Причастный оборот
Причастный оборот — это причастие с зависимыми словами. В предложении является определением. Рассмотрим правила постановки запятых в простом предложении с причастным оборотом с примерами.
Обособление причастного оборота
Причастный оборот широко распространён в письменной речи, поэтому необходимо знать пунктуационные правила его обособления в предложениях.
Работая с причастным оборотом, в предложении нужно уметь находить 3 элемента:
- определяемое слово. Существительное или местоимение (редко), от которого зависит причастие. Может стоять в любом падеже. На схемах обозначается крестиком сверху. Будем выделять его полужирным шрифтом;
- причастие;
- слова, зависящие от причастия.
Особенности пунктуации в предложении с причастным оборотом зависят от расположения определяемого слова и причастного оборота относительно друг друга. На схемах причастный оборот выделяется с двух сторон вертикальными чертами, зависимость от главного слова показывают стрелочкой.
Причастный оборот обособляется всегда, если стоит после определяемого слова.
Примеры причастного оборота после определяемого слова:
- Корабль, показавшийся на горизонте, можно было заметить только в бинокль.
- Из земли, щедро политой майским дождём, дружно показались зелёными иголочками всходы.
Обычно причастный оборот не обособляется перед определяемым словом.
Примеры причастного оборота перед определяемым словом:
- Парящий над полем орёл вдруг камнем полетел вниз.
- Внезапно налетевший ветер сорвал с моей головы шляпу.
Внимание! Если причастный оборот имеет добавочное действие уступки или причины, то выделяется запятыми, даже если стоит перед определяемым словом.
- Уснувшая только глубокой ночью, мать утром чувствовала себя разбитой.
- Слегка припорошенный снегом, лёд на солнце ослепляюще сверкал.
Причастный оборот, относящийся к местоимению, всегда выделяется знаками.
- Увлечённые разговором, они не услышали приближавшихся шагов.
- Удивлённые неожиданной встречей, мы не могли найти слов.
Несколько причастных оборотов в предложении
В предложении может быть не один причастный оборот, а два или даже три. Если они однородные (то есть относятся к одному определяемому слову), то действуют правила постановки знаков препинания между однородными членами.
Однородные причастные обороты, примеры:
- Первый снег, выпавший ночью и скрывший осеннюю грязь, безумно обрадовал детвору.
- От пыли, поднятой порывом ветра, закружившейся столбом и полетевший по дороге, пришлось зажмуриться.
Предложение может содержать и неоднородные причастные обороты, которые относятся к разным словам в предложении.
Предложения с двумя причастными оборотами, примеры:
- Лаявшая на прохожих собака была привязана к деревцу, гнущемуся от её порывистых движений.
- Солнце, выглянувшее из-за тучи, озарило луг, только что политый обильным дождём.
Распространённые ошибки при использовании причастного оборота
Распространённые нарушения построения предложения с причастным оборотом, примеры:
- Согласование причастия с определяемым словом.
Например:- Перга — продукт пчеловодства, распространённая в народной медицине.
Причастие относится к слову «продукт», поэтому должно согласовываться с ним и cтоять в форме мужского рода.
Правильно: Перга — продукт пчеловодства, распространённый в народной медицине. - Дети лакомились малиновым вареньем, сваренное бабушкой.
Причастие «сваренный» должно стоять в форме творительного падежа, так как относится к слову «вареньем».
Правильно: Дети лакомились малиновым вареньем, сваренным бабушкой.
- Перга — продукт пчеловодства, распространённая в народной медицине.
- Причастный оборот разделён определяемым словом.
Например:- Медведица горевала по убитому медвежонку браконьерами.
Определяемое слово «медвежонок» должно стоять или после, или перед причастным оборотом.
Правильно: Медведица горевала по убитому браконьерами медвежонку. Или: Медведица горевала по медвежонку, убитому браконьерами.
- Медведица горевала по убитому медвежонку браконьерами.
- Сочетание в одном предложении причастного оборота и придаточного предложения с союзным словом «который».
Например:- Книга, которую взяли в библиотеке и уже прочитанная, лежала на столе.
Следует использовать два причастия или два глагола.
Правильно: Книга, взятая в библиотеке и уже прочитанная, лежала на столе. Или: Книга, которую взяли в библиотеке и уже прочитали, лежала на столе.
