Рассказ склонение у слова какое

Как склоняется слово рассказ? склонение слова рассказ как изменить по падежам и числам слово рассказ? наталья-1997 ответы 10: share6 слово

Как склоняется слово «рассказ»?

Склонение слова «рассказ»

Как изменить по падежам и числам слово «рассказ»?

Наталья-1997

Ответы (10):

Share

6

Слово «рассказ» является неодушевлённым именем существительным, отвечает на вопрос «что?», имеет мужской род (спрашиваем «он чей?» — мой рассказ), относится ко второму типу склонения.

Изменим по всем падежам, задавая к каждому соответствующий вопрос.


В форме единственного числа:

  • В именительном — «Что?» — понравился расскАз.
  • В родительном — «Чего?» — план расскАза.
  • В дательном — «Чему?» — предисловие к расскАзу.
  • В винительном — «Что?» — прочитать расскАз.
  • В творительном — «Чем?» — поразмышлять над расскАзом.
  • В предложном — «О чём?» — подробности о расскАзе.

    Рассказ склонение у слова какое

В форме множественного числа:

  • В именительном — «Что?» — восхищают расскАзы.
  • В родительном — «Чего?» — содержание расскАзов.
  • В дательном — «Чему?» — приводится к расскАзам.
  • В винительном — «Что?» — выслушать расскАзы.
  • В творительном — «Чем?» — увлекаться расскАзами.
  • В предложном — «О чём?» — впечатление о расскАзах.

Ударение неизменно ставим на второй слог «скА» (ударная гласная выделена одновременно заглавной буквой и жирным шрифтом).

Share

5

Слово рассказ отвечает на вопрос «что?», значит, является неодушевлёгным существительным мужского рода и относится ко 2-ому склонению:

  • интересный рассказ,
  • художественный рассказ,
  • поучительный рассказ,
  • замечательный рассказ.

Изменим по падежам слово «рассказ» в форме единственного числа:

  • Имерительный падеж (что?) расскАз_

  • Родительный падеж (чего?) расскАза

  • Дательный падеж (чему?) расскАзу

  • Винительный падеж (что?) расскАз_

  • Творительный падеж (чем?) расскАзом

  • Предложный падеж (о чём?) о расскАзе.

Изменим по падежам слово «рассказ» в форме множественного числа:

  • Именительный падеж (что?) расскАзы

  • Родительный падеж (чего?) расскАзов

  • Дательный падеж (чему?) расскАзам

  • Винительный падеж (что?) расскАзы

  • Творительный падеж (чем?) расскАзами

  • Предложный падеж (о чём?) о расскАзах.

Share

2

Просклонять слово «рассказ» можно следующим образом:

В единственном числе

Именительный падеж — кто? что? — рассказ. Пример: Рассказ написан в январе, в метель, поздним вечером.

Родительный падеж — кого? чего? — рассказа. Пример: рассказа, более проникновенного, я ещё не читала.

Дательный падеж — кому? чему? — рассказу. Пример: к моему рассказу надо подойти с трезвой головой.

Винительный падеж — кого? что? — рассказ. Пример: в основу пьесы положен одноимённый рассказ.

Творительный падеж — кем? чем? — рассказом. Пример: с этим рассказом у меня связаны особые воспоминания.

Предложный падеж — о ком? о чём? — о рассказе. Пример: о рассказе Маши я думала день и ночь и наконец решила, что она не лгала.

Во множественном числе

Именительный падеж — кто? что? — рассказы. Пример: рассказы писались легко и получались необычайно яркими.

Родительный падеж — кого? чего? — рассказов. Пример: немало рассказов я читала у этого автора, но этот люблю больше всех.

Дательный падеж — кому? чему? — рассказам. Пример: не позволяйте этим любовным рассказам из женских журналов одурачить вас: они созданы на потеху, а не как инструкция к действию.

Винительный падеж — кого? что? — рассказы. Пример: Чехов написал множество романов за свою творческую карьеру.

Творительный падеж — кем? чем? — рассказами. Пример: я зачитывалась рассказами Бунина прошлой осенью, и они вгоняли меня в поистине осеннюю хандру.

Предложный падеж — о ком? о чём? — о рассказах. Пример: в рассказах моих подруг было много несостыковок.

Share

2

Просклонять (изменить по падежам и числам) имя существительное рассказ можно таким образом:

единственное число

(И.п.) Именительный (вопросы кто? что?) – рассказ

(Р.п.) Родительный (вопросы кого? чего?) – рассказа (Все герои моего нового рассказа – вымышленные)

(Д.п.) Дательный (вопросы кому? чему?) – рассказу

(В.п.) Винительный (вопросы кого? что?) – рассказ

(Т.п.) Творительный (вопросы кем? чем?) – рассказом

(П.п.) Предложный (вопросы о ком? о чем?) – о рассказе

множественное число

И.п. (кто? что?) – рассказы

Р.п. (кого? чего?) – рассказов (На Новый год Артему подарили сборник фантастических рассказов)

Д.п. (кому? чему?) – рассказам

В.п. (кого? что?) – рассказы

Т.п. (кем? чем?) – рассказами

П.п. (о ком? о чем?) – о рассказах

Share

1

Слово «рассказ» в единственном числе склоняется следующим образом:

В именительном падеже (отвечает на «Кто? Что?») – рассказ (очень интересный рассказ).

В родительном падеже (отвечает на «Кого? Чего?») – рассказа (осталась под впечатлением от рассказа).

