Рассказ щенок заблудился в пригородном поселке

Опубликовано: 02.01.2022 вложениеразмер analizrasskazatendryakovakhlebdlyasobaki.doc 40 кб предварительный просмотр: за дверью счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком, постоянно стучать и

Опубликовано: 02.01.2022

Ситникова Светлана Александровна

Вложение Размер
analiz_rasskaza_tendryakova_khleb_dlya_sobaki.doc 40 КБ

Предварительный просмотр:

«За дверью счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком,

постоянно стучать и напоминать, что есть несчастные…»

Основу рассказа «Хлеб для собаки» составляют события детства Владимира Тендрякова. Это эпоха послереволюционной России и сталинских репрессий.

Проблематика рассказа включает в себя рассмотрение следующих вопросов: голод как нравственная проблема, бесчеловечное отношение к ссыльным, душевные терзания главного героя и, конечно же, автор большое внимание уделяет совести человека.

Автор ясно и непредвзято описывает события, которые происходят в небольшом посёлке при станции. В этот маленький сибирский поселок были сосланы раскулаченные «зажиточные» крестьяне, которые не добрались до места ссылки. Они были брошены умирать голодной смертью на глазах у жителей посёлка. «Большей частью это раскулаченные мужики из-под Тулы, Воронежа, Курска, Орла, со всей Украины. Вместе с ними в наши северные места прибыло и южное словечко «куркуль»».

Взрослые старались обходить это ужасное пристанище брошенных на произвол судьбы людей стороной. Дети же с любопытством и скрытым ужасом наблюдали за страданиями этих изможденных людей. «Мы, мальчишки, в сам скверик тоже не заходили, а наблюдали из-за заборчика. Никакие ужасы не могли задушить нашего зверушечьего любопытства. Окаменев от страха, брезгливости, изнемогая от упрятанной панической жалости, мы наблюдали за короедами, за вспышками «бунтарей», кончающимися хрипом, пеной, сползанием по стволу вниз».

Владимир Тендряков прибегает в своем произведении к антитезе, которая усиливает впечатление от происходящего. Он описывает ужасающую сцену смерти «куркуля», который «вставал во весь рост, обхватывал ломкими лучистыми руками гладкий сильный ствол берёзы, прижимался к нему угловатой щекой, открывал рот, просторно чёрный, ослепительно зубастый, собирался, наверное, крикнуть ( ) проклятие, но вылетал хрип, пузырилась пена. Обдирая кожу на костистой щеке, «бунтарь» сползал вниз по стволу и ( ) затихал насовсем». В этом отрывке мы видим противопоставление ломких, лучистых рук гладкому, сильному стволу берёзы.

В уста начальника станции, который следил за порядком, автор вкладывает вопрос, несущий философский смысл: «Что же вырастет из таких детей? Любуются смертью. Что за мир станет жить после нас? Что за мир? ».

Тендряков в этом произведении предстает перед нами как мастер новеллы. Характер его героя проясняется через чрезвычайное происшествие, трагические события жизни. Автора интересует человек в обыденных обстоятельствах на крутом повороте, изломе своей судьбы.

Тендряков рассказывает, как впечатлительный мальчик наблюдает за разрушительной картиной голода, заставлял «опрятных» людей идти на унижения. « Молоко вылилось в обледеневший нечистый след лошадиного копыта. Женщина опустилась перед ним, как перед могилой дочери, придушенно всхлипнула и вдруг вынула из кармана простую обгрызенную деревянную ложку. Она плакала и черпала ложкой молоко из копытной ямки па дороге, плакала и ела, плакала и ела, аккуратно, без жадности, воспитанно».

Но душа ребенка не очерствела. Наоборот, он старался помочь людям. Он знал, что быть сытым – это стыдно, но всё же тайком он выносил остатки своей еды «куркулям». Но, как говорится, «весь ми не обогреешь». С каждым днем все больше и больше людей собиралось у дома мальчика, на всех еды, конечно, не хватало. И у ребёнка происходит нервный срыв. « Из меня рыдающим галопом вырвался чужой, дикий голос: — Ухо-ди-те! Уходи-тс!! Сволочи! Гады! Кровопийцы!! Уходите!» Автор на протяжении всего рассказа показывает внутренние переживания своего героя. Это прослеживается в его размышлениях, беседах с отцом. Тендряков эмоционально описывает простыми словами страх и протест ребенка. Именно благодаря простоте и удивительно точному выбору слов, в воображении читателя с необычайной яркостью вырисовываются картины, о которых повествует Владимир Тендряков.

Мальчик не спал по ночам, он думал: «Я дурной мальчишка, ничего не могу с собой поделать – жалею своих врагов!» Ребенка постоянно мучила совесть, не давала спокойно жить.

И вот в рассказе появляется собака. « Неожиданно внизу, под крыльцом, словно из-под земли выросла собака». У нее были пустынно-тусклые, какие-то непромыто желтые глаза и ненормально взлохмаченная на боках, на спине, серыми клоками шерсть». Она и оказалась самым голодным существом в посёлке. Мальчик видит в этой собаке свое спасение. Володя кормит эту несчастную собаку, которая не существует ни для кого, но понимает, что «не облезшего от голода пса кормил я кусками хлеба, а свою совесть. Не скажу, чтоб моей совести так уж нравилась эта подозрительная пища. Моя совесть продолжала воспаляться, но не столь сильно, не опасно для жизни».

Рассказ заканчивается трагически. «В тот месяц застрелился начальник станции, которому по долгу службы приходилось ходить в красной шапке вдоль вокзального скверика. Он не догадался найти для себя несчастную собачонку, чтоб кормить каждый день, отрывая хлеб от себя».

Владимир Тендряков сумел не только передать свои детские воспоминания, но и пробудить сострадание и сопереживание в сердцах читателей. Страшный рассказ В.Тендрякова «Хлеб для собаки» показывает пропасть между холодным миром идей и истинным, живым человеческим участием. Человечность может проявиться только в сострадании, сопереживании, сочувствии к конкретному живому человеку.

Тендряков ставит читателя пред выбором: жить по нравственным законам, по совести, сострадая и сопереживая, или заботиться только о своем благополучии.

В статье «Плоть искусства» Тендряков писал: «Все мы люди, живущие в одном мире, единой жизнью, и нельзя, чтобы твое горе вызвало у меня радость, а причины моего восторга были для тебя ненавистны. Почувствуй мое горе, как своё, если ты не хочешь, чтобы мы отравили друг другу существование! Это должно стать целью не только искусства, а любого общества».

Рассказы Тендрякова не оставляет читателя равнодушным, и такие произведения нужны. Автор хочет донести до нас мысль, что каждому человеку необходимо отвечать за свои поступки, быть внимательными по отношению к любому живому существу, ответственным перед людьми и собой самим, перед своей совестью.

Литература
Собаки
Рассказы
Животные
Полный текст
Вакансии
Курсы
Консультации

НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАССКАЗА

«ХЛЕБ ДЛЯ СОБАКИ»

МОУ СОШ № 43 города Томска,

учитель русского языка и литературы:

дом. адрес: город Томск,

ул. Иркутский тракт, ,

Художественная литература составляет важный компонент духовного развития народа. В российской школе литература – ведущий предмет в системе нравственного воспитания школьников. На уроках литературы происходит общение с книгой, здесь, по словам психолога А. Леонтьева, “мы учимся чувствовать, “относиться” к другим людям – через искусство. Оно – то, на чем мы учимся быть людьми”. По мнению Ю. Бондарева, «через литературу читатель удовлетворяет извечное любопытство к миру, к самому себе, накапливая мироощущения, духовную энергию, страдая, радуясь, очищаясь, становясь мудрее, проживая не одну, а несколько жизней, — и тем самым удлиняет срок собственного существования на земле”.

Рассказ Владимира Тендрякова «Хлеб для собаки» изучается в школе по нескольким программам: в 7 классе этим произведением начинается изучение нового раздела «Я и Я» (учебник по литературе «Путь к станции «Я» под ред. , ) и в 11 классе (учебник «Русская литература ХХ века. 11 класс», ч.1, 2, для общеобразовательных школ и школ гуманитарного профиля. Чалмаев, ).

Если в 7 классе внимание учащихся акцентируется на внутреннем и внешнем состоянии человеческого «я», о совести и моральной ответственности каждого из нас перед обществом и собой, то в 11 классе ведется разговор с учащимися о том, какое отражение нашел в литературе тяжелый трагический период в жизни нашей страны — коллективизация. Объединяющим звеном в изучении рассказа является проблематика нравственности, которая близка и понятна школьникам любого возраста. Очень важно, чтобы школьники не только смогли понять, о чем рассказ, какова позиция автора, но и сумели передать свои чувства и настроения

Проблематика рассказа включает в себя рассмотрение следующих вопросов:

· Голод как нравственная проблема.

