Рассказ шаламова сгущенное молоко

н-ская часть провела учения 1981 батальоны днем и ночью штурмовали горы искаполь в провинции газни. гаубичные и реактивные батареи, самолеты
«Н-СКАЯ ЧАСТЬ ПРОВЕЛА УЧЕНИЯ»

1981

Батальоны днем и ночью штурмовали горы Искаполь в провинции Газни. Гаубичные и реактивные батареи, самолеты и узкие быстрые пятнистые вертолеты обрушивали на горы тонны металла. В холодном осеннем воздухе пахло порохом, пыль заволакивала солнце и звезды. Днем прилетали вертолеты за трупами и ранеными. Ночи были безлунные и звездные. Ночью транспортный самолет кружил высоко над горами и сбрасывал осветительные бомбы, — они распадались на несколько оранжевых солнц; покачиваясь, шары медленно опускались, озаряя ущелья, скалы, вершины и степь у подножия гор, где стоял походный лагерь полка. Пехота шла вверх, били крупнокалиберные пулеметы, рвались мины, хлопали скорострельные гранатометы. Оранжевые солнца гасли, пехота залегала. После короткой передышки в степи зычно кричали артиллерийские офицеры и начиналась артподготовка.
Мятежники крепко сидели в пещерах и гротах. В этих горах у них была крупная база, ни в воде, ни в пище, ни в медикаментах, ни в боеприпасах недостатка не было, они дрались дерзко и умело.
Смолкли реактивные установки и гаубицы. Стало слышно, как под звездами тоскливо и глухо трубят моторы транспортника. Пехотинцы лежали на камнях, утирая потные грязные лица и прикладываясь заскорузлыми губами к фляжкам. Ждали, когда вверху зашипят осветительные бомбы.
Было тихо, темно. Пехотинцы отдышались, напились воды, остыли, — была осень, днем солнце пригревало, а ночью воздух был ледяным, и солдаты быстро высыхали после атак.
Ждали. Что-то на транспортнике медлили. Пехотинцы начинали привыкать к тишине.
Прошло еще несколько минут, и над их головами зашипело и треснуло — вверху зажглись осветительные бомбы. Ротный крикнул: рота! вперед! Рота встала и пошла вверх. Сверху забили из пулемета, красные пули стучали бойко по камням, рикошетили и уходили вверх и в стороны. Пехотинцы перебегали от скалы к скале, пуская короткие очереди, лицам было жарко, а в животах стоял холод. Одна из раскаленных струй врезалась в бегущего человека, он свалился, это был ротный, он вырыгивал кровь и выгибался, потом замер, он был мертв. Лейтенант принял командование ротой. Атака возобновилась. Лейтенант вел роту к вершине, где за гребнем сидели мятежники. Мятежники проигрывали вершину, у них смолк крупнокалиберный пулемет, они стреляли из ружей и автомата. Бой шел на всем хребте. На соседней горе рвались мины. Рота подступила вплотную к вершине и забросала гребень гранатами, автомат и ружья замолчали. Выждав, лейтенант первым кинулся наверх, увлекая за собою солдат. За валунами была ровная площадка, здесь стоял станковый пулемет, вокруг него лежали пустые металлические кассеты и четыре тела, изрубленные осколками. Пятый уползал вниз. Лейтенант нагнал его и пнул ногой, мятежник перевернулся на спину и поднял вверх разбитые руки. Лейтенант, приказав солдатам оттащить его на площадку, вышел на связь и доложил комбату о потере и о взятии вершины. Комбат приказал оставить на занятой высоте несколько пулеметчиков и ударить с севера по соседней вершине. На горе остались четверо, рота пошла вниз.
Оставшиеся солдаты напились, закурили.
Раненый с измочаленными руками и пробитой ногой скулил. Неподвижно лежали четыре тела, из них еще высачивалась кровь. Пулеметчики всасывали горький дым. Были довольны, что их оставили здесь. Может, нынче все кончится, и им не придется больше лезть на рожон. Утром полк, нагрузившись трофеями, отправится домой, в палаточный город. Там баня, чистые постели, трехразовая кормежка, письма, каждый вечер фильмы, получка, в магазине — сигареты с фильтром, апельсиновый джем, печенье, сгущенное молоко, индийский кофе, виноградный сок; там в библиотеке Таня, хоть она и не смотрит на солдат, зато можно глядеть на нее, у нее красные губы, полноватые ноги с черными завитушками волос, крупные выпуклые ягодицы, она потливая, и ее блузка мокра под мышками и на спине, можно хоть каждый день ходить в библиотеку смотреть и обонять аромат Таниных духов и пота. А ротный теперь на веки вечные лишен всего этого. Он мертв? Его ничто не брало, ни пули, ни желтуха, ни тиф. Однажды он спустился вдвоем с солдатом в кяриз, они прошли с фонариком по подземному коридору, коридор резко повернул, и они увидели мятежников, открыли огонь и кинулись назад, первым на веревке вытащили солдата с простреленной икрой, потом живого и невредимого ротного. И вот ротный мертв.
Сигарета приятна, курить бросают идиоты. И пить. Трезвенники — олухи. Можно год жизни отдать за бутылку водки после операции. Округлая такая, тяжеленькая такая бутылка чистой горькой водки. Вымывшись в бане, ты наливаешь в солдатскую кружку чистую горькую водку. Ее привезли в бензобаке из Союза, она стоит тридцать чеков, дорого, но что поделать. Так вот: наливаешь. То, что ты налил в кружку, стoит примерно семь чеков, почти месячная зарплата рядового. Ну и черт с ней. Зато ты становишься человеком на полчаса, и нет ни скуки, ни страха, мозги искрятся, и два года — это тьфу!
Стрельба стихла на всем хребте, передышка наступила.
— Смотреть в оба, мужики, — сказал сержант, возглавлявший группу.
Пулеметчики и так смотрели в оба.
Вверху гудел транспортник. Хорошо летчикам. Не артиллеристы боги, а летчики в черных кожаных шлемофонах и голубых комбинезонах. Впрочем, им тоже достается. Мятежники любят охотиться на самолеты. Экипажи сбитых самолетов и вертолетов чаще всего попадают в плен. А хуже восточного плена ничего быть не может. Мятежники умеют умерщвлять медленно, в час по чайной ложке смерти. Труп прапорщика Воробьева рота нашла на вторые сутки, прапорщика в распухшей сизой туше с седыми волосами сумел узнать только ротный. Не дай бог попасть в плен. Нет, боги войны не артиллеристы, не летчики, а штабные. Хотя и они погибают, редко, но гибнут, все-таки они в войне, а не над. Боги — в стороне и над.
— Сейчас артиллерия жахнет, — сказал один из пулеметчиков хриплым голосом. — Как бы нас не накрыли. Сдуру-то.
— Лейтенант выходил же на связь, — откликнулся сержант.
Замычал пленный. Все посмотрели на него. Пленный кутал руки в длиннополой рубахе, по ткани расползались пятна.
— Ротного-то… убили, — сказал сержант.
Ему никто не ответил.
У пленного зудели и горели раздробленные кисти. Ему мерещилось, что руки грызут стаи мохнатых фаланг. Фаланги рвали своими загнутыми клещевидными зубчатыми челюстями кожу, мясо, сосуды и хрящи. Их было много, своей тяжестью они тянули руки книзу. Пленный лежал, прислонившись к валуну, и прижимал руки к груди.
«Ротного убили», — подумал сержант и еще раз посмотрел на пленного. Пленного била дрожь.
«Забинтовать ему руки, что ли?» — подумал пулеметчик Гращенков, раненный в бедро в один из первых дней службы.
Под звездами уныло трубили моторы невидимого транспортника. Сейчас заработают реактивные установки и 122-миллиметровые гаубицы, и все запылает, затрещит, закачается, — сейчас…
— Вон летит, — сказал в тишине охрипший солдат.
Солдаты пошарили глазами по небу и увидели мерцающие точки, — далеко в стороне над степью шел самолет; кажется, это был пассажирский самолет, он летел с севера на юг, он плыл в черном небе беззвучно, на крыльях и брюхе вздрагивали сигнальные огни, наверное, он шел в Пакистан или в Индию.
Солдаты смотрели на пульсирующие огни.
Сержант скрючился, зажег спичку за пазухой, прикурил. Остальные, почуяв дым, тоже закурили, пряча сигареты в кулаках. Было тихо.
Было тихо. Может быть, все кончено? Мятежники сдались, и сейчас дадут отбой, и утром батальоны вернутся в полк.
Пленный заскулил громче. Все посмотрели на него. Гращенков снял с плеча вещмешок, развязал его и вынул индпакет. Остальные подумали, что он решил подкрепиться, и, почувствовав голод, тоже стащили свои вещмешки, достали галеты, консервы и сахар, вскрыли штык-ножами банки. Запахло сосисочным фаршем. Гращенков разорвал пакет, и в его руках забелели бинты и тампоны. Сержант перестал есть и уставился на него.
— Что? — спросил сержант.
— Перевяжу.
— Отставить.
— Это почему?
— Нечего тратить, — сказал сержант.
— Ладно тебе. Я свое трачу.
Остальные ели фарш, трещали галетами, оглядывали черные склоны горы, косились на сержанта и солдата с бинтами и молчали.
— Гращенков, ты не понял? — спросил сержант. Пленный лежал с закрытыми глазами, он ничего не слышал. Гурии в прозрачных платьях, пританцовывая, вели его под руки по зеленой горе вверх, — там, в сени бледно-розового Лотоса, лежали правоверные с чашами в руках, они пили чай и с улыбками глядели на гостя; от Лотоса исходил аромат, вокруг Лотоса выгибались радужные фонтаны, над Лотосом парили белые птицы…
Артподготовки не было. Транспортник сбросил осветительные бомбы.
— Нет, я перевяжу, — сказал Гращенков, вставая и направляясь к пленному, но его опередила очередь.
Солдаты посмотрели на оранжевое лицо с разорванным ртом, выбитым глазом и свернутым набок носом.
— Мог бы потом, — проговорил охрипший солдат, пряча недоеденный фарш, галеты и сахар в мешок. Второй солдат отвернулся и поспешно очистил банку, выбросил ее, облизал ложку, сунул в рот ком сахара и приложился к фляжке.
Между тем бой на хребте возобновился. Пулеметчики ждали зеленую ракету, нацелившись на соседнюю вершину, к которой сейчас подкрадывалась с севера рота. Небо было оранжевым, горы были оранжевыми, густо чернели тени и складки. По склонам прыгали огни и вились красные струи, хлопали гранаты. Ни о чем не думая, пулеметчики из пехотной роты лежали в настывших камнях, глядели на соседнюю вершину, над которой пересекались трассирующие очереди, и ждали.
— Заблудилась рота, ушла по распадку к черту, — предположил охрипший солдат, но тут же, словно торопясь опровергнуть его, вверх ударила светящаяся струя, и зеленый сияющий ком повис над склоном соседней горы.
— Огонь! — азартно скомандовал сержант.
Пулеметчики открыли огонь по соседней вершине. Рота, идя по склону, тоже вела стрельбу, а по южному склону наступала другая рота, и с запада по мятежникам били ручные пулеметы.
— Отпрыгались, — сказал охрипший солдат. Но мятежники продолжали отбиваться. Над пулеметчиками просвистели пули.
— Да отпрыгались же, — повторил охрипший солдат, втыкая в соседнюю вершину длинные очереди, и вдруг замычал, привстал, выгибаясь и стараясь выдрать скрюченными пальцами огонь из спины, и упал.
Сержант оглянулся и увидел сзади, на середине склона, темные фигурки, он дал очередь по ним и взвизгнул, когда острый и невидимый коготь вспорол плечо. Гращенков и второй пулеметчик развернулись и, держа пулеметы на весу, начали поливать очередями склон.
— За камни! — крикнул сержант, переваливаясь за гребень. Второй солдат тоже перемахнул через гребень и залег.
— Гращенков! — крикнул сержант.
Гращенков попятился, выронил пулемет, прижал руки к груди, сел на корточки и мокро закашлялся. Второй пулеметчик подполз к нему, дернул за полу бушлата, повалил его и перетащил за гребень. Он вынул индпакет, разодрал его, достал бинты и тампоны. Гращенков лежал на спине, беспрестанно вытирал окровавленные губы и молчал. Он смотрел в оранжевое небо и молчал. Боли не было. Было туманно и томно, как если бы один выпил бутылку водки. По камням стучали пули. Солдат приложил к его губам тампон — белая подушечка сразу набрякла и потемнела. Солдат торопливо расстегнул на Гращенкове бушлат и липкую хлопчатобумажную куртку. Наконец пришла боль, Гращенков застонал и закашлялся, черный тампон слетел с губ. Солдат принялся утирать бинтом его шею и подбородок.
— Да перевяжи его, — сказал сержант, но солдат продолжал стирать с лица Гращенкова выкашливаемую кровь.
— Отстреливайся! Я сам! — крикнул сержант, подползая к Гращенкову и отпихивая отупевшего солдата. Солдат схватил пулемет и нажал на спусковой крючок. Сержант взял свой индпакет, вытащил бинт и тампоны, нашел на груди Гращенкова булькающие дырки и, морщась от боли в плече, начал перевязывать Гращенкова. Кое-как он перевязал его. Гращенков затих, вытянулся и стал быстро деревенеть.
— Все, — сказал сержант и осторожно ощупал свое горячее и сырое плечо.
— Надо уходить, пока не окружили! — крикнул солдат, откладывая пулемет и берясь за автомат. — Диски пустые!
— У Гращенкова есть!
Но вещмешок Гращенкова лежал по ту сторону гребня, по которому часто щелкали пули.
— Уходим! В распадок! — крикнул солдат и пополз вниз. Сержант, кряхтя от боли, последовал за ним.
Они спустились до середины склона, встали и, пригибаясь, побежали, но вокруг запрыгали красные пули, и они упали. Стреляли сверху и снизу, из распадка, куда они бежали. Сержант и солдат начали отстреливаться.
Вскоре осекся и замолчал автомат сержанта, потом автомат солдата.
Вскоре осекся и замолчал автомат сержанта, потом автомат солдата.
— Что делать, Женя?
Сержант молчал.
— Ты жив, Женя? — позвал солдат.
— Гранаты… есть? — спросил сержант.
— Нет.
— На.
— Что это?
— Бери. — Сержант вложил в его руку гранату. Со второй гранаты он сорвал кольцо. Прижимая белую металлическую планку взрывателя к ребристому корпусу, сержант сунул под живот кулак с гранатой.
— Ты что… Погоди, — сказал солдат, отползая в сторону, — не надо…
Сержант лежал на животе и молчал. Вверху зачернели фигурки — люди крадучись спускались вниз по склону. Под сержантом щелкнул взрыватель, раздался утробный взрыв, сержанта встряхнуло и перевернуло на бок. Мятежники открыли огонь. Оставшийся в живых пулеметчик положил гранату на землю, выхватил из кармана носовой платок, замахал им над головой и закричал:
— Дуст! Хватит! Не надо! Не стреляй! Мондана бощи… хуб ести![2]

