Рассказ шукшина про баню

Введениетворческая звезда василия макаровича шукшина явилась на горизонте нынешней русской культуры стремительно и как бы совсем неожиданно. горит она и

Введение

Творческая звезда Василия Макаровича Шукшина явилась на горизонте нынешней русской культуры стремительно и как бы совсем неожиданно. Горит она и сейчас, поражая своей яркостью и многообразием цветовых переливов. Однако самого Василия Макаровича уже нет… По-шукшински озорно улыбнувшись в сторону творцов культуры, он исчез из Москвы с такою же странной неожиданностью, с какой появился в ней.

Он прожил всего лишь сорок пять лет. Причем жизнь его складывалась настолько трудно и неблагоприятно (раннее сиротство, бесприютная юность, болезни, поздняя учеба, зрелые годы без собственной крыши над головой и т.п.), что лишь десять — двенадцать лет и из этого небольшого числа прожитого им на земле, — только и всего! — можем мы отнести к годам собственно творческим. Но и этого оказывается для него достаточно, чтобы написать более ста двадцати рассказов, два романа, несколько повестей, киносценариев и пьес, поставить пять полнометражных фильмов по собственным сценариям («Живет такой парень», «Ваш сын и брат», «Странные люди», «Печки-лавочки», «Калина красная»), сыграть более двадцати ролей. Этого бы хватило на несколько долгих и полнокровных творческих жизней, но сам он на кануне своей безвременной кончины считал, что только-только начинает творить по настоящему, по большому счету…

Рожденному сибирской, то есть русской, деревней, ему вовсе не требовалось изучать или постигать национальный характер. Позади него громоздилась многовековая, во многом трагическая история, плескалась богатейшая культура народного творчества.

«А вот нате вам! — как бы звучит его глуховатый, полный горечи и внутренней силы голос. — Так вот надо работать». И многочисленные «середняки» от кино и литературы, озадаченные «шукшинским феноменом», либо продолжают недоумевать, либо бросаются в подражательство, либо делают вид, что ничего не произошло…

Произведения Шукшина — яркий калейдоскоп литературы. В каждом из них есть своя «изюминка», неповторимость, непохожесть на других. Одним из ярчайших его произведений стала и повесть «Калина красная», ставшая одной из ярких его режиссерских работ.

Анализ повести Василия Шукшина

“Горести и печали человеческие – живые и трепетные нити…” Это строки из рассказа Шукшина “Верую” – строки, которые являются наиболее точным определением многих художественных исследований Шукшина, большой, протянувшийся от первого сборника до рассказа “Други игрищ и забав” (из последней прижизненной публикации) путь.

В народности искусства этого писателя заключены объяснения феноменальности его дарования, его естественности, высокой простоты, артистизма.

1.3 Место выбранного произведения в творчестве писателя

Сдача фильма “Калина красная” вызвали ряд осложнений. Возникшие при этом общее творческое и человеческое перенапряжение Василия Макаровича сказались на состоянии его здоровья, и в начале 1974 года он опять очутился в больнице.

Каждая больница – это кроме всего прочего, еще и предупреждение, совет о том, что необходимо быть осторожным, в чем-то изменить ритм жизни. Однако Шукшин не мог сидеть без дела.

Каждый, кто писал и говорил о творчестве Василия Шукшина, не мог без удивления и какого-то чувства растерянности не сказать о его почти невероятной разносторонности.

Ведь Шукшин-кинематографист органически проникает в Шукшина-писателя, его проза зрима, его фильм литературен в лучшем смысле слова, его нельзя воспринимать “по разделам”, и вот, читая его книги, мы видим автора на экране, а глядя на экран, вспоминаем его прозу.

Это слияние самых разных качеств и дарований не только в целое, но и в очень определенное, вполне законченное еще и еще радует и удивляет нас сегодня, будет радовать и удивлять всегда.

Шукшин принадлежал русскому искусству в той его традиции, в силу которой художник не то чтобы унижал себя, но не замечал себя самого перед лицом проблемы, которую он поднимал в своем произведении, перед лицом того предмета, который становился для него предметом искусства.

Шукшину была не только не свойственна, но и противопоказана всякая демонстрация себя, всякое указание на себя, хотя кому-кому, а ему было что продемонстрировать. Именно благодаря этой застенчивости по отношению к себе он и стал незабываемым для других.

1.4 Анализ выбранного произведения (повесть “Калина красная”)

О творчестве Шукшина, можно сказать – жить среди людей, происшествий, впечатлений, каждое из которых требует своего, причем законного места в искусстве, каждое, расталкивая все другое, рвется через тебя на бумагу, на сцену, на экран, настоятельно требуя и ропща, – это очень трудно.

Тут мы вспоминает киноповесть В. Шукшина “Калина красная”, написанную в 1973 году. Главным героем является Егор Прокудин.

Егор непоследователен: то умиленно-лиричен и обнимает одну за другой березки, то груб, то он ершист и забулдыга, любитель попоек, то он добряк, то бандит.

И вот уже иных критиков очень смутила эта непоследовательность, и они приняли ее за отсутствие характера и “правды жизни”.

Критика не сразу заметила, что такой образ жизни до сих пор не удавалось, пожалуй, создать никому – ни одному писателю, ни одному режиссеру, ни одному актеру, а Шукшину потому это и удалось, что он – Шукшин, пронзительно видевший вокруг себя людей, их судьбы, их жизненные перипетии, потому что он и писатель, и режиссер, и актер в одном лице.

Непоследовательность Прокудина вовсе не так уж проста, стихийна и ничем не обусловлена, она отнюдь не пустое место и не отсутствие характера.

Прокудин ведь последовательно непоследователен, а это уж нечто другое. Это уже логика. Его логика – не наша логика, она не может, а, наверное, и не должна быть нами принята и разделена, но это вовсе не значит, что ее нет, что она не в состоянии перед нами открыться и быть нами понята.

Не быстро и не тихо, а ровным шагом Егор двигается по только что вспаханной им пашне навстречу своей смерти.

Идет, зная, к чему идет.

Идет, сначала отправив прочь своего подручного на пахоте, чтобы не был свидетелем того, что сейчас неминуемо произойдет, чтобы человеку, к судьбе Прокудина никак не причастному, не грозила какая-то опасность, какие-то неприятности свидетеля.

Звучно и продолжительно раздаются удары кирзовых сапог Прокудина по деревянным мосткам, когда он выходит из тюрьмы на волю, но вот он почти неслышно, но в таком же ритме шагает по пашне с воли в свою смерть, и круг замыкается, и нам все становится ясным.

Но тут-то мы и понимаем, что этот человек только так и должен был поступить – об этом заговорила вся предыдущая его непоследовательность.

Прокудин ни жалости, ни любви, ни покровительства, ни помощи – ничего он от нас не принял бы, а вот наше понимание ему необходимо. Необходимо по-своему – он ведь все время этому пониманию сопротивляется, недаром он и был столь непоследователен и выкидывал колена, но все это потому, что наше понимание было ему необходимо.

И тут же невольно начинаешь думать, что Прокудин дает нам понимание не только самого себя, но и своего художника – Василия Шукшина.

Время идет. Родившиеся в год смерти Шукшина становятся сегодня его читателями. Для них он невольно – имя классического ряда.

Но годы, что миновали после его смерти, ничуть не потеряли своего искомого смысла слова, которые он писал с большой буквы. Народ, Правда, живая Жизнь.

Каждое слово – отражение души Шукшина, его жизненной позиции – никогда не сдаваться, не гнуться под тяжестью жизни, а, наоборот, бороться за свое место под солнцем.

