Рассказ сигнал герои поступки основные мысль и идея произведения

Школа: учитель: класс: 5 дата:20г. тема урока 46 рассказ о солдате как отражение нравственной идеи сказки теплый хлеб. цели

Школа:
 

Учитель: 

Класс: 5

Дата:«__________»____20___г.

Тема
урока №
46

Рассказ о солдате как отражение нравственной идеи сказки
«Теплый хлеб».

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке:

5.ПО 1 — понимать
термины: рассказ в рассказе, художественный прием;

5.ПО
2 — иметь общее представление о художественном произведении, осмысливать
тему;

5.ПО
4 — составлять простой план;

5.АИ
2 — определять основную мысль произведения при поддержке учителя;

5.ПО 6 — давать краткий и полный ответ на вопрос;

5.АИ 4 — анализировать эпизоды, важные для характеристики
главных героев, при поддержке учителя;

5.АИ
5


х
арактеризовать
героев при поддержке учителя
;

5.ОС
1 — участвовать в обсуждении произведения, выражая свои мысли и чувства;

5.АИ
9

писать
творческие работы (сказки, рассказы, мини-сочинения на литературные темы по
опорным словам, иллюстрациям);

5.ОС
4

оценивать
устные и письменные высказывания (свои, одноклассников) с точки зрения
соответствия теме.

Цели урока:

-прочитать
текст и ответить на вопросы;

-составить
вопросный план сказки.

-определить
основную мысль произведения при поддержке учителя;

-участвовать
в обсуждении произведения, выражать свои мысли и чувства;

-написать
письмо главному герою;

-написать
синквейн об одном из героев сказки;

-оценить
устные и письменные высказывания свои и однокласснико

-определить
авторскую позицию в тексте, выразить свое отношение к нему;

-самостоятельно
анализировать эпизоды,
важные для характеристики главных
героев.

Уровень мыслительных навыков

Знание, понимание, применение, анализ,
оценка,  синтез

Критерии оценивания

-понимают
термины (художественный прием, рассказ в рассказе);

-составляют
вопросный план сказки;

-определяют
основную мысль произведения;

-анализируют
эпизоды, важные для характеристики главных героев;

-пишут
творческие работы (письмо главному герою);

-читают
текст и отвечают на вопросы;

-участвуют
в обсуждении произведения, выражая свои мысли и чувства;

-оценивают
устные и письменные высказывания свои и одноклассников.

Языковые
цели

Использовать
навыки слушания, говорения, чтения и письма  для выражения своих идей в
устной и письменной форме;

давать
развернутые аргументированные ответы на проблемные вопросы, формирующие
представление об идейно-тематическом своеобразии литературных прозаических
сказок.

Ключевые слова и фразы

Баталия,
дюже, камердинер, притча

Привитие

ценностей

Способствовать осознанию  учащимися ценностей «Мәңгілік
ел». 
Привитие через чтение произведения таких ценностей, как
любовь, доброта, верность, преданность.

Межпредметные  связи

Межпредметные связи прослеживаются с самопознанием, русским языком, историей

ИКТ

Предварительные

знания

На уроке
учащиеся будут продолжать  совершенствовать навыки чтения и анализа текста,
навыки говорения через диалоговую речь
 

Ход урока

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

1.
Организационный момент.

Приветствие
учащихся на трех языках.

Определение
учебных результатов.

Ты продолжишь знакомство со сказкой «Теплый хлеб»; узнаешь
историю о старом солдате и познакомишься с таким элементом композиции, как
«рассказ в рассказе»; напишешь письмо герою произведения; составишь вопросный
план к сказке и синквейн о герое.

2.
Психологический настрой

Обратите
внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного
цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться
разноцветной листвой.

Тех,
кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии.

Те,
кто выбрал красный, — желают общаться.

Желтый
— проявят активность.

Синий
— будут настойчивы.

Помните,
что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.

3.
Актуализация знаний.

К. Прием «Повторим!»

Задание: Вспомните
изученное на прошлом уроке. Ответьте на вопросы:

1.            
За что Филька получил свое
прозвище?

2.            
Какая зима стояла в тот год?

3.            
Что делал Филька, когда к
нему пришел раненый конь?

4.            
Какие последствия повлек за
собой поступок Фильки?

Дескрипторы:

-дает полный и краткий
ответ на вопрос;

— приводит примеры из
произведений для поддержки своего ответа.

 ФО «Сигналы рукой»

https://www.giftmeabreak.com.au/assets/full/5367.jpg

Середина урока

4.
Изучение нового материала.

Формирование
читательской грамотности

К. Прием
«Вдумчивое чтение»

Задание:
Прочитайте сказку о солдате из произведения «Теплый хлеб». Ответьте на
вопросы к тексту

1. О событиях какой давности рассказывает Филькина бабка?

2. Какой ущерб нанес мороз много лет назад жителям округи?

3. Отчего умер мужик, обидевший солдата? В каком смысле
употребил автор это выражение (переохлаждение сердца)?

4. Какое впечатление рассказ о солдате произвел на Фильку?

5. Объясните устаревшие слова баталия (сражение), камердинер
(домашний слуга), дюже (очень сильно).

Дескрипторы:

— отвечает на вопросы по содержанию произведения;

-демонстрирует понимание прочитанного отрывка сказки;

— приводит в качестве примеров эпизоды, цитаты из
произведения;

-объясняет устаревшие слова при поддержке учителя, рассматривая
их в контексте.

ФО
«Похвала»

Творческое
задание «Проба пера».

И. Прием
«Письмо герою»

Задание:
 Как бы ты ответил на вопрос Фильки «А как его
(злодейство) исправить? Напиши ему письмо и посоветуй, как можно исправить
ситуацию.
Дескрипторы:

-выдвигает
свою точку зрения, аргументирует свой выбор;

-выражает
свои мысли точно и ясно;

-демонстрирует
богатый словарный запас.

ФО
«Письмо по кругу» с выбором лучшего

Погружение
в теорию литературы.

И., К.
Прием «Новый термин»

Задание:
Изучи теорию на с.60  (прием в литературе «рассказ в рассказе»). Ответь на
вопросы:

1. Для чего Паустовский помещает в текст рассказ о солдате?

2. Как он перекликается с основной темой произведения?

3. Какова идея сказки «Теплый хлеб»?

4. Что автор хотел донести до читателя?

Дескрипторы:

-понимает роль художественного приема «рассказ в рассказе» в
сказке;

— формулирует
основную тему текста;

— формулирует
идею произведения;

— приводит
примеры из произведения;


выражает свои мысли точно и ясно.

ФО Прием
«Свободный микрофон»

5.
Закрепление

Формирование
читательской грамотности.

П. Прием
«Вопросный план»

Задание: 
Составь вопросный план прочитанного отрывка.

Дескрипторы:

-при
составлении плана следует рекомендациям в учебнике;

-верно
определяет смысловые части текста;

-количество
вопросов соответствует количеству частей;

-оценивает
план одноклассника.

ФО
«Взаимооценивание по критериям»

Развитие
критического мышления

И. Прием
«Синквейн».

Задание:
Составьте синквейн об одном из героев сказки «Теплый хлеб»

Дескрипторы:

-составляет
синквейн по предложенному образцу;

— выражает
свое отношение к персонажам;

ФО
«Комментарии учащихся»

После
выполнения задания некоторые синквейны зачитываются вслух.

    Учебник

https://zaimitut.ru/wp-content/uploads/Pismo-uvedomlenie-o-prekrashhenii-dogovora-1024x738.gif

image003

http://bigslide.ru/images/47/46906/960/img2.jpg

Конец урока

6. Итог
урока. Возвращение к целям урока.

К. О чем
мы говорили на уроке? Как вы можете оценить свою активность на уроке?

И.
Самооценивание.

Отметьте
галочкой ячейку, которая соответствует вашему ощущению.

Лист 

честного

 ответа

Я молодец!

  Готов

к новой

работе.

image005

У меня

 не все

 получается,

но я готов

пробовать

image006 еще.

Я  неплохо

справился, 

но пока

 не готов 

к новой 

image007работе.

У меня 

плохо

 получается.

image008

Свой
урок я хочу закончить замечательными словами поэта Н.Рыленкова:

На
доброе слово
Не надо скупиться.
Сказать это слово-
Что дать напиться.
Со словом обидным 
Нельзя торопиться,
Чтоб завтра
Себя самого не стыдиться.

