Рассказ шукшина для внеклассного чтения в 6 классе

Чередниченко и цирк в южный курортный городок приехал цирк. плановик чередниченко отдыхал в том городке, устроился славно, чувствовал себя вольготно,

Чередниченко и цирк

В южный курортный городок приехал цирк.

Плановик Чередниченко отдыхал в том городке, устроился славно, чувствовал себя вольготно, даже слегка обнаглел – делал выговор продавщицам за теплое пиво. В субботу вечером Чередниченко был в цирке.

На следующий день, в воскресенье, в цирке давали три представления, и Чередниченко ходил на все три.

Он от души смеялся, когда смуглый длинноволосый клоун с нерусской фамилией выкидывал разные штуки, тревожился, когда молодой паренек в красной рубахе гонял по арене, отгороженной от зрителей высокой клеткой, семь страшных львов, стегал их бичом… Но не ради клоуна и не ради страшных львов ухлопал Чередниченко шесть рублей, нет, не ради львов. Его глубоко взволновала девушка, которая открывала программу. Она взбиралась по веревке высоко вверх и там под музыку крутилась, вертелась, кувыркалась…

Никогда еще в своей жизни Чередниченко так не волновался, как волновался, наблюдая за гибкой, смелой циркачкой. Он полюбил ее. Чередниченко был холост, хоть разменял уже пятый десяток. То есть он был когда-то женат, но что-то такое получилось у них с женой – разошлись. Давно это было, но с тех пор Чередниченко стал – не то что презирать женщин,– стал спокоен и даже несколько насмешлив с ними. Он был человек самолюбивый и честолюбивый, знал, что к пятидесяти годам станет заместителем директора небольшой мебельной фабрики, где теперь работал плановиком. Или, на худой конец, директором совхоза. Он заканчивал сельхозинститут заочно и терпеливо ждал. У него была отличная репутация… Время работало на него. «Буду замдиректора, будет все – и жена в том числе».

В ночь с субботы на воскресенье Чередниченко долго не мог заснуть, курил, ворочался… Забывался в полусне, и мерещилось черт знает что – маски какие-то, звучала медная музыка циркового оркестрика, рычали львы… Чередниченко просыпался, вспоминая циркачку, и сердце болело, ныло, точно циркачка была уже его женой и изменяла ему с вертлявым клоуном.

В воскресенье циркачка доконала плановика. Он узнал у служителя цирка, который не пускал посторонних к артистам и львам, что та циркачка – из Молдавии, зовут Ева, получает сто десять рублей, двадцать шесть лет, не замужем.

С последнего представления Чередниченко ушел, выпил в ларьке два стакана красного вина и пошел к Еве. Дал служителю два рубля, тот рассказал, как найти Еву. Чередниченко долго путался под брезентовой крышей в каких-то веревках, ремнях, тросах… Остановил какую-то женщину, та сказала, что Ева ушла домой, а где живет, она не знала. Знала только, что где-то на частной квартире, не в гостинице. Чередниченко дал служителю еще рубль, попросил, чтобы он узнал у администратора адрес Евы. Служитель узнал адрес. Чередниченко выпил еще стакан вина и пошел к Еве на квартиру. «Адам пошел к Еве»,– пошутил сам с собой Чередниченко. Он был человек не очень решительный, знал это и сознательно подгонял себя куда-то в гору, в гору, на улицу Жданова – так, ему сказали, надо идти. Ева устала в тот день, готовилась ко сну.

– Здравствуйте! – приветствовал ее Чередниченко, ставя на стол бутылку «Кокура». Он за дорогу накрутил себе хвоста – заявился смелый и решительный.– Чередниченко Николай Петрович. Плановик. А вас зовут Ева. Правильно?

Ева была немало удивлена. Обычно поклонники ее не баловали. Из всей их труппы поклонники осаждали троих-четверых: смуглого клоуна, наездницу и – реже – сестер Геликановых, силовых акробаток.

– Я не помешал?

– Вообще-то, я спать готовлюсь… Устала сегодня. А что? Я немножко не понимаю…

– Да, сегодня у вас денек… Скажите, а вот этот оркестр ваш, он не мешает вам?

– Нет.

– Я бы все-таки несколько поубавил его: на нервы действует. Очень громко, куда к шутам…

– Нам ничего… Привыкли.

Чередниченко отметил, что вблизи циркачка не такая уж красавица, и это придало ему храбрости. Он серьезно задумал отвезти циркачку к себе домой, жениться.

Что она была циркачкой, они скроют, никто знать не будет.

– Вы не позволите предложить вам?..– Чередниченко взялся за бутылку.

– Нет, нет,– твердо сказала Ева.– Не пью.

– Совсем?

– Совсем.

– Нисколько-нисколько?

– Нисколько.

Чередниченко оставил бутылку в покое.

– Проба пера,– к чему-то сказал он.– Я сам выпиваю очень умеренно. У меня есть сосед, инженер-конструктор… Допивается до того, что опохмелиться утром рубля нет. Идет чуть свет в одних тапочках, стучит в ворота. У меня отдельный дом из четырех комнат, ну, калитку, естественно, на ночь закрываю на запор, «Николай Петрович, дай рубль».– «Василий,– говорю,– Мартыныч, дорогой, не рубля жалко – тебя жалко. Ведь на тебя смотреть тяжело – с высшим образованием человек, талантливый инженер, говорят… До чего же ты себя доведешь!»

– Но рубль-то даете?

– А куда денешься? Он, вообще-то, всегда отдает. Но действительно, не денег этих жалко, я достаточно зарабатываю, у меня оклад сто шестьдесят рублей да премиальные… вообще, находим способы. Не в рубле дело, естественно. Просто тяжело глядеть на человека. В чем есть, в том и в магазин идет… Люди смотрят… У меня у самого скоро высшее образование будет – это же должно как-то обязывать, так я понимаю. У вас высшее?

– Училище.

– Мгм.– Чередниченко не понял – высшее это или не высшее. Впрочем, ему было все равно. По мере того как он излагал сведения о себе, он все больше убеждался, что тут не надо долго трясти кудрями – надо переходить к делу.А родители у вас есть?

– Есть. Зачем вам все это?