Заключение

Последние годы жизни Шукшина были таким периодом, когда все, что его окружало, – все люди и факты – становились для него предметом искусства, касалось ли это ссоры с вахтером в больнице или изучения биографии и деяний Степана Разина.

В современной русской литературе произведения Шукшина остались неповторимым художественным явлением. Читая его рассказы, нужно вдумываться в их суть, вникать в каждое слово, чувствовать и слышать то, что чувствуют его герои.

Главные герои большинства его рассказов – деревенские и городские простые люди. Писателя в них восхищает их непохожесть, нестандартность, ершистость, чувство собственного достоинства.

Именно эти качества делают его героев близкими, родными нам.

В своей повести “Калина красная” Шукшин показал еще одну жизнь. Жизнь “маленького”, но при этом большого человека. Большого… испытавшего тягости жизни, но сумевшего встать на правильный путь, не ушедшего по “неровной дорожке”.

Для меня произведения Шукшина – яркие жизненные примеры… примеры, которые учат понимать жизнь. Его рассказы как наставления читателям. Все его герои совершают ошибки, но в итоге, ошибки эти ведут к правильному пути, к новой жизни.

На примере Егора Прокудина, я открыл для себя новое качество человека – непоследовательность, ведущая к истине. Оказывается не всегда правильный путь можно найти с помощью правил и жизненных примеров.

Бывают еще и такие – особенные, ни на кого не похожие, но добивающиеся успеха в жизни.

Список литературы

1. Шукшин В.М. Рассказы. – Л.: Лениздат, 1983. – 477 с.

2. Шукшин В.М. Рассказы. – М.: Дет. Лит., 1990. – 254 с.

Приложение

Темные страницы биографии

Старая школа теперь музей. Когда-то здесь учился, а позже преподавал Василий Макарович. Здесь все дышит той атмосферой, в которой вырос Шукшин. Старая парта, карты, ручки, указки, учебники. Здесь познакомился он со своей первой женой, которая тоже преподавала в этой школе. Познакомился, встречался, женился.

А когда уехал учиться в Москву, то уже к жене не возвращался. Не возвратился даже, чтоб развестись. Объяснения этому поступку до сих пор нет. Шукшин женился во второй раз уже в Москве. Его второй женой стала дочь известного писателя советской поры Анатолия Софронова, в те времена возглавлявшего журнал “Огонек”.

Поступил Василий Шукшин просто – заявил в милицию, что потерял паспорт. И выдали ему новый паспорт, без штампов о женитьбе-разводе. Так неразведенным и жил, хотя за свою короткую жизнь успел жениться три раза. Первая жена довольно долго ждала мужа. Сейчас у нее новая семья, но когда она вспоминает о Шукшине, нет-нет да и всплакнет.

Видимо, много воспоминаний связано у нее с Василием Макаровичем.

Эти слова нас заинтересовали, и мы спросили, нельзя ли сходить к ней и поговорить о Шукшине. Но экскурсовод покачала головой и пояснила, что для нее такие разговоры трудны необычайно, и муж ее второй сердится, когда кто-нибудь заводит разговор о Шукшине. Он до сих пор ревнует к нему, хотя Шукшина давно нет в живых. Может, потому, что на самом деле жена до сих пор остается женой Шукшина.

От школы мы неторопливо прошли деревенскими улицами мимо бывшего дома Шукшиных, мимо того места, где провел Василий Шукшин свое детство, прямо к горе Пикет. Здесь на горе устраивают время от времени Шукшинские чтения, куда приезжают гости из разных городов России и часто выступают местные поэты и прозаики.

Приезжают сюда и барды, образуют палаточный городок и поют песни, про Шукшина, про родные края, про Россию. Хорошее это место, вольное. А рядом течет горная Катунь. Здесь купил матери домик Василий Макарович, когда получил гонорар за “Любавиных”. Жены менялись, но любимой на всю жизнь оставалась лишь мать.

Шукшин относился к ней трогательно, нежно, уважительно. Хотя на чувства скупы были оба, не обнимались, не целовались на виду у всех, о главном и серьезном разговаривали наедине. По всем жизненно важным вопросам советовался Шукшин только с ней.

И когда поступал в институт, и когда собирался жениться, а может, и тогда, когда собирался приступить к очередной новой работе. Снял ее в “Калине красной”, увековечил любимую мать навсегда. Памятник Шукшину стоит рядом с домом, в маленьком садике, рядом с калиной, которая на самом деле красная.

Мать пережила сына, который прожил всего 45 лет. Если посчитать, сколько лет ему отвела жизнь на творчество, то наберется всего ничего – 15 лет.

Чтобы за пятнадцать лет написать столько, наснимать столько, войти в историю кинематографа замечательным актером и режиссером, в литературу народным писателем, нужно, наверное, было немало сил, и моральных, и физических. Можно сказать, что Шукшин горел в творчестве и сгорел безвременно, не оцененный при жизни так, как должен был бы оценен, в том числе и на собственной родине.

Источник: https://mirznanii.com/a/134942-2/analiz-povesti-vasiliya-shukshina-kalina-krasnaya-2

Замечали ли вы, что некоторые авторы настолько образно, но при этом незамысловато пишут свои произведения, что даже спустя много лет воспоминания об их творениях всплывают в голове целыми фильмами.

Так ярко представляешь себе героя повести во время чтения, что потом, когда сталкиваешься с экранизацией, буквально вскрикиваешь: «Точно, именно так он и выглядит!» Именно так происходит во время просмотра фильма «Калина красная» (Шукшин).

Краткое содержание этого рассказа может занять несколько минут, но вот переживания остаются с нами навсегда.

Василий Шукшин – великий трагик

Литературные критики единогласно утверждают, что такое слияние в единое целое разных талантов и качеств будет удивлять и заставлять восхищаться еще не одно поколение читателей.

Даже несмотря на то, что творчество Василия Макаровича относится к советской эпохе.

«Калина красная» (краткое содержание по главам разберем чуть позже) – ярчайший пример того, как автор растворяется, не замечает себя перед лицом тех проблем, которые поднимает перед читателями. Шукшин буквально принадлежал искусству.

Иногда критики утверждают, что Василий Макарович «демонстрировал» себя, выставлял напоказ, чтобы получить еще большее признание. Но его друзья и близкие, а также множество литературоведов говорят обратное: всякое указание на себя, всякая демонстрация своего «я» были ему совершенно чужды. Именно поэтому он стал незабываемым.

Возьмем, к примеру, чуть ли не самое известное его произведение – «Калина красная». Шукшин (краткое содержание не передаст эмоционального накала, но хоть напомнит сюжетную линию) написал эту киноповесть в 1973 году. Динамичность сюжета, множество диалогов и повествование от третьего лица – вот основные литературные характеристики произведения.

Критики сразу заметили, что такого образа главного героя – Егора Прокудина – в искусстве еще не было. Именно он – то, что выделяет из общего ряда фильм «Калина красная».

Краткое описание его натуры таково: он то нежен и сентиментален, обнимает чуть ли не каждую встречную березку, то груб и «лезет на рожон»; в одну минуту Егор весел и добр, а в следующую – уже бандит и любитель попоек.

Некоторым литературоведам показалось, что такая непоследовательность говорит об отсутствии характера, а значит, не передает всей правды жизни «Калина красная».

