Рассказ саши черного кавказский пленник

Задание 9.2:напишите сочинение-рассуждение. объясните, как вы понимаете смысл финала текста: даже непонятно им самим, как это утром их кавказский пленник

Задание 9.2:

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Даже непонятно  им самим, как это утром их «Кавказский пленник» так расстроил? Ведь превеселая же, право, штука».

Приведите в  сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Текст для сочинения:

(1)Перед закрытой стеклянной дверью, ведущей из столовой в сад, стояли, прижав к стеклу носы, две девочки, две сестры. (2)Если бы кто из сада на них взглянул, сразу бы увидел, что только им в этот солнечный весенний день было грустно. (3)Только что прочли они в первый раз в жизни «Кавказского пленника» Толстого и разволновались ужасно. (4)Раз написано — значит, настоящая правда.

— (5)Что ж, всё-таки удрал он в конце концов благополучно, — сказала со вздохом Катюша.

(6)Ей уже надоело кукситься: раз окончание хорошее, не стоит и горевать.

— (7)Может быть, Жилин потом со своими солдатами устроил засаду и поймал в плен тех самых татар, которые его мучили… (8)Правда?

— (9)И больно-пребольно велел их высечь! — обрадовалась Валя. (10)Впрочем, она сейчас же и передумала:

— Нет, знаешь, сечь их не надо. (11)Жилин бы только презрительно посмотрел на них и сказал: «Русские офицеры великодушны… (12)Марш! (13)На все четыре стороны. (14)Татарской же девочке Дине, которая меня лепёшками кормила, передайте Георгиевскую медаль.(15) А теперь вон с моих глаз!»

— (16)Вон! — закричала Катюша и топнула каблучком в пол. (17)Неизменный адъютант Тузик, виляя косматым хвостом, подбежал к девочкам. (18)Сёстры спрыгнули с крыльца и пошли по влажным дорожкам вокруг сада.

(19)В углу сада, у старой заброшенной оранжереи, девочки остановились над ямой. (20)На дне горбом лежали прошлогодние, слежавшиеся листья… (21)Они переглянулись и поняли друг друга без слов.

— (22)А где ж мы пленных возьмём? — спросила младшая.

— (23)Мишку посадим…

— (24)А кто будет вторым пленником, Костылиным?

(25)Тузик угодливо завертел у девочкиных ног хвостом: он всё понял.

— (26)Ми-ша!

— (27)Чего надо? — звонко отозвался с улицы дворницкий мальчик Миша.

— (28)Играть иди!

(29)Через минуту Миша, дожёвывая баранку, стоял перед сёстрами.

— (30)Во что играть будем?

— (31)В «Кавказского пленника». (32)Ты будто Жилин, русский офицер, из крепости к своей маме верхом едешь. (33)Она тебе невесту приискала, хорошую и умницу. (34)А мы тебя в плен возьмём и в яму посадим, понял?

— (35)Сажайте, что ж.

(36)Мишка спрыгнул, уселся, Тузик за ним.

(37)Пленники вели себя очень странно: катались весело по дну ямы, задрав кверху ноги и лапы, и обдавали друг друга охапками ржавых листьев.

— (38)Стоп! — закричала Валя. —(39) Я вас сейчас рыжему татарину продам…

— (40)Продавай, ладно, — равнодушно отозвался Мишка. — (41)Как дальше играть-то?

— (42)Ты куколок будто лепи и наверх нам бросай… (43)Мы теперь татарские девочки… (44)А мы тебе за это лепёшки бросать будем.

— (45)Из чего лепить-то?

(46)Валя слетала домой и принесла в корзинке плюшевого слона, резинового верблюда и матрёшку — всё, что на скорую руку в детской собрала. (47)Да у кухарки выпросила три пирожка с капустой (ещё вкуснее лепёшек!). (48)Потом девочки, пыхтя и толкая друг дружку, спустили в яму длинный шест, чтобы пленники, наконец, удрали.

(49)Но ни Мишка, ни Тузик даже с места не тронулись. (50)Кричали девочки, сердились, приказывали. (51)Кончилось тем, что сами в яму соскочили, уселись с пленниками рядом и тоже стали на облака смотреть.

(52)Часа через два вернулась мама девочек.

— (53)Дети! (54)Ау… (55)Валя! (56)Ка-тю-ша!

(57)И вдруг с конца сада, точно из-под земли, детские голоса:

-Мы здесь! (58)В оранжерее!..

(59)Побежала мать на голоса. (60)И что же! (61)Сидят, прижавшись плечом к плечу, в яме все четверо: Мишка, Тузик и девочки, — и у всех глаза от удовольствия блестят.

— (62)Что вы здесь делаете?

— (63)Мы кавказские пленники.

— (64)Какие там пленники! (65)Сейчас же домой!.. (66)Вскарабкались девочки по шесту, Мишка за ними, а Тузик и без шеста обошёлся.

(67)Идут домой, к матери с двух сторон, как котята, жмутся. (68)Даже непонятно им самим, как это утром их «Кавказский пленник» так расстроил? (69)Ведь превесёлая же, право, штука.

(По С. Чёрному*)

Саша Чёрный (настоящее имя — Александр Михайлович Гликберг, 1880-1932) — писатель, поэт, журналист, переводчик.

Пример сочинения 9.2:

Смысл финала текста Саши Чёрного я понимаю так: сила детского воображения и желание многое превратить в игру способны грустные и печальные вещи сделать весёлыми, обычное превратить в необычное. Так и произошло с героями произведения: грусть, волнение, которые остались после прочтения рассказа «Кавказский пленник» Л. Н. Толстого, прошли, когда ребята придумали игру по мотивам книги.

В предложениях 19-21 девочки, остановившись над ямой, сразу поняли друг друга без слов: они захотели воплотить моменты рассказа в жизнь, включили свое детское воображение.

В предложениях 61-69 мы видим, что игра увлекла ребят, им было весело и интересно так, что «у всех глаза от удовольствия блестели». Благодаря своему воображению, умению фантазировать дети получили множество положительных эмоций и недоумевали, почему же с утра «Кавказский пленник» их так расстроил.

Таким образом, детское воображение делает жизнь ярче и интереснее, обычные вещи превращает в необычные, а грустное и тоскливое может сделать веселым и увлекательным.

Пример сочинения 9.1 к данному тексту

  • Сочинения
  • По литературе
  • Толстой Лев
  • Над чем заставил задуматься рассказ Кавказский пленник

«Кавказский пленник» — известный рассказ Льва Толстого, посвященный кровопролитной войне на Кавказе во второй половине XIX века. Военные действия велись в результате упорного сопротивления горских народов против присоединения Кавказа к российским землям. Автор принимал непосредственное участие в боевых действиях, а потому все описанное им можно считать былью.

Основным приемом рассказа является контраст и противопоставление. Главные герои рассказа – два офицера русской армии Жилин и Костылин.  Автор уже с фамилий готовит читателя к сопоставлениям. Жилин, человек выносливый и сильный – «жила», а вот второй – Костылин, как подпорка или даже обуза для своего спутника. При сравнении героев сразу видна симпатия писателя. Жилин – храбрый, честный и простой русский офицер, достойный подражания и симпатии. Он великодушный, порядочный, достойный уважения. Человек надежный, преданный друг, любящий сын – образец для подражания. Полная противоположность – Костылин, человек слабый, трусливый и безвольный. Контрастно обрисован даже внешний вид героев.

Автор показывает, как в одних условиях люди могут вести себя абсолютно по разному. Такие как Жилин, стараются преодолевать трудности и никогда не сдаются. Они достойный пример для подражания. Недостойно себя ведут лишь слабые люди. Автор заставляет читателя подумать о том, как от человека зависит его собственная судьба. Воспитание в себе силы духа и воли даст возможность преодолевать любые трудности, а не пасовать перед ними.

В одинаковых условиях герои ведут себя абсолютно по-разному. В итоге и судьба оказывается у них разной. Читатель задумывается над тем, что кровопролитная война и нелепая смерть не мешает человеку оставаться человеком. Добро, воля к победе и забота о своем ближнем возьмут верх над любыми невзгодами, нужно лишь верить в свои силы, любить жизнь и оставаться человеком всегда. Содержание рассказа наполнено впечатлениями и переживаниями героев, что делает произведение эмоциональным и волнующим.

