Рассказ шукшина охота жить читать

Василий шукшин охота жить анализ войти через uid в рассказе охота жить в.м. шукшин проявляет себя как подлинный мастер создания

Василий шукшин охота жить анализ

Войти через uID

В рассказе «Охота жить» В.М. Шукшин проявляет себя как подлинный мастер создания психологической характеристики героя. В произведении противопоставлены два героя: старик Ни­китич, одиноко живущий в тайге, и городской парень, похожий на учителя или геолога, который заходит к нему в избушку на огонек. Чуть позже он называется Колей-профессором. С самого начала произведения диалог этих двух героев воспринимается как разговор деревенского жителя с горожанином. В.М. Шукшин постоянно это подчеркивает. Реплики Никитича перемежаются авторскими комментариями об отношении старика к горожанам. Кроме того, целым рядом намеков В.М. Шукшин дает читателю понять, что Коля-профессор — совсем не геолог, а скорее всего беглый заключенный: он с такой напористостью говорит о воле, напевает тюремные песни. А также поправляет Никитича, когда тот приглашает его садиться: «Так не говорят, отец. Говорят — присаживайся».

Ключевую для понимания рассказа фразу «Охота жить» герои тоже понимают по-разному. Никитич в этой связи дума­ет о возрасте. Он часто вспоминает ушедшую молодость, ко­гда на девушек заглядывался. А Коля ту жизнь с ее простыми радостями и близостью к природе, которую Никитич ведет в тайге, жизнью даже не считает. Коля рассказывает Никитичу о своих жизненных ценностях. Так возникает в произведении символический образ огней в большом городе — символ кра­сивой, безоглядной жизни с музыкой, шампанским и сигаре­тами. Коля не признает бога, ненавидит, когда его учат жить. Сам он когда-то занимался наукой. Потом работал агентом по снабжению, по культурным связям с зарубежными странами.

С самого начала парень называет Никитича отцом. И это не просто дань народной традиции. Конфликт между Колей и Никитичем — это не только конфликт между городским жи­телем и человеком, живущим в близости к природе, но и кон­фликт между старшим поколением и молодежью, ищущей легкой судьбы. Не случайно Шукшин подчеркивает, что внуки Никитича тоже живут в городе, а когда приезжают к нему ле­том погостить, то им скучно.

Уложив парня спать, старик долго рассуждает о городе и приходит к выводу, что городская жизнь развращает людей, а желание форсить и шиковать подталкивает их к преступле­нию. «Сожрет он вас, город, с костями вместе», — делает вы­вод Никитич.

Даже узнав о том, что парень сбежал из тюрьмы, старик не выдает его милиции. Он действует согласно своему нравствен­ному кодексу. Коля же не способен на благородные поступки: ночью он тайком убегает из избушки, прихватив ружье и па­мятный кисет. Догнавший его Никитич не принимает всерьез ворчание старика. Он привык брать от жизни все, что ему надо, при этом не согласовывая свои планы с другими людьми.

Оставаясь в душе добрым, бесхитростным человеком, Ни­китич, вновь желая помочь парню, отдает Коле ружье, доверяя ему, просит оставить ружье в деревне у кума Ефима. Однако Коля не оправдал надежд старика: он убивает его, стреляя в спину, чтобы тот не выдал его милиции.

На примере образа Коли-профессора В.М. Шукшин разо­блачает потребительское, эгоистическое отношение к жизни. Он сравнивает его с паразитом на теле общества, недаром дис­сертация Коли посвящена теме борьбы с колорадским жуком.

Конечно, отчасти Никитич сам виноват в своей гибели. Будучи знатоком природы, жизни того же лесного муравья, он оказывается беспомощно наивным в сфере человеческого об­щения. По внешним признакам (красивому лицу, аккуратной бородке) он принимает Колю за человека хорошего, но запу­тавшегося, оступившегося. В своем искреннем желании по­мочь парню он заходит так далеко, что не задумывается о соб­ственной безопасности, не понимает, что. вооружив беглого преступника, тоже нарушает закон. Никитич живет по своему собственному нравственному кодексу, который не позволяет ему стать предателем и выдать Колю. В.М. Шукшин прямо не пишет об этом. Но в шестидесятые годы в народе еще живы воспоминания о сталинской эпохе. Когда в заключение массо­во попадали невиновные люди, а за украденную с производст­ва катушку ниток можно было получить огромный тюремный срок. В менталитете русского человека издавна был заложен жизненный принцип: «От сумы да от тюрьмы не зарекайся». Никитич и сам не чувствует себя святым. В молодости, буду­чи уже женатым, он соблазнил девушку из религиозной семьи, та родила от него незаконного сына. Возможно, что эта вина, которую Никитич ощущает всю жизнь, а под старость чувст­вует еще острее, подталкивает героя в его желании помочь Коле, молодому парню, который обращается к нему теплым словом «отец». Однако логика поведения Никитича так до конца и не ясна читателю: В.М. Шукшина всегда привлекали натуры странные, наивные, так называемые чудики. Удивляет великодушие старика и самого Колю, который восклицает: «Ты обо мне. прямо как родная мать заботишься». Хитрый и увертливый, он обещает Никитичу начать новую жизнь, и тот от этого обещания совершенно теряет всякую осторожность. В финале произведения тем самым свежим снегом, который, по тонкому наблюдению старика, заметет все следы, Коля зака­пывает его самого. Никитич поплатился за свою безмерную доверчивость жизнью, которую так любил, но читательские симпатии все равно остаются на стороне этого благородного человека, настоящего хозяина тайги. Дальнейшая судьба Коли в произведении не прояснена. Но после убийства старика ста­новится ясно, что он уже никогда не вернется к той честной трудовой жизни, о которой они говорили с Никитичем. В фи­нале новеллы Коле кружит голову «весенний густой запах ле­са» (символ жизни). Выходит солнце, но парень не видит его. Он идет спиной к нему, и взгляд его устремлен вперед, на­встречу той красивой в его понимании жизни, ради которой он способен на все.

