Рассказ скребицкого пушок читать

Предмет, класс литературное чтение на родном языке, 2 класс умк, автор программы умк школа россии климанова л. ф., горецкий в.

Предмет, класс

 Литературное
чтение на родном языке, 2 класс

УМК, автор программы

УМК
“Школа России”
 
Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М.

Учитель

Аринжанова
Дина Ерсаиновна, учитель МБОУ “Европейский лицей” п.Пигородный

Тема урока,

№ урока в рабочей программе

№8
— Г.А.Скребицкий “Пушок”

Цель урока

познакомиться
с произведением о животных Г.Скребицкого «Пушок», тренировать навыки и умения
определять тему и жанр произведеня, выражать свое отношение к главным герям.

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

-учить определять жанр и тему прослушанного
произведения (самостоятельно делать модель обложки); сравнивать жанры о
природе; составлять план и пересказывать по плану;

-совершенствовать чтение, развивать речь, мышление,
память;

-выражать
своё отношение к героям и их поступкам; умение вступать в диалог с учителем,
участвовать в беседе, умение работать в парах.

Планируемые результаты урока

Предметные знания и умения

Личностные качества, метапредметные
УУД

организовать
деятельность учащихся по планированию изучения новой темы; содействовать
осознанию учащимися ценности изучаемого предмета; содействовать развитию у
детей навыка чтения;

Метапредметные– развивать
умение самостоятельно находить и извлекать нужную информацию, осуществлять
для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения,
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения,
выводы.

Регулятивные – развивать
умение планировать необходимые действия; контролировать процесс и результат
деятельности, вносить необходимые коррективы; осознавать возникшие трудности,
искать их причину и пути преодоления.

Коммуникативные – развивать
умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе,
соблюдая правила речевого поведения; формулировать собственные мысли,
высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную
деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Личностные:
содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета; воспитывать
чувство взаимопомощи,
взаимовыручки.

Методическое обоснование урока

Исходя
из общей структуры учебной деятельности, урок построен с помощью т
ехнологии
проблемно-диалогического обучения, системно-деятельностного подхода.

ИОС урока

Учебно-методическое
обеспечение

Вид
используемых на уроке средств ИКТ
(универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет)

Необходимое
аппаратное и программное обеспечение
(локальная сеть, выход в Интернет,
мультимедийный компьютер, программные средства)

Рассказ
Г. Скребицкого «Пушок»; книжка самоделка — Г. Скребицкий. «Пушок»; 1–2 книги
Г. Скребицкого (большеформатные, иллюстрированные).

Мультимедийный
проектор, компьютер, модели обложек  книги (листы бумаги),
игрушка  ёжик, карточки «моё настроение».

Мультимедийный
проектор, компьютер, модели обложек  книги (листы бумаги),
игрушка  ёжик, листочки «моё настроение».

 Название этапа

Задачи
этапа

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанный
переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной
деятельности.

С этой целью на данном этапе организуется мотивирование
ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:

1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней
потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной
деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).

Прозвенел звонок, урок
начинается.

Проверьте все ли готово у
вас к уроку?

Прикоснитесь
ладошками друг к другу. Поприветствуйте своих товарищей.

Оценивают свою готовность.

Настраиваются на учебную работу.

Выполняют
рекомендации учителя.

2. Актуализация и пробное учебное действие.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация
учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного
действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

— Обратите внимание на
экран. Перед вами расположен список авторов и список названий прозведений,
которые они написали. Внимательно прочитайте и установите соответствия:

 Автор-название
произведения.

Василий Белов                        Тюлюлюй

А. Барто                                  Красная шапочка

Вл.. Железняков                    Буква ты

Л. Пантелеев                          В школу

Я. Аким                                  История с
азбукой

Е. Ильина                               Родничок

Е. Благинина                          Шум и шумок

М.Пришвин                             Тихая сказка

С. Маршак                             Лисичкин хлеб

А. Блок                             Мой верный чиж

Шарль Перро                   Зайчик

Речевая разминка.

Сейчас я вам предлагаю
поработать над навыком вашего чтения.

Прочитайте стихотворение про
себя.

Прочитайте стихотворение
быстро, затем медленно.

Прочитайте меняя темп с
каждой строки снова.

Среди палых листьев тихо

Пробирается ежиха,

А за ней гуськом спешат

Восемь маленьких ежат.

Говорит она ежатам,

Незадачливым ребятам:

На доску проецируется 2 я
часть стихотворения.  Слайд №1

«Тише, детки, не шуршите

И лису не разбудите.

Нас лиса не любит, злючка,

За коварные колючки.

И готова всякий раз

Поохотиться на нас»!

— Постарайтесь прочитать это
стихотворение выразительно.

— Предположите, кто может
говорить эти слова и кому?

— Сколько предложений в этом
стихотворении?

— Чем необычно последнее
предложение?

— Как его нужно прочитать?

— С восклицательной
интонацией.

Слайд № 2

— Прочитайте предложение с
вопросительной интонацией.

— Прочитайте предложение
так, чтобы логическое ударение падало на слово готова, поохотиться, на нас.

Работа детей с мультимедйным проектором.

Устанавливают соответствие авторов и название
произведений.

Проверяют свою работу:

Васлий Белов- Родничок

А.Барто- В школу

В.Железняков История с азбукой.

Л.Пантелеев – Буква ты

Я.Аким-Мой верный чиж

Е.Благинина-Тюлюлюй

Е.Ильина-Шум и шумок

Е.Благинина

В.Сутеев-

С.Маршак-Тихая сказка

Ш.Перро-Красная Шапочка

М.Пришвин-Лисичкин хлеб

Работа над формированием беглого, выразительного, эмоционального
чтения.

При работе дети используют словарь эмоциональных
терминов, расстановку логических ударений, выделение голосом смысловых
отрезков и слов.

Выполняют анализ теста: определение количества
предложений, колличесво слов в предложении.

Отвечают
 на вопросы:

-Эти
слова говорит ежиха своим детям — ежатам.


В этом стихотворении 4 предложения.


В конце последнего предложения стоит восклицательнй знак. Во всех остальных
предложения стоит точка.


Последнее предложение нужно прочитать с восклицанием.

Читают
текст меняя интонации.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию
пробного действия, выявление места и причины затруднения.

А знаете ли вы,  какими
рождаются ежата?  Слайд № 3, 4

Размер новорожденных малышей — всего
около 7 см.

Ежата родятся совсем беспомощными,
слепыми, с закрытыми ушами, голыми, с ярко-розовой кожей, но уже через
несколько часов у них появляются мягкие белые иглы, числом до 150.  К 18 дню
жизни ежата уже полностью покрыты колючками. На 11 день они умеют
сворачиваться в клубок, а на 14—16 день у них открываются глаза.

Отгадайте загадку:
                       
Мастер шубу себе сшил, иглы вынуть позабыл.          

(На доске появляется картинка с
ёжиком.)
Слайд

Высказывания и предположения детей.

 (
Ёжик)

4. Целеполагание и построение проекта выхода из
затруднения.

На данном этапе учащиеся определяют цель урока — устранение возникшего затруднения,
предлагают и согласовывают
 тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию
поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие
действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.

Ребята, как вы думаете, о ком мы
будем читать произведение сегодня?

Что написано на доске? Слайд № 6

Георгий       Пушок    
Скребицкий

            Имя                   Кличка                                Фамилия

— Случайно ли я написала эти слова? С какой целью?

(
показ портрета)

Слайд 7
Правильно
ребята, мы познакомимся с творчестовом  Георгия Алексеевича Скребицкого.

— Мы будем читать произведение о еже.

Ответы детей на вопросы.

Слушание.

-Сегодня на уроке мы познакомимся с
новым писателем Георгием Скребицким.

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного
проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается
оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково.
Построенный способ действий используется для решения исходной задачи,
вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее
затруднения.

Что
можете сказать, глядя на портрет?

Это
писатель натуралист, т.е. тот, кто пишет о природе, животных, растениях и др.

— С
каким писателем натуралистом мы уже знакомились?

— А
с каким рассказом?

-Константина
Георгиевича Паустовский, Евгений Чарушин, В. Бианки  и др. тоже писали о
природе.

1.Сообщение 
об авторе.  

Георгий
Алексеевич Скребицкий,  как и многие из нас, очень любил слушать и читать
книги о жизни зверей и птиц, книги о путешествиях, о природе. Он любил ходить
в лес, на речку, воображать себя смелым путешественником, охотником, любил
наблюдать за животными. В доме у него всегда жили синички, сороки, ёжики,
зайчишки и  белочки.  Георгий Алексеевич с большой теплотой часто вспоминал
своих четвероногих и крылатых друзей детства, и ему очень хотелось, чтобы и
все ребята были добры к животным, жалели, воспитывали их.

Мы будем знакомиться
и читать произведение

 Г. Скребицкого «Пушок».

— Как вы думаете, о чём это произведение?

Слушание. Чтение рассказа учителем.

Словарная работа по ходу чтения.

Сыч– птица, один из видов сов.

Высказывания.