Лев Толстой заставляет читателя задуматься о многом: о выживании в любой ситуации, о настоящей дружбе, справедливости и любви.  Он дает яркий пример тому, как настоящий герой должен себя вести в трудной ситуации. Несмотря на простой авторский слог и понятную сюжетную линию, рассказ таит в себе весьма глубокие идеи философского направления. Читатель поневоле задумывается, насколько велика сила духа у простого человека, что может преодолеть любые  препятствия или преграды.

«Кавказский пленник» — довольно поучительный рассказ. Любое произведение заставляет своего читателя задуматься над какими-либо сторонами бытия, но насколько глубокий след оставят эти мысли будет зависеть от автора. Рассказ довольно короткий, однако производит сильнейшее впечатление. Во все времена ценилась любовь к людям, смелость и доброта во всех проявлениях. Краткость, сила воздействия и богатая простота повествования сделали рассказ уникальным для детского прочтения.

2 вариант

Лев Николаевич Толстой написал очень хороший рассказ под названием “Кавказский пленник”, который очень сильно полюбили многие читатели. Но Лев Толстой написал это произведение не просто так, давайте разберёмся, над чем всё – таки заставляет нас задуматься эта сильная и достаточно поучительная история?

Начнём с того, что сами по – себе персонажи являются полными противоположностями. Жилин – сильный духом казак, который будет до последнего идти к своей цели, он никогда не предаст товарищей и свою родину. Костылин – очень слабый человек и в моральном плане и физическом, на протяжении всего рассказа он стонет, а самое главное то, что из – за него Жилин тоже попал в плен к татарам. После попадания в плен, можно заметить, что Жилин просто так сидеть не собирается, он строит план по побегу, а Костылин не поддерживает товарища, а лишь боится. При первом побеге из деревни татар, Костылин говорит, что очень устал и из – за этого их замечает проезжающий мимо татар, который сообщает главарю деревни и их снова садят, только кандалы теперь одеты на них всегда. Жилин опять не отчаялся, а начал строить новый план по побегу. Костылин же вовсе отказался от данных действий. И что мы получаем в итоге? Жилину из ямы помогла выбраться Дина, девочка из деревни. Жилин сбегает, но на равнине снова встречается с татарами, но ему помогают свои и он оказывается на родине. Дальнейшая судьба Жилина складывается хорошо, благодаря его усердию и отваге, смелости и находчивости.

Давайте подведём итог нашего сочинения. Жилин сбежал с деревни татаров, попрощавшись с милой девочкой Диной из деревни, которая хорошо сдружилась с Жилином. Слабый Костылин был выкуплен из плена только через месяц за пять тысяч. Так о чём же заставляет задуматься данный рассказ? На протяжении всего рассказа мы можем заметить, как Жилин твёрдо стоит на своей цели, сбежать. Но мы замечаем и Костылина, который только стонет и предаёт товарища. Вывод получился такой, что никогда не надо сдаваться, нужно стремится к своей цели и не предавать своих друзей и товарищей, благодаря всему этому вы достигните успеха, который пойдёт вам на пользу.

Также читают:

Картинка к сочинению Над чем заставил задуматься рассказ Кавказский пленник

Над чем заставил задуматься рассказ Кавказский пленник

Популярные сегодня темы

  • Сочинение В труде — красота человека

    Вся наша жизнь — это огромный труд. Даже много сотен лет назад именно благодаря труду люди смогли выжить, смогли добывать пропитанные, строить себе жилье и растить детей.

  • Исторические события в поэме Пушкина Полтава сочинение

    В поэме «Полтава», написанной великим русским поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным, повествуется о знаменательных событиях, которые сыграли в истории Российского государства далеко не последнюю роль. Конечно же, предпосылки этих событий

  • Сочинение Лирика Пушкина и Лермонтова сравнение (сходство и различие)

    Если сравнивать лирику этих великих русских поэтов, то нужно сказать, что лично мне более близок Лермонтов. Всё ,что будет написано здесь – это моё личное мнение.

  • Сочинение по личным впечатлениям в форме письма (для 5 класса)

    Привет, мамуля! Как дела ? Как настроение? Что делаешь? Как там твои розы — выросли ? А как там мой Рексик? Я всего лишь месяц на даче у бабушки, но я уже осень соскучился по тебе и Рексу.

  • Отзыв о поэме Твардовского Василий Теркин

    Поэма Александра Трифоновича Твардовского «Василий Теркин» была написана в самый разгар Великой отечественной войны и пронесена как знамя победы через все лишения народа.

Вопросы по рассказу Саши Черного
«Кавказский пленник»

№ 1. Какое время года описывается в рассказе? Как это
можно определить?

— В рассказе описывается весна: цветет черемуха,
отцвели сережки на березах, листва еще молодая и изумрудная, вся природа
находится в радостном весеннем возбуждении.

№ 2. Как собаки выражают свою радость от наслаждения
весенним днем?

— Собаки выражают свою радость от наслаждения весенним
днем, бегая вдоль забора.

№ 3. В каком городе происходит действие рассказа?

— Действие рассказа происходит в Петербурге.

№ 4. Найдите строки, в которых говорится, что «всем
было весело в этот весенний день».

— «Всем было весело в этот весенний день: воробьям на
крыше сарая, таксе и дворняжке, отдыхавшим у ворот после гонки вдоль забора,
неизвестным мальчишкам в привязанной лодке, молодым англичанам, выплывавшим на
гичке к Стрелке, писарям и девушкам на Крестовке.

№ 5. Портреты каких писателей висели на стене в
кабинете?

— На стене в кабинете висели портреты Пушкина,
Тургенева, Толстого, Лермонтова.

№ 6. Как звали девочек – героинь рассказа?

— Девочек звали Валя и Катя.

№ 7. Какое произведение девочки прочитали? Какое
впечатление оно на них произвело?

— Девочки прочитали рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский
пленник». Произведение произвело на них очень большое впечатление – рассказ
настолько понравился, что они даже решили инсценировать его.

№ 8. Почему девочки остались одни?

— Старших никого не было: мама уехала на конке на
Петербургскую сторону за покупками, отец в банке – на службе. Няня уехала в
гости.

№ 9. Какую игру придумали девочки? Кто играл роль
Костылина и Жилина?

— Мишка, дворницкий мальчик, играл Жилина, а пес
Тузик  — Костылина.

№ 10. Что говорила записка, написанная от имени
Тузика?

— «Я попался им в лапы. Пришлите пять тысяч монет. Любящий
вас пленник».

№ 11. Какие игрушки принесли девочки?

— Валя принесла из дома плюшевого слона, резинового
верблюда, матрешку, безногого паяца и платяную щетку.

№ 12. Чем заканчивается рассказ?

— Приходит мать девочек, и пленники освобождаются.

Вопросы по рассказу Саши Черного
«Кавказский пленник»

№ 1. Какое время года описывается в рассказе?
Как это можно определить? № 2. Как собаки выражают свою радость от
наслаждения весенним днем? № 3. В каком городе происходит действие рассказа?
№ 4. Найдите строки, в которых говорится, что «всем было весело в этот
весенний день». № 5. Портреты каких писателей висели на стене в
кабинете?

6.
Как
звали девочек – героинь рассказа? № 7. Какое произведение девочки
прочитали? Какое впечатление оно на них произвело? № 8. Почему девочки
остались одни? № 9. Какую игру придумали девочки? Кто играл роль
Костылина и Жилина? № 10. Что говорила записка, написанная от имени Тузика?
№ 11. Какие игрушки принесли девочки? № 12. Чем заканчивается
рассказ?

———————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Вопросы по рассказу Саши Черного
«Кавказский пленник»

№ 1. Какое время года описывается в рассказе?
Как это можно определить? № 2. Как собаки выражают свою радость от
наслаждения весенним днем? № 3. В каком городе происходит действие рассказа?
№ 4. Найдите строки, в которых говорится, что «всем было весело в этот
весенний день». № 5. Портреты каких писателей висели на стене в
кабинете?