Нравственная проблематика рассказа В. М. Шукшина «Охота жить». (Школьные сочинения)

«Нравственность есть Правда» — так называется статья известного русского писателя Василия Макаровича Шукшина. В своих небольших по объёму рассказах автор исследует нравственные проблемы добра и зла, совести и хамства, духовности и бездуховности. Жить по правде – это значит следовать нравственным законам, веками выработанным народом. Чтобы быть настоящим человеком, нужно жить народными радостями и горестями, думать, как народ, потому что народ всегда знает правду.

Этот нравственный критерий народной жизни и является основой творчества писателя.

В. М. Шукшин убеждён в том, что главной темой искусства является «необходимость добра». Он исследует в своих героях присущие русскому народу качества: честность, доброту, совестливость.

В рассказе «Охота жить» изображено столкновение двух людей, противоположных во всём: в образе жизни, в отношении к людям, во взглядах на труд, на нравственные ценности.

В начале повествования мы знакомимся со старым охотником Никитичем. Это простой человек, близкий к природе, живущий вдали от городской цивилизации, в глухой тайге. Быт его неприхотлив и скромен, лишён комфорта. Его дом – избушка на взгорке «в одно оконце» и тайга, в которой он чувствует себя как дома. Холодной зимой уют создаёт камелёк с разгоревшимися дровами. В морозные вечера Никитичу хорошо думается в одиночестве. На душе у него легко, очевидно, потому, что никогда и никому он не делал зла. Прошлое старика небогато событиями. «С малых лет таскался он по тайге – промышлял», — сообщает о нём автор.

Но вот в избушке появляется незнакомый человек, которого Никитич принимает за отставшего от своей партии геолога. Парень понравился охотнику красивым лицом, прямым и смелым взглядом. Одно насторожило: взгляд какой-то «стылый», которому не хватает доброты и человечности.

Постепенно из беседы героев выясняется, что у них разное отношение к жизни, к людям, разные нравственные ценности. «Охота жить!» — это нравственное правило незнакомого парня. «Жить всем охота», — возражает старик. Парень руководствуется в своих поступках только страстным желанием жить самому, «жить красиво», не считаясь с другими людьми. Охотник признаёт право на жизнь за каждым человеком. Испытывая доверие к Никитичу, молодой человек признаётся, что сбежал из тюрьмы. Старик не одобряет поступка «Коли – профессора», но жалеет молодого человека.

Между героями разгорается спор о добре. Озлобленный на весь мир лагерник убеждён: «Добрых людей нет!» Но старик твёрдо стоит на своём: «Не было бы добрых людей, жись ба давно остановилась. Сожрали бы друг друга или перерезались».

Ситуация обостряется, когда в избушку приходят охотники, один из которых – начальник районной милиции. Парень притворяется спящим, а ночью, захватив ружьё Никитича, уходит. Старик не держит зла на беглеца, но ему обидно, что на добро лагерник отвечает злом. «Последнее ружьишко у старика взять» — это «ни стыда, ни совести» не иметь. Опытный художник, хорошо знающий тайгу, преграждает путь вору. Жалея парня, который без ружья в тайге может погибнуть, он оставляет ему ружьё с уговором, что тот оставит его в деревне у знакомого. За свою доброту старик получает выстрел в спину. Парню так «охота жить», что он решает убрать лишнего свидетеля: «Так лучше, отец. Надёжней».

Добро и зло в рассказе разграничены. Человек из народа Никитич отличается высокой нравственностью, порядочностью, совестливостью, он верит в силу добра, не предполагает, что на добро можно ответить злом. За эту веру в добро старик поплатился жизнью. Лагерник живёт по волчьим законам, не верит в добро. Им руководит животное желание жить. Он не способен понять право другого человека на жизнь.

Рассказ заставляет задуматься над многими нравственными проблемами. Почему зло одерживает победу над добром? Почему в наше время остро ощущается дефицит добра? Что нужно делать, чтобы в мире было больше честности, порядочности? Тревога за будущее страны вызвала к жизни этот рассказ. Он и является доказательством того, что «искусство стремится непременно к добру». Свой долг писатель видел в том, чтобы утверждать высокие нравственные ценности, убеждать людей в необходимости добра.

Сочинение по рассказу Шукшина В.М. «Охота жить»

В рассказе «Охота жить» В.М. Шукшин проявляет себя как подлинный мастер создания психологической характеристики героя. В произведении противопоставлены два героя: старик Ни­китич, одиноко живущий в тайге, и городской парень, похожий на учителя или геолога, который заходит к нему в избушку на огонек. Чуть позже он называется Колей-профессором. С самого начала произведения диалог этих двух героев воспринимается как разговор деревенского жителя с горожанином. В.М. Шукшин постоянно это подчеркивает. Реплики Никитича перемежаются авторскими комментариями об отношении старика к горожанам. Кроме того, целым рядом намеков В.М. Шукшин дает читателю понять, что Коля-профессор — совсем не геолог, а скорее всего беглый заключенный: он с такой напористостью говорит о воле, напевает тюремные песни. А также поправляет Никитича, когда тот приглашает его садиться: «Так не говорят, отец. Говорят — присаживайся».

Ключевую для понимания рассказа фразу «Охота жить» герои тоже понимают по-разному. Никитич в этой связи дума­ет о возрасте. Он часто вспоминает ушедшую молодость, ко­гда на девушек заглядывался. А Коля ту жизнь с ее простыми радостями и близостью к природе, которую Никитич ведет в тайге, жизнью даже не считает. Коля рассказывает Никитичу о своих жизненных ценностях. Так возникает в произведении символический образ огней в большом городе — символ кра­сивой, безоглядной жизни с музыкой, шампанским и сигаре­тами. Коля не признает бога, ненавидит, когда его учат жить. Сам он когда-то занимался наукой. Потом работал агентом по снабжению, по культурным связям с зарубежными странами.

