Рассказ слепая лошадь краткое содержание

Борис васильев экспонат номер: краткое содержание в октябре 1941 года мальчишка игорек силантьев, единственный сын сцепщицы вагонов анны федотовны,

Борис Васильев — Экспонат номер:
Краткое содержание

В октябре 1941 года мальчишка Игорек Силантьев, единственный сын сцепщицы вагонов Анны Федотовны, по повестке уходил на войну, чтобы защищать «Москву и их коммунальную квартиру». Письмо пришло всего одно: как бьет фашистов, хочет жить, тревожится за маму, просит о переписке соседскую девчонку Римму. Затем – письмо от друга-однополчанина Вадима Переплетчикова о гибели сына, и похоронка. В их коммуналке «мужчин не было, а дети были». Женщины встали «плечом к плечу», чтобы «оградить от смерти детей». Анна Федотовна отдавала детям погибшего Трофима Волкова свои продукты. Женщины вместе поминали каждую новую похоронку. А после Победы «опять зазвучал смех и песни», фронтовик Володя женился на Римме, хотел на радость Анне Федотовне сына в честь Игорька назвать, но Римма назвала его Андрейкой в память о своем отце. И не лежало у Анны Федотовны сердце к малышу, пока он не заболел. Она его на ноги поставила, и стала мальчику, а потом и девочке Вале, настоящей бабушкой.

Годами Анна Федотовна каждый день читала те письма, вела разговор с сыном, что остался навсегда мальчишкой. Не знала, что и Вадим Переплетчиков погиб. От других остались дети, а от сына только велосипед, учебники, тетрадки со стихами. Его уже мало кто помнил. Уезжать из комнаты, где жил сын, она не хотела. Семья Володи стала ее семьей. Потом, в 1965 году, в юбилей Победы, увидев по телевизору в хронике о войне спину солдата, похожего на сына, стала смотреть все такие передачи. И со временем ослепла. Тогда письма стала читать ей уже студентка Валечка. Потом ее маленькая дочка Танечка.

Анна Федотовна жила своими выстраданными воспоминаниями: как Игорек был малышом, а школьником, безотцовщиной, пытался убежать на войну в Испании. С 80-летием ее пришли поздравить Юрка и Роза, дети тех военных лет, сами уже старики. Она была счастлива вспомнить прошлое. В 1985 году пионеры, мальчик и две девочки, узнали о письмах от Танечки. И пришли забрать их в школьный музей. Им так поручили. На копии они не согласились. И тайком украли подлинники. Анне Федотовне стало плохо. Голоса сына и его друга умолкли. Остался сухой голос похоронки: «… пал смертью храбрых… в бою под деревней Ракитовка…» И Анна Федотовна умерла. А письма те в музей не попали, так и остались лежать в папке с надписью «Экспонат №… Вторичные материалы к истории Великой Отечественной войны».

Читательский дневник по рассказу «Экспонат номер №» Васильева

Сюжет

В октябре 1941 года мальчишка Игорек Силантьев из коммунальной квартиры ушел на войну и не вернулся. Его одинокой матери Анне Федотовне, сцепщице вагонов, остались на память: одно письмо от сына, одно от его друга-однополчанина, и похоронка. Всю войну женщины выручали друг друга, а после Победы Анна Федотовна вынянчила Андрейку и Валечку, детей фронтовика Володи и Риммы (она когда-то нравилась Игорьку).

Всю жизнь она читала письма, говорила с сыном. Когда ослепла, ей читала Валечка, потом уже ее дочка Танечка. К юбилею Победы в 1985 году за письмами для школьного музей к ней пришли ребята-пионеры. Копии не взяли, украли подлинники. Для Анны Федотовны умолк голос сына, остался только голос жестокой похоронки. И мать солдата умерла. Музею те два письма не пригодились. Этот «экспонат» так и остался в папке «Вторичные материалы к истории войны».

Отзыв

Рассказ о бедах войны, материнской любви, памяти, забвении и нечуткости. Для героини сын был жив, пока звучали в сердце теплые, живые строчки его письма. В финале рассказа остается только факт из похоронки: сын мертв. Школьники войны не знали, еще не знают они, что значит терять близких.

Они стараются для музея к очередному юбилею. Но пара писем – слишком скромный экспонат для чужих людей. Их так никто и не увидел. Рассказ учит состраданию, любви к Родине, людям, семье. Учит помнить уроки истории, с уважением относиться к старшим, быть отзывчивым, благодарным, честным, стойким, не терять надежду.

Экспонат №

Микропересказ : Для школьного музея пионеры воруют последнее письмо, присланное матери погибшим на войне сыном. Старая слепая женщина, прожившая жизнь в чужой, но отзывчивой семье, умирает, утратив символ любви.