· Бесчеловечное отношение к ссыльным

· Изображение периода коллективизации в жизни нашей страны

Произведения неизменно вызывали острые споры. Он зачастую опережал события, ставил вопросы, к обсуждению которых читатель не был готов. Основополагающее в его этическом кодексе — совесть. Многие его произведения и в эти дни злободневны. написал рассказ «Хлеб для собаки» в конце 60-х годов прошлого столетия, и только в 1988 году, уже затем смерти автора, рассказ был напечатан в журнале «Новый мир».

В рассказе поднимается тема голода г. По признанию Сталина, голод охватил 25-30 млн. в 1932 г., 18 млн. в 193 3 г., 10 млнг. За 5 месяцев было осуждено 55 тыс. За 8 месяцев голодомора по разным данным умерло от 8 до 10 млн. Ещё недавно упоминать об этом времени было небезопасно. И только чудом уцелевшие от голодомора старики и старухи, скорбно доживающие свои дни наедине со страшной памятью тех восьми месяцев голода годов, зажигали украдкой поминальные свечи. На память эту государственная власть наложила проклятие. Ее пытались стереть, уничтожить и запретить. Но она жила, подчас робко прорываясь на страницы книг.

Детство Владимира Тендрякова прошло в безрадостную эпоху послереволюционной России и сталинских репрессий, весь ужас которых остался в его памяти мрачным следом детских воспоминаний, составивших основу рассказа «Хлеб для собаки». Возможно, именно эффект детских впечатлений помог автору столь ясно и непредвзято описать события, происходившие в небольшом пристанционном посёлке, в котором и прошли первые годы его жизни.

А происходило там то же, что и во многих других подобных посёлках: раскулаченные «зажиточные» крестьяне, сосланные в Сибирь и не добравшиеся до места ссылки, были брошены умирать голодной смертью в маленьком березнячке на глазах у жителей посёлка. Взрослые старались обходить это ужасное место стороной. А дети… «Никакие ужасы не могли заглушить нашего зверушечьего любопытства,» — пишет автор. «Окаменевая от страха, брезгливости, изнемогая от упрятанной панической жалости, мы наблюдали…». Дети наблюдали за смертью «куркулей» (так там называли «живущих» в березнячке).

Владимир Тендряков подробно описывает ужасающую сцену смерти «куркуля», который «вставал во весь рост, обхватывал ломкими лучистыми руками гладкий сильный ствол берёзы, прижимался к нему угловатой щекой, открывал рот, просторно чёрный, ослепительно зубастый, собирался, наверное, крикнуть (…) проклятие, но вылетал хрип, пузырилась пена. Обдирая кожу на костистой щеке, «бунтарь» сползал вниз по стволу и (…) затихал насовсем». В этом отрывке мы видим противопоставление ломких, лучистых рук гладкому, сильному стволу берёзы. Подобный приём приводит к усилению восприятия как отдельных фрагментов, так и всей картины.

Вслед за этим описанием следует философский вопрос начальника станции, по долгу службы вынужденного следить за «куркулями» : «Что же вырастет из таких детей? Любуются смертью. Что за мир станет жить после нас? Что за мир?…». Подобный вопрос звучит как бы от самого автора, который спустя много лет поражается тому, как он, впечатлительный мальчик, не сошёл с ума при виде подобной сцены. Но далее он вспоминает, что ранее уже являлся свидетелем того, как голод заставлял «опрятных» людей идти на публичные унижения. Это несколько «обмозолило» его душу.

Получить полный текст
Подготовиться к ЕГЭ
Найти работу
Пройти курс
Упражнения и тренировки для детей

Обмозолило, но не настолько, чтобы остаться равнодушным к этим голодающим людям, будучи сытым. Да, он знал, что быть сытым – это стыдно, и старался не показывать этого, но всё же тайком он выносил остатки своей еды «куркулям». Так продолжалось некоторое время, но потом число попрошаек стало расти, а прокормить более двух человек мальчик уже не мог. И тогда случился срыв – «излечение», как его назвал сам автор. В один день у забора его дома собралось множество голодных. Они встали на пути возвращавшегося домой мальчика и стали просить еды. И вдруг…

«У меня потемнело в глазах. Из меня рыдающим галопом вырвался чужой дикий голос:

-Уходите! Уходите! Сволочи! Гады! Кровопийцы! Уходите!

(…) Остальные разом потухнув, опустив руки, начали поворачиваться ко мне спинами, расползаясь без спешки, вяло.

А я не мог остановиться и кричал рыдающе.»

Как эмоционально описан этот эпизод! Какими простыми, распространёнными в жизненном обиходе словами, всего в нескольких фразах Тендряков передаёт эмоциональный надрыв ребёнка, его страх и протест, соседствующие с покорностью и безнадёжностью обречённых людей. Именно благодаря простоте и удивительно точному выбору слов, в воображении читателя с необычайной яркостью вырисовываются картины, о которых повествует Владимир Тендряков.

Итак, этот десятилетний мальчик исцелился, но полностью ли? Да, он больше не вынес бы куска хлеба стоящему под его окном умирающему от голода «куркулю». Но была ли при том спокойна его совесть? Он не спал по ночам, он думал: «Я дурной мальчишка, ничего не могу с собой поделать – жалею своих врагов!»

И тут появляется собака. Вот оно – самое голодное существо в посёлке! Володя хватается за неё, как за единственный способ не сойти с ума от ужаса сознания того, что он ежедневно «съедает» жизни нескольких людей. Мальчик кормит эту несчастную собаку, которая не существует ни для кого, но понимает, что «не облезшего от голода пса кормил я кусками хлеба, а свою совесть».

Можно было бы завершить рассказ на этой, сравнительно радостной, ноте. Но нет, автор включил ещё один эпизод, усиливающий тяжёлое впечатление. «В тот месяц застрелился начальник станции, которому по долгу службы приходилось ходить в красной шапке вдоль вокзального скверика. Он не догадался найти для себя несчастную собачонку, чтоб кормить каждый день, отрывая хлеб от себя».

Так заканчивается рассказ. Но, даже после этого, читателя ещё долго не покидают ощущения ужаса и морального опустошения, вызванные всеми страданиями, которые невольно, благодаря мастерству автора, он переживал вместе с героем. В этом рассказе поражает способность автора передавать не только события, но и чувства.

Владимир Тендряков сумел не только красочно изложить свои детские воспоминания, но и пробудить сострадание и сопереживание в сердцах читателей. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой» является неотъемлемой частью сознания нравственного человека. Формирование нравственных убеждений — квинтэссенция нравственного воспитания и связано в первую очередь с усвоением ценностных отношений, главной особенностью которых является то, что они «включают в себя не только должное (норму, императив), но и желаемое, связанное с добровольным, свободным выбором, душевным стремлением». Страшный рассказ В. Тендрякова «Хлеб для собаки» показывает пропасть между холодным миром идей, абстрагированным от живых людей, по сути враждебным им, и истинным, живым человеческим участием. Истинная ценность, истинная человечность может проявиться только в сострадании, сопереживании, сочувствии к конкретному живому человеку. Работа над этим рассказом пробуждает у многих учащихся сильный эмоциональный отклик, заставляет испытать настоящее потрясение. Одна ученица написала в своей работе: «После этого рассказа невозможно ничего говорить. Можно только молчать. молчать и думать».

В рассказе не говорится о голоде как о биологической проблеме, это проблема нравственная, проблема человеческой совести.

Тема голода не новая для русской литературы. Вспомним «Детей подземелья» В. Короленко и слова героя : «Надо, чтобы за дверь каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не услышит, как теперь он не слышит и не видит других».

«… Уже взрослым я долгое время удивлялся и гадал: почему я, в общем-то впечатлительный, уязвимый мальчишка, не заболел, не сошел с ума сразу же после того, как впервые увидел куркуля, с пеной и хрипом умирающего у меня на глазах.

Наверное, потому, что ужасы сквера появились не сразу и у меня была возможность как-то попривыкнуть, обмозолиться.»

Страшные картины голодных страданий не свели Володю с ума, так как гораздо больше его потрясла картина, когда прилично одетая женщина черпает «обгрызенной деревянной ложкой молоко из грязного конского следа, опустившись перед нм как перед могилой дочери. Она не ссыльная и не «лишенка», но она также беззащитна перед голодными страданиями несоответствие внешнего вида этой женщины тому, что она делала, потрясли детское сердце.