С самого начала парень называет Никитича отцом. И это не просто дань народной традиции. Конфликт между Колей и Никитичем — это не только конфликт между городским жи­телем и человеком, живущим в близости к природе, но и кон­фликт между старшим поколением и молодежью, ищущей легкой судьбы. Не случайно Шукшин подчеркивает, что внуки Никитича тоже живут в городе, а когда приезжают к нему ле­том погостить, то им скучно.

Уложив парня спать, старик долго рассуждает о городе и приходит к выводу, что городская жизнь развращает людей, а желание форсить и шиковать подталкивает их к преступле­нию. «Сожрет он вас, город, с костями вместе», — делает вы­вод Никитич.

Даже узнав о том, что парень сбежал из тюрьмы, старик не выдает его милиции. Он действует согласно своему нравствен­ному кодексу. Коля же не способен на благородные поступки: ночью он тайком убегает из избушки, прихватив ружье и па­мятный кисет. Догнавший его Никитич не принимает всерьез ворчание старика. Он привык брать от жизни все, что ему надо, при этом не согласовывая свои планы с другими людьми.

Оставаясь в душе добрым, бесхитростным человеком, Ни­китич, вновь желая помочь парню, отдает Коле ружье, доверяя ему, просит оставить ружье в деревне у кума Ефима. Однако Коля не оправдал надежд старика: он убивает его, стреляя в спину, чтобы тот не выдал его милиции.

На примере образа Коли-профессора В.М. Шукшин разо­блачает потребительское, эгоистическое отношение к жизни. Он сравнивает его с паразитом на теле общества, недаром дис­сертация Коли посвящена теме борьбы с колорадским жуком.

Конечно, отчасти Никитич сам виноват в своей гибели. Будучи знатоком природы, жизни того же лесного муравья, он оказывается беспомощно наивным в сфере человеческого об­щения. По внешним признакам (красивому лицу, аккуратной бородке) он принимает Колю за человека хорошего, но запу­тавшегося, оступившегося. В своем искреннем желании по­мочь парню он заходит так далеко, что не задумывается о соб­ственной безопасности, не понимает, что, вооружив беглого преступника, тоже нарушает закон. Никитич живет по своему собственному нравственному кодексу, который не позволяет ему стать предателем и выдать Колю. В.М. Шукшин прямо не пишет об этом. Но в шестидесятые годы в народе еще живы воспоминания о сталинской эпохе. Когда в заключение массо­во попадали невиновные люди, а за украденную с производст­ва катушку ниток можно было получить огромный тюремный срок. В менталитете русского человека издавна был заложен жизненный принцип: «От сумы да от тюрьмы не зарекайся». Никитич и сам не чувствует себя святым. В молодости, буду­чи уже женатым, он соблазнил девушку из религиозной семьи, та родила от него незаконного сына. Возможно, что эта вина, которую Никитич ощущает всю жизнь, а под старость чувст­вует еще острее, подталкивает героя в его желании помочь Коле, молодому парню, который обращается к нему теплым словом «отец». Однако логика поведения Никитича так до конца и не ясна читателю: В.М. Шукшина всегда привлекали натуры странные, наивные, так называемые чудики. Удивляет великодушие старика и самого Колю, который восклицает: «Ты обо мне… прямо как родная мать заботишься». Хитрый и увертливый, он обещает Никитичу начать новую жизнь, и тот от этого обещания совершенно теряет всякую осторожность. В финале произведения тем самым свежим снегом, который, по тонкому наблюдению старика, заметет все следы, Коля зака­пывает его самого. Никитич поплатился за свою безмерную доверчивость жизнью, которую так любил, но читательские симпатии все равно остаются на стороне этого благородного человека, настоящего хозяина тайги. Дальнейшая судьба Коли в произведении не прояснена. Но после убийства старика ста­новится ясно, что он уже никогда не вернется к той честной трудовой жизни, о которой они говорили с Никитичем. В фи­нале новеллы Коле кружит голову «весенний густой запах ле­са» (символ жизни). Выходит солнце, но парень не видит его. Он идет спиной к нему, и взгляд его устремлен вперед, на­встречу той красивой в его понимании жизни, ради которой он способен на все.

Краткое содержание рассказа «Охота жить» Шукшина В.М.

В произведении «Охота жить» идет характеристика двух героев. Вообще оно состоит из нескольких небольших рассказов. Сначала речь идет об одиноком старике, который уже давно живет глубоко в лесу и чувствует при этом себя превосходно. Ему удобно и хорошо, ведь рядом такая прекрасная погода и природа. А перед сном ему нравится гулять по ночному лесу. А вот другим главным героем стал молодой парень по имени Коля. Он живет и учится в городе. И больше всего на свете ему хочется стать геологом. Именно поэтому он приезжает иногда сюда и гуляет по лесу. И неожиданно он приметил небольшую хижину и решил узнать, кто же в ней живет. Вот так они и познакомились.

Сначала их разговор поддерживался лишь на том, что они разные по статусу. Если парень городской, а вот старик деревенский. И это автор подчеркивает несколько раз. Кроме этого старик не очень лестно отзывается о городских людях и высказывает это открыто. На самом деле Коля не такой уж простой человек как это могло показаться сначала. По тому, как он говорит и напевает тюремные мотивы, то можно подумать и предположить, что он сидел в тюрьме.

