Время чтения: 27 мин.
Жил в нашем заводе парень Илья. Вовсе бобылем остался – всю родню схоронил. И от всех ему наследство досталось.
От отца – руки да плечи, от матери; – зубы да речи, от деда Игната – кайла да лопата, от бабки Лукерьи – особый поминок. Об этом и разговор сперва.
Она, видишь, эта бабка, хитрая была – по улицам перья собирала, подушку внучку готовила, да не успела. Как пришло время умирать, позвала бабка Лукерья внука и говорит:
– Гляди-ка, друг Илюшенька, сколь твоя бабка пера накопила! Чуть не полное решето! Да и перышки какие! Одно к одному – мелконькие да пестренькие, глядеть любо! Прими в поминок – пригодится! Как женишься да принесет жена подушку, тебе и не зазорно будет: не в диковинку-де мне – свои перышки есть, еще от бабки остались. Только ты за этим не гонись, за подушкой-то! Принесет – ладно, не принесет – не тужи. Ходи веселенько, работай крутенько, и на соломке не худо поспишь, сладкий сон увидишь. Как худых думок в полове держать не станешь, так и все у тебя ладно пойдет, гладко покатится. И белый день взвеселит, и темна ноченька приголубит, и красное солнышко обрадует. Ну, а худые думки заведешь, тут хоть в пень головой – все немило станет.
– Про какие, – спрашивает Илья, – ты, бабушка, худые думки сказываешь?
– А это, – отвечает, – про деньги да про богатство. Хуже их нету. Человеку от таких думок одно расстройство да маета напрасная. Чисто да по совести и пера на подушку не наскрести, не то что богатство получить.
– Как же тогда, – спрашивает Илья, – про земельное богатство понимать? Неуж ни за что считаешь? Бывает ведь…
– Бывать-то бывает, только ненадежно дело: комочками приходит, пылью уходит, на человека тоску наводит. Про это и не думай, себя не беспокой! Из земельного богатства, сказывают, одно чисто да крепко. Это когда бабка Синюшка красной девкой обернется да сама своими рученьками человеку подаст. А дает Синюшка богатство гораздому да удалому, да простой душе. Больше никому. Вот ты и попомни, друг Илюшенька, этот мой последний наказ.
Поклонился тут Илья бабке: ‘
– Спасибо тебе, бабка Лукерья, за перья, а пуще всего за наставленье. Век его не забуду.
Вскорости умерла бабка… Остался Илюха один-одинешенек, сам большой, сам маленький. Тут, конечно, похоронные старушонки набежали, покойницу обмыть, обрядить, на погост проводить. Они – эти старушонки – тоже не от сладкого житья по покойникам бегают. Одно выпрашивают, другое выглядывают. Живо все бабкино обзаведенье по рукам расхватали. Воротился Илья с могильника, а в избе у него голым-голехонько. Только то и есть, что сам сейчас на спицу повесил: зипун да шапка. Кто-то и бабкиным пером покорыстовался: начисто выгреб из решета. Только три перышка в решете зацепились. Одно беленькое, одно черненькое, одно рыженькое.
Пожалел Илья, что не уберег бабкин поминок.
“Надо, – думает, – хоть эти перышки к месту прибрать, а то нехорошо как-то. Бабка от всей души старалась, а мне будто и дела нет”.
Подобрал с полу каку-то синюю ниточку, перевязал эти перышки натуго да и пристроил себе на шапку.
“Тут, – думает, – самое им место. Как надевать либо снимать шапку, так и вспомнишь бабкин наказ. А он, видать, для жизни полезный. Всегда его в памяти держать надо”.
Надел потом шапку да зипун и пошел на прииск. Избушку свою и запирать не стал, потому в ней – ничем-ничего. Одно пустое решето, да и то с дороги никто не подберет.
Илья возрастной парень был, давно в женихах считался. На прииске-то он годов шесть либо семь робил. Тогда ведь, при крепости-то, с малолетства людей на работу загоняли. До женитьбы иной, глядишь, больше десятка годов уж на барина отхлещет. И этот Илья, прямо сказать, вырос на прииске.
Места тут он знал вдоль и поперек. Дорога на прииск не близкая. На Гремихе, сказывают, тогда добывали чуть не у Белого камня. Вот Илюха и придумал:
“Пойду-ка я через Зюзельско болотце. Вишь, жарынь какая стоит. Подсохло, поди, оно, – пустит перебраться. Глядишь, и выгадаю версты три, а то и все четыре…”
Сказано – сделано. Пошел Илья лесом напрямую, как по осеням с прииска и на прииск бегали. Сперва ходко шел, потом намаялся и с пути сбился. По кочкам-то ведь не по прямой дороге. Тебе надо туда, а кочки ведут вовсе не в ту сторону. Скакал-скакал, до поту наскакался. Ну, выбрался в какой-то ложок. Посредине место пониже. Тут трава растет – горчик Да метлика. А с боков взгорочки, а на них сосна жаровая. Вовсе, значит, сухое место пошло. Одно плохо – не знает Илья, куда дальше идти. Сколько раз по этим местам бывал, а такого ложочка не видывал.
Вот Илья и пошел серединой, меж взгорочков-то. Шел-шел, видит – на полянке окошко круглое, а в нем вода, как в ключе, только дна не видно. Вода будто чистая, только сверху синенькой тенеткой подернулась и посредине паучок сидит, тоже синий.
Илюха обрадовался воде, отпахнул рукой тенетку и хотел напиться. Тут у него голову и обнесло, – чуть в воду не сунулся и сразу спать захотел.
“Вишь, – думает, – как притомило меня болото. Отдохнуть, видно, надо часок”.
Хотел на ноги подняться, а не может. Отполз все ж таки сажени две ко взгорочку, шапку под голову да и растянулся. Глядит, – а из того водяного окошка старушонка вышла. Ростом не больше трех четвертей. Платьишко на ней синее, платок на голове синий и сама вся синехонька, да такая тощая, что вот подует ветерок – и разнесет старушонку. Однако глаза у ней молодые, синие, да такие большие, будто им тут вовсе и не место.
Уставилась старушонка на парня и руки к нему протянула, а руки всё растут да растут. Того и гляди, до головы парню дотянутся. Руки ровно жиденькие, как туман синий, силы в них не видно, и когтей нет, а страшно. Хотел Илья подальше отползти, да силы вовсе не стало.
“Дай, – думает, – отвернусь, – все не так страшно”.
Отвернулся да носом-то как раз в перышки и ткнулся. Тут на Илью почихота нашла. Чихал-чихал, кровь носом пошла, а все конца-краю нет. Только чует – голове-то много легче стало. Подхватил тут Илья шапку и на ноги поднялся. Видит – стоит старушонка на том же месте, от злости трясется. Руки у нее до ног Илье дотянулись, а выше-то от земли поднять их не может. Смекнул Илья, что у старухи оплошка вышла – сила не берет, прочихался, высморкался да и говорит с усмешкой:
– Что, взяла, старая? Не по тебе, видно, кусок!
Плюнул ей на руки-то да и пошел дальше. Старушонка тут и заговорила, да звонко так, вовсе по-молодому:
– Погоди, не радуйся! Другой раз придешь – головы не унесешь!
– А я и не приду, – отвечает Илья.
– Ага! Испугался, испугался! – зарадовалась старушонка.
Илюхе это за обиду показалось. Остановился он да и говорит:
– Коли на то пошло, так нарочно приду – воды из твоего колодца вычерпнуть.
Старушонка засмеялась и давай подзадоривать парня:
– Хвастун ты, хвастун! Говорил бы спасибо своей бабке Лукерье, что ноги унес, а он еще похваляется! Да не родился еще такой человек, чтоб из здешнего колодца воду добыть.
– А вот поглядим, родился ли, не родился, – отвечает Илья.
Старушонка, знай, свое твердит:
– Пустомеля ты, пустомеля! Тебе ли воду добыть, коли подойти боишься. Пустые твои слова! Разве других людей приведешь. Посмелее себя!
