Рассказ шукшина про микроскоп

Миллионы людей знают василия шукшина не только как самобытного писателя, кинодраматурга и режиссера, но и как талантливого актера. его лицо

Миллионы людей знают Василия Шукшина не только как самобытного писателя, кинодраматурга и режиссера, но и как талантливого актера. Его лицо выделялось среди привычных лиц экранных героев. Оно поражало необыкновенной подлинностью. Словно это был вовсе не актер, а человек, которого встретили на улице и пригласили сниматься. Более чем в двадцати фильмах снялся Шукшин. Сегодня мы обращаемся к малоизвестным страницам его актерской биографии.

Как это ни странно звучит, наше время гласности помогло заполнить «белые пятна» в творчестве Шукшина-актера.

Странно, потому что давно нет с нами Василия Макаровича, а раньше — что уж будто бы такого запретного и закрытого было в его фильмах? Все вроде бы было своевременно признано, все по заслугам оценено. Нет, друзья, не так!

Скажем, вы не нашли бы ни в фильмографиях. ни в списках ролей такой важной шукшинской актерской работы, как шофер Федор в фильме режиссера Ю. Лысенко «Мы, двое мужчин»,— рассказа о том, как мрачноватый, грубый работяга, которому подкинули в рейс чужого ребенка, изменяется за время путешествия, пробуждается к добру и вниманию, становится из хама человеком. Сыграно это было по-шукшински скупо, мужественно, и потому воздействовало безотказно. После своего дебюта в фильме «Два Федора», где студент-вгиковец из режиссерской мастерской Михаила Ромма заявил о себе, но был еще скован и робок, этот второй Федор обозначал прыжок к актерскому мастерству, к зрелости.

Почему же снят был с экрана этот фильм и по сей день о нем не знают почитатели Шукшина? А Шукшин здесь и вовсе ни при чем! Просто сценарий фильма был написан Анатолием Кузнецовым, который, видите ли, переехал жить в Париж! Кто-то куда-то уехал, и вот мы на десятилетия лишаемся прекрасного актерского творения своего народного любимца! Таковы были нравы «застоя» и правила нелепой цензуры. Помню, как уже после смерти Василия Макаровича, работая над статьей о нем. я упросила своих друзей из Госфильмофонда СССР показать мне запрещенную ленту. Они это сделали, рискуя выговором. А потом составителям Л. Федосеевой-Шукшиной и Р. Черненко удалось сохранить в статье маленький рассказ об этой роли, но названия фильма нет, неизвестно, о чем речь идет,— посмотрите сборник «О Шукшине», «Искусство», 1979, с. 146—147… Пора выпустить фильм «Мы, двое мужчин» на экраны.

Что уж говорить, когда и шукшинского красного командира из всемирно знаменитого ныне фильма «Комиссар» Александра Аскольдова зрители увидели почти через четверть века после того, как он был сыгран и снят! Пропыленный, подлинный, будто вырванный вместе с куском той, политой кровью, истоптанной сапогами русской земли вернулся к нам герой Шушкина. Каждый штрих безошибочен, каждый жест точен. На круглом лице совсем молодого человека трагическая эпоха оставила свои следы и меты. Нет, уже не веселы и не добры его глаза, в которых затаились усталость и тревога. Смех командира недаром смонтирован с жестокой сценой расстрела бойца Емелина, когда тихо и медленно плеснуло молоко, пролившись из украденной им банки. Портупея ладно охватывает торс, на груди — орден Красного Знамени. Шукшинский командир является к Вавиловой в теплый дом Магазаников как посланник армии, человек с этих пыльных дорог красноармейского отступления. Это он своим жестким «Клавдия» с церковным и деревенским ударением на предпоследнем слоге, словно настойчивым звуком походной трубы, уводит ее от младенца-сына и женской доли к долгу комиссара. Но какой же внутренней силой и правдой должна бы быть полна роль из всего лишь двух коротких появлений, чтобы она стала вторым — мужским — голосом центральной темы! А так и случилось в «Комиссаре». Молчаливо, почти без слов, Шукшин сыграл в дуэте с Н. Мордюковой не противоположность, а именно родство. Та же глубокая, классическая серьезность. Тот же трагизм, то же раздвоение души на долг и жалость, тот же выбор революционного долга, как и подобало людям той эпохи и той когорты. К лучшим артистическим творениям Василия Шукшина, которые он умел вместить в кратчайший метраж эпизода,— как его блистательная игра в «Аленке» Б. Барнета или в «Трех днях Виктора Чернышева» М. Осепьяна,— следует прибавить фильм «Комиссар».

И еще одно «фильмографическое открытие»: маленькая вгиковская лента «Убийцы» по одноименному рассказу Эрнеста Хемингуэя.

Короткометражка далеких лет — поистине жемчужина. В мастерской Михаила Ромма ее сделали молодые Андрей Тарковский, Александр Гордон и их соученики — вот они все в кадре, юные, начинающие. Среди них и Вася Шукшин— один из самых первых его «выходов» на экран, еще до диплома «Из Лебяжьего сообщают», где он выступит уже в своем триединстве — сценариста, режиссера и актера. Шукшин играет здесь роль «иностранца», кстати, единственную в его сугубо российском репертуаре,— шведа Оле Андерсена. Запертый в комнатенке бедняга швед скрывается от преследующих его гангстеров-убийц, а те поджидают его в закусочной (среди посетителей — загадочный персонаж, который проводит свою крошечную роль не на словах, а на свисте,— это Андрей Тарковский). Шукшинский же швед лежит на кровати в тяжком раздумье — совсем круглое, юношеское лицо, черные брови, серьезность… Какой огромный путь от этой студенческой наивной ленты пройден до финальной «Калины красной», до «Печек-лавочек» с их сложнейшим настоем чувств, с их трагизмом и гротеском, с виртуозной артистичностью средств выражения и глубокой, затаенной грустью-укором в глазах! В последнем кадре, где пахарь Иван Расторгуев смотрит прямо нам в глаза, словно вопрошая нас, сегодняшних: что же мы сделали с землей, с его пашней?

Своими актерскими творениями поздних лет Василий Шукшин вписал свое имя в сонм самых больших русских артистов – это заново понимаешь сейчас, пересматривая его экранные работы, уже отделенные от нас долгими днями великих перемен.

Нея Зоркая
«Советский экран» № 11, 1989 года

Рассказ шукшина про микроскоп

  • В.М. Шукшин «Мой зять украл машину дров». Аудио
  • Плейлист на YouTube

Текст: Андрей Цунский

Как вспомнят Шукшина, большинство людей немедленно начинают кривляться. Часто кривляются актеры, играющие написанных им персонажей или читающие его рассказы (к счастью – не все), а в аудиокнигах иногда начинают петь слова песен из его рассказов на несуществующие мотивы. А то и подпустят для красоты фрикативное казачье «г», хотя это уж совсем не по-сибирски. Боговдохновенное выражение напускают на себя поклонники «деревенской прозы», не говоря уж о сторонниках традиций и апологетах «особого пути». В компаниях немедленно начинают звучать натершие немало мозолей на интеллигентных и так себе языках «судьбы России», «безбожная власть большевиков», «гибель крестьянства». Непременно добирается разговор и до неизбежной цитаты «Что с нами происходит?» А и правда – что?