Возникает вопрос: может ли герой рассказа быть сытым, если рядом голодные? Нет, не может. Володя говорит о том, что, живя в пролетарской стране, он рано понял, как стыдно быть сытым, а он, «к сожаленью, действительно был сыт». Мальчик хочет разделить свой хлеб – и это уже нравственная проблема. Какой выход находит Володя, оказавшись перед нравственным выбором? Как вы понимаете слова автора: «Не облезлого пса я кормил кусками хлеба, а свою совесть»? Он кормит брошенного всеми голодного облезлого пса. Поиск самого голодного – это прием экспрессии, который помогает понять название и идею произведения, а определение ключевых слов помогает понять название рассказа: хлеб – совесть, люди – враги народа.

Как же в подобной ситуации ведут себя отец Володи и начальник станции? Что сближает этих людей? Начальник станции, не выдержав муки совести, застрелился. Он не нашел себе «облезлого пса», которого можно накормить. Отец Володи не может смотреть в глаза сыну: он, герой революции, боровшийся за счастье всех людей, не может помочь своему страдающему сыну, пытается успокоить свою совесть пустыми, никому ненужными фразами.

Тендряков своим рассказом ставит своих читателей перед дилеммой: какой мир выбрать: мир души с его неизбежными страданиями или мир благополучия, ничего «неведения». Каждый человек рано или поздно оказывается перед этим выбором

После прочтения рассказа невольно возникает вопрос: нужны ли такие страшные произведения сегодняшнему читателю? Да, нужны. Это наша история, мы не должны забывать об этом, чтобы не повторить совершенных ошибок. Рассказ будоражит человеческую совесть своей резкостью, неприкрытой правдой реальности. Это поистине гуманное произведение, наполненное болью за страну и человека, стремлением сделать людей лучше.

говорил: «…уроки литературы – это не часы развлечения и отдыха…, эти часы должны быть часами воодушевления, эмоционального подъема… нравственного прозрения…»

краткое содержание хлеб для собаки

Об авторе

Владимир Тендряков родился в 1923 году, в Вологодской области. Его отец был народным судьей , затем прокурором. В 1941 году будущего писателя призвали в РККА и направили в школу младших командиров. Уже совсем скоро Тендряков попал на фронт. Впервые ранен был под Сталинградом. После войны он некоторое время работал школьным учителем. В конце сороковых уехал в Москву и поступил в Литературный институт.

О Тендрякове коллеги-писатели неоднократно говорили как о человеке, способном на поступки, которые требуют гражданского мужества. Он выступал в защиту диссидента и учёного Ж. А. Медведева. Содействовал Твардовскому, протестующему против изменения редакторского состава «Нового мира». Владимир Тендряков – автор таких произведений, как «Не ко двору», «Ухабы», «Ненастье», «Расплата», «Хлеб для собаки».

Тендряков в своем творчестве обращался к острым проблемам советского общества. В его произведениях отражены трагические последствия событий довоенного времени. Рассказ «Хлеб для собаки», краткое содержание которого представлено ниже, посвящен теме голода, охватившего многие регионы Советского Союза в начале тридцатых годов. Страшные события показаны глазами ребёнка.

тендряков хлеб для собаки

«Хлеб для собаки»: краткое содержание

Детство писателя прошло в безрадостные послереволюционные годы. Он видел жертв сталинских репрессий, голодающих людей. Сам Тендряков ранние годы провел в относительном достатке. Но то, что он видел, легло тяжелым камнем на его душе, а затем, спустя годы, послужило основой для произведения «Хлеб для собаки». Краткое содержание рассказа изложим по следующему плану:

  • Смерть в березняке.
  • Что за мир будет после нас?
  • Голод повсюду.
  • Хлеб для куркулей.
  • Кровопийцы.
  • Излечить жалость.
  • Самое голодное существо.

рассказ хлеб для собаки

Смерть в березняке

События происходят в 1933 году – в самый разгар голода. Впрочем, каких-либо определенных действий не происходит. В рассказе «Хлеб для собаки» Тендряков описывает ужасы, свидетелями которых становятся дети. В небольшом поселке , вблизи вокзального здания, расположен небольшой березовый скверик. Здесь в муках умирают куркули – раскулаченные крестьяне, которым не удалось добраться до места ссылки.

В основном персонажи безымянные встречаются в рассказе «Хлеб для собаки». Главный герой – мальчик из благополучной семьи. Он так же, как и его сверстники, нередко наведывается к березняку. Здесь детей приковывает ужасное, отвратительное зрелище. Взрослые стараются обходить это место стороной. Детей влечет «животное любопытство». Они каменеют от страха и брезгливости, но продолжают наблюдать.

Куркули меньше всего похожи на людей. Это истощенные до безобразия существа. Один пытается жевать березовую кору. Другой – землю. Третий вдруг поднимается на ноги, хочет что-то выкрикнуть. Но извергает лишь страшный хрип.

хлеб для собаки главные герои

Что за мир будет после нас?

Люди пытаются обходить березняк стороной. Однако начальник станции – человек в форменной фуражке с красным верхом – здесь должен находиться по долгу службы. Однажды он поворачивается в сторону детей и обращается то ли к ним, то ли себе, то ли к безмолвному небу со словами: «Что вырастет из них? Они наблюдают за смертью! Что за мир наступит после нас? »

В чём нравственная проблема «Хлеба для собаки»? С первых строк читатель пронизывается жалостью к так называемым куркулям. Казалось бы, не так трудно помочь этим людям. Ведь они умирают от голода на глазах тех, кто, пусть не живет в достатке, но имеет и жильё, и пищу. Но не всё так просто. Тема отзывчивости в произведении «Хлеб для собаки» автором представлена в особом ракурсе. Порой сложно удержаться от проявления сострадания. Но тот, кто пожалел, берёт на себя ответственность, от которой освободиться не так уж и просто.

хлеб для собаки проблемы

Голод повсюду

Главный герой, имени его автор не называет, был, конечно, шокирован этим зрелищем. Но он был в некотором роде подготовлен. Он знал о том, что одноклассники его голодают. Именно поэтому отказывался брать в школу завтраки. Он видел однажды картину, которую не забыл даже по прошествии тридцати лет. Женщина несла молоко, но поскользнулась и разбила банку. Она упала на колени и заплакала. А затем черпала ложкой из копытной ямки пролитое молоко. Не спеша, без жадности, с каким-то страшным смирением. Мальчик не знал, что такое голод, но он видел, как от него страдают окружающие.

Хлеб для куркулей

Наконец, мальчик решил, что он должен помочь одному из них. Самому голодному, самому обессиленному. Ребёнок не понимал, но чувствовал, что благое дело открыто совершать нельзя. А потому он за обедом воровски прятал в карман хлеб, предназначенный для него. Таким образом «сэкономил» несколько кусков. На следующий день отправился в сквер. По дороге мальчик увидел человека, опухшего от голода. Таких в посёлке называли «слонами». Он отдал ему весь хлеб.

Кровопийцы

На следующий день «слон» уже стоял у его дома. Мальчик пытался не думать о нём, но то и дело выглядывал из окна. Куркуль не уходил. Стоило мальчику выйти за ворота, как он обращался к нему с жалостливыми речами. Прошло несколько дней, у окон маленького благодетеля собралось уже несколько истощенных людей. Мальчик изредка выбегал, давал им то хлеба, то картошки. Но однажды не выдержал и закричал: «Уходите, кровопийцы!»

отзывчивость в произведении хлеб для собаки

Излечить жалость

Стоит ли исцеляться от сострадания? Автор ненавязчиво подводит читателя к вопросу, ответа на который он и сам не знает. Мальчик стал плохо есть. Он постоянно думал о том, что его обед мог бы спасти двух-трех человек. Его нередко посещали мысли о врагах народа, к которым относились куркули, изможденные голодом. Но он не мог ненавидеть таких врагов. Отец однажды ему сказала, что даже у страны не хватает на всех хлеба. Море не вычерпать чайной ложкой.

Самое голодное существо

Человек, способный на сострадание, не может спокойно наблюдать чужую смерть. Он или поможет, или сойдет с ума. В этом, пожалуй, главная мысль рассказа Владимира Тендрякова . Мальчик начал подкармливать бродячую оголодавшую собаку. Он нашел самое несчастное существо, которому едва ли кто-нибудь проникнется жалостью. Автор говорит: «Я кормил не собаку, а свою совесть».

Начальник станции, которого из-за фуражки прозвали «красной шапочкой», застрелился. Он каждый день ходил вдоль березового скверика. Ему не пришла в голову мысль найти для себя несчастную собаку, дабы кормить ее каждый день, тем самым успокаивая свою совесть.

События, описанные в рассказе, произошли в 1933-м. В этот год за границу было экспортировано около десяти миллионов центнеров зерна . Только на Украине в разгар голода погибло от трех до четырех миллионов человек.