Игорёк ушёл на фронт утром 2 октября 1941 года. Его провожала вся коммунальная квартира. Сосед Володя, отправленный в тыл с тяжёлым ранением, давал ему мужские советы — больше это сделать было некому, у Игоря не было отца. Стоя в распахнутых дверях коммуналки, Анна Фёдоровна провожала взглядом гибкую мальчишескую спину сына.

Она получила от Игорька единственное письмо, в котором он писал о войне и просил прислать адрес Риммы из соседнего подъезда — хотел, как другие солдаты, получать письма от девушки. Второе письмо Анна Фёдоровна получила от сержанта Вадима Переплётчикова. Он писал о гибели своего друга Игоря. Ещё через неделю пришла похоронка. Оплакав сына, Анна Фёдоровна «перестала кричать и рыдать навсегда».

Раньше она была счетоводом, но в 1941 добровольно пошла работать сцепщиком на Савеловский вокзал, да так там и осталась. Своими продуктовыми карточками женщина делилась с пятью осиротевшими семьями своей квартиры, вместительная кухня которой «горько справляла коммунальные поминки». Пятеро овдовевших женщин «живой стеной» ограждали от смерти своих детей.

Из всех мужчин коммуналки домой вернулся только Володя. Вскоре он женился на Римме из соседнего подъезда. Анна Фёдоровна с трудом смирилась с этим — для неё Римма была девушкой Игорька. Каждый вечер она перечитывала письма от Игорька и сержанта Переплётчикова. Бумага совсем истрепалась, и Анна Фёдоровна сделала копии, которые лежали в папке на тумбочке. Оригиналы она спрятала в шкатулку, где хранились вещи сына.

Соседи не забывали об Анне Фёдоровне. Только один раз обида «пробежала чёрной кошкой». Владимир, на свадьбе которого Анна Фёдоровна была посажённой матерью, обещал назвать своего первенца Игорем, но Римма была против и тайком записала сына Андреем — в честь погибшего отца. Почти полгода женщина не замечала малыша. Однажды Андрюшка заболел. Молодая мама прибежала за помощью к Анне Фёдоровне, и с тех пор она стала для мальчика «самой настоящей бабкой». Римма пообещала назвать Игорем своего следующего ребёнка, но родилась девочка Валечка.

Шло время, жители коммуналки менялись, и только две семьи не трогались с места. Владимир и Римма понимали, что Анна Фёдоровна никогда не уедет из квартиры, где вырос её сын. «К началу шестидесятых им в конце концов удалось заполучить всю пятикомнатную квартиру» с условием, что одна комната будет переделана в ванную. На семейном совете решили, что вышедшая на пенсию Анна Фёдоровна больше работать не будет, останется за внуками приглядывать.

Письма женщина перечитывала каждый вечер. Это превратилось в необходимый ей ритуал. Письма звучали для Анны Фёдоровны голосами сына и незнакомого ей сержанта, только похоронка всегда оставалась безмолвной, как могильная плита. Женщина не решалась признаться в этой привычке помолодевшей квартире.

В 1965-м, к юбилею Победы, по телевизору показывали много военной хроники, которую Анна Фёдоровна никогда не смотрела. Только однажды она бросила взгляд на экран, и ей показалось, что там мелькнула узкая мальчишеская спина Игорька. С тех пор женщина целыми днями сидела вплотную к маленькому экранчику телевизора «КВН», надеясь ещё раз увидеть сына. Это не прошло для неё даром. Анна Фёдоровна начала слепнуть, и вскоре письма перестали звучать. Очки, прописанные окулистом, помогали ходить, но читать она больше не могла.

К этому времени инженер-строитель Андрей женился и переехал, а Валя, ставшая врачом, «без всякого замужества родила девочку». Для окончательно ослепшей Анны Фёдоровны безотцовщина Танечка стала последней радостью. Когда Танечка научилась читать, женщина показала ей заветные письма. Теперь девочка читала их вслух каждый вечер, и голоса писем вернулись. Анна Фёдоровна вспоминала первые шаги сына, его первый вопрос «А где папа?». С отцом Игорька женщина не была расписана, он бросил её, когда сыну исполнилось три года. Она обменяла свою большую комнату и оказалась в коммуналке, где назвалась вдовой. Анна Фёдоровна вспоминала о том, как Игорь с Володей убежали в Испанию, бить фашистов, его школьные годы, и жизнь после его гибели.

Вскоре справили восьмидесятилетие Анны Фёдоровны. Римма пригласила всех, кто ещё помнил Игорька, и женщина была счастлива. Минул 1985 год, очередная годовщина Победы. Однажды к Анне Фёдоровне пришли пионеры, мальчик и две девочки, и попросили показать письма. Затем одна из девочек начала требовать, чтобы Анна Фёдоровна отдала письма в школьный музей. Она считала, что письма женщине не нужны, поскольку она уже стара и скоро умрёт, а их звену эти документы необходимы, чтобы выполнить план. Анне Фёдоровне была неприятна наглая напористость пионерки. Она отказала и прогнала детей.