В дательном падеже (отвечает на «Кому? Чему?») – рассказу (благодаря рассказу узнала несколько интересных фактов).

В винительном падеже (отвечает на «Кого? Что?») – рассказ (хочу еще раз перечитать рассказ).

В творительном падеже (отвечает на «Кем? Чем?») – рассказом (заинтригована рассказом и его автором).

В предложном падеже (отвечает на «О ком? О чем?») – о рассказе (написала отзыв о рассказе).


Во множественном числе слово, теперь уже «рассказы», будет склоняться так:

В именительном падеже (отвечает на «Кто? Что?») – рассказы (красивые рассказы молодого автора).

В родительном падеже (отвечает на «Кого? Чего?») – рассказов (несколько его рассказов вышло в литературном альманахе).

В дательном падеже (отвечает на «Кому? Чему?») – рассказам (я была рада его рассказам).

В винительном падеже (отвечает на «Кого? Что?») – рассказы (в свежем выпуске литературного альманаха вышли рассказы молодого автора).

В творительном падеже (отвечает на «Кем? Чем?») – рассказами (я впечатлена этими рассказами).

В предложном падеже (отвечает на «О ком? О чем?») – о рассказах (решила узнать больше о рассказах и их авторе).


Ответ для сайта Большой вопрос.

Share

1

Слово «рассказ» — существительное мужского рода, относится ко второму склонению, в единственном числе, неодушевленное, отвечает на вопрос «Что?». Склонение по падежам слова «рассказ», в единственном числе:

  • именительный падеж — рассказ, отвечает на вопрос «Что?»,
  • родительный падеж — рассказа, отвечает на вопрос «нет «Чего?»,
  • дательный падеж — рассказу, отвечает на вопрос «Чему?»,
  • винительный падеж — рассказ, отвечает на вопрос «вижу «Что?»,
  • творительный падеж — рассказом, отвечает на вопрос «Чем?»,
  • предложный падеж — о рассказе, отвечает на вопрос «О чем?».

Во множественном числе слово «рассказ» — «рассказы», склоняется это слово следующим образом во множественном числе:

  • именительный падеж — рассказы, отвечает на вопрос «Что?»,
  • родительный падеж — рассказов, отвечает на вопрос «нет «Чего?»,
  • дательный падеж — рассказам, отвечает на вопрос «Чему?»,
  • винительный падеж — рассказы, отвечает на вопрос «вижу «Что?»,
  • творительный падеж — рассказами, отвечает на вопрос «Чем?»,
  • предложный падеж — о рассказах, отвечает на вопрос «О чем?».

Share

1

Существительное «рассказ» относится ко второму склонению, потому что оно мужского рода и имеет нулевое окончание. Отвечает на вопрос «что?», поскольку является неодушевленным.

Просклоняем слово «рассказ» в единственном числе:

  • Именительный падеж: Кто? Что? Рассказ.
  • Родительный падеж: (Нет) Кого? Чего? Рассказа.
  • Дательный падеж: (Дать, Рад) Кому? Чему? Рассказу.
  • Винительный падеж: (Вижу) Кого? Что? Рассказ.
  • Творительный падеж: (Доволен, Любуюсь) Кем? Чем? Рассказом.
  • Предложный падеж: (Думаю, Говорю) О ком? О чем? О рассказе.

Просклоняем слово «рассказ» во множественном числе:

  • Именительный падеж: Кто? Что? Рассказы.
  • Родительный падеж: (Нет) Кого? Чего? Рассказов.
  • Дательный падеж: (Дать, Рад) Кому? Чему? Рассказам.
  • Винительный падеж: (Вижу) Кого? Что? Рассказы.
  • Творительный падеж: (Доволен, Любуюсь) Кем? Чем? Рассказами.
  • Предложный падеж: (Думаю, Говорю) О ком? О чем? О рассказах.

Share

1

Давайте разберем слово рассказ:

  • Часть речи — существительное (вопрос «что?»);
  • Род — мужской (он мой);
  • Одушевленность — неодушевленное;
  • Число — единственное (мн.ч. — расскАзы);
  • Имя нарицательное.

Склонение слова рассказ:

рассказ — именительный падеж (кто? что?);

рассказа — родительный падеж ([нет] кого? чего?);

рассказу — дательный падеж (кому? чему?);

рассказ — винительный падеж ([виню] кого? что?);

рассказом — творительный падеж ([творю] кем? чем?);

рассказе — предложный падеж (О ком? О чём?).

Склонение слова рассказы (множественное число):

рассказы — именительный падеж (кто? что?);

рассказов — родительный падеж ([нет] кого? чего?);

рассказам — дательный падеж (кому? чему?);

рассказы — винительный падеж ([виню] кого? что?);

рассказами — творительный падеж ([творю] кем? чем?);

рассказах — предложный падеж (О ком? О чём?).

Share

1

Слово «рассказ» — это существительное мужского рода в единственном числе, отвечающее на вопрос «что?», является неодушевленным. Множественное число слова «рассказ» — рассказы. Просклоняем и множественное и единственное число следующим образом:

Склонение слова «рассказ» (ед.ч.):

И.П. (есть: кто? что?) — рассказ;

Р.П. (нет: кого? чего?) — рассказа;

Д.П. (подойти к: кому? чему?) — рассказу;

В.П. (вижу: кого? что?) — рассказ;

Т.П. (доволен: кем? чем?) — рассказом;

П.П. (думать: о ком? о чем?) — о рассказе.