- Книга, которую взяли в библиотеке и уже прочитанная, лежала на столе.
- Время причастия не совпадает со временем глагола.
Например:- Котёнок, лежавший на коврике, мурлычет.
Глагол и причастие должны стоять в формах одного времени.
Правильно: Котёнок, лежавший на коврике, мурлыкал. Или: Котёнок, лежащий на коврике, мурлычет.
- Котёнок, лежавший на коврике, мурлычет.
- Определяемое слово стоит далеко от причастного оборота.
Например:- Тропинка убегала вглубь сада, усыпанная опавшими лепестками.
Определяемое слово и причастный оборот должны стоять рядом.
Правильно: Тропинка, усыпанная опавшими лепестками, убегала в глубь сада. Или: В глубь сада убегала тропинка, усыпанная опавшими лепестками.
- Тропинка убегала вглубь сада, усыпанная опавшими лепестками.
Смотри также: Примеры деепричастного оборота
Предложения с причастиями и причастными оборотами часто встречаются в произведениях художественной литературы.
Сначала вспомним, что называется причастием.
Причастие — это особая форма глагола с признаками прилагательного, которая отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?
Более подробно об этой форме глагола узнаем из статьи «Признаки причастия».
Причастие, по нашим наблюдениям, принадлежит книжным стилям речи. Часто оно встречается в художественной стиле, реже — в публицистике. В своих произведениях писатели охотно используют причастие и причастный оборот для того, чтобы нарисовать образную картину действительности, вызвать яркое впечатление у читателя и высказать свое отношение к природе, человеку и окружающему миру.
В предложениях полные причастия являются определениями или частью составного именного сказуемого. Причастия в краткой форме — это сказуемые.
Примеры предложений с полными причастиями
Месяц, чётко оттеняемый светлым сумраком, бледнел над лесами. Ели, отягощенные снежными клубами, изменили очертания, но безмолвствовали (В. Белов).
Давно опавшие жёлтые листья, терпеливо ожидающие первого снега и попираемые ногами, золотятся на солнце, испуская из себя лучи, как червонцы (А.П. Чехов)
Если идти по тропинке, ведущей к избушке лесника, то попадешь в густые заросли черемухи (В. Солоухин).
Я скоро заметил, что у самого моря, на высокой скале, покрытой любимыми оленями травой, паслась самка оленя и возле неё в тени лежал какой-то жёлтый кружочек (М. Пришвин).
Наконец-то закончились дожди и установилась сухая ясная погода. Это было кстати, и бурундучок выбежал из норы к поваленному бурей дереву и стал раскладывать на нем свои запасы, чтобы пообсушивались на солнышке, пообветривались, чтобы не заплесневели, не испортились за долгую зиму (С. Воронин).
Старый большой сад, забитый на зиму дом и раскрытые беседки по углам ограды были жутки своей заброшенностью (И. Бунин).
Когда солнце село и из лощины потянуло влажным холодом, мы подъехали к деревне, серевшей соломенными крышами. Мы въехали в узкую, уже потемневшую улицу, заросшую вётлами (В. Вересаев).
Наутро мы подымались на гору, сплошь покрытую осыпями (А. Арсеньев).
Начало светать. Порозовело небо, а лес, засыпанный снегом, стоял весь белый, притихший (Г. Скребицкий).
То с утра до утра шел не переставая мелкий, как водяная пыль, дождик, превращавший глинистые дороги и тропинки в сплошную густую грязь, в которой увязали надолго возы и экипажи (А. Куприн).
Наступила ночь. Туман, лежавший доселе на поверхности воды, поднялся кверху и превратился в тучи (А. Арсеньев).
Дождь, гонимый сильным ветром, лил как из ведра (Л. Толстой).
В середине апреля два гусеничных трактора поволокли сквозь тайгу доверху груженные всякой всячиной, тяжелые, сработанные из лиственничных бревен санные прицепы на новое место (П. Проскурин).
Примеры предложений с краткими причастиями
Тонкие стволы берёз белели резко и отчётливо, а на их мелкую листву, казалось, были наброшены серебристые, прозрачные, газовые покрывала (А. Куприн).
Вся большая поляна была покрыта зелеными бугорками. Это было всё наработано когда-то кротами и потом заросло и покрылось мхом (М. Пришвин).
