Рассказ с корнями с чередованием

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: правописание корней чет чит правило. также вы можете бесплатно проконсультироваться у

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правописание корней чет чит правило». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Однако бывают случаи, когда запомнить правописание непроверяемых гласных в корне слова помогает история возникновения слова.

Слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением, например: морской — мо́ре,мясной — мя́со, грибы — гри́б.

Рассмотрим правила для этих корней. Обратите внимание, что правила написания чередующихся гласных в корнях слов касаются не только безударных гласных, но в некоторых случаях и ударных тоже.

  • перед ст и щ пишется а ,
  • в остальных случаях пишется о

Корни с чередованием: общее понятие

Во-первых, это чередующийся корень ЧИТ/ЧЕТ, зависящий от наличия суффикса А, со значением «работать с письменными знаками»: читать — прочесть, вычитать — вычесть, вычет.
Во-вторых, это чередующийся корень ЧИТ/ЧЕТ, зависящий от наличия суффикса А, со значением «уважать»: почитать — почести.

Короли и королевы Англии от Вильгельма завоевателя до Елизаветы II Королевский титул родился на берегах Туманного Альбиона в IX веке.

В данной статье рассмотрим, что такое чередование корней и от чего оно зависит, какие корни связаны с тем или иным фактором, приведем конкретные примеры, а также перечислим все исключения.

Но скажу вам сразу что для того что бы начать добывать ресурсы вам нужно найти нормальное место и уже после там строить завод.Развитие титановых и урановых рудников приведет к значительному увеличению добываемых ископаемых, а это значит что будет создано больше оружия для нападения и обороны.

Гласная «И» пишется в корне «чит», когда ударение падает на другую букву, а после корня следует суффикс «а», в остальных случаях используется корень «чет».

Например: прил о жение, пол а гаться

  • пишется а , если после корня стоит суффикс а ,
  • пишется о , если суффикса а нет.

Однокоренные слова с корневой гласной под ударением служат проверочными для тех слов, в которых ударение смещено на другие морфемы или гласные корня. Иногда для проверки достаточно изменить форму слова.

В данной орфограмме написание буквы не зависит от ударения и ударением проверить ее нельзя. Написание чередующихся гласных зависит от нескольких условий, а потому их можно разделить на несколько групп: а. написание зависит от наличия или отсутствия суффикса -а-; б. написание зависит от ударения; в. написание зависит от конечной согласной корня; г. написание зависит от значения слова.

Уважаемые коллеги, хотелось бы услышать ваше мнение по этому вопросу. Как выпускники должны осмыслять слова «чета, сочетать, сочетание», если они встретятся в задании 9 КИМ ЕГЭ?

В таких корнях выбор букв зависит от разных критериев, поэтому морфемы сгруппированы по признаку, определяющему правописание.
Язык формируется сотни лет, претерпевая изменения. Корень через века проносит основное лексическое значение, но форма главной части слова меняется. Этим объясняют сложность правильного выбора гласных в корнях слов современного языка.

Однако после внесения некоторых изменений в структуру экзамена оно стало намного сложнее и запутаннее. Из-за того, что в задании №9 и в последующих заданиях теперь требуется выбрать несколько вариантов ответа (от 2 до 4), выпускники стали совершать гораздо больше ошибок, чем раньше.

Правописание гласных в корне: все правила в одном месте

Для того чтобы справиться с заданием ЕГЭ по теме «Правописание безударной гласной в корне слова», необходимо разобраться с этими группами.

Если ты прочитал(а) всю страничку сайта, со всем ознакомился(ась) и готов(а) работать, развиваться и зарабатывать, то заполняй форму и стань частью нашей бомбезной команды!

Бюро переводов «Лингвотек» может по праву считаться международным. За 12 лет работы мы выполнили более 50000 переводческих заказов как для корпоративных, так и для частных клиентов. Мы дорожим нашей репутацией, поэтому максимальное внимание уделяем качеству выполняемых нами переводов. Мы сотрудничаем только с опытными квалифицированными переводчиками.

Чтобы определить, есть ли в корне слова непроверяемая безударная гласная, необходимо понять, можно ли проверить эту гласную или нет. На самом деле, в русском языке довольно много слов, которые невозможно проверить. Их называют словарными словами. Полностью ознакомиться с ними вы можете в орфографическом словаре. Сейчас же мы предлагаем вам просто познакомиться с некоторыми из них:

  • авангард
  • авантюра
  • адвокат
  • альманах
  • ананас
  • аннотация
  • аномалия
  • апартаменты
  • аплодисменты
  • апелляция
  • алгоритм
  • акварель
  • аромат
  • абордаж
  • багаж
  • бойкот
  • бечева
  • бетон
  • бизнесмен
  • богатство
  • балкон
  • барьер
  • бокал
  • бадминтон
  • вакансия
  • ватрушка
  • ветеринар
  • винегрет
  • вермишель
  • велосипед
  • вестибюль
  • ветчина
  • воробей
  • вернисаж
  • габариты
  • гарнизон
  • горизонт
  • гармония
  • гараж
  • декларация
  • дефицит
  • диапазон
  • иждивенец
  • интеллигентный
  • инцидент
  • имитация
  • инициатива
  • кавычки
  • карнавал
  • катастрофа
  • компромисс
  • компания
  • кастрюля и др.

