Рассказ семеро храбрецов братья гримм

идем мы в гости к братьям грим-литературная викторина. бременские музыканты госпожа метелица семеро храбрецов храбрый портной заяц и еж молодой

«Идем мы в гости к братьям Грим»-Литературная викторина.

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/10/5831_bc380d6b62923be490a76dcfea1b7ff8.jpg

 «Бременские музыканты»
«Госпожа Метелица»
«Семеро храбрецов»
«Храбрый портной»
«Заяц и еж»
«Молодой великан»
«Три змеиных листочка»
«Золотой гусь»
«Три перышка»
«Король-лягушонок»
«Дружба кошки и мышки»
«Гензель и Гретель»
«Соломинка, уголёк и боб»
«Мальчик с пальчик»
«Волшебный горшочек»
«Одноглазка, двуглазка и трехглазка»
«Бременские музыканты»
«Спящая красавица»
«Рапунцель»
«Вор и его учитель»
«Стоптанные туфельки»
«Шесть лебедей»

 

В начале XIX века в маленьких городах и селах Германии можно было встретить двух молодых людей, которые расспрашивали о чем-то местных жителей. Что же они искали? Клад, который хотели отыскать эти два господина, роясь в древних манускриптах, расспрашивая людей во всех уголках страны, таился не в земле. Имя этому кладу — народные сказки. Сказки с феями и великанами, остроумными простаками, принцами и принцессами и, конечно же, с королями.
Вот как сам Якоб говорил о своём занятии:«Сейчас самое время собирать и спасать старые предания, чтобы они не испарились, как роса под жарким солнцем, не погасли, как огонь в колодце, не умолкли навеки в тревогах наших дней»
Путешествуя по родному краю, братья записывали сказки со слов сельских и городских жителей.За 10 лет братья Гримм собрали больше двухсот сказок.
И в 1812 году решили их напечатать. Эти книжки назывались «Детские и семейные сказки». Король Дроздовик, король с Золотой горы, король из сказки «Белая змея», король из сказки «Удачная торговля» — вот их сколько, поселившихся в сказках, собранных немецкими учеными братьями Гримм, Якобом и Вильгельмом.

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/10/5831_f253dd8228b89125b5f4d96ab75d3ec5.jpg

Якоб и Вильгельм Гримм родились в Берлине, в семье чиновника. Получили юридическое образование в Марбурге, служили в Берлинском университете профессорами. Создали «немецкую грамматику» и словарь немецкого языка.Семья их была очень дружной. У Якоба и Вильгельма было ещё трое братьев и сестра. Родители очень часто устраивали детям семейные праздники.
24 февраля 2016 года исполнилось 230 лет со дня рождения Вильгельма Гримма, младшего из братьев – сказочников.
Сказки братьев Гримм были переведены на многие языки мира, в том числе и на русский язык. В России сказки братьев Гримм узнали в середине XIX века и сразу же их полюбили. Книжки издавались огромными тиражами, позднее по ним снимались фильмы, мультфильмы, ставились спектакли.
Братья Гримм написали немало научных трудов, но прославили ученых именно три сборника бережно собранных немецких народных сказок. И хотя Вильгельм и Якоб сами сказок не сочиняли, а только обрабатывали записанное, в знак особой благодарности народные сказки, сохраненные ими, стали повсюду называть «Сказками братьев Гримм».

ВИКТОРИНА

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/10/5831_8b878144b1dfd101cd46c1c1da577cd3.jpg

1. В каком веке родились братья? ( В XVIII веке)
2. В какой стране жили братья?( В Германии)
3. Как звали братьев?( Вильгельм и Якоб)
4. Назовите сказки братьев Гримм (Ответы детей)
5. 0 чем поспорили заяц и еж в сказке «Заяц и еж»? (Кто кого обгонит.)

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/10/5831_3942aa8c8116e7253714d1fd75db0e57.jpg

6. Чему учит сказка «Заяц и еж»? (Не хвастай своими достоинствами, не высмеивай недостатки других, иначе найдется тот, кто посмеется над тобой.)
7. За что старый седой человечек из сказки «Золотой гусь» наградил парня золотым гусем?
(За его доброе сердце и щедрость.)

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/10/5831_b066715db3b3670819108592c8cb943f.jpg

8. Какие слова вышил на своем поясе портной Ганс из сказки «Храбрый портной»?
(«Когда злой бываю, семерых убиваю».)

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/10/5831_1830b7791d6bbf2a572278313a21f32f.jpg

9. Какие слова нужно было произнести, чтобы волшебный горшочек перестал варить кашу?
(«Раз, два, три, Больше не вари!»)

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/10/5831_8bddd313642b942e88ae51980602281d.jpg

10. Кто из бременских музыкантов играл на скрипке?(Кот)

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/10/5831_38faa184e00ec1f41f9c251f91c98d45.jpg

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/10/5831_29762f2519b247749b1cf4608441d6c1.jpg

11. В сказке «Гензель и Гретель» дети подошли к избушке, которая была сделана из хлеба, а крыша из пряников. Из чего были сделаны окошки в этом домике? (Из сахара)

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/10/5831_9c8ce88717cf6fe4487f3c7cc0a8b11a.jpg

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/10/5831_ff2190c20e98c36a6a54601e3aeaa2c6.jpg

12. Какой ниткой портной зашил боб (сказка «Соломинка, уголь и боб»)? (Черной)

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/10/5831_08d373c347d131aeaecb9b7fdd0bf79a.jpg

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/10/5831_72232483f5db3cbb175264a3d64ee721.jpg

13. Кто заколдовал прекрасного принца в сказке «Краснозорька и Белоснежка»?(Маленький карлик)

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/10/5831_1d1392ab8f64ffef19561741b11322da.jpg

14. Какой предмет уронила королевская дочка в колодец в сказке «Король-лягушонок» или «Железный Генрих»? (Золотой мяч)

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/10/5831_c9875f166cce51056cc80d4003a6e198.jpg

15. За кого король выдал замуж свою высокомерную дочь в сказке «Король Дроздобород»?
(За бродячего музыканта)

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/10/5831_aced0fcdf4bf0a07e11377ebbb881d82.jpg

16. Как отблагодарили сапожник с женой маленьких человечков(сказка «Маленькие человечки»)? (Сшили для них одежду и сделали башмачки)

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/10/5831_b0edc00d602f4481fc9da1b59fbc6667.jpg

17. Как звали дочку короля, которая была «Бела, как снег, румяна, как кровь, и такая черноволосая, как черное дерево»? (Белоснежка)

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/10/5831_a02272bc432c4698a33777e45570847b.jpg

18. С помощью какого предмета король находил дорогу к потаенному замку в лесной чаще, где жили его сыновья? (сказка «Шесть лебедей») (Волшебный клубок ниток)

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/10/5831_618b95bab896f4e0e74701dac46ca995.jpg

19. Что спрятали в церкви (кирхе) под алтарем кошка и мышка? (сказка «Дружба мышки и кошки») (Горшочек с жиром)

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/10/5831_f99fdda098ed0245478b1f2f8a0f7a49.jpg

20. К кому попала падчерица, спустившись в колодец за веретеном? (К Госпоже Метелице)

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/10/5831_53646ec9cb692cbf03a01c156e6c2c02.jpg
-Чему учат нас сказки братьев Гримм?
(Быть добрыми, помогать друг другу, не лениться, никого не обманывать, любить людей.)