Олег ЕРМАКОВ.

Я жив не хлебом единым…

Урок-размышление в 9 классе по стихам

и «Колымским рассказам» В.
Шаламова1

(В данной разработке автор не стремился дать целостный
идейно-художественный анализ всего
творчества писателя. Он лишь делится опытом сво­
ей работы. Материал
рассчитан на 2 урока.)

Цель урока: познакомить учащихся с
трагической судьбой В. Шаламова, с его поэзией и рассказами.

Оформление: физическая карта России, выставка книг В.Шаламова, вырезки из
газет и журналов, отдельные публикации о писателе.

Эпиграф урока: Нет, ты вовеки не гадала

В судьбе своей, Отчизна-мать,

Собрать
под небом Магадана

Своих сынов такую рать.

                              А.Т.  Твардовский

На столе в вазе ветки лиственницы, живые
цветы.

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя.

   Удивительные дни мы переживаем сейчас: К нам возвращается
многострадальная «потаенная муза России». Среди произведений
писателей и
поэтов, пришедших к нам через время и безвременье,
А.Платонова, В.
Гроссмана, В. Набокова- яркая своей обнаженной
болью проза и поэзия Варлама Шламова.

  Сегодняшний урок мы посвятим его «Колымским
рассказам» и стихам, написанным по личным впечатлениям почти двадцатилет­
ней лагерной жизни. Сам автор
писал, что считает лагерь отрица­тельным
опытом для человека — с первого до последнего часа: «Че­
ловек не
должен знать, не должен даже слышать о нем. Ни один человек не становится ни лучше, ни сильнее после лагеря. Лагерь отрицательный
опыт, отрицательная школа, растление для всех -для начальников и заключенных,
конвоиров и зрителей, прохожих и читателей беллетристики».

  Несмотря на такое заявление Шаламова, мы познакомимся с его произведениями
о лагерной жизни, чтобы вызвать именно отри­цательное отношение к этому
белому пятну нашей истории.  

   И
на отрицательном опыте можно и нужно воспитывать милосердие, справедливость,
гуманность, любовь к своему народу. Родине.

  Следует
отметить, что «лагерная» тема официально начала свое развитие с
выхода в свет повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»
(«Новый мир»,1962, № 11). Новые процессы, происходящие в нашем
обществе, сделали реальным всплеск пуб­ликаций, который последовал после 1985
года. Поток повседнев­ных ужасов, будничного кошмара, а также предельной
искренности и правды обрушили на читателя произведения Л. Разгона, Е. Гинз­бург,
О. Волкова и многих других узников лагерей, чудом остав­шихся в живых и сумевших рассказать о своих страданиях. Все они основаны
на подлинных событиях и судьбах, на документах.

  Ученик
читает стихотворение Андрея Облога «Памяти Варлама Шаламова».

Запах
лиственницы —   это дух победы.

Лиственница
—   дерево бессмертия.

Нежные,
зеленые побеги —

Горестная
память лихолетья.

В
комнате погибшего поэта,

В
банке с обезжизненной водою

Жестокая
изломанная ветка,

Воскрешая,
пахнет Колымою.