— Этот писатель взрослый мужчина. У
него добрые глаза.

Предположения детей.


М.Пришвина.


Лисичкин хлеб

Слушание .


Это произведение о животном по кличке Пушок, возможно о ёжике.

Слушание
текста.

Объяснение
непонятных слов.

6. Первичное закрепление с комментированием во
внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного
взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на
новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Проверка первичного восприятия
текста.

·    О ком произведение? (о
ежике)

·    Почему его так назвали ?

·    Чем питался Пушок?

·    Как дети относились к ежу?

·    Где жил Пушок зимой? ( в
избе)

·    А знаете ли, как в природе
ежи переживают зиму?

·    Что произошло с Пушком?

·    Какую ошибку допустил
мальчик? Чего он не знал?

·    Как вы относитесь к поступку
мальчика? Можно ли сказать, что он поступил безответственно?

·    Любил ли мальчик Пушка?

·    Чем закончился рассказ?

·    Как вы думаете, где лучше бы
жилось ежу, в неволе или в лесу?

·    Чему учит рассказ?

Существует
такое мудрое изречение «Мы в ответе за тех, кого приручили»

Живут
ежи в природе 3-5 лет, в неволе 2-3 года.

Беседа об услышанном.

— Это произведение о ёжике.

— Его назвали Пушком потому что,
когда его гладили, он прижимал колючки и становился мягким.

-Пушок питался лягушками, жуками,
улитками.

— Дети относились к ежику с любовью
и интересом.

-Зимой Пушок жил в избе.

-Зимой ежи впадают вспячку.

— Его оставили в сарае и забыли о
нем.

— Он не знал, что ежи впадают в
саячку

— Мальчик поступил безотвественно по
отношению к своему питомцу.

-Мальчик любил Пушка, но не
правильно за ним следил.

-Пушка нашли весной.

— Пушку жилось лучше в лесу, потому
что это его естественная среда обитания.

— рассказ учит тому, что нужно быть
отвественным по отношению к своим домашним питомцам.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная
форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и
осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение
организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта
учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации
для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к
включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Моделирование обложки под
руководством учителя по этапам с самопроверкой каждой операции.

— Какие жанры произведения вы знаете?

— Скажите, что вы сейчас
слушали? 

— Что должно быть нарисовано
на обложке? 

— Что такое тема?
— О чем или о 
ком рассказ наш рассказ? — Правильно. Это рассказ о животных. Поэтому
закрасим прямоугольник коричневым
цветом.                                                                                                                               
— Кто автор этого рассказа?

Слайд № 8

Посмотрите на слайд,
выберите модель обложки, которая нам подходит.

-Выберите
модель, которая соответствует прослушанному произведению.

image001image002image003

Моделирование обложки книги.

Ответы на вопросы учителя.

— Мы слушали рассказ.

— Прямоугольник.

— Тема — это, то о чем говорится в
произведении

— О природе, о животных, о детях и
т.д.

— Георгий Скребицкий.

image004

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового
знания и выполняются задания, в которых новый способ действий
предусматривается как промежуточный шаг.

Работа в тетради с.25

— Откройте тетради,

-Давайте вместе произнесем фамилию. Слайд № 9

Напечатайте буквами фамилию на своей модели.

— Как
называется рассказ?

 — Автор так назвал
свой рассказ – «Пушок». Покажите это на своей модели.

— Назовите, что
вы слушали.


Сравните свою модель обложки с образцом Слайд № 10

Физминутка

 Чтение учащихся.

Работа
по составлению плана  составление схематического плана:
                                         
Слайд № 11

— Давайте вспомним, в какой
последовательности происходили события в рассказе? Что было сначала, а что
потом?

— Проверьте, верно ли я
последовательность событий?

      Еж                
Катание                                       

   в семье   →     с горки  
→         Находка   →     Возвращение в семью.

Выборочное чтение.


Сейчас я покажу вам иллюстрацию, а вы должны найти отрывок в тексте и
зачитать его. 

Работа в тетради.

Рассказ о животных. Г. Скребицкий  «Пушок»

— Рассказ   Г. Скребицкого  о
животных «Пушок
»

Дети выполняю физминутку «Солнышко лучистое»

Раскрашивают обложку.

Составляют картинный план.

image005

Выборочное
чтение

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

На данном этапе организуется рефлексия и самооценка
учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение,
соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их
соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.

·    Назовите рассказ с которым
знакомились  сегодня на уроке?

·    Что пишет Скребицкий?

·    О ком или о чем?

Георгий Алексеевич написал много
произведений о животных. 

Вот некоторые названия из
них:
  Слайд
№ 15

— Если вы заинтересуетесь
ими, то можно найти и почитать.

 Оцените свою работу на
уроке:

·    Ребята, какое сейчас время
года?

·    А что делают ежи с приходом
холодов?

          Наш ёжик тоже готовится к спячке. Давайте
прикроем его листочками, которые лежат у вас на парте. Они красные и зелёные.

Если урок
интересный, ты старался и у тебя всё получилось — красный листик.

Если урок не
интересный, у тебя не получилось многое — зелёный листик.

(Ребята выходят
к доске и закрывают ёжика листочками) 

Ребята, нашему
ёжику не страшны морозы, он проспит под тёплым одеяльцем из красных листиков
до весны.

Спасибо за
работу на уроке. Ребята, вы все молодцы.

Высказывания детей.

-Мы  познакомились с рассказом Скребицкого
«Пушок».

— Автор пишет рассказы.

— О животных.

Самооценка
деятельности на уроке.

Заканчивают
фразы:

Я
могу похвалить себя  за…

Я
могу похвалить одноклассников за…

Я
доволен своей работой на уроке потому, что …

Я
не доволен своей работой на уроке потому, что …


Сейчас наступила осень.


С приходом холодов ежи впадают в спячку.

10. Информация о домашнем задании

Даются разноуровневые задания

-Выполните задание на выбор:

Для детей с повышенным уровнем
подготовки и хорошо читающими детьми, можно использовать текст для чтения 
: Г.Скребицкий    Воришка
(распечатан для каждого)
с дополнительным созданием плана текста для
последующего пересказа.

Для детей со средним уровнем
подготовки можно использовать  текст для подготовки выразительного чтения 
: Г.Скребицкий   
Воришка.

Записывают
информацию о домашнем задании

Однажды папа принес домой потерявшегося пса породы легавая. Два сына очень обрадовались, назвали его Джеком. Братья играли с Джеком, изображая охоту, и очень ждали настоящего похода на болото с отцом за дикими утками.

Мы с братом Серёжей ложились спать. Вдруг дверь растворилась, и вошёл папа, а следом за ним — большая красивая собака, белая с тёмно-коричневыми пятнами на боках. Морда у неё тоже была коричневая; огромные уши свисали вниз.
— Папа, откуда? Это наша будет? Как её звать? — закричали мы, вскакивая с постелей и бросаясь к собаке.
Пёс, немного смущённый такой бурной встречей, всё же дружелюбно завилял хвостом и позволил себя погладить. Он даже обнюхал мою руку и лизнул её мягким розовым языком.
— Вот и мы завели собаку, — сказал папа. — А теперь марш по кроватям! А то придёт мама, увидит, что вы в одних рубашках бегаете, и задаст нам.
Мы залезли обратно в кровати, а папа уселся на стул.
— Джек, сядь, сядь здесь, — сказал он собаке, указывая на пол.
Джек сея рядом с папой и подал ему лапу.
— Здравствуй, — сказал папа, потряс лапу и снял её с колен, но Джек сейчас же подал её опять.
Так он «здоровался», наверное, раз десять подряд. Папа делал вид, что сердится, — снимал лапу, Джек подавал снова, а мы смеялись.
— Довольно, — сказал наконец папа. — Ложись.
Джек послушно улёгся у его ног и только искоса поглядывал на папу да слегка постукивал по полу хвостом.
Шерсть у Джека была короткая, блестящая, гладкая, а из-под неё проступали сильные мускулы. Папа сказал, что это — охотничья собака, легавая. С легавыми собаками можно охотиться только за дичью — за разными птицами, а на зайцев или лисиц нельзя.
— Вот придёт август, наступит время охоты, мы и пойдём с ним уток стрелять. Ну, пора спать, а то уже поздно.
Папа окликнул пса и вышел с ним из комнаты.
На следующее утро мы встали рано, напились поскорее чаю и отправились гулять с Джеком.
Он весело бегал по высокой, густой траве, между кустами, вилял хвостом, ласкался к нам и вообще чувствовал себя на новом месте как дома.
Набегавшись вдоволь, мы решили идти играть в «охотников».
Джек тоже последовал за нами. Мы сделали из обруча от бочки два лука, выстругали стрелы и пошли на «охоту».
Посреди сада из травы виднелся небольшой пенёк. Издали он был очень похож на зайца. По бокам у него торчали два сучка, будто уши.
Первым стрельнул в него Серёжа. Стрела ударилась о пенёк, отскочила и упала в траву. В тот же миг Джек бросился к стреле, схватил её в зубы и, виляя хвостом, принёс и подал нам. Мы были этим очень довольны. Пустили стрелу опять, и Джек снова принёс её.
С тех пор пёс каждый день принимал участие в нашей стрельбе и подавал нам стрелы.
Очень скоро мы узнали, что Джек подаёт не только стрелы, но и любую вещь, которую ему бросишь: палку, шапку, мячик… А иногда он притаскивал и такие вещи, о которых его вовсе никто не просил. Например, побежит в дом и принесёт из передней калошу.