Краткое содержание (анализ своих собеседников Шукшин проводил молниеносно и точно) всех происходивших с ним событий, он – актер, режиссер и писатель – буквально проживал. Все, будь то пересказ ссоры с вахтером или встреча рассвета, вызывало в нем бурю страстей и рвалось на бумагу и кинопленку. Это «триединство» создавало Шукшину массу проблем в жизни.

Видимая непоследовательность действий Прокудина на самом деле непроста, не стихийна. Шукшин сумел передать чуждую обычному человеку логику. Нам не понять, да и, скорее всего, не следует понимать и принимать поступки этого человека. Но ведь это не значит, что такая жизнь не имеет права на существование в принципе.

Итак, «Калина красная», Шукшин. Краткое содержание начнем с того, что Егор – вор-рецидивист – получает напутствие от начальника зоны, где Прокудин отбывал наказание. Утром он должен выходить на волю, и нам становятся известными некоторые мечты этого человека: завести корову и жениться. Свою избранницу Егор еще ни разу в жизни не видел. Они познакомились по переписке.

Оказавшись на свободе, Прокудин отправляется к своим знакомым (как вы понимаете, тоже «нечистым на руку»). Собравшаяся там компания ждет известия о том, как прошло очередное ограбление. Все пытаются расспросить Горе (именно так называют Егора приятели) о тюрьме, но ему совершенно не хочется говорить об этом. На улице весна, и Прокудин радуется жизни.

Раздавшийся телефонный звонок прерывает посиделки: подельников накрыла милиция, и всем надо разбегаться. Понимая, что ему ничего не грозит, Прокудин тоже бежит. Такова сила привычки…

Дорога в нормальную жизнь

Как же разворачиваются события в повести «Калина красная»? Шукшин (краткое содержание не передает всех нюансов отношения Прокудина к жизни) отправляет своего героя на встречу с будущей женой – Любой. Та встречает его на автобусной остановке и ведет знакомить с родителями.

Чтобы не пугать пожилых людей, Люба говорит, что ее избранник – бывший бухгалтер. Но, оставшись наедине с родителями и отвечая на расспросы, Егор говорит: «Семерых убил, восьмого не успел…».

Он уверен, что человек имеет право на реабилитацию, а, получив наказание, возвращаться нельзя. И судить его тоже нельзя.

Он критикует «отсталых» стариков и их мировоззрение, примерив на себя роль общественного деятеля.

Предубеждения

Общественная мораль довольно четко прописана в повести «Калина красная». (Шукшин неоднократно показывает влияние общества на индивидуума) разговоров Любы, ее матери и невестки о новом знакомом сводится к недовольству только по одной причине: Егор только что вышел из тюрьмы. Женщины передают мнение односельчан.

А сам Егор проводит время в бане с братом Любы, Петром. Этот неразговорчивый человек абсолютно равнодушен к происходящему. Ему лень знакомиться с Егором и вести с ним задушевные беседы.

Сцены с обидой Егора на Петра, с последовавшим за этим пониманием того, что не гордость и предубеждения движут им, а обычная неразговорчивость, очень ярко описал Василий Шукшин. «Калина красная» (краткое содержание мы пытаемся вспомнить) продолжается криком Петра из бани, все хватаются «за тяжелое» и бегут на выручку.

А на самом деле Егор случайно плеснул кипятка на Петра. Инцидент превращают в шутку, и остаток вечера проходит в «теплой дружественной обстановке».

Детали

Подруга Любы, Варя, предлагает расстаться с Егором и принять назад бывшего мужа – Кольку. Это же мелочи, что он пьянчужка. Варя со смехом рассказывает о своей счастливой жизни с мужем-алкоголиком. Ее история о том, что битье пьяницы скалкой – норма, несколько коробит Любу. Люба не хочет быть «как все», и это очень раздражает односельчан.

А Прокудин тем временем думает о товарищах, с которыми успел повидаться после выхода из тюрьмы. Одному из них (Губошлепу) он даже отправляет почтой деньги.

Зачем все это показывает Шукшин? «Калина красная», краткое содержание которой – наш сегодняшний интерес, передает настроение общества по отношению к рецидивистам, к тем, кто идет против принятых норм.

Шукшин не мог не поднять эту тему в своем произведении.

Гуляка

Егор кутит в ресторане с незнакомыми мужичками. Он сыплет деньгами и всячески «развратничает» (так назвал это сам Шукшин): поет, пляшет, пьет и произносит пафосные речи.

Но ближе к ночи он вспоминает о Любе, звонит ей и говорит, что дела задержали его в городе. Мать не верит такой «легенде», но Любу выручает отец и помогает ей объясниться с матерью.

Именно поддержку отца настойчиво подчеркивает Шукшин.

«Калина красная» – краткое содержание снова не вмещает всех событий и диалогов – продолжается тем, что Прокудин берет такси и возвращается к Любе. Но идет к ее брату, и они в бане (в темном тесном мире, как назвал это место Шукшин) продолжают пьянку.

Новая работа

Провожая утром Любу на ферму, где она трудится, Егор вспоминает свое детство – мать, корову Маньку и мальчишескую беззаботность. Люба же вскользь упоминает о пьянице – бывшем муже.

Так за непринужденной болтовней они доходят до фермы, где Егор знакомится с директором и тут же устраивается на работу шофером.

Выполнив первое же задание, Прокудин отказывается от работы и говорит, что на тракторе ему проще.

Вечером на одолженном самосвале Горе везет Любу в соседнее село. Он просит ее представиться соцработником и поговорить со старушкой Куделихой. Сам он во время этого визита выглядит очень серьезным и не снимает черные очки. По дороге домой оказывается, что они посетили мать Егора.

Даже краткое содержание рассказа «Калина красная» Шукшина невозможно передать без описания того момента, когда, впервые сев за руль трактора, Прокудин делает первую борозду. Его переполняют радость и гордость, он не может надышаться запахом перепаханной земли.

Не без сучков

Когда в дом к Любе заявляется бывший муж с друзьями и пытается качать права, Егор кулаками выставляет всю компанию за ворота. Краткое содержание рассказа «Калина красная» Шукшина не может передать всю полноту кинематографической сцены этой драки. Ведь закончилась она от того, что под тяжелым взглядом Егора остановился идущий на него с колом Колька.

Случилась и еще одна неприятность в жизни Прокудина. Из города к нему приехал бывший приятель Шура. Он привез деньги от Губошлепа, которые должны были помочь Егору вернуться к старой жизни. Но Прокудин отказывается от такого предложения, швыряя деньги в лицо визитера. Егору удается успокоить разволновавшуюся Любу, но видно, что и сам он порядком на взводе.

Трагическая кончина

Работая в поле, Егор замечает на опушке леса “Волгу” с бывшими приятелями. Он идет к ним, а мы тем временем узнаем, что Губошлеп решил поквитаться с Горем за то, что тот отошел от воровской жизни.

К тому моменту, как обеспокоенная Люба разобралась, что происходит, и подъехала с братом к лесной опушке, городские визитеры уже уезжали восвояси. Люба нашла тяжело раненного Егора, и они с Петром пытались помочь Прокудину. Но в какой-то момент тот почувствовал близкую кончину и попросил положить его на землю, чтобы послушать… Из последних сил Егор Прокудин просит отдать его деньги матери.

«И лежал он, русский крестьянин, в родной степи, вблизи от дома…»

Источник: https://FB.ru/article/191681/kalina-krasnaya-shukshin-kratkoe-soderjanie-po-glavam-analiz

«Калина красная», анализ повести Шукшина

Киноповесть «Калина красная» была написана в 1973 г. и напечатана в журнале «Наш современник» № 4. Произведение задумывалось сразу для съёмки, фильм вышел на экран в апреле 1974 г. Шукшин написал повесть в больнице. По словам его жены, Лидии Федосеевой-Шукшиной, Шукшин плакал над финалом повести.