В произведении встречается огромное количество фраз, которые каждый из героев высказывает по-разному. Старик сразу же начинает задумываться о своем возрасте и вспоминать обо всем, что происходило в его жизни раньше. А вот парня больше всего на свете волнует совсем другое. Ему нравятся места, где живет старик, и он бы с радостью сам остался бы здесь жить навсегда. И тут Коля начинает постепенно обо всем рассказывать своему собеседнику.

Он рассказывает о своей жизни, которая у него есть сейчас. Что больше всего на свете ему не нравится, когда его чему-то учат или обучают. Ему нравилось учиться и работать в науке, но вот не всем это нравилось, и поэтому они постарались разными способами от него избавиться. Кроме этого он с самого начала видит в старике родного человека, который может стать его отцом. Здесь идет конфликт между молодым поколением и старым. Их характеры совершенно разными, да на многие вещи он смотрит по-разному. И это выясняется в том случае, когда на лето к нему в лес приезжают внуки, которым здесь нечем заняться, и они скучают и просятся домой. Когда Коля засыпает, старик начинает задумываться над тем, что в городе люди становятся совсем другими людьми. И многие вещи их могут подтолкнуть на преступления.

Сочинение по рассказу Шукшина В.М. «Охота жить»

В рассказе «Охота жить» В.М. Шукшин проявляет себя как подлинный мастер создания психологической характеристики героя.

В произведении противопоставлены два героя: старик Ни­китич, одиноко живущий в тайге, и городской парень, похожий на учителя или геолога, который заходит к нему в избушку на огонек. Чуть позже он называется Колей-профессором.

С самого начала произведения диалог этих двух героев воспринимается как разговор деревенского жителя с горожанином. В.М. Шукшин постоянно это подчеркивает. Реплики Никитича перемежаются авторскими ми об отношении старика к горожанам. Кроме того, целым рядом намеков В.М.

Шукшин дает читателю понять, что Коля-профессор — совсем не геолог, а скорее всего беглый заключенный: он с такой напористостью говорит о воле, напевает тюремные песни. А также поправляет Никитича, когда тот приглашает его садиться: «Так не говорят, отец. Говорят — присаживайся».

Ключевую для понимания рассказа фразу «Охота жить» герои тоже понимают по-разному. Никитич в этой связи дума­ет о возрасте. Он часто вспоминает ушедшую молодость, ко­гда на девушек заглядывался. А Коля ту жизнь с ее простыми радостями и близостью к природе, которую Никитич ведет в тайге, жизнью даже не считает.

Коля рассказывает Никитичу о своих жизненных ценностях. Так возникает в произведении символический образ огней в большом городе — символ кра­сивой, безоглядной жизни с музыкой, шампанским и сигаре­тами. Коля не признает бога, ненавидит, когда его учат жить. Сам он когда-то занимался наукой.

Потом работал агентом по снабжению, по культурным связям с зарубежными странами.

С самого начала парень называет Никитича отцом. И это не просто дань народной традиции.

Конфликт между Колей и Никитичем — это не только конфликт между городским жи­телем и человеком, живущим в близости к природе, но и кон­фликт между старшим поколением и молодежью, ищущей легкой судьбы.

Не случайно Шукшин подчеркивает, что внуки Никитича тоже живут в городе, а когда приезжают к нему ле­том погостить, то им скучно.

Уложив парня спать, старик долго рассуждает о городе и приходит к выводу, что городская жизнь развращает людей, а желание форсить и шиковать подталкивает их к преступле­нию. «Сожрет он вас, город, с костями вместе», — делает вы­вод Никитич.

Даже узнав о том, что парень сбежал из тюрьмы, старик не выдает его милиции. Он действует согласно своему нравствен­ному кодексу.

Коля же не способен на благородные поступки: ночью он тайком убегает из избушки, прихватив ружье и па­мятный кисет. Догнавший его Никитич не принимает всерьез ворчание старика.

Он привык брать от жизни все, что ему надо, при этом не согласовывая свои планы с другими людьми.

Стилистические особенности

В рассказе важны детали. Старенькое ружьё Никитича, которое он любовно называет «ружьишко», не желая менять на несколько других, становится поводом для его убийства. Никитич, привыкший в тайге к осторожности в общении со зверем, теряет бдительность, общаясь с человеком, пропуская настораживающие мелочи и детали.

При общении Никитич должен был заметить, что глаза парня иногда горят ясным, радостным блеском, в другое время остывают и становятся мёртвыми. Не придаёт значения Никитич и болтовне парня, который признаётся, что ищет скользкой, склизкой, как налим, доли.

Никитич на протяжении всей беседы наблюдает контраст между свирепым голосом, глазами, сверкавшими «зло и жутко», и «таким хорошим, таким прекрасным» бледным с бородкой лицом. Обычно наблюдательный, он не делает никаких выводов.

Неизвестно, чем бы закончилось общение Никитича и беглого заключённого, если бы старик не сказал невзначай, что в охотничьем домике спит начальник милиции. Этими словами он подписал себе смертный приговор и был убит для надёжности.

Весенний снег, в который преступник зарыл труп, не скроет следы преступления. Символична последняя деталь: солнце, от которого отворачивается убийца, и запах весны – запах жизни, которой он лишил другого человека ради своей.

Краткое содержание рассказа “Охота жить” Шукшина В. М

В тайге стоит избушка. В нее заходят на короткое время зимой охотники, такие как старик Никитич. Никитич сидит перед маленькой печуркой, курит трубку.

Никитич любит тайгу, особенно зимой, не боится одиночества, считает себя безраздельным хозяином большого белого царства. Неожиданно он слышит, как кто-то подъезжает к избушке на лыжах. В дверях показывается высокий красивый парень, проходит к печке, чтобы обогреться.