Бывает трудно жить,
Приходит грозный час,
Но сказка — это нить,
Связующая нас.
Не в каждой сказке толк
Найдешь на первый взгляд.
Но в каждой сказке волк
Слабей, чем семь козлят.
Пойдем своей тропой,
А после поглядим:
Эрнст Август — кто такой?
А это? Братья Гримм!
Кто дружит с детворой
Всех стран и всех земель —
Курфюрст Вильгельм Второй?
Нет! Якоб и Вильгельм!
Исчез король давно,
Как мимолетный дым,
А ты откроешь том
И встретишь братьев Гримм.

В мире не так много памятников, которые поставлены не писателям, а их литературным героям.
Есть такой памятник и у героев братьев Гримм.


В Бремене стоит бронзовый памятник «Бременские музыканты».
На постаменте стоит осёл, на спине которого — собака, на её спине – кот, а на самом верху – петух.

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2016/10/5831_3a9435ebd6ee7cd665ae39888c397ad1.jpg

Сказка – это одно из самых доступных средств полноценного развития каждого ребенка.
Так было, есть, и будет еще много-много лет. Не стоит преуменьшать роль сказки в жизни детей – правильно подобранная сказка положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка, корректирует и улучшает его поведение, а также воспитывает уверенность ребенка в себе и в своих силах.
Сказка помогает расширить словарный запас ребенка, а также развить связную логическую речь. Благодаря сказкам речь детей становится более эмоциональной, образной, красивой. Эти волшебные истории способствуют общению, формируют умение задавать вопросы, конструировать слова, предложения и словосочетания.

«Сказка — это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений.» В. А. Сухомлинский

Конспект проведения урока литературного чтения  во 2 «Б» классе                                 (УМК «Начальная Школа 21 века»)

Тема:Братья Гримм «Бременские музыканты»

Цель:становление полноценного читателя, способного вступать в диалог  с автором с помощью художественного текста.

Задачи: 

— Вспомнить  литературоведческие понятия: сказка, герои. Формировать умение сравнивать, сопоставлять литературные явления; умение выделять ключевые слова; систематизировать необходимую информацию.

— Развивать умение работать со  сказкой; совершенствовать навык выразительного чтения.

-Воспитывать любовь к литературному чтению, к животным.

Универсальные учебные действия:

Личностные

— проявлять интерес к изучению темы; желание читать литературные сказки братьев Гримм, проявлять эмоционально-ценностное отношение к героям сказки;

— проявлять творческое отношение к оформлению отзыва о прочитанной сказке;

— проявлять понимание успешности при изучении темы;

Познавательные

— осуществлять смысловое чтение

— проводить поиск и выделение необходимой информации из различных источников

Регулятивные

— выполнять учебные действия в соответствии с алгоритмом

— выполнять взаимопроверку

— оценивать свою деятельность и деятельность работы группы

Коммуникативные

—  формулировать высказывание, мнение в рамках учебного диалога;

— адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания;

—  договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе;

  использовать речевые средства для представления результата деятельности;

Тип урока: ОНЗ

Оборудование: презентация, листочки для макета, карточки с заданиями.

Ход урока

1.Организационный момент. 1 мин

Вот и прозвенел звонок,

Начинается урок.

Очень тихо вы садитесь,

И работать не ленитесь.

2. Актуализация знаний. 2 мин

Прочитайте  тему сегодняшнего урока на слайде

ВСАБОЛРЕИЛМЕ ОНОИ СЕАКИ О Е

ИАМУОТЗИЫКАЛЬНТЮЫ

— Сегодня мы познакомимся со сказкой «Бременские музыканты» 3-4 мин

 Вызов (пробуждение у учащихся интереса к теме, вызов имеющихся знаний по теме). Прием «Верные и неверные утверждения» .

—  Я предлагаю поиграть в игру « Верите ли Вы, что…»

  1. У вас на парте лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на слайде.СЛАЙД  Цифрами я указала номера вопросов.
  2. Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли вы, что…».

3.Если вы верите, то во второй строке( показать) поставьте знак «+», если нет, то « — », если затрудняетесь, то знак ?

Верите ли вы, что…

1… это сказка авторская

2… сказку «Бременские музыканты» написали братья Гримм

3. …это  сказка о животных

4….  в  сказке есть вступление и концовка

5. ..   в этой сказке четыре  героя – животные

6. … сказка состоит из 6 частей

7…   отрицательные герои сказки — разбойники

8. ..  животные победили разбойников

9…. сказка Братьев Гримм напоминает  русскую народную сказку «Зимовье зверей»

— Какие вопросы вызвали затруднения? Назовите номера.

— Что необходимо выяснить на уроке?

(Постановка задач урока исходя из ответов детей.)

— Сегодня на уроке мы будем СЛАЙД

  1. читать вслух и молча
  2. определять жанр и тему произведения
  3. отвечать на вопросы по содержанию
  4. искать информацию о героях и их поступках

— Отложите листочки в сторону.

3.Открытие нового знания

Чтение сказки учителем с детьми. 10 мин

— Послушайте сказку. Читать сказку мне помогут ребята-  

 (Смирнова Лиля – слова осла, Климова Вероника — слова  собаки, Пошалова Даша – слова кота, Юмакова Даша – слова петуха, слова разбойника – Грибанов Илья)

(Чтение сказки учителем с детьми по ролям. Остальные дети слушают, учебники закрыты.)

Физкультминутка  

-Итак, все встали. Давайте немного поиграем, если я говорю

-осел, то вы играете на гитаре

-собака, то вы играете на барабане

-кот, то вы играете на скрипке

-петух, то вы машете крыльями

Беседа по содержанию сказки: 7-10 мин

-И если вы слушали внимательно, то без особых затруднений сможете ответить на мои вопросы!

Откройте учебники с. 53.

— Какая это сказка? – авторская.

-Назовите автора сказки- бр. Гримм

— Прочитайте вступление

— Прочитайте концовку

  1. Назовите героев сказки «Бременские музыканты»  (осел, собака, кот, петух, разбойник)
  2. Почему мельник выгнал Осла на улицу? Прочитайте.
  3. Как вы думаете,  какие чувства испытывал Осел, оказавшись на улице? (испугался)
  4. В какой город он решил отправиться? Прочитайте.
  5. Кого первым он встретил по дороге в Бремен? Какую историю она рассказала ослу? Прочитайте.
  6. Какую историю Ослу и Собаке рассказал Кот? Прочитайте.
  7. Какая беда случилась у Петуха?
  8. Как друзья нашли дом разбойников? Прочитайте

-А для того чтобы ответить на следующий мой вопрос вам необходимо взять на столе карточку с зеленым смайликом.  3 мин  

— Где легли спать главные герои сказки? Возьмите карандаш и соедините стрелками слова левого столбика со словами правого.

 (Самостоятельная работа детей)

— Проверьте  свои ответы по слайду.

Осел                во дворе на сене, Рассказ семеро храбрецов братья гримм

Петух               на воротах,

Собака             под дверью,

Кот                   на печи.

— Кто так выполнил задание, поднимите руку. Молодцы.

