Рассказ селезень 4 класс

Предмет: развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.форма урока: открытый урок.тип урока: комбинированный.возраст учащихся: 3-й класс.структурные

Предмет: Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.

Форма урока: открытый урок.

Тип урока: комбинированный.

Возраст учащихся: 3-й класс.

Структурные моменты урока и их содержание

Назначение, цели включения в урок упражнений

I. Организационный момент.

Приветствие:

Учитель: Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости, поприветствуйте их!

Организация класса на работу: 

Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.

а) коррекционная игра «Чья тень?»

(Слайд 2)

– Ребята, представьте, что мы с вами попали на птичий двор. Давайте посмотрим, кто там живет.

– Кто изображен на картинках? Назовите одним словом. (Ответы детей)

– К какой группе птиц они относятся? (Ответы детей)

– Почему их так называют? (Ответы детей)

б) упражнения в запоминании

(Слайд 3)

– Посмотрите и запомните птиц, изображенных на картинках: петух, гусь, индюк, курица, утка.

(Изображения птиц пронумерованы)

Назовите птицу, под которой стояла цифра 3. Какая птица была первой? А теперь назовите вторую птицу.

– Каких птиц мы не назвали? Под какими номерами были эти птицы? (Ответы детей)

Воспитательный момент: воспитание уважения к взрослым.

Стимулирование мотивации к учению.

Коррекция внимания, зрительного восприятия.

Коррекция функции обобщения.

Активизация устной речи.

Коррекция памяти, межпредметные связи (математика)

II. Введение в тему.

а) отгадывание загадок с последующим показом птиц.

– Я буду загадывать загадки. Кто отгадает птицу, поднимет руку.

(Слайд 4)

(Ученик, который первый отгадал загадку, открывает изображение птицы на доске)

Что за птица,
Людей не боится.
Не летает высоко,
А поет: ко-ко, ко-ко!
(Курица)

Пухом богата,
Клюв, как лопата.
В речке бродит,
Вперевалочку ходит.
(Утка)

К какой группе птиц относятся курица и утка? (Ответы детей)

Коррекция логического мышления.

III. Изучение нового материала.

а) сообщение темы и целей урока:

– Сегодня на уроке будем говорить о курице и утке, научимся составлять рассказ об этих птицах. Надеюсь, вы узнаете много нового и интересного.

б) уточнение представлений о строении птиц:

(Слайд 4)

– Чем похожи эти птицы? (У этих птиц одинаковые части тела: голова, шея, туловище, крылья, хвост, лапы).

У каждого ученика картинки курицы и утки.Учитель на схеме у доски показывает части тела птиц, дети находят те же части на индивидуальных кар­тинках и называют их.

Делается вывод: у курицы и утки есть те же части тела, что и у других птиц.

в) анализ отличительных признаков птиц:

(Слайд 5)

– Посмотрите на картинки и найдите как можно больше различий между курицей и уткой.

г) составление рассказа о курице по опорному плану:

(Слайд 6)

– Составьте рассказ о курице по опорному плану.

Физ. минутка

(Слайд 7)

Утром с шуткой-прибауткой (пружинистые приседания с полуоборотами туловища в стороны)
Прихорашивалась утка: (показывание перед лицом «зеркала» — две ладони вместе)
«Я пригожа и стройна (проведение руками по лицу, затем по телу)
И умом наделена! (наклоны головы вправо – влево, с ладошками на голове)
Плавная походочка — (руки на пояс, переход с одной прямой в колене ноги на другую)
Славная молодочка!» (руки вниз, в стороны)

д) рассказ учителя об утке:

(Слайд 8)

А знаете ли вы, ребята, что домашние утки происходят от дикой утки-кряквы, одомашненной около трех тысяч лет назад. Это водоплавающие птицы. Они хорошо приспосабливаются к местам своего обитания. Утки не обладают длиной шеей гусей или лебедей, зато могут погружаться в воду вниз головой и вверх хвостом, совершенно вертикально. Оперение самца и самки различное. Селезни (самцы) щеголяют яркими цветными перьями. А вот оперение самок-уток гораздо беднее. Утки всеядны, и с удовольствием едят траву, плоды растений, отходы со стола, насекомых, червей, улиток, листья, водные растения и мелких водяных животных. Поэтому разведение уток наиболее выгодно там, где есть водоёмы.

– Как называются птицы, которые плавают? (Водоплавающие).

– Как называют самца уток? (Селезень).

– Умеют ли утки летать?

– Какую пользу приносят человеку?

Коррекция памяти, активизация устной речи.

Коррекция внимания, мышления, зрительного восприятия.

Коррекционный прием, тре­бующий переноса способа обработки информации.

Коррекция функции сравнения.

Опорный план дает возможность не терять нить рассказа, состав­лять связное высказы­вание.

