Рассказ щур чарушин читать

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 октября 2019; проверки требуют

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 октября 2019; проверки требуют 28 правок.

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Чарушин.

Евге́ний Ива́нович Чару́шин (1901 — 1965) — советский график, скульптор и писатель. Сын архитектора И. А. Чарушина.

БиографияПравить

Дом, в котором прошли детские и юношеские годы Чарушина в Вятке.

Евгений Иванович Чарушин родился 29 октября (11 ноября) 1901 года в Вятке, в семье Ивана Аполлоновича Чарушина, главного губернского архитектора, оказавшего влияние на застройку многих городов Прикамья и Предуралья. С детства рисовал, обучаемый отцом. С этого же времени на протяжении всей жизни был дружен с родившимся в Вятке художником Ю. А. Васнецовым.

В 1918 году окончил среднюю школу и был призван в Красную Армию. Работал помощником декоратора в культпросвете Политотдела штаба Красной Армии Восточного фронта.

В 1922 году по окончании службы, пришедшейся на гражданскую войну, вернулся в Вятку. Учился в декоративных мастерских Вятского губвоенкомата.

Осенью 1922 года переехал в Петроград, поступил на живописный факультет в Петербургской Академии художеств (ВХУТЕИН), где занимался пять лет, у педагогов А. Е. Карева, А. И. Савинова.

В 1922—1927 годах посещал Мастерскую пространственного реализма М. В. Матюшина, пока формально не был его студентом[1].

В 1927 году закончил ВХУТЕИН.

С 1927 года начал работу в Детском отделе Госиздата, художественным редактором которого был В. В. Лебедев, ставивший перед собой задачу создания принципиально новой детской книги, высокохудожественной и познавательной. Лебедев принял Чарушина, и помог ему сформировать его личный стиль, связанный прежде всего с изображениями животных. Первой книгой, иллюстрированной Чарушиным Евгением Ивановичем, был рассказ В. В. Бианки «Мурзук»; Чарушин испытал сильное влияние В. В. Лебедева.

Иллюстрировал собственные книги («Волчишко и другие», 1931; «Никитка и его друзья» (главный герой — сын автора, Н. Е. Чарушин), 1938[2]; «Про Томку», 1957) и произведения других авторов («Детки в клетке» С. Я. Маршака, изд. в 1935) для детей младшего возраста познавательные цели органически сочетаются с задачами воспитания этического сознания и любви к природе (этими же чертами отмечена и проза самого Чарушина).

В 1930 году, при участии и помощи С. Я. Маршака, начал работать в детской литературе, писал небольшие рассказы для детей о жизни животных. Заслужил похвалу Максима Горького. До войны создал около двух десятков книг: «Птенцы», «Волчишко и другие», «Облава», «Цыплячий город», «Джунгли — птичий рай», «Животные жарких стран», продолжая также иллюстрировать других авторов — С. Я. Маршака, М. М. Пришвина, В. В. Бианки. Написал рассказы : «Что за зверь?», «Страшный рассказ», «Удивительный почтальон», «Яша», «Верный Трой», «Кот Епифан», «Друзья», серии рассказов про Тюпу и про Томку.
Последней книгой, оформленной художником стала книга «Детки в клетке» С. Я. Маршака. Постоянный автор журнала «Чиж» как писатель и художник.

Книги Чарушина переведены на языки народов СССР и некоторых зарубежных стран. Биобиблиографический справочник «Писатели Ленинграда» (1982) характеризует Чарушина: …Прозаик, детский писатель. В течение многих лет иллюстрировал книги Чуковского, Маршака, Пришвина, Бианки и др. детских писателей. В 1930 был напечатан первый его рассказ для детей. С тех пор писатель и художник Е. И. Чарушин опубликовал много иллюстрированных книжек для детей младшего школьного возраста о зверях, птицах, об охоте, о детях. Его иллюстрации, эстампы, фарфоровая скульптура, книги экспонировались на многих международных выставках в Софии, Лондоне, Париже.