6.
Как
звали девочек – героинь рассказа? № 7. Какое произведение девочки
прочитали? Какое впечатление оно на них произвело? № 8. Почему девочки
остались одни? № 9. Какую игру придумали девочки? Кто играл роль
Костылина и Жилина? № 10. Что говорила записка, написанная от имени Тузика?
№ 11. Какие игрушки принесли девочки? № 12. Чем заканчивается
рассказ?

———————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Вопросы по рассказу Саши Черного
«Кавказский пленник»

№ 1. Какое время года описывается в рассказе?
Как это можно определить? № 2. Как собаки выражают свою радость от
наслаждения весенним днем? № 3. В каком городе происходит действие рассказа?
№ 4. Найдите строки, в которых говорится, что «всем было весело в этот
весенний день». № 5. Портреты каких писателей висели на стене в
кабинете?

6.
Как
звали девочек – героинь рассказа? № 7. Какое произведение девочки
прочитали? Какое впечатление оно на них произвело? № 8. Почему девочки
остались одни? № 9. Какую игру придумали девочки? Кто играл роль
Костылина и Жилина? № 10. Что говорила записка, написанная от имени Тузика?
№ 11. Какие игрушки принесли девочки? № 12. Чем заканчивается
рассказ?

———————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Вопросы по рассказу Саши Черного
«Кавказский пленник»

№ 1. Какое время года описывается в рассказе?
Как это можно определить? № 2. Как собаки выражают свою радость от
наслаждения весенним днем? № 3. В каком городе происходит действие рассказа?
№ 4. Найдите строки, в которых говорится, что «всем было весело в этот
весенний день». № 5. Портреты каких писателей висели на стене в
кабинете?

6.
Как
звали девочек – героинь рассказа? № 7. Какое произведение девочки
прочитали? Какое впечатление оно на них произвело? № 8. Почему девочки
остались одни? № 9. Какую игру придумали девочки? Кто играл роль
Костылина и Жилина? № 10. Что говорила записка, написанная от имени Тузика?
№ 11. Какие игрушки принесли девочки? № 12. Чем заканчивается
рассказ?

———————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Вопросы по рассказу Саши Черного
«Кавказский пленник»

№ 1. Какое время года описывается в рассказе?
Как это можно определить? № 2. Как собаки выражают свою радость от
наслаждения весенним днем? № 3. В каком городе происходит действие рассказа?
№ 4. Найдите строки, в которых говорится, что «всем было весело в этот
весенний день». № 5. Портреты каких писателей висели на стене в
кабинете?

6.
Как
звали девочек – героинь рассказа? № 7. Какое произведение девочки
прочитали? Какое впечатление оно на них произвело? № 8. Почему девочки
остались одни? № 9. Какую игру придумали девочки? Кто играл роль
Костылина и Жилина? № 10. Что говорила записка, написанная от имени Тузика?
№ 11. Какие игрушки принесли девочки? № 12. Чем заканчивается
рассказ?

———————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Вопросы по рассказу Саши Черного
«Кавказский пленник»

№ 1. Какое время года описывается в рассказе?
Как это можно определить? № 2. Как собаки выражают свою радость от
наслаждения весенним днем? № 3. В каком городе происходит действие рассказа?
№ 4. Найдите строки, в которых говорится, что «всем было весело в этот
весенний день». № 5. Портреты каких писателей висели на стене в
кабинете?

6.
Как
звали девочек – героинь рассказа? № 7. Какое произведение девочки
прочитали? Какое впечатление оно на них произвело? № 8. Почему девочки
остались одни? № 9. Какую игру придумали девочки? Кто играл роль
Костылина и Жилина? № 10. Что говорила записка, написанная от имени Тузика?
№ 11. Какие игрушки принесли девочки? № 12. Чем заканчивается
рассказ?

———————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Вопросы по рассказу Саши Черного
«Кавказский пленник»

№ 1. Какое время года описывается в рассказе?
Как это можно определить? № 2. Как собаки выражают свою радость от
наслаждения весенним днем? № 3. В каком городе происходит действие рассказа?
№ 4. Найдите строки, в которых говорится, что «всем было весело в этот
весенний день». № 5. Портреты каких писателей висели на стене в
кабинете?

6.
Как
звали девочек – героинь рассказа? № 7. Какое произведение девочки
прочитали? Какое впечатление оно на них произвело? № 8. Почему девочки
остались одни? № 9. Какую игру придумали девочки? Кто играл роль
Костылина и Жилина? № 10. Что говорила записка, написанная от имени Тузика?
№ 11. Какие игрушки принесли девочки? № 12. Чем заканчивается
рассказ?

———————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Является Саша Черный, биография которого хоть и краткая, зато весьма интересная. Это тот человек, который сумел добиться всего самостоятельно. Тот, кто доказал всему миру, что он Человек с большой буквы. Несмотря на все преграды, сложный жизненный путь и множество других проблем, которые преграждали дорогу поэту, он все же стал личностью, достойной своего звания. И это не может остаться без внимания и уважения.

Поэт Саша Черный. Краткая биография

Родился Александр Михайлович Гликберг (именно он впоследствии взял псевдоним Саша Черный) 1 октября 1880 года в городе Одесса. Его родители были евреями, что в дальнейшем имело влияние на его развитие и восприятие мира благодаря специфическому воспитанию. В семье было пятеро детей, из которых двое имели имя Саша. Наш поэт был брюнетом, поэтому и получил прозвище «черный», которое в дальнейшем стало его псевдонимом. Для того чтобы получить образование в гимназии, мальчика крестили в русской православной церкви, но учебное заведение он так и Саша сбежал из дома и стал попрошайничать. Эту историю написали в газете, и местный благотворитель К. К. Роше, растроганный историей мальчишки, взял его к себе на воспитание. Роше обожал поэзию и приучил к этому юного Гликберга, дал ему хорошее образования и подтолкнул к тому, чтобы Саша начал писать стихи. Именно Роше можно считать крестным отцом Саши в области литературы и поэзии.

Молодые лета

С 1901 по 1902 год Александр служил рядовым солдатом, после этого работал в Новоселенской таможне. В это время газета «Волынский вестник» печатает первое произведение молодого писателя — «Дневник резонёра», что вызвало к нему особый интерес местной интеллигенции. Именно это дало парню кличку «поэт». Саша Черный не перестал писать даже в Санкт-Петербурге, куда переехал в 1905 году. Он издавался в таких газетах и журналах, как «Журнал», «Альманах», «Маски», «Зритель» и другие. Хоть и популярность поэта возрастала, но не все было так гладко, как могло казаться на первый взгляд. Сатира «Чепуха», напечатанная в журнале «Зритель», привела к закрытию издания, а сборник «Разные мотивы» запретили в связи с несоблюдением цензуры. Из-за этого молодой поэт имел проблемы с властями и владельцами журнала, некоторое время его не принимали в обществе, сделали своеобразным изгоем.

354703

Учеба и работа

Во время проживания в Германии Александр не только творил и писал свои гениальные работы, но также обучался в Гейдельбергском университете на протяжении 1906-1908 годов. Саша Черный, биография которого и так насыщена вызывающими событиями, и далее продолжает писать то, что запрещает цензура, но это его не останавливает. В 1908 году он снова возвращается в Санкт-Петербург, где становится сотрудником журнала «Сатирикон», а также печатается в таких изданиях, как «Аргус», «Современный мир», «Современник», «Солнце России», «Одесские новости», «Русская молва» и «Киевские новости», издает первые книги.

Первая мировая

Во времена Первой мировой войны Александр служил рядовым офицером в пятой армии при полевом лазарете. В это же время работал как прозаик, издавая сборники и детские книги.

Произведения Саши Черного

В библиографию поэта вошло более 40 книг и сборников, около 100 цитат и поговорок, а также бесчисленное количество стихов. Все его работы были изданы под псевдонимами «Саша Черный», «Сам по себе» и «Мечтатель». Наиболее популярными стали: повесть «Чудесное лето», сборник «Несерьезные рассказы», а также детские книги «Сон профессора Патрашкина», «Белка-мореплавательница», «Дневник фокса Микки», «Румяная книжка» и «Кошачья Санатория», изданы во время между Первой и Второй мировыми войнами.

