Рассказ саша черный самое страшное

кирилл канин. алексей иванов 24 дек 2021, 10:45кемеровский суд выносит приговор фигурантам дела замов экс-губернатора амана тулеева о вымогательстве

© Кирилл Канин. Алексей Иванов

Иванов о деле замов Тулеева: заседание у губернатора оказалось преступным планом с разделением ролей

24 Дек 2021, 10:45

Кемеровский суд выносит приговор фигурантам дела замов экс-губернатора Амана Тулеева о вымогательстве акций АО «Разрез «Инской». Ранее они выступили с последним словом. Публикуем выступление бывшего вице-губернатора Алексея Иванова, где он говорит, что Аман Тулеев «правильно» действовал в форс-мажорных обстоятельствах, сложившихся тогда на шахте, напомнил, что у подсудимых не нашли ни конфетки от бизнесмена Щукина, в очередной раз удивился, как можно «вымогать то, что не вымогается» и возмутился, что планом с разделением ролей следователи из Новосибирска, по сути, назвали совещания у Тулеева.

В середине ноября 2016 года по обвинению в вымогательстве у Антона Цыганкова 51% акций (513 штук) АО «Разрез Инской» стоимостью, по версии потерпевшего, более миллиарда рублей, были задержаны восемь человек: заместители губернатора Кузбасса Амана Тулеева Алексей Иванов и Александр Данильченко, начальник департамента административных органов региона Елена Троицкая, миллиардер из списка Forbes Александр Щукин и его доверенное лицо Геннадий Вернигор, руководитель СК РФ по Кемеровской области Сергей Калинкин, замглавы второго отдела по расследованию особо важных дел СК РФ по Кемеровской области Сергей Крюков и старший следователь Артемий Шевелёв. Процесс под председательством судьи Александра Вялова начался 31 октября 2018 года в Центральном районном суде Кемерова. Обвинение предъявлено по ч. 3 ст. 163 УК РФ за вымогательство организованной группой в особо крупном размере. За три года судебного разбирательства были допрошены более сотни свидетелей, все обвиняемые, оглашены «прослушки» телефонных разговоров фигурантов дела.

Тайга.инфо с публикует последнее слово бывшего заместителя губернатора генерал-майора МВД Алексея Иванова с небольшими купюрами.

Уважаемый суд, уважаемые участники процесса! Учитывая, что процесс подходит к своему завершению, я хочу поблагодарить всех наших адвокатов за профессионализм и терпение, которые они проявили в течение этих пяти лет. Я могу сказать даже, скорее всего, что некоторое сообщество адвокатское организовалось. Хочу поблагодарить своих коллег за чувство собственного достоинства и взаимное уважение в течение этих пяти не простых лет воспитательного процесса. <…> 

Отдельные слова благодарности и уважения, Сергей Николаевич, вам (экс-руководитель СК РФ по Кемеровской области Сергей Калинкин находится под стражей — прим. Тайги.инфо). Понимаю, в каком положении трудном, невероятно трудном вы находитесь, но ваше поведение достойное всегда будет для нас примером.

Органы обвинения не слышат

И ваша честь хочу повторить главное, что мы пытаемся донести. Что показания мои и моих коллег и по администрации области, и следственного комитета — это объективное изложение фактов, событий без искажений и замалчивания. Нам нет смысла что-то скрывать. Нам надо только одно — чтобы нас услышали. Как показывает практика этих 5 лет у обвинения эти органы чувств отсутствуют вообще абсолютно. Ничего не слышат. Ничего. Очень кратко повторюсь, на чем именно хотелось бы заострить ваше внимание. У представителей администрации и моих коллег из следственного комитета совершенно четкий, обоснованный мотив действий. Цели и задачи — это предотвращение техногенной катастрофы на шахте «Инской», выплата заработной платы людям, которые не получали ее на протяжении нескольких месяцев. И недопущение дестабилизации ситуации на той территории, где всё это происходило. И прям словами из своего выступления в прениях: сейчас в свете трагических событий на той же территории, как говорил [вице-губернатор Александр] Данильченко, эксперт в области добычи угля, что насколько деструктивна позиция обвинения с вопросом «а зачем вы вообще туда приезжали».

«Правильно Тулеев действовал»

Следующий фактор: абсолютно доказанные, мотивированные события управленческие, которые произошли в администрации области. Их 5 совещаний. Я говорил о них во время своего выступления. Самое главное событие — это 12 июля, мы говорим об этом с моим адвокатом с первого дня возбуждения, первого самого допроса. Там определялись цели и задачи. Там определялось, кто поедет. Прям пальцем показывалось, кто поедет. И какие задачи перед нами стояли. И как показывает практика и того дня, и сегодняшних дней — правильно Тулеев действовал. Ну не было другого алгоритма. Его нет в принципе. Как действовать в таких форс-мажорных ситуациях. Что сейчас, сегодняшние дни трагичны, что в те дни. Только тогда удалось предотвратить, потому что именно так действовали.

Кандидатура Щукина отсутствовала

Следующий фактор: кандидатура [Александра] Щукина как инвестора возникла только 12 июля. Ну мы об этом кричим тоже с первого дня. Щукин вообще как инвестор не рассматривался. Только нам сейчас помогли переговоры телефонные и заключения экспертов. Ну не было кандидатуры Щукина. Как инвестора. Его риторика такая — он по каждому предприятию так говорил: заберу… Да что хочешь забирай, дай денег на заработную плату и зайди туда управленцем. Вот и всё. И кандидатура эта возникла от человека, который вообще Щукина не знал — от Данильченко, ваша честь. Такое впечатление, что не слышат нас и всё. Ну это же объективно. Почему правда-то никому не нужна? Ну вы нас услышьте, пожалуйста. Щукин возник 12 июля как инвестор в 13:19 дня. Это такая объективная реальность, что нельзя ее не видеть. Ну это же настолько понятно.

«Ну хоть бы конфету подарочную от Щукина — нет, не нашли»

<…> Следующий фактор: отсутствие корысти, и личной, и иной. Ну ничего же не нашли. <…> Очень искали фотографии наши с Щукиным, ну очень искали. Я-то понимаю, зачем они искали. Не нашли ведь ничего. Причем, не только у меня, ни у кого не нашли. Ну хоть бы конфету подарочную от Щукина — нет, не нашли. Умалчивают об этом. 8 раз в обвинительном заключении написали — из корыстной и иной личной заинтересованности. Прошло 5 лет, а я не знаю. Вот прошло 5 лет, а я не знаю, в чем моя корысть! Ну не знаю. Это я, профессионал. Вроде как в пользу третьих лиц. Не вроде как, а так имеют в виду. Ну, слушайте, минус 4,2 млрд чистые активы стоят — ну какая корысть? Щукин, бедный, он аж зеленый уже. Вы же по этим по разговорам всем слышали, он меня ненавидел, наверное, больше всех. Я ему так и говорю — ты успокойся, зайди, не будем мы у тебя больше ничего клянчить. Нет, корыстный мотив.

План с разделением ролей и предотвращение забастовки

Отсутствие сговора. Знаете, здесь, ваша честь, и профессионально, и по-человечески — преступный план с разделением ролей. И вчерашнее меня тоже прям потрясло и уважаемого Сергея Николаевича — [руководитель СК РФ по Кемеровской области] Калинкин обязался перед Ивановым, Данильченко и [начальником департамента административных органов региона Еленой] Троицкой — это вообще не только в правовом поле что-то запредельное, а в общечеловеческом. Вот когда человек это писал, он вообще о чем думал? Взять, сочинить. 5 лет эта формулировка существует и хоть бы что. Ну мы же с вами в очень правовом государстве и в очень демократичном — так говорит наш президент. Выдумать безосновательно все основные положения обвинительного заключения — и они существуют 5 лет. Калинкин обязался. План с разделением полей. Это шедевр. Это прям в учебники надо записать. План с разделением ролей — вы просто представьте ужас людей, которые ни о чем другом, кроме как о предотвращении забастовки, не думали. Что оказывается, это план с разделением ролей. Заседание у Тулеева — это план с разделением ролей. Преступный план. Я прошу прощения за тон, но можно хоть высказаться в последнем слове. Там дальше уже ничего не страшно. Ну беспредел какой-то, слушайте. Ну мы же разумные люди. Ну как такое можно выдумать в Новосибирске. А еще самое страшное, это я думаю меня поддержат Калинкин, Шевелев и Крюков, вот то, что я перечислил — корысть, план с разделением ролей и прочее, а нас ведь никто не спрашивал об этом. Они просто это пишут. Ну если есть план, так вы спросите, где вы его составляли. Ну где этот уголок, где этот стол или что это такое — план с разделением ролей. Где Калинкин обязался. Или еще что-то такое. Где Щукин предложил. Ну взять написать, сочинить и не спрашивать. Но самое страшное, что для меня, — не спрашивать.

