Рассказ с существительными общего рода

Статья находится на проверке у методистов skysmart. если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат в правом нижнем углу

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Особенности категории рода существительных

Имя существительное — это часть речи, которая обозначает предмет и изменяется по падежам и числам.

Род существительных — постоянный грамматический признак. Школьники изучают его с 3 класса.

Категория рода имен существительных — грамматический признак, который дает нам информацию о родовой принадлежности предмета, живого существа, явления, либо ее отсутствии.

Запоминаем!

Род есть только у существительных в форме единственного числа.

Три рода имен существительных:

  • Мужской — он, мой.

    Существительные мужского рода в форме именительного падежа единственного числа имеют окончания -а, -я, и нулевое.

    Примеры существительных мужского рода: брат, стол, папа, орел.

  • Женский — она, моя.

    Существительные женского рода в форме именительного падежа единственного числа имеют окончания -а, -я, и нулевое.

    Примеры существительных женского рода: тетя, дверь, груша, пустыня.

  • Средний — оно, мое.

    Существительные среднего рода в форме именительного падежа единственного числа имеют окончания -о, -е.

    Примеры существительных среднего рода: серебро, солнце, озеро.

Подытожим, какого рода бывают имена существительные, на картинке.

Отдельно выделим класс слов общего рода. Существительные общего рода в зависимости от контекста могут употребляться в виде мужского и женского рода.

Примеры: зануда, неженка, плакса, тихоня, заводила, непоседа, почемучка, зазнайка, сладкоежка.

Определение рода имен существительных

Род имени существительного можно определить по грамматической форме прилагательного, которое с ним связано. Вот так:

  • Существительные мужского рода согласуются с прилагательными, которые отвечают на вопросы: чей? какой? (красный пиджак, большой сундук);
  • Существительные женского рода согласуются с прилагательными, которые отвечают на вопросы: чья? какая? (свежая пресса, грустная соседка);
  • Существительные среднего рода согласуются с прилагательными, которые отвечают на вопросы: чье? какое? (кошачье мурчание, высокое здание).

Запоминаем!

Категорию рода невозможно определить у слов, которые употребляются только во множественном числе: сутки, обои, джинсы, прятки, ножницы, чернила, шахматы, сумерки.

У одушевленных существительных род совпадает с половой принадлежностью живого существа, лица:

  • дедушка, собеседник — муж. р.;
  • сестра, продавщица — жен. р.

Род имен существительных можно определить по характерному окончанию в начальной форме. Таблица для проверки:

Род

Окончание

Мужской

-согласная

Женский

Средний

-мя

Правильно говорить: существительное мужского/женского/среднего рода.

А вот так — неправильно: в мужском/женском/среднем роде. Дело в том, что «в» означает непостоянный признак. А у существительного всегда есть число, падеж, и оно всегда определенного рода.

Род несклоняемых существительных

Несклоняемые имена существительные — это заимствованные из других языков слова, у которых на русском одна и та же грамматическая форма во всех падежах.

Чтобы определить род несклоняемого существительного, нужно учитывать значение слова и категорию одушевлённости/неодушевлённости.

Одушевленные существительные, которые называют человека по признаку пола, имеют категорию мужского или женского рода в соответствии со значением:

  • блестящий маэстро — муж. р.
  • известный кутюрье — муж. р.
  • красивая мадам — жен. р.
  • юная леди — жен. р.

Иностранные слова, которые называют птиц и животных, имеют категорию мужского рода, если в контексте не указана самка:

  • яркий колибри — муж. р.
  • пестрый какаду — муж. р.
  • мохнатый шимпанзе — муж. р
  • настороженная шимпанзе — жен. р.

В русском языке заимствованные слова сохраняют тот же род, что был в иностранном варианте. Это объясняет то, что в современном русском языке слова «рояль», «кофе», «кенгуру» относятся к мужскому роду. «Сальто», «шасси», «домино» — к среднему роду, а «шаль» — к женскому.

У неодушевленных существительных чаще всего средний род:

  • чистое метро;
  • весёлое шоу;
  • уютное кафе;
  • быстрое такси.

У некоторых неодушевленных существительных род определяется по опорному слову:

  • зелёная кольраби (капуста) — жен. р.
  • соленый сулугуни (сыр) — муж. р.
  • большой торнадо (ураган) — муж. р.
  • длинная авеню (улица) — жен. р.
  • вкусная киви (ягода) — жен. р.
  • результативный пенальти (штрафной удар) — муж. р.

В географических названиях нужно понять, о каком объекте идет речь и определять род по нему:

  • Город (Питер, Геленджик) — муж. р.
  • Река (Миссисипи, Конго) — жен. р.
  • Озеро (Байкал, Онежское) — ср. р.

Род аббревиатур можно определить по главному слову. Но, прежде, аббревиатуру нужно расшифровывать:

  • МГУ продолжил набор студентов. — Московский государственный университет продолжил набор студентов.
  • МКАД будет перестроена. — Московская кольцевая автомобильная дорога будет перестроена.
  • ЕГЭ сдан успешно. — Единый государственный экзамен сдан успешно.
  • ВДНХ закрыта. — Выставка закрыта.
  • ГАИ сообщила. — Инспекция сообщила.

В каждом правиле есть исключения. Иногда аббревиатура может склоняться как обычное слово. Например:

  • Вуз начал набор студентов — муж. р. Хотя вуз — это высшее учебное заведение — ср. р.
  • МИД не согласен с позицией США — муж. р. Хотя МИД — министерство иностранных дел — ср. р.

Что бы сделать, чтобы не запутаться? Все просто: проверить род слова в словаре.

Курсы по русскому языку онлайн в школе Skysmart помогут улучшить оценки в школе, подготовиться к контрольным, ВПР и экзаменам.

Этот класс составляют одушевленные существительные со значением лица. Этот термин и понятие общего рода ввел в грамматику впервые М.В.Ломоносов: «Некоторые имена, происходящие от глаголов: плакса, пьяница, ханжа
суть рода общего». В большинстве своем это слова, являющиеся качественной характеристикой лица (чаще всего отрицательной): егоза, невежда, хохотушка, грязнуля, болтушка, жадюга, жадина, кривляка, зубрила, забулдыга, гулена, пройдоха
и т.д.; это экспрессивно окрашенные слова.

Слова общего рода имеют обязательно окончание -а/-я.
Подобные существительные обозначают лиц как мужского, так и женского пола, т.е. их род зависит от конкретной семантики слова. Все зависимые от этих существительных слова согласуются в роде по семантике: наш неряха – наша неряха, мой хвастунишка – моя хвастунишка.

В состав слов общего рода входит и небольшая группа уменьшительных имен: Женя, Валя, Шура, Саша.

Особую группу составляют фамилии типа Гюго, Золя, Шевченко, Белых, Чавчавадзе.

От слов общего рода следует отличать слова типа змея, пила шляпа, лиса
и др., которые в синтаксической обусловленности употребляются для названия экспрессивной характеристики. Такие слова, обозначая лиц как мужского, так и женского пола, свой род не меняют, и в речи все зависимые от них слова согласуются с ними формально, а не по смыслу, как слова общего рода. Ср.: круглый сирота – круглая сирота.
Но: Черная жемчужина была удалена с поля
(о футболисте Пеле) (Из газет).

Также в русском языке существуют слова с немаркированным
значением рода. Это такие слова, которые указывают и на мужской, и на женский пол. Например, в классе слов мужского рода есть группа существительных, которые могут обозначать лицо как мужского, так и женского пола: учитель, философ, профессор, инженер, начальник, доктор, врач
и т.д. Эта группа большая и продуктивная, в неё входят прежде всего существительные со значением лица по профессии, роду занятий.

В ряде случаев от таких слов образуются корреляты (коррелят – член пары взаимно обусловленных, соотносительных языковых единиц) женского рода, но в такой паре слово мужского рода выступает как общее название лица по специальности, без указания на его пол: учитель – учительница.