354705

Поэт Саша Черный, биография которого и так увенчана множеством интересных и загадочных фактов, скончался 5 августа 1932 года во время пожара, который он помогал тушить. Он не умер в огне, он умер дома после всех событий — просто лег на кровать и больше не встал. Несмотря на всю гениальность и величественность поэта, могила Александра не найдена и до сегодня. Она затерялась, так как заплатить за нее было некому, да и не чем.

354986

Все, что осталось

Жена Александра умерла в 1961 году — единственный человек, который был дорог поэту, так как детей в семьи не было. После ее смерти в 1978 году на кладбище Лаванду символически установили чтобы хоть как-то увековечить имя легендарного поэта. Благодаря попечению Корнея Чуковского в 1960-х годах все произведения Саши были напечатаны в Большой и Малой сериях «Библиотеки поэта» в нескольких томах.

На сегодняшний день

Саша Черный, биография которого является одной из наиболее интересных, оставил после себя большое наследство книг и стихотворений. Его работы изучают как в школе, так и в высших учебных заведениях. Его цитатами пользуются все люди, вне зависимости от возраста и положения в обществе, что свидетельствует о популярности и умении автора затронуть человека за живое.

Прожив чуть более полувека, этот писатель, поэт, журналист успел оставить яркий след в русской литературе. Детям Саша Черный знаком как «родитель» самого популярного в мире фокстерьера по кличке Микки, автор множества стихов и рассказов. А взрослые ценят его не только за произведения, возвращающие в детство, но и за едкую сатиру, которой проникнуты большинство творений писателя.

Детство и юность

В конце XIX века в Одессе на улице Ришельевской жила обычная еврейская семья: провизор Мендель Гликберг, его жена Марьям, болезненная и страдающая истерией, и пятеро детей. Мальчик, рожденный в этой семье 1 (13) октября 1880 года, получил имя Александр. Детство Саши было безрадостным. Отец, агент фармацевтической компании, постоянно был в разъездах. Мать ввиду состояния здоровья детьми практически не занималась, зато жаловалась на них мужу. А тот был скор на наказания, так что его приездов домой дети не любили и боялись.

В 1887 году в России приняли норму, по которой евреи не могли составлять более 10 процентов учеников гимназии. Провизор Гликберг нашел выход – крестил семью. Так в возрасте девяти лет Александр поступил в гимназию. Учебе, которая давалась мальчику достаточно легко, мешала тяжелая атмосфера в семье, и в 15 лет Саша сбежал из дома.

Родная тетя, сестра отца, перевезла племянника в Санкт-Петербург, в гимназию, на полный пансион. В петербургской гимназии Александру пришлось сложнее – он не смог справиться с программой по алгебре и вылетел из учебного заведения.

02 vonDsQI Саша Черный в юности

Родители не горели желанием оказывать финансовую поддержку блудному сыну. Парню пришлось попрошайничать, но нищее существование продлилось недолго. Судьба в лице начинающего журналиста Александра Яблоновского улыбнулась будущему поэту. Тот опубликовал статью о бедном юноше в газете «Сын отечества», и трагическую повесть прочел Константин Роше, житомирский чиновник, поэт, благотворитель.

Роше забрал Александра Гликберга в Житомир, определил в гимназию, в которой, впрочем, парень тоже не доучился из-за ссоры с директором. Мало того, после отчисления будущий поэт получил «волчий билет» – навсегда лишился права поступления.

03 jTfQUtj Саша Черный в армии

На тот момент Александру уже исполнилось 20 лет. Парень заменил гимназию армией, где два года служил вольноопределяющимся. Еще год он работал на таможне в Новоселицах, на границе с Австро-Венгрией. В 1904 году газета «Волынский вестник» напечатала «Дневник резонера» – первое произведение писателя. А вскоре Александр Гликберг вошел в штат редакции газеты как фельетонист. Увы, через пару месяцев газета прекратила свое существование, и будущий Саша Черный переехал в Петербург

Литература

Русская литература богата на «говорящие» псевдонимы вроде , Демьяна Бедного, Эмиля Кроткого. Псевдоним Саша Черный имеет другое происхождение. У Александра Гликберга были разные псевдонимы – Сам по себе, Гейне из Житомира и т.д. А имя, под которым читатели теперь знают поэта и писателя, родом из детства: так маленького брюнета Сашу называла родня, чтобы отличать от другого Саши Гликберга – блондина.

04

Первое стихотворение, подписанное Сашей Черным, вышло в 1905 году и «взорвало» читающую публику. Под названием «Чепуха» скрывалась хлесткая сатира на самую верхушку тогдашней власти: депутатов Госдумы, министров и даже царя. Журнал «Зритель» после такого тут же закрыли. А Саша Черный взлетел на волне популярности, его стихи печатались в сатирических журналах «Молот», «Альманах», «Маски».

В 1906 году вышел первый сборник стихов Саши Черного, но из-за произведений политической направленности тираж арестовали. Автор избежал ареста, уехав в Германию, где вольнослушателем посещал лекции в Гейдельбергском университете.

05 5yMnUzQ

В Санкт-Петербург Саша Черный вернулся в 1908 году. Три года систематически печатал произведения молодого автора в журнале «Сатирикон», под эгидой которого творили лучшие юмористы того времени. За эти годы талант яркого поэта Серебряного века расцвел, книги Саши Черного активно издавались, стихи печатались в «Современнике», «Солнце России», «Одесских новостях» и прочих, от критиков слышалась только похвала. Но, добившись успеха, Саша остался все тем же замкнутым еврейским мальчиком.

В 1912 году, уехав на Капри, Саша Черный подружился с Максимом Горьким, попробовал писать прозу. Началась Первая мировая война, и Александра направили санитаром в госпиталь Санкт-Петербурга, но затем перекинули в полевой лазарет. Во время войны Саша-поэт творить не мог, ему даже пришлось лечить тяжелую депрессию. Зато активно работал Саша-прозаик, писавший и издававший книги для детей.

06 JGvyvvK

Саша Черный с легкостью открывает перед детьми целый мир. В этом особенность его творчества – трогательная любовь к малышам и в то же время умение встать на одну ступень с ребенком и вести с тем на удивление взрослую беседу. Дети для него – и читатели, и герои произведений, например, рассказов «Кавказский пленник» или «Домик в саду».

Еще одна особенность – сочетание во взрослых стихах беспощадной сатиры, потрясающей искренности, душевной боли и вечных ноток пессимизма. И при том у стихов самая разная направленность. Например, «Галчата» легки и воздушны, «Апельсин» дышит лиризмом, пусть и с налетом иронии. А «Гиена» кажется миниатюрой для детей, но вывод, который делает автор, явно взывает ко взрослому разуму.

07

В 1918 году Саша Черный, не принявший большевистскую власть, предпочел жизнь в эмиграции. В биографии эмигранта – Литва, Германия, Италия, Франция. Писатель печатался в газетах и журналах, вел литературные вечера, выступал со стихами. Тогда появились «Несерьезные рассказы», «Сон профессора Патрашкина», «Дневник фокса Микки», «Румяная книжка». Уже после смерти автора предстали перед читателем «Белка-мореплавательница» и «Солдатские сказки».

Перу Саши Черного принадлежат более 40 книг и сборников, около 100 цитат, ставших афоризмами, множество стихов, а также переводы Кнута Гамсуна, Рихарда Демеля и других. На стихи Саши Черного композитор создал ряд музыкальных произведений.

Личная жизнь

Саша Черный женился однажды и навсегда. Избранницей стала Мария Васильева – его начальница в те времена, когда поэт работал в Службе сборов Варшавской железной дороги. Женщина была старше на несколько лет, но ни это, ни разница в образовании и положении не помешали Саше и Марине завести дружбу, переросшую затем в брак.

В 1905 году Александр, женившись, обрел надежный тыл. Мария Ивановна окружила мужа заботой, избавила от бытовых проблем. В мире и согласии они прожили всю жизнь, детей у пары не было.

В конце 1920-х годов Саша Черный построил домик на юге Франции, в русской колонии Ла-Фавьер. Там, в Провансе, он и жил до смерти.