– Этого, – кричит Илья, – от меня не дождешься, чтоб я стал других людей тебе подводить. Слыхал, поди-ка, какая ты вредная и чем людей обманываешь.
Старушонка одно заладила:
– Не придешь, не придешь! Где тебе! Такому-то!
Тогда Илья и говорит:
– Ладно, нето. Как в воскресный день ветер хороший случится, так и жди в гости.
– Ветер тебе на что? – спрашивает старушонка.
– Там видно будет, – отвечает Илья. – Ты только плевок-от с руки смой. Не забудь, смотри!
– Тебе, – кричит старушонка, – не все равно, какой рукой тебя на дно потяну? Хоть ты, вижу, и гораздый, а все едино мой будешь. На ветер да бабкины перья не надейся! Не помогут!
Ну, поругались так-то. Пошел Илья дальше, сайм дорогу примечает и про себя думает:
“Вот она какая, бабка Синюшка. Ровно еле живая, а глаза девичьи, погибельные, и голос, как у молоденькой, – так и звенит. Поглядел бы, как она красной девкой оборачивается”.
Про Синюшку Илья много слыхал. На прииске не раз об этом говаривали. Вот, дескать, по глухим болотным местам, а то и по старым шахтам набегали люди на Синюшку. Где она сидит, тут и богатство положено. Сживи Синюшку с места – и откроется полный колодец золота да дорогих каменьев. Тогда греби, сколь рука взяла. Многие будто ходили искать да либо ни с чем воротились, либо с концом загинули.
К вечеру выбрался Илюха на прииск. Смотритель приисковский напустился, конечно, на Илюху:
– Что долго?
Илья объяснил – так и так, бабку Лукерью хоронил. Смотрителю маленько стыдно стало, а все нашел придирку:
– Что это у тебя за перья на шапке? С какой радости нацепил?
– Это, – отвечает Илья, – бабкино наследство. Для памяти его тут пристроил.
Смотритель да и другие, кто близко случился, давай смеяться над таким наследством, а Илья говорит:
– Да, может, я эти перья на весь господский прииск не променяю. Потому – не простые они, а наговоренные. Белое вот – на веселый день, черное – на спокойную ночь, а рыженькое – на красное солнышко.
Шутит, конечно. Только тут парень был – Кузька Двоерылко. Он Илюхе-то ровесником приходился, в одном месяце именинниками были, а по всем статьям на Илюху не походил. Он, этот Двоерылко, вовсе со справного двора. По-доброму, такому парню и мимо прииска ходить не надо – полегче бы работа дома нашлась. Ну, Кузька давно около золота околачивался, свое смышлял, – не попадет ли штучка хорошая, а унести ее сумею. И верно, насчет того, чтобы чужое в свой карман прибрать, Двоерылко мастак был. Чуть кто недоглядел, – Двоерылко уже унес, и найти не могут. Однем словом, ворина. По этому ремеслу у него и заметка была. Его, вишь, один старатель лопаткой черканул. Скользом пришлось, а все же зарубка на память осталась – нос да губы пополам развалило. По этой приметке Кузьку и величали Двоерылком.
Этот Кузька крепко завидовал Илюхе. Тот, видишь, парень ядреный да могутный, крутой да веселый, – работа у него и шла податно. Кончил работу – поел да песню запел, а то и в пляс пошел. На артелке ведь и это бывает. Против такого парня где же равняться Двоерылому, коли у него ни силы, ни охоты, да и на уме вовсе другое. Только Кузька по-своему об этом понимал:
“Не иначе, знает Илюшка какую-то словинку, – то он и удачливый, и по работе ему устатка нет”.
Как про перышки-то Илья сказал, Кузька и смекнул про себя: “Вот она – Илюшкина словинка”.
Ну, известно, в ту же ночь и украл эти перышки.
На другой день хватился Илья – где перышки? Думает, обронил. Давай искать по прииску-то. Над Ильей подсмеиваться стали:
– Ты в уме ли, парень! Столько ног тут топчется, а ты какие-то махонькие перышки ищешь! В пыль, поди, их стоптали. Да и на что они тебе?
– Как, – отвечает, – на что, коли это бабкина памятка?
– Памятку, – говорят, – надо в крепком месте либо в голове держать, а не на шапке таскать.
Илья и думает – правду говорят, – и перестал те перышки искать. Того ему и на мысли не пало, что они худыми руками взяты.
У Кузьки своя забота – за Илюхой доглядывать, как у него теперь дело пойдет, без бабкиных перышек. Вот и узрил, что Илья ковш старательский взял да к лесу пошел. Двоерылко за Ильей – думает, не смывку ли где наладил. Ну, никакой смывки не оказалось, а стал Илья тот ковш на жердинку насаживать. Сажени четыре жердинка. Вовсе для смывки несподручно К чему бы это? Еще пуще Кузька насторожился.
Дело-то к осени пошло, крепко подувать стало. В субботу, как рабочих с прииска домой отпускали, Илья тоже домой запросился. Смотритель сперва покочевряжился – ты, дескать, недавно ходил, да и незачем тебе – семейства нет, а хозяйство свое – перышки-то – на прииске потерял. Ну, отпустил. А Кузька разве такой случай пропустит? Он спозаранку к тому месту пробрался, где ковш на жердинке припрятан был. Долго Кузьке ждать-то пришлось, да ведь воровская сноровка известна. Не нами сказано – вор собаку переждет, не то что хозяина. На утре подошел Илья, достал ковш да и говорит:
– Эх, перышек-то нету! А ветер добрый. С утра так свистит, – к полдню вовсе разгуляется.
Впрямь, ветер такой, что в лесу стон стоит. Пошел Илья по своим приметкам, а Двоерылко за ним крадется да радуется:
“Вот они, перышки-то! К богатству, знать-то, дорожку кажут!”
Долгонько пришлось Илье по приметам-то пробираться, а ветер все тише да тише. Как на ложок выйти, так и вовсе тихо стало, – ни одна веточка не пошевельнется. Глядит Илья – старушонка у колодца стоит, дожидается и звонко так кричит:
– Вояка пришел! Бабкины перья потерял и на ветре прогадал. Что теперь делать-то станешь? Бегико домой да ветра жди! Может, и дождешься!
Сама в сторонке стоит, к Илье рук не тянет, а над колодцем туман, как шапка синяя, густым-густехонько. Илья разбежался да со взгорочка ковшом-то на жердинке прямо в ту синюю шапку и сунул да еще кричит:
– Ну-ко, ты, убогая, поберегись! Не зашибить бы ненароком.
Зачерпнул из колодца и чует – тяжело. Еле выволок. Старушонка смеется, молодые зубы кажет.
– Погляжу я, погляжу, как ты ковш до себя дотянешь. Много ли моей водицы испить доведется!
Задорит, значит, парня. Илья видит – верно, тяжело, – вовсе озлился.
– Пей, – кричит, – сама!
Усилился, поднял маленько ковшик да и норовит опрокинуть на струшонку. Та отодвинулась. Илья за ней. Она дальше. Тут жердинка и переломилась и вода разлилась. Старушонка опять смеется:
– Ты бы ковшик-то на бревно насадил… Надежнее бы!
Илья в ответ грозится:
– Погоди, убогая! Искупаю еще!
Тут старушонка и говорит:
– Ну ладно. Побаловали – и хватит. Вижу, что ты парень гораздый да удалый. Приходи в месячную ночь, когда вздумаешь. Всяких богатств тебе покажу. Бери, сколько унесешь. Если меня сверху не случится, скажись: “Без ковша пришел”, – и все тебе будет.
– Мне, – отвечает Илья, – и на то охота поглядеть, как ты красной девкой оборачиваешься.
– По делу видно будет, – усмехнулась старушонка, опять молодые зубы показала.
Двоерылко все это до капельки видел и до слова слышал.
“Надо, – думает, – поскорее на прииск бежать да кошели наготовлять. Как бы только Илюшка меня не опередил!”
Убежал Двоерылко. А Илья взгорочком к дому пошел. Перебрался по кочкам через болотце, домой пришел, а там одна новость – бабкиного решета не стало.
