Рассказ с однокоренными словами

Доброе утро! в москве умер певец и композитор александр градский, ему было 72 года; в сша на 92-м году жизни

Доброе утро!

В Москве умер певец и композитор Александр Градский, ему было 72 года; в США на 92-м году жизни скончался автор бродвейских мюзиклов Стивен Сондхайм. У живых так:

  • Израиль на две недели закрыл границы для иностранцев в связи с предполагаемой опасностью штамма «омикрон». США, ЕС, Канада и Австралия запретили въезд из ЮАР.
  • Власти Кузбасса препятствуют общению журналистов с шахтерами, выжившими при аварии на шахте «Листвяжная».
  • В Москве после матча с «Зенитом» задержаны сотни болельщиков ЦСКА.
  • В парламент Кыргызстана прошли шесть партий, из которых оппозиционная – лишь одна.

Хроники пандемии

По данным оперативного штаба на утро воскресенья, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России составил 33 548. Официальное число инфицированных в стране с начала пандемии – 9 миллионов 570 тысяч; официальное число жертв достигло к утру воскресенья 271 755 человек (+1224 за сутки). Подводя итоги второго года пандемии, научный журналист Ирина Якутенко подчеркивает ненадежность официальной статистики в таких странах, как Россия, и говорит, что основной проблемой во всем мире оказалось не бессилие науки перед вирусом, а бессилие политиков перед нежеланием людей прививаться. Как будто в подтверждение ее слов в Екатеринбурге в субботу около трехсот человек пришли на пикет против введения QR-кодов: пели гимн СССР и даже «Интернационал». Томич, проникший в ковидную зону под видом врача, чтобы ухаживать там за своей бабушкой, уехал из России из соображений безопасности.

ВОЗ пока не может оценить, опасней ли омикрон по сравнению с другими штаммами коронавируса или нет, но США, Австралия, Канада и Евросоюз закрыли въезд из ЮАР (хотя омикрон уже нашли во многих странах Европы), а Израиль закрыл на две недели въезд для всех иностранцев. Разные страны Европы по-разному ужесточают действующие ограничения. Процедура назначения нового премьера Чехии вообще имела диковатый вид: президент Милош Земан, у которого на днях подтвердили ковид, сидел на своем инвалидном кресле в стеклянном аквариуме, чтобы не нарушать условий изоляции, но и не затягивать до бесконечности процесс смены власти в стране.

В России

  • В Москве после матча ЦСКА с петербургским «Зенитом» (который выиграл) полиция задержала свыше четырехсот болельщиков московского клуба. Часть из них не выпускали со стадиона около четырех часов, возможности сходить в туалет или купить воды у них тоже не было. Причина якобы в использовании пиротехники.
  • Суд в Москве отправил в СИЗО 19-летнего студента, справившего нужду у стенда с портретами ветеранов Великой Отечественной войны. Это квалифицируется как реабилитация нацизма посредством оскорбления памяти защитников Отечества и наказывается сроком до пяти лет. Поймали его, естественно, через инстаграм.
  • Из Высшей школы экономики уволили двух профессоров, критиковавших состояние права и правосудия в России.
  • Стендап-комик Руслан Белый рассказал об отмене концертов в нескольких городах России в связи с негласным запретом властей. Запрет, по его мнению, последовал после публикации видео двух его концертов, в которых были политические шутки.
  • С этого учебного года учащиеся 9–11 классов чеченских школ будут в обязательном порядке изучать жизнеописание отца Рамзана Кадырова Ахмата. Учебник под названием «Путь, озаренный светом» написал начальник управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Чечне Амруди Эдилов. До 2018 года этот односельчанин Кадырова и сын депутата парламента Чечни Ибрагима Эдилова торговал на рынке в Грозном.
  • Сегодня Мосгорсуд проведет второе предварительное слушание по иску прокуратуры о ликвидации правозащитного центра «Мемориал». Слушания по иску о ликвидации международного общества “Мемориал” в Верховном суде России продолжатся в декабре.

Катастрофы

После катастрофы на шахте «Листвяжная», жертвами которой стал 51 человек, суд арестовал директора шахты, его первого зама, начальника участка, а также двух инспекторов местного отделения Ростехнадзора. Только что вступившего в должность мэра близлежащего Прокопьевска отправили в отставку указом губернатора – за то, что он не отменил в связи с гибелью людей банкет по случаю своего назначения. При этом власти региона препятствуют общению журналистов с выжившими шахтерами и отказываются называть места и время прощания с погибшими – якобы по желанию членов их семей. Ранее оставшиеся в живых горняки и их родственники рассказывали, что в шахте систематически нарушались правила безопасности. Вот репортаж из поселка, в котором произошла трагедия, – люди разговаривают крайне неохотно.

На заводе боеприпасов в Дзержинске Нижегородской области произошли взрывы. Есть пострадавшие, о погибших не сообщалось.

Вокруг света

В Кыргызстане при низкой явке прошли парламентские выборы. По предварительным результатам, в парламент прошли шесть партий, лишь одна из которых – оппозиционная. В ходе подсчета голосов на сайте ЦИК произошел сбой, из-за которого лидеры партий, не преодолевших пятипроцентный барьер, отказались признать итоги выборов.

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг вновь предостерег Россию от эскалации напряженности на границе с Украиной. Вот беседа с экспертом Берлинского центра либеральной современности Николаусом фон Твикелем, в которой он описывает происходящее на Донбассе как фактическую интеграцию сепаратистских республик с Россией, констатирует тупик переговоров, однако выражает надежду, что от стрельбы стороны все-таки воздержатся.

Шесть ссылок

  • Советская история. Рассказ историка Александра Гогуна о синьцзян-уйгурской политике Сталина в 1930-е годы и в ходе войны. Подборка воспоминаний людей, репрессированных в 1930–50-е годы, с рассказами о том, что им снилось в заключении.
  • Немецкая вина. Фрагмент из переписки Ханны Арендт с Карлом Ясперсом (вышла в изд-ве Института Гайдара). Или рассказ о книге военных воспоминаний Лали Хорстманн, посвященной оккупации Берлина и до сих пор не переведенной на русский.
  • Научный прогресс. Отрывок из книги Майкла Газзаниги «Кто за главного? Свобода воли с точки зрения нейробиологии» (изд-во Corpus) – о том, как мозг обуславливает социальность (если, конечно, считать, что он ее обуславливает). Или фрагмент из книги кардиолога Эрика Тополя «Искусственный интеллект в медицине: Как умные технологии меняют подход к лечению” (изд-во «Альпина Паблишер») – об исследовании геномных болезней.