Смерть

Скончался поэт и писатель 5 августа 1932 года. Александр помогал тушить пожар у соседей, переволновался, устал. Вернувшись домой, он лег на кровать и больше не встал – его жизнь прервал сердечный приступ.

Похоронили Сашу Черного на кладбище Ле-Лаванду, но где именно, сейчас никто не скажет – в 1961 году умерла Мария Ивановна, и за могилу стало некому платить. Даже фото места последнего упокоения Александра Гликберга не сохранилось. В 1978-м на кладбище установили доску в память о поэте.

В начале 1960-х стараниями произведения Саши Черного вошли в Большую и Малую серии Библиотеки поэта.

Библиография

  • 1906 – «Разные мотивы»
  • 1910 – «Сатиры»
  • 1914 – «Живая азбука»
  • 1914 – «Ной»
  • 1915 – «Тук-тук»
  • 1918 – цикл «Война»
  • 1921 – «Детский остров»
  • 1922 – «Возвращение Робинзона»
  • 1923 – «Жажда»
  • 1924 – «Сон профессора Патрашкина»
  • 1927 – «Дневника фокса Микки»
  • 1928 – «Кошачья санатория»
  • 1928 – «Несерьезные рассказы»
  • 1929 – «Серебряная елка: Сказки для детей»
  • 1929 – «Чудесное лето»
  • 1930 – «Румяная книжка»
  • 1933 – «Белка-мореплавательница» (посмертно)
  • 1933 – «Солдатские сказки» (посмертно)

Цитаты

«Как молью, изъеден я сплином…

Посыпьте меня нафталином».

«Вы любите чердаки? Я — очень. Люди складывают на чердаках самые интересные вещи, а по комнатам расставляют скучные столы и дурацкие комоды».

«Надо записать все свои огорчения, а то потом забуду».

«Все в штанах, скроённых одинаково,

При усах, в пальто, но в котелках.

Я похож на улице на всякого

И совсем теряюсь на углах».

«Жить на вершине голой,

Писать простые сонеты…

И брать от людей из дола

Хлеб, вино и котлеты».

«Весенний ветер за дверьми…

В кого б влюбиться, черт возьми!»

Саша Чёрный,
настоящее имя
Александр Михайлович Гликберг, родился в Одессе, в октябре 1880 года —
русский поэт Серебряного века, прозаик, получивший широкую известность как автор популярных лирико-сатирических стихотворений, прозаик, переводчик.

Родился Саша в семье провизора — семье, можно сказать, зажиточной, но малокультурной. Счастливым детство Саши не назовешь. Мать, больную, истеричную женщину, дети раздражали. Отец, отличавшийся крутым нравом, не входя в разбирательство, их наказывал. В семье было 5 детей, двоих из которых звали Саша.

Блондина называли «Белый», брюнета — «Чёрный». Отсюда и псевдоним.

18 7312644 fotosacher

То, что Саша Черный состоялся как поэт, и то, что 1908-1911 годы стали его «звёздным часом», — величайшая заслуга «Сатирикона». Поэту не пришлось унизительно обивать редакционные пороги, ему сразу была предоставлена возможность выйти к широкому, поистине всероссийскому читателю. С 1908 — один из ведущих поэтов журнала «Сатирикон».

Его саркастические, но отнюдь не лишенные нежности стихи, появившиеся в «Сатириконе» (1908), сразу принесли ему популярность и, безусловно, оказали влияние на раннего Маяковского.

Маяковский знал наизусть почти все стихи Чёрного и часто декламировал их. Саша Черный по настоянию Чуковского
написал и для детей 25 стихотворений.

67706096 ch3

Органический синтез сатиры, мягкого юмора и лиризма, обнаженно резкий стиль и нарочитый антиэстетизм виртуозного стиха Саши Чёрного, его принципиальная антибуржуазность, выдвинули поэта в ряд наиболее оригинальных художников Серебряного века.

Гете и Шиллер на мыле и пряжках,
На бутылочных пробках,
На сигарных коробках
И на подтяжках…
Мещане торгуют титанами…
На могилах, 1912
В 1914-1917 годах он был солдатом при полевом лазарете.
В марте 1917г. Временным правительством назначен заместителем комиссара
Северного фронта. После Октябрьской революции (которую Чёрный не принял,
несмотря на предложения большевиков возглавить газету в Вильно)
осенью 1918 уехал в Прибалтику.

49830066 1255416867 photo88

В 1920 году Саша переехал в Берлин, работал в берлинском журнале «Жар-птица», а в 1924 году Саша Чёрный приехал в Париж. где сотрудничал в газетах «Последние новости», парижском «Сатириконе», «Русской газете» и др. периодических изданиях, устраивал литературные вечера, ездил по Франции и Бельгии, выступая со стихами перед русскими слушателями.

В 1929 году приобрёл участок земли на юге Франции, в местечке Ла Фавьер, построил свой дом, куда приезжали и где подолгу гостили русские писатели, художники, музыканты. Писал он в этот последний период своей жизни много и разнообразно. Написал поэму «Кому в эмиграции жить хорошо» (1931-1932), прозаические «Солдатские сказки» (1933), написанные в стиле своеобразного анекдотически-бытового реализма, близкого к сказу Н.С. Лескова и М.М. Зощенко.

470px Sasha Cherny 1900s

Среди других его произведений — поэма «Ной» (1914г.), печально предрекающая современному поколению новый «всемирный потоп».

Выпустил прозаический сборник «Несерьёзные рассказы» (1928), с «лёгкой улыбкой, беззлобным смехом, невинной проказливостью» (А.И. Куприн) воскрешающий петербургский, московский и провинциальный быт старой России, издалека видящейся Чёрному безвозвратно потерянным раем; по тональности близкая ему повесть «Чудесное лето» (1929); многочисленные рассказы о скудном быте, материальных лишениях и моральном унижении эмигрантской жизни. Он оставил также переводы из Г. Гейне, Р. Демеля, К. Гамсуна и др.

Высшая точка посмертного признания таланта Саши Чёрного — это создание Шостаковичем музыки на цикл его стихов.

Саша Чёрный скончался от сердечного приступа 5 августа 1932 года на 53 году жизни. Рискуя жизнью, он помогал в тушении пожара на соседней ферме, придя домой, слёг и больше не поднялся.

Говорят, когда он умер, его собака Микки легла к нему на грудь и скончалась от разрыва сердца.

В.Набоков в прощальном слове сказал с грустью и нежностью: «Осталось несколько книг и тихая прелестная тень».

__________________________________________

Благодарю тебя, создатель,
Что я в житейской кутерьме
Не депутат и не издатель
И не сижу еще в тюрьме.
Благодарю тебя, могучий,
Что мне не вырвали язык,
Что я, как нищий, верю в случай
И к всякой мерзости привык.
Благодарю тебя, единый,
Что в Третью Думу я не взят,—
От всей души, с блаженной миной
Благодарю тебя стократ.
Благодарю тебя, мой боже,
Что смертный час, гроза глупцов,
Из разлагающейся кожи
Исторгнет дух в конце концов.
И вот тогда, молю беззвучно,
Дай мне исчезнуть в черной мгле,—
В раю мне будет очень скучно,
А ад я видел на земле.

____________________________________________________

1
Жить на вершине голой,
Писать простые сонеты…
И брать от людей из дола
Хлеб вино и котлеты.
2
Сжечь корабли и впереди, и сзади,
Лечь на кровать, не глядя ни на что,
Уснуть без снов и, любопытства ради,
Проснуться лет чрез сто.

_______________________________________________________

Каждый прав и каждый виноват.
Все полны обидным снисхожденьем
И, мешая истину с глумленьем,
До конца обидеться спешат.
Эти споры — споры без исхода,
С правдой, с тьмой, с людьми, с самим собой,
Изнуряют тщетною борьбой
И пугают нищенством прихода.
По домам бессильно разбредаясь,
Мы нашли ли собственный ответ?
Что ж слепые наши «да» и «нет»
Разбрелись, убого спотыкаясь?
Или мысли наши — жернова?
Или спор — особое искусство,
Чтоб, калеча мысль и теша чувство,
Без конца низать случайные слова?
Если б были мы немного проще,
Если б мы учились понимать,
Мы могли бы в жизни не блуждать,
Словно дети в незнакомой роще.
Вновь забытый образ вырастает:
Притаилась Истина в углу,
И с тоской глядит в пустую мглу,
И лицо руками закрывает…

______________________________________________________

По материалам сборника «Строфы века. Антология русской поэзии». Сост. Е. Евтушенко. – Минск-Москва, 1995.