Склонение слова «рассказы» (мн.ч):

И.П. (есть: кто? что?) — рассказы;

Р.П. (нет: кого? чего?) — рассказов;

Д.П. (подойти к: кому? чему?) — рассказам;

В.П. (вижу: кого? что?) — рассказы;

Т.П. (доволен: кем? чем?) — рассказами;

П.П. (думать: о ком? о чем?) — о рассказах.

Share

1

Склонение слова «рассказ»

Слово «рассказ» изменяется по падежам следующим образом:

В именит. падеже в ед. числе будет (Что?): рассказ.

В родит. падеже в ед. числе будет (Чего?): рассказа.

В дат. падеже в ед. числе будет (Чему?): рассказу.

В винит. падеже в ед. числе будет (Что?): рассказ.

В творит. падеже в ед. числе будет (Чем?): рассказом.

В предлож. падеже в ед. числе будет (О чем?): о рассказе.


Давайте также просклоняем слово во множественном числе — «рассказы»:

В именит. падеже будет (Что?) — рассказы.

В родит. падеже будет (Чего?) — рассказов.

В дат. падеже будет (Чему?) — рассказам.

В винит. падеже будет (Что?) — рассказы.

В творит. падеже будет (Чем?) — рассказами.

В предлож. падеже будет (О чем?) — о рассказах.

Индивидуально- дифференцированные задания по русскому языку

                                    3класс

                          Рассказ склонение у слова какое

                           Проверяемые безударные гласные в корне слова.

1 уровень.

   Спишите. В скобках напишите проверочные слова.

   М…лчать, м…сной, охр..нять, уд…влять, гр…знуля, пл…сать, г..рчица, сл…зинка, скр…пучий, нар…дить.

2 уровень.

Спишите. В скобках напишите проверочные слова.

Хор..шо в л..су в полдень. З..лёные ёлочки выг..бают к..лючие ветки. Кр..суется белая б..рё..ка с душ..стыми л..сточками. Др..ж..т серая осина.

3 уровень.

Спишите, исправив ошибки.

По тинуло холадом. Последние клочя тумана мокрой марлей палзли посклону. От  крылись яркие сияющие горы.

                         Написание слов с парными согласными.

1 уровень.

Спишите, вставив пропущенные буквы. Напишите проверочные слова.

Про..ка, гри..ки, гря..ка, лё..кий, шу..ка, сне..ки, ро..ки, сли..ки.

2 уровень.

Спишите, вставив пропущенные буквы.

 Среди ре..ких бере.. прячутся в тр..ве кре..кие боровики. Р..зовеют мокрые сырое..ки. В ельнике растут сколь..кие грузди. На ни..ких пнях жмутся дру.. к дру..ке опята.

3 уровень.

Спишите, исправив ошибки.

По чистому снегу бижыт мыжка. За мыжкой дарошка, где в снигу лабки ступали. У видела мыжка сасновую шыжку и по  глядывает, нет ли хоря.

                                                Синонимы.

1 уровень.

Подбери синонимы к словам лицо, зелёный, дразнить. Спиши.

Слова для справок: лик, изумрудный, обзывать, незрелый, молодой, неопытный, дразниться, физиономия, мордашка.

2 уровень.

Спиши, вставь в предложения нужные синонимы.

Навстречу шёл (пожилой, старый) человек. Папа купил мне (лазурный, голубой) платье. (Толстый, жирный) словари рядами стоят на полках.

3 уровень.

Составь предложения, используя слова- синонимы.

Рынок, базар; село, аул, деревня; певец, акын.

                                                         Антонимы

1 уровень.

К данным глаголам подбери противоположные по смыслу.

 Говорить — …., выходить — …, здороваться — …, включать — …, засыпать — …, закрыть — …, смеяться — … .

2 уровень.

Подбери антонимы к словосочетаниям.

Левая рука — …; высокий потолок — …; уходить из школы — …; поехать на стадион — …;

Счастливая старость — … .

3 уровень.

Закончи предложения. Подчеркни антонимы.

Дядя вчера приехал, а через два дня … . Он упал, но быстро  … . Его бросало то в жар, то в … . Я быстро посмотрел налево, затем  … .  

                                           Состав слова.

                                                    Окончание и основа.

1 уровень.

Спишите слова. Выделите основу и окончание.

Парта, партой, у парты; высокая, высокий, высокое.

2 уровень.

Напиши по образцу. Выдели основу и окончание.

Образец: дощатый домишко – дощатые домишки.

Чудесная встреча — …, старый дедушка — …, широкое море — …, чайная чашка — … .

3 уровень.

Прочитайте, найдите лишнее слово. Напишите остальные слова, выделите в них основу и окончание.

Белый, белая, белка, белое.      Лиса, в лесу, за лесом, лес.

                                              Корень. Однокоренные слова.

1 уровень.

Спишите слова, рядом напишите однокоренные. Выделите корень.

Каменщик — …, лётчик — …, связист — …, пианист — … .

2 уровень.

Спишите, приписывая по одному однокоренному слову. Выделите корень.

Сахар — …, гусь — …, утка — …, суп — …, хлеб — …, тигр — … .

Образец: мыло – мыльница, аист – аистёнок.

3 уровень.

Выберите однокоренные слова. Запишите их в таком порядке: предмет, признак предмета, действие предмета.

Весна, говор, зелень, белить, разговор, зеленеет, белила, зелёный, белый, говорливый

Двойные согласные в корне.