В русском языке есть множество слов, в которых нельзя проверить безударную гласную. Это, так назваемые, словарные слова. Их написание следует проверять по орфографическому словарю.

В русском языке аблаут — явление историческое. Слов с ним достаточно много. А если мы имеем дело с безударной чередующейся гласной корня, значит, нельзя воспользоваться школьным правилом, по которому гласную надо поставить под ударение, чтобы узнать, какую писать.

Орфограммы. № 24.Буквы Е и И в корнях с чередованием.

Чередование корней – это замена гласных «а» и «о», «и» и «е» в разных формах одного и того же слова или в родственных словах. Все чередующиеся гласные в корне можно объединить в несколько групп в зависимости от наличия или отсутствия суффикса, от ударения, от буквы, следующей за гласной, от значения слова.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Корни с чередованием изучаются в 5 классе. В учебнике под редакцией В.В. Бабайцевой корень чет-чит не указан в списке чередующихся корней. В учебнике под редакцией А.Ю. Купаловой (гриф ФГОС) данный корень также отсутствует.

Если значение слова «погружать в жидкость», то пишем А, но если слово обозначает «пропускать жидкость», то пишем О:

  • -мак -//- мок- ( макать хлеб в мёд – промОкнуть под дождём)

В словах «отчет», «отчитаться» корнем является морфема отчет-/отчит-, хотя буквы «е» или «и» выбираются в присутствии суффикса -а-.

7 примеров с корнями: – чет -,-чит –

Для того, чтобы определить главную в этих корнях нужно ориентироваться на суффикс в данном слове. Если суффикс «-а», тогда пишем корень «чит». Если нет, тогда пишем корень «чет». Но в данном случае есть слова исключения: сочетать, сочетаться чета.

Слова с чередующейся гласной в корне. Необходимо запомнить эти корни, а также условия выбора в них гласных.

В каждой группе корней есть исключения. Эти слова запоминают, так как они не подчиняются правилам чередующихся корней.

Однако после внесения некоторых изменений в структуру экзамена оно стало намного сложнее и запутаннее.

Чтобы понять, есть ли в корне слова безударная проверяемая гласная, нужно подобрать такое однокоренное слово, с помощью которого можно проверить данную гласную.

Они пообщались, и зайчонок Макс узнал, что слово ЛИСА проверяется словом ЛИС, в котором И находится под ударением, а слово ЛЕСА — словом ЛЕС, в котором под ударением пишется Е.

В словах «отчет», «отчитаться» корнем является морфема отчет-/отчит-, хотя буквы «е» или «и» выбираются в присутствии суффикса -а-.

Не все безударные гласные в корне можно проверить. Правописание непроверяемой гласной в корне многих слов нужно запоминать и при необходимости уточнять в орфографическом словаре, например: акварель, винегрет, гардероб, контекст, макулатура, параграф, фонтан и так далее.

Правописание корней входит в Единый государственный экзамен по русскому языку для 11 класса (задание 8).

Присылайте свои замечания и предложения на на электронную почту. Мы всегда рады ответить на все ваши вопросы.

Написание чередующихся гласных а/о, е/и, а(я)/им, а(я)/ин в корне слова может зависеть:

  • от суффикса, следующего за корнем;
  • от буквы, следующей за гласной;
  • от значения слова.

Если значение корня связано с понятием пропускать жидкость, становиться влажным, то пишем -мок- (-моч-).

Примеры слов с чередующимися гласными е/и в корне

Однако не каждое слово подходит для проверки подобных гласных. Например, нельзя проверять правописание безударных гласных в глагольных корнях при помощи глаголов на -ИВАТЬ, -ЫВАТЬ (глаголов несовершенного вида), так как гласные О-А в таких глаголах могут чередоваться (ср. дострОить — дострАивать).

В таких случаях правописания безударных гласных в корне слова необходимо подобрать другое однокоренное слово, например, гласный в корне слова опОздать можно проверить словами пОздно, пОздний, но нельзя словом опАздывать.

В школьных учебниках (когда речь идет о корнях чет/чит) традиционно приводятся примеры вычитать — вычесть (+ исключения: сочетать, сочетание). Об омонимии корней чет/чит школьные учебники «умалчивают».

В корне без ударения пишется «и», в том случае, если после корня стоит суффикс «а»: причитается, вычитать.

Чередующиеся безударные гласные в корне слова: конкретные примеры и правило

Если в корне есть буквы Т или Щ, то пишем букву А, но если этих букв нет, то в корне пишется буква О:

  • -рАст-//-рАщ- // -рОс- (вы рАст и– вы рАщ енный — вы рОс ли).

Словарные слова также пишутся по орфографической норме. Эта норма установлена не по тому или иному правилу, а специально для данного слова. Она отражена в орфографическом словаре.

Чередование гласных Е и И в корнях зависит от наличия суффикса -А- после корня: если суффикс есть, то пишется И, иначе пишется Е.

Ровный – то есть «гладкий, прямой». Дорога ровная. А равный – значит одинаковый, «в правах равный».

307

Ровн, Равн – в чем разница и как их запомнить

Рассказ с корнями с чередованием

Автор: Алексей Морозов

Дата: 12.06.2021

В корнях «ровн», «равн» чередующаяся гласная о/а. То есть там может быть как «о», так и «а». Общее правило такое. «А» пишется тогда, когда имеется в виду «равенство», то есть одно «равно» другому. Равенство в правах, например, уравнение одного с другим и пр.

