Рассказ с уменьшительно ласкательными суффиксами

В конспекте предложены разнообразные упражнения, которые помогают детям с задержкой психического развития в игровой форме, в различных видах деятельности расширить

Рассказ с уменьшительно ласкательными суффиксами

20210413 vu tg sbscrb2

В конспекте предложены разнообразные упражнения, которые помогают детям с задержкой психического развития в игровой форме, в различных видах деятельности расширить представления о домашних птицах. Игровые упражнения способствуют совершенствованию грамматического строя речи, развивают речевое дыхание, фонематический слух, связную речь, зрительное внимание, тонкую и общую моторики. Схемы — опоры служат помощниками при составлении самостоятельных рассказов детьми.

Рассказ с уменьшительно ласкательными суффиксами

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности воспитателя в старшей группе для детей с задержкой психического развития.

Образовательная область: речевое развитие

Тема: «Домашние птицы»

В конспекте предложены разнообразные упражнения, которые помогают детям с задержкой психического развития в игровой форме, в различных видах деятельности расширить представления о домашних птицах. Игровые упражнения способствуют совершенствованию грамматического строя речи, развивают речевое дыхание, фонематический слух, связную речь, зрительное внимание, тонкую и общую моторики. Схемы — опоры служат помощниками при составлении самостоятельных рассказов детьми.

Цель: Уточнение и расширение словаря по теме: «домашние птицы», обучение детей составлению рассказа – описания по схемам – опорам.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

— Систематизировать представления детей о домашних птицах, местах их обитания, как они подают голос, об их питании, членах птичьих семей, пользе для человека.

— обучать детей составлять короткий рассказ о птицах по плану.

2. Коррекционно-развивающие задачи:

— активизировать словарь по данной теме,

— учить детей образовывать притяжательные прилагательные;

— образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами;

— развивать моторику рук, внимание, мышление детей.

3. Коррекционно-воспитательные: формировать положительную установку на участие в деятельности, самостоятельность.

Формы организации совместной деятельности: путешествие, игра, упражнения, упражнение на развитие моторики, физкультминутка, составление рассказа с опорой на схему — опору.

Форма организации детей: подгрупповая

Методы организации

Главные методы обучения

Практические:

  • упражнение

Наглядные:

  • наблюдение

  • демонстрация наглядных пособий

Словесные:

  • рассказ педагога

  • беседа

  • чтение художественной литературы

Игровые:

  • дидактическая игра

  • воображаемая ситуация в развёрнутом виде

Лексический материал: петух, курица, цыплята, гусь, гусыня, гусята, утка, утята, селезень индюк, индюшка, птенец, голова, туловище, хвост, лапы, шпоры, когти, клюв, перья, крыло, глаза, гребешок, бородка, гогочет, кудахчет, крякает, кукарекает, кормиться, живет.

Оборудование: картинка с изображением птичьего двора, картинки с изображением домашних птиц, пера, маски по количеству детей, схемы- опоры для составления рассказа, раскраски с изображением домашних птиц.

Содержание работы

Действие учителя – дефектолога

Действие детей

Лексический материал

задачи:

Организационный момент

– Сегодня, ребята, мы с вами отправимся на птичий двор. Кто там живет?

— Какие это птицы? Почему мы говорим, что они — домашние?

–Каких же домашних птиц мы можем встретить?

— Почему мы говорим, что это птицы?

— А могут ли домашние птицы летать?

Ответы детей: Там живут птицы

Домашние птицы

дети называют

у них есть крылья и клюв

нет

Домашние птицы, крылья, клюв

активизировать внимание

привлечение детей к диалогу

Упражнение «Расскажи стих руками «Мы — шоферы»

— Итак, оправляемся на птичий двор. Я предлагаю вам поехать на машине:

Едем, едем на машине,

Нажимаем на педаль.

Газ включаем, выключаем,

Смотрим пристально мы вдаль.

Дворники счищают капли. Вправо, влево. Чистота!

Волосы ерошит ветер.

Мы шоферы — хоть куда!

99768148 1

развитие моторики

Закрепление ранее полученных результатов коррекционной работы

Сообщение темы

Дидактическая игра «У кого кто в семье?».

– Ну, вот мы и на птичьем дворе.

— Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить, с кем встретимся?

–Давайте посмотрим и скажем, кто нас встречает, назовем членов семьи каждой домашней птицы.

— Где живут домашние птицы? А как мы можем назвать домик курицы и петуха?

– Что едят домашние птицы?

— Какую пользу приносят человеку?

педагог показывает картинки, а дети называют

дети отвечают

домашние птицы

петух – курица – цыпленок.

гусь – гусыня – гусенок;

утка – селезень – утенок;

индюк – индюшка – индюшонок;

курятник

Специальный корм, зерно, пшено, хлебные крошки, червяки, мошки, жучки, гусеницы

перо, пух, мясо, яйца

активизировать словарь

Основная часть

Дидактическая игра «Посмотри и назови».

— Мы с вами сказали, что только у птиц есть крылья и клюв. А теперь давайте вспомним, какие еще части тела есть у них.

– Давайте скажем, что есть у петуха.

педагог показывает на картинке части тела петуха, а дети называют

голова, туловище, хвост, лапы, шпоры, когти, клюв, крыло, глаза, гребешок, бородка

активизировать словарь

Игра «Кому это принадлежит?»

— Скажите, чем покрыто тело птиц?

— Правильно пером. (показывает картинку с изображением пера)

— Значит это перо чье?

— Чьё же оно? Если это перо потерял петух, то перо (чьё?)