7. Домашнее
задание

Выразительное чтение

Подготовь с одноклассниками чтение отрывка по ролям.

894. Краткое содержание рассказа Сигнал Гаршина. Русский язык, литература

Краткое содержание — Сигнал. Русский язык и литература

Главный герой рассказа – Иванов Семен, человек с большим опытом за плечами. Немалая часть его жизни прошла под пулями, так как пришлось ему пройти войну с турками. Все устраивало Семена военные будни, даже то, что он каждый день под обстрелом обед подавал начальнику. Все удивлялись, что удавалось Семену пуль избежать. Однако после войны стали его недуги одолевать. А узнав по возвращении домой, что родственников нет в живых, совсем ему стало туго.

Поиски счастья с женой закончились встречей со своим офицером, который устроил Иванова на работу на железнодорожную станцию. Здесь и участок ему выделили. Спокойствие обрел он со своей женой наконец.

После знакомства Семена с соседом Василием стали они спорить, кто судьбу вершит. Семен был уверен, что «не дал бог счастья», однако сосед находил другое объяснение своему положению. Он считал, что вина в его бедах лежит на начальниках. Не согласен он был терпеть от жестоких и жадных людей натиск.

Так, узнал от Василия Семен историю с посадкой капусты. Увидев это, разъяренный начальник, осматривающий в то время пути, приказал убрать. Однако Василий был не намерен оставлять это без внимания жажду к наживе высокостоящих.

Однажды Василий ушел в Москву жалобу подавать. Не известно было, чем закончилось его обращение к большому начальнику, да только жена ничего не ответила на это. Семен не скучал. В это время он отправился как обычно в лес за материалом для изготовления дудочек.

Необычный звон железа, привлекший его внимание, заставил мужчину пройти в сторону железной дороги. Его удивлению не было предела, когда на пути он увидел Василия, разбирающего рельсы. Василий сбежал с места. А Семен с горечью услышал звук приближающегося поезда. Он не мог стоять на месте, понимая, что поезду не сужден остановиться без сигнала. А вагоны, заполненные людьми, могли через несколько минут сойти с рельсов. Не мог оставить Семен этого, зная, что сотни людей могли погибнуть. Напрасно он бегал, не находя помощи вокруг. Времени не хватало добежать за инструментом до будки, да и в лесу подмоги не найти.

Семен здесь же принял решение. Поранив руку, чтобы кровью испачкать тряпку, он высоко поднимал руку. Машинист увидел сигнал, поезд вовремя остановился. Однако рана была настолько глубокой, что Семен потерял сознание. В этот момент среди толпы людей оказался и Василий. Он грозно предложил вязать себя, признавая вину.

Краткое содержание Гаршин Сигнал для читательского дневника

Железнодорожный сторож Семен увидел поврежденные завистливым соседом Василием рельсы, а вдали приближающийся поезд. Решил Семен предупредить машиниста. Нанес себе глубокую рану, кровью смочил тряпку и поднял флаг. Однако от потери крови Семен упал, потеряв сознание. Машинист поезда, видя впереди красный сигнал, остановил состав. Вышедшие из поезда люди были поражены: на рельсах лежал окровавленный Семен, а рядом держащий красную тряпку и повторяющий слова признания вины Василий.

Автор показал, как самоотверженность человека может вызвать положительное в любом из людей.

Подробный пересказ

Иванов Семен трудился охранником на железной дороге. Вернувшись с войны против турков, Семен долго не мог найти работу. Единственный сын умер. Пришлось ему с супругой переезжать в новые края, хорошей жизни искать. Во время скитаний Семен повстречал офицера, с которым вместе проходили службу. Офицер руководил железнодорожной станцией, он определил Семена к себе на работу сторожем. Выделили Иванову вагончик, и стали они с супругой обживаться. Огород посадили, хозяйство наладили. Семену нравилась эта работа, его участок пути был всегда в идеальном порядке.

Подружился Иванов со своим соседом, звали его Василий. Он постоянно ругал всех начальников в своих несчастьях, считал, что они наживаются на его трудах. Чувства ненависти к людям переполняли Василия. Семен же, все тяготы переносил стойко и мужественно, считал, что на все воля Божья. Семен был полной противоположностью своего соседа.

У Василия были разногласия с тамошним дорожным бригадиром. Василий без разрешения и соответствующих документов посадил огород на своем участке. Мастеру это не понравилось, он велел огород уничтожить. Мужчины подрались. Василий пожаловался на бригадира начальнику, но тот сторожа отчитал и в жалобе отказал. На станцию прибыла проверка. У Семена на участке было все в порядке, а Василий получил выговор. Решил тогда Василий в столицу податься, искать управы на местное руководство, в вышестоящих органах. Вернулся он с Москвы через несколько дней, так ничего не добившись. Василий стал еще больше озлобленным.

Пошел как-то Семен в лес, тальниковых веточек настругать. Мастерил он из них дудочки, а потом продавал на местном базаре, хоть какая-то лишняя копейка в дом. На обратном пути он услышал металлический скрежет у станции, подумал сторож, что кто-то дорогу расхищает, подойдя ближе, Семен увидел, как Василий ломом, крушит железнодорожные пути. Сосед сдвинул рельсу, и, заметив Семена, скрылся в лесу.

Семен знал, что вот-вот пойдет пассажирский поезд. Попробовал голыми руками вернуть рельс на место, не получается, тут инструмент нужен. До станции бежать далеко, не успеет, сойдет состав с рельсов. Кричал он соседа Василия, да он не пришел. Раздался гудок приближающегося поезда. Семен испугался, будет авария. Надо бы подать сигнал машинисту, чтобы тормозил, а нечем. Снял тогда Семен шапку, достал оттуда белый платок, поранил свою руку острием ножа, смочил платок в крови и машет поезду. Просит сторож, Бога помочь ему в этом. Чувствует мужчина, поплохело ему, сознание теряет, но об одном думает, лишь бы машинист сигнал увидел. Упал Семен, а его платок, чья-то рука перехватила и машет. Машинист разглядел сигнал, остановил состав. Сбежались люди, на путях человек в крови лежит, а рядом Василий с платком стоит. Арестовывайте меня, сказал Василий, это я аварию учинил.

Это произведение о великой отваге простого человека, он не испугался пожертвовать своим здоровьем, рискнуть своей жизнью, для того, чтобы другие люди жили. Рассказ учит порядочности и мужеству.

Голосов: 85
Читать краткое содержание Сигнал. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Гаршин Сигнал краткое содержание Для читательского дневника

Семен Иванов служит сторожем на железной дороге. Он человек бывалый, но не слишком удачливый. Девять лет назад, в 1878 г., побывал на войне, воевал с турками. Ранен не был, но здоровье потерял.

Вернулся в родную деревню — хозяйство не задалось, сынишка умер, и поехали они с женой на новые места счастья искать. Не нашли.

Встретил Семен во время скитаний бывшего офицера своего полка. Тот признал Семена, посочувствовал и нашёл ему работу при железнодорожной станции, над которой начальствовал.

Получил Семен будку новую, дров сколько хочешь, огород, жалованье — и стали они с женой хозяйством обзаводиться. Работа Семену была не в тягость, и весь свой участок пути он держал в порядке.

Познакомился Семен и с соседом Василием, присматривавшим за смежным участком. Стали они, встречаясь на обходах, толковать.

Продолжение текста после рекламы

Семен все свои беды да неудачи переносит стоически: «Не дал бог счастья». Василий же считает, что его жизнь так бедна, потому что на его труде наживаются другие — богачи и начальники, все они — кровопийцы и живодёры, и всех их он люто ненавидит.

Меж тем приезжает важная ревизия из Петербурга. Семен на своём участке все загодя в порядок привёл, его похвалили. А на участке Василия все иначе обернулось. Тот уже давно был в ссоре с дорожным мастером. По правилам, у этого мастера надо было просить разрешение на огород, а Василий пренебрёг, посадил капусту самовольно — тот и велел выкопать. Озлился Василий и решил пожаловаться на мастера большому начальнику. Да тот не только жалобы не принял, а на Василия же накричал и по лицу ударил.

Бросил Василий будку на жену — и поехал в Москву искать управы теперь уже на этого начальника. Да, видно, не нашёл. Прошло четыре дня, встретил Семен на обходе жену Василия, лицо от слез опухло, а разговаривать она с Семеном не пожелала.