Гляну на село

Россия не остров и не отдельная планета. «Безбожной власти большевиков» не было, например, в Соединенных Штатах Америки. Но ведь и там, разве что без водки, балалайки и нестройных хоров из трогательных старушек, скромно обходясь музыкой кантри и пивом в жестянках, фермеры жалуются: огромные компании строят гигантские цеха по выращиванию коров и свиней, о курах и говорить нечего. Поля обрабатывает «беспилотная» техника, использующая системы спутниковой навигации, и ездит, зараза, при любой видимости, комбайны движутся со скоростью, определяемой плотностью хлебной массы, которую измеряют датчики, ни на сантиметр не отклоняясь от «космического» маршрута. И обслуживают все это не прежний фермер, а порой единый во всех лицах инженер, квалифицированный аграрий и айти-специалист, менеджер по рекламе, а всякие пи-ар и джи-ар лоббируют, двигают, конкурируют… Где лихие ковбои в «стетсонах», где бескрайние ранчо, где техасское барбекю, кесадилья и чимичанга, где «земля храбрецов и страна свободных», Пекос Билл и герои Конфедерации?

Там же, где и матрешка, балалайка, частушка, лапти, щи и Илья Муромец. В сувенирных лавках, в музеях и в ресторанных меню. И в фольклоре, который читают по большей части на филологических факультетах.

Рассказ шукшина про микроскоп

Шукшин был мастер покривляться

И так не только в Америке и в России. Немцы придумали какие-то уж совсем гомерические свинские и говяжьи заводы, где вкусные животные пухнут в пятнадцатиэтажных небоскребах на сбалансированных витаминных кормах и антибиотиках, молоко льется по трубам с жизнерадостным напором, а навоз аккуратно формуется в красивые брикеты. В Голландии же и вовсе появились многоэтажные теплицы, где из помидорной ботвы успевают сделать целлюлозу и склеить из нее коробку раньше, чем вымоют и уложат в нее помидоры, с той же ботвы и сорванные. Хотя у нас в деревнях, в отличие от американских, голландских и немецких, не было (да и поныне нет) ни почтовой, ни интернет-доставки товаров и услуг, да и будь она – на что их покупать? Так что разница есть. Но в целом весь мир переживает медленное, но неизбежное и мучительное расставание с традиционным крестьянством. Не во всем виноваты большевики. Хотя любить их и не за что.

Смычка

Отец Федора, Емельян Спиридоныч, один раз пришел в клуб посмотреть сына. Посмотрел и ушел, никому не сказав ни слова. А дома во время ужина ласково взглянул на сына и сказал:

— Хорошо играешь.

Как только речь заходит о Шукшине в компании, все спорщики делятся немедленно на «городских» и «деревенских», начинаются дебаты, а иногда и физическое противостояние. Смотришь на «деревенского» – и диву даешься. Ты ж в городе родился, у тебя квартира с кондиционером, и Жанну Бичевскую ты через ламповый хай-энд слушаешь! И водка у тебя то шотландская, то ирландская. Деревенский.

А городской – тоже какая личность интересная! Менеджер, а то и «топ», адвайзор, продюсер, коуч, кок-роуч, а рот откроет: «Чё», «итишкина мать», «ехай». Давно ли городской-то? Что ты у себя в квартире наворотил, чудик? Какой дизайнер интерьеров тебе столько золоченых кренделей повсюду развесил? Столичный житель, «жельтмен»…

Рассказ шукшина про микроскоп

Умел и позировать. «Печки-лавочки». Реж. Василий Шукшин. 1972 г. Фото: kinopoisk.ru

Эх. «Тяжело было произносить на сцене слова вроде: «сельхознаука», «незамедлительно», «в сущности говоря»… и т. п. Но еще труднее, просто невыносимо трудно и тошно было говорить всякие «чаво», «куды», «евон», «ейный»… Федор презирал человека, которого играл».

Одно неоспоримо – Шукшина любят все.

В смысле – и те и другие. Если честно – мы ведь все немного такие. В какой-то степени. Или вы не такой? С Марса, значит, к нам? И как там у вас?

Ушедший мир

Шукшин и сам был большим любителем покривляться. Он делал это в своих фильмах, то утрируя глупость и наивность своих персонажей, то нагнетая патетику. Когда-то эти фильмы сводили с ума кинотеатры целиком, с механиком включительно. Современный зритель, многое уже понявший, часто испытывает при их просмотре чувство неловкости.

Шукшину нужен был рядом непременно актер-камертон, не позволявший заиграться. Таким был Георгий Иванович Бурков, совершенно лишенный кривляния и глупых стандартов. Сцены с ним, даже при всем расхождении с реальностью жизни, не бывают наиграны. Актером Бурков был не меньшим, чем Шукшин – писателем. И тут разгадку долго искать не нужно – Георгий Иванович был одним из самых тонких и восприимчивых ценителей литературы, понимавший слово, и именно этот его дар поднимал его актерскую игру на недосягаемый уровень. Увы, недосягаемый и для самого Шукшина.

Рассказ шукшина про микроскоп

Рядом с Георгием Бурковым часто Шукшин становился слабым участником их дуэта

Пьесы Шукшина для театра вдруг утратили связь с жизнью. Их время ушло. Спектакли по ним, некогда легендарные, шедшие с неизменным аншлагом, вызывают сейчас откровенное чувство неловкости и за автора, и за актеров, и за себя. Колхозный Мольер.

Рассказчик

Но вот рассказы – дело другое. Их персонажи продолжают жить, а ситуации, в которых они оказываются, – повторяются. Глеб Капустин («Срезал») поселился в ток-шоу – где в качестве участника, а где и в качестве ведущего. Профессора, прямо как из «Экзамена», теперь негодуют уже не по поводу заочного, а по поводу дистанционного обучения – и тоже справедливо. А уж «трех граций» каждый встречал, и вспоминает встречу с дрожью. И прокурор из рассказа «Мой зять украл машину дров» ничуть не состарился и старается вовсю.

В рассказах Шукшина нет нарочитой сельской лексики, юморка вроде затасканных в бесконечных цитатах «бордельеро» и «забег в ширину». Если в кино Шукшин от души позволял себе валять дурака, то здесь, на пространстве бумажного листа, у него вдруг появляется точное чутье на безвкусицу. Автор в рассказах занимает место рассказчика, который без лишних эмоций несколькими фразами дает характеристику персонажам и точно описывает нам, читателям, ситуацию, в которой окажется главный герой.

«На это надо было решиться. Он решился. Как-то пришел домой — сам не свой — желтый; не глядя на жену, сказал:

— Это… я деньги потерял. — При этом ломаный его нос (кривой, с горбатинкой) из желтого стал красным. — Сто двадцать рублей. У жены отвалилась челюсть, на лице появилось просительное выражение: может, это шутка? Да нет, этот кривоносик никогда не шутит, не умеет». («Микроскоп»)

«Веня Зяблицкий, маленький человек, нервный, стремительный, крупно поскандалил дома с женой и тещей. Веня приезжает из рейса и обнаруживает, что деньги, которые копились ему на кожаное пальто, жена Соня все ухайдакала себе на шубу из искусственного каракуля». («Мой зять украл машину дров»)

Удивительна эта точность характеристик, режиссерски разложенная ситуация, емкость и полнота авторской ремарки: предлагаемые обстоятельства. Но еще удивительнее то, что иногда дальше могут последовать самые неожиданные сюжетные повороты и превращения, а иногда – нарочитая скупость действий, обыденность жизни. Или смерти.