Подивился Илья – кому такое понадобилось?
Сходил к своим заводским дружкам, поговорил с тем, с другим и обратно на прииск пошел, только не через болото, а дорогой, как все ходили.
Прошло так дней пяток, а случай тот у Илюхи из головы не выходит – на работе помнится и сну мешать стал. Нет-нет и увидит он те синие глаза, а то и голос звонкий услышит:
“Приходи в месячную ночь, когда вздумаешь”.
Вот Илюха и порешил:
“Схожу. Погляжу хоть, какое богатство бывает. Может, и сама она мне красной девкой покажется”.
В ту пору как раз молодой месяц народился, ночи посветлее стали. Вдруг на прииске разговор – Двоерылко потерялся. Сбегали на завод – нету. Смотритель велел по лесу искать – тоже не оказалось. И то сказать, искали – не надсажались. Всяк про себя думал: “От того убытку нет, коли вор потерялся”. На том и кончилось.
Как месяц на полный кружок обозначился, Илюха и пошел. Добрался до места. Глядит – никого нет. Илья все же со взгорочка не спустился и тихонько молвил:
– Без ковша пришел.
Только сказал, сейчас старушонка объявилась ласково говорит:
– Милости просим, гостенек дорогой! Давно поджидаю. Подходи да бери, сколько унесешь.
Сама руками-то как крышку над колодцем подняла, а там и открылось богатства всякого. Доверху набито. Илье любопытно на такое богатство поглядеть, а со взгорочка не спускается. Старушонка поторапливать стала:
– Ну, чего стоишь? Бери, говорю, сколько в кошель уйдет.
– Кошеля-то, – отвечает, – у меня нету, да и от бабки Лукерьи я другое слыхал. Будто только то богатство чисто да крепко, какое ты сама человеку подашь.
– Вишь ты, привередник какой! Ему еще подноси! Ну, будь по-твоему!
Как сказала это старушонка, так из колодца синий столб выметнуло. И выходит из этого столба девица-красавица, как царица снаряжена, а ростом до половины доброй сосны. В руках у этой девицы золотой поднос, а на нем груда всякого богатства. Песок золотой, каменья дорогие, самородки чуть не по ковриге. Подходит эта девица к Илюхе и с поклоном подает ему поднос:
– Прими-ко, молодец!
Илья на прииске вырос, в золотовеске тоже бывал, знал, как его – золото-то – весят. Посмотрел на поднос и говорит старушонке:
– Для смеху это придумано. Ни одному человеку не в силу столько поднять.
– Не возьмешь? – спрашивает старушонка.
– И не подумаю, – отвечает Илья.
– Ну, будь по-твоему! Другой подарок дам, – говорит старушонка.
И сейчас же той девицы – с золотым-то подносом – не стало. Из колодца опять синий столб выметнуло. Вышла другая девица. Ростом поменьше. Тоже красавица и наряжена по-купецки. В руках у этой девицы серебряный поднос, на нем груда богатства. Илья и от этого подноса отказался, говорит старушонке:
– Не в силу человеку столько поднять, да и не своими руками ты подаешь.
Тут старушонка вовсе по-девичьи рассмеялась.
– Ладно, будь по-твоему! Тебя и себя потешу. Потом, чур, не жалеть. Ну, жди.
Сказала, и сразу не стало ни той девицы с серебряным подносом, ни самой старушонки. Стоял-стоял Илюха – никого нет. Надоело уж ему ждать-то, тут сбоку и зашуршала трава. Поворотился Илюха в ту сторону. Видит – девчонка подходит. Простая девчонка, в обыкновенный человечий рост. Годов так восемнадцати. Платьишко на ней синее, платок на голове синий, и на ногах бареточки синие. А пригожая эта девчонка – и сказать нельзя. Глаза – звездой, брови – дугой, губы – малина, и руса коса трубчатая через плечо перекинута, а в косе лента синяя. Подошла девчонка к Илюхе и говорит:
– Прими-ка, мил друг Илюшенька, подарочек от чистого сердца.
И подает ему своими белыми рученьками старое бабки Лукерьи решето с ягодами. Тут тебе и земляника, тут тебе и княженика, и желтая морошка, и черная смородина с голубикой. Ну, всяких сортов ягода. Полнехонько решето. А сверх три перышка. Одно беленькое, одно черненькое, одно рыженькое, натуго синей ниточкой перевязаны.
Принял Илюха решето, а сам как дурак стоит, никак домекнуть не может, откуда эта девчонка появилась, где она осенью всяких ягод набрала. Вот и спрашивает:
– Ты чья, красна девица? Скажись, как тебя звать-величать?
Девчонка усмехнулась и говорит:
– Бабкой Синюшкой люди зовут, а гораздому да удалому, да простой душе и такой кажусь, какой видишь. Редко только так-то бывает.
Тогда уж Илюха понял, с кем разговор ведет, и спрашивает:
– Перышки-то у тебя откуда?
– Да вот, – отвечает, – Двоерылко за богатством приходил. Сам в колодец угодил и кошели свои утопил, а твои-то перышки выплыли. Простой, видно, ты души парень.
Дальше Илья и не знает, о чем говорить. И она стоит, молчит, ленту в косе перебирает. Потом промолвила:
– Так-то, мил друг Илюшенька! Синюшка я. Всегда старая, всегда молодая. К здешним богатствам навеки; приставлена.
Тут помолчала маленько да спрашивает:
– Ну, нагляделся? Хватит, поди, а то как бы во сне не привиделась.
И сама вздохнула, как ножом по сердцу парня полыснула. Все бы отдал, лишь бы она настоящая живая девчонка стала, а ее и вовсе нет.
Долго еще стоял Илья. Синий туман из колодца по всему ложочку пополз, тогда только стал к дому пробираться. На свету уж пришел. Только заходит в избу, а решето с ягодами и потяжелело, дно оборвалось, и на пол самородки да дорогие каменья посыпались.
С таким-то богатством Илья сразу от барина откупился, на волю вышел, дом себе хороший справил, лошадь завел, а вот жениться никак не может. Все та девчонка из памяти не выходит. Сна-покою из-за этого решился. И бабки Лукерьи перышки не помогают. Не один раз говаривал:
– Эх, бабка Лукерья, бабка Лукерья! Научила ты, как Синюшкино богатство добыть, а как тоску избыть – не сказала. Видно, сама не знала.
Маялся-маялся так-то и надумал:
“Лучше в тот колодец нырнуть, чем такую муку переносить”.
Пошел к Зюзельскому болотцу, а бабкины перышки все же с собой захватил. Тогда ягодная пора пришлась. Землянику таскать стали.
Только подошел Илья к лесу, навстречу ему девичья артелка. Человек с десяток, с полными корзинками. Одна девчонка на отшибе идет, годов так восемнадцати. Платьишко на ней синее, платок на голове синий. А пригожая – сказать нельзя. Брови – дугой, глаза – звездой, губы – малина, руса коса трубчатая через плечо перекинута, а в ней лента синяя. Ну, вылитая та. Одна приметочка разнится: на той баретки синие были, а эта вовсе босиком.
Остолбенел Илья. Глядит на девчонку, и она синими-то глазами зырк да зырк и усмехается – зубы кажет. Прочухался маленько Илюха и говорит:
– Как это я тебя никогда не видал?
– Вот, – отвечает, – и погляди, коли охота. На это я проста – копейки не возьму.
– Где, – спрашивает, – ты живешь?
– Ступай, – говорит, – прямо, повороти направо. Тут будет пень большой. Ты разбегись да треснись башкой. Как искры из глаз посыплются – тут меня и увидишь…
Ну, зубоскальничает, конечно, как по девичьему обряду ведется. Потом сказалась – чья такая, по которой улице живет и как зовут.
Все честь честью. А сама глазами так и тянет, так и тянет.