Вечером выяснилось, что письма пропали. Их украли пионеры. Анна Фёдоровна смутно помнила, как они шептались у комода, где лежала шкатулка. Вокруг Анны Фёдоровны воцарилась тишина. Она больше не слышала голос сына. Но вскоре зазвучал другой голос, громкий, официальный — это заговорила похоронка. Слёзы продолжали медленно течь по щекам Анны Фёдоровны даже после того, как она умерла.

А письмам в школьном музее места не нашлось. Их отложили про запас, пометив надписью «Экспонат №».

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Краткое содержание Б. Васильев «Экспонат номер»

vasiljev eksponat nomer main

Рассказ «Экспонат №…» советского писателя Б.Л. Васильева был представлен на суд читателей в 1986 году, в третьем номере журнала «Юность». Произведение повествует о послевоенной жизни матери погибшего солдата, которая долгие годы живет памятью о сыне, не вернувшемся с войны. В данной работе будет представлено краткое содержание рассказа «Экспонат номер…», краткий пересказ.

Краткое содержание Б. Васильев «Экспонат номер»

Основные персонажи

  • Анна Федотовна – главная героиня, потерявшая на войне единственного сына. Ежедневно после его смерти читает письмо, которое он успел прислать, мысленно разговаривает с погибшим. Живет одной семьей и помогает воспитывать детей, внуков и правнуков соседу, другу сына, Володе.
  • Игорь Силантьев – сын Анны Федотовны, 18-летний юноша, погибший в первые месяцы войны. Предстает в рассказе в воспоминаниях матери.
  • Володя – сосед, друг Игоря, неоднократно раненый, но вернувшийся с войны живым. Старается заменить Анне Федотовне погибшего сына, заботится об одинокой женщине.
  • Римма – жена Володи, в которую некогда был влюблен Игорь. Полностью разделяющая заботу мужа о матери погибшего солдата.
  • Андрей и Валя – дети Риммы и Владимира, ставшие для главной героини рассказа родными внуками.
  • Танечка – дочь Вали, последняя радость в жизни Анны Федотовны, до конца жизни помогавшая ослепшей женщине читать заветное письмо.
  • Пионеры – собиратели материалов о ВОВ, укравшие фронтовое письмо.

Очень краткий пересказ

Анна Федотовна проводила на войну единственного сына Игоря, который погибает, провоевав всего полтора месяца, но успевает прислать матери письмо. Послание становится связующим звеном между матерью и погибшим сыном. Читая его ежедневно, мать как бы разговаривает с Игорем, он жив в ее сознании.

Интерес Анны Федотовны к жизни кроме письма сына поддерживается заботами о семье Володи, друга Игоря. Ближе этой семьи у одинокой женщины никого нет.

Одна из школ Москвы к 40-летию Победы организует музей. Пионеры посещают семьи фронтовиков, собирают экспонаты. Приходят к Анне Федотовны и просят отдать заветное письмо с фронта. Мать не соглашается. Пионеры крадут письмо. Потеряв связь с погибшим сыном, Анна Федотовна умирает.

Краткое содержание

«Экспонат №…» краткое содержание рассказа Б. Л. Васильева. Осень 1941-го года. Получив повестку, Игорь Силантьев собирается на войну. Приятель и сосед по коммуналке Володя, успевший повоевать и находящийся дома после ранения, советует, что взять в дорогу, как вести себя на фронте. Игоря провожает мать Анна Федотовна и все соседи. С войны Игорь присылает письмо, в котором рассказывает, как бьет врага, тревожится за мать, спрашивает о девушке Римме. Просит мать узнать у Риммы, не напишет ли она ему письмо.

Краткое содержание Б. Васильев «Экспонат номер»

Чуть позже Анна Федотовна получает еще одно послание с фронта. Пишет сержант Вадим Переплетчиков. Он сообщает, что Игорь геройски погиб. Три дня мать оплакивает сына. Потом получает похоронку и перестает плакать навсегда.

Всю войну Анна работает сцепщиком вагонов. Ежедневно перед сном перечитывает последние строки, написанные сыном, мысленно разговаривая с погибшим. После победы возвращается Володя и через некоторое время женится на Римме. Узнав об этом, Анна Федотовна беспочвенно упрекает Римму в неверности, говорит, что Игорь был в нее влюблен. Обижается на девушку, долго не разговаривает с молодоженами. Володя, чтобы хоть как-то примириться, обещает назвать первенца в честь погибшего товарища.