— Если это перо потерял гусь, то перо (чьё?)

— Если перо потеряла утка, то перо (чьё?)

— Если это перо потеряла курица, то перо (чьё?)

— Если это перо потерял индюк, то перо (чьё?)

Птичье перо.

петушиное.

гусиное.

утиное.

куриное.

индюшачье.

образование притяжательных прилагательных

Физминутка «Кто как разговаривает?».

— А сейчас мы немножко поиграем, превратимся в домашних птиц.

— Я по кругу иду, птицу показать хочу.

Дети надевают маски домашних птиц

тот ребенок, на кого указал педагог, говорит, как подает голос птица

утка крякает – кря — кря,

гусь гогочет – га-га-га,

индюк – болбочет,

курица – кудахчет, квохчет,

цыпленок – пищит,

петух – кукарекает

слова — действия

Пальчиковая гимнастика Цыпы (Н. Филоненко).

Цыпы по двору гуляли,

Цыпы крошки собирали:

«Клю-клю-клю-клю,

Клю-клю-клю-клю…»

За жуком бежали:

Топ-топ-топ, топ-топ-топ,

Топ-топ-топ, топ-топ-топ.

В лужицу упали – шлеп!

Встали, отряхнулись,

К солнцу потянулись…

И пошли опять

По двору гулять!

удары кулачками

пальчиками о ладошку

ребром ладоней

тыльной стороной ладоней

руки подняли вверх

развитие моторики

Дидактическая игра «Назови ласково».

— Молодцы, а теперь, чтобы превратиться обратно в детей, вам надо назвать вашу птицу ласково.

ребенок, отдавая маску, называет домашнюю птицу ласково

петушок, курочка, уточка, цыпленочек.

образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами

Составление рассказов по схемам – опорам.

— Много мы сегодня вспомнили и рассказали о домашних птицах. А теперь я вам предлагаю составить рассказ.

Составление группового рассказа о петухе детьми по предложению по картинно-графическому плану. Индивидуальный рассказ 2-3 детей.

Петух – это домашняя птица. У петуха есть голова, туловище, хвост, лапы, шпоры, когти, клюв, крыло, глаза, гребешок, бородка. Он живет в курятнике. Петух живет с курицей и цыплятами. Питается петух специальным кормом, хлебными крошками, ищет червячков. Петух дает людям перо, мясо.

развитие связной речи

Итоговая часть

Упражнение «Расскажи стих руками «Мы — шоферы»

— Но вот и пришло время отправляться обратно в детский сад.

— Понравилось вам на птичьем дворе?

— Ребята, я хочу подарить вам раскраски с изображением домашних птиц, чтобы вы вспоминали о них и не забыли нашу поездку на птичий двор.

дети выполняют упражнение (см. выше)

берут раскраски, прощаются.

поощрение детей

Варианты организации образовательной деятельности в режимные моменты:

д/упражнения «Кому это принадлежит?» «Подбери слова»

Формы взаимодействия с родителями:

Тренировочные упражнения в логопедическом альбоме Н.Э.Теремковой по теме «Домашние птицы»

203358 5a4288065ce67

-75%

Сохранить у себя:

Рассказ с уменьшительно ласкательными суффиксами Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности воспитателя в старшей группе для детей с задержкой психического развития. Тема «Домашние птицы» (45.1 KB)

Похожие файлы

  • «виды игр и их роль в жизни ребенка»

  • Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих, игровых технологий, элементов ТРИЗ Тема: Пересказ русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»

  • Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих, игровых технологий, элементов моделирования, художественного слова Тема: «Путешествие в сказку»

  • Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих, игровых, ИКТ-технологий мнемотаблиц, элементов ТРИЗ, музыкотерапии Тема: «Осеннее приключение»

  • «Новогоднее волшебство»

icon visionoff

icon visionon

ЛОГОСКАЗКИ

99769458 1

Сказки и рассказы на развитие грамматического

строя речи.

Рассказы и сказки дети всегда с удовольствием слушают, и при этом они будут знакомиться с грамматическими формами слов. Прочитав рассказ или сказку, задайте ребёнку вопросы по сюжету.Также можно предложить ребёнку сделать пересказ.

Тема: «Овощи»

Цель: образование и употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами; согласование прилагательных с существительными в числе и роде.

«СПОР В ОГОРОДЕ»

Однажды в огороде овощи затеяли спор – кто из них самый хороший.

– Я, морковка, такая красивая и полезная – я самая хорошая!

– Да нет же, это я, огурчик, самый хороший: я такой зелёный, длинный, хрустящий и вкусный!

– Что вы говорите, это мы, помидорчики, самые хорошие! Посмотрите на нас: мы такие красные, круглые – ну просто загляденье!

– Нет, я, лучок, самый – самый хороший! У меня такие длинные, тонкие, зелёные перья есть как ни у кого из вас!

– Что – бы вы не говорили, а лучше укропчика во всём огороде ни кого не найти! Я такой ароматный и зелёный!

Так овощи и спорили весь день – кто из них лучший, никто не хотел уступать. А вечером в огород пришла бабушка и положила в корзинку и морковку, и помидорчики, и огурчик, и лучок, и укропчик и затем приготовила из них салат. Ели этот салат бабушка и дедушка да приговаривали: «Салат из наших овощей – самый хороший и вкусный!»

Вопросы к тексту:

– Кто спорил в огороде?

– Какая морковка? Какой огурчик? Какой лучок? Какие помидорчики?

– Что приготовили из овощей?