Двадцать
лет. Откуда эта сила?

Двадцать
лет — по сути без возврата.

Сколько
сыновей твоих, Россия.

Полегло
на Колыме проклятой…

В
городах, поселках и станицах

Безымянных
Колымы — помяньте.

             
Шелестят страницы:

             «Люди мира, на минуту
встаньте!»

 II. Историческая  справка.

   В
30-е годы масштаб сталинских репрессий принял огромный размах. Началом их можно
назвать 1928 год, до этого в политиче­ских изоляторах сидели эсеры,
участвовавшие в контрреволюци­онных заговорах, меньшевики, монархисты и другие
«враги рево­люции». В 1928 году на Соловецких островах Белого моря
органи­зуются отдельные лагеря. По «Шахтинскому делу» было осуждено 53 человека, в 1929-ом в исправительно-трудовые
лагеря отправ­
ляются всемирно известные академики, в 1930 году
прогремело дело Промпартии, 1930-1932 годы
характерны судебными процес­
сами над военными специалистами, в 1931 году
по делу «Трудовой крестьянской партии» осуждается уже тысяча человек.
Таким обра­зом, жертвы сначала насчитывались десятками, затем — тысячами,
миллионами жизней.

  В.Т.
Шаламов был одним из многих осужденных, затем оправданных — одним из первых,
кто стал давать показания о том времени и бремени страданий, которые выпали на
долю безвинных жертв.

   Все
произведения о Колыме создавались писателем в 50 -70-е годы. К настоящему
времени издано около 140 рассказов, которые сам писатель объединил
в шесть циклов: «Колымские рассказы»,»Левый
берег», «Артист лопаты», «Очерки преступного мира», «Воскрешение лиственницы или КР-2».
Названные циклы вошли в
состав трех прозаических сборников В. Шаламова.

III.Биография В. Шаламова (сообщение ученика).

  Варлам
Тихонович Шаламов родился 1 июля 1907 года в Воло­где, в многодетной семье
священника Тихона Николаевича Шала­мова.
Стихи писал с детства. Занимался самообразованием. Семна­
дцатилетним
юношей он покидает родной город и уезжает в Моск­ву, где на первых порах работает дубильщиком на кожевенном за­воде. В
1926 году поступает в МГУ на факультет советского права. Но в феврале 1929 года
был арестован и осужден на три года за распространение политического завещания
В.И. Ленина «Письмо к съезду». Срок отбывал на Урале, на Вишере. В
1932 году Шаламов
возвращается в Москву, работает в ведомственных
журналах и публикуется в них. В новогоднюю ночь 1937 года — снова арест. Новый
срок — пять лет — писатель отбывает уже в лагерях Колымы, где испытал все:
голод, холод, жизнь на грани умирания… Конча­ется этот срок, начинается новый десять лет за антисоветскую агитацию:
Шаламов назвал эмигранта Бунина русским классиком. В 1946 году его,
«доходягу», спас от смерти лагерный врач, отпра­вив на курсы
фельдшеров.

IV. Учитель.

  Как
же складывалась послеколымская судьба писателя? В 1953 году ему разрешили
вернуться в центральные районы страны, но без права проживания в больших
городах. Жить устроился в Кали­нинской
области, работал на торфоразработках агентом по снабже­
нию. Тогда же
были написаны первые колымские рассказы.

V. Рассказ В.Шаламова «Надгробное
слово». (Пересказ ученика близкий к тексту.)

  «Все умерли…  Умер Моська Рютин.
Он работал в паре со мной, а со мной «работяги» не хотели работать.
Моська работал. Он был гораздо сильнее и ловчее меня. И он понимал хорошо,
зачем нас сюда привезли… И Моська торопливо стал одеваться. Места наши в
бараке были рядом. Кто-то разбудил моего соседа. Обыскивали немногие Моськины вещи, но среди них нашли
шахматы, тот чело­
век отложил их в сторону. Хотя Рютин попросил их,
кожаный за­хохотал и сказал:

Тебе они больше не понадобятся.

  Умер
экономист Семен Алексеевич Шейнин, напарник мой, до­брый человек. Он долго не
понимал, что делают с ним, но в конце концов понял и спокойно стал ждать
смерти.

  Присланные
мне бурки я продал, купил масла, хлеба-хотели от­праздновать. Сбегал за
кипятком, но вдруг упал на землю от страшного удара по голове. Когда я вскочил,
сумки с хлебом и мас­лом не было. Метровое
лиственное полено, которым меня ударили,
лежало около койки. И все
кругом смеялись…

Много лет
потом я не мог вспоминать об этой краже без страш­ного шокового волнения. А
Семен Алексеевич умер».

Вывод
учителя по рассказу.

   «Надгробное слово» — скорбный
рассказ, начинающийся слова­ми «Все умерли…». Двенадцать имен,
двенадцать судеб, объеди­ненных общей лагерной судьбой на грани смерти. Этот
рассказ по­трясает тем, что люди жили и работали в нечеловеческих условиях,
надеясь на свое освобождение. Они не знали, зачем их арестовали, зачем умрут и
все же жили.

VI. Ученица. Вот рассказ В. Шаламова «Последний
бой май­ора Пугачева».

   
Действие происходит на Крайнем Севере. Двенадцать осужден­ных, страдающие от
холода и голода, многочасовой работы, со­вершают побег. Один из них, Солдатов,
работал поваром, Пугачев — культоргом, Иващенко чинил оружие для охраны.
Солдатов и Иващенко, придя за ключами в кабинет дежурного, задушили над­зирателей,
а их трупы затащили за шкаф. Затем все 12 осужденных надевают солдатскую форму
и уходят в лес, на свободу. Но бегле­цов настигают разыскивавшие их солдаты,
открывают огонь. В жи­вых остался только один майор Пугачев, который спасся в
мед­вежьей берлоге. Здесь он вспоминает всю
свою жизнь: первую учи­
тельницу, мать, погибших друзей. Затем вложил в
рот дуло писто­лета и выстрелил.

     
Учитель
: Какова
же главная мысль рассказа? (Узники лагеря предпочли                                                                        животному
существованию смерть, но на свободе. И встретили ее как истинные солдаты.)
Почему ты выбрала этот рас­сказ?

Ученица: Аресты 30-х годов — это акты
насилия над людьми невинными, случайными.
Профессора, инженеры, крестьяне, парт­
работники не были ни врагами
народа, ни государственными пре­ступниками и, умирая, не знали в чем их вина.
Стали бояться за­ступаться друг за друга. Подвергались репрессиям и люди, про­шедшие Великую Отечественную войну, спасшие мир от
фашизма.

   
Шаламов в
рассказе очень верно подмечает приметы послево­енного времени, атмосферу
взаимного недоверия, страха за зав­трашний день.

VII. Учитель: Общеизвестно, что проблемы гуманизма,
чело­вечности и нравственности традиционны
для литературы. Литера­
тура советского периода, периода
социалистического реализма, всегда последовательно проводила мысль о том, что
даже в самых неимоверных условиях человек обязан оставаться человеком. Мы знаем
много героев художественной литературы, не сломленных, не сдавшихся,
выдержавших все. Вспоминаются слова А. Толсто­го: «Человек живуч, ни один
зверь не вынесет таких ран, таких бедствий».

   Пожалуй, впервые в прозе В.
Шаламовым нравственный аспект высвечен по-иному. Что делать, если
сопротивляться уже невоз­можно? Как, с каких позиций оценивать того, кто лишь
внешне уже напоминает человека? Самые страшные последствия сталин­ского ГУЛАГа
— уничтожение личности, расчеловечивание, ис­требление духовно-нравственного
начала. В рассказах Шаламова мы читаем о
том, как лагерный молох сумел повернуть вспять эво­люционную теорию Дарвина. В
«Колымских рассказах» постоянно
проводится параллель: человек
и животное, зверь. Обнаруживает­ся, что человек — это самое выносливое
животное, самое терпели­вое и беззащитное: «Не рука очеловечила обезьяну,
не зародыш мозга, не душа — есть собаки и медведи, поступающие умней и
нравственней человека… При прочих равных условиях в свое вре­мя человек
оказался значительно крепче и выносливей физически, только физически» («Заклинатель змей»). «Все
человеческие чувст­
ва — любовь, дружба, зависть, человеколюбие,
милосердие, жажда славы, честность — ушли от нас с тем мясом, которого мы лиши­лись
за время своего продолжительного голодания»,- замечает писатель в рассказе
«Сухим пайком». Развитие указанной паралле­ли продолжается в
рассказах «Дождь», «Кант», «Плотники», «Оди­ночный
замер», «Ягоды», «Тайга золотая» и других.

   
Как же относиться к людям, разрывающим ради сухой корки или рваного носка свежую могилу, крадущим последнее у чуть за­зевавшегося
товарища? В. Шаламов в своей статье «О прозе» пи­шет: «В «Колымских рассказах»
взяты люди без биографии, без
прошлого и без будущего. Похоже ли их
настоящее на звериное или это человеческое настоящее?.. Существенно для
«Колымских рассказов» и то, что в
них показаны новые психологические зако­номерности, новое в поведении человека,
низведенного до уровня
животного, — впрочем, животных делают из лучшего
материала, и ни одно животное не переносит тех мук, которые перенес чело­век».