Широкий подъезд на улицу закрыт наглухо, окна занавешены шторами (А. Толстой).
Голые, облупившиеся стволы были окрашены багровым отблеском догорающей зари (А. Куприн).
Передняя комната оштукатурена и расписана каким-то самоучкой в кувшинки и лилии. Снаружи дом, крыльцо, лесенка выкрашены в глянцевитую охру… Земляной пол пол утрамбован и чисто подметен. Ни мусоринки, ни соломинки! (В. Солоухин)
Вспоминаю быструю хрустальную речку, через которую положено желтое бревно (В. Солоухин).
Лежишь, словно в воздухе. Постель слева отгорожена от двери камышовой ширмой, сплошь жёлтой, с плавными сгибами (В. Набоков).
Был там и покрытый легким пушком крыжовник, розовая вперемешку с черной смородина, свежесплетенная из тончайших прутьев белоснежная корзиночка. Это, наконец, кусочек пчелиных сотов, из которых не выкачан мёд и который дожидался нашего прихода (М. Алексеев).
Каждый придел (храма Василия Блаженного) раскрашен снаружи особенною краской, как будто они не были выстроены в одно время, как будто каждый владетель Москвы в продолжение многих лет прибавлял по одному (М. Лермонтов).
Пятнистый тротуар был устлан черными шелковыми кружевами (И. Бунин).
Каменные лестницы около дворца были освещены зарей (К. Паустовский).
Тихая речка была скрыта под зеленью кувшинок (А. Куприн).
Часть речи, сочетающая в себе свойства прилагательного и глагола, называется причастием. В данной статье описаны характерные особенности причастия, его морфологические признаки, виды, основные отличия от прилагательного. Также приведены примеры для лучшего усвоения материала.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Причастие – особая форма глагола, которая сочетает в себе грамматические свойства глагола и прилагательного. Обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы – Какой? Какая? Какое? Какие? Что делающий? Что делавший? Что сделавший?
Примеры причастий: лежавший, вымытый, окупаемый, собранный, написанный, обнимающий, желающий.
Понятие о причастии как о грамматической единице
Грамматическое описание причастия включает морфологические признаки глаголов и прилагательных.
Постоянные грамматические признаки причастий (признаки глагола):
- Залог (действительное или страдательное);
- Вид (совершенный или несовершенный);
- Время (настоящее либо прошедшее).
Непостоянные признаки причастий (признаки прилагательных):
ТОП-5 статейкоторые читают вместе с этой
- 1. Виды причастий
- 2. Причастие и деепричастие — правила с примерами
- 3. Причастие как часть речи
- 4. Причастие
- 5. На какие вопросы отвечает причастие?
- Форма (полная или краткая);
- Число (единственное или множественное);
- Род (мужской, женский, средний);
- Падеж.
Начальной формой причастий является полная форма единственного числа, именительного падежа, мужского рода (ищущий, сменяемый, перебранный).
Какие бывают причастия?
Выделяют действительные и страдательные причастия. Каждый из типов имеет два подтипа – группы слов настоящего и прошедшего времени.