Тема: «Фрукты»

Цель: согласование существительных и прилагательных с числительным;

образование единственного и множественного числа существительных.

«ЗАПАСЛИВЫЙ ЁЖИК»

Утром Ёжик пришёл в сад. Он подошёл к яблоне и стал считать красные яблоки: «Одно красное яблоко, два красных яблока, три красных яблока, четыре красных яблока, пять красных яблок…»

Затем он подошёл к груше и стал считать, сколько на ней жёлтых груш: «Одна жёлтая груша, две жёлтых груши, три жёлтых груши, четыре жёлтых груши, пять жёлтых груш…»

Пересчитав груши, Ёжик пошёл считать синие сливы: «Одна синяя слива, две синих сливы, три синих сливы, четыре синих сливы, пять синих слив…»

Пока Ёжик считал урожай фруктов в саду, за ним наблюдала Ворона. Как только он закончил считать, она у него спросила:

– Ёжик, зачем ты считаешь красные яблоки, жёлтые груши и синие сливы?

– Я их считаю, что – бы знать, хватит ли мне на зиму запаса фруктов в этом саду, – ответил ей запасливый Ёжик.

Вопросы к тексту:

– Куда пришёл Ёжик?

– Что считал Ёжик?

– Вспомни, как он считал красные яблоки, жёлтые груши, синие сливы.

– Зачем он их считал?

Тема: «Грибы»

Цель: различать и употреблять предлоги; употреблять существительные в родительном падеже множественного числа.

«ГРИБНИКИ»

Петя и Вася встали с утра пораньше, взяли корзину и пошли в лес за грибами. Прямо у дороги стоял маслёнок. Под кустом росли моховики. Из–под опавшей листвы виднелись жёлтые лисички. Около берёзы, в траве, мальчики нашли подберёзовик. А из-за осины выглядывал подосиновик. Когда они выходили из леса, рядом с ёлкой они нашли два больших боровика. Домой Петя и Вася принесли целую корзину грибов.

Вопросы к тексту:

– Куда пошли Петя и Вася?

– Где стоял маслёнок?

– Где росли моховики?

– Откуда виднелись жёлтые лисички?

– Где нашли подберёзовик?

– Откуда выглядывал подосиновик?

– Рядом с чем нашли боровики?

Тема: «Осень»

Цель: образование относительных прилагательных; согласование прилагательных с существительными

«БУКЕТ ДЛЯ МАМЫ»

В осеннем лесу было очень красиво! Маленький Зайчонок весело скакал по лесу и любовался яркими нарядами деревьев. Ему казалось, что кто – то раскрасил весь лес разноцветными красками. Ещё недавно все листья на деревьях были зелёными, а сегодня – и красные, и жёлтые, и коричневые… Зайчонок решил собрать букет из таких красивых листьев.

«Вот красивый красный осиновый листочек, а вот жёлтый кленовый. А под рябиной я возьму рябиновый листочек. Ещё под дубом дубовых листочков соберу. Рядом с берёзой наберу маленьких берёзовых листочков»- говорил Зайчонок, поднимая опавшие листья. Он собрал большой и очень красивый букет из осенних листьев и подарил его своей маме Зайчихе.

Вопросы к тексту:

– Где было очень красиво?

– Какие были листья на деревьях?

– Из каких листьев Зайчонок собрал букет?

– Кому он подарил букет?

Тема: «Игрушки»

Цель: различение значений и употребление предлогов;– Употребление существительных в родительном падеже в единственном и множественном числе.

«МИШИН СОН»

Миша очень любил играть в игрушки, но никогда их не убирал. Вот и сегодня, как только он позавтракал, пошел в них играть. Миша достал кубики из ящика и стал строить дом. Потом под столом взял машину. В кузов машины он загрузил оставшиеся от постройки кубики и начал катать её так, что кубики разлетелись по всей комнате. Затем из тумбочки достал коробку с конструктором и поставил её на стол. «Буду строить самолет», – подумал Миша, но у него ничего не получалось и он бросил его на пол. К вечеру в комнате все игрушки были разбросаны. Сколько мама не просила Мишу убрать игрушки – он её не слушался. Когда Миша уснул, ему приснилось, что все его игрушки убежали. И больше не было у него ни конструктора, ни кубиков, ни машин, ни книг. Мише стало очень грустно – ведь играть было не с чем. Проснувшись, Миша понял, что игрушки надо убирать, а то вдруг они от него убегут.

Вопросы к тексту:

– Во что Миша любил играть?

– Откуда он достал кубики?

– Где взял машину?

– Куда он загрузил кубики?

– Откуда достал коробку с конструктором и куда её поставил?– Куда он бросил самолёт?

– Что приснилось Мише?

– Чего больше не было у него?

– Почему ему стало грустно?

– Когда он проснулся, что он понял?

Тема: «Посуда»

Цель: употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами; образование относительных прилагательных.

«ЧАЕПИТИЕ»

Маша и Юля были сестрами: Маша – старшая, а Юля – младшая. Девочки жили очень дружно, почти никогда не ссорились и всегда все делали вместе.

Однажды Маша предложила Юле попить чаю. Девочки заварили свежий чай в чайнике, положили в сахарницу сахар, в сухарницу выложили сухари, а в конфетницу положили шоколадные конфеты. Маша налила себе чай в чашку и поставила её на блюдце, а Юле налила в чашечку, и поставила на блюдечко. Юля положила в чай сахар и размешала его чайной ложечкой. Маша пила чай с конфетами, а Юля – с сухарями. Чай был ароматный и очень вкусный!

