегда трава зеленее».

  • «Хлеб всему голова».

  • «Если хлеба нет куска, то и в тереме тоска».

  • «Хлеб наш насущный: хоть чёрный, да вкусный».

Еще тесты

Читайте также

«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/lisichkin-hleb.html
  • http://coolchtivo.blogspot.com/2019/04/blog-post8.html
  • https://frigato.ru/chitatelskiy-dnevnik/1-klass/1658-lisichkin-hleb.html
  • https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/lisichkin-khleb.html

слон

К чему снится слон

Слон снится во сне, согласно сонникам, к преуспеванию в бизнесе и увеличению своего финансового состояния. Если слон приснился женщине – это говорит о ее зависимости от мнения окружающих. Мужчине приснился слон – его ждет большая прибыль от дела. Если он бизнесмен – его дела пойдут в гору. Молодая девушка видит во сне слона – такой сон пророчит скорую свадьбу или пополнение в семье. Беременная девушка увидела во сне слона – скорее всего у нее родится мальчик.

Видеть во сне Слона по соннику XXI века

К чему снится Слон по соннику:

Слон во сне – символ мудрости, признания и высокой оценки вашего ума, способностей. Слон в вашей комнате – означает неудобство, помехи, кратковременные отрицательные переживания. Ездить на слоне – к особому счастью в жизни, вы можете оказаться под звездой удачи. Давать есть или пить слону – означает, что наяву вы вскоре получите хорошую работу. Видеть хобот слона во сне к беспокойству из-за шаткости положения. Если слон поднял вас хоботом – значит, наяву вы достигнете успеха. Белый слон во сне – к назначению на должность.

Видеть во сне слоновую кость – очень благоприятно для вашей судьбы, к успеху и радости.

К чему снится Слон по соннику Миллера

К чему снится Слон во сне?

Слон — Видеть во сне, что вы едете на слоне, означает, что вы приобретете в высшей степени прочное состояние и заслужите почести, которые будете носить с достоинством. Все сферы деятельности вашего предприятия будут подчинены вам, и столь же авторитетным станет ваше положение в доме.

Увидеть стадо слонов – к долгожданному, истинному благосостоянию. Слон одиночка предвещает вам скромную и бережливую жизнь.

Кормить слона – значит, что вы возвыситесь в своем кругу благодаря своей доброте и справедливости к тем, кто займет позиции ниже вашей.

Приснился сон про Слона по Современному соннику

Слон — Приобретение недвижимого имущества.

Слон: сонник Цветкова

Как толкует сонник Слон?

Слон — Возвышение в жизни, как сообщает сонник — предсказатель.

Если снятся Слоны по Ведическому соннику

Вам снится Слон

Приснившийся во сне слон — Вестник хорошего здоровья, успеха, силы, процветания и образованности.

К чему снятся Слоны: Детский сонник

Слон — Поступок твоего друга удивит тебя своим благородством, так по соннику трактуется этот сон.

Что предсказывает Слон по соннику мисс Хассе

Слон — Видеть во сне — привлекать других; ездить на нем — счастье во всем; убить или видеть убитого — крушение планов.

Значение Толкового сонника

К чему снится Слон

Видеть слона — успешную предприимчивость в делах; ехать на слоне — получение неожиданной чести; для девушки — выгодный жених.

Что значит Слон по соннику Странника

Толкование Слона из вашего сна

Слон — Мудрость, заслуги, успех. Ехать верхом на слоне – необыкновенная удача, возвышение, слава. Слоновая кость – Знак благополучия и продвижения по службе.

Увидеть Слона во сне: Исламский сонник

Слон — Если кто увидит, что на него бросился слон, — подвергнется какому-то несчастью, а если кто увидит себя во сне едущим на прирученном слоне, — повысится в чине.

Если снился сон про Слона // Цыганский сонник

К чему снится Слон по цыганским традициям

Слон — Угрожает опасностью, а иногда и самою смертью; ездить на слоне предвещает умножение богатства, получение чинов и приобретение славы; слона кормить или поить предвещает услугу важной особе, которая достойно вознаградит за то.

Эзотерический сонник: Слон

Слон — Стабильность. Видеть, фотографировать ваши мечты о стабильности. Кормить, водить, ехать на слоне вас ожидает стабильное положение в семье и на работе. Бить, убивать ненадежное, шаткое положение, разрушение стабильности, так трактуется сонником ваш сон.

Слон // сонник Нострадамуса

К чему снится Слон во сне

Слон — Является символом мудрости, силы, а в некоторых случаях мстительности и жестокости. Слон со звездами на спине является символом прихода к власти в Америке республиканской партии. Если во сне вы увидели белого слона — значит, наяву вы сделаете бесполезное приобретение.

Видеть Слона: сонник Хубайши Тифлиси

Слон в древнем понимании

Слон — Если кто увидит во сне, что на него бросился рассвирепевший слон, — наяву он, скорее всего, подвергнется какому-то несчастью. А если кто приснился себе едущим на прирученном слоне, то может радоваться: подобный сон исключительно благоприятен и сулит реальное повышение в звании (подразумевается восхождение, но карьерной лестнице).

Слон по соннику А.Тихомирова

Видеть сон про Слона, что это значит?

Слон — Белый (розовый) слон символизирует духовного учителя, высшую духовность вообще. Хобот слона в женских снах может быть фаллическим символом. Видеть слона — иметь признание ваших талантов. Ездить на слоне — добиться удачи в жизни. Кормить слона — подчиняться властному, справедливому человеку. Убегать от слона — трудности.

