Рассказ шергина собирай по ягодке наберешь кузовок

Использована рабочая тетрадь литературное чтение 3 класс, бойкина, виноградская, страницы 79-84.1. выбери из рассказа собирай по ягодке - набершь кузовок

Использована Рабочая тетрадь «Литературное чтение» 3 класс, Бойкина, Виноградская, страницы 79-84.

1. Выбери из рассказа «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок» пословицы и объясни их смысл. Как они помогают понять основную мысль произведения? Согласен ли ты с тем, что Шергин хотел выразить любовь к народной культуре?

Работа любит не молодца, а незалёжливого. 

Чтобы сделать работу человеку не нужно быть красавцем, он должен быть не ленивым и трудолюбивым.

Глаза страшатся, руки делают.

Иногда страшно приступать к работе, потому что её очень много, но начав, можно быстро закончить даже самую долгую работу.

Основная мысль рассказа: Работай неспешно, но качественно.

Пословицы говорят о трудолюбии. Они помогают понять, что если не лениться, то можно сделать всё.

Я согласна, что писатель хотел выразить любовь к народной культуре. Он пишет о народном умельце и использует народные пословицы. Это всё составные части народной культуры.

2. Обсудите с другом выражение «Комар носа не подточит». Объясните его смысл. Запиши беседу.

Беседа о выражении «Комар носа не подточит» для 3 класса

— Как ты думаешь, что означает это выражение?

— Я считаю, что оно используется, когда хотят сказать о чём-то идеальном, совершенном.

— То есть о работе, к которой не может быть претензий?

— Ну да. Если всё сделано на совесть, то и комар носа не подточит. Нет в работе никаких изъянов.

— Да, я тоже так думаю.

3. Почему Афоне стало скучно жить на свете? Запиши свои мысли.

Мальчик заскучал, потому что остался один. Отец воевал, мать работала, а старенький дед постоянно спал. 

Афоня скучал потому, что ему не с кем было поговорить, поиграть, нечем было заняться.

4. Какие вопросы по содержанию произведения Платонова «Цветок на земле» ты бы задал своим друзьям?

Примеры вопросов по содержанию рассказа «Цветок на земле» и ответы к ним можно посмотреть, перейдя по ссылке.

5. Если бы тебя попросили определить основную мысль рассказа «Ещё мама», чтобы ты ответил?

Основная мысль рассказа «Ещё мама»: Учительница — вторая мама для каждого ребёнка, она заботится о нём и любит так же, как родная мать.

6. Найди в библиотеке сборник рассказов Носова. Какие рассказы для детей вошли в него? Составь список.

Список рассказов Н. Носова из сборника «Мишкина каша», «Эксмо», 2014 год.

  1. «Мишкина каша»
  2. «Дружок»
  3. «Телефон»
  4. «Бенгальские огни»
  5. «Тук-тук-тук»
  6. «Огородники»
  7. «Клякса»
  8. «Федина задача»
  9. «Находчивость»
  10. «Наш каток»
  11. «Замазка»
  12. «Фантазёры»

7. Как ты общаешься с друзьями по телефону? О чём вы говорите? Придумайте диалог.

Мы очень хорошо общаемся по телефону с друзьями. Мы созваниваемся каждый вечер, но чаще используем мессенджеры. Мы обсуждаем новости, уроки, увлечения, планируем, что будем делать.

Пример диалога «Разговор по телефону» для инсценировки в лицах можно посмотреть, перейдя по ссылке.

8. Обсудите с другом, какие важные мысли из прочитанных рассказов пригодились бы вам в дальнейшей жизни. Сочини рассказ о своём друге детства. Запиши план.

Мне пригодятся в дальнейшей жизни следующие мысли:

— Работать нужно не спеша, но качественно.

— Найди себе дело и не будет скуки.

— Учиться нужно всегда.

— Относись к людям хорошо, и люди будут хорошо относиться к тебе.

— Начиная какое-либо дело, нужно всё взвесить и распланировать.

— Нельзя делать несколько дел сразу

План рассказа о друге детства для 3 класса

  1. Моя подруга детства.
  2. Что мы делали вместе.
  3. Что любила Ира.
  4. Обиды и ссоры.
  5. Примирение.
  6. Мы до сих пор друзья.

Рассказ о друге детства для 3 класса

В детстве у меня была подруга и звали её Ира.

Она была весёлой девочкой, но часто обижалась по пустякам.

Мы вместе играли, ходили в садик, рисовали и читали книжки.

Ира любила забирать себе самые интересные книжки и самые яркие карандаши. Но я не обижалась, потому что у меня всё равно оставалось, что почитать и чем порисовать.

А вот Ира часто обижалась, если я что-то ей не давала.

Но даже если мы ссорились, на следующий день мы мирились. И даже придумали свой ритуал для примирения.

Мы брали друг друга за мизинцы, трясли их, и повторяли: «Мирись, мирись, больше не дерись».

А потом смеялись и бегали друг за другом.

Я и сейчас дружу с Ирой, хотя её родители переехали, и она живёт теперь в другом районе.

9. Какие из прочитанных рассказов можно назвать весёлыми, юмористическими? Почему? Выбери выражения. Что ещё объединяет эти произведения? Запиши.

Отметим плюсом следующие выражения:

+ Герои произведения изображены в смешном виде.

+ Нелепое поведение героя, поступки вызывают улыбку.

+ Весёлая концовка произведения.

Юмористическими можно назвать рассказы «Золотые слова», «Великие путешественники», «Федина задача», «Телефон». 

Эти произведения ещё объединяет то, что все они про детей.

10. Ты прочитал очень смешной рассказ Носова и решил поделиться своими впечатлениями с приятелем. Оказалось, что он тоже читал этот рассказ. Запиши вашу беседу.

Беседа с приятелем о рассказе Носова «Мишкина каша»

— А ты знаешь, я вчера прочитала классную книжку. Она называется «Мишкина каша». О мальчиках, которые остались на даче и пытались сварить себе кашу, а потом пожарить рыбу.

— Да ты что? А я тоже её читала, но в прошлом месяце.

— И как тебе, понравилось?

— Весёлая книжка! Так столько смешного!

— Я тоже смеялась, чуть со стула не упала!

— А что тебя насмешило больше всего?

— Мне понравился эпизод, когда каша полезла из кастрюли.

— А мне — как они пытались набрать воду в колодце.

— А ты помнишь имена главных героев?

— Конечно, Миша и Я.

— Ты?

— Да нет, это просто рассказ от первого лица написан. И один мальчик всё время себя Я называет. А имя не говорит.

— Ага, точно. Надо ещё что-нибудь из рассказов писателя Носова почитать.

11. Что у тебя хорошо получается? Выбери правильный ответ.

Выбираем ответы:

+ Задавать вопросы по тексту.

+ Находить эпизоды, позволяющие отстоять свою точку зрения.

+ Составлять список книг для выставки.

12. Что у тебя вызывает трудности?

+ Если у меня что-то плохо получается, я не знаю, как это исправить.

1

На чтение 4 мин Обновлено

«Собирай по ягодке — наберешь кузовок» читательский дневник рассказа поможет дать ответы на вопросы и подготовить анализ, определить, какой жанр, тема, главная мысль, вспомнить краткое содержание и кто главные герои, чему учит. Также в статье есть отзыв на рассказ и пословицы к произведению.

Шергин «Собирай по ягодке — наберешь кузовок» Читательский Дневник

Автор — Борис Шергин

Жанр: рассказы о детях

Сколько страниц — 4

«Собирай по ягодке — наберешь кузовок» главные герои

  1. Ваня —  юбознательный, пытливый, всем интересуется. Горячо любит бабушку, гордится бабушкой.
  2. Бабушка Вани — добрая и приветливая, всегда могла дать умный совет. Знает множество пословиц и поговорок. Умела поговорить и с малышами, и со стариками. Её все любили и уважали.
  3. Митя-паркетчик —  талантливый мастер. Митя творит паркет, вкладывает в него душу. Митя получил важный заказ на столешницу от академии. Он сделал один угол и неделю любовался им. А потом понял, что может не успеть выполнить заказ. Но советы мастера и бабушки помогли Мите взять себя в руки и выполнить заказ.
  4. Мастер — спокойный и мудрый мужчина. Помогает всем советом.

План рассказа «Собирай по ягодке»

  1. Бабушка Вани
  2. Мастер малярного дела
  3. Митя — художник
  4. Заказ от академии
  5. Первый уголок
  6. Неделя восхищения
  7. Митя понимает, что не успевает
  8. Советы мастера и бабушки
  9. Столешница готова

«Собирай по ягодке — наберешь кузовок» краткое содержание для читательского дневника

Все события рассказа «Собирай по ягодке — наберешь кузовок» кратко можно записать так:

Бабушка Вани была мастером малярного дела, добрая и заботливая. Она любила говорить пословицами.

Ваня спросил у бабушки, о чём она беседовала с паркетчиком Митей, кивая и говоря: «Глаза страшатся, руки делают».

Бабушка рассказала о том, что Мите дали заказ — за две недели украсить деревянным орнаментом столешницу для академии.

Митя сделал один уголок, а потом целую неделю любовался сделанным и мечтал, забыв о необходимости работать дальше.

Он обратился за помощью к мастеру, и тот дал Мите совет каждый день обрабатывать небольшую, одинаковую по размеру часть столешницы.