Типы | Действительные причастия (обозначают признак предмета по действию, которое осуществляет сам предмет) | Страдательные причастия (обозначают признак предмета по действию, которое осуществляется над предметом) | ||
Настоящего времени | -ущ-/-ющ-; -ащ-/-ящ- | живущий, играющий, дрожащий | -ом-/-ем-; -им- | обсуждаемый, направляемый, гонимый |
Прошедшего времени | -вш-/-ш- | знавший, танцевавший, замерзший | -нн-/-енн-/-т- | увлеченный, описанный, сбитый |
Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме: Причастие
Разработка урока с элементами занимательности в 7 классе на тему: «Грамматические секреты Причастия»
I Введение. Цели и задачи урока: Цель данного урока – желание разобраться в следующих вопросах: можно ли заставить школьников учиться светло, радостно, без принуждения и надрыва? С помощью каких методов, средств зажечь в их глазах огонек жажды знаний? Что значит обучать творчески, с опорой на активные методы развития мышления? Думаю, известный поэт Роберт Рождественский очень точно и верно дал ответ на мои напряженные поиски интересной методики преподавания, на размышления о том, как заставить ребят слушать на уроке. Хочется словами великого человека выразить свою позицию: Твердят: «Вначале было Слово…» А я провозглашаю снова: Все начинается с любви – И озаренье, и работа, Глаза цветов, глаза ребенка. Все начинается с любви… Основная задача этой работы состоит в том, чтобы на материале сложной темы показать, как элементы творческого подхода могут превратить скучный учебный процесс в познавательный диалог учителя с учеником. Учить творчески – нелегкая задача, ведь еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Необходимо выбрать интересную методику объяснения, закрепления сложных тем, и корень учения может изменить свой вкус. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Ученик на уроке пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мысли, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивная восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как учеба не захватывает их. Занимательность может быть задана неожиданной для учащихся постановкой или формулировкой вопроса, созданием проблемной ситуации, необычной формой ведения урока (опрос в виде интервью, путешествие в сказку, взаимообучение учителя и ученика, урок открытых мыслей, урок – монолог, монолог лирического произведения и другие). Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в жизни, а тем более в русском языке. Нужно только найти его и подать детям, что побудит и их самих подобным находкам и открытиям. Чтобы добиться желаемого результата, необходимо изменить стиль общения с учащимися: научиться уважать незнание и непонимание ребенка, стараться найти их причины, а не требовать слепого безоговорочного исполнения приказов учителя. «Удобный» ребенок, воспитанный нашими образцовыми педагогическими методами, — это ведь не всегда счастливый ребенок, так как он прячет свое «я» под маской. Терпение, терпимость и безусловное приятие любого ребенка – залог успеха учителя. Исходным в творческой работе является живое впечатление, наличие пережитого. Если ученик убеждается, что при выполнении упражнения учится размышлять, самостоятельно делать выводы, если очевидна для него значимость порученного дела, чувствуется связь с жизнью, он с особым желанием включается в работу. Важны и условия, которые нужно создать учителю и остальным участникам педагогического процесса для развития ученика, его активности, самостоятельности, инициативы. Мне кажется, необходимым условием является раскрепощенность от страха получить плохую оценку, от нежелания выглядеть среди одноклассников смешным, нелепым. Уроки с творческим заданием, на которых учитель составляет вместе с учениками разноуровневые задания помогают каждому ребенку поверить в свои силы, выбрать то, что ему доступно, интересно, что получается, раскрыть внутренний потенциал, узнать себя с иной стороны. Итак, цель творческих уроков состоит в том, чтобы заложить в ученике механизм саморазвития, самореализации, признание его индивидуальности, самобытности. Нарисовать себе картинки — правила, «поиграть» всеми таблицами, придумать самостоятельно схему, составить упражнение – эта интересная методика, безусловно, помогает разобраться в трудностях русской орфографии и пунктуации. Чтобы доказать свою точку зрения, хочется из своей педагогической копилки представить урок на тему: «Грамматические секреты причастия», главная цель которого разобраться в сложных вопросах о причастии, используя интересный, занимательный материал. 