4.Закрепление изученного.

Продолжаем работать со сказкой

Игра «Кто сказал!» (5 мин)

— А сейчас поиграем с вами в игру, которая называется : «Кто сказал?».                    — Возьмите на столе карточки с синим смайликом.,

— На карточке написаны слова героев сказки. Ваша задача —  догадаться,  кому из героев сказки «Бременские музыканты» принадлежит данная реплика.

— Рядом напишите ответ – имя героя сказки. Работать будете в парах. Приступайте к работе. (3 мин)

 ( Самостоятельная работа в парах)

  1. «Пойдем со мной в город Бремен. Лаешь ты громко, голос у тебя хороший — ты будешь петь и в барабаны бить. А я буду на гитаре играть». _______Осел
  2. «Пожалей меня. Жила я у охотника, долго. По полям и болотам  за дичью для него бегала, а теперь стара стала, и задумал мой хозяин меня убить. Вот я и убежала от него, а что делать  дальше не знаю». _______ собака
  3. «Жил я у своей хозяйки, долго жил – ловил крыс  и мышей. А теперь стар стал, зубы у меня притупились, и захотела  моя хозяйка меня в речке утопить. Я и убежал из дому. А что  делать дальше — не знаю». _______кот
  4.  «Пожалейте вы меня, осёл, собака и кот. Завтра к  моим хозяевам гости приедут, и вот собираются  мои хозяева зарезать меня  и сварить из меня суп. Что мне делать?»_______петух
  5.  «Беда! В нашем доме поселились страшные великаны. Один мне все лицо копьем исцарапал, другой мне ножом ногу порезал, третий меня по спине дубинкой стукнул, а четвертый закричал мне вслед: «Держи вора!»_______разбойник

Проверяем

— Прочитайте слова собаки…осла… кота…  петуха… разбойника.

У кого такие ответы, поднимите руки! Молодцы!

5. Моделирование обложки (самостоятельная работа) (5 мин)

— На столе у вас лежат листочки, я вам предлагаю сделать модель обложки сказки «Бременские музыканты».

— Что вам поможет выполнить задание правильно? (памятка в тетради)

— Совершенно верно. Откройте памятку и приступайте к работе.

— Кто выполнит задание, поднимите руку, получите творческое задание… (подбери пословицу к сказке (написано три пословицы)

(Ученик, выполнивший задание раньше, поднимает руку, учитель поверяет и дает дифференцированное задание)

-Давайте сверимся со слайдом. У кого также поднимите руку. Молодцы.

-Расскажите, как вы делали модель обложки?

(вверху пишу имя автора — братья Гримм,

это сказка – рисую круг,

 о животных – закрашиваю коричневым цветом,

внизу обложки – название Бременские музыканты.)

(Отметка ребенку за ответ)

-(Лиля) выполнила творческое задание: подбирала пословицу к сказке. Какую пословицу ты выбрала и почему? (отметка – 3 уч.)

6.Итог урока. Рефлексия.

— Возвратимся к нашим вопросам в таблице. Снова  ответим на них и проверим, не ошиблись ли мы в своих предположениях. Я снова читаю вопросы, а вы в третьей строке ставите нужный знак.

— По каким вопросам ваше мнение совпало?

— Объясните, почему вы так решили?

— По каким вопросам ваше мнение изменилось?  Почему?

— На какой вопрос вы не нашли ответа на этом уроке?(7)

Ответим на этот вопрос на следующем уроке, можете попробовать найти ответ самостоятельно.

— Что, по вашему мнению, нам еще предстоит узнать о сказке?

СЛАЙД

— На следующих  уроках мы ответим на эти вопросы: разделим сказку на части и сравним ее с русской сказкой.

— Молодцы! Вы хорошо потрудились на уроке.

Цель. Формирование навыков осмысленного
выразительного чтения.

Задачи.

  • Расширить и углубить знание сказки,
    причинно-следственных связей в ней и некоторых
    биографических сведений об авторах.
  • Продолжить формировать умение передавать
    характер героев и своё отношение к ним через
    соответствующую интонацию.
  • Создать условия навыков работы с текстом:
    заглавие, выделение абзацев, эпизодов,
    нахождение в тексте смысловых единиц и т.д.
  • Пробудить интерес к чтению художественного
    произведения, являющегося плодом авторского
    труда, и частью национальной и мировой культуры
    на доступном для ребят уровне.
  • Способствовать воспитанию культуры общения.

Оборудование: ИКТ, инструкции, таблички с
именами героев сказки.

Ход урока

I. Организационный момент.

Презентация

— Проверь свою готовность к уроку. Слайд 1.

Эмоциональный настрой.

Здравствуйте, ребята! Я рада встрече с вами.

— Ребята, прозвенел звонок на урок, мне приятно
вас всех видеть. Давайте подарим друг другу
хорошее настроение.

Ребята, я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне, друг
другу, нашим гостям.

Улыбка подарит нам хорошее настроение. А
хорошее настроение помогает справиться с любой
задачей и добиться хороших результатов.

— Какое у вас сейчас настроение? Выберите. Слайд
2.

Речевой момент (за экраном).

— Как меня слышишь?

— Какой будет урок?

— Какие дежурные звуки? (л-ль)

II. Работа по теме урока.

1. Вводная беседа.

— Ребята, как называется наша страна?

— А какой сейчас год? Какой век?

— Сейчас мы с вами отправимся в страну Германия
в 19 век. (Звучит немецкая народная музыка- запись
воспроизводится с диска «Большая
энциклопедия Кирилла и Мефодия 2008»)
.Дети
имитируют прогулку по парку. Слайд 3.

— Вам знакомы эти люди?

— Что вы о них знаете?

— Вильгельм Гримм и Якоб Гримм жили в стране
Германии, в 19 веке.

— Это были немецкие учёные и писатели. Они
изучали немецкое устное народное творчество и
писали сказки. Электрического света тогда не
было. Братья Гримм вечерами или рано утром писали
при свечах. Когда на улице становилось светло,
они тушили свечи.

2. Работа над дыханием. Слайд 4.

— Давайте, и мы затушим эту свечу.

— Затем братья отправлялись на прогулку.
Давайте, мы встанем и представим, что тоже
прогуливаемся по улице. Слайд 5.

— Навстречу братьям попадались прохожие. Это
были знакомые люди. Люди приветствовали
знаменитых писателей. Писатели отвечали на
приветствия, называя каждого знакомого по имени.
Прочитаем, как они их приветствовали.

3. Фонетическая зарядка (дежурные звуки [л-ль]).

Работа над прочтением труднопроизносимых слов
(имён главных героев сказки).

Слайд 6.

— Вам знакомы эти имена?

— Откуда вы их знаете?

— Вы согласны со мной, что это трудные имена для
произношения?

— Закройте глаза, кто сможет повторить эти
имена?

— Для братьев Гримм это были знакомые люди, они
были рады встрече. Слайд 7.

(Чтение надписей на слайдах с восклицательной
интонацией.)

— Иногда братьям встречалась целая компания
знакомых, и они здоровались сразу со всеми. Слайд
8.

— После прогулки братья возвращались домой, и
снова принимались за работу, они писали сказки.