1 уровень.

Спишите, вставляя пропущенные буквы.

А…а и Ге…адий вместе с кла…ом ходили на хо…ей. Ри…а в су…оту сделала а…уратную а…ликацию. Дети купались в ба…ейне и играли в те…нис.

2 уровень.

Запишите ответы , используя слова с удвоенными согласными.

Дорога с твёрдым покрытием.

Укротитель хищных животных.

Состояние взаимной вражды.

Искусственный водоём, сооружённый для плавания.

Спортивный бег.

Помещение, в котором проводятся денежные операции.

Лечебная повязка из марли.

3 уровень.

Спишите, исправив ошибки.

Вчера наш класс хадил на экскурсию в лесс. Красиф асений лесс. Диревья стоят зилёные, жёлтые, багряные. Мы собирали красивые листя. Сегодня рибята делают аккуратную коллекцию. Завтра мы напишем расскас об осени без ошыбок. Мы любим уроки русского языка.

Непроизносимые согласные в корне слова.

1 уровень.

Спишите, написав проверочные слова.

Окрес…ность, звёз…ный, со…нце, здра…ствуй, извес…ный, сер…це, прелес…ный, мес…ность.

2 уровень.

К существительным подберите подходящие по смыслу прилагательные с непроизносимой согласной, а к прилагательным – существительные с непроизносимыми согласными.

Писатель, небо, крутая, весёлый, час, цветы, горячее, человек, сильное, сельская.

3 уровень.

Спишите, заменяя выделенные слова словами, близкими по значению с непроизносимой согласной. Печальный рассказ, знаменитый писатель, красивая девочка, шумное торжество, весёлый народ.

Приставки.

1 уровень.

Спишите слова. Выделите корень и приставку.

Пожар, запах, привал, перепляс, навар, подкоп, перезвон, отвар, припёк, закат, прикорм, срез.

2 уровень.

Спишите текст, вставляя подходящие по смыслу приставки. Выделите приставки.

Из-за озера (до, вы) плывают орлы. Они (вы, на)деляются грозными силуэтами на фоне (про, за)катного солнца. (По, ис)пуганный их внезапным (за, по)явлением (за, по)мирает весь пернатый мир.

3 уровень.

Спишите текст, употребляя нужные приставки. Выделите приставки.

Упражнение из учебника а…уратно (писать). Новую тетра…ь красиво (писать).

Из текста внимательно (писать) с парной согласной. Плохо выполненное задание обязательно (писать).

Суффиксы.                                                 

1 уровень.

Спишите, вставив пропущенные буквы. Выделите суффиксы.

Луч..к, фонар..к, рож..ца, мелоч..к, слон..к, дружоч..к, мороз..ц, книж..ца.        

2 уровень.

Разберите слова по составу.

Напильник, присмотр, подбородок, подарки, косточка, букетик, Женечка.

3 уровень.

Каждое словосочетание замените одним словом с нужным суффиксом.

Музыкант, играющий на трубе. Момент бросания мяча. Смелый человек. Любящий мечтать. Детёныш орла. Участник игры. Музыкант, играющий на пианино. Берёзовая роща. Жадная девочка.

                         ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.

              Собственные и нарицательные.

1 уровень.

Запиши слова в два столбика.

Чиж, Москва, город, дуб, Казахстан, Дарья, голубь, океан, Астана.

2 уровень.

Все существительные из предложений запишите в два столбика.

Борис Петрович Житков уходил на лодке далеко в море. Щенок Бим любит пить вкусное молоко.

3 уровень.

Составьте предложения и запишите их. Подчеркните имена собственные.

Бурёнка, на, паслась, корова, лугу. Кошки, были, Мурки, котята, у, Мурзик, и, Васька.

Орлика, пруду, к, ведёт, коня, Алёша. Живёт, Миша, деревне,у, в, Дубки, бабушки.

Род имен существительных.

1 уровень.

Выпишите имена существительные и запишите их в три столбика по родам.

Мечтал, красивое, ходил, яблоко, бродил, мебель, адрес, чашка, чувство, разведка, дело, лучистый, путник, мир, удача.

2 уровень.

Из слов строчки составьте предложения так, чтобы получились пословицы. Укажите род имён существительных.

Почёт, рядом, труд, живут, и.

Матери, лучше, сердце, солнце, греет.

Мастерство, в, почёте, всегда.

До, язык, Киева, доведёт.

3 уровень.

Составьте рассказ, используя слова.

Утро, дождь, плащ, луч солнца.

Определите род всех имён существительных.

             Число имён существительных.

1 уровень.

Запишите слова в два столбика.

Звезда, кусты, лебедь, дерево, бревно. Журавли, мхи, ящик, алмазы. Лётчик, шерсть, перо, кочки, яблоки.

2 уровень.

Запишите предложения. Укажите род и число существительных. Ребяти..ки л…пили ч..шки и ло..ки. В л…су ж…вут др…зды, гр…чи, сн…гири.

3 уровень.

Запишите слова в два столбика. Поставьте существительные женского рода в единственное число, а мужского рода- во множественное.

Окна, узоры, пальма, деревья, ковёр, наряды, ручей, сено, рощи, дом, черта, волны, ключ, путь.

                       Склонение имён существительных.

1 уровень.        

Спишите. Поставьте вопросы к выделенным словам.

Посеяла на грядке, шишки ёлки, пронёсся по степи, напиши бабушке, вечер за книгой, альбом подруги, протекает по равнине, был за школой, забыл о задаче.