Снижение утомляемости, здоровьеформирующие технологии

Коррекция познавательной сферы, памяти, слухового и зрительного восприятия

Вопросы направлены на коррекцию слухового восприятия.

IV. Закрепление полученных знаний.

а) лексические упражнения:

(Слайд 9)

Задание 1. Составление предложений по образцу.

– Охарактеризуйте домашнюю птицу похожим предложением.

Гусь – это домашняя, летающая, водоплавающая птица.

Курица – это ?, ?, ? .

Утка – это ?, ?, ? .

Задание 2. Упражнение в назывании семей птиц.

(Слайды 10, 11)

– Что-то на нашем птичьем дворе какой-то переполох!

Помогите малышам:
Потеряли дети мам.
Без родителей они,
Попадут в беду одни!

Гимнастика для глаз «Птицы на дворе».

Перед нами петушок (Дети смотрят перед собой)
Он с земли зерно клюет. (Опускают взгляд вниз)
Слева – курица идет, (Переводят взгляд влево)
Справа – уточка плывет. (Переводят взгляд вправо)
Сверху солнце ярко светит, (Поднимают взгляд вверх)
Согревает всех на свете. (Круговые движения глазами)

Надеюсь, малыши остались довольны. Предлагаю сделать птенчиков из конструктора ЛЕГО. Наша поделка будет называться «Танцующие птенцы».

Упражнение, включающее в актив­ный словарь учащихся изученные слова, межпредметные связи (письмо).

Упражнение направлено на обогащение и уточнение словаря учащихся.

Профилактика зрительного утомления и близорукости.

V. Работа с конструктором «ПервоРоботLEGO WeDo».

(Слайд 12–19)

Работа ведется в парах. Учащимся предлагается сконструировать модель птенцов (под руководством учителя). В процессе сборки закрепляются знания детей о строении птиц. По окончании работы программирует механизм и показывает его в действии.

Развитие словарного запаса и навыков общения, установление причинно-следственных связей, межпредметные связи (трудовое обучение), стимулирование мотивации к учению.

VI. Итог урока.

– О каких птицах говорили на уроке?

– Что нового узнали на уроке?

– Что больше всего понравилось?

Рефлексивный момент

Утка кряква – одна из самых часто встречающихся водоплавающих птиц. Ее неприхотливость помогла ей расселиться на всех материках, кроме Антарктиды. Обыкновенная кряква относится к ряду речных уток. Эти птицы могут добывать пищу только на мелководье, погружая в воду шею.

Эта дикая утка является одной из самых крупных. Отличить ее от других птиц можно по характерному свисту, которым сопровождается полет. Утка летает громко из-за частых взмахов крыльями. Поднимается в воздух с воды быстро и без усилий.

Описание

Вес обыкновенной кряквы колеблется от 0.8 до 2 кг. Самых крупных размеров обычно достигают селезни, в то время как среднестатистическая самка весит 1.3 – 1.5 кг. Масса птицы зависит от времени года и доступа к пище. Пик увеличения веса приходится на осень.

Селезни больше в длину. У них она составляет 53 – 67 см. Самки редко вырастают больше, чем до 57 см. Для них 50 см – нормальный показатель.

Размах крыльев у взрослой особи начинается от 81 см и может достигать 1 м.

Общая характеристика

Обыкновенная кряква входит в семейство утиных. Относится к отряду гусеобразных. Несмотря на внушительные габариты, утка невысокая. У птицы большая голова и короткий хвост. У широкого плоского клюва по краям выделяются гребни.

15118001804 uid 421

На суше дикая утка выглядит неповоротливой из-за неспешной походки. Если грозит опасность, она развивает значительную скорость и прячется в ближайших зарослях.

Место обитания

Птица часто встречается в лесостепи и в лесной зоне. Утка кряква предпочитает не селиться в горах, избегает пустынь и мест, где нет водоемов. Не встречается на территориях с редкой растительностью.

Во время брачного периода выбирает водоемы со стоячей водой и берегами, заросшими густой травой.

Ареал обитания

Утка представлена практически на всех континентах. Она встречается в большинстве стран Северного полушария. Обыкновенная кряква часто встречается в Европе, Азии, в России, США и в Гренландии.

Зимой, как только водоемы начинают замерзать, основная часть уток мигрируют в теплые края. Зимовать на привычных территориях остаются обыкновенные кряквы в Гренландии, Исландии и на Британских островах.

В больших городах увеличивается число уток, которые остаются на зимовку. Такие оседлые популяции появляются там, где есть незамерзающий водоем. У городских птиц достаточно пищи и практически нет естественных врагов.

Внешний вид

Оперение самца утки кряквы ярче, чем у самки. У селезня голова и шея темно-зеленого оттенка с отливами. Ниже проходит белая полоска. Лапы оранжевые, реже – красные. Клюв самца желто-зеленого цвета.