Вопросы к тексту:

-Как звали сестёр?

– Кто из них была старшая?

– Что Маша предложила Юле?

– В чём девочки заварили чай?

– Куда положили сахар?

– Куда выложили сухари?

– Во что положили конфеты?

– Во что Маша наливала чай себе и сестре?

– С чем девочки пили чай?

Тема: «Одежда и обувь»

Цель: согласование существительных с притяжательными местоимениями; употребление существительных в родительном, дательном, винительном и предложном падежах.

«ЖАДНАЯ ПРИНЦЕССА»

В одном далёком королевстве жила была Принцесса. И всё у неё было: и большой дворец, и самые красивые наряды, но ей всегда было мало. Увидит у кого – ни будь понравившуюся вещь и тут – же кричит: «Это моё платье!», «Мои туфли!», «Моя кофта!», «Моё пальто!», «Моя шубка!», «Моя шапка!» А Король не мог своей любимой дочке отказать и слуги отбирали понравившуюся вещь и отдавали Принцессе – лишь бы она не плакала. Однажды Принцесса вышла на прогулку и увидела красивого белого коня. «Мой конь» – сказала она приказным тоном и слуги тотчас отобрали его у хозяина. Но как только она на него села, конь галопом поскакал в лес и там сбросил свою наездницу. Испугалась Принцесса – в этом лесу жили страшные дикие звери! И вдруг рядом с ней из берлоги вылез медведь и как зарычит: «Моя добыча! Моя! Моя!» Еле – еле Принцесса от него убежала и вернулась во дворец. С тех пор Принцесса перестала говорить «Моя или моё» – уж очень сильно медведь её напугал.

Вопросы к тексту:

– Где жила Принцесса?

– Что кричала она, когда ей нравилась какая – ни будь вещь?

– Кому Король не мог отказать?

– Куда однажды вышла Принцесса и кого она увидела?

– У кого слуги отобрали коня?

– Куда поскакал конь?

– Откуда вылез медведь?

– Куда вернулась Принцесса?

Тема: «Зима»

Цель: изменение существительных по падежам; употребление предлогов.

«СНЕГОВИК»

Однажды зимой дети во дворе слепили из снега Снеговика. Когда наступила ночь, Снеговик заскучал – ведь рядом никого не было, все уже спали в своих домах. И он решил отправиться на поиски друзей. Был сильный снегопад, и все дороги замело снегом. Снеговик шёл по снегу и смотрел по сторонам. В соседнем дворе он встретил ещё одного Снеговика – его тоже слепили дети. Они долго беседовали о пушистом снеге, о зиме и о детях, которые утром придут во двор и будут ещё лепить Снеговиков.

Вопросы к тексту:

– Кого слепили дети?

– Из чего слепили Снеговика?

– Чем замело дороги?

– По чему шёл Снеговик?

– Кого встретил он в соседнем дворе?

– О чём беседовали Снеговики?

– Кого утром будут лепить дети?

Тема: «Дикие звери».

Цель: образование притяжательных прилагательных; употребление сложных предлогов –из –за, -из – под.

«КАК ЗВЕРИ В ПРЯТКИ ИГРАЛИ»

Однажды в лесу звери стали играть в прятки. Посчитались, кто будет водить и разбежались кто куда. Водить стал волк. Из – под ёлки виднелся лисий хвост. «Выходи лиса!» – сказал волк. Из – за куста, он увидел заячьи уши: «Заяц, я тебя нашёл!». В дупле на дереве блестели беличьи глаза, а из – под корней торчали ежиные иголки. Самого последнего волк нашёл медведя – он забрался в малинник и из – за кустиков была видна только медвежья лапа. Звери очень весело играли!

Вопросы к тексту:

– Кто играл в прятки?

– Кто водил?

– Откуда виднелся лисий хвост?

– Что торчало из – под ёлки?

– Откуда волк увидел заячьи уши?

– Что увидел из – за куста?

– Что блестело в дупле?

– Откуда торчали ежиные иголки?

– Что торчало из – под корней?

– Откуда была видна медвежья лапа?

– Что было видно из – за кустиков?

Тема: «Домашние животные»

Цель: образование существительных субъективной оценки с помощью суффикса – ищ; употребление существительных единственного и множественного числа в предложном падеже.

«ХВАСТЛИВЫЙ КОТ»

В одной деревне жил да был хвастливый кот Васька. Выйдет он с утра на крыльцо и на весь двор кричит: «Я не кот, а котище, у меня не лапы, а лапищи, и не хвост, а хвостище, не усы, а усищи, не зубы, а зубищи!» И так он всем надоел, что как только он выходил, все прятались: куры – в курятнике, свиньи – в свинарнике, коровы – в коровнике, лошади – в конюшне, кролики – в крольчатнике. Понял кот Васька, что его здесь никто слышать и видеть не хочет. И решил он тогда выйти со двора на улицу и там похвастаться. Но как только Васька вышел за ворота, тут же его увидели собаки, залаяли и погнали прочь из деревни. Видно так они его напугали, что больше хвастливого кота никто не видел.

Вопросы к тексту:

– Где жил хвастливый кот?

– Как его звали?

– Как хвастался кот?

– Где прятались куры?

– Где прятались свиньи?

– Где прятались коровы?

– Где прятались лошади?

– Где прятались кролики?

– Кто напугал хвастливого кота?

Тема: «Транспорт»

Цель: употребление приставочных глаголов; употребление предлогов.