2 уровень.

Составьте с именами существительными словосочетания, в которых эти существительные стояли бы в П.п., Д.п., Р.п.

Гроза, окно, грач, степь.

3 уровень.

Спишите. Определите падеж имён существительных.

Дож..ь (по)шёл в..с..лее. Люди (вы)б..гали из д..мов. Они протягивали руки. В..да (с)б..гала по их рукам до самых плеч. Р..бятишки (за)прыгали (по)лужам.

1 уровень.

1.Выбери правильный ответ и обведи его кружком.

            Склонение — это:

             А) изменение имён существительных по числам;

             Б) изменение имён существительных по падежам;

             В) изменение имён существительных по родам.

2.Выдели окончание, определи род и склонение существительных.

             Земля, небо, подруга, дочь, мышь, солнце, дедушка, город, ночь.        

3.Просклоняй слово пила.        

                      И. п                         В. п..                                                  

                   Р. п                          Т. п..                                                    

                   Д. п                         П. п.   .                                                    

2 уровень.

             1.Вставь пропущенные окончания, определи падеж и склонение.

                На гор.. (____,____)                   о земл.. (____,_____)

                За окн.. (____,____)                   по троп..(____,_____)

                Из стекл..(____,____)                к доск..(____,_____)

                2.Исправь ошибки в склонении, если они есть.

                     И. п. трава                                    В. п. травы

                  Р. п. о траве                                    Т. п. травой

                                 Д. п. траве                                       П. п. траву

3 уровень.

               1.Составь предложения, употребив в разных падежах слово «школа».

                  Выдели окончания, определи падеж имён существительных.

                 ______________________________________________________________

                 ______________________________________________________________

                 ______________________________________________________________

                 ______________________________________________________________

               2.Разобрать одно предложение по членам предложения.

               3.Разобрать одно имя существительное как часть речи.

                  _______________________________________________________________

                  ______________________________________________________

1 уровень

Просклоняйте слова: «птица», «лось».

И.п. —

В.п. —

Р.п. —

Т.п. —

Д.п. —

П.п. —

Спишите, связывая слова в словосочетание. Определите падеж имен существительных.

Щука (река), роща (гора), дымок (село), переходили (дорога), осока (озеро), положили (поляна), побежали (река), зверь (клетка).

2 уровень                 

        3 уровень

Спишите. Определите падежи имен существительных. Продолжите текст (1 – 2 предложения).

Жил желторотый воробей. Жил он вместе с мамой над окошком бани в теплом гнезде. Воробьишко  махал крыльями и хотел летать.

                               Падежные окончания имён существительных.

1 уровень.

Спишите, вставив пропущенные буквы. Определите падеж. Выделите окончания.

О букашк…, о гордост…, из шерст…, по милост…, по травинк…, из земляник…, о вишн…, в арбуз…, на фуражк…, в колен… .

2 уровень.

Спишите, вставив прпущенные буквы. Определите падежи и склонения. Выделите окончания.

В холод…, из деревн…, о жизн…, по букв…, около город…, у вырубк…, по пустын…, к сирен…, на припёк… в фонтан… .

3 уровень.

Спишите. Поставьте имена существительные в скобках в нужном падеже. Определите падеж и склонение этих существительных. Выделите окончания.

Катя п..лучила пис..мо (дядя Коля). Сам..лёт прил..тел из (Казань). Дети гуляли (площ..дь). П..любуйся пуш..стым (снег).

                                             Множественное число (склонение).

1 уровень.

Просклоняй во множественном числе существительные бури, грибы.

2 уровень.

Спишите, раскрывая скобки. Выделите окончания, определите падежи имён существительных.

Весной к нам прилетает малиновка. Кормится она (жучки, личинки, гусеницы). Птичка ищет их в опавших (листья) под (деревья и кусты). Летом она лакомится (ягодки).

3 уровень.

Допишите предложения, подбирая подходящие по смыслу сравнения, используя слова для справок. Выделите окончания. Определите падежи имён существительных.

Снег на сухих ветках нанизан … . В развилках голых осин снег скопился … .

Деревья кажутся то …, то …, то … .

Слова для справок: мохнатые шапки, загадочное чудовище, сияющие шары, сказочные великаны, белые медведи.

                               ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.

                                             Род имён прилагательных.

1 уровень.

Запишите словосочетания. Определите род имён прилагательных. Выделите окончания.

Голуб… лужа. Поздн… листопад, ленив… течение, вечерн… мгла, детск… театр, ночн… разбойник, хлебн… растение.

2 уровень.

Подберите к выделенным словам однокоренные прилагательные. Напишите словосочетания. Определите род прилагательных, выделите окончания.

Крыша из железа, дом из кирпича, лента из шёлка, варенье из клубники, платье из бархата, кисель из малины.

3 уровень.

Замените прилагательные противоположными по смыслу. Определите род имён прилагательных и выделите окончания.

Лёгкая задача, лёгкая ноша, слабый голос, слабое знание, мелкий пруд, мелкая рыба, старый охотник, старый дом.

Число имён прилагательных.

1 уровень.

Спишите словосочетания. Определите число имён прилагательных, выделите окончания.

Зелёные листья, редкие дожди, осенние дни, сильный ветер, крупные капли, последний листок, лесная поляна, красивое село.

2 уровень.

Подберите к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные. Определите число имён прилагательных, выделите окончания.

