Заехав к матери, чтобы достать из кладовой с антресолей банки, я наткнулся в дальнем углу на тяжелую коробку, завернутую в холстину. Взяв банки, прихватил и этот сверток, посмотреть, что в нем находится. Отдал его матери и спросил:
– Слушай, мам, что за клад спрятала ты в кладовке? Я что-то не видел раньше.
– А-а-а, этот? Он остался от бабы Дуси. Я, уж, старая и забыла про него. Много лет он лежит у нас. Я подальше его с глаз убрала, чтобы вы ненароком не сунулись в коробку. – Сказала мать.
– Какая, баба Дуся?
– Ты должен ее помнить. Маленькая такая старушка на первом этаже в угловой квартире жила. Помнишь? Ты еще пацаненком был, когда ее муж умер. Они на фронте поженились, вместе всю войну прошли. Вернулись, сын родился, а вскоре дяди Феди не стало. Фронтовые раны дали знать о себе. Сердце не выдержало – рядом осколок сидел, врачи опасались его удалить. Он сдвинулся, и дядя Федя помер. Сильно горевала баба Дуся, как мы привыкли ее называть. Но назад мужа не вернешь, а сына надо было ставить на ноги. Женька-то был постарше тебя. Вот и пришлось ей не только трудиться на производстве, но и после работы ходила по подъездам, мыла полы. Подрабатывала, чтобы сыну отправить все деньги. Он в институте где-то учился…
– Все, вспомнил, – я перебил мать. – Это же она таскала постоянно ведра с водой по подъездам? У нее была еще привычка угощать малышню со двора конфетами. Точно?
– Да. Ребятишки ее любили. Как увидят, что она вышла из подъезда, так сразу к ней бежали. Знали, что у бабы Дуси всегда есть карамельки в кармане. Тихая была, спокойная. – Сказала мать.
– А сын, Женька, здоровый такой парень. Он же в другом городе учился, так? – спросил я у матери.
– Да, уехал.… Как укатил в институт и больше ни разу не появился. А она горбатилась, чтобы там его содержать. После ее смерти, я сколько раз писала ему, что мать оставила для него этот сверток на память, а он так ни разу не отозвался, – с горечью в голосе проговорила она. – Ты же с Пашкой тогда помогал нашим мужикам со двора гроб на машину поднимать. Не забыл?
Я помнил бабу Дусю и ее похороны…
Тихая и незаметная старушка с лицом иссеченным морщинами. Постоянно в одной и той же юбчонке, латаной кофточке и линялой косынке, а зимой в старой, побитой молью, шали.
Она неустанно, с утра и до вечера, мыла подъезды наших домов. Мороз или снег, дождь или жара, а баба Дуся тащила в очередной подъезд тяжелые ведра с водой. Убирала мусор и отмывала бетонные полы от грязи. И сколько я вспоминал бабу Дусю – она оставалась в моей памяти маленькой, сухонькой старушкой, словно время не касалось ее.
Умерла она в конце марта. Умерла также тихо и незаметно, как и жила.
Мать, возвращаясь из магазина, зашла к ней, чтобы оставить молоко и хлеб, и увидела, что она лежит на диване, будто решила отдохнуть немного от этих проклятых тяжелых ведер. Мать тихо прошла на кухню. Оставила на столе покупки и хотела выйти, чтобы не потревожить бабу Дусю. И вдруг что-то почувствовала – подошла к дивану. Свернувшись калачиком, баба Дуся не дышала, а рядом с ней лежал старый, потертый альбом с фотографиями, тетрадный лист и в пальцах была зажата ручка.
Ее хоронили всем двором. Хоронили на собранные соседями деньги. До последней минуты ждали ее сына. Хоть он и прислал телеграмму, что приехать не может, и просил соседей, чтобы похороны матери прошли без его участия.
Бабу Дусю хоронили в промозглый, холодный мартовский день. Сильный ветер гнал по небу низкие серые тучи, из которых сыпал то сырой снег, то мелкий, похожий на водяную пыль, дождь. Под ногами чавкало серое, грязное месиво из снега и воды. Дома стояли сырые и мрачные. По окнам, которых, словно слезы стекал тонкими струйками снег вперемежку с дождем. Казалось, что проливала слезы даже природа, прощаясь с ней…
Женщины в черных платках, мужики с хмурыми лицами заходили в квартиру проститься с бабой Дусей и, выходя, вытирали украдкой покрасневшие глаза. За много лет, я первый раз увидел ее в новой, чистой одежде, купленной соседками.
Читали молитвы старушки в темных одеждах. Пахло ладаном, какими-то травами и еще чем-то неуловимым и непонятным тогда для меня. Запахом тлена…
Меня поразило ее лицо. Морщинистое, уставшее от постоянной работы, оно было чистым. Куда-то пропали, разгладились все морщины. Ушло с лица выражение постоянной заботы и казалось, что она отошла от всех этих мирских дел, хлопот и находится где-то там – далеко от всех нас…
На подъехавшую с открытым кузовом машину осторожно поставили небольшой гроб с легоньким телом бабы Дуси. Дождь, попадая на ее желтовато-восковое личико, стекал по краю глаз тонкими полосками, будто баба Дуся плакала, прощаясь со всеми, уходя в свой последний путь.
Машина медленно поехала по двору и все соседи тихим шагом пошли за ней, неся в руках венки из искусственных цветов. И лишь на грязном снегу остались лежать живые ярко-красные гвоздики…
– Мам, а можно посмотреть, что в свертке? – попросил у нее.
– Гляди…
Я осторожно развернул холстину и снял крышку со старой коробки. Потертый альбом с пожелтевшими фотографиями и еще один сверточек. Открыл его, и застыл.… Передо мной лежали потускневшие от времени два ордена Славы, орден Красной Звезды, несколько разных медалей, среди которых — «За Отвагу» и «За взятие Берлина». А рядом с ними — старенький открытый конверт и неровно оторванный тетрадный листочек, на котором было написано корявым почерком:
– Женечка, сыночек! Я очень прошу тебя, выбери время, приезжай в родной дом. Чувствую, что недолго я проживу. Тебя поскорей бы дождаться, взглянуть, каким ты стал да обнять в последний раз. Жаль, но оставить на память нечего, лишь альбом — где мы с отцом и ты — маленький, да наших наград. Больше у меня ничего нет, кроме медалей и орденов, что с папкой твоим на войне получили, да наших снимков. Приезжай. Так хочется увидеть тебя в последни…
Письмо оборвалось, оставшись недописанным….