Женщина, тяжело переживающая смерть сына, наконец-то смягчается и сближается с Володей и Риммой, заменив их детям умершую бабушку, хотя первенца в честь ее сына так и не назвали

Идут годы. Письмо становится ветхим. Анна Федотовна перепечатывает его. Теперь она читает перед сном копию, а само письмо, как самое ценное, что осталось от сына, хранит в ящике комода. Коммуналку расселяют. Анна Федотовна не хочет покидать квартиру, где рос ее сын. Ей выделяют комнату, а всю остальную площадь отдают Володе, Римме и их детям. Одинокая женщина окончательно сближается с молодыми соседями. Все в доме знают, что бабушка каждый вечер перед сном читает письмо сына, и воспринимают это как должное. Никто не смеется над странностями Анны Федотовны. Однажды Анна случайно видит по телевизору хронику войны и узнает в одном из бойцов сына.

Пораженная увиденным, надеясь еще хоть раз взглянуть на Игорька, Анна Федотовна целыми днями не отходит от телевизора. Это пагубно сказываются на ее зрении. Врачи рекомендуют носить очки. Она их носит, но читать письмо уже не может. Теперь это делает подросшая Валя.

Дети Риммы и Володи вырастают. Андрей становится инженером-строителем, Валя поступает в мединститут. Она уже в третий раз перепечатывает заново письмо Игоря и продолжает читать его каждый вечер. Проходит еще несколько лет. Валентина безо всякого замужества рожает дочь Танечку. Бабушка Анна окончательно теряет зрение. В середине семидесятых умирает от застарелых боевых ран Володя.

В день восьмидесятилетия Анны Федотовны Римма собирает на юбилей всех бывших жителей коммуналки. Приходят те, кто в годы войны были детьми. Вспоминают военное детство. Игоря почти никто не помнит, но, по настоянию Риммы, говорят о нем много, стараясь порадовать юбиляршу. Анна Федотовна совершенно слепая, однако старается помогать близким. Наощупь готовит ужин, моет посуду. Письмо перед сном ей читает правнучка Танечка – последняя забота и радость в жизни.

Краткое содержание Б. Васильев «Экспонат номер»

Приближается 40-летие Победы. В школах создаются музеи боевой славы. Пионеры, узнавшие от Танечки о фронтовом письме, приходят к Анне Федотовне. Они хотят позаимствовать письмо погибшего солдата для музея. Анна Федотовна показывает письмо, но отдавать, конечно же, не желает — предлагает взять копию.

Пионеры настаивают на передаче оригинала и, получив отказ, крадут его. Почувствовав сердцем, что письмо сына пропало, Анна Федотовна теряет интерес к жизни и умирает. Пионерам за активный поиск экспонатов выносят благодарность, но письмо, взятое ими нечестным способом, не выставляют в экспозицию музея: оно хранится в запасниках, его отправили в долгий ящик и забыли о нем…

Основная мысль произведения

Главная мысль рассказа заключается в том, что память не может быть формальной. Люди должны быть человечными, а не черствыми и бесчувственными. На примере пионеров, в содержании рассказа автор говорит о том, что нарочитая забота о человеке – это прикрытие равнодушия, что растет поколение черствых людей, готовых ради похвал и наград на подлость и воровство.

«Герой нашего времени»: краткое содержание

Роман «Герой нашего времени», который рекомендуется читать школьникам на уроках литературы, — произведение многогранное. Продолжается тема так называемых лишних людей, характерная для русской литературы 40-50-х годов XIX века.

Роман имеет нелинейную повествовательную структуру. Вы можете понять работу, посмотрев ее краткое содержание:

«Бэла»

Роман «Герой нашего времени» начинается с главы «Бел». В нем рассказчик знакомится с штабс-капитаном, которого читатель знает как Максима Максимыча.

Этот персонаж, в свою очередь, рассказывает историю главного героя романа — прапорщика Печорина, с которым он служил в одной из крепостей Кавказа. Максим Максимыч характеризует Печорина как «хорошего мальчика», которого сослали на Кавказ после неприятной интриги.

Однажды Максима Максимыча и Печорина пригласил на свадьбу дочери местный князь. Там Печорин увидел Белу, самую младшую и красивую дочь хозяина. Среди гостей был черкес Казбич, которого сын хозяина уговорил продать лошадь за любые деньги. Он даже предложил помочь украсть его сестру.

Казбич категорически отказался расставаться с конем. Итак, Печорин воспользовался ситуацией. Он предложил отвлечь Казбича, чтобы мальчик украл лошадь. В обмен на свои услуги он попросил Бэлу.

Мальчик отвел сестру в крепость, украл коня и навсегда исчез, опасаясь мести Казбича. Пекорин держал девушку взаперти, стараясь привлечь ее внимание приятными подарками и словами.