15118002593 uid 421

Самки имеют маскировочный окрас с перьями коричневого и рыжего цветов. Брюшко немного темнее. Лапы такого же цвета, как у селезней. Клюв может быть желто-зеленым или темно-серым. Единственным, что объединяет селезней и самок, являются фиолетовые вставки на крыльях.

У всех птенцов окрас коричнево-желтый.

Среда обитания

Обыкновенная кряква приспособлена как для жизни на воде, так и для жизни на суше. Предпочитает находиться у водоемов, в которых добывает пищу. Утка кряква адаптирована и к пресной, и к соленой воде. Держится на расстоянии от рек с быстрым течением.

Образ жизни

Взрослая особь всю жизнь обитает на территории того водоема, где родилась. Если кряквам не хватает еды, они будут летать и на другие водоемы в поисках пищи. А осенью птицы могут совершать «налеты» на зерновые поля. Летать утки способны как в стае, так и поодиночке.

Питание

Обыкновенная кряква – птица практически всеядная. В ее рационе корма растительного и животного происхождения. Утка предпочитает водные растения. Среди них: ряска, осока, роголист. В летне-осенний период употребляет в пищу злаковые культуры.

В число продуктов животного происхождения входят насекомые, моллюски, мальки рыб, лягушки и их икра.

Дикая утка приносит пользу, уничтожая насекомых-вредителей. Употребляет в пищу сорные растения, обитающие на сельскохозяйственных угодьях.

В воде птица отталкивается обеими лапами и погружается как можно глубже. Чтобы добраться до пищи, утка встает практически вертикально. Предпочитает охотиться у берегов с глубиной не более 30-35 см.

Нырять обыкновенная кряква не любит. С головой погружается под воду только в том случае, если ей грозит опасность или птица была ранена.

Размножение

Размножаться дикие утки могут, начиная с годовалого возраста. Гнезда располагаются рядом с водоемами. Пары образуются примерно на год и расстаются, когда самка отложит все яйца.

15118003291 uid 421

Среднее количество яиц у одной особи – 8-11. Кладку утка кряква высиживает 26 дней. От гнезда отходит только на поиски пищи.

Меньше, чем через сутки после появления из яиц, птенцы покидают гнездо и отправляются в воду. За 50-60 дней утята вырастают до размера взрослой особи и способны летать.

Враги

У обыкновенной кряквы, живущей в дикой природе, множество врагов. Это другие хищные птицы. В их числе:

  • вороны;
  • ястребы;
  • орланы-белохвосты;
  • соколы;
  • орлы;
  • представители отряда совообразных;
  • некоторые виды чаек

Также на диких уток охотятся некоторые хищные животные. Среди них лисицы, выдры, скунсы, куницы, норки, дикие кошки и енотовидные собаки. Они не только нападают на взрослых птиц, но и разоряют их гнезда.

Человек тоже является одним из естественных врагов утки кряквы. Эта птица в сезон охоты страдает в первую очередь. Ее добывают в водоемах, где происходит гнездование, а также во время миграции к местам зимовки.

Продолжительность жизни

Дикая утка живет в среднем 5-10 лет. Максимальный возраст, до которого может дожить птица, составляет 29 лет. Но в естественной среде обитания такое встречается крайне редко.

Красная книга

Несмотря на большое количество природных врагов, популяция обыкновенной кряквы устойчива. Численность особей не вызывает опасений у специалистов и не требует занесения в Красную книгу.

15118003762 uid 421

Однако на территории России введены некоторые меры для сохранения популяции диких уток. Запрещено собирать яйца птиц и ловить взрослых особей сетями. Весной разрешена охота только на самцов. В ряде субъектов страны места, где гнездится утка кряква, считаются охраняемыми природными территориями.

Интересные факты

  1. Практически все домашние утки произошли от обыкновенной кряквы.
  2. Одними из первых одомашнивать крякву начали древние египтяне.
  3. Птенцы из одной кладки появляются в один день. Хотя разница между яйцами может быть две недели.
  4. От кряканья птицы не образуется эхо.
  5. Если кладка в гнезде была разрушена, утка начнет откладывать яйца с самого начала.
  6. Во время брачного периода селезни привлекают самок особым танцем, который сопровождается вскидыванием головы.
  7. Дикая утка «чувствует» еду клювом. Он у птицы покрыт мягкой кожей, имеющей осязательные возможности.

Насчитывают три подвида дикой утки. Первый встречается на всех континентах (кроме Антарктиды), второй распространен в Мексике и южных районах США, третий живет в Гренландии. Между собой они отличаются размером, цветом оперения и клюва.