– Может быть, все-таки пригубите? С наперсток?.. Мм? А то мне неловко одному.

– Наливайте – с наперсток.

Выпили. Чередниченко выпил полстаканчика. «Не перебрать бы»,– подумал.

– Видите ли, в чем дело, Ева… Ева?..

– Игнатьевна.

– Ева Игнатьевна.– Чередниченко встал и начал ходить по крошечной комнате – шаг к окну, два шага к двери и обратно.– Сколько вы получаете?

– Мне хватает,

– Допустим. Но в один прекрасный… простите, как раз наоборот – в один какой-нибудь трагичный день вы упадете оттуда и разобьетесь…

– Слушайте, вы…

– Нет, послушайте вы, голубушка, я все это прекрасно видел и знаю, чем все это кончится – эти аплодисменты, цветы…– Ужасно понравилось Чередниченко вот так вот ходить по комнатке и спокойно, убедительно доказывать: нет, голубушка, ты еще не знаешь жизни. А мы ее, матушку, как-нибудь изучили – со всех сторон. Вот кого ему не хватало в жизни – такой вот Евы – Кому вы потом будете нужна? Ни-ко-му.

– Зачем вы пришли? И кто вам дал адрес?

– Ева Игнатьевна, я буду с вами напрямик – такой характер. Я человек одинокий, положение в обществе занимаю хорошее, оклад, я вам уже сказал, до двухсот в целом. Вы тоже одиноки… Я второй день наблюдаю за вами – вам надо уходить из цирка. Знаете, сколько вы будете получать по инвалидности? Могу прикинуть…

Читать дальше

Биография Шукшина В. М.

Шукшин родился в крестьянской семье в 1929 году в маленьком селе Сростки. Его отца в 1933 году расстреляли при коллективизации, но отчасти из-за заслуг сына затем реабилитировали посмертно. В 1943 Василий закончил семилетку и поступил в техникум, но не закончил его и пошел работать сначала в родном селе, а затем слесарем. Оттуда и был призван в армию где для сослуживцев читал свои первые рассказы. После возвращения из армии, Шукшин начал работать учителем русского языка, а потом даже директором школы. Но преподавательская карьера не сложилась, в 1954 году Шукшин поступает в ВГИК, где поступает на режиссерское отделение. Проходя обучение, Шукшин активно рассылает свои рассказы по печатным изданиям. И в 1958 году первые Шукшина рассказы читать можно в издании «Смена».
По мере развития свое режиссерской деятельности развивается и литературное творчество автора. Так в 1963 году выходит книга «Сельские жители». Это произведение Шукшина читают достаточно охотно, да и критики дают ему положительные оценки. В дальнейшем рассказы автора появляются в печати с завидной популярностью, и последующие годы автора называют самыми плодотворными. По любви к простой деревенской жизни рассказы Шукшина сравнивают с произведениями Тургенева и его «Охотничьими рассказами». Кроме того Шукшина рассказы читать полюбили за наблюдательность и остроту языка главных героев практически всех его произведений. К сожалению, во время съемок фильма «Они сражались за Родину» Шукшин умирает от мучавшей его уже давно язвы желудка.

Главные герои рассказа

  • Глеб Капустин — житель деревни Новая, работает на пилораме. Это ехидный мужик, завистливый к успехам других людей. Он довольно начитан, но кругозор его ограничен разрозненными сведениями из журналов и газет. Очень самодоволен, в гостях абсолютно не умеет себя вести тактично по отношению к хозяевам.
  • Константин Иванович Журавлёв — кандидат наук. Умён, деликатен, легко теряется при столкновении с демагогическим агрессором, так как не привык к беспредметным разговорам.
  • Валя — тоже кандидат наук, жена Журавлёва.

Все книги Шукшина В. М.

  1. Любавины
  2. Я пришел вам дать волю
  3. А поутру они проснулись
  4. Точка зрения
  5. Энергичные люди
  6. До третьих петухов
  7. Бум бум

Рассказы:

  1. Алёша Бесконвойный
  2. Артист Федор Грай
  3. Беседы при ясной луне
  4. Беспалый
  5. Бессовестные
  6. Билетик на второй сеанс
  7. Боря
  8. В воскресенье мать-старушка
  9. В профиль и анфас
  10. Ванька Тепляшин
  11. Ваня, ты как здесь?!
  12. Версия
  13. Верую!
  14. Вечно недовольный Яковлев
  15. Владимир Семеныч из мягкой секции
  16. Внутреннее содержание
  17. Волки!
  18. Воскресная тоска
  19. Выбираю деревню на жительство
  20. Вянет, пропадает
  21. Гена Пройдисвет
  22. Генерал Малафейкин
  23. Горе
  24. Гринька Малюгин
  25. Даешь сердце!
  26. Далекие зимние вечера
  27. Два письма
  28. Двое на телеге
  29. Дебил
  30. Демагоги
  31. Дождь на заре
  32. Други игрищ и забав
  33. Думы
  34. Дядя Ермолай
  35. Жатва
  36. Жена мужа в Париж провожала
  37. Жил человек
  38. Забуксовал
  39. Залетный
  40. Земляки
  41. Змеиный яд
  42. И разыгрались же кони в поле
  43. И детских лет Ивана Попова
  44. Игнаха приехал
  45. Как Андрей Иванович Куринков, ювелир, получил 15 суток
  46. Как зайка летал на воздушных шариках
  47. Как мужик переплавлял через реку волка, козу и капусту
  48. Как помирал старик
  49. Капроновая ёлочка
  50. Классный водитель
  51. Кляуза
  52. Коленчатые валы
  53. Космос, нервная система и шмат сала
  54. Крепкий мужик
  55. Критики
  56. Крыша над головой
  57. Кукушкины слёзки
  58. Лёля Селезнёва с факультета журналистики
  59. Лёнька
  60. Лёся
  61. Лида приехала
  62. Мастер
  63. Материнское сердце
  64. Медик Володя
  65. Мечты
  66. Микроскоп
  67. Миль пардон, мадам!
  68. Мнение
  69. Мой зять украл машину дров!
  70. Мужик Дерябин
  71. На кладбище
  72. Наказ
  73. Начальник
  74. Непротивленец Макар Жеребцов
  75. Нечаянный выстрел
  76. Ноль-ноль целых
  77. Ночью в бойлерной
  78. Обида
  79. Одни
  80. Операция Ефима Пьяных
  81. Ораторский приём
  82. Осенью
  83. Охота жить
  84. Петька Краснов рассказывает…
  85. Петя
  86. Письмо
  87. Племянник главбуха
  88. Привет Сивому!
  89. Приезжий
  90. Пост скриптум
  91. Правда
  92. Психопат
  93. Пьедестал
  94. «Раскас»
  95. Рыжий
  96. Сапожки
  97. Светлые души
  98. Свояк Сергей Сергеевич
  99. Сельские жители
  100. Сильные идут дальше
  101. Случай в ресторане
  102. Сны матери
  103. Солнце, старик и девушка
  104. Стенька Разин
  105. Стёпка
  106. Стёпкина любовь
  107. Страдания молодого Ваганова
  108. Срезал
  109. Суд
  110. Сураз
  111. Танцующий Шива
  112. Три грации
  113. Упорный
  114. Хахаль
  115. Хмырь
  116. Хозяин бани и огорода
  117. Чередниченко и цирк
  118. Чудик
  119. Чужие
  120. Шире шаг, маэстро!
  121. Штрихи к портрету
  122. Экзамен