Митя послушал его рекомендации, совет бабушки и заказ был выполнен в срок. Совсем как в пословице «Собирай по ягодке — наберешь кузовок».

Главная мысль «Собирай по ягодке — наберешь кузовок»

Терпенье и труд все перетрут.

Главная мысль рассказа Бориса Шергина — не нужно торопится в какой-либо работе, ведь так можно сделать ошибку. Лучше делать в день понемногу, но спокойно, сосредоточенно, внимательно, несколько раз измеряя и перемеряя. Так понемногу, «по ягодке», в конце концов наберется хороший «кузовок», то есть, работа, которая будет состоять из нескольких этапов, завершится в намеченный срок и с отменным качеством.

Чему учит рассказ «Собирай по ягодке — наберешь кузовок»?

Рассказ учит не торопиться, а делать все обстоятельно и качественно. Не боятся того, что еще предстоит сделать, а думать о том, что уже сделано. Учит планировать свою работу.

Отзыв «Собирай по ягодке — наберешь кузовок»

Этот ассказ замечательный и поучительный. Мне он понравился тем, что взрослые нашли подход к мальчику и благодаря им, он смог справиться с заданием. Бабушка в этом рассказе очень мудрая, она смогла дать дельный совет и подбодрить. Она не стала ругать Митю, а наоборот  поддержала его. Митя понял, что если хочешь сделать качественно работу, то нужно делать ее не торопясь и обдумывать каждое действие.

Рисунки к рассказу «Собирай по ягодке — наберешь кузовок»

План пересказа Собирай по ягодке - наберешь кузовок

Пословицы из рассказа «Собирай по ягодке — наберешь кузовок» (+что означает)

  • Собирай по ягодке — наберешь кузовок. (Эта пословица означает, что действуя не спеша, помаленьку, можно сделать очень большое дело.)
  • Работа любит не молодца, а незалёжливого. (В работе не важно красив человек или нет, важно, чтобы он не был лентяем. Работа должна выполняться тщательно и аккуратно)
  • Глаза страшатся, руки делают. (Когда работы много, кажется что и успеть её выполнить невозможно, но если ее не начать, она никогда не будет сделана. Нужно что-то делать и тогда работа будет выполнена)
  • Комар носа не подточит (Все сделано настолько хорошо, что и придраться не к чему, а работа не нуждается в доработке).
  • Руки золотые(Так говорят про настоящего мастера)

Синквейн «Собирай по ягодке»

Бабушка
Любимая, заботливая.
Поддержит, подскажет, подбодрит.
Всегда и во всем на нее можно положиться.
Старушка.

Ваня
Веселый, добрый.
Дружит, играет, общается.
У мальчика есть любимый человек.
Бабушка.

Женщина
Умелая, мастеровая.
Штукатурит, рисует, малярничает.
Мастерица на все руки —
Бабушка.

Митя
Работящий, талантливый
Переживает, думает опоздает
Вовремя сделать заказ. Талантливый
Шалопай.

Мастер

Рассудительный, спокойный
Проверяет, поправляет, наставляет, заботиться.
Управляет работниками умело, деловито.
Почтенный.

Борис Шергин

Борис Шергин

Борис Шергин

Имя при рождении Борис Шергин
Дата рождения 26.07.1893
Место рождения г. Архангельск, Российская империя
Дата смерти 31.10.1973
Место смерти г. Москва, СССР
Гражданство Российская империя
Род деятельности писатель, фольклорист, публицист, художник
Язык произведений русский
Срок авторских прав 31.12.2047

Борис Викторович Шергин — писатель, фольклорист, публицист, художник.

Борис Шергин / Биография

Борис Викторович Шергин родился 28 (16) июля 1893 г. в городе Архангельске в семье коренных поморов. Отец Шергина, потомственный мореход и корабельный мастер, передал сыну дар рассказчика и поморский кодекс чести. Мать — коренная архангелогородка, старообрядка, — познакомила сына с народной поэзией Русского Севера (сказками, преданиями, старинными духовными песнопениями). Няня Шергина Наталья Петровна Бугаева и близкий друг семьи Пафнутий Осипович Анкудинов научили мастерству исполнения былин-баллад.

С детства Борис Шергин копировал картинки из «Соловецкого патерика» — книги поморских староверов. В годы учебы в Архангельской мужской губернской гимназии (1903–1912) начал собирать северные былины, сказки; занялся изготовлением и оформлением рукописных книг. Полюбившиеся баллады и сказы исполнял в гимназии, дома, в кругу сверстников. Посещал архивы Архангельского краеведческого музея и Адмиралтейства, увиденные экспонаты запоминал и мастерил дома модели кораблей, старинных северных церквей, расписывал утварь. У местных мастеров Шергин учился поморской иконописи.

С началом XX века, на волне интереса в обществе к русскому народному искусству, в журналах появились очерки о Севере. Увлеченный художественной стариной, Борис Шергин читал статьи этнографов и фольклористов, восторженно изучал репродукции картин Билибина, Васнецова, Нестерова, Коровина, посвященные Русскому Северу. Разносторонние интересы усложняли выбор жизненного пути для юного Шергина. В 1911 г. произошла встреча, которая повлияла на его профессиональный выбор в пользу искусства, — Шергин познакомился с московским художником Петром Ивановичем Субботиным, оценившим художественные способности юноши и посоветовавшим ему учиться в Строгановском училище.

В 1913 г. Шергин поступил в Строгановское центральное художественно-промышленное училище. Его учителем стал известный художник С. В. Ноаковский.

В Москве оценили не только художественные способности Бориса Шергина, но и его знание народного слова, талант сказочника. В 1915 году произошло знакомство Шергина с удивительной пинежской сказительницей Марьей Дмитриевной Кривополеновой, и начались их совместные выступления с былинами и сказками в Москве и Петербурге.

В студенческие годы Борис Шергин страстно заинтересовался старообрядчеством — от его истоков до древних икон и духовных песен. В это время им были созданы иконы «Сожжение Аввакума», «Хотят гореть. Из истории староверия на севере», которые вместе с другими иконами были представлены в Архангельске на художественной выставке «Русский Север» (1917).
Путь писателя в литературу начался с очерков, посвященных талантливым певцам из народа, чьё искусство стало неоценимой поддержкой и опорой в творческом самоутверждении будущего писателя. Рассказы «Из недавнего прошлого — «Священник Евтропий» (1914); «Пафнутий Осипович Анкундинов» и «Наталья Петровна Бугаева» (1916); «Отходящая красота» о сказительнице М. Д. Кривополеновой (1915) появились в 1914–1916 гг. на страницах газеты «Архангельск». Но первым своим серьёзным рассказом Шергин считал легенду «Любовь сильнее смерти» (1919).

В 1915 г. Шергин встретился с земляками — известными учеными-фольклористами братьями Борисом и Юрием Соколовыми, которые не раз приглашали его в Московский университет иллюстрировать пением лекции по народной словесности.

В 1916 г. по поручению Отделения русского языка и словесности Академии наук Шергин совершил поездку в Архангельскую и Олонецкую губернии. Записанный им фольклорный материал был высоко оценен учеными.

Окончив Строгановское училище (1917), Шергин вернулся в Архангельск. Работал в Архангельском краеведческом музее (1917–1919), занимаясь реставрацией и составлением новых коллекций, организацией выставок, археографией. Состоял членом Архангельского общества изучения Русского Севера.

После революции Шергин заведовал кустарно-ремесленными мастерскими в Архангельске, содействуя возрождению холмогорской техники резьбы по кости (1919–1921).

Борис Борис Шергин был помолвлен, но произошло несчастье, — в 1919 году в Архангельске он попал под трамвай, потерял правую ногу. Это побудило разорвать помолвку.

Начало 20-х гг. в Архангельской губернии было связано с антицерковной государственной политикой большевиков и террором. Закрывались церкви, уничтожались святыни и древние памятники, изгонялись священники. В области шла организация лагерей для ссыльных и репрессированных. Обстоятельства вынудили Шергина уехать из Архангельска.

В 1921 г. принял приглашение директора Московского Института Детского чтения А. К. Покровской участвовать в работе художественно-этнографического бюро института. Шергин приехал в Москву и поселился в подвале здания Института в Сверчковом переулке.

В 20-е гг. Шергин выступал перед юными слушателями в клубах, школах, библиотеках, рассказывая о народной культуре Севера, исполняя сказания и баллады. Работал художником-рецензентом по оформлению и иллюстрации детской книги в Институте Детского чтения. (1921–1933). Чтобы поддержать интерес к древней былине и сказке, Шергин задумал ряд книг — художественных переработок северорусского фольклора.

В 1924 г. вышла первая книга Бориса Шергина «У Архангельского города, у корабельного пристанища». В сборник вошли художественно обработанные старинные народные былины-баллады, услышанные от матери, с нотациями мелодий. Цветные иллюстрации в книге были выполнены в иконографической манере самим Шергиным.

В конце 20-х гг. на страницах журнала «Пионер» появились первые произведения писателя для детей, — ставшие вскоре знаменитыми сказки о Шише: «Доход не живёт без хлопот». «Наш пострел везде поспел», «За шишовым языком не поспеешь босиком» (1928, № 24; 1829 № 4–5).