С этой девчонкой Илюха и свою долю нашел. Только ненадолго. Она, вишь, из мраморских была. То ее Илюха и не видал раньше-то. Ну, а про мраморских дело известное. Краше тамошних девок по нашему краю нет, а женись на такой – овдовеешь. С малых лет около камню бьются – чахотка у них.
Илюха и сам долго не зажился. Наглотался, может, от этой да и от той нездоровья-то. А по Зюзельке вскорости большой прииск открыли.
Илюха, видишь, не потаил, где богатство взял. Ну, рыться по тем местам стали да и натакались по Зюзельке на богатое золото.
На моих еще памятях тут хорошо добывали. А колодца того так и не нашли. Туман синий, – тот и посейчас на тех местах держится, богатство кажет.
Мы ведь что! Сверху поковыряли маленько, копни-ко поглубже… Глубокий, сказывают, тот Синюшкин колодец. Страсть глубокий. Еще добытчиков ждет.
КАК АУКНЕТСЯ, ТАК И ОТКЛИКНЕТСЯ
Лариса просматривала свою любимую газету. Сегодня взгляд скользил по заголовкам, ни на чем не задерживаясь. Мысли уносились куда-то в другое пространство, роились вокруг одной наболевшей темы.
«Ищу тебя, » – на этой рубрике Лариса никогда не останавливалась, сразу перелистывала. Ведь, в этом вопросе у нее все было гладко и стабильно. И вот теперь Лариса стала внимательно всматриваться в эти страницы, сплошь усыпанные номерами телефонов людей, желающих познакомиться. Все жаждут и ищут любви. Кто-то на всю жизнь, кто-то на ночь, кто-то на час. Ларисе не нужны были новые впечатления, она хотела, чтобы хоть кто-нибудь на другом конце провода выслушал её. И все. В этот вечер женщине некому было излить душу, а так хотелось! Лариса набрала первый попавшийся номер телефона.
–Добрый вечер! «Служба знакомств» слушает, – уверенно проговорил приятный женский голос на том конце провода.
–Здравствуйте, девушка, – дрожащим голосом пролепетала Лариса. Она не знала, что говорить дальше.
–Я Вам помогу. Не волнуйтесь. Давайте запишем анкетные данные и пожелания, – бархатный голос из трубки начал раздражаться из-за медлительности потенциальной клиентки.
–Извините, девушка. Можно с Вами пооткровенничать? – Лариса взяла себя в руки.
–Так Вы не хотите найти мужчину? Мне некогда выслушивать исповеди всех клиентов. Звоните на телефон доверия. Там психологи, – девушка нехотя скороговоркой продиктовала номер телефона и бросила трубку.
Лариса еле успела записать. Этот телефон доверия сейчас был её спасением. Лариса аккуратно набирала цифры. Не сбиться бы.
–Алло! Добрый вечер! Женщина, можно с Вами поговорить? Мне очень надо! – осмелела Лариса.
–Конечно, можно. Я выслушаю Вашу историю, – ответил спокойный голос из трубки.
Наша героиня начала свой рассказ. Вначале – сбивчиво, Лариса волновалась, потом – ровно и уверенно.
Всегда легче исповедаться незнакомому человеку, случайному попутчику. И Лариса выкладывала все начистоту, без прикрас. Полагаю, она пыталась скорее себе что-то обьяснить, доказать, возможно, в чем-то оправдаться. Лариса не просила советов у слушательницы. Женщине хотелось всего лишь выговориться.
Итак. Лариса начала свое горькое повествование.
–От меня ушел муж. Год назад мы отпраздновали серебряный юбилей. Казалось, нет женщины счастливее меня…. Игорь и я были студентами пединститута. У Игоря уже имелась жена Виола. Они воспитывали двух маленьких детей, сына и дочь. Малыши были погодками. Виола боготворила Игоря, готова была ежегодно дарить ему по ребенку. Игорь и дети всегда согревались её теплом, бесконечной заботой, бескорыстной любовью. Виола была смиренной и покорной. Прямо-таки библейская жена. Я тогда ей завидовала. У такого разудалого парня жена – облезлая моль, серая мышка! То ли дело я! Красивая и умная. У нас с Игорем пара получилась бы хоть куда!
Словом, я разбила этот идеальный брак. Никакие уговоры (на чужой каравай рот не разевай; на чужом несчастье счастье не построишь; у него же дети… ) меня не могли урезонить. Люблю и все!
Сейчас, спустя годы, понимаю, что была змеем-искусителем, а, вернее, змеей подколодной.
На обломках семьи мы стали строить свое украденное счастье. Бывшая жена Игоря безропотно приняла и выпила эту «горькую чашу». Виола не стала нам мстить, ползать на коленях – «верни мужа, разлучница». Только упавшим голосом попросила Игоря: «Не забывай о наших детях. » Так, прожив с мужем благословенных пять лет, эта женщина оставшуюся жизнь посвятила своим детям, потом внукам. Никто не смог заменить ей мужа. «Аналоги» Власту не устраивали. Она никого и не искала.
У нас с Игорем родился сынок Степка. Взрастили, воспитали сына в достатке. Степа ни в чем не нуждался. Мы могли себе позволить ежегодные поездки на море. Купили просторную квартиру, иномарку, дачу. Игорь и я преподавали в пединституте. Мы – деканы факультетов. О детях Игоря никогда не забывали. Как могли, заботились, опекали их. Часто они у нас жили на школьных каникулах.
Бывало, отпуск проводили с дочкой и сыном Игоря. Мне иногда казалось, что они меня любят больше, чем свою родную маму. Власта, работая медсестрой в больнице, не могла так, на широкую ногу, обеспечивать детей. Я даже, посмеиваясь, злорадствовала: «Попросите свою маму, пусть она свозит вас хоть раз на море. » Хотя, я точно знала, что Власта еле сводит концы с концами. Мне хотелось хлестко ударить по уязвленному месту…
Однако, бывшая жена Игоря никогда не обращалась к нам за помощью. И не из-за гордыни, просто не считала возможным вмешиваться в нашу семью. Уверена, что Игорь (втайне от меня) поддерживал Власту материально.
Наш сын Степан вырос, женился и вылетел из домашнего гнезда, свив своё.
Остались мы с Игорем вдвоем в огромной квартире, в центре города. На душе легко и покойно. Корабль жизни плыл прямо и беспрепятственно. А беда, уж, за дверью стояла…
Слухами земля полнится. Один слух докатился до моих ушей. Подобные вести и до глухого дойдут. «Лариса Илларионовна, Вам известно, что Игорь Павлович частенько оставляет одну нерадивую студентку на дополнительные занятия? » – огорошила меня коллега-пенсионерка. Признаюсь, это известие меня удивило и рассмешило. Декан и какая-то неуспевающая студентка. Чушь! Не верю.
Однако, год назад, когда мы с мужем вернулись из ресторана, отметив наш серебряный юбилей, Игорь меня ввел в ступор.
–Лариса, прости, я ухожу к другой. Давай разводиться, – муж давал понять, что не шутит.
Прямо, хрестоматийный сюжет. Стареющая жена; муж в расцвете сил и энергии; молоденькая любовница. Вот тогда я устроила скандал с истерикой.
–Ты бросаешь меня ради этой бездарной «пигалицы»? Одумайся, Игорь! Это наваждение скоро пройдет! Вот увидишь! Я добьюсь исключения этой твари из института! Нашел себе ворону в павлиньих перьях! Дети тебя не простят! – выражений я не выбирала.
Все было тщетно. Игорь безвозвратно ушел к «пигалице».
Мир для меня потерял краски и стал черно-серым. Но это было только началом моих потрясений.
Игорь с любовницей снял квартиру в соседнем подъезде. Причем, помогли им в жилищном вопросе наши общие коллеги. «Нужно же помочь молодой семье. Поддержать в начинаниях… » Какое-то издевательство надо мной!
Я эту влюбленную парочку каждое утро встречала, когда мерзла зимой на автобусной остановке. Игорь с «пигалицей» проезжали мимо меня на нашей машине! Студентка торжествовала, она праздновала победу. Смотрела надменно на меня, как на отработанный материал. Она была в себе уверена. Вот так же была уверена и я, когда бесцеремонно уводила Игоря из его первой семьи. А теперь один пепел вместо любви.