«Старик с утра начал маяться. Мучительная слабость навалилась… Слаб он был давно уж, с месяц, но сегодня какая-то особенная слабость — такая тоска под сердцем, так нехорошо, хоть плачь. Не то чтоб страшно сделалось, а удивительно: такой слабости никогда не было. То казалось, что отнялись ноги… Пошевелит пальцами — нет, шевелятся. То начинала терпнуть левая рука, шевелил ею — вроде ничего. Но какая слабость, Господи!..» («Как помирал старик»)

Лев Толстой, как говорят, извел многих своих знакомых, у которых были тяжело больные родственники, таскаясь к ним в гости и наблюдая их умирание. Шукшин описывает смерть – как жизнь. И ему, похоже, для таких наблюдений не требовалось ходить по гостям.

Особенность рассказов Шукшина – незаметное, ненарочитое втягивание читателя в действие. Автор не только вводит нас в ситуацию, он становится чем-то вроде кинокамеры, которая показывает нам именно то, на что хочется обратить внимание, дает нам крупный план, когда мы сами его захотели бы. А в некоторых сценах он добивается даже не кинематографической, а клиповой динамики, как, например, в сцене «тавромахии», до которой даже Хемингуэю далеко.

«Я прямо с разбегу сапогом ему в морду. Как он мэкнет, как вскочит да как даст мне под зад! Я отлетел метра на три и подумал, что я уже мертвый. А он раскорячил ноги, нагнул голову и смотрит на меня. Я тоже смотрю на него. Мне показалось, что мы долго так смотрели друг на друга. Я боялся пошевелиться. Думаю, как с собакой: встанешь, он опять кинется. Потом все-таки потихоньку стал подниматься… Бык стоит. Смотрит. Я поднялся и пошел от него задом». («Из детских лет Ивана Попова»)

Кстати, уж если быть точным – то Василия Попова. Именно такую фамилию, фамилию матери, а не репрессированного отца, носил Василий Макарович до тринадцати лет. И рассказ автобиографический.

Рассказ шукшина про микроскоп

Он вряд ли был тем советским мачо, какого изображал

Искусство рассказчика – и мастера литературного рассказа – в том, чтобы не просто развернуть перед читателем картину и наполнить ее персонажами и действием. Важно втянуть читателя в это действие. Как это сделать? Прежде всего – заставить постороннего поверить, что все так и было. А стало быть, все должно напомнить ему какой-то случай, который с ним происходил, и происходил не во сне и не за границей, где кто-то был, а кто-то и нет. Сибирь, Урал, Вологодчина – тоже отличаются друг от друга. Но как мгновенно выхватить то, что так знакомо каждому?

«Двое стояли на тракте, ждали попутную машину. А машин не было. Час назад проехали две груженые — не остановились. И больше не было. А через восемь часов — Новый год.

Двое, отвернувшись от ветра, топтались на месте, хлопали рукавицами… Было морозно.

— Кхах!.. Не могу больше, — сказал один. — Айда греться, ну ее к черту все. Что теперь, подыхать, что ли?

Метрах в двухстах была чайная, туда они и направились». («Капроновая ёлочка»)

Пусть не под Новый год, но кто не застревал где-то в дороге? И это вряд ли бы случилось в стране, где все происходит по расписанию, а люди не склонны к импровизациям. Кстати, дорога в рассказах Шукшина – почти непременный, чуть не в каждом рассказе присутствующий персонаж. Да и может ли быть иначе в нашей стране? Это не пресловутый вокзал, к которому, по словам Вампилова, писатели слетаются, как мухи на мед.

Рассказ шукшина про микроскоп

Иногда созданный им образ мог показаться нарочитым. Или не казался

В этом жанре у Шукшина не пропадает артистичная игра, он просто не дурачится, не строит забавных и ехидных физиономий. А что касается игры – сколько хотите. Как в нее играть? А с ходу нарушить самим же установленные правила. Читаем заглавие:

«Кляуза»

Подзаголовок:

Опыт документального рассказа

И…

«Хочу попробовать написать рассказ, ничего не выдумывая. Последнее время мне нравятся такие рассказы — невыдуманные. Но вот только начал я писать, как сразу запнулся: забыл лицо женщины, про которую собрался рассказать. Забыл! Не ставь я такой задачи — написать только так, как было на самом деле, — я, не задумываясь, подробно описал бы ее внешность… Но я-то собрался иначе. И вот не знаю: как теперь? Вообще, удивительно, что я забыл ее лицо, — я думал: буду помнить его долго-долго, всю жизнь. И вот — забыл. Забыл даже: есть на этом лице бородавка или нету. Кажется, есть, но, может быть, и нету, может быть, это мне со зла кажется, что есть. Стало быть, лицо — пропускаем, не помню. Помню только: не хотелось смотреть в это лицо, неловко как-то было смотреть, стыдно, потому видно, и не запомнилось-то. Помню еще, что немного страшно было смотреть в него, хотя были мгновения, когда я, например, кричал: «Слушайте!..» Значит, смотрел же я в это лицо, а вот — не помню. Значит, не надо кричать и злиться, если хочешь что-нибудь запомнить. Но это так — на будущее».

Вот вам и документальность!

Рассказ шукшина про микроскоп

И повалять дурака иногда мог

А иногда он словно сует нам под нос вместо рассказа очерк из областной газеты:

«В приемной райкома партии было людно. Сидели на новеньких стульях с высокими спинками, ждали приема. Курили.

Высокая дверь, обитая черной клеенкой, то и дело открывалась — выходили одни и тотчас, гася на ходу окурки, входили другие».

А в финале рассказа словно выдает свой секрет, то есть, к чему он вдруг так высушил стиль, так и было задумано:

«- Ло-лолоботрясы, — сердито сказал Сеня, — в «Крокодил» вот катануть на вас!.. — Вытер запыленное лицо фуражкой, сел на стерню, закурил. — Да-да-да… это… давайте живее!» («Коленчатые валы»)

Где те колхозы, исполкомы, чайные, председатели, «Крокодилы»… А то, что происходило в его рассказах – словно случилось сегодня. Времена меняются, а люди не успевают меняться вместе с ними. Лучше всех написал о нем великий Лев Аннинский:

«И я когда-то, когда впервые перечитал его от корки до корки, — не угадал бы сегодняшние к нему вопросы. Потому что вопросы эти универсальны и неотменимы. Василий Шукшин — из тех, кто ставит перед нами ощущение пустоты, которую надо заполнять. Эта пустота — главная черта бытия и смысл его, никогда до конца не постигаемый. Ее и помог мне обнаружить Василий Шукшин, когда я прочел его «сплошь». И эту пустоту он смог обнаружить. Где?

Во мне же самом».

Опубликовано: 06.01.2022

Существование тончайших невидимых частиц золота в сульфидах предполагалось еще в XVIII веке. В XIX веке появились термины «упорное» или «связанное» золото и золото «свободное». С увеличением разрешающей способности микроскопов критерий «видимости» золота менялся. В публикуемых научных работах частицы золота размером 0,5–100 мкм считались микроскопическими, менее 0,5 мкм — субмикроскопическими. Субмикроскопические частицы, в свою очередь, подразделялись на ультратонкодисперсные — размером 0,1–0,5 мкм и коллоиднодисперсные — размером менее 0,1 мкм. Специалисты Горного Бюро США собирательный термин «невидимое» или точнее «ненаблюдаемое золото» (invisible gold) понимают как золото в виде ионов и микронных частиц в сульфидах железа.