А буква «о» пишется в том случае, если перед нами что-то «ровное». Например, ровная дорога.

И все было бы хорошо, если бы не было исключений и слов с не совсем ясным значением. Давайте разбираться.

Читайте статью до конца, потому что ближе к заключению я буду рассказывать, как объяснять корни ровн/равн в школе, а также порекомендую полезные ресурсы для изучения русского.

Корни «ровн», «равн» нельзя проверять ударением

Запомните прямо вот сейчас, что если перед вами ровн/равн, то там чередующаяся гласная. То есть она зависит от каких-то определенных условий чередования. В нашем случае – от смысла слова.

И нельзя никогда эту гласную проверять ударением. Например, хотите вы сказать что-то вроде «мы не р…вны в правах». Гласная в корне безударная. Вы ее проверяете ударенем – через слово «ровный». И пишете «о». Это грубейшая ошибка, дамы и господа.

Каждый раз, когда вам попадаются «ровн» или «равн», надо думать о смысле выражения. О том, чего больше – равенства или «ровности».

Когда надо писать «равн»

Итак, корень «равн» мы пишем тогда, когда говорим о «равенстве». Вот примеры предложений с этим словом:

  1. Все люди равны.
  2. Уравняйте правую и левую часть.
  3. Сравните два этих мешка = Узнайте, равны эти мешки или нет.
  4. Этот треугольник равносторонний = Все стороны у этого треугольника равны.
  5. Наступил момент равноденствия = День и ночь равны друг другу.

Уловили суть? Мы не говорим о том, что у треугольника «ровные» стороны. То есть что они без «изгибов». Мы говорим о том, что они «равны», то есть одинаковы. Например, каждая сторона по десять сантиметров.

И о том, что мешок «ровный» мы тоже не говорим. Нам надо сказать, что один мешок «равен» другому, то есть они, например, весят одинаково.

Написать корень «равн», значит поставить между двумя словами/понятиями знак равно.

Когда надо писать «ровн»

А вот этот корень мы пишем уже тогда, когда хотим сказать про какой-то «ровный» предмет. Например, вот у меня перед домом школа, у этой школы забор «ровный» – ровненькая такая линия, без изгибов.

А когда я пишу текст, я все время сижу неровно. Одно плечо ниже, другое выше. И когда кто-то заходит в комнату, я слышу: «Сядь ровно!».

Другие примеры с этим словом:

  1. Надо сровнять эту кучу песка с землей. Сровнять – то есть чтобы было «ровно», чтобы кучи больше не было. Речь не о том, чтобы, например, уравнять в правах песок и землю.
  2. Выровните строй, а то он неровный.
  3. Подровняйте вот эти кустики, а то они некрасиво смотрятся.
  4. Я посмотрел эскиз, какие-то у вас линии все неровные.
  5. Разметка у вас неровная, как видите.

«Ровн» пишем тогда, когда говорим о чем-то прямом, ровном, без изгибов. Короче, когда смотришь, и глаз радуется.

Исключения

Есть несколько слов, которые вот этому общему правилу не совсем подчиняются. Давайте их разберем.

Равнение в армии и в жизни

В армии говорят: «Равняйсь! Смирно!» А еще говорят: «Равнение на середину!»

И пишется во всех этих словах «равн». Хотя суть равнения в том, чтобы строй стал ровным.

И сразу другой момент. Есть такое выражение «Равняться на кого-либо». Например: «Вам надо бы равняться на вашего друга». Это значит, брать пример с друга, стремиться быть таким же, как он.

Тут нет значения «ровный», но в то же время не совсем о «равенстве» речь.

Запомните все эти слова вместе. Потому что когда в армии звучит команда «Равняйсь!», солдаты «равняются» друг ну друга.

Поравняться

Вот ехали две машины. Одна отставала от другой. Потом та, что отставала, поддала газку и «поравнялась» с другой машиной. И стали они как бы «равными» на дороге – ни та не уступает, ни другая.

Пусть у вас в голове отложится эта коротенькая история и образ двух машин. И слово «поравняться» с буквой «а».

Уровень

Это многозначное слово, поэтому его правописание часто вызывает вопросы. Писать слово «уровень» надо с буквой «о», а запомнить можно следующим образом.

Вы наверняка видели у строителей такую штуку.

Уровень

Ее кладут на какую-то поверхность, чтобы понять, ровная она или нет. Так вот эта штука как раз и называется «уровень».

Каждый раз, когда вам будет встречаться это слово, вспоминайте, что «уровень» нужен строителям для того, чтобы сделать забор/стену/навес и пр. «рОвными». УрОвень – рОвный.

Это правило относится абсолютно ко всем уровням в мире. Не важно, идет речь про уровень в игре, про социальный уровень, про уровни абстракции – без разницы. Везде «о».

Поровну

Вообще по логике, надо бы тут писать «а». Потому что мы равны и имеем право на равные доли чего-либо.

Однако пишется «о». Запоминайте эту букву так. «Положи мне рОвно столько, сколько себе положил! Понял?»

Представьте ситуацию какую-нибудь, где два человека, например, кашу кладут в тарелки. И пусть один из них скажет другому вот эти слова. И «поровну» у вас в голове «совпадет» со словом «ровно столько».