Как раз в это время Семен пошёл в лес тальника нарезать: он из него дудки на продажу делал. Возвращаясь, около железнодорожной насыпи услышал странные звуки — будто железо об железо позвякивает. Подкрался поближе и видит: Василий поддел рельс ломом и путь разворотил. Увидел Семена — и прочь бежать.

Стоит Семен над развороченным рельсом и не знает, что делать. Голыми руками его на место не поставишь. Ключ и лом у Василия — но сколько не звал его Семен вернуться — не дозвался. Скоро должен идти пассажирский поезд.

«Вот на этом закруглении он с рельса и сойдёт, — думает Семен, — а насыпь высоченная, одиннадцать сажен, повалятся вниз вагоны, а там дети малые…» Бросился было Семен бегом в будку за инструментом, но понял, что не успеет. Побежал обратно — вон уже и свисток дальний слышен — скоро поезд.

Тут ему точно светом голову осветило. Снял семен шапку, вынул из неё платок, перекрестился, ударил себе в правую руку ножом повыше локтя, брызнула струя крови. Намочил он в ней свой платок, надел на палку (тальник, что из леса принёс, пригодился) — и поднял красный флаг — сигнал машинисту, что надо остановить поезд.

Но, видно, слишком глубоко поранил Семен руку — кровь хлещет не унимаясь, в глазах у него темнеет и только одна мысль в голове: «Помоги, Господи, пошли смену».

Не выдержал Семен и лишился сознания, упал на землю, но не упал флаг — другая рука подхватила его и высоко поднимает навстречу поезду. Машинист успевает затормозить, на насыпь выскакивают люди и видят человека в крови, лежащего без памяти, а рядом другого, с кровавой тряпкой в руке…

Это Василий. Он обводит собравшихся глазами и говорит: «Вяжите меня, я рельс отворотил»

Популярные сегодня пересказы

  • Рассказ о море — краткое содержание рассказа Искандера
    В произведении Фазиля Искандера «Рассказ о море» главным героем выступает мальчик. Он проживает в городе на берегу моря. С ранних лет он очень любил ходить на море и сидеть у воды. Привлекала его внимание и старая крепость
  • Возмездие — краткое содержание книги Искандера
    Сюжетная линия произведения выстраивается вокруг событий, происходящих в период войны. Главным персонажем рассказа является мальчик Чик, неоднократно упоминаемый
  • Тайное становится явным — краткое содержание рассказа Драгунского
    Однажды Денис случайно услышал, как мама, разговаривая с кем-то в коридоре, произнесла: «Тайное рано или поздно обязательно становится явным!» Когда она вернулась в комнату, мальчик попросил её объяснить значение этой фразы
  • Последний в мире дракон — краткое содержание сказки Янссон
    В один летний денёк Муми-тролль решил поймать мелких головастиков, плавающих в луже. Он взял банку и опустил её в воду, а когда достал, то увидел, что поймал самого настоящего дракона

Краткое содержание рассказа «Сигнал» Гаршина

Мужчина по имени Семен Иванов занимает весьма скромную должность железнодорожного сторожа. Около десяти лет назад ему довелось побывать на войне и сражаться с турецкими солдатами, в результате чего здоровье Иванова было в значительной степени подорвано, хотя он и не получал ранений в боях. По возвращении в родную деревню Семена продолжают преследовать неудачи, ему и его супруге не удается построить по-настоящему крепкое и стабильное хозяйство, к тому же Ивановы теряют маленького сына.

Решив полностью изменить жизнь, Семен вместе с женой оставляют прежнее место жительства и отправляются искать счастья в другие края. Однако им упорно не везет, лишь бывший полковой офицер, под началом которого ранее служил Иванов, из обыкновенного сочувствия помогает мужчине устроиться на работу на железнодорожной станции, находящейся под его руководством.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей

Связаться с нами:

Мужчина искренне благодарен судьбе за такие перемены. Теперь у них с женой имеются дом, огород, к тому же Семен регулярно получает жалованье, и Ивановы усердно обзаводятся собственным хозяйством. Работа не требует от Семена особых усилий, он неустанно следит за порученным его попечению участком пути. Иванов также находит общий язык и с коллегой Василием, мужчины все чаще общаются между собой на разные темы.

Семен полагает, что жаловаться на судьбу нет никакого смысла, он старается все беды и неприятности переносить с достоинством, руководствуясь мыслью о том, что ему, видимо, просто Бог не пожелал дать счастья. В то же время Василий уверен, что его жизнь является настолько тяжелой и бедной по той причине, что на его ежедневном нелегком труде не перестают наживаться богачи, он испытывает самую жестокую и непрекращающуюся ненависть ко всему существующему начальству.

Сторожам становится известно о том, что из столицы должна приехать ответственная ревизионная комиссия. Иванов заблаговременно наводит на своем участке образцовый порядок, и проверяющие охотно выражают Семену благодарность. Однако все складывается совершенно по-другому на участке, который находится в ведении Василия. Своенравный и упрямый человек уже достаточно давно конфликтует с местным мастером, поскольку завел огород, не обратившись к нему за соответствующим разрешением. Выведенный из себя мастер потребовал, чтобы Василий немедленно выкопал «незаконно» посаженую капусту, однако тот не только не подчинился этому приказанию, но и попытался подать на мастера жалобу вышестоящему руководству.

Но к словам сторожа никто не стал прислушиваться, более того, с ним обошлись крайне грубо и даже ударили по лицу. Новая попытка Василия добиться справедливости, теперь уже в Москве, также оказывается безрезультатной. Семен встречает заплаканную супругу товарища, но женщина не желает ничего ему рассказывать.

Иванов обнаруживает, что Василий разворотил ломом путь, по которому в самое ближайшее время должен идти поезд с пассажирами. Семен не знает, как исправить положение, ведь нужные инструменты находятся у напарника. Сторож с ужасом думает о том, что произойдет с людьми, которые едут в это время в поезде, ведь среди них наверняка имеются и маленькие дети. Семен прекрасно понимает и то, что не успеет за оставшиеся несколько минут сбегать в свою будку за необходимыми приспособлениями.

Но внезапно у него появляется идея. Мужчина сознательно ранит собственную руку ножом и обильно смачивает в крови свой платок. Надев его на палку, Иванов активно размахивает ею, подавая, таким образом, машинисту сообщение о том, что поезд следует немедленно остановить.

Однако рана оказывается достаточно глубокой, Семен с каждым мгновением теряет силы и ощущает, как у него все сильнее темнеет в глазах, он в состоянии лишь молить о помощи Всевышнего. Потеряв сознание, сторож падает навстречу поезду, но рука другого человека тут же подхватывает флаг и продолжает им сигналить.

Машинист все же успевает осуществить остановку состава, и вокруг сразу появляется множество людей. Они видят мужчину, находящегося без чувств, замечают и второго, держащего в руке окровавленный платок. Своеобразный флаг находится у Василия, который, обведя глазами всех присутствующих, признается в том, что повредил рельсы, и просит его арестовать.

Краткое содержание рассказа В.М. Гаршина «Сигнал», отзыв для читательского дневника

Рассмотрим краткое содержание рассказа «Сигнал», написанного В.М. Гаршиным. Вообще, все творчество этого автора имеет особую глубину в составлении характеристики персонажей, внимание акцентируется на их деяниях и поступках, также на раскрытии причин их поведения. По словам другого русского писателя Короленко, именно эти характерные черты сближали писателя с его поколением.

Знакомство с содержанием рассказа «Сигнал» поможет проанализировать чувства и действия его персонажей, станет отличным подспорьем в подготовке к занятиям и в написании сочинений.

События разворачиваются с того, что автор описывает жизнь и быт Иванова Семена, который был ветераном войны, и которого она изрядно потрепала, ему многое довелось испытать и повидать. Когда он вернулся домой с войны, в его жизни началась черная полоса – сначала скончался отец, вскорости после того умер и сын. Семен вместе с супругой уехали из родного селения. Впрочем, легко им жить не стало, так как Иванов не мог найти себе работу, а его жена устроилась прислугой.

Но в один момент все изменилось – Семену повстречался офицер, который командовал в его полку, и, узнав о тяготах жизни бывшего сослуживца, оказал ему посильную помощь. Семена берут на работу сторожить станцию, снабдили жильем, при котором имелся огород. Иванов неукоснительно работал на станции, а жена была занята домом.