  Мысль
художника ясна: весь ужас сталинской сис­темы — именно в
«расчеловечивании», в лишении че­ловека возможности быть им.

   «Не суди! Не осуждай тех, кто просто хотел
выжить», — настой­
чиво повторяется в современных публикациях и историков, и
фи­
лологов, и бывших узников ГУЛАГа. Глубокий нравственный смысл рассказов
В. Шаламова — в их искренности, непридуманности, че­
стности.

VIII. Анализ рассказов на тему: «Человек в
нечело­веческих условиях».
(Выступления учащихся.)

  «Ночью». Герои
рассказа Глебов и Багрепов деловито, спо­койно и буднично раскапывают свежую
могилу, чтобы снятое с
мертвецов
рванье обменять на хлеб. Шаламову не надо много слов,
не надо рассуждений. Мир жестокости породил
абсурдное чувст­
вование: «Багрецов улыбался. Завтра они продадут
белье, проме­няют на хлеб, может быть, даже достанут немного табаку…»
Стра­шен, чудовищен не столько факт вандализма, сколь страшна эта улыбка.

   И
только в самом невероятном сне человек мог задать себе во­прос: не берет ли его с собой заключенный,
агитирующий на побег, в качестве будущей пищи? (Рассказ «Сгущенное
молоко».) Но воз­
никновение этого вопроса у персонажа
«Колымских рассказов» вполне реально.

   В
рассказе «Домино» мы знакомимся с каннибалом. Проис­ходит это как-то обыденно, спокойно, и людоед
вовсе не страшен —
«лейтенант  танковых   войск   Свечников,  
нежный   розовощекий
юноша». В колымских лагерях
все поставлено с ног на голову. То, что в
нормальной жизни абсурд, здесь почти норма, и наоборот.

 
Вывод учителя
. Художник приводит нас к пониманию
са­мой страшной трагедии — массового уничтожения Человеческой Личности…

Дороги
ГУЛ А Га выводили Шаламова и на дру­гие встречи.
Редко, но попадались ему люди, оставшиеся
людьми. Правда, таковыми они были на момент встречи и часто неизвестна их
дальнейшая судьба. Это столяр Фризоргер («Апо­стол Павел»),
рукодельница Маруся Крюкова («Галстук»), зек-священник Замятин
(«Выходной день»), врач Андрей Михайлович («Домино»).

    IX. Пересказ
учащимися самостоятельно про­читанных
рассказов В.Шаламова.

 X. Поэзия В.  Шаламова.

 Учитель. Варлам Шаламов до тонкостей знал
православие, обряды, обычаи, праздники, он верил в предрассудки, был суеве­рен.
Одновременно он был образован, начитан и до самозабвения любил и знал поэзию.
Сам написал много стихов.

 Ученица
 читает
стихотворение В. Шаламова:

Бормочут
у крыльца две синенькие галки,

И
воду воробей из лужи важно пьет.

Щегол
уж не творит, а шпарит по шпаргалке,

Я
с детства заучил порядок этих нот.

Но
прелесть детских лет — не больше чем невзгода.

Чем
тяжесть страшная на памяти моей,

      Мне совестно
взглянуть под купол небосвода,

Под
куполы церквей моих превратных дней.

Дней
юности моей, что прожита задаром,

Разорванный,
растоптанный дневник,

      Соседства
смертных стрел, напитанных анчаром.

Опасное
соседство книг…

И молодость моя — в
рублях от первых пыток

Возмездье
первородного греха.

Не
самородок, нет, а выплавленный слиток

Из
небогатых руд таежного стиха.

И зрелость твердая —
в кружащейся метели,

Бредущая
по лесу топором…

Ученица:   Я много лет дробил каменья

           
Не гневным ямбом, а кайлом.

            Я жил позором преступленья

            И вечной правды торжеством.

 XI. Дружба В. Шаламова с Б. Пастернаком.(См.ж.Юность,1988,№10)

 XII. Из биографии В. Шаламова.

   В июле 1956 г. Шаламова полностью реабилитировали.
Вернул­
ся в Москву,
очень скоро заболел и вынужден был оформить пен­сию, сначала составляющую гроши, но потом из Магадана присла­ли
справку о 10 годах подземных работ, и ему назначили пенсию в 72 рубля — более
она не повышалась. Шаламов был тяжело болен и одинок в последние годы жизни.

 Короткая
оттепель не привела к лету, весна резко поворотила назад, к новым заморозкам.

 Лично
знавшая писателя Л. Зайвая вспоминает:

  «Колымские рассказы» сыграли
трагическую роль в жизни пи­сателя, находящегося уже на свободе. В те, названные
ныне «за­стойными»годы В. Шаламова заставили написать письмо в «Ли­тературную
газету» (1972 г.) с отказом от прозы о. Колыме. Разве мог автор отказаться от пережитого? От него
отворачиваются мно­
гие друзья, писатели. Он и сам порывает с
литературным окруже­нием и остается в
одиночестве. Почти два десятилетия жизни в аду
сталинских лагерей не
проходят бесследно: у Шаламова прогрес­сирует тяжкий недуг — полное невладение
координацией движе­ний, потеря слуха, а затем и зрения. Живет он в коммунальной
квартире, в небольшой комнатушке на
скромную пенсию.

  И
все же судьба поэта — особая судьба. Кому удавалось начать жизнь в пятьдесят
лет с нуля, успеть так много пережить, выстра­дать,
все запомнить, описать — оставить нерукотворный памятник-
выжить и не
сломаться.

  Меня
познакомил с Шаламовым Ю.А. Шнейдер в конце 1977 года. Это был уже очень
больной, почти беспомощный, всеми по­кинутый
старик, не хотевший и не желавший принимать чью-либо
помощь. Он избегал
людей, новых знакомств, с трудом мог об­щаться.
Я пыталась помочь в его бытовых проблемах, писала пись­
ма, звонила
«великим мира сего» — никто из тогдашнего Союза писателей не помог,
ему. Осенью 1979 года Союз писателей уст­раивает Шаламова в богодельню и не
забывает к праздникам присылать открытки с поздравлением и приглашением на
праздники, что само по себе было уже насмешкой.

 Умер Шаламов 17
января 1982 года…

 Шаламов
возвращается к нам. Уверенно. Надежно. Навсегда».

 Чтение стихотворения Марии
Аввакумовой «Памяти В. Шаламова».

Х III. 3аключительное слово
учителя
.

  Творчество
В. Шаламова кирпичик в фундаменте всенародно­го мемориала памяти. Оно
взывает к совести, учит бдительности, состраданию, милосердию. Сталинская ложь
оставила глубокие следы в памяти людей, в их психологии, культуре. И сегодня мы
знаем, что если совесть в те годы молчала,
то прежде всего потому,
что рядом не было истины.

   На годы единовластия приходится кульминация трагедии наро­да: насильно были вырваны из жизни
многие честные люди. Мы должны помнить о них.

  «Не хлебом единым жив
человек…» Жизнь писателя В. Шала­мова
продолжается. Она в его рассказах, стихах. Сам Шаламов пи­
сал:
«Писатель — не наблюдатель, не зритель, а участник драмы жизни, участник
не в писательском обличье, не в писательской ро­ли. Выстраданное собственной
кровью выходит на бумагу как до­кумент
души, преображенное и освещенное огнем таланта».

  «Новая проза» Шаламова
(определение самого художника) не только дает правдивое и честное представление
о трагических страницах отечественной истории, но и буквально заставляет про­чувствовать
страшную реальность ГУЛАГа, пройти вместе с ге­роями все круги ада.

          Литература

1.            
Василевский А. Особые заметки о погибшем народе// Детская литература, 1991, № 8.     ,.

2.          
Латынина А.
Поднявшиеся из ада: Некоторые мысли по поводу
«Невымышленной прозы» //Лит. газета, 13 июля, 1988. С. 4.

3.           
Лесняк Б.,
Шаламов В.Т. // Ленинградская пано­рама Л 1990, №№ 1, 2.

4.           
Переписка В.
Шаламова с Б. Пастернаком // Юность, 1988, № 10.

5.           
Сидоров Е. О
Варламе Шаламове и его прозе //’ Огонек, 1989, №22.

6.          
Френкель В. В
круге последнем//Даугава, 1990,№ 4.

7.           
Шкловский Е.
А. Варлам Шаламов. М., Знание, 1991.

8.         
Шнейдер Ю.
Сознание и его имитация // Новый мир, 1989, № 11.

                                        
Автор разработки Бахтин Сергей Федорович

                                        
учитель русского языка и литературы МОУ

                                        
« Михайловская основная

                                        
общеобразовательная школа» Советского района

                                        
Республики Марий Эл

            19
декабря 2021г.

Два с лишним года прожил в небольшом поселке Туркмен (тогда Калининской облсти, а ныне Клинского района Московской области) известный русский писатель Варлам Тихонович Шаламов. Эти годы стали для него периодом необычайного творческого подъема, напряженного труда, широкого общения с друзьями-литераторами. Литературоведы называют этот период «туркменская осень» по аналогии с «болдинской осенью».