А что же Игорь? В его глазах плескался океан счастья и свежей любви. Он в свои пятьдесят парил над землей. «Седина в бороду, бес в ребро», воистину, верно подмечено. Что ж, любовь закона не знает, годов не считает.
Как-то давным-давно, я спросила у Игоря:
–Скажи, почему мне так легко удалось увести тебя из семьи? Власта была отличной, послушной женой.
–Ларочка, мне стало невыносимо скучно в этом уютном болоте, – ответил тогда Игорь, целуя мне руки.
По-видимому, моему мужу опять стало скучно. Захотелось необузданных страстей. Как говорится, сегодня клянется до гроба, а завтра гляди в оба. Видно, на роду у него написано бросать надоевших жен и убегать к стервам. Теперь я себя причисляю и к тем, и к другим. Я искала поддержку в детях Игоря, но не тут-то было. Его сын и дочь, уже имея свои семьи, в один голос мне напомнили: «Как аукнется, так и откликнется. » Они стали на сторону своего папы. Сейчас я понимаю, что детям Игоря я – никто. Чужая коварная тетя, которая украла у их мамы мужа. Что бы я ни делала для этих детей, мама и папа – главные ориентиры в жизни. Родители – единое и неделимое целое.
Никогда дети Игоря меня не любили. Ни-ког-да. Мы, взрослые, хотели откупиться от брошенных детей подарками, экскурсиями, красивыми, витиеватыми словами… Дети выросли и разобрались во всем сами. Уже год я с ними не общаюсь, а, вернее, они со мной.
Разводились мы с Игорем спокойно, без «театра». Он сказал, что Алена ждёт ребенка, и было бы справедливо и разумно, разменять нашу совместную квартиру на две. Я беспрекословно согласилась с веским доводом Игоря. Чего уж… Ну стала бы я перечить, ставить палки в колеса… Это все равно, что утром пытаться вернуть вчерашнюю ночь.
«Надо помочь растущей семье»…
Я с Вами беседую, сидя в пустой четырехкомнатной квартире. Мне сорок четыре года. Хм… По-видимому, скоро стану ягодкой опять. Не уставая, не переставая слежу за собой. Теперь я женщина осеннего возраста. Муж всегда покупал мне дорогую косметику, парфюм, стильные вещи. В общем, я дорогая штучка. Но мне хочется выть! Какая-то неизбывная тоска, безысходность… Одна услада – сын. Только Степан меня жалел и утешал. Кстати, дружбы между детьми Игоря и Степой не было и в помине. Не задалось.
Можно, я как-нибудь Вам позвоню? Благодарных слушателей не часто встретишь. А Вы ни разу не перебили меня. Спасибо за понимание!
Лариса повесила «разгоряченную» трубку, облегченно вздохнула, заставила себя улыбнуться.
Перезвонила Степану. Он удивился позднему звонку.
–Мама? Что случилось? – Степан насторожился. В последнее время, после развода родителей, он привык, что его мама часто плачет, не хочет встречаться, ушла в себя.
–Все хорошо, Степка! У меня так светло на душе! Нужно жить дальше! Приезжай на выходные с детворой, я торт испеку, – Лариса чмокнула трубку, тем самым, посылая крепкий поцелуй сыну.
Через полгода Лариса перезвонила своему «телефонному» психологу.
–Вы знаете, я встретила своего одноклассника. Оказалось, он всю жизнь был где-то рядом! Приблизиться не решался. Знал, что я любила и была любима. Он никогда не был женат. Как только почувствовал в моей жизни решительные изменения, решил «проявиться». Мы расписались.
Счастье опять поселилось в моем доме, и ничего, что это однокомнатная квартирка. Я Вам так благодарна! За свою исповедь и очищение! Теперь точно знаю – жизнь всегда предложит что-то взамен.
Яла ПокаЯнная
За дорогим столом из канадского кедра ручкой с золотым пером Эдик старательно выводил закорючку на белоснежном листке бумаги. Письмо с «хотелками» совсем не писалось. И не потому, что не писалось, а потому, что не желалось. Желать было нечего, нечего придумать такого, чтобы оно желалось. Самый навороченный телефон, самая расфуфыренная игрушка, самая модная развлекушка… все это уже было, все это есть или будет в самое ближайшее время. А вот чего-то такого, от чего бы распирало изнутри, растягивая лицо в благостной улыбке, такого не было. Потому что такого просто не было на свете! Либо Эдик о таком просто не знал. А если бы даже и знал – оно бы тут же оказалось у него в кармане. И снова бы вернулась грусть потому, что желать больше нечего. Так всегда бывает.
— Эдуард! – послышался голос отца.
— Да, иду! – ответил Эдик, скомкал белоснежный листик бумаги с бесполезной закорючкой и бросил его в золоченую мусорную корзину вместе с надеждой обрести что-то такое.
***
«САМАКАТ», — большими буквами на листике в синюю клеточку карандашиком выводил Игорек. Полюбовавшись пару секунд на собственноручное творение, Игорек безжалостно перечеркнул слово. «Самокатом надо будет делиться с Юркой!» — с горестью подумал Игорек, не имея никакого желания делиться чем-то очень личным со своим младшим братом. «Личное на то и личное, чтобы им не делиться!» — не единожды справедливо заявлял Игорек. Но мама с папой слушать его не желали, настойчиво вталкивая ошибочное утверждение о том, что делиться надо. Игорек обижался, плакал, тайком щипал своего младшего братца, от чего тот тоже начинал плакать, но подчинялся воле предков.
«Может, Лего? Отберет и растеряет! Подзорную трубу? Разобьет! Машинку? Ага, вот машинка-то самой первой перекочует в маленькие, всеполомальческие ручки! Не пойдет!». Оказалось, что личных вещей, которыми не нужно было бы делиться, просто не существует на свете! Даже торт раскусочничается на всех!
Игорек встал из-за стола, топнул в сердцах ножкой, схватил почерканный тетрадный листик и скомкав его в шарик, вышел из комнаты. «О! Мячик! Дай, дай!» — послышался совсем еще юный голосок из коридора.
***
Оголодавший бомж Федор сидел на картонке, прислонившись к стене, устало смотрел на людей и мечтал о сосиске. Протянув руку чтобы поправить картонку, Федор внезапно обнаружил какой-то странный предмет прямо у себя под попой. Огрызок карандаша! Натужно охнув, Федор привстал, выдрал из картонки верхний бумажный слой и, плюхнувшись обратно, стал писать огрызком карандаша на выдранном клочке бумаги слово: «Сосиска!».
Как только надпись оформилась до спасительных «сос», Федор увидел счастливчика в толпе, который неторопливо шел, смакую сочный хот-дог. «С булкой-то оно получше будет!» — подумал Федор и перечеркнул спасительную надпись.
Но хот-догу так и не суждено было стать надписью на клочке бумаги. В потоке машин Федор узрел автомобиль с рекламой пиццерии. Истекающая аппетитными соками, с двери мини-фургончика на Федора смотрела искусительница «Охотничья». Хот-дог тут же был отметен, как продукт, не отвечающий высоким требованиям изголодавшегося мужчины средних лет.
Карандаш продолжал исписываться, отдавая последние крохи грифеля, клочок бумаги заполнялся почерканными надписями, а Федор придумывал все новые и новые яства, черпая вдохновение из окружающего мира. Скрипя огрызком карандаша и дырявя местами клочок бумаги, Федор пытался написать: «Стейк «Рибай» с гарниром из спаржи и горохового пюре, французские булочки с орехами и кунжутом, бокал «Кьянти» и блондинка напротив». Надпись намеревалась стать просто монструозной, но, черт возьми, оно этого стоило! Во всяком случае, Федор чувствовал, что это именно то, что надо.