Обыкновенная кряква хорошо поддается одомашниванию. Изменения в размерах тела, расцветке оперения и походке отмечаются уже в третьем поколении уток.

В России дикая птица является объектом спортивной, а в некоторых регионах и промысловой охоты. Ее добыча разрешена в летне-осенний период. Весной открыта охота только на селезней.

Знаете ли Вы, что…

Тема:  Д.Мамин — Сибиряк «Серая Шейка» (часть 3)

Цель урока: продолжить знакомство с творчеством Д. Мамина-Сибиряка и его произведением “Серая Шейка».

Задачи  урока : 

1. создать условия для закрепления умений пересказывать произведение, составлять характеристику героев; совершенствование навыка чтения, умения анализировать текст, выделять главное, обобщать, делать выводы; расширять читательский кругозор.

             2. развивать речь, мышление, познавательную деятельность детей.

              3.содействовать воспитанию у учащихся заботливого  отношения  к братьям нашим меньшим, чувства сострадания, сопереживания окружающим и близким людям.

Тип урока: систематизация знаний.

Оборудование: карточки с заданиями для работы в группе

Ход урока

  1. Организационный момент.

Прозвенел долгожданный звонок.

Нас, ребята, позвал на урок.

Время зря мы не теряем

И работать начинаем.

Эмоциональный настрой. Аффирмация.

— Ребята, встаньте в круг, возьмитесь за руки. Повторяйте за мной:

« Меня любят, и я нужен. Мои родители гордятся мной. Я умный и сообразительный. Я всегда здоров. У меня много друзей. Я добрый. Я всегда приду на помощь. У меня все хорошо».

— Спасибо!

(Аффирмация — психологическая методика, один из элементов здоровьесберегающих технологий в виде вербальной формулы, которая при многократном повторении закрепляет требуемый образ, и дает установку, способствующую психоэмоциональному улучшению. Для развития самоуважения — эмоциональный настрой уч-ся — повторяют за учителем слова)

  1. Дыхательная, артикуляционная гимнастика. Речевая разминка.

  1. Упражнение «Пёрышко».

— Представьте, что у вас на ладони лежит пёрышко. Подуйте на него, стараясь как можно дольше удержать его в воздухе.

2) Упражнение «Стайка»

— Стайка уток и гусей улетает в тёплые края, они пролетают мимо нас, приближаются к вам и издают тихо звук «га-га-га» (гуси – мальчики) и «кря-кря-кря» (утки – девочки). Но вот стайка всё ближе, звук становится громче. Они пролетают мимо нас и отдаляются всё дальше, звук затихает.

3)Речевая разминка.

Утка моя, селезнюха моя,

не летай за реку,

не клюй песку, не тупи носку!

1. Прочитайте про себя, хором.

2. Найдите имена существительные. (Дети называют, учитель отмечает слова значком Х. ) (Утка, селезнюха, за реку, песку, носку.)

3. Прочитаем выделяя эти слова вопросительной интонацией.(Читают.)

4. Прочитайте быстро.

5. Прочитайте медленно.

— Мы провели разминку и можем начинать работать.

(Упражнение на правильное произношение звуков, отработку дикции, подготовка артикуляционного аппарата к работе. Речевая гимнастика проводится в начале урока в течение 2- 3 минут. При этом большое внимание уделяется работе над темпом речи, постановкой голоса и дыхания.)

  1. Введение в тему.

Фронтальный опрос.

— Как связаны между собой слова «утка» и «селезень»? Какого героя не хватает? (Все они являются героями сказки Д. Мамина – Сибиряка “Серая шейка”, с которой мы познакомились на прошлом уроке).

  1. Постановка цели урока.

— Ребята, как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке, какова цель урока?

— Сегодня на уроке мы продолжаем чтение сказки “Серая шейка” (работаем над третьей главой), учимся анализировать произведение и развивать навык правильного чтения.

  1. Проверка домашнего задания.

  1. Биография Д. Мамина – Сибиряка.

У:а сейчас проверим, как вы внимательно слушали. Ребята, какая настоящая фамилия Дмитрия Наркисовича?(Мамин)

У: Какой псевдоним он себе придумал?(Мамин — Сибиряк)

У: В какой семье он родился?(В семье священника и учительницы начальной школы. )

У: Как называется цикл сказок, который он написал для своей дочери?(«Алёнушкины сказки»)

2) Пересказ по вариантам: 1 вариант – 1 главу, 2 вариант – 2 главу сказки.

3)Фронтальный опрос.

— Как же птицы готовились к отлёту в тёплые края?

— Что случилось в семье Селезня и Утки? Почему ссорились мать и отец серой Шейки?

— Какой представляется вам старая Утка?

— Какими чертами характера отличается от Утки её супруг Селезень?

— Почему Утка хотела остаться?

