Рассказ шолохова судьба человека когда написан

Методическая разработка урока по литературе в 9 классе. судьба человека воплощение трагической судьбы русского народа в годы великой отечественной

Методическая разработка урока по литературе в 9 классе.

«Судьба человека» – воплощение трагической судьбы   русского народа

в годы Великой Отечественной войны

Урок-размышление по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»

Цели:

  1. Учить анализировать художественное произведение, работать с текстом, читать выразительно, строить монологическое высказывание

  2. Развивать аналитическое мышление, творческое воображение, устную речь.

  3. Воспитывать патриотические чувства, взаимоуважение, взаимопонимание, умение отстаивать свою точку зрения.

Планируемые результаты:

  1. Предметные: познакомить с рассказом М.А Шолохова «Судьба человека», способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения. монологического и диалогического высказывания.

  2. Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие  развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии  творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

  3. Личностные УУД:  самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие   умения отстаивать свою точку зрения, противостоять злу, учить состраданию и взимопомощи, развивать чувство патриотизма.

  4. Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Оборудование: презентация, портрет М.Шолохова, иллюстрации к рассказу «Судьба человека», таблицы с опорными словами, рисунки учащихся.

ХОД УРОКА:

(На интерактивной доске фотография М.А. Шолохова и Андрея Соколова — героя его рассказа «Судьба человека»)

  1. Вступительное слово учителя.

Ребята! Мы с вами живем в мирное время, но мы никогда не должны с вами забывать о том страшном времени и о тех испытаниях, которые выпали на долю нашего народа в годы ВОв, о тех, кому мы обязаны своей жизнью.

Была война,

Прошла война, но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда об этом не забудем!

Выразительное чтение стихотворения «Варварство».

Слово учителя:

На сегодняшнем уроке мы продолжим работу над произведениями, которые возвращают нас к одному из самых важных и трагических событий в истории нашей Родины – к Великой Отечественной войне. «Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба человека»», — так писала одна английская газета.

Эпиграф

Честь, совесть, порядочность, надежность – самое

важное из того, что дает человеку жизнь. Обладая таким

богатством, можно выстоять в любых, даже невыносимо

тяжелых обстоятельствах. Выстоять и победить.

Б. Васильев

Слово учителя: Итак, сегодня мы говорим с вами об одном из самых замечательных и проникновенных рассказов Шолохова – «Судьба человека». В нём поразительно ярко нарисована человеческая судьба, полная горчайшего драматизма, раскрыты существенные черты русского национального характера.

На экране демонстрируется презентация «История создания рассказа».

М. Шолохов говорил: «У нас почти каждая семья пришла к концу войны с потерями. Вот я думаю: сколько надо было иметь сил, чтобы начать всё сызнова… Я видел эти дотла сожжённые станицы, хутора, сёла, деревни, города, видел опустошение, безлюдье. И не только видел, но и в тяжкие дни Великой Отечественной войны сам воевал с заклятым врагом не только писательским пером, но и боевым солдатским штыком.
-Так вот об этой трагедии нашего народа в годы войны, о бедствиях и страданиях, выпавших на долю русского человека, рассказывает нам автор.

-Давайте обратимся к содержанию рассказа
В чем своеобразие композиции рассказа?

(Рассказ имеет кольцевую композицию: он начинается со встречи автора со случайными попутчиками — Андреем Соколовым и Ванюшкой — и завершается расставанием с этими людьми, ставшими автору близкими и дорогими. В центральной части произведения повествование ведётся от имени главного героя Андрея Соколова.)

-Что утратил бы рассказ, если бы повествование велось непосредственно автором?

(Исчезли бы острота, эмоциональность событий, герой рассказывает о своей жизни так, как чувствует сам. Это видно и в интонациях, и в тех словах, которые он использует. Это исповедь героя.

Слушая историю судьбы от первого лица, мы невольно становимся очевидцами описываемых событий и ощущаем свое присутствие рядом с героем.)

— На какие части можно условно разделить рассказ героя?

(на три части: 1.Довоенная жизнь. 2.Война. 3.Первые послевоенные месяцы.)

-Чтобы понять авторскую концепцию человека, еще раз обратимся к центральным эпизодам рассказа.

— В чем видит Андрей Соколов свое счастье в довоенной жизни? Найдите в тексте слова героя, которые говорят об этом.

( « Чего еще больше надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головой есть, одеты, обуты, стало быть, все в порядке») –с.365

-В чём же видит Андрей Соколов счастье?

(Мы замечаем, что не говорит герой рассказа о богатстве, о драгоценностях, радуется малому, казалось бы. Но это и есть самое ценное на земле: дом, лад в семье, здоровье детей, уважение друг к другу. Андрей Соколов заключает свой рассказ словами: «Чего ещё больше надо?» В его жизни всё гармонично, будущее видится ясно.)

— Рассказ М. Шолохова о войне. Почему же мы практически не видим главного героя с оружием в руках, в обстановке боя?

( У автора своеобразный подход к изображению войны. Чудовищной машине фашизма он противопоставляет не силу оружия, а нечто другое. Что же? Писатель исследует не саму войну, а возможности человеческого духа. Красив ли человек душой — вот что главное. В душе — один из источников победы. Анализируя характер героя, мы будем судить не по одному или двум его поступкам. Этот рассказ, как и роман, предполагает изучение и анализ всей жизни героя)

2-ой этап в жизни героя

Плен. Исторический комментарий.

К концу 1941 года в немецкий плен попало около 4 миллионов красноармейцев. Весной 1942 года в живых из них осталось лишь около 1 миллиона человек. Советских пленных почти не кормили, расстреливали по любому поводу и без повода. Большинство пленных встретило зиму без тёплой одежды в лагерях под открытым небом или в лучшем случае в наспех вырытых землянках.

Сталин считал всех пленных изменниками. Подписанный им 16 августа 1941 года приказ № 270 называл пленных дезертирами и предателями. Семьи попавших в плен командиров и политработников подлежали аресту и ссылке, а семьи солдат лишались пособий и помощи, что обрекало их на голод.

Шолохов ввёл в рассказ описание плена, что было не свойственно советской литературе той поры. Он показал, как героически, достойно вели себя в плену русские люди, сколько преодолели. «Тяжело мне, браток, вспоминать, а ещё тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли, замученные там, в лагерях, сердце уже не в груди, а в глотке бьётся, и трудно становится дышать…»

— Судьба избрала для Соколова самый горький вид испытаний — фашистский плен.
— Как Соколов попал в плен? (текст)
— Как ведёт себя герой? (В безмерно тяжких условиях он проявил недюжинное самообладание, высокое чувство собственного достоинства)
— В А. Соколове отразилась одна из лучших черт русского народа — всегдашняя и скорая готовность к защите Родины, понимание святой правоты борьбы народа против лютого врага. Для него противоестественна война, но если она началась, если враг напал на родную страну, то в такое время он не мыслит для себя иной доли, кроме солдатской службы.
Просмотр отрывка из кинофильма С. Бондарчука “Судьба человека”. Плен. Эпизод в церкви.

В эпизоде в церкви Шолохов раскрывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах. Разные персонажи здесь воплощают разные жизненные позиции. (См. Таблицу)

Мы видим, что наш герой верен совести, чести и долгу русского солдата? (сцена убийства предателя, который хотел выдать немцам своего командира)

Герой

Поведение

Солдат-христианин

Погибает, но не отступает от своих убеждений. Но он невольно становится виновником гибели четырех человек

Крыжнев

Пытается купить себе право на жизнь ценой чужих жизней

Противопоставление свое

Взводный

Безропотно ожидает своей участи

Доктор

«…в плену и потемках свое великое дело делал»

— Какая позиция ближе всего Соколову?

( Только позиция доктора, «который и в плену и в потёмках своё великое дело делал», вызывает у Соколова искренне уважение и восхищение. В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу – это позиция самого Соколова. Ни покорности, ни противопоставления своей жизни чужим герой не приемлет)

Почему Соколов решается на побег? (целеустремлённый, мужественный человек)

Эпизод поединка Андрея Соколова с лагерфюрером Мюллером.

— Несокрушимая нравственная сила, исключительное мужество, твердость духа помогли Соколову победить в начатой Мюллером игре.

Давайте понаблюдаем за этой сценой и подумаем над вопросом:

В чём символическое значение этого эпизода? (тест) (Сцена с комендантом Мюллером имеет символическое значение. Поведение Соколова олицетворяет несломленность духа русского народа, непобедимость его воли, его свободолюбивых устремлений. Русская нация стала непреодолимым препятствием на пути фашистов к желанной победе.)
А о чём говорит тот момент, когда наш герой приносит изголодавшимся товарищам буханку хлеба и кусок сала? (Чувство товарищества заставляет его в критическую минуту забыть о себе и сделать всё возможное, чтобы помочь людям. Ведь стойкость, дух товарищества, преданность отечеству — эти качества издавна присущи были русскому солдату.)

— Кто побеждает в моральном поединке двух врагов: Мюллера и Соколова?

Меняется ли отношение фашистов к пленному?