Джек - Скребицкий Г.

— Зачем ты её принёс — ведь сухо совсем! Неси, неси назад! — смеялись мы.
Джек скачет вокруг, суёт в руки калошу и, видимо, вовсе не собирается нести её на место. Приходилось относить самим.
Джек очень любил с нами ходить купаться. Бывало, только начнём собираться, а он уж тут как тут — прыгает, вертится, будто торопит нас.

Речка в том месте, где мы купались, была у берега мелкая. Мы с хохотом и визгом барахтались в воде, брызгались, гонялись друг за другом! И Джек тоже залезал в воду, носился вместе с нами; если же ему кидали в речку палку — бросался за нею, плыл, потом брал в зубы и возвращался на берег. Часто в порыве веселья он хватал что-нибудь из нашей одежды и пускался бежать, мы же гонялись за ним по лугу, стараясь отнять кепку или рубашку. А один раз вот что случилось.

Купались мы на речке вместе с папой. Папа плавал очень хорошо. Он переплыл на другую сторону и стал звать к себе Джека. Пёс в это время играл с нами. Но, как только он услыхал папин голос, сразу насторожился, бросился в воду, потом неожиданно вернулся, схватил в зубы папину одежду, и не успели мы опомниться, как он уже плыл на ту сторону. Следом за ним, раздуваясь, как большой белый пузырь, тащилась по воде рубашка, а брюки уже совсем намокли, скрылись под водой, и Джек едва их придерживал зубами за самый кончик. Мы просто замерли на месте, боясь, что он упустит одежду и она утонет. Однако Джек ничего не растерял и благополучно переплыл на другую сторону.

Джек - Скребицкий Г.

Пришлось папе плыть обратно, держа в руке одежду. Просохнуть она, конечно, не успела, и, когда мы вернулись домой, мама, увидев папу, так и ахнула:
— Что случилось? Почему ты в таком виде? Ты что, в речку упал? — Но, узнав, в чём дело, потом долго смеялась вместе с нами.
К Джеку мы очень привыкли, не расставались с ним целые дни и всё мечтали о том, когда же настанет август и папа с Джеком пойдёт на охоту. Папа обещал, что и нас тоже возьмёт с собой.
Каждое утро мы первым делом бежали к отрывному календарю, срывали старый листок и считали, сколько ещё листков осталось до августа.
Наконец остался один, последний.
В этот день папа, как только вернулся с работы и пообедал, многозначительно взглянул на нас и сказал:
— Ну-с, кто желает идти со мной готовиться к завтрашней охоте?
Конечно, повторять приглашение не пришлось. Мы с Серёжей бросились со всех ног в кабинет и уселись возле письменного стола.
Папа достал из ящика все охотничьи припасы: порох, дробь, гильзы, пыжи — и начал набивать патроны.
Мы смотрели на эти приготовления затаив дыхание.
Наконец патроны были набиты и аккуратно вставлены в широкий пояс с узенькими кармашками для каждого патрона. Такой пояс называется «патронташ».
Повесив патронташ на гвоздик, папа вынул из шкафа чехол и не торопясь достал оттуда самую интересную вещь — ружьё. Оно было двуствольное, то есть с двумя стволами. В каждый ствол вставлялся патрон, так что из такого ружья можно выстрелить два раза: сначала из одного ствола, а если промахнёшься, то, не перезаряжая, сейчас же и из другого. Ружьё было очень красивое, с золотыми украшениями.
Мы осторожно потрогали его и даже попытались прицелиться, но оно оказалось слишком тяжёлым.
Когда папа набивал патроны, Джек спокойно лежал в уголке на своём коврике. Но как только он увидел ружьё — вскочил с места, начал скакать, прыгать около папы и всем своим видом показывал, что он сейчас же готов идти на охоту. Потом, не зная, как ещё выразить свою радость, умчался в столовую, притащил с дивана подушку и так начал её трясти, что только пух полетел во все стороны.
— Что такое у вас творится? — удивилась мама, входя в кабинет.
Она отняла у Джека подушку и унесла на место.
На следующий день было воскресенье. Мы встали пораньше, поскорее оделись и уже ни на шаг не отставали от папы. А он, как нарочно, одевался и завтракал очень медленно.
Наконец папа собрался. Он надел куртку, высокие сапоги, подпоясался патронташем и взял в руки ружьё.
Джек, всё время вертевшийся у него под ногами, пулей вылетел во двор и, радостно взвизгивая, начал носиться вокруг запряжённой лошади. А потом со всего размаха вскочил на телегу и сел.
Папа и мы тоже взобрались на телегу и тронулись в путь.
— До свиданья, смотрите с пустыми руками не возвращайтесь! — смеясь, кричала нам вдогонку мама, стоя на крыльце.
Через десять минут мы уже выехали из нашего городка и покатили по гладкой просёлочной дороге, через поле, через лесок — туда, где ещё издали поблёскивала речка и виднелась обсаженная вётлами мельница.
От этой мельницы вверх по берегу реки густо росли камыши и тянулось широкое болото. Там водились дикие утки, длинноносые болотные кулики бекасы — и другая дичь.
Приехав на мельницу, папа оставил лошадь, и мы отправились на болото.
Пока мы шли по дороге к болоту, Джек держался рядом с папой и всё поглядывал на него, будто спрашивая, не пора ли бежать вперёд.
Наконец подошли к самому болоту. Тут папа остановился, подтянул повыше сапоги, зарядил ружьё, закурил и тогда только скомандовал:
— Джек, вперёд!
Пёс, видимо, только этого и ждал. Он бросился со всех ног в болото, так что брызги во все стороны полетели.
Отбежав шагов двадцать, Джек приостановился и начал бегать то право, то влево, к чему-то принюхиваясь.
Он искал дичь. Папа не спеша, громко шлёпая по воде сапогами, шёл за собакой. А мы шли сзади, следом за папой.

Вдруг Джек заволновался, забегал быстрее, а потом сразу как-то весь вытянулся и медленно-медленно стал подвигаться вперёд. Так он сделал несколько шагов и остановился. Он стоял не двигаясь, как мёртвый, весь вытянувшись в струну. Даже хвост вытянулся, и только кончик его от сильного напряжения мелко-мелко дрожал.
Папа быстро подошёл к собаке, приподнял ружьё и скомандовал:
— Вперёд!
Джек переступил шаг и опять остановился.
— Вперёд, вперёд! — ещё раз приказал папа.
Джек сделал ещё шаг, другой… Вдруг впереди него в камышах что-то зашумело, захлопало, оттуда вылетела большая дикая утка.
Папа вскинул ружьё, выстрелил.
Утка как-то сразу подалась вперёд, перевернулась в воздухе и тяжело шлёпнулась в воду.
А Джек всё стоял на месте, будто замер.
— Подай, подай её сюда! — весело крикнул ему папа.
Тут Джек сразу ожил. Он бросился через болото прямо в речку и поплыл за уткой.
Вот она уже совсем рядом. Джек раскрыл рот, чтобы схватить её. Вдруг плеск воды — и утки нет! Джек удивлённо оглянулся: куда же она делась?
— Нырнула! Раненая, значит! — с досадой воскликнул папа. — Забьётся теперь в камыши, её и не найдёшь.
В это время утка вынырнула в нескольких шагах от Джека. Пёс быстро поплыл к ней, но, как только он приблизился, утка вновь нырнула. Так повторялось несколько раз.

Мы стояли в болоте, у самого края воды, и ничем не могли помочь Джеку. Стрелять ещё раз в утку папа боялся, чтобы не застрелить случайно и Джека. А тот никак не мог поймать на воде увёртливую птицу. Зато он и не подпускал её к густым зарослям камышей, а отжимал всё дальше и дальше, на чистую воду.
Наконец утка вынырнула у самого носа Джека и сейчас же вновь скрылась под водой. В тот же миг Джек тоже исчез.
Через секунду он опять показался на поверхности, держа во рту пойманную утку, и поплыл к берегу.
Мы бросились к нему, чтобы поскорее взять у него добычу. Но Джек сердито покосился на нас, даже заворчал и, обежав кругом, подал утку папе прямо в руки.

Джек - Скребицкий Г.