Центральный еврейский ресурс

Региональный сайт детских библиотек

Одессика. Энциклопедия об Одессе

Дмитрий Быков. Черный и Белый
Саша Черный и Николай Гумилев во время Первой мировой войны: «Эти два воина – поистине белая и черная кость войны, аристократия и народ, но обоим присуще то рыцарское понимание долга, которое в России встречается крайне редко (института рыцарства, по мнению Пастернака из письма 1918 года, Россия не знала). Это долг, так сказать, независимый от родины, совершенно особый: воевать и, если потребуется, умирать за родину надо не потому, что она хороша, и вообще не ради нее, а ради себя и своих принципов».

Воспоминания В.А. Добровольского о Саше Черном
Читателей не должно вводить в заблуждение название статьи, в которой ее автор ни словом не обмолвился о личных встречах с поэтом. Так что едва ли это произведение можно отнести к мемуарной литературе. В действительности перед нами рассказ о жизни и творчестве Саши Черного, в котором приводится немало высказываний современников о поэте.

Мирон Бельский. По следам потаенной биографии Саши Черного
Автор рассказывает о статье Анатолия Иванова, который занимался исследованием неизвестных страниц биографии Саши Черного. Будучи вдохновленным увлекательным рассказом, Мирон Бельский отправился на поиски новой информации о семье поэта…

Александр Ратыня. Наследство, переданное через века (что связывало Константина Роше с Афанасием Фетом и Сашей Черным)
«Случайно прочитав в одной из крупнейших газет того времени «Сын Отечества» статью о «горестной участи несчастного юноши, брошенного семьей» (а на самом деле – бежавшего от родителей), Роше принимает «изгнанника» в свой житомирский дом. И вместо безвременно ушедшего приемного сына Сергия в жизнь Константина Роше, по попущению Божьему, приходит другой воспитанник – носитель духа нового, революционного века, в котором Роше тщетно стремился найти своего преемника. Это был… Александр Гликберг, тот самый, что вскоре станет известен в литературе под псевдонимом «Саша Черный».

Алексей Буторов. Поэты на баррикадах
О революционных стихах Саши Черного, опубликованных в 1905 году.

Русская культура XX века
Выдержки из рецензий современников на книгу Саши Черного «Сатиры», изданную в 1910 году.

Гримасы и мечты, сплетаясь, бились в Рейне
В период с 1906 по 1907 год Саша Черный учился в Гейдельбергском университете. О восприятии поэтом довоенной Германии, образа жизни тогдашних немцев рассказывает эта статья, подготовленная Олегом Чумаковым по материалам газеты Die Welt.

Роман Гуль. Саша Черный (глава из книги «Я унес Россию»)
Воспоминания о знакомстве с поэтом в годы эмиграции.

Андрей Седых. Юбилей без речей
Заметка из эмигрантской газеты 1930 г. к 25-летию литературной деятельности Саши Черного.

О творчестве Саши Черного

А.И. Куприн. О Саше Черном и его книгах
«Саша Черный – один. И в этом-то заключается прелесть его оригинальной личности и оттого-то его еще не успела захвалить и полюбить почтеннейшая «публикум», и оттого-то у него имеется еще пока немного поклонников и хвалителей, но зато этим поклонникам-друзьям действительно дорого свободное, меткое и красивое слово, облекающее в причудливые, капризные, прелестные, сжатые формы – и гнев, и скорбь, и задумчивую печаль, и глубокую нежность, и своеобразное, какое-то интимное безыскусственное языческое понимание чудес природы: детей, зверей, цветов».
(формат pdf)

Венедикт Ерофеев. Саша Черный и другие
Венедикт Ерофеев в небольшом эссе в присущей ему манере формулирует свое восприятие Саши Черного: «здесь приятельское отношение, вместо дистанционного пиетета и обожания. Вместо влюбленности – закадычность. И «близость и полное совпадение взглядов», как пишут в коммюнике».

Анатолий Иванов. Оскорбленная любовь
«Кто знает, быть может, погружение в эпоху Саши Черного, где «люди ноют, разлагаются, дичают», поможет нам что-то понять в себе, в нашем взбаламученном времени, подойти ответственно к своей нравственной позиции».

Юрий Левинг. Владимир Набоков и Саша Черный
Известный литературовед на конкретных примерах демонстрирует, насколько сильное влияние оказала литературная деятельность Саши Черного на творчество Владимира Набокова.
«Набоковский опыт использования творческих находок старшего друга ограничивался в одних случаях калькированием тематических решений, в других мелкие комедийные положения служили ему ядрами в построении будущих сюжетных линий. Совершались эти заимствования с легкостью и даже, по-видимому, с удовольствием».

В.А. Карпов. Проза Саши Черного в детском чтении
Автор анализирует детскую прозу Саши Черного, касаясь, в частности, причин, по которым позднее творчество писателя, по времени совпавшее с его эмиграцией, посвящено в основном детям.

(формат pdf)

Н.К. Ярошевская. Границы художественного мира сборника «Детский остров» Саши Чёрного
«Произведения для детей Саши Черного, включённые им самим в сборник под названием «Детский остров», вышли в 1921 году. Книга реализует его желание отмежеваться от всяких политических программ и направлений и жить Робинзоном на тихом необитаемом острове…»

Вербицкая Виктория. «Чистая» сила «Солдатских сказок» Саши Черного о «нечисти»
В своей работе критик, как и многие другие исследователи, высказывает мысль о том, что эмиграция, повлекшая ностальгию, сыграла решающую роль в развитии творчества Черного. Тоска по Родине заставляет писателя обратиться в «Солдатских сказках» к русскому фольклору, дореволюционному быту народа. Автор статьи, в свою очередь, особое внимание уделяет использованию в рассказах Саши Черного типичных персонажей языческой и христианской мифологии.

Линор Горалик. Повесить всех собак!
Чрезвычайно живой анализ сборника рассказов Саши Черного «Дневник Фокса Микки». Автор рассуждает об образе главного героя цикла, т.е. собаки породы фокстерьер. Основная идея такова: используя в качестве основного персонажа это милое домашнее животное, Черный получает возможность рассматривать самые обыденные вещи, не боясь прослыть «наивным моралистом». Кроме того, в образе пса автор статьи усматривает черты, традиционно приписываемые русской интеллигенции – рефлексию, острое чувство справедливости, конечно же, недовольство окружающей действительностью, естественно, в сочетании с абсолютным бездействием.

Е.А. Кузина. Принцип очуждения в русской прозе конца XIX – начала XX вв.: «Каштанка» А.П.Чехова и «Дневник Фокса Микки» Саши Черного
Автор обращается к термину «остранение», введенному В. Шкловским для обозначения процесса вывода понятий и явлений из области автоматического восприятия в область познаваемого. Шкловский, в свою очередь, опирается на теорию «очуждения», сформулированную Брехтом, согласно которой, для придания значимости обыденным явлениям и деталям, необходимо показать их под другим углом как нечто удивительное и непонятное. И Чехов в «Каштанке», и Черный в «Дневниках фокса Микки», реализуют эту задачу, представляя мир людей, через призму восприятия собаки. Безусловно, художественные подходы двух писателей имеют массу отличий, анализ которых также приводится в статье.

Константин Кедров. Рыцарь смеха
«Лермонтов с горечью восклицал, что жизнь такая нелепая, глупая шутка. Саша Черный эту шутку подхватил и, пока мог, шутил в унисон с этой жизнью. Шутил и даже не в унисон – в резонанс. Резонанс и стал пиком славы…»

DOMINO. Саша Черный: Он смеялся, когда было совсем не смешно, а когда было смешно – совсем не смеялся…
«Саша Черный живет в своих сатирах, в своих детских стихотворениях, в своих солдатских рассказах. Живет, пока его читают, а читать его будут всегда, потому что его поэзия – это смех, это чистый юмор без всякого налета…»

Поэзия

Стихотворения 1905–1906 гг. из книги «Разные мотивы»

«Сатиры» (1910 г.)