Детство Владимира Тендрякова прошло в безрадостную эпоху послереволюционной России и сталинских репрессий, весь ужас которых остался в его памяти мрачным следом детских воспоминаний, составивших основу рассказа «Хлеб для собаки». Возможно, именно эффект детских впечатлений помог автору столь ясно и непредвзято описать события, происходившие в небольшом пристанционном посёлке, в котором и прошли первые годы его жизни.

А происходило там то же, что и во многих других подобных посёлках: раскулаченные «зажиточные» крестьяне, сосланные в Сибирь и не добравшиеся до места ссылки, были брошены умирать голодной смертью в маленьком березнячке на глазах у жителей посёлка. Взрослые старались обходить это ужасное место стороной. А дети. «Никакие ужасы не могли заглушить нашего зверушечьего любопытства», — пишет автор. «Окаменевая от страха, брезгливости, изнемогая от упрятанной панической жалости, мы наблюдали. ». Дети наблюдали за смертью «куркулей» (так там называли «живущих» в березнячке).

Для усиления впечатления, производимого картиной, автор прибегает к методу антитезы. Владимир Тендряков подробно описывает ужасающую сцену смерти «куркуля», который «вставал во весь рост, обхватывал ломкими лучистыми руками гладкий сильный ствол берёзы, прижимался к нему угловатой щекой, открывал рот, просторно чёрный, ослепительно зубастый, собирался, наверное, крикнуть проклятие, но вылетал хрип, пузырилась пена. Обдирая кожу на костистой щеке, „бунтарь“ сползал вниз по стволу и затихал насовсем». В этом отрывке мы видим противопоставление ломких, лучистых рук гладкому, сильному стволу берёзы. Подобный приём приводит к усилению восприятия как отдельных фрагментов, так и всей картины.

Вслед за этим описанием следует философский вопрос начальника станции, по долгу службы вынужденного следить за «куркулями» : «Что же вырастет из таких детей? Любуются смертью. Что за мир станет жить после нас? Что за мир. ». Подобный вопрос звучит как бы от самого автора, который спустя много лет поражается тому, как он, впечатлительный мальчик, не сошёл с ума при виде подобной сцены. Но далее он вспоминает, что ранее уже являлся свидетелем того, как голод заставлял «опрятных» людей идти на публичные унижения. Это несколько «обмозолило» его душу.

Обмозолило, но не настолько, чтобы остаться равнодушным к этим голодающим людям, будучи сытым. Да, он знал, что быть сытым это стыдно, и старался не показывать этого, но всё же тайком он выносил остатки своей еды «куркулям». Так продолжалось некоторое время, но потом число попрошаек стало расти, а прокормить более двух человек мальчик уже не мог. И тогда случился срыв «излечение», как его назвал сам автор. В один день у забора его дома собралось множество голодных. Они встали на пути возвращавшегося домой мальчика и стали просить еды. И вдруг. «У меня потемнело в глазах. Из меня рыдающим галопом вырвался чужой дикий голос: «Уходите! Уходите! Сволочи! Гады! Кровопийцы! Уходите! Остальные разом потухнув, опустив руки, начали поворачиваться ко мне спинами, расползаясь без спешки, вяло. А я не мог остановиться и кричал рыдающе.»

Как эмоционально описан этот эпизод! Какими простыми, распространёнными в жизненном обиходе словами, всего в нескольких фразах Тендряков передаёт эмоциональный надрыв ребёнка, его страх и протест, соседствующие с покорностью и безнадёжностью обречённых людей. Именно благодаря простоте и удивительно точному выбору слов, в воображении читателя с необычайной яркостью вырисовываются картины, о которых повествует Владимир Тендряков.

Итак, этот десятилетний мальчик исцелился, но полностью ли? Да, он больше не вынес бы куска хлеба стоящему под его окном умирающему от голода «куркулю». Но была ли при том спокойна его совесть? Он не спал по ночам, он думал: «Я дурной мальчишка, ничего не могу с собой поделать — жалею своих врагов!»

И тут появляется собака. Вот оно самое голодное существо в посёлке! Володя хватается за неё, как за единственный способ не сойти с ума от ужаса сознания того, что он ежедневно «съедает» жизни нескольких людей. Мальчик кормит эту несчастную собаку, которая не существует ни для кого, но понимает, что «не облезщего от голода пса кормил я кусками хлеба, а свою совесть».

Можно было бы завершить рассказ на этой, сравнительно радостной, ноте. Но нет, автор включил ещё один эпизод, усиливающий тяжёлое впечатление. «В тот месяц застрелился начальник станции, которому по долгу службы приходилось ходить в красной шапке вдоль вокзального скверика. Он не догадался найти для себя несчастную собачонку, чтоб кормить каждый день, отрывая хлеб от себя»

Так заканчивается рассказ. Но, даже после этого, читателя ещё долго не покидают ощущения ужаса и морального опустошения, вызванные всеми страданиями, которые невольно, благодаря мастерству автора, он переживал вместе с героем. Как я уже отметила, в этом рассказе поражает способность автора передавать не только события, но и чувства.

«Глаголом жги сердца людей». Такое наставление истинному поэту звучит в стихотворении А. С. Пушкина «Пророк». И Владимиру Тендрякову это удалось. Он сумел не только красочно изложить свои детские воспоминания, но и пробудить сострадание и сопереживание в сердцах читателей.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Презентация к уроку

01
02
03
04
05
06
07
08
Назад Вперёд

Загрузить презентацию (321,7 кБ)

Цели урока:

  • выявить нравственные уроки, которые получает главный герой рассказа В.Ф. Тендрякова “Хлеб для собаки”;
  • развить умения анализировать художественные произведение;
  • обозначить мотивы действия главного героя рассказа;

Форма урока: урок ситуативного анализа;

Оборудование: документальные фотографии голодных 30-х г.г. XX столетия, толковые словари, тексты рассказа В.Ф. Тендрякова “Хлеб для собаки”.

Ход урока

Чтение притчи “Совесть”.

Как-то на дороге валялась Совесть, затоптанная ногами пешеходов, которым некогда было призреть ее. Они спешили перегнать друг друга, чтобы волей-неволей поймать на лету кусок, по-свойски обмануть ближнего, по-пустому наушничать, кого-нибудь начерно оклеветать, вовремя польстить, напоказ сыграть хорошую роль.

Настрадалась совесть досыта. Кое-как на день-другой найдет себе хозяина: сначала чиновника, потом купца, но они, не выдержав ее суда, по-новому запросто выбрасывали бедняжку куда-нибудь прочь. “Сделай по-моему, Господи, — невольно в сердцах взмолилась она, — отыщи мне маленького дитя, раствори меня в нем — и исчезнут навсегда все неправды и насилия”.

— Почему Совесть взмолилась и попросила Господа растворить ее в маленьком ребенке?

II. Словарная работа.

— Какой рассказ вы прочитали на прошлом уроке? Название часто является ключом к раскрытию содержания. Название имеет не столько прямое значение, сколько переносное. Автор, уже взрослый человек, непросто вспоминает свои детские годы, но и анализирует свои впечатления тех лет. Именно совесть не дает ему возможность забыть те далекие годы.

— Что такое совесть?

Самостоятельная работа с толковыми словарями.

III. Определение ключевой темы рассказа.

— Выберите из предложенных формулировок тем ту, что представляется вам наиболее точной.

А) Голодный год 1933.

Б) Бесчеловечное отношение к ссыльным.

В) Голос человеческой совести.

Г) Изображение определенной эпохи в жизни нашего государства.

(Все эти темы в той или иной степени отражены в рассказе).

IV. Анализ рассказа В.Ф. Тендрякова “Хлеб для собаки”.

1) Выборочное чтение (стр.105).

— Почему рассказ начинается таким страшным описанием голодных ссыльных, которые “недоехали до места”, “выпали из числа людей”?

(Ужасное описание передает страшное впечатление на тех, кто не потерял совести).

Работа с толковыми словарями (значение слов “кулак”, “раскулаченные”, “лишенцы”).

2) Ситуация выбора . Выступления ученика-“психолога”.

— В ситуации выбора каждый из нас находится постоянно, и чувство совести всегда будет своеобразным мерилом нравственности человека. Психологи утверждают, что в каждом человеке живет три “Я”: 1- каким тебя видят люди, 2- каким ты сам себя представляешь, 3- какой ты есть на самом деле. Нам нужно понять причины собственных поступков.

3) Анализ эпизода с разлитым молоком. Комментированное чтение (стр. 107).

— Почему Володю больше, чем смерть потряс эпизод с разлитым молоком?

(Воспитанная женщина черпает “обгрызенной деревянной ложкой” молоко из грязного конского следа и ест. Она не “ссыльная”, “не раскулаченная”. Эта безысходность, горе, покорность судьбе потрясли детское сердце).