В 1941 году после начала войны эвакуировался из Ленинграда в Киров. Рисовал плакаты для «Окон ТАСС», писал картины на партизанскую тему, оформлял спектакли в Кировском театре драмы. Выполнил росписи в здании Дворца пионеров по проекту архитектора Л. И. Чинёнова[3].

В 1945 году вернулся в Ленинград. Продолжал работать в книге; создал серию эстампов с изображениями животных. Занимался скульптурой и мелкой пластикой (в фарфоре), преимущественно анималистикой; делал эскизы росписи для чайных сервизов на ЛФЗ. Эстампы и мелкая фарфоровая пластика по духу близки книжным иллюстрациям художника.

Умер 18 февраля 1965 года в Ленинграде, похоронен на Богословском кладбище[4].

Адреса в ЛенинградеПравить

  • 1929 — набережная канала Грибоедова, дом 46[5].
  • 1930-е — 1941, 1944—1947 — улица Рентгена, 7
  • 1948 — 18 февраля 1965 года — набережная реки Фонтанки, дом 50.

НаградыПравить

  • Золотая медаль (1965 — посмертно) на международной выставке детской книги в Лейпциге.
  • заслуженный деятель искусств РСФСР (1945)

СочиненияПравить

  • Чарушин Е. Вольные птицы (М.: ГИЗ)1929. (переизд. 1929, 1931)
  • Чарушин Е. Разные звери (М.: ГИЗ)1929. (переизд. 1931)
  • Чарушин Е. Птенцы 1930 (М.- Л.: ГИЗ)
  • Чарушин Е. Щур (М.- Л.: ГИЗ) 1930 (1980 — в кн. «Мир Чарушина»)
  • Чарушин Е. Волчишко и другие (М.- Л.: ГИЗ)1931 (переизд. 1931, 1933, 1935, 1936, 1938, 1941, 1947, 1948, 1950, 1951)
  • Чарушин Е. «Джунгли» — птичий рай (М.- Л.: Молодая гвардия)1931
  • Чарушин Е. Облава (М.- Л.: Молодая гвардия)1931
  • Чарушин Е. Цыплячий город (М.- Л.: Молодая гвардия) 1931
  • Чарушин Е. Охота на медведя (М.- Л.: Молодая гвардия)1933
  • Чарушин Е. Васька, Бобка и крольчиха (Л.: Детгиз)1934 (переизд. 1936, 1948, 1975, 1978)
  • Чарушин Е. Животные жарких стран 1935(Л.: Детгиз)
  • Чарушин Е. Семь рассказов (М.- Л.: Детгиз)1935 (переизд. 1936, 1937)
  • Чарушин Е. Про сороку (М.: Детиздат)1936
  • Чарушин Е. Три рассказа (М.- Л.: Детиздат) 1937(переизд. 1953, 1955, 1957)
  • Чарушин Е. Волчишко. Медвежата (М.: Детиздат)1938
  • Чарушин Е. Звери жарких и холодных стран (М.- Л.: Детиздат)1938
  • Чарушин Е. Каждой маме и каждому папе (М.- Л.: Детиздат)1938
  • Чарушин Е. Никитка и его друзья (М.- Л.: Детиздат)1938 (переизд. 1947, 1962, 1966, 1968, 1973, 1971)
  • Чарушин Е. Маленькие рассказы (М.- Л.: Детиздат)1940 (переизд. 1946, 1948)
  • Чарушин Е. Охотничьи рассказы (М.- Л.: Детиздат)1940
  • Чарушин Е. Путешественники (М.- Л.: Детиздат)1940 (переизд. 1947)
  • Чарушин Е. Моя первая зоология. Ч. 1. На нашем дворе (М.- Л.: Детгиз) 1942 (переизд. 1968)
  • Чарушин Е. Моя первая зоология. Ч. 2. В лесу (М.- Л.: Детгиз)1942
  • Чарушин Е. Кот, петух и лиса [Пьеса-сказка для театра теней] (М.: Молодая гвардия)1944
  • Чарушин Е. Моя первая зоология. Ч. 3. Животные жарких и холодных стран (М.- Л.: Детгиз)1944
  • Чарушин Е. Медвежата (Л.: Детгиз) 1945(переизд. 1946, 1987)
  • Чарушин Е. Лиса и заяц (Киров)1946
  • Чарушин Е., Шумская Е. Шутки (М.- Л.: Детгиз)1946 (переизд. 1954, 1956)
  • Чарушин Е. Рассказы (М.- Л.: Детгиз)1947 (переизд. 1948, 1959)
  • Чарушин Е. Теремок (М.- Л.: Детгиз) 1947(переизд. 1952, 1971, 1973, 1974)
  • Чарушин Е. Кот Епифан (Детгиз)1948
  • Чарушин Е. Что за зверь? (М.- Л.: Детгиз)1948(переизд. 1950, 1956)
  • Чарушин Е. Зверята (М.- Л.: Детгиз) 1949 (переизд. 1958)
  • Чарушин Е. Избранное / Предисл. И. Бродского (Киров: Кировское обл. гос. Изд-во)1950 — 176 с.
  • Чарушин Е. Про больших и маленьких (М.- Л.: Детгиз) 1950(переизд. 1952, 1953, 1959, 1960, 1973)
  • Чарушин Е. Большие и маленькие (М.- Л.: Детгиз) 1951 (переизд. 1959, 1973)
  • Чарушин Е Друзья. Л., Детгиз, 1957
  • Чарушин Е. Болтливая сорока. Л., Детгиз, 1961 (переизд. 1969, 1975)
  • Чарушин Е. В лесу./ Рис. Н. Чарушина. М., 1968, 1969
  • Чарушин Е. Верный Трой. Л., 1990