1.Назначение урока с элементами занимательности, его цели и задачи Урок на тему: «Грамматические секреты причастия», основанный на необычной организации учебного материала, — это иллюстрация к пониманию того, как можно выразить сотворчество учителя и ученика, превратив урок в театр, в котором режиссирует и играет не только учитель, но и его ученики. Обычный класс становится сценической площадкой, на которой уже не играют, а живут жизнью изучаемых по программе трудных причастий. «Грамматические секреты причастия» — урок обобщения и систематизации полученных знаний. Этот урок – решение учителя творчески подойти к изучению сложного учебного материала о причастии, ведь тема всегда вызывает особую трудность у семиклассников Основными учебными задачами урока являются следующие: 1.умение находить причастия и правильно писать и объяснять орфограммы, связанные с написанием причастий; 2.учить конструировать предложения с причастными оборотами, объяснять знаки препинания в предложениях с причастными оборотами; 3.расширить знания о причастии как основном признаке глагола; 4.осуществлять синонимическую замену синтаксических конструкций; 5.развивать творческие способности учащихся; 6.учить грамотному употреблению причастий в речи. Задания к уроку проектированы учителем совместно с учащимися. Это связано с потребностью в мотивированном отношении к данному уроку. Важно заметить, что грамматические сочинения: «Творческий портрет Причастия», «Автобиография слова – причастия» — побуждают учеников в своем воображении представить зрительный образ, картинку, которая помогает им запомнить главные отличительные черты причастия. Так, в увлекательной форме ребята, как настоящие эксперты, делились собственными исследованиями, пытаясь на слообразовательном уровне объяснить, что такое причастие: особая форма глагола или самостоятельная часть речи? Подобные творческие задания побуждают ребят глубоко аргументировать свою точку зрения. Хочется подробнее остановиться на методических играх на уроке: «Домино. «Образование причастий»» и «Орфографическое лото. «НН и Н в причастиях»». Игры я придумывала вместе с ребятами. Это совместное проектирование связано с потребностью в мотивированном отношении к уроку и заданиям. Игру «Домино» мы придумывали так. Была поставлена задача: доступно и в игровой форме показать, как образуются причастия. Каждая игра требует неукоснительного выполнения правил, условий, тогда ты близок к успеху. Это самый верный, неоспоримый аргумент для каждого ученика для того, чтобы выучить все правила образования причастия. Так, мы видим, у школьника в созданной учителем особой обстановке появляется и активность, и самостоятельность, и увлеченность, и особая ответственность. Методическая игра «Орфографическое лото. «НН и Н в причастиях» предполагает уже другую форму работы: «в парах» (метод взаимопроверки). Роль учителя выполняет ученик – консультант, который достает карточки и называет условия орфограммы. Но главная его миссия в другом: он должен проверить работу одноклассников и оценить. Следует отметить, что ученик, чувствуя важность порученного дела, готовится самостоятельно или сотрудничая с учителем так, что свободно владеет сложным учебным материалом, может объяснить товарищу. При ответах чувствуется глубоко аргументированная точка зрения. Подобный урок отвечает методическим требованиям уроков с элементами творческого подхода, ведь главная задача – учить детей сложным навыкам грамотного письма, учитывая их индивидуальность, особые интересы. Тема урока «Грамматические секреты причастия» Цели урока: 1. Обобщить и систематизировать изученный материал; 2. Расширить знания о причастиях как основных признаках глагола; 3. Повторить правописание причастий и пунктуацию в предложениях с причастным оборотом; 4. Углубить знания об образовании причастий, правописании суффиксов; 5. Развивать творческие способности учащихся; Учить грамотному употреблению причастий в речи. Эпиграф к уроку. Они (причастия) служат сокращением человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу. М.