Федосеева-Шукшина сыграла в фильме роль Любы, а Шукшин – Егора. Шукшина вспоминала, что песню «Калина красная», которая стала названием повести, спела она сама будущему мужу в день знакомства.

Съёмки фильма проходили на Алтае, родине Шукшина. Мать героя сыграла крестьянка Ефимия Быстрова, которая вообще не знала, что её снимают, а просто рассказывала Федосеевой-Шукшиной о своих сыновьях, чья судьба была похожа на описанную в повести.

Жанровые особенности

«Калина красная» – киноповесть, то есть повесть, предназначенная для кино, но не ставшая ещё сценарием.

Проблематика

Секрет необычайной популярности фильма в том, что Шукшин смог показать суть русского характера. Законы жизни подобны воровским: ошибки порой невозможно исправить, они влияют на всю жизнь. Таким образом, основной вопрос повести – можно ли изменить прошлое, освободиться от его влияния, загладить вину и исправить ошибки.

Другие проблемы и вопросы: делают ли деньги счастливым; стоит ли рисковать жизнью, свободой, честью ради денег; важность семейных отношений; любовь, меняющая жизнь; долг человека перед матерью и родными. Затрагиваются также актуальные проблемы пьянства и возвращения бывшего преступника в общество.

Сюжет и композиция

Повесть начинается с последнего вечера в колонии главного героя – Егора Прокудина. Всё действие повести происходит весной (по словам героя, весной надо садиться, чтобы весной выходить).

Поначалу Егор не знает, куда ему податься. Но ему «нужен выход какой-нибудь», поэтому в областном , к «своим людям».

Когда бандиты узнали о том, что воры-товарищи «сгорели», и разбежались, Егор утвердился в своём желании заняться сельским хозяйством и отправился на родину, на Алтай, к «заочнице» – женщине, с которой год переписывался, Любе.

От Любы он едет в город, идёт в ресторан и просит официанта организовать для него «маленький бардак», собрать народ «для разврата».

После «разврата» с диковинными людьми (пожилыми, некрасивыми, несчастными) Егор понял, что хочет вернуться к Любе.

Самое сильное место повести – посещение Егором собственной матери. Это кульминация, приём неузнавания. Любе Егор объясняет, что ещё «не время» открываться, надо хоть подождать, когда волосы отрастут.

Финал повести открытый. Петро, перехвативший «Волгу» с бандитами, становится причиной их гибели. Не повторит ли он судьбу Егора?

Герои повести

Егор Прокудин по прозвищу Горе – 40-летний вор-рецидивист. Выходя из тюрьмы, он обещает начальнику жить честно, в его понимании, – заняться сельским хозяйством, купить корову, ведь он же из крестьян.

Егор – человек совсем не примитивный, чего можно было бы ожидать от уголовника. Он умеет подниматься на такую высоту, «где обитают слова красивые и пустые». Выйдя из тюрьмы, он цитирует сразу два стихотворения Есенина, причём одно, длинное, почти полностью с небольшими пропусками.

Егор совершенно не труслив и склонен к авантюризму. Эти качества проявляются, когда Егор уводит милицию, выручая тем самым Губошлёпа, разбирается с бывшим мужем Любы.

Егор вполне презирает «вонючие деньги» и доказывает это делом, отдав собранным официантом Михалычем на «праздник» людям по червонцу.

Герой постоянно повторяет, что слова ничего не стоят. Он всё доказывает делом: не может работать на побегушках у председателя колхоза (водителем), зато с удовольствием работает на тракторе; он отваживает от Любиного дома её бывшего мужа-пьяницу.

Две страсти есть у Егора: берёзки, которыми он любуется, с которыми разговаривает, и корова, о которой он мечтает. Егор с детства помнит, как жестокие соседи прокололи вилами живот их корове, которая ходила под соседским плетнём.

К концу повести Егор разительно меняется. Бандиты отмечают, что даже походка его стала трудовой, пролетарской, крестьянской. Смерть его – смерть крестьянина, лежащего «в родной степи, вблизи от дома».

Люба (Байкалова Любовь Фёдоровна) – «заочница», с которой переписывался Егор. Начальнику в тюрьме Егор показывает фотографию Любы. У неё доверчивое, «милое русское простое лицо». Егор называет её сибирским оладушком, сдобной дорогушей.

Поначалу он не испытывает к ней нежности, а проявляет скрытую агрессию, собираясь её съесть, «разорвать и схавать». Когда Егор увидел её, приехав в село Ясное, то понял, что она красавица.

Егору на ум приходят фольклорные ассоциации: зоренька ясная, Колобок, Красная шапочка.

Люба выгнала своего мужа, потому что он был пьяница. Узнав, что Егор назвался бухгалтером, Люба прямо говорит, что не верит ему. Она писала его начальнику и знает, что Егор – вор.

Когда Егор едет в город, Люба не останавливает его, только говорит, что ей будет жалко, если Егор не вернётся. Люба учит Егора слушать свою душу. Она удивляется, что прикипела к нему за сутки, и душа у неё болит так, будто век его знала. Она говорит о Егоре и его матери, которую только что узнала, прижимая голову Егора к своей груди: «Чего вы такие дорогие-то?»

Старики Байкаловы

Родители Любы на всё готовы ради счастья дочери. Между собой они договариваются, что будут привечать Егора «по-людски», даже если придётся положить жизни. Дед сразу ставит Егора на место и так же, как Люба, говорит, что не верит в бухгалтерскую историю Егора. Он сразу догадывается, что Егор сел за воровство или драку.

Дед «стахановец вечный» с 18-ю похвальными грамотами. В дальнейшем старик принимает сторону Егора и утверждает, что теперь только ждать, какой человек окажется. Ночью старуха-мать ревностно следит, чтобы Егор не подкатывался к Любе и чего не украл.

Брат Любы Петро – «здоровый мужчина, угрюмоватый, весь в каких-то своих думах». Он такой же открытый человек, как вся Любина родня: быстро прощает Егора, случайно окатившего его кипятком.

Бандитская компания Егора

Люсьен противопоставлена Любе. Она – искусственность и бравада, Люба – естественность и гармония. Отличительная черта главаря Губошлёпа – злость. Шукшин сравнивает его с ножом, он «странный своей молодой ненужностью», весь ушёл в горевшие злобой глаза.

«Сашка»: краткое содержание 1 главы. В ночном карауле

Сашкина рота расположилась у рощи. Под елью соорудили шалашик, в котором по очереди спали караульные. На посту разрешалось сидеть, но наблюдать за происходящим нужно было постоянно. Так начинает свою повесть Кондратьев.

Сашка (краткое содержание его размышлений дается дальше) заступил на пост. Он украдкой закурил и стал обдумывать, как добыть валенки для ротного. Свои сапоги он испортил во время переправы через Волгу. Сашка помнил место, где лежал убитый фриц в новых валенках. Он уже собрался за добычей, но что-то его остановило. Парень знал: внутреннее чутье редко обманывает.

Вот уже два месяца был на фронте, как отмечает Кондратьев, Сашка. Краткое содержание его мыслей дает понять, что живого фрица вблизи он так и не видел. Сколько еще протянется это ожидание? Немцы постреливали, но не наступали, а их рота находилась в укрытии и ожидала смены.

Сержант, проверявший посты, угостил табаком. Они поговорили, и Сашка вновь остался один. Наконец разбудил напарника и отправился в шалаш. Почему-то не спалось. И он решился.