Дата публикации: 15:00 21.05.2013
Оценка произведения: | |
Разное: |
Александр Саранцев
СЕРДЦЕ МАТЕРИ
(Рассказ)
Александр Саранцев до сих пор выступал в печати как критик и рецензент. Рассказ «Сердце матери» — его первое прозаическое произведение.
Участник войны, А. Саранцев пишет о чувствах и мыслях простых людей, всем сердцем ненавидящих войну, о горе матерей, потерявших на полях войны своих сыновей. К числу таких рассказов относится и публикуемый в этой книге альманаха рассказ «Сердце матери».
Утром, собираясь на работу, мать получила извещение о гибели сына. Она не вскрикнула, не бросилась на потрескавшийся от жары твердый, как кирпич, земляной пол, не выбежала, растрепав седеющие волосы, из ветхой вдовьей избы на улицу… Мать старательно закрыла двери за почтальоном, принесшим ей зловещую бумагу, проверила все запоры и села у окна, на широкой лавке, выструганной еще ее покойным мужем. Так она просидела день и почти всю ночь, не открывая никому. Как сквозь сон она видела соседок-колхозниц, наведывавших ее поочереди, что-то отвечала им через стекло, что? — сама не понимала, — потом снова уходила в себя — молчаливая, сосредоточенная.
Мать была не одна: с ней все время, днем и ночью, сидел сын, ее сын. Вместе с извещением он вошел в избу и тихо опустился с матерью рядом. Мать чувствовала сына с левой стороны, с той, где билось сердце, видела его глаза — темные, усталые, печально устремленные на нее.
С ним же пришли и воспоминания… Муж, отец ее сына, погиб в гражданскую войну. Долго ждала мать письма: весть о смерти мужа затерялась где-то, а может, почту перехватили белые. Лишь два года спустя она узнала все: вернулся в соседнее село его товарищ по кавалерийскому эскадрону.
Дочь, потеряв мужа в первые же месяцы этой войны, умерла, простудившись под холодным дождем на копке свеклы. Осталась восьмилетняя внучка, Наташа, и сын, молодой, красивый, для матери — лучший из всех сыновей на свете.
И вот теперь — он…
И мать, не шевелясь, сидела безмолвно, внешне спокойная… Только вот сердце, — казалось сделай хоть одно движение и — конец. В ушах — тишина. В этой тишине — глухой и напряженной — мать сидела рядом с сыном и слышала его последние слова, сказанные перед уходом на фронт.
— Мама, ты не плачь обо мне, не убивайся. Я приду, обязательно приду к тебе. Если ты не дождешься, кто же меня будет ждать? Жди, мама.
Дождалась…
А на второй день — только затеплились первые лучи солнца — она встала, накрыла кровать праздничным одеялом, стол — новой скатертью, на подушки надела белые наволочки. Наломала в палисаднике свежие зеленые веники и чисто подмела пол. Сходила за холодной водой в колодец, умылась, лицо вытерла полотенцем, которое купил ей муж в первый же базар после свадьбы. Затем Анна вышла на работу, на колхозное поле, как и все колхозники. И никто не удивился, никто ни о чем не расспрашивал: люди труда не любят пустых слов. К тому же, во многих семьях уже побывала смерть, почти все семьи томились в ожидании похоронных…
И разве разговорами можно чему-нибудь помочь?
Слабых на слезы женщин провожали подальше от матери. Каждый, кто встречался с ней, становился строже, собраннее, кланялся и немногословно здоровался. Только одно не все понимали: мать оделась во все новое — зеленую шерстяную юбку, бордовую кофту, сатиновый черный платок. Катерина, одногодок Анны, самый близкий к ней человек, на недоуменные взгляды отвечала сердито:
— Чего, бабы, уставились? Это Анна память о Павлике справляет.
Бригадир, поскрипывая протезом, отвел Анну с Катериной на отдельный участок — дожинать окраины пшеничного поля.
Улучив момент, чтобы не слышала Анна, он сказал:
— Гляди, тетка Катерина, не береди ты ее своими разговорами, ей и без того тошно. Женщин-то я на другое поле пошлю: как бы не разревелись. Гляди.
— Иди, скрипи, учитель! У самой сын воюет, целый месяц жду письма…
Жарко палит солнце, обжигает руки и головы жниц: война, комбайнеров нехватает, пригодились серпы. Легкими волнами струится воздух за дальним пшеничным полем, где-то в лугах, возле редкого осинового леса. Как всегда, в летнем пепельно-голубом небе поет жаворонок — поет песню вечной жизни. Стрекочут кузнечики, сочно поскрипывают серпы, подрезая стебли пшеницы.
Женщины, работают в глубоком молчании. Катерина не помогает Анне — уж она-то знает свою подругу! — а сама иногда просит Анну помочь ей — подрезать особенно неподатливый пучок пшеницы, покрепче увязать сноп, сложить крестец. Зорко следя за Анной, Катерина спрашивает себя: «Выдержит ли?» — и сама же отвечает: «Выдержит! Крепкая она, русская!» — и гордость наполняет ее сердце.
Может, они и проработали бы так, в молчании, до вечера, потом поглядели бы друг другу в глаза, заплакали, посидели бы, обнявшись, вспоминая каждая о своем сыне, если бы на них не надвинулось другое испытание.
Пообедав, они сняли чуни, шерстяные чулки, чтобы легче было натруженным ногам, присели отдохнуть на сноп, плечо к плечу, обветренными лицами туда, где неистовствовала война. Обе — молчаливые, суровые.
Вдруг Анна, чуть приподнявшись, вздрогнула, приложила руку к глазам, вглядываясь в серую даль дороги. Катерина тоже посмотрела на дорогу и встала: по большаку, широко размахивая одной рукой, шел человек в военной форме. Ближе, ближе… Уже видна его офицерская фуражка, погоны, рука, подвязанная бинтом к шее. Женщины — две матери — жадно, сухо горящими, как угли, глазами следили за ним: кто? чей? не обманула ли бумага? Пешеход тоже заметил женщин. Остановился, всматриваясь. Сошел с дороги. Сложил, не отрывая взгляда от женщин, на жнивье шинель, вещевую сумку и неуверенно, медленно, потом быстрее, быстрее зашагал, побежал к женщинам…
— Гриша! Сынок мой! — прерывисто вскрикнула Катерина, протянула руки вперед и бросилась на грудь подбежавшему лейтенанту. Катерина судорожно ощупывала раненую руку сына, тревожно осматривала его с головы до ног.