(Диалог с Мюллером — это не вооружённая схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер)

— Разговор в комендантской происходит в момент Сталинградской битвы. Есть ли, на ваш взгляд, связь между этой битвой, событием всемирно – исторического масштаба, и частным эпизодом из жизни отдельного героя?

(Комендант лагеря хотел повторение Сталинграда, он получил его в полной мере. Победа советских войск на Волге и победа Соколова — события одного порядка, так как победа над фашизмом – это, прежде всего, победа нравственная.)

Как вы думаете, какое событие из военной жизни стало для героя рассказа самым страшным?

(Самым страшным стала для Соколова потеря близких.)

У М.А.Шолохова любимым было стихотворение М. Исаковского «Враги сожгли родную хату».

-Дважды герой прерывает свой рассказ, и оба раза — когда вспоминает о погибшей жене и детях. Именно в этих местах Шолохов даёт выразительные портретные детали и ремарки. Зачитаем их.

( “Искоса взглянул я на рассказчика, но единой слезинки не увидел в его, словно бы в мёртвых, потухших глазах. Он сидел, понуро склонив голову, только большие, безвольно опущенные руки мелко дрожали, дрожал подбородок, дрожали твёрдые губы”; “Рассказчик на минуту умолк, а потом сказал уже другим, прерывистым голосом: “Давай, браток, перекурим, а то меня что-то удушье давит”)

-Сколь велика, должна быть боль, которую испытывает этот человек, если он, не раз, глядевший в лицо смерти, никогда не пасовавший перед противником, говорит: “За что же ты, жизнь, так покалечила? За что так исказнила?” Сердце героя “окаменело от горя” настолько, что даже плакать он не способен, хотя слёзы, может быть, и принесли бы ему облегчение (“…А мои невыплаканные слёзы, видно, на сердце засохли.”)

— Шолохов – мастер детали. Одной фразой писатель может раскрыть все, что на душе у героя. Какой деталью уже в начале рассказа писатель передает всю глубину горя героя?

(Глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной тоской, что в них трудно смотреть)

— Народная мудрость гласит: Глаза – зеркало души». Глаза много говорят о человеке. Все, что пережил человек, все его страдания можно прочесть в его глазах…

— «Словно присыпанные пеплом» — то есть какие, какого цвета? (серые, цвета пепла)

— А почему цвет глаз не просто серый, а именно похож на цвет пепла?

(Пепел там, где все сожжено, разрушено. В душе героя – пепелище, разочарование, пустота.)

— Таким образом, цветовая деталь помогает понять состояние героя.

-Всё отняла война у Соколова. Нет семьи, дом уничтожен. Родной город стал чужим. И отправился он куда глаза глядят, в Урюпинск, с засохшим сердцем, одинокий. Как может измениться человек, попавший в такую трудную ситуацию?

(Человек может ожесточиться, возненавидеть всех, особенно детей, которые напоминали бы ему своих. В такие мгновения человек может лишить себя жизни, теряя веру в её смысл)

— Произошло ли это с Андреем Соколовым?

(Он продолжал жить. Скупо пишет Шолохов об этом периоде жизни своего героя. Работал, начал выпивать, пока не встретил мальчика.)

Просмотр отрывка из кинофильма С. Бондарчука “Судьба человека”

Встреча Соколова с Ванюшкой.

Анализ эпизода.

— Что общего в судьбе Андрея Соколова и Ванюши?

( Две сироты, жизни которых искорежены войной)

-Образ Ванюшки в рассказе появляется вместе с образом Андрея. Но портретную характеристику автор дает не сразу, а опять же через художественные детали. Стоит обратить особое внимание на глаза Вани. Как они описываются в произведении? («светлыми, как небушко», «глазенки, как звездочки ночью после дождя».)

-Каково цветовое значение этого образа?

(Здесь имеется в виду ярко-голубой цвет. Чистый, непорочный, неиспорченный никакими тяготами жизни. Но автору мало этого определения. Он постепенно усиливает образ: «глазенки, как звездочки ночью после дождя». Ярко — жёлтым, звёздным, каким-то неземным цветом сияют глаза мальчика. Обратим внимание на уменьшительно-ласкательные суффиксы (небУШКо, ЗвёздОЧКИ): они выдают и авторское отношение)

— Андрей Соколов, пройдя через войну, потеряв в эти страшные годы всё, что можно было, совершенно опустошённый, встречает Ванюшку с ясными, как небушко, как звёздочки, омытые дождём, глазами. Что показывает сравнение глаз Ванюши со светом звезд?

(показывает, что он стал для Соколова, как бы путеводительным ориентиром, в наполненной черным горем жизни).

Как видите, отогрел Ваня сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл.

Итак. Ваня нашёл отца, а Андрей Соколов нашёл сына. Оба обрели семью. Куда они идут и зачем? (Они идут в Кашарский район. Там Соколова ждёт работа, а Ванюшку — школа).

— А что такое судьба?

Словарная работа

Судьба — 1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств; 2. Доля, участь; 3. История существования кого-чего-нибудь; 4. Будущее, то, что случится (Словарь С.И. Ожегова).

— В каком значении это слово употреблено в названии рассказа?

(В названии рассказа слово судьба употреблено в нескольких лексических значениях. Можно рассматривать его и как историю Андрея Соколова, и его участь, и стечение обстоятельств)

— Тогда чем же жив человек с точки зрения Шолохова? Что он может противопоставить судьбе? (Любовь, доброту, человеческое достоинство)

— Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых ситуациях сохранить человека.

— И последнее. Перечитайте финал рассказа. Почему автор говорит в конце о «тяжелой грусти», охватившей его под влиянием услышанного?

Андрея Соколова ничто и никогда не утешит, не возместит его страшные потери. В то же время он, простой человек, не только не сломлен, но и сохранил самое драгоценное в себе — живую душу. Эти два осиротевших человека обретают друг в друге свою новую общую судьбу, взаимно утверждая друг друга в жизни. Писателю и вместе с ним читателю важно было увидеть, что вынесено из этой войны солдатом, с чем будет он жить дальше и чем он будет жить. ЛЮБОВЬЮ. ДОБРОТОЙ. ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ДОСТОИНСТВОМ.

Их остались лишь единицы: тех, кто видел своими глазами, тех, кто ощутил на себе порох, кровь и страх, тех, кто выжил в Великой Отечественной Войне. Война не проходит бесследно. Она оставляет глубокие раны в душах и сердцах, она не обошла ни одного дома. Не стала исключением и семья Маши Винокуровой. О своем прадедушке нам расскажет Маша Винокурова.

ВЫВОД:

Любовь к Родине — это не отвлечённое понятие, У этой любви есть основа: семья, дом, школа, место, где ты родился. Вот с чего начинается Родина. И даже если судьба отбирает самое дорогое, достоинство и любовь к своему народу помогут обрести всё заново.

Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых ситуациях сохранить человека. И тогда уже после мировых катаклизмов по весенней русской земле навстречу Будущему будут шагать русский человек несгибаемой воли и маленький мальчик с символичным русским именем Иван. А за ними вслед пойдёт весь русский народ, вся Россия.

Годы Великой Отечественной войны, когда страна воевала от мала до велика, не забудутся никогда. Ведь это наша история, память сердца. Хочется поклониться всем тем, кто воевал и умирал на фронтах Великой Отечественной войны для того, чтобы продолжалась мирная жизнь, чтобы спокойно спали дети, чтобы радовались, любили, были счастливы люди.

Пусть будет только мир. Советские солдаты этот мир спасли.

 Люди! Покуда сердца стучатся, —

Помните!

Какой ценой завоевано счастье, —

Пожалуйста, помните!

 Домашнее задание.
Написать сочинение «Что значит быть настоящим человеком?».

На чтение 11 мин. Просмотров 2 Опубликовано

Где купитьОписаниеФотогалерея172703.jpg

без слез читать невозможно

22.03.2014Достоинства:мужество и героизмНедостатки:нетВспоминая школьную программу, перечитала известный рассказ Шолохова «Судьба человека». Рассказ настолько трогателен, что невозможно не почувствовать слезы на глазах. Здесь перед нами проходит жизнь Андрея Соколова, принимавшего участие в войне и волею судеб оказавшегося в…Читать весь отзывОтзыв рекомендуют:9293212.jpg

Мое незаконченное сочинение

05.05.2014Достоинства:огромный смыслНедостатки:нетПомню, что когда-то писал сочинение по рассказу Михаила Шолохова «Судьба человека». Я уже не помню какое это было сочинение, помню лишь то, что расписывал жизнь Андрея Соколова и сделал вывод о том, что образ Андрея…Читать весь отзывОтзыв рекомендуют:64

Отличный рассказ о войне

01.02.2017Достоинства:Классика, хороший язык автора, интересно читать, драма о войнеНедостатки:НетуВсем привет! На днях прочла этот рассказ Шолохова. Давно его приметила, но всё откладывала — почему-то думала, что это большая повесть или даже роман и требует много времени для прочтения, но это оказалось не так!…Читать весь отзывОтзыв рекомендуют:109

