Автор: Альцагирова Лариса Хажметовна
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Живое слово»
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Живое слово» предназначена для учащихся 1 класса. Она разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования , Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и примерной программы по внеурочной деятельности по русскому языку «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология.»
Автор: Альцагирова Лариса Хажметовна
Рабочая программа
внеурочной деятельности
Живое слово
1 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку Живое слово предназначена для учащихся 1 класса. Она разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования , Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и примерной программы по внеурочной деятельности по русскому языку К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология. 1-4 классы / Сост. Т.Н. Трунцева. – М.: ВАКО, 2014
Рабочая программа составлена в соответствии с
1. Новым Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ Об образовании в РФ (принятым Государственной Думой 21.12.12г., одобренном Советом Федерации 26.12.12г., вступившим в силу с 01.09.13г.)
2. Законом Кабардино-Балкарской Республики от 24 апреля 2014г. N 23-РЗ «Об образовании».
3 Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержденным приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 (зарегистрированным в Минюсте Российской Федерации 1 февраля 2011 г., регистрационный номер 19644), с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014г. №1644 ( зарегистрированным в Минюсте России 6 февраля 2015г., регистрационный номер 35915).
4. Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утвержденными приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010г. №986,зарегестрированными в Минюсте России 3 февраля 2011г., регистрационный номер 19682.
5. Письмом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011г.№03-296 “Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования”. (В письме раскрываются: Основные задачи внеурочной деятельности, Организационные модели внеурочной деятельности, Создание условий для реализации внеурочной деятельности.
6. СанПин 2.4.2. 2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. №189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011г., регистрационный номер 19993) в учреждениях дополнительного образования детей наполняемость групп не рекомендуется превышать 15 детей (за исключением хоровых, танцевальных, оркестровых и т.п.)
7. Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утвержденными приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010г. №2106,зарегестрированными в Минюсте России 2 февраля 2011г., регистрационный номер 19676).
8. Основной образовательной программой начального общего образования МКОУ СОШ №2 с.п. Урух на 2019-2020 учебный год.
9. Положением о структуре и порядке разработки рабочих программ МКОУ СОШ №2 с.п. Урух
Направленность программы:
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его тайны. В этом случае на помощь приходит факультативный курс Живое слово, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по курсу Живое слово.
ПрограммаЖивое словоявляется программой общеинтеллектуальной направленности.
данный курс позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к курсу “ Живое слово ” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.
Содержание и методы обучения программы Живое слово содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Цель и задачи программы
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
Обучающие:
— развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
— приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
— пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
— развитие мотивации к изучению русского языка;
— развитие творчества и обогащение словарного запаса;
— совершенствование общего языкового развития учащихся;
— углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
— воспитание культуры обращения с книгой;
— формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
— развивать смекалку и сообразительность;
— приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
— развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
— учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Место учебного курса в учебном плане
Программа внеурочной деятельности Живое слово для обучающихся 1 класса реализуется через занятия внеурочной деятельности, содержание которой предусматривает связь с программой Русский язык под редакцией П.Канакиной, В.Горецкого. (Москва Вако, 2016 (учебно-методический комплект Школа России)).
Программа рассчитана на 66 ч. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 35 минут .
Особенности программы Живое слово
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
— занимательность;
— научность;
— сознательность и активность;
— наглядность;
— доступность;
— связь теории с практикой;
— индивидуальный подход к учащимся.
Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
Формы проведения занятий
— лекции;
— практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
— анализ и просмотр текстов;
— самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
— игровая;
— теоретическая;
— практическая.
Планируемые результаты.
Личностные :
— эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
— эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
— чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
— любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
— интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
— интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
— интерес к изучению языка;
— осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные :
Регулятивные УУД:
— самостоятельно формулировать тему и цели урока;
— составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
— работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
— в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
— перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
— пользоваться словарями, справочниками;
— осуществлять анализ и синтез;
— устанавливать причинно-следственные связи;
— строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
— адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
— высказывать и обосновывать свою точку зрения;
— слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
— договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
— задавать вопросы.
Содержание программы
Живое слово
1класс
Тема 1-2. Сказочное царство слов.(2ч.)
Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок .
Тема 3-6. Путешествие в страну слов. (4ч.)
Знакомство с тематическими группами слов. Игра Слова- братья. Составление тематического словаря о грибах. Игра Эстафета. Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной Снежные слова.Игра Найди лишнее слово
Тема 7-10. Чудесные превращения слов.(4 ч.)
Дается представление о превращении слов, умение находить сбежавшие из слов буквы. Игра Найди заблудившуюся букву. Игра Грустные превращения.Шарады. Рассказ –загадка.
Тема 11-14. В гостях у слов родственников. (4ч.)
Знакомство с разными группами родственных слов .Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением О странном саде с необыкновенным урожаем Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.
Тема 15-18. Добрые слова (4ч.)