— Что ты волнуешься, мама? — неуверенно засмеялся Григорий. — Да все цело у меня, только одна рука ранена, смотри руки, ноги, все есть… Ну, посмотри же! Что ты! Вот отпустили на месяц отдохнуть, прямо из госпиталя… О чем же плакать?
Поняв, Катерина заулыбалась, тихо засмеялась, довольная, помолодевшая. И лишь сейчас счастливые мать и сын вспомнили об Анне. Та стояла в стороне и тоже улыбалась.
— А Павлик? Не сулился на побывку к вам Павлик, Анна Сергеевна? — спросил Григорий, думая сделать приятное Анне. — Скоро все вернутся — уже в Польшу наши войска продвинулись. Что пишет?
— На танках он воевал, Гриша, машиной командовал, — ответила Анна, переступая с ноги на ногу по колючему жнивью. Меж пальцев ее белеющих ног выступала кровь… Анна улыбалась, глядя на радость матери и сына… Матери обменялись взглядами. Одна мать — Катерина — спросила глазами:
«Уходить, мать?»
«Уходи», — ответила глазами же другая.
«Я знаю, как тебе больно, но ты не хочешь омрачать радость встречи матери с сыном. Да, Анна?»
«Так, Катерина! Разве мать захочет помешать счастью другой? Никогда! Уходи теперь: больше у меня, пожалуй, недостанет сил. Уходи!»
«Я ухожу. Не сердись на меня, Анна!»
Катерина взяла за здоровую руку сына, сказала:
— Пойдем, Гриша, домой: что же нам вдвоем без отца-то радость делить? Заждался он тебя… Тут Анна и без меня управится. Пойдем! Пойдем!
Анна помогла Катерине собрать в мешочек недоеденные харчи, деревянную ложку, нож, выплеснула из бутылки остатки степлившейся воды. Когда Катерина с сыном пошли с поля, Анна, все еще улыбаясь, махала им платком. Заметив, что платок черный, отбросила его, замахала руками. Затем, лишь мать и сын скрылись за поворотом, спустившись к холодно синевшему вдали озеру, остановилась и упала на холодное колючее жнивье…
Подошли колхозники. Перенесли мать на солдатскую шинель, постеленную бригадиром, одна из женщин положила под голову пиджак, взятый у испуганно стоявшего тут же мальчишки. До вечера пролежала Анна вниз лицом, оберегаемая соседкой. С заходом солнца она приподняла голову, неторопливо подобрала совсем побелевшие волосы под черный платок и спокойно, как показалось соседке, даже чересчур спокойно пошла домой. От помощи отказалась.
Сегодня ей, как и вчера, хотелось побыть одной. Однако дверь в сени была приоткрыта. Анна недовольно нахмурила брови. Открыта и избяная дверь.
Кто бы это мог быть? Наташа? Но ведь Анна не велела внучке приходить сюда: бабушка Александра часто болела — сказывались восьмой десяток, и военные годы, за ней требовался постоянный присмотр, ее нельзя было оставлять одну. Внучке же хотелось жить попеременно то у одной, то у другой бабушки.
Анна заглянула в избу — глаза ее потеплели, стали ласковыми: за столом, опершись локотками о стол и положив на руки русую с косичками голову, сидела Наташа. Увидев входившую бабушку, девочка поспешно соскочила на пол, торопливо, будто предвидя возражения, заговорила:
— Я не сама, бабушка Анна, не сама… Это бабушка, другая бабушка — Александра… Говорит: «Иди, поживи у той бабушки, что же ты все у меня живешь». Сама бабушка Александра сказала…
Но бабушка, к удовольствию Наташи, не рассердилась: она приветливо и как-то по-особому улыбалась. И девочка это заметила. Не заметила Наташа только одно: улыбающаяся бабушка, сморгнув украдкой слезу, сняла черный платок с головы и спрятала под фартук. Не заметила Наташа и того, как бабушка Анна посмотрела на фотографию дяди Паши и тяжело опустилась на лавку.
— Ну что ж, внучка, раз бабушка Александра сама сказала — поживи у меня. Вот, Наташа, будем жить… Так-то. Будем жить с тобой.
Наташа заснула не сразу. Сначала она разложила перед бабушкой Анной гостинцы, присланные бабушкой Александрой: две сдобные пышки и четыре яйца. Бабушка Анна сказала, что разделит поровну: половину пышки и яйцо она взяла себе, столько же дала Наташе, а остальное прибрала в старый железом окованный сундук. Наташа знала: завтра бабушка угостит ее этими же пышками и яйцами, а сама ничего не съест. Девочка внимательно взглянула на бабушку, улыбнулась, но ничего не сказала.
— Муки-то много еще осталось у вас? — спросила Анна.
— У нас? Еще много! Полтора пуда да еще в мешочке на печке.
Затем Наташа показала бабушке все картинки в книжках, которые захватила с собой, спеша и сбиваясь, рассказала о своем классе, о школе. Прочитала даже одно стихотворение, которое кончилось стихами: «Хоть и мала, а знает — что к чему».
…Низко склонившись над засыпающей девочкой, Анна думала, положив белую голову на крепкие рабочие руки, темно-коричневые от ветра и солнца. Думала о чем? Скорее всего о том, что Наташа когда-нибудь станет матерью и что ее детей уже не будут убивать, как убили ее сына.
Присутствие Наташи напомнило ей две встречи. Одна встреча — это случилось несколько лет назад — была очень грустной, тяжелой. Через полустанок, примыкавший к селу, медленно полз длинный состав товарных вагонов, приспособленных для пассажиров. Из вагонов доносился тихий стон, приглушенные всхлипывания, как будто плакал и стонал сам состав. Все село высыпало к поезду. Увидели: на нарах лежали искаженные страданиями люди. У широко распахнутых дверей одного из вагонов, против которого стояла Анна, в бессильной позе полулежала изможденная женщина, жадно хватала ртом воздух, а рядом прижавшись к ее плоской груди, лежал ребенок лет пяти, девочка, и тупо глядела на людей, окруживших вагон… Это направлялись в тыл спасенные из блокады ленинградцы. Пока женщиной с ребенком занимались врач и сестры, оказывая им помощь, Анна успела сходить домой, принесла два литра свежего молока, комок масла и стакан варенья. Анна подала старшему по вагону продукты, сказала: «Это вот ей. Почему нельзя? От матери и матери все можно», — и старший врач не возразил. Перед отправлением мать-ленинградка и мать-колхозница встретились глазами и навсегда запомнили друг друга.