Отличная книга

11.07.2013Достоинства:Яркий и интересный сюжет, поучающая книгаНедостатки:нетКнига Шолохова «Судьба человека» произвела на меня очень сильное впечатление. Во время чтения книги на меня накатывало много разных чувств. Книга рассказывает о войне, о том как она изменила жизнь русского человека. Современные школьники очень…Читать весь отзывОтзыв рекомендуют:51

Одно из любимых произведений современных выпускников

06.09.2017Достоинства:Небольшой объем, подходит для итогового сочинения и сочинения ЕГЭНедостатки:НетВпервые рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека» я, как и большинство россиян, прочитала во время учебы в выпускном классе, когда проходят курс современной литературы. Это не особое светлое время давно прошло, но обращаться к незабвенному…Читать весь отзывОтзыв рекомендуют:53

Отличный рассказ о простом человеке с нелегкой судьбой

07.06.2018Достоинства:Легко читается и заставляет думатьНедостатки:нет и быть не можетСыну недавно задали сочинение, что -то на тему «Считаете ли вы, что смелость — это преодоление страха». В качестве примеров можно было привести цитаты из нескольких произведений, в том числе «Судьба человека». Сын, как большинство…Читать весь отзывОтзыв рекомендуют:48

Правдиво, грустно и красиво

21.05.2013Достоинства:Глубокий смысл в таком небольшом рассказе.Недостатки:Минусов просто нет.На выходных, которые проходили довольно скучно, мне посчастливилось прочитать замечательный рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека», который приобрёл большую популярность после публикации в газете «Правда» в 1957 году. Рассказ повествует нам о тяжёлой судьбе простого…Читать весь отзывОтзыв рекомендуют:32

Впечатляет!

25.09.2016Достоинства:Отлично показано, как нужно бороться и любить людейНедостатки:Не выявленыЗахотелось мне на днях перечитать что-нибудь из собрания сочинений Шолохова. «Тихий Дон» перечитывал много раз, «Поднятую целину» не люблю»… И попался мне на глаза рассказ «Судьба человека». «То, что надо!» — подумал я и принялся…Читать весь отзывОтзыв рекомендуют:66

Судьба судьбой, но выбор всегда за тобой (с)

30.05.2020Достоинства:Содержание, слог автора, чёрно-белые иллюстрацииНедостатки:НетНикогда я так много не плакала над книгой! Мои слёзы были такими же горькими, как судьба главного героя, Андрея Соколова. История этого человека не выдумана писателем, а взята из реальной жизни; читая, понимаешь, что таких…Читать весь отзывОтзыв рекомендуют:81

Достойное произведение о войне.

31.05.2020Достоинства:Сюжет, смысл, эмоциональность произведенияНедостатки:нетПриветствую вас, друзья! Книга «Судьба человека» потрясает до глубины души. Она не просто пощекочет вам нервы и выдавит парочку слез, а попадет в самое сердце и оставит комок в горле. А это значит, что автору…Читать весь отзывОтзыв рекомендуют:57

Мои невыплаканные слезы, видно, на сердце высохли. Может, поэтому оно так и болит? (с)

03.04.2015Достоинства:Стиль, язык, сюжет, героиНедостатки:НетНа сегодняшний день рассказ Шолохова “Судьба человека» считается классикой военной прозы. На мой взгляд, это лучшее произведение о Великой Отечественной войне. Мое первое знакомство с рассказом произошло еще в школе. Уже тогда он вызвал во…Читать весь отзывОтзыв рекомендуют:84

Настольная,вместе с «Повестью о настоящем человеке»…Best moments

04.11.2016Достоинства:вдохновляетНедостатки:не нашлаНаверное, многие читатели моего отзыва знакомы с одноименной кинолентой с Бондарчуком в главной роли. Но волею судеб в мои руки попала книга, по которой снят фильм. Сказать, что книга сильна-не сказать ничего. Я просто со…Читать весь отзывОтзыв рекомендуют:52

Русский солдат Русь отстоял. Русский солдат Насмерть стоял.

01.10.2013Достоинства:Потрясающая, человечная судьба русского солдата.Недостатки:НетШолохов целину поднимал Шолохов Дон расплескал. А Андрей Соколов Землю русскую защищал. У Михаила Александровича Шолохова была трудная писательская судьба, с первых творческих трудов у него появились проблемы. Всю жизнь его обвиняли в плагиате…Читать весь отзывОтзыв рекомендуют:16

Великий автор!очень сильное произведение!

18.11.2014Достоинства:сюжет очень хорошийНедостатки:нетВсем доброго времени суток. «Судьба человека»-это сильный рассказ. Без слёз читать невозможно! Итак подробнее… В 1917 году была Великая Октябрьская революция. Это время перемен. Перемены произошли не только в самом обществе, но и в литературе…Читать весь отзывОтзыв рекомендуют:17

Не люблю читать произведения о войне, но это…

16.12.2014Достоинства:Рассказ глубокий и правдивыйНедостатки:НетуОбычно я не читаю произведения про войну, т. к. мне это просто не интересно … плюс к тому же, там всегда очень много слов, которые мне непонятны, и вместе того, чтобы думать о смысле книги…Читать весь отзывОтзыв рекомендуют:241234>

Отзывы на аналоги:

Книга «Тихий Дон» — Михаил ШолоховАудиокнига «Тихий Дон» — Михаил ШолоховМузей-усадьба великого писателя М.А. Шолохова (Россия, Ростовская область)Книга «Родинка» — М. А. ШолоховКнига «Поднятая целина» — Михаил Шолохов

в рецензияхПожаловаться

11 января 2021 г. 12:19

136

5

Маленькое произведение, но насколько оно емкое. История рассказывает нам про героя, который прошел через войну и остался жив. Страшно осознавать, что выжить в войне игра на везунчика. Если повезет — будешь жить, не повезет –…

Развернуть

6

в рецензияхПожаловаться

12 января 2021 г. 20:06

97

5

Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы. Что-то ждёт их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского…

Развернуть4

в рецензияхПожаловаться

1 ноября 2020 г. 09:42

885

5

Очень небольшой по размеру, но удивительно ёмкий по сути рассказ вряд ли может оставить равнодушным. Я не помню своих ощущений от него в школьные годы, а ведь наверняка читала. Но сейчас он «пробил» меня буквально до слёз.…

Развернуть

23

в рецензияхПожаловаться

25 ноября 2020 г. 14:42

411

4.5

Насколько просто, буднично, без пафоса, а от этого более страшно, показана судьба обычного рядового, шофера Андрея Соколова, прошедшего через все ужасы войны. Случайному человеку он рассказывает свою жизнь без прикрас, вместе с…

Развернуть11

в рецензияхПожаловаться

27 декабря 2020 г. 19:21

144

5 Апофеоз войны

Развернуть41

в рецензияхПожаловаться

17 ноября 2020 г. 12:31

404

5

Рассказ человека, пережившего тяготы войны, и в после ее завершения узнавшего, что его жена с детьми погибла в первые ее годы. Оставшийся в живых сын оказался нечаянной радостью, но и его жизнь забрала война. И вот один,…

Развернуть9

в рецензияхПожаловаться

6 декабря 2020 г. 14:26

212

5

Развернуть3

в рецензияхПожаловаться

8 октября 2020 г. 16:19

547

5 Вот, когда трогает настолько, что на слезу прошибает

Действительно достойное произведение, которое точно не оставит равнодушным. Читать обязательно. Соединение двух одиноких сердец, торжество человеческой воли, хорошее раскрытие персонажей и непростой человеческой судьбы.

3

в рецензияхПожаловаться

31 мая 2020 г. 01:13

3K

5 Тот случай, когда Человек — это звучит гордо

Честно говоря очень сложно писать отзыв на такую книгу, все слова кажутся пустыми и пафосными, независимо от того, сколько чувств в них вкладываешь. Все-таки иногда слова просто излишни, поступки и события говорят сами за себя,…

Развернуть47

Показать ещё

Похожие книги

Вы можете посоветовать похожие книги по сюжету, жанру, стилю или настроению. Предложенные вами книги другие пользователи увидят здесь, в блоке «Похожие книги». Посоветовать книгу

Популярные книги

Всего 1K

  • Быстро падаяПоделитьсяКупить
  • Тетрадь в клеточкуПоделитьсяКупить
  • СимонПоделитьсяКупить
  • Восемь белых ночейПоделитьсяКупить
  • Эхо поющих песковПоделитьсяКупить
  • Невероятное. История преступления, в которое никто не поверилПоделитьсяКупить
  • Тот самыйПоделитьсяКупить
  • Любовь не по сценариюПоделитьсяКупить
  • Золото в тёмной ночиПоделитьсяКупить
  • Сбежавшие сестрыПоделитьсяКупить
  • Свет между намиПоделитьсяКупить
  • Книга ангеловПоделитьсяКупить
  • Мара и Морок. Особенная ТеньПоделитьсяКупить
  • Нелюбовь сероглазого короляПоделитьсяКупить
  • Тихие гостиПоделитьсяКупить
  • Маленькое кафе в КопенгагенеПоделитьсяКупить
  • АспидПоделитьсяКупить
  • Дотянуться до звездПоделитьсяКупить
  • Не говори никому. Реальная история сестер, выросших с матерью-убийцейПоделитьсяКупить
  • Среди тысячи словПоделитьсяКупить
  • Гнев ангеловПоделитьсяКупить
  • Зажечь небесаПоделитьсяКупить
  • Непосредственный человекПоделитьсяКупить
  • Пустые ХолмыПоделитьсяКупить
  • Белый фрегатПоделитьсяКупить