4) Анализ эпизода “желание накормить одноклассников”. Чтение по ролям (стр.107-108).

— Испортило ли Володю то, что он был “сытым”?

— Почему он сначала искренне хотел накормить ребят, а потом “наотрез отказался брать в школу завтраки”?

— Почему одноклассники без благодарности отнеслись к Володиной попытке накормить их?

(Володя, будучи “сытым”, не стал жадным и черствым человеком, напротив голос совести зазвучал в его душе, ребенок стал взрослеть. Среди одноклассников Володя был чужой, прежде всего потому, что был “сытый”, а в пролетарской стране вообще “стыдно быть сытым”. Володя понял отчуждение товарищей и не стал брать в школу завтраки).

— Почему Володя мучился угрызениями совести, когда садился за стол, а брат его ел спокойно?

(Володя вступает в тот возраст, когда пробуждается внутренне “Я”, голос совести. Брат до этого еще не дорос).

— Как Володя пытался помочь голодным? Почему Володя с криком, “чужим , диким голосом” прогнал от дома голодных людей?

(Не только от испуга, но и от сознания своего абсолютного бессилия).

— Что же делать? Как “накормить” свою голодную, неудовлетворенную совесть?

(Нашелся тот, “самый-самый голодный”, несчастная облезлая собака, которая навсегда утратила доверие к человеку.).

— Володя спас собаку от голодной смерти. А от чего она его спасла?

(Она спасла его нравственно: дала возможность заботиться о ком-то, успокоить мечения совести. Кормя собаку, он “кормил” свою совесть).

5) Определение смысловой нагрузки персонажа начальника станции .

— Какую роль в рассказе играет начальник станции? Почему он, идя вдоль скверика, “глядел себе под ноги и молчал”? Можно ли понять, какие мысли мучили этого человека? Как можно объяснить его самоубийство?

(В рассказе не только Володю мучает “Я”, его совесть. Это второе “Я” живет во многих людях. Начальник не может от стыда за все происходящее поднять глаз на умирающих от голода людей. Здесь и жалость к ним, и чувство собственной вины и ответственности, скрытое, осознанное недовольство тем, что происходит в стране).

— Что он сказал ребятам, наблюдавшим за людьми в сквере (стр.107)?

Работа с толковыми словарями (слово “жестокость”).

(Этот человек застрелился от укоров совести, от собственного бессилия, не догадавшись найти себе “несчастной собачонки”. Но вряд ли собачонка помогла бы: перед нами не ребенок, а взрослый).

6) Анализ личностного конфликта отца Володи (стр. 113).

— Почему в конце рассказа отец Володи становится похож на начальника станции?

(Володин отец, воевавший за революцию, должен был с точки зрения сына осудить его поступок: сын давал хлеб раскулаченным людям, объявленным врагами советской власти. А вместо этого отец пытается понять поступки сына. “У страны не хватит на всех-то. Чайной ложкой море не вычерпаешь, сынок”. Отец сомневается в правоте революции. Он воевал за то, чтобы все были счастливы 1 , чтобы не было голодных, нищих. Чтобы все могли трудиться. А теперь он видит, что людей, трудившихся на земле, сгоняют с этой земли, что люди умирают от голода и никому нет до них дела. А он ничего не может сделать.

1 Работа с толковыми словарями (слово “счастье”).

— Почему у страны не хватает? Кто ха это должен отвечать?

(Постепенно поведение отца становится подобным поведению начальника станции. Что ждет его впереди? Может быть привязанность к сыну спасет его от страшного финала ).

7) Документальная справка (стр. 117). Выступление ученика-“историка”.

— Как сочетается звучащая вначале рассказа песня “Не спи, вставай, кудрявая” с документальной справкой?

— Почему рядом размещена открытка “Парад физкультурников” и фотография “погибающие от голода дети”?

(У страны тоже два “Я”. Одно внешнее “Я” бодрых песен, красивых лозунгов, другое – внутреннее, драматическое, но реальное — истинное “Я” нерешенных проблем, социальной несправедливости, умирающих от голода, застрелившегося в муках совести начальника станции, внутренних противоречий отца и той странной власти, которая распорядилась в голодный, ужасный год вывозить зерно заграницу).

— К чему призывает автор?

(Отвечать за свои поступки, действия, быть внимательным по отношению к любому живому существу, особенно к человеку; говорить об ответственности перед людьми и самим собой, перед своей совестью).

Составление синквейна со словами “счастье” и “совесть” .

Жить, любить, помогать

счастье просто так не дается

Знать, делать, получать

Совесть — шлагбаум поступков

Дз: написать мини-сочинение на тему: “Мой взгляд на проблему голода 30-х гг 20 столетия”.

Читайте также:

      

  • Когда прививают щенков мопса
  •   

  • Что за порода собак пудель
  •   

  • Можно ли заразиться папилломами от собаки
  •   

  • Как стирать одежду для собак
  •   

  • Как выглядят щенки хаски при рождении

История сувениров, всевозможных гостинцев, которыми знаменита новгородская земля, насчитывает столетия. Древний российский город, расположенный на пересечении торговых путей, был соперником Киева, и по числу диковинок не уступал европейским крупным торговым центрам.

Что привезти из Великого Новгорода нынешним путешественникам? Примерно то же самое, что и далеким предшественникам, — с поправкой на современность. В городе и сегодня расположено огромное количество лавок мастеров-умельцев. Здесь можно купить кухонную утварь, посуду ручной работы, столовое серебро, вышитые картины, рубленые игрушки, постельные принадлежности, уникальные предметы гардероба, ювелирные северные украшения, — точные копии тех, что столетия назад носили модницы.

А еще Великий Новгород — земной рай для гурманов, поклонников национальной русской кухни. В этом удивительном месте обязательно надо приобрести сладости, выпечку, рыбные и мясные продукты, спиртные, безалкогольные напитки, изготовленные по старинной рецептуре.

Варежки

Варежки, Великий Новгород

Шерстяные, пуховые аксессуары вызывают морю положительных эмоций у детей и взрослых. Теплые, практичные предметы гардероба согреют руки в любые холода. Торговля варежками идет в городе круглогодично, круглосуточно, повсеместно. Новгородцы очень гордятся незамысловатыми изделиями, ставшими важной частью русской национальной культуры, одежды для мужчин и женщин.

Важно знать: город претендует на звание родины варежек или, по меньшей мере, места, откуда пошло название аксессуаров. Единого стиля у новгородских изделий нет. Они представляют собой микс моноцветных, контрастных решений, сочетаний замысловатых узоров, строгих геометрических форм, изображений фигурок берегинь, рожаниц, сказочных и реальных животных, древних символов-оберегов, защищающих обладателей вещей от сглазов.

По поводу последнего пункта лучше проконсультироваться с местными бабушками, чьи изделия отличаются великолепным качеством и более доступной, чем в торговых центрах, магазинах, ценой. Представители старшего поколения охотно подскажут, какие вещи лучше приобрести для ребенка или взрослого, чтобы того не сглазили.

Изделия из бересты

Изделия из бересты, Великий Новгород

Природный материал обладает уникальной энергетикой и массой полезных свойств. Бересту применяют в народной медицине для укрепления иммунитета, очистительных обрядов, лечения простудных заболеваний, профилактики вирусных болезней. Коре берез целители приписывают потрясающие свойства: она помогает физическому развитию организма, избавляет от излишней эмоциональности, позволяет легко преодолевать стрессовые состояния.

Закономерно, что изделия из столь удивительного материала (ювелирные украшения, шкатулки, посуда) пользуются стабильным спросом у гостей и жителей города. Местные мастерские «Стиль», «Волхва» известны далеко за пределами региона и России.

Первая была открыта в конце 80-х годов прошлого века и сегодня предлагает более 500 вариантов сувениров: от магнитиков на холодильники до медалей и туесов. «Волхва» — авторская мастерская в пригородном поселке знаменита своими сумочками, диковинными фигурками животных, игрушками, корзинками, созданными в единственных экземплярах.

Валдайский колокольчик

Валдайский колокольчик, Великий Новгород

Эти сувениры-обереги сравнительно юные по меркам российской истории — удивительные вещи начали производить более 300 лет назад. Они сразу же обрели огромную популярность у детей и взрослых. Валдайские колокольчики никогда не спутаешь с аналогичными товарами, созданными в других уголках планеты. Северные сувениры-обереги обладают особой чистотой звука, лаконичной элегантной формой.

Для производства изделий применяют высококачественные сплавы меди. Именно бронза придает колокольчикам уникальные акустические свойства. Обереги помогают очищать энергетику людей, квартир, домов от негативных вибраций, прогонять нечистую силу и злокозненных духов, избавляться от депрессивных состояний.