Со временем девушка начала проявлять чувства к Печорину, но сам герой потерял к ней интерес и стал больше времени проводить вне крепости.

Казбич однажды похитил девушку. Когда Печорин и Максим Максимыч бросились в погоню, он ранил ее и скрылся. Бела умер на руках Печорина. После похорон героя перевели в другую часть.

«Максим Максимыч»

Описывая аннотацию романа, следует упомянуть главу, не имеющую самостоятельного значения, но помогающую автору раскрыть образ героя. Итак, краткое содержание. «Герой нашего времени» поможет вам узнать историю другого персонажа.

Действие происходит в придорожном отеле, где рассказчик снова встречает Максима Максимыча. Они обнаруживают, что Печорин останавливался здесь по пути в Персию. Максим Максимыч с нетерпением ждет встречи со старым другом, но ни вечера, ни ночи не наступает.

Когда появился Печорин, он вел себя холодно:

  • Сначала он сказал, что спешит уйти.
  • На предложение Максима Максимыча остаться подольше он отказался.
  • На вопрос, что делать с дневником, который он вел много лет, Печорин ответил, что ему все равно.

Потрясенный таким поведением героя, Максим Максимыч передал рассказчику дневник.

«Тамань»

В главе рассказывается о приключениях Печорина на Тамани, где он оказался в командировке. Остановился на берегу в доме, где жили старуха и слепой мальчик. Ночью герой увидел, что мальчик сошёл на берег, и последовал за ним.

Он видел, как мальчик и незнакомец помогали выгружать груз с лодки на берег. Утром Печорин встретил девушку и пригрозил сообщить властям о контрабанде. Она пригласила его на свидание вечером и попыталась столкнуть его с лодки в море. Герой сдержался и толкнул девушку.

Позже он вернулся на место, где впервые столкнулся с контрабандистами, и увидел девушку и мужчину, плывущих на лодке, оставив слепого мальчика на берегу. Позднее Печорин сожалел о том, что нарушил привычный образ действий контрабандистов.

Кадр из фильма «Герой нашего времени

«Герой нашего времени»: краткое содержание и анализ

«Княжна Мери»

Лермонтов создал необычную композицию романа «Герой нашего времени». Синтез произведения продолжается главой, написанной в форме дневника. Действие происходит в Пятигорске.

Здесь Печорин знакомится с княгиней Лиговской и ее дочерью Марией. Также в Пятигорске есть курсант Грушницкий — давний знакомый героя. Последний пытается привлечь внимание Мэри. Печорин же, наоборот, избегает общения с Лиговскими, что вызывает интерес семьи.

Дальнейшие события развиваются стремительно:

  • Однажды Печорин узнает, что к Лиговским приезжает дальний родственник. Оказывается, Вера, его бывшая возлюбленная.
  • После встречи между ними снова вспыхивает искра.
  • По совету Веры Пекорин часто навещает Лиговских, уговаривая Марию отвести взгляд. Этим он вызывает ревность Грушницкого.

Последний начал распространять слухи о Пекорине и Марии, и герой вызвал его на дуэль. По замыслу Грушницкого, в ружье Печорина не должно быть патронов. Но герой открыл идею и изменил правила дуэли, предложив стрелять по краю пропасти, чтобы не было шансов выжить.

Во время дуэли Печорин убил Грушницкого. Власти, получив информацию о случившемся, перевезли его в крепость на Кавказ, где герой встретился с Максимом Максимычем.

«Фаталист»

Действие главы происходит в одной из казачьих деревень, куда судьба забросила Печорина. В один из вечеров произошел спор о судьбе. Вулич — один из офицеров — поспорил с Печориным, который увидел на его лице посмертную маску. Вулич взял первое найденное им ружье и выстрелил себе в висок. Произошла осечка. Однако при следующем нажатии на курок пистолет выстрелил, и пуля попала в стену.

Офицеры разошлись, а утром Печорин узнал, что одного из офицеров застрелил пьяный казак. Погибший — Вулич. Казак заперся в хате и пригрозил. Только Печорин осмелился войти в дом. Он хотел, как и Вулич, попытать счастья. Казак выстрелил, но пуля не попала в героя.

Этот случай заставил Печорина надолго подумать, что он фаталист.

«Герой нашего времени»: краткое содержание и анализ
Кадр из фильма «Герой нашего времени

Печорин – центральный образ романа

Главный герой романа — Григорий Печорин, личность незаурядная, автор нарисовал «современного человека, как он его понимает, а он слишком часто встречался». Печорин полон явных и реальных противоречий в отношении любви, дружбы, поиска истинного смысла жизни, самостоятельного решения вопросов о судьбе человека, выбора пути.

Иногда главный герой нам не нравится: он заставляет людей страдать, он разрушает их жизни, но в нем есть сила притяжения, которая заставляет других подчиняться его воле, искренне любить его и сочувствовать отсутствию цели и смысла в его жизни.