Василий Шукшин, рассказ «Верую!» – краткое содержание

На Максима Ярикова по воскресеньям накатывается страшная тоска – не хочется жить. Неласковая, грубая жена Люда не понимает и не жалеет его. Однажды в таком состоянии Максим идёт развеяться к соседу, Илье Лапшину, у которого гостит родственник – поп.

Поп, крупный мужчина с огромными руками, потчует Максима спиртом и сам тоже пьёт его большими стопками. За выпивкой он читает сокрушённому Ярикову мудрое поучение о том, что без зла в мире человек не сознавал бы и добра, что без мук не было бы и блаженства. Жизнь, по мнению попа, нужно принимать во всех её проявлениях («Живи, сын мой, плач и приплясывай».) Внешне шутовская речь попа заключает в себе глубокий смысл. Наливая себе и Максиму всё новые стопки, поп под конец предлагает ему помолиться. Оба они встают. Поп начинает плясать вприсядку, распевая частушки с припевом «Верую, верую!» За ним пускается в пляс и Максим. Сценой этого «радения», где соединяются радость с болью, любовь с яростью, отчаяние с вдохновением, – и завершается рассказ Шукшина.

Василий Шукшин, рассказ «Письмо» – краткое содержание

Старухе Кандауровой (Кузьмовне) снится «страшный» сон: будто она усердно молится пустому углу без иконы. Проснувшись, она идёт к местной снотолковательнице, бабке Ильичихе. Узнав, что Кузьмовна держит свою икону не на стене, а в шкафу, чтобы её не увидел приезжающий к ней с дочерью партийный зять, Ильичиха делает ей строгий выговор. Слегка поругавшись с Ильичихой, Кандаурова возвращается домой в думах о дочери и её нелюдимом, молчаливом муже.

Вечером она садится писать им письмо. Во время этого занятия в вечерней тишине под звуки далёкой гармошки Кузьмовна вспоминает, как в далёкой молодости Васька Кандауров предложил ей у соседского закоулочка выйти за него замуж. Вся нелёгкая, но и такая неповторимая жизнь проходит у Кузьмовны перед глазами. «Ещё бы разок всё с самого начала», – думает она, слегка всплакнув.

Сюжет и композиция

В рассказе длинная, не свойственная Шукшину экспозиция. В ней портреты, характеры, происхождение, занятия и привычки героев. Через интерьер описывается вся жизнь обитателей дома. Большой светлый дом – свидетель свадеб и смертей детей (из 18 осталось 12, то есть треть умерла). У дома даже есть свой запах – запах живущей в нём семьи. Это запах кожи – работы Архипа. У дома как будто есть стучащее сердце. Так стучит молоточек Архипа, и Марфа смутно понимает, что, пока он стучит, семья живёт. А вот ходики тикают так, что кажется, будто они скоро остановятся. Архип чувствует старость дома, семьи, свою, жены и заговаривает о смысле жизни.

Остальные элементы композиции связаны с одним днём из жизни семьи. Архип в конце жизни оказывается у разбитого корыта. Он не приобрёл ни денег, ни славы (не выбился в люди). Даже его профессия уже никому почти не нужна. Марфа тоже потеряла цель жизни, потому что дети выросли и разъехались. Смысл жизни и даже молодость старикам возвращает музыка: «И припомнились другие вечера… и подумалось о чём-то главном в жизни… и не стало осени, одиночества, не стало денег, хомутов». Пение настолько смягчает Марфу, что она решает угостить мужа читушечкой. Казалось бы, вот семейная идиллия: пожилые супруги, наконец, нашли возможность увидеть и понять друг друга. Но Архип привычно пользуется слабостью растроганной жены и выпрашивает у неё 6 рублей на новую балалайку. Так кто же из супругов думает о деньгах?

Этот поступок Архипа как будто возвращает супругов в привычные роли: Марфу превращает в строгого тюремщика, а Архипа – в подневольного раба, всегда готового урвать свою долю, когда внимание надзирателя слабеет.

Смысл названия – это основная мысль рассказа. Одиночество происходит из непонимания, никто не может спасти от него. Супруги, лишившись привычных забот, остаются такими же одинокими и разъединёнными, только музыка сближает их в редкие моменты.

Герои рассказа

Шорник Архип Калачиков изготовляет сбрую для лошадей — уздечки, хомуты. Он – шукшинский чудик, человек, у которого есть душа, а ей, по словам героя, «попрыгать, побаловаться охота».

Архип сухой и маленький, но не боится своей крупной сварливой жены. Очевидно, он любит её, несмотря на все тяготы семейной жизни. Речь Архипа – настоящий кладезь фольклора. Кроме песен, неиссякаемо льющихся из балалаечника, речь его пересыпана уменьшительно-ласкательными словами: милая, сердечушко, Марфынька, деньжата.