— Как бы вы поступили на месте Утки?

— По какой причине плакала старая Утка?

— Как мать успокаивала свою дочь-калеку?

— Какие чувства одолевали у Серой Шейки, когда семья готовилась к отлёту?

— Как оно менялось?

4) Выборочное чтение.

— Как описана природа в 1 части? Прочитайте.

— Как время изменило состояние природы во 2 части сказки? Найдите в тексте. Зачитайте.

5) Словесное рисование.

— Что вы изобразите на пейзажном рисунке?

— Какими нарисуете берёзы и осины?

— Как изобразите ветер? Небо?

— Какие краски вам для этого понадобятся?

6) Работа по рядам (составлением синквейна).

— Объединитесь в группы. Составьте синквейн, который поможет нам раскрыть взгляд на жизнь селезня, утки и Серой Шейки.1 ряд -Утка, 2 ряд – Селезень, 3 ряд- Серая Шейка. Работаем 3 минуты. Зачитайте. 

-Ребята, мы с вами уже хорошо поработали, предлагаю немножко отдохнуть.

7) Физкультминутка. На носочки встанем, облачко достанем.

На корточки присядем ,травушку погладим.

Руками-крыльями  взмахнем, как утята поклюем.

В стайки соберемся , друг другу улыбнемся.

Мы сумели отдохнуть, и готовы в дальний путь.

VI. Работа над текстом 3 части сказки.

1)Изографы.

Изографы – это картинки, на которых слова нарисованы буквами, различным образом расположенные в пространстве и оптически похожие на предмет, в названии которого используются эти буквы. Ребенок должен найти все нарисованные буквы изографа, составить из них слово. 

— Посмотрите, какое слово спряталось в рисунке. Почему именно эти изографы я вам предложила? Правильно, это новые герои сказки.

99674874 199674874 299674874 3

2) Первичное восприятие текста (аудиозапись).

— Сейчас мы продолжим знакомство со сказкой. Слушайте внимательно, может некоторые слова будут вам непонятны.

3) Работа с корректурными пробами.

-У вас на столе карточки с буквами. Посчитайте глазками, сколько раз повторяется буква С? — 4

К

Л

Ф

В

Ч

Ш

Ц

Я

К

И

Э

А

О

Я

У

Б

Е

Ж

Ш

У

У

Ш

А

Н

Б

Ю

Г

Я

Т

И

С

С

А

П

И

Л

П

Т

Х

Х

Д

З

Г

К

Б

О

М

Л

З

В

Л

Т

Л

Г

Ж

В

Л

К

З

Г

В

З

Ж

Ж

Г

Д

М

Ж

К

Д

Ч

Д

Ф

Б

Р

С

К

Л

Ц

М

Щ

З

Л

В

К

З

Б

Н

Р

С

Ч

Ф

Т

Ч

Р

Т

Х

Р

Н

(упражнение на развитие внимания и тренировку восприятия)

4) Словарная работа.

— Ребята, в тексте нам встретятся такие слова. Как вы понимаете значения этих слов? (слова вывешиваются на доску)

Кубарем —  Вертясь, стремительно (о падении). 

Полынья́ — пространство чистой (открытой) воды в ледяном покрове реки.

Не больше 15 сажен – сажень – мера дины чуть больше 2 метров

Не спесива – не высокомерная, не гордая.

5) Чтение 3 части:

«Эстафета»

«По цепочке»

«Вслух – про себя»

«Прыжки» (через слово)

(работа над правильностью чтения, громкое чтение способствует лучшему пониманию текста, разные виды работы над текстом повышают активность учащихся на уроке, данный вид чтения развивает внимательность)

VII. Закрепление изученного материала.

— О чём с ужасом думала Серая Шейка ?

— Расскажите о встрече Серой Шейки и Зайца. Что их объединяет?

— Вы согласны, что Серая Шейка находилась в лучшем положении, чем Заяц?

— Какой вы представили Лису?

— Как Серая Шейка восприняла приход Лисы?

— Как вела себя Лиса?

— Как вы думаете, почему Лиса ласково разговаривала с Серой Шейкой?

— Как бы вы чувствовали себя на её месте?

— Какой эпизод из сказки изображён на иллюстрации?

99674874 4

(«Лиса начала приходить каждый день – проведать, не застыла ли полынья. Наступившие морозы делали своё дело…»

— Прочитайте, как описано начало зимы и настоящая зима.

Музыка

— Представьте. Первый снег. Он засыпал ваши парты. Давайте подуем, чтобы убрать его. Теперь можем работать дальше.  

— Итак, ребята, жизнь Серой Шейки стала еще тяжелее. Кто же был рядом, поддерживал и сочувствовал Серой Шейке?Можно ли Зайца назвать другом Серой Шейки?