Каждая часть романа — это отдельная история из жизни Печорина, в каждой есть свои персонажи, и каждый, с той или иной стороны, раскрывает тайну души «героя времени», делая его живым человеком. Кто те персонажи, которые помогают нам увидеть «портрет пороков целого поколения в их полном развитии»?

Список персонажей романа «Герой нашего времени» и их краткая характеристика

  • Григорий Александрович Печорин — ключевой персонаж романа. Впервые появилась в незавершенном прозе «Княгиня Лиговская». Печорин — аналог Онегина, так называемый «лишний человек», а точнее — скучающий светский денди. Герой и злодей соединились в одном, во многом скопированном самим Лермонтовым.
  • Максим Максимыч — штабс-капитан, друг Печорина и опытный воин. Свою службу на Кавказе начал под командованием А.П. Ермоловой. Он очень хорошо знает быт народов Кавказа.
  • Казбич — один из ключевых персонажей главы о Бела. Влюблен в девушку по имени Бела. После того, как Печорин придумал хитрый план, похитив лошадь и увезя возлюбленную, Казбич решил отомстить обидчику и вскоре осуществил свой план. Интересно, что Казбич действительно жил.
  • Белла, черкесская девушка, вскружила Казбичу и Печорину голову. Она ужасно расстроилась, когда мирской человек разлюбил ее. Он погиб от руки Казбича.
  • Мария / Мария Лиговская — юная принцесса. За ней ухаживали Печорин и Грушницкий. Правда, кончилось все печально: выяснилось, что Грушницкий погиб на дуэли, а Печорин был любителем «дриблинга и метания». Результат: разделение принцессы и офицера было враждебным.
  • Грушницкий — друг Печорина. Дружба постепенно переходит во вражду благодаря усилиям самого Григория Александровича. Результат вражды — дуэль и смерть Грушницкого.
  • Вера — любимая женщина Печорина. Только при встрече с ней Григорий Александрович искренен.

Максим Максимыч

Этот молодой человек действительно достоин уважения. Он открытый, искренний и добрый. Услышав его рассказ о Бэле, читатель видит, как Максим Максимыч борется за то, чтобы увидеть Печорина. Считает героя своим другом, к которому очень привязан.

При этом, несмотря на все свое наивное обаяние, Максим Максимыч — человек ограниченный, он не знает, что движет молодым офицером, но даже не задумывается об этом. Мужчина не понимает, почему капитан так холодно к нему относится и обижается. У главного героя и Максима Максимыча разные личности и взгляды на жизнь. Можно сказать, что это люди разного происхождения. Как и многие другие герои оперы, Максим Максимыч заставляет читателя задуматься, почему Печорин так холоден и эгоистичен по отношению к нему и другим.

Грушницкий и Вернер

Образы героев совершенно разные, но оба являются отражением Печорина, его «двойников».

Очень молодой курсант Грушницкий — нормальный человек, он хочет выделиться, произвести впечатление. Он принадлежит к типу людей, у которых «есть помпезные фразы на все случаи жизни, которых просто не трогает красота и которые прежде всего окутаны необычными чувствами, благородными страстями и исключительными страданиями. Им доставляет удовольствие иметь эффект».

Это двойной антипод главного героя. Все, что Печорин пережил искренне и через страдания — разлад с миром, неверие, одиночество — у Грушницкого — всего лишь поза, бравада и следование моде того времени. Образ героя — это не только сравнение истинного и ложного, но и определение их границ: в своем желании выделиться, иметь вес в глазах общества Грушницкий заходит слишком далеко, он становится способным подлости. При этом он обнаруживает себя «благороднее своих товарищей», его слова «презираю» перед выстрелом Печорина — как отголосок той же болезни того времени, которая поразила и самого Печорина.

Поначалу доктор Вернер нам кажется очень похожим на Печорина, и это действительно так. Он скептик, проницательный и наблюдатель, «изучил все живые нити человеческого сердца» и имеет низкое мнение о людях, «злой язык», под видом насмешек и иронии, скрывает свои истинные чувства, свою способность к сострадание. Главное сходство, которое Печорин отмечает, говоря о своем друге, состоит в том, что «мы совершенно безразличны ко всему, кроме самих себя».

Разница становится очевидной, когда мы сравниваем описания персонажей. Вернер оказывается циником больше, чем словами, он пассивен в своем протесте против общества, ограничиваясь насмешками и едкими замечаниями, его можно назвать созерцателем. Эгоизм героя полностью осознан, ему чужды его внутренняя деятельность.

Его бесстрастная порядочность выдает Вернера: врач не ищет перемен ни в мире, ни тем более в себе. Он предупреждает друга о слухах и заговорах, но руку Печорину после дуэли не пожимает, не желая брать на себя его долю ответственности за случившееся.