«Я не высказывал требование передачи акций»

Теперь показания конвойных. Я опять к своей профессиональной деятельности и наших взаимоотношениях с Крюковым, знаю его давным-давно. Он бы дело бы такое не возбудил даже. Три человека, которые стоят в метре от событий в свете дня, подготовленные, экипированные, адекватные, прекрасно понимающие основные принципы уголовного права, говорят о том, что не было требования. Они просто об этом умалчивают. Они просто об этом молчат и всё. Конвойные ну и что. Здесь я хочу сказать чуть пошире. Самое главное в вымогательстве — высказывание требования под угрозой насилия. Ну всем троим четко задается вопрос. Было высказано требование? Все трое говорят нет. Можно пытаться, учитывая позицию, так, так, как-то ее пытаться обкатать. Но это ведь четкий вопрос. Однозначный ответ — не было требования. Я не высказывал требование передачи акций. Ни требований на право имущества. Я не высказывал угрозу заключения под стражу. О том, что он адвокат, я прекрасно знал. И перед ним пытаться его запугивать — это вообще просто не обсуждается. Это не логично, это неправильно, это по-человечески неправильно. Я сам вел эти совещания по финмониторингу. Там люди с огромной задолженностью, я никогда не позволял себе даже не то, что голос повысить, вообще выражений каких-то. Заранее понимая, что у нас такая экономика, такая действительность, ко всему надо подходить объективно. Тут высказать угрозу: мы тебя под стражу заключим. Это вообще просто… Я не вводил его ни в какое заблуждение и не пытался ввести. У меня цели такой не было, ваша честь. У меня цели были другие — у меня горели… всё горело. Я видел панику Данильченко. У нас сутки на решение проблемы.

О мере пресечения вообще разговора не было, об изменении, либо еще о чем-то. На его вопрос… Цыганков, мы же слышали с вами это в суде, о том, что он находится под стражей и как ему быть с этим, что искать инвестора. Я же четко ему ответил, он эти слова четко повторил — это не наша компетенция. А то, что он акционер, к тебе и вопросы, тебе и решать. И обсуждали общие варианты. Все говорят — в нормальной человеческой обстановке. Не обстановке, я неправильно говорю. Нормальный наладился диалог. Он нас попросил в конце разговора — найдите мне инвестора. Он попросил. Ну, наверное, правильно сделал. Мы для этого-то и приехали, чтобы решать.

Почему он на меня указывал — я тоже объяснял в своих показаниях в суде, ваша честь. Ну, а на кого? На Троицкую ему указать? На Данильченко, который технический интеллигент с 4 месяцами стажа за спиной? Конечно, я. Он знал моё звание, мое правоохранительное прошлое. Конечно, кто мог высказать угрозу? Только я. Тут всё совершенно понятно.

Цыганков говорил: дайте 20 млн, и я вступлю в переговоры с инвестором

Возвращаясь к возмездности сделки. Опять Шевелев сказал вам спасибо, я вам тоже спасибо говорю. Вы задали вопрос про 20 млн. Высказывал Цыганков? Высказывал. Говорил о 20 млн: дайте 20 млн, и я вступлю в переговоры с инвестором. Всё. Почему мы говорим о безвозмездности-то? Условия совершенно очевидные — дайте 20, я буду разговаривать. Ну о миллионе я уже не говорю, там миллион, полученный по расписочке.

Теперь я по поводу самого требования, вымогали, говорит, акции. Зачем? Никто не задается вопросом. Зачем нам акции, заложенные в латвийском банке, на предприятии, которое стоит минус 4,2 млрд рублей. Никто нас не слышит. Мы говорим — да у нас задача другая, зачем нам акции. Нам надо выдать завтра деньги из фонда «Милосердие» в размере 25 млн. Завтра. Сегодня события в следственном комитете. Завтра выдаем деньги. Зачем нам акции? Вообще вопрос собственности — зачем он нам? Я-то прекрасно понимал. У меня опыта хватит на финмониторинге, что решить вот эту задачу, снять напряженность, а вопрос собственности отодвинется сам по себе. Выдать рабочим эти деньги, чтобы он принес их домой — всё. Они уже не сядут на рельсы, они уже не будут ничего требовать 15-го числа. Нет, вымогали акции.

Я же еще сидя, как Сергей Николаевич [Калинкин], в клетке, еще вот только нас задержали в Новосибирске, вопрос — зачем вы вымогали акции, у меня сразу инстинктивно — как можно вымогать то, что не вымогается? А первоочередное право акционеров? А залог? Зачем их вымогать? Обвинение всё игнорирует. Акции предприятия — минус 4,2 млрд, заложены в латвийском банке. Причем, ладно, что залог у нас расписан в письмах, еще 8 числа по информации ГУВД, я об этом прямо говорю [первому заместителю губернатора Максиму] Макину в разговоре, докладываю ему ситуацию в 5 часов вечера уже оттуда со следственного комитета. Акции в залоге в латвийском банке. И зная это, говорить о чем-то. 

«В суд мы веру еще не потеряли»

Я в своих прениях, когда выступал, я так же материалами показал, что мы совершенно искренне,  на начальной стадии Троицкая, а потом уже только я, я представлял для себя, что нам нужна доверенность на широкий спектр действий, чтобы завтра туда зашли технари, технический ИТР для налаживания техногенной обстановки, урегулирования ее и недопущения аварий, и выдача денег. Всё. Нам не нужны. Зачем всё это. То, что я докладывал, вернее, говорю Щукину о том, что вопрос акций, я же говорю — мне его просто заинтересовать надо было. Откажись Щукин, сказал бы идите вы еще со своим проблемным активом, я вам деньги дам и туда больше не поеду. И всё. И мы бы встали опять. То есть мы на нуле. 

Я просто не могу употребить те слова, которые Троицкая с Данильченко от меня услышали, когда мы вышли. Всё, что угодно, только бы зашли. Мы оттуда ехали, выезжали со следственного комитета, ну с полным пониманием, что мы выполнили свою задачу. Что завтра будут деньги выданы, ИТР зайдут, отодвинется вот эта острая напряженность, всё. Я вас заверяю, ваша честь, что ни утром 12, ни утром 13, ни вечером никто не думал вообще о какой собственности. Да и не надо это вообще было. Просто эта шахта — ну да, острая ситуация, но таких предприятий по 2−3 в месяц возникало. И алгоритм действий был тот же. И мои разговоры по телефону были точно такие же. И щукинские слова были точно такие же, если это касалось только его. 

И вот это всё рассказал. Причем так откровенно сотрудничали со следствием, всё рассказали — бесполезно. У меня впечатление моё личное — мы перестали интересовать следствие, [когда] прошли очные ставки с Цыганковым в декабре. Всё дальше приобрело формальный характер. Вот дали какие показания 14 ноября — всё остальное уж не интересно. Там потом уже нюансы. Всё, потом получаем обвинительное заключение. Еще больше насочиняли, чем в постановлении, которое первое предъявили 14.11. Ну и как можно, я сам себя спрашиваю, задаю себе вопрос и своим адвокатам — ну как можно игнорировать эти очевидные вещи? Совещания, задачи, мотивы, отсутствие корысти — ну как их можно игнорировать? Можно. Мое глубочайшее убеждение, я прекрасно знаю и свои впечатления и вообще оценку этих событий — ну абсолютная невиновность. Ну она настолько очевидна. Если мы уж говорим — мотива нет. Вернее, наш мотив есть, он совершенно понятен — предотвратить. А корыстного — ни корыстного, ни преступного — да никакого нету. Его надо просто выдумать и 5 лет с этим ходить. Все доказательства по делу 66640 в совокупности, мое мнение, говорят о нашей абсолютной невиновности. Очень надеюсь, ваша честь, что вы наши доводы услышите, дадите им объективную оценку. В суд мы веру еще не потеряли. И ждем вашего справедливого решения. Всё, ваша честь.

Ðóêà

Ñâÿòî÷íûé ðàññêàç Ãþè äå Ìîïàññàíà

   Îêîëî ñëåäñòâåííîãî ñóäüè ã. Áåðìóòüå ñîáðàëñÿ öåëûé êðóæîê ñëóøàòåëåé. Îí ãîâîðèë î òàèíñòâåííîì äåëå â Ñåí-Êëó, êîòîðîå óæå öåëûé ìåñÿö ñâîäèëî ñ óìà âåñü Ïàðèæ. Âñå òîëêîâàëè îá ýòîì íåîáúÿñíèìîì ïðåñòóïëåíèè, è íèêòî íå ìîã ïîíÿòü â íåì íè÷åãî.

   Ñòîÿ ñïèíîé ê êàìèíó, îí ïåðå÷èñëÿë äîêàçàòåëüñòâà, îáñóæäàë ðàçëè÷íûå ìíåíèÿ, íî íå äåëàë íèêàêèõ âûâîäîâ. Ìíîãèå äàìû âñòàëè ñ ñâîèõ ìåñò, ÷òîá ëó÷øå åãî ñëûøàòü, è ñòàëè ïåðåä íèì, íå ñâîäÿ ñ íåãî ãëàç, äðîæà îò ëþáîïûòñòâà è ñòðàõà, ìó÷èìûå òîþ íåíàñûòíîþ ïîòðåáíîñòüþ èñïûòûâàòü ÷óâñòâî óæàñà, êîòîðîå òåðçàåò êàæäóþ æåíùèíó êàê ãîëîä.