Вскоре Иванов познакомился со своими коллегами – старым сторожем, вместо которого чаще была его супруга, и Василием, который был более молчалив и угрюм. Именно с ним подружился Семен, и они всегда общались, часто собирались вдвоем и, куря, рассказывали друг другу истории о приключившемся в их жизнях.

В один из таких разговоров Василий рассказал о том, что собирается уйти со станции, поскольку половина всей зарплаты опадает в карман руководства. Кроме того, он был обижен на дорожного мастера и начальство за несправедливость – с него взыскали штраф и вынесли выговор.

Несмотря на отговоры Семена, он решается на месть. Он надолго пропал, и никто не знал, где он и что с ним. А жена ничего никому не говорила.

Однако в один из обходов Семен увидел Василия, который подвинул рельс ломом и ушел. Это заставило запаниковать Семена, поскольку по этой дороге должен был проехать пассажирский поезд. И Семену нужно было что-то предпринять, чтобы не случилось аварии. Бежать долго, один он с рельсами не справится. Тогда он вытащил нож и носовой платок, поранил руку и испачкал импровизированный флаг кровью в надежде, что машинист увидит и затормозит.

Так и вышло в последний момент. Василий пришел к падавшему без сил от кровопотери Семену и замахал кровавым знаменем. Поезд остановился. Потом Василия осудили.

Отзыв

Мое мнение о произведении В.М. Гаршина «Сигнал» складывалось постепенно. Изначально мне казалось, что в рассказе говорится о людях, преодолевающих трудности, стремящихся и умеющих устроить свою жизнь, наполнить ее смыслом. Но после знакомства со сторожем Василием мне стало понятно, что цель и замысел писателя заключены совершенно в другом.

На протяжении всего произведения мне было интересно наблюдать за героями, за их психологией, поступками, отношением к жизни, пониманием ее смысла.

Семен после череды невзгод и неудач был рад тому, что жизнь его наконец-то устроилась, что у него были теплое жилье с огородом, жена, работа. Он не ожесточился и не озлобился, его такой жизненный расклад устраивает.

Его напарника Василия не устраивает собственная жизнь: руководство, которое урезает зарплату, стяжательство, злоба, жестокость. Он все это замечает и остро реагирует на эти проявления несправедливости.

Персонажи автор противопоставляет друг другу. Нельзя сказать, что один из них – положительный, а другой – отрицательный. Они оба честно живут и справляются со своими обязанностями по работе. Но Семен доволен тем, что имеет. Он не ставит перед собой цели, не ищет там, где лучше и в конце рассказа совершает достойный уважения самоотверженный поступок.

Василий пытается добиться справедливости, обращается с жалобой к начальству, но везде натыкается на людское равнодушие и цинизм. В порыве отчаяния он идет на преступление, сдвигает рельс на железнодорожном пути, что может привести к сходу пассажирского поезда и гибели людей. Но в последние мгновения Василий, подхватив у падающего Семена импровизированный флаг, машет машинисту поезда, и поезд останавливается. Таким образом, удается избежать аварии и смерти пассажиров. Василий вместе с Семеном спасает людей и признает свою вину, что особенно важно. Мы видим, что Гаршин наделил своих героев положительными и отрицательными качествами личности.

Основная мысль произведения заключена в понимании того, что человечность должна быть выше всех приоритетов, в том числе и справедливости. Как бы несправедливо был устроен мир, и, несмотря на то, что человеку может быть очень тяжело и плохо, он не имеет никаких прав нести боль и смерть невинным людям.

Моральная сторона рассказа заключена в понимании Василием своей неправоты. Гаршин учит нас бороться со злостью, безысходностью, несправедливостью и произволом начальства законными способами, не ведущими к совершению преступления, к трагическому исходу. В произведении же жестокость, безнаказанность, одних порождает безысходность и отчаяние других, и это едва не приводит к трагедии.

Рассказ В.М. Гаршина вызывает различные чувства. Читатель понимает, что Семен Иванов совершил героический поступок, но и о стороже Василии нельзя сказать, что он асоциальный элемент, закоренелый преступник. Он обыкновенный человек, порядочный, исправно выполняющий свои обязанности, и на преступный путь его направили боль, безысходность, людские равнодушие и несправедливость. Рассказ заставляет нас задуматься над этими вечными понятиями, вопросами, проблемами общества.

«Котенок» читательский дневник Толстой

котенок читательский дневник толстой

Читательский Дневник

Толстой «Котенок» читательский дневник

Жанр: рассказ

Сколько страниц — 6

«Котенок» главная мысль

Если взяли себе животное, то нужно его защищать и заботиться о нем. Мы в ответе за своих питомцев.

«Котенок» главные герои

  • Катя — трусиха, испугалась собак, убежала прочь, не защитив котенка.
  • Вася — смелый и ответственный мальчик, не испугался собак, побежал к котёнку и прикрыл его собой. В его поступке видна решительность, смелость, находчивость, желание защитить беззащитного, ответственность.

«Котенок» план рассказа

  1. Исчезновение кошки
  2. Рождение пятерых котят
  3. Серый с белыми лапками
  4. Прогулка с котенком
  5. Нападение собак
  6. Побег Кати
  7. Вася спасает котенка

Чему учит рассказ «Котенок»?

Рассказ учит любить животных, защищать и заботится о них, нести ответственность за своих любимцев. Учит смелости, ответственности, решительности. Вася совершил смелый поступок — защитил маленького котенка от собак, хотя и сам боялся собак.

«Котенок» отзыв для читательского дневника

Мне понравился этот рассказ, в котором мальчик Вася проявил свою смелость. Вася спас котенка от собак, которых и сам очень боялся. Он поступил как настоящий герой.

«Котенок» пословицы к рассказу

  • Не бросай друга в несчастье.
  • Дорога помощь вовремя.
  • За друга в огонь и в воду.
  • Друг познается в беде.
  • Сам погибай, а товарища выручай.

«Котенок» краткое содержание

для читательского дневника:

  1. У Кати и Васи была кошка, которая весной исчезла.
  2. Однажды дети услышали мяуканье около амбара и нашли свою кошку уже с пятью котятами.
  3. Всех котят мама раздала, а одного котенка дети оставили себе и часто с ним играли
  4. Однажды брат и сестра пошли собирать щавель, растущий около дороги.
  5. Дети забыли про котенка, а он в то время бегал по дороге и играл.
  6. Вдруг на котенка побежали две собаки охотника, Катя испугалась и убежала.
  7. Вася не побоялся, а накрыл собой котенка и спас.

Детальный пересказ:

Вася и Катя брат и сестра, у которых была кошка. Однажды дети узнали, что она исчезла и долго искали ее. И вот они услышали, как кто-то мяукает на крыше амбара. Дети нашли кошку с пятью родившимися котятами. Катя принесла им молока и дети стали с ними играть.

Котят вскоре раздали, а одного котенка, серого с белыми лапками, дети уговорили маму оставить.

Однажды дети вышли с котенком на поле и стали собирать щавель. Котенок играл с соломой, но вдруг неизвестно откуда выскочили две охотничьи собаки и бросились догонять котенка. Котенок не убегал, он застыл от страха, и стоял выгнув спину.

Катя испугалась и побежала домой. А Вася не растерялся, побежал к котенку и прикрыл его своим телом от собак. Так смелый Вася спас котенка. Он проявил смелость и отвагу. А когда охотник увел собак, Вася забрал котенка домой и больше дети котенка с собой не брали.

Толстой Лев рассказ «Котёнок»

Читательский дневник по рассказу «Котёнок» Льва Толстого

Автор: Толстой Лев Николаевич

Число страниц: 2

Главные герои: Вася, Катя.

Второстепенные герои: охотник.

Характеристика главных героев:

Вася — отважный мальчик. Быстрый и шустрый.

Спас котёнка, прикрыв его собой.

Катя — заботливая девочка, но трусливая.

Эмоциональная. Всё принимает близко к сердцу.

Характеристика второстепенных героев:

Охотник — просто проезжал мимо.

Краткое содержание рассказа «Котёнок»

Жила у Васи и у Кати кошечка, которая однажды исчезла.

Спустя время на амбаре нашли кошку и пятерых котят.

Четырёх котят раздали, а одного дети забрали себе.

Брат с сестрой полюбили котика и много с ним играли.

Однажды они взяли котёнка на дорогу и увлёкшись забыли про него.

Вдруг дети увидели двух собак, которые мчались к котёнку.

Катя с криком побежала прочь, Вася же бросился к котёнку и заслонил его.

Хозяин собак успел их отогнать.