  • Сказки / Б. Шергин; грав. Никита Фаворский, 1939
  • Рассказ шергина собирай по ягодке наберешь кузовок

    Сказки / Б. Шергин; грав. Никита Фаворский, 1939

  • Рассказ шергина собирай по ягодке наберешь кузовок

    Сказки / Б. Шергин; грав. Никита Фаворский, 1939

  • Рассказ шергина собирай по ягодке наберешь кузовок

    Сказки / Б. Шергин; грав. Никита Фаворский, 1939

  • Рассказ шергина собирай по ягодке наберешь кузовок

    Сказки / Б. Шергин; грав. Никита Фаворский, 1939

Сказочная «эпопея» о Шише — беглом холопе, мошеннике и плуте, складывалась еще при Иване Грозном, но в наиболее полном виде эпос сохранился лишь на Севере. Здесь в Архангельской губернии Шергин собрал более 100 сказок о Шише.

В конце 20-х гг. Борис Шергин начал переводить на язык народных преданий избранные литературные произведения, публикуя свои рассказы в журнале «Дружные ребята». В 1928 г. вышел сказ «О лопарях» — поэтическое переложение в духе «Калевалы» одной из глав повести М. Пришвина «За волшебным колобком». В 1929 г. перевел на фольклорную почву очерк писателя-этнографа П. П. Инфантьева, посвященного истории северных мореплавателей, рассказав о «Мурманских зуйках», юных мальчишках, работающих на промысловых кораблях. Зуйком был в юности отец Шергина.

В 1930 году была издана первая книга сказок о веселом бродяге Шише «Шиш московский». Необычайный успех принесли Борису Шергину выступления со сказками о Шише на радио под псевдонимом «Шиш Московский» (1932–1933). Шергину удалось передать музыку устного исполнения народных сюжетов, увлечь слушателей народной сказкой. В его исполнении балагур, бродяга и плут, надувающий богачей, стал любимым героем детей тех лет.

В 1931 г. в Ленинграде вышел сборник актрисы и фольклористки О. Э. Озаровской «Пятиречие», в который вошли сказка-скоморошина «Золоченые лбы», «Волшебное кольцо» и др. В этих сказках Шергин задумал перенести фольклорных героев в современность, где они бы жили собственной жизнью.

В 30-е годы начиналось оригинальное литературное творчество Шергина-прозаика. Героями его новелл становятся почитаемые в народе мастеровые-художники. В 1934 г. Шергиным был создан сказ «Рождение корабля», посвященный талантливому архангельскому кораблестроителю. Максим Горький назвал его одним из лучших рассказов писателя и напечатал его в журнале «Колхозник». В 1932-1933 гг. рассказы Шергина выходили на страницах журналов «Чиж», «Юный натуралист» и др.

В 1936 г. вышел второй сборник Шергина — «Архангельские новеллы». Шергин поместил в книгу новеллы и сказки, бытовавшие на Севере, услышанные от бывалых людей и художественно обработанные писателем. В них Шергин не реставрировал, а продолжал традиции народного и сказочного искусства.

В 1934 году Шергин вступил в Союз писателей и от Московской организации был избран делегатом на Первый Всесоюзный съезд писателей.

  • Борис Шергин
  • Рассказ шергина собирай по ягодке наберешь кузовок

    Борис Шергин. «Незабудки», 1969 год

  • Рассказ шергина собирай по ягодке наберешь кузовок

    Борис Шергин. «Шиш Московский», 1930 год

  • Рассказ шергина собирай по ягодке наберешь кузовок

    Борис Шергин. «Авдотья Рязаночка». 1965 год

В 1939 г. в Гослитиздате вышла новая, очень заметная в творчестве писателя книга «У песенных рек», которая открывалась большим циклом авторских, собственных шергинских произведений. В сборник вошла большая часть прозы писателя, созданная в 30-е гг. и посвященная Белому морю, рыболовному промыслу, городу Архангельску. В сборник вошли маленькие поэмы о морском искусстве и житейской мудрости людей Поморья. В книгу Шергин поместил созданный к 100-летнему юбилею Пушкина сказ «Пинежский Пушкин», преподнесенный писателем от лица трех женщин-крестьянок.

Отдельные сказки и новеллы Бориса Шергина печатались в «Литературной газете», «Известиях», «Ленинградской правде», в газетах, издаваемых в Архангельске, в журналах «30 дней», «Октябрь», «Смена», «Пионер», «Вокруг света», «Нева», «Колхозник».

В годы Великой Отечественной войны Шергин выступал в воинских частях Москвы, школах, в вузах, сельских клубах. Событиям военных лет он посвятил свои рассказы «Золотая сюрприза», «Офонина бабушка», «Три сына». Не смотря на проблемы со здоровьем, и почти полную потерю зрения, писатель продолжал работать.

Сразу после войны Борис Шергин выпустил книгу «Поморщина-корабельщина» (1947), в которую он включил наиболее «обкатанные» в живом исполнении фольклорные обработки и рассказы о Севере. К моменту выхода книги в стране началась беспрецедентная государственная компания по удушения искусства. Творчество Шергина объявили псевдонародным, его перестали печатать, не позволяли выступать со сцены.

Лишь через десять лет в «Детлите» вышла очередная книги писателя «Поморские были и сказания» (1957, 1971), оформленная В. А. Фаворским. Сборник вобрал в себя все лучшее, изначально адресованное детям или вошедшее в детское чтение.

Настоящую славу и признание писателю принесла книга «Океан — море русское», изданная в «Молодой гвардии» (1957, 1959, 1961). В нее вошли лучшие оригинальные произведения Шергина 30-х и 50-х гг. Шергин поместил в сборник «Сказ о Ломоносове», созданный к 250-летию ученого. Писатель взял за основу и обработал дореволюционную книгу Б. Н. Меншуткина «Михайло Васильевич Ломоносов».

В 1960 г. Шергин переехал со Сверчкового переулка на Рождественский бульвар. Здесь писатель прожил 13 лет, выезжая на лето в подмосковное Хотьково.

В 1967 г. за заслуги в развитии советской литературы Борис Шергин был награжден орденом трудового Красного Знамени.

Тогда же была выпущена книга «Запечатленная слава» (1967, 1983) — наиболее полное прижизненное издание писателя. Еще одна книга Шергина «Гандвиг — студеное море» (1971, 1977, 1987) вышла на родине писателя в 1971 г.

Борис Викторович Шергин умер 31 октября 1973 года в Москве. Писатель был похоронен на Кузьминском кладбище.

  • Борис Шергин
  • Рассказ шергина собирай по ягодке наберешь кузовок

    Разделочная доска на сюжеты сказов Бориса Шергина. Художник Евгений Монин, 1969 год

  • Рассказ шергина собирай по ягодке наберешь кузовок

    Разделочная доска на сюжеты сказов Бориса Шергина. Художник Евгений Монин, 1969 год

В конце 70-х — начале 1980-х гг. книги Шергина издавались довольно часто и большими тиражами. В сборниках понемногу печатались отрывки из дневников Шергина, которые писатель вел большую часть жизни. В этот период были опубликованы: «Избранное» (1977); «Повести и рассказы» (1984); «У Ахангельского города : рассказы, сказки и были» (1985); «Древние памяти : поморские были и сказания» (1989 ); сборник «Изящные мастера» (1990).

В разные годы издательство «Детская литература» выпускала для детей былины, сказки и рассказы писателя: «Авдотья Рязаночка» (1958); «Илья Муромец» (1963); пословицы «Добрый молодец» (1964), в серии «Книга за книгой» — «Гости с Двины» (1970), «Рассказы и сказки» (1987); «Незабудки : пословицы в рассказах» (1969); «Одно дело делаешь, другого не порть» (1977); рассказ «Миша Ласкин» (1976) с рисунками Н. Устинова; «Сказки о Шише» (1981, 1989) с рисунками А. Костина. Многие произведения автора выходили в коллективных сборниках и периодических журналах для детей.

В красочном оформлении вышли книги: «Небылицы в лицах» (1970) с рисунками В. Лосина; «Ваня Датский» (1971) с рисунками В. Перцова; рассказ «Собирай по ягодке — наберешь кузовок» (1986). В разные годы

«Ваня Датский» (1979, 1982, 1988, 1991) в разные годы издавался с рисунками А. Олина и Т. Сергеевой. Ставропольское книжное изд-во выпустило «Три сказки о Шише» (1986), Новосибирское книжное издательство — рассказ «Рождение корабля» (1988).

  • Иллюстрации Владимира Перцова к архангельской были Бориса Шергина «Ваня Датский»
  • Рассказ шергина собирай по ягодке наберешь кузовок

    Художник Владимир Перцов. «Ваня Датский», Борис Шергин

  • Рассказ шергина собирай по ягодке наберешь кузовок

    Художник Владимир Перцов. «Ваня Датский», Борис Шергин.

  • Рассказ шергина собирай по ягодке наберешь кузовок

    Художник Владимир Перцов. «Ваня Датский», Борис Шергин.

В постсоветский период вновь начали появляться сказки Шергина: «Лисичка, иди играть!» (1991); сказки Шергина с иллюстрациями художника В. Чапли из серии «Моя любимая книжка» (2003).

Современные издания сказок писателя под названием «Волшебное кольцо» выходили в Москве с иллюстрациями разных художников — с рисунками художников А. Елисеева (2011), В. Чапли (2016).

Книга Шергина «Рождение корабля» (2017) вышла на Соловецких островах с рисунками художницы Анастасии Соротокиной.