В этих сказках они употребляли имена, которые
мы с вами читали. Ведь это были обычные немецкие
имена, такие же обычные, как для нас
русскоязычных людей имена Иван, Степан, Никита.

4. Проверка домашнего задания.

— Что читали на прошлом уроке?

(Сказку Братьев Гримм «Семеро храбрецов»).

— Какая это сказка? (Смешная, героическая или о
подвигах.)

— А я думаю, судя по названию, что это
героическая сказка.

(Варианты ответов детей.)

— Сколько было главных героев? (7)

— Как понимаете слово храбрецы?

— Какими они себя считали?

— Как вы думаете, какими они были? Почему? (
Трусливыми, потому что всего боялись.)

5. Работа над содержанием сказки.

— С чего начинается сказка?

— Что задумали герои сказки? (Обойти весь свет,
путешествовать
.)

— Посмотрите, в тексте встречается трудное для
произношения слово, давайте прочитаем его. Слайд
9.

— Как понимаете это слово?

— От какого слова оно образовано? (Страны, много
стран обойти, странствовать, значит
обойти весь свет, путешествовать по разным
странам.)

— Куда они отправились? (Странствовать.)

— Что они взяли с собой, когда отправились
странствовать? (Копьё.)

— Копьё было у каждого? (Одно на всех.)

— Что можно сказать о героях, какими они были,
если они взяли одно копьё на всех? (Дружными.)

— Давайте распределим роли. Представим себя
героями этой сказки.

— Выберите себе табличку с именем героя. (Дети
выбирают себе героя. Одина табличка с именем,
которого нет в сказке.)

— Из какого произведения этот герой? Он из этой
сказки?

— Вот копьё. Давайте проинсценируем начало
сказки. Я буду читать, а вы выстраивайтесь в
нужном порядке. (Развитие слухового восприятия,
смена деятельности- двигательная минутка.)
(Учитель читает начало сказки за экраном, а дети
выстраиваются друг за другом по именам героев.)

— Садитесь на места.

— Вспомните, какие беды случились с друзьями во
время странствования? Перечислите. ( Встреча со
шмелём, встреча с зайцем, случай на реке.)

— Хорошо! Я вижу, что вы хорошо знаете эту сказку,
и вам будет легко работать сегодня на уроке.

— Как вы думаете, зачем мы распределили роли?
(Будем выразительно читать, читать по ролям)

— А что значит читать выразительно? Слайд10.

6. Установка цели урока.

— Сегодня на уроке будем учиться выражать
чувства героев с помощью интонации.

Слайд 11

— Какая бывает интонация? (Повествовательная,
вопросительная, восклицательная.) Слайд 12.

— Выразительное чтение бывает разным, это
зависит от человека, который читает, но оно
должно всегда идти от содержания, от того что
чувствуют герои.

— Как вы думаете, с какой интонацией можно
передать чувства героев?

(С помощью восклицательной интонации).

— Какую вы знаете восклицательную интонацию?
Слайд 13.

— Послушайте эпизоды из сказки и определите, с
какой восклицательной интонацией я прочитала.

1. — Ай-ай! — закричал храбрый Шульц. — Сдаюсь,
берите меня в плен!
(Испуга, страха.)

2. — Храбрый Шульц, смелее в бой!

Не пугайся мы с тобой! (Решительности,
уверенности.)

3. — Вот, — говорит храбрый Шульц, — значит мы опять
маху дали.

Это был заяц. (Разочарования, огорчения,
досады.)

— Как вы думаете, в основном, с какой
восклицательной интонацией можно передать
чувства героев этой сказки? Почему?

(Я думаю, что :, потому что:..)

7. Зарядка для глаз. Слайд 14.

— Братья Гримм писали эту сказку при свече, а мы
будем готовиться выразительно читать при свече,
только свеча нам нужна не для освещения, а для
измерения времени. Вы должны подготовиться до
того, как догорит свеча.

8. Работа в группах.

— Сейчас вы разделитесь на три группы. Сначала
выслушайте все задания. Выполнять их начнёте
одновременно по моей команде. Главное для всех
групп условие — это тишина. Для того чтобы не
мешать другим группам работать, нужно работать в
группах тихо, вполголоса, шепотом.

— Первая группа найдёт в тексте первую беду,
которая приключилась с героями. Прочитает этот
отрывок, и выберет восклицательную интонацию,
чтобы передать чувства, состояние героев,
которое они при этом испытывали.

— Вторая группа тоже посоветуется, найдёт и
прочитает о второй беде. И подберёт нужную
интонацию.

— Третья группа посмотрит по тексту и прочитает
о третьей беде и выберет нужную интонацию.

9. Проверка.

— Прочитайте каждый свой отрывок с нужной
интонацией. А остальные внимательно слушают и
оценивают работу группы: справились они с
заданием или нет.

10. После прочтения.

— Что задумали герои вначале?

— Как вы считаете, они выполнили своё решение,
мечты?

— Какое чувство они при этом испытывали? (Огорчения,
разочарования, досады.)

Слайд 15.

— Найдите в тексте отрывок, который показывает
нам это.

— Прочитайте этот отрывок по ролям, и передайте
нам чувства героев.

— С какой интонацией нужно прочитать? (Огорчения,
разочарования, обиды, неудовлетворённости.)

III. Итог урока.

— Как автор относится к героям?

— Какими словами авторы передают своё отношение
к ним? ( Вот так храбрецы!)

— Они над ними надсмехаются.

— С какой интонацией нужно прочитать это
предложение?

(С насмешливой, шутливой, грустной.)

— Прочитайте.

— Как вы относитесь к героям сказки?

— Вам понравилась сказка?

— Кого мы должны поблагодарить за такую
интересную сказку? (Братьев Гримм).

— Как мы можем их поблагодарить?

— Очень просто, мы возвратимся в Германию в 19
век. Слайд 16.

— Мы с вами прогуливаемся по городу и встречаем
Вильгельма Грима. Слайд 17.

— Что надо сделать? (Поздороваться. Сказать
спасибо.)

— В Германии было принято обращаться друг к
другу по фамилии, господин Гримм. Мужчины,
мальчики при этом снимали шляпы, а девочки, дамы
— делали поклон, в Германии это называется — кникс.
Книксен — поклонитесь
. Слайд 18.

— Слова благодарности говорить лучше стоя.

— Вот Вильгельм Гримм. Как мы к нему обратимся?

— В Германии принято обращаться по фамилии.
Господин Гримм! ::: Слайд 19.

— А вот навстречу идёт Якоб Гримм.

— Мальчики все вместе хором поблагодарите
господина Грима.

— Господин Гримм! :::

— Ребята, а я хочу поблагодарить вас от лица
авторов и поблагодарить вас за то, что вы не
забываете, читаете сказки братьев Гримм.

— Ребята вам понравился наш урок?

— Что больше всего понравилось для каждого из
вас? Что было трудно? Как думаете, над, чем ещё
нужно вам поработать?

— А вам, ребята, спасибо за работу, мне было очень
приятно с вами работать, общаться. Вы отлично
выразительно читаете. Садитесь и послушайте
домашнее задание. Слайд 20.

Домашнее задание.

— Дома прочитаете сказку выразительно по ролям.