В 1981 году Герхард Биннинг и Хайнрик Рёрез из лаборатории IBM в Цюрихе представили миру сканирующий туннельный микроскоп (СТМ, англ. STM — scanning tunneling microscope). Человек впервые смог увидеть атомы и прикоснуться к ним. Развивая идеи, заложенные в СТМ, в 1986 году Герхард Биннинг, Калвин Куэйт и Кристофер Гербер создали атомно-силовой микроскоп (АСМ). В том же году Г. Биннинг и Х. Рёрез были удостоены Нобелевской премии в области физики за открытие принципа туннельной, атомно-силовой и световой сканирующей микроскопии. Создание атомно-силового микроскопа, способного чувствовать силы притяжения и отталкивания, возникающие между отдельными атомами, дало возможность увидеть наночастицы.

Основой атомно-силового микроскопа (АСМ) служит микрозонд, сделанный обычно из кремния и представляющий собой тонкую пластинку-консоль (ее называют кантилевером, от англ. «cantilever» — консоль, балка). На конце кантилевера (длина — 500 мкм, ширина — 50 мкм, толщина — 1 мкм) расположен очень острый шип (высота — 100 мкм, радиус закругления — от 1 до 10 мкм), оканчивающийся группой из одного или нескольких атомов. При перемещении микрозонда вдоль поверхности образца острие шипа приподнимается и опускается, очерчивая микрорельеф поверхности. На выступающем конце кантилевера (над шипом) расположена зеркальная площадка, на которую падает и отражается луч лазера. Когда шип опускается и поднимается на неровностях поверхности, отраженный луч отклоняется, и это отклонение регистрируется фотодетектором, а сила, с которой шип притягивается к близлежащим атомам — пьезодатчиком. В результате строится объемный рельеф поверхности образца. Разрешающая способность АСМ-метода составляет примерно 0,1–1 нм по горизонтали и 0,01 нм по вертикали.

Существуют определенные ограничения на использование данного метода: во-первых, это проводимость образца (поверхностное сопротивление должно быть не более 20 мом/см 2 ); во-вторых, глубина канавки должна быть меньше ее ширины, в противном случае может наблюдаться туннелирование с боковых поверхностей. Кроме того, технология заточки иглы должна гарантировать одно острие на конце иглы. Технология грубого сближения также оказывает влияние на полученные результаты. Если при подводе иглы к образцу не удалось избежать удара иглы о поверхность, то считать иглу, состоящую из одного атома, будет большим преувеличением.

Для количественного определения невидимого золота в сульфидах применяют ионный микрозонд SIMS, имеющий предел обнаружения 0,2 г/т золота. Этим микрозондом можно различать включения золота размером 10–20 нм на глубине 0,5–1,0 мкм. SIMS-анализом обнаружено соединение невидимого золота с мышьяком в пирите. С помощью этого метода показано, что бактерии Thiobacillus ferrooxidans селективно атакуют те участки поверхности пирита и арсенопирита, которые обогащены золотом и мышьяком. Минимальный размер поля, который можно анализировать, используя SIMS, составляет 25×25 мкм. Этот анализ является разрушающим, с его помощью могут диагностироваться закрытые субмикроскопические включения размером в сечении до 20 нм.

Лазерный микрозонд TOF-LIMS, имеющий разрешающую способность на уровне 0,01 г/т золота, может использоваться для идентификации поверхностных образований наномасштаба, отрицательно влияющих на скорость и полноту растворения золота. Просвечивающий электронный микроскоп HRTEM дает возможность диагностировать золото в арсенопирите почти на атомном уровне (кластеры, состоящие из нескольких атомов). Разрешение метода HRTEM составляет 0,2 нм.

Особой разновидностью сканирующей зондовой технологии, в которой используется видимый свет, является близкопольная сканирующая оптическая микроскопия (БСОМ). Другое название этой методики — сканирующая световая микроскопия. Зондом в БСОМ является световая воронка, которая сканирует образец. Видимый свет из узкого конца световой воронки диаметром 10–30 нм попадает на детектор после отражения от образца или пройдя сквозь него. Интенсивность оптического сигнала регистрируется детектором в каждой точке измерения, а набор данных, считанных со всей сканирующей поверхности, составляет изображение поверхности с разрешением около 15 нм.

Световая воронка в БСОМ изготавливается нагреванием оптического волокна, протяжкой его до малого диаметра с последующим скалыванием с одного конца. После этого на оптоволокно для лучшей светопроводимости наносят слой металла. Другой способ изготовления световой воронки предусматривает высверливание небольшого отверстия в острие пустотелой сканирующей иглы АСМ и направление внутрь ее света.

Протонный микроскоп PIXE наиболее пригоден для определения невидимого золота в кварце и карбонатах на глубину до 30 мкм. Энергия протонов может составить 3 МэВ, предел обнаружения золота — от 3 до 6 г/т.

Многочисленные исследования сульфидных руд показали, что золото в них преимущественно мелкое и тонкодисперсное. Размер золотин в сульфидах может колебаться от 0,1 до 150 мкм. Ряд исследователей полагают, что происходит концентрирование дисперсного золота на поверхности пирита и золото практически не входит в структуру пирита. Другие авторы считают, что золото входит в кристаллическую структуру сульфидов в анионной форме, замещая атомы серы и мышьяка, а также в катионной форме, изоморфно замещая атомы железа.

Методами мессбауэровской и фотоэлектронной спектроскопии установлено присутствие как металлической, так и изоморфной формы золота. Высокое содержание рассеянного золота установлено методом SIMS (ионный микрозонд) в мышьяковистом пирите золоторудных месторождений типа Карлин. Золото присутствует в виде субмикронных включений и в ионной форме (Au+1).

Следует отметить, что не в каждом случае золото тяготеет к мышьяку, а только в строго определенных восстановительных условиях природных систем. Одной из причин совместного нахождения этих элементов в различных минералах является температурный фактор. В пирит-арсенопиритовых месторождениях Кокпатас, Бакырчик золото концентрируется в ранних генерациях этих минералов в момент их первоначального зарождения и роста, тогда как в их переотложенных генерациях золото практически отсутствует. Характерно, что в синхронной паре минералов пирит-арсенопирит, в которой пирит обычно резко преобладает над арсенопиритом (в 4–6 раз), повышенное содержание золота в арсенопирите обусловлено высоким содержанием в нем мышьяка. Содержание золота в пирите составляет обычно до 200 г/т, а в арсенопирите — до 1000 г/т.

Наиболее вероятными формами нахождения золота в арсенопирите и пирите, по мнению ряда авторов, являются изоструктурные соединения AuAsS, FeAuS, AuS2. Исследованиями выявлен ряд закономерностей, связывающих дефектность структуры пирита различных месторождений, отношение содержания S и Fe, содержание мышьяка и локальное изменение его концентрации в объеме зерна пирита, размера субмикроскопических блоков и величину микроискажений кристаллической решетки.

При соотношении S/Fe, близком к стехиометрии или превышающем ее, но при низком (до десятых долей %) содержании мышьяка, пиритные концентраты не являются упорными. Такие характеристики имеют концентраты Березовской ЗИФ (содержание мышьяка 0,02–0,07%), Коммунаровской ЗИФ (содержание мышьяка менее 0,05%), некоторые пириты Сухоложского месторождения, в которых среднее содержание мышьяка не превышает 0,2%. Распределение мышьяка во всех этих пиритах равномерно по всему объему зерен.

Если соотношение S/Fe ниже стехиометрии или же близко к ней, но при высоком (до процента) содержании мышьяка и существенных его колебаниях в пределах одного зерна, пиритные концентраты являются упорными. Такие характеристики имеют пириты Сухоложского, Бакырчикского, Марджанбулакского месторождений.