На второй «с» в надписи огрызок карандаша издал негромкий хруст и раскололся пополам, оборвав до непригодности оставшийся чистый участок клочка бумаги. Федор тяжело охнул, выбросил остатки карандаша, скомкал и выбросил клочок бумаги, предварительно плюнув в него, и уселся поудобнее, чтобы продолжить мечтать о сосиске.
***
Маленькая темнокожая девочка с радостными визгами носилась под проливным дождем, широко открывая рот. Уже три месяца она не вкушала свежей воды, довольствуясь затхлой, зловонной и помутневшей жижей из деревенского колодца. Из разверзшихся небес на иссушенную солнцем землю чистыми, как горный хрусталь каплями опускался дождь. Девочка бегала, верещала от радости, ловя каждую капельку свежей живительной влаги с небес, и была счастлива.
Она никого ни о чем не просила и никому ничего не писала. Она просто не умела писать потому, что никто ее этому не научил. А считать она могла только до восьми, потому что все в деревне называли ее Восьмая. Она была самым младшим ребенком в семье. Возможно, в будущем, когда семья пополнится еще одним младенцем, она научится считать до девяти, а пока их было только восемь.
На ней не было ни обуви, ни одежды. Она не знала что такое телефон, самокат и даже сосиска. Ей нечем было делиться с остальными родственниками. Она всего лишь хотела воды. Чистой и свежей воды. Пустяковое желание, исполнившееся само собой.
Жители деревни смотрели на нее, улыбались и чувствовали необычайную благость, которую источала эта маленькая девочка. Эта благость исходила из нее мягкими теплыми волнами и наполняла каждого жителя их маленького поселения. Наполняла и распирала изнутри, растягивая рот в благостной улыбке.
А сверху, с самых высоких высот, что выше всех облаков и звезд, кто-то сидел на золоченом троне, потирал густую бороду и, улыбаясь, приговаривал: «Счастьице!».
Автор На чтение 24 мин. Просмотров 109 Опубликовано
Андерсен — Снежная королева
Андерсен — Соловей
Астафьев — Стрижонок Скрип
Бажов — Малахитовая шкатулка
Баум — Волшебник из Страны Оз
Булычёв — Миллион приключений
Булычёв — Путешествие Алисы или Девочка с Земли
Буссенар — Капитан Сорви-голова
Велтистов — Приключения Электроника
Гайдар — Судьба барабанщика
Гарин-Михайловский — Детство Тёмы
Гофман — Щелкунчик и мышиный король
Зощенко — Елка
Коваль — Приключения Васи Куролесова
Куприн — Барбос и Жулька
Куприн — Скворцы
Кэрролл — Алиса в стране чудес
Лагерлёф — Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями
Линдгрен — Расмус-бродяга
Миф Дедал и Икар
Носов — Витя Малеев в школе и дома
Носов — Огородники
Носов — Ступеньки
Осеева — Динка
Пантелеев — Республика Шкид
Паустовский — Кот-ворюга
Паустовский — Корзина с еловыми шишками
Пушкин — Песнь о вещем Олеге
Рыбаков — Кортик
Свифт — Путешествие Гулливера
Сетон-Томпсон — Виннипегский волк
Сладков — Лесные тайнички
Сказка Марья Моревна
Толкиен — Хоббит, или Туда и обратно
Толстой — Детство Никиты
Трэверс — Мэри Поппинс
Чехов — Беглец
Шварц — Сказка о потерянном времени
Янссон — Шляпа волшебника
Читательский дневник «Солдат и царица»
В 4 классе ученик может вести читательский дневник самостоятельно. На первой странице помещается список рекомендованной для чтения литературы. Необязательно соблюдать предложенную последовательность. Лучше начинать с текста, который заинтересовал по названию, затем переходить к тем, которые пугали объемом. Образец оформления «Читательского дневника» 4 класс: автор, название книги, жанр, основная мысль. В дневник выписывают главных и второстепенных героев, их поступки. Не всегда ученик 4 класса может сам разделить персонажей на группы, поэтому ему нужно разрешать описывать в дневнике всех, кто запомнился. Читательский дневник нужен для развития памяти, формирования навыков анализа и формулирования собственного мнения. Характеристика героев в 4 классе – это пересказ сюжета, поступков персонажа и его внешности. Краткое содержание произведений для «Читательского дневника» поможет написать отзыв, чем понравилось произведение. Рассказы передают запомнившиеся события. Ученик делает первые шаги в написании сочинений, изложений. В «Читательском дневнике» можно найти новые слова и их значения. Готовый образец предлагает завершать работу по тексту рисунком. Картинка сконцентрирует ребенка на деталях. С 4 класса можно начинать создавать по тексту кроссворды. Создание вопросов и ответы на них – первый шаг к работе по тестам, самостоятельная подготовка к ВПР.
4 класс окончен, а значит пройден первый учебный этап под названием «Начальная школа».
Впереди не менее важный и ответственный период.
Начало средней школы – самое сложное.
Школьникам приходится быстро адаптироваться к кардинально новому учебному процессу, новым предметам и новым учителям.
Чтобы этот период не стал стрессовым, к нему нужно тщательно подготовиться, выполняя все рекомендации учителей на время летних каникул.
Одним из требований школ России является наличие и заполнение читательского дневника 4 класс.
По сложности он несколько отличается от дневников предыдущих годов – книги для читательского дневника 4 класс гораздо объемнее, а соответственно на их чтение и анализ уходит намного больше времени.
К тому же, требования к тому, как вести читательский дневник 4 класс – строже, а сами произведения – сложнее.
На помощь приходят ГДЗ Читательский дневник 4 класс – ответы на все вопросы по произведениям для читательского дневника 4 класс.
То есть, это готовый читательский дневник 4 класс, в котором можно посмотреть правильное оформление читательского дневника в 4 классе и то, как заполнить читательский дневник 4 класс.
В разных школах требования к оформлению и ведению читательского дневника могут различаться.
К тому же, кроме стандартного варианта, есть специальные печатные издания таких тетрадей.
Для того, чтоб охватить все возможные вопросы, мы предоставляем два максимально расширенных ГДЗ по читательскому дневнику 4 класс (ответы по произведениям для читательского дневника 4 класс):
1. Стандартный пример читательского дневника 4 класс.
Такой готовый читательский дневник содержит основную информацию по рассказам и сказкам для читательского дневника 4 класс (название, автор, жанр, количество страниц, главные герои), краткое содержание произведений для читательского дневника 4 класс, синквейн, отзыв для дневника чтения, пословицы к произведениям, чему они учат, главную мысль, план для дневника чтения.
Помимо этого, все произведения мы иллюстрируем яркими детскими рисунками. Так, дети задействуют еще и зрительную память.
2. Дневник Читателя Клюхина ответы 4 класс
Это печатное издание 2017 года.
Список литературы для 4 класса в данном примере дневника чтения по большей части отличается от предыдущего варианта.
Здесь акцентируется внимание на знание лексики, орфографии и словообразования.
В Дневнике Читателя Клюхиной И.В. также присутствуют творческие задания, в которых детям нужно сделать иллюстрации.
ГДЗ Читательский дневник 4 класс (готовый читательский дневник от «ГДЗ Грамота») полностью соответствует требованиям школьной программы 4 класса.
Он не содержит смысловых и пунктуационных ошибок. Школьник с легкостью может переписать готовый читательский дневник 4 класс (краткое содержание произведений, главную мысль, план и т.д.) и быть уверенным в правильности ответов.
Ведение дневника чтения в 4 классе – необходимость.
Ведь в 5 классе придется уделять много внимания точным наукам.
При этом не всегда будет оставаться время на чтение объемных произведений по литературе.
Здесь поможет готовый читательский дневник 4 класс.
Достаточно перечитать в нем записи, чтоб восстановить в памяти весь сюжет сказки или рассказа для читательского дневника 4 класс.
Готовый читательский дневник 4 класс – верный друг и помощник школьников!
