Рассказ с синонимами и антонимами короткий

Тема: где путь прямой, там не езди по кривой.предметный планируемый результат строится на основе предметного результата из рпуп, проводится конкретизация

Тема: Где путь прямой, там не езди по кривой.

Предметный планируемый результат (строится на основе предметного результата из РПУП, проводится конкретизация на содержание данного урока):

— умение понимать смысл текста, выделять главное и второстепенное.

— умение распознавать слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (правда – ложь)

Установление связи: совершенствовать умение анализировать тексты, понимать и преобразовывать одну информацию в другую.

слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (правда – ложь),

пословицы и поговорки, возникновение которых связано с качествами и чувствами людей,

Какое знание будут «открывать» учащиеся: лексическое значение слов по теме урока (из истории языка и культуры), расширение кругозора школьников.

Какой способ действия будут осваивать учащиеся: смысловая работа с текстами, анализ и обобщение полученной информации по теме урока.

Как новые знания и способ действия связаны с ранее изученными: совершенствование знаний на основе текста и пословиц о правде и лжи.

Какие типовые задания научатся решать учащиеся: искать ответы на вопросы в тексте, подбирать однокоренные слова, антонимы и синонимы, объяснять смысл пословиц.

Деятельностная цель ОНЗ: учить применять полученные знания по теме урока на практике в повседневной жизни.

Содержательная цель ОНЗ: расширить знания школьников по теме «Правда и ложь».

Этап урока/задача

Содержание (задания)

(полный текст заданий соответствующий цели этапа и планируемому результату урока)

Деятельность учителя (как помощника, организатора)

(вопросы, действия)

Деятельность учащихся

(личностные, метапредметные и предметные действия)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Приветствие учителя. Сообщение темы урока. А для того, чтобы узнать, о чем будем говорить на уроке, предлагаю послушать текст .

Проверка готовности к уроку

Проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Текст.

В рассказе Николая Николаевича Носова «Фантазеры» Мишутка и Стасик придумывали разные небылицы – у кого лучше получится. Мишутка говорил, что раньше он «был большой-большой», а потом стал маленьким, что у него голова новая выросла…Стасик сочинял, что он раньше умел летать, что летал на Луну…

«Тут пришел соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит:

— Вот врут-то! И вам не стыдно?

— А чего стыдно? Мы же никого не обманываем, — сказал Стасик. – Просто выдумываем, будто сказки рассказываем.

— Сказки! – презрительно фыркнул Игорь. – Нашли занятие!»

Какие слова синонимы часто употреблялись в тексте?

Давайте запишем эти слова в столбик, а рядом – однокоренные слова, которые называют человека.

придумывали, сочинял, врут, обманываем, сказки рассказываем, выдумываем

придумывать небылицы- придумщик

сочинять – сочинитель

обманывать — обманщик

выдумывать — выдумщик

рассказывать сказки — рассказчик

врать – врун

3.Выявление места и причины затруднений.

Рассказ учителя «Из истории языка и культуры»

Слово «врать» не всегда значило «лгать». Еще 200 лет назад, во времена А. С. Пушкина, можно было услышать: «Полно врать пустяки», то есть «говорить глупости», «попусту болтать». Первоначальное значение глагола «врать» – «говорить».

слушают и запоминают информацию.

4.Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).

работа с синонимами и антонимами

Подберите синонимы и антонимы к слову «правда». Каких слов получилось больше: синонимов или антонимов? Как ты думаешь, почему?

выполняют задание

5.Реализация построенного проекта

работа в паре.

1.Сказка – (….) , да в ней намек, добрым молодцам урок.

2.Большая (….) начинается с маленького (….).

3. Жить в (…) как в тумане.

4.- Может быть, никаких друзей вовсе не бывает на свете, — сказал грустно Отшельник, — и лучше их и не искать?

— (…)! – сказала роза. – Друзья на свете бывают, я уверена, а не нашел ты их только потому, что не знал, где их искать.

Слова для справок: обман, ложь, неправда, вранье.

Запиши предложения, вставляя пропущенные слова. Найди среди предложений пословицы.

выполняют задание

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Текст.

Вот раз идет по земле Правда, чище красного солнца: люди ее сторонятся, шапки снимают, чествуют; а она каждому из своих ясных очей приветом в очи светит. Вот и идет божия Правда по земле, ни шатко ни валко, ни на сторону, прямо как стрела! Навстречу ей из косого переулка идет Кривда, ковыляя да пошатываясь; заслонила рукой глаза, прищурилась на Правду; а Правда — что солнышко, на нее Кривде во все глаза не глянуть!

— Ба, ба, ба! — говорит себе под нос Кривда. — Да это никак святая душа на костылях, что люди Правдой зовут. Уж куда как мне эта Правда надоела: как глянет в лицо, то словно горький дым глаза ест! Хоть бы как ни на есть извести ее, постылую!

Кривде за худым делом недалеко ходить; как раз надумала. Подковыляла она, щурясь, к Правде, низенько ей поклонилась и говорит сладким голоском:

— Что тебя, золотая Правда, давно не видать? Аль заспесивилась? А еще про твою милость народ молвит, что без тебя люди не живут, а маются. По-моему ж худому разуму, так дело-то наоборот (прости на правдивом слове): с тобой люди маются, а со мной душа в душу сживаются, и наше житье-бытье идет как по маслу.

Глянула Правда Кривде в подслепые очи да и говорит:

— Нет, Кривда, худо тому, кто с тобой дружится; с тобой весь свет пройдешь, да назад не вернешься! Ложь не живуча!

Как рассердится Кривда за правдивое слово да, ощетинясь, закричит, зашипит на все свои голоса:

— Вишь, что выдумала — я ль не живуча! А знаешь поговорку: «Соврешь — не помрешь»? Да я на людей сошлюсь, что со мной жить лучше, чем с тобой!

Правда покачала головой, сказала: «Нет!» — и пошла своим путем. Она в увертки да извороты не пускается, много слов не раздает; у нее либо «да», либо «нет».

Прочитайте начало сказки Владимира Ивановича Даля «Правда и Кривда».

1.Выпишите слова и выражения, относящиеся к Правде. Найдите в тексте пословицы и поговорки, которые произносит Правда.

2. Выпишите слова и выражения, относящиеся к Кривде. Найдите в тексте пословицы и поговорки, которые произносит Кривда.

читают текст

выполняют задания.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Составление текста.

Правда, как (…), светит, а Кривда заслоняет рукой глаза, (…) боится. Правда (….) идет, как (…), а Кривда (….) да (…)

Составьте общий текст, начните так: (показ слайда)

Правда, как (солнце), светит, а Кривда заслоняет рукой глаза, (взглянуть) боится. Правда (по земле) идет, как (стрела), а Кривда (ковыляя.) да (пошатываясь)

8.Включение в систему знаний повторение.