Равнина

Вот это абсолютный нонсенс. Равнина называется так потому, что она «ровная». Однако мы в ней пишем букву «а».

Чтобы запомнить, вам тоже нужна какая-то ассоциация. Ну, например, вот шли вы по холмам и горам, шли, шли, шли, вдруг поднялись на холм – и перед вами равнина.

Бескрайняя.

Равнина

Вы смотрите вокруг – и ни холмика. И вы невольно восклицаете: «Аааааах!» Запомните вот эти буквы «а», которые вы произносите, когда восторгаетесь равниной. И пишите это слово с «а».

Что делать с корнями «ровн», «равн» в школе

Смотрите, надо не просто их списывать и ставить правильные буквы, надо еще объяснять свою точку зрения. Давайте разберем, как это делать в тетради и при ответе у доски.

В тетради

Предположим, что у вас слово «выр…внять». Вы его записываете в свою тетрадочку с буквой «о». Ставите ударение, под «о» проводите черточку. Это показывает, что «о» – безударная гласная, в написании которой вы сомневаетесь.

Дальше необходимо выделить морфему, в которой она находится. То есть корень «ровн». А потом написать рядом в скобках любой синоним, который прояснит значение. Например «сделать ровным».

Обратите внимание, в этом синониме мы уже ничего не подчеркиваем и не выделяем. Потому что мы не ударением проверили «о», а «смыслом». Вполне достаточно того, что мы указали синоним и «прояснили» значение.

А если попадается «равнина» или «уровень»? Или любое другое слово-исключение? Тогда пишем в скобочках «запомнить». Потому что исключения надо только запоминать, проверить их невозможно.

У доски

Теперь представим, что вы стоите у доски. И вам досталось слово «подр…внять». Вы записываете его с «о» и говорите следующее:

  1. Что? Безударная гласная «о».
  2. Где? В корне «ровн».
  3. Почему? Потому что значение «ровный».

Вот и всё.

А если вдруг вам достанется слово «Равняйсь!» (хоть и вряд ли), то вы скажете – «Исключение, надо запомнить».

Более подробно о такой схеме объяснения орфограмм я рассказываю в своем видео. Оно короткое, посмотрите обязательно. Если будете так работать со всеми орфограммами – вам репетиторы вообще будут не нужны.

Полезные материалы по теме

Наверняка у вас возникают и другие вопросы о правописании слов, на которые вы хотите найти ответ. Чтобы не искать ответы долго, рекомендую вам следующие полезные материалы.

Во-первых, несколько моих статей:

  1. Как научиться писать грамотно. В этой статье я даю рекомендации, которые помогут вам выработать «автоматическое» грамотное письмо.
  2. Что такое орфография и как ее учить. Статья поможет вам быстрее и легче усваивать орфографические правила, не делать ошибок при написании слов. В том числе с корнями ровн/равн и другими корнями с чередованиями.
  3. Что такое пунктуация в русском языке. Это статья об основных правилах постановки знаков препинания.
  4. Подборка курсов по русскому языку. Обязательно посмотрите, там каких только материалов нет. Есть достаточно дешевые и даже бесплатные.

Во-вторых – есть в интернете сайт Викиум, а на этом сайте есть онлайн-тренажеры для прокачки разных навыков. В основном, там мышление, память и все такое прочее. Но недавно появился еще русский язык. Все тренажеры по русскому собраны в одном блоке, он называется «Способность к работе с текстом». Очень вам его рекомендую. Тренажеры бесплатные, заниматься на них интересно, они помогают хорошо систематизировать знания. Пользоваться ими можно даже без регистрации на Викиуме.

Третье – у меня есть архив с электронными книгами по русскому языку, я могу вам его переслать. Чтобы получить архив, добавьте свой адрес вот сюда, материалы отправятся автоматически. В спам они вроде не уходят, но на всякий случай проверьте эту папку.

Четвертое. На том же Викиуме есть платный, но недорогой курс «Идеальный русский». В нем собраны основные правила русского языка, а для их закрепления созданы три специальных тренажера. Суммарно за теорию с практикой вам надо будет заплатить 890 рублей. Учитывая стоимость репетиторства, я думаю, это не дорого. Попробуйте.

Заключение

Мы разобрали правописание корней «ровн» и «равн». Дорогие друзья, все ли вам понятно в этом материале? Можете ли вы сейчас сходу перечислить все слова-исключения?

Дайте, пожалуйста, обратную связь по статье. Был ли этот материал вам полезен, пользовались ли вы дополнительными ресурсами, которые я рекомендовал?

Спасибо, до встречи!

Рассказ с корнями с чередованием

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

Инфоурок

Русский язык
ПрезентацииПрезентация по русскому языку «Правописание букв Е-И в корнях с чередованием» 6 класс

Космическое путешествие в Галактику

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Космическое путешествие в Галактику

    Описание слайда:

    Космическое путешествие в Галактику

  • 2 слайд

    ПословицыСиденьем города не б…рут. Соб…рай по ягодке, наб…решь кузовок Что на

    Описание слайда:

    Пословицы
    Сиденьем города не б…рут.
    Соб…рай по ягодке, наб…решь кузовок
    Что наб…решь, то и понесешь

  • 3 слайд

    БеРУТ – СОБиРАЙ – НАБеРЁШЬ

    Описание слайда:

    БеРУТ – СОБиРАЙ – НАБеРЁШЬ

  • 4 слайд

    Цель урока: Научиться правильно выбиратьбуквы Е-И в корнях с чередованием

    Описание слайда:

    Цель урока:

    Научиться правильно выбирать
    буквы Е-И в корнях с чередованием

  • 5 слайд

    ТЕМА УРОКА: «Буквы Е и И в корнях с чередованием».