«ТРУДОЛЮБИВЫЙ ГРУЗОВИЧОК»

Жил да был в одном гараже маленький грузовичок. Он был очень трудолюбивый и с утра до вечера возил песок с карьера на стройку. Вот и сегодня как всегда он рано проснулся, умыл свои фары и выехал из гаража на работу. Грузовичок заехал на заправку и уехал с полным баком бензина. Когда он подъехал к светофору, то увидел, что от остановки отъезжает его знакомый автобус. Грузовичок подмигнул ему фарами и поехал дальше. По мосту он переехал через широкую реку и выехал на трассу. Ехать до песчаного карьера было недалеко и, вскоре, он до него доехал. Его загрузили песком, и он поехал в обратный путь на стройку. Так и ездил грузовичок целый день и возвращался с работы обратно в гараж очень поздно.

Вопросы к тексту:

– Где жил маленький грузовичок?

– Что делал грузовичок с утра до вечера?

– Из гаража он что сделал, выехал или въехал?

– На заправку он заехал или переехал?

– Когда он заправился, то уехал или заехал?

– К светофору он подъехал или выехал?

– От остановки отъезжал или подъезжал автобус?

– По мосту через реку грузовичок переехал или заехал?

– До песчаного карьера он доехал или переехал?

– В обратный путь грузовичок поехал или заехал?

Тема: «Весна»

Цель: употребление сравнительной степени наречий; употребление падежных форм существительных во множественном числе.

«ВЕСНА»

Вот и наступила весна! Дни стали длиннее и теплее, солнце светит ярче, а птицы поют звонче. Природа просыпается после холодной зимы. На лесных полянках тает снег, и на проталинах распускаются первые подснежники. Кругом бегут ручьи. На деревьях набухают почки. Вот и грачи уже прилетели и стали вить свои гнёзда. Ещё пройдет совсем немного времени и зазеленеет лес, зайцы сменят белые шубки на серые, из берлог после спячки вылезут медведи, вернуться из дальних стран перелётные птицы.

Вопросы к тексту:

– Какие дни стали весной?

– Как светит солнце?

– Как поют птицы?

– Где тает снег?

– Где распускаются подснежники?

– На чём набухают почки?

– Что стали вить грачи?

– Кто сменит белые шубки на серые?

– Откуда вылезут медведи?

– Откуда вернуться перелётные птицы?

Тема: «Семья»

Цель: образование притяжательных прилагательных с помощью суффикса –ин-; образование и употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

«МАМИНА ПОМОЩНИЦА»

Сегодня Маша осталась дома одна и что – бы помочь своей маме, решила навести порядок. Сначала она вымыла папину кружку и мамину чашку. Затем протерла тряпочкой бабушкины очки. В коридоре она увидела папин зонтик. Маша взяла его и положила на полку в шкаф. Бабушкин фартук повесила на кухне. Сложила дедушкины газеты на журнальном столике. Поставила аккуратно в ряд папины кроссовки, мамины туфли, бабушкины тапки и дедушкины ботинки. Когда пришла мама, только Машины игрушки остались так и не убранными. «А что же ты свои вещи не убрала?» – спросила мама. «Я уже очень устала» – ответила мамина помощница.

Вопросы к тексту:

– Кто решил навести порядок?

– Чью кружку вымыла Маша?

– А чью чашку?

– Чьи очки она протёрла?

– Чей был зонтик?

– Чей фартук Маша повесила на кухне?

– Чьи были газеты?

– Чью обувь она поставила в ряд?

– Чьи игрушки остались не убранными?

Тема: «Мебель»

Цель: согласование числительных с существительными и прилагательными;

Употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами; употребление падежных форм существительных в ед. и мн. числе.

«НОВОСЕЛЬЕ»

У медвежьей семьи новоселье – они построили новый дом. Но в доме пусто нет ни стола, ни кроватей, ни стульев. Пошли в магазин покупать мебель: отец — медведь, мать — медведица и их ребята — медвежата.

– Чтобы есть нужен обеденный стол, – сказала медведица.

– А нам нужен столик, чтобы играть, – дружно сказали медвежата.– Чтобы сидеть нужно купить пять стульев, – прорычал медведь.

– И нам, и нам нужно два стульчика! – закричали медвежата.

– Чтобы нам спать купим кровать, а медвежатам – две кроватки, – сказала медведица.

– Для игрушек купите нам тумбочку, – попросили медвежата.

– Надо купить тумбу под телевизор, – сказал медведь.

– Для посуды нужен буфет, а для одежды – шкаф, – говорила медведица.

– А для нашей одежды – шкафчик! – кричали медвежата.

– Ещё надо купить в комнату диван, а на кухню – диванчик, – прорычал медведь.

Купили они мебель, привезли домой, расставили по местам и весело справили новоселье в новом доме.

Вопросы к тексту:

– Что построила медвежья семья?– Чего не было в новом доме?

– Чтобы есть, какая нужна мебель?

– Что надо было медвежатам, чтобы играть?

– Чтобы сидеть, что надо купить? Сколько стульев и стульчиков?

– На чем медведи будут спать?

– Что просили медвежата для игрушек?

– Что надо купить под телевизор?

– Куда они будут убирать одежду? и т.д.

Тема: «Профессии

Цель: употребление существительных в творительном падеже; употребление глаголов в настоящем и будущем времени.

«КЕМ БЫТЬ?»