   Îäíà èç íèõ, áëåäíàÿ, êàê ïîëîòíî, âîñïîëüçîâàëàñü ïðîìåæóòêîì â ðå÷è ñëåäîâàòåëÿ è âñêðè÷àëà:

   — Ýòî óæàñíî! Ýòî áëèçêî ê «ñâåðõúåñòåñòâåííîìó». Íèêòî íèêîãäà íå äîáüåòñÿ òóò òîëêó.

   — Äà, âû ïðàâû, — ñêàçàë ñóäüÿ, îáðàùàÿñü ê íåé. — Î÷åíü ìîæåò áûòü, ÷òî ýòî äåëî îñòàíåòñÿ íåðàçúÿñíåííûì. ×òî æå êàñàåòñÿ äî ñëîâà «ñâåðõúåñòåñòâåííîå», êîòîðîå âû ñåé÷àñ ïðîèçíåñëè òî, ïî-ìîåìó, îíî çäåñü íåéäåò. Ïåðåä íàìè ïðåñòóïëåíèå, î÷åíü ëîâêî çàäóìàííîå, î÷åíü ëîâêî èñïîëíåííîå è îáñòàâëåííîå òàêèìè òàèíñòâåííûìè îáñòîÿòåëüñòâàìè, ÷òî ìû íèêàê íå ìîãëè â íèõ ðàçîáðàòüñÿ. À âîò îäíàæäû ó ìåíÿ áûëî äåëî, çà êîòîðûì äåéñòâèòåëüíî ìîæíî áûëî ïðèçíàòü ôàíòàñòè÷åñêèé õàðàêòåð. Ìíå òàê è ïðèøëîñü îñòàâèòü åãî íåðàññëåäîâàííûì, ïîòîìó ÷òî îáúÿñíèòü åãî íå áûëî íèêàêîé âîçìîæíîñòè.

   — Î, ðàññêàæèòå íàì î íåì! — âñêðè÷àëè â îäèí ãîëîñ íåñêîëüêî äàì.

   Ã. Áåðìóòüå óëûáíóëñÿ ñåðüåçíîé óëûáêîþ, êàêîþ è äîëæåí óëûáàòüñÿ ñëåäñòâåííûé ñóäüÿ, è íà÷àë:

   — Íå ïîäóìàéòå, îäíàêî, ÷òîáû ÿ ìîã õîòü íà ìèíóòó äåéñòâèòåëüíî çàïîäîçðèòü â ýòîì äåëå ñâåðõúåñòåñòâåííûé ýëåìåíò. ß âåðþ òîëüêî â íîðìàëüíûå ïðè÷èíû. Íî åñëè áû ìû, ãîâîðÿ î ÷åì-íèáóäü, ÷åãî ìû íå ïîíèìàåì, óïîòðåáëÿëè âìåñòî ñëîâà ñâåðõúåñòåñòâåííûé ñëîâî «íåîáúÿñíèìûé», ýòî áûëî áû ãîðàçäî ëó÷øå. Âî âñÿêîì ñëó÷àå â äåëå, î êîòîðîì ÿ ñåé÷àñ áóäó ãîâîðèòü âàì, ìåíÿ âçâîëíîâàëè è ïîðàçèëè áîëüøå âñåãî ïîáî÷íûå, òàê ñêàçàòü, ïðèóãîòîâèòåëüíûå îáñòîÿòåëüñòâà. Îíî ñëó÷èëîñü â òî âðåìÿ, êîãäà ÿ áûë ñëåäñòâåííûì ñóäüåþ â Àÿ÷÷èî, ìàëåíüêîì áåëîì ãîðîäêå, ëåæàùåì â ãëóáèíå ïðåëåñòíîãî çàëèâà, îêàéìëåííîãî îòîâñþäó âûñîêèìè ãîðàìè.  áûòíîñòü ìîþ òàì ñëåäîâàòåëåì, ìíå ïðèõîäèëîñü âñåãî ÷àùå çàíèìàòüñÿ òàì ðàññìîòðåíèåì äåë, êàñàþùèõñÿ âåíäåòòû.  ÷èñëå òàêèõ äåë òàì åñòü âåëèêîëåïíûå, ñâèðåïûå, ãåðîéñêèå, â âûñøåé ñòåïåíè äðàìàòè÷åñêèå. Ìû íàõîäèì òàì ïðåêðàñíåéøèå îáðàçöû ìùåíèÿ, êàêèå òîëüêî ìîæíî ñåáå âîîáðàçèòü, ïðèìåðû âåêîâîé íåíàâèñòè, ëèøü íà âðåìÿ çàòèõàþùåé, íî íèêîãäà íå óãàñàþùåé, îòâðàòèòåëüíûå õèòðîñòè, óáèéñòâà, ïåðåõîäÿùèå â íàñòîÿùóþ ðåçíþ, íî íà êîòîðûå ñìîòðÿò òàì êàê íà ïîõâàëüíûå ïîñòóïêè.  òå÷åíèå äâóõ ëåò ñ òåõ ïîð, êàê ÿ ïðèåõàë òóäà, ÿ òîëüêî è ñëûøàë, ÷òî «î öåíå êðîâè» ýòîì ñòðàøíîì êîðñèêàíñêîì ïðåäðàññóäêå, êîòîðûé çàñòàâëÿåò êîðñèêàíöåâ ìñòèòü çà îñêîðáëåíèå, íå òîëüêî îñêîðáèâøåìó, íî è ïîòîìñòâó åãî è âñåì, êòî åìó áëèçîê. È ÿ âèäåë, êàê ðåçàëè èç âåíäåòòû äåòåé, ñòàðèêîâ, áëèçêèõ ðîäñòâåííèêîâ, è ãîëîâà ó ìåíÿ áûëà ïîëíà âñåìè ýòèìè óæàñàìè.

   Îäíàæäû ÿ óçíàë, ÷òî êàêîé-òî àíãëè÷àíèí íàíÿë íà íåñêîëüêî ëåò ìàëåíüêóþ âèëëó â ãëóáèíå çàëèâà è ïîñåëèëñÿ â íåé ñ ñëóãîé ôðàíöóçîì, êîòîðîãî âçÿë ê ñåáå ïðîåçäîì â Ìàðñåëü. Âñêîðå âñå ñòàëè òîëêîâàòü îá ýòîì ñòðàííîì ïîñòîÿëüöå, êîòîðûé æèë ñîâåðøåííûì áóêîé, íå âûõîäÿ íèêóäà êðîìå êàê íà îõîòó è íà ðûáíóþ ëîâëþ. Îí íå ãîâîðèë íè ñ êåì, íèêîãäà íå åçäèë â ãîðîä, è êàæäîå óòðî óïðàæíÿëñÿ ÷àñà äâà â ñòðåëüáå â öåëü èç ïèñòîëåòà è êàðàáèíà.

   Î íåì íà÷àëè ñî÷èíÿòü öåëûå ëåãåíäû. Èíûå ãîâîðèëè, ÷òî ýòî çíàòíûé ÷åëîâåê, ïîêèíóâøèé îòå÷åñòâî èç ïîëèòè÷åñêèõ ïðè÷èí, äðóãèå — ÷òî îí ñêðûâàåòñÿ, ïîòîìó ÷òî ñîâåðøèë ñòðàøíîå ïðåñòóïëåíèå. Íåêîòîðûå îïèñûâàëè äàæå ïîäðîáíîñòè ýòîãî ïðåñòóïëåíèÿ, ïîèñòèíå óæàñíûå.