Краткое содержание по главам

Глава 1 Ночью была перестрелка, и Сашка заступил на пост. Его призвали два месяца назад, и он пока ни разу не был в открытом бою. В напарники юноше попался бывалый военный, ослабший на скудном пайке, гораздо старше него. Пока Сашка отдыхал, напарник тоже клевал носом, и молодому человеку приходилось за ним присматривать.

На вершине одного из огромных сугробов Сашка заприметил труп немца. Его привлекли новенькие валенки, которые не успели испортиться и подошли бы ротному командиру. Последний замочил ноги в холодной реке и его обувь пришла в негодность. Юноша решился доползти до мертвого фашиста и снять с него валенки.

Далее, пока они с напарником сидели в засаде, совсем рядом появился немец, потом еще один, и еще. Сашка поначалу испугался, но потом взял себя в руки и отправился докладывать ротному об увиденном отряде. Командир приказал спрятаться на дне оврага и не показываться врагу на глаза. Раздался голос, который призывал сдаться в плен всем присутствующим, обещая взамен убежище и питание. Ротный догадался, что это провокация от фашистов, и отдал приказ о наступлении.

Сашка, возможно, оттого, что первый раз был в бою, совершенно не испугался. Заметив неподалёку немца, догнал его и повалил в снег. Так он впервые взял в плен фашиста, которого командир приказал препроводить в штаб.

По пути немец пытался разговаривать с Сашкой, но тот ничего не понял, хотя и сам был бы рад поговорить. Фашист пытался объяснить, что он обычный солдат и не желает никому зла. По пути Сашка подбирает листовку в которой говорится, что всем фашистам, добровольно сдавшимся в плен, обещана жизнь. Это он и пытался объяснить своему пленнику.

В штабе начальник отсутствовал. Сашку и пленного немца отправили сразу к комбату. Тот только что потерял в бою любимую девушку, был очень печален и без суда приказал расстрелять немца. Сашка вступился за пленника, ведь он обещал, что ему сохранят жизнь. Комбат переменил решение в последний момент, отправив фашиста дожидаться участи.

Глава 2 Сашку отправили на речку за водой. Пока он набирал котелок, пуля обожгла руку — его ранили. Пролилось много крови, кое-как наложив жгут, Сашка возвращается обратно в роту. С ранением его отправляют в тыл. Парень сдаёт оружие, прощается с товарищами и пешим уходит.

По пути в его голове появляются мысли о том, как он, наконец, помоется, наденет всё чистое. Но Сашка сам себя останавливает от этих размышлений, поскольку еще неизвестно, доберётся ли он живым до госпиталя. Юноша присел передохнуть и услышал сдавленный стон. По звуку нашёл бойца, ранение которого, вероятнее всего, было смертельным. Дал ему обещание привести санитаров. Молодой солдат находит неподалёку часть, а в ней санитаров. Рассказав им, как найти того раненого, он продолжает путь.

По дороге Сашка вновь думает о приятном — о девушке Зине. Она работает в санитарной роте медсестрой, юноша хочет пригласить её на свидание. Сашка доходит до места назначения, где Зина встречает его как рядового раненого. Юноше делают перевязку. Находящийся рядом старший лейтенант подозревает, что Сашка сам себя специально подстрелил. От волнения и несправедливого обвинения у молодого человека открывается рана, темнеет в глазах. Санитары успокаивают его, наступает тяжелый сон. Зина признается, что с этим старшим лейтенантом у них серьезный роман.

Глава 3 Сашу выписывают из госпиталя. Ему теперь предстоит дорога до деревни Бабино. Вместе с ним отправляются ещё двое выздоровевших солдат. В деревне нужно обменять продуктовые карточки на провиант.

Попутчики Сашки обычный рядовой солдат Жора и лейтенант Володя. За время длинного пути без еды все трое обессилили. Двигаться вперёд помогала вера в то, что на месте их ждёт пища и крыша над головой. Дошли до деревни. Оказалось, что продовольственный пункт тут давно закрыли, самим сельским жителям есть нечего, наступил голод. Сашка с попутчиками обходит все дома, чтобы найти хоть какой-то провиант.

Трое солдат приходят в эвакуационный госпиталь. Оголодавшие, они вынуждены ждать ужина ещё полдня. Никому до них нет дела, как и до их карточек на продукты. Молодые люди проходят профилактический осмотр, где выясняется, что у Володи ранение самое тяжелое. Идти дальше ему опасно, но лейтенант решает двигаться в путь, в Москве его ждёт мать.

Попутчики собираются в дорогу, в госпитале их кормят ужином. Во время трапезы слышно, как раненые жалуются на то, что ужин слишком скудный. Володя не выдерживает и эмоционально высказывает майору о недовольствах солдат. Однако тот не может ничего решить, оправдываясь «временными трудностями». Лейтенант запускает в него тарелку с кашей, но попадает в стену. За этот проступок ему грозит трибунал. Саша берет ответственность на себя, за что его выгоняют из госпиталя. Он прощается с товарищами и отбывает в столицу.

В Москве Сашка видит совсем другую жизнь: люди ходят в чистой, обычной одежде. Мало кто одет по форме. Там ему начинает казаться, что никакой войны на самом деле нет. Юноша понимает, что именно за такой мир воюют и будут воевать на фронте.


Сашка оказывается в Москве и понимает, что мирная жизнь рядом и за неё стоит бороться

За валенками

Немцы перестали стрелять, и Сашка отправился в путь. Добираться предстояло по открытому полю. Для себя он не полез бы. Но ротного ему было жалко, отмечает Кондратьев. Сашка (краткое содержание позволяет передать только важные моменты повести) с трудом стащил валенки с трупа и пополз назад. В этот момент начался обстрел, какого еще не было. Герой испытал неловкость от того, что оказался в безопасности. Ведь центром взрывов стало место расположения роты. Вдруг из-за взгорка появились немцы. Надо предупредить! И Сашка, определив себе путь и сорвавшись с места, помчался к своим.

Кондратьев «Сашка» очень кратко

В. Кондратьев «Сашка» краткое содержание для читательского дневника:

Рассказ «Сашка» – это рассказа знаменитого русского писателя, который описывает молодого парня, который совсем юным оправился на фронт. И центральным моментом становиться то, что встретившись лицом к лицу с врагом он не испугался, а наоборот проявил мужество и силу воли.

Сашка, молодой пацан, который впервые за два месяца, что воевал, столкнулся слишком близко с врагом, немецким солдатом, но несмотря ни на что он не испугался и даже не ощутил чувство страха, единственное что чувствовал парень в эти минуты – это злость к противнику, а некую охотничью страсть, которая внезапно резко охватила его, тем самым немного смутив.

Однополчане гордились молодым войном, не понимая, как ему удалось захватить немца в первом же бою, и при этом не струсовать. Главнокомандующий поговорил с задержанным на его языке и велел Сашке вести его в лагерь.

Немец шёл, с опаской поглядывая на Сашку. Как позже оказалось он не смог ничего путного рассказать главному, только лишь во время его болтовни немецкая армия успела отступить, прихватив с собой пленного.

Сашке идти к комбату не советовали, так как на днях у него случилось большое горе, но он всё же решился и пошел к комбату. Тот велел ему завести немца, а самому выйти. По молодецкому интересу Сашка решил узнать о чём именно разговаривают комбат и немец, правда слышал он только комбата, немца было вовсе не слышно.