Беседа о богатстве лексики русского языка добрыми словами.Работа со стихотворением В. Коркина Доброе утро. Игра Умеете ли вы здороваться?. Работа с текстами на данную тему.
Тема 19-20. Экскурсия в прошлое (2 ч.)
Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.
Тема 21-24. Новые слова в русском языке.(4ч.)
Рассказ учителя Откуда приходят новые слова? Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах . Игра Угадай-ка.
Тема 25-26. Встреча с зарубежными друзьями.(2ч.)
Знакомство с заимствованными словами . Рассказ Откуда пришли слова- пришельцы. Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра Шесть и шесть.
Тема 27-30. Синонимы в русском языке (4ч.)
Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто Игра в слова.Беседа Что обозначают слова- синонимы.Нахождение слов-синонимов в тексте.
Тема 31-32. Слова- антонимы (2ч.)
Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого Лебеди. Работа над стихотворением В. Орлова Спор. Игра Подбери нужные слова. Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке.
Тема 33-34. Слова- омонимы (2ч.)
Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина Есть. Игра Докажите…. Чтение рассказа Н. Сладкова Овсянка.
Тема 35-36. Крылатые слова (2ч.)
Беседа о значении крылатых выражений в русском языке . Подбор крылатых выражений в названиях текста. Работа с выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова Прикусил язык и В. Орлова Ни пуха ни пера.
Тема 37-40. В королевстве ошибок. (4ч.)
Игра Исправь ошибки. Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра Произноси правильно. Инсценировка П. Реброва Кто прав?.
Тема 41-44. В стране Сочинителей.(4ч.)
Беседа о рифмах .Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле .
Тема 45-48. Искусство красноречия. ( 4ч.)
Знакомство с понятием красноречие. Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.
Тема 49-50. Праздник творчества и игры. (2ч.)
Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра Умники и умницы.
Тема 51-54. Трудные слова. (4ч.)
Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.
Работа с распознаванием опасных мест в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.
Тема 55-58. Анаграммы и метаграммы. (4ч.)
Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий анаграмма и метаграмма. Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка ).
Тема 59-62. Шарады и логогрифы (4ч.)
Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов.
Тема 63-64. Откуда пришли наши имена.(2ч.)
Знакомство с происхождением имен. Творческая работа Нарисуй свое имя. Дидактическая игра Составь имя.
Тема 65-66. Занимательное словообразование (2ч.)
Игры на превращения слов: Буква заблудилась, Замена буквы, Какое слово задумано?. Шарады.
Список литературы:
1.Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
2.Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
3.Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996г.
4.Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
5.Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
6.Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
7.Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
8.Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
9.Левушкина О.Н.Словарная работа в начальных классах.(1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
10.Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
Календарно-тематическое планирование
№
Тема занятия
Кол-во часов
Дата проведения
По плану По факту
1-2
Сказочное царство слов.
2
02.09
3-6
Путешествие в страну слов.
4
09.09
16.09
7-10
Чудесные превращения слов.
4
23.09
30.09
11-14
В гостях у слов родственников.
4
07.10
14.10
15-18
Добрые слова.
4
21.10
28.10
19-20
Экскурсия в прошлое.
2
11.11
21-24
Новые слова в русском языке.
4
18.11
25.11
25-26
Встреча с зарубежными друзьями.
2
02.12
27-30
Синонимы в русском языке.
4
09.12
16.12
31-32
Слова- антонимы.
2
23.12
33-34
Слова- омонимы.
2
13.01
35-36
Крылатые слова.
2
20.01
37-40
В королевстве ошибок.
4
27.01
03.02
41-44
В стране Сочинителей.
4
10.02
24.02
45-48
Искусство красноречия.
4
02.03
09.03
49-50
Праздник творчества и игры.
2
16.03
51-54
Трудные слова.
4
30.03
06.04
55-58
Анаграммы и метаграммы.
4
13.04
20.04
59-62
Шарады и логогрифы.
4
27.04
11.05
63-64
Откуда пришли наши имена.
2
18.05
65-66
Занимательное словообразование.
2
25.05
Скачать работу
comments powered by HyperComments
Автор На чтение 25 мин. Просмотров 9 Опубликовано
2 января 2021
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Русский язык постоянно обновляется, в него входят новые термины и понятия.
Ну, например, еще лет 30 назад многие из нас не знали такие слова, как смартфон, роуминг, криптовалюта, блокбастер и так далее.
А некоторые понятия, наоборот, со временем уходят из повседневной речи и начинают называться «архаизмами». О них и поговорим в этой статье.
Определение — что это такое
Архаизм – это устаревшие названия предметов, явлений или действий, которые потеряли свою уникальность и были вытеснены другими словами, обозначающими то же самое (синонимами).
Этот термин, как и многие другие в русском языке, зародился в Древней Греции. В дословном переводе слово «archaios» означает «древний».
У архаизмов есть две особенности, которые их характеризуют.
- Во-первых, у них обязательно должны быть современные синонимы (что это такое?).
- А во-вторых, эти слова не исчезают совсем. Они уходят из повседневной речи, но сохраняются на страницах книг, в виде цитат из фильмов и в пословицах (это как?).