Взяв в руки балалайку, Архип преображается. Он сияет, его маленькие умные глазки светятся озорным блеском, он идёт по избе, «игриво виляя костлявыми бёдрами».

Марфа – «грозная и большая», муж характеризует её так: «Крупная баба, а бестолковенькая». По его мнению, бестолковость состоит в том, что она заставляет мужа шить целыми днями. Марфа любит деньги, трясётся над копейкой. Она даже из дому надолго не уходит, чтобы Архип не сел за балалайку.

Несмотря на могучие размеры и грозность, Марфа подчиняется мужу. Она испугалась, когда Архип в ярости изрубил свою работу, лишившись по её вине балалайки. Балалайка — единственный враг Марфы. К ней Марфа как будто ревнует мужа, «убивает» соперницу, сжигая в печи.

Речь Марфы нарочито груба, она называет Архипа дураком и придурковатым, просит его не выкобениваться и не выдрючиваться, но Марфа – душевно чуткий человек. Её легко растрогать грустной песней.

Балалайка – полноценный член семьи. Она – страсть, «бессловесная глубокая любовь всей жизни» Архипа. Во время игры балалаечник и балалайка как будто обмениваются мыслями и чувствами. Игра на балалайке для Архипа – священнодействие. Он надевает чистую рубаху, садится в красный угол.

Смерть балалайки в огне печи описана, как смерть человека: её коробит, перед смертью балалайка трижды простонала человеческим голосом (лишившись струн).

Василий Шукшин, рассказ «Микроскоп» – краткое содержание

Малообразованный столяр Андрей Ерин, имея внутри сильную тягу к науке, мечтает купить себе микроскоп. У Андрея нет свободных денег для этого, но он решается обмануть жену и говорит ей, что случайно потерял снятые с книжки 120 рублей. Геройски выдержав сильный скандал с супругой и даже её побои сковородником, Ерин через несколько дней покупает микроскоп и приносит его домой. Жену он уверяет, что был премирован этим прибором за успехи на работе.

Забывший обо всём на свете Андрей проводит у микроскопа всё свободное время, стараясь разглядеть микробов в капельках воды. Его обуревает мечта найти путь к истреблению вредных микроорганизмов, чтобы человек не «протягивал ноги» в 60-70 лет, а жил до 150. Андрей пробует проткнуть микробов иголкой, изничтожить их электротоком. Но оригинальным опытам кладёт внезапный конец визит к нему домой сослуживца, Сергея Куликова, который проговаривается жене Ерина, что никаких премий за трудовые успехи им не давали. Жена догадывается, куда делись 120 «потерянных» рублей, и отвозит микроскоп в комиссионку.

Подробнее – см. в отдельной статье Шукшин «Микроскоп» – краткое содержание

Полный текст рассказа «Микроскоп»

Василий Шукшин, рассказ «Чудик» – кратко

Странноватого, легкомысленного деревенского киномеханика Василия за особый дар постоянно влипать в неприятные истории односельчане и жена зовут Чудиком. Решив съездить из Сибири к брату на Урал, Василий вначале теряет в магазине крупную сумму (50 рублей), потом едва не гибнет в самолётной аварии и пытается послать из аэропорта супруге игривую, любовную телеграмму. Жена брата Чудика, городская буфетчица, не рада приезду деревенского родственника. Чтобы задобрить её, Василий разрисовывает журавликами и петушками детскую коляску в квартире брата. Но брезгливая сноха не понимает «народного творчества» и выгоняет Чудика из дому. Не слишком расстроившись, тот возвращается назад за многие сотни километров и босиком с весёлой песней бежит от автобуса домой.

Подробнее – см. в отдельной статье Шукшин «Чудик» – краткое содержание

Полный текст рассказа «Чудик»

Василий Шукшин, рассказ «Хозяин бани и огорода» – краткое содержание

Зарисовка Шукшиным деревенских нравов. Разговор двух мужчин на деревенской завалинке. Один пришёл помыться к другому в баню, потому что ремонтирует свою. Хозяин бани начинает представлять, как жена и соседи будут хоронить его, когда он умрёт. Беседа постепенно переходит на характеры и жизнь односельчан, потом на деньги – и кончается скандалом. Хозяин бани заявляет, что сын собеседника ворует морковку на его огороде. Второй мужчина в ответ обзывает его «куркулём» и отказывается мыться в его бане.

Василий Шукшин, рассказ «Крепкий мужик» – кратко

В колхозе «Гигант» строят новый склад, перевозя туда бочкотару и цемент из старого – церкви семнадцатого века, давно закрытой большевицкими борцами за атеизм. Ретивый колхозный бригадир Коля Шурыгин, крепкий, здоровый любитель выпить, решает сломать освободившуюся церковь, чтобы пустить её кирпичи на свинарник. Шурыгин считает, что так он отличится перед начальством и оставит по себе на селе долгую память.

Когда «крепкий мужик» подгоняет к церкви три трактора, вся деревня сбегается с возмущёнными возгласами. Однако крики земляков лишь возбуждают Шурыгина не уступать. Храм рушится под рык тракторных моторов.

Вечером соседские бабы клянут «дьявола» Шурыгина. Продавщица в сельпо грозит «дать ему гирькой по кумполу». Колю ругает мать. Жена, не приготовив ужина, уходит из дома к соседкам. Недалёкий бригадир уже и сам убеждается: сделанную предками на совесть церковную кладку не разбить для свинарника. Её кирпичам суждено зарастать крапивой. Недовольный Шурыгин, выпив вечером бутылку водки, садится на мотоцикл и, распевая частушку, едет среди ночи в соседнюю деревню – продолжать пьянку с председателем колхоза.

Подробнее – см. в отдельной статье Шукшин «Крепкий мужик» – краткое содержание

Полный текст рассказа «Крепкий мужик»

Список литературы для летнего чтения в 6 классе (для школьников, закончивших 5 класс) содержит произведения русских классиков. Самым объемным произведением в обязательном списке для шестиклассников является повесть А.С. Пушкина «Дубровский».