   Â êà÷åñòâå ñëåäñòâåííîãî ñóäüè, ÿ õîòåë áûëî ïîðàçâåäàòü ÷òî-íèáóäü î íåì, íî íå ìîã óçíàòü íè÷åãî, êðîìå òîãî, ÷òî åãî çîâóò ñýð Äæîí Ðîóâåëü; ïîä ýòèì èìåíåì, ïî êðàéíåé ìåðå, îí áûë èçâåñòåí â êðàþ. ß îñòàâèë ìîè ðîçûñêè, õîòÿ è ïðîäîëæàë çîðêî ñëåäèòü çà íèì, íî íå çàìå÷àë íè÷åãî ïîäîçðèòåëüíîãî. Íî òàê êàê äóðíûå ñëóõè íà åãî ñ÷åò âñå ðîñëè, òî ÿ ðåøèëñÿ ñàì ñ íèì ïîçíàêîìèòüñÿ è íà÷àë êàæäûé äåíü îõîòèòüñÿ ïî áëèçîñòè åãî äîìà. Íî ñëó÷àÿ ê çíàêîìñòâó äîëãî íå ïðåäñòàâëÿëîñü. Íàêîíåö ÿ çàñòðåëèë êóðîïàòêó âîçëå ñàìîãî åãî äîìà, à òàê êàê îí â ýòî âðåìÿ âûøåë èç âîðîò, òî ÿ ïîäîøåë ê íåìó, èçâèíèëñÿ, ÷òî áåñïîêîþ åãî, ñòðåëÿÿ òàê áëèçêî îò åãî æèëèùà, è ïðåäëîæèë åìó â ïîäàðîê çàñòðåëåííóþ äè÷ü; îí ïðèíÿë ïîäàðîê è âåæëèâî ïîáëàãîäàðèë ìåíÿ. Ñ òåõ ïîð ìû ñòàëè ðàçãîâàðèâàòü, è ê êîíöó ìåñÿöà ÿ óæå ðàç øåñòü èìåë ñëó÷àé ñ íèì áåñåäîâàòü. Ýòî áûë ðîñëûé äæåíòëüìåí, øèðîêîïëå÷èé, ïî-âèäèìîìó, ñèëüíûé, êàê ãåðêóëåñ, ñ ðûæèìè âîëîñàìè è ðûæåé áîðîäîé. Îáõîæäåíèå åãî áûëî âåæëèâîå, òîí òèõèé, ñïîêîéíûé. Íàòÿíóòîñòè, ñòîëü ñâîéñòâåííîé àíãëè÷àíàì, â íåì âîâñå íå áûëî.

   Îäíàæäû âå÷åðîì, ïðîõîäÿ ìèìî åãî âèëëû ÿ óâèäåë, ÷òî îí ñèäèò âåðõîì íà ñòóëå ó ñåáÿ â ñàäó. ß ðàñêëàíÿëñÿ åìó, à îí ïðåäëîæèë ìíå çàéòè ê íåìó âûïèòü ïèâà. ß, êîíå÷íî, ñ ðàäîñòüþ ñîãëàñèëñÿ. Îí ïðèíÿë ìåíÿ ñî âñåþ óòîí÷åííîþ âåæëèâîñòüþ, êàêîþ îòëè÷àþòñÿ åãî ñîîòå÷åñòâåííèêè, îòîçâàëñÿ ñ áîëüøîþ ïîõâàëîþ î Ôðàíöèè è Êîðñèêå è óâåðèë ìåíÿ, ÷òî ýòà ñòðàíà è ýòîò áåðåã åìó î÷åíü íðàâÿòñÿ.

   ß ïðåäëîæèë åìó îñòîðîæíî è ïîä âèäîì, áóäòî ïðèíèìàþ â íåì áîëüøîå ó÷àñòèå, íåñêîëüêî âîïðîñîâ íà ñ÷åò åãî æèçíè. Îí îòâå÷àë ìíå áåç âñÿêîãî ñòåñíåíèÿ, ðàññêàçûâàë, ÷òî ìíîãî ïóòåøåñòâîâàë, áûë â Àôðèêå, â Èíäèè, â Àìåðèêå, è â çàêëþ÷åíèå ïðèáàâèë:

   — Ñî ìíîé áûëî ìíîãî ïðèêëþ÷åíèé, oh yes!

   Çàòåì ðàçãîâîð çàøåë îá îõîòå. Îí ñîîáùèë ìíå ñàìûå ïîäðîáíûå ñâåäåíèÿ î òîì, êàê îõîòÿòñÿ çà ãèïïîïîòàìîì, çà òèãðîì, çà ñëîíîì, äàæå çà ãîðèëëîé.

   — Ýòî ñòðàøíûå æèâîòíûå, — çàìåòèë ÿ.

   — Î, íåò! — îòâå÷àë îí, óëûáàÿñü. — Ñàìîå ñòðàøíîå æèâîòíîå — ÷åëîâåê. À ÿ âåäü è çà ÷åëîâåêîì ïîîõîòèëñÿ-òàêè, äà! — ïðèáàâèë îí, ðàññìåÿâøèñü òåì ñàìûì ñìåõîì, êàêèì ñìåþòñÿ òîëñòûå àíãëè÷àíå, äîâîëüíûå ñâîåé ñóäüáîé.

   Ïîòîì îí íà÷àë ðàññêàçûâàòü, ÷òî ó íåãî ìíîãî õîðîøåãî îðóæèÿ, è ïðåäëîæèë ìíå ïîéòè ïîñìîòðåòü åãî. Ìû âîøëè â êîìíàòó, îáèòóþ ÷åðíîé ìàòåðèåé, âûøèòîé çîëîòîì. Áîëüøèå öâåòû, ðàçáðîñàííûå ïî ÷åðíîìó ïîëþ, ñâåðêàëè, êàê îãîíü.

   — Ýòî — ÿïîíñêîå ñóêíî, — ïîÿñíèë îí ìíå.

   Ïîñðåäè îäíîé øèðîêîé ïàíåëè ÿ óâèäåë íå÷òî, îáðàòèâøåå íà ñåáÿ ìîå îñîáåííîå âíèìàíèå. Íà áîëüøîì ÷åòûðåõóãîëüíîì êóñêå êðàñíîãî áàðõàòà âèäíåëîñü ÷òî-òî ÷åðíîå. ß ïîäîøåë ïîáëèæå; ýòî áûëà ðóêà — ÷åëîâå÷åñêàÿ ðóêà, íå ðóêà ñêåëåòà, áåëàÿ è ÷èñòàÿ, à ÷åðíàÿ, èññîõøàÿ ñ êðàñíûìè íîãòÿìè, îáíàæåííûìè ìóñêóëàìè è ñëåäàìè çàïåêøåéñÿ êðîâè íà êîñòè, ïåðåðóáëåííîé ïîâûøå êèñòè êàê áóäòî òîïîðîì. Òÿæåëàÿ æåëåçíàÿ öåïü áûëà âáèòà ñ îäíîãî êîíöà â ðóêó, îõâàòûâàÿ åå, à ñ äðóãîãî êîíöà ïðèêðåïëåíà áûëà ê ñòåíå òÿæåëûìè æåëåçíûìè êîëüöàìè, êîòîðûå, ïîæàëóé, ãîäèëèñü áû íà òî, ÷òîáû ïðèêîâàòü ñëîíà.

   — ×òî ýòî? — ñïðîñèë ÿ.

   — Ýòî ìîé ëó÷øèé âðàã, — ñïîêîéíî îòâå÷àë ìíå àíãëè÷àíèí ñâîèì ëîìàíûì ôðàíöóçñêèì, ÿçûêîì. — Îí èç Àìåðèêè. Ðóêà îòðóáëåíà ñàáëåé; îáîäðàíà îñòðûì êàìíåì è ñóøèëàñü íà ñîëíöå öåëóþ íåäåëþ. Aoh — ñëàâíî!

   ß äîòðîíóëñÿ äî ýòîãî ÷åëîâå÷åñêîãî îñòàíêà, êîòîðûé, äîëæíî áûòü, ïðèíàäëåæàë èñïîëèíó. Íà ïàëüöàõ, íåîáûêíîâåííî äëèííûõ, ìåñòàìè îñòàëàñü êîæà. Ñòðàøíî áûëî ñìîòðåòü íà ýòó îáîäðàííóþ ðóêó: îíà íåâîëüíî çàñòàâëÿëà äóìàòü, ÷òî òóò ñîâåðøåíî êàêîå-òî çâåðñêîå ìùåíèå.

   — Ýòîò ÷åëîâåê áûë, âåðîÿòíî, î÷åíü ñèëåí, — çàìåòèë ÿ.

   — Aoh yes, — îòâå÷àë àíãëè÷àíèí êðàòêî, — íî ÿ ñèëüíåå åãî. ß íàëîæèë ýòó öåïü, ÷òîá åãî äåðæàòü.

   — Äà çà÷åì æå âàì òåïåðü ýòà öåïü? — ñïðîñèë ÿ.—Âåäü ðóêà íå óáåæèò.

   — Áåç öåïè íåëüçÿ áûëî, — ñåðüåçíî îòâå÷àë ñýð Äæîí. — Îíà âñå õîòåëà óáåæàòü.

   ß áûñòðî âçãëÿíóë åìó â ëèöî, ïîäóìàâ ïðî ñåáÿ:

   «×òî îí — ñóìàñøåäøèé, èëè ýòî ãëóïàÿ øóòêà».

   Íî ëèöî åãî íè÷åãî ìíå íå îáúÿñíèëî: îíî âûðàæàëî ëèøü íåâîçìóòèìîå ñïîêîéñòâèå è ïðèâåòëèâîñòü. ß ïåðåìåíèë ðàçãîâîð è íà÷àë ðàññìàòðèâàòü îðóæèå. Íî âñå-òàêè ÿ çàìåòèë, ÷òî íà ñòóëüÿõ ëåæàò â ðàçíûõ óãëàõ êîìíàòû òðè çàðÿæåííûõ ðåâîëüâåðà. Ìîæíî áûëî äóìàòü áóäòî ýòîò ÷åëîâåê æèâåò â ïîñòîÿííîì ñòðàõå, ÷òî íà íåãî íàïàäóò.