— Молодец, молодец! — похвалил папа, беря у него дичь. — Посмотрите, ребята, как он осторожно её принёс — ни одного пёрышка не помял!
Мы подбежали к папе и стали осматривать утку. Она была живая и даже почти не ранена. Дробь только слегка зацепила ей крыло, оттого она и не смогла дальше лететь.
— Папа, можно взять её домой? Пусть у нас живёт! — попросили мы.
— Ну что ж, берите. Только несите поосторожней, чтобы она у вас не вырвалась.
Мы пошли дальше. Джек лазил по болоту, искал дичь, а папа стрелял. Но нам уже это было не так интересно. Хотелось поскорее домой, чтобы устроить нашу пленницу.
Когда мы вернулись с охоты, то сейчас же принялись устраивать для неё помещение. Мы отгородили в сарае уголок, поставили туда таз с водой и посадили утку.
Первые дни она дичилась. Всё сидела, забившись в угол, почти ничего не ела и не купалась. Но постепенно наша утка стала привыкать. Она уже не бежала и не пряталась, когда мы входили в сарай, а, наоборот, даже шла к нам навстречу и охотно ела мочёный хлеб, который мы ей приносили.

Скоро утка стала совсем ручная. Она ходила по двору вместе с домашними утками, никого не боялась и не дичилась. Только одного Джека утка сразу невзлюбила, наверное, за то, что он гонялся за ней по болоту. Когда Джек случайно проходил мимо, утка растопыривала перья, злобно шипела и всё старалась ущипнуть его за лапу или за хвост.
Но Джек не обращал на неё никакого внимания. После того как она поселилась в сарае и ходила по двору вместе с домашними утками, для Джека она перестала быть дичью и потеряла всякий интерес.
Вообще домашней птицей Джек совсем не интересовался. Зато на охоте искал дичь с большим увлечением. Он мог по целым дням без устали в жару и в дождь рыскать по полю, отыскивая перепелов, или поздней осенью, в холод, лазить по болоту за утками и, казалось, никогда не уставал.
Джек был прекрасной охотничьей собакой. Он прожил у нас очень долго, до глубокой старости. Сперва с ним охотился отец, а потом мы с братом.

Когда Джек вовсе остарел и не мог разыскивать дичь, его сменила другая охотничья собака. К тому времени Джек уже плохо видел и слышал, а его когда-то коричневая морда стала совсем седой.
Большую часть дня он спал, лёжа на солнышке, на своей подстилке или возле печки.
Оживлялся Джек, только когда мы собирались на охоту: надевали сапоги, охотничьи куртки, брали ружья. Тут старый Джек приходил в волнение. Он начинал бестолково суетиться и бегать, тоже, вероятно, как в былое время, собираясь на охоту. Но его никто не брал.
— Дома, дома, старенький, оставайся! — ласково говорил ему папа и гладил его поседевшую голову.
Джек будто понимал, что ему говорят. Он взглядывал на папу своими умными, выцветшими от старости глазами, вздыхал и уныло плёлся на свою подстилку к печке.
Мне было очень жаль старого пса, и я иногда всё-таки ходил с ним на охоту, но уже не для своего, а для его удовольствия.
Джек давно потерял чутьё и никакой дичи найти уже не мог. Но зато он делал отличные стойки на всяких птичек, а когда птичка взлетала, стремглав бросался за нею, стараясь поймать.
Он делал стойки не только на птичек, а даже на бабочек, на стрекоз, на лягушек — вообще на всё живое, что ему попадалось на глаза. Конечно, на такую «охоту» ружья я не брал.
Мы бродили до тех пор, пока Джек не уставал, и тогда возвращались домой — правда, без дичи, но зато очень довольные проведённым днём.

(Илл. Воробьева А.)

image_pdfimage_print

На чтение 15 мин. Просмотров 1 Опубликовано

  • Список жанров
  • Античность
  • Бизнес
  • Детективы
  • Для детей
  • Документальная литература
  • Дом и семья
  • Драматургия
  • Иностранная литература
  • История
  • Компьютерная литература
  • Культура и исскуство
  • Наука, образование
  • Поэзия
  • Путешествия и туризм
  • Разное
  • Религия и эзотерика
  • Роман
  • Секс и эротика
  • Триллеры
  • Ужасы
  • Фантастика
  • Художественная литература
  • Энциклопедии
  • Юмор
  • Cмотреть все
  • Партнерские материалы
  • adsfind.ru
  • История поиска
  • window show
  • watcher
  • ju-390 самолет
  • https:yandexruclckjsredir?fromyandexru3Bsearch3Bweb3B3Btextetext1830R5NptjeoPNcPH3aEJwNI_G1bfskOL
  • упражнение с автоматом калашникова
  • князь александр васильевич трубецкой бархат
  • размеры коптильни для горячего копчения своими руками чертежи
  • agile life
  • wwwчитaть исторические любовные романы сгде много постельных сцен и секса
  • сколько калорий расходует в день человек
  • Cмотреть все

Кот, который проходил сквозь стены Лилиан Браун

От издателя Первый «Кот» Лилиан Джексон Браун познакомился с читателями более тридцати лет назад. Затем, как и положено в хорошем детективе, автор исчез из мира литературы лет на двадцать, успев, правда, получить официальное признание прессы и титул «лучшего автора современного детектива», заявленный в «Нью-Йорк таймс». Продолжение последовало только лишь в 1986 году. От Ozon.ru Познакомьтесь — Джим Квиллер, газетный журналист, мужчина средних лет с традиционными представлениями, небольшим брюшком и усами, которые он теребит во всех возможных случаях.…

Кот особого назначения Наталья Александрова

У виртуозных мошенников Лолы и Маркиза крупные неприятности! После блестяще проведенной операции мошенники рискуют получить не конвертик с хрустящими купюрами, а пулю. Заказчик не привык делиться и лишние свидетели ему не к чему. Только профессиональная осторожность Лени Маркиза помогла избежать «контрольного выстрела в голову». Но не родился еще тот человек, кто сможет обставить наследников Остапа Бендера. Лола и Маркиз решают крупно насолить вероломному заказчику, действуя по принципу «враги врага — наши друзья». К тому же в союзниках у…

Тайна рыжего кота. Роман-детектив для детей… Сергей Таск

«Хотите написать детективный роман? Нет ничего проще: надо самому попасть в историю (разумеется, детективную), а потом об этом рассказать. Именно так случилось со мной. В издательство пришел по почте толстый пакет, а в пакете – тайна…» Подстрочный перевод с чешского Тайны оранжевой кошки В. Корнева. История о том, каким образом оранжевая кошка стала рыжим котом и не только… Эта современная сказка – необычная совместная работа писателей разных стран Зденека Карела Слабы, Пьера Гамарра, Йенса Сигсгорда, Отфрида Пройслера, Людвика Ежи Керна, Иошито…

Кот, который болтал с индюками Лилиан Браун

Расшалившиеся нервы можно успокоить по-разному: наблюдать, как распускается роза, болтать с индюками или съедать по банану в день. У сиамцев другая точка зрения на сей счёт: Коко просиживает долгие часы над «Котом в шляпе», ну а Юм-Юм мечтает о фарфоровых башмачках.

Кот, который сигналил Лилиан Браун

Всеобщее ликование по поводу новой исторической достопримечательности (отреставрированного старого паровоза) омрачено исчезновением местного миллионера. То, что коты могут быть детективами, уже никого не удивляет, но то, что они ещё и хорошие рассказчики…

Кот, который свихнулся на бананах Лилиан Браун

Расшалившиеся нервы можно успокоить по-разному: наблюдать, как распускается роза, болтать с индюками или съедать по банану в день. У сиамцев другая точка зрения на сей счет: Коко просиживает долгие часы над «Котом в шляпе», ну а Юм-Юм мечтает о фарфоровых башмачках.

Кот, который знал 14 историй Лилиан Браун

То, что коты могут быть детективами, уже никого не удивляет, но то, что они ещё и хорошие рассказчики…

Чоки-чок, или Рыцарь Прозрачного Кота Владислав Крапивин

Увлекательная и забавная повесть-сказка из цикла `Сказки о парусах и крыльях`. Однажды летом брат и сестра Леша и Даша совершенно случайно обнаружили, что в их доме живут Ыхало, Тень прозрачного кота Филарета и еще целая компания необыкновенных существ. Подружившись с ними, ребята узнают о государстве Астралия, и по особому приглашению ее Главного мага Леша отправляется в эту сказочную страну, где его ждут невероятные приключения. Неизвестно, сумел бы он преодолеть подстерегавшие его там трудности и опасности, не зная волшебного слова `чоки-чок`,…

Тайна одноглазого кота. [Секрет одноглазого… Уильям Арден

Альфред Хичкок — знаменитый американский кинорежиссер, прославившийся своими детективными фильмами. А три сыщика — это его юные друзья Боб Андрюс, Пит Креншоу и Юпитер Джонс. Живут они в городке недалеко от Голливуда. Их опорный пункт — склад утильсырья, их штаб-квартира — старый жилой автоприцеп, в котором они оборудовали криминалистическую лабораторию. Их агентство «Три сыщика» раскрывает любые секреты, загадки и головоломки. Друзья-детективы смело берутся за самые важные и запутанные дела и с честью доводят их до конца. По поручению дяди…

«Кровь!» – сказал кот Луиза Фоули

Главными героями трех повестей американской писательницы Луизы Манро Фоули являются школьница Кики Коллир и ее верный спутник кот Рыжик. Кики при помощи своего любимца удается разгадать тайну пропавшего завещания, раскрыть преступные махинации хранителя музея и предотвратить дальнейшие исчезновения художественных ценностей.