Котёнок был спасён и Вася не пострадал.

План рассказа:

  1. Пропажа.
  2. Кошка найдена.
  3. Пять котят.
  4. Прогулка с котёнком.
  5. Нападение собак.
  6. Спасение котёнка.

Детский рисунок-иллюстрация

Детский рисунок - иллюстрация по рассказу «Котёнок» Льва Толстого

Основная мысль произведения «Котёнок»

Главная мысль рассказа в том, что настоящий герой не думает о себе.

Основная идея рассказа в том, что человек должен нести ответственность за домашних питомцев.

Чему учит рассказ

Учит мужеству и смелости.

Учит спешить на помощь слабым

Учит забывать о себе ради тех, кто тебе дорог.

Краткий отзыв по рассказу «Котёнок» для читательского дневника

Прочитав этот рассказ, я подумала о том, что героя от труса отличает то, что он никогда не думает о себе.

Герой прежде всего бросается на помощь другому человеку или животному.

А трус пытается прежде всего спастись сам.

Это интересный и добрый рассказ.

Автору удалось показать, как обычный мальчик может стать настоящим героем, если забудет о своей безопасности, а бросится спасать беззащитное существо.

Мне очень понравился поступок Васи и сам мальчик.

Видно, что он добрый и смелый.

На такого человека всегда можно положиться.

Ему можно доверять.

Он не подведёт в трудную минуту.

Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о том, что у любого человека есть выбор.

Убежать от опасности или противостоять ей.

Но только тот, кто борется с опасностью, может считаться героем.

Пословицы к рассказу

  • Сам погибай, а товарища выручай
  • Мы ответственны за тех, кого приручили.
  • Дорога помощь вовремя.
  • Верёвка крепка повивкой, а человек помощью.
  • Друг познаётся в беде.

Словарь неизвестных слов

  • Амбар — строение возле деревенского дома.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему.

Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.

Краткое содержание рассказа «Котёнок» (Л.Н.Толстой) для читательского дневника

Краткое содержание рассказа «Котёнок» (Л.Н.Толстой) для читательского дневника

Предлагаем прочитать краткое содержание рассказа Льва Николаевича Толстого «Котёнок». Произведение учит тому, что нужно быть ответственным за свои поступки. Домашних питомцев нужно защищать, о них необходимо заботиться. Также писатель показывает, что нужно помогать друзьям, несмотря ни на что, особенно тем, кто слабее тебя и нуждается в твоей помощи.

Главные герои

Вася – шустрый, ответственный мальчик, не по возрасту смелый, самоотверженный.

Катя – сестрёнка Васи, добрая и заботливая, но трусливая девочка.

Краткое содержание

У Васи и Кати была кошка, которая в один весенний день не вернулась домой. Детишки везде искали её, но напрасно. Прошло время. Играя возле амбара, ребятишки услышали, как кто-то пищит над их головами. Вася отважно полез на крышу и через какое-то время закричал, что нашёл кошку. Да не одну, а с чудесными котятами. Сестра тут же побежала в дом за молоком.

Котят было пятеро. Когда они немного окрепли, мать раздала их людям. Одного дети попросили оставить. Они выбрали серого малыша с белоснежными лапками. Ребята очень привязались к своему питомцу и даже спать укладывали его рядом с собой.

Как-то дети пошли играть в поле, а котёнок бегал рядом. Он играл соломой, которую развевал ветер. Дети смеялись, глядя на его проказы. Увидев растущий недалеко от дороги щавель, Вася с Катей пошли туда и забыли о котёнке.

Неожиданно они услышали громкий крик. Кто-то командовал «Назад!» Дети увидели охотника на лошади. Две его собаки бежали прямо на котёнка. Тот не убегал, а сидел на дороге, выгнув спинку. Испугавшись, Катя закричала и быстро убежала домой. Вася же бегом пустился в сторону котёнка и успел добежать до него, прежде чем собаки ему навредили.

Собаки бросились на беспомощного котёнка, но Вася мужественно закрыл его своим телом. Хозяин собак отогнал их, а мальчик отнёс малыша домой и с тех пор лучше присматривал за ним.

Отзыв для читательского дневника

Рассказ Толстого поучителен. Мальчик Вася поступает, как настоящий герой. Он тоже боялся собак, но преодолел свой страх ради маленького друга. За беспомощного котёнка он переживал больше, чем за себя. Васю можно назвать решительным и смелым мальчиком, способным взять себя в руки в минуту опасности. Герой учится на своих ошибках – он больше не берёт котёнка с собой в поле, где для него небезопасно. Он понял: каждый хозяин в ответе за своего питомца. Если уж взяли к себе в дом животное, нужно не только играть с ним, но и заботиться о нём.

В. М. Гаршин — один из тех деятелей литературы, чьи небольшие, но наполненные глубоким смыслом произведения невольно вынуждают читателя переосмыслить свои представления об обществе в целом и человеке в частности. Его истории «камерные», выстроенные вокруг ограниченного числа действующих лиц, простые по содержанию. Но в них содержатся идеи и проблемы, многие из которых актуальны и на сегодняшний день. Многомудрый Литрекон, ознакомившись с некоторыми работами писателя, делится с Вами подробным анализом рассказа «Сигнал» по плану.

История создания 

До наших дней дошла история написания рассказа «Сигнал». Впервые он был опубликован в 1887 году в первом выпуске журнала «Северный вестник», который пришел на смену закрытым в 1884 «Отечественным запискам».

Для Всеволода Михайловича данный период был достаточно сложным — обострившиеся проблемы с психическим здоровьем мешали полноценно существовать и создавать новые тексты. Писатель был болен психическим расстройством и на его фоне совершил самоубийство в 33 года.

Тем не менее, существует мнение, что произведение могло стать частью большого сборника под названием «Люди и война» — в черновиках есть сходство с некоторыми другими рассказами из него, но по неизвестным причинам задумка не осуществилась. Более подробных сведений о творчестве этого времени и об истории создания «Сигнала», к сожалению, не сохранилось.

Жанр, направление 

Произведение «Сигнал» относят к жанру рассказа или, иначе, новеллы. Сделать такой вывод можно на основе небольшого размера текста, малого количества основных персонажей (Семён и Василий) и сюжетных линий (несколько эпизодов из жизни сторожа). Также автор все время подводит читателя к одному, наиболее важному и неожиданному эпизоду (предотвращение катастрофы и спасение пассажиров поезда).

Писатель следует традициям реализма, открыто и правдиво описывая происходящее. Его герои вполне типичны, обычны для общества. Это помогает ощутить иллюзию того, что все могло происходить в действительности.

Смысл названия 

Смысл названия рассказа «Сигнал» читатель понимает только в финале. Чтобы предотвратить катастрофу, центральный персонаж — Семён — дает сигнал машинисту остановиться. В качестве флажка он использует кусок ткани, окрашенный кровью.

Этот эпизод показывает, на какие жертвы способен человек, осознавая, что кто-то находится в серьезной опасности.

Суть: о чем рассказ?

Главный герой по имени Семён с помощью знакомого офицера находит работу смотрителем около железнодорожных путей. Вместе с женой он потихоньку устраивает хозяйство на небольшой территории.

Детей у супругов нет — четырехлетний сын давно умер от болезни. Ближайшими соседями их являются тихие и неразговорчивые Арина и Василий Спиридоновы. Постепенно привыкнув друг к другу, герои становятся практически друзьями. О многом разговаривают, многое обсуждают: например, воровство со стороны чиновников. В некоторых вопросах не сходятся — Спиридонов более агрессивно настроен по отношению к вышестоящим лицам, считая их алчными и бездушными.

Неприязнь его доходит до такой степени, что однажды после отъезда проверочной комиссии он решается ехать жаловаться в Москву, в правление. Мол, начальник станции, оскорбившись, разбил Василию лицо. Семён отговаривает приятеля, но тот решает поступить по-своему и пропадает на несколько дней.

Встречаются герои неожиданным образом: отправившись в лес за палками для самодельных дудочек, Иванов случайно обнаруживает Василия около путей. Оказывается, тот разворотил рельсы, чтобы поезд попал в аварию.

В ужасе Семён пытается исправить сделанное, но вдруг видит, что у него совсем не остается времени. Тогда он решает остановить состав, подав специальный знак. Он обмакивает платок в собственной крови и поднимает его над головой. Но этого мало — машинист не заметит. Иванов теряет сознание, а на его место встает вернувшийся Василий.