Содержание
Аксаков Сергей сказка «Аленький цветочек»</li>Андерсен Ганс Христиан сказка «Дикие лебеди»</li>Андерсен Ганс Христиан сказка «Новое платье короля»</li>Андерсен Ганс Христиан сказка «Пятеро из одного стручка»</li>Андерсен Ганс Христиан сказка «Чайник»</li>Андерсен Ганс Христиан сказка «Штопальная игла»</li>Андерсен Ганс Христиан сказка «Гадкий утенок»</li>Андерсен Ганс Христиан сказка «Русалочка»</li>Андерсен Ганс Христиан сказка «Снежная Королева»</li>Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»</li>Арабская народная сказка «Али-Баба и сорок разбойников»</li>Арабская народная сказка «Волшебная лампа Аладдина»</li>Астафьев Виктор рассказ «Стрижонок Скрип»</li>Бажов Павел «Голубая змейка»</li>Бажов Павел «Горный мастер»</li>Бажов Павел «Две ящерки»</li>Бажов Павел «Каменный цветок»</li>Бажов Павел «Малахитовая шкатулка»</li>Бажов Павел «Медной горы хозяйка»</li>Бажов Павел «Синюшкин колодец»</li>Бажов Павел «Хрупкая веточка»</li>Бажов Павел сборник Уральские сказы «Малахитовая шкатулка»</li>Бажов Павел сказка «Серебряное копытце»</li>Бажов Павел “Огневушка-Поскакушка”</li>Бажов Павел “Таюткино зеркальце”</li>Барри Джеймс Мэттью сказка «Питер Пен»</li>Баум Лайнел Фрэнк сказка «Волшебник из страны Оз»</li>Братья Гримм сказка «Золотой гусь»</li>Братья Гримм сказка «Белоснежка и семь гномов»</li>Братья Гримм сказка «Бременские музыканты»</li>Булычев Кир повесть «Путешествие Алисы»</li>Былина «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»</li>Былина «Вольга Всеславьевич»</li>Былина «Садко»</li>Былина «Святогор-богатырь»</li>Былина «Ильины три поездочки»</li>Былина «Три поездки Ильи Муромца»</li>Былина “Микула Селянинович”</li>Былина “Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча”</li>Былина “Про прекрасную Василису Микулишну”</li>Былины сборник «Русские богатыри и героические сказки»</li>Велтистов Евгений повесть «Приключение Электроника»</li>Верн Жюль роман «Дети капитана Гранта»</li>Волков Александр сказка «Волшебник Изумрудного города»</li>Гайдар Аркадий повесть «Тимур и его команда»</li>Галявкин Виктор «Никакой горчицы я не ел»</li>Гарин-Михайловский Николай повесть «Детство Темы»</li>Гарин-Михайловский Николай повесть «Тема и жучка»</li>Гаршин Всеволод «Сказка о жабе и розе»</li>Гауф Вильгельм «Карлик Нос»</li>Гауф Вильгельм «Маленький Мук»</li>Гауф Вильгельм «Холодное сердце»</li>Гераскина Лия сказка «В стране невыученных уроков»</li>Гофман Эрнст сказка «Щелкунчик»</li>Григорович Дмитрий рассказ «Гуттаперчевый мальчик»</li>Гюго Виктор рассказ «Гаврош»</li>Дефо Даниэль роман «Робинзон Крузо»</li>Драгунский Виктор «Англичанин Павля»</li>Драгунский Виктор рассказ «Главные реки»</li>Драгунский Виктор рассказ «Что любит Мишка»</li>Драгунский Виктор сказка «Бы»</li>Ершов Петр сказка «Конек — Горбунок»</li>Житков Борис рассказ «Как я ловил человечков»</li>Жуковский Василий «Сказка о царе Берендее и…»</li>Зальтен Феликс сказка «Бэмби»</li>Зощенко Михаил рассказ «Глупая история»</li>Зощенко Михаил рассказ «Елка»</li>Зощенко Михаил рассказ «Самое главное»</li>Коллоди Карло сказка «Приключение Пиноккио»</li>Кончаловская Наталья стихотворение «Слово о побоище Ледовом»</li>Крылов Иван басня «Волк на псарне»</li>Крылов Иван басня «Ларчик»</li>Крылов Иван басня «Листы и Корни»</li>Крылов Иван басня «Осел и Соловей»</li>Крылов иван басня «Свинья под дубом»</li>Куприн Александр рассказ «Барбос и Жулька»</li>Лагерлеф Сельма рассказ «В Назарете»</li>Лагерлеф Сельма рассказ «Святая ночь»</li>Лагерлеф Сельма сказка «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»</li>Лагин Лазарь сказка «Старик Хоттабыч»</li>Лермонтов Михаил баллада «Бородино»</li>Лермонтов Михаил поэма «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»</li>Лермонтов Михаил сказка «Ашик-Кериб»</li>Летопись «Житие Сергия Радонежского»</li>Летопись «И вспомнил Олег коня своего»</li>Летопись «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»</li>Лондон Джек рассказ «Белый клык»</li>Лондон Джек рассказ «Сказание о Кише»</li>Мамин — Сибиряк Дмитрий рассказ «Приемыш»</li>Маршак Самуил пьеса «Двенадцать месяцев»</li>Маршак Самуил сказка «Двенадцать месяцев»</li>Метерлинк Морис сказка «Синяя птица»</li>Некрасов Николай поэма «Мороз Красный нос»</li>Немецкая народная сказка «Три бабочки»</li>Носов Евгений рассказ «Кукла»</li>Носов Николай повесть «Витя Малеев в школе и дома»</li>Носов Николай повесть «Дневник Коли Синицына»</li>Носов Николай рассказ «Метро»</li>О.Генри рассказ «Вождь краснокожих»</li>Одоевский Владимир сказка «Городок в табакерке»</li>Олеша Юрий сказка «Три толстяка»</li>Паустовский Константин рассказ «Заячьи лапы»</li>Паустовский Константин рассказ «Корзина с еловыми шишками»</li>Перро Шарль сказка «Мальчик-с-пальчик»</li>Перро Шарль сказка «Ослиная шкура»</li>Перро Шарль сказка «Синяя борода»</li>Перро Шарль сказка «Спящая красавица»</li>Перро Шарль сказка «Красавица и Чудовище»</li>Пивоварова Ирина рассказ «Смеялись мы — хи-хи»</li>Погорельский Антоний сказка «Черная курица, или Подземные жители»</li>Пришвин Михаил рассказ «Выскочка»</li>Пушкин Александр «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»</li>Пушкин Александр баллада «Песнь о Вещем Олеге»</li>Пушкин Александр поэма «Руслан и Людмила»</li>Русская народная сказка «Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо»</li>Русская народная сказка «Солдатская шинель»</li>Русская народная сказка «Царевна-лягушка»</li>Свифт Джонатан роман «Путешествие Гулливера»</li>Семяновский Феликс повесть «Фронтовое детство»</li>Сотник Юрий рассказ «Как я был самостоятельным»</li>Сотник Юрий рассказ «Маска»</li>Сочинение по картине «Наводнение» А. Комаров</li>Сочинение по картине «Сирень в корзине» П. Кончаловского</li>Сочинение по картине «Февраль. Подмосковье» Г. Нисский</li>Стивенсон Роберт Льюис баллада «Вересковый мед»</li>Стивенсон Роберт Льюис роман «Остров сокровищ»</li>Тайская народная сказка «Болтливая птичка»</li>Твен Марк повесть «Приключения Тома Сойера»</li>Токмакова Ирина «Сказочка о счастье»</li>Толстой Алексей былина «Илья Муромец»</li>Толстой Алексей повесть «Детство Никиты»</li>Толстой Лев быль «Как мужик камень убрал»</li>Толстой Лев повесть «Детство»</li>Троепольский Гавриил «Белый Бим Черное Ухо»</li>Хогарт Энн сказка «Мафин печет пирог»</li>Чарушин Евгений рассказ «Кабан»</li>Черный Саша рассказ «Игорь Робинзон»</li>Черный Саша рассказ «Кавказский пленник»</li>Чехов Антон рассказ «Каштанка»</li>Чехов Антон рассказ «Мальчики»</li>Шварц Евгений «Сказка о потерянном времени»</li>Шварц Евгений сказка «Два брата»</li></ul>
Многие родители стараются привить любовь к чтению детям с раннего детства. Конечно, как хорошо как сын или дочка быстро читает и обгоняет своих сверстников.