По характеру взаимоотношений золота с рудными компонентами в монографии В. В. Лодейщикова, посвященной проблемам извлечения драгоценных металлов из технологически упорных руд [2], выделены три категории:

1) золотины, поверхность которых полностью изолирована – тонковкрапленное золото;

2) золотины с частично обнаженной поверхностью — золото в сростках, покрытое несплошными пленками;

3) золотины с полностью обнаженной поверхностью — свободное золото.

Значительная часть золота в пирите и арсенопирите представлена дисперсными частицами первой категории, при этом часто крупность золотин лежит за пределами разрешающей способности оптических микроскопов.

Содержание золота в техногенных минеральных образованиях (хвосты ЗИФ) позволяет предполагать наличие в золотосодержащих рудах дисперсных (рассеянных) форм золота, которые не выявляются при аналитических рабо-тах и не извлекаются из минерального сырья при отработке месторождений. Возникает понятие «невидимое» золото («invisible gold»). Под термином «невидимое» золото в основном подразумевается его внеструктурное ультромикроскопическое (менее 0,1 мкм) и структурное изоморфное состояние.

С целью пояснения наличия золота в пирите в виде «невидимого» предложено несколько механизмов:

-субмикроскопические включения самородного золота, теллуридов золота или золотоносного арсенопирита;

-структурно-связанное золото по механизму гетеровалентного изоморфизма с вхождением его в виде компонентов AuAsS или (Au, As)S2;

-хемосорбции золота на поверхностях роста кристаллов пирита в виде Au0 или в виде Au+ с последующим восстановлением до Au 0 ;

— как Au+ в составе комплекса Au(HS) 0 ;

— как Au+ в катионной вакансии (Au+), или как Au+ в виде кластеров Au2S, или в результате адсорбции Au+ в виде частиц Fe(SAs)-Au(HS) 0 или Fe(SAs)-Au2S 0 ;

— как Au+ в комплексах Fe(SAs)-Au(HTe) 0 или Fe(SAs)-Au2Te 0 .

При переработке золотосодержащих руд необходима достоверная информация о характере вкрапленности золотин, их ассоциации с другими минералами, о структурных, морфологических параметрах свободных и находящихся в сростках золотин, а также о дефектности структуры вмещающих золото минералов.

Соотношение «упорного» и «свободного» золота в рудах очень важно при выборе технологии переработки руд и определении промышленной ценности месторождения.

Литература

1.Баликов С. В., Богородский А. В., Болдырев А. В., Гудков С. С., Дзгоев Ч. Т., Емельянов Ю. Е., Епифоров А. В. Автоклавное окисление золотосодержащих руд. Иркутск, Иргиредмет, 2016. — 471 с.

2.Лодейщиков В. В. Технология извлечения золота и серебра из упорных руд. Иркутск, Иргиредмет, 1999. — 343 с.

Мне почему-то думается, что молекулы любого неорганического соединения (или отдельного химического элемента) выглядят одинаково. Важны ведь не сами молекулы, а их связи между собой в совокупности с молекулами других веществ. Именно связи определяют те или иные физико-химические свойства веществ.

Молекул золота не существует. Ибо золото это не соединение атомов, а элемент. Может представляться единственным атомом.

В оптический микроскоп атомы золота не выглядят ни как, маловаты.

А в электронном микроскопе выглядят неинтересно:

EhXH2ZdzBQAabAhdVcgrzulZgruvY0k

Созвездие Микроскоп хорошо видно в южном полушарии, особенно в июле или августе. Чтобы отыскать это созвездие, нужно найти самую яркую звезду южного полушария — Фомальгаут. она находится восточней Микроскопа. Западней находится — Стрелец. На север — Козерог и южней — Индеец.

текст при наведении

Рассказ Василия Шукшина о местном «кулибине» или , во всяком случае, о том, как работник » Заготзерна»Андрей Ерин решили заняться наукой.

Сколько таких пытливых людей существует, которые , по каким-то причинам не смогла получить образование и теперь работают простыми работягами. Но у них остался их пытливый ум и им очень хочется постичь » тайны вселенной», изобрести » вечный двигатель», космическую ракету и так далее.

Вот таким потенциальным » кулибиным»и был Андрей Ерин. Он очень хотел » вывести на чистую воду» вредителей, врагов человечества, микробов. А ещё тех учёных, которые скрывают информацию о них от народа.

Чтобы увидеть этих » врагов» ему и понадобился микроскоп, ясно, что простым , или правильно нужно сказать, невооружённым глазом их не обнаружишь. Вот он и хотел вооружиться.

Ответ. Андрею, герою рассказа Шукшина, микроскоп понадобился, что бы изучать микробов, окружающих всех нас.

Для начала так: Чарльза Дарвина исключаю сразу, про Гука и Левенгука я почти ничего не знаю, только слышала их имена, а вот замечательный ученый Флемминг для меня связан с получением пенициллина (что сделать было, кстати, очень непросто), и, возможно, вариант ответа с его именем и является правильным ответом (согласно цепочке: пенициллин — плесень — растения). Теперь нужно проверить эту мою версию. Версия оказалась неправильной. Речь идет о другом ученом. Вот сейчас, отвечая на этот вопрос, подумала в очередной раз, что ученые это люди, которым я часто завидую, по-хорошему, конечно.

Ответ: Роберт Гук (вариант 2).

Микроскоп — это ни что иное, как оптический прибор, с помощью которого можно исследовать некие объекты, которые не видимы невооружённым глазом. Все микроскопы можно разделить на 2 группы, а именно на: биологические (лабораторные, медицинские) и стереоскопические (для исследования монет, кристаллов, минералов, электросхем и т. п.).

Я не буду сильно углубляться в тонкости вопроса, а покажу лишь фото, на которых все части микроскопа отлично видны.

1 Биологический микроскоп:

Более подробно можно посмотреть здесь.

Про стереоскопический микроскоп есть хороший материал здесь. — это руководство по эксплуатации МБС — 10.

Здравствуй, дорогой читатель! На этой странице мы поговорим о золоте, которое стало абсолютным лидером среди драгоценных металлов. С древних времен золотые монеты использовали в качестве платежной системы, изготавливали изящные украшения, даже считали плотью богов. На протяжении тысяч лет этот металл завораживает людей своим благородным блеском. Но знаете ли вы, откуда оно появилось и как выглядит золото, не тронутое рукой мастера?

Как образуется золото в природе

В нашем мире золотые микрочастицы присутствуют во всем: животные и растительные ткани, минералы, вода. Но до недавнего времени не удавалось понять, как образовалось золото и почему оно так неравномерно распределено по всей Земле.

Теории происхождения

Научное сообщество официально признает две теории:

  • космогоническая;
  • теория сохранения материи.

Согласно первой версии, частицы желтого металла на Землю занесли метеориты, бомбардировавшие нашу планету миллиарды лет назад. Другая теория утверждает, что золото – часть Земли и изначально содержится в ее ядре.

В пользу второй версии говорят и недавние открытия. С развитием инженерной мысли, когда ученые заглянули в самые таинственные морские глубины, изучили состав океанического дна возле тектонических разломов, удалось получить ответ на самый волнующий вопрос, откуда берется золото.

Zolotye samorodki

Здесь, у самого сердца нашей планеты, был открыт процесс образования элементов, содержащих золото. В условиях большого давления, высоких температур и агрессивной кислой среде появляется один из самых востребованных металлов.

Растворы, насыщенные золотом, поднимаются по трещинам в коре, но ближе к морскому дну давление падает, холодная вода вызывает эффект конвекции, и начинается химическая реакция, в результате которой выпадают свободные золотые частицы или сульфидные соединения. Кстати, в соленой воде содержится довольно много растворенного золота, а значит, ученому сообществу еще предстоит найти способ его добычи.