Пассажиры оказываются вне опасности, а Спиридонов признает свою чудовищную ошибку.

Более подробно сюжет рассказа «Сигнал» описан в кратком содержании. 

Главные герои и их характеристика 

Главные герои рассказа «Сигнал» описаны в таблице:

Семён Иванов персонаж, о судьбе которого мы узнаем в самом начале. Вернулся с войны почти невредимым, но потерял отца и сына. Совместно с женой искал счастья в разных местах, пока не устроился сторожем на железной дороге. Довольствуется скромным хозяйством, не соглашается с возмущениями приятеля, никак не стремится изменить мир к лучшему. Тем не менее, готов пожертвовать собой ради спасения незнакомых людей — это отчетливо видно в финале рассказа.
Василий Спиридонов  сосед Семёна, крайне недоволен произволом властей, пытается бороться с ним жалобами. Также считает, что главное зло — это сами люди, идут на любые подлости ради выгоды. «Волк волка не ест, а человек человека живьем съедает», — произносит он. Доведенный до отчаяния, решается на преступление — портит рельсы, зная, что скоро по ним пронесется поезд. В конце концов, раскаивается в сделанном, поняв, что поступил неправильно.

Темы 

В произведении «Сигнал» затрагиваются сложные философские темы. Это и взаимоотношения «маленьких людей» с окружающим их миром, и попытки изменить существующую реальность к лучшему, и противостояние добра и зла внутри каждой отдельной личности.

  1. Тема маленького человека раскрывается в рассказе «Сигнал» наиболее полно. Оба героя — маленькие люди, которые не могут повлиять на судьбы мира сего. Они оба неравнодушны к ним, однако у каждого из них свой подход к решению социальных проблем. Автор доказал, что большое горе может сделать опасным даже маленького человека, а большая опасность может дать ему возможность проявить благородство и величие души, ведь величие души не зависит от статуса, занимаемого в обществе. Поэтому Семен не пожалел себя и спас десятки людей от крушения.
  2. Тема справедливости. Герои находятся в одном положении, но по-разному находят выход из него. Семен осознает, что мир вокруг несовершенен, но не готов бороться с произволом и несправедливостью. Он смирился со своей участью. Василий — бунтующий маленький человек. Он пытается бороться с власть имущими и изменить мир. Однако благородные стремления приводят его к чудовищному преступлению. Оба пути не позволяют героям переписать свою судьбу, но одна дорога привела маленького человека к благородной жертве во имя справедливости, а другая тропа вывела героя к противоположному результату — злому и несправедливому поступку, преумножающему проблемы, а не решающему их. 
  3. Тема добра и зла. Автор напоминает о том, что эти нравственные категории неоднозначны и порой неотделимы друг от друга. Добрые побуждения вынудили Василия сделать злое дело, в котором он раскаялся, увидев жертвенную доброту своего товарища. Прав был Ф.М. Достоевский, сказав, что поле битвы добра и зла — это сердца людей. 

Если Вы думаете, что раздел раскрыл тематику рассказа «Сигнал» не полностью, напишите об этом в комментариях, и Многомудрый Литрекон дополнит раздел.

Проблемы

В рассказе «Сигнал» автором поднимаются такие важные проблемы, как: озлобление человека, доведенного до крайнего отчаяния; желание противостоять несправедливости, и, напротив, фатализм и смирение перед суровой действительностью.

  • Озлобление человека. Люди, доведенные до отчаяния, опасны и лишены веры в будущее. В таком состоянии даже самый благонамеренный человек может совершить непоправимую ошибку. Поэтому унижение личности в любом проявлении чревато срывом и его самыми неожиданными и ужасными последствиями.
  • Поиск справедливости. Многие люди ради своих абстрактных идеалов готовы свернуть конкретные шеи, не задумываясь о последствиях своих действий. Иногда даже стремление к справедливости приводит к распространению произвола и беспорядка.
  • Фатализм. Люди, которые смиряются с обстоятельствами, никак не влияют на них, а значит, не способствуют решению проблемы. Семен никому не делает зла, но и проблемы он не решает. Лишь экстренная ситуация вывела его из покорного оцепенения и заставила решительно действовать. Добро невозможно преумножать безучастием.

Рассмотреть все эти вопросы удается благодаря персонажам и ситуациям, в которые они попадают. Тем не менее, прямых наставлений Гаршин не дает, призывая читателя поразмышлять самостоятельно.

Основная идея 

Иногда борьба за правду может разрушить судьбы многих людей и преумножить хаос, с которым борется. Не получив ожидаемого результата и разочаровавшись, человек совершает необдуманные поступки, которые повлекут за собой губительные последствия. Смысл рассказа «Сигнал» состоит в том, что даже высокие идеалы не могут оправдать жестокость и цинизм.

Еще одна главная мысль рассказа «Сигнал» заключается в том, что даже, казалось бы, самая неприметная, заурядная личность готова на подвиг, если того потребуют обстоятельства. Внешняя покорность судьбе сменяется деятельным участием, когда возникает реальная угроза. Поэтому мы не должны недооценивать маленьких людей. Добродетель никак не связана с социальным статусом.

Чему учит? 

Оба героя относятся к разряду так называемых «маленьких людей» в литературе. Им нечего противопоставить сильным мира сего, они не отличаются особыми талантами, не имеют высокого социального положения. Только ведут себя они абсолютно по-разному. Семён покорно принимает все, что преподносит ему судьба, старается искать положительные моменты в любой ситуации. Василий же, напротив, сосредоточен сугубо на негативных сторонах жизни, часто угрюм и неразговорчив. Озлобившись, он не находит иного способа выплеснуть свою боль, кроме как решившись на преступление. Так, по мнению, автора, быть не должно. Каким бы тяжелым не было твое существование, нельзя переступать границы морали — таковы нравственные уроки произведения. Иначе можно полностью потерять свою человечность. Вот о чем заставляет задуматься Гаршин в рассказе «Сигнал».

Смирение и кротость хороши в повседневной жизни: нужно уметь объективно оценить свои возможности и достойно выполнять свои обязанности, каким бы незначительными они ни казались. Однако в решающий момент каждый человек должен быть готов отбросить смирение и проявить деятельную доброту, взяв на себя ответственность и право решать. Такова мораль рассказа «Сигнал». 

Художественные особенности 

Примечательно то, что писатель практически не описывает то, что находится вокруг героев. Даже портреты персонажей читателю приходится выстраивать у себя в голове на основе отдельных деталей. Больший интерес для Гаршина представляют действия, отчего в тексте присутствует множество глаголов 

«Голодал он, и мерз, и на солнце жарился, и переходы делал по сорока и пятидесяти верст в жару и в мороз…», «Посмотрел на него начальник станции, подумал и говорит…», «Обойдет Семён свою версту два раза в сутки, кое-где гайки попробует подвинтить, щебенку подровняет, водяные трубы посмотрит и идет домой хозяйство свое устраивать…».

Нужную эмоциональную окраску дают восклицательные предложения и обращения — как риторические, так и прямые: 

«Терпенье наше проклятое!» «Василий Степаныч! Отец родной, голубчик, воротись! Дай лом!», «Господи! Спаси невинные души!».

Персонажи раскрываются благодаря диалогам, участниками которых они являются. Писатель передает живую речь с помощью разговорного стиля (например, просторечия «кабы», «коли»).

Критика 

Особенно высоко литературный дар Гаршина в свое время оценил Л.Н. Толстой. Он не пропускал ни одной публикации, с удовольствием читая новые рассказы. Считая Всеволода Михайловича одним из сильнейших современников, Лев Николаевич пригласил его поработать в качестве автора для издательства «Посредник». 

Другие также признавали талант Гаршина, видя большой потенциал для развития. Однако писатель очень рано покинул этот мир и не успел раскрыть свое дарование полностью.

Автор: Инна Колокольникова

Готовимся к контрольной работе по литературе (18.05.21)

А1. Фольклор – это:

1) устное народное творчество  
2) художественная литература           3) жанр 
литературы    

4) жанр устного народного творчества.