После разговора комбат подозвал к себе Сашку и приказал расстрелять немца, от этих слов у главного героя потемнело в глазах, так как война войной, а убивать человека он не мог, да и был уверен, что пленные будут жить в лагере.

Сашка решил не слушаться и вести пленного дальше в главный штаб, осознавая, что это далеко и его могут признать дезертиром он всё-таки отправился в путь. На пол пути его догнал комбат, страх который Сашка испытал увидя глаза своего начальника был велик, но он смог выдавить из себя, можете убить, а я всё же прав. Этими словами он заслужил настоящее уважение в глазах главнокомандующих.

«Язык»

Ротный приказал отойти за овраг. Неожиданно наступила тишина, которую нарушил зов о помощи. Потом враг стал убеждать сложить оружие. Ротный разгадал провокацию, и бойцы бросились вперед. Как отмечает Кондратьев, Сашка (краткое содержание мыслей, охвативших его в этот момент, автор приводит в повести) совсем не боялся. Он чувствовал лишь злобу и азарт. Немцы исчезли в одночасье. Парень разочаровался: такой случай поквитаться – и неудача.

Вдруг Сашка заметил метнувшуюся в сторону серую фигуру. Он бросил лимонку и, подбежав, навалился на фрица. Тот оказался молодым и курносым. Подоспел ротный, и они обезоружили врага. Так впервые (здесь описывается не вся сцена, а только ее краткое содержание) Сашка Кондратьева оказался нос к носу с немцем.

После допроса парень повел пленного в штаб. Тот совсем не походил на фашиста, и парню хотелось поговорить, но языка герой не знал. По пути присели закурить. Фриц увидел незахороненных русских солдат. От этого, как пишет Кондратьев, Сашка – краткое содержание по главам не раз подчеркнет это качество героя – почувствовал себя неловко. А еще бойца смущала его неограниченная власть над идущим рядом человеком.

Сочинения

Война — сложный период для нашего народа. В это суровое время молодежь уходила на фронт защищать свою Родину, а Родина одного за другим теряла своих сынов. Об одном юном парне, который отправился на войну, и рассказывается в повести Кондратьева Сашка, краткое содержание которого, мы представим для нашего читателя по частям.

Кондратьев: Сашка краткое содержание

В своей работе Сашка, Кондратьев отправляет читателя на фронт, где уже второй месяц воюет и наш герой.

Часть 1

Первая встреча с Сашкой происходит у читателя во время заступления нашего героя в караул. Часть находилась подо Ржевом, где под елью и был сооружен шалаш для дежурных. Пока другие отдыхали, Сашка наблюдал за округой, раздумывая о том каким образом достать валенки для друга. Сашка вспомнил об убитом немце. Вот туда, где лежало тело убитого, он и хотел пойти, но его что-то останавливало. За все время военных действий ему так и не довелось увидеть противника вблизи. Те не наступали, а наши находились в ожидании. После смены караула, Сашка идет к себе, но сегодня не спалось и парень решает идти за валенками.

Он вышел на поле, где лежал убитый и стянул с него валенки. В это время немцы начали обстрел. Сашке стало стыдно за то, что он сейчас в безопасности, в то время как немцы стреляли в сторону их места стоянки. А потом он увидел немцев, что появились на горизонте, и Сашка поспешил к своим, чтобы предупредить их о наступлении.

Наступление немцев оказалось провокацией, и те исчезли также быстро, как и появились, а Сашка вновь не получил шанса увидеть вблизи врага. И вдруг он видит удаляющуюся фигуру. Это был противник, которого Сашке и ротному, удалось задержать. Им оказался такой же молодой немец. Нашему герою поручили отвести пленного в штаб. По дороге Сашка хотел было заговорить с немцем, но тот не понимал его речь.

В штабе начальника найти не удалось, и они попадают к комбату. Тот оказался в плохом настроении, так как убили его возлюбленную, и приказывает расстрелять немца. Сашка огорчен, ведь он обещал пленному, что ему ничего не угрожает, и сколько бы доводов не приводил Сашка, комбат был неумолим. Несогласный с приказом, Сашка решает вести пленника в штаб бригады. Хоть путь был не близкий, да и его могли принять за дезертира, парень решает привести свой план в исполнение. Не успев отдалиться от расположения части, наш герой снова увидел комбата. Он очень испугался, но как оказалось, комбат решил отменить свое распоряжение и приказал доставить немца в штаб.

Часть 2

Продолжая свое повествование о Сашке, во второй части Кондратьев отправляет читателя на поле боя. В этот момент наш молодой герой почувствовал резкую боль. Оказалось, его ранили. Он было испугался, что сейчас умрет от потери крови, но перетянув руку, понимает что нужно выбираться в тыл. Ему неловко оттого, что придется бросать своих товарищей, но ничего не поделаешь, нужно направляться в госпиталь. По дороге он рассуждал о войне, о том что нашим солдатам приходится учиться воевать прямо на поле боя. Несмотря на то, что солдат совершает много ошибок, он несет свой крест, не считая свои действия подвигом. Для солдата главное — не дать победить немцам. Вот так, размышляя, он встретил раненого бойца, которому прислал санитаров, а дальше стал думать о Зине, что работала в госпитале. Когда-то он закрыл девушку своей грудью, а после получил в знак благодарности горячие поцелуи. Об этой встрече он и мечтал.

В госпитале Сашка сразу увидел девушку, которая когда-то обещала дождаться бойца. На ее лице было одновременно и радость, и растерянность. Герой долго не мог понять ее странного поведения, пока не увидел Зину с лейтенантом. Он понимает, что у них разыгрались чувства и решает не мешать влюбленным, хоть и стало тоскливо Сашке на душе. Еще было обидно то, что здесь на майские устроили танцы, в то время как на поле шли бои и умирали солдаты. Утром Сашка уходит из санчасти и направляется в госпиталь. Там он принимает решение проведать дома мать, ведь война непредсказуема и может больше не появится такой возможности.

Часть 3

Саша отправляется в путь. По дороге он встречает раненых. На ночлег их мало кто принимает с удовольствием, так как самим хозяевам было нечего есть. Попутчиками Сашки стали рядовой Жора и лейтенант Володя. Им приходилось перебиваться приготовленными из гнилой картошки лепешками и лишь однажды они попали в деревню, которой удалось избежать оккупации. Там наших солдат приняли с радостью, их хорошо накормили, напоили, и дали возможность отдохнуть.

С утра вновь предстояла дорога. И они у госпиталя, где раненые жаловались на еду. Майор говорит речь, во время которой в его сторону летит тарелка. Сашка понимает, что это самодеятельность Володьки, поэтому тут же берет вину на себя. Он ведь понимает, ему ничего не будет, а вот лейтенанту пришлось бы не сладко, его могли и под трибунал отдать.

Словом, это дело замяли, и Сашка отправляется дальше. Лейтенанту дальнейшее путешествие не разрешили доктора и друзья расстаются, понимая что это их последняя встреча. Даже если они выживут, существует малая вероятность того, что судьба вновь их сведет вместе. Так как Сашку отпустили неофициально, то и продукты в дорогу никто ему не дал. Пришлось насобирать картошки и из нее готовить себе еду. А тут, на станции, девушки поделились с ним колбасой с хлебом.

Краткое содержание рассказа Кондратьева Сашка продолжается тем, что он подъезжает к столице. Причем чем ближе к столице приближается Сашка, тем спокойнее протекала там жизнь. Люди ходят в обычной одежде и создается впечатление, что никакой войны нет и в помине. И тут к Сашке приходит осознание того, что они вершат благое дело. Они герои и такое же отношение к ним было у всех жителей столицы. Теперь он шел не стыдясь своего вида и небритости. Он шел гордо, понимая насколько важную миссию выполняют он и его товарищи по фронту.