Список литературы для летнего чтения в 6 классе

Обязательная литература для 6 класса

  1. А. С. Пушкин «Дубровский», «Барышня-крестьянка»
  2. Н. В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки», Майская ночь, или Утопленница
  3. И. Тургенев Рассказы из цикла «Записки охотника»: «Бежин луг»
  4. А. Чехов рассказы «Толстый и тонкий», «Жалобная книга»,  «Налим», «Злоумышленник», «Смерть чиновника» и др.
  5. А. Куприн «Изумруд» и другие рассказы
  6. М. Пришвин «Кладовая солнца» Таинственный ящик. Синий лапоть
  7. А. Платонов «В прекрасном и яростном мире» Корова
  8. В. Распутин «Уроки французского»
  9. Н. А. Некрасов  Железная дорога
  10. Н. Г. Гарин-Михайловский  Детство Темы
  11. Н. С. Лесков  Человек на часах
  12. Л. Н. Андреев Петька на даче. Ангелочек
  13. В. П. Астафьев  Монах в новых штанах. Зачем я убил коростеля? Конь с розовой гривой
  14. Б. Шергин  Детство в Архангельске. Миша Ласкин
  15. Ф. А. Абрамов Собачья гордость. О чем плачут лошади   

Литература для внеклассного чтения в 6 классе

Детям о детях

  • С. Аксаков « Детские годы Багрова – внука»
  • А. Алексин «Звоните и приезжайте»
  • В. Железников «Чудак из шестого «Б»», «Путешествие с багажом», «Чучело»
  • В. Крапивин «Валькины друзья и паруса», «Брат, которому семь»
  • М. Твен «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна»
  • В. Астафьев «Фотография, на которой меня нет»
  • О. Генри «Вождь краснокожих»
  • В. Драгунский «Денискины рассказы»

Люди и звери

  • Г. Троепольский «Белый Бим Чёрное Ухо»
  • Д. Даррелл «Моя семья и другие звери»
  • Э.Сетон-Томпсон «Рассказы о животных»

Приключения и фантастика

  • В.Беляев «Человек- амфибия», «Голова профессора Доуэля»
  • А. Дюма «Три мушкетёра»
  • М. Рид «Всадник без головы»
  • Ж. Верн «Таинственный остров»
  • Ф. Купер «Последний из Могикан», «Следопыт», «Зверобой»
  • Г. Уэллс «Человек-невидимка»
  • К. Булычев «Миллион приключений», «Девочка с Земли»
  • И. Ефремов «Звёздные корабли», «На краю Окуймены»
  • Дж. Свифт «Путешествия Гулливера»
  • Д. Дефо «Робинзон Крузо»
  • А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»
  • Д.Р. Толкин «Хоббит, или Туда и обратно»
  • Р. Стивенсон «Остров сокровищ»

Сказки

  • Д. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки»
  • А. Платонов «Финист Ясный сокол», «Волшебное кольцо»
  • В. Гауф «Карлик-нос»
  • Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»

Русская и зарубежная классика

  • Л. Толстой «Хаджи-Мурат»
  • Н. Лесков «Человек на часах», «Тупейный художник», «Обман», «Пигмей»
  • И. Тургенев «Хорь и Калиныч»
  • Ф. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке»
  • М. Зощенко Рассказы для детей
  • Ч. Диккенс «Приключения Оливера Твиста»
  • М. Твен «Принц и Нищий»
  • Державин Г.Р. Лебедь
  • Аксаков С.А.     Детские годы Багрова – внука. Буран
  • Батюшков К.Н.                На развалинах замка в Швеции
  • Давыдов Д.В.   Партизан
  • Глинка Ф.Н.       «Не слышно шуму городского». «Утро вечера мудрее»
  • Рылеев К.Ф.     Державин
  • Баратынский Е.А.          Родина
  • Жуковский В. А.             «Светлана»
  • Пушкин А.С.     Жених. «Во глубине сибирских руд…».Выстрел. Гробовщик. Песнь о вещем Олеге
  • Гоголь Н.В.        Страшная месть. Вий
  • Языков Н.М.     Родина. Настоящее. Две картины
  • Тютчев Ф.И.      Сон на море. Весна. «Как весел грохот летних бурь…»
  • Лермонтов М.Ю.           Воздушный корабль. Русалка. Морская царевна. Ашик-Кериб
  • Одоевский В.Ф.              Отрывки из журнала Маши
  • Толстой А. К.    Князь Серебряный
  • Майков А.Н.     «Боже мой! Вчера – ненастье…». Сенокос. Емшан
  • Островский А.Н.             Снегурочка
  • Кольцов А.В.    «Не шуми ты, рожь…». Лес
  • Некрасов Н.А.  Влас. Дедушка
  • Тургенев И.С.  Рассказы из цикла «Записки охотника»: «Бурмистр», «Певцы».Хорь и Калиныч
  • Достоевский Ф.М.        Мальчик у Христа на елке
  • Толстой Л.Н.     Толстой Л.Н. Хаджи-Мурат
  • Лесков Н.С.       Левша. Тупейный художник
  • Куприн А. И.     Чудесный доктор. Ю-Ю. Изумруд. Белый пудель
  • Гаршин В. М.    Сказка о жабе и розе. Сигнал
  • Мамин-Сибиряк Д. Н. Рассказы
  • Чехов А.П.         Беззащитное существо. Жалобная книга. Мальчики. Налим. Детвора. Лошадиная фамилия. Дочь Альбиона. Злой мальчик
  • Черный Саша   Дневник фокса Микки
  • Чарская Л.         Начало жизни. Княжна Джаваха
  • Платонов А.П. Разноцветная бабочка. Неизвестный цветок
  • Паустовский К.Г.            Бакенщик. Растрепанный воробей. Далёкие годы. Последний черт. Кот Ворюга. Стальное колечко. Мещерская сторона
  • Катаев В. П.       Сын полка. Электрическая машинка
  • Астафьев В.П.  Деревья растут для всех
  • Железников В.К.           Чудак из шестого «Б». Путешественник с багажом. Хорошим людям – доброе утро
  • Лиханов А.А.    Последние холода
  • Пришвин М.М.               Корабельная чаща. Лесная капель
  • Искандер Ф.     Приключения Чика
  • Крапивин В.П. Брат, которому семь. Звезды под дождем
  • Яковлев Ю.А.   Багульник. Рыцарь Вася. Мальчик с коньками. А Воробьев стекла не выбивал
  • Распутин В.Г.    Уроки французского
  • Шварц Е.Л.        Два клена
  • Рыбаков А.        Кортик. Бронзовая птица
  • Шукшин В.М.   Экзамен
  • Булычев К.        Приключения Алисы. Девочка, с которой ничего не случится. Заповедник сказок. Козлик Иван Иванович. Сто лет тому вперёд