Никитич наметанным глазом сразу определяет, что парень – не охотник (у него нет ружья, подъехав к избушке он спросил, кто в

ней, как никогда не сделал бы охотник). Никитич начинает задавать парню вопросы. Парень неохотно отвечает, что он геолог, отстал от партии, просит у старика водки. Выпив, гость становится разговорчивей. На вопрос, что он ищет, парень отвечает: “Волю”.

Спустя некоторое время парень признается, что бежал из заключения, что больше всего ценит волю. Старик без опаски, сочувственно, замечает, что поступок этот “зряшный”, что теперь не прежние времена и беглеца все равно поймают. Парень рвется в город. Старик недоумевает, что так манит туда людей.

На месте парня Никитич бы вырыл в тайге землянку и отсиделся бы лет пять,

не стремился бы на верную погибель. Трое внуков Никитича тоже не могут жить без города, а приезжая в гости к деду, ходят в тайгу на охоту только из вежливости. Никитичу немного стыдно, что он ничем не может ублажить внуков, поскольку то, что он ценит больше всего на свете, им абсолютно не интересно.

Парень пьет еще, начинает скандалить. Никитич осаживает его: He поганься! Пустили тебя, как доброго человека, а ты лаяться начал. Обиделся – посадили! Значит, было за что… Я не поп, и здесь тебе не церква, чтобы злобой своей харкать. Здесь тайга: все одинаковые. Помни это.

А то и до воли своей не добежишь – сломишь голову… Найдется и на тебя лихой человек. Обидишь вот так вот – ни за што ни про што, он тебе покажет, где волю искать”. Парень извиняется, объясняет, что просто терпеть не может, когда его начинают учить жизни.

Он любит жить красиво, наслаждаться, пить шампанское, рисковать, испытывать свою храбрость, терпеть не может святош.

Никитич говорит, что он сам себя святым не считает, поскольку с молодости за ним тянется тяжкий грех: он соблазнил дочь родителей-отшельников, у девушки родился ребенок, которого Никитич не воспитывал и теперь чувствует свою вину перед этим человеком. Ночью в дверь стучат.

Парень пугается, пытается сбежать, клянется, что если Никитич выдаст его, старику не поздоровится. Появляются Протокин, начальник районной милиции, и с ним еще двое спутников. Никитич не любит таких заезжих охотников – “только пошумят и уедут”. Старик представляет парня заблудившимся геологом. Протокин удивляется, что в милиции нет заявления о пропаже человека из геологической партии, но решает разобраться утром.

В.М. Шукшин «Охота жить» анализ произведения

В рассказе «Охота жить» В.М. Шукшин проявляет себя как подлинный мастер создания психологической характеристики героя. В произведении противопоставлены два героя: старик Ни­китич, одиноко живущий в тайге, и городской парень, похожий на учителя или геолога, который заходит к нему в избушку на огонек. Чуть позже он называется Колей-профессором. С самого начала произведения диалог этих двух героев воспринимается как разговор деревенского жителя с горожанином. В.М. Шукшин постоянно это подчеркивает. Реплики Никитича перемежаются авторскими комментариями об отношении старика к горожанам. Кроме того, целым рядом намеков В.М. Шукшин дает читателю понять, что Коля-профессор — совсем не геолог, а скорее всего беглый заключенный: он с такой напористостью говорит о воле, напевает тюремные песни. А также поправляет Никитича, когда тот приглашает его садиться: «Так не говорят, отец. Говорят — присаживайся».

Ключевую для понимания рассказа фразу «Охота жить» герои тоже понимают по-разному. Никитич в этой связи дума­ет о возрасте. Он часто вспоминает ушедшую молодость, ко­гда на девушек заглядывался. А Коля ту жизнь с ее простыми радостями и близостью к природе, которую Никитич ведет в тайге, жизнью даже не считает. Коля рассказывает Никитичу о своих жизненных ценностях. Так возникает в произведении символический образ огней в большом городе — символ кра­сивой, безоглядной жизни с музыкой, шампанским и сигаре­тами. Коля не признает бога, ненавидит, когда его учат жить. Сам он когда-то занимался наукой. Потом работал агентом по снабжению, по культурным связям с зарубежными странами.

С самого начала парень называет Никитича отцом. И это не просто дань народной традиции. Конфликт между Колей и Никитичем — это не только конфликт между городским жи­телем и человеком, живущим в близости к природе, но и кон­фликт между старшим поколением и молодежью, ищущей легкой судьбы. Не случайно Шукшин подчеркивает, что внуки Никитича тоже живут в городе, а когда приезжают к нему ле­том погостить, то им скучно.

Уложив парня спать, старик долго рассуждает о городе и приходит к выводу, что городская жизнь развращает людей, а желание форсить и шиковать подталкивает их к преступле­нию. «Сожрет он вас, город, с костями вместе», — делает вы­вод Никитич.

Даже узнав о том, что парень сбежал из тюрьмы, старик не выдает его милиции. Он действует согласно своему нравствен­ному кодексу. Коля же не способен на благородные поступки: ночью он тайком убегает из избушки, прихватив ружье и па­мятный кисет. Догнавший его Никитич не принимает всерьез ворчание старика. Он привык брать от жизни все, что ему надо, при этом не согласовывая свои планы с другими людьми.

Оставаясь в душе добрым, бесхитростным человеком, Ни­китич, вновь желая помочь парню, отдает Коле ружье, доверяя ему, просит оставить ружье в деревне у кума Ефима. Однако Коля не оправдал надежд старика: он убивает его, стреляя в спину, чтобы тот не выдал его милиции.

На примере образа Коли-профессора В.М. Шукшин разо­блачает потребительское, эгоистическое отношение к жизни. Он сравнивает его с паразитом на теле общества, недаром дис­сертация Коли посвящена теме борьбы с колорадским жуком.