Коррелят женского рода к таким существительным может быть нейтральным стилистически (учительница
), но может быть стилистически сниженным (начальница –
разговорное, врачиха —
просторечное). В речевой практике род таких существительных выражается синтаксически: Врач пришел – Врач пришла.

Другая группа слов с немаркированным значением — это существительные, обозначающие животных, рыб, птиц, насекомых. Сюда относятся существительные мужского рода комар, соболь, дрозд, карп
и т. д.;существительные женского рода курица, щука, кукушка, муха
и т.д.

I have compiled a list of Russian words of the common gender, which I remember. These words (nouns ending on -a/-ya) can denote both masculine and feminine human beings. Your additions and corrections are welcome!

Взялся я вспоминать русские слова общего рода. Это существительные с окончаниями -а (я), служащие названиями лиц и мужского, и женского пола (маленькая плакса — маленький плакса, такой вредина — такая вредина). Как правило, эти слова имеют экспрессивную коннотацию (чаще неодобрительную) и употребляются в разговорной речи.

У меня получился такой список. В помощь изучающим русский язык как иностранный (РКИ) я сопроводил их определениями.

Дополнения и исправления приветствуются! При заимствовании материала прошу делать ссылку.

белоручка
– кто не приучен к грязной работе
верзила
– человек высокого роста (см. дылда)
ворюга
– отъявленный, закоренелый вор
вредина
– кто всем вредит, недоброжелательный, неприятный тип (ругательство)
гадина
– гадкий человек (ругательство)
выскочка
– человек, вмешивающийся первым раньше других во что-н., чтобы заслужить одобрение, выслужиться перед кем-н.; человек, не по праву занявший какую-н. должность, общественное положение
грязнуля
– кто не содержит себя или свой дом в чистоте (cр. чистюля)
дурачина
— дурак
дылда
– высокий, долговязый человек
егоза
— подвижной, беспокойный человек (чаще о женщинах, одобрительно)
жадина (жадина-говядина)
– жадный человек, жмот
зараза
— негодяй, подлец (браное слово)
забияка, задира
– драчливый человек, кто обижает слабых
заводила
– активный, инициативный человек, душа компании
зазнайка
– кто высокого о себе мнения, считает себя самым умным
засоня
– соня (см.)
заика
— человек, страдающий заиканием (нейтральное слово)
зануда
— надоедливый, нудный человек
запевала
— певец, начинающий пение, подхватываемое хором; (перен.) начинатель, инициатор
злюка
— злой человек или тот, кто постоянно на всех злится
калека
— человек, лишившийся какой-нибудь части тела или способности владеть ею, увечный, инвалид (нейтральное слово)
коллега
– товарищ по работе, человек той же профессии (нейтральное слово)
кривляка
– кто кривляется, ведет себя вычурно и жеманно
кутила
– кто просаживает деньги в ресторанах
лакомка
– кто любит сладости и деликатесы
левша
— человек, владеющиий левой рукой лучше, чем правой (ср. правша) (нейтральное слово). «Левша» — повесть Николая Лескова (1881 г.)
лежебока
– лентяй, бездельник, любящий лежать, валяться (ср. соня)
лгунишка
– мелкий врун, лгун
миляга, милашка
– милый, симпатичный, располагающий к себе человек
мымра
— скучный и мрачный человек.
недотёпа
– непрактичный человек
недотрога
– слишком чувствительный человек
недоучка
– кто недоучился. «Волшебник-недоучка» — песня А.Пугачевой (ср. самоучка)
непоседа
– активный человек, любящий путешествовать, ему не сидится на месте
неряха
– грязнуля (см.)
неумёха
– кто мало что умеет делать, безрукий человек
нюня
– плакса (см.)
обжора
– кто много ест, обжирается
писака
– кто пишет дурные, лживые тексты, продажный журналист
подлиза
– льстец (от глагола «подлизываться»)
плакса
– кто часто плачет (см. рёва)
почемучка
– любопытный человек (обычно ребенок), задающий много вопросов
правша
— человек, владеющий правой рукой лучше, чем правой, в отличие от левши (см.) (нейтральное слово)
простофиля
— наивный, доверчивый человек, «лох»
пьяница
— слишком много пьющий алкогольные напитки (нейтральное слово)
работяга
– кто много работает (похвала), простой человек «из народа»
разиня, раззява
– рассеяный, невнимательный человек. Комедийные французские фильмы: «Разиня» (Le Corniaud) и «Испектор-разиня» (Inspecteur la Bavure)
растеряха (растеряша, Маша-растеряша)
– кто часто теряет вещи
растяпа
– неорганизованный человек, растеряха
рёва
– плакса
самоучка
– кто выучился самостоятельно, не посещая учебные заведения (нейтральное слово)
сирота
– ребенок, оставшийся без родителей (нейтральное слово)
сладкоежка
– кто любит сладкое
соня
– любитель поспать подольше
стиляга
– поклонник западной моды (в 1950-х годах)
тихоня
– тихий, несмелый человек
умница
– умный, смышленный человек (похвала)
ханыга
– попрошайка, пьяница
хапуга
– эгоистичный приобретатель (от слова «хапать»)
хитрюга
– хитрец
худышка
– исхудалый, хилый человек
чистюля
– кто слишком заботится о чистоте
ябеда
– кто ябедничает, доносит (обычно о детях)

Наиболее частотны и полезны для запоминания изучающими РКИ, на мой взгляд, следующие слова: выскочка, заика, зануда, жадина, калека, коллега, левша (правша), неряха, обжора, плакса, пьяница, работяга, растяпа, самоучка, сирота, умница, хапуга, ябеда.

Веселые стихи-загадки
(отсюда). Растяпа, неряха, жадина?

В доме – грязь, черна рубаха
А зовут его….

Ничего на целом свете
Не поделит с вами Петя:
Ни ватрушку, ни игрушку,
Ни забавную зверушку…
И кричат мальчишке дети:
«Эх и… ты, Петя!»

Круглый год у нас потери:
Календарь – на той неделе,
В прошлом месяце – билет,
В этом – книга и пакет.
Невиновна вся семья,
Ведь… это – я!

К существительным общего рода также относятся неизменяемые фамилии (Макаренко, Гюго и т. п.) и разговорные формы некоторых имён собственных (Саша, Валя, Женя).

Не относятся к существительным общего рода слова называющие лицо по профессии, роду деятельности (врач, профессор, архитектор, автор и др.). Они являются существительными мужского рода.

Поэтому следующие слова на -а (-я), по-видимому, следует считать словами мужского рода:
бомбила
– нелегальный таксист («бомбить» — заниматься частным извозом без регистрации)
громила
— вор-взломщик; участник погрома
кидала
– мошенник (ср. неологизмы «кидать», «кидалово»)
меняла
— кто меняет деньги, обменивает одну валюту на другую

Слова, обозначающие в основном значении предметы женского рода, в переносном значении сохраняют женский род:
звезда
– известная, популярная личность
тетеря
– нерасторопный человек (сонная, ленивая т.). Глухая т.
— о нерасслышавшем что-н или глуховатом, тугом на ухо человеке (неодобрительно)
шишка (шишка на ровном месте)
— важный, влиятельный человек (иронично)

UPD. Благодарю Gunnel Salminen за дополнение (левша, правша, коллега, калека)

Общий род

Особое место занимают слова с окончанием -а, выражающие оценку, прилагаемую к лицам мужского и женского рода; они меняют свой род в зависимости от того, относятся ли в каждом конкретном случае к мужчине или женщине, например: Петя — большой умница, Маша — большая умница. Такие слова не совсем точно называются словами общего рода. К ним принадлежат: забияка, недотрога, плакса, белоручка, грязнуля, неженка, работяга, горемыка, торопыга, лакомка, непоседа и др. «Лет за десять до описываемых событий дядя Максим был известен за самого опасного забияку не только в окрестностях его имения, но даже в Киеве на «Контрактах»» .