сон про слон

Увидеть Слона: сонник Антонио Менегетти

Анализируем видение, в котором снился Слон

Независимое животное, посредством которого ин сё показывает на ситуацию, в которой человека могут тайно, лукаво захватить хоботом, как щупальцами, независимо от его воли и прошить его бивнями. Этот образ синомичен с деформирующей решеткой, грилем, которая воздействует на человека, уродует его человеческое существо подобно тому, как паровой каток разрушает все на своем пути, так сказано в соннике по поводу этого сна.

Слон по Семейному соннику

Слон — Вы встретитесь с большим добрым человеком, который подарит вам свою дружбу. Если слон агрессивен, с поднятым хоботом и бивнями, – опасайтесь влиятельных недоброжелателей. Они могут доставить вам массу проблем. Слон, купающийся в реке или пускающий фонтан из хобота, – вас испугают предстоящие неприятности, но проблемы обойдут вас стороной. Слониха с детенышами – обратите внимание на близких людей. Оторвитесь, наконец, от любимой машины или детективов и побудьте с семьей.

Толкование сна Слон Большим сонником Натальи Степановой

К чему снится Слон?

Увидели слона во сне — Предвещает небольшое, но очень стабильное дело. Видеть пасущегося слона означает, что ваши душевные качества помогут вам завоевать расположение коллег по работе. Стадо слонов, увиденное во сне — к долгожданному и очень прочному достатку. Ехать во сне на слоне предвещает взлет профессиональной карьеры, приобретение немалого состояния, признание и уважение окружающих вас людей. Все сферы деятельности вашего предприятия будут подчинены вам, и столь же авторитетным станет ваше положение в семье.

Слон // сонник Дэвида Криспа

К чему снился Слон

В культуре народа зулусов слон является символом мудрости, патриархальности и священных отношений (сравните с символами МЕДВЕДЯ и ОРЛА в культуре американских индейцев). Обратите внимание на тот факт, что в разбросанных по всему свету культурах доминирующие в них символы имеют локальный подтекст, но при этом одновременно отображают видение и представление всего человечества, независимо от географической привязки. Во многих западных культурах слон почитается как животное, наделенное силой и отличной памятью. А коль это так, появление этих животных в сновидениях имеет отношение к процессу запоминания и к ПАМЯТИ — возможно, это напоминание о чем-то забытом, по соннику так расшифровывается этот сон.

Слон в соннике Белого мага Юрия Лонго

Если сновидцу приснился Слон

Наяву у вас хорошие перспективы на будущее, и нет особых причин для беспокойства. Возможно, в этом есть ваша прямая заслуга — вы хорошо поработали. Убегать во сне от слона — в реальной жизни вы пытаетесь справиться с давлением на вас окружающих людей. Все они считают своим прямым долгом учить вас жизни, диктовать, какую одежду вам носить и как выглядеть, с кем стоит встречаться, а с кем нет. Вы правильно делаете, что боретесь против внешнего воздействия, ведь оно достаточно целенаправленно — вас хотят подчинить общим канонам и лишить индивидуальности и неповторимости.

Кататься во сне на слоне — наяву вы, возможно, даже не подозревая об этом, обладаете сильной волей, способной подавлять волю других и подчинять их своим желаниям. Если когда-нибудь вы обнаружите в себе способности, удержитесь от соблазна направить их во зло людям. Отомстить своим обидчикам и врагам — большой соблазн, но помните о том, что такое зло непременно вернется к вам или тем, кого вы искренне любите.

Охотиться на слона — в реальной действительности вы жестоки, хотя и не подозреваете об этом. Просто ваша жестокость не выражается в физических поступках, а имеет моральную направленность. Вы, даже не осознавая этого, причиняете людям страдания. Вы совершенно не задумываетесь над тем, что походя можете убить в человеке веру в себя и свои силы. Убивать во сне слона — в недавнем прошлом вы совершили поступок, в котором вам очень скоро придется раскаиваться. Прощение получить поздно, но и оно не сможет избавить вас от мучений. Если вам приснилось стадо слонов, значит, в действительности вы окружены преданными и верными друзьями, на которых вы без сомнения можете положиться в любой ситуации.

Видеть во сне слона в зоопарке — в реальности вас мучают комплексы, которые сковывают ваше поведение. Вы чувствуете себя зажатым, и отсюда проистекает ваша неуверенность, хотя в глубине души вы прекрасно знаете, каким могли бы быть, избавившись от этих комплексов. Если вам приснился взбешенный раненый слон, то в реальности жизни вам угрожает опасность, которую вызвали вы сами своим поведением.

К чему снится Слон по толкователю снов по Н. Степановой

Для рожденных с января по апрель:

Слон — В вашей жизни примет участие сильный человек.

Для рожденных с мая по август:

Приснился слон — На вас сядут и поедут.

Для рожденных с сентября по декабрь:

Увидеть слона во сне — В перспективе выдвижение на должность.

© Фото: ru.depositphotos.com

  • Рассказ служанки 1 сезон одноклассники
  • Рассказ служанки 4 сезон википедия
  • Рассказ служанки 4 сезон актеры и роли
  • Рассказ служанки 1989 смотреть
  • Рассказ служанки 3 сезон лордфилмс