Родные края, (какие?) … дела, (какая?) …сумка, (какое?) …дерево, (какие?) … луга, (какой?) … месяц, (какое?) …растение.

3 уровень.

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Определите число имён прилагательных.

После тёплых дней наступила з..лотая ос..нь. По опушкам лесов ещё растут грибы: красноголов.. подосиновики, зеленоват.. и розовые сырое..ки, сколь..к.. грузди и душист.. рыж..ки. На стар.. больш.. пнях жмутся друг к дру..ке тонконог.. опёнки.

                                         Склонение имён прилагательных.

1 уровень.

Просклоняйте словосочетания.

Тёплый зимний шарф, тёплое зимнее пальто.

2 уровень. 

Спишите. Определите падеж имён прилагательных.

Чистое небо затянулось тучами. Зима природу нарядила в белый, тёплый, чистый мех. Мы отправились на Синее озеро. В поздний час дома не спали. Зимнее солнце светило тускло.                

3 уровень.

Спишите, раскрывая скобки. Определите падеж имён прилагательных, выделите окончания.

Таня и Алёна посадили свои деревца, полили их (тёплый) водой. Светит     ( горячий) (весенний) солнышко, идут по небу весёлые облака. И два (новые) деревца стоят у ворот. Они расправляют корешки в ( тёплый) земле.

     Правописание падежных окончаний имён прилагательных.

1 уровень.

Спишите. Вставьте пропущенные окончания, выделите их.

Чёрн.. стрижи всю жизнь проводят в воздухе. Если пойманного длиннокрыл.. стрижа посадить на гол.. землю, он не сможет взлететь. На коротеньк.. своих лапках стриж не умеет ходить по земле.

2 уровень.

Спишите, дописывая окончания. Определите род и падеж имён прилагательных.

В майск.. ноч.. пели птицы. Мы любовались весен.. небом. Вдруг ярк.. стрела молнии полоснула спокойн.. небо. Нежн.. голубизну небосвода заволокло чёрн.. тучами.

3 уровень.

Составьте  рассказ на тему «На бабушкином огороде», употребив сочетания слов.

Раннее весеннее утро, чудесная погода, хорошее настроение, проросшие семена, лазурное небо, жёлтая морковь.

                                                 Местоимения.                                                               

1 уровень.

Спишите. Раскройте скобки. Подчеркните местоимения.

(У) меня сегодня день рождения. (Ко) мне придут гости. (В) моей коллекции появится новая марка. (На) ней будет изображена природа. Мне нравится пейзаж.

2 уровень.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите лицо местоимений.

Прин..сли нам щенка спаниэля, вел..чиной со среднюю крысу. Кошка наша на шкафу стала готовиться к пры..ку. Ей, конечно, непонятно: крыса это или щенок. Чтобы развлечь его, я принёс из кухни кость. И пол..жил ему под нос.

3 уровень.

Соберите предложения. Существительное сойка замени местоимениями. Запишите.

Но, по характеру, разбойник, настоящий, сойка. Красивая, сойка, птица. Легко, сойку, по, узнать, на крыльях, перьям, белым и чёрным. Бояться, сойку, маленькие, не только, но и, птицы, большие. Разоряет, сойка, гнёзда, расклёвывает, птичьи, яйца, птенцов, губит.                             

                                                ГЛАГОЛ

                                    Неопределённая форма глагола.

1 уровень.

Образуйте глаголы неопределённой формы.

Кусает, ходит, шумит, прыгнул, сверкает, взмахнул, смотрел, любит, срезают, делает.                                       

2 уровень.

Вставьте вместо точек глаголы неопределённой формы.

Кто хочет много …, тот должен мало … .(знал, спал)

Лучше хорошо …, чем хорошо … . (поступал, говорил)

Умение … дороже золота. (работал)

Нам песня … и … помогает. (жил, строил)

3 уровень.

К данным словосочетаниям подберите близкие по значению глаголы неопределённой формы. Составьте с одним из словосочетаний предложение.

Повесить нос, витать в облаках, держать язык за зубами, задать перцу, водить за

нос, бить баклуши.

                                          Изменение глаголов по числам.

1 уровень.

Запишите глаголы в два столбика.

Вырубят, глядели, поднимал, шумят. Звенит, трещат, пылал, скучали.

2 уровень.

Спишите текст. Над глаголами укажите число.

В мае в л..су (цв..тёт, цв..тут) черёмуха. Б..р..га руч..ёв (желтеет, желтеют) от з..л..тых лютиков.

3 уровень.

От глаголов неопределённой формы образуйте единственное и множественное число глаголов.

Жужжать, падать, загорать, бросать, квакать,  сиять.                 

Изменение глаголов по временам.

1 уровень.

Запишите глаголы в три столбика.

Едут, будет петь, съел, говоришь, белела, зашьёт, подросло, гулять, запрыгает, становится, растрепали.

2 уровень.

Образуйте от существительных глаголы и поставьте их в настоящее, прошедшее и будущее время.

 Соль — …, скрип — …, боль — …. корм — … .

3 уровень.

Спишите текст, расставляя знаки препинания. Обозначьте время глаголов.

Солнце св..тило ре..ко ув..дает тр..ва оп..дают лист..я воздух наполнится зап..хом гр..бов и сухой л..ствы у к..рней старой с..сны л..ж..т м..ховой к..вёр.                                 

Правописание частицы НЕ с глаголами.

1 уровень.

Спишите предложения, ставя частицу НЕ перед глаголами. Выделите окончания глаголов.