Характер этих героев подобен единству противоположностей, и Вернер, и Грушницкий выделяют образ Печорина и важны для нашего понимания всего романа.

Контрабандисты (глава «Тамань»)

Янко — умный и бесстрашный молодой человек, умеющий управлять лодкой при сильном ветре. Он беспощаден: когда заниматься контрабандой стало опасно, Янко вместе с возлюбленной отправился в плавание, бросив помогавшего ему слепого мальчика на произвол судьбы.

Девушка-ондина — возлюбленный умный и смелый Янко. Она молода, красива. Чтобы Пекорин не навредил их контрабандному бизнесу, девушка предательски заманила его в море на лодке и хотела утопить, но не смогла.

Слепой мальчик — сирота лет четырнадцати, помощник Янко, девочка Ундина и ее мать. Хитрый, искусный, умеет самостоятельно гулять по знакомым местам.

Семён Васильевич Г… (глава «Княжна Мери»)

Семен Васильевич Г… — дальний родственник княгини Лиговской, мужа Веры. Это старый богатый хромой. Вера его не любит, но уважает. Он поверил жене и, узнав о ее измене, увез ее из Кисловодска.

Драгунский капитан (глава «Княжна Мери»)

Капитан Драконов — человек нечестный, он ненавидит Печорина и Марию. Он друг Грушницкого, плохо на него повлиял. Это был его секундант на дуэли, он хотел убедиться, что у Печорина незаряженное ружье.

Казбич

Казбич — вор, живущий в прекрасных горах Кавказа. Смелый, быстрый и злой, как настоящий рыцарь.

«… И он был умелый, умелый, как черт!..»

Есть конь — Карагез, которого он очень любит и считает своим особенным другом.

«… Я узнал голос моего Карагоза; это был он, мой друг ! с тех пор мы не расстаемся друг с другом…»

он очень мстителен, за угон Печориным коня убивает свою любимую.

«… Такой злодей; даже если бы он ударил в сердце — ну да ладно, я бы все кончил сразу, а то в спину . самый разбойный удар!..»

Азамат

Азамат — мальчик, Бела — младший брат. Гордый, упрямый и подвижный, очень жадный до денег.

«… Одно в нем было плохо: он был ужасно жаден до денег. Однажды, посмеиваясь, Григорий Александрович пообещал дать ему золотую монету, если он украдет лучшую козу у отцовского стада; и что ты думаешь? следующей ночью он волочил его за рога…»

Его мечта — лошадь Казбича, для него он готов на все, даже на кражу человека.

«… У вас великолепный конь! — сказал Азамат. — Если бы я был помещиком и имел табун в триста кобыл, я бы половину отдал за твою лошадь, Казбич!..»

Помогая Печорину взять девушку, Печорин, в свою очередь, помогает юноше взять лошадь. После того, как лошадь становится его, он безвозвратно уходит из дома.

«… А когда вернулся отец, не было ни дочери, ни сына. Такой проницательный человек: ведь он понимал, что ему голову не оторвут, если его поймают. Так что с тех пор он исчез: наверняка, он присоединился к какой-то банде абреков, и даже за Терек или за Кубань склонил свою буйную голову: вот дорога!..»

Вулич

Вулич — сербский пехотный офицер. Заядлый карточный игрок. Смелый и отчаянный человек, но очень замкнутый и спокойный.

«… Я никому не открывал свои духовные и семейные секреты…»

Способный на безумные поступки, одно из них — диспут с Печориным.

«… Почему пустые споры? Вам нужны доказательства: предлагаю вам примерить себя, если человек может произвольно распорядиться своей жизнью, или каждому из нас заранее назначен роковой момент… Кто-то?..»

Последний как-то видит на своем лице отпечаток надвигающейся смерти.

«. мне казалось, что ты сегодня точно умрешь…»

Вулич недоверчив, но, тем не менее, предсказание сбывается: в тот же вечер он умирает.

Карагез

Лошадь Казбича, которая была его самым дорогим созданием. Когда Азамат украл его, Казбич плакал как младенец. Он был одним из самых умных и очаровательных лошадей в округе.

Князь

Эпизодический персонаж главы «Бэла», отец Азамата и Бэлы. Он был убит Казбичем, так как думал, что Азамат украл его лошадь с разрешения отца.

Слепой мальчик

Сирота, герой таманского капитула, помогает контрабандисту Янко. Она любит и уважает его, даже украла для него украшения у Печорина. Несмотря на это, она безжалостно бросает его и уплывает с девушкой.

Янко

Контрабандист, герой таманской главы, человек храбрый, но ничего не чувствующий. Он бросил слепого мальчика на произвол судьбы после того, как отправился в плавание с девушкой, когда выяснилось, что их дело раскрыл Печорин.