Народная медицина советует применять звон колокольчиков для профилактики вирусных заболеваний, лечения болезней ЦНС, повышения мозговой активности, жизненного тонуса. Верить в это или нет — личное дело каждого. Однако научно доказано: колокольный звон убивает болезнетворные бактерии гриппа, холеры, туберкулеза, оспы, чумы. И ученые данным фактам не могут дать логического объяснения.

Крестецкая строчка

Крестецкая строчка, Великий Новгород

Такую технологию вышивки вполне справедливо сравнивают с чудом. Она позволяет мастерам превращать отрезы, лоскуты льняной ткани в шедевры прикладного творчества. Ремесло, по легендам, появилось на свет благодаря крестьянкам деревни Старое Рахино. Историки, краеведы до сих пор к единому мнению о месте рождения вышивки так и не пришли. Сложно сказать, сколько времени Крестецкая строчка была сугубо надомным промыслом, но в других уголках России она стала известна менее 150 лет назад.

Если вышивка подлинная, та будет выполнена с применением натуральных льняных нитей. Внешне она чем-то напоминает настоящий итальянский гипюр. Ее узоры образуют прямо на полотнах кружева. Нити из ткани мастерицы выдергивают, а потом создают на освободившихся участках удивительные плетения.

Последние придают домотканым вещам нежность, воздушность. В местных магазинах, торговых центрах, сувенирных лавках представлен огромный ассортимент изделий с Крестецкой строчкой: полотенца, занавески, спальные принадлежности, предметы гардероба.

Заказать можно в интернет-магазине krstrochka.ru.

Украшения «Кудесы»

Украшения «Кудесы», Великий Новгород

Диковинное название популярные аксессуары получили в честь народных представлений во время Святых Вечеров. Есть и другая (более правдоподобная) версия, почему новгородские мастера решили дать такое общее наименование своим изделиям. Христианство не смогло полностью искоренить языческое славянское наследие. В феврале и сегодня в сельской глубинке отмечают Кудесы — праздник, когда чествуют духов-помощников.

В первую очередь: домовых, которые оберегают жилье от всевозможных бед, хранят животных, защищают детей и беременных женщин. Кудесы созвучно слову: «кудесничать», то есть творить волшебство. Именно с ним путешественники сравнивают работы мастеров, создавших свои сообщества ВКонтакте и других соцсетях. В Великом Новгороде есть компания с аналогичным названием.

Украшения-обереги ее специалисты изготавливают исключительно из натуральных материалов: металлических сплавов, кожи. Изделия украшены древними символами Луны, Солнца, четырех стихий-первоэлементов, легендарного камня Алатырь. Они несут положительную энергетику и, как гласят поверья, меняют жизнь своих обладателей к лучшему.

Заказать украшения можно здесь: vk.com/kudesy_jewelry

Древнерусские магниты

Древнерусские магниты, Великий Новгород

Сувениры принято называть традиционными, ведь подобные изделия можно встретить практически во всех уголках мира. В магических практиках магниты используют, чтобы притянуть удачу, позитив, богатство, благополучие, успех. Особой популярностью у российских, зарубежных туристов пользуется новгородская мастерская Алешиных (сайт oldrusuvenir.ru). Ее ассортимент не ограничен только магнитами. Здесь изготавливают ювелирные изделия из серебра, женские, мужские, детские украшения, аксессуары.

Современные модели древнерусских магнитов — своего рода микс языческих и христианских традиций. В Великом Новгороде повсеместно в продаже можно увидеть магнитики с православными молитвами, изображениями знаков зодиака, чирами славянских богов и богинь. Не менее популярной признана и другая разновидность сувениров: мотиваторы. Они отлично подойдут для человека любого вероисповедования. Аналогично можно сказать о магнитиках с изображениями городских достопримечательностей или фразами великих людей.

Печатный пряник

Печатный пряник, Великий Новгород

Лакомства производят в городе в промышленных количествах, но особой ценностью обладают именно кондитерские изделия ручной работы. Настоящие пряники готовят только из натурального сырья — без применения искусственных подсластителей, красителей, консервантов. Ароматная пропитка тоже является обязательным элементом изделий. Секреты ее приготовления мастера и сегодня оберегают от любопытных, ведь производство пряников в буквальном смысле кормит целые династии кондитеров.

Лакомства в городе продают и подают везде: в магазинах, продуктовых киосках, торговых центрах, кафе, ресторанах. Стоимость кондитерских изделий варьируется, но самыми дорогими традиционно являются пряники с изображениями местных достопримечательностей. Если размер багажа позволяет, опытные путешественники рекомендуют запасаться килограммовыми сладкими сувенирами, ведь они наиболее интересные. Настоящие печатные пряники легко усваиваются организмом и насыщают его полезными микроэлементами.

Варенье

Варенье, Великий Новгород

Лакомство производят в разных регионах России. В южной части государства его варят из груш, винограда, экзотических фруктов, добавляют в сиропы специи, пряности, активно экспериментируют с миксом плодов. Новгородское варенье более традиционное, классическое. Продукт готовят по станинным рецептам. Единственное: мед в нем давно заменил сахар, что, по мнению диетологов, оказалось ошибкой. Все же натуральный продукт лучше раскрывает вкус ягод.

Но с другой стороны: мед при нагревании выделяет канцерогены. Новгородское варенье в основном готовят из брусники, голубики, клюквы, черники, морошки, шишек хвойных деревьев. Последний вариант самый необычный на вкус. Сваренные в сахарном сиропе шишки обладают уникальными свойствами. Они лечат простудные заболевания, укрепляют иммунитет, омолаживают ткани организма и даже… отбеливают зубную эмаль. Удивительное лакомство применяют для профилактики вирусных патологий, в качестве средства поднятия жизненного тонуса.

Мед

Мед, Великий Новгород

Его состав можно сравнить с шедевром, созданным природой специально, чтобы исцелять любые хвори. Продукты пчеловодства в Великом Новгороде можно, как и пряники, встретить на каждом шагу. Все виды натурального лакомства просто невозможно перечесть. Путешественники советуют при выборе сладких сувениров (если нет на мед аллергии) ориентироваться на здоровье, назначение продукта и влияние того на организм.

Если надо отбелить зубы, улучшить состояние десневых тканей, лучше выбирать мед в сотах. Пчелиный воск благоприятно повлияет на микрофлору ротовой полости. Разнотравный мед есть смысл приобретать сторонникам физической активности. Акациевый — хорошо влияет на сосуды, липовый — лечит бронхи, укрепляет нервную систему. Приятный бонус: все виды меда помогают бороться с последствиями стрессов, могут быть применены в качестве общеукрепляющих средств.

Конфеты

Конфеты, Великий Новгород

По объемам производства сладкой продукции город давно соперничает с Санкт-Петербургом и Москвой. Новгородская кондитерская фабрика известна далеко за пределами России. Однако в наши дни новым местным трендом становятся шоколадные конфеты ручной работы. Северная продукция интересна своим сочетанием различных компонентов в начинках. Особое место среди лакомств занимает леденцовая карамель. Сегодня ее производят на основе натуральных соков, они придают конфетам особый вкус и аромат.

Стоимость новгородских конфет варьируется. Наиболее дорогие шоколадные изделия производят по австрийским, итальянским, германским рецептам. По своему качеству они не уступают знаменитому швейцарскому, бельгийскому, люксембургскому шоколаду. Гурманы советуют первоочередное внимание уделять сладостям с ореховыми, ягодными начинками, так как именно они обладают совершенно уникальным послевкусием.

Сыр

Сыр, Великий Новгород

Сразу же надо уточнить: такого названия не было в славянском и русском языке многие сотни лет. Продукт именовали творогом. И только благодаря голландцам в России узнали про его новое название. Великий Новгород называют в наши дни столицей сыроварен. Количество производств здесь насчитывается десятками. Комбинаты, компании, частные цеха ведут между собой острую конкурентную борьбу за сердца и желудки потребителей.

«Папа-сыр», «Курцево», «Из Новгородчины», «Мистер Сыр» — названия известных предприятий для гурманов звучат как музыка. Особое место в перечне молочной продукции занимают сыры «КолоколЪ Ганзы» и «Новгородский трюфель». Первый обладает более острым вкусом, отлично подходит к вину.

Его технология изготовления предусматривает использование в равных пропорциях коровьего и козьего молока — именно так варили сыр столетия назад в немецкоязычных государствах. «Новгородский трюфель» более близок к французским сырам. Он хорошо сочетается со спиртными напитками, всевозможными салатами. Особое послевкусие придают ему грибы трюфели, паприка, красный перец.