Примеры архаизмов
Всем известна поговорка «ОКО ЗА ОКО» или песня «ОЧИ ЧЕРНЫЕ». И все мы понимает, что ОКО (ОЧИ) – это глаз (глаза). Но в обычной жизни мы так не говорим, ну или говорим крайне редко.
Так вот ОЧИ – это и есть архаизм, а ГЛАЗА – современный синоним.
Кстати, именно в обозначении частей тел человека встречается много архаизмов. Практически все, из чего мы состоим, раньше называлось по-другому. Некоторые слова нам по-прежнему хорошо знакомы, а другие и на страницах книг встретишь не часто.
- ГЛАЗА – ОЧИ.
- ЗРАЧОК – ЗЕНИЦА. Помните поговорку «Беречь как зеницу ока»;
- РОТ — УСТА. Известные выражения «У всех на устах» или «Из первых уст»;
- ЛОБ – ЧЕЛО. «Царь и Великий Князь Всея Руси челом бьет…» (х/ф «Иван Васильевич меняет профессию»;
- ПАЛЕЦ – ПЕРСТ. Еще одно известное выражение «Перст указующий»;
- ЛАДОНЬ – ДЛАНЬ. «Ты молоток возьмёшь во длань // И воззовёшь: свобода!» (Пушкин);
- ПРАВАЯ РУКА – ДЕСНИЦА. Выражение «Карающая десница», означающее «возмездие». Также «десницей» принято называть доверенное лицо;
- ЛЕВАЯ РУКА – ШУЙЦА. «Простите простака, но этот луч на смуглой шуйце вашей — не камень ли волшебный?» (Набоков);
- ЩЕКИ – ЛАНИТЫ. «Они тебя по ланите, а ты им на радостях всю спину подставишь» (Достоевский);
- ШЕЯ – ВЫЯ. «Прусский барон, опоясавши выю // Белым жабо в три вершка ширины» (Некрасов);
- ПЛЕЧО – РАМЕНА. «Копьё рамена прободает, // И хлещет кровь из них рекой» (Лермонтов);
- ВОЛОСЫ – ВЛАСЫ. «И на челе тогда моём // Власы седые не блистали» (Лермонтов);
- ГЛАВА – ГОЛОВА. «Склонитесь первые главой // Под сень надёжную закона» (Пушкин), плюс «главой» сегодня часто называют какого-нибудь руководителя (глава компании, глава региона);
- ГРУДЬ – ПЕРСИ.» К ней на перси тихо сел голубок, обнял их крылами» (Жуковский);
- ПЯТКА – ПЯТА. Выражение «до пят» применяют, объясняя длину платья или юбки. Или выражение «ходить по пятам», то есть «преследовать»;
- БЕДРА, ПОЯСНИЦА – ЧРЕСЛА. «И целомудренно и смело, // До чресл сияя наготой, // Цветёт божественное тело // Неувядающей красой» (Фет).
Стоит добавить, что архаизмами могут быть любые части речи. Мы привели примеры существительных.
А есть архаизмы:
- глаголы (ГЛАГОЛИТЬ – ГОВОРИТЬ)
- прилагательные (ЧЕРВОННЫЙ -КРАСНЫЙ)
- местоимения (АЗ – Я)
- числительное (ОСЬМНАДЦАТЬ – ВОСЕМНАДЦАТЬ
- наречие (ДОСЕЛЕ – ДО ТЕХ ПОР).
Разновидности архаизмов
Все устаревшие слова можно разделить на несколько категорий – в зависимости от того, как их воспринимают в русском языке, и как они соотносятся с современными синонимами.
Лексические архаизмы
Это слова, которые совсем не похожи на современные аналоги – нет ни схожести звучания, ни единого корня. Для «расшифровки» часто приходится лезть в словарь, или попытаться догадаться о чем идет речь исходя из общего контекста.
- ВЕТРИЛО – ПАРУС
- ТОЛМАЧ – ПЕРЕВОДЧИК
- БРАДОБРЕЙ – ПАРИКМАХЕР
Словообразовательные
Слова, у которых произошла лишь частичная замена. Например, остался единый корень, но добавился/убрался суффикс или окончание. Эти архаизмы не требуют проверки в словаре, они интуитивно понятны.
- ЗНАКОМЕЦ – ЗНАКОМЫЙ
- РЫБАРЬ – РЫБАК
- ДУШЕГУБЕЦ – ДУШЕГУБ
- ДРУЖЕСТВО – ДРУЖБА
- КОФЕЙ – КОФЕ
Фонетические архаизмы
Слова, которые со временем изменили свое звучание. Как правило, благодаря замене всего одной буквы. Такие архаизмы очень похожи на свои современные аналоги, и они также не требуют отдельного уточнения в словаре.