Свойства золота

Только в фильмах можно увидеть, как изнуренный трудами золотоискатель вытаскивает огромный кусок блестящего в солнечных лучах золота. В действительности обнаружить и распознать этот металл в земле сложно, ведь выглядит он совсем иначе. Самородки, в зависимости от примесей, могут не иметь привычного блеска и характеризуются зеленоватым оттенком.

Понять, что перед вами куски драгоценного металла, можно используя химические реагенты и физические опыты. Золото отличается по нескольким показателям:

  • низкое сопротивление электричеству;
  • высокая теплопроводность;
  • легко поддается ковке и полировке;
  • имеет высокую отражательную способность.

Но главное качество заключается в инертности благородного металла. Золото не вступает в химические реакции с другими элементами за исключением фтора, цианидов и кислорода, но для этого нужны высокие температуры и определенные условия. Оно растворяется только в смеси азотной и соляной кислот, называемой «царской водкой».

Когда золото стало ценным?

Археологические раскопки показали, что люди использовали драгоценный металл еще в V веке до н.э. Но в первых человеческих поселениях использовалось необработанное золото.

Создавать золотые предметы быта и украшения люди стали значительно позднее.

Самые ранние золотые украшения, датируемые бронзовым веком, удалось найти на территории Ирландии. Правда, у этого народа металл не пользовался большой популярностью. Его обменивали на рынке на более ценные для северян товары.

gde dobyvayut zoloto

Активная разработка руды в Древнем мире велась в странах Средиземноморья. Жители Ближнего Востока поставляли руду и изделия из нее в Египет. Самые древние украшения из драгметалла были обнаружены в гробницах египетской царицы и правительницы шумеров. Оба экземпляра датируются III тысячелетием до н.э.

В России первый золотой прииск был обнаружен только в 1732 году старателями Архангельской губернии. Но разрабатывать его стали значительно позже. Официальной датой начала работ считают 1745 год. Всего первое уральское месторождение дало 65 кг.

В каком виде можно встретить золото в природе?

Природное месторождение может содержать руду в двух вариантах: крупицы или самородки. Оба вида имеют принципиальные различия, при этом для ученых до сих пор остается загадкой принцип их формирования.

Крупицы

Наиболее часто встречаемая разновидность. Крупицами называются золотые фракции размером до 15 г. Как правило, крупицы содержат минимум примесей, поэтому их добыча считается наиболее эффективной в экономическом плане.

Способ их добычи заключается в просеивании горной породы. Остающиеся крупицы драгоценного металла послужили толчком к золотой лихорадке, возникшей сразу на трех континентах: в Северной Америке, Европейской части России и Австралии.

krupitsy

Самородки

Куски размером свыше 15 г получили название самородков. Образование самородков происходит значительно реже, но ценность их при этом значительно выше. Чем больше размер куска, тем ценнее будет находка.

В некоторых источниках можно найти упоминание о самородке в 2,5 тонны, который извлекли из земли в XI веке. До наших дней самородок не сохранился, и отыскать нечто подобное сейчас практически невозможно. Найденные в период новейшей истории экземпляры значительно меньше, однако некоторые все-таки заслуживают внимания:

  1. Австралийский континент запомнился как место нахождения рекордсмена в среде самородков. Гигант известен под именем «Плита Хольтермана». Вес находки был равен 100 кг.
  2. Второе место занимает гигант, выкопанный на острове Хоккайдо. Название самородка «Японец», вес – 71 килограмм.
  3. Уральский самородок весом в 36 кг получил свое название «Большой треугольник» благодаря необычной форме.
  4. Замыкает круг известных самородков магаданский «Золотой Великан». Правда, вес у него достаточно скромный, всего 14 кг.

zoloto 1

В самородках никогда не бывает чистого золота. А примеси способны изменить цвет металла до неузнаваемости. Поэтому обнаружить самородок очень сложно, а определить его принадлежность к благородным металлам сможет только опытный специалист.

В чем различие между золотыми самородками и крупицами?

С точки зрения обывателя золотом можно назвать оба вида руды. А вот для золотодобытчика разница довольно ощутима:

  1. Крупицы содержат до 97 % чистого золота, самородки изобилуют трудноудаляемыми примесями.
  2. Добыча крупиц экономически более выгодна.
  3. Самородки встречаются крайне редко.

Зарабатывают добытчики золота в основном на крупицах. Находка хорошего самородка считается большой удачей и сулит не столько доход, сколько престиж, создавая имя добытчику.

Виды месторождений

В природе существует всего два типа золотых месторождений: первичные и вторичные. Первые еще называют коренными, вторые – россыпными.

Условно можно выделить и такой тип месторождения, как сплавы. Здесь руда содержит не только золото, но и серебро, медь, никель или платину. Содержание собственно золота в таких месторождениях будет снижено, но их часто открывают при разработке других материалов.

dobycha zolota 1

Коренные

Первичные месторождения золота находят в горной породе, в местах древней вулканической активности. Металл в таких месторождениях зарождается в результате застывания лавы, вышедшей на поверхность. Реакция с холодным воздухом порождает в лаве возникновение кварца и освободившихся крупиц золота.

Коренные месторождения богаты золотой пылью, найти которую можно только с помощью специальной техники. Насколько порода будет насыщена крупицами благородного металла, зависит от преобладания тех или иных элементов в химическом составе и интенсивности образования кварца. Встречаются месторождения от 100 до нескольких тысяч тонн.

Россыпные

Этот вид месторождений наиболее удобен для разработки. Руда залегает максимально близко к поверхности. Россыпь может быть сосредоточена по руслам рек или скрываться в пустотах между пластами. Получается вторичное месторождение под действием физико-химических факторов:

  • вымывание первичных месторождений подземными водами;
  • перепады температур;
  • воздействие микроорганизмов и прочее.

Залегание золота в местах добычи вторичного типа будет различаться по количеству и качеству. В отличие от первичных они меньше, от 5 до 50 тонн. К тому же такие карьеры подвержены повторным вымываниям. Нередко новые месторождения открываются после тектонических движений, обвалов или просадки почвы.


Как происходит разработка месторождений?

Добыча золота – длительный и трудоемкий процесс. Сегодня, как и сотни лет назад, золото ищут путем многочисленных проб и ошибок. Для этого нужны не только профессиональные знания по геологии и умение производить разведку местности. Помогает в поиске наблюдательность, опыт и даже интуитивный подход.

При этом нужно не только найти месторождение, но и провести химические анализы, взять пробы, запустить тестовое бурение… Все это позволяет сделать вывод о проценте содержания золота в породе и рентабельности разработки карьера.

В числе подготовительных мер можно назвать следующие:

  • визуальное исследование местности;
  • определение границ золотого месторождения;
  • подготовительные работы по инженерии;
  • исследование породы на содержание золота;
  • расчет экономической рентабельности;
  • установление права собственности на земли месторождения;
  • сооружение добывающей станции, укомплектованной специализированным оборудованием.

Тщательная проработка местности – очень важная составляющая. Ведь золотодобывающая промышленность – одна из самых дорогостоящих. На предприятии заняты тысячи сотрудников, а сооружение станции и покупка оборудования обходится не в один миллиард долларов. Ошибки с выбором локации просто недопустимы.

Заключение

Теперь вы знаете, что золото никогда и никому не давалось просто так. Золотодобыча – прерогатива избранных и удачливых. Ведь драгоценный металл образовался миллиарды лет назад в недрах нашей планеты. Золото кипело в раскаленной лаве и было выброшено наверх по жерлу одного из древних вулканов.