Несколько слов об истории необычного названия поселка.

В декабре 1918 года знаменитая Реутовская прядильная мануфактура, одна из первых в России, была национализирована. Хлопок для производства закупался на Кавказе, в Средней Азии, в Иране. К 1925 году окончательно сложилась ситуация, когда хлопок за тысячи километров поставлялся в Россию из Туркмении, а изделия из него вновь за тысячи километров отправлялись назад. Правительство Туркменской ССР предложило взять фабрику в аренду.

20 января 1925 года состоялась официальная передача Реутовской мануфактуры в ведение Туркменской ССР. 4 апреля 1925 года Реутовская прядильная фабрика вошла в Трест «Туркменская Государственная Мануфактура». У входа на фабрику появилась новая вывеска — «Реутовская фабрика Туркменской мануфактуры».

Пять лет, до 1930 года Реутовская мануфактура находилась в ведении ТССР. За это время было налажено тесное сотрудничество и обмен опытом, шла подготовка национальных кадров для предприятий далекой южной республики.

В ведение треста «Туркменская Государственная Мануфактура» были переданы такж Решетниковские торфоразработки. Торф поставлялся на Реутовскую прядильную мануфактуру. В 1925 году при строительстве узкоколейки от Решетникова место торфозаготовки было названо поселок Туркмен.

На торфопредприятие высылались бывшие заключенные, на поселение, как «101 километр». Самым знаменитым поселенцем с 23 июля 1954 года по 10 октября 1956 года был Варлам Тихонович Шаламов.

Варлам Тихонович Шаламов (1907-1982) — родился в Вологде в семье соборного священника. Юноша смолоду был борцом за справедливость, был остёр на язык, за что получал и от родителей, и от окружающих. Его «хождения по мукам» начались в студенчестве.

В 1926 году Шаламов поступил на факультет советского права в МГУ. Там он довольно быстро освоился, нашёл себе соратников, наладил связи с троцкистской организацией университета и даже принял участие в демонстрации оппозиции к 10-летию Октября под лозунгами «Долой Сталина!», » Выполним завещание Ленина! «.

Изображение

В итоге 19 февраля 1929 года Шаламова впервые арестовали. Он был среди тех, кто активно распространял завещание Ленина, его знаменитое «Письмо к съезду». В этом письме Ленин указывал на опасность концентрации власти в руках Сталина — в силу его человеческих качеств. Письмо это всячески замалчивалось тогда. После ареста Шаламова поместили в Бутырскую тюрьму, а затем на три года сослали в Вишерские лагеря на Северном Урале.

Освободившись в 1932 году Шаламов работал в журналах, писал очерки, рассказы. Но в 1937 году новый арест и пять лет лагерей. Свой второй срок он провёл Севвостлаге на Колыме. Это испытание далось ему особенно тяжело. Он неоднократно был на волосок от гибели, то и дело оказывался на больничной койке. » С первой тюремной минуты мне было ясно, что никаких ошибок в арестах нет, что идёт планомерное истребление целой » социальной » группы — всех, кто запомнил из русской истории последних лет не то, что в ней следовало запомнить «, — писал Шаламов.

На свободу он вышел, когда началась война. Шаламов понимал, что, несмотря на тяжёлое военное положение в стране, власть его в покое не оставит. Оказался прав. Менее чем через год его осудили в третий раз — уже на 10 лет. Предлог был смехотворный: Шаламов публично назвал писателя Ивана Бунина, который находился в эмиграции, русским классиком. В этом была усмотрена антисоветская пропаганда.

За долгие десять лет заключения Шаламов потерял семью, основательно подорвал здоровье, но только не силу духа.

Изображение

После 17 лет заключения с октября 1951 года писатель был вынужден зарабатывать деньги для отъезда с Колымы, работая фельдшером в Якутии.

Имея лагерный диплом и лагерный стаж фельдшера, писатель пытался найти на большой земле работу по медицинской специальности. Однако лагерный фельдшерский документ был действителен только в управлении Дальстроя, и права лечить Шаламов не имел.

В Калининском горздраве ему предложили работу в сельской местности на должности с незаконченным медицинским образованием и ставкой 200 рублей в месяц. Жить на такую зарплату Шаламов не мог. Фельдшерскую специальность пришлось бросить.

С 29 ноября 1953 года по 12 июля 1954 года Шаламов работал мастером и товароведом в Озерецко-Неплюевском стройуправлении треста Центрторфстрой Калининской области).

С 23 июля 1954 года по 10 октября 1956 года писатель трудился агентом по снабжению на Решетниковском торфопредприятии в поселке Туркмен.

«Место, которое мне «вышло», было место агента по техническому снабжению на небольших торфоразработках. Четыреста пятьдесят рублей в месяц жалованья, сто рублей налоги и квартирная плата за койку в общежитии, обязательный «заем»… Но у меня был огромный опыт в экономном расходовании денег – на такой зарплате я проголодал более двух лет», — писал В.Шаламов.

Изображение

«Живу я в 7 километрах от станции железной дороги, раза 2 в месяц видаюсь с женой. Работа моя в беспрерывных разъездах…», — сообщал писатель Аркадию Захаровичу Добровольскому, известному советскому сценаристу в письме из поселка Туркмен от 13 августа 1954 года.

В письме тому же Добровольскому от 23 января 1955 года Шаламов сетовал на то, что ему еще мучительно трудно встраиваться в новую жизнь, трудно разорвать связь с прошлым:

«Разрывать с прошлым — значит рвать с самим собой, с натурой, поставленной когда-то в условия испытательные, когда она может показать себя целиком во всей своей слабости или силе. Это все — старое, постоянное мое исповедание. Трудности огромны, моральные барьеры — высоки. Вы можете вспомнить соответствующие мучения Веры Фигнер по выходе из Шлиссельбурга… Повторяю — душевно очень трудно, очень».

Посёлок имел свой клуб, большую библиотеку, сад-ясли, банно-прачечный комбинат, бараки отапливаемые печами, в каждом доме 2 подъезда, а в них восемь 3-х комнатных квартир.

Писатель поселился в Туркмене на улице Центральной в доме № 90 (снесен в 1985 году). Это был двухэтажный панельный дом. В трехкомнатной квартире проживали две семьи и Варлам Тихонович. Шаламов занимал комнатку в 10 квадратных метров. Несмотря на замкнутость и необщительность Шаламова, отношения с соседями были хорошими. Варлам Тихонович кухней не пользовался, ничего себе не готовил, питался в столовой, соседки его часто угощали молоком, помогали с уборкой.

Шаламов с душевной теплотой писал о жителях поселка Туркмен: «Я нашел в поселке самый сердечный, самый дружеский прием, такой, какого не встречал ни на Колыме, ни в Москве».

Застенчивый, мрачноватый, сдержанный, аккуратный и обязательный, вдобавок непьющий, Шаламов запомнился многим жителям поселка.

Хороша знала писателя заведующая материальным складом Решетниковского торфопредприятия Александра Федоровна Дроздова.

Александра Федоровна вспоминала: «Варлам Тихонович был высоким, широкоплечим, жилистым человеком с глубокими морщинами на обветренном лице. Носил кожаный черный пиджак, кирзовые сапоги и шапку-ушанку. Общался мало, слыл молчуном. Каждый день приходил к восьми утра в контору, его посылали по разнорядке за грузом. Привозил запчасти, спецодежду, инвентарь. Рабочий день был до пяти вечера. Варлам Тихонович груз сдавал на склад, я его принимала. Его семья, кажется, в то время в Москве находилась. Он по выходным в столицу уезжал, хотя ему и запрещено было. Сама я тогда жила в Туркмене, а через дорогу находилось общежитие, где квартировался Шаламов. Его соседкой по коммунальной квартире была Надежда Филипповна Овчинникова. Надежда Филипповна до сих пор живет в Туркмене. У меня корова была. Варлам Тихонович часто молоко у меня брал, а сам из Москвы по моей просьбе сахара привозил. Водку не пил…».

Никто в поселке не знал о том, что Шаламов так много лет провел в заключении по политическим обвинениям.

В Туркмене Шаламов вел обширную переписку с Борисом Леонидовичем Пастернаком, его другом Ольгой Всеволодовной Ивинской, художницей и переводчицей Лидией Максимовной Бродской, с дочерью композитора Кастальского Натальей Александровной Кастальской, с другом студенческих лет Яковом Давидовичем Грозненским, со сценаристом Аркадием Захаровичем Добровольским и многими другими. Он писал мелким аккуратным почерком, без помарок, спеша выговориться, поделиться, бесконечно радуясь обретенному собеседнику.

Мир книг, мир библиотек с детских лет притягивал Шаламова. Богатейшая поселковая библиотека, укомплектованная при поддержке главного инженера торфопредприятия Николая Васильевича Кураева, бывшего ссыльного, вызвала восхищение Шаламова:

«…В поселке встретил я, к своей радости, замечательную, богатейшую библиотеку… Великолепная кураевская библиотека – там не было ни одной книги, которой не стоило прочесть, — воскресила меня, вооружила меня – сколько смогла…», — писал Шаламов.