Суждено им было встретиться еще раз. И совсем недавно. Шел май, все — в селе, за селом и у полустанка — ожило, весеннее солнце грело проснувшуюся и помолодевшую землю. Как-то в воскресенье Анна ходила на полустанок, чтобы опустить, как это она часто делала, письмо в почтовый ящик пассажирского поезда. Анну окликнули, она обернулась: к ней спешила женщина — молодая кареглазая, с высокой грудью, рядом с ней девочка — белокурая и с такими же карими глазами, как у матери. Анна недоуменно оглядела женщину с ребенком.
— Не узнаете? — весело спросила молодая женщина.
Анна оглядела незнакомку с ног до головы, девочку, первые весенние цветы, которые девочка прижимала к белому платью, перевела взгляд на поезд…
— Это вы? — ответила Анна вопросом на вопрос.
— Да, это я! — засмеялась женщина. — Поправились, отдохнули, теперь едем в город Ленина.
Расстались две женщины-матери, когда тронулся с громким свистом поезд — зеленый, веселый, как май. На прощанье ленинградка подарила Анне цветы, взяла ее адрес и, уже стоя в дверях вагона, смеясь, звонко крикнула:
— Ничего, все обошлось. Будем жить! Ведь мы — русские, нас не сломишь! — и в ее карих глазах Анна видела непобедимый блеск жизни и силы. Обе встречи врезались Анне в сердце и теперь пришли на память.
…В полночь, когда месяц высоко поднялся в небо, мать вышла на улицу, прислонилась к углу саманной избы и долго смотрела на запад, будто хотела увидеть багровое зарево войны. Губы ее шептали:
— Не?люди… Не?люди окаянные! Вы хотите отнять жизнь, если ее дала мать?! Народ что скажет? Народ не даст матерей в обиду… Нет, не даст! И пусть все дети матерей живут с миром — на веки вечные. Пусть живут!
Читайте также
Александр Щёголев Вать машу! Рассказ о чистой силе
Александр Щёголев
Вать машу!
Рассказ о чистой силе
На основе событий, произошедших с реальными
Чем сердце успокоится
Чем сердце успокоится
Людмила Улицкая. Зелёный шатёр: Роман. — М.: Эксмо, 2011. — 592 с. — 200 000 экз.Новый роман Людмилы Улицкой называется «Зелёный шатёр». Женщины в нашей редакции уже стоят за ним в очереди. Всё-таки книжки сегодня покупать дорого. Лучше потерпеть, если есть
Александр Филиппов ЛИСТЬЯ ОСЕННИЕ Рассказ
Александр Филиппов
ЛИСТЬЯ ОСЕННИЕ
Рассказ
И была осень — слякотная, туманная в городе. Холодный северный ветер повеял уже зимним, снежным, и хорошо было в эту пору там, в лесу — но город не умел хранить осенней красы. Опавшие листья подметали, валили в кучи вдоль мокрых
СЛОВО МАТЕРИ
СЛОВО МАТЕРИ
Мой ребенок играет на теплой земле,Осененной ветвями дубравы.Он родился в счастливой и дружной семье —В справедливейшей нашей державе.Все, что создано нами, — все для него.Для него эти нивы и рощи.Пароходы на Волге. Мосты над
Александр Петрин ПРЕСТИЖНАЯ ПРОЦЕДУРА Рассказ
Александр Петрин
ПРЕСТИЖНАЯ ПРОЦЕДУРА
Рассказ
В наш реактивный век все труднее становится соблюдать престиж: то один тебя обскачет, то другой! Не успеешь завести белый телефон — у Марцинниковых уже черная ванна и академический Чехов… Поменяешь ванну и Чехова, а мадам
Успение праведной Анны — матери богородицы 25 июля (7 августа)
Успение праведной Анны — матери богородицы 25 июля (7 августа)
Через два года после переселения в Иерусалим умерла и Анна. В память ее смерти церковь установила специальный праздник — успение праведной Анны, матери богородицы. Легенда о жизни богоотцов Иоакима и Анны и
ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ
ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ
В настоящее время русская православная церковь чтит одних только «чудотворных» икон божьей матери 190*, а всего в календаре православной церкви насчитывается 262 праздника в честь икон девы Марии.По количеству икон и числу праздников в их честь культ
Праздники в честь Казанской иконы божьей матери
Праздники в честь Казанской иконы божьей матери
Одной из наиболее чтимых является Казанская икона божьей матери. В ее честь православная церковь отмечает два праздника: 8(21) июля празднуется так называемая Казанская летняя и 22 октября (4 ноября) Казанская осенняя (Помимо
Праздники в честь Смоленской иконы божьей матери
Праздники в честь Смоленской иконы божьей матери
Русская православная церковь установила в честь Смоленской иконы божьей матери два праздника (Помимо этого, православная церковь чтит 10 так называемых «списков», т. е. копий Смоленской иконы. Праздники в честь этих
Праздники в честь Владимирской иконы божьей матери
Праздники в честь Владимирской иконы божьей матери
Владимирская икона божьей матери относится к числу наиболее почитаемых. В ее честь православная церковь установила три праздника. Церковная легенда приписывает написание иконы не кому-нибудь, а самому евангелисту
Почаевская икона божьей матери
Почаевская икона божьей матери
8(21) сентября православная церковь отмечает праздник в честь Почаевской иконы божьей матери. Эта «чудотворная» иконка специализируется на «излечении» глазных болезней. Место хранения иконы — Почаевская обитель — существует и поныне.
Праздники в честь икон Иверской божьей матери
Праздники в честь икон Иверской божьей матери
В честь Иверской иконы божьей матери церковь отмечает ежегодно три праздника: 12(25) февраля, 13(26) октября и во вторник пасхальной недели. Согласно церковной легенде, одна благочестивая вдова, жившая в IX в. в городе Никее, спасая
Тихвинская икона божьей матери
Тихвинская икона божьей матери
История появления Тихвинскои иконы божьей матери очень напоминает историю Иверской иконы, являясь ее русским вариантом.В 1383 г. над водами Ладожского озера «чудесно» появилась икона божьей матери и в лучезарном свете, двигаясь по воздуху,
16. «Счастливая Москва» и архетип матери в советской культуре 1930-х годов
16. «Счастливая Москва» и архетип матери в советской культуре 1930-х годов
По мнению Иосифа Бродского, такие писатели, как Бабель, Пильняк, Олеша, Замятин, Булгаков или Зощенко, лишь играли с советским языком, в то время как Андрей Платонов «сам подчинил себя языку эпохи»[486].