Новинки книг

Всего 361

  • Trillion Dollar Coach. Принципы лидерства легендарного коуча Кремниевой долины Билла КэмпбеллаПоделитьсяКупить
  • Люди нашего двораПоделитьсяКупить
  • Кольцо времён. Проклятие СетаПоделитьсяКупить
  • Я так не хотела. Они доверились кому-то одному, но об этом узнал весь интернет. Истории борьбы с шеймингом и преследованиемПоделитьсяКупить
  • БратствоПоделитьсяКупить
  • Абсолютный доступПоделитьсяКупить
  • Эмиль и Марго. Монстры повсюду!ПоделитьсяКупить
  • Последнее путешествие девочек. Том 2ПоделитьсяКупить
  • Этой кнопке нужен текст. O UX-писательстве коротко и понятноПоделитьсяКупить
  • Осеннее преступлениеПоделитьсяКупить
  • Море воспоминанийПоделитьсяКупить
  • Франкенштейн. Запретные знания эпохи готического романаПоделитьсяКупить
  • Звёздные войны. Мандалорец. АртбукПоделитьсяКупить
  • Мой сосед Хаяо. Артбук по мотивам творчества МиядзакиПоделитьсяКупить
  • На месте ВалерииПоделитьсяКупить
  • Неоновый убийцаПоделитьсяКупить
  • АспидПоделитьсяКупить
  • Хороший доктор. Как найти своего врача и выжитьПоделитьсяКупить
  • АполлонПоделитьсяКупить
  • Битва за Uber. Как Трэвис Каланик потерял самую успешную компанию десятилетияПоделитьсяКупить
  • Любить. Учиться. ТворитьПоделитьсяКупить
  • С широко открытыми глазами. 131 способ увидеть мир по-другому и найти радость в повседневностиПоделитьсяКупить
  • Тишина моих словПоделитьсяКупить
  • Эра медведейПоделитьсяКупить
  • Раны. Земля монстровПоделитьсяКупить

Отзыв на рассказ «Судьба человека» М.Шолохов

.Плюсы:

  • Рассказ написан простым и понятным языком.
  • История о человеке, достойно вынесшем удары судьбы.
  • В основе сюжета, биография реального человека.
  • Автор показывает в лице героя ровесника века.

Минусы:

  • Не обнаружены.

М.Шолохов написал свой знаменитый рассказ «Судьба человека» в 1956г. Сюжет основан на реальных событиях жизни человека, из простого народа, который прошёл всю войну, каторжные условия плена, и благодаря своей жизнестойкости вернулся домой. В 1959. рассказ был экранизирован и поставлен фильм, который был удостоен главного приза на Московском кинофестивале. В литературном произведении, автор открывает страницу жизни простого русского солдата Андрея Соколова, который в мирное время зарабатывал на жизнь работая на грузовике. Он был трудягой и работягой, жил с любимой женой и растил детей. Когда началась война, ушёл воевать на фронт, перенёс голод, два ранения, пытки, попал в плен, и работал в лагере возле Дрездена на каменном карьере. Волею судьбы, он остался жив, а все его близкие погибли. Благодаря силе духа, жизнестойкости он возвращается в родные края, где его никто не ждёт, а по дороге встречает беспризорного мальца сироту, которого усыновляет. Два осиротевших человека, заброшенные ураганом военного времени, нашли друг друга, чтобы стать родными людьми. Рассказ «Судьба человека» — вершина литературного мастерства М.Шолохова, показавшего лучшие черты и характер русского человека в образе героя. Именно благодаря таким людям как А.Соколов, типаж которых описал автор, наша страна смогла одержать победу над врагом. Книга сильная и впечатляющая, читается на одном дыхании, и заставляет переживать вместе с главным героем его нелёгкую судьбу.

В данный момент нет в продаже.</li>Сообщить о поступлении в продажу!</li>

Интересные посты

В Астрахани «Братья Карамазовы» заговорят стихами армянского поэта XI века

   Астраханский драмтеатр отметит 200-летие Фёдора Достоевского премьерой «Братья… Читать далее

Ksenia_1004

C 10-м годом на проекте

Айсон врать не будет :)Я, конечно, отзывы теперь пишу только в телеграме/инстаграме (если кому… Читать далее

Phanta

18 января — 24 января 2021 года

18 января — понедельникВсем привет! В очередной понедельник опят пришла моя очередь обзорить… Читать далее

X_Tasha_X

Автор: · Опубликовано 18.06.2020 · Обновлено 18.06.2020

(259 слов) Мне понравился рассказ М. Шолохова «Судьба человека», потому что автор описывал не только историю главного героя, но и судьбу всего народа в военные и послевоенные годы. Рассказ заставляет очередной раз задуматься о цене Великой Победы.

Главная мысль рассказа «Судьба человека» — всегда в любых обстоятельствах нужно оставаться Человеком. Несмотря на войну и все тяготы судьбы, нужно уметь сохранять свою человечность, уметь любить и оставаться справедливым. Рассказ учит читателей сохранять стойкость и силу духа даже когда, казалось бы, нет сил идти дальше. Помимо этого, автор показал бесстрашный характер всего русского народа, выраженный в образе главного героя – Соколов не согласился пить за победу Рейха и предпочёл умереть за свою Родину, а также сострадание к ближнему — Андрей усыновил и взял на воспитание совершенно чужого для него мальчика. Именно эти главные качества хочется выделить из данного рассказа.

Чему учит М. Шолохов? Автор показывает последующим поколениям реальную цену Победы, которую пришлось заплатить каждому человеку. Он призывает нас не забывать, через что прошли наши деды и прадеды ради мирного неба над нашими головами. Автор приводит в пример главного героя своего рассказа, как человека сильного душой, которого не сломала ни война, ни плен, ни потеря семьи. Принимая все испытания судьбы, он идет дальше, следуя совести. Таким образом, автор учит милосердию, храбрости и вере.

Моё впечатление от книги «Судьба человека» очень сильное, заставляющее задуматься об истории судеб людей того времени. Справедливость, скромность, стойкость, борьба, — все это описывает народных дух того времени. Такая литература всегда заставляет нас вспомнить вечные подвиги героев Великой Отечественной Войны, и невольно учит нас высоким моральным качествам, которых зачастую так не хватает в наше время.

Автор: Полина Чернышова

Используемые источники:

  • https://otzovik.com/reviews/kniga_sudba_cheloveka-m_a_sholohov/
  • https://www.livelib.ru/book/1001440002/reviews-sudba-cheloveka-mihail-sholohov
  • https://forexdengi.com/threads/155668-otziv-na-rasskaz-sudba-cheloveka-m.sholohov
  • https://bookmix.ru/discussion.phtml
  • https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/otzyv-o-rasskaze-sudba-cheloveka-m-sholohov/

Читательская конференция

по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»,

посвященная Дню героя Отечества

Цель:

Раскрыть трагедию нашего народа, его бедствия
и страдания  в Великой Отечественной войне через образ Андрея Соколова,  героя
рассказа «Судьба человека».

Задачи:

1. Воспитание патриотизма чувства гордости за героев
и прошлое Отечества.

2. Сохранение памяти о народном подвиге в Великой
Отечественной войне 1941 – 1945 годов и развитие чувства гордости за свою
страну.

Оформление зала:
портрет М. Шолохова, фильм «Судь­ба человека»
С. Ф.
Бондарчука, песни Великой Отечественной войны: «Священная война»  (авторы
Лебедев-Кумач и Соловьев-Седой) и «Враги сожгли родную хату» (стихи Исаковского),
подборку книг «Судьба человека», изданных различными издательствами страны.

                                                                           
Прошла война, прошла
страда,

                                                              
     Но боль взывает к людям:

                                                                 Давайте,
люди, никогда

                                                     
     Об этом не забудем

I. Все дальше и дальше уходят от нас
героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Но нас, как и
прежде, волнуют страницы произведений русских писателей о той ужасной войне,
особенно тех, кто был ее участником.

М.А. Шолохов был военным писателем. Его мобилизовали в начале войны.
Служил военным корреспондентом четыре с половиной года, участвовал в боях на
Смоленском, Южном, Юго-Западном фронтах, в Сталинградской битве, на Западном
направлении в составе Третьего Украинского фронта. Писал очерки, статьи и
рассказы о битвах, смертельной опасности, нависшей над страной, о разбойничьем
вторжении фашистских полчищ в пределы нашей Родины, печатался на страницах
газеты «Правда» и «Красная звезда».

Шолохов основательно освоил военное дело и заслуженно получил воинское
звание – полковник. Он любил общаться с военными, знал лично многих
полководцев, восхищался талантом маршала Г.К. Жукова.

Военные впечатления писателя нашли своё отражение в рассказе «Судьба
человека».

Непосредственным толчком к написанию рассказа «Судьбы человека» была
встреча Михаила Шолохова с прототипом Андрея Соколова в 1946
году.