Однако часто чтение у многих детей вызывает недовольство, они просто не хотят читать и не интересуются книгами.
Для этого многие учителя по литературе предлагают сделать читательский дневник, который сделает этот процесс интересным и увлекательным.
Зачем вести читательский дневник?
Детские психологи утверждают, что читательский дневник является необходимой вещью.
Он облегчит чтение, в него ребенок сможет записывать все прочитанные рассказы, начиная с раннего детства, а в дальнейшем он станет его гордостью и приятным воспоминанием.
Итак, что дает читательский дневник, а именно чему он учит ребенка:
- Он помогает правильно понять главную мысль прочитанного рассказа.
- При помощи него ребенок учится правильно пересказывать, выражать свои мысли, грамотно говорить.
- У него улучшается память, он анализирует произведение и самостоятельно делает вывод.
- Запоминает прочитанные произведения и их авторов.
- Он развивает читательские навыки и культуру читателя.
Образец оформления
Оформление читательского дневника для 1, 2, 3, 4 класса можно выполнить по своему усмотрению.
В интернете можно рассмотреть образцы уже готовых вариантов, которые можно взять за основу.
Но все же стоит предварительно рассмотреть его разделы и их содержание:
Раздел | Описание |
Титульный лист | |
Содержание | В начале дневника стоит оставить несколько пустых страниц для содержания. На них будут указываться названия книг, которые прочитал ребенок |
Разворот дневника | В этой части указывается самое главное – краткое содержание, рассказа, главные герои, основная мысль. Для оформления могут использоваться рамки, таблицы, логотипы, рисунки |
Дополнительные разделы | Можно включить разделы под названием — «Моя золотая коллекция», «Рекомендую почитать», «Прочитайте, не пожалеете!» |
Многие учителя по литературе используют уже готовые бланки, в которых ученик может указывать прочитанные рассказы, составлять краткое содержание, отзывы и записывать другие важные сведения.
Ниже имеются образцы оформления:
Пример правильного заполнения
Для учеников 1, 2, 3, 4 классов имеются пункты, которые обязательно должны указываться в дневнике для чтения.
Рассмотрим:
- Название произведения.
- Ф.И.О. автора.
- Требуется указать жанр, в котором написано произведение.
- Желательно нарисовать рисунок к прочитанной книге.
- Перечисление главных героев рассказа. Рекомендуется указать краткую характеристику к каждому.
- Краткое содержание произведения. В этом пункте должно указываться, о чем идет речь в рассказе, что понравилось, а что нет.
Каждый родитель может заполнять дневник вместе с ребенком. Также можно продумать свой вариант заполнения и оформления.
Ребенок может сам дополнить рисунками, для оформления можно использовать цветные ручки, карандаши, краски, фломастеры и другие декоративные приспособления.
Готовый читательский дневник
Просьба книги — научись меня читать:
- Прочитай заглавие, имя, фамилию автора.
- Перелистай меня, рассмотри все иллюстрации.
- Предположи, о чём я тебе расскажу.
- Читай текст самостоятельно небольшими частями, проверяй и уточняй свои предположения.
- Подумай, почему у меня такое название.
- Работай над особенностями речи: окраска голоса, громкость, темп.
Примерный рекомендуемый список внеклассного чтения |
С.Маршак «Детки в клетке», «Отчего кошку назвали кошкой?», «Почта», «Вот какой рассеянный» |
Л.Толстой «Два товарища», «Булька» |
Б.Заходер «Птичья школа» |
А.Барто «Катя» |
Братья Гримм «Три брата» |
М.Пришвин «Берестяная трубочка», «Ёж» |
Н.Носов «Затейники», «Мишкина каша», «Живая шляпа» |
С. В. Михалков «Дядя Стёпа», «А что у вас?» |
К. И. Чуковский «Телефон», «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр», «Тараканище», «Краденое солнце» |
А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный» |
В. В. Маяковский «Конь-огонь», «Кем быть?», «Что такое хорошо и что такое плохо» |
М.Горький «Воробьишко», «Горящее сердце», «Про Иванушку-Дурачка», «Утро» |
Ш. Перро «Красная шапочка», «Кот в сапогах» |
Пример оформления колонок читательского дневника:
Дата | ФИО автора | Название произведения | Главные герои | Основная мысль произведения |
Краткое содержание произведений
При заполнении дневника у многих могут возникнуть сложности при изложении краткой характеристики произведения, особенно у учащихся 1 класса.
Чтобы понять, как это делается можно рассмотреть краткое содержание известных детских рассказов и сказок:
Рассказы, сказки и авторы | Краткое содержание произведений |
«Маленький принц», Антуан де Сент-Экзюпери | Притча о том, что самое прекрасное в жизни глазами не увидишь, надо видеть и слышать сердцем, иначе среди множества людей человек одинок и несчастен |
«Алые паруса», Александр Грин | |
«Серая шейка», Д. Мамин-Сибиряк | |
«Белый пудель», А. И. Куприн | |
«Уроки французского», В.Распутин | |
«Лягушка-путешественница» В.М. Гаршин | |
«Малахитовая шкатулка» П.Бажов | |
«Чудесный доктор», А. И. Куприн | |
«Дети подземелья», В. Короленко | |
«Робинзон Крузо», Д.Дефо | |
«Хамелеон», А. П. Чехов | Полицейский надзиратель пытается исполнять служебный долг, но привитое чинопоклонство мешает ему |
«Три толстяка», Ю. Олеша | |
«Аленький цветочек», С. Т. Аксаков | Сказка знакомит читателя с нежно любящим своих дочерей купцом и младшей в семье дочери, которая ради спасения жизни отца, соглашается на жизнь во дворце чудища |
Есть и другие интересные рассказы, которые можно почитать вместе с детьми — «Гадкий утенок», «Огниво»- Андерсен. «Кладовая солнца» — М.М. Пришвин, «Гуттаперчевый мальчик»- Д.
Григорович, «Стальное колечко». «Теплый хлеб»- К. Паустовский, «Серебряное копытце», «Каменный цветок»- П. Бажов. «Куст сирени»- А.И. Куприн, «Сивка-бурка»- А.Н. Толстой, «Мэри Поппинс»- П.Трэверс.
«Приключения Тома Сойера» — М.Твен, «В деревне». «Танька», «Цифры», «Снежный бык» — И.А. Бунин.
Читательский дневник для детей является хорошим средством для улучшения чтения, развития любви к этому занятию.
Главное завлечь ребенка, придумать красочное оформление и мотивировать его на его ведение.
В дальнейшем ребенок постарше (3 класс или 4 класс) будет его вести сам с особым интересом и будет стараться прочитать как можно больше произведений.
Полезное видео
Списки кратких содержаний по другим классам.
5 класс6 класс7 класс8 класс9-11 классы
Начальная школа – это тот отрезок обучения, когда дети только учатся читать.
Поэтому и книжки им задают для чтения небольшого объёма, больше со сказками и разными интересными историями.
Младшие школьники должны заполнять свои читательские дневники точно так же, как и старшие ученики.
Но иногда после прочтения книжки из памяти улетучивается всё самое важное.
Поэтому в читательский дневник дети записывают основные мысли, чтобы можно было быстро восстановить в памяти то, о чём они прочитали.
Эта страничка создана специально для таких учеников, которым необходимо освежить свои знания по чтению.
Здесь составлен список литературы, которую изучают в начальной школе
Используемые источники:
- http://chitatelskij-dnevnik.ru/klass/4
- https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/4-klass
- https://gdz-gramota.ru/chitatelskii-dnevnik/chitatelskii-dnevnik-4-klass
- https://ladyvapm.com/book/chitatelskij-dnevnik-oformlenije-soderzhanie.html
- https://logoprav.ru/literatura/nachalo-dnevnik