Однажды Витя задумался – кем он будет работать, когда вырастит. Я очень люблю играть с машинками, может мне стать водителем? Буду работать на автобусе, пассажиров возить… А может мне лучше быть машинистом – буду поездом управлять. А ещё здорово уметь вкусно готовить – может поваром мне стать? Или быть врачом и лечить людей? Хорошо работать строителем и строить большие, красивые дома. А вдруг случится пожар и дом загорится – нужны будут пожарные. Так может пожарным мне стать людей спасать и огонь тушить? Так Витя сидел и рассуждал, пока его друг Толя не позвал гулять на улицу. «Я еще немного подрасту и потом решу, кем быть» – подумал Витя и побежал гулять.

Вопросы к тексту:

– О чём задумался Витя?

– Кем хотел работать Витя на автобусе?

– А кем хотел работать на поезде?

– Чтобы вкусно готовить, кем хотел стать?

– Кем хотел быть, чтобы людей лечить?

– Чтобы строить дома, кем хотел работать Витя?

– Чтобы огонь тушить и людей спасать, кем он стать хотел?

– О чём подумал Витя, перед тем как убежал гулять?

Тема: «Цветы»

Цель: согласование числительных в именительном и косвенных падежах с прилагательными и существительными; образование уменьшительно – ласкательных форм существительных и прилагательных.

«НА ЦВЕТОЧНОЙ КЛУМБЕ»

На большой круглой клумбе около дома росли цветы. Их было очень много: пять красных гвоздик, три белых ромашки, две жёлтых лилии, четыре розовых маргаритки и восемь синих васильков. Они все тянулись к солнцу и друг другу мешали:

– Подвиньтесь белые ромашки, вы нам мешаете, – говорили синие васильки.

– А нам не видно солнца из – за жёлтых лилий, – отвечали им белые ромашки.– А нам солнца не видно из – за красных гвоздик! – жаловались розовые маргаритки.

И так весь день они ругались и толкали друг друга, что со стороны казалось, дует сильный ветер. Но вдруг солнце спряталось за чёрную тучу и цветы на клумбе затихли.

– Мы, наверно, так сильно ругались, что солнце расстроилось и спряталось от нас, – загрустили белые ромашки.

Вопросы к тексту:– Где росли цветы?

– Какие цветы росли на клумбе и сколько их было?

– Кому мешали белые ромашки?

– Из – за кого белым ромашкам было не видно солнца?

– Кому мешали красные гвоздики?

– Куда спряталось солнце?

– Кто загрустил?

Фонетическая сказка

«Песенки кота Леопольда»

Жил-был добрый, веселый и умный кот Леопольд. Однажды вышел кот Леопольд погулять рано утром.

А солнышко уже поднялось и ярко светило. У кота сразу, поднялось настроение и он запел:

— Ло-ло-ло –вот и солнышко взошло. Проходил кот Леопольд мима озера. А там девочка Мила на лодочке катается.

Леопольд и ей песенку спел. — Ла-ла-ла – Мила в лодочке плыла.

Потом кот Леопольд увидел, как играют котята около дома. Они были такие смешные и веселые.

Леопольд спел им свою песенку. — Лы-лы-лы –как котята веселы. Пора обедать. Кот Леопольд накрыл стол, выглянул в окно и увидел своих друзей во дворе.

Леопольд не любил обедать в одиночестве и пригласил друзей к столу. Лу-лу-лу – приглашаю всех к столу.

Конспект образовательной деятельности

«Зимующие птицы»

для детей средней группы

Шемякина Людмила Ивановна,

учитель-логопед ГКДОУ № 34,

г. Невинномыск

Коррекционно-обучающие задачи: расширять и активизировать словарь по теме «Зимующие птицы», формировать представления о зимующих птицах, их образе жизни, повадках, совершенствовать грамматический строй речи — правильно употреблять существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласовывать числительные с существительными), обучать повторению рассказа вслед за логопедом по зрительной опоре.

Коррекционно-развивающие задачи: развивать связную речь, зрительный гнозис, речевой слух, артикуляционную, мелкую и общую моторику, память, мышление, зрительное и слуховое восприятие.

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать активность, сотрудничество, бережное отношение к природе.

 Оборудование:

— игрушка Буратино,

— Игра «Рассади  птичек по местам» — индивидуальные карточки в виде таблицы из 6 квадратов с контурным изображением зимующих птиц в каждом квадрате, отдельные предметные картинки с изображением этих же птиц (на каждого ребенка),

— пронумерованные конверты (от 1до 6) с заданиями,

— игра «Найди пару». «Кто что любит?»- на каждого ребенка, карандаши,

— красочные предметные картинки с изображением  воробья,  синички, дятла, сороки, снегиря,

—  магнитные цифры от 1 до 5.

 Предварительная работа: разучивание подвижной игры «Снегири», пальчиковой гимнастики «Кормушка».

 Словарная работа: корм, кормушка.

Ход образовательной деятельности:

1.Организационный момент (создание эмоционального положительного фона). 

 Логопед приглашает детей сесть, выполнив задание «Назови ласково части тела птички»:

клюв-клювик, глаз-глазик, перо-…, крыло-…, лапа-…, хвост-….

2. Работа по теме «Зимующие птицы».  