Мифы, сказания, легенды народов мира

  • Гомер  Илиада (отрывок). Одиссея (отрывок)
  • Сказки народов мира
  • Детская Библия
  • Песнь о Роланде

Приключения

  • Эдгар По             Овальный портрет. Очки
  • Гюго В. Козетта. Гаврош
  • Уайлд О.             Кентервильское привидение
  • О. Генри.            Вождь краснокожих
  • Честертон Г.     Тайна отца Брауна
  • Верн Ж.              Таинственный остров Двадцать тысяч лье под водой. «Дети капитана Гранта».
  • Уэллс Г.               Человек-невидимка.
  • Кэрролл Л.        Алиса в стране чудес. Алиса в Зазеркалье
  • Мало Г.               Без семьи
  • Додж М.             Серебряные коньки
  • Конан Дойл А. Горбун. Рассказы о Шерлоке Холмсе
  • Твен М.               История с привидением. Приключения Гекльберри Финна
  • Сент-Экзюпери А.         Маленький принц
  • Брэдбери Р.     Рассказы
  • Таркинтон Б.    Приключения Пенрода
  • Уайт Т.Х.             Свеча на ветру
  • Ирвинг В.           Жених-призрак
  • Сетон-Томпсон Э.         Животные-герои. Рассказы о животных
  • Эндэ М.              Бесконечная книга
  • Фарджон Э.       Седьмая принцесса

Василий Шукшин

Рассказы

Чередниченко и цирк

В южный курортный городок приехал цирк.

Плановик Чередниченко отдыхал в том городке, устроился славно, чувствовал себя вольготно, даже слегка обнаглел – делал выговор продавщицам за теплое пиво. В субботу вечером Чередниченко был в цирке.

На следующий день, в воскресенье, в цирке давали три представления, и Чередниченко ходил на все три.

Он от души смеялся, когда смуглый длинноволосый клоун с нерусской фамилией выкидывал разные штуки, тревожился, когда молодой паренек в красной рубахе гонял по арене, отгороженной от зрителей высокой клеткой, семь страшных львов, стегал их бичом… Но не ради клоуна и не ради страшных львов ухлопал Чередниченко шесть рублей, нет, не ради львов. Его глубоко взволновала девушка, которая открывала программу. Она взбиралась по веревке высоко вверх и там под музыку крутилась, вертелась, кувыркалась…

Никогда еще в своей жизни Чередниченко так не волновался, как волновался, наблюдая за гибкой, смелой циркачкой. Он полюбил ее. Чередниченко был холост, хоть разменял уже пятый десяток. То есть он был когда-то женат, но что-то такое получилось у них с женой – разошлись. Давно это было, но с тех пор Чередниченко стал – не то что презирать женщин,– стал спокоен и даже несколько насмешлив с ними. Он был человек самолюбивый и честолюбивый, знал, что к пятидесяти годам станет заместителем директора небольшой мебельной фабрики, где теперь работал плановиком. Или, на худой конец, директором совхоза. Он заканчивал сельхозинститут заочно и терпеливо ждал. У него была отличная репутация… Время работало на него. «Буду замдиректора, будет все – и жена в том числе».

В ночь с субботы на воскресенье Чередниченко долго не мог заснуть, курил, ворочался… Забывался в полусне, и мерещилось черт знает что – маски какие-то, звучала медная музыка циркового оркестрика, рычали львы… Чередниченко просыпался, вспоминая циркачку, и сердце болело, ныло, точно циркачка была уже его женой и изменяла ему с вертлявым клоуном.

В воскресенье циркачка доконала плановика. Он узнал у служителя цирка, который не пускал посторонних к артистам и львам, что та циркачка – из Молдавии, зовут Ева, получает сто десять рублей, двадцать шесть лет, не замужем.

С последнего представления Чередниченко ушел, выпил в ларьке два стакана красного вина и пошел к Еве. Дал служителю два рубля, тот рассказал, как найти Еву. Чередниченко долго путался под брезентовой крышей в каких-то веревках, ремнях, тросах… Остановил какую-то женщину, та сказала, что Ева ушла домой, а где живет, она не знала. Знала только, что где-то на частной квартире, не в гостинице. Чередниченко дал служителю еще рубль, попросил, чтобы он узнал у администратора адрес Евы. Служитель узнал адрес. Чередниченко выпил еще стакан вина и пошел к Еве на квартиру. «Адам пошел к Еве»,– пошутил сам с собой Чередниченко. Он был человек не очень решительный, знал это и сознательно подгонял себя куда-то в гору, в гору, на улицу Жданова – так, ему сказали, надо идти. Ева устала в тот день, готовилась ко сну.

– Здравствуйте! – приветствовал ее Чередниченко, ставя на стол бутылку «Кокура». Он за дорогу накрутил себе хвоста – заявился смелый и решительный.– Чередниченко Николай Петрович. Плановик. А вас зовут Ева. Правильно?

Ева была немало удивлена. Обычно поклонники ее не баловали. Из всей их труппы поклонники осаждали троих-четверых: смуглого клоуна, наездницу и – реже – сестер Геликановых, силовых акробаток.

– Я не помешал?

– Вообще-то, я спать готовлюсь… Устала сегодня. А что? Я немножко не понимаю…

– Да, сегодня у вас денек… Скажите, а вот этот оркестр ваш, он не мешает вам?

– Нет.

– Я бы все-таки несколько поубавил его: на нервы действует. Очень громко, куда к шутам…

– Нам ничего… Привыкли.

Чередниченко отметил, что вблизи циркачка не такая уж красавица, и это придало ему храбрости. Он серьезно задумал отвезти циркачку к себе домой, жениться.

Что она была циркачкой, они скроют, никто знать не будет.