В 2012-2015 гг. издательством «Москвоведение» было выпущено четырёхтомное собрание сочинений «Борис Викторович Шергин», наиболее полно отражающее его литературное творчество. В четырёх томах собраны самые лучшие произведения поэзии и прозы Шергина, его очерки об искусстве, литературно-критические статьи, письма, дневники, иллюстрации фотографии и статьи о писателе.

Книги писателя-помора неоднократно переиздавались на Севере.

В городе Архангельске к 110-летннему юбилею Шергина была учреждена «Премия им. Б. В. Шергина» (2003).

Читает писатель Борис Шергин

Борис Шергин / Книги

  • Шергин Б. В. У Архангельского города, у корабельного пристанища : сборник старин / Б. Шергин ; [ил. автора] — Москва ; Петроград : Гос. изд-во, [1924]. — 52 с., 5 л. ил. : нот. [Хранится в фонде РГБ].
  • Шергин Б. В. Шиш Московский / Б. Шергин ; рис. и обл. А. Самохвалова. — Москва ; Ленинград : Гос.изд-во, 1930. — 80 с. : ил. [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
  • Шергин Б. В. У песенных рек : [сб. устного нар. творчества Сев. края]. — Москва : Гослитиздат, 1939. — 196 с. : ил. [Хранится в фонде РГБ].
  • Шергин, Б. В. Собрание сочинений : [в 4 томах] / Борис Викторович Шергин ; [сост. Шульман Ю. М., подбор ил. Перцов В. В.]. — Москва : НО «ИЦ «Москвоведение», 2012–.
    • Т. 1 : Былины. Песни. Сказки : [послесловие Ю. Шульмана ; ил.: Б. В. Шергин, В. Н. Лосин, В. А. Чижиков и др.]. — 2012. — 447 с. : цв. ил.
    • Т. 2 : Сказы. — 2013. — 495 с. : цв. ил.
    • Т. 3 : Дневник. 1939–1968. — 2014. — 495 с. : цв. ил. — Имен. указ.: с. 490–494.
    • Т. 4 : Очерки. Статьи. Письма : [послесловие Ю. Коваля]. — 2015. — 495 с. : ил., цв. ил.
  • Шергин, Б. В. Избранное / Б. В. Шергин ; [сост. и авт. вступ. статьи, Ю. Ф. Галкин ; худож. Г. Н. Бурмагина]. — Москва : Советская Россия, 1977. — 382 с. : портр.
  • Шергин, Б. В. Избранное / Борис Шергин. — Архангельский литературный музей, cop. 2016. — 240 с. : ил., портр., факс. — (Библиотека исторического, авантюрного и приключенческого романа).
    • Содерж.: Детство в Архангельске ; Слово о Ломоносове ; Дневник. 1941 год. [Хранится в фонде РГБ].
  • Добрый молодец : русские пословицы / составил Борис Шергин ; рисунки Г. Валька. — Москва : Детская литература, 1964. — (Школьная библиотека). [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
  • Шергин, Б. В. Авдотья Рязаночка : былины / в пересказе Б. Шергина; [грав. В. Фаворского]. — 4-е изд. — Москва : Детская литература, 1982. — 32 с. : ил. — (Книга за книгой).
  • Шергин Б. В. Ваня Датский : быль архангельская / Б. Шергин ; худож. В. Перцов. — Москва : Малыш, 1971. — 8 с. : цв. ил.
  • Шергин, Б. В. Ваня Датский : быль архангельская / Б. В. Шергин ; худож. А. Олин. — Ижевск : Удмуртия, 1979. — 16 с. : цв. ил.
  • Шергин, Б. В. Ваня Датский : быль архангельская / Борис Шергин ; худож. Т. Сергеева. — Ленинград : Детская литература, 1991. — 20 с. : цв. ил.
  • Шергин, Б. В. Волшебное кольцо / Б. Шергин ; худож. А. Елисеев. — Москва : Рипол Классик, 2011. — 48 с. : цв. ил. — (Поморские сказки).
    • Содерж.: Золоченые лбы ; Кобыла ; Тили-тили ; Пожила барыня на свете, посмешила добрых людей.
  • Шергин Б. В. Волшебное кольцо / Борис Шергин ; художник Владимир Чапля. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2016. — 79 с. : цв. ил. — (Образ Речи).
    • Содерж.: Волшебное кольцо ; Дивный гудочек ; Ваня Датский ; Пойга и Лиса ; Умная Дуня и др.
  • Шергин, Б. В. Гандвик — студеное море / Б. Шергин ; [предисловие Ю. Галкина] . — Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1977. — 160 с. : ил.
  • Шергин, Б. В. Гости с Двины / Б. В. Шергин. — Москва : Детская литература, 1970. — 64 с. : грав., портр. — (Книга за книгой).
  • Шергин, Б. В. Гость с Двины : сказки, былины, рассказы / Б. В. Шергин ; предисл. Ю. Шульмана ; худож. А. Аземша. — Москва : Астрель: Аст, 2007. — 255 с.: ил. — (Хрестоматия школьника).
  • Шергин, Б. В. Древние памяти : поморские были и сказания / Б. В. Шергин ; вступ. ст. А. Нелепина. — Москва : Художественная литература, 1989. — 557 с. : 1 л. портр.
  • Шергин, Б. В. Запечатленная слава : поморские были и сказания / Б. В. Шергин. — Москва : Советский писатель, 1967. — 438 с. : ил.
  • Шергин, Б. В. Изящные мастера : поморские былины и сказания / Б. В. Шергин. — Москва : Молодая гвардия, 1990. — 431 с. : ил.
  • Шергин, Б. В. Илья Муромец : по мотивам былин / Борис Шергин ; рисунки П. Павлинова. — Москва : Детская литература, 1963. — 71 с. : ил., нот. [Первое издание, хранится в фонде редкой книги РГДБ]
  • Шергин, Б. В. Илья Муромец : по мотивам былин / Б. В. Шергин ; худож. П. Павлинов. — Москва : Детская литература, 1968. — 65 с. : ил. — (Школьная библиотека).
  • Шергин, Б. В. Лисичка, иди играть! : лопарская сказка / пересказал Б. Шергин ; худож. В. Гошко — Москва : Малыш, 1991. — 12 с. : ил. — (Библиотека детского сада).
  • Шергин, Б. В. Небылицы в лицах : [для ст. дошк. и мл. школьного возраста] / рис. В. Лосина. — Москва : Малыш, 1970. — [47] с. : ил. — (Серия сказок советских писателей. Сказка — ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок). [Хранится в фонде РГБ].
  • Шергин, Б. В. Повести и рассказы / Б. В. Шергин ; сост. и послесл. Ю. М. Шульмана. — Ленинград : Лениздат, 1984. — 495 с. : портр. — (Мастера русской прозы XX века).
  • Шергин, Б. М. Поморские были и сказания / Б. В. Шергин ; предисл. А. Югова ; грав. А. Ф. Билль и др. — Москва : Детская литература, 1971. — 207 с. : ил., портр.
  • Шергин, Б. В. Рождение корабля : рассказ / Б. В. Шергин ; худож. В. К. Чебанов. — Новосибирск : Книжное издательство, 1988. — [20] с. : цв. ил.
  • Шергин Б. В. Рождение корабля : [рассказ] / Борис Шергин ; [художник Анастасия Соротокина]. — Соловецкие острова : Издательство ТСМ, сор. 2017. — 27, [1] с. : цв. ил. [Хранится в фонде РГБ].
  • Шергин, Б. В. Сказки о Шише : [для старшего дошкольного и младшего школьного возраста] / пересказал Б. Шергин ; худож. А. Костин. — Москва : Детская литература, 1989. — 24 с.
  • Шергин, Б. В. Собирай по ягодке — наберешь кузовок : [рассказ] / Б. В. Шергин ; худож. М. Петров — Москва : Малыш, 1986. — [10] с. : цв. ил.
  • Шергин, Б. В. Одно дело делаешь, другого не порть : пословицы в рассказах / Б. В. Шергин ; худож. Н. Афанасьева. — Москва : Детская литература, 1983. — 32 с. : ил. — (Читаем сами).
  • Шергин, Б. В. У архангельского города / Б. В. Шергин ; [худож. В. Д. Кудрявцева ; фотопортрет В. Г. Ускова]. — Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1985. — 255 с. : ил., 6 л. цв. ил. [Хранится в фонде РГБ].
  • Шергин, Б. В. Шиш и барин : сказки / пересказал Б. Шергин ; худож. А. Костин. — Москва : Детская литература, 1991. — 16 с. : цв. ил. — (Мои первые книжки).

Книги Б. В. Шергина в Национальной электронной детской библиотеке

  • Шергин, Б. В. Авдотья Рязаночка (Текст : электронный ресурс) / былины в пересказе Б. Шергина ; (гравюры В. Фаворского). — Москва : Детская литература, 1965 (Москва : РГДБ, 2013). — 32 с. : ил. Оригинал хранится в РГДБ. — Режим доступа: В здании РГДБ.
  • Б. В. Шиш Московский (Текст : электронный ресурс) / Б. Шергин ; рис. и обл. А. Самохвалова. — Москва ; Ленинград : Гос. изд-во, 1930 (Москва : РГДБ, 2012). — 80 с. : ил. — Режим доступа: В здании РГДБ. — Редкая книга. — (Хранится в фонде редкой книги РГДБ).
  • Шергин, Б. В. Незабудки : пословицы в рассказах (Текст : электронный ресурс) / Б. В. Шергин ; (худож. Ю. Авдеев). — Москва : Детская литература, 1969 (Москва : РГДБ, 2013). — 30 с. : ил. — (Книга за книгой). — Режим доступа: В здании РГДБ.