    Описание слайда:

    ТЕМА УРОКА:

    «Буквы Е и И в корнях
    с чередованием».

  • 6 слайд

    РАСТеРЕТЬ – РАСТиРАТЬ РАЗБеРУ – РАЗБиРАТЬ ОТПеРЕТЬ – ОТПиРАТЬ ЗАДеРЁТ – ЗА

    Описание слайда:

    РАСТеРЕТЬ – РАСТиРАТЬ

    РАЗБеРУ – РАЗБиРАТЬ

    ОТПеРЕТЬ – ОТПиРАТЬ

    ЗАДеРЁТ – ЗАДиРАТЬ

    ЗАМеРЕТЬ – ЗАМиРАТЬ

    РАССТеЛИТЬ – РАССТиЛАТЬ

    ВЫЖеГ – ВЫЖиГАТЬ

  • 7 слайд

    -ТЕР - ТИР-- БЕР - БИР-- ПЕР - ПИР-- ДЕР - ДИР-- МЕР- МИР-- СТЕЛ - СТ

    Описание слайда:

    -ТЕР — ТИР-
    — БЕР — БИР-
    — ПЕР — ПИР-
    — ДЕР — ДИР-
    — МЕР- МИР-
    — СТЕЛ — СТИЛ —
    — ЖЕГ — ЖИГ-

  • 8 слайд

    Правило В корнях с чередованием И Е пишется буква -И-, если после корн

    Описание слайда:

    Правило
    В корнях с чередованием И Е
    пишется буква -И-, если после корня есть суффикс -А- ;
    пишется буква -Е-, если после корня нет суффикса -А- .

  • 9 слайд

    УЗЕЛОК ПАМЯТИ!.И.аЕсли видишь, что за корнем появился суффикс А.

    Описание слайда:

    УЗЕЛОК ПАМЯТИ!

    .И.
    а
    Если видишь, что за корнем
    появился суффикс А.
    То, без всякого сомненья,
    В корне И пиши всегда.

  • 10 слайд

    Алгоритм1. Выделяю в слове корень 2. Вспоминаю корни с чередованием Е-И 3. П

    Описание слайда:

    Алгоритм

    1. Выделяю в слове корень
    2. Вспоминаю корни с чередованием Е-И
    3. Проверяю, есть ли суффикс А после корня
    4. Если есть суффикс А, пишу И, если нет – Е

  • 11 слайд

    Физкультминутка!Раз - подняться на носки и улыбнуться, Два - руки вверх и пот

    Описание слайда:

    Физкультминутка!
    Раз — подняться на носки и улыбнуться,
    Два — руки вверх и потянуться,
    Три — согнуться, разогнуться,
    Четыре — снова всё начать,
    Пять — поглубже всем вздохнуть,
    Шесть — на пояс руки ставим,
    Семь — повороты туловища начинаем,
    Восемь — столько раз приседаем,
    Девять — потягиваемся и отдыхаем,
    Десять — урок наш продолжаем.

  • 12 слайд

    Соб..раю ягоды, зад..рать голову, ст..реть надпись, бл..стает на солнце, р

    Описание слайда:

    Соб..раю ягоды,
    зад..рать голову,
    ст..реть надпись,
    бл..стает на солнце,
    расст..лил коврик,
    пост..лить скатерть,
    разж..гать костер,
    зап..раю дверь,
    проб..ремся к реке.
    Планета чередующихся гласных

  • 13 слайд

    Дом №1 – И.Дом №2 - Е.

  • 14 слайд

    Дом №1 – И. Стирает Задирает Прибирал Разжигать ОпиратьсяДом №2 - Е. Застелит

    Описание слайда:

    Дом №1 – И.
    Стирает
    Задирает
    Прибирал
    Разжигать
    Опираться
    Дом №2 — Е.
    Застелить
    Запер
    Заберу
    Блестит
    Настелил

  • 15 слайд

    РефлексияКакую цель мы ставили перед собой? Мы её достигли?

    Описание слайда:

    Рефлексия

    Какую цель мы ставили перед собой?
    Мы её достигли?

  • 16 слайд

    Домашнее задание1) № 647, стр. 113 (для уч-ся с?), 2) Самодиктант из слов с ч

    Описание слайда:

    Домашнее задание
    1) № 647, стр. 113 (для уч-ся с?),
    2) Самодиктант из слов с чередующимися гласными Е-И (20 слов) для уч-ся + —
    3) Творческая работа: рассказ «Как я убираю свои комнату» для уч-ся +
    4) Всем с.113 упр.646

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Рассказ с корнями с чередованием

  • Сейчас обучается 973 человека из 79 регионов

Рассказ с корнями с чередованием

  • Сейчас обучается 341 человек из 65 регионов

Рассказ с корнями с чередованием

  • Сейчас обучается 1013 человек из 81 региона

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

Похожие материалы

  • Программа по русскому языку для учащихся 3 класса

  • Контрольная работа по русскому языку (9 класс)

  • АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УО (ИН), вариант 1 по русскому языку 5-6 класс

  • Презентация «Технология оценивания достижения планируемых результатов на уроках русского языка»

  • РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 11 класс, углубленный уровень

  • Презентация по русскому языку «Н и НН в прилагательных» (6 класс)

  • Презентация к уроку 3 по родному русскому языку в 5 классе

  • Подготовка к сочинению по картине В.М. Васнецова «Баян»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5446103 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Основы туризма и гостеприимства»

  • Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»

  • Курс повышения квалификации «Правовое регулирование рекламной и PR-деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»

  • Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: Теория и методика преподавания в образовательной организации»

Русский язык. 6 класс. Урок № 23.