Когда человек скрывает правду, он изворачивается, юлит, кривит душой, лукавит, виляет, извивается ужом.

Что общего в значении всех выделенных слов и выражений?

Ответы учеников

9. Рефлексия УД на уроке

Беседа

Что нового вы сегодня узнали на уроке? Какие задания понравились больше всего? Какие показались трудными? Как вы считаете, на уроке сегодня получили вы какую-нибудь полезную информацию для себя?

Ответы учеников

               СИНОНИМЫ И АНТОНИМЫОБЕЗЬЯНКИ
Цель игры: научить детей образовывать глаголы антонимы с помощью приставок.

Воспитатель рассказывает историю, дети ему помогают, называя глаголы антонимы:
Сегодня мы поиграем в упрямых и послушных детей. Послушайте мой рассказ. У мамы обезьянки было две дочери. Старшую звали Послушница, младшую — Упрямица. Упрямица любила всё делать наоборот. Послушница соберёт игрушки, а Упрямица разбросает их. Если Послушница закроет дверь, то Упрямица… (интонацией незавершенности воспитатель стимулирует детей к ответу «откроет»). Как только Послушница что-то принесёт, тут же Упрямица это… (унесёт), пришьёт… (оторвёт), вычистит… (испачкает), замолчит… (заговорит), повесит… (снимет) и т.д.
___________________________________
СКАЖИ НАОБОРОТ
Цель: закрепление пар противоположностей.

Воспитатель кидает мяч ребёнку, называет слово, а ребёнок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением:
весёлый — грустный
быстрый — медленный
красивый — безобразный
пустой — полный
худой — толстый
умный — глупый
трудолюбивый — ленивый
тяжелый — легкий
трусливый — храбрый
твердый — мягкий
светлый — темный
длинный — короткий
высокий — низкий
острый — тупой
горячий — холодный
больной — здоровый
широкий — узкий
___________________________________
Я НАЧНУ, А ТЫ ЗАКОНЧИ
Цель: научить детей составлять предложения с использованием приставочных глаголов с противоположным значением; развивать умение быстро находить точное слово.

Воспитатель начинает предложение, используя приставочный глагол. Дети заканчивают предложение, употребляя однокоренной глагол с приставкой противоположного значения:
Мальчик сначала подошёл к дому, а потом… (отошёл). Утром ребята пришли в детский сад, а вечером… (ушли). Мальчик вошёл в комнату, вскоре он… (вышел). Ребята побежали по правой стороне, а потом… (перебежали) на левую. Дети играли в прятки. Они забежали за дом, спрятались, но вскоре они… (выбежали).
___________________________________
ВЕСЁЛЫЕ АВТОМОБИЛИ
Подвижная игра со словами.
Цель: активизация в речи глаголов движения.

Представим, что каждый из нас — это автомобиль. Наши стульчики — это гаражи. Воспитатель по очереди каждому «автомобилю» подаёт сигнал. По сигналу «автомобиль» покидает стульчик, называя глагол движения, например, выехал, уехал, поехал, отъехал, покатился, помчался. Ребёнок делает круг и возвращается в свой гараж, называя другой глагол, например, приехал, подъехал, заехал, прибыл, примчался и т.д.
___________________________________
РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХАХ И ЗАГАДКАХ
Цель: развивать умение находить антонимы в стихотворениях, подбирать синонимы.

1. Воспитатель предлагает детям отгадать загадки о природе и найти в них антонимы.

Круглое и яркое,
дарит всем тепло.
Встало утром рано,
По небу пошло.
Закатилось вечером
За леском.
Угадайте, дети,
Говорю о ком? (Солнце)

Вьётся, словно лента,
В дымке голубой,
Может быть спокойной,
Может бить волной.
Тёмной и глубокой,
Что не видно дна,
Мелкой и прозрачной
Может быть она.
А в жару купает
Нас в своей волне.
Что это такое,
Подскажите мне. (Река)

2. Далее предлагает отгадать следующую загадку:

Что это за птица
Чёрная, большая
Над землей повисла?
Солнце закрывая
Крупными слезами,
Эта птица плачет.
От неё подальше
Мама дочку прячет.
Как она примчится,
Всё вокруг темнеет,
Чтобы не промокнуть,
Убегу скорее. (Туча)

Попросите детей подобрать антонимы к словам:
чёрная….
большая….
темнеет….
скорее….

3. Задача детей — найти синонимы:

Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару.

Дуб дождя и ветра вовсе не боится
Кто сказал, что дубу страшно простудиться
Ведь до поздней осени дуб стоит зелёный
Значит дуб выносливый, значит закалённый.
___________________________________
СКАЖИ ПОХОЖЕ
Цель: научить детей подбирать синонимы с дополнительными смысловыми оттенками к глаголам и прилагательным.

1. Воспитатель передает платок ребёнку, называя глагол, ребёнок отдает платок обратно, называя синоним к глаголу.
Думать — ….(размышлять), открыть — ….. (отворить), отыскать — … (найти), зябнуть — … (мёрзнуть), поразить — … (удивить), шалить — … (баловаться), забавлять — …. (развлекать), прощать — …(извинять), звать — … (приглашать), реветь — … (плакать), мчаться — … (нестись), вертеться — … (крутиться), опасаться — … (бояться), бросать — …. (кидать).

2. Затем дети могут упражняться в подборе синонимов с дополнительными смысловыми оттенками к прилагательным.

Этот дом большой, а этот…. (огромный). Эта одежда старая, а это платье совсем …. (изношенное). Это платье чуть-чуть влажное, а это совсем ….. (мокрое). Мальчик молчаливый, а девочка ….. (неразговорчивая). Вчера день был теплый, а сегодня ….. (жаркий).
___________________________________
ПОДБЕРИ ПОДХОДЯЩЕЕ СЛОВО
Цель: научить подбирать антонимы к многозначным прилагательным и к словосочетаниям с многозначными глаголами и прилагательными; развивать умение понимать прямое и переносное значение слов.

Детям предлагаются многозначные прилагательные, которые в зависимости от контекста меняют свое значение. К ним надо подобрать антонимы.
Ручей мелкий, а речка ….. (глубокая). Ягоды смородины мелкие, а ягоды клубники ….. (крупные).
Кашу варят густую, а суп …. (жидкий). Лес иногда густой, но иногда … (редкий).
После дождя земля сырая, а в солнечную погоду …. (сухая). Покупаем картофель сырой, а едим …. (вареный).