Искренне Ваши,
Семь Сорок

    МКОУ «БСОШ №1 им.
    А.А. Арзулумова»

       « Однокоренные
    слова.   

    Агужаева Макка
    Ахьятовна.

     Занятие
    по  русскому  языку во 2 классе.

    « Однокоренные слова. Закрепление».

    1.      
     Закреплять умение
    подбирать и различать однокоренные слова, выделять корень слова, составлять
    предложение и текст, определять главные члены предложения, находить орфограмму
    в слове.

    2.      
     Развивать логическое
    мышление, внимание, память, коммуникативные навыки, самооценку учащихся.

    3.      
     Воспитывать бережное
    отношение к родной природе, взаимовыручку и товарищеские отношения между
    учащимися.

                                                                                               
    Ход урока:

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    1.Чистописание.

    (слайд 2)

    — Откройте тетради по
    чистописанию на странице 27. Напишите слова внизу страницы.

    —  Что  вы можете сказать
    об этих словах?

    — Что такое корень слова?

    Выделите корень в данных
    словах.

    Учащиеся записывают слова в
    тетради: красота

                  красивый

                  украсить

                 украшение

    — Это однокоренные слова,
    т.к. у них одинаковый корень – крас- и общее значение.

    — Корень слова – это общая
    часть всех однокоренных слов.

    Ученики выделяют корень в 
    словах.

    2. Определение темы и целей урока.

    (слайд 3)

    (слайд 4)

    (слайд 5)

    —  Предположите, о чем мы
    будем говорить сегодня на уроке?

    -Сформулируйте, пожалуйста,
    тему нашего урока.

    —  Что бы вы хотели
    повторить сегодня на уроке? 

    —  Какие умения вам сейчас
    пригодятся? 

    — А теперь откройте свои
    рабочие тетради и подпишите число, классная работа.

    — Мы будем говорить об
    однокоренных словах. Закреплять наши знания и умения.

    -Тема урока: «Однокоренные
    слова. Закрепление».

    -Подбирать однокоренные
    слова, выделять корень слова, составлять предложение и текст, определять
    главные члены предложения, находить орфограмму в слове и т.п.

    -Дети называют умения при
    помощи подсказки на слайде:

    ·        
    Подбирать однокоренные
    слова.

    ·        
    Выделять корень слова.

    ·        
    Составлять и записывать
    предложения.

    ·        
    Находить главные члены
    предложения.

    ·        
    Определять орфограмму в
    слове.

    ·        
    Писать красиво.

    ·        
    Писать без ошибок.

    ·        
    Работать самостоятельно.

    ·        
    Работать в паре, в
    группе.

    — Учащиеся записывают в
    тетради число, классная работа.

    3. Актуализация знаний учащихся.

    (слайд 6)

    (слайд
    7)

    (слайд
    8)

    — Сейчас мы с вами
    отправимся в удивительный сад:

    (учитель
    зачитывает стихотворение Е. Измайлова «Как растут слова?»)

    Как-то много лет назад

    Посадили странный сад

    Не был сад
    фруктовым,

    Был он только словом.

    Это слово, слово – корень,

    Разрастаться стало вскоре

    И плоды нам принесло –

    Стало много новых слов.

    Вот из сада вам рассада,

    Вот еще посадки
    рядом,

    А вот садовод.

    К ним садовник идет.

    Очень интересно

    Гулять в саду словесном!

    — Какие слова выросли из
    корня – сад-?

    Слайд 7 Дерево. Анимация:
    на ветки дерева прикрепляются  слова: рассада, садовод, садовник, посадки,
    посадили.

    — Как называются эти
    слова?  Докажите.

    — Какое слово на нашем
    волшебном дереве лишнее?

    — Как пишется корень во
    всех этих словах? 

    -Какая безударная гласная
    есть в этом корне? 

      —  А сейчас я предлагаю
    вам вырастить слова на дереве с корнем – цвет

    (На доске рисунок дерева с
    корнем  -цвет-)

    Кто больше всех запишет
    слов с этим корнем в свою тетрадь, тот станет лучшим садоводом.

    -Какое умение вам
    понадобится?

    -Оцените свое умение
    подбирать однокоренные слова на волшебной линеечке.

    -Поменяйтесь тетрадями и
    проверьте работу своего товарища.

    -Какие слова вы вырастили?

    Учитель прикрепляет слова к
    веточкам на рисунке.

     Дети называют слова из
    стихотворения с корнем- садрассада, садовод, садовник, посадки,
    посадили.

    — Эти слова называются
    однокоренными. У этих слов общий корень сад и одинаковое значение.

    — Лишним является слово посадили-,
    так как это глагол, а все остальные слова – имена существительные..

    — Во всех этих словах
    корень пишется одинаково.

    — В этом корне есть
    безударная гласная а.

    — Нам понадобиться умение
    подбирать однокоренные слова.

    Учащиеся чертят на полях
    «волшебную линеечку» и оценивают себя.

    — Соседи проверяют работу
    друг друга и чертят свою линеечку с оценкой работы товарища.

    — Зацвёл, цветник, цветок,
    цветочек, цветик, цветной, цветение и т.п.

    4.Физминутка

    Ветер дует нам в лицо.

    Закачалось деревцо.

    Ветерок всё тише, тише.

    Деревцо всё выше, выше.

    Учащиеся выполняют
    движения.

    5. Применение знаний в
    нестандартной ситуации. Работа в паре.

    ( слайды 10 – 12)

    -Какие цветы вы знаете?  Отгадайте,
    что это за цветок?

    — Стоит в поле кудряшка

     Белая рубашка,

     сердечко золотое.

     Что это такое? 

    — Сейчас мы поработаем в
    парах. На ваших столах лежат белые конверты с заданиями. Каждая пара  соберет
    свою ромашку. Эта ромашка необычная: ее лепестки должны состоять из
    родственных слов.

    3 пары  будут работать  у
    доски.