Сюжет – это …

1) основное
содержание произведения    2)
последовательность событий и действий          3) то, что хотел сказать авто

А2. Назовите основные роды литературы:

1) эпос, повесть, драма                   2) эпос, лирика, драма    3) роман, поэма, комедия    

4) эпос, лирика, трагедия

Действующее лицо художественного
произведения называется:

1)
образом                 2) персонажем    3)
типом

А3. Исторические песни — это:

1) авторские песни  2) народные песни, в которых рассказывается о
жизненных историях   

3) народные песни, в которых рассказывается об
исторических событиях

Композиция — это:

1) последовательность
событий и действий 2) движение произведения от завязки до развязки  

3)
последовательность частей и элементов произведения

А4. Житие – это описание:

1) жизни народного героя                                              2)
жизни исторического деятеля   

3) жизни человека, причисленного к лику святых    4) рассказы о жизни Иисуса Христа

Назовите основные роды литературы:

1) эпос, повесть, драма     2) роман, поэма, комедия     3) эпос,   
лирика, трагедия       

4) эпос, лирика, драма                   

А5. «Повесть о Шемякином суде»:

1) это произведение фольклора   
2) это произведение древнерусской литературы  

3) это произведение современной литературы

Какой из жанров литературы нельзя
отнести к фольклорному?
  

1) сказка     2) былина  
3) народная   песня     4)
поэма
            

А6. К какому жанру литературы
относится произведение «Мцыри»?

 1) баллада                  2) мемуары 
         3) поэма – исповедь    

Определите жанр произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка»:  

1) роман    
     2) семейно-бытовая хроника     3) историческая повесть         4) мемуары           

А7. Где происходит действие пьесы А.Н.
Островского «Снегурочка»?

1) в
северном поселке      2) в царстве
берендеев                       3) в
южном городе Ярило         

     В чьи уста А.С. Пушкин вкладывает пословицу, ставшую
эпиграфом ко всей повести: «Береги честь смолоду»? 

1) Савельича    
2) Отца Петруши, Андрея
Петровича Гринева       3) Петра
Гринева   

А8. Назовите главных героев пьесы А.Н.
Островского «Снегурочка». _______________________

_____________________________________________________________________

Какова основная проблематика произведения  «Капитанская дочка»:

1)
проблема любви  2) проблема чести, долга
и милосердия  3) проблема роли народа в
истории   

А9. Определите средства выразительности
(подчеркнутые) в следующих поэтических строчках.

1)    
Опять ,
как в году золотые,

            Три
стёртых треплются шлеи…

А.эпитет

2)    
Какому хочешь
чародею

Отдай разбойную красу…

Б.метонимия

3)    
Ночью, первым из
колонны,

Обломав
у края лёд,

Погрузился на понтоны

Первый
взвод.

В.сравнение

Ответ: 1)______2)______3)_______

Определите средства выразительности
(подчеркнутые) в следующих поэтических строчках.

1.Бьётся в тесной
печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза…

А.олицетворение

2.Про тебя мне шептали
кусты

В белоснежных полях
под Москвой…

Б.сравнение

3. А это я на полустанке

В своей замурзанной ушанке…

В.эпитет

А10. По характеристике  определите героя. Назовите автора,
произведение и героя.

Герой — профессор медицины. Практикуем модное в начале 20 века омолаживание человека. Он известен своими
трудами и за границей. Днем он принимает пациентов, а вечером берется за
изучение медицинской литературы. Профессор предстает перед нами как воплощение
образованности и высокой культуры. По убеждениям это сторонник старых
дореволюционных взглядов.     _________________________________________________________________________

По характеристике  определите
героя. Назовите автора, произведение и героя.

Помощник профессора медицины, с которым он
любит болтать на разные скользкие темы. Типичный интеллигент, которому
советская власть не успела создать условия, не позволяющие в полной мере
раскрывать и реализовать свой талант.

 А11. «Капитанская дочка» Пушкина описывает крестьянское восстание:   1) Степана Разина     2) Емельяна Пугачева    3) Кондратия Булавина      4) Ивана 
Болотникова
 

О чем говорит Мцыри «За эти
несколько минут…Я б рай и вечность променял…» (за что променял бы)?   

1) за время встречи с грузинкой    2) за ночь бегства из монастыря     3)
за возможность попасть на родину
                                     

А12. Как зовут главного героя «Капитанской
дочки»:  

1) Зурин   
      2) Швабрин               3) Савельич  
   4) Гринев
                  

Хлестаковщина – это…

1) стремление выдать себя за персону
более важную и значимую, чем это есть на самом деле
 

 2) стремление
модно одеваться
     3) погоня за чинами                       

 А13. О
каком герое идёт речь:
«Итак, все мои
надежды рушились! Вместо весёлой петербуржской жизни ожидала меня гарнизонная
скука в стороне глухой и отдалённой…»

____________________________________________

Кто из героев произведения Гоголя
«Ревизор» говорит:
  

1) «Человек простой: если умрёт, так
умрёт; если выздоровеет, то и так выздоровеет»      

2) «Чёрт
побери, есть так хочется, и в животе трескотня такая, как будто бы целый полк
затрубил в трубы»       

3) «Один раз
меня приняли даже за главнокомандующего. Солдаты выскочили из гауптвахты и
сделали ружьём».                           

А14. Кто из героев резко переменил свою жизнь,
отказался от всякой карьеры, особенно военной, и
посвятил свои силы тому, чтобы помогать другим
людям
? Назовите автора, произведение, героя.___________________________________________________________________

Кто из героев  был босяком, заядлым
пьяницей и ловким, смелым вором, не дорожил деньгами, помог одному деревенскому
пареньку, чуть не поплатился за это жизнью?

А15. Кто из
героев произведения Гоголя «Ревизор» описан?

1) «Уже постаревший на службе и
очень неглупый по-своему  человек. Хотя и
взяточник, но ведёт себя очень солидно»  

2) «Человек, прочитавший пять или
шесть книг. Берёт взятки борзыми щенками. В Бога не верует, в церковь не
ходит» 

3) «Один из тех людей, которых
называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения» 

Каков основной композиционный прием
в рассказе Толстого «После бала»?
                  

1)  антитеза                      2)
преувеличение           3)
сопоставление    

А16. Кто не является действующим лицом пьесы
«Ревизор»: 

1) городничий    2) Скотинин    3) Ляпкин-Тяпкин   4) Земляника

Чем в поэме «Василий Теркин» является постоянно
повторяющееся слова «переправа»?

1)
сравнением                    2)
рефреном                              3)
средством рифмовки

А17. Как
заканчивается пьеса «Ревизор»?  

1) приезд настоящего ревизора    
2) немая сцена      3) свадьбой
дочки городничего и Хлестакова     4)
отставкой городничего.

Дочерью кого является Снегурочка из одноименной пьесы
А.Н. Островского?

А18. Соотнесите авторов
произведений из 1 столбика с названиями произведений из 2 столбика и с героями
произведений из 3 столбика.

Авторы произведений

Названия произведений

Герои произведений

1.
М. Горький

1.
«Бедная Лиза»

1.
Послушник, старик, грузинка

2.
Гоголь Н.В.

2.
«После бала»

2.
Купава, Мизгирь, Лель

3.
А.Н. Островский

3.
«Василий Теркин»

3.
Иван Васильевич, Варенька, полковник

4.
Лермонтов М.Ю.

4.
«Капитанская дочка»

4.
Городничий, Хлестаков, Ляпкин-Тяпкин, Земляника

5.
Н.М. Карамзин

5.
«Мещанин во дворянстве»

5.
дед, полковник, доктор

6. Ж.-Б.
Мольер

6.
«Ревизор»

6.
Гаврила, вор

7.
Пушкин А.С.

7.
«Сашка»

7.
 бедная крестьянка, Эраст

8.
Толстой Л.Н.

8.
«Мцыри»

8.
командир, ротный, ординарец Толик

9.
В. Л. Кондратьев

9.
«Челкаш»

9.
Гринёв, Пугачёв, Маша Миронова, Швабрин

10.А.Т.
Твардовский

10.
«Снегурочка»

10.
Журден, Клеонт, Дорант

Ответ:
1.______2.______3.______4._______5._______6._______7.________8.________9.________10.________

Соотнесите
авторов произведений из 1 столбика с названиями произведений из 2 столбика и с
героями произведений из 3 столбика.

Авторы произведений

Названия произведений

Герои произведений

1.
Древнерусская литература

1.
«Капитанская дочка

1.
Городничий, Хлестаков, Ляпкин-Тяпкин, Земляника

2.
Лермонтов М.Ю.

2.
«После бала»

2.
Иван Васильевич, Варенька, полковник

3.
А.Н. Островский

3.
«Житие Сергия Радонежского»

3.
Послушник, старик, грузинка

4.
М. Горький

4.
«Мцыри»

4.
берендеи, бобыль, Мизгирь

5.
Гоголь Н.В.