Главные герои рассказа

Прочтя произведение Кондратьева, мы выделяем среди всех персонажей Сашку, в честь которого и названа повесть. Это молодой солдат, отважный, с чувством ответственности за каждого, поэтому даже раненый он помогает другим. Сашка был любознательным, поэтому он бы с удовольствием поговорил с немцем, но не знал их язык. Его интересовали их запасы продовольствия, ведь у наших продуктов было недостаточно, и порой от голода не было сил не то что хоронить товарищей, но и рыть окопы.

Сашка герой, который за короткий промежуток времени своей службы успел свершить два подвига. Сначала он не побоялся и отправился к убитому немцу за валенками для товарища, а потом взял в плен солдата противника.

На примере главного героя, писатель показал насколько отважными и смелыми были наши ребята, которые воевали не ради славы, а только для того, чтобы не допустить врага на нашу землю.

В штабе батальона

Начальника не было, и Сашку отправили к комбату. Тот переживал смерть подруги, потому отдал приказ: «В расход». А его ординарец уже присматривался к часам немца. Герой не мог нарушить обещание, данное по пути пленному: ему сохранят жизнь. Он тянул время и, когда надежды на отмену приказа не оставалось, заметил идущего к ним комбата. Сашка уже ничего не боялся и твердо смотрел в глаза старшему. Тот все же велел вести пленного дальше. Это была моральная победа героя, сумевшего сохранить в себе человечность. Не случайно по ходу действия герой не раз подчеркивал: мы не такие, как они (фашисты).

Это сюжет первой части повести и ее краткое содержание.

Начало истории

С наступлением вечера Сашка отправился на пост, он был на фронте уже второй месяц, но так ни разу не встретил фашиста. Напарник у молодого рядового был никудышный, больной, исхудавший и пожилой человек. После серии взаимных выстрелов с немцами боец стал размышлять, как бы добраться до мертвого врага. Он планировал забрать у того валенки, так как ротный промочил свою обувь в полынье.

До рассвета оставалось еще много времени, поэтому Сашка решил рискнуть, он тихонько стал ползком пробираться к немцу, стянул с трупа валенки. Уже решил возвращаться, как вдруг над головой засвистели пули. Вновь начался обстрел. А затем он увидел, как недалеко от него появились фашисты. Парень быстро спрятался в рощу, где увидел своего ротного, через него он передал о наступлении врагов, поэтому его рота успела подготовиться к обороне.

Вскоре со стороны фрицев послышался приятный голос, враг убеждал бойцов сдать оружие взамен свободы, но ротный сразу понял, что это провокация немногочисленного разведывательного отряда, поэтому отдал приказ о наступление. Сашка увидел крадущегося фашиста, он бросился ему вслед, повалил его, тот сопротивлялся, но молодой боец оказался сильнее и проворнее. Рядовой связал врага — это был двадцатилетний паренек невысокого роста. Уже вернувшись в отряд, герой узнал, что в немецкий плен угодил его пожилой напарник.

Сашка взял фрица и отправился с ним в штаб, уже по дороге молодой человек решил передохнуть, он долго смотрел на пленного и жалел, что не знает его языка, желая расспросить того о многом. Дойдя до места, боец узнал, что начальство отсутствует, штабные отправили его к комбату. Но тот был в крайне плохом настроении, оказывается, в последнем бою погибла его подруга. Комбат отдал приказ Сашке, расстрелять врага, но тот просто не смог этого сделать, так как еще по дороге дал тому обещание сохранить жизнь.

Молодой солдат просто стоял и твердо смотрел на комбата, а тот докурил папиросу, а затем отменил приказ.

«Сашка» Кондратьева: 2 глава. Ранение

Шел бой. Героя вдруг что-то толкнуло, и перед глазами возникло небо. Сашку ранило в левую руку. Сначала он испугался, что умрет от потери крови. Потом сам перевязал рану. Перед уходом в тыл оставил автомат и попрощался с товарищами. И опять ему стало совестно, что бросает роту в этой мокряди. Да и неизвестно, останется ли кто в живых – так продолжает повесть «Сашка» Кондратьев.

Краткое содержание дум героя по пути в госпиталь (а это два километра под обстрелом) можно обозначить так. Нашим приходится учиться воевать здесь же, на передовой. И потому ошибки совершают все: и солдаты, и командиры. Но немцу русских не победить – в этом герой был твердо уверен. И то, что делали воины каждый день, Сашка не считал подвигом. По его мнению, они просто каждый день выполняли свое дело.

По дороге встретил солдата, раненного в грудь. Понимал, что не доживет он, пока придут санитары. Но все же сам показал дорогу к бойцу, и только потом пошел дальше.

Короткий пересказ «Сашки»

«Сашка» Кондратьев краткое содержание:

«Сашка влетел в рощу, крича „немцы! немцы!“, чтоб упредить своих». Ротный велел отойти за овраг, там залечь и ни шагу назад. Немцы к тому времени неожиданно замолкли. И рота, занявшая оборону, тоже притихла в ожидании, что вот-вот пойдёт настоящий бой.

Вместо этого молодой и какой-то торжествующий голос стал их морочить: «Товарищи! В районах, освобождённых немецкими войсками, начинается посевная. Вас ждёт свобода и работа. Бросайте оружие, закурим сигареты…»

Ротный через несколько минут разгадал их игру: это была разведка. И тут же дал приказ «вперёд!». Сашка хоть и впервые за два месяца, что воевал, столкнулся так близко с немцем, но страха почему-то не ощущал, а только злость и какой-то охотничий раж.

И такое везение: в первом же бою, дуриком, взял «языка». Немец был молодой и курносый. Ротный побалакал с ним по-немецки и велел Сашке вести его в штаб. Оказывается, фриц ничего важного ротному не сказал. А главное, перехитрили нас немцы: пока наши бойцы слушали немецкую болтовню, немцы уходили, взяв у нас пленного.

Немец шёл, часто оглядываясь на Сашку, видно, боялся, что может выстрелить ему в спину. Здесь, в роще, по которой они шли, много советских листовок валялось. Сашка одну поднял, расправил и дал немцу — пускай поймёт, паразит, что русские над пленными не издеваются. Немец прочёл и буркнул: «Пропаганден». Жалко, не знал Сашка немецкого, поговорил бы…

В штабе батальона никого из командиров не было — всех вызвали в штаб бригады. А к комбату идти Сашке не посоветовали, сказав: «Убило вчера Катеньку нашу. Когда хоронили, страшно на комбата глядеть было — почернел весь…»

Решил Сашка все же идти к комбату. Тот Сашке с ординарцем велел выйти. Слышался из блиндажа только комбатов голос, а немца словно и не было. Молчит, зараза! А потом комбат вызвал к себе и приказал: немца — в расход. У Сашки потемнело в глазах. Ведь он же листовку показывал, где написано, что пленным обеспечена жизнь и возвращение на родину после войны! И ещё — не представлял, как будет убивать кого-то.

Сашкины возражения ещё больше вывели из себя комбата. Разговаривая с Сашкой, он уж руку недвусмысленно на ручку ТТ положил. Приказ велел выполнить, о выполнении доложить. А ординарец Толик должен был за исполнением проследить. Но Сашка не мог убить безоружного. Не мог, и все!