Тысячи людей, используя новейшее оборудование, находят невесомую крупицу, маленький драгоценный комочек, достают из земли, отмывают, придают ему узнаваемый вид. А потом к золоту прикасается ювелир, в руках которого рождается настоящее произведение искусства, предназначенное для венца творения – человека. Для каждого из нас.

Если вам понравилась эта статья, подписывайтесь на наш сайт и делитесь постами в соцсетях. Получайте еще больше интересной информации и рассказывайте о ней друзьям.
комментарии к посту

Количество золота в промышленных и электронных отходах многократно превышает количество золота, которое может быть извлечено из его руд. В последнее время этот тезис находит свое отражение во множестве изданий — как специализированных, так и научно-популярных. В зависимости от их аудитории технология постиндустриальной добычи золота описывается как сугубо научным, так и понятным широкому кругу языком. Редакция «Кладоискателя» собрала воедино все предложения, касающиеся добычи золота из отходов.

Золото из воздуха

Чистое, без примесей золото — очень мягкий металл. Даже просто ногтем можно сделать на слитке чистого золота царапину. Это обстоятельство сильно затрудняет его использование. Оно легко истирается, и тончайшая золотая пыль безвозвратно рассеивается в пространстве. Безвозвратно ли? Не надо забывать, что золото — не только мягкий, но и тяжелый металл. Золотая пыль очень скоро оседает неподалеку. И находятся умельцы, пользующиеся этим обстоятельством.

Иркутская золотосплавочная лаборатория. По объемам выработки золота занимала первое место в Сибири. Клуб кладоискателей. Где искать золото.

Говорят, более ста лет назад недалеко от Филадельфийского монетного двора стояла обветшалая церковь. Как-то один предприимчивый горожанин предложил пожертвовать на ее ремонт уйму денег — целых три тысячи долларов. Но с условием, что он заберет старую крышу себе. Сделка казалась выгодной, и руководители церковной общины легко согласились на нее.

Но известно, какую прибыль можно извлечь, если знаешь нечто неведомое другим. Благородный жертвователь содрал краску со старой кровли и сжег ее, а из золы извлек. 8 килограммов золота. Долгие годы крохи золота вылетали из трубы плавильни монетного двора, расположенного по соседству, и оседали на холодной церковной крыше.

А вот пример посовременнее. Одна японская фирма приобрела исключительное право на закупку и вывоз грязи со дна канала в центре столицы Таиланда — Бангкока. И цену определили приличную — более двух тысяч долларов за тонну. Ну что такого ценного может содержать грязь? Золотая она, что ли? Выяснилось, что да!

Веками на берегах канала находились мастерские, изготавливавшие сусальное золото для украшения бесчисленных статуй будд и пагод Бангкока. И веками на дно канала оседала золотая пыль.

Дым лабораторий

А как же у нас? Есть ли здесь подобные каналы или трубы? Безусловно, есть, ведь Россия всегда являлась одним из лидеров золотодобычи в мире и, соответственно, кое-какое золото должно было где-то оседать.

Старый монетный двор в Филадельфии. Долгое время считался основным монетным двором Соединенных Штатов. Неудивительно, что на крышах окрестных домов можно обнаружить частички золота. Где искать золото. Клуб кладоискателей www.clubklad.ru

До начала прошлого века право переплавлять золото в очищенные слитки имели в Сибири и на Урале только золотосплавочные лаборатории. Впоследствии высочайшим дозволением было разрешено создавать мелкие приисковые золотоплавильни при обязательной их регистрации у гор- ного исправника, так что документы о местоположении этих плавилен в архивах должны сохраниться.

Объемы переплавляемого в слитки металла в крупнейших золотосплавочных лабораториях в те времена не являлись государственной тайной, они публиковались в газетах. Вот, например, цифры, показывающие, сколько и где переплавлялось золота, добытого за 1899 год.

1. Томская золотосплавочная лаборатория — 339 пудов.
2. Иркутская золотосплавочная лаборатория — 1386 пудов.
3. Екатеринбургская золотосплавочная лаборатория — 641 пуд.

Из тех же сообщений видна разница между весом поступившего песка и полученного очищенного золота. Эта цифра колеблется в пределах 1—2%. Конечно, большая часть этих процентов относится к примесям, но при таких объемах работ можно себе представить, сколько же вылетело в трубу (в прямом смысле слова) золота вместе с дымом и раскаленным паром! Тогда же не шла речь об очистительных фильтрах — все летело по ветру, золото оседало где-то поблизости.

Существует немало способов определения пылевидного золота в почве, например биохимический — по наличию золота в коре деревьев, растущих непосредственно на месте выброса из труб.

Ну а если удастся получить кирпич от трубы золотосплавочной лаборатории или же будет найдено место, куда были выброшены футеровочные кирпичи плавильной печи, — считайте, что вы нашли полновесный клад. В этом случае, конечно, не обойтись без заводского оборудования.

Примером могут служить пловдивские медеплавильщики. Они переработали тысячу тонн старого огнеупорного кирпича и получили около 4 кг золота.

Природная пыль

В природе золотая пыль отнюдь не редкость. Как раз редкость — это самородки и золотые жилы. А месторождения, в которых золото можно увидеть только под микроскопом, зачастую оказываются богаче тех, в которых его видно невооруженным глазом. Таким, например, является Мужиевское месторождение на Украине. Там ходишь по золоту, не видя его.

Зная основные свойства золота, можно легко и быстро сделать хороший бизнес. В чашке 16 кг золото добытого в Монголии.

В рассеянном состоянии, пока недоступном людям, находится большая часть мирового золота. И эта доля все более увеличивается по мере выработки легкодоступного самородного и россыпного золота.

Ну как тут не упомянуть об одном из источников природного пылевидного золота! Крупнейший из вулканов Антарктиды — Эребус — извергает золотую пыль с размерами драгоценных частиц от 0,1 до 60 мкм. Правда, немного, всего по 80 г в сутки. Но, как говорится, мал золотник.

Воды золотоносных ручьев несут значительное количество золотой пыли. И предприимчивые люди еще в древние времена приспособились извлекать ее. Римский летописец Гней Агрикола поведал нам, как в Малой Азии на дне золотоносного ручья раскладывали овечьи шкуры так, чтобы водный поток проносился над ними. Просачиваясь сквозь густую шерсть, вода оставляла в ней пылинки золота. Не этот ли способ породил легенду о золотом руне?

Кстати, этот способ сохранился кое-где в Индии и окружающих ее странах. Только вместо овечьих шкур используют козьи.

Хитрость менялы

Иной раз золото превращают в пыль намеренно. Еще древние менялы имели привычку протирать каждую монету, попадавшую к ним в руки, якобы для проверки ее подлинности, и использовали для этого специальную подстилку. Время от времени подстилку сжигали и извлекали из золы золото.

Эта полезная привычка просуществовала почти до наших дней. В начале прошлого века кассир одного из крупных европейских банков прослыл большим аккуратистом. Начальство ставило его в пример. Каждое утро он доставал из ящика стола суконную скатерку и принимался за сортировку золотых монет, имевших тогда еще хождение. Каждый вечер он аккуратно складывал ее и убирал в ящик стола. И каждую субботу он уносил скатерку домой, а в понедельник приносил снова. Как вы думаете, что он делал со скатеркой в воскресенье? Правильно, он клал ее на сковородку и сжигал. А в банк приносил новую. Золотая пыль, застрявшая в ворсинках скатерки, плавилась и превращалась в капельку драгоценного металла. А капля по капле.