К существительным общего рода не относятся указанные выше названия лиц по возрасту, семейному общественному положению с окончанием -а: юноша, староста, дядя, всегда остающиеся словами мужского рода, также оценочные слова не имеющие окончание — а: баловень, увалень, лентяй, негодник, негодяй, слюнтяй, по общему правилу принадлежащие мужскому роду.

Белошапкова В.А., Брызгунова Е.А. и другие в учебнике «Современный русский язык» относят к существительным общего рода слова, прежде относящиеся к мужскому роду: доктор, врач, директор, секретарь, хирург, агроном и т. п. Причем, обозначая лиц женского пола, эти существительные легко сочетаются с формами женского рода прошедшего времени глаголов: доктор пришла, директор сказала, а также легко меняются местоимением — существительным она. Таким образом, слова типа директор, доктор, инженер уже не являются словами мужского рода, но еще и не стали словами общего рода. Ведь они могут сочетаться с прилагательными в форме мужского рода (хороший, уважаемый и т. п.) и не могут сочетаться с прилагательными в форме женского рода (по-русски нельзя сказать «хорошая доктор» или «уважаемая директор» даже при обозначении лиц женского пола). Это своего рода только «кандидаты» в слова общего рода.

Новейшие изменения в структуре рода существительных связаны с условиями жизни людей — активным участием женщин в производственной и общественной жизни, освоением ими «мужских» профессий. Язык располагал для обозначения этих профессий и должностей существительных мужского рода. Возникало противоречие между явлениями жизни и средствами языка. Однако едва можно предполагать, что полное вхождение в общий род слов типа директор, и тем более словосочетаний типа хорошей доктора (родительный падеж) или уважаемой секретарю (дательный падеж) произойдет в ближайшее время.

Парный род

Три традиционных рода не отражают свойств всех русских существительных, даже рассматриваемых в форме именительного падежа единственного числа. Речь идет о существительных, называющих предметы, являющиеся единственными, конкретными, связанными с идеей счета, однако не имеющих формальных средств для выражения единственности множественности: брюки, весы, ножницы, очки, сани, счеты, часы, щипцы и др. Ясно, что существительные такого типа, будучи с точки зрения содержания обычными словами русского языка, не могут быть отнесены ни к мужскому, ни к среднему, ни к женскому роду. Эти существительные в русском языке представляют особый род. Их род называют парным, потому что они обозначают предметы, состоящие из двух частей (очки, сани, ножницы, брюки, ворота). Среди существительных парного рода нет таких, которые обозначают одушевленные предметы. Поэтому согласуемые с этими существительными прилагательные, причастия, глаголы в форме прошедшего времени или заменяющие эти существительные местоимения полностью совпадают с соответствующими согласуемыми словоформами, связанными с формами множественного числа неодушевленных существительных мужского, женского и среднего рода. Однако такая точка зрения сугубо формальна. Учитывая и значение существительных парного рода, необходимо признать, что они, равно как и словоформы, с ними согласуемые, обладают омонимией чисел . Выделение парного рода продиктовано еще и тем, что грамматические категории должны охватывать всю лексику, объединяемую понятием «часть речи».

Белошапкова В.А., Брызгунова Е.А. и другие в учебнике «Современный русский язык» определили четкую систему родов. «В русском языке существует система четырех родов, три из которых подразделяются на одушевленную и неодушевленную разновидности. Эта система может быть представлена в виде семи согласовательных классов: I — мужской неодушевленный (завод), II — мужской одушевленный (мальчик), III — женский неодушевленный (фабрика), IV — женский одушевленный (девочка), V — средний неодушевленный (поле), VI — средний одушевленный (насекомое), VII — парный (брюки). Можно утверждать, что в русском языке нет существительных, которые не могли бы быть отнесены к одному из семи согласовательных классов» .

Но в русском языке есть существительные, которые можно отнести одновременно к нескольким согласовательным классам. Эти существительные «скрещенных» согласовательных классов (по терминологии Зализняка А.А.) могут быть двух типов:

1. Существительные, обозначающие вещества, материалы, имеющие собирательное значение, называющие отвлеченные действия, процессы, состояния, игры, географические пункты, — существительные, лексическое значение которых не связаны с выражением идеи количества. Эти существительные, имеющие форму единственного числа, принадлежат к женскому или среднему роду, не обладают различиями в согласовании, обусловленными одушевленностью неодушевленностью, и, следовательно, могут рассматриваться как принадлежащие одновременно III и IV (молодежь) или V и VI (студенчество) классам. Слова этой группы, имеющие форму множественного числа, могут рассматриваться как относящиеся одновременно к I, III, V и VII (духи) классам.

2. Существительные, способные обладать двумя значениями рода — мужского и женского: невежа, забияка, соя. Если данное слово характеризует лицо женского пола (Маша была ужасная невежа), слово относится к женскому роду; если лицо мужского пола (Петя был невообразимый забияка), слово относится к мужскому роду. Такие существительные называют существительными общего рода .

Урок № ________

Тема: «
Имена существительные общего рода»

Цель урока:
познакомить учащихся с понятием “общий род” у имен существительных.

Задачи:
предметные:

сформировать умения находить существительные общего рода в предложении, тексте; начать формировать умения употреблять в речи существительных общего рода;

метапредметные

:
развивать связную речь, логическое мышление, способствовать развитию интереса к познанию нового.

личностные

: создать атмосферу, способствующую воспитанию личности в условиях социального партнерства (ученик – ученик, ученик – учитель, ученик – коллектив), воспитать любовь к русскому языку.

Тип урока:
урок открытия нового знания.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

    Организационный этап.

Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.

Приветствуют.

Дежурные по классу отвечают.

    Проверка д/з.

Проверка наличия домашнего задания

Показывают работы.

    Орфографическая разминка

Приклеить, пригореть, пришкольный, пристанционный, пребольшой, приходящая няня, преходящий успех, приземлиться, прилуниться, прибывать в город, пребывать в городе, прискакать, пренеприятный, преогромный, прекрасный.

Объясняют выбор приставки.

Задание
: записать по памяти все разносклоняемые существительные.

Двое работают у доски.

    Языковая разминка.

Задание
: записать предложения, графически обозначить грамматическую основу, определить род имени существительного.

    Мотивация УД.

Вопросы:

1.Назовите постоянные морфологические признаки имени существительного.

2. Итак, род один из постоянных признаков имени существительного, т.е. такой, который дается раз и навсегда.

3.Определите, какого рода данные существительные (тихоня, непоседа
).

Существительные могут быть нарицательными или собственными, одушевленными или неодушевленными, относится к одному их 3-х родов: женскому, мужскому, среднему.

Ученики высказывают свое мнение: одни считают, что мужского рода, другие – женского (возникновение проблемной ситуации
).

Рядом со словами появляются имена “Лена – тихоня”, “Вася – непоседа”

4.Скажите, а сейчас мы сможем определить род имени существительного “тихоня” и “непоседа” (предъявление второго факта)

Ученики определяют

тихоня – женский род

непоседа – мужской род

Учитель меняет местами имена собственные и получается

Лена – непоседа”, “Вася – тихоня”

5.

А так можно сказать?

6.

Что интересного вы заметили? (побуждение к осознанию противоречия)

7.

Но род – это постоянный морфологический признак имен существительных.

Какой возникает вопрос после рассмотрения данных примеров
?

Какую проблему мы должны решить на сегодняшнем уроке
? (побуждение к формулированию проблемы)

ДА!

Эти имена существительные могут быть как мужского, так и женского рода.

Почему некоторые имена существительные могут быть как мужского, так и женского рода? Как они называются? (учебная проблема как вопрос

    Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока.

Объявляет тему, цель, задачи урока, план. Запись на доске и в классном журнале.

Оформление тетради. Оформление эпиграфа.

    Работа над темой.

Формулируется определение “общий род”.

В русском языке есть имена существительные с окончанием -а (-я) в единственном числе, которые относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола, и к женскому роду, если обозначают лиц женского пола.

Такие имена существительные называются существительными общего рода.