Логопед: Сегодня у нас в гостях сказочный герой, догадались, кто это? (логопед выставляет игрушку Буратино). Буратино принес разноцветные конверты, а в них…..что может быть? (ответы детей: письма, картинки..) Логопед: в них интересные игры. Поиграем? (логопед просит разложить на наборном полотне пронумерованные конверты от 1до 6 ,затем дети определяют очередность выполнения игр, опираясь на цифры на конвертах). Какой конверт откроем первым? (конверт с цифрой 1)

Игра №1 «Рассади  птичек по местам»

Логопед раздает индивидуальные карточки в виде таблицы из 6 квадратов с контурным изображением зимующих птиц в каждом квадрате, отдельные предметные картинки с изображением этих же птиц  каждому ребенку. Логопед: Назовите птиц по порядку. (Дятел, сорока, синица, снегирь, сова, воробей). Какие это птицы?  (зимующие)

Запомни место каждой птицы, а потом  переверни карточку обратной стороной и заполни пустые клеточки картинками с изображением зимующих птиц, которых ты видел.

Логопед: Молодцы! Внимательные ребята, всех птичек разместили правильно по местам.

Логопед: Какой конверт откроем? (второй)

Игра №2 «Сколько птиц прилетело к кормушке?» (Согласование числительных существительными).

С помощью магнитных цифр и картинок с изображением птиц, дети отвечают на вопрос: «Сколько птиц прилетело к кормушке?»

1 воробей, 2 синички, 3дятла,4 сороки,5 снегирей

Логопед: Вы настоящие математики, смогли правильно назвать цифры и посчитать птичек!

Какой конверт следующий? (3 конверт).  

Игра №3. Пальчиковая гимнастика « Кормушка». (Развитие мелкой моторики, координации речи с движением, интонационной выразительности речи).

Сколько птиц  к кормушке нашей  Ритмично сжимают кулачки

Прилетело? Мы расскажем.           Машут перекрестно сложенными ладонями                                     

Две синицы, воробей,                      Загибают по одному пальчику

Шесть сорок и голубей.                    На обеих руках, начиная с

Дятел в пестрых перышках,            мизинца.

Всем хватило зернышек!                 «Насыпают корм»

 Логопед: Какой конверт откроем? (4 конверт)

Игра №4. Речь с движением «Снегири». (Координация речи с движением).

Вот на ветке, посмотри,       Опущенными руками хлопают себя по   бокам.

В красных майках снегири. Показывают грудку руками.

Распушили перышки,           Потряхивают кистями опущенных рук.

Греются на солнышке.

Головой вертят,                     Повороты головой               

Улететь хотят.                        Влево-вправо                            

Кыш! Кыш! Улетели!            Прогоняют птиц

За метелью! За метелью!      Бегут по кругу, взмахивая    руками

Логопед: Какой конверт откроем сейчас? (5-ый конверт).

Игра №5 «Отгадай загадку»

Логопед описывает птицу: У нее желтая грудка. Голова, спинка и крылышки — синие. Она любит клевать сало.  (Синица)

Повтори рассказ о синице по моему образцу. 

Попробуй сам загадать загадку о сороке.

 Логопед: Какой конверт откроем сейчас? (6 конверт)

 Игра №6 «Найди пару» «Кто что любит?»

Логопед: «Подбери корм  птицам, накорми их». Логопед раздает карточки с изображением  птиц с одной стороны, а с другой стороны — с изображением корма и просит к картинке слева подобрать картинку справа, а затем объяснить свой выбор.

Дятел любит жучков. Снегири любят годы (рябину). Совы охотятся на мышей. Воробьи любят зернышки.

Логопед: Соедините линиями эти пары.

3. Итог занятия.

О ком говорили на занятии? Кому помогали?

Какая игра понравилась больше всего? Оценка деятельности детей.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

1. Вводная часть

10:00-10:03

Ребята, здравствуйте!

Меня зовут Анастасия Денисовна, а это мой друг Слоник и его друзья, и сегодня  они пришли к нам в гости посмотреть на вас. Давайте все вместе поздороваемся с ними  и скажем им здравствуйте!  Давайте все вместе?

Слоник присаживайся поудобнее к нашим гостям.

Скажите, кто вас привел сегодня в садик?

Большинство из вас привели сегодня ваши мамы! А как ваших мам зовут?

Ой какие же красивые имена у ваших мам!

Здравствуйте!

Здравствуйте!

Мама, папа, дедушка, бабушка.

Алена, Света, Надя, Ира, Настя, Таня.

 Дети сидят за столами. Включается песня Мамонтенка, в это время я с Настей вхожу в группу и мы начинаем танцевать. После танца представляю помощницу, как нашего гостя, а всех остальных кто будет, как его друзей.

Развиваю эстетические чувства детей.

Настя садится на отведенное ей место.

Создаю условия для построения полных ответов

Основная  часть

10:03-10:05

1.Представление героя

2. Создание мотивации

10:05-10:06

3. Беседа «какие бывают мамы»

4.Составление открытки

10:06-10:10

5.Динамическая пауза «чему нас учит мама»

10:10-10:13

6.Закрепление прилагательных 10:13-10:15

7.Составление короткого  рассказа по маму.      10:15-10:18

Ой! вы слышите? Кто-то плачет у нас за дверью!?

Посмотрите-ка, это Мишутка!

Мишутка, а что же ты плачешь?

Вы знаете, Мишутка мне сказал, что он хочет подарить маме открытку, в которой он расскажет, какая у него хорошая мама, но он совершенно не знает, как ему это сделать,и просит помощи у вас. Ну что, мы поможем нашему Мишутке?

А скажите мне, вы любите своих мам?

Мишутка, а ты любишь свою маму? Мишутка говорит, что очень ее любит!

Так давайте тогда с вами будем узнавать, какие у нас бывают мамы. Хорошо?

А сейчас внимание, кто первый и правильно назовет нам слово, тот выходит и приклеивает картиночку на открытку Мишутки. Договорились?