В общем, договорились с Толиком, что отдаст он ему часы с немца, но сейчас чтоб ушёл. А Сашка решил все же немца вести в штаб бригады. Далеко это и опасно — могут и дезертиром посчитать. Но пошли…

И тут, в поле, догнал Сашку с фрицем комбат. Остановился, закурил… Только минуты перед атакой были для Сашки такими же страшными. Взгляд капитана встретил прямо — ну, стреляй, а прав все равно я… А тот глядел сурово, но без злобы. Докурил и, уже уходя, бросил: «Немца отвести в штаб бригады. Я отменяю свой приказ».

Сашка и ещё двое раненых из ходячих не получили на дорогу продуктов. Только продаттестаты, отоварить которые можно будет лишь в Бабине, в двадцати верстах отсюда. Ближе к вечеру Сашка и его попутчик Жора поняли: до Бабина сегодня не добраться.

Хозяйка, к которой постучались, ночевать пустила, но покормить, сказала, нечем. Да и сами, пока шли, видели: деревни в запустении. Ни скота не видно, ни лошадей, а о технике и говорить нечего. Туго будет колхозникам весновать.

Утром, проснувшись рано, задерживаться не стали. А в Бабине узнали у лейтенанта, тоже раненного в руку, что продпункт здесь был зимой. А сейчас — перевели неизвестно куда. А они сутки нежрамши! Лейтенант Володя тоже с ними пошёл.

В ближайшей деревне кинулись просить еды. Дед ни дать, ни продать продукты не согласился, но посоветовал: на поле накопать картохи, что с осени осталась, и нажарить лепёх. Сковороду и соль дед выделил. И то, что казалось несъедобной гнилью, шло сейчас в горло за милую душу.

Когда мимо картофельных полей проходили, видели, как копошатся там другие калечные, дымят кострами. Не одни они, значит, так кормятся.

Сашка с Володей присели перекурить, а Жора вперёд ушёл. И вскоре грохнул впереди взрыв. Откуда? До фронта далеко… Бросились бегом по дороге. Жора лежал шагах в десяти, уже мёртвый: видно, за подснежником свернул с дороги…

К середине дня доплелись до эвакогоспиталя. Зарегистрировали их, в баню направили. Там бы и остаться, но Володька рвался в Москву — с матерью повидаться. Решил и Сашка смотаться домой, от Москвы недалеко.

По пути в селе накормили: не было оно под немцем. Но шли все равно тяжело: ведь сто вёрст оттопали, да раненые, да на таком харче.

Ужинали уже в следующем госпитале. Когда ужин принесли — матерок пошёл по нарам. Две ложки каши! За эту надоевшую пшёнку крупно повздорил Володька с начальством, да так, что жалоба на него попала к особисту.

Только Сашка взял вину на себя. Что солдату? Дальше передовой не пошлют, а туда возвращаться все равно. Только посоветовал особист Сашке сматываться побыстрее. А Володьку врачи не отпустили.

Пошёл Сашка опять на поле, лепёх картофельных на дорогу сотворить. Раненых там копошилось порядочно: не хватало ребятам жратвы. И махнул до Москвы. Постоял там на перроне, огляделся. Наяву ли? Люди в гражданском, девушки стучат каблучками… будто из другого мира.

Но чем разительней отличалась эта спокойная, почти мирная Москва от того, что было на передовой, тем яснее виделось ему его дело там…

Это интересно: Рассказ «Судьба человека» повествует о жизни солдата Великой Отечественной Войны, Андрее Соколове. Данное произведение входит в учебную программу литературы 9 класса. Вы можете прочитать краткое содержание «Судьба человека» Шолохова, чтобы ознакомиться с самыми важными эпизодами рассказа.

В госпитале

Путь был трудным, но грела мысль о скорой встрече с Зиной. О том, какой она получилась, расскажет краткое содержание.

Сашка Кондратьева – по главам можно восстановить его двухмесячное пребывание на фронте – познакомился с сестричкой еще по пути на передовую. Он спас ей жизнь. Были тогда и первые поцелуи, и обещания ждать. Зину Сашка увидел сразу же. Она как будто обрадовалась встрече. Но что-то в ее поведении смущало героя. И не зря. Девушка, которую парень считал самым близким человеком, была влюблена в лейтенанта. И хотя Сашке стало невыносимо больно, он решил не мешать счастью Зины.

Больше возмутила его вечеринка с танцами на майских праздниках, устроенная офицерским составом. Он не понимал, как можно веселиться, когда там все поля «в наших». Уже следующим утром герой покинул санчасть, направившись в госпиталь. Он решил до возвращения на передовую навестить мать. Судьба пехоты в войну известна и, может, это последний шанс свидеться.

Развитие событий

В один из дней Сашка отправился на ручей за водой, заполняя очередной котелок, он почувствовал обжигающую боль в области плеча. Молодой человек рассмотрел кровь на рукаве рубашки, его охватил страх, что она вся вытечет из него. Бойцу пришлось взять себя в руки, сделать перевязку. Уже в роте он понял, что отвоевался, он сдал орудие, распрощался с боевыми товарищами и отправился в тыл.

Дорога была непростой, выстрелы не утихали ни на минуту, поэтому рядового частенько посещала мысль, что он может не дойти. Во время пути боец встретил раненого солдата, у того была пуля в груди, поэтому сил идти не было. Сашка пообещал, что вскоре приведет ему на помощь санитаров, он смог выполнить свое обещание.

Молодой человек вспоминал Зину из санчасти, он спас девушку, прикрыл ее собой во время бомбежки.

С ней было связано много приятных воспоминаний:

  • свидания по ночам;
  • робкие признания в любви;
  • горячие поцелуи;
  • нежные объятия.

Когда он наконец-то дошел к приемному пункту и встретил возлюбленную, то заметил, что она ведет себя странно, как будто жалеет его. Уже вечером на танцах Сашка увидел медсестру в объятиях лейтенанта, он понял, что у них большая любовь.

Вскоре Сашка покинул санчасть, вместе с ним направление в госпиталь получили другие раненые солдаты:

  • рядовой Жора;
  • лейтенант Володя.

Им предстоял долгий и тяжелый путь. Уже через несколько часов компания решила отдохнуть, Жора залюбовался окружающей природой, он решил нарвать подснежники, как вдруг раздался взрыв, боец не увидел прикопанной мины и подорвался на ней. Главного героя очень тронула и опечалила это нелепая смерть, он успел привязаться и подружиться со своими спутниками.

Ночевали бойцы в деревнях, но местные жители принимали их весьма неохотно, так как еды у крестьян практически не было. Только в одном селе, которое избежало оккупации, солдат встретили радушно, накормили вдоволь, напоили самогоном.

Хозяйка избы, где они остановились на ночлег, рассказала, что ее супруг Максим пропал без вести. Утром бойцы вновь засобирались в путь.

Столица

Чем дальше оставался фронт, тем больше менялось отношение жителей к раненым. Здесь на Сашку смотрели, как на героя. Да и сама обстановка в Москве была иной — мирной и спокойной. От этого к герою вдруг пришло настоящее понимание того, что они делают там. И он уже не стеснялся ни прожженных ватных штанов и телогрейки, ни простреленной шапки, ни небритого лица – завершает повесть автор.

Так развивается действие в повести (здесь дано лишь краткое содержание) «Сашка» Кондратьева по главам.

  • Рассказ эксгиби девочка алиса
  • Рассказ шукшина мастер читать полностью
  • Рассказ шукшина психопат читать
  • Рассказ шергина собирай по ягодке наберешь кузовок
  • Рассказ чужое дыхание татьяна савина