 Списоки литературы для чтения летом после  1 класса:

1ccb5f01240be6a7cb2ebe8333b2d8db

Список книг для чтения летом после 1 класса, 

УМК Школа России

Русская литература

  1. А.С.Пушкин “Сказка о царе Салтане”, “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”
  2. Д.Н.Мамин-Сибиряк “Серая шейка”
  3. Л.Н.Толстой “Три медведя”, “Котенок”, “Булька”, “Два товарища”
  4. П.Ершов «Конек-горбунок»
  5. Н.Носов “Живая шляпа”, “Ступеньки”, “Заплатка”, “Затейники”, “Приключения Незнайки и его друзей”*
  6. М.М. Зощенко “Елка”
  7. В.Катаев “Дудочка и кувшинчик”, ”Цветик-семицветик”
  8. П.П. Бажов “Серебряное копытце”
  9. М.Пришвин “Еж”, “Берестяная трубочка”, “Лисичкин хлеб”
  10. В.Бианки “Как муравьишка домой собирался”, “Аришка трусишка”, “Кто чем поет”
  11. Н. Сладков «Медведь-дармоед», «Тень».
  12. В.В. Медведев “Обыкновенный великан”
  13. Э.Н.Успенский “Крокодил Гена и его друзья”, “Дядя Федор,пес и кот”
  14. А.М.Волков “Волшебник изумрудного города”
  15. Русские народные сказки: Петушок и бобовое зёрнышко. Лиса и тетерев. Лиса и журавль. Каша из топора.  Гуси-лебеди.

Зарубежная литература

  1. Г.Х.Андерсен “Принцесса на горошине”, “Дюймовочка”, “Стойкий оловянный солдатик”, “Русалочка”,”Гадкий утенок”
  2. Братья Гримм “Сладкая каша”, “Золотой гусь”
  3. Ш .Пьерро “Спящая красавица”, “Кот в сапогах”, “Золушка”, “Красная шапочка”
  4. Дж. Родари “Путешествие голубой стрелы”
  5. Т.Янсон “Маленькие тролли и большое наводнение”
  6. А.Линдгрен “Три повести о Малыше и Карлсоне”
  7. А.Милн “Винни Пух и все-все-все”
  8. Р.Киплинг”Рикки-Тикки-Тави”, “Отчего у верблюда горб”, “Слоненок”, “Откуда взялись броненосцы”

Стихи

  1. Б.Заходер “Веселые стихи”, ”Птичья школа”
  2. С. Михалков “Дремота и забота”,”Про мимозу”, “Дядя Степа”, “Чистописание”
  3. С.Маршак “Рассказ о неизвестном герое”,”Детка в клетка”,”Школьнику на память”
  4. К.Чуковский .Стихи и сказки.
  5. Г.Б.Остер “Вредные советы”, “Зарядка для хвоста”

Этот список заложен в УМК Школа России.
Есть и альтернативные списки литературы.

Список литературы на лето №2 после 1 класса, Школа России

  1. 1. К.Д.Ушинский «4 желания», «Ветер и солнце», «История одной яблоньки»и другие рассказы
  2. 2. В. Чаплина .Дружба . Рассказы.
  3. 3.М. Пришвин « Первая охота». Рассказы.
  4. 4. Е.Чарушин «Про Томку».
  5. 5. В.Бианки «Лесные домишки», «Синичкин календарь».
  6. 6. Стихи детям о детях В.Берестова, Э.Мошковской,С. Михалкова,
    Е.Благининой, В.Берестова, И.Токмаковой, Б.Заходера, А Барто (1 – 2
    стихотворения каждого автора).
  7. 7. В.Катаев «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик»
  8. 8. Н.Носов «Веселая семейка», «Фантазеры», «Заплатка», «Затейники» и другие рассказы
  9. 9. Л. Пантелеев «Честное слово».
  10. 10. Б. Заходер «Русачок», «Серая звездочка».
  11. 11. Е. Пермяк «Смородинка», «Две пословицы».
  12. 12. М.Зощенко рассказы для детей
  13. 13. Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья», «Про Веру и Анфису».
  14. 14. Д. Мамин-Сибиряк « Аленушкины сказки».
  15. 15. А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
  16. 16. Осеева «Синие листья». «Волшебное слово» , «Хорошее» и другие рассказы
  17. 17. П. Бажов. Сказки и сказы.
  18. 18. Л. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино».
  19. 19. Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик».
  20. 20. Бр. Гримм «Горшок каши», «Семеро храбрецов».
  21. 21. М.Коршунов «Дом в Черемушках»
  22. 22. Русские народные сказки «Пузырь, соломинка и лапоть», «Лиса и волк», «Лиса и журавль».

Список литературы №3 на лето после 1 класса по программе “Школа России”

  1. Стихи для детей о временах года Ф.Тютчева, А.Плещеева, С.Маршака,
    А.Фета, С.Есенина, А.Пушкина, И.Никитина, А.Майкова (1 – 2 стихотворения
    каждого автора).
  2. В. Чаплина. Рассказы.
  3. М. Пришвин « Первая охота». Рассказы.
  4. Е.Чарушин «Про Томку».
  5. В.Бианки «Лесные домишки», «Синичкин календарь».
  6. Стихи детям о детях В.Берестова, Э.Мошковской, С. Михалкова,
    Е.Благининой, И.Токмаковой, Б.Заходера (1 – 2 стихотворения каждого
    автора).
  7. А. Гайдар «Чук и Гек».
  8. Н.Носов «Веселая семейка», «Фантазеры», «Заплатка», «Затейники».
  9. Л. Пантелеев «Честное слово».
  10. Б. Заходер «Русачок», «Серая звездочка».
  11. Е. Пермяк «Смородинка», «Две пословицы».
  12. М.Зощенко «Самое главное».
  13. Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья», «Про Веру и Анфису».
  14. Д. Мамин-Сибиряк « Аленушкины сказки».
  15. А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
  16. П. Бажов. Сказки и сказы.
  17. Л. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино».
  18. Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик».
  19. Бр. Гримм «Горшок каши», «Семеро храбрецов».
  20. Р. Киплинг «Слонёнок».
  21. Дж. Харрис « Братец Лис и Братец Кролик».

Выбирайте любые книги из любого списка, не нужно читать всё, нужно читать, то, что интересно.

 Ни в коем случае нельзя заставлять
ребенка читать то, что ему не нравится, тем более в первом классе. К старшим классам ученик поймет, что иногда это приходится делать, но
сейчас не стоит отбивать у ребенка желание читать. Читайте вместе с
ребенком, читайте всей семьей, обсуждайте прочитанное, вспоминайте
интересные моменты. Так ребенок не просто будет читать, он полюбит
книги, полюбит литературу.

Ведение читательского дневника летом

Программа Школа России предполагает обязательное ведение летом
читательского дневника. Это обычная тетрадь в клетку (половинка), так получается, что будет исписано больше страниц, и это будет радовать.

 Расчерчиваем по
форме: 

№ / Автор и название произведения / Дата прочтения / Герои / Иллюстрация или кратко сюжет

Прочитали книгу, записали информацию о ней, иначе к концу лета все
позабудется и смешается в голове.

 Познавательного вам чтения летом и
легкой учебы в следующем году, во втором классе!

Родителям:

Памятка “Как обсуждать с ребёнком прочитанное”

1. Выяснить трудные слова.