Конечно, отчасти Никитич сам виноват в своей гибели. Будучи знатоком природы, жизни того же лесного муравья, он оказывается беспомощно наивным в сфере человеческого об­щения. По внешним признакам (красивому лицу, аккуратной бородке) он принимает Колю за человека хорошего, но запу­тавшегося, оступившегося. В своем искреннем желании по­мочь парню он заходит так далеко, что не задумывается о соб­ственной безопасности, не понимает, что. вооружив беглого преступника, тоже нарушает закон. Никитич живет по своему собственному нравственному кодексу, который не позволяет ему стать предателем и выдать Колю. В.М. Шукшин прямо не пишет об этом. Но в шестидесятые годы в народе еще живы воспоминания о сталинской эпохе. Когда в заключение массо­во попадали невиновные люди, а за украденную с производст­ва катушку ниток можно было получить огромный тюремный срок. В менталитете русского человека издавна был заложен жизненный принцип: «От сумы да от тюрьмы не зарекайся». Никитич и сам не чувствует себя святым. В молодости, буду­чи уже женатым, он соблазнил девушку из религиозной семьи, та родила от него незаконного сына. Возможно, что эта вина, которую Никитич ощущает всю жизнь, а под старость чувст­вует еще острее, подталкивает героя в его желании помочь Коле, молодому парню, который обращается к нему теплым словом «отец». Однако логика поведения Никитича так до конца и не ясна читателю: В.М. Шукшина всегда привлекали натуры странные, наивные, так называемые чудики. Удивляет великодушие старика и самого Колю, который восклицает: «Ты обо мне. прямо как родная мать заботишься». Хитрый и увертливый, он обещает Никитичу начать новую жизнь, и тот от этого обещания совершенно теряет всякую осторожность. В финале произведения тем самым свежим снегом, который, по тонкому наблюдению старика, заметет все следы, Коля зака­пывает его самого. Никитич поплатился за свою безмерную доверчивость жизнью, которую так любил, но читательские симпатии все равно остаются на стороне этого благородного человека, настоящего хозяина тайги. Дальнейшая судьба Коли в произведении не прояснена. Но после убийства старика ста­новится ясно, что он уже никогда не вернется к той честной трудовой жизни, о которой они говорили с Никитичем. В фи­нале новеллы Коле кружит голову «весенний густой запах ле­са» (символ жизни). Выходит солнце, но парень не видит его. Он идет спиной к нему, и взгляд его устремлен вперед, на­встречу той красивой в его понимании жизни, ради которой он способен на все.

Анализ произведений русской литературы 11 класс

.C. Высоцкий «Я не люблю» анализ произведения (656)

Оптимистичное по духу и весьма категоричное по содер­жанию стихотворение B.C. Высоцкого «Я не люблю» является программным в его творчестве. Шесть из восьми строф начи­наются фразой «Я не люблю», а всего этот повтор звучит в тексте одиннадцать раз, завершаясь еще более резким отрица­нием «Я это никогда не полюблю». С чем же никогда не сможет.

B.C. Высоцкий «Зарыты в нашу память на века. » анализ произведения (656)

Песня «Зарыты в нашу память на века. » написана B.C. Вы­соцким в 1971 году. В ней поэт вновь обращается к событиям Великой Отечественной войны, ставшим уже историей, но еще живы их непосредственные участники и свидетели. Произведение поэта обращено не только к современникам, но и к потомкам. Главная идея в нем — стремление предупре­дить.

B.C. Высоцкий «Здесь лапы у елей дрожат на весу. » анализ произведения (548)

Стихотворение B.C. Высоцкого «Здесь лапы у елей дрожат на весу. » яркий образец любовной лирики поэта. Оно навея­но чувствами к Марине Влади. Уже в первой строфе явствен­но звучит мотив препятствия. Его подчеркивает особое худо­жественное пространство — заколдованный дикий лес, в котором живет возлюбленная. Путеводной нитью в этот ска­зочный.

B.C. Высоцкий «Мерцал закат, как блеск клинка. » анализ произведения (564)

Военная тема является одной из центральных в творчестве B.C. Высоцкого. Поэт помнил войну по детским воспомина­ниям, но ему часто приходили письма фронтовиков, в которых они спрашивали его, в каком полку он служил, так реалистич­но удавались Владимиру Семеновичу зарисовки из военной жизни. Текст песни «Мерцал закат, как блеск клинка. ».

B.C. Высоцкий «Песня о друге» анализ произведения (1057)

«Песня о друге» — одно из наиболее ярких произведений в творчестве B.C. Высоцкого, посвященное центральной для авторской песни теме — теме дружбы как наивысшей нравст­венной категории. Образ дружбы воплощает в себе и альтруизм — неотъем­лемое качество человека с высокими моральными принципа­ми, и антимещанскую позицию, столь характерную для.

B.C. Высоцкий «Пссня о земле» анализ произведения (558)

«Песня о земле» B.C. Высоцкого написана для кинофиль­ма «Сыновья уходят в бой». В ней подчеркивается жизнеут­верждающая сила родной земли. Ее неисчерпаемые богатства выражает поэтичное сравнение: «Материнство не взять у зем­ли, Не отнять, как не вычерпать моря». Стихотворение содержит риторические вопросы, которые привносят в него полемические ноты. Лирическому.

А.А. Ахматова «Вечерние часы перед столом. » анализ произведения (633)

В стихотворении «Вечерние часы перед столом. » А.А. Ах­матова приоткрывает завесу над таинством творчества. Лириче­ская героиня пытается передать на бумаге свои жизненные впе­чатления, но при этом находится в таком душевном состоянии, что сама пока еще не может разобраться в своих чувствах. Образ непоправимо белой страницы свидетельствует о.