«Вор!» – сказал кот Луиза Фоули

Главными героями трех повестей американской писательницы Луизы Манро Фоули являются школьница Кики Коллир и ее верный спутник кот Рыжик. Кики при помощи своего любимца удается разгадать тайну пропавшего завещания, раскрыть преступные махинации хранителя музея и предотвратить дальнейшие исчезновения художественных ценностей.

«Яд!» – сказал кот Луиза Фоули

Главными героями трех повестей американской писательницы Луизы Манро Фоули являются школьница Кики Коллир и ее верный спутник кот Рыжик. Кики при помощи своего любимца удается разгадать тайну пропавшего завещания, раскрыть преступные махинации хранителя музея и предотвратить дальнейшие исчезновения художественных ценностей.

Кот в ужасе Ширли Мерфи

Словно рок преследует жителей городка Молена-Пойнт. Здесь опять творятся злодеяния — загадочные убийства, раскрыть которые люди, ограниченные всего лишь пятью чувствами, не в состоянии. И вновь на помощь двуногим приходят кот-детектив Серый Джо и его подруга Дульси. Но теперь у них есть ассистент: в глазах людей — милый бестолковый котенок, а по мнению Джо — будущий гений кошачьего сыска. Втроем они раскрывают человеческие преступления, как всегда, оставаясь в тени: ведь если полицейским подбросить ключи к разгадке и анонимно сообщить об уликах,…

Ваш покорный слуга кот Сосэки Нацумэ

«Ваш покорный слуга кот»один из самых знаменитых романов классика японской литературы XX в. Нацумэ Сосэки, первок большое сатирическое ппроизведение в японской литературе нового времени. 1907-1916 годы могут быть названы «годами Нацумэ» в японской литературе: настолько сильно было его влияние на умы японской интеллигенции тех лет. Такие великие писатели, как Акутагава Рюноскэ, Ясунари Кавабата и Дадзай Осаму считали себя его учениками. Герои повести — коты и люди. В японских книжках для детей принято изображать животное как маленького человечка…

Бумер-2: Клетка для кота Андрей Троицкий

Продолжение культового романа «Бумер». Килла и Рама погибли в перестрелке с милиционерами, но их друзья все еще живы. Костян-Кот отбывает срок за убийство, иудин грех не дает спать спокойно Димону Ошпаренному. Как искупить свою вину? Без вариантов: надо выдернуть Костяна с зоны…

Кот Александр Покровский

В новую книгу Александра Покровского, автора знаменитых книг «РАССТРЕЛЯТЬ», «72 МЕТРА» и многих других — вошли рассказы, написанные в последние годы, и новый роман «Откровения кота Себастьяна…» Речь автора, вложенная в аллегорические «уста животного», звучит едко и комично. И полные сил герои предстают Себастьяну в самых неожиданных ракурсах, о чем он и повествует.

Прочь от реальности: Исследования по философии… Вадим Руднев

Книга русского философа, автора книг «Винни Пух и философия обыденного языка», «Морфология реальности», «Словарь культуры XX века: Ключевые понятия и тексты», посвящена междисциплинарному исследованию того, как реальное в нашей жизни соотносится с воображаемым. Автор анализирует здесь такие понятия, как текст, сюжет, реальность, реализм, травма, психоз, шизофрения. Трудно сказать, по какой специальности написана эта книга: в ней затрагиваются такие сферы, как аналитическая философия, логическая семантика, психоанализ, клиническая характерология…

Котам, с ключом в зубах, не доверяйте Наталья Щерба

Таинственный подвал, туман, зеркальное кольцо, коты и время…

Кот со многими хвостами Эллери Квин

 Эллери Квин — легендарный сыщик-любитель и сочинитель криминальных романов. Под его именем двоюродные братья Фредерик Дэннэй (1905-1982) и Манфред Ли (1905-1971) написали серию увлекательных книг, стоящих в одном ряду с произведениями корифеев детективного жанра А.Кристи, Э.С.Гарднера, Р.Стаута и Дж.Д.Карра.     Зловещий убийца Кот-душитель держит в страхе целый Нью-Йорк. Тандем Квинов оказывается на передовой поисков неуловимого маньяка. И главный вопрос — чем руководствуется преступник, выбирая жертву? Именно отсутствие очевидного ответа на этот вопрос…

Полные записки кота Шашлыка Алекс Экслер

Вы никогда не задумывались над тем, что творится в голове у вашего домашнего любимца — котика, пушистого животика? Вы уверены, что он действительно любит вас неземной любовью, а на коленки взбирается только для того, чтобы показать вам свое расположение? Вы знаете, почему кошки не любят собак? Вы догадываетесь, что именно думает о вас этот маленький негодяй? Ответы на все эти вопросы вы найдете в книге «Записки кота Шашлыка». Повесть доставит истинное удовольствие не только любителям животных, но и всем читателям, которые ценят легкий, динамичный…

Обратная связь: booksbunker@gmail.com

Правообладателям

Пожертвования

Размещение рекламы

© Copyright 2021

Оставить озыв о сайте

0 читателей на сайте

Об авторе

Известный русский и советский писатель-натуралист Георгий Алексеевич Скребицкий родился в 1903 году. Неброские пейзажи тульских лесов и лугов произвели на мальчика глубокое впечатление и навсегда остались в его памяти и произведениях. Получив серьезное многопрофильное образование — литературное и зоотехническое, — Скребицкий наилучшим образом объединил свои главные жизненные увлечения, написав свои первые произведения в конце 1930-х. Уже первые сборники рассказов «Простофиля и хитрецы» и «Рассказы охотника» принесли Георгию Алексеевичу известность и любовь больших и маленьких читателей.

Вершиной творчества Скребицкого стали две повести: «От первых проталин до первой грозы» и «У птенцов подрастают крылья». В обеих работах рассказывается многое о детстве и отрочестве самого писателя. К сожалению, вторая повесть осталась незаконченной из-за скоропостижной смерти Скребицкого в 1964 году.

Особенности творчества

Главной темой произведений Георгия Скребицкого всегда была природа в своей постоянной изменчивости и особой красоте. Глубокие знания о жизни самых разных животных, а также увлекательные научные экспедиции и азартная охота были отличным подспорьем для писателя.

Характерная черта его творчества — короткие, но емкие и необычные названия рассказов. «Речной волк», «Чир Чирыч», «Воришка», «Длинноносые рыболовы», «Куйка».

Часто использует Скребицкий в начале рассказов неторопливые, но и не затянутые описания окружающей природы, увлекая читателя в карельские болота или задумчивые леса средней полосы. И зачастую внезапно вводит главного героя — зверушку, рыбку или птичку. Да не простую, а со своими повадками и привычками. А что случится с этим героем дальше — зависит уже от рассказа. Даже рассказы об охоте и рыбалке не выглядят у Скребицкого кровожадными. Они полны веселым азартом и полностью доказывают, что борьба между добытчиком и добычей идет на равных.

«Кот Иваныч» — еще один яркий пример того, с каким юмором и любовью Скребицкий описывает «брата меньшего» и его своеобразную жизнь. Небольшой забавный рассказ покоряет своей искренностью и детей, и взрослых.

«Кот Иваныч»: краткое содержание

По сути, весь рассказ представляет собой сборник мини-зарисовок из жизни самого обыкновенного, на первый взгляд, домашнего кота. В какие только приключения не попадал кот Иваныч! И в тесте вымазывался, и крыс в амбаре ловил (правда, исключительно для собственного удовольствия), и даже непростую дружбу с ежом завел.

Все случаи в рассказе полуанекдотические, сейчас существует много видеороликов с подобными сюжетами. Страсть, которую питал кот Иваныч к рыбе, быстро улетучилась после того, как его схватил за лапу большой рак. Достается котику и от ворон, которые покусились на его добычу из амбара. А то, как кот Иваныч обустроился в тесте, и вовсе заставляет от души посмеяться над его любовью к комфорту.

Только последний эпизод заставляет читателя напрячься. Переезд на новую квартиру — непростое время для домашних питомцев, и автор переживает, как воспримет это всеобщий пушистый любимец. Однако за преданность Иваныча беспокоиться не стоит: после краткого обзора нового дома он понимает, что все близкие — рядом, и полностью принимает новую жизнь.

Главные герои

Всех персонажей рассказа разделил на две группы Георгий Скребицкий. Кот Иваныч, щенок Бобка, еж, вороны и другие зверушки — первая и главная группа. Несмотря на реализм рассказа (звери не разговаривают и не уподобляются людям), читатель сразу понимает характер каждого героя: Бобка — веселый и глуповатый, вороны — наглые, ежик — поначалу дикий, как и всякий лесной житель, но потом привыкает к новому другу, видя, что тот ничего плохого ему не сделает.

Людей в рассказе немного — сам автор, его мама и брат. Любопытен тот факт, что все они появляются по сюжету лишь эпизодически, в основном выступая в роли наблюдателей. Конечно, маме приходится выпутывать Иваныча из теста и мыть его в тазу. Разумеется, она пугается страшной добычи, которую кот приносит из амбара. И все же она относится к его проделкам спокойно и с юмором, принимает их как должное. И кот Иваныч видит ее теплое отношение, отвечая тем же. Неслучайно его любимое место во время семейных ужинов — рядом с мамой рассказчика. Именно там кот полностью понимает и принимает переезд семьи в новый дом.