Работа с учебником §32, стр. 124

Изучение материала учебника (коллективная работа).

Задание: записать слова в два столбика:

1 столбик
– существительные общего рода, которые называют непривлекательные черты характера человека

2 столбик
– другие существительные общего рода

1 вариант
: задира, обжора, растяпа, подлиза, ябеда, плакса, рева, забияка, разиня, придира, зануда, грязнуля, зазнайка.

2 вариант
: сластена, чистюля, сладкоежка, тихоня, умница, непоседа, бедняжка.

Какая группа получилась больше?

Попробуйте предположить в каком стиле речи чаще всего используются слова этой группы.

Определите, к какому виду деятельности нам предстоит перейти сейчас? Один древнегреческий философ однажды заметил: “Здоровье – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут”

В первом столбике слов больше. Скорее всего — это разговорный стиль, реже художественный.

    Физкультминутка
    (Делают разминку под чтение стихотворения)

Облако

Нарисуйте глазами облако на потолке класса и проследите путь снежинки до земли.

Проведем, друзья, сейчас упражнение для глаз. Вправо, влево посмотрели, глазки все повеселели. Снизу вверх и сверху вниз. Ты, хрусталик, не сердись, Посмотри на потолок, отыщи там уголок. Чтобы мышцы крепче стали, смотрим мы по диагоналям. Мы не будем циркуль брать, будем взглядом круг писать. А теперь слова напишем. Чьи же буквы будут выше? «Папа», «мама», «дом», «трава» — за окном у нас видна. За окно ты посмотри. Что ты видишь там вдали? А теперь на кончик носа. Повтори так восемь раз — Лучше будет видеть глаз. Глазки нас благодарят, Поморгать нам всем велят. Плавно глазками моргаем, Потом глазки закрываем, чтобы больше было силы, К ним ладошки приложили.

    Закрепление материала.

Формирование навыков употребления в речи существительных общего рода.

На доске представлены предложения:

Совместно с учителем вырабатывают алгоритм согласования существительных общего рода с прилагательными и местоимениями.

1. Мой брат Витя – настоящ… забияка.

1.Найдем в предложении существительные общего рода.

2. Сестренка Оля – всем известн… тихоня.

2. Определим к лицу мужского или женского пола оно относится.

3. Эт… маленьк… непоседа не мог усидеть покойно ни минуты.

3. Если мужского, то существительное общего рода и окончания прилагательного и местоимения будут соответствовать мужскому роду.

Задание: допиши окончания прилагательных и местоимений.

4. Если женского рода, то и существительное общего рода и прилагательное будут женского рода.

Например
: 1) Забияка – существительное общего рода, относится к существительному Витя.

2) Витя – брат, мальчик, обозначает лицо мужского пола.

3) Забияка – мужской род, значит “Мой брат Витя – настоящий забияка”.

Творческое задание
. Написать сочинение – миниатюру “Характер моего друга” с употреблением существительных общего рода по плану:

1 предложение – положительные черты характера;

2 предложение – отрицательные черты характера;

3 предложение – свое отношение.

Пишут сочинение в течение 5 минут, а затем читают вслух.

Образец: Моя подруга Таня – большая умница, чистюля и сластена. Иногда она бывает ужасной задирой и ябедой. Но я ее люблю.

Упр. 244, стр. 125

    Рефлексия.

Какова была тема урока? Что нового узнали? Чему научились?

Существительные общего рода.

Существительные общего рода могут быть женского рода, если обозначат лиц женского пола и могут быть мужского пола, если обозначают лиц мужского пола.

Научились употреблять их в речи и правильно согласовывать с прилагательными, местоимениями, глаголами в прошедшем времени.

    Домашнее задание. Оценивание.

§32, упр. 242.

Запись в дневник.

В конце урока игра “Наоборот”:

И нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру “Наоборот”.

Скажу я слово “высоко”, а ты ответишь: “низко”

Скажу я слово “далеко”, а ты ответишь: “близко”

Скажу тебе я слово “трус”, ответишь ты: “храбрец”

Теперь “начало” я скажу. Ну, отвечай: “конец!”

    Существительные общего рода — это группа имен существительных, которые, в зависимости от контекста, могут выступать и существительными мужского рода, и существительными женского рода.

    Среди них могут быть как нарицательные имена существительные, так и имена собственные.

    Примеры нарицательных имен существительных общего рода: сирота, грязнуля, тихоня, сирота. Можно сказать как quot;несчастнЫЙ сиротаquot;, так и quot;несчастнАЯ сиротаquot;.

    Примеры имен собственных общего рода — это имена Саша, Шура, Женя и другие, которые могут употребляться и по отношению к женщине, и по отношению к мужчине. Сюда же относятся иноязычные фамилии с окончанием на гласную (например: Моруа) и некоторые другие фамилии (например, с окончанием -ЫХ: Борзых).

    Род имн существительных в русском языке — это лексико-грамматическая категория, которая напрямую относится к совокупности слов мужского рода (телевизор), женского рода (антенна), среднего рода (солнышко) и так называемого общего рода (плакса, умница, егоза).

    Последняя группа слов включает в себя множество классических примеров, когда существительное внешне похоже на слово женского рода, однако может быть соотнесено и семантически согласовано со словами различных частей речи, имеющими формы любого из родов.

    Например
    .

    • quot;Забияка Петя то и дело конфликтовал с одноклассникамиquot;.
    • quot;Забияка Маша постоянно ругалась с соседямиquot;.
    • quot;Солнце-забияка уже не давало спокойно лежать последнему снегу и проделывало в нм глубокие дырочкиquot;.

    Существительные общего рода — это такие слова, глядя на которые невозможно определить, к какому роду они относятся. Но можно говорить так, например:

    quot;В первом контексте слово quot;рва
    quot; использовано как существительное мужского рода. А во втором контексте — как существительное женского родаquot;. Вс зависит от смысла предложения и всего текста с включенным к него существительным общего рода:

    • quot;Рва Зина плакала и плакала. Рва — она и есть рваquot;.
    • quot;Рва Костя плакал весь день напролт. Рва — он и есть рваquot;.

    К существительным общего рода порой условно относят и некоторые quot;универсальныеquot; имена собственные (Женя, Саша, Валя, Шура, Сима, Бондаренко, Крутых, Жердяй). В эту же группу можно quot;ситуативноquot; включить и ряд слов обозначающих профессии (он врач; она врач; он дворник, она дворник).

    Но следует учесть, что последние примеры (с профессиями) — далеко не классические и во многих случаях ошибочные. В словаре слово quot;врачquot;, например, будет значиться с пометой о принадлежности к мужскому роду. Так же и с дворником. Поэтому можно только сказать, что такие слова иногда принимают на себя некоторые функции
    существительных общего рода, при этом таковыми не являясь.

    Существительные общего рода в русском языке, это такие существительные, которые могут быть использованы как в мужском, так и в женском роде и как грамматически, так и по смыслу являются как существительным мужского, так и существительным женского рода (и среднего тоже). Например: умница, молодчина — эти слова являются существительными общего рода.

    В русском языке обычно существительные принадлежат к одному из трех родов: мужскому (город, юноша, подмастерье), женскому (матршка, девочка, няня) и среднему (озеро, перепутье, муми). Но среди существительных первого склонения с окончанием
    выделяют слова общего рода
    , которые имеют значение мужского или женского рода в зависимости от контекста:

    Растеряша Тома вечно ищет ручку. Растеряша Коля попросил у меня резинку.

    В первом примере слово quot;растеряшаquot; имеет женский род, так как указано женское имя, во втором оно мужского рода.

    К словам общего рода традиционно относятся существительные: сирота, плакса, забияка, врунишка, неряха, лакомка, кривляка, запевала, чудила, зубрила, бродяга и пр.

    Общий род существительных обозначает, что в зависимости от соседних слов в предложении, подобные существительные могут становиться как мужского, так и женского или среднего рода не меняя при этом написания.