О жизни и творчестве

  • Александрова Е. Богатырщина народной жизни / Елена Александрова // Детская литература. — 1972. — № 8. — С. 49–53. — Портр.
  • Борис Викторович Шергин : биобиблиографический указатель / (сост. В. С. Смирнова , Л. Е. Каршина). — Архангельск : Архангельская областная научная библиотека имени Н. А. Добролюбова, 2006. — 191 с. : портр. — (Северная библиотека).
  • Галкин, Ю. Ф. Борис Шергин : Златая цепь / Ю. Галкин. — Москва : Сов. Россия, 1982. — 172 с. — (Писатели Сов. России). (Хранится в фонде РГБ).
  • Галкин Ю. Отцово знанье / Ю. Галкин // Изящные мастера / Б. В. Шергин ; худож. Ю. Фролов. — Москва : Молодая гвардия, 1990. — С. 5–16.
  • Горелов А. А. Поморское узорочье : (вступительная статья) / Ал. Горелов // Сказы и сказки / Б. В. Шергин, С. Г. Писахов ; худож. М. Дорохов. — Москва : Современник, 1985. — C. 6–14.
  • Земцова, Г. В. «Сердце моё — ларец» : (cценарий, посвящённый жизни и творчеству писателя Б. В. Шергина : для 5–8 кл.) / Г. В. Земцова // Читаем, учимся, играем. — 2016. — № 6. — С. 25–30. — Ил. — Фот. — Библиогр. — (Книга — дар бесценный).
  • Ильин, Г. Жил-был Шиш : (сценарий по «Сказкам о Шише» Бориса Шергина) / Г. Ильин, В. Веларий // Театр круглый год. — 2005. — Вып. 3. — С. 78–82.
  • Коваль, Ю. Веселье сердечное : (воспоминание о Б. В. Шергине) / Юрий Коваль // Веселье сердечное : сказки и поморские сказания / Б. В. Шергин. — Москва : ОГИ, 2006. — С. 293–337.
  • Корф, О. Б. Борис Викторович Шергин (1896–1973) // Детям о писателях. XX век от О до Я / О. Б. Корф. — Москва : Стрелец, 2006. — С. 54.
  • Лесина, Н. М. Собирай по ягодке — наберешь кузовок : фольклорные образы в произведениях Б. В. Шергина (1896–1973) : (сценарий для детей 9–12 лет) / Н. М. Лесина // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. — 2006. — № 5. — С. 20–24.
  • Лойтер С. Фольклорные сюжеты и образы в книгах Б. Шергина для детей / Софья Лойтер // Проблемы детской литературы : межвузовский сборник / Петрозаводский государственный университет имени О. В. Куусинена. — Петрозаводск : Б. и., 1979. — С. 78–95.
  • Марсимук, В. М. Неиссякаемый свет души роднит писателя с великим ученым : читаем сказ Б. Шергина «Слово о Ломоносове» / В. М. Марсимук // Литература в школе : Уроки литературы : прилож. к журн. «Литература в школе». — 2003. — N 4. — С. 4–7.
  • Молдавская, К. Живее всех : (рецензия на кн.: Шергин, Б. Волшебное кольцо (Москва : Самокат, 2005)) / Ксения Молдавсая // Книжное обозрение. — 2005. — № 23–24. — C. 29.
  • Налепин, С. Наставленье к добру : (предисловие) / С. Налепин // Древние памяти : поморские были и сказания / Б. В. Шергин. — Москва : Художественная литература, 1989. — С. 3–14.
  • Овчинникова, Л. В. Фольклорно-литературные сказки как составная часть отечественно-литературного процесса 20–50-х гг. XX–го в. (Б. В. Шергин) / Л. В. Овчинникова // Русская словесность. — 2002. — № 3. — С. 15–20.
  • Померанцева Э. В. Писатель-сказитель : (Б. В. Шергин) // Писатели и сказочники. — Москва : Советский писатель, 1988. — С. 103–111.
  • Порядина, М. Бумажные памятники : (об издании полного собрания сочинений Б. Шергина в 4-х томах) / М. Порядина // Читаем вместе. — 2013. — № 10. — С. 38. — Портр. — (Читаем с родителями).
  • Потаённый Шергин : (послесловие) // Борис Викторович Шергин. Собрание сочинений в четырех томах. Т. 4 : Очерки. Статьи. Письма. — Москва : Москвоведение, 2015. — С. 473–489.
  • Токмаков, Л. Заиграл Садко, задорно, весело : (об иллюстрациях художника В Перцова к книге Б. В. Шергина «Ваня Датский») / Л. Токмаков // Детская литература. — 1972. — № 8. – С. 79–80.
  • Тычков, М. А. Новое о Борисе Шергине : биографические сведения, изобразительное творчество : монография / Максим Тычков, Елена Галимова ; Архангельская областная научная библиотека имени Н. А. Добролюбова. — Архангельск : АОНБ им. Н. А. Добролюбова, 2018. — 115 с., (12) л. цв. ил. : ил. (Хранится в фонде РГБ).
  • Фотоглас : (об открытии памятника Борису Шергину в Архангельске) // Литературная газета. — 2013. — 2–8 окт. — С. 2. — Фот.
  • Шеваров, Д. Человек, который жил на облаке : (об издании дневников Б. В. Шергина «Праведное солнце» (изд-во «Библиополис», 2009)) / Д. Шеваров // Библиотека в школе : газ. изд. дома «Первое сентября». — 2010. — 1–15 фев. — С. 24–27.
  • Шубарева, Л. В. Певец Русского Севера : к 120–летию со дня рождения писателя и художника Б. В. Шергина (1896–1973) : (сценарий для детей 8–10 лет) / Людмила Вячеславовна Шубарева // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. — 2016. — № 12. — С. 9–13. — (Большая литература для маленьких). — Из содерж.: мини-спектакль по сказке Б. Шергина «Пойга и лиса».
  • Шульман, Ю. М. Борис Шергин: Запечатленная душа. — Москва : Фонд Бориса Шергина, 2003. — 288 с. (Хранится в фонде РГБ).
  • Шульман, Ю. Живые цветы народной души : (о жизни и творчестве Бориса Шергина) / Ю. Шульман // Гость с Двины : сказки, былины, рассказы / Б. В. Шергин. — Москва : Астрель : АСТ, 2007. — С. 3–12.
  • Шульман, Ю. «Мое упование в красоте Руси» : (о жизни и творчестве Бориса Шергина) / Ю. М. Шульман // Повести и рассказы / Б. В. Шергин. — Ленинград : Лениздат, 1984. — С. 477–491. — (Мастера русской прозы XX века).
  • Шульман Ю. Послесловие / Юрий Шульман // Борис Викторович Шергин. Собрание сочинений в четырех томах. Т. 1 : Былины. Песни. Сказки. — Москва : Москвоведение, 2012. — С. 359-428.
  • Шульман Ю. Природа в творчестве Б. В. Шергина / Ю. Шульман // О литературе для детей : Вып. 27. — Ленинград : Детская литература, 1984. — С. 77–86.
  • Югов А. О творчестве писателя / Алексей Югов // Поморские были и сказания / Б. В. Шергин ; предисл. А. Югова ; грав. А.Ф. Билль и др. — Москва : Детская литература, 1971. — С. 5–16.
  • Библиотечно-краеведческий центр Бориса Шергина в Московской обл. (пос. Хотьково, Сергиево-Посадский муниципальный район) (Электронный ресурс) — Режим доступа: Открытый доступ. (Дата обращения: 15.08.19.)
  • Коновалов А. Шергин Борис Викторович / Алексей Коновалов, С. Малая // Библиогид. — Режим доступа: Открытый доступ.
  • Галимова Е. Ш. Борис Викторович Шергин : (Текст : электронный ресурс) / Е. Ш. Галимова // Литературная карта Архангельской области. — Режим доступа: Открытый доступ. (Дата обращения: 15.08.19.)
  • Логинова, Н. «Моё упование – в красоте Руси» (Текст : электронный ресурс) : юбилей поморского сказителя / Наталия Логинова // Литературная газета. — 2016. — 27 июля-2 авг. (№ 30). — C. 9. — (Литература) (Борис Шергин — 120). — Режим доступа: Открытый доступ. — Ресурс доступен в залах РГДБ.
  • Музейная экспозиция, посвященная Б. В. Шергину (Электронный ресурс) : (информация о музее Б. В. Шергина в «Соломбальской библиотеке №5 имени Б. В. Шергина») // Литературная карта Архангельской области. — Режим доступа: Открытый доступ. (Дата обращения: 15.08.19.)
  • Муниципальное учреждение культуры муниципального образования «Город Архангельск» «Централизованная библиотечная система» «Соломбальская библиотека № 5 имени Б. В. Шергина» (Электронный ресурс). — Режим доступа: Открытый доступ. (Дата обращения: 15.08.19.)
  • Фильм «В Москву к Шергину» создан Архангельским региональным отделением Союза писателей России. (Хранится в музейной экспозиции «Соломбальской библиотеки №5 имени Б. В. Шергина»).