Теплые и доверительные отношения хозяев и животных описывает Георгий Скребицкий в своем рассказе. И все же не люди здесь главные герои. «Кот Иваныч» — произведение больше именно о зверушках, наделенных своими характерами и особенностями.

Образ Иваныча

Неслучаен выбор автором имени для главного героя. Это не простая кличка, как, например, Мурзик или Пушок — не просто так назвал свой рассказ Георгий Скребицкий. «Кот Иваныч»… Вы только вслушайтесь! Важность, солидность, характер сочетаются здесь с теплым, дружеским отношением (иначе кота звали бы Ивановичем).

С первых строк узнает читатель одну из главных черт кота — лень. Причем лень эта не вызывает раздражения, мы сразу понимаем, что это чувство абсолютно нормально не только для котов. А уж когда автор противопоставляет лень Иваныча Бобкиной глупости, выбор становится совсем очевидным.

Иваныч любит простые житейские удовольствия — теплую лежанку (пусть даже и в кадушке с тестом), вкусную рыбку (из аквариума тоже сойдет), небольшие развлечения и похвальбу перед хозяевами (амбарные крысы). Иногда коту приходится пострадать за них, но он переносит все стойко. И тут мы узнаем еще об одной, самой главной черте Иваныча — доброте.

С преданной собакой сравнивает своего героя Скребицкий. Кот Иваныч всюду неотступно следует за своими хозяевами, встречает и провожает их. И даже когда автор опасается, что их любимец убежит на старую квартиру, он ошибается. В который раз сравнивая Иваныча с собакой, писатель делает вывод: их кот далеко не самый обычный.

«Кот Иваныч»: главная мысль

Темой многих произведений Скребицкого становилось взаимодействие людей и животных, домашних либо диких. И характерной чертой этого взаимодействия является взаимопонимание. И люди, и звери принимают друг друга со всеми достоинствами и недостатками, уживаются вместе и становятся друзьями.

Да, у Иваныча много черт дикой кошки: жадность, лень, озорство, время от времени просыпающиеся охотничьи инстинкты. Но в то же время он — добрый и ласковый домашний питомец, который ни за что не предаст семью. Даже к дикому колючему ежику привык Иваныч, разделив с ним обед. И это видят его хозяева, ценят его преданность и мягкость по отношению к тем, кого он любит.

Особенности языка

Рассказ читается на одном дыхании не только из-за небольшого объема. Он написан очень простым житейским языком. Мы словно слушаем мальчика, который рассказывает интересные истории о своем коте. Любопытно, что мы не знаем, какого цвета Иваныч — знаем только то, что он большой и толстый. Это дает нам возможность сравнить с ним практически любого кота, тем самым сделав его еще роднее читателям.

О повседневных занятиях кота Скребицкий рассказывает в настоящем времени, и мы словно видим, как Иваныч умывается, греется на солнышке или лезет в аквариум за рыбками. А особенные происшествия описываются в прошедшем времени.

Истории настолько плавно перетекают из одной в другую, что читатель этого почти не замечает. Лень кота сменяется его похождениями в амбар, однако потом выясняется, что крыс он не ест, но зато любит рыбу. Так и начинается очередной эпизод. Размеренная жизнь кота отлично отражается в размеренном, бесконечном повествовании.

«Кот Иваныч»: отзывы и рекомендации

Рассказ Скребицкого входит в школьную программу младших классов и активно обсуждается на уроках чтения. Изучив отзывы, можно сделать вывод, что доступный язык, веселые приключения и харизматичный главный герой делают произведение одним из любимых у маленьких читателей, после его прочтения они охотно делятся похожими историями из жизни собственных питомцев. Как уже отмечалось, текст читается легко, родители говорят, что детей не нужно даже особо упрашивать дочитать рассказ до конца. Целесообразно после разбора произведения «Кот Иваныч» проводить выставки детского творчества на тему «Мой питомец», а также составлять тематические фотогалереи или видеоподборки. Можно также предложить детям инсценировать отдельные эпизоды рассказа.

Веселый рассказ для детей про девочку Вету и поликлинику.

В детской поликлинике живет Страх. Белый, как привидение. Он подкарауливает детей и пугает их. Вот Вета и боится туда идти. Только ужасный динозавр с огромной пастью и острыми зубами может помочь Вете побороть Страх.

Читать 6 минут


Страх под креслом

Решила мама дочку отвести в поликлинику. На осмотр к доктору. Проверить, все ли кости у Веты хорошо растут. Правильно ли сердце бьется. И не притаилась ли в пупке какая-нибудь противная бактерия. А то еще заразит Вету вредностью, попробуй потом избавься. Вредность просто так не уходит. Может даже на всю жизнь остаться. Поэтому доктор и нужен, чтобы всякие злобные бактерии вовремя из пупка убирать.

А дочка боится идти в поликлинику: там Страх живет. Белый, как привидение. Только не летает. Волосы у него похожи на вату, на носу очки с толстенными лупами, а из ушей антенки торчат. Страх ими прислушивается, не идет ли какой ребенок в поликлинику. Подкарауливает его и пугает. Одним словом, жуть!

Вета думает: «Что же делать? Может, в шкаф спрятаться?»

Открывает его, а там Пушок. Растянулся на дне колбасой и спит.

— Вылезай, здесь мое место, – говорит Вета Пушку.

Кот приоткрыл один глаз, посмотрел на Вету и махнул кончиком хвоста: уйди, мол, не мешай отдыхать. Вета показала ему язык и уже хотела захлопнуть дверь. Но тут увидела, что кот стащил ее платье с вешалки и лежит на нем как на подстилке. Вета выдернула платье из-под Пушка, смотрит, а оно мятое-премятое.

«Вот и хорошо, – думает Вета. – Отнесу его маме. Погладить. Она это дело любит. Может, отвлечется и забудет про поликлинику. А Пушок, так и быть, пусть лежит в шкафу».

Кот свернулся калачиком и мурлыкнул: спасибо, мол, что не прогнали.

Приносит Вета маме платье.

— Погладь, пожалуйста, — говорит. —Я хочу его надеть.

Пушок услышал, что мама гладить собирается, из калачика вывернулся и прыг из шкафа. Чуть Вету с ног не сбил. На гладильную доску залез, уши маме подставил и мурлычет: «Мур-р-р… Мур-р-р… И меня погладить. И меня».

Погладила мама платье. Рукой. И Пушка погладила. Утюгом. А платье как было мятым, так и осталось.

— Ой, перепутала все, — сказала мама. И поменяла Пушка с платьем местами. Начала гладить как положено: Пушка — рукой, платье — утюгом. Погладила. А платье все равно мятое.

— Утюг холодной, — догадалась мама. — Вилку в розетку забыла вставить.

Пушок про вилку услышал, подумал, что его кормить собираются. Спрыгнул с гладильной доски на пол, потянулся и к миске потопал. Сидит ждет, когда ему еды положат. А мама все гладит и гладит.

Нагладилась и пошла к дочке — платье отдать. А ее нигде нет. Заглянула мама в шкаф. Нет Веты. Залезла под стол. Нет Веты. Посмотрела под кровать, а там два зеленых светлячка светятся. Мама сразу догадалась, что это дочкины глаза. Но виду не подала. Спросила:

— Светлячки, вы не видели Вету?
— Видели. Она с нами под кроватью сидит, — сказали светлячки и заморгали.
— Передайте ей, что платье больше не мятое. Можно идти в поликлинику.

Светлячки как услышали про поликлинику, сразу потухли. Дочка вылезла из-под кровати, платье надела и говорит маме:

— Я боюсь туда идти. Там Страх живет. Он всех пугает. Мне про него Никита в садике рассказывал. Знаешь, какой он ужасный?
— Кто, Никита?! — спросила мама.
— Нет, Страх.

И дочка рассказала маме, какой он, этот Страх из поликлиники. Мама, конечно, его тоже испугалась. Но женщина она была взрослая, поэтому виду не подала. Только ойкнула:

— Ой, надо что-то придумать. Может, возьмем с собой Пушка? Втроем пугаться веселее.
— Я его не донесу, — сказала Вета. — Он тяжелый, как моя коробка с игрушками.

Кот как услышал про поликлинику, сразу к шкафу потопал. Даже еды не дождался. Что ему делать в этой поликлинике? Она же детская. Его там затискают, как котенка.

Пушок запрыгнул в шкаф, глаза лапами закрыл: чур, меня не трогать. Я в домике.

«В домике так в домике, — подумала мама. — Не со шкафом же тебя в поликлинику нести». И предложила Вете взять с собой куклу.

— Не хочу, чтобы Машу Страх пугал, — сказала Вета. — Она моя дочка. Я ее люблю.

И спрятала куклу в коробку с игрушками.

— Ма-ма! Ма-ма! — закричала кукла Маша. Вета схватила ее, обняла:
— Ты Страха испугалась? Не плачь, я тебя в поликлинику не поведу.