 Это случилось в первый послевоенный год около хутора Моховского. Был
большой паводок. Шолохов сидел у переправы около плетня. К нему подошел мужчина
с мальчиком, принял его за «своего брата шофера», рассказал о нелёгкой судьбе.
История этого  человека взволновала Шолохова. Тогда же он решил написать
рассказ, который  был написан очень быстро, но опубликован в газете «Правда» только лишь на рубеже
1956-1957 годов (31 декабря и 2 января). Вско­ре рассказ прочел на Всесоюзном
радио известный киноактер тех лет С. Лукьянов. Рассказ впечатлил и потряс
миллионы людей.

Несмотря на то, что образ Андрея Соколова собирательный, его прототипы  существовали
в реальной жизни.

Постоянный корреспондент газеты «Ветеран», ветеран Великой
Отечественной войны,  В.Егоров в одном из номеров свое газеты поделился своими
воспоминаниями: «Я хорошо знал прототипа этого произведения генерал-полковника
авиации Григо­рия Устиновича Дольникова. Всегда, когда смотрел на этого
человека, то передо мной вставал образ русского солдата Андрея Соколова. Избавиться
от этого невероятного видения невозможно, да и не в силах».

II. Литература и искусство всегда выступают как хранители памяти
поколений. Этим отличается рассказ, которому посвящена наша читательская
конференция. 

— Вы все знакомы
с содержанием рассказа. Вам он понравился? Чем прежде всего он отличается? (Емкостью
и исключительной правдивостью, стремлением автора раскрыть трагедию войны, 
показать страдания, выпавшие на долю человека того времени).

— Охарактеризуйте
композицию рассказа? (Кольцевая. Это рассказ в рассказе. История судьбы
Андрея Соколова, его портрет дается от первого лица).

— Почему от
1-ого лица? Что сильнее всего запоминается во внешнем облике? Какими способами достигается
достоверность?

(1 ученик зачитывает
описание внешнего облика А. Соколова).

— Поговорим о
названии произведения «Судьба человека». Слово «человек» здесь пишется со
строчной буквы. Вроде бы все правильно. А как бы вы написали это название,
прочитав рассказ до конца? (с большой буквы).

— Кого мы можем
назвать Человеком? Того, кто в чем-то себя проявил? А в чем? Чтобы так
называться, нужно проявить особенные черты характера.

— В каких же обстоятельствах
проявляется характер героя, и что мы знаем о страданиях и бедствиях народа из
этого рассказа. (Поведение героя в трудной ситуации, выбор этого поведения и
есть проявление характера в определенных обстоятельствах).

— Легко ли А.
Соколову дается его рассказ? Что мы узнаем из короткой предыстории? Как живёт
герой в молодости? Где работает? Что мы знаем о его жене, семье? Каковы приметы
времени? Назовите их. («Поначалу жизнь моя была обыкновенная», — говорит
Андрей Соколов. Ирина — жена и трое детей. Андрей работал слесарем, а потом
выучился на шофера).

— 22 июня 1941
году началась Великая Отечественная война.   

(Звучит песня «Священная война», авторы Лебедев-Кумач и
Соловьев-Седой).

 Отправка на
фронт… Военная служба… (Все, как у всех!).

— Страницы,
посвященные Великой Отечественной войне, самые яркие. Они отличаются от мирного
повествования. Чем? (Реалистичностью, точностью повествования, эмоциональным
накалом событий).

— Как Андрей
Соколов попал в плен? Обратимся к  небольшому эпизоду со снарядами. Какие
качества личности Соколова раскрывает этот  эпизод? дин человек – ничто, он всегда часть целого, в данном
случае коллектива. Надо выручать всех, даже ценою своей жизни).

— Почему, когда
он понял, что уже фактически в плену, у него ноги подкосились? (Сталинский
приказ № 227 «Ни шагу назад» написан был в тоне грубого одергивания и
оскорбительного окрика на отступающих, изобиловал обвинениями в «преступлениях
перед Родиной»).

— Как  ведет
себя Соколов в момент пленения? Почему поднялся? (Ему не позволила гордость помирать
лежа ).

— В каких еще
ситуациях проявляется его достоинство и мужество? Какие слова подбирает простой
русский солдат, чтобы описать тяжесть плена? Найдите эти слова.

 2-й
ученик:«А били богом проклятые гады и паразиты так, как у нас сроду животину не
бьют. И кулаками били, и ногами топтали, и резиновыми палками били и всяческим
железом…Били за то, что ты русский, за то, что на белый свет еще смотришь, за
то, что на них, сволочей, работаешь…».

Пересказ
эпизодов жизни в плену.

                        
Помощь ближнему (товарищу).

— На какие мысли
вас наталкивает эпизод убийства предателя в церкви.? (Нетерпимость к
предателям  советского народа и страны).

Первый побег
(непродуманный, стихийный) – 2 ученик.

— Почему не
осуществился первый побег военнопленного Соколова из плена? (Он был стихиен,
не продуман — ему просто улыбнулась удача сбежать).

Давайте
рассмотрим, как  ведет себя военнопленный Соколов у коменданта Мюллера
(пересказ; просмотр кадра из фильма «Судьба человека»: эпизод с комендантом
Мюллером) – 3 ученик.

— Соколов готов
к смерти? ( Да, потому что он попрощался с товарищами – все они знали, что
он идет на смерть).

— Почему Мюллер пощадил
Соколова? ( Мюллера: «Ты — настоящий храбрый русский солдат. Я – тоже солдат
и уважаю достойных противников.  Стрелять я тебя не буду – наши войска вышли к
Волге и целиком овладели Сталинградом»).

— Кто, на ваш
взгляд, одержал победу в этом противостоянии? (Соколов одержал над немцами нравственную
победу. Место эпизода в рассказе очень значительно и велико, потому что он с
пронзительной силой показывает силу национального характера).

— В чем же сила
характера Соколова? (В поступках, в вере, в умении противостоять врагу даже
ценой собственной жизни).

Второй побег (с
пользой для своих) – 4 ученик.

— Какие слова в
произведении являются ключевыми? Благодаря чему герой смог совершить второй
побег из плена? (Всё вытерпеть, всё преодолеть, всё перенести. Сила
характера в рассказе Шолохова – в умении героя всё преодолеть на своем пути и
выйти победителем, как бы его жизнь ни ломала. Сила — в преодолении).

— Что для этого
так необходимо человеку? (Сильная нравственная
закалка).

(Звучит
песня «Враги сожгли родную хату» на стихи Исаковского).

5-й
ученик: Страшное известие из дома – Андрей получает письмо от своего соседа,
который сообщает, что его жена с дочками погибли. Не по сюжету песни, а по тому
накалу боли, которая сюжет пронизывает. Лично для самого солдата все его
подвиги и заслуги ничего не стоят, если он теряет свою семью.

— Просвет:
нашелся старший сын! Где находился все это время сын? («Воевал, дослужился до
звания капитана, командует батареей «сорокопяток», имеет шесть орденов и
медалей»).

— Стариковские
мечтания. Надежда, что он будет кому-то нужен после войны. Но в День Победы
Соколов сын погибает.

 6-й
ученик зачитывает эпизод Гибели сына. (Зимою наступали мы без передышки…).

Что может случиться
с человеком после таких потерь, после таких нечеловеческих страданий? ( У
него в душе все оборвалось. Все его мечты рухнули, он потерял последнего
родного человека – сына.)

Усыновление
Андреем Соколовым маленького мальчика-сироты.

В годы войны
тяжело было всем, но особенно беззащитным детям.

— Чьими глазами
мы в первый раз видим Ванюшку? (Глазами Андрея
Соколова).

— Что вы узнали
о Ванюшке из его фраз? Что пережил он к моменту встречи с Андреем Соколовым? (Мальчик
остался круглым сиротой: мать погибла во время бомбежки поезда, отец не
вернулся с фронта, у него нет дома, он голодает).

— Как вы
думаете, почему так полюбил мальчика Андрей Соколов?
(Мальчик так же одинок, как и .Соколов)

— Как долго
длилось знакомство мальчика и Андрея Соколова до решающего разговора? (Три
дня, на четвертый день произошло решающее событие).

— Что переживает
Андрей Соколов, сказавший мальчишке “святую правду”? (
У него на душе стало легко и как-то светло, когда он решил усыновить
сироту, а радость мальчишки совсем отогрела сердце Соколова. “А у меня в глазах
туман…”, – говорит герой. Может быть, этот туман и есть те самые невыплаканные
слезы, которые наконец-то проступили на глазах и облегчили душу).

«Сердце отходит». Кадр из фильма «Судьба человека».

— Что ж теперь
боится Андрей Соколов? (Не успеть вырастить сына).

Чего не смогла отнять у Соколова война? (Война, отнявшая у героя, казалось бы все, не смогла отнять у него
самого главного – человечности, стремления к семейному единению с людьми).

III. Рассказ
«Судьба Человека» — это повествование о реабилитации попавшего в плен воина.
Михаил Шолохов восславил солдата – подлинного героя и мученика войны, который расплачивается
на фронте и за свою собственную неопытность, и за все ошибки, допущенные перед
войной и в начале войны командованием.