Литературные премии

  • 2017 г.— Книга Б. В. Шергина «Рождение корабля» с иллюстрациями художницы Анастасии Соротокиной стала лауреатом конкурса «Книга года — 2017» в номинации «Книга для всей семьи».

Борис Шергин / Экранизации

Рассказ шергина собирай по ягодке наберешь кузовок

Режиссёр-мультипликатор Леонид Носырев.

  • Золочёные лбы. Мультипликационный фильм. Реж. Н. Серебряков. СССР, 1971.
  • Ваня Датский. Кукольный мультипликационный фильм. Реж. Н. Серебряков. СССР, 1974.
  • Дождь. Мультипликационный фильм. Реж. Л. Носырев. СССР, 1978 г.
  • Чудо-мороз. Мультипликационный фильм (по мотивам северных сказов Б. Шергина). Реж. Ц. Оршанский. СССР, 1976.
  • Пойга и лиса. Мультипликационный фильм. Реж. Н. Голованов. СССР, 1978.
  • Волшебное кольцо. Мультипликационный фильм. Реж. Л. Носырев. СССР, 1979.
  • Про Ерша Ершовича. Мультипликационный фильм (по мотивам сказок Б. Шергина). Реж. С. Соколов. СССР, 1979 г.
  • Матвеева радость. Художественный фильм (по мотивам морских новелл Б. В. Шергина). Реж. И. Поплавская. СССР, 1985.
  • Мартынко. Мультипликационный фильм. Реж. Ю. Трофимов. СССР, 1987.
  • Поморская быль. Мультипликационный фильм. (По рассказу Б. Шергина «Для увеселения»). Реж. Л. Носырев. СССР, 1987 г.
  • Смех и горе у Бела моря. Мультальманах (по мотивам произведений Б. Шергина и С. Писахова). Реж. Л. Носырев. СССР, 1987.
  • Данило и Ненила. Кукольный мультипликационный фильм. Ч. 1. Реж. Ю. Трофимов. СССР, 1987.
  • Данило и Ненила. Кукольный мультипликационный фильм. Ч. 2. Реж. Ю. Трофимов. СССР, 1990.
  • Данило и Ненила (новый вариант). Фильм. Реж. Ю. Тимофеев. СССР, 1990.
  • Mister Пронька. Мультипликационный фильм (по сказке Б. Шергина «Пронька Грёзной». Реж. Л. Носырёв. СССР, 1991.
  • Пинежский Пушкин. Мультипликационный фильм. Реж. Л. Носырев. Российская Федерация, 2003 г.

Музеи писателя

  • В 2008 г. Соломбальской библиотеке № 5. г. Архангельска присвоено имя Б. В. Шергина. В библиотеке создана музейная экспозиция, посвященная Б. В. Шергину, ежегодно проводятся Шергинские чтения для специалистов библиотек, педагогов, краеведов, журналистов.
  • Библиотечно-краеведческий центр в городе Хотьково (Московская обл., Сергиево-Посадский муниципальный район) носит имя Б. В. Шергина.
  • В 2003 году в ознаменование 110-летия со дня рождения писателя была учреждена «Премия им. Б. В. Шергина». Учредители конкурса — мэрия города Архангельска и Архангельское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз писателей России». Организатор конкурса — управление культуры и молодёжной политики мэрии города. Первые премии имени Б. В. Шергина были вручены в 2005 году и до 2009 года являлись ежегодными. В 2010 году было принято решение вручать премию имени Шергина один раз в два года. В 2015 году премия вручалась седьмой раз.

Памятники писателю

  • Памятник Б. В. Шергину в г. Архангельске на проспекте им. Чумбарова-Лучинского. Скульптор С. Н. Сюхин. 2013 г.

См. также

  • Панькин Иван Фёдорович

Страдник (пора страды, сенокоса, убора урожая), сенозарник, липень или липец (месяц цветения липы), грозник (месяц летних гроз), червень (от «червленый» — красный, красивый), макушка лета — так именовался месяц июль у наших предков славян. Июль — «краса лета, середка цвета», то есть месяц цветов, ягод, когда все наливается соками и красками, а «солнце без огня горит». Но в то же время это и месяц самой напряженной работы, обеспечивающий процветание крестьянского хозяйства на весь будущий год. Сравниться с ним может разве что май — но если в мае все еще только засевают, то в июле приходит пора собирать готовый урожай. Соответственно, большинство примет, пословиц и обрядов июля связано с темой работы и сбора урожая.

Июль — макушка лета — устали не знает, все прибирает.


Плясала б баба, плясала, да макушка лета настала.


Не топор кормит мужика, а июльская работа.


В июле на дворе пусто, а в поле густо.


Сбил сенозарник спесь, что некогда на палати лечь.


Собьет спесь, как неколи присесть.


Июль — месяц ягод, зеленая страда.

Картина А.Г.Венецианова, Жатва

А. Г. Венецианов. Жатва

2 июля — Зосима-пчельник.

Не только у людей, но и у пчел наступает время сбора урожая.

Зосима — пчелы меда запасают.

Особых обрядов с этим днем не связно, но традиционно в детских играх и песнях взрослых на Зосиму люди обращались к пчелам. Так, дети играли в «ульи»: игра заключалась в том, что двое водящих «ульи» стояли неподвижно, другие участники игры водили вокруг них хоровод, припевая:

Пчелки яровые, крылья золотые,


Что вы сидите, не поле не летите?


Аль вас солнышко печет? Аль вас дождичек сечет?


Летите за горы высокие,


За леса зеленые.

— после чего все разбегаются в стороны, а водящие их ловят. «Ужаленные» вновь в круг уже не становятся.

Пчелы летят за медом, пчелиный рой, лето

3 июля — Мефодий-перепелятник

По Мефодию определяют будущую погоду:

На Мефодия дождь — будут идти сорок дней.


Если муравьи прячутся в кучи — жди сильного ветра, дождя, грозы.


Лягушки расквакались — перед дождем.


Если лебеди вечером раскричались — завтра будет дождь.

Перепел в поле

Кроме того этот день можно считать праздником охотников — начинается пора лова перепелов, откормившихся на созревших хлебах. Так, в «Записках ружейного охотника» С. Т. Аксакова (автор сказки про «Аленький цветочек») сказано:

«Как скоро начнут поспевать хлеба, особенно проса, перепела сбегаются к ним со всех сторон и постоянно около них держатся. На таком привольном и сытном корме не только старые, но и молодые перепелки жиреют с изумительной скоростью… В это время они уже весьма неохотно поднимаются с земли: летят очень тяжело и медленно и, отлетев несколько сажен, опять садятся».

6 июля — Аграфена-купальница, лютые коренья

В целом день неразрывно связан с днем Ивана Купалы, который следует за ним. Тут, однако, следует сделать оговорку, что Иван Купала в разные периоды отмечался в разные даты. Изначально это языческий праздник, привязанный к циклу солнца, поэтому приходился он на дни около 21—24 июня (дни летнего солнцестояния), позднее же (в частности в послепетровские времена), когда он оказался интегрирован в христианский календарь — его празднование было «совмещено» с днем Рождества Иоанна Предтечи (24 июня по старому стилю или по юлианскому календарю). Церковь так и продолжает отмечать день Рождества Иоанна Предтечи 24 июня (по своему внутрицерковному исчислению), однако, так как этот календарь с течением времени все дальше расходится с григорианским (который точнее привязан к обороту земли вокруг солнца), принятым для общегражданского оборота с 1918 года, то сегодня церковной юлианской дате «24 июня» на «обычном» то есть григорианском календаре соответствует дата «7 июля». Если же Ивана Купалу отмечать исходя из сути этого праздника — как день славления Солнца, то придется он НЕ на 7 июля, а на 21 июня, в этом случае и Аграфену-купальницу стоит отмечать накануне — то есть 20 июня (а не 6 июля). Подробнее о датах праздника Иван Купала — здесь.

На Аграфену начинают купаться, «закупываются», совершают различные обряды связанные с водой, умыванием росой, общими купаниями, заготавливают веники, парятся в банях.

Девушки в венках на Аграфену-купальницу или на Иван Купала

Повсеместно были распространены походы в лес за травами — как целебными, так и для венков и украшения домов. Так, в Архангельской губернии на Аграфену-купальницу устилали пол в банях свежей травой и парились вениками из целебных трав, а в Тверской области парились вениками украшенными цветами. Сами веники, кстати, делали не только березовыми — часто в них включали по одной ветке от каждого дерева, что должно было усилить оздоровительный эффект.

Отмечается, что на сбор трав люди выходили вовсе без одежды, что свойственно и многим другим дохристианским обрядам, связанным с плодородием и культом Земли:

«Лихие мужики и бабы в глухую полночь снимают с себя все рубахи и до утренней зари роют коренья или ищут в заветных местах клады».

сбор трав в лесу

Особая роль в эти дни отводится и различным обрядовым действиям связанным с крапивой. Так, где-то ее запасали и раскладывали на подоконниках как защиту от нечистой силы, где-то устраивали шутливые игры со стеганием крапивой, призванные отогнать хвори.

На Аграфену-купальницу — то есть накануне Ивана Купалы, когда складывались пары (молодые танцевали, прыгали через костры, уговаривались о будущей женитьбе) — девушки гадали по травам: собирались 12 особых трав (папоротник и чертополох
— обязательно), которые нужно было положить под подушку, чтобы во сне увидеть суженого. 

«Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять!»