Вета хотела Машу обратно положить, но тут в коробке увидела разинутую пасть с острыми зубами. Это динозавр морду из-под кубиков высунул и малюсенькими глазами на куклу косится. Еще и ноздри растопырил. Того гляди выпрыгнет из коробки, схватит Машу за платье и утащит в подкубиковую пещеру. Одним словом, жуть!

«Вот кто тебя напугал», — подумала Вета. Она вытащила динозавра из коробки, протянула его маме и говорит:

— Давай возьмем с собой в поликлинику Рекса. С ним нестрашно никуда ходить, он сам кого хочешь испугает.

Вета с мамой так и сделали. Страх как увидел динозавра, под кресло залез, затрясся: «Ужасики-боясики! Что за чудище? Зубы страшнее, чем у крокодила, на передних лапах два пальца с когтями, а на задние вообще страшно смотреть: такие они огромные. Закрою лучше глаза, чтобы не видеть это безобразие». И закрыл.


Рекомендуем:
«Очень важный торопевт»
Смешной рассказ про врача, рецепт и девочку Вету

рассказ для детей про врача Очень важный торопевт


Так и сидел Страх под креслом, пока мама с Ветой домой не ушли и динозавра с собой не забрали. Вета на прощание кулак Страху показала, чтобы не смел больше никого пугать.

А бактерию вредности в пупке у Веты доктор не обнаружил. Там только маленький комочек ласковости лежал. Но доктор его не стал убирать, пусть растет на здоровье.

© Оксана Ребрикова
(Бабушка Ксю)

Все истории про Вету читайте здесь >>

ВНИМАНИЕ!
Копирование, размножение, распространение, перепечатка (целиком или частично), или иное использование материала без письменного разрешения автора не допускается.


Просмотры:
1

Зайчонок, родившийся летом, к осени подрос и заметил, что многие лесные жители начали делать запасы еды на зиму, а многие птицы улетели на юг. Зайчишке стало тревожно, но пришла зима, его шубка стала белая и корм он научился добывать.

Всяк по-своему - Скребицкий Г.

Летом в лесу, на полянке, у длинноухой зайчихи родился зайчонок. Родился он не беспомощный, голый, как какие-нибудь мышата или бельчата, совсем нет. Он явился на свет в серой пушистой шёрстке, с открытыми глазками, такой шустрый, самостоятельный, сразу же мог бегать и даже прятаться от врагов в густой траве.

Всяк по-своему - Скребицкий Г.

— Ты у меня молодец, — сказала ему зайчиха на зайчином своём языке. — Лежи здесь тихонько под кустиком, никуда не бегай, а если начнёшь бегать, скакать, на земле от твоих лапок следы останутся. Наткнётся на них лиса или волк, сразу тебя по следу найдут и съедят. Ну, будь умник, отдыхай, набирайся побольше сил, а мне нужно побегать, лапки размять.

И зайчиха, сделав большой прыжок, ускакала в лес. С тех пор зайчонка кормила не только родная мать, но и другие зайчихи, те, что случайно забегали на эту полянку. Ведь у зайцев так исстари завелось: наткнётся зайчиха на малыша, ей всё равно, свой ли, чужой, обязательно молоком покормит.

Скоро зайчонок совсем окреп, вырос, начал есть сочную траву и бегать по лесу, знакомиться с его обитателями — птицами и зверьками.

Стояли погожие дни, еды кругом было вволю, а в густой траве, в кустах легко спрятаться от врагов.

Зайчишка жил себе, не тужил. Так, ни о чём не заботясь, и прожил косой тёплое лето.

* * *

Всяк по-своему - Скребицкий Г.

Но вот наступила осень. Захолодало. Пожелтели деревья. Ветер срывал с ветвей увядшие листья и кружил над лесом. Потом листья опускались на землю. Они лежали там неспокойно: всё время возились, перешёптывались между собой. И от этого лес наполнился тревожным шорохом.

Зайчишка почти не мог уснуть. Каждую минуту он настораживался, прислушивался к подозрительным звукам. Ему всё казалось, что это не листья шуршат от ветра, а кто-то страшный подкрадывается к нему из-за кустов.

Заяц и днём часто вскакивал, перебегал с места на место, отыскивал укрытия понадёжней. Искал и не находил.

Зато, бегая по лесу, он повидал много нового, интересного, чего раньше летом никогда не видывал. Он заметил, что все его лесные знакомцы — звери и птицы — о чём-то хлопочут, что-то делают.

Однажды он встретил белку, но она не прыгала, как обычно, с ветки на ветку, а спустилась на землю, сорвала гриб подосиновик, потом схватила его покрепче в зубы и вместе с ним вскочила на дерево. Там белка засунула гриб в развилку между сучками.

Всяк по-своему - Скребицкий Г.

Зайчишка увидел, что на этом же дереве уже висит несколько грибов.

— Зачем ты их рвёшь и вешаешь на сучки? — спросил он.

— Как — зачем? — ответила белка. — Скоро придёт зима, всё кругом покроется снегом, тогда трудно будет достать еду. Вот я теперь и спешу заготовить побольше запасов. Сушу на сучьях грибы, собираю в дуплах орехи и жёлуди. А ты разве сам не запасаешь на зиму еду?

— Нет, — отвечал зайчишка, — я не умею этого делать. Мама-зайчиха меня не научила.

— Плохи твои дела, — покачала головой белка. — Тогда утепли хоть получше своё гнездо, заткни мохом все щели.

— Да у меня и гнезда нет, — смутился зайчишка. — Я сплю под кустиком, где придётся.

— Ну, это уж никуда не годится! — развела лапками хозяйственная белка. — Не знаю, как ты зиму перезимуешь без запасов еды, без тёплого гнёздышка.

И она вновь принялась за свои хлопоты, а зайка грустно запрыгал дальше.

Уже наступил вечер, заяц добрался до глухого оврага. Там он остановился и чутко прислушался. Вниз по оврагу с лёгким шумом то и дело скатывались небольшие комочки земли.

Всяк по-своему - Скребицкий Г.

Зайчишка привстал на задние лапы, чтобы разглядеть получше, что творится там, впереди. Да это барсук хлопочет возле норы. Заяц подбежал к нему и поздоровался.

— Здравствуй, косой, — ответил барсук. — Ты всё скачешь? Ну сядь, посиди. Ух, и устал я, даже лапы болят! Вон сколько земли из норы повыгреб.

— А зачем ты её выгребаешь? — поинтересовался зайчишка.

— К зиме нору чищу, чтобы просторней была. Вычищу, потом моху, опавшей листвы туда натаскаю, устрою постель. Тогда мне и зима не страшна. Лежи-полёживай.

— А мне белка советовала к зиме гнездо устроить, — сказал заяц.

— Не слушай её, — махнул лапой барсук. — Это она у птиц научилась на деревьях гнёзда вить. Пустое занятие. Зверям нужно в норе жить. Вот так, как я живу. Помоги мне лучше прорыть запасные выходы из норы. Устроим всё, как нужно, заберёмся в нору, вместе зимовать будем.

— Нет, я не умею нору копать, — ответил зайчишка. — Да и сидеть под землёй в норе не смогу, я там задохнусь. Лучше под кустиком отдыхать.

— Вот мороз тебе скоро покажет, как под кустиком отдыхать! сердито ответил барсук. — Ну, не желаешь мне помогать, тогда беги куда хочешь. Не мешай мне жилище устраивать.

Побежал зайка дальше, выбежал на берег лесной речушки. Выбежал и насторожился.

Невдалеке от воды кто-то большой, неуклюжий возился возле осинки. «Бобр, он самый и есть», — разглядел заика и в два прыжка очутился возле него.

Всяк по-своему - Скребицкий Г.

— Здравствуй, приятель, что ты тут делаешь? — спросил зайчишка.

— Да вот тружусь, подгрызаю осину, — не спеша отвечал бобр. Повалю на землю, тогда начну обкусывать сучья, стаскивать в речку, хатку свою к зиме утепляю. Видишь, на островке мой домик — он весь из сучьев построен, а щели илом промазаны, внутри у меня тепло, уютно.

— А как же в твой домик войти? — спросил Зайчишка. — Входа нигде не видно.

— Вход в мою хатку устроен внизу, под водой. Доплыву я до островка, нырну до самого дна, там и вход в свой домик найду. Лучше нет звериного домика, чем моя хатка. Давай вместе её утеплим к зиме, вместе и зимовать будем.

— Нет, — отвечал зайчишка, — нырять и плыть под водой я не умею, сразу же утону, лучше я под кустиком перезимую.

— Зря не хочешь со мной зимовать, — отвечал бобр и принялся грызть осинку.

А зайчишка заковылял дальше, прочь от реки, обратно в лес.

Вдруг что-то как зашуршит в кустах! Косой уже хотел броситься наутёк, но тут из опавшей листвы выглянул старый знакомец — ёжик.

Всяк по-своему - Скребицкий Г.

— Здорово, дружище! — крикнул он. — Ты что это такой невесёлый, уши развесил?