Тема: Сердце матери
п.
Хинганск
2020г
Тема:
Сердце матери
Цель: развитие
ценностного отношения школьников к традиции почитания матери в культуре народа.
Задачи:
1.
Актуализировать проблему сочувствия и сопереживания матери;
2.
Привлечение внимания школьников и родителей к проблеме почитания
матери;
3.
Формирование коммуникативной компетентности школьников через организацию
групповой и коллективной деятельности;
4.
Организация исследовательской деятельности детей по предложенным
направлениям;
Технология:
этический диалог, критического мышления.
Методы: словесный,
наглядно-демонстративный, частично-поисковый
Формы деятельности: коллективные
и групповые
Ожидаемые результаты:
Личностные
результаты:
— актуализация проблемы сопереживания и сострадания матери;
—
понимание роли матери в жизни каждого человека;
— осознание собственной положительной или негативной роли в эмоциональном
состоянии другого человека на примере матери;
— развитие доброжелательности, отзывчивости;
— формирование навыков осмысления собственного поведения, личной
ответственности за свои поступки;
Метапредметные результаты:
— осознанное построение речевых высказываний;
— формирование умения работать в паре, готовности слушать собеседника,
принимать его точку зрения, вести диалог;
— использование логических операций анализа, сравнения, рассуждения,
доказательства.
Предметные результаты:
— принятие норм поведения в общении с матерью
Оборудование:
видеопроектор, карточки для групповой работы, учебник, презентация к уроку.
Ход
урока
1.Организационный момент.
2. Вступительное слово
(Звучит
музыка.)
За день до
рождения ребенок обратился к Богу:
– Я очень боюсь! Я совершенно не знаю, зачем я нужен в этом мире? Кто мне будет
помогать в сложных ситуациях и любить, что бы со мной ни произошло?
Бог ответил:
– Я подарю тебе Ангела, он всегда будет рядом с тобой. Он будет охранять тебя
от всех бед. Он хранитель семейного очага.
– А как же его зовут? – спросил ребенок.
– Неважно, как его зовут. Ты будешь называть его “МАМА”!
Учитель: Слово “ МАМА”. Сколько тепла таит это слово. Этим словом
называют самого близкого, дорогого и единственного человека!
Мама: Я
буду успокаивать тебя, когда тебе будет страшно.
Я буду качать тебя в колыбели, когда ты будешь совсем маленьким.
Я согрею тебя своим дыханием, когда тебе будет холодно.
Я научу произносить тебя первое в твоей жизни слово “ МАМА”.
Мама:
Я – мама. Это много или мало?
Я – мама. Это счастье или крест?
И невозможно все начать сначала,
И я молюсь теперь за то, что есть.
За плач ночной, за молоко, пеленки,
За первый шаг, за первые слова.
За всех детей. За каждого ребенка.
Я – мама! И поэтому права!
Я – целый мир. Я – жизни возрожденье.
И я весь свет хотела бы обнять.
Я – мама. Мама! Это наслажденье
Никто не в силах у меня отнять!
3. Объявление темы урока.
Учитель: Ребята,
сегодня наш урок мы посвятим самой замечательной и любимой женщине всех народов
— Матери. А чтобы определить тему сегодняшнего разговора предлагаю послушать
притчу.
Притча. Большая красавица
береза росла в лесу с тремя маленькими дочками тонкоствольными березками.
Своими раскидистыми ветвями Береза мать защищала дочек от ветра и дождя. А
жарким летом — от палящего солнца. Березки быстро подрастали и радовались
жизни. Рядом с мамой они не боялись ничего.
Однажды в лесу разыгралась сильная гроза.
Гремел гром, на небе сверкали молнии. Маленькие березки трепетали от страха.
Береза крепко обняла их ветвями и стала успокаивать: «Не бойтесь, молния не
заметит вас за моими ветвями. Я — самое высокое дерево в лесу».
Не успела Береза мать договорить, как
раздался оглушительный треск, острая молния ударила прямо в Березу и опалила
сердцевину ствола. Береза, помня о том, что должна защищать своих дочек, не
загорелась. Ливень и ветер пытались повалить Березу, но она все-таки стояла. Ни
на минуту Береза не забывала о своих детях, ни на минуту не ослабила свои
объятия. Только когда гроза прошла, ветер стих, а над умытой землей снова
засияло солнце, ствол Березы покачнулся. Падая, она прошелестела своим детям:
«Не бойтесь, я не ухожу от вас. Молнии не удалось разбить мое сердце. Мой
поверженный ствол зарастет мхом и травой, но материнское сердце не перестанет
биться в нем никогда». С этими словами ствол Березы матери рухнул, не задев при
падении ни одной из трех тонкоствольных дочек.
С тех пор вокруг старого пня растут три
стройные березки. А возле березок лежит заросший мхом и травой ствол. Если вы
набредете в лесу на это место, сядьте отдохнуть на ствол Березы — он
удивительно мягкий! А затем закройте глаза и прислушайтесь. Вы, наверняка,
услышите, как бьется в нем материнское сердце.
М.Скребцова
А)
Построение логической цепочки развития мысли.
–
Где росла красавица берёза?
–
От чего защищала Берёза-мать своих дочерей?
–
Что случилось в лесу?
–
Как вела себя Берёза-мать во время грозы?
–
Почему Берёза-мать смогла выстоять в жестокой схватке с грозой?
–
Вокруг чего с тех пор растут три берёзки?
Что можно услышать, если присесть на ствол берёзы.
–
Найдите и прочитайте строки, в которых, по вашему мнению,
заключена основная мысль притчи.
–
Как вы думаете, почему мама всегда защищает своих детей?
–
Как бы вы озаглавили этот текст? Сердце матери — это
тема нашего урока.
–
Б) Обращение к
личности ребёнка.
–
А вы как можете защитить маму?
–
Тему нашего урока нельзя понять только словами. Поэтому я даю вам
другие средства познания. Они называются чувствами и мыслями. Мы рассмотрим
взаимоотношения между вами и самым дорогим человеком – матерью.
4.Проект «Книга о маме»
Ученик: Целый месяц мы
трудились над проектом “ Книга о маме». Книга посвящена празднику День Матери.
Мы старались, чтобы успеть подготовиться к сегодняшнему уроку. И сейчас подведем
итог нашей работы и представим результат, который у нас получился. Представим
разделы нашей книги. Предисловие… Содержит информацию об истории
создания праздника День Матери.