7 июля (или 21 июня) Иван Купала, Иванов день, Купальская ночь, Иван цветной, Рождество Иоанна Предтечи

Иван Купала был самым важным праздником в году у наших предков славян. Наиболее массовый, веселый, значимый, поворотный во всех смыслах — он в некоторым смысле вмещает в себя все аспекты мировоззрения наших предков, которое строилось на цикличности «дыхания Вселенной». Каждый год побеждающий бог-громовержец одолевает ведающего бога-мудреца, Мертвая Вода превращается в Живую, День одерживает победу над Ночью, Солнце над Тьмой, Лето над Зимой, Жизнь над Смертью и все эти процессы сходятся в единой точке — дне летнего солнцестояния на Купалу 21 июня.

Всеволод Иванов. Купальская ночь

Всеволод Иванов. Купальская ночь

Споры о том когда стоит отмечать Купалу не утихают по сей день. «Официальная», если можно так выразится, дата этого праздника сегодня — 7 июля. Впрочем, стоит отметить, что совершенно никакого сакрального смысла она не имеет ни в какой традиции — она возникла в результате «пересчета» даты юлианского («церковного») календаря на григорианский (по которому весь мир живет сегодня). По церковному исчислению времени этот день соответствует 24-му июня и отмечается как Рождество Иоанна Предтечи.

Само название праздника Иван Купала является неким «компромиссом» между христианством (Иван=Иоанн) и исконным мировоззрением предков (Купала). Что касается сути и наполнения этого праздника — то, совершенно очевидно, что он — с его прыжками через костры, умываниями росой, хороводами, поисками цветка папоротника и кладов — насквозь языческий (или ведический), поэтому и дата его должна отталкиваться от поворотной точки солнечного цикла — дня летнего солнцестояния, как и было раньше испокон веков. 7-го же июля уместно отмечать Рождество Иоанна Предтечи — как то и велит церковный календарь, но с таким смысловым наполнением народные купальские гуляния уже слабо совместимы.

Подробнее о дне и ночи на Ивана Купалу, традициях и обрядах этого праздника читайте в отдельной статье.

8 июля — Петр и Феврония

Муромский князь Петр и его жена Феврония — символ верной, сильной и красивой любви. Они были канонизированы церковью на соборе 1547 года. Каноническая легенда гласит, что Феврония избавила князя от болезни, взяв с него обещание жениться на ней. Выздоровев, князь забыл об обещании и недуг вернулся. Раскаявшись, он воссоединился со своей спасительницей уже навсегда и прожил счастливую жизнь.

Народная молва передавала несколько иной вариант предания, согласно которому, влюбленные были верны друг другу несмотря на все козни окружавших их недоброжелателей и жизненные трудности. Считалось, что они умерли в одно и то же время и хотя сначала были похоронены в разных местах, но чудесным образом оказались в одном гробу, не пожелав расставаться и после смерти.

Простев Александр. Житие Петра и Февронии

Простев Александр / Житие Петра и Февронии (Прощание с Муромом)

9 июля — Давид-земляничник

Земляника девок в лес зовет.


Существует поверье: кто хочет занять деньги, должен положить в карман травы земляники — отказа не будет.


Перву ягодку в рот кладут, а вторую домой несут.


Собирай по ягодке, наберешь кузовок.

Николай Фомин. Ягоды наших лесов. Земляника

Николай Фомин. Серия «Ягоды наших лесов». Земляника

10 июля — Самсон-сеногной

На Самсона дождь — через семь недель то ж.


На 
Самсона-сеногноя дождь — до бабьего лета мокро.


Ладь косы и серпы.

На Самсона идет подготовка к покосу и распахивают поля под будущие посевы — часть из них отведут под озимую рожь, часть — будут засеяны яровым хлебом уже будущей весной.

12 июля — Петры и Павлы, Петров день, Петровки

В земледельческом календаре этот день считался одним из краеугольных, точкой в которой сходятся разные процессы, что-то заканчивается, а что-то начинается. Так, ночи становятся ощутимо «чернее», начинают падать и желтеть первые листья, умолкают уже до новой весны некоторые птицы (кукушка, соловей) но при этом жара нарастает; приходит пора покоса и подготовки к озимому севу. Совпадает этот день и со значимой датой православного календаря — ведь наступает конец Петровского поста.

Из церковной традиции при этом идет еще один ряд ассоциаций — так как апостол Петр почитался покровителем рыбного промысла, Петров день стал негласным праздником рыбаков. На Петра-рыболова последние служат ему молебны и собирают на «мирскую» свечу, которая ставится всем миром к иконе Петра.

Г.Г.Мясоедов

Г. Г. Мясоедов. Страдная пора (Косцы)

Как придет Петро так будет и тепло.

Петр-Павел жару прибавил.


День убывает, жара прибывает.


Начинают темнеть ночи: Петр и Павел день убавил.


К Петрову дню вода в реках умежениться.


Придет Петрок — сорвет листок.


С Петрова дня — красное лето, зеленый покос.


Доставай косы и серпы к Петрову дню.


Не хвались, баба, что зелено, а гляди каков день Петров.


До Петрова вспахать, до Ильина заборонить, до Спаса посеять.


После Петрова дня кукушка перестает куковать


Недалече кукушечке до Петрова дня.


Кукушечка ячменным колосом давится — умолкает. Когда заколоситься житарь (ячмень).


Соловей поет до Петрова дня.

В обрядах этого дня вновь можно увидеть пронизывающее всю народную культуру переплетение христианских и дохристианских обычаев. Так, с одной стороны — заканчивается церковный Петровский пост, что как бы дает старт праздничным застольям, походам в гости, встречам с родственниками из дальних деревень. С другой стороны — не забывают и о предках, после трапезы принято было (Калуж.губ) оставлять им еду на столе, чтобы все умершие также собрались в доме живущих.

Костер в поле на петровские гуляния

Деревенская молодежь и вовсе отмечает Петров день разве что не с тем же размахом, что Купалу, только теперь уже не в лесу, а в полях — «еще с вечера уходит в поле и здесь проводит всю ночь, „карауля солнце“: по народному понятию, солнце в день Петра и Павла играет какими-то особенными цветами, которые переливаются и искрятся как радуга». Приносят в поля горшки смолы, соломы, огонь, лавочки, жгут костры и гуляют всю ночь, вновь собирают «12 трав с 12 полей», чтобы как на Аграфену-купальницу положить под подушку и увидеть во сне суженого.

Скорый уход лета накладывает оттенок легкой печали и на традиционные петровские песни — в них часто поют про березу, измену старому нелюбимому мужу, тоску, гибель или отъезд мужа, часто встречаются песни про кукушку, которая в этот день умолкает.

14 июля — Кузьма и Демьян. Летние кузьминки

Кузьмы и Демьяны пришли — на покос пошли.


В огороде гряды полют, вырывают корневые овощи.

После сенокоса и работ по огороду, за который отвечали женщины, в этот день было принято собираться на посиделки в женском кругу. Праздник отмечался сугубо растительной пищей, которая собиралась и готовилась вскладчину («женские братчины»).

Федот Сычков. За работой

Федот Сычков. За работой.

18 июля — Афанасий Афонский

На Афанасия месяц вечером «играет» — к урожаю.


Как медь желты облака — к дождю.


Хороши игры месяца — хорош урожай и уборка его.

Выражение «месяц играет» указывает на его «игру» с облаками — он то тускнеет, то становится ярче, то прячется, то выныривает — создается впечатление, что он движется, прыгает с места на место.

Месяц играет в облаках в летнюю ночь

21 июля — Прокопий, Явление Казанской иконы Богоматери

День знаменуется такими событиями как: начало сбора сена в валы, наступление самой сильной жары, поспевание первой черники, приготовление к жатве.

Прокопий — жнец, жатвенник, жатву начинает.


На Казанскую черника поспевает.

Черница-ягода поспела — поспела и рожь.


Жатва поспела и серп изострен.


На Казанскую — зажин ржи.

Что касается черники, ее ягоды и листья считались в народе целебным средством от множества болезней, включая сахарную, ревматизм, расстройства желудка. Многовековой опыт подсказывал, что очень полезно есть чернику в больших количества в жаркое летнее время.

Черника из леса

22 июля — Панкратий и Кирилл

Пробуют первые огурцы.

24 июля — Ефимьи-стожарницы

Сияние Стожар предвещает удачную охоту на медведя.

Стожарами (или Волосожарами, Волосинами, Влашичами, Власожельцами, Власами) на Руси называли созвездие Плеяд, которое является одним из самых заметных на небе. Примечательно оно тем, что если смотреть прямо на него, то оно не кажется таким уж ярким, но если глядеть краем глаза, то выглядит настоящим световым пятном — это связано с тем, что состоит оно из скопления небольших, но многочисленных звезд.

Созвездие Стожары на Руси

Созвездие Плеяды (Стожары, Волосожары)

Славяне почитали это созвездие как одно из важнейших на небосводе и связывали его с богом Велесом («ведающим богом»), который вместе с Перуном («побеждающий бог») составляет центральный божественный тандем-противостояние:

  • Перун — олицетворял собой активную, кипящую, яростную энергию (Яр), энергию Света и Солнца и управлял силами грозы, неба, ветра, дождя. Его могущество растет вместе с увеличением продолжительности светового дня и достигает своей кульминации на Купалу (21 июня — день летнего солнцестояния).
  • Велес или Волос — олицетворял собой пассивную, непроявленную энергию, энергию Ночи и Луны, управлял силами земли, леса, подземных вод, снега, мороза, сковывающими, скрывающими, укутывающими. Его могущество достигает своего пика 21 декабря — в день зимнего солнцестояния.