Повторение темы «Корни с чередованием гласных».

Задание № 1: из данных предложений и
словосочетаний выпишите (на слух) только слова, где есть корни с чередованием
гласных.

Ключ:

Предложение

Корень с чередованием гласных

1

Выжигание
старинный вид народного искусства.

выжигание

2

Излагать
содержание статьи.

излагать

3

касается трудной
темы

касается

4

запах
гари

гари

5

приложить усилия

приложить

6

утренние
зори

зори

7

сильно
загореть

загореть

8

коснуться ногами земли

коснуться

9

прибрежные
заросли

заросли

10

вечерняя
заря

заря

Повторение темы «Приставки «пре-» и
«при-«».

Задание № 2: распределите (на слух) номера
словосочетаний в зависимости от наличия приставки «пре-» или «при-».

(1) Пришить пуговицу, (2) предобрый
человек, (3) преувеличить опасность, (4) прервать заседание, (5)
пристроить террасу, (6) премилый друг, (7) привстать с места, (8)
приходить на занятия, (9) приколотить доску, (10) преодолеть
трудности, (11) придорожный кустарник, (12) преградить дорогу, (13)
привернуть гайку, (14) пригородный электропоезд, (15) превысить
полномочия, (16) презабавный случай, (17) не прикасаться к проводам,
(18) пресытиться развлечениями, (19) престранное происшествие, (20)
прижигать рану йодом.

Ключ:

При-

Пре-

1

(1) пришить
пуговицу

(2) предобрый
человек

2

(5) пристроить
террасу

(3) преувеличить
опасность

3

(7) привстать
с места

(4) прервать
заседание

4

(8) приходить
на занятия

(6) премилый
друг

5

(9) приколотить
доску

(10) преодолеть
трудности

6

(11) придорожный
кустарник

(12) преградить
дорогу

7

(13) привернуть
гайку

(15) превысить
полномочия

8

(14) пригородный
электропоезд

(16) презабавный
случай

9

(17) не
прикасаться к проводам

(18) пресытиться
развлечениями

10

(20)
прижигать
рану йодом

(19) престранное
происшествие

Новая тема § 16. Чередование гласных в корнях
-скак-/-скоч-, -равн-/-ровн-, -твар-/-твор-.

1. Корни -скак- / -скоч-:

«а» – перед «к» (скакать),

«о» — перед «ч» (вскочить).

Исключения: скачок, скачу.

Упражнение № 116 (вставить
пропущенные буквы, выделить корни, графически объясняя написание).

Ключ:

Упражнение № 116.
Перепишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя написание. Выделите в словах
корни.

Вскочить, выскочить,
заскакать, заскочить, «Огневушка-поскакушка»,
наскакаться, наскочить, обскакать,
отскочить, перескочить, подскочить,
привскочить, проскочить, скакать,
скачок (искл.), соскочить, ускакать.

2. Корни -равн-/-ровн-:

-Равн- — «равный, одинаковый» (равномерный),

-ровн- — «ровный, прямой, гладкий» (заровнять
участок).

Исключения: равнина, равнение, равняйся.

Упражнение № 120.

Ключ:

1. Равноправный.

2. Равнодушный.

3. Равноценный.

4. Уравновешенный.

5. Несравненный.

3. Корни -твар-/-твор-:

Под ударением – то, что слышится, без ударения – «о».

Раствóр, твáрь, растворúть.

Исключение:тварь.

Упражнение № 125.

Ключ:

Упражнение № 125. Замените
выделенные слова и словосочетания подходящими по смыслу словами с корнями
-твар-/-твор-. Запишите предложения, вставляя необходимые гласные в корнях с
чередованием.

1) Воплотить мечту в жизнь — претворѝть.
2) Неплотно прикрыть дверь — притворѝть. 3) Увидеть в пустыне
созданное человеческими руками море — рукотвóрное. 4) Услышать
наполненные высокими мыслями и чувствами речи — одухотворённые.

Домашнее задание: упражнение № 124
(списать слова, вставляя пропущенные буквы и выделяя корни).

Задание № 1: из данных предложений и
словосочетаний выпишите (на слух) только слова, где есть корни с чередованием
гласных.

Задание № 2: распределите (на слух) номера
словосочетаний в зависимости от наличия приставки «пре-» или «при-».

Новая тема § 16. Чередование гласных в корнях
-скак-/-скоч-, -равн-/-ровн-, -твар-/-твор-.

Упражнения №№ 116, 120, 125.

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Задание № 1: из данных предложений и
словосочетаний выпишите (на слух) только слова, где есть корни с чередованием
гласных.

Задание № 2: распределите (на слух) номера
словосочетаний в зависимости от наличия приставки «пре-» или «при-».