    К подобным словам можно отнести ряд существительных, к примеру, плакса, трудяга, Саша, Валя, врач, инкогнито, невежа и т.д. Таким образом, подобные существительные сразу видно невооружнным взглядом, поскольку невозможно сказать к какому роду конкретно они относятся.

    Пример использования существительных общего рода:

    Таких существительных в русском языке масса. В зависимости от контекста в предложении они могут быть то женского, то мужского рода. И пусть вас не смущает типично женское окончание quot;аquot; или его отсутствие в некоторых случаях.

    Примеры из профессий: врач, судья, повар, секретарь, бригадир, директор.

    Несклоняемые фамилии и сокращенные имена: Саша, Валя, Женя, Белых, Черненко, Сизых.

    Эмоционально окрашенные существительные, дающие некоторую характеристику человека: забияка, неряха, растяпа, работяга, умница, неумеха, недотепа, разиня, пройдоха, невежа.

    Также существуют неизменяемые слова, такие как: визави, инкогнито, протеже.

    Примеры существительных общего рода
    в русском языке:

    соня, нехочуха, задира, молодец, умница, умничка, неряха, подлиза, злюка, работяга, сирота, кроха, непоседа.

    Этими словами мы можем называть людей обоих полов:

    Катюшка соня. Павлик соня.

    Она неряха. Он неряха.

    Есть в русском языке такие существительные, которые не относятся ни к мужскому ни к женскому полу. Это существительные общего рода. К таким существительным относятся, например, такие слова, как молодец, задира, соня, сластена, невежда, невежда и другие

    В русском языке есть такое интересное понятие, как существительные общего рода
    .

    Это существительные, которые могут быть как в мужском роде, так и в женском роде — в зависимости от того, с объектом какого рода они ассоциированы.

    Данные существительные имеют 1 склонение — то есть оканчиваются на quot;Аquot; и на quot;Яquot;.

    Они применяются для обозначения особенностей характера какого-либо существа.

    Например, грязнуля, воображуля, чистюля и т.д.

    Эти слова могут относится к любым живым существам, чь поведение можно как-то охарактеризовать — то есть к людям, животным…

    Примеры

    1) Маша у нас тихоня!

    quot;Какой же ты у меня тихоня!quot; — сказала мама своему сыну.

    2) quot;У меня дочь — плакса!quot; — пожаловался мой друг

    quot;Иван, так ты, оказывается, плакса!quot; — смеялись одноклассники над мальчиком.

    3) quot;Катя, ну ты и соня!quot; — сказала мама

    quot;Вставай, соня!quot; — будила внука бабушка.

    Под существительными общего рода в русском языке имеются ввиду те слова существительные, которые могут одинаково хорошо сочетаться со словами как мужского, так и женского рода. Можно сказать, это своего рода промежуточные слова. Пример: Ваня — соня; Таня — соня. СЛОВО СОНЯ.

    Также это такие слова как непоседа, тихоня, грязнуля, бродяга.

Русский язык. 6 класс

Тема урока: «Существительные общего рода».

Цели урока: продолжить изучение морфологических признаков имени существительного как части речи;

систематизировать знания учащихся по теме: «Существительное».

Задачи:

Познакомить учащихся с именами существительными общего рода, научить отличать их от существительных мужского и женского рода, научить согласовывать с прилагательными и глаголами в прошедшем времени.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Проверка списочного состава учащихся.

  1. Актуализация знаний учащихся.

Учитель: Что нового об имени существительном как части речи вы узнали на уроках в 6-ом классе?

Ученики демонстрируют творческое задание в виде рассказа с использованием несклоняемых имен существительных.

  1. Представление темы и постановка целей урока.

Проблемная ситуация с поиском правильного употребления имен существительных общего рода «невежда» и «невежа».

1.Сравнение.

В чём отличие между существительными «невежда» и «невежа»?

2.Работа со словарем.

Работа с Толковым словарем русского языка С.И. Ожегова (выявление лексических значений, этимологии имен существительных):

Информация

Невежда — м. и ж., малообразованный, малосведущий человек.

Невежа — м. и ж., грубый, невоспитанный человек.

Вопрос

Эти слова имеют разное лексическое значение, а между тем восходят они к одному корню. Что значит слово «ведати»?

Информация

«Ведати» (знать) (невежа — человек, не знающий правил этикета, а вежливый — качество человека, указывающее на знание правил этикета).

3.Определение рода имени существительного.

Мужского или женского рода слово «невежда»?

Невежда — это неграмотный человек (м.р.)

А если невеждаженщина? (ж.р.)

Вывод: «Невежда» — это существительное общего рода.

4.Формулирование темы и целей урока учащимися класса.

Тема: Существительные общего рода.

  1. Изучение нового материала.

  1. Составление определения понятия «существительного общего рода».

Существительные, которые обозначают то лиц мужского, то лиц женского пола, называются существительными общего рода (пример: непоседа Костя — непоседа Таня).

  1. Лексическая работа.

Приведите примеры существительных общего рода.

— Подлиза, растяпа, растрёпа, рёва, плакса, соня, хвастунишка (работа учащихся на доске и в тетрадях).

Информация

Имена существительные общего рода являются эмоционально-окрашенными словами, имеют ярко выраженное оценочное значение, употребляются, главным образом, в разговорной речи.

Вопрос

  • Заметили ли вы, ребята, с какой стороны чаще всего характеризуют людей существительными общего рода?

Ответ

— С отрицательной.

Информация

Использование существительных общего рода в устном народном творчестве, в письменной литературе.

Слово учителя об использовании существительных общего рода в устном народном творчестве.

а) — Нравятся ли вам такие люди? … И мне не нравятся. Вот почему про них люди придумали дразнилки и корилки (от слов корить, ругать).

Плакса, вакса, гуталин,

На носу горячий блин.

Плакать не годится,

Можно простудиться.

Особенно в старину не любили жадных людей.

Жадина-говядина,

Три копейки дадено,

На четвёртую копейку

Расшибётся об скамейку.

А эту корилки закончите сами:

Что за шум, что за рёв?

Тут не стадо ли коров?

Нет, это не коровушка.

Это Лена … (рёвушка).

  • Проверим вашу внимательность. Запишите, какие существительные общего рода прозвучали в произведениях устного народного творчества (плакса, жадина, рёвушка).

б) Слово учителя об использовании существительных общего рода в письменной литературе.

— Часто и в письменной литературе художники слова говорят о недостатках своих героев. О ком это?

«Он два раза в неделю страдал от обжорства». «Он привык давать полную волю порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума»

  • Это о Троекурове — герое романа А.С. Пушкина «Дубровский».

  • А какими существительными общего рода (очень кратко) мы охарактеризовали бы Троекурова в устной (разговорной) речи.

  • Он обжора и невежа.

  • Видите, как точно и хлёстко характеризуют человека эти слова.

Приведите примеры существительных общего рода слов, которые характеризуют человека положительно?

  • «Молодчина», «умница», «трудяга», «работяга», «чистюля», «дока».

(работа учащихся на доске и в тетрадях).

Приведите примеры существительных общего рода к чертам характера человека (с элементами игры, с картинками, мультипликациями).

Безобидный, тихий, смирный человек — тихоня

Драчун, зачинщик ссор и драк — забияка

Тот, кто любит сладости — сладкоежка, сластёна

Кто владеет левой рукой лучше, чем правой — левша

Тот, кто назойливо выпрашивает что-нибудь — попрошайка

Кто любит болтать вздор, пустяки — пустомеля

Праздный, глазеющий от скуки по сторонам — зевака

Хвастливый человек — хвастунишка

Тот, кто постоянно всё теряет, забывает — растяпа

Тот, кто подлизывается к кому-то — подлиза

Человек, который наушничает — ябеда

Человек, который выдвигая себя, стремится выслужиться — выскочка

Сонливый, любящий много спать — соня

Тот или та, кто чуждается физической или вообще трудной работы — белоручка

Неаккуратный, лишённый опрятности — неряха

Очень подвижный, суетливый ребёнок – непоседа

В)Грамматическая работа.