В. Ломоносов. Ход урока Вводная часть Постановка целей и задач урока На уроках, посвященных причастию, самой необычной, вызывающей много разногласий и споров ученых, вы со¬брали достаточный материал и теперь мы проведем свое собственное расследование по делу: «Причастие — это форма глагола или самостоятельная часть речи». «Грам¬матические секреты причастия». В начале всякого расследования необходимо ближе позна¬комиться с особой Причастие, на которую и заведено дело. Вы познакомите нас с грамматической биографией при¬частия, с версией о названии или ее имени, представите грамматический портрет этой загадочной особы. Выступление Группы «Экспертов» Биография Причастия Версия о том, почему оно так названо. Герб причастия. Творческие портреты Причастия Причастие — кораблик Для меня причастие — это кораблик, играющий волнами в открытом океане. Этот океан называется Грамматика. Почему кораблик? Потому что главное в характере прича¬стия — стремительность, движение, ведь оно образовано от глагола, а от прилагательного — признак, качество это¬го движения — летящий, плывущий, тоскующий о Роди¬не. У меня кораблик — причастие может быть действи¬тельным (сам совершает действие) — плывущий, а стра¬дательным (когда ему помогают плыть солнышко и ве¬терок, он испытывает действие со стороны другого) — подгоняемый ветром. Причастие – растение Я представляю причастие в образе прекрасного растения. Объясню, почему так считаю. Почва — наука Граммати¬ка. Она взрастила разные части речи. Вот и глагол — ствол растения (основательный во всем и главный) появился из этой почвы. Для причастия глагол — тело, основа. А как может жить растение — глагол без души? И прилагатель¬ное, заботясь о растении, поливая его, согревая, подарила душу, наполненную признаками, качествами. Листочки — это грамматические признаки причастия: род, число, па¬деж, вид и время. У причастия нет будущего времени. Оно живет прошлым и настоящим. Грамматическая биография Причастия Причастие родилось в стране Грамматика. Отцом ее был Глагол, от которого она унаследовала совершенный и не¬совершенный вид, настоящее и прошедшее время, но, к сожалению, не переняла формы будущего времени. Мате¬рью была часть речи Прилагательное. От нее у причастия способность изменяться по падежам, числам и родам. Следует заметить, что Причастие — характерная особа. Часто меняет свое настроение. То оно действительное, то страдательное. В отличие от родителей имеет особые при¬меты: обозначает признак действия, имеет необычные, характерные суффиксы (-ущ-, -ющ-, ащ-, -ящ-, -ем, -им-, -т-, -нн-, -енн-). В настоящее время причастия прочно закрепились в на¬шей речи, сделав ее более выразительной и образной, а предложения более яркими, даже поэтичными. Сейчас она живет по постоянному адресу: страна Грамматика, город Морфология, улица Прилагательная. История названия Почему причастие так названо? Вы не задумывались? А ведь и в названии — имени нет случайностей. При при¬ ставка, «при глаголе», так как основная его форма, но обо¬ значает не действие, а признак действия. Таким образом приставка при- объясняет промежуточное положение. Причастие — «при прилагательном» и «при глаголе». Ко¬ рень «часть» обозначает, что причастие — часть глагола, так как от него образовано. Автобиография причастия «Расскажи о слове-причастии» Я, причастие( ), происхожу из семьи И ( ) мой отец ( ) оставил мне Значение( ) , ( ) время, ( ) вид. Мать ( )оставила в наследство вопрос( ), свою синтаксическую роль( ), и научила изменяться по ( ), _( ). Сейчас я стою в форме ( )рода, ( )числа и ( ) падежа. Кроме названных признаков, имею собственное, присущее только мне свойство — ( ) II ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА 1.Образование причастий. Правописание суффиксов Комментированное письмо. Работа по творческим группам.Дифференцированное задание Задание для 1 группы Завис…щие вид…мый Сто…щие недорого кле…щие обои выслуша…ые замечания (выслушать) колыш…щиеся от ветра замеш…ое тесто (замесить) намас…ый блин (намаслить) КАРТОЧКА-ИНФОРМАТОР № 1 — ущ-} Если от глагола -ющ-} 1 спряжения -ащ-} Если от глагола -ящ-} 2 спряжения Если глагол на –ать- или –ять, то пиши — -нн-, на –ить-, -еть-, пиши — енн 2. Задание для 2 группы: Задание для 3 группы образуй от данных глаголов причастия 1.спр. писать – (пишущий) 3.Задание для 4 группы 2 спр. строить — (строящий) Найти причастие, в котором пишется 1. леч…щий врач суффикс –ющ- 2. жал…щие осы 3. кол…щие дрова 4. по…щие мальчики 5.стел…щиеся растения 6.терп…щие Комментирование знаков препинания. Запись под диктовку. 2. Выделение причастного оборота запятыми. Определения, выраженного причастным оборотом а) Смышленый мальчик, / утомленный (сообразительный, понятливый) математическими заданиями и убаюкиваемый покачиванием вагона/, очень скоро уснул. Конструирование предложений. (правописание окончаний, согласование с определяемым словом) б) Лукашка разглядывал прямо на него х какую? (надвигавшаяся) фигуру, своими очертаниями (напоминавшая) названого брата. кр.