2. Спросить, понравилась ли ребёнку прочитанная книга. Почему?

3. Предложить ребёнку рассказать о главном герое, главном

событии книги.

4. Какие слова, выражения запомнились ребёнку?

Памятка “Как составить краткий пересказ прочитанного”

1. Прочитай текст.

2. Разбей текст на части.

3. Составь план текста.

4. Составь план каждой части (из 2-х, 3-х предложений).

5. Объедини план текста и план каждой части в связный рассказ. Это и будет краткий пересказ прочитанного.

Памятка “Как составить рассказ о герое произведения”

1. Прочитай текст. Ответь на вопрос: кто главный герой произведения?

2. Выбери из текста те места, где говорится о герое произведения. Отметь их.

3. Составь план по выбранным отрывкам.

4. По составленному плану построй связный пересказ текста.

5. Ответь на вопрос: как автор относится к герою произведения? Из чего это следует?

6. Согласен ли ты с автором в оценке героя? Дай собственную оценку.

Памятка “Как составить отзыв о прочитанной книге”

1. Кто автор данного произведения? Знал ли ты о нём раньше? О чём он пишет?

2. Как называется прочитанное тобой произведение?

3. О чём в нём говорится?

4. Кратко перескажи произведение.

5.
Выскажи своё впечатление о прочитанном: что тебе понравилось в
произведении? Что удивило, заинтересовало? Что не понравилось? Почему?

Памятка «Как выучить стихотворение»

Если нужно выучить стихотворение к завтрашнему дню

1. Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением.

2. Прочитай стихотворение вслух.

Объясни трудные слова (иногда неплохо воспользоваться

толковым словарём).

3. Прочитай стихотворение выразительно.

Постарайся прочувствовать настроение, ритм стихотворения.

4. Прочитай стихотворение ещё 2-3 раза. Постарайся его запомнить.

5. Через несколько минут повтори стихотворение вслух по памяти, при необходимости заглядывая в текст.

6. После окончания домашней работы ещё 2-3 раза повтори стихотворение, не заглядывая в текст.

7. Перед сном ещё раз повтори стихотворение.

8. Утром следующего дня ещё раз прочитай стихотворение, а потом расскажи его наизусть.

Если на выучивание дано 2 дня

Первый день.

Прочитай стихотворение про себя.

Выясни значение непонятных слов и оборотов.

Ещё несколько раз прочитай его про себя.

Прочитай его теперь вслух.

Постарайся понять его настроение, интонацию, ритм.

Второй день.

Прочитай стихотворение про себя.

Теперь прочитай громко и выразительно. Расскажи его по памяти.

Перед сном расскажи ещё раз.

Утром следующего дня повтори стихотворение сначала по учебнику, а потом расскажи наизусть.

Если стихотворение большое и трудно запоминается:

1. Раздели стихотворение на четверостишия или смысловые отрывки.

2. Выучи первый отрывок.

3. Выучи второй отрывок.

4. Повтори первый и второй отрывки вместе.

5 . Выучи третий отрывок.

6. Расскажи наизусть всё стихотворение.

7. Повтори его ещё раз перед сном.

8. Утром следующего дня прочитай стихотворение по учебнику, а потом расскажи его наизусть.

Технологическая карта урока

Дата урока 26.10.2015 г. ФИО учителя Саломатина Анна николаевна, класс2 «А»

Название урока Литературное чтение

Тема урока. Братья Гримм. «Семеро храбрецов».

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с творчеством братьев Гримм и сказкой «Семеро храбрецов; способствовать расширению читательского кругозора; формированию навыков по развитию речи, дикции и выразительности чтения, выборочного чтения; закрепление литературных терминов жанр и тема произведения; пополнение словарного запаса; содействовать воспитанию нравственных качеств на примере текста сказки братьев Гримм; прививать интерес к предмету..

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с авторской сказкой братьев Гримм «Семеро храбрецов»;

будут учиться находить ответы на вопросы к тексту; определять тему и главную мысль; развивать навык выразительного чтения; называть специфические особенности жанра литературной сказки;

Метапредметные:

познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ текста с целью выделения признаков по жанру; моделирование обложки произведения; поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение (извлечение необходимой информации из текста); рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

регулятивные: определение темы и целей урока; планирование действий по выполнению задач урока при работе в группе; читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям); фиксируют удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; соблюдение правил взаимодействия при работе в группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); сотрудничество в сборе информации; умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами, соблюдение правил общения

Личностные:

осознавание и определение своих эмоций; оценивание поступков героев; осознание, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своего произведения; приобретение опыта ценностных нравственно-этических ориентиров; жизненное самоопределение

Образовательные ресурсы: учебник «Литературное чтение. 2 класс. Часть 1». Л.А. Ефросинина. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2012 г. рабочая тетрадь «Литературное чтение. 2 класс» Л.А. Ефросинина. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2014 г.

проектор; экран; ноутбук; схемы для моделирования, карточки для определения ролей при чтении по ролям; карточки-опоры с лексическим значением слов; яблоки для рефлексии

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

1. Организация начала урока

— Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Готовы работать?

Психологически настраиваются на урок. Показывают готовность к уроку. Определяют самоготовность («настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»

Л.: жизненное самоопределение

Р.: привитие навыка психологической подготовки к уроку, организация рабочего места,

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Мотивация к учебной деятельности

Игра «Вспомни и назови»

Наш урок мы начнём с игры по прочитанным сказкам «Вспомни и назови». Я зачитаю отрывки из произведений, а вы должны их назвать (вывешивать иллюстрации сказки на доску, после того как назвали сказку).

  • «Испугались они, вёдра побросали и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась». (Русская народная сказка «У страха глаза велики»)

http://www.100book.ru/b493596.jpg

  • «Лягу я спать, а утром встану пораньше и сошью сапоги». (Братья Гримм.«Маленькие человечки»)

http://speedybook.com.ua/data/medium/826050.jpg

  • «…Кто-то сорвал стручок и сунул его в карман куртки, уже набитый стручками». (Х.- К. Андерсен.«Пятеро из одного стручка»)

http://www.skazki-online.ru/skazki_illystracii/piatero_iz_odnogo_strychka.jpg

— Что общего между этими тремя произведениями? (Это сказки)

-На какие группы делятся сказки. (Работают со схемой)

Сказки

Народные                                   Авторские

О животных   Волшебные      Бытовые

2 слайд

Заслушивают отрывки из сказок, определяют, из какой они сказки, называют заглавие и автора произведения.

Определяют жанр данных произведений

Отвечают на поставленные вопросы.

3-5 слайд

П.: выделение существенной информации из текста

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений

Проверка домашнего задания

— Вспомните, с какой авторской сказкой мы познакомились? (Х. К. Андерсен.«Пятеро из одного стручка»)

— А какие ещё сказки знаменитого писателя вам знакомы?

— О чём эта сказка?

— Кто из героев тебе понравился и почему?

— Как назывался дом, в котором жили горошины?

— Расскажите о понравившейся горошине.

Дополнительные вопросы.

— Чему радовалась больная девочка?

— Что помогло девочке выздороветь?

— Какая из горошин оказалась самой бесполезной? (4.Она вся распухла, провалявшись в воде, и не принесла никакой пользы)

-Давайте ещё раз назовем, кто автор данного произведения?