В качестве речевого материала могут использоваться словосочетания:
Худое ведро, худое платье, худой человек.
Мальчик бежит, лошадь бежит, вода бежит, время бежит, ручьи бегут.
Растёт цветок, растёт ребенок, растёт дом.
Жаркий день, жаркая погода, жаркий спор.
___________________________________
СКАЖИ ПО-ДРУГОМУ
Цель: научить детей подбирать к словосочетанию слова, близкие по смыслу.

Воспитатель рассказывает стихотворение «Подснежники», автор Т. Белозёрова:

Плакала Снегурочка, 
Зиму провожая,
Шла за ней печальная, 
Всем в лесу чужая.
Там, где шла и плакала, 
Трогая берёзы,
Выросли подснежники — 
«Снегурочкины слезы».

Вот какие ласковые слова нашёл поэт, чтобы рассказать о подснежниках и весне. Вопросы детям: 
1. Какая была Снегурочка, провожая зиму? (Печальная)
2. К слову печальная подберите слова, похожие по смыслу (грустная, невесёлая)
3. Если Снегурочка печальная, то какое у неё настроение? (Плохое)
4. Послушайте, какие я назову предложения: «Дождь идёт. Снегурочка идёт». Какое слово повторялось? (Идёт.) Попробуйте заменить слово идёт. Дождь идёт… (льет). Снегурочка идёт… (шагает). Весна идёт — как можно сказать по-другому? (Наступает.) Автобус идёт… (едет).
Аналогично даются задания со следующими словосочетаниями:
чистый воздух (свежий), чистая вода (прозрачная), чистая посуда (вымытая), самолет сел (приземлился), солнце село (зашло), река бежит (течет, струится), мальчик бежит (мчится, несётся).
___________________________________
НАЙДИ ДРУГОЕ СЛОВО
Цель: развивать у детей умение подбирать наиболее точное обозначение к заданной ситуации; научить подбирать синонимы и антонимы к прилагательным.

1. Папа стал делать детям качели. Миша принёс ему верёвку. Папа сказал: «Нет, эта верёвка не годится, она оборвётся». Папа взял другую верёвку: «А вот эта ни за что не оборвется». Какую верёвку взял папа? Как можно про неё сказать?
2. Послушайте два предложения: Вова рос крепким мальчиком. Он почувствовал под ногами крепкий лёд.
Что значит слово крепкий? Как можно сказать эти предложения по-другому? Сами придумайте предложение со словом крепкий.
Аналогично рассматриваются предложения: Мальчик дрожит от холода. Зайчишка дрожит от страха.
___________________________________
ИГРА С МЯЧОМ

Воспитатель бросает каждому ребёнку мяч, называя слово. Дети бросают мяч обратно воспитателю, называя антоним. 
Длинный — короткий, глубокий — мелкий, мягкий — твердый, легкий — тяжелый, тонкий — толстый, густой — редкий (жидкий), сильный — слабый.
Говорить — молчать, смешить — довести до слёз, разрешить — запретить, падать — вставать, смеяться — плакать, зажечь — потушить, помогать — мешать.
___________________________________
НАЙДИ ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ СЛОВО
Цель: развивать у детей умение подбирать противоположные по смыслу слова.

1. Сахар сладкий, а лимон… (кислый). Луна видна ночью, а солнце… (днём). Огонь горячий, а лёд… (холодный). Тополь высокий, а шиповник … (низкий). Река широкая, а ручей… (узкий). Камень тяжёлый, а пух… (лёгкий). Редька горькая, а груша… (сладкая).
2. Если суп не горячий, то, значит, какой? (Холодный.) Если в комнате не светло, то в ней… (темно). Если сумка не тяжелая, то она… (лёгкая). Если нож не тупой, то он… (острый).
3. Упражняемся в нахождении антонимов на примере поговорок:
Ученье — свет, а неученье — тьма.
Меньше говори, а больше делай.
Труд кормит, а лень портит.
Готовь сани летом, а телегу зимой.
Большая работа лучше большого безделья
Лето собирает, а зима подъедает.
Чужбина — калина, родина — малина.

Немного теории

Как появились омонимы

Игровые задания

1. Моему второкласснику помогла лингвистическая сказка о Лингвинии Дмитрия Субботина

В славном городе Омонимске проживали жители-близнецы омонимы. Были они похожи друг на друга как две капли воды. Даже песню об этом сочинили и любили распевать ее перед туристами:

Одинаково нас пишут,

Одинаково нас слышат,

Но важна не только

внешность,

Потому не торопись,

Ты до смысла доберись.

Схожим лицам вопреки

Мы по смыслу далеки.

Были омонимы бестолковыми и всегда все путали. Один из них говорит другому: «Помоги мне, пожалуйста. Я потерял свой ключ. Теперь не могу попасть домой». А тот ему в ответ: «Не может быть. Я только что его видел и пил из него воду». Так омонимы постоянно путали друг друга.

Жители лексического города Синонимска были гостеприимным и дружелюбным народом. На улицах этого города было всегда многолюдно. Здесь гуляли толпы родственников. Они ходили небольшими группами и зазывали к себе в компанию новых друзей, близких по лексическому значению.

Самой многочисленной синонимической семьей была семья дедушки СКАЗАТЬ. Она включала в себя 11 глаголов: сказать, произнести, проговорить, промолвить, изречь, заметить, буркнуть, ляпнуть, обронить, отмочить, выдать. Все родственники дедушки СКАЗАТЬ одинаково думали и были похожи друг на друга, отличались лишь характером производимых действий. Так, глагол ПРОМОЛВИТЬ обычно указывал на краткость, односложность того, что произносится вслух, а его племянник ИЗРЕЧЬ шутливо употреблялся по отношению к многословной речи, но пустой по содержанию.

Население города Антонимска было суровым и недружелюбным. Антонимы хороших людей называли плохими, тонких — толстыми, зрячих — слепыми. Жители этого города постоянно спорили друг с другом. Антоним черный спорил с белым, высокий — с низким, далеко — с близко. Однако вечно спорящие и ворчащие друг на друга антонимы в душе очень любили свои вторые половинки.

Однажды Главный Библиотекарь мира слов решил пригласить всех жителей названных городов в один большой лингвистический дом-словарь для того, чтобы те лучше могли узнать друг друга и перестали ссориться. Антонимы, синонимы, омонимы подружились.

Тогда и наступило время мирного сосуществования разных слов, противоречивых и не похожих друг на друга. Местом их дружеских встреч стал дом-словарь.

А теперь, всезнающий читатель, скажи, как называется такой словарь и для чего он предназначен?