5.
«Собачье сердце»

5.
босяк-вор, Гаврила

6.
Пушкин А.С

6.
«Василий Теркин»

6.
Швондер, Борменталь, кухарка

7.
М. Булгаков

7.
«Сашка»

7.
мальчик Варфоломей, старый монах, медведь

8.
Толстой Л.Н.

8.
«Ревизор»

8.
старый солдат, старуха, доктор

9.
А.Т. Твардовский

9.
«Челкаш»

9.
Гринёв, Пугачёв, Маша Миронова, Швабрин

10.
В.Л. Кондратьев

10.
«Снегурочка»

10.
ротный, немец, Толик

В1. Дать развернутый ответ на
вопрос (от 10 предложений):
Какой герой русской
литературы  нравится больше всего и
почему?

4 четверть
Готовимся к итоговой работе, которая состоится  26  апреля.

1.Какой
из жанров литературы нельзя отнести к фольклорному?

А) сказка;            Б) былина;               В) народная песня;                 Г) поэма

2.Какой
из жанров литературы нельзя отнести к фольклорному?

А) повесть;                    Б) пословица;               В) народная песня;           Г) частушка

3. Что такое басня?
Выберите правильный ответ.

А) небольшой рассказ                                    Б) короткий нравоучительный рассказ

В) короткий нравоучительный рассказ в стихах или прозе с
четко сформулированной моралью

Г) сатирический рассказ

4. Что такое
иносказание? Выберите правильный ответ.

А) переносный смысл

Б) иначе аллегория, скрытое упоминание каких-либо фактов или событий

В) образное определение                                        Г) выразительное средство звучащей речи

5. Соотнесите автора
и его произведение:

1.А.А. Бестужев — Марлинский

А) «Мгновение»

2. В.М. Гаршин

Б) «Двое в декабре»

3.В.Г. Короленко

В) «Ранние журавли»

4. В.А. Каверин

Г) «Сигнал»

5. Ю.П. Казаков

Д) «Вечер на бивуаке»

6. Ч. Айтматов

Е) «Рейс «Ласточки»

7. В. Богомолов

Ж) «Два капитана»

6. Соотнесите автора
и его произведение:

1. Распутин В.Г.

А) «Крохотки»

2. В. Быков

Б) «То, чего не было»

3.А.И. Солженицын

В) «Обелиск»

4. В.М. Гаршин

Г) «Ранние журавли»

5. Ч. Айтматов

Д) «Мгновение»

6. В.Г. Короленко

Е) «Два капитана»

7. В.А. Каверин

Ж) «Женский разговор»

7. Прочитайте
аннотацию. Назовите автора и произведение.

Повествование о нелегком жизненном пути главного героя,
поставившего себе целью восстановить справедливость, несмотря на трудности, обман
и измену. «Бороться и
искать,
найти и не сдаваться!» — вот кредо Ивана Татаринова и Александра Григорьева,
никогда не встречавшихся, но во многом похожих.

8. Прочитайте
аннотацию. Назовите автора и произведение.

Безымянный герой повести приезжает на порохоны  Миклашевича, коммуниста и хорошего учителя.
Здесь он знакомится с Ткачуком, который рассказывает ему историю об учителе и
его учениках, среди которых был и Миклашевич. Это случилось в годы войны, когда
Белоруссия была оккупирована войсками вермахта. Учитель пожертвовал жизнью ради
своих учеников, но нет его имени на памятнике, хотя его постоянно кто-то
дописывает. Интересная и грустная история об отваге, доблести и чести людей,
подвиги которых несправедливо забыли.

9. Идея произведения — это:

а) то,
что хотел сказать автор;

б)
нравственный «урок» произведения;

в)
главная обобщающая мысль произведения.

10. Композиция — это:

а)
последовательность событий и действий;

б)
движение произведения от завязки до развязки;

в)
последовательность частей и элементов произведения.

11. Тема произведения — это:

А)
главная идея;

Б) объект
отражения;

В)
конкретная описанная ситуация.

12. Описание автором собственной жизни
называется …

А)
жизнеописанием;

Б)
автобиографией;

В)
портретом.

13. Прочитайте
произведение А.Солженицына «Шарик» и ответьте на вопросы. Ответы должны быть
ПОЛНЫМИ.

Во
дворе у нас один мальчик держит пёсика Шарика на цепи, — кутёнком его посадил,
с детства.

Понёс
я ему однажды куриные кости, ещё тёплые, пахучие, а тут как раз мальчик спустил
беднягу побегать по двору. Снег во дворе пушистый, обильный. Шарик мечется
прыжками, как заяц, то на задние ноги, то на передние, из угла в угол двора, из
угла в угол, и морда в снегу.

Подбежал
ко мне, лохматый, меня опрыгал, кости понюхал — и прочь опять, брюхом по снегу!

Не
надо мне, мол, ваших костей, — дайте только свободу!

А) Какую тему затронул писатель в рассказе?

Б)
В чем заключается  главная мысль рассказа
Александра Солженицына «Шарик»?

В) 
Почему рассказ заканчивается риторическим восклицанием?

Г) Над чем заставил задуматься данный
рассказ?

14. Прочитайте
произведение А.Солженицына «Костер и муравьи» и ответьте на вопросы. Ответы
должны быть ПОЛНЫМИ.

 Я бросил в костёр гнилое брёвнышко,
недосмотрел, что изнутри оно густо населено муравьями.

Затрещало бревно, вывалили муравьи
и в отчаянье забегали, забегали поверху и корёжились, сгорая в пламени. Я
зацепил брёвнышко и откатил его на край. Теперь муравьи многие спасались –
бежали на песок, на сосновые иглы. Но странно: они не убегали от костра. Едва
преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились,  и – какая-то сила влекла их назад, к
покинутой родине! – и были многие такие, кто опять взбегали на горящее
брёвнышко, метались по нему и погибали там…

А) Какую тему затронул писатель в рассказе?

Б)
В чем заключается  главная мысль рассказа
Александра Солженицын «Костер и

муравьи»­?

В) Почему рассказ заканчивается
многоточием?

Г) Над чем заставил задуматься данный
рассказ?

3 четверть
28 февраля или 1 марта состоится урок по произведению Ю. Казакова «Двое в декабре»
Домашнее задание после урока для 8а и 8б на 7 марта:
Творческие задания.
1.Представьте себя на месте героя или героини и продолжите “страницу из дневника”.
2.Напишите от лица героя или героини “неотправленное письмо”.
3.Напишите продолжение рассказа.
4.Нарисуйте серию иллюстраций  к рассказу.
5.Попробуйте нарисовать  “кривую эмоционального восприятия” рассказа (можно в цвете, символах).
6.Постарайтесь подобрать “метафоры” к названию рассказа и оформить их как в прозе, так и в стихотворной форме.

3 четверть

Прочитать произведение В. Быкова «Обелиск» и ответить на вопросы (ответы должны быть полными). Работы сдать до 13 марта 2021 года.

1. Какие проблемы поднимает автор в повести «Обелиск»?

2. Где и когда происходят главные события?

3. Каким человеком показан учитель Алесь Мороз?

4. Почему в первые месяцы оккупации он не оставил школы и даже получил разрешение у немцев и продолжал учить детей?

5. Что сделали ученики Мороза? Как оцениваете их поступок? Можно ли его назвать подвигом?

6. Почему учитель решил разделить страшную участь своих учеников?

7. О чем заставляет нас задуматься повесть «Обелиск»? Какие идеалы утверждает автор этой повестью?


Домашнее задание на 18 марта!!!
 Создать презентацию по сборнику А. Солженицына  «Крохотки»
Что надо отразить в презентации?
1. История создания сборника.
2. Темы, на которые пишет автор тот или иной рассказ.
3. Проблемы, которые поднимает автор  в рассказах.
4. Прочитать 5 — 6 рассказов (написать, какие рассказы прочитал: Я познакомился со следующими рассказами из сборника…)
5. Высказать свое мнение по поводу понравившегося рассказа из сборника. 
 В презентации должно быть не менее 10 слайдов. 
Иллюстрации желательно.

  • Рассказ сигнал гаршин распечатать
  • Рассказ синонимы к этому слову
  • Рассказ синие листья осеева читать полностью
  • Рассказ сигнал гаршин читать краткое содержание
  • Рассказ серебряное копытце главная мысль