— Какова главная мысль этого произведения? (Нужно жить так, чтобы приносить пользу людям).

Какие чувства у вас вызвала сказка?

— Чему учит сказка?

—  Что в сказке вымышленного, сказочного, и что могло произойти на самом деле?

—  В каком разделе помещена эта сказка?

— Что хотел Андерсен сказать нам этой сказкой?

Вывод: Жизнь дана на добрые дела.

Работа с выставкой детских книг

Посмотрите на нашу выставку. Назовите произведения. (Указывают автора и название)

— Что объединяет все эти книги? (Это сказки)

— Какая книга, по вашему мнению, лишняя? Почему? («Снегурочка».Это русская народная сказка, а остальные авторские)

— Ребята если вам захочется, то вы сможете познакомиться с ними поближе, взяв их в библиотеке.

Рассказывают о выполненной дома работе

Отвечают на дополнительные вопросы учителя.

Делают вывод о нравственной ценности пользы для других людей

Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

П.: общеучебные — осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу

П.: логические — анализ объекта с целью выделения признаков

3. Постановка учебной задачи

1. Определение автора произведения.

Догадайтесь, с произведением, какого автора мы познакомимся на уроке?

БралитьяГнаримм

Правильно, мы будем читать произведение братьев Гримм.

— Вспомните, как их звали? (Якоб и Вильгельм)

А что вы о них помните? (Немецкие писатели. Родились в конце 18 века. Окончили университет. Они были очень серьёзными учёными. Создали «Немецкую грамматику», «Немецкий словарь», «Историю немецкого языка». Но всю жизнь собирали народные сказки. А в 1815 году вышла их книга «Детские сказки», которая принесла им известность. Эту книгу переиздавали, а сказки переводили на разные языки).

2. Определение названия произведения.

— Название произведения, которое мы будем сегодня читать, рассыпалось, собрав, его мы узнаем название.

с

е

м

е

х

о

р

р

а

б

р

в

о

ц

е

— Итак, какова же тема нашего урока?(Братья Гримм «Семеро храбрецов»)

3.Какие цели мы поставим перед собой на уроке?(Познакомиться с новым произведением. Ответить на вопросы к тексту. Учиться правильно и выразительно читать произведение)

Определяют фамилию авторов нового произведения

Рассматривают портрет. Вспоминают и формулируют полученные ранее сведения об авторах

Определяют название произведения

Формулируют тему урока

Ставят цели, используя опору

Р.: определение темы и целей урока

П.: анализ объектов с опорой на визуализацию, выделение последовательности развития событий

П.: общеучебные — осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

Р.: Умение слушать в соответствии с целевой установкой

4. Первичное усвоение новых знаний

4. Подбор синонимов.

— Скажите, кого называют храбрецом? Подберите слова, близкие по смыслу. (Храбрый, бравый, безбоязненный, бесстрашный, доблестный, мужественный, неустрашимый, отважный, решительный, смелый, удалой, победоносный)

— Что можно сказать по заглавию о содержании сказки? (Сказка о семи смелых людях и об их подвигах)

— Можно ли сказать, что это сказка героическая, судя по названию?

— Мы познакомимся с этой сказкой и определим, так ли это.

5. Чтецкая разминка.

А)Работа над интонацией.

Вы сказали, что хотите научиться читать выразительно эту сказку. А что это значит – читать выразительно? (Передавать чувства героев с помощью интонации, т.е. голосом)

— Давайте немного потренируемся.

Вы по не осторожности разбили любимую вазу мамы и скажите — «Разбилась!» (Грустно, досадно)

— Вы давно не видели бабушку, и вот она пришла. С какой интонацией вы произнесёте «Бабушка!» (Радостно)

— Вам страшно. Как вы это передадите? (Интонация испуга, страха)

— Молодцы!

Б)Работа с лексическим значением слов

В тексте вам встретятся слова, значение которых может быть вам не совсем понятно. Объясните смысл данных слов и выражений.

СТРАНСТВОВАТЬ – путешествовать, переходить с одного места на другое.

КОПЬЁ – метательное колющее холодное оружие.

ПАШНЯ – вспаханное поле

МАХУ ДАЛИ — поступили неправильно, ошиблись

БРОД – неглубокое место в реке, по которому можно перейти реку.

6. Слушание нового произведения

— Ребята, я начинаю читать, а вы продолжите (чтение сказки учителем и хорошо читающими детьми).

Подбирают синонимы

Пополняют словарный запас

По названию произведения определяют эмоциональную направленность текста

Отвечают на поставленные вопросы

Пытаются передать голосом разную интонацию (грусти, радости, испуга)

Объясняют лексическое значение знакомых слов или читают на карточке значение незнакомых слов

Слушают чтение учителя и хорошо читающих детей

П.: общеучебные — осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

формулирование ответов на вопросы

П.: анализируют и делают выводы

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу

П.: осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме;

П. : дополняют и уточняют высказанные мнения

П.: выделение существенной информации из текста

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

5. Первичная проверка понимания

  1. Выявление первичного восприятия

-К какому жанру относится прочитанное произведение?

— Понравилось ли вам это произведение?

— Чем?

— Какими же были храбрецы из сказки? (Трусливыми, так как всего боялись)

Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения

К.: сотрудничество в сборе информации

П.: общеучебные — осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

Л.: осознание, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своего произведения;

6. Первичное

закрепление

  1. Работа над текстом произведения

1)Из чего понятно, что это не русская сказка?(Имена)

— Сейчас мы с вами прочитаем первый абзац сказки, правильно произнося имена героев.

— Вам знакомы эти имена?

— Вы согласны со мной, что это трудные имена для произношения?

— Закройте глаза, кто сможет повторить эти имена?

(Чтение хором 1 абзаца)

— Выполните задание 1 в тетради на стр. 41 и запишите первые три имени.

— Какое правило надо помнить? (Имена людей пишутся с заглавной буквы). А остальное задание вы доделаете дома.

2)Чтение текста сказки

Мы прочитаем сказку и ответим на вопрос «Можно ли сказать, что эта сказка героическая?»

— Сколько было главных героев? (7)

— Как понимаете слово храбрецы?

— Какими они себя считали?

— Как вы думаете, какими они были? Почему? 

( Трусливыми, потому что всего боялись.)

— А какими вы представляете себе героев сказки. Опишите их?

Физминутка

  1. Анализ произведения и ответы на вопросы

— Что задумали герои сказки? (Путешествовать)

— Куда они отправились? (Странствовать)

— Что они взяли с собой? (Копьё)

— Копье было у каждого? (Одно на всех)

— Какими были герои, если они взяли одно копье на всех? (Дружными)

— Вспомните, какие беды случились с друзьями во время странствования? Перечислите. (Встреча со шмелём, встреча с зайцем, случай на реке)

— Рассмотрите иллюстрацию на странице 103 учебника. Какой эпизод на ней изображён? (Встреча со шмелём)

— Как повели себя друзья, услышав жужжание шмеля? (Испугались)

— Найдите и прочитайте выразительно этот отрывок, передавая голосом испуг.(с. 101)

Почему товарищи решили никому ничего не говорить? (Чтобы над ними не смеялись)

— Какая новая беда приключилась с ними через несколько дней? (Встреча с зайцем)

— Прочтите описание зайца.(с. 102)

— Что решили делать братья? (Вступить в бой)

— Зачитайте слова, с которыми они бросились в бой.(с. 103)

— Как вы их понимаете? (Хотели напугать зайца)

— Почему братья их выкрикивали? (Хотели себя подбодрить)

С какой интонацией их надо читать? (Решительности, уверенности)

— Как повели себя храбрецы, увидев рыбака на берегу реки? (Спросили, как перейти, не поняли ответ, полезли в воду)

— Чем закончилось их путешествие?