    1ряд – Осина, осинник,
    осинка, подосиновик, осиновый, ослиный, оса.

    2 ряд – Вода, водитель,
    подводник, водица, водичка, провод. 

    3 ряд – Гора, горный,
    горняк, горе, горка, гористый, огород.

    — Какие лепестки оказались
    лишними? Почему?

    -проверка работы детей на
    доске.

    — Мы знаем цветы: василёк,
    роза, лилия, кактус и т.д.

    -Это ромашка.

    Учащиеся собирают в парах
    ромашку. Одна пара с каждого ряда работает у доски.

    1ряд — оса и ослиный

    2 ряд – водитель и провод

    3 ряд – горе и огород

    Эти лепестки лишние, потому
    что эти слова имеют другое значение и не являются однокоренными.

    6. Восстановление деформированного
    текста.

    Работа в группах (четвёрках).

    (слайды 13 – 14)


    А сейчас я предлагаю вам отправиться на прогулку в лес. Для этого нам нужно 
    сесть в группы. На ваших столах разложены слова: шла, На, рвать, куст, орехи,
    лес, через, стала, увидела, Девочка, полянке, она, ореховый, Таня.


    Объедините слова по цвету. Составьте предложения из слов каждого цвета.


    А теперь составьте из этих предложений рассказ и запишите его в тетрадь.


    Проверьте свою работу. 

    -Найдите
    и подчеркните в первом предложении подлежащее и сказуемое.

    Прежде
    чем выполнять работу, начертите в тетради «волшебную линеечку»


    Какое умение мы будем оценивать?

    -Отметьте
    карандашом, на каком уровне вы сможете справиться с этим заданием


    Проверим свою работу.

     -А
    теперь отметьте на этой же линеечке как вы на самом деле справились с
    работой. Отметку сделайте ручкой.


    У кого обе отметки совпали? У кого первая отметка была ниже? У кого была
    выше?


    Найдите в тексте однокоренные слова. Докажите. Выделите корень.

    Ребята с передней парты
    поворачиваются к следующей парте, образуя четвёрки.

    Учащиеся в группах
    составляют предложения из слов.

    Учащиеся в группах
    составляют из предложений рассказ и записывают его в тетради.

    Одна
    из групп учащихся зачитывает свой рассказ.

       Таня шла через лес. На
    полянке она увидела ореховый куст. Девочка стала рвать орехи.

    Ребята чертят «волшебную
    линеечку».

    — Мы будем оценивать умение
    выделять главные члены предложения.

    — Учащиеся оценивают себя,
    делая отметку карандашом.

    — Один ученик озвучивает
    свою работу.

    — Учащиеся оценивают себя,
    делая отметку ручкой.Учащиеся сигнализируют поднятой рукой.

    Дети находят в тексте
    однокоренные слова: ореховый, орехи и выделяют корень –орех-

    7. Физминутка.

     —
    Молодцы! Мы с вами заслужили отдых.

    Мы с вами входим в лес.

    Сколько здесь вокруг чудес!

    Руки подняли и покачали,

    Словно деревья в лесу.

    Руки согнули, кисти
    встряхнули.

    Ветер сбивает росу.

    В стороны руки, плавно
    помашем –

    Это к нам птицы летят.

    Как они тихо садятся,
    покажем.

    Крылья сложили назад.

    Наклонились и присели.

    Заниматься тихо сели.

    Учащиеся выполняют движения.

    8. Работа со словарными
    словами.

    (слайд 15)

    -Кто еще кроме птиц живет в
    лесу?

    — Запишите слова к
    картинкам.

    (Учитель вывешивает на
    доску рисунки зайца, лисы, коровы и собаки.)

    — Какие из этих животных
    дикие?

    — Напишите, как зовут их
    детенышей?

    — Какие из этих животных 
    домашние?

    — Напишите, как зовут их
    детенышей?

    — Какие из этих слов
    родственные? Докажите.

    — В лесу живут звери и
    насекомые.

    Учащиеся записывают в
    тетрадь слова в столбик: заяц, лисица, корова, собака.

    -Дикие животные: заяц и
    лисица.

    Дети записывают: Заяц –
    зайчонок, лисица – лисенок.

    -Домашние животные: корова
    и собака.

    Дети записывают: Собака
    – щенок,  корова – теленок.

    — Родственными являются
    слова: Заяц – зайчонок, лисица – лисенок. У этих слов общий корень и
    одинаковое значение.

    9. Разноуровневая проверочная
    работа.

    (слайд 16)

    — Откройте справочное
    пособие на стр. 40-41 и выберите тот уровень сложности, который вам по силам.
    ( при отсутствии справочных пособий Узоровой О.В., Нефёдовой Е.А. можно
    использовать текст слайда)

    Оцените свою работу на
    волшебной линеечке, если хотите получить отметку за свою работу или поставьте
    знак « минус»,  если не хотите.

    Уровень 1.

    Прочитайте.  Спишите слова,
    рядом напишите однокоренные. Выделите корень.                              

    Каменщик-                                                 
    Связист –

    Лётчик-                                                      
    пианист –

                                             
    Уровень 2.

    Прочитайте. Спишите,
    приписывая к данным словам по одному однокоренному. Выделите корень.

    Образецмыло – мыльница, аист
    – аистёнок.
                                          

    Сахар — …, гусь -…, утка —
    … , суп — …, хлеб — …, тигр — … .

                                                   
    Уровень 3.

    Выберите однокоренные
    слова. Запишите их в строчку в следующем порядке: предмет, признак предмета,
    действие предмета. Выделите корень.                                  

    Весна, зелень, белить,
    зеленеет, белила, повар, разговор, зелёный, белый.                               
    говорливый, говорить.

    Учащиеся открывают
    справочное пособие и выбирают работу нужного уровня.

    Дети отмечают на полях
    тетради желание получить отметку и приступают к выполнению задания.

    10.    Итог работы. Рефлексия.

    (слайды
    17 – 18)

    — Вот и подошёл к концу наш
    урок.

    — Что нового вы узнали
    сегодня на уроке?

    — Легко ли вам было
    справляться с заданиями?

    — Какие задания были самыми
    простыми?

    — Какие задания были самыми
    сложными?