Рассказ — инсценирование.

Автор: Ещё в сентябре одна ученица, рассказывая о своём летнем отдыхе, поведала мне

историю. Вот какая история. Среди ухоженных, аккуратных детей один мальчик оказался неряхой. Старшая вожатая, студентка какого-то вуза, взялась его перевоспитывать, всякий раз приводя много хороших примеров.

Вожатая: — Вот видишь, ты какая большая неряха.

Мальчик: — Неверно. Я не большая неряха. Я мальчик.

Вожатая: — Ну и что, что ты мальчик, посмотри на свой костюм, на свои руки, и тебе сразу станет ясно, что ты самая большая неряха.

Мальчик: — Нет, я не большая неряха. Это неверно. Я не могу быть большая и даже маленькая неряха. Зачем такое говоришь?

Автор: Вожатая, недоумевая, почему сопротивляется мальчик, пыталась приводить всё новые, ещё более убедительные доказательства, но всё было напрасно.

Вопрос

-Почему сопротивлялся её собеседник?

Ответ

-Надо, разговаривая с мальчиком (а это лицо мужского пола), говорить «большой неряха», «такой неряха».

-Действительно, горе-вожатая когда-то, как и вы, учась в 6-м классе, не поняла секрета существительных общего рода. А вы поняли этот секрет?

Вывод

Имена прилагательные и похожие на них местоимения должны стоять в м.р.

при существительных общего рода, если оно обозначает лицо мужского пола, и в женском, если речь идёт о девочке или женщине.

Пример: Маленький Костя — такой неряха. Маленькая Таня – такая неряха

(работа учащихся на доске и в тетрадях).

  1. Работа с учебником.

Проверим себя по учебнику: стр. 91, параграф 41. Что вы ещё узнали, прочитав параграф?

Существительные общего рода имеют окончание -а (-я).

Относятся к 1-ому склонению. Обозначают качества людей. Прилагательные согласуются с ними либо в мужском, либо в женском роде.

V. Тренировочные задания.

а) Работа с учебником.

Упражнение 229 стр.91.

Ученики:

— читают и комментируют 6 предложений

Серёжа — круглый сирота. Маша — круглая сирота.

Миша — большой забияка. Марина — удивительная забияка.

«Какой ты зазнайка, Петя!» — удивилась мама.

«Какая ты зазнайка, Люба!» — удивилась мама.

— записывают первое и последнее предложения в тетрадь

  • объясняют знаки препинания в предложениях

В первом предложении ставится тире между подлежащим и сказуемым, т.к. они выражены именами существительными в Именительном падеже. Последнее предложение с прямой речью, которая стоит в начале предложения и заключена в кавычки. Сама прямая речь осложнена обращением «Люба», которое надо отделить запятой, а в конце прямой речи ставится восклицательный знак.

б) Запись учащимися предложений под диктовку.

Ученики:

— определяют по заданию о девочке или мальчике едёт речь

— указывают род подлежащих

1) Наша соня проспала все каникулы. 2) Сластёна съел все шоколадные конфеты.

/1) Наша соня (ж.р.) проспала все каникулы. 2) Сластёна (м.р.) съел все шоколадные конфеты/.

-отвечают на вопрос

Как согласуются глаголы-сказуемые с существительными общего рода? (По смыслу).

в) Выполнение теста.

    1. Если существительное может быть отнесено к мужскому и женскому роду, это существительное:

      1. среднего рода;

Б) общего рода;

      1. частного рода.

    1. Укажите существительное общего рода:

      1. староста;

Б) юноша;

      1. папа.

    1. Укажите ряд слов, где все существительные общего рода:

      1. растяпа, обжора, мастер, игра;

Б) воображала, зазнайка, выскочка, шимпанзе;

      1. мямля, злюка, сластёна, работяга.

    1. Укажите предложение с ошибкой в согласовании определения с существительным:

      1. Мой папа — настоящая работяга.

Б) Этот тараторка не умолкал ни на минуту.

      1. Света — полная невежда.

    1. Укажите предложение с ошибкой в согласовании определения с существительным:

      1. Известный пустомеля опять что-то рассказывал ребятам.

Б) Знакомая сластёна за полчаса съела целый торт.

      1. Наш белоручка сидела сложа руки.

VI. Подведение итога урока.

Оценка знаний учащихся с комментированием в форме рекомендаций по пробелам знаний учащихся.

VII.Домашнее задание.

      1. параграф 41 стр. 91-92 (учебные таблицы — стр. 35)

      2. сочинить и записать стихотворение (или четверостишие), в котором будут использованы имена существительные общего рода, можно о своём однокласснике, но не забывайте:

Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки

За собой повести.

Тема урока: «Существительные общего рода»

(по УМК Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс)

Тип урока: объяснение нового материала.

Метод обучения: проблемно-поисковый, репродуктивный.

Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная.

Цель: продолжить изучение морфологических признаков имени существительного как части речи.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с именами существительными общего рода, научить отличать их от существительных мужского и женского рода, научить согласовывать с прилагательными и глаголами в прошедшем времени.

  2. Стимулировать стремление к творчеству и самовыражению, развивать речь учащихся, обогащая новыми словами, существительными общего рода.

  3. Воспитать не только уважительное, но и критическое отношение к товарищам, а также интерес и любовь к родному языку.

План урока.

    1. Организационный момент.

      1. Актуализация знаний учащихся.

      2. Представление темы и постановка целей урока.

      3. Изучение нового материала.

      4. Тренировочные задания.

      5. Подведение итога урока.

      6. Домашнее задание.

  1. Организационный момент.

Проверка списочного состава учащихся. Поддержка положительного эмоционального состояния учеников (представление диалога «Неряха» с двумя-тремя учениками).

  1. Актуализация знаний учащихся.

Учитель: Что нового об имени существительном как части речи вы узнали на уроках в 6-ом классе?

Ученики демонстрируют творческое задание в виде рассказа с использованием несклоняемых имен существительных.

  1. Представление темы и постановка целей урока.

Проблемная ситуация с поиском правильного употребления имен существительных общего рода «невежда» и «невежа».

1.Сравнение.

В чём отличие между существительными «невежда» и «невежа»?

2.Работа со словарем.

Работа с Толковым словарем русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, Этимологическим словарем русского языка Г.П. Цыганенко (выявление лексических значений, этимологии имен существительных):

Информация

Невежда — м. и ж., малообразованный, малосведущий человек.

Невежа — м. и ж., грубый, невоспитанный человек.

Вопрос

Эти слова имеют разное лексическое значение, а между тем восходят они к одному корню. Что значит слово «ведати»?

Информация

«Ведати» (знать) (невежа — человек, не знающий правил этикета, а вежливый — качество человека, указывающее на знание правил этикета).

3.Определение рода имени существительного.

Мужского или женского рода слово «невежда»?

Невежда — это неграмотный человек (м.р.)

А если невеждаженщина? (ж.р.)

Вывод: «Невежда» — это существительное общего рода.

4.Формулирование темы и целей урока учащимися класса.

Тема: Существительные общего рода.

Цели:

понять, какие существительные называются существительными общего рода и как ими правильно пользоваться в речи.

  1. Изучение нового материала.

  1. Составление определения понятия «существительного общего рода».

Существительные, которые обозначают то лиц мужского, то лиц женского пола, называются существительными общего рода (пример: непоседа Костя — непоседа Таня).

  1. Лексическая работа.

Приведите примеры существительных общего рода.

-Подлиза, растяпа, растрёпа, рёва, плакса, соня, хвастунишка (работа учащихся на доске и в тетрадях).

Информация

Имена существительные общего рода являются эмоционально-окрашенными словами, имеют ярко выраженное оценочное значение, употребляются, главным образом, в разговорной речи.

Вопрос

  • Заметили ли вы, ребята, с какой стороны чаще всего характеризуют людей существительными общего рода?

Ответ

— С отрицательной.

Информация

Использование существительных общего рода в устном народном творчестве, в письменной литературе.