Женя Нет,
наверно, ни одной страны, где бы не отмечался День матери. В России День матери
стали отмечать сравнительно недавно. Указом президента Российской Федерации
Б.Н. Ельцин № 120 «О Дне Матери» от 30 января 1998 года, он празднуется в
последнее воскресенье ноября, воздавая должное материнскому труду и их
бескорыстной жертве ради блага своих детей.
Маша
По некоторым источникам традиция празднования Дня
Матери берет начало еще в Древнем Риме, здесь почитали Великую Мать – богиню,
матерей всех богов. Также известно, что в Англии XV века отмечалось так
называемое «Материнское воскресенье» — четвертое воскресенье Великого поста,
посвященное чествованию матерей по всей стране. 12 декабря 1912 года была
создана Международная Ассоциация Дня Матери с целью распространения
сознательного празднования этого дня.
Украина – во второе воскресенье мая;
США — во второе воскресенье мая;
Германия — во второе воскресенье мая;
Турция — во второе воскресенье мая;
Япония — во второе воскресенье мая;
Франция – в последнее воскресенье мая;
Аргентина – в октябре;
Белоруссия – 14 октября;
Индия – в октябре;
1 группа
Наша группа трудилась над разделом «Я гимн матери пою..». Здесь мы разместили
стихи и песни о мамах.
2 группа А
мы собирали материал для раздела « Самая прекрасная из женщин». В него
вошли пословицы и высказывания о мамах.
Учитель:
Давайте проверим ваши знания по двум разделам.. Внимательно ли вы выполняли
задания ,трудясь над разделами.
–
Трепетное, уважительное отношение людей к образу матери, ее
чувствам легко понять по народному творчеству: пословицам, поговоркам, сказкам.
Мудрость мусульман гласит: Если одновременно позовут тебя отец и мать, то
прежде подойди к матери.
Перед вами фрагменты русских народных пословиц. Дополните пословицы,
объясните их смысл.
Работа
в парах
Лучше нету … , чем родная
матушка.
При солнышке тепло, при …. добро.
Материнская молитва со …. достанет.
У дитятки заболит пальчик, а у матери …
— Какие высказывания,
пословицы о матери подобрали? Объясните смысл высказываний ?
Без
матери нет ни поэта, ни героя. (М. Горький)
Любовь
к Родине начинается с любви к матери. (Ю. Яковлев)
Мать
– самое уважаемое, что ни есть в жизни. (В. Шукшин)
Добро
в сердцах и делах детей – это счастье матери. Зло – ее
горе. (Сухомлинский)
Сердце
матери – неиссякаемый источник чудес. (П. Беранже)
Мать кормит
детей, а земля людей.
Сердце
матери лучше солнца греет.
Учитель: В
разделе: «Ты одна такая – любимая и родная» нашей
книги вы оформили информацию о своей маме. Сейчас вы поделитесь ей. (
выступления детей)
5.
Закрепление материала.
— Сколько у каждого
человека может быть Матерей?
—
Отгадайте загадку: У меня, молодца, пять матерей, шеста — матушка
1.Родная
мать.
2.
Пресвятая Богородица
3.
Мать — сыра земля
4.
Родина-мать
5.
Крёстная мать
6.
Мать-церковь
(Дети
узнают, что у человека может быть 6 матерей и одна из них Церковь)
—
Во все времена, у всех народов Земли, у людей разных вероисповеданий
образ матери был священным за её лучшие душевные качества. Православные
христиане на русской земле почитали Матерь Божию – святую, родившую сына
Божьего Иисуса Христа. Например, к иконе Казанской Божьей Матери православные
обращались с молитвами о здоровье, благополучии, о победе над врагами земли
русской.
—
Вспомните, обижали ли вы когда-нибудь свою маму?
—
Всегда ли у вас хватало мужества признать свои ошибки и искренне
попросить у мамы прощения? Поэтому дома предлагаю Вам написать письмо, в
котором попросите прощение у мамы.
—
Мать и дитя – неразрывные понятия. С той самой секунды, когда маленький
ребёнок появляется на свет, он становится главным человеком в жизни матери.
Мама дарит жизнь, она учит, оберегает, советует, помогает, иногда ругает, но
при этом всегда безмерно любит.
—
А советом для нас пусть станут строки из стихотворения Виктора Гина.
Учащиеся: Всегда
легко обидеть мать.
Она обиду не заметит.
И только может вам сказать —
«Не простудись, сегодня ветер».
Любите люди матерей,
им в этой жизни мало надо.
Любовь и преданность детей
для них превысшая награда!
А сердце матери – оно
одно
С тобою вместе плачет и рыдает,
И нам того понятья не дано,
Как матери за нас порой страдают;
А сердце матери –
единственный ответ,
На все вопросы, таинства всей жизни,
И не забыть нам мудрый тот совет,
Что мать дала на Родине-Отчизне;
А сердце матери, когда ты
вдалеке —
Оно как компас правильный и точный,
И ты шагаешь бодро, налегке –
Оно укажет путь твой непорочный;
А
сердце матери хранит от всех скорбей,
Всегда с тобой идёт и неделимо,
Смотри его небрежно не разбей,
Оно навек одно, неповторимо;
А сердце матери –
честнейшее из всех,
Оно всегда желает нам удачи,
С его любовью ждёт во всём успех,
Спеши утешить, когда мама плачет;
Но ты порой пройдёшь и с
холодком,
Сердечных мук совсем не замечаешь,
Запомни: сердце матери одно,
Ты за него пред Богом отвечаешь!
Учитель: Что испытывает Сердце Матери? Какое
оно сердце Матери? Подберите эпитеты. ( у детей сердце —
сделать запись о сердце мамы)
6.
Рефлексия: сочинить синквейн о маме ( в паре)
Вывод:
– Ребята,
анализируя притчи, слушая стихотворения, работая в паре, какой вывод можно
сделать о матери, как надо к ней относиться.
– Как
теперь вы будете строить отношения с мамой?
– У
вас впереди много лет жизни, которые вы проведете с мамой. И от вас во многом
будет зависеть, какими чувствами наполнится её сердце.
Клип о маме
Сердце матери
Повесть в рассказах
о Марии Александровне Ульяновой
Дорогие читатели!
Перед нами повесть писательницы З.И.Воскресенской «Сердце матери» — о жизни матери Владимира Ильича Ленина, Марии Александровне Ульяновой, и семье Ульяновых.