Книжные иллюстрацииПравить

  • Бианки В. Мурзук (М.- Л.: ГИЗ) 1928. (переизд. 1932)
  • Лесник А. Волк (М.- Л.: ГИЗ). 1928
  • Бианки В. Рассказы об охоте (М.- Л.: ГИЗ)1929. (переизд. 1931)
  • Бианки В. Теремок 1929.(М.: ГИЗ)
  • Бианки В. Чёрный сокол 1929.(М.- Л.: ГИЗ)
  • Смирнова Н. Как Мишка большим медведем стал (М.- Л.: ГИЗ) 1929.(переизд. 1930, 1931, 1966, 1968, 1980 — в кн. «Мир Чарушина»)
  • Лесник А. Встречи в лесу (М.: ГИЗ)1930
  • Смирнова Н. Про курочку (М.- Л.: ГИЗ)1930
  • Берггольц О. Пыжик (М.- Л.: ГИЗ)1930
  • Бианки В. Красная горка (М.- Л.: ГИЗ)1930 (переизд. 1961, 1962, 1965)
  • Флейрон С. Стрикс (История одного филина)1930 (М.- Л.: Молодая гвардия)
  • Робертс Ч. Избранные рассказы: Рис. Чарушина и Курдова (М.- Л.: ГИЗ)1931
  • Бианки В. Первая охота (М.- Л.: Молодая гвардия)1933 (переизд. 1935, 1936, 1937, 1950, 1951, 1954, 1970, 1972, 1973, 1980 — в кн. «Мир Чарушина»)
  • Чуковский К. Цыпленок (М.- Л.: Детгиз)1934 (переизд. 1937, 1938, 1940, 1955, 1958, 1966)
  • Маршак С. Детки в клетке (М.: Издательство детской литературы)1935 (переизд. 1936, 1939, 1947, 1953, 1956, 1957, 1960 в 2 изд-вах, 1964, 1965, 1966, 1967)
  • Пришвин М. Зверь бурундук (М.- Л.: Детиздат)1935 (переизд. 1936 в 2 изд-вах.)
  • Пришвин М. Ярик (М.- Л.: Детиздат)1936 (переизд. 1937)
  • Арсеньев В. К. Дерсу Узала (М.- Л.: Детиздат) 1936(переизд. 1944)
  • Введенский А. И. Щенок и котенок (М.- Л.: Детиздат) 1937
  • Олешек — золотые рожки: Сказки северных народов (М.- Л.: Детиздат)1937 (переизд. 1949, 1959)
  • Маршак С. Мой зоосад (М.- Л.: Детиздат)1938
  • Ушинский К. Бишка (М.- Л.: Детиздат)1938
  • Шварц Е. Красная Шапочка (М.: Детиздат)1938
  • Сетон-Томпсон Э. Королевская Аналостанка 1941 (М.- Л.: Детиздат)
  • Бианки В. Чей нос лучше? Рис. Чарушина и Рачёва (М.- Л.: Детгиз)1942
  • Дьяков В. Красная Армия (М.: Детгиз)1942