Интересна, но несколько сложнее лингвистическая сказка Светланы Пожидаевой

2. Словарный запас и быстроту реакции развивают игры, в которых надо придумывать рифмы, синонимы (слова с тем же значением, что и данное) или антонимы (слова с противоположным значением). Например, ведущий называет какие-нибудь слова (скажем, «темнота», «зной», «горе»), а играющие должны к каждому из них подобрать синоним и антоним:

ТЕМНОТА — МРАК, СВЕТ;

ЗНОЙ — ЖАРА, ХОЛОД;

ГОРЕ — СКОРБЬ, РАДОСТЬ.

Кто быстрее справится с задачей, тот и выигрывает.

Можно искать не только синонимы и антонимы, но и омонимы (слова, которые одинаково пишутся, но имеют разное значение).

Хорошо известен омоним КОСА (волосы; орудие для косьбы; отмель).

Существуют омонимы с четырьмя значениями (например, слова БОКС, ЛАВА, НАТАСКИВАНИЕ).

3. Загадки ( подсказка: каждая из них связана со словами-близнецами)

1. Какими ключами нельзя отвернуть гайку?

2. Какую соль не кладут в суп?

3. Какой лук не едят?

4. Из какого крана не льется вода?

5. На каком листе и строчки не напишешь?

Загадки про омонимы

Он- ботанический, фруктовый,

Зоологический, вишнёвый.

И даже детским он бывает.

Кто это слово отгадает?(Сад)

Загадки про синонимы

В языке родном богатом

Много сходных слов, ребята.

Как врача назвать иначе?

Я желаю вам удачи!

(Доктор, лекарь, эскулап)

4. Игры в рифмы с загадочными синонимами

и в рифмы- омонимы

5. Стихотворение А. Шибаева «Норка»

Норка

Вылезла из норки,

В норку норкину

Вошла,

Норку в норке

Не нашла.

Если в норке

Нету норки,

Может, норка-

Возле норки?

Нет нигде,

Пропал и след.

Норка — здесь,

А норки — нет!

6. Пословицы с синонимами

1. Спеши — не спеши, а поторапливайся.

2. Приятелей много, а друга нет.

3. Переливает из пустого в порожнее.

4. Попал из огня да в полымя.

7. Игра «Пе­ре­вер­ты­ши».

В из­вест­ных по­сло­ви­цах слова по­ме­ня­ли на ан­то­ни­мы или на не схо­жие по смыс­лу слова. По­про­буй­те вос­ста­но­вить эти по­сло­ви­цы. Мо­же­те сами при­ду­мать такие «пе­ре­вер­ты­ши».

Сча­стье пе­ре­ме­ща­ет­ся ку­ча­ми.

Уйти от новой сти­раль­ной ма­ши­ны.

Лы­си­на — муж­ское без­об­ра­зие.

От сме­ло­сти за­ты­лок мал.

Чужие бо­тин­ки даль­ше от ног.

На ми­ли­ци­о­не­ре ва­лен­ки мок­нут.

Ниже пяток не опу­стишь­ся.

Уго­во­ри ум­но­го к черту по­слать, так и нога за­жи­вет.

Ложь уши лас­ка­ет.

8. Для того чтобы сделать речь точнее, ярче, образнее, мы прибегаем к помощи синонимов. Поэтому очень часто в тексте синонимы употребляются рядом: либо в одном предложении как однородные члены, либо в соседних предложениях для их связи.

Хрестоматийный пример- рассказ Сухомлинского «Семь дочерей». Ваша задача — сделать текст более выразительным, заменив, по возможности, слово «сказала» подходящим синонимом.

Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери.

— Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лучику, — сказала первая дочь.

— Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, — сказала вторая.

— Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, — сказала третья.

— Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка, — сказала четвертая.

— Ты снилась мне, как розе капля росы, — сказала пятая.

— Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья,- сказала шестая.

А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу — помыть ноги.

9. Выступите в роли переводчиков. Вам необходимо заменить все слова в предложении синонимами.

1. Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.

2. Доктор прописал пациенту инъекции.

3. Шофер вновь стал внимательно всматриваться во мрак.

10. А теперь поиграем в сыщиков. Попробуйте найти слово по его приметам.

Это глагол, его синоним — торопятся.

Золотистые копны соломы

На токах на колхозных лежат.

И ребята дорогой знакомой

На занятия в школу спешат.

М. Исаковский

11. Подобрать к данным словам антонимы, чтобы по вертикали из начальных букв получилось слово.

1- вариант

короткий — длинный

крохотный — огромный

черный — белый

густой — редкий

тупой — острый

светлый — темный

неряшливый — аккуратный

2 — вариант

старость — молодость

вечер — утро

ночь — день

закат — рассвет

весна — осень

трусость — смелость

шум — тишина

+ ь

12. Задания из статьи «Путешествие в страну «Лексика»

и из книги Ушакова Н. Н. «Внекласные занятия по русскому языку в начальной школе»- богатый занимательный материал по теме.

А это уже должно быть сделано до школы:

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Библиографическая запись:
Синонимия. Антонимия. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//yazykoznanie/sinonimiia-antonimiia/ (дата обращения: 5.01.2022)

Синонимия

Синонимия, или семантическое отношение лексических единиц, полностью или частично совпадающих по своему значению, в отличие от многозначности и омонимии представляет наибольший интерес как категория ономасиологическая. Синонимы — это языковые средства выражения одного и того же содержания или близких смыслов, уточнения отдельных сторон обозначаемого и его оценки. 

Как уже .отмечалось, возникновение и лингвистическая природа синонимии объясняется асимметрией знака и значения, стремлением выражать известное содержание не только своим основным знаком (первичной формой), но и другими языковыми средствами. 

Известно несколько подходов к определению и изучению синонимии. Они соответствуют разным видам (или аспектам) значения слова. В собственно семантическом (сигнификативном) аспекте синонимы определяются как слова (ЛСВ) одной и той же части речи с полностью или частично совпадающими значениями. В структурном аспекте они рассматриваются операционально как слова, которые могут взаимно замещать друг друга, не изменяя смысла предложения.

Наконец, в эмотивном (в семиотике — прагматическом) плане синонимы выступают как выражение эмоционально-экспрессивной оценки обозначаемого. Такие дефиниции не исключают, а взаимно дополняют друг друга до полного определения синонимов. 

Семантической сущностью синонимии и мерилом ее проявления в каждом конкретном случае является эквивалентность содержания лексических еди’ ниц. Эквивалентным может быть все содержание слов (языкознание — лингвистика), содержание отдельных их значений [луна — ‘спутник Земли’ — месяц — ‘луна’ (‘диск луны или его часть’): светит луна — светит месяц; ср. луна2 — ‘спутник любой планеты’: десять лун Сатурна и месяц — ‘единица исчисления времени, равная одной двенадцатой части года’: вернуться через месяц] или совпадающих частей значений (ЛСВ) слов [ключ — ‘источник, в котором вода выходит с напором, с силой’— родник — ‘источник, в котором вода просачивается на поверхность земли’; пачка — ‘несколько однородных предметов (обычно книг, бумаг), сложенных или связанных вместе’ — кипа — ‘обычно большое количество книг, бумаг, собранных вместе, но не обязательно уложенных или связанных’]. 