Работа в парах

— Ребята, вам надо собрать пословицу, которая рассыпалась.

— Прочитайте, что у вас получилось. Как вы понимаете эту пословицу? (Без друга в жизни туго. Нет друга – ищи, нашёл – береги. Друг познаётся в беде.)

VIII. Итог урока.

— Какие пословицы о дружбе вы ещё знаете?

(Маленькая дружба лучше большой ссоры)

— Да, ребята, очень важно, чтобы в трудную минуту рядом с тобой был друг, даже если ему тоже очень страшно. Прийти на помощь , поддержать словом, делом – поступки, достойные настоящего друга.

Вывод :

1.Важно, чтобы в трудную минуту рядом был друг.

2.Не пользоваться  беспомощностью  других.

3.Быть в жизни сильным и стойким.

4.Люди должны заботиться о тех , кто слабее.

1) Фронтальный опрос.

— Столько много было сказано и проделано на уроке…

-Достигнута ли цель урока? Что помогло её достичь? Все ли задачи выполнены?

2) Самооценка. Взаимооценка.

— Оцените свою работу и работу одноклассников на уроке.

IX. Рефлексия.

Фронтальный опрос.

— Ребята, продолжите фразу: « Я бы посоветовал (а) прочитать сказку «Серая Шейка» другим детям, потому что…»

— На столе у вас лежат ваши ладошки, возьмите их, согрейте теплотой своих рук и подарите их Серой Шейке. Объедините их в солнышко, пусть оно согреет нашу героиню своими тёплыми лучами.

Аффирмация.

— Ребята, встаньте в круг, возьмитесь за руки.

«Почти  всё у человека  предназначена для самого себя…кроме улыбки. Улыбка  самому  себе не  нужна. Если бы  не зеркала, вы бы  ее никогда  даже  не увидели. Улыбка предназначена другим людям .Так давайте сначала подарим улыбки   гостям,  затем друг другу, чтобы  от ваших улыбок всем  было хорошо и   радостно, легко   и тепло».

— Спасибо за урок! Мы – Молодцы! Похлопали себе.

X. Домашнее задание.

— Дома подготовьте пересказ 3 части сказки. Творческое дело: составить синквейн о Зайце – 1 вариант, 2 вариант – о Лисе. По желанию можно нарисовать рисунок к эпизоду сказки, либо к пейзажным зарисовкам.

От осенних дождей разлилась вода в запруде.

По вечерам прилетали дикие утки. Мельникова дочка Анютка любила слушать, как они плещутся и возятся в темноте.

Мельник часто уходил на охоту по вечерам.

Анютке было очень скучно сидеть одной в избе.

Она выходила на плотину, звала: «Уть-уть, уть!» — и бросала хлебные крошки в воду.

Только утки не плыли к ней. Они боялись Анютки и улетали с запруды, свистя крыльями.

Это огорчало Анютку.

«Не любят меня птицы, — думала она. — Не верят мне».

Сама Анютка очень любила птиц. Мельник не держал ни кур, ни уток. Анютке хотелось приручить хоть какую-нибудь дикую птицу.

* * *

Раз поздним осенним вечером мельник вернулся с охоты. Он поставил ружьё в угол и сбросил с плеч мешок.

Анютка кинулась разбирать дичь.

Большой мешок был набит стреляными утками разных пород. Анютка всех их умела различать по величине и блестящим зеркальцам на крыльях.

В мешке были крупные кряковые утки с фиолетово-синими зеркальцами. Были маленькие чирки-свистунки с зелёными зеркальцами и трескунки — с серыми.

Анютка одну за другой вынимала их из мешка, считала и раскладывала на лавке.

— Сколько насчитала? — спросил мельник, принимаясь за похлёбку.

— Четырнадцать, — сказала Анютка. — Да там будто ещё одна есть!

Анютка запустила руку в мешок и вытащила последнюю утку. Птица неожиданно вырвалась у неё из рук и быстро заковыляла под лавку, волоча разбитое крыло.

— Живая! — вскричала Анютка.

— Давай её сюда, — велел мельник. — Я ей живо шею сверну.

— Тятенька, отдай утку мне, — попросила Анютка.

— На что она тебе? — удивился мельник.

— А я её вылечу.

— Да это ж дикая! Она не станет жить у тебя.

Пристала Анютка: отдай да отдай, — и выпросила утку.

Стала кряква жить в запруде. Анютка привязала её за ногу к кусту. Хочет утка — в воде плавает, захочет — на берег выйдет. А больное крыло Анютка ей чистой тряпочкой перевязала.

Подошла зима. По ночам воду стало затягивать ледком. Дикие утки больше не прилетали на запруду: улетели на юг.

Анюткина кряква стала тосковать и мёрзнуть под кустом.