    — Над чем вы хотели бы ещё
    поработать на следующих уроках?

    -Оцените свое настроение
    после урока.

    — Спасибо за работу! 


    Мы научились находить однокоренные слова, выделять корень слова.


    Не все задания были простыми.


    Проще всего было подчеркнуть подлежащее и сказуемое.

    -Сложнее
    всего было собирать ромашки.


    Я хотел бы ещё потренироваться выделять корень слова.

    Ребята
    показывают свое настроение при помощи большого пальца правой руки.

    11. Домашнее задание

    — Нарисовать дерево с
    однокоренными словами.

    — Составить рассказ о
    весне, используя однокоренные слова.

    Ученики
    выбирают и записывают домашнее задание.

    Урок № 27  Предмет:
    русский язык

    Учитель: Мустафаева Э.К.

    Класс: 3-д

    Дата: 18. 10. 2021г.

    Тема: Корень слова.
    Однокоренные слова.

    Цели: Формирование представления о корне как значимой части слова, формирование
    умения выделять корни в словах.

    Задачи урока:

    обучающиеповторить ранее изученные орфограммы, закрепить элементарные
    знания грамматической теории; способствовать формированию речевых и
    орфографических умений, навыков.

    развивающие: развивать
    орфографическую зоркость, внимание, память, расширять кругозор.

    воспитательныевоспитание
    положительной мотивации к учению, интереса к предмету.

    Планируемые результаты:

    Личностные:
     формировать внутреннюю позицию школьника
    на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы;
    учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой
    языковой задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной
    деятельности.

    Метапредметные:

    регулятивные

    -умение
    формулировать учебную задачу исходя из анализа материала учебника в совместной
    деятельности,


    планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока;


    ориентироваться в разных способах выполнения заданий.


    умение оценивать свою работу на уроке

     познавательные

    развивать умение самостоятельно выделять и формулировать
    познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать
    гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать
    причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую
    информацию; моделировать информацию
    .

    коммуникативные


    в рамках учебного диалога формулировать высказывание, мнение, используя
    термины;


    адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания;


    договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе.

    Предметные:

    -обучающийся
    научится
    находить
    однокоренные слова, выделять в словах корень;

    -получит
    возможность научиться
    распознавать однокоренные слова в тексте и
    самостоятельно их записывать, различать, сравнивать однокоренные слова и
    слова-синонимы.

    Тип урока:  открытие
    нового знания

    Методы и формы обучения: Объяснительно-иллюстративный,
    словесный, проблемный, метод самоконтроля; индивидуальная, фронтальная, работа
    в парах, в группах.

    Оборудование: учебник,
    рабочие тетради, предметные картинки,   карточки с заданиями.

    Ход урока

    I.
    Организационный момент. Проверка готовности к уроку

    — Я начну, а вы продолжите

    Прозвенел
    и смолк…(звонок)

    Начинается…(урок).

    Мы
    за парту дружно…(сели)

    И
    на доску…(посмотрели).

    Мы
    сегодня опять

    Учиться
    будем…(писать).

    Открываем
    тетради и записываем число.

    Сегодня
    мы продолжим раскрывать тайны русского языка.

    Повторим, узнаем что–то новое, обобщим то,
    что уже знаем.

    II. Актуализация
    знаний

    1.
    Проверка домашнего задания.

    -Дома
    вы должны были подготовить проект «Рассказ о слове». Кто готов выступить?

    ВЫСТУПЛЕНИЕ.
    (5-7 минут)


    Понравились проекты? Что интересного узнали? Для чего нужны проекты? Где в
    жизни могут пригодиться эти знания?


    Прочитайте  предложения: (3 мин.) 

                       
    Учиться
    всегда
    пригодится.

                       
    Учёба

    и труд всё перетрут.

                        
    Корень учения горек, а плод сладок.


    Как можно назвать эти предложения, одним словом?


    Какую пословицу выберем девизом урока? Объясните смысл пословиц.

    (Выслушиваются мнения детей, идёт
    работа над смыслом пословиц)

    1 пословица: знания никогда не
    бывают лишними, без знаний сложно приспособиться в жизни;

    2
    пословица:
    если быть терпеливым и трудиться, то всего можно
    добиться.

    3 пословица: учиться тяжело,
    зато много пользы от учебы, от полученных знаний, которые в жизни всегда
    пригодятся.

    2. Минутка чистописания. Словарная
    работа(3 мин.)

    Сначала мы немного поиграем. Посмотрим,
    кто из вас самый внимательный. Игра «Я вижу орфограмму». (Учитель
    диктует слово, ученик выходит к доске записывает и проговаривает его, называет
    орфограмму)

    Коза, Рита, тупик,
    листья, ветер, тонна
    .

    Из букв, обозначающих, орфограммы,
    составить слово (КОРЕНЬ)

    —  Где в природе, в нашей жизни мы можем
    встретиться с корнем?

    ( Корень есть у дерева, у зуба, в слове)  (картинки)

    III. Самоопределение
    к деятельности

    В
    толковом словаре Ожегова Слово КОРЕНЬ —
    многозначное: корень
    растения, корень зуба, корень слова.

    Существует такая  пословица:

    Без здорового корня не будут расти
    ни деревья, ни зубы.

    Как вы  ее понимаете?

    Какое
    значение слово  корень имеет отношение  к предмету «Русский
    язык»?

    Кто сможет определить тему нашего урока?

    Тема урока на доске: Корень слова.

    — Какие учебные задачи поставим перед
    собой?

    — Вспомнить, какие слова называются   
    однокоренными. 

     — Ответить на вопрос:    «Что называется
    корнем слова?»

    — Научиться находить и выделять корень в
    словах.

    IV. Работа по теме
    урока

    1. Вспомним
    цель урока. Каков первый вопрос?


    Для того чтобы ответить на него, проведем небольшое исследование. Перед вами
    слова,  прочитайте и определите, являются ли они однокоренными? Докажите.

                           вода,   водитель,     водичка

              Какое слово лишнее? Почему?

                           мороз  вьюга   стужа


    А эти слова будут однокоренными? Докажите.

    Вывод.


    Какой вывод вы сделали, выполнив это задание?


    Какие слова мы будем называть однокоренными?

    image001

    — Очень хорошо. Молодцы!