   Ïîñëå òîãî ÿ åùå íåñêîëüêî ðàç áûë ó íåãî, ïîòîì ïåðåñòàë áûâàòü. Ê åãî ïðèñóòñòâèþ âñå ïðèâûêëè è òîëêè î íåì ïðåêðàòèëèñü.

   Ïðîøåë ãîä. Îäíàæäû óòðîì, â êîíöå íîÿáðÿ, ñëóãà ìîé ðàçáóäèë ìåíÿ è ñîîáùèë ìíå, ÷òî ñýð Äæîí Ðîóýëü óáèò íî÷üþ.

   Ïîë÷àñà ñïóñòÿ, ÿ óæå áûë â äîìå àíãëè÷àíèíà âìåñòå ñ ïîëèöåéñêèì êîìèññàðîì è ñ æàíäàðìñêèì êàïèòàíîì. Ñëóãà ñýðà Äæîíà ñèäåë ó âîðîò è ïëàêàë, ïåðåïóãàííûé, ðàñòåðÿííûé. ß ñíà÷àëà çàïîäîçðèë áûëî åãî, íî âïîñëåäñòâèè âûÿñíèëîñü, ÷òî îí òóò íå ïðè ÷åì.

   Ñêîëüêî íè èñêàëè âèíîâàòîãî, òàê è íå íàøëè.

   Âîéäÿ â ÿïîíñêèé çàë ñýðà Äæîíà, ÿ óâèäàë òåëî åãî ðàñïðîñòåðòûì íà ïîëó ïîñðåäè êîìíàòû. Æèëåò åãî áûë ðàçîäðàí â êëî÷êè, ðóêàâ îò ñþðòóêà îòîðâàí. Âñå ïîêàçûâàëî, ÷òî ìåæäó íèì è åãî óáèéöåé áûëà ñòðàøíàÿ áîðüáà.

   Ñìåðòü ïðîèçîøëà îò çàäóøåíèÿ. Íà ëèöå ïîêîéíîãî, ÷åðíîì, ðàñïóõøåì, êàê áóäòî çàñòûëî âûðàæåíèå íåîïèñàííîãî óæàñà, â åãî êðåïêî ñòèñíóòûõ çóáàõ áûëî çàõâà÷åíî ÷òî-òî òâåðäîå. Øåÿ áûëà âñÿ çàëèòà êðîâüþ è íà íåé âèäíåëîñü ïÿòü ðàí, ñäåëàííûõ ñëîâíî æåëåçíûìè ãâîçäÿìè.

   Ïîëèöåéñêèé âðà÷, çà êîòîðûì òàêæå ïîñëàëè, äîëãî ðàññìàòðèâàë ýòè ðàíêè è íàêîíåö, ñêàçàë:

   — Ïðàâî, ìîæíî ïîäóìàòü, ÷òî åãî çàäóøèë ñêåëåò.

   Ìîðîç ïðîáåæàë ó ìåíÿ ïî êîæå. ß áðîñèë áåãëûé âçãëÿä íà ñòåíó, òóäà, ãäå ÿ âèäåë êîãäà-òî óæàñíóþ, îáîäðàííóþ ðóêó. Åå óæå òàì íå áûëî: öåïü âèñåëà îäíèì êîíöîì âíèç.

   ß íàêëîíèëñÿ ê óáèòîìó è ñòàë ðàññìàòðèâàòü, ÷òî îí äåðæèò â çóáàõ. Îêàçàëîñü, ÷òî ýòî áûë ïàëåö îò èñ÷åçíóâøåé ðóêè, ïåðåãðûçåííûé çóáàìè íà âòîðîì ñóñòàâå.

   Îñìîòð òåëà è äîìà íè÷åãî íå îáúÿñíèë. Äâåðè, îêíà, ìåáåëü, âñå áûëî â ïîðÿäêå.  äîìå áûëè äâå ñòîðîæåâûå ñîáàêè; ñïðîøåííûå ñîñåäè ïîêàçàëè, ÷òî íè îäíà íå ëàÿëà íî÷üþ.

   Ñëóãà íà äîïðîñå ïîêàçàë, ÷òî áàðèí åãî çà ïîñëåäíèé ìåñÿö áûë ïîñòîÿííî î÷åíü âçâîëíîâàí. Îí ïîëó÷àë ìíîãî ïèñåì è, ïðî÷èòàâ èõ, òîò÷àñ áðîñàë â îãîíü. Ïî âðåìåíàì íà íåãî íàõîäèëè ïðèïàäêè ãíåâà, áëèçêîãî ê áåçóìèþ; òîãäà îí ñ ÿðîñòüþ ñõâàòûâàë õëûñò è íà÷èíàë áèòü èññîõøóþ ðóêó. Îíà âèñåëà íà ñòåíå åùå âå÷åðîì íàêàíóíå óáèéñòâà è èñ÷åçëà òîëüêî â íî÷ü. Íà âîïðîñ, â êîòîðîì ÷àñó ëîæèëñÿ ñïàòü ñýð Äæîí, ñëóãà îòâå÷àë, ÷òî îí âñåãäà ëîæèëñÿ î÷åíü ïîçäíî è ïîñòîÿííî çàïèðàëñÿ íà êëþ÷. Âîçëå ïîñòåëè åãî âñåãäà ëåæàë çàðÿæåííûé ïèñòîëåò. Íî÷üþ îí ÷àñòî íà÷èíàë ãðîìêî ðàçãîâàðèâàòü, êàê áóäòî áðàíèëñÿ ñ êåì-òî. Íî â ýòó íî÷ü âñå áûëî òèõî; ñëóãà íå ñëûõàë íèêàêîãî øóìà, è òîëüêî óòðîì, âîéäÿ â çàë, ÷òîáû ïî îáûêíîâåíèþ îòêðûòü îêíà, óâèäàë áàðèíà ëåæàùèì íà ïîëó. Íà âîïðîñ: íå ïîäîçðåâàåò ëè îí êîãî, îí îòâå÷àë, ÷òî ðåøèòåëüíî íå çíàåò íà êîãî ïîäóìàòü.

   ß ñîîáùèë êîìèññàðó è ïðî÷èì âëàñòÿì, ÷òî ìíå áûëî èçâåñòíî îá óáèòîì. Íàðÿæåíî áûëî ñàìîå òùàòåëüíîå ñëåäñòâèå; ðàçîñëàëè àãåíòîâ âî âñå êîíöû îñòðîâà, íî íè÷åãî íå îòêðûëè.

   Òðè ìåñÿöà ñïóñòÿ ìíå ïðèñíèëñÿ îäíàæäû íî÷üþ óæàñíûé ñîí. Ìíå êàçàëîñü, ÷òî ñòðàøíàÿ ðóêà áåãàåò ïî çàíàâåñêàì ó ìîåé êðîâàòè, êàê ïàóê èëè êàê ñêîðïèîí. Òðè ðàçà ÿ ïðîñûïàëñÿ è, òðè ðàçà çàñíóâ, îïÿòü âèäåë òî æå ñàìîå; ðóêà òàê è áåãàëà ó ìåíÿ ïî êîìíàòå, òî ïî ñòåíàì, òî ïî ïîëó, òî ïî ìåáåëè, ïåðåáèðàÿ ïàëüöàìè êàê ëàïàìè.

   Íà äðóãîé äåíü óòðîì åå ïðèíåñëè êî ìíå íà êâàðòèðó. Íà âîïðîñ: îòêóäà îíà, ìíå îòâå÷àëè, ÷òî åå íàøëè íà êëàäáèùå, íà ìîãèëå ñýðà Äæîíà Ðîóåëÿ.

   ß çàáûë ñêàçàòü, ÷òî åãî ïîõîðîíèëè íà ìåñòíîì êëàäáèùå, òàê êàê íå ìîãëè îòûñêàòü åãî ðîäíûõ. Îäíîãî èç ïàëüöåâ íà ðóêå íå õâàòàëî, èìåííî óêàçàòåëüíîãî.

   Âîò ÷òî ÿ èìåë ðàññêàçàòü âàì, ãîñïîäà. Áîëüøå ÿ íè÷åãî íå çíàþ.

   Äàìû, ñëóøàÿ ýòîò ðàññêàç, áëåäíåëè è äðîæàëè. Êîãäà ñóäüÿ êîí÷èë, îäíà èç íèõ âñêðè÷àëà:

   — Äà âåäü ýòî íå ðàçâÿçêà è íå îáúÿñíåíèå. Ìû âñþ íî÷ü íå óñíåì, åñëè âû íàì íå ñêàæåòå ïî êðàéíåé ìåðå, âàøåãî ìíåíèÿ íàñ÷åò òîãî, â ÷åì òóò áûëî äåëî.

   Ñóäüÿ ñòðîãî óëûáíóëñÿ.