  • Дьяков В. Песенки-байки (М.: Детгиз)1942
  • Песенки-байки (Киров: Кировское областное изд-во)1942
  • Бианки В. Плавунчик (М.- Л.: Детгиз)1946
  • Белышев И. Упрямый котенок (М.- Л.: Детгиз1946) (переизд. 1948, 1955)
  • Мамин-Сибиряк Д. Н. Рассказы и сказки. Рис. Чарушина и Кобелева (М.- Л.: Детгиз)1948
  • Русские сказки про зверей (собрала О.Капица) (М.- Л.: Детгиз)1948 (переизд. 1951)Ч
  • Бианки В. Кузя двухвостый (М.- Л.: Детгиз)1948
  • Бианки В. Рассказы и сказки. Рис. Чарушина, Курдова, Ризнича, Тырсы (М.- Л.: Детгиз)1949 (переизд. 1951, 1956, 1960, 1963, 1967)
  • Горький М. Воробьишко (М.- Л.: Детгиз)1949 (переизд. 1956, 1962, 1968, 1971, 1972)
  • Любимые сказки (в обработке А.Толстого и М.Булатова) 1949(М.- Л.: Детгиз)
  • Лиса и заяц: русская народная сказка в обработке А.Толстого (М.- Л.: Детгиз)1950
  • Мамин-Сибиряк Д. Аленушкины сказки (М.- Л.: Детгиз)1951
  • Бианки В. Лесные были и небылицы. Рис. Чарушина и, Курдова (Л.: Лениздат)1952 (переизд. 1957, 1969)
  • Бианки В. Мишка-Башка (М.- Л.: Детгиз)1952 (переизд. 1953, 1961, 1996 — Росмэн)
  • Сказки Севера (в обработке Г.Меновщика) (М.- Л.: Детгиз)1953
  • Карнаухова И. Избушка на опушке (Л.: Детгиз)1953
  • Бианки В. Мастера без топора (Л.: Детгиз)1954
  • Сладков Н. Медвежья горка (М.- Л.: Детгиз)1954 (переизд. 1967, 1968)

ЛитератураПравить

  • Кузнецов Э. Д. Звери и птицы Евгения Чарушина. — М.: Советский художник, 1983. — 160 с. — (Рассказы о художниках). — 40 000 экз.
  • Валерий Траугот. Династия Чарушиных. http://anima.ucoz.ru/vstrechi/char/char_7_srv.html
  • Мир Чарушина / Сост. И. А. Бродский и Н. Е. Чарушин. — Л., 1980.
  • Глоцер В. И. Мир Чарушина [Рецензия на книгу Кузнецова Э. Звери и птицы Евгения Чарушина] // Иллюстрация: Сб. статей. — М., 1988
  • Кудрявцева Л. Собеседники поэзии и сказки. — М., 2008. — С. 36-39.