- ЗЕРЦАЛО – ЗЕРКАЛО
- СТОРА – ШТОРА
- НУМЕР – НОМЕР
- ФИЛОЗОФИЯ – ФИЛОСОФИЯ
- НОЩЬ – НОЧЬ
- ПРОЖЕКТ – ПРОЕКТ
Семантические
Это самая интересная группа устаревших слов. Со временем они не только обзавелись более ходовыми синонимами, но и полностью поменяли свое значение. Как говорится, «белое стало черным» и наоборот.
Определить такие архаизмы в тексте можно по одному признаку – они абсолютно не вписываются в контекст. А для «расшифровки» придется воспользоваться словарем.
- ПОЗОР – раньше этим словом обозначали «зрелище», а теперь это синоним стыда/бесчестья.
- УРОДЛИВЫЙ – раньше это обозначало «красивый», а теперь с точностью наоборот.
- ПЛЕСК – раньше так обозначали «аплодисменты» (до наших дней дошло слово «рукоплескание»), а теперь это «шум воды».
- ПОНЕСТИ – раньше так говорили о беременности, а теперь о перемещении чего-либо (понес невесту на руках) или каком-то испытании (понес наказание).
Архаизмы в литературе
Как мы уже говорили, архаизмы часто встречаются на страницах книг. Авторы пишут на том языке, который использовался в их время. То есть сегодня нам некоторые слова могут быть непонятны, а тогда ни у кого из читателей не возникло бы вопросов.
Но с другой стороны – устаревшие термины делают текст более выразительным, они помогают читателю мысленно перенестись именно в то время, которому соответствует повествование.
Возьмем, к примеру, известное произведение Грибоедова «Горе от ума», в котором архаизмы встречаются чуть ли не на каждой странице.
- «Но будь военный, будь он статский» — слово СТАТСКИЙ мы сегодня произносим как ШТАТСКИЙ.
- «Что за комиссия, Создатель, / Быть взрослой дочери отцом!» — слово КОМИССИЯ тогда обозначала ХЛОПОТЫ.
- «Но должников не согласил к отсрочке» — ДОЛЖНИКАМИ раньше называли кредиторов, а не тех, кто взял взаймы.
Чтобы современному читателю было понятно, о чем идет речь, в книгах делают сноски «примечание». Возможно, это не очень удобно, но тут уж ничего не поделаешь. Не переписывать же классику русской литературы!
Вместо заключения
Есть у устаревших слов особая разновидность, в которую входят различные названия вещей или понятий, которые в современном мире уже не используются — это историзмы. Например, это могут быть предметы одежды (камзол, лапти), ремесла (скобарь, скоморох), меры измерений (аршин, пуд) и так далее.
Правда, некоторые лингвисты считают, что это совершенно отдельная группа слов. И они не могут считаться архаизмами. Дело в том, что у этих терминов нет современных синонимов. А это, как мы писали в самом начале, одно из базовых определений архаизма.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Комментарии и отзывы (1)
«>
С архаизмами нужно быть осторожными — если вы будете говорить, что у вас дома есть отличный комод, то вас могут принять за коллекционера антиквариата. Однако если вы ездите на велосипеде и пользуетесь кнопочной «звонилкой», то скорее примут за лоха, которому только коров пасти! Я уж не говорю о том, что современная девушка при слове сударыня с вами не в кино пойдёт, а пошлёт на три буквы! В сад — груши околачивать. ))
Архаизмы в русском языке это устаревшие слова, которые больше не употребляются. И обязательно все архаизмы обозначают что-то такое, для чего в современном русском языке есть синонимы.
Например, слово «веки» в современной разговорной речи не употребляется вне контекста отсылок к ушедшим временам. Можно придумать и другие поводы употребить слово, но это все равно будет какой-то особый случай.
Вместо «век» современный человек говорит о глазах. Впрочем, слово «веки» используется и поныне, но означает уже не глаза, как таковые, а только определенную их часть. Чаще всего слово «веки» в этом смысле можно встретить у представителей медицинского сообщества или профессиональных художников, которым жизненно необходимо знать особенности строения человеческого тела.
Краткая теория языка
Откуда берутся архаизмы? Почему мы долгое время могли говорить «уста», а в какой-то момент людям это не понравилось и появился «рот»? Кажется, что это совершенно бессмысленная затея — пытаться придумать новое слово, если старое вполне себе существует и используется.
Но, на самом деле архаизмы появляются именно потому что язык постоянно меняется, а самое главное в том, что изменениям подлежит среда, в которой язык формируется и развивается.
Язык — явление духовной культуры. Он не существует сам по себе подобно ложке, чашке, компьютеру или самолету. Язык — продукт человеческих отношений и человеческого общения. Слова, нормы поведения, лексические значения фраз существуют только в головах людей.
Это очень важно усвоить чтобы лучше понять, что такое архаизмы. Даже толковый словарь, который сообщает о значении отдельных слов для объяснений использует… слова! Если представить, что завтра все люди на планете забудут русский язык, его придется расшифровывать, используя книги и другую информацию.