    2.
    Работа
    над упражнением 130 с.74(устно)

    Вывод:  В
    корне заключен смысл слова. От него “растут” другие слова.

    3.Беседа, работа по учебнику (c.74 -75)

    — Главный вопрос урока? Что такое корень и
    как найти корень в словах?

    — Кто уже может ответить на вопрос урока?

    — Давайте проверим: что сообщает нам
    учебник с.74-75?

    — Как найти в слове корень?

    4.Физминутка

    — Если я назову пару однокоренных слов, вы
    поднимаете руки вверх. Если назову пару слов, которые не являются
    однокоренными, вы приседаете. Постарайтесь посчитать, сколько пар однокоренных
    слов будет названо.

    Маленький – малыш, река –
    ручей, дом – домашний, маленький – мальчик, ветер – вихрь, гриб –
    грибной
    , поле – полюшко, ученик – школьник.

    5.Работа со скороговоркой

    Барабанщики бараны

    Барабанят в барабаны.

    — Найдите однокоренные слова.

    — Можем ли мы сказать, что слова являются
    однокоренными? Почему?

    — Какие слова называются однокоренными?

    — Что такое корень слова?

    — Как пишется корень в однокоренных
    словах?

    image002

    — Как найти в слове корень?

    6. Составление алгоритма  нахождения корня
      в слове .

    image003

    Корень есть у разных слов,

    Ты найти его готов?

    Не ленись и  не зевай,

    А ищи и  выделяй!

    7.
    Работа
    в паре.

    — Вспомним правила работы в паре.

    image004

    На карточках слова:

    1 пара: лодка, лодочка, плот

    2 пара: ложка, ложь, ложечка

    3 пара: часовщик, часть, час.

    4 пара: золото, жёлтый, золотой.

    5 пара: желток, железо, жёлтый.

    6 пара: гусь, гусеница, гусята.

    7 пара: сад, седло, садовый.

    8 пара: ветер, метель, втерок.

    9пара: село, сила, сельский.

    10пара: образ, обрезать, образный.

    -Найдите в каждой строчке лишнее слово и
    обоснуйте ответ.

    — Проверка (фронтально)

    Запишите в тетради, выделите корень.

    8. Работа по учебнику (с.75 упр.133)

    Работа со словарем однокоренных слов
    (с.149) по рядам:

    1 ряд —  с корнем – дал-

    2 ряд – с корнем – дол-

    3 ряд – с корнем – мир-

    — Выделить в однокоренных словах корень.

    — Как пишется корень в однокоренных
    словах?

    V. Закрепление
    изученного материала

    1.
    Учебно-познавательная игра «Найди родственника».
    (Валеопауза по
    системе здоровьесберегающего обучения  Ф. Базарного. Снятие напряжения с
    опорно-двигательного аппарата)

    В
    классе развешаны карточки со словами:

     гора

     сокол

     сок

     горевать

     соколиный

    горняк

    горный


    Сейчас проведём игру «Найди родственника»


    Встаньте, пожалуйста. Не меняя положения ног, только поворачивая туловище и
    голову, найдите в классе карточки с однокоренными словами. Обоснуйте свой
    ответ.

    -Объясните
    значение слова горняк.(
    Человек, работающий на
    добыче полезных ископаемых подземным способом)

    -Назовите
    лишние слова. Почему?

    Вывод:
    Слова, похожие по написанию, но разные по смыслу, неявляются однокоренными.

    Давайте
    запишем эти слова и выделим корень:

    Гора, горняк, горный; сокол, соколиный.

    Придумать 1 предложение с любым словом, записать, подчеркнуть грамматическую
    основу.

    2.
    Работа с карточкой

    Возьмите
    лист с заданиями.

    Шёл
    я как — то мимо речки.

    Вижу:
    рыбаки сидят на берегу,

    Ловят
    рыбу, рыбку и рыбёшку.

    И
    решил я: рыбачкам сейчас я помогу.

    В
    рыбный суп почищу я картошку.

    Выкипает
    в котелке вода.

    Где
    же ты рыбацкая удача?

    Не
    клюёт сегодня рыба, вот беда!

    -Найдите
     однокоренные слова. Выделите корень.

    -Какие
    однокоренные слова вам встретились? Почему эти слова
    однокоренные?                                                                                                          
    Фронтальная проверка. 

    VI. Рефлексия. Итог.
    Домашнее задание

    -Ребята,
    наш урок подходит  к концу.


    Обратите внимание на пословицы, с которых начался наш урок. Можно ли сказать,
    что  слова из пословиц подходят к теме нашего урока?


    А какую еще связь с нашим  уроком  вы заметили?

    — Назовите эти слова. Какой корень у этих
    слов?

    — Мы достигли цели урока?

    — Что
    такое корень слова?

    — Какие
    слова мы называем однокоренными?

    — Как найти в слове корень?

    Если вам понравился урок, вам было все
    понятно вам необходимо повесить лучик к солнышку, если у вас были затруднения, 
    воспользуйтесь облачком. (Каждый ученик, подходя к доске, называет группу
    однокоренных слов)

    Стр. 75 Упр. 132. Составить 2 предложения
    и подчеркнуть грамматическую основу. Выучить правила на стр. 74-75.

    I.Предложение, слово, звуки и буквы.

    № п/п

    Тема занятий

    Виды работ, оборудование

    Часы

    1

    2

    3

    4

    1

    Речь, предложение

    Составление связного текста из предложений в 3-4 слова. Сюжетные картинки, схемы предложений

    1

    2

    Интонационная законченность предложения

    Составление и запись предложений из 2-4 слов, текста из 5-6 слов

    2

    3

    Дифференциация понятий предложение-слово

    Предложения из 2-4 слов. Их анализ. Таблицы, схемы, сюжетные и предметные картинки

    1

    4

    Дифференциация понятий звук-буква

    Звуковой анализ и синтез, самостоятельное составление слов. Схемы слов, предложений, буквы, картинки

    1

    5

    Гласные и согласные звуки

    Анализ слов с выделением звуков, составление слов на магнитной доске, запись в тетрадь. Зеркала, магнитная доска, схемы, картинки

    1

    6

    Гласные «а», «о», «у», «и», «ы». Дифференциация гласных «а»-«о», «о»-«у», «и»-«ы»

    Анализ прямых и обратных слогов, развитие фонематического восприятия гласных. Таблица гласных, зеркала, магнитная доска.