Поедешь – море увидишь. Подумаешь – решишь задачу. Упустишь минуту – потеряешь и час. С огнём шути, ветру верь. Чего знаешь, то и говори.

2 уровень.

Составьте и запишите 5 предложений с частицей НЕ о том, чего не может делать бельчонок. Выделите окончания глаголов.

3 уровень.

Составьте и запишите 7 предложений с частицей НЕ о правилах поведения в школе. Выделите окончания глаголов.

Правописание предлогов.

1 уровень.

Объедините пары слов с помощью предлогов.

Вых..дить … (дом). Идти … (лес). Г..в..рить … (брат). Заботиься … (щ..нок).

2 уровень.

Спишите, раскрыв скобки.

Дворник (с)бросил сне.. (с)крыш.. . (В)комнату (в)н..сли новый диван. Луна (за)шла (за)туч.. . В..р..бей (с)л..тел (с)ветки.

3 уровень.

Исправьте ошибки.

Налисную тробку изкустов вы скочил ряпчик. Мячь за бросили вседку вород. Влесу пахнет сыростю. Заболотом сасновый лез.

Предложение.  

1 уровень.

Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните главные члены предложения.

Кончилось весёлое лето пришла ненастная поздняя осень подул холодный ветер и сорвал листья с деревьев.

2 уровень.

Составьте и запишите из данных слов предложения.

Солнце, за, низкое, скрылось, деревьями. В, берёзы, уборе, золотом, стоят. Птицы, путь, в тронулись, дальний. Загадок, и, как, в, тайн, много, лесу!

3 уровень.

Спишите. В скобках напишите проверочные слова. Подчеркните главные члены предложения.

Солнце село, но в л..су ещё св..тло. Воздух чист и прозрачен. Птицы б..лтливо л..печут. М..л..дая тр..ва бл..стит в..сёлым блеском изумруда.

                                   Главные члены предложения.                                                

1 уровень.

Спишите. Подчеркните главные члены предложения.

Следует ло..кий удар. Мяч.. носится (по)полю. Он л..тит прямо (в)ворота. Игра начинается.

2 уровень.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните главные члены предложения.

Гор..кий зап..х дубовой к..ры (за)п..лнял ле.. . (На)тр..ве в т..ни лежала р..са. Рядом ст..ял куст черноклёна. Нарядный, он вес.. сиял под х..лодным ..сенним солнцем.

3 уровень.

Составьте предложения по вопросам, запишите их. Подчеркните главные члены предложения.

Когда? Какой? Что? Что сделал?

Где? Что сделала? Какая? Что?

Кто? С кем? Что делали? Куда? За чем?

  ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

                                                   Определение.

1 уровень.

Спишите. Подчеркните известные вам члены предложения.

Кисти белых цв..тов выд..лялись на тёмной зел..ни. В спичеч..ной коро..ке л..жали рыболовные крюч..ки.

Выпишите словосочетания с вопросами.

2 уровень.

Спишите, вставляя определения.

В сентябре (в)л..су рядом в..сна и ос..нь. (Янтарный, жёлтый) лист и (зелёная, изумрудная) тр.винка. (Тёплое, горячее) солнце и (студеная, холодная) (белая, светлая) радуга. И грустно, и радостно.

3 уровень.

Спишите, вставляя определения. Подчеркните главные члены предложения.

Стебелёчек у черники ….. . Он тянется вверх. По стебельку, как крылышки, в разные стороны …. листики. У листиков сидят …. горошком чернички. У черники …. ягодки с …. пушком.

  Обстоятельство.

1 уровень.

Спишите. Подчеркните обстоятельства.

(По)ж..лтели листья (на)берёзе. Пт..нцы громко п..щ..ли. Веч..ром (за)выл ветер. Из бора выл..тает много пыльцы.

2 уровень.

Спишите. Подчеркните обстоятельства. Выпишите словосочетания с вопросами.

Веч..ром на л..сной п..ляне туристы разожгли костёр. М..ш..на (по)вернула направо. В марте изрядно греет солнце.

3 уровень.

Спишите. Подчеркните известные вам члены предложения.

(Под)б..рёзой было гн..здо скв..рцов. Командир самолёта х..р..шо видел птицу. В мае уже (за)з..л..нела рож.. . С вокзала до пристани мы шли чере.. горо.. .

                                                        Дополнение.                                          

1 уровень.

Спишите. Подчеркните дополнения.

С приходом зимы многие птицы покидают наши края. Утренняя роса переливалась на солнце. Вода пригнула книзу языки пламени.

2 уровень.

Спишите предложения, подчеркните дополнения. Определите падеж.

Берегись автомобиля! Артисту долго аплодировали. Все ученики решили задачу. Сестра заболела гриппом. Построили новое здание.

3 уровень.

Допишите начатые предложения. Подчеркните главные члены предложения и дополнения.

Мы долго готовились (к чему?) … . Солнце осветило (что?) … . Дедушка написал письмо (кому?) … . Арман чистил (что?) … . Республика богата (чем?) … . В Астане мы видели (что?) … .  

Склонение — это изменение слов по падежам, числам и родам. Склоняются именные части речи: существительные, прилагательные, числительные и местоимения.

Имя существительное — часть речи, которая обозначает предмет и изменяется по падежам и числам. Постоянный признак существительного — это род.

Склонение имен существительных — это изменение по падежам в контексте родовой принадлежности.

Просклонять слово — значит изменить его по падежам.

Теперь расскажем, как узнать склонение существительных.