Здесь были классики, русские и иностранные, богатейшая мемуарная литература: Кони, Горбунов, Михайлов, Фигнер, Кропоткин, письма Чехова, Ибсен, Андреев, Блок, прижизненное издание Державина. Не всякому можно было пользоваться этими сокровищами свободно. Шаламову – было разрешено.

«…Бывая в любимой этой библиотеке чуть не каждый день, допущенный для выбора книг на место — к книжным полкам, — вспоминал Варлам Тихонович, — я был привилегированным читателем. Книги — это тот мир, который не изменяет нам. Книги — это мое лучшее в жизни, это духовная опора, верный товарищ во всякой беде».

Он писал Б. Пастернаку: «…Я в своей деревенской глуши не успеваю даже чтение наладить сколько-нибудь удовлетворительно; махнув рукой на методическое, систематическое, хочу хоть что-либо прочесть из недочитанного за эти 17 лет. Целая человеческая жизнь, прожитая за Яблоновым хребтом, оставила слишком мало времени на чтение».

Годы, прожитые Шаламовым в Туркмене, стали периодом творческого всплеска, плодотворного писательского труда.

«Мне было больше 45 лет, я старался обогнать время и писал день и ночь — стихи и рассказы. Каждый день я боялся, что силы кончатся, что я уже не напишу ни строки, не сумею написать всего, что хотел», — вспоминал В.Т. Шаламов.

По мнению Ирины Емельяновой, дочери Ольги Всеволодовны Ивинской, это была своего рода «болдинская осень», как у Пушкина, когда накопленный опыт не удержать, когда этот опыт жаждет стремительной переплавки в слово — только этот период жизни и творчества Шаламова следовало бы назвать «туркменская осень».

В Туркмене писатель начал работу над своими знаменитыми «Колымскими рассказами». В тех же самодельных тетрадках, в которых он писал знакомым и друзьям, Шаламов творил свою Колымскую эпопею.

В 1954 – 1956 годах в Туркмене были написаны рассказы: «Апостол Павел» (1954), «Заклинатель змей» (1954), «Ночью» (1954), «Плотники» (1954), «Одиночный замер» (1955), «Татарский мулла и чистый воздух»(1955), «Букинист» (1956), «В бане» (1956), «Геркулес» (1956), «Инжектор»(1956), «Кант» (1956), «Медведи» (1956), «На представку» (1956), «Первая смерть»(1956), «По снегу» (1956), «Сгущенное молоко» (1956), «Хлеб» (1956), «Шоковая терапия» (1956).

Темой «Колымских рассказов» становится не просто тюрьма и лагерь с их небывалым, невиданным истреблением человека и подавлением человеческого, а изображение роковых психологических перемен в поведении людей в крайне сложных лагерных условиях. Остаются ли люди людьми? Где проходит граница между человеком и животным?

Литературовед Виктор Олейник так оценивал «Колымские рассказы»:

«Трагедия, открытая нам рассказами Шаламова, ее масштабы и роковые последствия осознаются теперь как глобальная, общечеловеческая катастрофа, а великий писатель, прошедший через ад колымских лагерей, олицетворяет лучшие качества человека вообще: стойкость, мужество, ненависть к рабству, человеколюбие и беспредельную любовь и искусству.

Понятно насколько взволновал Шаламова ХХ съезд КПСС, осудивший культ личности Сталина и массовые репрессии. «В 1956 году, стоя у столба с репродуктором на торфопредприятии «Туркмен» в Калининской области, где я работал до реабилитации, я слушал радиопередачу Постановления о культе личности и его последствиях», — писал Шаламов своему студенческому товарищу Якову Давидовичу Грозненскому.

18 июля 1956 года Шаламов был реабилитирован за отсутствием состава преступления, уволился с Решетниковского торфопредприятия и покинул поселок Туркмен. Впереди была Москва, новая жизнь, новые знакомства, новые творческие планы. Однако им не суждено было сбыться…

В конце 1956 года Шаламов устроился внештатным корреспондентом в журнале «Москва». В журнале «Знамя» (№ 5, 1957) вышла небольшая подборка стихов из «Колымских тетрадей». Пять стихотворений были опубликованы в «Москве» (№ 3, 1958).

В сентябре 1957 года Шаламов потерял сознание и был госпитализирован. Он пробыл в Боткинской больнице до апреля 1958 года и получил инвалидность по болезни Меньера — приобретённому ещё в детстве нарушению вестибулярного аппарата, усугублённому лагерями. С этого времени писателя постоянно сопровождали головокружения, падения из-за потери координации и бессонница, из-за которой он много лет принимал нембутал, а ближе к концу жизни он стал глохнуть.

Полностью сборник «Колымские рассказы» впервые опубликован в Лондоне в 1972 году, что вызвало грандиозный скандал. При жизни Шаламова в СССР не было напечатано ни одного его произведения о ГУЛАГе. В 1988 году в разгар перестройки в журналах начали появляться «Колымские рассказы», а их первое отдельное издание вышло только в 1989 году через 7 лет после смерти писателя.

Осенью 1981 года после поверхностного обследования медицинской комиссией Шаламову была диагностирована сенильная деменция. 15 Перевод не столько был мотивирован медицинскими соображениями, сколько решал задачу изолировать Шаламова от посетителей. Во время транспортировки писатель простудился, заболел пневмонией и скончался 17 января 1982 года. Шаламов был похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

Изображение

Поселок Туркмен в наши дни пришел в запустение. В сети есть ностальгические кадры, снятые одним из его прежних жителей. На них можно видеть старые дома похожие на тот, в котором некогда жил Варлам Шаламов.

Рассказ шаламова сгущенное молоко

«Колымские рассказы» — цикл рассказов и очерков Варлама Шаламова, в котором отражена жизнь заключённых Севвостлага, написанный в период с 1954 по 1973 год после возвращения автора с Колымы и отражающий личный опыт автора, проведшего там шестнадцать лет, в том числе четырнадцать — в заключении (1937—1951). Цикл состоит из шести сборников: «Колымские рассказы», «Левый берег», «Артист лопаты», «Очерки преступного мира», «Воскрешение лиственницы» и «Перчатка, или КР-2».

Особенности жанра и проблематика

Шаламов, не приемля классическую традицию построения рассказа, утвердил новый жанр, краеугольным камнем которого стало документальное свидетельство. Объединение документальности и художественности.

«Колымские рассказы» — это поиски нового выражения, а тем самым и нового содержания. Новая, необычная форма для фиксации исключительного состояния, исключительных обстоятельств, которые, оказывается, могут быть и в истории, и в человеческой душе. Человеческая душа, её пределы, её моральные границы растянуты безгранично — исторический опыт помочь тут не может.

Право на фиксацию этого исключительного опыта, этого исключительного нравственного состояния могут иметь лишь люди, имеющие личный опыт.

Результат — «Колымские рассказы» — не выдумка, не отсев чего-то случайного — этот отсев совершён в мозгу, как бы раньше, автоматически. Мозг выдаёт, не может не выдать фраз, подготовленных личным опытом, где-то раньше. Тут не чистка, не правка, не отделка — всё пишется набело. Черновики — если они есть — глубоко в мозгу, и сознание не перебирает там варианты, вроде цвета глаз Катюши Масловой — в моём понимании искусства — абсолютная антихудожественность. Разве для любого героя «Колымских рассказов» — если они там есть — существует цвет глаз? На Колыме не было людей, у которых был бы цвет глаз, и это не аберрация моей памяти, а существо жизни тогдашней.

«Колымские рассказы» — фиксация исключительного в состоянии исключительности. Не документальная проза, а проза, пережитая как документ, без искажений «Записок из Мёртвого дома». Достоверность протокола, очерка, подведённая к высшей степени художественности, — так я сам понимаю свою работу. В «Колымских рассказах» нет ничего от реализма, романтизма, модернизма. «Колымские рассказы» — вне искусства, и всё же они обладают художественной и документальной силой одновременно.

Проблематику своего произведения В. Шаламов формулировал следующим образом:

«„Колымские рассказы“ — это попытка поставить и решить какие-то важные нравственные вопросы времени, вопросы, которые просто не могут быть разрешены на другом материале. Вопрос встречи человека и мира, борьба человека с государственной машиной, правда этой борьбы, борьбы за себя, внутри себя — и вне себя. Возможно ли активное влияние на свою судьбу, перемалываемую зубьями государственной машины, зубьями зла. Иллюзорность и тяжесть надежды. Возможность опереться на другие силы, чем надежда».

Рассказы автобиографичны, при этом автор дал своему главному герою фамилию Андреев — в честь своего alter ego эсера А. Г. Андреева с которым познакомился в 1937 году, находясь под следствием в Бутырской тюрьме, и чью похвалу считал лучшей в своей жизни (рассказ «Лучшая похвала»), а также под своим именем вывел в нескольких рассказах:

Простая, очень распространенная фамилия Андреев символизирует типичность положения Шаламова как заключенного и в то же время имеет тонкую ассоциативную связь с фамилией А. Г. Андреева, каторжанина-эсера, с которым Шаламов встретился в Бутырской тюрьме в 1937 г. Эта фигура чрезвычайно привлекала Шаламова. Называя его «генеральным секретарем» общества политкаторжан, писатель пользовался либо не очень четко понятой саморекомендацией Андреева, либо, испытывая к нему колоссальное уважение и считая себя его духовным преемником, сознательно стремился возвысить его образ. Андреев — фамилия, сопровождающая авторское «я» в «Заговоре юристов», в рассказе «Тифозный карантин» целиком переходит в третье лицо — «он», сохраняя при этом автобиографическое начало и подчеркивая подлинность событий и чувств, переживавшихся Шаламовым.