Помимо прочего Велес почитался покровителем земледелия, домашнего скота («скотий бог», «рогатый бог»), а также искусств и ремесел. Он — персонифицированное олицетворение вселенской мудрости (Дед), сакральных знаний о мироздании, скрытых от глаз, но могущественных сил.

Примечательно, что и Перун и Велес почитались среди всех славянских племен, одновременные клятвы их именами зафиксированы даже в договорах славян с византийцами. При этом у воинов преобладал культ бога-победителя Перуна (западные славяне, Аркона как центр воинской традиции, так называемые «варяги-русь»), а у земледельцев (восточные славяне) — культ бога-мудреца Велеса.

Владислав Дзалба. Велес

Владислав Дзалба. Велес

Как же с главным богом мудрости связано созвездие Плеяды-Волосожары? В первую очередь, весеннее появление Велесовых звезд и Плуга (созвездие Тельца) на небе, приходящееся на начало мая, знаменует собой начало нового посевного цикла — а Велес/Волос, как мы помним — покровитель земледелия. Связь с медведями (в указанной выше примете) также не случайна — ведь медведь является одной из ипостасей бога Велеса. Появляясь на небе ранней весной, Плеяды видны летом, осенью и зимой, а вот ранней весной — уходят за горизонт. В это время как раз просыпаются от зимней спячки голодные медведи и встреча с ними особенно опасна. Поэтому народные приметы рекомендовали идти на медвежью охоту только при появлении на небе Стожар (то есть по сути весь год, кроме ранней весны).

Само название Волосожары («звезды/огни Волоса») прямо указывает на упомянутого бога. Все другие названия от корневой основы «волос», вероятно, являются производными от него. Название СТОЖАРЫ, вероятно, является одним из наиболее молодых, но именно оно стало самым распространенным в те времена, когда имя Велеса оказалось под запретом. Прочем, и оно косвенно указывает на покровителя земледелия, ведь «стожар» или «стожарь» согласно словарю В.Даля — это «шест, втыкаемый твердо в землю, посреди стога, чтоб он не клонился…»

Больше интересных фактов о небосводе и названиях созвездий на Руси читайте здесь.

25 июля — Прокл — великие росы

На Прокла поле от росы промокло.

Начинается время туманов и обильных утренних рос, которые губительны для сена. Поэтому чтобы оно не загнило, рекомендовалось до Прокла его высушить.
С другой стороны — росы считались полезными для роста трав, поэтому в это время продолжается сбор целебных трав и растений по лесам.

Трава в росе ранним утром

28 июля — Кирик и Улита

Не жни на Кирика и Улиту — увидишь видения (мороки).

Кирики-мокрыдники.


Кириков день, да все мокро, он льет дождь
.

29 июля — Афиноген

На Афиногена замолкают птицы.


На Афиногена пташки задумываются.

Считалось, что лето начинает клонится к закату и пора жать поспевший урожай. Сжатие первого снопа было обставлено целым рядом обрядов и ритуалов, носило сакральный характер. Первый сжатый сноп назывался именинником, зажинать его полагалось старшей в роде женщине. Его украшали цветами, несли с песнями в дом и ставили на видное место. Именно с него осенью начинали молотьбу, а зерна этого первого снопа считались целебными и потом использовались всю зиму для лечения хворей и у людей и у домашних животных.

Константин Васильев. Жница

Константин Васильев. Жница

____________

 В статье использовались материалы из книги: «Круглый год, русский земледельческий календарь». Москва, издательство Правда, 1989 г.

21 февраля – Международный день родного языка. Этот праздник молод, он мой ровесник, отмечается с 2000 года. Мне, студентке отделения лингвистики, интересна не только учебная и научная литература, но и сказки, былины, сказы, пословицы и поговорки, в них отражена история нашей страны и родного языка. Позвольте порекомендовать читателям библиотеки произведения певца Русского Севера Бориса Шергина. Герои его книг разговаривают на родном языке – языке поморов. Произведения Б. Шергина занимают особое место в нашей семейной библиотеке.

О поморском диалекте и любимых книгах моей семьи (Б.В. Шергин «Волшебное кольцо», «Поморские были и сказания»)

Прялка была старинная, привезённая с Большой земли. И кровать в комнате была старая, железная, с пружинами и набалдашниками. Старше всех в комнате была бабушка. Она родилась давно, ещё до революции, и здесь, на краю земли, оказалась не по своей воле. А внучка была маленькая. Она сидела в уголке дивана и слушала бабушкины рассказы.

Память редко подводила старушку. Память – машина времени. Она переносила бабушку за два моря, на родную архангельскую землю. Туда, где стоят вековые деревянные дома из толстенных бревен, пасутся холмогорские коровы, мужики ходят на промысел в море-океан, а бабы и детей ростят, и по хозяйству успевают, а коль мужику занеможется, так и хворь вылечат травами, да и сами за рыбой в море выйдут. Смело глядит в глаза опасности поморская женщина.

Оттуда в конце двадцатых годов прошлого века её, молоденькую девушку, сослали в Мурман, на скалистый берег, где выжить было почти невозможно. Новая власть отправила в ссылку за два моря за то, что была девушка дочерью крепкого хозяина, в поле целыми днями трудилась, по хозяйству управлялась, да ничего не боялась.

Там, где выжить почти невозможно, помор выстоит, вера и море ему помогут. Девушка не сдалась, выстояла, пережила несколько войн, болезни и смерть близких, тяжелейшую работу в суровом северном краю. Там и осталась, в небольшом военном городке со звучным названием Гремиха на берегу Баренцева моря. Впрочем, море то она по-старому Мурманским называла. Воспоминания переносили её через Баренцево и Белое море к родному берегу. «Сказывали мужики наши, что по Мурману ходили», – начинала свой рассказ бабушка. Или: «Слушай, какое диво тебе расскажу». Бабушка была удивительной рассказчицей. Грамоте она почти не была обучена, читала и писала с трудом, но сказывала так, что можно заслушаться. Внучка была грамотна, в школе училась на хорошо и отлично. Но тогда ещё не понимала, что бабушкины сказы нужно записывать. А записывать было что. Сказительница говорила не торопясь, речь её лилась плавно, как река. И хотя говорила она по-русски, многие её слова и выражения требовали объяснения. Потому что говорила она по-особому, на поморском диалекте. А ещё у неё на каждый случай была приготовлена пословица и поговорка. Бывало скажет: «Эко бась, как разодеты!». Юго-западный ветер называла шелонником. Если рыба разыграется в воде, говорила, что та юрит. На любую погоду была у нее своя примета: «Атва белью найдёт – бухмарь беть наведёт».

Многое, что сказывала бабушка, осталось в памяти у внучки. Многое, да не всё. Бабушки той уже давно нет с нами. Но остались воспоминания о ней. И есть замечательные книги, написанные удивительным языком, на котором говорила бабушка. Это рассказы, были и сказания Бориса Викторовича Шергина (1893–1973) – архангельского писателя, фольклориста, художника. Тоненькую книжечку пословиц в рассказах «Одно дело делаешь, другого не порть» в детстве читала моя мама, через двадцать лет читала я. «Акуля, что шьёшь не оттуля?», «Длинная нитка – ленивая швея», «Шей да пори, не будет пустой поры», «Коня в гости зовут не мёду пить, а воду возить», «Плотник думает топором», «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок», «Сказка скоро говорится, дело мешкотно творится», – пословицы, вошедшие в лексикон нашей семьи благодаря рассказам Шергина.

Поморские старины о Сухмане Непровиче, сказы о Москве, сказки о Шише московском, замечательная сказка «Волшебное кольцо» перечитаны по многу раз. К притче о блудном сыне «Ваня Датский» отношение особое. Похожую историю о моряке, сбежавшем в дальнюю сторону в поисках лучшей жизни, сказывала бабушка. «У Архангельского города, у корабельного пристанища, у лодейного прибежища, не в дни нынешние, а в годы прежние, старые…», – так начинается быль архангельская Бориса Шергина, писателя, познакомившего читателей с миром Поморья, Русского Севера. Самобытную культуру удивительного этноса необходимо сохранять, изучать, не дать ей погибнуть. Творчество певца Русского Севера, знатока русской словесной традиции интересно и широкому кругу читателей, и учёным.

У нас большая семья. Нас, бабушкиных детей, внуков, правнуков, много. Мы живём в разных городах и странах. Но когда кто-нибудь из нас берёт в руки книги Бориса Викторовича Шергина, он переносится в чудесную страну под названием детство, вспоминает нашу сказительницу и думает о том, что в каждом из нас, живущем во Владимирской земле, Москве, Питере, Ульяновске, Ставрополе, Архангельске, Лондоне, есть частичка крови тех поморов, что к Студёному океану ходили, честно трудились, ничего не боялись, на «поморска говоря» общались.  А это значит, что мы должны беречь этот удивительный подарок предков – родной язык.  

Устюжанина Мария Владимировна, студентка, 20 лет

  • Рассказ чужое дыхание татьяна савина
  • Рассказ чуча на дзене
  • Рассказ чудесный мотылек шаповалов читать
  • Рассказ что любит мишка драгунский читать
  • Рассказ что такое семья для детей