Первое, второе и третье склонение имен существительных

Перейдем к трем типам склонения имени существительного.

Первое склонение существительных в русском языке

К первому склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончанием -а/-я в форме именительного падежа:

  • мужчина;

  • баня;

  • дорога;

  • страна;

  • машина.

Еще к первому склонению относят существительные общего рода — это когда можно сказать и про мужчин, и про женщин: трудяга, забияка, плакса, молодчина, непоседа, выскочка, злюка, неряха.

Ряд существительных женского рода первого склонения оканчивается на -ия:

  • история;

  • локация;

  • сепарация.

Эти слова в форме дательного и предложного падежа единственного числа имеют окончание в отличие от типичных существительных первого склонения. Сравним на примерах:

  • И. п. — (что?) лекция, трава

  • Р. п. — время (чего?) лекции, нет травы

  • Д. п. — уделим внимание (чему?) лекции, траве

  • В. п. — вижу (что?) лекцию, траву

  • Т. п. — восхищаемся (чем?) лекцией, травой

  • П. п. — сообщит (о чём?) о лекции, о траве

Второе склонение существительных в русском языке

Второе склонение объединяет существительные мужского рода с нулевым окончанием и с окончанием -о/-е, а также среднего рода с окончанием -о/-е в форме именительного падежа:

  • гений, автор, герой;

  • домище, человечище;

  • слово, дело, море, варенье.

Кроме изменения окончания при склонении возможно следующее:

  • сдвиг ударения: рука́ — ру́ку, судья́ — су́дьи;

  • чередование е/ё, сопровождающее сдвиг ударения: ёж — ежа́, о́зеро — озёра;

  • выпадение и появление беглой гласной: палец — пальцем, стойка — стоек;

  • чередование суффиксов: котёнок — котята, семя — семена.

Мы узнали, как определить тип склонения имени существительного. Теперь рассмотрим разносклоняемые и несклоняемые существительные.

Разносклоняемые имена существительные

В отдельную группу выделим разносклоняемые существительные на -мя:

  • бремя;

  • вымя;

  • темя;

  • пламя;

  • стремя;

  • пламя;

  • время;

  • знамя;

  • имя;

  • племя;

  • семя;

  • путь;

  • дитя.

Эти слова называются разносклоняемыми потому, что частично они склоняются как существительные третьего склонения, а в форме творительного падежа образуют окончание второго склонения.

Сравним:

  • И.п. — пламя, дитя, путь, ночь

  • Р.п. — пламени, дитяти, пути, ночи

  • Д.п. — пламени, дитяти, пути, ночи

  • В.п. — пламя, дитя, путь, ночь

  • Т.п. — пламенем, дитятей (-ею), путём, ночью

  • П.п. — о пламени, о дитяти, о пути, о ночи.

Несклоняемые имена существительные

К несклоняемым относятся существительные, у которых все падежно-числовые формы одинаковы. Среди них выделяют:

  • Нарицательные всех родов, которые оканчиваются на гласные -у, -и, -е, -о и ударное -а:

    авеню, бюро, депо, жалюзи, желе, жюри, интервью, какао, кафе, кенгуру, кино, клише, кофе, купе, леди, меню, метро, пальто, пианино, радио, самбо, табло, такси, трюмо, фортепиано, шимпанзе, шоссе, эскимо.

  • Имена собственные: Тбилиси, Сочи, Сухуми, Баку, Чикаго, Осло; Мери, Хозе, Гарибальди, Гёте, Золя.

  • Заимствованные женского рода, собственные и нарицательные, которые оканчиваются на твердый согласный: мадам, Ирэн, Алигер, Люксембург.

  • Имена собственные на -ово (-ёво), -ево, -аго (-яго), -ых (-их), -ко:

    Домодедово, Живаго, Черных, Шевченко.

  • Аббревиатуры.

Особенности склонения отдельных слов

Слова «человек» и «ребенок» во множественном числе образуют формы от «люди» и «дети». После числительных, которые требуют родительного падежа множественного числа, «человек» имеет форму «человек»: шесть человек. Слово «ребенок» в этом случае ведет себя, как обычно: шестеро детей.

Слова «сын» и «кум» во множественном числе приобретают суффикс -ов: сыновья, кумовья.

Слова «мать» и «дочь» во всех формах кроме именительного и винительного единственного содержат суффикс -ер: ма́тери, до́чери, матеря́м, дочеря́м, матеря́ми, дочерьми́.

Слова «чудо», «небо» и «древо» во множественном числе приобретают суффикс -ес: чудеса́, небеса́, древеса́.

Слово «око» во множественном числе содержит основу оч-: о́чи, оче́й, оча́м.

Слово «ухо» во множественном числе содержит основу уш-: у́ши, уше́й, уша́м.

Слово «год» в родительном падеже множественного числа имеет форму лет: три го́да, шесть лет, мало лет.

Слово «цветок» во множественном числе теряет суффикс -ок: цветы́, цвето́в, цвета́м.

Слово «судно» во множественном числе теряет последнюю фонему корня -н: суда́, судо́в, суда́м.

Слово «церковь» во множественном числе имеет вариант с твердой основой: церквя́ми и церква́ми, о церквя́х и о церква́х.

  • Рассказ скребицкого кот иваныч
  • Рассказ сказки про курочку рябу
  • Рассказ сирота самарского чему учит
  • Рассказ синухе зачем написан
  • Рассказ синие листья осеева читательский дневник