Синонимия, таким образом,— эквивалентность всего или части содержания лексических единиц, а сами синонимы семантически тождественны в пределах всех или части своих значений (ЛСВ) или совпадающих частей значений (ЛСВ) и в соответствии с этим взаимозаменимы в тексте в тех нейтрализуемых, слабых позициях, которые соответствуют их общему содержанию, т. е. пересечению объемов их значений. Слова ключ и родник в равной мере могут быть употреблены, если просто называется какой-то источник, если же, например, надо акцентировать, что вода бьет в нем ключом, идет с напором, употребляется только первое из этих двух слов, так как общего, «пересекающегося» содержания (‘источник’) недостаточно для подчеркивания специфики обозначаемого предмета. 

Эквивалентные («пересекающиеся») содержания синонимов находятся в отношении взаимной замены, двусторонней импликации ’: Тренер заменяет вратаря 
Тренер заменяет голкипера; Это был высокий юноша -++Это был рослый юноша (эквивалентное содержание последней пары синонимов— ‘высокого роста’). Легко заметить, что эквивалентность как семантическое отношение — понятие абсолютное, синонимы же как средство ее выражения — относительное. 

Необходимо подчеркнуть одну немаловажную мысль: синонимами нельзя считать любые частично сходные по смыслу лексические единицы. Синонимы — «это слова, несовпадающими семантическими признаками которых являются только такие признаки, которые могут устойчиво нейтрализоваться в определенных позициях» Следовательно, чем более устойчива нейтрализация семантически сходных слов, тем выше степень их синонимичности, тем в большей степени они синонимы. 

Сказанное дает основание определить синонимию как полную или частичную эквивалентность значений, выраженных разными лексемами: 
X^Y, 
где знак ^является условным и «усередненным» обозначением полной (=) и частичной семантической эквивалентности («) языковых единиц. Символы X и Y подчеркивают, что синонимы (в отличие, скажем, от многозначности: Х| и Х2) — разные по форме слова. 

Принимая во внимание функции синонимов, о которых будет сказано ниже, синонимию как лексическую категорию можно определить следующим образом: это семантическое отношение тождественных или близких по содержанию значений, выражаемых формально различными словами (ЛСВ), которые реализуют в тексте семантические функции замещения и уточнения, а также оценочно-стилистические функции. 

Классификация синонимов

В синонимические отношения вступают обычно несколько слов. Они образуют синонимический ряд (или синонимическую парадигму), где и идентифицируются относительно доминанты — определяющего слова ряда. Это слово семантически наиболее простое по семному составу, за редким исключением стилистически нейтральное, синтагматически наиболее свободное и употребительное. Являясь своеобразной «точкой отсчета» в синонимическом ряду, доминанта в большинстве случаев приближается к выражению эквивалентного содержания, общего всем членам парадигмы. Именно на фоне доминанты синонимы воспринимаются как семантически более сложные и стилистически маркированные. Доминанта возглавляет синонимический ряд и дается в словарях в его начале: Танцевать, плясать, отплясывать (разг.), откалывать (разг.). 

Танцевать — исполнять какой-либо танец, принимать участие в танцах; плясать — исполнять преимущественно народный танец, какую-либо пляску, слово часто употребляется для того, чтобы подчеркнуть живой, несдерживаемый, шумный и т. п. характер танца (танцев); слова отплясывать и откалывать имеют усилительный характер, подчеркивая особую живость, лихость, непосредственность пляски. 

Типы синонимов выделяются по двум основаниям. В зависимости от количества позиций, в которых синонимы могут замещать друг друга (т. е. во всех или в части), и соответственно степени совпадения их значений выделяются полная (абсолютная) синонимия и частичная синонимия, в зависимости от их функций — семантическая (идеографическая) и стилистическая синонимия. Полная синонимия характеризуется эквивалентной дистрибуцией и нулевой оппозицией, частичная — контрастирующей дистрибуцией и эквиполентной (равнозначной) оппозицией единиц. 

Такое разграничение типов синонимии и кладется в основу классификации синонимов. 

Полные (абсолютные) синонимы совпадают по своим значениям и характерной сочетаемости: языкознание — лингвистика, орфография — правописание, вратарь — голкипер, забастовка — стачка, кавалерия — конница. Их количество в языке сравнительно невелико. Частичные синонимы не совпадают полностью по своим значениям и употреблению; причем степень несовпадения может быть весьма различной: бросать — кидать, рассказывать — повествовать, линия — черта, луна — месяц, трудный — тяжелый. Количественно такие синонимы преобладают в языке. 

Семантические, или идеографические, синонимы, выражая существенно общее, вместе с.тем отличаются определенными элементами своих значений, нередко отчетливо осознаваемыми внутренними формами, оттеняя, например, различные стороны обозначаемого (кроткий — незлобивый — покорный — смирный, узкий — тесный — тонкий, веселый — радостный, смотреть — глядеть) или разную степень проявления признака, свойства, действия (размолвка — ссора, страх — ужас, талантливый — гениальный, ломать — крушить — сокрушать). Стилистические синонимы выражают ту или иную эмоционально-экспрессивную оценку обозначаемого: лицо — лик (высок.) — рожа (прост.); выгнать — изгнать (книжн.)—вытурить (прост.); родина — отчизна (высок.); убежать — удрать (разг.). Семантико-стилистические синонимы отличаются друг от друга как по своему значению, так и по эмоционально-экспрессивной окраске: течь — хлестать (разг.) — ‘течь, литься сильно, с шумом’ (Вода хлещет из крана); ссора — перепалка, перебранка (разг.) — ‘крикливая ссора обычно из-за пустяков’; редкий — жидкий (разг.) — ‘очень редкий’ (жидкий лес, жидкая борода). 

По своей структуре синонимы делятся на разнокоренные (они преобладают в лексике: молодость — юность, смелый — храбрый, здесь — тут, есть — кушать, шелестеть — шуршать, радоваться — ликовать) и однокоренные (выругать —отругать, открыть — раскрыть, заглавие — заголовок, качать—раскачивать). Значительное количество синонимических пар (рядов) содержит в своем составе заимствованные слова (недостаток — дефект, летчик — пилот, нападающий — форвард, безветрие —штиль), в том числе из старославянского (короткий — краткий, выбрать — избрать, город — град). 