А скажите, когда мама вас обнимает, гладит по головке и целует, она какая?

А когда мама у нас модно и красиво одевается она какая?

 А если ваша мама улыбается и смеется, то тогда она какая?

Правильно! Какие же вы умные!

Скажите нам, а когда мама на вас не ругается, покупает вам сладкое и хвалит вас, то она какая?  

А вот ребята, вы мне сказали, что вы любите свою маму, правильно?

А если вы ее любите, то она какая тогда?

Ох! какие вы все-таки молодцы. Сколько новых слов подсказали Мишутке. Мишутка, ты рад? Да! Говорит  Мишутка.

Ребята, Давайте сейчас все встанем на коврик и покажем нашему Мишутке, чему нас учит мама, повторяйте за мной.  

Наша мама научила нас:

ходить;

прыгать;

умываться;

причесываться;

кушать ложкой;

топать ножками;

хлопать ручками;

Молодцы! Умнички! Давайте сядем на места

Посмотрите-ка, пока мы с вами тут показывали, чему нас научила мама, Мишутка доделал свою открытку, посмотрите, какая она красивая.

А давай те скажем какие у нас бывают мамы?

Если мама у нас улыбается и смеется то какая она у нас?

 Ванечка, иди сюда, покажи нам картинку с веселой мамой. Молодец, а теперь давайте все вместе скажем веселая мама!

А когда мама модная и красиво одевается то она какая?

Сонечка, выйди сюда и покажи мне    картинку. Умничка, садись на место. Давайте все вместе скажем красивая мама!

А вот если мама нас гладит по головке и целует, то она какая?

Давайте найдем картинку с ласковой мамой.

А когда мама на нас не ругается, то она какая?

Покажите мне картинку с доброй мамой.  Правильно! Все молодцы!

Ну что, Мишутка, тебе нравится твоя открытка? Мишутка говорит, что ему очень нравится! А вам нравится открытка которую мы сделали для Мишутки?

Что, что ты, Мишутка, говоришь?

Ребята, Мишутка просит нас, чтобы мы рассказали ему немножко о своих мамах!  Будем рассказывать Мишутке? А можно, можно я, пожалуйста, расскажу первая про свою маму?

Спасибо!

Посмотрите, это моя мама, её  зовут Наташа. Она меня научила ходить, играть и умываться. Моя мамочка у меня очень добрая и красивая, и я её очень люблю!  

Давайте теперь вы расскажете о своих мамах? Кто первый хочет?

Давай, Ванечка, выходи, посмотри внимательно и найди свою маму.

А теперь расскажи нам про нее.

Ой! Какие у вас замечательные мамы, и Мишутка, посмотрите-ка, сидит довольный  и улыбается!  

Ребятки, а как мы маму можем назвать ласково?

Вот молодцы!  Ребята, а давайте сделаем нашим мамочкам приятное? Давайте все вместе хором скажем, МАМОЧКА, МАМУЛЯ, Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ!

Умнички, ребята! Ваши мамы обязательно услышат это!

Да!

Да!

Да!

Да!

Ласковая

Красивая

Веселая

Добрая

Да

Любимая

Дети встали

Дети ходят

Прыгают

умываются

причесываются

кушают

топают

хлопают

Дети разглядывают открытку

Веселая

Показал

Веселая мама!

Красивая!

Красивая мама

Ласковая!

Добрая!

Да!

Да!

Можно!

Один или несколько детей поднимут руку и будут рассказывать.

Нашел и показал

Рассказали.

Мамочка, мамуля!

Мамочка, мамуля, я тебя люблю!

Открываю дверь так, чтобы дети могли увидеть, кто сидит за дверью.

Подношу медведя к уху, якобы он мне что-то говорит.

Ребята  располагаются вокруг меня на коврике.

Воспитываю звуковую культуру речи, учу громко и четко отвечать

Дети так же сидят за столами

Ватман должен располагаться перед детьми.

После каждого ответа  детей, тот, кто правильно называет прилагательное, выходит к Мишутке и приклеивает изображение на ватман

Так же продолжаю учить детей отвечать на вопросы воспитателя

 и правильно подбирать прилагательные. Повторяем, заучиваем прилагательные хором.

Дети встают на коврик (смотрю, чтобы они не толкались и помогаю им) и  показывают движения, повторяют глаголы. Все движения выполняют на своих местах.

Выполняем 2 раза.

Развиваю умения и навыки в основных видах движений

Дети садятся обратно на свои места. Я помогаю им сесть и забочусь о технике безопасности

Демонстрирую детям открытку с двух сторон

Указываю детям на картинку, а они ее называют

Повторяем прилагательные.

Ели будет видно, что дети плохо усвоили прилагательные, то прошу снова повторить их хором, тем самым учу их громко и четко произносить слова

Делаю вид, что мне на ухо шепчет Мишутка.

Жду несколько секунд

Сажаю Мишутку возле себя, достаю фотографию и начинаю рассказывать про свою маму, в качестве образца для  детей. формирование грамматического строя речи: учить согласовывать прилагательные с существительными

Дети начнут свой рассказ и если они не будут помнить, что говорить, то я буду им задавать наводящие вопросы: кем работает твоя мама, какая она, как ты к ней относишься?    

 Учу образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами

  • Рассказ с употреблением фразеологизмов
  • Рассказ с таким названием есть и у шолохова и у набокова и у шукшина
  • Рассказ с синонимами и антонимами короткий
  • Рассказ с профессиональными словами
  • Рассказ с секретом фанфик