— Как авторы относятся к своим героям? (Скорее авторы смеются над трусостью героев)

— Найдите последнее предложение. Как его нужно читать: грустно, насмешливо, шутливо, весело? (Насмешливо и чуть-чуть грустно)

— Как вы думаете, что хотели сказать авторы, написав эту сказку? (Всем бывает страшно, но нужно стремиться преодолевать свой страх)

— Можно ли сказать, что это сказка героическая? (Нет)

  1. Работа в группах

— Сейчас вы поработаете в группах.

— Вспомним правила работы в группе. (Уметь слушать! Уметь договариваться! Не ссориться!)

Памятка

«Правила работы в группе»

  1. Слушай, что говорят другие.

  2. Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.

  3. Говори спокойно ясно, только по делу.

  4. Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.

  5. Помогай товарищам, если они об этом просят.

  6. Точно выполняй возложенную на тебя роль.

— Большая группа подготовит чтение по ролям отрывка со слов «Вошли они все в воду…». Помните, что вы должны передать голосом чувства героев.

— Вторая группа соберёт пословицу, и докажет, что она подходит к сказке.

Проверка.

  1. Моделирование обложки

— Докажите, что это сказка. Какие признаки сказки вы заметили? (Сочетание реального и фантастического, действия повторяются 3 раза, счастливый конец, авторская ирония).

— А сейчас вы смоделируйте обложку сказки (один учащийся работает у доски, остальные на листах).

hello_html_m4750a3cf.gif

  1. На дом:

— Читать сказку по ролям:

Вторая группа – эпизод ВСТРЕЧА со шмелём стр 101

Первая группа – эпизод ВСТРЕЧА с зайцем стр 102 — 104

— Выполнить задания в тетради.

Читают за лидером, проговаривая правильно встречающиеся имена в тексте

Вспоминают правило написания имен собственных

Чтение текста с игрой «Стоп. Читает дальше…»

Выполняют физические упражнения под музыку

Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.

Делают выводы.

Рассматривают иллюстрацию, определяют эпизод, зачитывают подходящий отрывок текста

Отвечают на поставленные вопросы

Проводят выборочное чтение

Определяют нравственную ценность борьбы со страхом

Вспоминают правила работы в группах

Распределяют роли, готовят выразительное чтение по ролям

Собирают и наклеивают пословицу. Объясняют, почему она подходит к тексту

Развивают внимание и мышление

Доказывают, что правильно определили жанр данного произведения, называя признаки сказки.

Моделируют обложку

Внимательно слушают. Задают уточняющие вопросы

К.: сотрудничество в сборе информации, умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами

П.: общеучебные – поиск и выделение необходимой информации,

П.: выразительное смысловое чтение (извлечение необходимой информации из текста)

К.: владеют навыками конструктивного взаимодействия

Р.: действуют в соответствии с инструкцией учителя

П.: логические — анализ объекта с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей

Р. : умеют слушать в соответствии с целевой установкой

П.: общеучебные – поиск и выделение необходимой информации;

формулируют ответы на вопросы;

полно и точно выражают свои мысли;

находят ответы на вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют, о чем говорится);

понимают на слух ответы обучающихся;

дополняют, уточняют высказанные мнения

Р.: контроль, оценка,

К.: сотрудничество в сборе информации

П.: выбор способов решения задачи;

Л.: осознание, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своего произведения;

Р.: планирование действий по выполнению задач урока при работе в группе; читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям);

П.: выбор способов решения задачи

Л.: осознавание и определение своих эмоций; оценивание поступков героев

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; соблюдение правил взаимодействия при работе в группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях);

П.: знаково-символические – моделирование обложки;

П.: логические — анализ объекта с целью выделения признаков

Р.: осознают, принимают и сохраняют учебные задачи

7. Рефлексия.

  1. Итог урока.

— Вспомните, какие цели мы ставили перед собой в начале урока?

— Достигли ли мы их?

— С какой сказкой познакомились?

— Кто её автор?

— Что же высмеивают авторы? (Трусость)

— А хорошо ли быть трусливым? Надо ли преодолевать в себе это качество?

— А сейчас я достаю из коробки предметы, а вы угадываете из какой они сказки.

  • Горошина. — женитьба – дело серьёзное, принц выбирает по себе «настоящую принцессу», почувствует ли трудолюбивый горошину? Андерсен смеётся над королевской семьёй.

  • Маленькая куколка. — настоящий человек любит солнце, птиц, насекомых. Добрая, стойкая. Несмотря, на то, что маленькая.

  • Лебеди. Элиза ради любимых братьев переносит страдания и преодолевает страх.

  • Монеты. — храбрый солдат, решительный, щедрый, раздаёт деньги друзьям, но когда он стал бедным, к нему никто не приходил.

  • Солдатик. — стойкий человек, храбрый, ценит любовь, красоту.

  • Утёнок. — все смеялись над утёнком, только мама жалела его, а в конце сказки он превращается в лебедя. Нужно уважать и ценить каждого, не смотреть: красив человек или нет.

— Во всех сказках Андерсен ценит доброту, любовь, дружбу, справедливость, смелость, щедрость. Высмеивает: глупость, жадность, скупость, высокомерие, жестокость.

— Какие еще сказки братьев Гримм вы знаете? (Бременские музыканты, Горшочек каши, Золушка, Рапунцель, Госпожа Метелица, Золотой гусь, Красная шапочка, Стоптанные туфельки, Храбрый портняжка и др)

  1. Рефлексия

А сейчас подумайте и оцените наш урок, свою работу на уроке. У вас на столе 3 яблока: красное, зеленое, желтое. Возьмите зеленое яблоко и прикрепите его яблони – если вам на уроке было —

1. Мне очень понравилось, мне было интересно, я узнала новое

2. Мне не понравилось – жёлтое яблоко

3. Мне было скучно, не понятно – красное яблоко

Спасибо вам всем за урок!

Делают выводы и обобщения.

Осуществляют самоанализ учебной деятельности

«Принцесса на горошине»

«Дюймовочка»

«Дикие Лебеди»

«Огниво»

«Стойкий оловянный солдатик»

«Гадкий утёнок»

К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Л.: приобретение опыта ценностных нравственно-этических ориентиров;

П.: осуществляют логические действия

П.: общеучебные – рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Р.: оценка (осознание, что уже усвоено, а что ещё нужно усвоить)

Л.: жизненное самоопределение

  • Рассказ сергея есенина у белой воды
  • Рассказ серая шейка мамин сибиряк слушать бесплатно
  • Рассказ сердце матери бердибек сокпакбаев
  • Рассказ с эмоционально окрашенными словами 3 класс
  • Рассказ с трагическим концом