Копченая рыба

Копченая рыба, Великий Новгород

Рыбная продукция — еще один вкусный сувенир, который подарит гурманам массу волшебных минут. Рецепты приготовления блюд из рыбы в регионе насчитывают столетия. Морской окунь, тунец, треска, лосось, горбуша. Для каждого семейства рыб предусмотрены специальные методы копчения, чтобы максимально раскрыть вкус продуктов.

Примечательно: в Великом Новгороде ухитряются готовить так, что кусочки копченой горбуши, например, даже знатоки путают с другой рыбой, если с них удалена чешуя. У гостей города, местных жителей одинаковым спросом пользуется рыба холодного и горячего копчения. Острые специи в данный продукт новгородцы начали добавлять сравнительно недавно.

Не все гурманы в восторге от такого варианта. Однако копченая с добавлением специй рыба идеально подходит к крепким спиртным напиткам. И еще секрет: в регионе не произрастают сорта лаврового листа, придающие продуктам особый цвет и пикантное послевкусие. Новгородцы все активнее выращивают культуру в теплицах (а не закупают на юге), чтобы использовать для копчения (пусть даже в небольших количествах) местное сырье.

Сладости

Сладости, Великий Новгород

Когда речь заходит о популярных лакомствах, многие тут же называют продукцию Новгородской кондитерской фабрики. Предприятие ассоциируется со стариной рецептурой, а открыто оно было в начале 90-х годов прошлого века. Компанию позиционируют как одного из флагманов отечественной пищевой промышленности, но в ее истории были взлеты и падения. Новгородскую продукцию в России можно встретить повсеместно. И все же самые свежие лакомства лучше привозить именно с места фактического производства.

Самые популярные новгородские сладости: шоколадные батончики, нуга, конфеты-помадки, мармелад, всевозможные карамельки с молочными начинками. Последние особенно интересны тем, что молоко кондитеры используют цельное, натуральное. Профессионалы активно экспериментируют и с составами мягких карамелей, но пока те больше напоминают по вкусу известные германские аналоги.

Мясная продукция

Мясная продукция, Великий Новгород

Перечислять ее разновидности можно бесконечно. Практически все пищевые производства в регионе являются одновременно владельцами сельскохозяйственных угодий, предприятий. Это, несомненно, влияет на качество, разнообразие продукции. Новгородские производители активно поддерживают политику отказа от антибиотиков, искусственных красителей. Это дополнительно привлекает внимание потребителей к качеству местных товаров.

Одним из ведущих региональных предприятий признан Великоновгородский мясной двор. Агропромышленный комплекс полного цикла совершенно справедливо называют образцово-показательным. Ему принадлежит 6 известных торговых брендов, в том числе «Мясной резерв», «Вкусный обычай». Не уступает ему в плане популярности Старорусский мясной двор.

Предприятие специализируется на изготовлении высококачественных консервов, всевозможных паштетов. Все производства стараются адаптировать домашние рецепты к современным технологическим условиям и выступают за ужесточение борьбы с подделками местной продукции, которые все чаще появляются на российском рынке.

Иван-чай

Иван-чай, Великий Новгород

Полезный сувенир называют одной из визитных карточек региона. Лекарственное растение произрастает не только в данной местности. Однако организовать продажу лекарственного чая, вывести продукт на уровень регионального бренда смогли только новгородцы. Иван-чай можно приобрести в необычной упаковке с пейзажами либо в скромных пакетиках. В любом случае оригинальный продукт принесет массу пользы. Чем он так ценен?

Напиток из кипрея полезен для взрослых и детей. Он предотвращает появление, развитие онкологических заболеваний, укрепляет иммунитет, помогает бороться с вирусными патологиями. Важно знать: кипрей крайнее редко становится причиной аллергических реакций. И еще один бонус: он обладает магическими свойствами. Если ежедневно пить Иван-чай, не страшны энергетические вампиры. Нечистая сила тоже не жалует кипрей.

Квас

Квас, Великий Новгород

Новгородский напиток производят в таких количествах, что объема продукции хватило бы на заполнение котловин Черного, Азовского и пары северных морей. Город считается родиной кваса, одновременно оспаривает звание столицы… морса и медовухи. Что роднит 3 напитка? Натуральность. Качественный квас, морс, медовуха не могут быть приготовлены с добавлением искусственных красителей, улучшителей вкуса, прочей химии.

В настоящем новгородском квасе содержится небольшое количество алкоголя. Но тот абсолютно безвреден для организма. Удивительный напиток благоприятно влияет на жизненный тонус, улучшает пищеварение. Его можно употреблять с различными продуктами и отдельно.

В любом случае здоровью будет польза. И еще момент: гурманы не советуют квас смешивать с ягодными сиропами на немецкий манер. С новгородским пивом это получается отлично. А квас лучше изначально приобретать ягодный, а не хлебный, если интересно попробовать такой вариант. Это весьма интересный напиток.

Настойки и бальзамы

Настойки и бальзамы, Великий Новгород

Сразу же уточним: наш рассказ не является пропагандой употребления, рекламой спиртных напитков. Нижегородские настойки, бальзамы не нуждаются в особом представлении. В данной местности напитки изготавливают в производственных и домашних условиях. Особо ценными признаны виды аперитивов, бальзамов, настоек, где есть лесные ягоды и лекарственные травы. Новгородцы используют для приготовления напитков хвойные шишки, кору дубов.

Важное условие создания целебного алкоголя: чистая речная либо родниковая вода (если она нужна по рецептуре). Ее часто предварительно настаивают на серебре. В регионе расположено одно из старейших отечественных предприятий ликеро-водочной промышленности: завод «Алкон». При нем открыт специализированный магазин, где цены весьма умеренные и ассортимент порадует самого привередливого гурмана.

Именно завод выпускает знаменитую водку «Великий Новгород», является владельцем популярных брендов «Садко», «Спотыкач», «Спасская». Если же вы сторонник полного отказа от спиртного, обязательно прихватите на память о городе воду «Ильменская». Ее тоже производят здесь. Она интересно тем, что по своему качеству практически идентична воде, которая была на данной территории до появления многочисленных фабрик и заводов.

#7926 2021-09-17 18:48:34

Re: Тема Дятлова и прочих странных происшествий с туристами

А может они сами его нашли, потыкали и он взорвался (и не такие идиоты бывают!) а теперь врут, что он там случайно в костре оказался, потому что не признаваться же.

#7927 2021-09-17 18:55:09

Re: Тема Дятлова и прочих странных происшествий с туристами

Анон пишет:

Мог быть обвалившийся блиндаж, или другое окопное сооружение, склад снарядов, под травой уже не видно, что там было.

У нас деревенский дом в местах ведения боев, я насмотрелся, как это выглядит. Обвалившиеся блиндажи тоже небольшие. Бывшие окопы, коммуникации — это путаная и ноголомная заросшая низкорослой фигней дрянь, туда никто не полезет разбивать лагерь, банально неудобно.

Склад снарядов — отличная идея. Только тогда в ближайшей деревеньке выпал бы дождь из туристического мяса.

#7928 2021-09-17 18:58:32

Re: Тема Дятлова и прочих странных происшествий с туристами

Анон пишет:

А может они сами его нашли, потыкали и он взорвался (и не такие идиоты бывают!) а теперь врут, что он там случайно в костре оказался, потому что не признаваться же.

Ну, теоретически возможно, но их там двенадцать человек было, включая детей, вряд ли все слаженно смогут врать.
Может, после экспертизы будет понятно, что там случилось. Вроде сейчас склоняются к тому, что снаряд времён Второй мировой.

#7929 2021-09-17 19:11:04

Re: Тема Дятлова и прочих странных происшествий с туристами

Анон пишет:

Анон пишет:

Воронки даже собственно от взорвавшегося снаряда сравнительно небольшие.

Мог быть обвалившийся блиндаж, или другое окопное сооружение, склад снарядов, под травой уже не видно, что там было.

Самое простое это снаряд у которого не сработал взрыватель и он ушел в мягкий грунт. Со временем взрывчатка меняет свойства, иногда не очень предсказуемо и становится менее стабильной. В итоге хорошего подогрева могло хватить для детонации.

#7930 2021-09-17 21:29:19

Re: Тема Дятлова и прочих странных происшествий с туристами

Мне вот интересно, костры разводят обычно там, где уже есть кострища. На полонине рядом с Ворохтой наверняка были, там людей полно. Это ж как именно им «повезло»((

#7931 2021-09-17 21:54:21

Re: Тема Дятлова и прочих странных происшествий с туристами

Анон пишет:

Мне вот интересно, костры разводят обычно там, где уже есть кострища.