   — Åñëè ÿ ñêàæó âàì ìîå ìíåíèå, mesdames, — îòâå÷àë îí, — ÿ èñïîð÷ó âàì âñå è ëèøó âàñ âîçìîæíîñòè âèäåòü íî÷üþ âîñõèòèòåëüíî ñòðàøíûå ñíû. ß äóìàþ, ïðîñòî-íàïðîñòî, ÷òî âëàäåëåö îòðóáëåííîé ðóêè áûë æèâ, è ÷òî îí ïðèøåë îòíÿòü åå ó ñýðà Äæîíà ñâîåþ óöåëåâøåþ ðóêîþ. Èíòåðåñíî áûëî áû òîëüêî çíàòü, êàê îí âçÿëñÿ çà ýòî, ïîòîìó ÷òî äåéñòâèòåëüíî øòóêà åãî áûëà î÷åíü ëîâêî ñûãðàíà.

   — Íåò, ýòî âðÿä ëè ìîæíî äîïóñòèòü, — ïðîãîâîðèëà îäíà èç äàì ñ íåäîâîëüíûì âèäîì.

   — Íó âîò, ÿ çíàë, ÷òî ìîå îáúÿñíåíèå âàì íå ïîíðàâèòñÿ, — îòâå÷àë ñóäüÿ, óëûáàÿñü.

————————————————————-

   Èñòî÷íèê òåêñòà: æóðíàë «Âåñòíèê ìîäû», 1915, No 3. Ñ. 2630.

   

   

   

   

Оутс — титулованная американская писательница, книги которой, тем не менее, не получили широкую известность в нашей стране(за редким исключением). В послужном списке автора свыше 50 книг совершенно разной жанровой принадлежности. Она преподает литературное мастерство, завоевав известность хорошей рассказчицы. Диапазон ее творческих интересов широк и включает в себя как любовные романы, так и детективные триллеры. Кроме того Оутс неравнодушна к хоррору со всеми отсюда вытекающими. В представленном сборнике она обращается к жанру ужасов через призму гротеска, обращаясь к опыту Лиготти, По и прочих товарищей, которых занимали схожие вещи. 

AVvXsEinvnqWvxvfoILjTKY705UwVQuB6b7ySiqU6tSLoh1PkZHSnLPapbcB0z8o75KHnI5kWThV6v 9ANIPlbAmOWkX qYrO6ze7tRwlKlaBE aYp1a7DD9m p2pW2hxzIxZFw2h3CKzo7tBUz54aCMawpjxfgyp s3j15BIVZGvaNi0HhBlGxWcnOqr4iI=w316 h462

16 историй. Каждая со своей изюминкой. Однако далеко не любой рассказ сборника можно назвать хорошим или просто интересным. 

Haunted 

Сборник берет хороший старт. На первых страницах нас встречает неплохая история на классический сюжет о доме с приведениями. Прослеживается атмосфера полуденного ужаса и та «пряно-удушливая» тональность, свойственная южной готике. 

The doll 

Известный в определенных кругах рассказ о девушке, оказавшейся в особняке, похожем на кукольный домик ее детства. Хорошая задумка, но исполнение не без шероховатостей. Кажется, что истории не хватает еще пары страниц. Она чувствуется оборванной на полуслове в отсутствие необходимого накала. 

The bingo master 

Невнятный рассказ о женщине, вознамерившейся лишится статуса «старой девы», сойдясь с ведущим лотереи. Начиналось все более-менее интересно, а закончилось как-то глупо. 

The white cat 

У Эдгара По был черный кот, у Оутс белая кошка. Неплохой реверанс в сторону мастера. 

The model 

Лучший рассказ в сборнике. Подробный, выверенный и продуманный. Сибил, лишившаяся родителей во младенчестве, всю жизнь воспитывалась теткой. Эксцентричный старик уговаривает девушку позировать ему за несоразмерно высокую плату. Сибил соглашается, попутно с этим распутывая клубок зловещей семейной тайны. 

Extenuating circumstances 

Письмо-исповедь, не требующее ответа. Слишком топорно и слишком «в лоб», но и в таком виде заслуживает права на существование. 

Don’t you trust me? 

Женщина, оказавшаяся в затруднительном положении, вверяет себя одному мужчине, чтобы расплатиться за излишнюю доверчивость к другому. 

Хрестоматийная трагедия, приобретающая в интерпретации Оутс, новый эмоциональный оттенок. 

The guilty party 

Странная в плохом смысле история о мести и не по годам умном ребенке. 

The premonition 

Отличный рассказ, демонстрирующий одну из сильных сторон Оутс — умение играть с ожиданиями читателя. Everything In Its Right Place. Наряду с главным героем мы остаемся не до конца уверены в том, что мы видели и что за этим всем стоит. 

Phase change 

Женщину преследуют кошмары, полные сексуального насилия. Но происходит ли это лишь в ее голове или является отзвуком параллельных вселенных? Неплохая история, которую можно было подать более оригинально и остроумно. 

Poor Bibi 

Один из худших рассказов сборника. Несуразный и неубедительный. 

Thanksgiving 

Отец с дочерью отправляются в супермаркет за покупками ко Дню Благодарения. На пороге их встречают странный ассортимент, неприветливый персонал, одичалые посетители и гнетущая атмосфера. Товары ужасного качества, бардак и хаос, а самое страшное, что никто ничего не замечает. Хорошая, хоть и не самая оригинальная история. 

Blind 

Рассказ с большим потенциалом, который был упущен. Задумка интересная, но по факту — проговаривание одного и того же несколько раз без дальнейшего развития. 

The radio astronomer

Достойная история, где Оутс вновь апеллирует к теме космоса, при этом оставляя достаточно большой простор для интерпретаций с одной стороны, а с другой умело демонстрируя читателю трагедии человеческой немощи, приходящей вместе со старостью. 

Accursed inhabitants of the House of Bly 

Не особо изобретательный оммаж в адрес Генри Джеймса, который читается скорее как дань уважения его мастерству, нежели попытка соперничать с классиком. Как бы то ни было, работа не воспринимается особо интересной или оригинальной в контексте первоисточника. 

Martyrdom 

Тут Оутс оторвалась, предложив читателю стать свидетелем различных извращений и насилия. Зашла на территорию боди-хоррора. Параллель между женщиной и подопытной крысой выглядит провокационно и в меру необычно, но размываются чрезмерными подробностями ужасов, которые приходится испытывать обоим главным героям. Слишком серьезная тональность мешает тексту «дышать», из-за чего история кажется вымученной и нарочито жестокой. 

________ 

Рассказы объединяет тема пограничных состояний. Все сюжеты, так или иначе, о лиминальности, точке соприкосновения обычного и странного. Они могли бы получится более удачными, не будь Оутс любительницей недосказанности. Открытые финалы часто смотрятся уместно, но в сборнике Оутс есть примеры текстов, так и не получивших какого-либо финала вообще. В то же время есть прям особо удачные работы: «The Model», «The premonition» и, пожалуй, «Thanksgiving». С некоторой оговоркой можно порекомендовать «Haunted», «Phase change» и «The Doll». Остальное на большого ценителя.

С легкой руки писателя Конан-Дойля затерянный мир обычно ищут среди непроходимых дебрей и болот, за стеной отвесных скал. Однако же на планете существует немало мест, внешне открытых, кажущихся легкодоступными, но в действительности столь обособленных, что там до сих пор едва ли ступала нога человека.

Если посмотреть на карту Азии, то восточнее Каспия легко отыщется плато Устюрт — гигантский стол, поднимающийся над уровнем моря в среднем на 120 — 180 метров и простирающийся до самого Арала.

Несмотря на то что через северную оконечность плато в начале 70-х проложили железную дорогу и газопровод, что здесь добывают газ и калийные соли, Устюрт по прежнему остается одной из самых безжизненных территорий планеты. По сравнению с ним раскинувшиеся по соседству неласковые Каракумы поистине райский сад.

Недаром каракалпаки и туркмены говорят: «Барса кельмес» — «Пойдешь — не вернешься». (Так называется и один из островов в Аральском море.) Я не стану решительно настаивать на версии о подлинности песчаного чудовища, и все же…

Впервые я услышал о нем четверть века назад. В ту пору, будучи молодым специалистом по строительству высоковольтных линий, я сидел с бригадой монтажников на станции Ак Чалак. Так именовался крохотный разъезд на только что построенной через Устюрт железной дороге, по которому еще не началось регулярное движение поездов.

Был саратан — самый знойный период лета. Солнце, будто насмехаясь, раскаляло и без того растрескавшуюся, твердую, как бетон, землю. Соль выступала, казалось, даже на рельсах, к которым невозможно было притронуться.

Далеко на горизонте желтели крутые уступы — чинки. Мы столпились у короткого состава: раз в две недели, по четвергам, локомотив прикатывал из Кунграда цистерну с теплой солоноватой водой и вагон магазин с неизменным ассортиментом: хлеб, рыбные консервы, макароны, чай, сигареты.