Слово учителя об использовании существительных общего рода в устном народном творчестве.

а) — Нравятся ли вам такие люди? … И мне не нравятся. Вот почему про них люди придумали дразнилки и корилки (от слов корить, ругать).

*Плакса, вакса, гуталин,

На носу горячий блин.

Плакать не годится,

Можно простудиться.

Особенно в старину не любили жадных людей.

*Жадина-говядина,

Три копейки дадено,

На четвёртую копейку

Расшибётся об скамейку.

А эту корилки закончите сами:

*Что за шум, что за рёв?

*

Тут не стадо ли коров?

Нет, это не коровушка.

Это Лена … {рёвушка).

*Вот подходит к детворе.

Затевает драку,

Все боятся во дворе

Такого … {забияку).

  • Проверим вашу внимательность. Запишите, какие существительные общего рода прозвучали в произведениях устного народного творчества (плакса, жадина, рёвушка, забияка).

б) Слово учителя об использовании существительных общего рода в письменной литературе.

— Часто и в письменной литературе художники слова говорят о недостатках своих героев. О ком это?

* «Он два раза в неделю страдал от обжорства». * «Он привык давать полную волю порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума»

  • Это о Троекурове — герое романа А.С. Пушкина «Дубровский».

  • А какими существительными общего рода (очень кратко) мы охарактеризовали бы Троекурова в устной (разговорной) речи.

  • Он обжора и невежа.

  • Видите, как точно и хлёстко характеризуют человека эти слова.

Приведите примеры существительных общего рода слов, которые характеризуют человека положительно?

  • «Молодчина», «умница», «трудяга», «работяга», «чистюля», «дока».

(работа учащихся на доске и в тетрадях).

Приведите примеры существительных общего рода к чертам характера человека (с элементами игры, с картинками, мультипликациями).

Безобидный, тихий, смирный человек — тихоня

Драчун, зачинщик ссор и драк — забияка

Тот, кто любит сладости — сладкоежка, сластёна

Кто владеет левой рукой лучше, чем правой — левша

Тот, кто назойливо выпрашивает что-нибудь — попрошайка

Кто любит болтать вздор, пустяки — пустомеля

Праздный, глазеющий от скуки по сторонам — зевака

Хвастливый человек — хвастунишка

Тот, кто постоянно всё теряет, забывает — растяпа

Тот, кто подлизывается к кому-то — подлиза

Человек, который наушничает — ябеда

Человек, который выдвигая себя, стремится выслужиться — выскочка

Сонливый, любящий много спать — соня

Тот или та, кто чуждается физической или вообще трудной работы — белоручка

Неаккуратный, лишённый опрятности — неряха

Очень подвижный, суетливый ребёнок – непоседа

Физкультминутка

А сейчас … сони, плаксы и задиры, выше руки, ноги шире!

Руки, ноги, голова,

Плечи, пояс и спина —

Всё имеет имена.

Повернулись,

Улыбнулись,

Прямо сели

И готовы сей же миг

Изучать родной язык!

  1. Грамматическая работа.

Рассказ — инсценирование.

Автор: Ещё в сентябре одна ученица, рассказывая о своём летнем отдыхе, поведала мне

историю. Вот какая история. Среди ухоженных, аккуратных детей один мальчик оказался неряхой. Старшая вожатая, студентка какого-то вуза, взялась его перевоспитывать, всякий раз приводя много хороших примеров.

Вожатая: — Вот видишь, ты какая большая неряха.

Мальчик: — Неверно. Я не большая неряха. Я мальчик.

Вожатая: — Ну и что, что ты мальчик, посмотри на свой костюм, на свои руки, и тебе сразу станет ясно, что ты самая большая неряха.

Мальчик: — Нет, я не большая неряха. Это неверно. Я не могу быть большая и даже маленькая неряха. Зачем такое говоришь?

Автор: Вожатая, недоумевая, почему сопротивляется мальчик, пыталась приводить всё новые, ещё более убедительные доказательства, но всё было напрасно.

Вопрос

-Почему сопротивлялся её собеседник?

Ответ

-Надо, разговаривая с мальчиком (а это лицо мужского пола), говорить «большой неряха», «такой неряха».

-Действительно, горе-вожатая когда-то, как и вы, учась в 6-м классе, не поняла секрета существительных общего рода. А вы поняли этот секрет?

Вывод

Имена прилагательные и похожие на них местоимения должны стоять в м.р.

при существительных общего рода, если оно обозначает лицо мужского пола, и в женском, если речь идёт о девочке или женщине.

Пример: Маленький Костя — такой неряха. Маленькая Таня – такая неряха

(работа учащихся на доске и в тетрадях).

  1. Работа с учебником.

Проверим себя по учебнику: стр. 91, параграф 41. Что вы ещё узнали, прочитав параграф?

Существительные общего рода имеют окончание -а (-я).

Относятся к 1-ому склонению. Обозначают качества людей. Прилагательные согласуются с ними либо в мужском, либо в женском роде.

V. Тренировочные задания.

а) Работа с учебником.

Упражнение 229 стр.91.

Ученики:

— читают и комментируют 6 предложений

* Серёжа — круглый сирота. Маша — круглая сирота.

Миша — большой забияка. Марина — удивительная забияка.

«Какой ты зазнайка, Петя!» — удивилась мама.

* «Какая ты зазнайка, Люба!» — удивилась мама.

— записывают первое и последнее предложения в тетрадь

  • объясняют знаки препинания в предложениях

В первом предложении ставится тире между подлежащим и сказуемым, т.к. они выражены именами существительными в Именительном падеже. Последнее предложение с прямой речью, которая стоит в начале предложения и заключена в кавычки. Сама прямая речь осложнена обращением «Люба», которое надо отделить запятой, а в конце прямой речи ставится восклицательный знак.

б) Запись учащимися предложений под диктовку.

Ученики:

— определяют по заданию о девочке или мальчике едёт речь

— указывают род подлежащих

1) Наша соня проспала все каникулы. 2) Сластёна съел все шоколадные конфеты.

/1) Наша соня (ж.р.) проспала все каникулы. 2) Сластёна (м.р.) съел все шоколадные конфеты/.

-отвечают на вопрос

Как согласуются глаголы-сказуемые с существительными общего рода? (По смыслу).

в) Выполнение теста.

  1. ВАРИАНТ

    1. Если существительное может быть отнесено к мужскому и женскому роду, это существительное:

      1. среднего рода;

Б) общего рода;

      1. частного рода.

    1. Укажите существительное общего рода:

      1. староста;

Б) юноша;

      1. папа.

    1. Укажите ряд слов, где все существительные общего рода:

      1. растяпа, обжора, мастер, игра;

Б) воображала, зазнайка, выскочка, шимпанзе;

      1. мямля, злюка, сластёна, работяга.

    1. Укажите предложение с ошибкой в согласовании определения с существительным:

      1. Мой папа — настоящая работяга.

Б) Этот тараторка не умолкал ни на минуту.

      1. Света — полная невежда.

    1. Укажите предложение с ошибкой в согласовании определения с существительным:

      1. Известный пустомеля опять что-то рассказывал ребятам.

Б) Знакомая сластёна за полчаса съела целый торт.

      1. Наш белоручка сидела сложа руки.

  1. ВАРИАНТ

          1. Если существительное может быть отнесено к мужскому и женскому роду, это существительное:

            1. среднего рода;

Б) женского рода;

            1. общего рода;

          1. Укажите существительное общего рода:

            1. бедняга;

Б) юноша;

            1. папа.

          1. Укажите ряд слов, где все существительные общего рода:

            1. растяпа, обжора, ябеда, игра;

Б) вредина, зазнайка, выскочка, неженка;

            1. семья, злюка, сластёна, работяга.

          1. Укажите предложение с ошибкой в согласовании определения с существительным:

            1. Мой папа — честный трудяга.

Б) Этот тараторка не умолкал ни на минуту.

            1. Мой маленький братик — настоящая неженка.