ПримечанияПравить

СсылкиПравить

  • Тамара Габбе Евгений Чарушин
  • Чарушин Е. И. Художественные произведения о мире животных.
  • Книги с иллюстрациями Чарушина — читать и смотреть онлайн
  • Удивительные приключения маленького охотника (рассказ, 1939)

МБОУ «Ёгвинская основная общеобразовательная

Технологическая карта урока литературного чтения

«Анализ рассказа Е. Чарушина

«Как мальчик Женя научился говорить букву «р».

Автор:

Кольчурина Людмила Юрьевна

учитель начальных классов

Кудымкарский район.

2021

Технологическая карта урока

Предмет

Литературное чтение

Класс

1

Учебник

В.Г. Горецкий « Азбука», 2 часть

Учитель

Кольчурина Людмила Юрьевна

Тема

Формирование читательских умений через изучение рассказа Е. Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «р».

Тип урока

Урок открытия нового знания.

Цель

Формировать читательские умения, через анализ художественного произведения

Планируемые результаты (предметные)

продолжить работу по формированию читательских умений анализировать художественное произведение: устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета произведения; содействовать развитию навыка правильного сознательного чтения по слогам и целыми словами; способствовать обогащению словаря учащихся.

Метапредметные результаты

регулятивные – учить принимать роль в учебном сотрудничестве;

познавательные – учить добывать информацию из текста; формировать умение извлекать фактуальную информацию; развивать умение обобщать полученную информацию, делать выводы;

коммуникативные – учить строить диалогическое и монологическое высказывание; строить предположения, искать выход из проблемной ситуации,  договариваться, приходить к общему решению.

Личностные результаты

развивать познавательные процессы (произвольное внимание, долговременную память,аналитико-синтетическоемышление, устную речь), творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать объективно свою работу.

Основное содержание темы, понятия и термины

герой произведения, автор, чтение по ролям

Технологии

продуктивного чтения, здоровье сберегающая, развития критического мышления

Образовательные ресурсы

компьютер, проектор, презентация, портрет писателя с его именем, деформированное название рассказа, работа в паре, из магнитных букв слова: глиб, каландаш, лучка, валежка, блюки, клыша; картинный план, сердечки со словами благодарности, рисунок вороны.

Ход урока

п/п

Этапы урока

Приёмы, методы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация к учебной деятельности.

Эмоциональный настрой

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность.

-Пожелаем друг другу удачи при помощи «Ладошки пожелания»

Готовятся к уроку, настраиваются

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

желаю (соприкасаются большими пальцами);

успеха (указательными);

большого (средними);

во всём (безымянными);

и везде (мизинцами);

Удачи! (прикосновение всей ладонью)

II.

1.

Работа с текстом до чтения.

Этап мотивации к познавательной деятельности, актуализация знаний

Артикуляционная гимнастика.

Даёт прочитать чистоговорку.

— Прочитайте чистоговорку

Ру-ру-ру — начинаем мы игру.

Ра-ра-ра – за мостом стоит гора.

Ро-ро-ро – подари нам гусь перо.

Ры-ры-ры – наступил конец игры.

— Назови слова, в которых есть слог «ру» («ра», «ро», «ры»)

Дети читают

Подбирают слова

2.

Самоопределение к деятельности.

«Исправь ошибки в словах»

«Антиципации»

«Весёлоезачеркивание»

Исследование

Подготавливает учащихся к чтению текста, прогнозированию его содержания и тематической эмоциональной направленности.

— Для того, чтобы определить тему урока выполним несколько заданий.

Даёт задание.

— Исправьте в словах ошибки (слова написаны на доске):

глиб, каландаш, лучка, валежка, блюки, клыша

— Что заменили?

— Кто догадался, о какой букве будем читать?

— Как называется рассказ, вы определите, переставив слова местами.

— Кто же написал этот рассказ, вы определите, работая в паре приёмом «Весёлое зачёркивание»

— Назовите тему урока, соединив ваши исследования вместе.

Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»

Определяют смысловую, тематическую, эмоциональную направленность текста, выделяют героев произведения

Дети исправляют ошибки в словах

Гриб, карандаш, ручка, варежка, брюки, крыша

— Во всех словах произошла замена буквы ЭЛЬ на букву ЭР

— О букве ЭР

«Как

научился

Женя

мальчик

говорить

букву «р».

РАБОТА В ПАРЕ

«Весёлоезачеркивание»

Чоа

тат

руе

у ю ё

бшг

ь ъ и

пн с

— Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»

3.

Целеполагание.

Целеполагание

Просит поставить цели урока с учётом общей готовности учащихся к работе.

— Поставьте цели урока.

  • Познакомимся …

  • Будем учиться …

Будем отвечать на …

Формулируют цели урока, готовятся к чтению и обсуждению текста.

… с рассказом Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «р».

… правильно и выразительно читать.

…вопросы по тексту

4.

Прогнозирование

«Стратегия слов»

«Выдвижение гипотезы»

С помощью слов предлагает детям предугадать содержание произведения.

— Перед вами слова. Определите, о чём будет это произведение.

мальчик

ребята

смеялись

ворона

каркала

научила

Дети читают слова и дают предположение о произведении:

«В произведении будет рассказываться о мальчике, который не мог выговаривать букву эр, все ребята над ним смеялись, а ворона его научила произносить букву эр»

III.

1.

Работа

с текстом во

время чтения

Первичное чтение текста. Прогнозирование

«Чтение с остановками» «Диалог с автором»

«Выдвижение гипотезы»

Обеспечивает полноценное восприятие текста. Учит прогнозировать, предугадывать содержание текста. Просит детей аргументировать свои эмоции.

Рассказ читает учитель.

— Послушайте рассказ внимательно и проверьте ваше предположение.

1. Со слов: «Мальчик Женя не умел говорить «р».

До слов: «Все ребята над ним смеялись. Вот однажды…»

— Что случилось однажды? Какие будут у вас гипотезы?

Давайте проверим ваши предположения (учитель читает текст дальше).

2. Со слов: «Вот однажды играл Женя…»

До слов: «Лежит на крыше и тихо плачет. Вдруг…»

— Что могло случиться вдруг? Какие у вас идеи?

Проверяем ваши предположения (учитель читает текст дальше).

3. Со слов: «Вдруг на забор прилетела ворона…»

До слов: «Лез, лез и свалился с крыши… »

— Как вы думаете, чем закончится рассказ?

Давайте проверим ваши предположения (учитель читает текст дальше).

4. Со слов: «Да крыша-то невысокая…»

До конца: «Вот как обрадовался!»

Знакомятся с текстом рассказа. Ведут диалог с учителем и автором. Прогнозируют, предугадывают содержание рассказа

Дети слушают и отвечают на вопросы.

— Дети дают предположения.

2.

Первичное осмысление текста

«Толстые и тонкие вопросы»

Обеспечивает полноценное осмысление текста. Учит строить простые вопросы по содержанию рассказа. Просит детей аргументировать свои суждения.

— Оправдались ли ваши прогнозы о сюжете рассказа?

— Могла ли эта история произойти на самом деле?

— Задайте по тексту друг другу вопросы.

  • О ком…?

  • Что…?

  • Кто…?

  • Как…?

  • Чему…?

  • Объясните, почему…?

  • Предположите, что ….

— Какое отношение появилось у вас к Жене, когда вы слушали этот рассказ?

Ведут диалог с учителем.

Ученики составляют вопросы по содержанию на первичное осмысление текста.

— Нам было жалко Женю, когда его дразнили дети, а потом мы радовались, когда Женя научился выговаривать звук [р].

IV.

1.

Работа с текстом после чтения.

Знакомство с биографией автора

Учитель предлагает посмотреть на рисунки автора к своим книгам и высказать предположения об авторе.