страд. в) Цветник запущен, сорные травы сплелись х (сплел) на/ вросших в землю клумбах,/ никем не расчищенных и / уже давно не посыпанных песком. Динамическая пауза. «Ответь на вопрос» . Как мы скажем об ученике, который читает книгу? — о шаре, который летит? — о девочке, которая бежит? — о яблоке, которое краснеет? — о море, которое бушует? — о солнце, которое заходи в лес? КАРТОЧКА — ИНФОРМАТОР№ 1 -ем- 1 спр. -им- 2 спр. б) страдат. Причастия настоящ. времени 1 спр. колебать — колеблемый 1 спр. подгонять — подгоняемый 2 спр. любить – любимый Домино « Образование причастий» 1 комплект писать – ущ-брить – ющ-лечить –-ащ-| ненавидеть – ящ- |гнать -им- |рассказать – ем-|склетить- -енн- |завещать – анн-| настоять -янн-| 2 комплект зависеть — -ящ-| колыхать – -ущ-| бороться — -ющ-| значить-ащ-| читать — -ем-| слышать- -им-|выдержать -анн-| развеять — -янн-| остричь — -енн-| 3 комплект пилить — -ящ-| дышать-ащ-| полоть — -ущ-|отвлекать — -ем-| видеть — -им-| изранить- нн-| посеять –нн-| выслушать-анн-|– резать- ущ- | 4 комплект ненавидеть – ящ-| лечить-ящ-| брить — -ющ-| махать –- ущ-| гнать — -им-| рассказывать-ем-| склеить — -енн-| завещать-анн-| повеять —янн-| Орфографическое лото «нн и н в причастиях» Ученик-консультант а) есть зависимое слово достает карточки б) приставка есть с описаниями в) нет зависимого слова условий г) от глагола соверш. вида орфограммы д) слова — исключения «н и нн в причастиях», и учащиеся закрывают соответствующие примеры слов – причастий и от- глагольных прилагательных Карточка – лото организова…ый купле…ый жаре..ый в масле девочка причеса…а некоше…ый юноша взволнова… ране…ый перекраше…ый Задание 2. Творческая работа «Наш маршрут» Нужно дописать предложения, включив в предложения причастные обороты и объяснив знаки препинания. Помнить, что причастный оборот может занимать разное место по отношению к определяемому слову. Мы идем по дороге( )Наш путь лежит мимо памятника ( ) Рядом с памятником растут елочки. Они стоят неподвижно( ) Около Дома офицеров поставлен памятник летчику Валерию Чкалову( ) Задание 3 «Помоги жителям Причастино» Прочитать текст и исправить грамматические ошибки при употреблении причастного оборота «Уважаемые имеющие соседи собак. Просим вас гулять с животными в местах, отведенные для этой цели. Не гуляйте с собаками на газонах, цветущихся вокруг нашего дома. Не портите радующихся глаз зелень и цветы. Особое внимание обратите на заботливо подметенные тротуары дворником» Задание 4 Соедините части слов так, чтобы получились причастия, а над ними подпишите: действительные или страдательные. Воз, рас, зва, сши, ко, хло, лож, стил, ког, леб, ты, ущ, ему, мо, ена, го, ле, а, ся, ющ, ны, не, е Ответы: воз-лож-ена, рас-стил-а-ющ-не-ся, зва-ны-е, сиш-ты, ко-леб-ле-мо-го, кло-ког-ущ-ему. Задание 5 Составь с найденными существительными как можно больше словосочетаний с причастиями протекающий ТОК Меняющийся маринованный СОК Разведенный Задание 6 Составить рассказ на одну букву (букву п). В тексте должно быть не менее пяти предложений, в каждом по причастию. Например, Принесенному письму порадовалась Полина. Карточка — информатор № 2 Работа «в парах» Правописание причастий .1 этап работы 1.Струи воды не__ скова__ые льдом вливались в свинцовые волны униза___ые мерца__имися звездами. – 2.Давно не___ бритый боец ране__ый осколком 1. Медленно шел на санитарный пункт, расположе__ый недалеко от дороги. 2.Не__украше__ые броским цветом осени большие , листья колебл__мые ветром не__прекраща__мся ни на минуту были прекрасны. 3.Не__исправле__ая смышле__ым мальчиком ошибка осталась почти не__замече__ой 1 вариант. Найти в тексте причастный оборот, Расставить знаки препинания. 