Внезапно раздался удивленный возглас. Кто то из наших заметил, что по гребню чинков движутся три точки. На миг мы забыли о покупках: ведь за полтора месяца в той стороне не случаюсь увидеть даже парящей птицы.

Прошло, должно быть, часа полтора, когда к разъезду приблизилась небольшая процессия. Впереди шел поджарый кочевник в пропыленном ватном халате и высокой бараньей шапке, такой древний, что его лицо, казалось, состоит из одних моршин. В поводу он вел навьюченного двугорбого верблюда. Сам ступал с той неторопливой легкостью, какая отличает людей, привыкших ежедневно покрывать пешком десятки километров.

На втором верблюде величественно восседала полная женщина средних лет в длинном темном платье, черном бархатном жилете и коричневых ичигах — легких восточных сапожках. Ее голова была повязана цветастым платком, но широкое азиатское лицо оставалось открытым — у кочевников женщины никогда не носили чадру.

Замыкал шествие третий верблюд, на котором сидел мужчина неопределенного возраста, чрезвычайно изможденный. Он раскачивался между горбов, как китайский болванчик, рискуя вот вот свалиться. На его голове красовалась мятая соломенная шляпа, одежда же более заслуживала именоваться лохмотьями.

Верблюды ступали след в след, хотя вокруг была необъятная ширь. По местному обычаю, мы пригласили путников к столу. Объяснялись жестами, ибо кочевники, как правило, совершенно не понимают по русски, а может, просто делают вид, что не понимают.

— Господи, неужели добрался?! — воскликнул вдруг на чистейшем русском языке третий путник и всхлипнул.

Мы изумленно пригляделись. Белесые ресницы, а в особенности курносый нос выдавали в нем славянина.

За столом он поведал нам свою удивительную историю. Вот вкратце его рассказ.

— Меня зовут Александр Гуслянников. Алик. Сам я ленинградский, а в Кунград приехал на два года по найму. Устроился водителем в управление механизации. На позапрошлой неделе мой начальник вызывает меня и говорит:

— Алик, мои кавказские родственники купили для меня машину. Надо перегнать. Возьмешься? Я согласился не раздумывая. Отчего не посмотреть новые места? Самолетом добрался до Баку, там принял машину — новенькую, молочного цвета «Волгу» — и вместе с ней погрузился на паром до Красноводска. Далее я намеревался ехать через Ашхабад — Мары — Чарджоу — Ташауз. Крюк — ого го! На пароме, на свою беду, сошелся я с одним туркменом из Куня Ургенча. Хороший мужик, звать Курбан. Он тоже перегонял машину — «Москвич», — и, значит, были мы попутчики. Узнав о моих планах, он рассмеялся:

— Зачем через Мары? Поедем напрямую. Раза в четыре короче.

— Как — напрямую? — удивляюсь. — Через Устюрт, что ли?

— Конечно!

— Да ты что?! Заплутаем!

— Не бойся, дорогой. Многие ездят через Устюрт. Я сам три раза ездил. Есть накатанная колея. Есть приметы. Надо только не сворачивать и держаться подальше от песков. Он говорил с такой уверенностью, что я не только согласился, но и загорелся его идеей. Я вообще заводной. Словом, когда через сутки мы вошли в красноводский порт, я был твердо настроен на короткую дорогу.

Ранним утром мы отправились в путь. Но едва отъехали от Красноводска, как у «Москвича» застучал мотор. Пришлось Курбану остаться. Мне бы, дураку, повернуть обратно, да куда там! Говорю же — заводной характер!

Притом Курбан меня поддержал. Начертил схему, обозначил на ней ориентиры, все растолковал.

— Держись колеи, и все будет хорошо. Ребенок и тот проедет.

Но на прощание предостерег еще раз:

— Бойся песков! Там нечисто…

И вот я на Устюрте. Ничто не вызывало опасений. Я уверенно гнал вперед по солончакам и такырам, опустив стекла.

Только на большой скорости можно было спастись от нещадного зноя. Часто встречались пухляки — этакие озерца мельчайшей невесомой пыли, в которой машина могла утонуть по оси. Перед пухляками дорога разбивалась на десятки рукавов: каждый водитель искал более подходящий объезд. За пухляком рукава снова сходились в единое русло. Основная колея была хорошо накатана, сбиться с нее казалось невозможным.

В точности появлялись приметы, обозначенные Курбаном: геодезический знак из пропитанных антисептиком бревен, шест с выцветшей тряпкой на макушке, куча камней, одинокая скала, лысая покрышка…

Постепенно у меня начали слипаться глаза: все же накануне я провел две почти бессонные ночи. Да и монотонность пейзажа убаюкивала…

Вдруг самым краешком угасающего сознания я понял, что сплю, причем давно. Резко ударил но тормозам. Машина стояла среди чахлых кустиков кейреука. Колеи не было. Я похолодел, но сумел взять себя в руки. Не паниковать. Не мог я отъехать очень далеко. Сейчас вернусь на трассу по собственным следам.

Но, увы, развернув машину, я убедился, что жесткая и твердая как камень, сожженная солнцем почва почти не сохранила отпечатков протекторов. Чертыхнувшись, я вылез наружу, забрался на крышу и принялся озираться. Ничего. Наконец, далекодалеко, у самой линии горизонта, разглядел крохотную черную точку и тут же припомнил, что следующим маяком должна быть ржавая кабина «ЗИЛа». Очевидно, это она и есть.

Я снова сел за руль и погнал вперед. Вскоре солончак кончился, а еще через пару сотен метров я выехал на колею. Она вела в нужном направлении, к запримеченной точке, и все мои сомнения отпали. Черное пятнышко росло на глазах. Но это была не кабина «ЗИЛа», а остов «Урала», почерневший и смятый…

До «Урала» оставалось с полсотни метров, когда моя тачка забуксовала. Я выглянул в окошко и обомлел: машина по оси сидела в серо желтом рассыпчатом песке. Песок расстилался повсюду. Поглощенный своими мыслями, я слишком поздно заметил его. И еще: колея здесь обрывалась. Конец дороги. Тупик. Я попросту ехал по следам заблудившегося грузовика…

«Бойся песков!» — тут же вспыхнуло в сознании, и отчего то подумалось, что в эти слова Курбан вкладывал особый смысл, не только предостережение об опасности забуксовать. Я снова вылез и осмотрелся.

Машина увязла прочно. Надо было что то подмостить под колеса. Но что? Не удастся ли оторвать какую нибудь штуковину от «Урала»? Я взял ломик и двинулся к покореженному автомобилю. В деформированном кузове не сохранилось никаких деревянных деталей: ни скамеек, ни бортов. Я расхаживал по нему, прикидывая, что же подцепить ломиком? И тут за спиной раздалось сухое шуршание. Я обернулся.

Происходило что то непонятное. Такое впечатление, что самопроизвольно перемешался участок поверхности. Но в следующую секунду меня обуял ужас. Невиданная тварь пятнисто землистой расцветки, ромбовидной формы, плоская, как скат, настороженными волнообразными движениями приближалась к «Волге». Ее размер по большой диагонали составлял не менее четырех метров. По периметру шевелились десятки щупальцев, похожих на маленьких змеек, но ни лап, ни глаз, ни пасти существо не имело.

Мои ноги приросли к кузову, позвоночник превратился в каменный столб. Между тем тварь сложилась в омерзительный рулон и проползла под днищем. Затем развернулась наподобие кошмарного конверта и полностью обволокла автомобиль. Раздался хруст, вылетели стекла, затрещал корпус.

Пластичность чудовища была невероятной. Оно легко складывалось вроде гигантского комка бумаги. Щупальца шарили по салону, поглощая мои припасы.

Время будто остановилось. Я по прежнему не мог ни пошевелиться, ни выдохнуть. Вот чудовище отвалилось от машины. Красавица «Волга» превратилась в смятую и почерневшую железку. А тварь, заметно утолстившаяся, покружилась на месте и… легко заскользила по моим следам. Опомнившись, я заорал, швырнул в песчаного ската ломик и, спрыгнув по другую сторону кузова, начал карабкаться вверх по склону. Я боялся обернуться.

В моих ушах не смолкало страшное шуршание, я обливался холодным потом, представляя, как слизистая масса навалится на меня. Я был на грани безумия и несся, не разбирая дороги, от холма к холму. Падал, поднимался и снова бежал. Сердце выпрыгивало из груди, но ноги, ведомые инстинктом, уносили меня прочь от опасного места. Наконец силы оставили меня, я упал и лишился чувств. Когда очнулся, стояла глухая ночь. В небе горели звезды, но пространство было насыщено таким густым мраком, что я не различал кончика собственного носа.

Что ж, мне повезло, я сумел чудом избежать гибели. Но остался без воды, пищи и транспорта, кроме того, заблудился. По моим прикидкам я находился в центре плато, в его неизведанной глуби, а значит, мои шансы выбраться равнялись нулю…

Рассказчик перевел дыхание.