— Посмотрите на рисунки и, что вы можете рассказать об Е. Чарушине по ним?

Евгений Иванович Чарушин родился 29 октября 1901 года г. Вятке (нынче Киров). Отец его, Иван Аполлонович Чарушин, известный русский архитектор, дал сыну первые навыки рисования. Отец мальчика привил ему любовь к природе и охоте. Мать, Евгения Чарушина — садовод. Она любила все живое и эту любовь передала сыну. Все свои рассказы о детях, о животных, о природе Чарушин иллюстрировал сам.

Рассказ, с который мы познакомились — это его воспоминание из детства.

Ведут диалог с учителем. Высказываются, слушают рассказ учителя об авторе.

2.

Перечитывании текста по частям.

Стилистический анализ с беседой по содержанию.

Озаглавливание частей.

Картинный план.

Чтение по ролям

Словесное рисование

«Стилистический приём»

Чтение «Буксиром»

Словесное рисование

«Стилистический приём»

Хоровое чтение

Выборочное чтение

Чтение цепочкой

Словесное рисование

Организует медленное «вдумчивое чтение», вычитывание подтекста. Организует словарно-логическую работу.

Учитель предлагает прочитать рассказ по частям и озаглавить их.

— Мы прочитаем рассказ ещё раз и попробуем к тексту нарисовать словесные картинки.

1 часть.

*Эту часть читают сильные ученики по ролям

Какие слова предлагали сказать ребята Жене? Найдите их в тексте.

— Что не понравилось вам в поступках ребят, по отношению к Жене?

— Можно ли смеяться над детьми, у которых не получаются некоторые звуки?

— Попробуйте к первой части нарисовать словесную картинку. Что вы представили, читая этот отрывок?

-Как вы думаете, как можно озаглавить эту часть?

2 часть.

*Чтение трудных слов

не-пра-виль-но

драз-нить

не-вы-со-кой

*Чтение «буксиром»

-Какие чувства испытывал Женя в этом отрывке?

— Почему Женя обиделся на ребят?

-Оцените поступок его друзей?

— Можно ли ребят назвать его друзьями?

— Какая картинка появилась у вас?

-Как можно озаглавить?

3 часть.

*Чтение трудных слов

при-ле-те-ла

по-лу-чи-лось

по-смот-ре-ла

на-кло-ни-ла

при-щёлк-ну-ла

вы-го-ва-ри-вать

по-лу-ча-ет-ся

рас-ка-ты-ва-ет-ся

об-ра-до-вал-ся

то-ро-пит-ся

вы-го-ва-ри-ва-ет-ся

ра-ду-ет-ся

*Хоровое чтение

— Кто помог Жене произносить звук [р]?

— Как кричала ворона, чтобы научить мальчика произносить звук [р]? Давайте прочитаем.

— Как менялось настроение Жени во время учёбы с вороной?

— Какие черты характера помогли мальчику научиться произносить звук [р]?

(Даёт детям несколько слов, из которых дети выбирают нужные черты)

УПОРСТВО

ОТЧАЯНИЕ

НАСТОЙЧИВОСТЬ

ТРУСОСТЬ

ТЕРПЕЛИВОСТЬ

ЛЕНЬ

Вывод:если потрудишься, постараешься, то всему научишься.

— Что бы вы нарисовали к третьей части? Посмотрите на иллюстрацию в учебнике. Подходит ли она к этому отрывку.

Озаглавьте третью часть.

4 часть.

*Чтение цепочкой

— Читаем последнюю заключительную часть цепочкой.

-Какие чувства вы испытали, когда Женя научился произносить звук [р]?

— А какое настроение было у Жени, когда он научился выговаривать звук [р]? Найдите в тексте эти слова.

— Нарисуйте словесную картинку.

— Как озаглавим? Попробуйте взять предложение из текста.

Принимают учебную задачу учителя, ведут с ним диалог, отвечают на его вопросы с опорой на текст, аргументируют свою точку зрения.