Новая тема § 16. Чередование гласных в корнях
-скак-/-скоч-, -равн-/-ровн-, -твар-/-твор-.

Упражнения №№ 116, 120, 125.

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Задание № 1: из данных предложений и
словосочетаний выпишите (на слух) только слова, где есть корни с чередованием
гласных.

Задание № 2: распределите (на слух) номера
словосочетаний в зависимости от наличия приставки «пре-» или «при-».

Новая тема § 16. Чередование гласных в корнях -скак-/-скоч-,
-равн-/-ровн-, -твар-/-твор-.

Упражнения №№ 116, 120, 125.

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Задание № 1: из данных предложений и
словосочетаний выпишите (на слух) только слова, где есть корни с чередованием
гласных.

Задание № 2: распределите (на слух) номера
словосочетаний в зависимости от наличия приставки «пре-» или «при-».

Новая тема § 16. Чередование гласных в корнях
-скак-/-скоч-, -равн-/-ровн-, -твар-/-твор-.

Упражнения №№ 116, 120, 125.

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Задание № 1: из данных предложений и
словосочетаний выпишите (на слух) только слова, где есть корни с чередованием
гласных.

Задание № 2: распределите (на слух) номера
словосочетаний в зависимости от наличия приставки «пре-» или «при-».

Новая тема § 16. Чередование гласных в корнях
-скак-/-скоч-, -равн-/-ровн-, -твар-/-твор-.

Упражнения №№ 116, 120, 125.

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Задание № 1: из данных предложений и
словосочетаний выпишите (на слух) только слова, где есть корни с чередованием
гласных.

Задание № 2: распределите (на слух) номера
словосочетаний в зависимости от наличия приставки «пре-» или «при-».

Новая тема § 16. Чередование гласных в корнях
-скак-/-скоч-, -равн-/-ровн-, -твар-/-твор-.

Упражнения №№ 116, 120, 125.

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Задание № 1: из данных предложений и
словосочетаний выпишите (на слух) только слова, где есть корни с чередованием
гласных.

Задание № 2: распределите (на слух) номера
словосочетаний в зависимости от наличия приставки «пре-» или «при-».

Новая тема § 16. Чередование гласных в корнях
-скак-/-скоч-, -равн-/-ровн-, -твар-/-твор-.

Упражнения №№ 116, 120, 125.

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Задание № 1: из данных предложений и
словосочетаний выпишите (на слух) только слова, где есть корни с чередованием
гласных.

Задание № 2: распределите (на слух) номера
словосочетаний в зависимости от наличия приставки «пре-» или «при-».

Новая тема § 16. Чередование гласных в корнях
-скак-/-скоч-, -равн-/-ровн-, -твар-/-твор-.

Упражнения №№ 116, 120, 125.

—————————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Если после корня есть «а» – пишем «и». Если нет «а» – пишем е. Например: забирать – заберу.

537

Бер-бир – что это такое

Рассказ с корнями с чередованием

Автор: Алексей Морозов

Дата: 07.06.2021

Если у вас в слове корень «бер» или «бир», то надо смотреть, какая буква после корня. Если после корня «а», то в корне пишется «и», если нет «а» – «е». Например: забирать – заберу, отбирать – отберу.

Бер-бир – это так называемые корни с чередованием. То есть гласная в них «чередуется». В одном и том же корне может быть или «и», или «е». Выбор гласной зависит от условий чередования – как раз от того, есть буква «а» после корня или ее нет.

Давайте знакомиться с этой орфограммой подробнее.

Как объяснять орфограмму в корнях бер-бир

Какое бы вам ни попалось слово, принцип объяснения везде одинаковый. Давайте рассмотрим его на двух примерах – на слове «разбирать» и на слове «разберу». Общее правило объяснения можете посмотреть вот в этом моем видеоролике про орфограмму.

Пример со словом «разбирать»

Итак, вот вы стоите у доски, переписываете текст из учебника. В этом тексте вам встречается слово «разб…рать». Вы должны написать его с буквой «и». И сказать следующее:

  1. Что? Буква «и».
  2. Где? В корне «бир». Однокоренные слова: отбирать, перебирать, выбирать.
  3. Почему? Потому что после корня «бир» есть суффикс «а».

А графически вот это объяснение надо оформить следующим образом. Под буквой «и» вы проводите одну черту, под буквой «а» – две. Это показывает, что в букве «и» вы сомневаетесь, а буква «а» подтверждает правильность ее написания.

Кроме этого надо выделить морфемы. То есть «дугой» выделить корень «бир» и «треугольничком» – суффикс «а». Никакие дополнительные пояснения не нужны, вашему учителю этого будет достаточно.

Пример со словом «разберу»

В этом слове вы напишете в корне букву «е», а вслух проговорите следующее:

  1. Что? Буква «е».
  2. Где? В корне «бер». Однокоренные слова: отберу, переберу, выберу.
  3. Почему? После корня «бер» нет суффикса «а».

Графическое оформление будет таким. Одной чертой подчеркиваем «е», рисуем «дугу» над корнем «бер». А рядом со словом в скобочках пишем «(нет а)». И «а» подчеркиваем двумя чертами, а над ней рисуем «треугольничек», чтобы показать, что это суффикс.