В этот сборник вошли стихотворения из циклов «Всем нищим духом», «Быт», «Литературный цех», «Невольная дань», «Послания», «Провинция», «Лирические сатиры».

«Сатиры и Лирика» (1911 г.)

В сборник включены циклы – «Бурьян», «Горький мед», «У немцев», «Хмель» («Иные струны»).

Стихотворения 1908–1914 гг., не вошедшие в книги

«Жажда» (1923 г.)

Циклы стихотворений «Война», «На Литве», «Чужое солнце», «Русская Помпея».

«Детский остров» (1925 г.)

Вошли циклы «Костер», «Зверушки», «Песенки».

Чёрный Саша (настоящие имя и фамилия Александр Михайлович Гликберг) (1880-1932), поэт.

Родился 13 октября 1880 г. в Одессе. Отец переезжал по югу России: из Одессы — в Белую Церковь, оттуда — в Житомир.

Мальчик учился в гимназии, но не окончил её — пришлось зарабатывать на жизнь. Печататься начал в Житомире.

Известность пришла к поэту в 1905 г., когда он стал сотрудничать в петербургском еженедельнике «Зритель». Первая книга «Разные мотивы» была арестована ещё до выхода в свет, а сам автор чудом сумел выбраться за границу. Он поселился в Германии, два года слушал лекции в Гейдельбергском университете.

После возвращения в Россию с 1908 г. стал постоянным сотрудником еженедельного журнала «Сатирикон». Благодаря сатирическим стихам Саша Чёрный приобрёл огромную популярность. Первый том его «Сатир» появился в 1910 г. и за короткий срок выдержал ещё три издания. Второй том — «Сатиры и лирика» — вышел в 1913 г. В том же году поэт стал работать в журнале «Современник».

В этот период он обратился к новому жанру — стихам для детей, которые появлялись в разных изданиях.

Тогда же Чёрный всё чаще пробует свои силы в прозе, пишет рассказы для детей и взрослых. В 1914 г. он ушёл добровольцем на фронт. Три года в окопах наполнили творчество Саши Чёрного новыми образами. В 1920 г. поэт покинул Россию. Жил в Литве, затем в Берлине, Риме, с 1924 г. — в Париже. Участвовал в различных эмигрантских изданиях.

В его стихах звучит тоска по оставленной родине, по старому русскому быту, который так возмущал его прежде. Чёрный становится и бытописателем «эмигрантского уезда». Продолжает много сочинять для детей.

В 1928-1932 гг. он создал «Солдатские сказки» — свою лучшую прозаическую вещь. Некоторые из этих сказок появились в «Несерьёзных рассказах» — его последней книге. Скончался 5 августа 1932 г. в Лаванду (Прованс).

Саша Чёрный — выдающийся поэт-беллетрист, мастер точного и меткого рисунка.

Тест по рассказу Саши Чёрного «Кавказский пленник»

№ 1. В каком городе происходит
действие рассказа?

а) Москва; б) Петербург; д)
Одесса.

№ 2. Какое время года
описывается в рассказе?

а) лето; б) осень; в)
весна.

№ 3. О ком говорится «кричали,
кувыркались, дрались»?

а) о кошках; б) о собаках; в)
о воробьях.

№ 4. Кто в рассказе назван
«лохматой серой муфтой»?

а) девочки; б) Тузик; в)
Мишка.

№ 5. Куда на лодке поплыли
шестеро юношей?

а) к Елагину острову; б) на
Крестовку; в) на Неву.

№ 6. Что делал на реке
«старичок в малиновом гарусном шарфе»?

а) ловил рыбу; б) собирал
поленья и обломки досок; в) купался.

№ 7. О ком говорится:
«подставляла легкому ветру ладонь, шевелила пальцами и улыбалась»?

а) мама девочек; б) Катя; в)
старая бабушка.

№ 8. Портрет какого писателя
не висел в кабинете?

а) В. Г. Короленко; б) А. С.
Пушкина; в) И. С.  Тургенева.

№ 9. Какого цвета были лица у
людей, раскрашенных на картинке:

а) желтые, б) зеленые, в)
красные.

№ 10. Кто из девочек – героинь
рассказа был старше?

а) Валя; б) Катя; в)
они были ровесницами.

№ 11. Какое произведение
прочитали девочки?

а) «Пленный рыцарь», б) «Лев и
собачка», в) «Кавказский пленник».

№ 12. Куда уехала няня девочек?

а) уехала за покупками; б) на
службе в банке; в) в гостях.

№ 13. Чем, по мнению девочек,
должна закончиться история про Жилина?

а) он женится на Дине; б)
устроит татарам засаду; в) высечет татар крапивой.

№ 14. Как звали собаку?

а) Шарик; б) Тузик; в)
Фокс.

№ 15. Кто в игре девочек стал
Костылиным?

а) Катя; б) Мишка; в)
Тузик.

№ 16. Как звали мальчика, сына
дворника?

а) Мишка; б) Федька; в)
Колька.

№ 17. Какой выкуп требовался за
Тузика?

а) тысячу монет; б) три тысячи
монет; в) пять тысяч монет.

№ 18. Как звали дворника в доме,
где жили девочки?

а) Архип; б) Семён; в)
Герасим.

№ 19. Какие игрушки не принесла
в яму Валя?

а) матрешку; б) плюшевого
слона; в) обезьянку.

№ 20. Сколько пирожков Валя
выпросила у кухарки?

а) один; б) три; в)
четыре.

Ключ
к тесту:


1). б.


2). в.


3). в.


4). б.


5). а.


6). б.


7). в.


8). а.


9). б.


10). а.


11). в.


12). в.


13). а.


14). б.


15). в.


16). а.


17). в.


18). б.


19). в.


20). б.

Тест по рассказу Саши Чёрного «Кавказский
пленник»

№ 1. В каком городе происходит действие рассказа?
а) Москва; б) Петербург; д) Одесса. № 2.
Какое время года описывается в рассказе? а) лето; б)
осень; в) весна.
№ 3. О ком говорится «кричали, кувыркались,
дрались»? а) о кошках; б) о собаках; в) о воробьях.
№ 4. Кто в рассказе назван «лохматой серой муфтой»? а)
девочки; б) Тузик; в) Мишка.
№ 5. Куда на лодке
поплыли шестеро юношей? а) к Елагину острову; б) на
Крестовку; в) на Неву.
№ 6. Что делал на реке «старичок в
малиновом гарусном шарфе»? а) ловил рыбу; б) собирал
поленья и обломки досок; в) купался.
№ 7. О ком говорится:
«подставляла легкому ветру ладонь, шевелила пальцами и улыбалась»? а)
мама девочек; б) Катя; в) старая бабушка.
№ 8. Портрет
какого писателя не висел в кабинете? а) В. Г. Короленко; б)
А. С. Пушкина; в) И. С.  Тургенева.
№ 9. Какого цвета были
лица у людей, раскрашенных на картинке: а) желтые, б)
зеленые, в) красные.
№ 10. Кто из девочек – героинь рассказа
был старше? а) Валя; б) Катя; в) они были
ровесницами.
№ 11. Какое произведение прочитали девочки? а)
«Пленный рыцарь», б) «Лев и собачка», в) «Кавказский пленник».

12.
Куда уехала няня девочек? а) уехала за покупками; б)
на службе в банке; в) в гостях.
№ 13. Чем, по мнению девочек,
должна закончиться история про Жилина? а) он женится на Дине; б)
устроит татарам засаду; в) высечет татар крапивой.
№ 14. Как
звали собаку? а) Шарик; б) Тузик; в) Фокс.
15.
Кто в игре девочек стал Костылиным? а) Катя; б)
Мишка; в) Тузик.
№ 16. Как звали мальчика, сына дворника? а)
Мишка; б) Федька; в) Колька.
№ 17. Какой выкуп
требовался за Тузика? а) тысячу монет; б) три тысячи
монет; в) пять тысяч монет.
№ 18. Как звали дворника в доме,
где жили девочки? а) Архип; б) Семён; в)
Герасим.
№ 19. Какие игрушки не принесла в яму Валя? а)
матрешку; б) плюшевого слона; в) обезьянку.
№ 20.
Сколько пирожков Валя выпросила у кухарки? а) один; б)
три; в) четыре.