Зое Ивановне Воскресенской принадлежат книги о Ленине: «Сквозь ледяную мглу», «Встреча», «Утро», «Костры», а также повесть «Надежда» — о Надежде Константиновне Крупской; художественно-публицистические книги: «Слово о великом Законе», «Дорогое имя», «Поездка в будущее» и рассказы об октябрятах и пионерах разных поколений — «Девочка в бурном море», «Ястребки», «Консул» — роман о советских дипломатах.
По книгам З.И.Воскресенской поставлены кинофильм «Сквозь ледяную мглу», кинодилогии «Сердце матери», «Верность матери», кинофильм «Надежда», получившие широкое признание у нас и за рубежом.
Писательница Зоя Ивановна Воскресенская — лауреат Государственной премии СССР и премии Ленинского комсомола.
Мама!
Самое прекрасное слово на земле — мама.
Это первое слово, которое произносит человек, и оно звучит на всех языках мира одинаково нежно.
У мамы самые добрые и ласковые руки, они всё умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце — в нем никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остается равнодушным.
И сколько бы ни было тебе лет — тебе всегда нужна мать, ее ласка, ее взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.
«Мамочка!» — ласково называл Владимир Ильич свою мать в детстве.
«Дорогая мамочка», — обращался он к ней в письмах из тюрьмы, из ссылки, из эмиграции.
«Берегите нашу мамочку, не оставляйте ее одну», — напоминал он сестрам и брату.
Мать Владимира Ильича Ленина, Мария Александровна Ульянова, прожила большую жизнь: восемьдесят один год.
Она не состояла в организации революционеров, царские жандармы не заключали ее в тюрьму, не угоняли в ссылку. Но она воспитала всех своих детей революционерами, пошла за ними, стала их верным единомышленником и на склоне лет могла сказать: я горжусь своими детьми!
Дети ей отвечали любовью, вниманием и заботой.
В Ленинграде, на Волковом кладбище, на могиле Марии Александровны всегда живые цветы. Люди приносят их в знак благодарности и глубочайшего уважения к великому жизненному подвигу этой замечательной русской женщины, подарившей миру его гения — Владимира Ильича Ленина.
НА СТАРОМ ВЕНЦЕ
Волга течет на юг, Свияга — на север. Четыреста верст упрямо пробирается Свияга рядом с великой рекой, увлекая за собой мелкие речушки, прокладывая свою дорогу к неведомому морю. Но за Казанью Волга преграждает ей путь. Некуда деваться своенравной реке, она смиряется, и теперь уже Волга несет ее воды обратно на юг.
Между Волгой и Свиягой раскинулся город Симбирск.
На Старом Венце, что кручей взвился над Волгой, в конце Стрелецкой улицы стоит двухэтажный деревянный дом и из-под насупленных резных наличников всеми окнами смотрит на Волгу.
В этом доме на втором этаже живет семья директора народных училищ Ильи Николаевича Ульянова. Старшей дочке Ане одиннадцать лет, и она главная помощница у мамы: накрывает на стол, моет посуду, нянчится с годовалым братишкой Митей. Саше — девять. Но он рослый, сильный мальчик, может и воды из колодца принести, и нащепать лучины для самовара. И еще есть обязанность у Ани и Саши — присматривать за младшими: братишкой Володей и сестренкой Олей. Оба быстрые, шустрые, не ходят, а летают; глаза устанут следить за ними, особенно за Володей.
Мама больше всего боится, чтобы Володя не прошмыгнул за калитку. Однажды чуть не случилась беда. Аня с Сашей были в гимназии, мама хлопотала на кухне. Выглянула во двор — нет Володи. Выбежала за ворота и чуть не упала от страха. Младший сын ее сидел на дороге и играл в камешки, а прямо на него неслась, раскосив налитые кровью глаза, чем-то напуганная лошадь. Володя и крикнуть не успел, почувствовал только, как его обдало жаром, перед глазами мелькнули копыта. Лошадь перескочила через мальчика и поскакала дальше. Мама схватила малыша и плакала и смеялась. И с тех пор всегда волнуется, когда Володя исчезает. А двор у дома крохотный, пыльный, обсаженный редкими акациями. Единственное развлечение — качели.
Аня с Сашей заняты делом — начались занятия в гимназии; они сидят в комнате, готовят уроки. А Володя с Олей качаются на качелях. Володе хочется взлететь высоко-высоко и через забор увидеть светлые воды Волги.
Лицо у Володи разгорелось, на носу ярче выступили веснушки, кудри прилипли ко лбу. У Оленьки разметалась коса, и бант, как цветок, голубеет в пыли под качелями.
— Я вижу Волгу! — кричит Володя. — Я вижу ее уже до середины!
Он приседает, сильно толкает доску — Оля на другом конце взлетает вверх, визжит от страха и восторга, поворачивает голову назад: ей тоже хочется увидеть Волгу.
Мама вышла на крыльцо, подозвала малышей к себе, усадила рядом на ступеньку в тени, чтобы остыли, отдохнули. Раскрыла книжку с картинками. Брат и сестра сидят не шелохнувшись, глядят то на картинки, то на мамино лицо и, зажав коленями ладошки, поеживаются, когда мама читает что-то страшное, или весело хохочут — когда смешное.
— А теперь давай играть в буквы, — просит Володя.
Мама вытаскивает из коробки картонные буквы:
— Это буква «М», а это «А». Приложим одну к другой. Вышло «МА». И еще раз «МА» — получилось «МАМА».
— Вот и я угадала буквы! — Оля проворно складывает слово.
— Тебе, Олюшка, рано учиться, — ласково говорит мама. — Володюшка у нас уже взрослый, ему пять лет.
Но Оля всегда делает то, что делает брат.
И вот уже оба разыскивают буквы и составляют волшебное слово «МАМА».
— Показывай другие буквы, — торопит Володя.
Но мама посылает их играть в кубики. Хватит заниматься науками.
Сделано большое открытие. Теперь слово «мама» можно смастерить из стручков акации, начертить палочкой на песке. Оля выкладывает слово из кубиков. Володя подобрал у крыльца кусочек угля, зажал его в кулаке и думает, где бы ему написать это слово, чтобы всем было видно.
Подошел к калитке, нажал плечом. Калитка слегка скрипнула и распахнулась. Страшно и интересно. Страшно потому, что налево за высокой каменной стеной стоит тюрьма. Там всегда что-то скрежещет, звякает, оттуда всегда слышатся грубые окрики и печальные песни.
Интересно потому, что впереди Волга — широкая, сверкающая, и в нее смотрится солнце. Рыбачьи лодки, как семечки, рассыпаны по воде, а между ними дымит, пыхтит, вспенивает воду белый пароход.