В заключение необходимо подчеркнуть, что практически «рабочей» единицей при изучении и описании лексической синонимии в словарях оказывается ЛСВ, так как многозначное слово обычно входит разными своими значениями в несколько синонимических рядов: свободный — независимый (свободный, независимый народ), свободный — вольный, привольный (свободная, вольная, привольная жизнь), свободный — беспрепятственный (свободный, беспрепятственный въезд), свободный — незанятый (Сейчас он свободный, незанятый человек), свободный — пустой (свободная, пустая квартира), свободный — просторный, широкий (свободное, просторное, широкое платье). 

Антонимия

Важную роль в лексической системе языка играют антонимы — слова, выражающие противоположность: сильный — слабый, истинный — ложный, входить — выходить, добро — зло. Антонимия является выражением в языке противоположности. 

Различия в предметах и явлениях действительности, существенные с точки зрения человеческой практики, при их оценке отражаются в языке как противоположные. «Мыслящий разум (ум) заостривает притупившееся различие различного, простое разнообразие представлений, до существенного различия, до противоположности» ‘. Онтологически противоположность представляет собой существенное различие, которое может быть выражено в языке как средствами определенных номенклатур (например, единицами измерения длины, высоты, времени, возраста, температуры, скорости, цены и т. п.), так и особыми словами — антонимами; ср.: У больного температура 35,6° (36,6°, 39,8°) и У больного низкая (нормальная, высокая) температура. Оценочная квалификация температурного различия дала возможность осмыслить его как противоположность: низкая — высокая (температура). Осознание противоположности в языке всегда опирается на определенную точку отсчета (норму), в данном случае — это понятие нормальной температуры человеческого тела (36° — 37°); ср. еще: высокий — средний — низкий (рост); рано — вовремя — поздно (прийти). 

Антонимия — это выражение противоположности внутри одной и той же сущности, противоположное определение ее. Дифференцируя ту или иную сущность, антонимы как знаки «раздвоенного» на противоположности единства одновременно и определяют предел проявления какого-нибудь качества, свойства, действия, и указывают на неразрывную связь противоположностей: горячий и холодный — границы качественной оценки температуры, взаимоотрицающие полярности и вместе с тем сопряженные взаимопроникающие компоненты целого. 

Логическую основу антонимии образуют несовместимые противоположные видовые понятия, входящие в объем соответствующего родового понятия: «легкий» — «тяжелый» (вес), «теплеть» — «холодать» (изменение температуры), «истина» — «ложь» (соответствие действительности). Применительно к антонимии следует говорить о двух видах противоположности. Контрарная противоположность выражается такими видовыми понятиями «X» и «Y», между которыми возможно промежуточное, среднее понятие «Z» и которые не только отрицают друг друга, но и характеризуются своим положительным содержанием:              «холодный»— («прохладный», «теплый») — «горячий». Комплементарная противоположность представлена такими видовыми понятиями «X» и «Y», которые взаимно дополняют друг друга до родового понятия, так что между ними невозможно никакое другое, промежуточное понятие: «истинный» — «ложный». Как и контрарные, эти понятия являются крайними, предельными на оси противоположности. В этом случае родовое понятие исчерпывается двумя противоположными видовыми, каждое из которых характеризуется своим положительным содержанием; отрицание одного из них дает строго определенное значение другого: «неистинный» значит «ложный». 

Необходимо иметь в виду, что логической основы антонимии не образуют противоречащие понятия, т. е. отношения типа «А» — «не-А»: «молодой» — «немолодой», «холодный» — «нехолодный». Они качественно отличаются от комплементарных отношений тем, что второе понятие («не-А») здесь весьма неопределенно, а потому не может быть крайним, предельным на оси противоположности (например, «немолодой» — это и «средних лет», и «пожилой», и «старый»). Истинными противоположностями являются предельные видовые понятия «молодой» — «старый», «холодный» — «горячий».

При изучении антонимии важно учитывать не только «глубинные» логические, но и собственно лингвистические, категориальные свойства противопоставляемых единиц. Логическая модель противоположности, рассмотренная выше, реализуется в языке как антонимия не у всех слов, а только у тех, которые обозначают качество, противопоставленную направленность действий, состояний, признаков, свойств, а также у ограниченного круга слов со значением пространственных и временных координат. Именно поэтому слова с качественной и «направленной» семантикой типа легкий — тяжелый (о предмете, вопросе), совершенный — несовершенный (о красоте, произведении искусства), садиться — вставать (на стул, со стула) являются антонимами, а сходные с ними или даже формально совпадающие легковой — грузовой (о транспорте), совершенный — несовершенный (вид в грамматике), сидеть — стоять истинной антонимии не выражают. 
У всех единиц, относящихся к той или иной лексической категории, есть определенный общий признак, например, у синонимов — эквивалентность. Такой инвариантный признак есть и у антонимов. Это — предельное отрицание, вскрываемое в толковании одного из них и свидетельствующее об их крайнем расположении на оси противоположности: умный — глупый (‘предельно неумный’), истинный — ложный (‘неистинный’, предельно отрицающий истину), входить — выходить (входить — ‘идя, начинать находиться в каком-нибудь помещении, где-нибудь’, выходить — ‘идя, переставать находиться в каком-нибудь помещении, где-нибудь’), но начинать — переставать можно истолковать как ‘начинать — начинать не’, например, начинать петь—переставать петь (‘начинать не петь’), и тогда различие глаголов сведется к глубинному отрицанию, которое также предельно, так как они обозначают диаметрально противоположно направленные действия. 
Обнаруживая высокую степень сходства смысловых структур и толкований, антонимы различаются по одному существенному признаку (основанию) противопоставлением противоположных сем: горячий (‘температура выше нормы’) — холодный (‘температура ниже нормы’), лето (‘самое теплое время года’) —зима (‘самое холодное время года’). 

Таким образом, сущность антонимии состоит в выражении взаимного предельного отрицания семантически однородных лексических единиц X и Y со значением качества и/или направленности: 

XУ[ = (ПХ)тах], 

где второе слово — максимальное (max) отрицание первого. В силу природы своих значений антонимы используются в языке прежде всего и главным образом для выражения противоположности. 

Антонимия как лексическая категория — это семантическое отношение противоположных значений, выражаемых формально различными словами, которые реализуют в тексте функцию противопоставления и другие связанные с нею функции. 

Как и синонимам, антонимам свойственны эквиполентная оппозиция и контрастирующая дистрибуция (см. /, 6). Они также обладают как общей, совпадаю-, щей, так и индивидуальной сочетаемостью: летний день — летняя ночь, теплый день — теплая ночь, но: солнечный, погожий день и лунная, глубокая ночь. Однако в силу того, что антонимы соответствуют несовместимым понятиям («холодный» — «горячий», «истинный» — «ложный»), их значения в отличие от синонимов направлены не на уточнение обозначаемых предметов, действий, признаков, а на их противопоставление или сопоставление. Ономасиологический аспект рассмотрения лексических единиц является и здесь преобладающим. 