    10

    7

    Ударные гласные, выделение согласных

    Анализ слов, предложений с выделением ударных гласных. Выделение согласных из слова, слога, предложения. Зеркала, магнитная доска, предметные картинки

    1

    8

    Твёрдые и мягкие согласные

    Звукослоговой анализ на сигнальных карточках. Запись предложений с выделением твёрдых и мягких согласных. Предметные картинки, сигнальные карточки со схемами слов и предложений

    2

    9

    Звонкие и глухие согласные

    Составление слов и анализ согласных, дописывание слов и предложений. Таблицы гласных и согласных, предметные и сюжетные картинки, схемы предложений

    2

    10

    Звуки «п», «п’». Буква П

    Уточнение артикуляции и звучания  согласных в слогах, словах и предложениях, определение места звука в слове. Картинки, магнитная доска, буквы, зеркала

    2

    11

    Звуки «б», «б’». Буква Б

    Уточнение артикуляции и звучания  согласных в слогах, словах и предложениях, определение места звука в слове. Картинки, магнитная доска, буквы, зеркала

    2

    12

    Дифференциация «п»-«б»

    Дифференциация на слух и при письме в слогах, словах, и предложениях, запись слов и предложений с пропущенными согласными

    2

    13

    Звуки «т», «т’». Буква Т

    Уточнение артикуляции и звучания в слогах, словах, фразах, группировка слов, запись предложений с выделением и вставкой звуков и букв

    2

    14

    Звуки «д», «д’». Буква Д

    Уточнение артикуляции и звучания в слогах, словах, фразах, группировка слов, запись предложений с выделением и вставкой звуков и букв

    2

    15

    Дифференциация «т»-«д»

    Установление сходства и различия звуков в слогах, словах и фразах, чтение слоговых таблиц, работа с деформированным текстом, загадки, придумывание слов

    1

    16

    Звуки «к», «к’». Буква К

    Установление сходства и различия звуков в слогах, словах и фразах, чтение слоговых таблиц, работа с деформированным текстом, загадки, придумывание слов

    1

    17

    Звуки «г», «г’». Буква Г

    Установление сходства и различия звуков в слогах, словах и фразах, чтение слоговых таблиц, работа с деформированным текстом, загадки, придумывание слов

    1

    18

    Дифференциация «г»-«к»

    Установление сходства и различия звуков в слогах, словах и фразах, чтение слоговых таблиц, работа с деформированным текстом, загадки, придумывание слов

    1

    19

    Звуки «ф», «ф’». Буква Ф

    Установление сходства и различия звуков в слогах, словах и фразах, чтение слоговых таблиц, работа с деформированным текстом, загадки, придумывание слов

    1

    20

    Звуки «в», «в’». Буква В.

    Установление сходства и различия звуков в слогах, словах и фразах, чтение слоговых таблиц, работа с деформированным текстом, загадки, придумывание слов

    1

    21

    Дифференциация «ф»-«в»

    Установление сходства и различия звуков в слогах, словах и фразах, чтение слоговых таблиц, работа с деформированным текстом, загадки, придумывание слов

    1

    22

    Звуки «с», «с’». Буква С.

    Установление сходства и различия звуков в слогах, словах и фразах, чтение слоговых таблиц, работа с деформированным текстом, загадки, придумывание слов

    1

    23

    Звуки «з», «з’». Буква З.

    Установление сходства и различия звуков в слогах, словах и фразах, чтение слоговых таблиц, работа с деформированным текстом, загадки, придумывание слов

    1

    24

    Дифференциация «с»-«з»

    Установление сходства и различия звуков в слогах, словах и фразах, чтение слоговых таблиц, работа с деформированным текстом, загадки, придумывание слов

    2

    25

    Звук «ш». Буква «ш»

    Установление сходства и различия звуков в слогах, словах и фразах, чтение слоговых таблиц, работа с деформированным текстом, загадки, придумывание слов

    1

    26

    Звук «ж». Буква Ж

    Установление сходства и различия звуков в слогах, словах и фразах, чтение слоговых таблиц, работа с деформированным текстом, загадки, придумывание слов

    1

    27

    Дифференциация «ш», «ж»

    Установление сходства и различия звуков в слогах, словах и фразах, чтение слоговых таблиц, работа с деформированным текстом, загадки, придумывание слов

    1

    28

    Дифференциация «с»-«ш»

    Установление сходства и различия звуков в слогах, словах и фразах, чтение слоговых таблиц, работа с деформированным текстом, загадки, придумывание слов

    2

    29

    Дифференциация «з»-«ж»

    Установление сходства и различия звуков в слогах, словах и фразах, чтение слоговых таблиц, работа с деформированным текстом, загадки, придумывание слов

    1

    30

    Звук «ц». Буква Ц.

    Установление сходства и различия звуков в слогах, словах и фразах, чтение слоговых таблиц, работа с деформированным текстом, загадки, придумывание слов

    1

    31

    Дифференциация «с»-«ц»

    Установление сходства и различия звуков в слогах, словах и фразах, чтение слоговых таблиц, работа с деформированным текстом, загадки, придумывание слов

    2

    32

    Дифференциация «ц»-«т’»

    Установление сходства и различия звуков в слогах, словах и фразах, чтение слоговых таблиц, работа с деформированным текстом, загадки, придумывание слов

    1

    33

    Звук «ч». Буква Ч

    Установление сходства и различия звуков в слогах, словах и фразах, чтение слоговых таблиц, работа с деформированным текстом, загадки, придумывание слов

    1

    34

    Дифференциация «ч»-«т’»

    Установление сходства и различия звуков в слогах, словах и фразах, чтение слоговых таблиц, работа с деформированным текстом, загадки, придумывание слов

    1

    35

    Дифференциация «ч»-«ц»

    Установление сходства и различия звуков в слогах, словах и фразах, чтение слоговых таблиц, работа с деформированным текстом, загадки, придумывание слов

    2

    36

    Звук «щ». Буква Щ

    Установление сходства и различия звуков в слогах, словах и фразах, чтение слоговых таблиц, работа с деформированным текстом, загадки, придумывание слов