— В. В. Есипов — один из ведущих исследователей биографии и творчества В. Шаламова

Обстоятельства публикации

Впервые четыре «Колымских рассказа» вышли на русском языке в Нью-йоркском «Новом журнале» в 1966 году.

Позднее двадцать шесть рассказов Шаламова преимущественно из сборника «Колымские рассказы» были опубликованы в 1967 году в Кёльне (Германия) на немецком языке под заглавием «Рассказы заключённого Шаланова». Через два года перевод одноимённого издания с немецкого появился и во Франции. Позднее число публикаций «Колымских рассказов» с исправленной фамилией автора увеличилось. В 1970 году они были опубликованы в радикальном антисоветском эмигрантском журнале «Посев». Это и привело к тому, что Шаламов попал в «чёрные списки».

Шаламов отвергал ориентированную, по его мнению, на поддержку западных спецслужб стратегию советского диссидентского движения, называя ситуацию, в которой оно действует, «беспроигрышным спортлото американской разведки»; он не стремился публиковаться за рубежом, его главной целью всегда являлась публикация на родине. Публикация «Колымских рассказов» против воли их автора на Западе, отсекая возможность печататься на родине, была тяжело перенесена Шаламовым. Вот, что об этом вспоминала его подруга И. П. Сиротинская:

Книжку «Московские облака» никак не сдавали в печать. Варлам Тихонович бегал и советовался в «Юность» — к Б. Полевому и Н. Злотникову, в «Литгазету» к Н. Мармерштейну, в «Советский писатель» — к В. Фогельсону. Приходил издёрганный, злой и отчаявшийся. «Я в списках. Надо писать письмо». Я сказала: «Не надо. Это — потерять лицо. Не надо. Я чувствую всей душой — не надо».

— Ты Красная шапочка, ты этот мир волков не знаешь. Я спасаю свою книжку. Эти сволочи там, на Западе, пускают по рассказику в передачу. Я никаким «Посевам» и «Голосам» своих рассказов не давал.

Он был почти в истерике, метался по комнате. Досталось и «ПЧ»:

— Пусть сами прыгают в эту яму, а потом пишут петиции. Да, да! Прыгай сам, а не заставляй прыгать других.

В результате в 1972 году Шаламов был вынужден прибегнуть к написанию письма протеста, которое многими было воспринято как признак гражданской слабости автора и его отречение от «Колымских рассказов». Между тем архивные данные, воспоминания близких, переписка и современные исследования позволяют судить о том, что Шаламов был последователен и абсолютно искренен в своём обращении к редакции «Литературной газеты».

Полностью сборник впервые опубликован в Лондоне в 1978 году.

При жизни Шаламова в СССР не было напечатано ни одного его произведения о ГУЛАГе. В 1988 году в разгар перестройки в журналах начали появляться «Колымские рассказы», а их первое отдельное издание вышло только в 1989 году через 7 лет после смерти писателя.

Содержание

«Колымские рассказы»

  • «По снегу»
  • «На представку»
  • «Ночью»
  • «Плотники»
  • «Одиночный замер»
  • «Посылка»
  • «Дождь»
  • «Кант»
  • «Сухим пайком»
  • «Инжектор»
  • «Апостол Павел»
  • «Ягоды»
  • «Сука Тамара»
  • «Шерри-бренди»
  • «Детские картинки»
  • «Сгущенное молоко»
  • «Хлеб»
  • «Заклинатель змей»
  • «Татарский мулла и чистый воздух»
  • «Первая смерть»
  • «Тетя Поля»
  • «Галстук»
  • «Тайга золотая»
  • «Васька Денисов, похититель свиней»
  • «Серафим»
  • «Выходной день»
  • «Домино»
  • «Геркулес»
  • «Шоковая терапия»
  • «Стланик»
  • «Красный крест»
  • «Заговор юристов»
  • «Тифозный карантин»

«Левый берег»

  • «Прокуратор Иудеи»
  • «Прокаженные»
  • «В приемном покое»
  • «Геологи»
  • «Медведи»
  • «Ожерелье княгини Гагариной»
  • «Иван Федорович»
  • «Академик»
  • «Алмазная карта»
  • «Необращенный»
  • «Лучшая похвала»
  • «Потомок декабриста»
  • «„Комбеды“»
  • «Магия»
  • «Лида»
  • «Аневризма аорты»
  • «Кусок мяса»
  • «Мой процесс»
  • «Эсперанто»
  • «Спецзаказ»
  • «Последний бой майора Пугачева»
  • «Начальник больницы»
  • «Букинист»
  • «По лендлизу»
  • Сентенция

«Артист лопаты»

  • «Припадок»
  • «Надгробное слово»
  • «Как это началось»
  • «Почерк»
  • «Утка»
  • «Бизнесмен»
  • «Калигула»
  • «Артист лопаты»
  • «РУР»
  • «Богданов»
  • «Инженер Киселев»
  • «Любовь капитана Толли»
  • «Крест»
  • «Курсы»
  • «Первый чекист»
  • «Вейсманист»
  • «В больницу»
  • «Июнь»
  • «Май»
  • «В бане»
  • «Ключ Алмазный»
  • «Зелёный прокурор»
  • «Первый зуб»
  • «Эхо в горах»
  • «Берды Онже»
  • «Протезы»
  • «Погоня за паровозным дымом»
  • «Поезд»

«Очерки преступного мира»

  • «Об одной ошибке художественной литературы»
  • «Жульническая кровь»
  • «Женщина блатного мира»
  • «Тюремная пайка»
  • «„Сучья“ война»
  • «Аполлон среди блатных»
  • «Сергей Есенин и воровской мир»
  • «Как „тискают рóманы“»

«Воскрешение лиственицы»

  • «Тропа»
  • «Графит»
  • «Причал ада»
  • «Тишина»
  • «Две встречи»
  • Термометр Гришки Логуна
  • «Облава»
  • «Храбрые глаза»
  • «Марсель Пруст»
  • «Смытая фотография»
  • «Начальник политуправления»
  • «Рябоконь»
  • «Житие инженера Кипреева»
  • «Боль»
  • «Безымянная кошка»
  • «Чужой хлеб»
  • «Кража»
  • «Город на горе»
  • «Экзамен»
  • «За письмом»
  • «Золотая медаль»
  • «У стремени»
  • «Хан-Гирей»
  • «Вечерняя молитва»
  • «Борис Южанин»
  • «Визит мистера Поппа»
  • «Белка»
  • «Водопад»
  • «Укрощая огонь»
  • «Воскрешение лиственницы»

«Перчатка, или КР-2»

  • «Перчатка»
  • «Галина Павловна Зыбалова»
  • Леша Чеканов, или однодельцы на Колыме
  • «Триангуляция III класса»
  • «Тачка I»
  • «Тачка II»
  • «Цикута»
  • «Доктор Ямпольский»
  • «Подполковник Фрагин»
  • «Вечная мерзлота»
  • «Иван Богданов»
  • «Яков Овсеевич Заводник»
  • «Шахматы доктора Кузьменко»
  • «Человек с парохода»
  • «Александр Гогоберидзе»
  • «Уроки любви»
  • «Афинские ночи»
  • «Путешествие на Олу»
  • «Подполковник медицинской службы»
  • «Военный комиссар»
  • «Рива-Роччи»

Персонажи

Всем убийцам в рассказах Шаламова даны настоящие фамилии.

Что нужно для того, чтобы то или иное изобретение состоялось?

Некий технологический базис, позволяющий это изобретение, плюс сам изобретатель, человек с пытливым умом или же просто одержимый какой-то идеей. Всё?

Нет. Ещё обязательно должна существовать потребность общества в этом изобретении.

Что с того, что Герон Александрийский изобрёл паровую турбину в I веке н. э.? В античном обществе не было потребности в таком устройстве, поэтому об этом изобретении довольно быстро забыли.

Что с того, что Вильгельм Шиккард изобрёл арифмометр ещё в 1623 году? Ни его считающие часы, ни суммирующая машина Паскаля, созданная в 1642 году, не были востребованы в обществе Нового времени. Поэтому их создание не привело ни к каким заметным последствиям.

А вот вам пример изобретения, которое было сделано в удачный момент и оказалось очень востребованным.

В 1761 году итальянский учёный Ладзаро Спалланцани заинтересовался опровержением теории самозарождения жизни. Он изучил труды тосканского врача Франческо Реди и повторил его опыты. Если взять два куска сырого мяса, положить их в глиняные горшочки, но при этом один кусок мяса накрыть плотной тканью, а второй — нет, то по прошествии времени в том куске, который не был накрыт, обязательно заводились личинки мух, тогда как в куске, который был накрыт материей, никаких личинок не появлялось. Этот опыт убедительно доказывал, что мухи не самозарождаются из гниющего мяса, как считали учёные средних веков. Мухи появлялись из личинок, которых откладывали другие мухи.

c6af8ce395eb4ebea9f050d540de8446

Ладзаро Спалланцани.