Золото из телефона

Сотрудники научных и общественных организаций в своих докладах утверждают, что количество золота, которое находится в старой аппаратуре (мобильные телефоны, ноутбуки, настольные компьютеры и другие электронные товары), весьма значительно, но из этого количества возвращается лишь небольшая часть.

Эксперты отмечают, что ежегодно в электронные продукты устанавливается более чем 320 тонн золота на сумму свыше 16 млрд долларов и 7500 тонн серебра — в стоимостном выражении до пяти миллиардов долларов.

Когда речь идет о золоте, только от десяти до пятнадцати процентов перерабатывается, а остальное остается неиспользованным или уничтожается в ходе примитивных методов утилизации в незаконных мастерских.

Считается, что электронные отходы содержат от 40 до 60 раз больше золота, чем золотая руда. Например, в тонне мобильных телефонов находится около 300 граммов золота. В карьерах же добывается всего лишь 5 граммов золота на тонну руды.


Читайте также:

      

  • Что будет если проглотить золото
  •   

  • Какие соли могут быть использованы в ювелирном деле
  •   

  • Что за проба на кольце 5s5
  •   

  • Хлопковый жемчуг что это
  •   

  • Бриллианты сваровски что это такое

Слайд 1

ШУКШИ Н ВАСИЛИЙ МАКАРОВИЧ

Слайд 2

Родился Василий Макарович Шукшин 25 июля 1929 в крестьянской семье. Отец его, Макар Леонтьевич Шукшин (1912—-1933) был арестован и расстрелян в 1933 году, во время коллективизации. Мать, Мария Сергеевна (в девичестве Попова) (1909 — 17 января 1979) взяла на себя все заботы о семье. Во втором браке — Куксина . Несмотря на все трудности, она дожила до глубокой старости. Сестра — Наталья Макаровна Шукшина (16 ноября 1931 — 10 июля 2005). БИОГРАФИЯ

Слайд 3

В 1943 Шукшин оканчивает 7 классов школы в селе Сростки и поступает в Бийский автомобильный техникум. Учится там два с половиной года, однако техникум не заканчивает. Вместо этого в 1945 идёт работать в колхоз в селе Сростки. Но и в колхозе работает он недолго: в 1946 Шукшин покидает родное село. В 1947—1949 году Шукшин работает слесарем на нескольких предприятиях треста Союзпроммеханизация : на турбинном заводе в Калуге, на тракторном заводе во Владимире. ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ

Слайд 4

ПРИЗВАЛИ СЛУЖИТЬ…. В 1949 году Шукшина призвали служить в Военно-Морской флот. Сперва он матрос на Балтийском флоте , потом радист на Черноморском . В 1953 году его демобилизуют со флота из-за обнаружившейся язвы желудка, и он возвращается в село Сростки.

Слайд 5

В родном селе Василий Макарович сдает экстерном экзамен на аттестат зрелости в сросткинской средней школе № 32. Идёт работать учителем русского языка и словесности в Сросткинской школе сельской молодёжи. Некоторое время был директором этой школы .

Слайд 6

В 1954 году Шукшин поступает на режиссёрское отделение ВГИКа , заканчивает его в 1960 году (мастерская Ромма ). В 1956 году состоялся дебют Шукшина в кино: в фильме С. Герасимова «Тихий Дон» (вторая серия) он сыграл в крошечном эпизоде — изобразил выглядывающего из-за плетня матроса. С этого матроса и началась кинематографическая судьба Шукшина-актёра. Во время учёбы во ВГИКе в 1958 году Шукшин снялся в первой своей главной роли в фильме М. Хуциева « Два Фёдора » и опубликовал свой первый рассказ «Двое на телеге» в журнале «Смена». В своей дипломной работе «Из Лебяжьего сообщают», Шукшин выступил, как сценарист, режиссёр и исполнитель главной роли.

Слайд 7

ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ Первая книга Шукшина — «Сельские жители» вышла в 1963 году в издательстве «Молодая гвардия». В этом же году он начинает работать режиссёром на киностудии имени Горького. Снимает по своему сценарию фильм «Живёт такой парень». Фильм вышел на экран в 1964 году и сразу же привлёк внимание зрителей и критики. В 1965-м году Шукшин начал писать киносценарий о восстании под предводительством Степана Разина, но не получил одобрения Госкомкино СССР. Впоследствии сценарий был переработан в роман «Я пришёл дать вам волю».

Слайд 8

В 1969 году за заслуги в области советской кинематографии удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР. Многие годы Василий Макарович совмещал работу над фильмами с писательской деятельностью. Писал он от руки в толстую тетрадь и обычно по ночам.

Слайд 9

В 1973-1974 годы стали очень плодотворными для Шукшина. Вышел на экраны его фильм Калина красная , получивший первый приз ВКФ . Опубликован новый сборник рассказов «Характеры». На сцене Большого драматического театра готовилась постановка пьесы «Энергичные люди» — режиссёром Товстоноговым .

Слайд 10

В 1974 Шукшин принял приглашение сниматься в новом фильме Сергея Бондарчука . Но Василия Шукшина уже давно мучили приступы язвы желудка , которые преследовали его ещё с молодости и усугублялись пристрастием к спиртному.

Слайд 11

2 октября 1974 года Василий Макарович Шукшин скоропостижно скончался в период съёмок фильма «Они сражались за Родину» , на теплоходе «Дунай». Первым обнаружил его близкий друг Георгий Бурков . Похоронен в г. Москве на Новодевичьем кладбище . Именем Шукшина названы улица и Театр Драмы в Барнауле . А с 1976 года на его родине в селе Сростки проводятся Шушкинские чтения . …………………….

Слайд 12

ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ НАШЕМУ ЗЕМЛЯКУ – ШУКШИНУ ВАСИЛИЮ МАКАРОВИЧУ

Слайд 13

Актёрские работы 1956 — Убийцы — боксёр 1958 — Два Фёдора — Фёдор-большой 1959 — Золотой эшелон 1960 — Простая история — Ванька Клыков 1961 — Алёнка 1961 — Когда деревья были большими — председатель колхоза 1961 — Командировка 1961 — Мишка, Серёга и я — классный руководитель 1962 — Мы, двое мужчин — шофёр Михаил 1964 — Какое оно, море? — матрос Жорка 1965 — Ваш сын и брат 1967 — Журналист 1967 — Комиссар 1967 — Три дня Виктора Чернышёва 1968 — Мужской разговор 1968 — 1971 — Освобождение — маршал Конев 1969 — У озера 1969 — Эхо далёких снегов 1970 — Любовь Яровая 1971 — Даурия 1972 — Печки-лавочки — Иван Расторгуев 1973 — Калина красная — Егор Прокудин 1974 — Если хочешь быть счастливым 1975 — Прошу слова 1975 — Они сражались за Родину — Лопахин

Слайд 14

Фильмы по мотивам произведений Шукшина 1981 — Беседы при ясной луне телевизионный спектакль 1988 — Ёлки-палки! 2003 — А поутру они проснулись 2004 — Шукшинские рассказы (6 теленовелл по рассказам) Пьесы «До третьих петухов» «Точка зрения» «Энергичные люди» «А поутру они проснулись»

  • Рассказ шукшина про баню
  • Рассказ эксгиби девочка алиса
  • Рассказ шукшина мастер читать полностью
  • Рассказ шукшина психопат читать
  • Рассказ шергина собирай по ягодке наберешь кузовок