Володя перебежал площадь. Узкая тропинка огибает утес и извилистой лентой спускается вниз. Володя приподнялся на цыпочки, аккуратно начертил угольком на камне большие буквы «МАМА».
Теперь это слово, наверно, увидят и на другом берегу. Спуститься бы и посмотреть снизу. Ну, всего несколько шагов…
Сверху с удочками на плечах мчались мальчишки, взбивая ногами клубы пыли, и Володе захотелось с ними. В воду он не полезет. Это мама с папой строго-настрого запретили. Но посмотреть снизу на утес и самому прочитать «МАМА» можно? Совсем близко увидеть пароход тоже интересно! А если ловко бросить камешек, то он полетит над водой и будет ронять светлые круги и в центре самого большого круга исчезнет. А если поставить ногу к самому краешку воды, то волна лизнет носок сандалии, и он заблестит, как начищенный…
Вот она, Волга, где-то далеко-далеко, на другом краю, соединяется с небом. А здесь, у берега, наверное, и папе будет с ручками.
— Ну что ж, Ксюш, я ведь обещала рассказать тебе интересную историю? Ты готова?
В ответ девочка кивнула головой, улыбнулась и посмотрела на бабушку голубыми глазками.
— Тогда сядь поудобнее и слушай. Стоял дождливый день, ставший привычным для жителей города. Обычные будни. Все куда-то спешат, суетятся. Сигналят, перебивая шум дождя, машины, стоящие в бесконечных пробках. Все какое-то серое, надоедливое. Люди, скрываясь от ливня, прячутся в магазинах, на остановках. Каждый озабочен своими проблемами, и никто не обращает внимания на маленького мальчика, лет шести-семи, забившегося в угол подземного перехода. Мальчик легко одет, очень измотан и голоден. В его больших голубых глазах застыла обреченность.
Три дня назад он потерял родителей.
Никто не знает, когда пробьет его последний час, ведь так? В тот страшный день ребенок сидел на остановке, ожидая своих родителей. Они должны были забрать его по дороге с работы. Их семья была небогатой, зарплаты родителей еле хватало на самые необходимые вещи.
В непрерывном потоке машин мальчик увидел долгожданный автомобиль и помахал родителям рукой. Но в этот краткий миг мир ребенка рухнул. На его глазах в машину родителей врезался летевший навстречу грузовик. Легковушку буквально разорвало на части. Отчаянный крик ребенка потонул в окружающем шуме. Прибыла полиция, скорая, собралась толпа народа. А мальчик, пребывая в шоке и до конца не осознавая случившееся, не видя окружающий мир из-за застилающих глаза слез, бросился бежать.
И вот, три дня спустя он сидел в подземном переходе. У него ни на что не хватало сил, он не знал что делать, все было как во сне. Ему было все равно на всё и на всех до тех пор, пока его внимание не привлекла одна женщина, которая села на ступеньки рядом с ним.
Эту женщину сегодня выписал из больницы, несколько дней назад она потеряла ребенка. Более того, врачи сообщили ей, что она больше не сможет иметь детей. Ей казалось, что жизнь больше не имеет никакого смысла. Так же как и мальчик, она выглядела измотанной, измученной. Лицо ее было опухшим из-за трех дней непрерывных слез и бессонных ночей. Все это время она не пила и не ела, не чувствуя голода, который заглушала сердечная боль.
Мальчик, еле находя в себе силы, приподнялся и посмотрел на нее. На лице женщины вновь, непроизвольно, появились слезы.
— Теть, — медленно, очень тихим и слабым голосом сказал ребенок, — почему Вы плачете?
Женщина повернула голову и увидела большие печальные небесно-голубые глаза. Пару секунд она не могла оторвать от них свой взгляд, но, наконец, ответила:
— Я потеряла своего ребенка… — ответила она, и горькие слезы снова наполнили ее глаза.
— Хотите, я помогу его найти? – спросил мальчик, будто бы оживившись.
— Его уже никто не сможет найти. Он очень далеко.
Тут женщина обратила внимание на то, как легко был одет мальчик.
— А почему ты тут сидишь? Тебе не холодно?
— Холодно и я скучаю по маме.
— А где твоя мама?
— Не знаю, я очень хочу к ней…
— Ксюш, тебе интересно, что было дальше? – бабушка погладила девочку по щеке. Глаза девчушки блестели и, шмыгнув носом, она закивала.
— Мальчик, — продолжила бабушка, — рассказал о том, что случилось с его семьей. Женщина теперь уже плакала от жалости к бедному ребенку.
«Он остался один, он сирота!» — в ее голове крутились лишь эти слова.
— Слушай, ты голоден? – спросила она.
— Я уже долго ничего не ел…
— Мой хороший, давай я тебя накормлю? – сказала женщина, протягивая ему руку. — Вставай, вставай. Я живу неподалеку отсюда. Пойдем, приготовлю тебе что-нибудь вкусненькое.
Мальчик был очень ослаблен, но взял ее руку не из-за этого. Почему то он доверял ей, она напомнила ему маму. Те же добрые глаза, мягкие руки…
Они пошли домой, взявшись за руки.
Так прошло несколько дней. Женщина навела справки про мальчика, оказалось, что он остался круглым сиротой. Люди настаивали, чтобы она отдала его в детский дом.
Но однажды, сидя за столом во время обеда, мальчик случайно назвал ее мамой.
— Как ты меня назвал? – с надеждой на то, что ей не послышалось, переспросила женщина.
— Мама… Извините, я случайно, — сказал мальчик, вздохнув.
— А ты хотел бы меня все время так называть?
Ни минуты не раздумывая, мальчик выкрикнул:
— Да, я очень этого хочу!
— Родной мой! – сказала женщина и прижала его к свой груди. — Обещаю тебе, я сделаю все, чтобы ты был счастлив!
Мальчик, по щекам которого потекли слезы, так крепко прижался к ней, что услышал биение ее сердца, ставшего родным…
— Бабушка, бабушка, а что было дальше? – спросила Ксюша, завороженная рассказом.
В этот момент в двери появился высокий мужчина с яркими, голубыми, как небо, глазами.
— Папа, папочка! Привет! Я очень скучала! – Ксюша кинулась к отцу.
— Привет, моя хорошая, — взяв на руки и поцеловав дочку, мужчина подошел к пожилой женщине, которая потянулась ему на встречу. – Здравствуй, мам.
Женщина, заглянув в глаза сына, с годами не утратившими своей яркости, крепко обняла его, почувствовав стук родного сердца.