Но в этом и проявляется идеальный характер русского языка! Он превращается в инструмент в тот самый момент, когда становится понятен людям. Информация о содержании слов находится в головах конкретных людей. В противном случае, язык превратился бы в простой набор ничего не значащих звуков.
Появление архаизмов
Откуда же берется архаизм, если учесть озвученную выше краткую информацию о языке? Оказывается, существует несколько способов того, как может появиться архаизм в языке. Среди наиболее известных:
- Заимствование новых смыслов из других языков. Такое может быть в узкоспециализированной области или в известной всем. Читатель, наверняка, знает такой архаизм как «ЭВМ» или «электронно-счетная машина». Эти слова обозначают знакомый всем компьютер. Слово «компьютер» иностранного происхождения. Оно пришло в русский язык относительно недавно вместе с иностранной культурой и западными товарами. Такие архаизмы появились не столько из-за потребностей языка как такового, сколько из-за изменившейся среды, в которой язык формируется и развивается. Слово «ЭВМ» было понятно всем в Советском Союзе. Тем не менее, сейчас оно не используется за исключением некоторых специфических случаев.
- Наполнение старых слов новыми смыслами. Возьмем знакомое всем слово «тьма». В русском языке оно обозначает как просто темное время суток, так и нечто ужасное, невообразимое горе и страдание. Второе значение это архаизм. В современном русском языке фраза «грядет тьма» служит для придания тексту большей выразительности. Но откуда появилось слово «тьма»? Оказывается, со времен татаро-монгольского ига. Тьма это не что иное, как татаро-монгольские войска. Как бы сейчас сказали, это группа армий. Именно они пришли на русскую землю, оставив после себя множество слов. Некоторые из них со временем исчезли, заменившись на другие. Иные используются до сих пор. Например, слово «деньги» это производное от «тенге», валюты татаро-монголов.
Существуют другие методы и способы появления указанных слов. В любом случае, важно понимать: архаизмы это не просто слова, которые вышли из оборота. Любые архаизмы это слова, которые что-то означают и для которых в русском языке существуют синонимы.
Значение архаизмов
Некоторые утверждают, что архаизмы это пережитки старины, от которых пора бы избавиться. Это не совсем так. Архаизм это еще и инструмент для придания дополнительного колорита речи.
Или подчеркнуть время действия. Как автор сообщает читателю между строк о том, что время действия относится к средневековью? Отсутствия таких слов как «компьютер» оказывается недостаточным. Мало сообщить читателю о том, чего нет. Надо еще рассказать о том, что есть.
Для этого используются архаизмы примеры которых можно посмотреть ниже:
- Десница. Очень интересное слово, сочетающее много значений сразу. Если бы хоть одно сохранилось, сейчас бы другие архаизмы примеры бы тоже отличались. Что такое десница? Это одновременно и правая рука и доверенное лицо. Слово «десница» употребляется также в словосочетании «карающая десница». Выражение означает справедливое, но подчас жестокое возмездие. В этом смысле выражение можно иногда встретить. Но даже несмотря на это, оно имеет смысл только вместе с прилагательным.
- Перст. Все знают выражение «перст указующий». Но, что такое перст? Это палец. Совсем не обязательно указательный. Перстом можно назвать и мизинец, например. Интересно, что слово «перст», хотя и вышло из оборота, но оставило в наследство другие. Что женщины носят на пальцах? Конечно, кольца. И перстни.
- Зеница. Это зрачок. Интересно, что поговорка «беречь как зеницу ока» наполовину состоит из архаизмов.
Читатель самостоятельно может вспомнить архаизмы примеры привести тоже не составит большого труда.
Виды архаизмов
Мы уже узнали, что такое архаизмы. Но все ли они абсолютно одинаковы? Зная, насколько широкие возможности дарит русский язык и представляя о его постоянной изменчивости напрашивается ответ о различии разных архаизмов. Это верное замечание.
Оказывается, в русском языке существует целых две большие группы архаизмов. Читателю будет легче понять, если посмотреть на таблицу ниже.
Группа | Примеры | Описание | |
Лексические архаизмы. Вышедшие из употребления слова. Полностью изменилась структура, но присутствуют синонимы в современном языке | Семантические арахаизмы | Живот. Архаизм «живот» означает «жизнь». Современное понимание слова — часть человеческого организма. Позор. Архаизм «позор» означает «зрелище». Современное понимание слова — поступок или состояние, которое приводит к моральному осуждению. | Слова, которые встречаются в современной разговорной или письменной речи в точно такой же форме, но иным смысловым содержанием. |
Лексико-фонетические арахизмы | Пиит. Сегодня это «поэт». Зерцало. Сегодня это «зеркало». | Слова, которые сохранили значение, но иначе произносятся. | |
Лексико-словообразовательные архаизмы | Действо — действие. Ответствовать — отвечать. | Слова, которые сохранили значение, но поменялось строение слова. Легче всего узнаются неспециалистами среди других архаизмов. | |
Грамматические архаизмы | Притча во языцех. Современные правила склонения однозначно трактовали бы слово «во языцех» склоненным неправильно. В действительности, это не ошибка, а застывшая форма слова «язык». Если бы слова, подобно костям, могли окаменеть, «во языцех» было бы именно таким ценным живым ископаемым. | Слова, полностью вышедшие из употребления и существующие исключительно в виде устойчивых выражений. |
Теперь читатель не только узнал, что такое архаизмы, но и научился отличать одни слова архаизмы от других.