Спалланцани провёл целый ряд собственных опытов. Он брал множество склянок с отваром семян, некоторые из которых закрывал пробкой, другие же запаивал на огне горелки. Одни он кипятил по целому часу, другие же нагревал только несколько минут. По прошествии нескольких дней Спалланцани обнаружил, что в тех склянках, которые были плотно запаяны и хорошо нагреты, никаких мельчайших организмов, заметных только под микроскопом, нет — они появились только в тех бутылках, которые были неплотно закрыты и недостаточно долго прокипячены. Учёный делал вывод, что, вероятнее всего, микроорганизмы проникли туда из воздуха или же сохранились после кипячения, а вовсе не зародились сами по себе. О результатах своих опытов Спалланцани заявил на всю Европу. 

А во Франции в 1794 году вышел из тюрьмы Ла Бель-Тур де Реймс Николя Аппер, получивший свободу после термидорианского переворота благодаря тому, что его друзья подкупили судейского чиновника. Просидев за решёткой около четырёх месяцев и разочаровавшись в политике, Аппер решил заняться способами консервации продуктов. Ранее он работал оптовиком и прекрасно знал, как быстро портится продовольствие. Существовавшие на тот момент способы консервации (замораживание, окуривание дымом, использование консервантов типа соли, сахара, уксуса, алкоголя) портили вкус либо имели не слишком длительное действие. К тому же соль стоила дорого, ибо в её цену правительство закладывало акциз.

Говорят, что 1795 году французское правительство (это мог быть Национальный конвент или Директория) объявило награду тому, кто смог бы предложить новый эффективный способ длительного хранения пищи. Я не нашёл этому подтверждения, но если такой факт имел место, он мог подстегнуть энтузиазм Аппера. Он что-то слышал об экспериментах Спалланцани и уже в 1795 году догадался, что имеет смысл применять длительное нагревание продуктов до высоких температур. 

Вскоре Аппер договорился с близлежащим стекольным заводом, чтобы ему там делали бутылки из толстого стекла с широким горлышком. Бутылки заполняли до краёв, герметично закрывали, примерно так же, как вино, запечатывали сургучной печатью, а потом заворачивали в холст, нагревали на водяной бане (в солёной воде) и выдерживали при температуре, превышающей 100 градусов, продолжительное время. Лучше всего получались консервировать мясо с подливкой, крепкий бульон, молоко, зелёный горошек, бобы, вишни, абрикосы.

0ee918436d0d48fc8c7e4fb87cd7f038

В таких бутылках Аппер консервировал продукты.

В 1802 году Аппер открыл в Масси первый в мире консервный завод, на котором работало десять человек. Но особенного спроса на эту продукцию не наблюдалось в силу дороговизны. Одна бутылка консервов стоила около 3 франков. Для сравнения уровня цен, примерно 2 французских франка стоил в те годы килограмм масла, кубометр дров — от 16 франков, сотня яиц — 5 франков, месячная подписка на журнал Journal des dames et des modes — 9 франков.

Но 16 мая 1803 года Великобритания объявила Франции войну. Наполеон начал планировать вторжение в Англию. К лету 1805 года 180-тысячная французская армия стояла на побережье Ла-Манша, в Булони, готовясь к переправе. Не хватало лишь военного флота для прикрытия десанта.

Апперу стало ясно, что его консервы могут быть востребованы для снабжения армии и флота. В сентябре 1806 года он представил свою продукцию на четвёртой выставке французских промышленных товаров. Были продемонстрированы 32 бутылки консервов, но жюри не обратило на Аппера никакого внимания. Тогда изобретатель отправился во французские порты Атлантики и предложил проверить свою продукцию на кораблях. Руководители портов и капитаны быстро оценили такой способ разнообразить флотские рационы. Отзывы были только положительными.

e42d6508a4f840dc8d882ab199b551a1

Три стеклянных бутылки XIX века, предназначенных для консервирования методом Аппера.

После этого Аппер обратился к прессе. Журналисты публикуют хвалебные отзывы. Надо полагать — не из чистого альтруизма. Наверное, изобретателю приходилось им платить за это. В частности, журнал «Le Courrier de l’Europe» 10 февраля 1809 года писал: «Г-н Аппер открыл способ сохранения времён года: благодаря его открытию весна, лето и осень живут в бутылках, как нежные растения, которые садовник защищает стеклянным куполом от суровых времён года».

0089742932504cbb93a053a9aa460df3

Николя Аппер.

В январе 1809 года Аппер решил представить образцы своей продукции Обществу поощрения национальной промышленности. Совет директоров этого Общества назначил комиссию для изучения консервов Аппера, куда вошли Луи-Бертран Гайтон-Морво, Антуан Парментье и Бурриа. 15 марта комиссия представила свой отчет, который был очень хвалебным. По совету Бурриа Аппер в тот же день написал письмо министру внутренних дел. Уже 11 августа 1809 года изобретателю приходит ответ, в котором министр предлагает Апперу на выбор: либо запатентовать своё открытие и получать потом авторское вознаграждение, либо сделать эту технологию доступной для всех, но получить при этом премию от правительства. Апперт выбрал второй вариант.

Министр сформировал комиссию, в который вошли Бардел, Гей-Люссак, Сципион-Перье и Молар. Члены комиссии тщательно изучили свойства консервов и признали их полезныит для французского государства. 30 января 1810 года министр уведомил Николя Аппера о положительном решении комиссии и назначил ему премию в размере 12 000 франков. Одним из условий получения этой премии была публикация за счёт изобретателя книги, в которой бы описывался его метод консервирования.

Уже в июне 1810 года Николя Аппер опубликовал книгу «Искусство сохранения в течение нескольких лет всех животных и растений». Было напечатано 6000 экземпляров, которые продавались по 3 франка. 200 экземпляров Аппер передал правительству, которое разослало их по департаментам и префектурам. В 1811, 1813 и 1831 годах эту книгу переиздали и перевели на основные европейские языки. С иностранных изданий Аппер не получил ни су.

9b209e263eea4330852b42cfa69e87fa

Первая страница книги Николя Аппера «L’Art de conserver pendant plusieurs années toutes les substances animales et végétales», изданной в 1810 году.

В Британии тоже прочитали книгу Аппера и уже 25 августа 1810 года английский купец Питер Дюран получил патент на идею консервирования продуктов с использованием жестяных банок. Сам он развивать эту идею не стал и в 1812 году продал свой патент двум другим англичанам, Брайану Донкину и Джону Холлу, за 1000 фунтов стерлингов. Донкин занимался производством лужёного железного листа с 1808 года и в консервировании увидел гарантированный рынок сбыта. Донкин и Холл основали консервный завод и к 1813 году начали производить консервы для британской армии. В 1818 году Дюран представил консервные банки в Соединенных Штатах, повторно запатентовав свой британский патент в США. К 1820 году консервы в жестяных банках были признанным товаром в Великобритании и Франции, а к 1822 году — в Соединенных Штатах.

А что же Аппер?

Не смотря на премию от французского правительства, Николя Аппер не смог разбогатеть. Его производственный процесс был трудоёмким и продукция получалась довольно дорогой. К тому же стеклянные бутылки не так практичны, как жесть. Но французская оцинковка была слишком низкого качества, так что эксперименты с новой тарой Аппер смог начать только в 1817 году. Военный крах Наполеона привёл к резкому снижению заказов от государства. А англичане, вторгшиеся во Францию в 1814 году, разграбили фабрику в Масси.

Но Аппер не унывал и продолжал работать. Он обнаружил, что процесс нагревания молока до температуры, близкой к 70 ° C, позволяет хранить молоко в течение долгого времени. Этот процесс он применил также к вину и пиву. Ныне мы называем этот метод «пастеризацией», хотя изобрёл его не Пастер, а Аппер. В 1827 году он придумал сгущенное молоко без сахара, которое могло храниться до 10 лет, а также способ извлечения желатина из костей, и способ экстракции жира в автоклаве. Последний метод очень экологичен и менее опасен, чем существовавшие ранее способы, требовавшие огня. Аппер сконструировал и построил автоклавы на 300 литров, тогда как в то время макимальная ёмкость подобных устройств не превышала 24 литров.

8ae610d241ff455db9effcc11b587063

Схема домашнего автоклава, нарисованная Аппером в 1823 году.

Однако же, когда 1 июня 1841 года Николя Аппер скончался, у него даже не оставалось денег на похороны. Изобретателя похоронили в братской могиле в Масси.

6cd418281e4f463480619f46a8611f02

Табличка на здании, где помещалась мастерская Аппера в Масси.

  • Рассказ шагом марш характеристика лимонов
  • Рассказ шатохи краснов читать
  • Рассказ шергина детство в архангельске читать
  • Рассказ ш бейшеналиев азиз и папа чабан
  • Рассказ шагом марш краткое содержание