Так вроде один из участников похода сказал, что разводили огонь на том месте, где и другие люди до них.
Хз, может, у них большой костёр был, или полметра в сторону, или просто феерически не повезло, что именно на них рвануло(

Один мужик из организации, которая занимается поисками останков погибших солдат, написал, что вообще старых боеприпасов много, перед разведением костра в новом месте проверяют вплоть до того, что металлоискатель используют. Ещё написал, что некоторые мудаки «шутят», подкладывая в костровища боеприпасы, но хз, насколько правда.

#7932 2021-09-17 22:20:43

Re: Тема Дятлова и прочих странных происшествий с туристами

Вот уж не знаю, насколько сама ситуация правдива, но у Иоанны Хмелевской в книге «Большой кусок мира» две девочки-туристки во время плавания на лодке по озерам (там система озер каких-то польских) готовили на очень удобных для этого валунах. И однажды этот самый их костер рванул очень знатно. Хорошо, что их там не было в этот момент, они ловили угря, уволокшего их лодку. А дело было в том, что партизаны в этих краях попрятали огромное количество взрывчатки, обозначив места валунами — два-три-четыре валуна рядышком. Отряд разгромили, все погибли, единственная карта, где эти схроны были обозначены, затерялась в пространстве и времени…

#7933 2021-09-17 22:33:20

Re: Тема Дятлова и прочих странных происшествий с туристами

Анон пишет:

Так вроде один из участников похода сказал, что разводили огонь на том месте, где и другие люди до них.

Я не видела этого) Спасибо.
Могли дольше костер жечь, чем до них. Или да, не «повезло» бы им, так «повезло» бы следующим. Брррр.

Анон пишет:

А дело было в том, что партизаны в этих краях попрятали огромное количество взрывчатки, обозначив места валунами — два-три-четыре валуна рядышком. Отряд разгромили, все погибли, единственная карта, где эти схроны были обозначены, затерялась в пространстве и времени…

В эту тему я видела интересное видео о снарядах в Карпатах и разминировании. Но сто лет назад это было, не могу пока найти( как те партизаны

#7934 2021-09-18 06:05:11

Re: Тема Дятлова и прочих странных происшествий с туристами

Девять сотрудников Русского географического общества пропали в сибирской тайге. Они перестали выходить на связь во время экспедиции по Томской области и Красноярскому краю.

В МЧС сообщили, что группу на двух вездеходах последний раз видели 11 сентября в Красноярском крае. Участники должны были подтвердить предположения о причинах переноса Кетского острога — средневекового русского города, потерянного ещё в XVII веке. Они шли по Тунгусской тропе через Васюганские болота, а потом исчезли.

Ожидается, что 18 сентября начнутся поисковые мероприятия.

#7935 2021-09-18 09:23:35

Re: Тема Дятлова и прочих странных происшествий с туристами

Анон пишет:

Девять сотрудников Русского географического общества пропали в сибирской тайге.

Нашлись они уже, сами на связь вышли. Пришлось сильно отклониться от маршрута из-за болот, а там связь не ловилась.

#7936 2021-09-19 15:50:03

Re: Тема Дятлова и прочих странных происшествий с туристами

Аноны, помните тут смерть семьи и их собаки обсуждали? Там короче новую оф. инфу подогнали, расследование ещё не закончено, но скорее всего дело действительно в этом
https://www.fresnobee.com/news/local/ar … 80593.html
Вкрации — отравление анатоксином который выделили местные водоросли

#7937 2021-09-19 15:57:37

Re: Тема Дятлова и прочих странных происшествий с туристами

Я спрашивал несколько страниц назад, никто не ответил. Спасибо, анон.

#7938 2021-09-19 17:12:24

Re: Тема Дятлова и прочих странных происшествий с туристами

Анон пишет:

Вкрации — отравление анатоксином который выделили местные водоросли

Анончик, спасибо, что уточнил, а то ссылка у меня что-то не открывается ни просто, ни Тором. Эксис денайд, да и все тут.

#7939 2021-09-19 17:14:28

Re: Тема Дятлова и прочих странных происшествий с туристами

Анон пишет:

Ещё написал, что некоторые мудаки «шутят», подкладывая в костровища боеприпасы, но хз, насколько правда.

Насчет боеприпасов не знаю, но слышал о практике закапывать газовые баллоны под костровища (там, где известно, кто куда будет заезжать и ставиться).

#7940 2021-09-19 17:32:04

Re: Тема Дятлова и прочих странных происшествий с туристами

Анон пишет:

Вкрации — отравление анатоксином который выделили местные водоросли

Я скорее понел так, что да, токсинов там нашли до жопы, но это не стопроцентно прям, некоторых результатов токсикологии ещё нет?..

#7941 2021-09-19 17:49:32

Re: Тема Дятлова и прочих странных происшествий с туристами

Результатов токсикологии тел надо 60 дней ждать, ещё типа столько времени не прошло, но огромное количество этого токсина нашли в воде рядом с обнаруженными телами, так что вероятность того, что таки оно их убило весьма высока, но это ещё не точно

#7943 2021-09-19 18:15:16

Re: Тема Дятлова и прочих странных происшествий с туристами

Нашла статью, где специалист объясняет про эти водоросли — https://www.sfgate.com/bayarea/article/ … 461960.php
Там пишут, что водоросли опасны, были случаи когда массово гибли животные, но случаев смерти людей от токсичных водорослей не зафиксировано, потому что люди обычно не пьют из открытых водоемов, а тут получается что вся семья вместе с ребенком напились из реки. Но, когда их нашли, то писали что у них с собой была питьевая вода.

#7944 2021-09-19 18:31:38

Re: Тема Дятлова и прочих странных происшествий с туристами

Анон пишет:

Но, когда их нашли, то писали что у них с собой была питьевая вода.

Ну это не значит, что им в голову не пришла светлая мысль попить чистой природной водички тм. Я встречал людей, которые свято верят, что проточная вода грязной не бывает. Хотя это было скорее про родники, чем про речку.

Отредактировано (2021-09-19 18:32:00)

#7945 2021-09-19 21:12:36

Re: Тема Дятлова и прочих странных происшествий с туристами

Я так поняла, что в статье говорят, что той местности нашли высокий уровень этих водорослевых токсинов и подтвердили. Они опасные и вызывают неврологические симптомы в том числе остановку дыхания и очень быстро (но у животных), но от них ли померла семья пока неизвестно. Часть токсикологии умершей семьи уже готова, но причину смерти пока не нашли.
Ну, и куча инфы с предупреждениями, чтобы не пили воду, не ели моллюсков и животным с детьми не позволяли там плескаться.

#7946 2021-09-19 21:25:09

Re: Тема Дятлова и прочих странных происшествий с туристами

Если бы эти токсины были так опасны, что умерла целая семья разного возраста, пола, размера и даже вида ВНЕЗАПНО, там, где стояла, то там бы вся округа уже вымерла процентов на пятьдесят. Были бы еще смерти и не единичные, а их нет. Всегда есть идиоты, которые плевали на запреты и рекомендации.

#7947 2021-09-19 21:26:15

Re: Тема Дятлова и прочих странных происшествий с туристами

Может они удачно какую лужу нашли? Я видео смотрела, там еще и жарко в этот день были и укрытия на той тропе никакого.

#7948 2021-09-19 22:38:34

Re: Тема Дятлова и прочих странных происшествий с туристами

Анон пишет:

Ну это не значит, что им в голову не пришла светлая мысль попить чистой природной водички тм.

+1, когда анон ходил в походы, мы носили воду с собой и все равно находились одаренные, уверенные, что «это чистая вода, можно пить, а свою потом выпьем», тогда как ручей протекал недалеко от коровьего пастбища и от того места до центра города полчаса на электричке. Могли сами хлебнуть и младенца напоить, а собаку и заставлять не надо.

#7949 2021-09-19 23:02:39

Re: Тема Дятлова и прочих странных происшествий с туристами

Анон пишет:

когда анон ходил в походы, мы носили воду с собой и все равно находились одаренные, уверенные, что «это чистая вода, можно пить, а свою потом выпьем»

Опять же, из фильмов ЛизыАлерт про потерявшихся в лесу, помню момент: дядька блуждал достаточно долго, пил воду из местных типа чистых водоемов, потом остаток дней лечит почки. Чистые водоемы поверх торфяников почкам как-то не зашли.

#7950 2021-09-19 23:14:20

Re: Тема Дятлова и прочих странных происшествий с туристами

Если сами решили, то бля, какая же глупая, нелепая смерть :smoke:

  • Рассказ экскурсия об иване федорове 6 класс
  • Рассказ шукшина чудик читать полностью
  • Рассказ шукшина срезал краткое содержание
  • Рассказ шукшина экзамен читать
  • Рассказ шукшина чудик краткое содержание