Классификация антонимов 

Антонимы классифицируют исходя из их формальных и семантических свойств. 

С точки зрения структурной классификации антонимы делятся на разнокоренные (высокий — низкий, веселый — грустный, левый — правый, громко — тихо, подъем — упадок, всё — ничто, в — из) и однокоренные, которые различаются противоположными по значению приставками (прилетать — улетать, влезать — слезать, связывать — развязывать, ввоз — вывоз) или  образуют противоположность в результате прибавления к слову приставки, придающей ему противоположный смысл (культурный — некультурный, вкусный — невкусный, научный — антинаучный, сильный — бессильный). 

Особый непродуктивный тип представляет собой энантиосемия, или внутрисловная антонимия,— противоположность значений одного и того же слова: оговоритьсяі (намеренно) — ‘сделать оговорку’ —оговориться2 (нечаянно) — ‘ошибиться’; одолжить (кому-нибудь денег) — одолжить (у кого-нибудь денег). Значительно более распространена речевая энантиосемия: Ох, и умен! (= ‘глуп’); Ну и чистый! (о грязном костюме, внешнем виде человека). Как видно, противоположность подчеркивается здесь различной лексической сочетаемостью, конструктивной обусловленностью, разным интонационным оформлением противоположных ЛСВ слова. 

Семантическая классификация антонимов основывается на выражаемом ими типе противоположности. В зависимости от этого они подразделяются на классы антонимов.

  1. Первый класс. Антонимы, выражающие качественную противоположность, реализуют в языке контрарную противоположность и обнаруживают градуальную (ступенчатую) оппозицию, которая характеризует постепенное изменение качества, свойства, признака и т. п.:

холодный прохладный (нормальной температуры) теплый горячий 
і              і              і              і              і 
-2              -1              0              +1              +2 
Ср.: красивый — (симпатичный — [обычный на вид] — невзрачный) — безобразный; легкий — (нетрудный — [средней трудности] —нелегкий)—трудный и т. п. Истинными антонимами являются симметричные крайние члены парадигмы ‘. 

Качественные прилагательные с приставками -не и -без образуют антонимы с соответствующими бесприставочными словами только в том случае, если они представляют собой предельные члены парадигмы: грамотный — неграмотный, безграмотный; убедительный — неубедительный; сильный — бессильный (ср. промежуточные члены таких оппозиций: малограмотный, не совсем убедительный, слабосильный). Противопоставления же типа молодой — немолодой, высокий — невысокий антонимии не образуют, так как они выражают противоречащие понятия. 

К первому классу антонимов примыкает небольшая группа обозначений временных и пространственных координат, не являющихся качественными словами, но обладающих своеобразными ступенчатыми парадигмами:              позавчера              — вчера — сегодня — завтра — пос 
лезавтра, передний — средний — задний (о вагоне).

  1. Второй класс. Антонимы, выражающие дополнительность (комплементарность), составляют сравнительно небольшое количество пар слов, парадигмы которых представлены всего двумя членами (если, конечно, не считать их синонимов):

истинный ложный 1              I 
Для антонимов этого класса имеет силу утверждение: ПА-vY и “IY X 
(неистинный -gt; ложный, неложный -gt; истинный). 

Примерами комплементарных антонимов, взаимно дополняющих друг друга до целого, могут служить пары: влажный — сухой, война — мир, добровольный — принудительный, жизнь — смерть, можно — нельзя, конечный — бесконечный, соблюдать — нарушать. 

Слова, выражающие строгую комплементарность, характеризуются классифицирующим, отграничительным (дизъюнктивным) характером своих значений: болен — здоров, правда — неправда, верный — неверный. В выражениях типа Он не совсем здоров; Это было полуправдой мы имеем дело с обиходным и «смягченным» (эвфемистическим) употреблением слов, истинный смысл которых — ‘болен’, ‘неправда, ложь’.

  1. Третий класс. Антонимы, выражающие противоположную направленность действий, свойств и признаков, образуют векторную, направленную противоположность, широко представленную в языке и остававшуюся долгое время за пределами лингвистического исследования. Это антонимия типа входить — выходить, подниматься — опускаться, одеваться — раздеваться, ускорять — замедлять; восход — заход, сборка — разборка, увеличение — уменьшение; сторонник — противник, революция — контрреволюция, законный — противозаконный, вперед — назад, в — из, к — от и т. п.

Функции антонимов 

Антонимам свойственно преимущественно контактное употребление в определенных контекстах, в которых раскрываются их важнейшие функции, например:

  • противопоставление: Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз; голова Ивана Никифоровича на редьку хвостом вверх (Г.); Ты богат, я очень  беден… (П.); 
  • взаимоисключение: У него было о людях одно-единственное мнение — хорошее или плохое, он им или верил, или нет (Сим.); 
  • чередование, последовательность фактов, из которых один не может быть одновременно с другим, но возможен после другого: Он то тушил свечу, то опять зажигал ее (Ч.) ; 
  • превращение одной противоположности в другую, противоречие как совмещение противоположных начал в чем-либо: Все вдруг стало сложным — самое простое (А. Т.); 

Конец! Как звучно это слово. 
Как много — мало мыслей в нем… 
(М. Ю. Лермонтов) 

охват всего класса предметов, всего явления, действия, отношения, свойства, качества с помощью указания на их противоположности: — Вы не поверите, они измучили меня со всех сторон, все, все, и враги …и друзья (Д.); ср.: от мала до велика, с утра до вечера. 

calendar07.02.2016, 15043 просмотра.

Работа над синонимами и антонимами на уроках русского языка в начальной школе

Русский язык в школе – это основа школьного обучения, инструмент познания и развития. Он обладает широкими возможностями творческого обогащения.

Среди разнообразных упражнений , которые использует учитель с целью повышения речевой культуры обучающихся, важное место занимают задания лексического характера.

Лексикологией называется раздел науки о языке, в котором изучается словарный состав. Ни одно слово в языке не существует отдельно, изолированно от языка. Лексика русского языка представляет систему взаимосвязанных и взаимообусловленных языковых единиц. Слова объединяются в различные группы на основании тех или иных признаков.

Стандарт начального общего школьного образования по русскому языку предусматривает в разделе «Лексика» изучение однозначности и многозначности слова, синонимии и антонимии слов, прямого и переносного значения и употребления слов, а также умение школьников пользоваться различными словарями русского языка. В процессе такой работы перед ребёнком раскрываются словарные богатства родного языка, его выразительные средства, смысловые оттенки. Вместе с этим ученики учатся употреблять новые слова, составлять с ними словосочетания и включать их в контекстную речь.