    1

    37

    Дифференциация «с»-«щ»

    Установление сходства и различия звуков в слогах, словах и фразах, чтение слоговых таблиц, работа с деформированным текстом, загадки, придумывание слов

    1

    38

    Дифференциация «ц»-«щ»

    Установление сходства и различия звуков в слогах, словах и фразах, чтение слоговых таблиц, работа с деформированным текстом, загадки, придумывание слов

    1

    39

    Дифференциация «ч»-«щ»

    Установление сходства и различия звуков в слогах, словах и фразах, чтение слоговых таблиц, работа с деформированным текстом, загадки, придумывание слов

    2

    40

    Звуки «л», «л’». Буква Л

    Установление сходства и различия звуков в слогах, словах и фразах, чтение слоговых таблиц, работа с деформированным текстом, загадки, придумывание слов

    1

    41

    Звуки «р», «р’». Буква Р

    Установление сходства и различия звуков в слогах, словах и фразах, чтение слоговых таблиц, работа с деформированным текстом, загадки, придумывание слов

    1

    42

    Дифференциация «л»-«р»

    Установление сходства и различия звуков в слогах, словах и фразах, чтение слоговых таблиц, работа с деформированным текстом, загадки, придумывание слов

    1

    II

    1

    Ударение

    Выделение ударного слога в 2-3-сложных словах. Чтение слов, одинаковых по написанию, но разных по звучанию

    2

    2

    Безударные гласные

    Нахождение и проверка безударных гласных в слове, обогащение словаря родственными словами

    4

    3

    Корень как составная часть слова. Сложные слова

    Составление предложений с однокоренными словами. Изучение сложных слов, отгадывание загадок с ними

    2

    4

    Приставки

    Чтение рассказов, насыщенных словами с приставками. Восстановление предложений с пропущенными словами с приставками.

    2

    5

    Суффиксы

    Чтение текстов со словами уменьшительных и увеличительных оттенков. Восстановление предложения с пропущенным названием профессии. Изучение прилагательных с разными суффиксами

    3

    6

    Окончание

    Чтение предложений, насыщенных однокоренными словами с разными окончаниями. Заполнение карточек со словами с пропущенным окончанием

    2

    7

    Предлоги

    Придумывание предложений с предлогами в, из, к, на, от, по, с, у. Восстановление деформированного предложения

    3-4

    8

    Раздельное написание предлогов

    Слоги, словосочетания, предложения с предлогами. Упражнения в правильном написании предлогов

    1

    9

    Имя существительное

    Знакомство с существительными единственного и множественного числа, разных родов и падежей. Восстановление предложений с пропущенными существительными

    4

    10

    Имя прилагательное

    Знакомство с прилагательными единственного и множественного числа, разных родов и падежей. Чтение предложений, насыщенных прилагательными в сочетании с существительными. Постановка вопросов к ним

    3

    11

    Глагол

    Чтение текстов с глаголами единственного и множественного числа разного времени и родов. Постановка вопросов к ним.

    4

    12

    Контрольный диктант

    Написание и проверка текста

    1

    III

    Связная речь

    1

    Предложение

    Составление и запись предложений по сюжетным картинкам. Составление предложений по заданным схемам

    2

    2

    Виды предложений по интонации

    Чтение логопедом стихотворения. Расстановка знаков препинания в тексте на карточке. Выразительное чтение

    1

    3

    Распространение предложений

    Составление и запись предложений. Подбор антонимов

    2

    4

    Деформированные предложения

    Построение законченного предложения из беспорядочных слов

    3

    5

    Предложения из разрозненных слов

    Подбор картинок по составленным из разрозненных слов предложениям («Профессии»). Выразительное чтение отрывков из стихотворения В.В. Маяковского «Кем быть?»

    2

    6

    Рассказ из отдельных предложений

    Составление рассказа из предложений, написанных на полосках цветной бумаги. Подбор названия, пересказ

    1

    7

    Рассказ по вопросам

    Ответы на вопросы логопеда (по индивидуальным карточкам). Полный пересказ

    1

    8

    План рассказа, пересказ

    Беседа, чтение, деление рассказа на части. Составление плана рассказа и запись его на доске и в тетради. Пересказ. Запись по плану, записанному на доске

    3

    9

    Описание предмета

    Чтение стихотворения А.Л. Барто «Очки». Выявление представлений об очках. Составление коллективного рассказа, запись новых слов. Рассказ по памяти

    1

    10

    Рассказ по серии картинок

    Логическая расстановка сюжетных картинок и выяснение скрытого смысла. Составление рассказа по вопросам, пересказ и запись

    3

    11

    Рассказ по сюжетным картинкам

    Рассмотрение картины «Футбол», выяснение её содержания по вопросам с использованием словаря, запись на доске. Свободный пересказ. Запись в тетрадь

    2

    12

    Рассказ по началу

    Чтение начала рассказа по картине. Самостоятельное продолжение. Завершение рассказа

    1

    13

    Рассказ на заданную тему

    Составление рассказов на темы «Осень», «Хлеб», «Школа»

    3

    Доброе утро!

    В Кронштадте первоклассник закидал снежками Вечный огонь, и – о чудо! – полиция ограничилась «установлением личности» и «профилактической беседой» с ним и его матерью, «реабилитацию нацизма» вменять не стали. В новостях так:

    • Смертность в России за последний год стала рекордной со времен войны.
    • «Ростех» разрабатывает программу для предсказания массовых беспорядков.
    • Сегодня Евросоюз вводит новый пакет санкций в отношении Беларуси.
    • Лукашенко назвал Крым российским – впервые после аннексии.

    Хроники пандемии

    По данным оперативного штаба на утро вторника, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России упал до 32 648. Официальное число инфицированных в стране с начала пандемии – 9 миллионов 637 тысяч; официальное число жертв достигло к утру вторника 275 193 человек (+1229 за сутки). Эти данные слабо соотносятся с реальностью: по оценкам «Ведомостей», с которыми согласны и независимые демографы, смертность в России за последний год – с декабря 2020-го по ноябрь 2021-го – превысила 2,4 млн человек. Это рекордные показатели со времен Второй мировой войны.