Слушают. Отвечают.

— пароход, таракан, рыба.

— отвечают.

— отвечают.

На картинке стоят дети. Перед ними мальчик Женя. Он старается выговаривать слова, но у него не получается.

Женя не умел говорить [р].

— отвечают.

— Мальчик Женя лежит на крыше баньки и плачет.

Женя обиделся на друзей.

— «Каррр, краа, кррр, крра, ррра!»

*Упорство,настойчивость, терпеливость.

Женя научился говорить звук [р].

Работают по заданиям учителя. Отвечают.

— Радость, удовольствие, восторг…

Обрадовался, радуется.

Женя улыбается, счастливый подбежал к ребятам и рассказывает им о своей радости.

Я «рры» научился говорить!

3.

Концептуальная беседа.Постановка проблемного вопроса. Поиск решения.

Проблемный вопрос.

Организует работу фронтально по содержанию произведения.

— Чему научился Женя: говорить букву р или произносить звук, который этой буквой обозначается?

— Какую ошибку  допустил писатель Чарушин в названии своего рассказа?

— Как по- другому можно озаглавить этот рассказ?

— Чему учит нас этот рассказ?

Вывод: трудом и настойчивостью можно добиться успеха! Если потрудишься, постараешься, то всему научишься!

— В жизни вам придётся и выигрывать, и проигрывать. Но, главное, чтобы вы не теряли надежду и веру в свои силы, в будущую победу!

Принимают учебную задачу учителя, ведут с ним диалог.

— Он научился произносить звук[р], т.к звуки мы произносим и слышим, а буквы читаем и пишем.

— Женя не умел произносить звук [ р], а не букву эр.

ТРУДНЫЙ ЗВУК.

УПОРНЫЙ ЖЕНЯ.

*Рассказ учит целеустремленности и упорству. Учит не отступать перед трудностями, и всегда идти к своей цели. Учит не смеяться над теми, у которых что-то не получается. Учит брать пример с тех, кто умеет что-то делать хорошо.

V.

Подведение итогов урока

Акцентирует внимание на конечный результат учебной деятельности обучающихся на уроке.

Просит оценить своё эмоциональное отношение по материалу урока.

Вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока?

— Удалось ли нам решить поставленные задачи?

Какие задания вам понравились на уроке.

— Где вы испытали трудности?

— Как вы думаете, что надо сделать, чтобы ……?

Формулируют конечный результат своей работы.

  • Познакомиться с рассказом Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «р».

  • Учиться правильно и выразительно читать.

  • Отвечать на вопросы по тексту.

VI.

Рефлексия

Просит оценить своё эмоциональное отношение по материалу урока.

  • Женя с радостью побежал к ребятам рассказать о своей победе над звуком р. Но он что-то забыл сказать своему учителю ВОРОНЕ. Что он забыл?

  • У вас на партах сердечки со словами благодарности. Подарите их ВОРОНЕ, если вы считайте, что она заслужила их за свой труд и ваш на уроке.

Высказывают свое эмоциональное отношение к учителю-птице.

— Поблагодарить своего учителя ВОРОНУ.

VII.

Домашнее задание

Уровневая дифференциация

Предлагает выбрать одно задание из предложенных вариантов домашней работы.

Вывод: Сегодня мы с вами делили большой рассказ на маленькие части. И у нас получился план. С помощью такого плана легко пересказывать произведение.

Задание на выбор:

— чтение рассказа

— пересказ рассказа

— придумать продолжение рассказу.

Выбирают задание для домашней работы с учётом индивидуальных возможностей

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/463913-analiz-rasskaza-e-charushina-kak-malchik-zhen

  • Рассказ шукшин сапожки читать
  • Рассказ штраф читать жунусова
  • Рассказ шукшина для внеклассного чтения в 6 классе
  • Рассказ шукшина 5 букв сканворд
  • Рассказ шукшина крепкий мужик читать полностью