А.А. Ахматова «Я пришла к поэту в гости. » анализ произведения (522)

Стихотворение А.А. Ахматовой «Я пришла к поэту в гос­ти. » имеет автобиографическую основу: в одно из воскресе­ний 1913 года А.А. Ахматова принесла А.А. Блоку его стихи на Офицерскую улицу, 57, расположенную неподалеку от устья Невы, чтобы он их подписал. Поэт сделал лаконичную надпись: «Ахматовой — Блок». Первая строфа произведения тонко.

А.А. Блок «Двенадцать» анализ произведения (447)

Поэма «Двенадцать» написана А.А. Блоком в 1918 году и навеяна революционными событиями. Уже в зимнем пейзаже поэмы подчеркнут контраст черного и белого, мятежная сти­хия ветра передает атмосферу общественных перемен. Дву­смысленно звучит строчка в первой главе произведения: «На ногах не стоит человек». В контексте поэмы ее можно истол­ковать как.

А.А. Блок «На поле Куликовом» анализ произведения (545)

Сюжет цикла «На поле Куликовом» имеет историческую основу — вековое противостояние Руси татаро-монгольскому нашествию. Лиро-эпический сюжет совмещает конкретно- историческую событийную канву: битвы, военные походы, картину овеянной пожарищем родной земли — и цепь пережи­ваний лирического героя, способного осмыслить весь многове­ковой.

«ЧУДИКИ» ШУКШИНА УЧАТ НАС ЖИТЬ ПО ЛЮБВИ

IX—XI КЛАССЫ

Аннотация. В статье представлен опыт
проведения уроков по творчеству писателя, актёра, режиссёра В.М.Шукшина.

Ключевые слова: Шукшин, «деревенская проза»,
тип «чудики», рассказ, нравственность.

Abstract. The article presents the lessons devoted to V.M.
Shukshin — writer, actor and director.

Keywords: Shukshin, “village prose”, Shukshin’s freaks,
short story, morality.

Лишь на первый взгляд произведения В.М.Шукшина
кажутся простыми. На самом же деле творчество нашего земляка, всемир- но
известного писателя, сложно, философич- но, требует серьёзного, вдумчивого
чтения. Какие же произведения выбрать для изучения в школе? Как построить урок,
чтоб детям было интересно? На каких эпизодах необходимо особенно остановиться,
чтобы школьникам захотелось прочитать ещё что-нибудь шук- шинское?

Определяя содержание и последователь-

ность уроков, ставим перед собой чёткие цели:
1) дать старшеклассникам понятие «де- ревенская проза»; 2) познакомить с
главней- шими фактами жизненного пути писателя;

3) открыть новый тип литературного героя —

«чудика»; 4) прочитать и проанализировать
рассказы В.М.Шукшина [1].

Итак, на первом этапе изучения творчества
В.М.Шукшина знакомимся с понятием «дере- венская проза». «Деревенская проза» —
на- правление, сложившееся в 1960—1970-е годы XX века, — была ориентирована на
поиск и от- ражение глубинных основ народной жизни.

Она продолжала традицию раскрытия русского
характера, создала ряд типов простых людей. Писатели, работавшие в середине XX
века в этом направлении, — Ф.Абрамов, В.П.Астафь- ев, В.И.Белов, С.П.Залыгин,
В.Г.Распутин и другие, раскрывая своё понимание темы де- ревни, подчёркивали:
нет чисто деревенских проблем, а есть общенародные, общегосу- дарственные. Так
и Шукшин. Он задумывался не только о деревне и о городе, он писал о Рос- сии, о
русском национальном характере.

На следующем этапе называем основные

даты и факты биографии В.М.Шукшина. Так как
В.М.Шукшин — человек разносторонний, ребята готовят сообщения: Шукшин — писа-
тель, Шукшин — актёр, Шукшин — режиссёр. Благодаря этому создаётся более полное
представление об этом многогранном чело- веке. Если в классе находятся
учащиеся, ко- торые побывали на родине писателя, то они вспоминают,
рассказывают о своей поездке в село Сростки Алтайского края. Закрепляем
изученное проведением викторины:

1)            Какие эпизоды из детства
В.М.Шукши- на вам запомнились?

2)            Кем, где работал будущий
писатель до отъезда в Москву?

3)            Где учился В.М.Шукшин в Москве?

4)            Когда и в каком фильме состоялся
де- бют Шукшина?

5)            Как назывался первый
опубликованный рассказ?

6)            Как назывался первый сборник
Шук- шина?

7)            Сколько рассказов создал
писатель?

8)             Назовите первый полнометражный
фильм Шукшина.

9)            Перечислите фильмы, созданные по
собственным сценариям писателя.

10)         Назовите романы, написанные
В.М.Шукшиным.

Далее знакомимся с таким новым лите- ратурным
типом, как «чудики». Писатель от- крыл читателям новые характеры и ориги-
нальные типы. Мир его героев многообразен, всё интересует писателя: и их социальное
по- ложение, и профессия, и нравственные каче- ства. Но художественным
открытием писателя стал тип, редко встречающийся в литературе 1960—1970-х годов
и получивший название

28 Литература в школе. 2016. № 7.