В настоящее время существует острая необходимость уделять работе над словом особое внимание т.к. словарь младших школьников, как правило, довольно беден. В большинстве случаев он не выходит за рамки обиходно-бытового словаря. Зачастую дети не имеют понятия о многозначности слова или его переносном значении.

Предлагаю тренировочные задания, рассчитанные на пополнение словарно запаса обучающихся, а также материал для развития образной речи школьников. Данный материал встречается на олимпиадах по русскому языку. Также его можно использовать во внеклассной работе.

1)Работа с синонимами

Знание синонимов позволяет учащимся более точно выражать свои мысли, приближая речь к образцам художественной выразительности. Чем больше слов-синонимов знает человек, тем точнее он выражает свою мысль.

  1. Замените данные словосочетания одним словом – синонимом.

Внутренняя сторона кисти руки — … (ладонь)

Изображение человека на картине или фотографии — … (портрет)

Название места, где кто-либо живёт — … (адрес)

Тот, кто водит машину — … (водитель)

Место на реке, где её можно перейти — … (брод)

Асфальтированная дорога — … (асфальт)

  1. Сравните по смыслу глаголы в каждой паре, распределите их на группы. Назовите основания для группировки.

Глядит – смотрит, молчит – говорит, дремлет – спит, начинает – заканчивает, сверкает – блестит, спасает – выручает, открывает – закрывает, завязывает – развязывает, зовёт – окликает, думает – соображает, теряет – находит.

  1. Редактор газеты отчего-то очень не любит слово «пытаться». Подскажите репортёру, каким из пяти слов он может заменить в своей заметке это слово, чтобы смысл сказанного не изменился.

Пробовать, изощряться, надеяться, усердствовать, надрываться.

(Пробовать)

  1. Найди «лишнее» слово в каждой группе

а) огонь, осень, пламя;

б) алфавит, чистописание, азбука;

в) шалун, конница, кавалерия;

г) бросать, кидать, прыгать;

д) буран, метель, дождь

  1. Подберите синонимы к словам «темнота» и «отметка».

Потемки, тетрадь, оценка, сумерки, балл, корабль, портфель.

(Темнота – потёмки, сумерки.

Отметка – оценка, балл)

  1. Расположите синонимы по возрастающей или убывающей степени признака

Микроскопический, большой, огромный, гигантский, маленький, крохотный.

(Гигантский, огромный, большой, крохотный, микроскопический)

  1. Подберите синонимы к данному слову.

Весёлый — …(забавный, потешный)

Буран — …(пурга, буря, вьюга)

большое несчастье — …(горе)

сильный дождь — …. (ливень)

  1. Замените имена прилагательные синонимами.

правильный ответ — …(безошибочный)

бесстрашный летчик — …(отважный)

занимательный рассказ — … (интересный)

  1. Запишите прилагательные с теми существительными, с которыми их можно употребить:

Коричневый, карий (платье, глаза, костюм).

Густой, дремучий (лес, туман).

Горячий, знойный (лето, вода, привет).

(коричневое платье, коричневый костюм;

дремучий лес, густой туман;

горячая вода, горячий привет, знойное лето)

  1. Замените повторяющиеся слова в тексте их синонимами.

Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник.

( Робкий, пугливый, трусливый, боязливый).

  1. Подберите слова, близкие по смыслу данным в скобках. Сделать это

необходимо в рифму.

Я трудилась не напрасно

И запомню навсегда:

Хлеб вкуснее не от масла,

Хлеб вкуснее от (работы)…..(труда)

Золотистые копны соломы

На токах на колхозных лежат.

И ребята дорогой знакомой

На занятия в школу (торопятся)….(спешат)

Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят:

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную (берегут)….(хранят)

  1. Найдите синонимы в пословицах.

Спеши – не спеши, а поторапливайся.

Приятелей много, а друга нет.

Переливает из пустого в порожнее.

2)Работа с антонимами.

  1. Подберите антонимы к данным словам.

Тьма — …, вверх — …, холодный — …, уходить — … .

(Свет, вниз, горячий, возвращаться).

  1. Продолжи начатое предложение антонимом.

В поле холодно, а в доме … (тепло). Заяц бегает быстро, а черепаха ползает

(медленно).

  1. Составьте словосочетания с парами антонимов.

свежий хлеб — … (черствый хлеб),

свежий ветер — … (теплый ветер),

свежая газета — … (старая газета),

свежие яблоки — … (сушеные яблоки).

  1. Подбери антонимы .

север ленивый

высокий прилететь

улететь отгадка

загадка юг

прилежный низкий

(север – юг,высокий – низкий, улететь – прилететь, загадка – отгадка,

прилежный – ленивый)

  1. Подберите антонимы к словосочетаниям.

Восход солнца — … (заход),зажечь костер -…(потушить), начало урока —

(конец), уйти в школу – (вернуться),ясное небо — …(пасмурное), шумная

улица — …(тихая).

  1. Найдите антонимы в пословицах.

Ученье свет, а не ученье — тьма.

Каково начало, таков и конец.

Добро помни, а зло забывай.

  1. Допишите слово антоним.

Солнце всходит и …(заходит).

На каждую загадку есть …(отгадка).

Книга содержит вопросы и …(ответы).

  1. Припишите к словам антонимы так, чтобы из первых букв приписанных слов получилось слово ДОМ.

Ночь — д …(день)

Раздеться — о …(одеться)

Старый — м … (молодой)

  1. Подберите антонимы, обозначающие:

Время:

рано — …(поздно)

рассвет — …(закат)

осень — …(весна)

зима — …(лето)

Пространство:

далёкий — …(близкий)

высокий — …(низкий)

широкий — …(узкий)

Качества, свойства:

грязный — …(чистый)

дорогой — …(дешёвый)

полезный — …(вредный)

Черты характера:

храбрый — …(трусливый)

ленивый — …(трудолюбивый)

молчаливый — …(болтливый)

  1. Вставьте пропущенные антонимы в пословицы и поговорки.

Больше думай, … говори. Большому уму и в … голове не тесно. Век долог, да час … . Кривому глазу и … криво. Горькая правда лучше …лжи. Добро помни, а зло … . Дождик вымочит, а красное солнышко … . Новых друзей наживай, а … не теряй.

(Меньше, маленькой, короток, прямо, сладкой, забывай, высушит, старых)

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/454494-rabota-nad-sinonimami-i-antonimami-na-urokah-

  • Рассказ с секретом фанфик
  • Рассказ с причастными и деепричастными оборотами
  • Рассказ с подробностями примыкание
  • Рассказ с пословицами и поговорками 5 класс
  • Рассказ с пословицами 10 предложений