– Вы не позволите предложить вам?..– Чередниченко взялся за бутылку.

– Нет, нет,– твердо сказала Ева.– Не пью.

– Совсем?

– Совсем.

– Нисколько-нисколько?

– Нисколько.

Чередниченко оставил бутылку в покое.

– Проба пера,– к чему-то сказал он.– Я сам выпиваю очень умеренно. У меня есть сосед, инженер-конструктор… Допивается до того, что опохмелиться утром рубля нет. Идет чуть свет в одних тапочках, стучит в ворота. У меня отдельный дом из четырех комнат, ну, калитку, естественно, на ночь закрываю на запор, «Николай Петрович, дай рубль».– «Василий,– говорю,– Мартыныч, дорогой, не рубля жалко – тебя жалко. Ведь на тебя смотреть тяжело – с высшим образованием человек, талантливый инженер, говорят… До чего же ты себя доведешь!»

– Но рубль-то даете?

– А куда денешься? Он, вообще-то, всегда отдает. Но действительно, не денег этих жалко, я достаточно зарабатываю, у меня оклад сто шестьдесят рублей да премиальные… вообще, находим способы. Не в рубле дело, естественно. Просто тяжело глядеть на человека. В чем есть, в том и в магазин идет… Люди смотрят… У меня у самого скоро высшее образование будет – это же должно как-то обязывать, так я понимаю. У вас высшее?

– Училище.

– Мгм.– Чередниченко не понял – высшее это или не высшее. Впрочем, ему было все равно. По мере того как он излагал сведения о себе, он все больше убеждался, что тут не надо долго трясти кудрями – надо переходить к делу.А родители у вас есть?

– Есть. Зачем вам все это?

– Может быть, все-таки пригубите? С наперсток?.. Мм? А то мне неловко одному.

– Наливайте – с наперсток.

Выпили. Чередниченко выпил полстаканчика. «Не перебрать бы»,– подумал.

– Видите ли, в чем дело, Ева… Ева?..

– Игнатьевна.

– Ева Игнатьевна.– Чередниченко встал и начал ходить по крошечной комнате – шаг к окну, два шага к двери и обратно.– Сколько вы получаете?

– Мне хватает,

– Допустим. Но в один прекрасный… простите, как раз наоборот – в один какой-нибудь трагичный день вы упадете оттуда и разобьетесь…

– Слушайте, вы…

– Нет, послушайте вы, голубушка, я все это прекрасно видел и знаю, чем все это кончится – эти аплодисменты, цветы…– Ужасно понравилось Чередниченко вот так вот ходить по комнатке и спокойно, убедительно доказывать: нет, голубушка, ты еще не знаешь жизни. А мы ее, матушку, как-нибудь изучили – со всех сторон. Вот кого ему не хватало в жизни – такой вот Евы – Кому вы потом будете нужна? Ни-ко-му.

– Зачем вы пришли? И кто вам дал адрес?

– Ева Игнатьевна, я буду с вами напрямик – такой характер. Я человек одинокий, положение в обществе занимаю хорошее, оклад, я вам уже сказал, до двухсот в целом. Вы тоже одиноки… Я второй день наблюдаю за вами – вам надо уходить из цирка. Знаете, сколько вы будете получать по инвалидности? Могу прикинуть…

– Вы что? – спросила Ева Игнатьевна.

– У меня большой дом из лиственницы… Но я в нем один. Нужна хозяйка… То есть нужен друг, нужно кому-то согреть этот дом. Я хочу, чтобы в этом доме зазвенели детские голоса, чтобы в нем поселился мир и покой. У меня четыре с половиной тысячи на книжке, сад, огород… Правда, небольшой, но есть где отвести душу, покопаться для отдыха. Я сам из деревни, люблю в земле копаться. Я понимаю, что говорю несколько в резонанс с вашим искусством, но, Ева Игнатьевна… поверьте мне; это же не жизнь, как вы живете. Сегодня здесь, завтра там… ютитесь вот в таких комнатушках, питаетесь тоже… где всухомятку, где на ходу. А годы идут…

– Вы что, сватаете меня, что ли? – никак не могла понять циркачка.

– Да, я предлагаю вам поехать со мной.

Ева Игнатьевна засмеялась.

– Хорошо! – воскликнул Чередниченко.– Не надо мне верить на слово. Хорошо. Возьмите на неделю отпуск за свой счет, поедемте со мной – посмотрите. Посмотрите, поговорите с соседями, сходите на работу… Если я хоть в чем-нибудь обманул вас, я беру свои слова назад. Расходы – туда и обратно – беру на себя. Согласны?

Урок внеклассного чтения по литературе

Тема: « Мне бы только правду рассказать о жизни… »

(по рассказам В. М. Шукшина)

Эпиграф к уроку:

Нам бы про душу не забыть…

Нам бы немножко добрее быть…

Мы один раз, так уж случилось, живем на земле…

Но так и будьте повнимательнее друг к другу, подобрее…

В.М.Шукшин.

На доске:

Правда – идея поведения, заключающаяся в соответствии поступков с требованиями морали, долга.

Нравственность – нормы, определяющие поведение человека.

Цели урока:

1. Образовательная:

— познакомить с жизнью и творчеством В.М. Шукшина, писателя, драматурга, артиста;

— совершенствовать речевую, литературную культуру уч-ся.

2. Развивающая:

— работать над развитием устной речи уч-ся;

— совершенствовать навык анализа художественного текста;

3. Воспитательная:

— привить интерес к творчеству В.М.Шукшина;

— воспитывать нравственность уч-ся (совестливость, любовь к ближнему, чувство ответственности).

Средства обучения: выставка книг Шукшина и о Шукшине; буклет, посвященный жизни и творчеству писателя.

Тип урока: изучение новой темы.

Методы обучения: эвристическая беседа, рассказ, частично поисковый метод, рассуждения, анализ, обобщения нового материала.

Ход урока

  1. Организационный момент (приветствие, готовность к уроку, отметить отсутствующих)

  2. Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас урок о жизни и творчестве знаменитого писателя, своеобразного драматурга, удивительного артиста В.М. Шукшина. Очень хочется, чтобы сегодняшний урок не оставил вас равнодушными и вы заинтересуетесь творчеством этого талантливого человека.