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: характеристики героев

Девушка

Героиня «Таманского» главы, друг контрабандиста Янко. Ей 18, хоть она и не красавица, но все же милашка и у нее чудесный голос. Кроме того, она сильная и смелая. Заманив Пекорина в лодку, она чуть не утопила его.

Старуха

Эпизодический персонаж главы «Тамань», пожилая и почти глухая женщина, хозяйка дома, в котором останавливался Печорин. Живет со слепым мальчиком-сиротой.

Княгиня

Героиня главы «Княжна Марья», мать Марии. Она очень любит свою единственную дочь и готова на все ради нее. Она не любит Грушницкого, поэтому сразу отдает предпочтение Печорину. Сразу после дуэли с Грушницким он бросает все к его ногам, только чтобы жениться на Марии, но он отказывается.

Женские образы романа

На страницах романа мы видим женщин, с которыми жизнь ведет Григорий. Бела, Ундина, княжна Марья, Вера. Все они совершенно разные, каждый со своим характером и шармом. Они — главные герои трех частей романа, рассказывающие об отношении Печорина к любви, его желании любить и быть любимым и невозможности этого.

Бэла

Бела, черкеска, «умница», как ее называет Максим Максимыч, открывает галерею женских образов. Горянку воспитали народные традиции и обычаи. Стремительность, азарт, задор «дикой» девушки, живущей в гармонии с окружающим миром, привлекают Печорина, находя ответ в ее душе. Со временем в Бэле просыпается любовь и дается ему со всей силой естественной открытости чувств и непосредственности. Счастье длится недолго, и девушка, смирившись со своей судьбой, мечтает только о свободе. «Я пойду, я не его рабыня — я принцесса, дочь князя!» Сила характера, тяга к свободе, внутреннее достоинство не покидают Бэлу. Даже оплакивая перед смертью, что ее душа никогда больше не встретит Печорина, на просьбу принять другую веру она отвечает, что «умрет в вере, в которой родилась».

Мери

Образ Марии Лиговской, княгини из высшего света, пожалуй, самый детальный из всех героинь. Цитата Белинского о Марии очень точна: «Эта девушка не глупа, но и не пуста. Ее направление в чем-то идеальное, в инфантильном смысле слова: ей недостаточно любить человека, к которому были бы привлечены ее чувства; обязательно, чтобы она была несчастной и ходила в толстой серой солдатской куртке ». Принцесса, кажется, живет в воображаемом мире, наивном, романтичном и хрупком. И хотя она тонко чувствует и воспринимает мир, она не может отличить светское игра и неподдельные эмоциональные порывы. Мария — представитель своего времени, окружающей среды и социального статуса. Сначала обращая внимание на Грушницкого, потом она уступает драме Печорина, влюбляется в него — и получает жестокий урок. Автор уходит от Марии. Разумеется, если она была уничтожена экспериментом по разоблачению Грушницы или, пережив урок, она не сможет потерять веру в его любовь.

Вера

О Марии автор рассказывает много и подробно, но мы, читатели, видим только Веру, влюбленную в Печорина. «Она — единственная женщина в мире, которая не смогла бы обмануть» героя, та, которая понимала его «идеально, со всеми маленькими слабостями, дурными страстями». «Моя любовь срослась с моей душой: потемнела, но не исчезла». Вера — это сама любовь, принятие человека таким, какой он есть, он искренен в своих чувствах и, может быть, такое глубокое и открытое чувство могло бы изменить Печорина. Но любовь, как и дружба, требует самоотдачи, поэтому в жизни нужно чем-то жертвовать. Печорин не готов, он слишком индивидуалистичен.

Главный герой романа раскрывает причины своих поступков и побуждений во многом благодаря изображениям Марии и Веры — в рассказе «Княгиня Мария» можно более подробно рассмотреть психологический портрет Григория.

Источники

  • https://www.nur.kz/family/school/1848407-geroj-nasego-vremeni-kratkoe-soderzanie-i-analiz/
  • https://jiyuu.su/sochineniya/geroj-nashego-vremeni-avtor.html
  • https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/lermontov/glavnye-geroi-romana-geroj-nashego-vremeni
  • https://meritage34.ru/vsya-literatura/geroi-proizvedenij-lermontova.html
  • https://kakoy-smysl.ru/characteristic/harakteristika-glavnyh-geroev-romana-geroy-nashego-vremeni-mihaila-lermontova/
  • https://www.9111.ru/questions/7777777771066674/

  • Рассказ синдбада морехода о первом путешествии синдбада
  • Рассказ самое страшное пермяк читать
  • Рассказ свеча горела майк гелприн краткое содержание
  • Рассказ свечка толстой краткое содержание
  • Рассказ салтыкова щедрина пропала совесть