Человек остался
Человеком до конца, и именно об этом говорят слова Михаила Шолохова в
заключительной части рассказа: «И хотелось бы думать, что этот русский человек,
человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот,
который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к
этому позовет его Родина».

Образ русского солдата, вставшего на защиту Родины в годы
Великой Отечественной войны, проник в наше сознание во многом благодаря
кинематографу.

Фильм «Судь­ба человека» (1959) Сергея Федоровича
Бондарчука во­шел в список величайших произведений всех времен и народов. Когда
он вышел на экраны Советской страны, западная пресса писала: «Если вы
действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала Ве­ликую Победу
во второй ми­ровой войне, посмотрите этот фильм».

В 1959 году на Междуна­родном кинофестивале в Москве фильм
«Судьба че­ловека» завоевал главный приз. А Сергей Бондарчук получил Ленинскую
премию.

Литература:

Букалов А.
Путешествие романа Шолохова с берегов Дона на берега Тибра // Эхо планеты. –
2005. — №23. – с. 33-35

Великий образ
русского солдата: Фильму «Судьба человека» – 45 лет // Ветеран. – 2004. – №20.
– с.8

Великий художник
планеты // Ветеран. – 2004. — №40. – с.10

Данелия Г.
Безбилетный пассажир // Дружба народов. – 2002. — №11. – с. 7-61

Огнев А.В.
Рассказ М.Шолохова «Судьба человека»: учеб. Пособие для филолог. спец. ун-тов.
– М.: Высш. шк., 1984. – 79с.

Пишет Михаил Корецкий здесь: https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=1801810099913158&id=100002525564303

Сказать, что удивлен, это ни чего не сказать, но похоже, что это, к сожалению не фейк……. Слышал ранее что то о этом но не придавал значение и отмахивался от этого…

99848359

———————
Дополнение от Tatiana Spektor :»Бар-Селла проделал колоссальную, титаническую работу по расчистке исходного (конечно, отнюдь не перу Шолохова принадлежавшего) текста «Тихого Дона» от привнесенного в него «бригадой» мусора. Он работал много лет и однажды, когда докопался до сути, предложил французскому издательству две книги: отчет о своих разысканиях и восстановленный им текст романа «Тихий Дон». Издательство согласилось, но советское (тогда еще советское) посольство во Франции резко возразило и даже угрожало какими-то карами, так что французское издание так и не состоялось.
___________________

Итоговая и гораздо более полная книга Бар-Селлы под названием «Литературный котлован» будет издана в Москве. Об этом сообщила «Новая газета» (23 июня с.г.) статьей Николая Журавлева под красноречивым заголовком «Они писали за Шолохова. Самый грандиозный литературный проект ХХ века». У меня нет сомнения, что книга Бар-Селлы будет переведена на разные языки и станет бестселлером во многих странах, потому что интереснее её вряд ли можно что-либо вообразить.
—————————————-—-
КРАХ ЛЖЕПИСАТЕЛЬСТВА о Шолохове. Бар Селла

Мои дорогие корреспонденты! Запаситесь терпением и временем и прочтите этот текст до конца. Не пожалеете! Для меня он нов только в той части, которая НЕ относится к «Тихому Дону». Почему? Потому что владелец и главный редактор газеты «Новое книжное обозрение» Прохорова (родная сестра миллиардера Прохорова, умница, образованный и в высшей степени порядочный человек, очень сильный полемист и к тому же интересная женщина) в начале текущего года опубликовала в своей газете статью о книге Бар-Селлы. В ней были изложены основные положения этого текста. И было сказано, что книга выйдет в издательстве «Новое книжное обозрение.» И мне стало ясно, что никакое другое издательство в современной России на подобный подвиг не отважится. Ибо это великое, может быть, величайшее политико-культурно- литературное разоблачение последних двух столетий.

Несу читателям сенсацию: лауреат Нобелевской премии в области литературы Михаил Александрович Шолохов «Тихий Дон» не украл! Он его не украл, а получил в подарок.

Вы заинтригованы, читатель? Это хорошо. Но не с руки мне так сразу взять и поднести вам эту сенсацию, как сказал бы Бендер, на блюдечке с голубой каемочкой. Не торопите меня, пожалуйста, а лучше скажите, знаете ли вы, что такое «литературный проект»? Не знаете?

О, в преуспевающих издательствах современной России это секрет Полишинеля. Печатать роман какого-нибудь случайно зашедшего в издательство Иванова, Петрова или Сидорова (тем более — Кацмана, Рабиновича или, скажем, Ицковича) с его именем на титуле там не будут, но рукопись могут взять и даже автору заплатят, только издадут его книгу под другим именем, более угодным, «раскрученным» и сулящим доход в рамках программы, которая и называется «литературный проект».

Вот как разъясняет эту тему известный писатель Анатолий Гладилин (цитирую его статью в «Панораме» за 23-29 января 2002 г.): «…Фридрих Незнанский за несколько лет успел написать больше, чем самый плодовитый писатель мира Александр Дюма-отец за всю свою жизнь. Сия загадка так бы и осталась для меня тайной, если б я не издавался в том же издательстве, которое выпускает, примерно раз в месяц, по новому детективу Незнанского. Поэтому в коридоре я видел Незнанского №2, Незнанского №3, Незнанского №4…

Спешу успокоить самого Фридриха Незнанского: литературные негры вели себя скромно, никто не кричал, что пишет книги за великого мэтра, однако в редакции все всё знают. И когда я сказал: «Бедные литературные негры», — на меня насмешливо посмотрели и ответили: «Не такие они уж и бедные»… (Далее у Гладилина пример с Полиной Дашковой, которая «преспокойно выступает по телевидению, хотя всем известно, что на нее работает бригада стахановцев». — С.И.) Бригадный метод гарантирует производство от срывов и простоев».

Почему гарантирует? Потому что метод хорошо уже отработан. А в шолоховские времена эта технология только-только осваивалась и по-настоящему еще разработана не была, поэтому по недосмотру не так гладко получалось. Впрочем, и сейчас бывают ляпсусы. Вот, например, моя жена, читая детектив Донцовой более внимательно, чем та бы желала, обнаружила в нем нестыковку двух линий повествования и никак не могла уяснить, от кого же из двух персонажей романа появился у тамошней «девицы» сынок. Видно, разработка этих сюжетных линий была поручена разным «соавторам», они свои куски творили отдельно, а когда все куски соединили, то в спешке нестыковочку проморгали.

Вот как бывает, но ведь читать внимательно вовсе не обязательно. Сколько читателей было у Шолохова, а читали до поры невнимательно. Между тем, нестыковки и ляпсусы органически присущи бригадному методу писательства. Раньше или позже они непременно должны обнаружиться.

И они обнаружились, когда за дело взялся настоящий Детектив, Лингвист, Литературовед, Исследователь — всё с большой буквы! Его имя — Зеев Бар-Селла. Возможно, читатель, вы помните это имя. Я уже о нем писал. Правда, давно, шесть лет назад, в статье «Действующие лица и исполнители» («Реклама» № 33, 1997). О нем я узнал тогда из публикации в израильской газете «Вести», перепечатанной затем в трех номерах нью-йоркской газеты «Еврейский мир».

Бар-Селла проделал колоссальную, титаническую работу по расчистке исходного (конечно, отнюдь не перу Шолохова принадлежавшего) текста «Тихого Дона» от привнесенного в него «бригадой» мусора. Он работал много лет и однажды, когда докопался до сути, предложил французскому издательству две книги: отчет о своих разысканиях и восстановленный им текст романа «Тихий Дон». Издательство согласилось, но советское (тогда еще советское) посольство во Франции резко возразило и даже угрожало какими-то карами, так что французское издание так и не состоялось.

Зато теперь итоговая и гораздо более полная книга Бар-Селлы под названием «Литературный котлован» будет издана в Москве. Об этом сообщила «Новая газета» (23 июня с.г.) статьей Николая Журавлева под красноречивым заголовком «Они писали за Шолохова. Самый грандиозный литературный проект ХХ века». У меня нет сомнения, что книга Бар-Селлы будет переведена на разные языки и станет бестселлером во многих странах, потому что интереснее её вряд ли можно что-либо вообразить.

Прежде всего — об авторе, человеке явно незаурядном. Вот что пишет Николай Журавлев: «Тридцать с лишним лет назад я знал его как Володю Назарова. Весьма амбициозного молодого лингвиста, который свои первые статьи, посвященные древнегреческим текстам, опубликовал в журнале АН СССР еще будучи школьником. Его первая книга по северокавказским языкам была выпущена им в 26 лет, но пошла под нож, поскольку ее выход совпал с отъездом автора на историческую родину его матери… По отцу он — дальний родственник генерала Назарова, избранного донским атаманом после самоубийства Каледина».

«Тихим Доном» Бар-Селла, по его словам, занялся, приняв в качестве рабочей гипотезы, что автор романа — это Шолохов. «Задача, которую я перед собой ставил, — писал он Журавлеву, — была чисто академическая: можно ли, не имея уличающих документов, доказать наличие или отсутствие плагиата? Иными словами: может ли сам литературный текст служить уликой в споре об установлении авторства? Мой ответ — положительный: может! Потому что каждое произведение литературы несет в себе не только неизгладимые черты личности автора (биографические моменты, круг чтения), но и времени, в которое оно было написано».