На заметку

Поймите, что это надо не вашему учителю, а вам. Если вы вот так графически будете объяснять каждую орфограмму и проговаривать вслух правило, то вы доведете правописание корней бер/бир до автоматизма. И никогда не будете делать ошибок.

Как объяснить чередование «е» и «и»

Не надо его никак объяснять. Потому что вы все равно не объясните. Причина чередования находится в далеком-далеком прошлом, когда наш с вами язык формировался и развивался. На основании древних особенностей русского языка в одних словах мы пишем «е», а в других – «и».

Поймите, что суффикс «а» – не причина чередования. Это просто способ легко запомнить правило.

В школе никто не будет вас просить обосновывать чередование бер/бир с точки зрения истории языка. Потому что учителя сами не всегда могут его обосновать. Это вопрос для профессиональных филологов, профессоров и академиков. А не для школьных учителей и не для вас.

Примеры слов с корнями бер-бир

Я рекомендую вам произнести каждый пример вслух. И устно объяснить правописание букв «е» и «и». Так вам будет намного проще запомнить правило.

Итак, десять примеров:

  1. Я заберу детей из садика в пять.
  2. Мы выбираем Президента.
  3. Вы долго будете выбирать очки для плавания?
  4. Убирайтесь!
  5. Приберись дома, чтобы было чисто.
  6. Отбери картофелины, которые еще не начали гнить.
  7. Как правильно подбирать проверочные слова?
  8. Забирайте все, мне ничего не жаль!
  9. Переберите все носки.
  10. Набираем номерок.

Можете даже сами продолжить этот список. Слов с бер/бир в русском языке тьма.

О чем надо помнить

О том, что есть очень много похожих корней. И я вам рекомендую запоминать их все одновременно. Например:

  1. Мер/мир: замирать – замереть.
  2. Дер/дир: выдирать – выдеру.
  3. Тер/тир: вытирать – вытереть
  4. Пер/пир: отпирать – отпереть.
  5. Жег/жиг: зажигать – зажечь.
  6. Стел/стил: постелить – выстилать

На все эти шесть корней действует то же самое правило, что и на бер/бир. Есть «а» после корня – пишем «и». Нет «а» – пишем «е».

Это ведь фантастически просто, согласны?

Полезные материалы по теме

В этом блоке я хочу вам предложить пару-тройку полезностей. Они пригодятся всем, кто учит русский. Но особенно – ученикам, которые готовятся сдавать ЕГЭ, ОГЭ или писать ВПР.

Оставьте мне ваш электронный адрес на этой странице. Я на него сброшу ZIP-архив, а в этом архиве вас будут ждать четыре очень хороших электронных пособия по русскому. Они написаны как раз для учеников. Там все объясняется простыми словами, там есть таблицы и схемы для запоминания. Учиться по этим пособиям – одно удовольствие.

Попробуйте позаниматься на онлайн-тренажерах по русскому языку. Ссылка, которую я дал, ведет на тренажеры с платформы Викиум. Они там полностью бесплатные. Все тренажеры размещены на одной странице, чтобы быстрее найти нужные, перейдите в «Способность к работе с текстом».

Мне самому эти программки очень нравятся, потому что на них можно заниматься, даже пока едешь в автобусе. И это более увлекательно, чем просто решать упражнения.

Еще на Викиуме есть курс «Идеальный русский». За него уже надо будет заплатить денежку, но стоит он всего 890 рублей. В крупных городах это один час занятия с репетитором.

В курсе хорошо объясняется теория, а для практики есть три тренажера. Обращаю внимание, тренажеры в курсе «уникальные», то есть на общей странице с тренажерами Викиума их нет. Посмотрите, может быть, вас заинтересует.

И последнее – несколько моих статей:

  1. Как стать грамотным. Я даю в этой статье практические рекомендации и конкретные «указания к действиям», которые помогут вам в короткий срок выработать автоматическое грамотное письмо.
  2. Что такое орфограмма – даю понятное определение слову, учу работать с орфограммами. И рассказываю про свою первую двойку по русскому – мне ее поставили как раз за то, что я списал текст и не объяснил орфограммы.
  3. Что такое пунктуация – об основных правилах расстановки знаков препинания в тексте.
  4. Что такое орфография – даю определение этому разделу языкознания и советы по его быстрому освоению.

Полезный совет

Если вы делаете упражнение по русскому, видите слово с пропущенной буквой и не знаете, как его объяснить – гуглите. В гугле можно найти ответы на все вопросы. Обязательно узнайте, как объясняется нужная орфограмма и постарайтесь ее запомнить.

Если вы будете вот так заставлять себя искать правила, то со временем сформируете очень системное представление об орфографии и пунктуации. И сможете «автоматически» писать правильно. Вы будете как бы чувствовать, что вот эта буква или этот знак – правильные. Это очень круто.

Заключение

Наш разговор про корни бер/бир подошел к концу. Остались ли у вас какие-то вопросы? Поняли ли вы, как правильно надо объяснять буквы в этих корнях? Пригодились ли вам дополнительные материалы, которые я приводил по ходу статьи?

Буду ждать от вас обратной связи.

Рассказ с корнями с чередованием

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

  • Рассказ с заимствованными словами 10 предложений
  • Рассказ с диалектными словами 6 класс
  • Рассказ с использованием архаизмов
  • Рассказ с биологическими ошибками по теме круглые черви
  • Рассказ с действительными и страдательными причастиями