— Три дня я брел наугад, похоронив всякую надежду. И вдруг — чудо! Верблюды, идущие прямо на меня…

— Он горько усмехнулся:

— Да только какая мне радость? Что я скажу хозяину? Как расплачусь? Надо разыскать Курбана. Он знает…

От разъезда донесся гудок тепловоза. Состав собирался в обратный путь, в Кунград. Мы предложили нашему гостю отправиться туда, благо и машинист, и продавец были нам хорошо знакомы.

Алик охотно согласился, и мы проводили его, собрав на дорогу немного денег. За затянувшимся ужином мы долго обсуждали услышанную историю. Поначалу говорили о том, что много, мол, еще на Земле непознанных тайн и чудес, и Устюрт, которого мы коснулись лишь с краешку, конечно же не исключение.

Но вскоре верх взял здоровый скептицизм. Мы сошлись на том, что Алик и вправду заснул за рулем и перевернул или же разбил машину. А затем сочинил небылицу, чтобы хоть как то оправдаться перед начальником. Шоферская байка.

Еще более прагматичную версию выдвинул наш бригадир Илья Загудиллин:

— Большой хитрец этот мужик — вот что я вам скажу! Да он просто втридорога продал машину какому нибудь чабану. (В ту пору почему то считалось, что у каждого чабана — мешок денег.) Тот ему и сопровождающею дал до Кунграда. А теперь напускает туману… На том и порешили. Позднее — и в Кунграде, и в Чимбае, и в Тахиатагше, и в Ходжейли — я настойчиво расспрашивал местных жителей о песчаном чудовище, но те лишь недоуменно пожимали плечами либо отмучивались. На долгие годы я выбросил рассказ шофера из головы.

Но лет десять спустя, когда я благополучно обитал уже в Ташкенте, судьба свела меня с интересным человеком, геологом Сашей Суспенцевым, обошедшим пешком едва ли не всю Среднюю Азию. Как— то раз за бутылкой превосходного «Ок мусаласа» мы заговорили об Устюрте, откуда Саша только что вернулся.

Неожиданно мне вспомнилась та давняя история, и я пересказал ее приятелю. Саша известный насмешник, и я ожидал если не взрыва хохота, то наверняка язвительных реплик. Но Саша слушал меня серьезно, а когда я закончил, призадумался.

— Знаешь, — проговорил он наконец. — У кочевников существует табу на всякое упоминание о таинственных силах. Чтобы не накликать беды на свою юрту. Даже если песчаный скат существует, никто об этом не скажет. Я никогда не слышал ни о чем подобном, хотя немало общался с кочевниками. Кстати, песчаные массивы, и довольно обширные, на Устюрте не редкость. Но вот слушай, какая однажды приключилась история…

Мы бурили разведочную скважину к юго западу от Сарыкамышской впадины. Как то раз двое наших поехали поохотиться на сайгаков. К ночи они не вернулись. У нас был вертолет, и с утра мы отправились на поиски. Машину обнаружили примерно в 60 километрах к западу. Она была почерневшей и скомканной, как консервная банка. Рядом валялись ружья. Без прикладов. А стволы были завязаны узлом. Неподалеку простирался большой песчаный массив…

Саша посмотрел мне прямо в глаза и добавил:

— Если когда-нибудь нелегкая снова занесет на Устюрт, бойся песков!

Валерий НЕЧИПОРЕНКО

1997

Город Мечтающих Книг

Вальтер МоэрсКниги могут сделать с вами что угодно – даже самое страшное. Юный писатель Хильдегунст Мифорез наследует безупречную рукопись, тайну которой он мечтает разгадать. След ведет его в Книгород, Город Мечтающих Книг… Вальтер Моэрс вводит нас в волшебный мир литературы, где книги не только развлекают или удивляют, но могут свести с ума или погубить.

Зимняя сказка

Марк Хелприн
«Зимняя сказка» — это краеугольный камень нью-йоркского магического реализма, это история любви, способной повернуть время вспять и воскресить мертвых. Вы увидите облачную стену, смешивающую времена и народы, и мифическое озеро Кохирайс; познакомитесь с белым конем, который умеет летать, и с красавицей-дочерью газетного магната, вынужденной в мороз ночевать на крыше, с главарем уличной банды, мечтающим положить в карман все золото зари, и с инженером-строителем, из века в век возводящим лестницу в небо…

Загадка Старого Леса

Дино Буццати
Дино Буццати (1906 — 1972) — классик европейской литературы ХХ века, прозаик, журналист, художник.
Автор постоянно балансирует на грани правды и вымысла и открывает перед нами удивительный мир, где люди разговаривают с птицами и ветром, где живут лесные духи и случается волшебство, – мир подлинный и реальный. В этом мире действуют особые законы, нарушение которых грозит страшными последствиями. Книга Буццати полна неразгаданных загадок, оставляя нам лишь улики, гипотезы, намеки, а также право решать, где в рассказанной им истории добро, а где – зло, чтó в ней реально, а чтó – выдумка.

Рельсы

Чайна Мьевиль
Рельсоморье. Обширные пространства отравленной земли, покрытые сетью стальных рельсов и деревянных шпал. Колеи, соединяющие времена & страны, проложены во всех направлениях, куда ни глянь. Они уходят в вечность. Но с острова на остров ходят слухи, что где-то за горизонтом есть выход туда, где нет рельсов, туда, где находится Рай, преисполненный богатств… И именно он, Шэмус ап Суурап, помощник доктора на поезде-кротобое «Мидас», находит ключ к разгадке этой тайны. Но сможет ли он добраться до края Рельсоморья, прежде чем пираты и рельсовый флот доберутся до него?

Коралина

Нил Гейман
«»Коралина»» — история о девочке, которая обнаруживает за дверью своего нового дома другую квартиру, как две капли воды похожую на ее собственную. Там живут другие мама с папой, которые хотят, чтобы Коралина осталась с ними. Девочке придется быть очень смелой, чтобы вернуться в свой настоящий дом и обрести себя.

Шайтан-звезда

Далия Трускиновская
Когда в небе загорается и подмигивает Шайтан-звезда, — на земле рождаются дети со странной судьбой. Их переносят из края в край джинны, они спасают обреченных и водят в бой отряды, волшебные ожерелья раскрывают им свои тайны. Но одна беда преследует этих людей — они сгоряча дают необдуманные клятвы, а потом вынуждены их исполнять, хотя сердцем тянутся к чему-то совсем иному…

Восток

Эдит Патту
Что бы ни случилось — верь своему сердцу. Таинственный рассказ о девочке Роуз и Белом Медведе завораживает и увлекает филигранным сюжетом, отточенным стилем, великолепными аллегориями, напряженным действием, которое не отпускает с первой до последней страницы. Чтобы уберечь дочь от скитаний и бед, родители Роуз скрывают тайну ее рождения. Но приходит день, и ради спасения семьи Роуз все-таки уходит в снежную пустыню. Так начинается прекрасная история о верности, любви и дружбе.

Хозяин зеркал

Юлия Зонис
В мире, изломанном, как отражение в разбившемся зеркале, лишь Долина Семи Колодцев спокойна и неизменна. Но и здесь пролилась кровь, и мальчику Джейкобу приходится отправиться в Город, чтобы добыть порцию ненависти. Ненависть в Городе не кипит в котле под золотой крышкой, а продается в обычной аптеке. И правят здесь трое Господ – Глад, Мор и Война, победившие в столетней войне Снежную Королеву. Однако тень Королевы все еще витает над Городом, и Джейкобу достается ее поцелуй и осколок ледяного зеркала в сердце. Отныне он – Кей, и ему предстоит сложить из осколков зеркал слово. Но какое?

Ночь в одиноком октябре

Темное путешествие (сборник) Роджер Желязны
А не хотите ли вы совершить небольшую прогулку по ночному Лондону? Пройтись по Бейкер-стрит, посетить Сохо, выйти на набережную Темзы, чтобы полюбоваться проплывающими пароходиками? Но помните, что в то же самое время где-то неслышно крадется кровавый Джек-потрошитель, а из-за кустов за вами внимательно наблюдает доктор Франкенштейн в компании со своим ужасным монстром.

Ведьмы за границей

Дамы и господа (сборник) Терри Пратчетт
Вы думаете, что эльфы белые и пушистые? Тогда почему их нет рядом с нами? Ну да, бедняжки, они удалились в сказочные страны, чтобы уступить место развивающемуся человечеству… Не так все было, совсем не так. И сейчас эльфы возвращаются. Справиться с ними может только бригада быстрого реагирования в лице матушки Ветровоск, нянюшки Ягг и Маграт Чесногк. Они — три ведьмы, и этим сказано все. То есть, как обычно бывает в таких случаях, не сказано почти ничего. Да, совсем забыли, в книге есть еще один роман — там ведьмы переходят все границы, в прямом и буквальном смысле слова…

  • Рассказ саши черного кавказский пленник
  • Рассказ сахарный ребенок слушать
  • Рассказ св агапия о рае
  • Рассказ салтыкова щедрина премудрый пескарь
  • Рассказ садко краткое содержание