«чудики». Изображая «чудиков», Шукшин ори-
ентируется на устное народное творчество, обращается к истокам русской
национальной культуры и нравственности. Простоватый, глуповатый с виду
«дурачок», который на са- мом деле оказывался и умным, и смекали- стым, всегда
был любимым героем русских сказок. «Чудак» — один из любимых типов М.Горького
(обратим внимание на общий ко- рень: чудик — чудак). «Чудики», как и «чуда-
ки», никогда не вписывались в обыденное, прозаическое окружение, но, как писал
Горь- кий, «чудаки украшают мир» («Рассказ о без- ответной любви»). Шукшин
отчётливее, чем кто-либо, показал этот тип во всех его про- явлениях. Он
отмечал: «От обычных людей их отличает разве только то, что талантливы они и
красивы. Красивы они тем, что их судьбы слиты с народной судьбой, отдельно они
не живут…»

Остановимся на таком излюбленном пи- сателем
жанре, как рассказ. В.М.Шукшин — мастер короткого рассказа, выработавший свой
собственный неповторимый стиль, за которым стоит неповторимая личность авто-
ра. Сам Шукшин говорил об искусстве рас- сказа: «Вот рассказы, какими они
должны быть: рассказ-судьба. Рассказ-характер. Рас- сказ-исповедь. Самое
мелкое, что может быть, это рассказ-анекдот» [2]. Главное для Шукшина —
характер героя, который рас- крывается читателю через определённый эпизод,
случай. Ведь у Шукшина нет готовой характеристики героя. Только проанализи-
ровав поступки «чудика», можно разобраться, в чём он прав, а в чём — нет.

Для чтения и анализа беру совершенно

разные рассказы: добрый рассказ «Чудик» (9
кл.), философский «Алёша Бесконвойный» (10 кл.), трагический «Охота жить» (11
кл.).

Своих героев «с чудинкой» Шукшин брал из
жизни. Таков и герой рассказа «Чудик». Кто такой Чудик? Каким его рисует автор?
Каким он представляется нам, читателям? Человек необычный, странный в своих
поступках. Ва- силий Егорыч Князев, имя которого узнаём в конце рассказа, не
человек, а сплошное не- доразумение, «22 несчастья», он постоянно попадает в
досадные, нелепые ситуации. По- чему «жена называла его — Чудик»? Вспом- ним
сцены в магазине, в самолёте, в поезде, эпизод с телеграммой, случай с
невесткой. На все его странные выходки неоднозначно реагируют окружающие.
Почему его, честно- го, душевного, мечтательного, не понимают люди? «Почему они
стали злые?» — задаётся вопросом Чудик. Ищем со старшеклассника- ми ответы на
эти вопросы. Человек стремится сделать доброе дело, порадовать, поднять
настроение, а при этом натыкается на непо- нимание, грубость, хамство. В глазах
окру- жающих он кажется «чудиком», странным че- ловеком. А может быть, люди
просто не хотят понять этого искреннего, простодушного и непосредственного
человека?

Костя Валиков, он же Алёша Бесконвой-

ный, — герой следующего рассказа. Как пи-
сатель относится к своему герою? Шукшин любит своего Алёшу, уважает его и
восхища- ется им. Как писатель раскрывает душу Алёши Бесконвойного? Подробно,
неспешно описа- ны занятия героя (подготовка к бане), кото- рые, казалось бы,
ничего особенного не пред- ставляют. Но для Алёши это некий ритуал, это целый
процесс. Эти занятия просветляют его душу. Он наслаждается трудом, «изумляется
природой», думает о смысле жизни: «Вот за что и любил Алёша субботу: в субботу
он так много размышлял, вспоминал, думал, как ни в какой другой день». Баня
даёт покой и мир, нравственное очищение. Каков же Алёша, Алёша-«чудик»? Перед
нами человек с тонкой поэтической душой, любящий жизнь, умею- щий наслаждаться
ею и находить в ней ра- дость… Душа — это и есть человечность.

Столкновение двух людей показано в рас- сказе
«Охота жить». В чём они разные? Во всём: в образе жизни, в отношении к людям,
во взглядах на труд, на нравственные ценно- сти. «На душе у Никитича легко», —
говорит о нём повествователь. А почему легко? Потому что от природы открытый,
добрый, он «за свою жись никому никакого худа не сделал». Но вдруг судьба
столкнула старого охотника с «красивым», «статным» молодым парнем. Что вы
можете сказать о нём? Не напоминает ли он вам одного из героев романа Достоев-
ского?.. Почему думы его Никитичу непонят- ны, поговорить по душам не удаётся,
образу- мить тоже не получается? «Добрых людей нет!» — твердит нежданный гость.
Старик пытается возразить: «…не было бы добрых людей, жись ба давно
остановилась». Почему его попытки призвать к пониманию жизни в целом, души
отдельного человека оказались тщетны? Никитичу просто «обидно было», но он не
злится на парня, пытается оправдать его, пожалеть. Отчего доброта охотника

Н.Усачёв. Илл. к рассказу В.М.Шукшина «Алёша
Бесконвойный». 1980

обернулась злом по отношению к нему же

29

самому? Что нового о жизни открыл нам пи-
сатель этим рассказом? Как мы оцениваем его? Что можем сказать о мастерстве
Шук- шина-писателя?

«Чудики» Шукшина учат нас жить по люб- ви,
по-доброму, по справедливости, по сове- сти, заставляют заглянуть в свои души и
за- думаться над тем, что с нами происходит.

Изучение творчества В.М.Шукшина за- вершаем
творческой работой: либо сочине- нием, либо эссе, либо анализом любого по-
нравившегося рассказа, либо развёрнутым ответом на один из вопросов: Что
объединяет героев Шукшина? Какие черты русского на- ционального характера
выделяет в них писа- тель? Живут ли рядом с нами «чудики»?

ЛИТЕРАТУРА

1.            ШУКШИН В.М. Рассказы. — Барнаул,
1991.

2.            ШУКШИН В.М. Как я понимаю рас-
сказ // В.М. Шукшин. Я пришёл дать вам волю: Роман. Публицистика. — Барнаул,
1991. — С. 365—368.

  • Рассказ шукшина как зайка летал на воздушных шариках
  • Рассказ шукшина обида читать
  • Рассказ шукшина даешь сердце краткое содержание
  • Рассказ шукшина василия макаровича шукшина
  • Рассказ шукшина от ивана петина ушла жена 6 букв