Анютка взяла её в избу. Тряпочка, которой Анютка перевязала утке крыло, приросла к кости да так и осталась. И на левом крыле кряквы теперь было не синее с фиолетовым отливом зеркальце, а белая тряпочка. Так Анютка и назвала свою утку: Белое Зеркальце.

Белое Зеркальце больше не дичилась Анютки. Она позволяла девочке гладить её и брать на руки, шла на зов и брала еду прямо из рук. Анютка очень была довольна. Ей не было теперь скучно, когда отец уходил из дому.

* * *

Весной, как только растаял лёд на реке, прилетели дикие утки.

Анютка опять привязала Белое Зеркальце на длинную верёвку и пустила в запруду. Белое Зеркальце верёвку стала щипать клювом, кричала и рвалась улететь с дикими утками.

Анютке стало жалко её. Но жалко было и расставаться с ней. Однако Анютка рассудила так: «Что ж силком её держать? Крыло у ней зажило, весна, она хочет детей выводить. А вспомнит меня, так вернётся».

И отпустила Белое Зеркальце на все четыре стороны. А отцу сказала:

— Ты, как будешь уток бить, зорко гляди, не мелькнёт ли на крыле белая тряпочка. Не застрели Белое Зеркальце!

Мельник только руками всплеснул:

— Ну, хозяйка! Сама своё хозяйство разоряет. А я думал: вот съезжу в город, селезня куплю, — Анюткина утка детей нам выведет.

Смутилась Анютка.

— Ты ничего мне про селезня не говорил. Да ведь, может, не поживётся Белому Зеркальцу на воле, так она ещё назад воротится.

— Дура ты, дура, Анютка! Где ж это видано, чтобы дикая птица назад в неволю ворочалась? Как волка ни корми, он всё в лес смотрит. Попадёт теперь твоя утка ястребу в когти — и поминай как звали!

* * *

Тепло прибывало быстро. Река разлилась, затопила кусты на берегу. Полилась вода дальше, затопила лес.

Уткам плохо пришлось в тот год: пора нестись, а земля вся в воде — негде гнезда выстроить.

Зато Анютке весело: лодка есть — плыви куда хочешь.

Поплыла Анютка в лес. Увидела в лесу старое дуплистое дерево. Стукнула веслом по стволу, а из дупла кряковая утка — шасть! — и прямо на воду у самой лодки. Повернулась боком. Анютка глядит — и глазам не верит: на крыле белая тряпочка! Хоть грязная стала, а всё заметна.

— Уть, уть! — кричит Анютка. — Белое Зеркальце!

А утка от неё. Плещется в воде, словно подшибленная.

Анютка за ней на лодке. Гналась-гналась — уж из лесу выбралась. Тут Белое Зеркальце поднялась на крылья жива, здоровёшенька — и назад в лес.

«Хитришь ты! — думает Анютка. — Да меня не проведёшь: ведь это ты от гнезда меня отводишь!»

Вернулась назад, разыскала старое дерево.

Заглянула в дупло, — а там, на донышке, двенадцать продолговатых яиц зеленоватого цвета.

«Ишь хитрая! — думает Анютка. — Ведь вот где догадалась гнездо устроить, чтобы водой не достало!»

Вернулась Анютка домой, отцу рассказала, что Белое Зеркальце в лесу видела, а про дупло — молчок. Побоялась, как бы мельник гнезда не разорил.

Скоро вода спала.

Анютка приметила, что Белое Зеркальце в полдень летает на реку кормиться. Тепло в этот час, и яйца в гнезде не стынут.

Чтобы не пугать даром птицу в гнезде, Анютка забегала прежде на реку. Знала уж, где в камышах любила кормиться Белое Зеркальце. Уверится, что утка здесь, и бежит в лес глядеть, — не вывелись ли в дупле утята?

Раз Анютка только высмотрела на воде Белое Зеркальце, — вдруг мчится по воздуху большой серый ястреб — и прямо на утку.

Вскрикнула Анютка, да уж поздно: ястреб впился когтями в спину Белому Зеркальцу.

«Пропала моя уточка!» — думает Анютка.

А Белое Зеркальце нырк под воду и ястреба за собой потащила.

Ястреб окунулся с головой. Видит — дело плохо: не совладать ему под водой с уткой. Разжал когти и улетел.

Анютка так и ахнула:

— Ну умница! Что за умница! Из ястребиных когтей вырвалась!

* * *

Ещё прошло несколько дней.

Прибежала Анютка на реку, — нет Белого Зеркальца!

Спряталась в кусты, набралась терпенья — ждёт.

Наконец летит утка из лесу; в лапах у неё жёлтенький комок. Спустилась на воду.

Глядит Анютка: рядом с Белым Зеркальцем пушистый жёлтенький утёнок плавает.