    На фоне известий о появлении штамма «омикрон» Росздравнадзор сократил срок действия ПЦР-теста до 48 часов, а власти Петербурга объявили, что в новогоднюю ночь общественный транспорт работать не будет, чтобы никто никуда не ездил.

    В Евросоюзе штамм «омикрон» выявлен у 44 человек в 11 странах. Здесь американские ученые подробно объясняют, чего ждать от «омикрона», и призывают не рассчитывать на оптимистический сценарий.

    Прогнозно-аналитическая модель «Массовые беспорядки»

    • Басманный суд Москвы отказался удовлетворить жалобу Алексея Навального на возбуждение в отношении него уголовного дела о мошенничестве. Навальный участвовал по видеосвязи.
    • Адвокат рассказал, что сотрудники Центра «Э» угрожали бывшему координатору штаба Навального в Уфе Лилии Чанышевой. Это произошло после ее задержания в Уфе. Сейчас Чанышеву, в отношении которой возбуждено уголовное дело о создании «экстремистской организации», перевели в СИЗО в Москве.
    • Главу омского «Яблока» уличили в сотрудничестве с Центром «Э»: она сдала эшникам личную переписку с бывшим однопартийцем Романом Саитовым, которого ранее задержали по обвинению в демонстрации нацистской символики.
    • «Ростех» разрабатывает систему для предсказания и предотвращения митингов и массовых беспорядков на основе искусственного интеллекта.

    Неприятности в раю

    • Депутат от КПРФ Валерий Рашкин подал иск к Госдуме в связи с тем, что его не пустили на заседание парламента, когда там рассматривался вопрос о лишении его депутатской неприкосновенности в связи с убийством лося.
    • Бывший схиигумен Сергий, вступивший в открытый конфликт с РПЦ и властями на фоне пандемии, получил 3,5 года колонии: его признали виновным сразу по трем статьям – «Склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства», «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий» и «Самоуправство».
    • В Дагестане суд второй раз приговорил бывшего полицейского к двум годам ограничения свободы за убийство бывшей жены (ранее Верховный суд Дагестана отменил такой же приговор за чрезмерную мягкость).
    • Выступая на инвестиционном форуме «Россия зовет!», Путин обнадежил бизнес, объяснив, что само наличие у него конституционного права баллотироваться в президенты в 2024 году «уже стабилизирует» ситуацию в России.

    Лукашенко хочет в Крым

    • Александр Лукашенко впервые после аннексии 2014 года назвал Крым российским и рассказал о планах встретиться с Путиным в Севастополе. Глава МИД Украины Дмитрий Кулеба отказался «оценивать каждое проявление потока сознания, которое осуществляет Лукашенко» – Киев намерен смотреть на его действия. По мнению бывшего украинского дипломата, политолога Валерия Чалого, слова Лукашенко – знак того, что «российская экспансия в Беларуси идет полным ходом».
    • Сегодня Евросоюз вводит новые санкции в отношении Беларуси. В списке 17 официальных лиц (в основном сотрудники Погранкомитета и начальники региональных погранотрядов) и 11 организаций, в том числе «Белавиа», турагентства и гостиницы, занимавшиеся доставкой мигрантов с Ближнего Востока.
    • В Минске на 10 суток арестован фрилансер белорусской службы Радио Свобода Андрей Кузнечик. Его задержали во время велосипедной прогулки и арестовали за «мелкое хулиганство». Дома провели обыск, забрали всю технику и деньги.
    • В Чехии задержан глава Белорусской федерации футбола Владимир Базанов (пока не совсем ясно, на каком основании), команду «МАЗ-СПОРТавто» не допустили к ралли «Дакар» в связи с санкциями.
    • О сложностях, которые испытывают при легализации бежавшие в Украину белорусы, рассказывается здесь.

    Вокруг света

    • Сегодня президент Украины будет выступать с посланием к Верховной Раде – на фоне протестных маршей, разговоров о госперевороте и личного конфликта Зеленского с журналистом Юрием Бутусовым.
    • Власти Нидерландов намерены обратиться в Международную организацию гражданской авиации (ИКАО) и попросить ее ответить на вопрос, нарушила ли Россия международную Чикагскую конвенцию 1944 года, не обеспечив безопасность пассажиров сбитого под Донецком «Боинга». Если ИКАО согласится, что самолет был сбит из ракетной установки «Бук» российской армии, это послужит основанием для подачи иска в Международный суд ООН.
    • Рассказ о жизни младшего брата Нурсултана Назарбаева Болата: пока его брат был президентом, он превратился из сантехника в успешного инвестора.
    • В Узбекистане учителей согнали на субботник под наблюдением вертолета.
    • Венгрия готова провести референдум по вопросам ЛГБТ в 2022 году – это ответ на прозвучавшую из Брюсселя критику закона о запрете «пропаганды ЛГБТ», принятого в июне.
    • Военные власти Мьянмы предъявили новые обвинения Аун Сан Су Чжи – на этот раз в коррупции в связи с арендой вертолета.
    • Барбадос официально вышел из-под власти британской монархии и стал парламентской республикой. На торжественной церемонии по этому случаю присутствовали принц Чарльз и Рианна.

    Шесть ссылок

    • Лингвистическое. Краткий пересказ ежегодной лекции о берестяных грамотах, найденных российскими учеными. Или отрывок из книги Марии Бурас «Лингвисты, пришедшие с холода» (изд-во АСТ) – о становлении структурной лингвистики в СССР.
    • Вокруг искусства. Статья Бориса Гройса об отношениях между утопией и архивом, а также об изменениях, которые претерпела художественная деятельность с появлением интернета. Или беседа с искусствоведом Надеждой Подземской о составленном ею двухтомнике «Василий Кандинский. О духовном в искусстве» и о значении Кандинского для российской арт-современности.
    • Разговоры о сексуальности. Краткое введение в язык древнегреческой гомосексуальности. Или рассказ о том, как читали и воспринимали «120 дней Содома» маркиза де Сада на протяжении XX века.

    Искренне Ваши,
    Семь Сорок

    • Рассказ с мамой на свадьбе
    • Рассказ русский лес соколов микитов распечатать
    • Рассказ рождественская ночь станюкович читать полностью
    • Рассказ ребенка про детский сад
    • Рассказ робинзона крузо краткий