Значение архаизмов
Не следует путать историзмы и архаизмы. Если с архаизмами все более или менее понятно, то с историзмами возникает вопросы. Что это это такое? Оказывается, историзм это устаревшее слово, полностью вышедшее из употребления. Примером историзма служит
«непман»
Можно привести другие историзмы и архаизмы примеры слов подберет любой читатель. Достаточно вспомнить кинофильм «Иван Васильевич меняет профессию» чтобы указать на еще одно такое слово
«боярин»
Архаизмы и историзмы это разные вещи, имеют разное значение. Все архаизмы и историзмы примеры слов которые были даны выше нужны и обогащают русский язык. Но с историзмами можно разобраться как-нибудь в другой раз. О них было чтобы читатель не перепутал примеры архаизмов, не стал рассматривать одно явление, думая о совершенно ином.
Итак, нам известно, что такое архаизм. И знаем, чем архаизмы отличаются от историзмов. Но в чем значение архаизма? Зачем нужно слово, которое не употребляется и для которого существует синоним?
Допустим, слово «ЭВМ» в разговорной речи. Почему бы не называть все компьютеры компьютерами, а словарь архаизмов выкинуть за ненадобностью? Но не все так просто.
Все архаизмы примеры слов которых можно было видеть выше обогащает речь и позволяет легче передать дух эпохи. Сравните:
«Поднял Александр Невский десницу и указал перстом направление похода»
с
«Поднял Александр Невский руку и показал пальцем направление похода»
В обоих случаях рассказывается об одном и том же действии. В обоих случаях читателю понятно о чем речь. Но эмоциональное наполнение разительно отличается. В первом случае читатель, будто, переносится во времена Александра Невского и воочию наблюдает за событиями. Даже рассказ о предложении побуждать использовать архаизмы, пусть и в меру чтобы не перегнуть палку.
Второе предложение просто передает информацию. Оно не хуже и не лучше, но если первая фраза скорей найдет применение в художественной литературе, то вторая больше будет востребована в научной, публицистической или просто пересказе сведений.
Архаизмы и части слова
Не все архаизмы исчезают бесследно. Если повнимательней приглядеться к тем словам и выражениям, которые используются каждый день, можно найти немало интересного.
Например, такой архаизм как
«сей»
в смысле «этот». По сию пору мы постоянно его используем. Но уже не в качестве самостоятельного слова, а только лишь как часть нового, более современного слова. Приглядимся повнимательней:
«сейчас, сегодня»
Удивительное дело получается! Архаизм исчез и в то же время остался. Так в русском языке проявляется известное правило, гораздо более универсальное, на бытовом языке звучащее как «никто никогда не уходит бесследно».
Если уж что-нибудь возникло, так просто от этого уже не избавиться! Явление может изменяться, подстраиваться, становиться частью чего-то большего, но никогда не исчезнет до конца.
Даже в самом современном слове всегда находится крупица древности. Не забывайте об этом, потому что человек, забывший прошлое обречен на повторение его ошибок.
Архаизмы и современные слова
Подобно герою известного произведения, который всю жизнь говорил прозой и не подозревал об этом, так и некоторые наши современники могут говорить архаизмами и не подозревать об этом.
Не существует никакой меры, с помощью которой можно было бы сказать, что вчера, в пятницу слово еще не было архаизмом, но зато сегодня, в субботу им стало. Слово может стать архаизмом буквально за несколько лет, а может столетиями бороться за собственное существование.
Раз так, могут быть люди, использующие архаизмы в повседневной речи из-за привычки. Если кто-то привык называть компьютер «ЭВМ», он так и будет использовать известное слово и никто его не убедит, что это архаизм.
Напротив, он может сказать, что «компьютер» это что-то непонятное, а вот «ЭВМ» это совсем другое дело. В самом деле, что есть компьютер как не электронно-вычислительная машина? Каким бы мощным и производительным он ни был, все равно это электронно-вычислительная машина.
Наш гипотетический современник будет совершенно прав, но и вы будете правы, говоря об архаизме. Таков уж русский язык и всякая другая живая изменяющаяся система.
Русский язык постоянно изменяется, многие слова выходят из употребления. Для того чтобы понимать язык прошлого, нужно знать, что такое архаизмы в русском языке.+
Содержание
- Общие сведения
- Типы архаизмов
- Примеры
- Что мы узнали?
- Тест по теме
Общие сведения
Архаизмы – это слова или словосочетания, которые устарели и не употребляются в современном русском языке, при этом понятие, которое обозначает архаизм, до сих пор существует.