2 вариант. Вставить пропущенные буквы. Прокомментировать орфограммы: «н и нн в суффиксах Причастий», «не с причастиями». Карточка – информатор № 3 1. нет приставки, кроме не -НН- 1. есть приставка 2. не зависимых слов 2. есть зависимые слова 3. слова-исключения 3. есть –ован- -еван- 4. краткие страдательные причастия 4. образовано от глагола совершенного вида III. ОБОЩЕНИЕ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. ВЫВОДЫ . Данный рабочий материал по теме «Необычная страна Причастие» поможет каждому учителю русского языка провести уроки более содержательно, вызвать у учащихся интерес к углубленному изучению темы, развить их творческие навыки. Творческий подход в обучении позволяет ярче проявлять себя не только ученику, но и учителю. Он выступает на уроке в такие отношения с учеником, когда обе стороны начинают сотрудничать между собой. На таких уроках учитель становится коллегой ученика, пусть более старшим и опытным, одинаково с учениками заинтересованным в хороших результатах труда. Его роль – это не роль контролера или охранника напротив, учитель эмоционально поддерживает учеников, создает условия для успешной работы, дает консультации, подсказывает, как лучше выполнить то или иное задание, советует обратить внимание на чью-то интересную работу. Он должен видеть, слышать и понимать каждого ученика, обращать внимание на интересное предложение ученика, а при подведении итогов акцентировать внимание на вкладе каждого в успех общего дела. Главная задача педагога, исповедующего творческое обучение, — содействовать ученику в преодолении пассивной позиции в учебном процессе, помочь открыть себя. Только от учителя зависит наш будущий духовный и интеллектуальный потенциал. Только от нас, Трудно? А как же иначе? Таково наше высочайшее предназначение: светить, озарять, любить, облагораживать, возвышать, просвещать, «сеять разумное, доброе вечное» в юных душах учителей, зависит, будет ли наша страна богата талантами. Домашнее задание Написать сочинение на тему, в которой должны быть причастия, причастные обороты. Какую картину ты представляешь, когда говорят: «Море и вечерний закат», «Лунная дорожка моря», «Березовая роща в лучах утреннего солнца», «Весенняя капель». Например: я представляю родничок, то бурлящий, перекатывающий разноцветные камушки, то радостно журчащий своими переливами. А водичка, с такой любовью омывающая каждый камушек и заботливо оттачивающая их острые углы, тихо напевает убаюкивающую песенку весны Список использованной литературы: Альбеткова Р.И. Игра на уроках словесности. Русская словесность, 2000, № 4 Денисова В.В. Урок-интервью и урок-телемост, 1991, 3 6 Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию.// Новые ценности образования. № 6- М., 1996 Иванова С. Нетрадиционный урок литературы.1998., № 5-6 Коложвари И., Сеченикова Л. Как организовать интегрированный урок? Народное образование., 1996, № 1 Московкина И.И. Урок осмысления эссе. Литература в школе. 1995, № 6 Шоган В.В. Приемы эмоционально-художественного воздействия на уроках /Сборник научных трудов НИИ Художественного воспитания. М., 1986.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока русского языка в 7 классе коррекционной школы VIII вида Конспект урока русского языка в 7 классе коррекционной школы VIII вида Конспект урока русского языка в 7 классе. Причастие Урок русского языка в 7 классе по теме «Причастие как часть речи»
Похожие статьи:
Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов
Конспект урока русского языка в 7 классе с использованием электронного учебника
Конспект урока русского языка в 7 классе по теме: «Правописание частиц НЕ, НИ с различными частями речи в составе предложения»
Методическая разработка урока по русскому языку. Творческое эссе: Морское путешествие в будущее
Прилагательные и причастия
Часто прилагательные путают с соответствующими причастиями. Чтобы определить, какое слово употреблено в предложении, достаточно заменить его синонимичным словом или словосочетанием:
- Причастие можно заменить глаголом, обозначающим то же действие, что и причастие (рассеянные по ветру семена – семена, которые рассеяли по ветру);
- Прилагательное можно заменить другим прилагательным (рассеянный человек – забывчивый, невнимательный человек).
Различия между прилагательными и причастиями изучаются в 7 классе.
Популярные сочинения
- Любовная лирика Есенина — сочинение 11 класс
Есенин был довольно любвеобильным человеком, хотя, если посмотреть на некоторые особенности его биографии более подробно, открываются весьма неординарные детали - Сочинение Я люблю свою Родину Россию
Мы любим Родину все от мала до велика, это наше место рождения, наша земля, здесь мы рождены. Нет лучшей страны, чем наша, нет более красивых и красочных пейзажей, чем наши. Путешествуя по нашим дорогам - Выбор профессии — сочинение 11 класс
Перед каждым из нас рано или поздно встает вопрос о том, какую выбрать профессию. Это очень важный выбор, ведь от того на сколько грамотно он будет сделан зависит дальнейшая жизнь человека.