Каков же приговор автора «Литературного котлована»? Не только черты личности автора романа, отразившиеся в основном его тексте, никак не соответствуют личности Шолохова, но и время написания ряда эпизодов, зорко выхваченное исследователем по едва уловимым деталям, официальной версии не соответствует. Например, первая часть романа писалась определенно до войны 1914 года, то есть когда Шолохову было… менее девяти лет! Кто же на самом деле писал роман?

Исходные установки для поиска подлинного автора «Тихого Дона» Зеев Бар-Селла сформулировал себе так:

1. По стилистике подлинного текста автор явно постсимволист и близок к акмеистам. Следовательно, он должен быть их ровесником, а эти последние родились вокруг 1890 года. Значит, надо искать человека, родившегося в это же время.

2. Он должен быть родом из области Всевеликого войска Донского, поскольку досконально знает жизнь, быт и историю края и народа.

3. Он должен быть хорошо образован.

4. Он должен быть литератором, что-то создавшим и публиковавшимся.

5. Он должен любить Тургенева и Бунина, что следует из контекста романа.

6. Он должен быть белогвардейцем, поскольку жизнь красных, и это очевидно, знает хуже.

7. Он должен быть поклонником генерала Корнилова.

8. К моменту издания романа (и даже еще раньше) его не должно быть ни в живых, ни в эмиграции. То есть вторая крайняя дата его жизни должна быть около 1920-1922 гг.

И Зеев Бар-Селла нашел-таки этого человека! Это Вениамин Алексеевич Краснушкин, литератор, писавший под псевдонимом Виктор Севский. Он родился в 1891 году в станице Филоновской в зажиточной казачьей семье, глава которой выслужил дворянство. Образование получил в Московском университете. С 1908 года — профессиональный литератор. Редактировал газету. У него было более тысячи публикаций в местных и центральных изданиях, в том числе роман «Кровавая слава» (1911 г.) и биографическая книга «Генерал Корнилов» (1919 г.) Работая в Петербурге, написал статью «Внук Тургенева» — это о Бунине. В 1913 году начал писать роман о роковом любовном треугольнике (Степан, Григорий, Аксинья). Но вскоре началась война, и замысел романа расширился, потом — революция, Гражданская война. В 1920-м автор с незаконченной рукописью романа был захвачен красными в Ростове-на-Дону. Его расстреляли, а рукопись кто-то в ВЧК прочитал и оценил.

Прежде, чем перейти к судьбе рукописи в недрах органов госбезопасности, заметим, что текстологический и литературоведческий анализ сохранившегося литературного наследия Краснушкина-Севского, выполненный Бар-Селлой, подтвердил, что именно он являлся автором большей части исходного текста «Тихого Дона»: 1-го и 2-го томов полностью, 3-го — более половины, 4-го — нескольких последних страниц. Остальное писала подобранная чекистами бригада литературных «негров».

Зачем им это было нужно? Если, по Ленину, кухарку можно было допустить к управлению государством, то и в области культуры необходимо было осуществить подобный революционный прорыв. Согласно теории Ленина, культура всякой нации делится на буржуазную и пролетарскую. Буржуазную культуру — долой, а пролетарскую культуру предстояло создать и поднять на невиданную высоту. Организованный ради этого Пролеткульт с задачей не справлялся, и тогда ею занялась ВЧК, вскоре преобразованная в ОГПУ («Объединенное Государственное Политическое Управление»).

Там как раз оказалась рукопись, похоже, уровня Льва Толстого, так что чекистам оставалось только подыскать к ней классово подходящего автора. То, что у него не было и среднего образования — это ничего, это даже было хорошо! Подробнее — почему выбор пал на 18-летнего продармейца Шолохова, кто и как работал над текстом, правя и редактируя его, дописывая недостающее, — об этом, пишет Н.Журавлев, мы вскоре узнаем из книги Бар-Селлы. Подождем ее выхода в свет, а пока порассуждаем.

Я воспринял статью в «Новой газете» и предстоящий выход в Москве книги, разоблачающей Шолохова (причем, уж на сей раз окончательно и бесповоротно), с большим удовлетворением, поскольку давно был уверен, что такой низкий и подлый человек («горький пьяница, хам, завистник, подхалим и антисемит» — по характеристике, данной ему в одной из статей 1997 года в «Рекламе» Ильей Куксиным) никак не мог быть творцом «Тихого Дона». Но, как ни странно, и статья Куксина, и моя вышеназванная попали под волну критики, на которую мне пришлось откликнуться новой статьей под названием «Бог правду видит, да не скоро скажет» («Реклама» № 36, 1997). По поводу названия этой статьи, заимствованного у Л.Н.Толстого, теперь скажу: ну вот, уже скоро скажет, наконец! Постфактум говорю спасибо критиковавшему нас уважаемому автору — в споре иногда рождается истина. По крайней мере, мы — обе стороны — получаем возможность к ней приблизиться. Перечитав теперь старые статьи, нахожу, что подписался бы под ними и сегодня.

Крушение Шолохова не все воспримут с удовлетворением. Целая когорта высокопоставленных «шолоховедов», многие годы кормившихся прославлением придуманного народного «гения»; подхалимы, толпой вертевшиеся вокруг знаменитой станицы Вёшенской, выискивавшие там прототипов Григория Мелехова и прочих персонажей; искатели и изобретатели рукописей, которых не было; те, кто изображал малолетнего Шолохова вундеркиндом, и те, кто придумал, что он был на десять лет старше, чем значилось в паспорте, чтобы представить его имевшим достаточный для написания шедевра жизненный опыт; сочинители, утверждавшие, что он, якобы, был красным разведчиком в стане белых; поклонники, рисовавшие хулигана образцом нравственности и чуть ли не диссидентом; авторы многочисленных лжесвидетельств и мифов «шолоховедения» — все они могут остаться без любимой темы, а, значит, лишиться кормушки. Огорчены будут и некоторые рядовые читатели. Например, тот, кто в связи с газетной дискуссией написал в газету: «Я всегда хотел, чтобы автором «Тихого Дона» оставался Шолохов». «Очень интересная позиция, — откликнулся я тогда. — Мне лично ни такая, ни противоположная мысль в голову не приходила. Единственно, чего всегда хотел, так это знать правду».

Итак, теперь абсолютно ясно, что роман «Тихий Дон» написан отнюдь не Шолоховым и то, что ему досталась Нобелевская премия, можно считать одним из курьёзов ХХ века. Узнай об этом изобретатель динамита, — перевернулся бы в гробу.

А как насчет других творений Нобелевского лауреата? Хронологически первыми, как известно, были «Донские рассказы» (1926 г.) «Шолоховеды» это выставляли как факт творческой зрелости Шолохова. Однако, согласно анализу Зеева Бар-Селлы, для компиляции «Донских рассказов» гэпэушной бригадой сочинителей были использованы именно фрагменты арестованной рукописи В.А. Краснушкина-Севского, причем не вполне квалифицированно: некоторые фабулы рассказов, указывает Бар-Селла, немыслимы, поскольку разработаны людьми, не знавшими, например, законов поземельных отношений в области Войска Донского.

Следующие за «Тихим Доном» книги — «Поднятая целина», «Они сражались за Родину», «Судьба человека» — никак «Тихому Дону» не соответствовали. Они и между собой, как я писал в 1997 году («Реклама» № 33), не родственны, как будто написаны разными людьми. А роман «Они сражались за Родину», печатавшийся по главам, так и не был завершен. Можно понять, когда смерть автора обрывает нить повествования. Так ведь нет, писатель еще долго и прекрасно жил, резвился и на здоровье не жаловался. Очень похоже, что кто-то за Шолохова писал эти главы, но потом что-то случилось, и казаку-седоку пришлось спешиться. Оттого и долгое молчание — в том смысле, что, числясь писателем, писательскую продукцию на-гора совсем не выдавал, а только ругался со всех трибун.

Окончательно я утвердился в несоответствии Шолохова приписываемым ему творениям (не только «Тихого Дона», но и всех прочих), когда после его смерти прочитал в «Литературной газете» большую статью кого-то из шолоховских клевретов, вертевшихся вокруг станицы Вёшенской. Смысл статьи был таков, что весь мир замер, не слыша более голоса гения из этой всемирно известной станицы, а то, что это был невиданный на Земле гений, можно заключить хотя бы из такого факта, что все замыслы только в голове держал, и писал сразу начисто, — никаких черновиков, никаких записных книжек.

Подумать только, воскликнул я тогда, Пушкин писал наброски, зачеркивал, переделывал, снова марал и писал заново. Толстой трудился-мучился, Софью Андреевну извел бесконечным переписыванием. А Шолохов, выходит, писал легко и сразу, как бы по озарению свыше, мук творчества не ведая и зря бумагу не переводя? Ну, тут дело ясное: раз не было у Шолохова архива, значит, не он писал, а кто-то другой или другие.