Мы попытаемся разобраться, что же это за слова — правда, совесть, нравственность.

2. Очерк жизни и творчества.

Максимальными трудностями был усыпан жизненный путь писателя, максимальными были его замыслы (сообщение учащегося)

Василий Макарович Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Бийского района Алтайского края. «…Мое ли это — моя родина, где я родился и вырос? Мое. Говорю это с чувством глубокой правоты, ибо всю жизнь мою несу родину в душе, люблю ее, жив ею, она придает мне силы, когда случается трудно и горько…»

Был ещё совсем маленьким, когда арестовали отца по обвинению в пособничестве врагам советской власти. В 1956 году Макар Шукшин был посмертно реабилитирован – как и многие, безвинно пострадавшие в то время.

Вырастила Васю и его сестрёнку Талю (Наталью) мама, Мария Сергеевна. На короткий срок у детей появился отчим, по воспоминаниям Шукшина – добрый человек. Отчим погиб на войне. Нежнейшую любовь к матери Шукшин пронёс через всю свою жизнь.

В 1944 году он закончил сельскую семилетку, поступил в Бийский автотехникум, но там ему не понравилось, и он вернулся в Сростки. Какое-то время работал в колхозе, а в 1946 году Марии Сергеевне пришлось проводить его в самостоятельную жизнь.

Шукшин работал на стройке в Калуге, на тракторном заводе во Владимире, на стройках Подмосковья. Тогда рабочие требовались повсюду. Пробовал поступить в военное училище в Тамбове, в Рязанское автомобильное – не получилось. В 1949 году Шукшина призвали на военную службу, он служил на флоте, в Севастополе, старший матрос, по специальности – радист. Записался в офицерскую библиотеку. После демобилизации он вернулся в Сростки уже с обдуманными планами. Сдал экстерном экзамены на аттестат зрелости. Потом недолгое время преподавал в вечерней школе русский язык, литературу и сохранил светлую память о том, как благодарно его слушали ученики – наработавшиеся за день деревенские парни и девушки.

Весной 1945 года Мария Сергеевна, чтобы собрать сыну денег на дорогу, продала корову. О том, как Шукшин поступил в Институт кинематографии, существует немало легенд. Тем более что он пришел в этот, по-нынешнему говоря, элитный вуз в гимнастёрке и сапогах. Ему пришлось навёрстывать то, что он пропустил в юности. А потом он уже понимал, каковы его силы, но не спешил о себе заявить, изображал простака: вы тут все гении, а уж я как-нибудь.

Ещё студентом Шукшин отснял курсовую работу по своему сценарию, сам играл и режиссировал. Студентом получил первую большую роль в кино – солдата Федора в фильме «Два Федора» (1959). Последняя роль – Лопахин в Фильме Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину» (1974). Первая режиссерская работа в кино – фильм «Живёт такой парень» (1964). Последняя – «Калина красная» (1978). Первый появившийся в печати рассказ – «Двое на телеге» (1958). Первая книга – Сборник рассказов «Сельские жители» (1964).

Василий Макарович Шукшин скончался в ночь на 2 октября 1974 года от сердечного приступа в каюте теплохода, служившей плавучей гостиницей для участников съёмок фильма «Они сражались за Родину».

  1. Учитель: В.М. Шукшин оставил после себя много рассказов, повестей. Большинство их – о деревне и деревенских жителях. Главное для писателя не где человек живёт, а как он живёт и какой он.

Беседа по рассказам Шукшина

Героями рассказов обычно становились деревенские жители, так или иначе сталкивающиеся с городом, либо, наоборот, горожане, попавшие в село. Деревенский человек при этом чаще всего наивен, простодушен, доброжелателен, однако город встречает его отнюдь не ласково и быстро окорачивает все его благие порывы. Наиболее ярко такая ситуация представлена в рассказе “Чудик” (1967).

Слова писателя (читает ученица).

«Есть люди в городе или селе, которые окружающим кажутся странными. Их зовут чудаками. А они не странные и не чудаки. От обычных людей их отличает то, что талантливы они и красивы. …Они украшают жизнь…».

Слово учителя

Словом чудо народ обозначал и самое важное, и самое таинственное, и самое радостное, и самое чудовищное. Характеристикой чудик люди наделяют друг друга в повседневной жизни. Здесь слышится и насмешка, и пренебрежение, и восхищение. Для нас чудики – какие- то дурачки, люди не от мира сего.

Пересказ содержания. (1 ученик подготовился заранее)

Чтение отрывков из рассказа «Чудик» (несколько учащихся готовятся заранее)

Вывод. В завершении рассказа писатель даёт очень краткую анкету героя (имя, возраст, профессию).

-Почему эта информация расположена в конце всей истории о герое? ( для писателя важно какой человек, как он живёт, а не кто он и где работает).

Слово учителя

Ещё один такой чудик показан Шукшиным в рассказе «Обида».

-В чём особенность заглавия? (вынесено чувство)

Чтение рассказа (1 ученик подготовился заранее)

Сашка Ермолаев становится случайной жертвой обстоятельств и не находит в себе сил бороться с ними. Он беспомощен перед хамством, равнодушием, непониманием. Шукшин точно отмечает эмоции и чувства героя (см. текст).

Сашка, как и другие герои писателя, любит жизнь, хочет быть счастливым, пытается найти правду.

Совесть, правда – ключевые понятия для писателя. Его герои призваны пробудить сострадание к человеку, помогают поверить, что добро незыблемо на земле (см. эпиграф к уроку).

IV. Обобщение, выводы

В центре внимания писателя – оригинальные характеры на фоне узнаваемых

сторон жизни. Это нестандартные люди, совершающие поступки, отличающиеся от общепринятых. Шукшин призывает понять и принять таких людей, чудиков, которые отличаются от нас и имеют право на саою правду.

V. Домашнее задание

Написать мини – сочинение «Нравственность есть правда» по рассказам Шукшина.

  • Рассказ шукшина крепкий мужик читать полностью
  • Рассказ шишкова про тайгу
  • Рассказ шиповник братья гримм
  • Рассказ шолохова судьба человека когда написан
  • Рассказ шибаева одна буква