Следует разграничивать архаизмы от историзмов, которые обозначают предметы, уже вышедшие из современного употребления.
Архаизмы имеют синонимы в современном русском языке. Именно новыми словами заменяются в языке архаизмы. Например, архаизм «перст» имеет синоним «палец».
Определение архаизмов тесно связано с развитием языка: новые слова заменяют старые.
Типы архаизмов
Архаизмы бывают нескольких типов: лексико-фонетические, лексико-словообразовательные, лексические, грамматические, лексико-семантические.
Лексико-фонетические архаизмы связаны с изменением произношения: гишпанский – испанский, брег – берег.
Лексико-словообразовательные архаизмы связаны с изменением частей слова: дружество – дружба, ввечеру – вечером.
Собственно лексические архаизмы – это устаревшие целиком слова: дабы – чтобы, алкать – голодать.
Грамматические архаизмы связаны с изменением формы слова: песнь – песня, пиит – поэт.
Грамматические архаизмы часто используются в художественных произведениях для создания старинного колорита.
Лексико-семантические архаизмы связаны с изменением предмета названия: живот – жизнь, позор – зрелище.
Примеры
Архаизмами являются следующие слова: зерцало (зеркало), дщерь (дочь), гистория (история), пиит (поэт), ланиты (щеки), ветрило (парус), вирши (стихи), уста (рот), град (город), пламень (пламя), зело (очень), отрок (подросток), лепота (красота), дошлый (хитрый), ушкан (заяц).
Примером архаичного фразеологизма является выражение «Беречь как зеницу ока», где зеница – зрачок, а око – глаз.
Что мы узнали?
Архаизмы – это устаревшие слова, которые имеют синонимы в современном русском языке. Их следует отличать от историзмов, которые обозначают те предметы, которые уже вышли из употребления. Все архаизмы можно поделить на 5 групп: лексико-фонетические (брег), лексико-словообразовательные (дружество), собственно лексические (алкать), грамматические (пиит), лексико-семантические (живот в значении «жизнь»).
Тест по теме
- Вопрос 1 из 5
С чем связано явление архаизации слов?</h3>
- <label>Постоянство русского языка</label>
- <label>Обращение к словам, вышедшим из употребления</label>
- <label>Замена старых слов новыми</label>
- <label>Стремление к абсолютному сохранению языка</label>
(новая вкладка)
Среди всего разнообразия стилистических средств русского языка особое место занимают устаревшие слова — архаизмы и историзмы. Их трудно встретить в разговорной речи, но они часто употребляются в письменном языке, в первую очередь – в произведениях художественной литературы.
Вводя их в тексты, писатели создают для читателя атмосферу ушедшей эпохи, делают рассказ более ярким и правдоподобным. К тому же, предложения с ними обретают торжественное и возвышенное звучание. Наконец, из устаревших слов образованы многие образные выражения, фразеологизмы.
Что такое архаизмы?
Так называются слова, которые по каким-либо причинам вышли из употребления в разговорной речи.
Будучи вытеснены более современными синонимами, архаизмы перестали употребляться в повседневной речи, зато обрели яркую стилистическую окраску.
Если раньше эти слова были нейтральными и общеупотребительными, то теперь стали редкими и выразительными.
Отличие архаизмов от историзмов
Следует понимать разницу между архаизмами и историзмами. Вторые отличаются от первых тем, что не имеют синонимов в современном языке.
Историзмы – это названия предметов и явлений, которые существовали в определенную историческую эпоху, но отсутствуют сейчас. В первую очередь это старинные предметы быта и инструменты, которые перестали использоваться. Как правило, в книгах к историзмам даются сноски, объясняющие их значение.
И архаизмы, и историзмы относятся к так называемому пассивному запасу лексики и приводятся в толковых словарях со стилистической пометкой – устар. (устаревшее).
Неологизмы
В противопоставление устаревшим словам в лексике выделяется класс слов, называемых неологизмами. Это новые слова, которые еще не стали общеупотребительными, что придает им стилистическую окраску и выразительность.
Со временем неологизмы могут как выйти из языка, так и закрепиться в нем и стать повседневными. В таком случае они становятся стилистически нейтральными.
Примеры устаревших слов и их значение в русском языке
Архаизмы:
-
вседневно – всегда, постоянно;
-
перси – грудь;
-
толмач – переводчик;
-
перст – палец;
-
глаголить – говорить, рассказывать;
-
поведать – рассказать, доложить;
-
зело – очень;
-
тать – вор;
-
доселе – до сих пор;
-
ибо – потому что;
-
ветрило – парус;
-
льзя – можно;
-
брадобрей, цирюльник – парикмахер;
-
острог – тюрьма;
-
длань – ладонь;
-
чресла – бедра и поясница;
-
червонный – красный;
-
грядет – наступает, приближается;
-
око – глаз;
-
зеница – зрачок;
-
лобзание – поцелуй;
-
вирши – тексты.