          1. Укажите предложение с ошибкой в согласовании определения с существительным:

            1. Известный хвастунишка рассказывала новую историю.

Б) Знакомая сластёна за полчаса съела целый торт.

            1. Наша левша всегда красиво писала.

/Проверка. Взаимопроверка/

1 ВАРИАНТ —

Вариант: . Фамилия :

1

2

3

4

5

Б

А

В

А

В

2 ВАРИАНТ —

Вариант: . Фамилия :

1

2

3

4

5

В

А

Б

В

А

VI. Подведение итога урока.

Оценка знаний учащихся с комментированием в форме рекомендаций по пробелам знаний учащихся.Дети, вы сегодня умнички и молодчины!

VII.Домашнее задание.

      1. параграф 41 стр. 91-92 (учебные таблицы — стр. 35)

      2. сочинить и записать стихотворение (или четверостишие), в котором будут использованы имена существительные общего рода, можно о своём однокласснике, но не забывайте:

Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки

За собой повести.

Приложение к уроку

Дидактический материал к уроку

«Существительные общего рода»

по УМК Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. Тростенцова Л.А. и др.

Русский язык. 6 класс

Урок составила: учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ №1» О.А.Ломоносова

Тип
урока.
Урок открытия новых знаний.

Цели
как деятельность учеников.

М/п: анализировать,
обобщать, делать выводы, строить рассуждения.

ЛР:
распознавать
имена существительные общего рода, группировать их в соответствии со значением
­ характеристикой,
правильно употреблять в речи.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания,
духовно-нравственное воспитание

I.
Оргмомент.

Приветствие.
Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих
.

II. 
Языковая разминка.

Запись
под диктовку предложения
:

Всё было медное: поручни, компасы, бинокли, всякие приборы и даже
высокие пороги кают.

– Составьте
схему предложения.

– Обозначьте
орфограммы. Какой вид орфограммы преобладает в словах?

Морфологический
разбор слова
бинокли.

Фонетический
разбор слова
кают.

Познавательные УУД

1.
Анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы.

2.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую (несплошной текст в
схему).

III.
Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.

1. Тест­экспресс проверочный (выводится на слайде с
помощью компьютера
),

1) Нужно
заключить в кавычки собственное наименование: а)
село Бородино; б) битва
Бородинская
;
в)
стихотворение Бородино.

2) Является одушевлённым
существительное: а)
мороз; б) кукла;
в)
дерево.

3) К женскому роду относится существительное: а) мозоль; б) рояль;

в) тюль.

4) Правильно употреблено прилагательное в словосочетании:

а)
вкусный яблоко; б) хороший шампунь; в) золотая семечко.

2. Проверка
домашней работы: презентаций­заданий о роде имён существительных в русском и
других языках (французском, немецком).

ТОУУ (технология оценивания учебных
успехов)

Познавательные УУД

Свободно
пользоваться электронными ресурсами для преобразования, сохранения и передачи
информации.

IV.
Постановка основного вопроса урока.

Учитель
может использовать материал для наблюдений в учебнике (тема «Имена существительные
общего рода») или воспользоваться презентацией
.

Ученики
работают по заданиям, формулируют вопрос и сравнивают его с формулировкой в
учебнике.

Регулятивные УУД

1.
Высказывать предположения на основе наблюдений.

2.
Формулировать вопрос (проблему) урока.

V.
Открытие новых знаний.

1. Упр.
наблюдение над словами
растяпа и обжора, выявление признаков слов общего рода.

Ученики
в ходе ответов на вопросы должны в тетрадях оформить запись:

Растяп/а, обжор/а, сон/я, размазн/я, недотрог/ахарактеристика
человека (мальчика или девочки).

Затем
сделать по ней вывод о форме и значении слов, найти в тексте в рамке,
какого рода будут эти существительные.

– Назовите,
какого рода записанные слова.

Запись
темы урока в тетрадях
.

2. Чтение
текста в рамке после упр. вслух
.

– Чем можно дополнить текст в рамке? (Характеризуют человека.)

– По каким
признакам можно найти слова общего рода в тексте? (По окончанию
а–я в И.п. ед.ч. и значению.)

Проблемный
вопрос
: правильно ли утверждать, что слова учитель, врач, профессор являются существительными
общего рода, т.к. они называют как мужчин (лиц мужского пола), так и женщин
(лиц женского пола).

Ответ. Нет,
эти существительные имеют нулевое окончание, а не окончание а, они не
характеризуют лицо, а называют профессию, род деятельности, поэтому не
являются словами общего рода.

– Сравните свои
выводы и наблюдения со схемой-опорой в материалах предметного диска.

Схема-опора
«существительные общего рода»:

                    
              ОБЩИЙ РОД

image001image002                            

image003                            И.п.
ед.ч.                          значение

image004                                                                       

                                                        
      характеристика

                         
А / Я                           
лица (чаще отр.)

image005image006                 

                                                        
жен. пола          муж. пола

image007image007                                                
           

                                                         
Ж.Р.                     М.Р.

                              
                        прил. АЯ            прил. ЫЙ ИЙ  ОЙ

                                     
Запомнить:       М. Р.

                                            
врач□, инженер□, директор□

                                               
(независимо от пола лица!)

                                                     
прил. ЫЙ   ИЙ  ОЙ

– Зафиксируйте
информацию в любой удобной для себя форме.

Регулятивные УУД

1. Искать
пути решения проблемы.

2.
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные
УУД

1.
Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

2. Создавать
модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать структуры и
модели (создавать схемы-опоры).

3.
Соотносить информацию, представленную в разных формах (текст со 
схемой-опорой), воспроизводить информацию в удобной для себя форме.

VI.
Развитие учебно­языковых и речевых умений.

Упр.
(распределительное творческое списывание) – развивается умение определять
значения слов общего рода и группировать слова в соответствии с их общим
характеризующим значением, находить среди слов синонимы, антонимы,
однокоренные слова.

Выполняется
в парах.

– Обсудите и
сделайте вывод: где используются приведённые в упражнении слова, какая группа
самая большая и почему? (Большая часть слов общего рода имеет отрицательную
оценку, обозначает непривлекательные черты характера. Эти слова чаще всего
используются в разговорном стиле речи, они ярко передают эмоции.)

Упр.
развивается умение употреблять в речи имена существительные общего рода,
выявлять их родовую специфику – принадлежность к мужскому или женскому роду в
зависимости от пола лица.

Выполняется
самостоятельно по образцу, проверка коллективная.

Дополнительно.

– Определите по
лексическому значению слово общего рода и запишите его:

а) Человек,
которому не сидится на месте. (
Непоседа.)

б)
Недоучившийся, мало знающий человек. (
Недоучка.)

в) Неуклюжий,
неловкий человек. (
Недотёпа.)

г) Неаккуратный
человек. (
Неряха, грязнуля.)

– Что объединяет
все записанные вами существительные? (Они отрицательно характеризуют
человека, пишутся с
не слитно.)

Познавательные
УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и
различия, группировать.

Коммуникативные
УУД

1. Свободно
излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать
и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3.
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

4.
Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

Личностные
результаты

Чувствовать
выразительные возможности языка, стилистические особенности языковых средств
для выражения чувств, эмоций.

VII.
Итог урока.

– Чему научились
на уроке?

– Найдите
«четвёртое лишнее» ключевое слово темы:

1) Имена
существительные.

2) Общий род.

3) Суффикс.

4) Употребление
в речи.

– С
какими трудностями столкнулись? С чем это связано?


Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?


Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).


По каким критериям будете оценивать себя?

Регулятивные УУД

1.
Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2.
Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ

VIII. 
Домашнее задание.

1. Составить
сводную таблицу «Род имён существительных».

2. Написать
небольшой рассказ с использованием слов общего рода.

  • Рассказ с прямой речью и словами автора
  • Рассказ с примерами добрых и злых поступков
  • Рассказ с приставками при пре
  • Рассказ рэя брэдбери и все таки наш брэдбери
  • Рассказ резиновая лодка читать