Это было моё мнение. Теперь обратимся к изысканиям Зеева Бар-Селлы. По его заключению, роман «Поднятая целина», хотя и содержит фрагмент («корниловский мотив»), перешедший из «Тихого Дона», то есть из рукописи расстрелянного В.А.Краснушкина-Севского, написан другим человеком. Его личность тоже установлена — это донской литератор Константин Иванович Каргин. Кроме текстологической экспертизы, здесь интересна удивительная корреляция, обнаруженная Бар-Селлой и поразившая его — корреляция между датами выхода в свет частей «Поднятой целины» и датами сложной судьбы Каргина. Публикация «Поднятой целины», как известно, растянулась на долгие годы — с 1932 по 1960. Начинал Каргин на Дону, но во время войны попал к немцам в плен, затем остался на Западе невозвращенцем, то есть как бы «изменником Родины». Однако странным образом в 1959 году кто-то с ним договорился, он был прощен советской властью, возвратился домой, и уже через год вышла долгожданная, в течение двадцати лет испрашивавшаяся читателями у Шолохова вторая книга «Поднятой целины».

В предисловии к книге «Стремя «Тихого Дона» (загадки романа)» Солженицын писал: «Простым художественным ощущением, безо всякого поиска воспринимается: не то, не тот уровень, не то восприятие мира. Да один только натужный грубый юмор Щукаря совершенно несовместим с автором «Тихого Дона»…» Солженицын не ошибся, но что дивно: даже этот натужный грубый юмор Щукаря не Шолоховым сочинен, этот лауреат всех премий и дважды Герой Социалистического Труда вообще ничего складного написать не мог. Да если бы и мог, то не пожелал бы: зачем ему самому трудиться, когда с 1923 года у него от ОГПУ полный пансион и обслуга? Вот что значит Социалистический Труд, которого он аж дважды Герой, потому что ухитрился всю жизнь не трудиться.

Он не утруждал себя даже подготовкой своих речей. Вот удивительный документ, обнародованный Бар-Селлой. Это машинописный текст выступления Шолохова на Втором съезде советских писателей. На нем надпись рукой Шолохова: «Л.Ф.Ильичеву, дорогому другу и автору сей речуги, — с поклоном и благодарностью. М.Шолохов. P.S. Аплодисменты — пополам: мне как исполнителю, тебе — как автору. М.Ш.» Л.Ф.Ильичев был секретарем ЦК КПСС, вряд ли он сам писал для Шолохова «речугу», в его распоряжении для этого была большая команда помощников, умеющих писать, но Шолохову, видно, вручили текст выступления от имени Ильичева, отчего он и посчитал шефа автором.

Самый впечатляющий сюрприз ждет читателей в связи с разысканиями Зеева Бар-Селлы вокруг романа «Они сражались за Родину» и в тексте его опубликованных глав. Кто писал эти главы и почему роман не дописан, не завершен? В статье о «шолоховедах» и «шолохолюбах» в «Рекламе» № 7 этого года я высказал такое предположение по этому поводу: «А что, если вдруг выяснится, что публиковавшиеся с 1943 года главы романа «Они сражались за Родину», так и не законченного аж за 40 лет последующего здравствования маститого лауреата, принадлежали не Шолохову, а какому-то, к примеру, работнику фронтовой армейской газеты?» Как в воду глядел!

Но прежде всего посмотрите-ка, читатель, как в отличие от нас читает тексты Зеев Бар-Селла. Мы читаем быстро и невнимательно, многое при этом не замечаем, а он, присматриваясь к каждому слову, обнаруживает такое, что, собрав это всё вместе, можно было бы издать увлекательную книжку под названием, например, «Занимательное литературоведение».

Перехожу к его находкам, которые я не поленился проверить по тексту, и кое-что, приведенное в «Новой газете», уточнил. Персонаж романа «Они сражались за Родину» Звягинцев рассказывает, как в мирной жизни получил от жены удар тарелкой по физиономии, на что вскричал: «Так-то вы, Настасья Филипповна, показываете свою культурность?» Настасья Филипповна — так это же из «Идиота» Достоевского! Какой писатель остановит свой выбор на этом ставшем классическим имени-отчестве? Никто и никогда! Мало, что ли, других женских имен? А если пишет литературный батрак, раб? Тогда вполне может поглумиться над рабовладельцем. Тот не заметит. Зато потом, подумал раб, подобно пушкинскому Пимену, «когда-нибудь монах трудолюбивый найдет мой труд усердный, безымянный», заметит он тогда мои пометы, да и поймет, что то писал другой!

Еще один персонаж романа по фамилии Лопахин «шмыгнул в сад. Но едва лишь вишневые деревья скрыли его от посторонних взоров…» Батюшки, Лопахин и вишневый сад — так это ведь как у Чехова! Прозрачно до издевательства. И опять батрак был уверен, что Шолохов не поймет. Еще там персонаж — старшина Поприщенко. И эта фамилия вписана неспроста: у Гоголя в «Записках сумасшедшего» — Поприщин.

Помню, в старинных среднеазиатских мозаиках среди замысловатых орнаментов и переплетений нам показывали тщательно замаскированный автограф художника. Делать такое было запрещено и опасно, но мастер все же оставлял свое имя. И на живописных полотнах мастеров мы нередко видим их полуспрятанные автопортреты. Вот и тот, кто волей обстоятельств должен был писать за Шолохова, оставлял потомкам свою тайнопись. Она прочитана! — хочется сейчас ему крикнуть.

Но кто он? Не буду вас томить, читатель, вот намёк: книга Зеева Бар-Селлы, которая скоро должна выйти в Москве, называется «Литературный котлован». Это название вам что-то говорит? Да, конечно, была знаменитая повесть «Котлован», и жил, очень плохо жил ее талантливый автор. Процитирую из статьи Николая Журавлева в «Новой газете»:

«Какого мастера такого уровня в то время можно было заставить стать «негром»? Только такого, у которого настолько туго с добыванием хлеба насущного, у которого перекрыты все пути в литературу, у которого плюс к этому серьезнейшие неприятности в семье по части репрессий, что он на всё готов. И этому человеку Шолохов по старой и тесной дружбе помогает (по его же словам) освободить сына… А когда Сталин… советует Шолохову написать очередную эпопею про идущую войну, к кому он мог обратиться за спасением?.. Только к старому другу, с которым они регулярно пили водку, запершись на кухне в квартирке на Тверском бульваре»…

Речь идет об Андрее Платонове. Какая там могла быть у него дружба с Шолоховым, мне непонятно. Разве что дружба в кавычках. Принуждение, уламывание непокорного, вплоть до использования для этого репрессивных органов. Шолохов на всё был способен. И Платонов не устоял. Именно в это время — после всех обрушившихся на него бедствий — его вдруг оценили, он назначается фронтовым корреспондентом, семья получает денежный аттестат, паек и прочее. Платонову создают условия, и он пишет не свой роман. Сколько успел, сдал заказчику. Умер — и дописывать роман уже было некому.

Литературный проект по созданию шедевров пролетарской литературы, затеянный в 1923 году чекистами, зачах. Его организаторы и покровители канули в лету, новых энтузиастов для продолжения проекта не оказалось, так что с Платоновым Шолохову пришлось договариваться лично. И замену ему найти он уже не смог. Дальше — еще хуже, времена стали меняться, средства принуждения уже не те. Что же бедному Шолохову оставалось? Правда, он был совсем не беден и «негров» вполне еще мог просто купить. За деньги или за протекции, поскольку везде имел руку и в самых верхах поддержку.

В статье Журавлева и в прежней публикации Бар-Селлы никаких сведений не было о рассказе «Судьба человека» (1957 г.), на котором писательская судьба Шолохова завершилась, хотя бражничать ему оставалось еще 27 лет, и если бы он был действительно писателем, то мог бы еще большое наследие оставить. Кто же всё-таки написал «Судьбу человека»? У меня была догадка, и я высказал ее в статье, которую выше цитировал. Вот она: «А что, если рассказ «Судьба человека» был написан, к примеру, писателем Анатолием Калининым, автором близкого по стилю романа «Цыган»? Почему он не мог отдать свою рукопись как взятку ради своего продвижения?» Эх, провел бы Бар-Селла сравнительный анализ текстов! А может, он уже это сделал? Буду ждать его книгу с нетерпением.

Можно себе представить, какой переполох она произведет в стране, где ежегодно отмечается День Шолохова и присуждаются премии Шолохова, где каждый школьник его знает, где он уже привычная икона и национальная гордость. Можно представить также и переполох в Нобелевском комитете, когда снова всплывут свидетельства о подкупе общественных деятелей и давлении советских эмиссаров. Ведь действия по блокированию Нобелевской премии Пастернаку и приказ советскому послу в Швеции добиваться ее присуждения Шолохову исходили из самой высокой советской инстанции — ЦК КПСС (в недавней статье, посвященной Пастернаку, я цитировал ныне рассекреченные партийные Постановления той поры).

Так что, грядёт буря. Несомненно. Но за нею — очищение от налипшей лжи.

  • Рассказ ширвиндта про старость
  • Рассказ школа гайдар читать
  • Рассказ чук и гек читать для дошкольников
  • Рассказ чуковского про слониху щеголиху
  • Рассказ шанель краткое содержание