Некоторые архаизмы устарели не целиком, но лишь в одном или нескольких значениях:
-
свет – высшее, привилегированное общество;
-
позор – зрелище;
-
вещий – мудрый;
-
плеск – аплодисменты;
-
аттестат – свидетельство о службе;
-
гость – купец;
-
пошлый – обычный, неоригинальный, избитый;
-
понести – забеременеть;
-
мечта – мысль.
Также есть слова, которые в современном языке видоизменились, а их устаревшая форма стала архаизмом:
-
град – город;
-
рыбарь – рыбак;
-
хоробрый – храбрый;
-
младой – молодой;
-
брег – берег;
-
аглицкий – английский;
-
гишпанский – испанский;
-
свейский – шведский.
Историзмы:
-
кулак – после отмены крепостного права — богатый, зажиточный крестьянин;
-
середняк – крестьянин среднего достатка;
-
институтка – в дореволюционной России воспитанница элитного учебного заведения;
-
бандо – накладные пряди волос;
-
смерд – крестьянин на Руси IX – XIV веков;
-
продналог – в Советском Союзе особый налог на продовольственную продукцию;
-
ликбез – борьба с неграмотностью населения в Советском Союзе;
-
боярин – представитель высшего сословия в Древнерусском государстве;
-
братина – славянский сосуд шаровидной формы для алкогольных напитков.
Для поиска определенных архаизмов можно пользоваться онлайн словарями. Особенно это полезно делать с детьми младшего возраста.
Если встречается незнакомое слово, устаревшее или вышедшее из употребления (например, в сказках), для понимания смысла написанного следует проверить значение.
Автор статьи: Косогорский Андрей Павлович
Еще тесты
Читайте также
Фонетический разбор слова [листья]Цифры прописью — правила написания в русском языкеМестоимения в русском языкеМорфологический разбор имени существительного — правило, схема и примеры
Архаизмы — это устаревшие слова, которые были вытеснены из активного употребления в речи другими словами с тем же значением.
Узнаем, что такое архаизмы в русском языке. Приведем примеры слов-архаизмов. Укажем группы архаизмов.
Основную часть лексики русского языка составляет активный запас слов, который привычен и понятен всем. Активная лексика не имеет оттенка устарелости или новизны.
Наряду с повседневной и привычной лексикой существует пассивная лексика, в составе которой различают архаизмы и историзмы, а также неологизмы.
Архаизмы (греч. archaios -древний) — устаревшие названия современных предметов и понятий.
Устаревшие слова с течением времени перестали быть актуальными и были вытеснены из употребления другими словами, которые называют те же понятия и предметы. У архаизмов обязательно имеются современные слова-аналоги, то есть синонимы.
В современной речи архаизмы, как правило. уже не используются. Они пополнили пассивную лексику русского языка.
Устаревшие слова, архаизмы, широко используются в произведениях литературы, театра или кино для создания колорита эпохи.
В русском языке слова устаревали по-разному. Одни лексемы были полностью заменены новыми словами с тем же значением, но с другим корнем, а в других изменились только словообразовательные морфемы или отдельные звуки. В зависимости от этого в русской лексике архаизмы делят на несколько групп. Рассмотрим группы архаизмов и приведем примеры.
- лексические архаизмы — устаревшие слова, на смену которым пришли слова с другими корнями. Без перевода на современный русский язык эти слова непонятны многим людям, например:
- вежды — веки;
- ланиты — щёки;
- рамена — плечи;
- выя — шея;
- уста — губы;
- глаголить — говорить;
- брадобрей, цирюльник — парикмахер;
- ветрило — парус;
- оператор — хирург;
- перст — палец;
- толмач — переводчик;
- личба — цифра;
- лобзание — поцелуй;
- перси — грудь;
Устаревшие названия частей тела человека
- лексико-словообразовательные архаизмы — устаревшие слова одного корня с современными словами, отличающиеся словообразовательными морфемами:
- дружество — дружба;
- душегубец — душегуб;
- рыбарь — рыбак;
- знакомец — знакомый;
- нервический — нервный;
- лексико-фонетические архаизмы — устаревшие слова, отличающиеся фонетическим обликом:
- зерцало — зеркало;
- пиит — поэт;
- нощь — ночь;
- нумер — номер;
- стора — штора;
- нужа — нужда;
- дщерь — дочь;
- гистория — история;
- филозофия — философия;
- лексико-семантические архаизмы — слова, поменявшие свое значение в современном языке, сравните:
- архаизм позор — зрелище и современное слово позор — стыд, бесчестье;
- архаизм урод — красота, урожай и урод — человек с физическим недостатком;
- архаизм плеск — аплодисменты и современное плеск воды, волны.
Видеоурок «Устаревшие слова»
Скачать статью: Оцените статью:Используемые источники:
- https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/arhaizm-chto-ehto-takoe-primery.html
- https://russkiy-pravilno.ru/arhaizmy/
- https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/arhaizmy-primery.html
- https://nauka.club/russkiy-yazyk/arkhaizmy.html
- https://russkiiyazyk.ru/leksika/chto-takoe-arhaizmyi.html