——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Тест по рассказу Саши Чёрного «Кавказский
пленник»

№ 1. В каком городе происходит действие
рассказа? а) Москва; б) Петербург; д) Одесса.
2.
Какое время года описывается в рассказе? а) лето; б)
осень; в) весна.
№ 3. О ком говорится «кричали, кувыркались,
дрались»? а) о кошках; б) о собаках; в) о воробьях.
№ 4. Кто в рассказе назван «лохматой серой муфтой»? а)
девочки; б) Тузик; в) Мишка.
№ 5. Куда на лодке
поплыли шестеро юношей? а) к Елагину острову; б) на
Крестовку; в) на Неву.
№ 6. Что делал на реке «старичок в
малиновом гарусном шарфе»? а) ловил рыбу; б) собирал
поленья и обломки досок; в) купался.
№ 7. О ком говорится:
«подставляла легкому ветру ладонь, шевелила пальцами и улыбалась»? а)
мама девочек; б) Катя; в) старая бабушка.
№ 8. Портрет
какого писателя не висел в кабинете? а) В. Г. Короленко; б)
А. С. Пушкина; в) И. С.  Тургенева.
№ 9. Какого цвета были
лица у людей, раскрашенных на картинке: а) желтые, б)
зеленые, в) красные.
№ 10. Кто из девочек – героинь рассказа был
старше? а) Валя; б) Катя; в) они были
ровесницами.
№ 11. Какое произведение прочитали девочки? а)
«Пленный рыцарь», б) «Лев и собачка», в) «Кавказский пленник».

12.
Куда уехала няня девочек? а) уехала за покупками; б)
на службе в банке; в) в гостях.
№ 13. Чем, по мнению девочек,
должна закончиться история про Жилина? а) он женится на Дине; б)
устроит татарам засаду; в) высечет татар крапивой.
№ 14. Как
звали собаку? а) Шарик; б) Тузик; в) Фокс.
15.
Кто в игре девочек стал Костылиным? а) Катя; б)
Мишка; в) Тузик.
№ 16. Как звали мальчика, сына дворника? а)
Мишка; б) Федька; в) Колька.
№ 17. Какой выкуп
требовался за Тузика? а) тысячу монет; б) три тысячи
монет; в) пять тысяч монет.
№ 18. Как звали дворника в доме,
где жили девочки? а) Архип; б) Семён; в)
Герасим.
№ 19. Какие игрушки не принесла в яму Валя? а)
матрешку; б) плюшевого слона; в) обезьянку.
№ 20.
Сколько пирожков Валя выпросила у кухарки? а) один; б)
три; в) четыре.

——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Тест по рассказу Саши Чёрного «Кавказский
пленник»

№ 1. В каком городе происходит действие рассказа?
а) Москва; б) Петербург; д) Одесса. № 2.
Какое время года описывается в рассказе? а) лето; б)
осень; в) весна.
№ 3. О ком говорится «кричали, кувыркались,
дрались»? а) о кошках; б) о собаках; в) о воробьях.
№ 4. Кто в рассказе назван «лохматой серой муфтой»? а)
девочки; б) Тузик; в) Мишка.
№ 5. Куда на лодке
поплыли шестеро юношей? а) к Елагину острову; б) на
Крестовку; в) на Неву.
№ 6. Что делал на реке «старичок в
малиновом гарусном шарфе»? а) ловил рыбу; б) собирал
поленья и обломки досок; в) купался.
№ 7. О ком говорится:
«подставляла легкому ветру ладонь, шевелила пальцами и улыбалась»? а)
мама девочек; б) Катя; в) старая бабушка.
№ 8. Портрет
какого писателя не висел в кабинете? а) В. Г. Короленко; б)
А. С. Пушкина; в) И. С.  Тургенева.
№ 9. Какого цвета были
лица у людей, раскрашенных на картинке: а) желтые, б)
зеленые, в) красные.
№ 10. Кто из девочек – героинь рассказа
был старше? а) Валя; б) Катя; в) они были
ровесницами.
№ 11. Какое произведение прочитали девочки? а)
«Пленный рыцарь», б) «Лев и собачка», в) «Кавказский пленник».

12.
Куда уехала няня девочек? а) уехала за покупками; б)
на службе в банке; в) в гостях.
№ 13. Чем, по мнению девочек,
должна закончиться история про Жилина? а) он женится на Дине; б)
устроит татарам засаду; в) высечет татар крапивой.
№ 14. Как
звали собаку? а) Шарик; б) Тузик; в) Фокс.
15.
Кто в игре девочек стал Костылиным? а) Катя; б)
Мишка; в) Тузик.
№ 16. Как звали мальчика, сына дворника? а)
Мишка; б) Федька; в) Колька.
№ 17. Какой выкуп
требовался за Тузика? а) тысячу монет; б) три тысячи
монет; в) пять тысяч монет.
№ 18. Как звали дворника в доме,
где жили девочки? а) Архип; б) Семён; в)
Герасим.
№ 19. Какие игрушки не принесла в яму Валя? а)
матрешку; б) плюшевого слона; в) обезьянку.
№ 20.
Сколько пирожков Валя выпросила у кухарки? а) один; б)
три; в) четыре.

——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

Тест по рассказу Саши Чёрного «Кавказский
пленник»

№ 1. В каком городе происходит действие
рассказа? а) Москва; б) Петербург; д) Одесса.
2.
Какое время года описывается в рассказе? а) лето; б)
осень; в) весна.
№ 3. О ком говорится «кричали, кувыркались,
дрались»? а) о кошках; б) о собаках; в) о воробьях.
№ 4. Кто в рассказе назван «лохматой серой муфтой»? а)
девочки; б) Тузик; в) Мишка.
№ 5. Куда на лодке
поплыли шестеро юношей? а) к Елагину острову; б) на
Крестовку; в) на Неву.
№ 6. Что делал на реке «старичок в
малиновом гарусном шарфе»? а) ловил рыбу; б) собирал
поленья и обломки досок; в) купался.
№ 7. О ком говорится:
«подставляла легкому ветру ладонь, шевелила пальцами и улыбалась»? а)
мама девочек; б) Катя; в) старая бабушка.
№ 8. Портрет
какого писателя не висел в кабинете? а) В. Г. Короленко; б)
А. С. Пушкина; в) И. С.  Тургенева.
№ 9. Какого цвета были
лица у людей, раскрашенных на картинке: а) желтые, б)
зеленые, в) красные.
№ 10. Кто из девочек – героинь рассказа был
старше? а) Валя; б) Катя; в) они были
ровесницами.
№ 11. Какое произведение прочитали девочки? а)
«Пленный рыцарь», б) «Лев и собачка», в) «Кавказский пленник».

12.
Куда уехала няня девочек? а) уехала за покупками; б)
на службе в банке; в) в гостях.
№ 13. Чем, по мнению девочек,
должна закончиться история про Жилина? а) он женится на Дине; б)
устроит татарам засаду; в) высечет татар крапивой.
№ 14. Как
звали собаку? а) Шарик; б) Тузик; в) Фокс.
15.
Кто в игре девочек стал Костылиным? а) Катя; б)
Мишка; в) Тузик.
№ 16. Как звали мальчика, сына дворника? а)
Мишка; б) Федька; в) Колька.
№ 17. Какой выкуп
требовался за Тузика? а) тысячу монет; б) три тысячи
монет; в) пять тысяч монет.
№ 18. Как звали дворника в доме,
где жили девочки? а) Архип; б) Семён; в)
Герасим.
№ 19. Какие игрушки не принесла в яму Валя? а)
матрешку; б) плюшевого слона; в) обезьянку.
№ 20.
Сколько пирожков Валя выпросила у кухарки? а) один; б)
три; в) четыре.

——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————

  • Рассказ св агапия о рае
  • Рассказ салтыкова щедрина премудрый пескарь
  • Рассказ садко краткое содержание
  • Рассказ сартра стена как воплощение основных проблем экзистенциализма
  • Рассказ саши черного люся и дедушка крылов