— Огорчили меня приятели, — отвечал зайчишка. — Говорят, нужно на зиму тёплое гнёздышко или хатку строить, а я не умею.

— Хатку строить? — рассмеялся ёжик. — Вот глупости! Ты лучше делай так, как я делаю: каждую ночь я поплотней наедаюсь, запасаю побольше жиру, а когда достаточно запасу, тут меня начнёт в сон клонить. Заберусь я тогда в опавшие листья, в мох, свернусь клубком да и засну на всю зиму. А когда спишь, тогда ни мороз, ни ветер тебе не страшны.

— Нет, — отвечал зайчишка, — проспать я всю зиму не смогу. Сон у меня чуткий, тревожный, я поминутно от каждого шороха просыпаюсь.

— Ну, тогда делай как знаешь, — ответил ёжик. — Прощай, мне пора местечко себе для зимнего сна присмотреть.

И зверёк снова скрылся в кустах.

Поплёлся зайчишка дальше по лесу. Бродил, бродил. Уже и ночь прошла, утро настало. Выбрался он на полянку. Глядит — на ней много много дроздов собралось. Все деревца облепили и по земле скачут кричат, трещат, спорят о чём-то.

— О чём вы спорите? — спросил зайчишка дрозда, который сидел к нему поближе.

— Да вот обсуждаем, когда нам лететь отсюда на зиму в тёплые страны.

— А разве в нашем лесу вы зимовать не останетесь?

— Что ты, что ты! — удивился дрозд. — Зимой выпадет снег, укроет всю землю и ветви деревьев. Где же тогда еду раздобыть? Летим с нами на юг, там зимою тепло и всякой еды вволю.

— Ты разве не видишь, у меня и крыльев нет, — грустно ответил заяц. — Я ведь зверёк, а не птица. Звери летать не умеют.

— Вот и неправда, — возразил дрозд. — Летучие мыши тоже зверьки, а летают не хуже нас, птиц. Они уже улетели на юг, в тёплые страны.

Зайчишка ничего не ответил дрозду, махнул только лапкой да и побежал прочь.

«Как же я зимовать буду? — тревожно думал он. — Все звери и птицы каждый по своему к зиме готовятся. А у меня нет ни тёплого гнёздышка, ни запасов еды, и лететь на юг я не сумею. Наверное, мне придётся умереть от голода и холода».

* * *

Прошёл ещё месяц. Кусты и деревья сбросили последние листья. Наступила пора дождей, холодов. Лес сделался хмурым, унылым. Большинство птиц улетело в тёплые страны. Звери попрятались в норы, в гнёзда, в логовища. Невесело было зайчишке в пустом лесу, да к тому же с ним приключилась беда: зайка вдруг заметил, что шкурка на нём начала белеть. Летняя, серая шерсть сменялась новой — пушистой, тёплой, но зато совсем белой. Сперва побелели задние ноги, бока, потом спинка и, наконец, голова. Только кончики ушей остались чёрными.

«Как же мне теперь от врагов прятаться? — с ужасом думал заяц. В белой шубе меня и лисица и ястреб сразу заметят». И зайчишка забивался в самую глушь, под кусты, в болотистые заросли. Однако и там белая шубка легко могла его выдать зоркому глазу хищника.

Но вот однажды, когда зайчишка лежал, забравшись под кустик, он увидел, что всё кругом как-то вдруг потемнело. Небо укрыли тучи; однако из них не закапал дождь, а посыпалось что-то белое и холодное.

Первые снежинки закружились в воздухе, стали садиться на землю, на блёклую траву, на голые сучья кустов и деревьев. С каждой секундой снег падал всё гуще и гуще. Уже невозможно было разглядеть ближайшие деревья. Всё утонуло в сплошном белом потоке.

Всяк по-своему - Скребицкий Г.

Снег перестал только к вечеру. Небо прояснилось, выглянули звёзды, яркие и лучистые, как голубые морозные иглы. Они осветили поля и леса, принаряженные, укрытые белым покровом зимы.

Уже давно наступила ночь, а зайчишка всё лежал под кустом. Ему страшно было выбраться из своей засады и отправиться на ночную прогулку по этой необычно белой земле.

Наконец голод всё же заставил его покинуть убежище и поискать еду.

Найти её было не так уж трудно — снег только слегка прикрыл землю и даже не спрятал самых маленьких кустиков.

Но случилась совсем другая беда: едва зайчишка выскочил из-под кустов и перебежал полянку, он с ужасом увидал, что всюду за ним тянется вереница его следов.

«По таким следам любой враг меня легко может найти», — подумал косой.

Поэтому, когда под утро он снова отправился на дневной отдых, зайка ещё тщательнее, чем раньше, запутал свои следы.

Только проделав это, он спрятался под кустик и задремал.

Но зима принесла с собой не одни огорчения. Когда рассвело, зайчишка с радостью увидал, что его белая шубка совсем незаметна на белом снегу. Зайка будто оделся в шубку-невидимку. К тому же она была куда теплее его летней серенькой шкурки, отлично спасала от мороза и ветра.

«Зима не так уж страшна», — решил зайчишка и спокойно задремал на весь день до вечера.

Но таким приятным оказалось только начало зимы, а потом дело пошло всё хуже и хуже. Снегу нападало очень много. Его почти невозможно было разрыть, чтобы добраться до уцелевшей зелени. Зайчишка напрасно бегал по высоким сугробам в поисках пищи. Не часто удавалось ему пожевать какую-нибудь торчавшую из-под снега веточку.

Всяк по-своему - Скребицкий Г.

Однажды, бегая в поисках еды, заяц увидел лесных великанов лосей. Они спокойно стояли в осиннике и с аппетитом обгладывали кору и побеги молодых осинок.

«Дай-ка и я попробую, — подумал зайчишка. — Только вот беда: у лосей ноги высокие, шеи длинные, им легко дотянуться до молодых побегов, а я как же достану?»

Но тут ему на глаза попался высокий снежный сугроб. Зайчишка вскочил на него, встал на задние лапы, легко дотянулся до молодых, тонких веточек и стал их обгладывать. Потом и кору осинки погрыз. Всё это ему показалось очень вкусным, и он наелся досыта.

«Значит снег большой беды не наделал, — решил косой. — Он спрятал траву, но зато позволил добраться до веток кустов и деревьев».

Всё было бы ничего, вот только мороз и ветер начали донимать зайчишку. Не спасала его даже тёплая шубка. От стужи некуда было спрятаться в голом зимнем лесу.

«Ух, как холодно!» — говорил косой, бегая по лесной полянке, чтобы немного согреться.

Наступил уже день, давно пора отправляться на отдых, а заяц всё никак не мог разыскать себе место, чтобы укрыться от ледяного ветра.

На самом краю поляны росли берёзы. Вдруг зайчишка увидел, что на них спокойно расселись и кормятся большие лесные птицы — тетерева. Они прилетели сюда, чтобы полакомиться серёжками, которые висели на концах тонких ветвей.

— Ну, наелись — пора отдохнуть, — сказал старый тетерев своим собратьям. — Скорей спрячемся в норки от сердитого ветра.

«Какие же могут быть норки у тетеревов?» — удивился зайчишка.

Но тут он увидел, что старый тетерев, сорвавшись с ветки, комом упал прямо в снег, будто в воду нырнул. Точно также поступили и другие тетерева, и скоро вся стая скрылась под снегом.

«Неужели же там тепло?» — удивился зайчишка и решил тут же попробовать вырыть себе снежную норку. И что же? В норке под снегом оказалось куда теплее, чем на поверхности. Ветер не продувал, да и мороз донимал много меньше.

С этих пор зайчишка вполне освоился с тем, как ему зимовать. Белая шубка в белом лесу укрывала его от глаз врага, сугробы снега помогали добраться до сочных побегов, а глубокая норка в снегу спасала от холода. Зайчишка чувствовал себя зимою среди заснежённых кустов не хуже, чем летом в зелёных цветущих зарослях. Он даже и не заметил, как миновала зима.

* * *

И вот снова пригрело солнце, растопило снег, вновь зазеленела трава, распустились листья на кустах и деревьях. Из южных стран возвратились птицы.

Всяк по-своему - Скребицкий Г.

Хлопотунья белка вылезла из гнезда, где пряталась зимою от холода. Выбрались из своих убежищ барсук, бобр и колючий ёжик. Каждый из них рассказал о том, как он проводил долгую зиму. Каждый считал, что провёл её лучше других. И все вместе они удивлялись, глядя на зайца. Как же, бедняга, он зимовал без тёплого гнёздышка, без норы, без съестных запасов? А зайка слушал своих друзей да только посмеивался. Ведь ему совсем неплохо жилось зимой в его белоснежной шубке-невидимке.

На нём и теперь, весною, тоже была шубка-невидимка, только другая, под цвет земли — не белая, а серенькая.

(Илл. Никольского Г.)

image_pdfimage_print

  • Рассказ сказки на ночь для детей слушать
  • Рассказ слепая лошадь краткое содержание
  • Рассказ синдбада морехода о первом путешествии синдбада
  • Рассказ самое страшное пермяк читать
  • Рассказ свеча горела майк гелприн краткое содержание