«Вывелись утятки! — обрадовалась Анютка. — Теперь Белое Зеркальце всех из дупла на речку перетаскает!»

Так и есть: утка поднялась и полетела в лес за другим птенцом.

Анютка всё сидит под кустом, — ждёт, что дальше будет.

Вылетела из лесу ворона. Летит, по сторонам поглядывает, — где бы чего на обед промыслить?

Заметила у берега утёнка — стрелой к нему. Раз, раз! — клювом по голове, убила, разорвала на куски и съела.

Анютка остолбенела — и крикнуть не догадается. Ворона опять в лес — и спряталась на дереве.

А Белое Зеркальце летит уж со вторым утёнком.

Спустила его на реку, ищет первого, крячет — зовёт. Нет нигде!

Плавала-плавала, все камыши обшарила, — нашла только пух. Поднялась на крылья и помчалась в лес.

«Ах, глупая! — думает Анютка. — Опять ведь ворона прилетит, твоего утёнка разорвёт».

Не успела подумать, глядит: утка круг дала, подлетела из-за кустов назад к реке, шмыгнула в камыш — и спряталась там.

Через минуту летит ворона из лесу — и прямо к утёнку.

Тюк носом! — и давай рвать.

Тут Белое Зеркальце выскочила из камыша, коршуном налетела на ворону, схватила за горло и тащит под воду.

Закружились, заплескали птицы крыльями по воде — только брызги летят во все стороны!

Анютка выскочила из-под куста, глядь: Белое Зеркальце в лес улетает, а ворона мёртвая на воде лежит.

Долго не уходила Анютка с реки в тот день. Видела, как Белое Зеркальце остальных десять утят в камыш перетаскала.

Успокоилась Анютка:

«Теперь, — думает, — не боюсь я за Белое Зеркальце: она и за себя постоять умеет, и детей своих в обиду не даст».

* * *

Пришёл август месяц.

С утра на реке палили охотники: начиналась охота на уток.

Весь день Анютка не находила себе места: «А ну, как убьют охотники Белое Зеркальце?»

С темнотой палить перестали.

Анютка забралась на сеновал спать.

Только заснула, вдруг голоса на дворе.

— Кто тут? — мельник кричит из избы.

— Охотники! — отвечают.

— Чего вам?

— Пусти на сеновале переночевать!

— Ночуйте, пожалуй. Да смотрите, как бы огня не заронить в сено!

— Не бойсь, некурящие!

Заскрипели двери сарая, и охотники полезли на сено.

Анютка забилась в угол, сама слушает.

— Здорово набили! — говорит один охотник. — У тебя сколько?

— Шесть штук, — отвечает другой. — Все шлепунцы.

— У меня восемь. Одну было матку чуть не стукнул. Собака нашла выводку. Матка поднялась, гляжу: что-то будто белое у неё на крыле, вроде бы тряпочка. Рот разинул, да и прозевал. Двух молодых собака задавила с этой выводки. Айда утром опять на то место: матку убьём — шлепунцы все наши будут!

— Ладно, пойдём.

Лежит Анютка в сене ни жива ни мертва. Думает:

«Так и есть! Нашли охотники Белое Зеркальце с утятами. Как быть?»

Решила Анютка ночь не спать, а чуть свет бежать на реку, — не дать охотникам Белое Зеркальце убить.

Полночи ворочалась, сон от себя гнала.

А под утро сама не заметила, как заснула.

Просыпается, а уж на реке палят.

— Нет больше моего Белого Зеркальца! Убили тебя охотники!

Идёт к реке, ничего перед собой не видит: слезы свет застилают. Дошла до плотины, думает:

«Вот тут моя уточка плавала. И зачем я её отпустила?»

Глянула на воду, — а по воде Белое Зеркальце плывёт и восемь утяток за собой ведёт.

Анютка: «Уть, уть, уть!»

А Белое Зеркальце: «Ваак! Ваак!» — и прямо к ней.

Палят на реке охотники. А утка с утятами у самой мельницы плавает. Анютка хлеб крошит, в воду им бросает.

Так и осталась Белое Зеркальце жить у Анютки в запруде. Поняла, видно, что Анютка в обиду её не даст.

Потом птенцы подросли, летать выучились, разбрелись по всей речке.

Тогда и Белое Зеркальце с запруды улетела.

А на следующий год, только вывела жёлтеньких утят, сейчас привела их в запруду — и к Анютке.

Теперь уже все охотники кругом Белое Зеркальце знают, не трогают её и зовут Анюткиной уткой.

  • Рассказ с цитированием сон татьяны
  • Рассказ светлана жуковский читать полностью
  • Рассказ светлана жуковский аудио
  • Рассказ светофорчик татьяна александровна
  • Рассказ с фразеологизмом кот наплакал