Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Девицкий детский сад «Улыбка»
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
«МНЕМОТЕХНИКА В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 2 ГОДА
Составила: воспитатель Телкова Т,И,
С.Девица
Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему
пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться,
но если свяжите двадцать таких слов с картинками,
их он усвоит на лету.
К. Д. Ушинский.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Владение родным языком — это не только умение правильно строить предложения, но и умение рассказывать, описать предмет, события, явления. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.
Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: подбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы.
На сегодняшний день в речи детей существует множество проблем:
· трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
· бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;
· отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
· односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение;
· отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д
· недостаточный словарный запас;
· плохая дикция.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.
Как показывает практика, мнемотехника способствует развитию памяти, воображения, развитию речи и логического мышления. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже — к мнемотаблицам.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.
ЦЕЛЬ: Выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии речи у детей дошкольного возраста.
ЗАДАЧИ:
1. Развитие речи и пополнение словарного запаса.
2. Преобразование образов в символы.
3. Развитие памяти, внимания и образного мышления.
4. Развитие мелкой моторики.
5. Развитие творческих способностей, фантазии.
Ожидаемые результаты:
Дети:
- Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире.
- Появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно.
- Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
- Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
- Обогащен словарный запас детей.
Родители:
- Вовлечены в процесс речевого развития детей;
- Знакомы с приемами и методами развития речи детей;
- Способны к созданию в домашних условиях речевой предметно — развивающей среды.
Педагоги:
- Повышение профессиональной компетенции в развитии речи детей дошкольного возраста.
- Получение педагогами представления о мнемотехнике.
- Внедрение в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами для развития речи детей-дошкольников.
Этапы реализации плана по самообразованию:
I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
1. Изучение научно-методической литературы по данной теме.
2. Подбор упражнений и игр для развития связной речи.
3. Подготовка наглядного материала (мнемодорожек, мнемотаблиц)
4. Составление картотек мнемотаблиц по лексическим темам.
5. Обсуждение проекта вместе с родителями.
5. Подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей.
II.ОСНОВНОЙ
РАБОТА С ДЕТЬМИ
— Учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками– символами;
— Самостоятельно, с помощью знаков — символов, заполнять схему – модель. Используя схему – модель как план пересказа;
— Использовать мнемотаблицу при закреплении материала по лексической теме.
— Использовать мнемотаблицу при разучивании стихотворений, пальчиковой гимнастики.
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Открытое занятие по развитию речи с использованием мнемотехники.
Методы работы.
Словесный метод:
- рассказ,
- беседы воспитателя;
- чтение художественных произведений;
- составление описательных рассказов.
Наглядный метод:
- показ и рассматривание сюжетных картин, иллюстраций из сказок, рассказов, стихов.
Практический:
- Составление мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемосхем, мнемотаблиц.
План работы на сентябрь 2021г. – май 2022г.
Сентябрь.
1. Работа с методической литературой.
Цель: изучить задачи, условия и методику обучения по развитию речи детей посредством мнемотехники.
• Изучение методической литературы по данной теме:
Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»;
Н. В. Нищева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам».
• Изучение методик и технологий педагогов в Интернете:
Интернет – ресурсы
2. Разработка плана работы по данной теме.
3. Ознакомление родителей с работой по развитию речи дошкольников.
Цель: знакомство родителей с условиями, содержанием, методами воспитания и развития речи детей.
4. Подбор практического материала работы с мнемотаблицами.
Цель: составить картотеку мнемотаблиц.
Октябрь.
1. Составление папки-передвижки для родителей «Уровень развития речи детей старшего дошкольного возраста».
Цель: информирование родителей знаниями по развитию речи.
2. Изготовление мнемотаблиц.
3. Консультация для родителей: «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей».
Цель: познакомить родителей с понятием «мнемотехника».
4. Осень
Цель: Закрепить с детьми знания о сезонных изменениях в природе. Упражнять детей в умении составлять связный рассказ по схеме-модели.
5. Загадывание загадок о фруктах, овощах с помощью мнемотаблицы.
Цель: Закрепить с детьми знания о овощах и фруктах, о характерных признаках осени.
Ноябрь
- Любимые сказки
Цель: Пересказывать сказку, выразительно передавая диалоги персонажей. Учить детей передавать содержание знакомой сказки, используя мнемотаблицу. Развивать у детей умственную активность.
2. Досуг «Путешествие в сказкино». Рассказывание знакомых сказок по картинкам. Рассматривание иллюстраций к сказкам. Составление описательного рассказа.
3. Оформление папки «Стихотворения. Учим стихи с помощью мнемотехник».
Цель: помощь родителям в заучивании стихотворений с детьми дома.
Декабрь
- Красавица зима
Цель: Упражнять детей в умении соотносить знаковые символы с образами. Учить детей составлять рассказ о зиме с использованием наглядных пособий.
2. Заучивание стихотворения «Маша варежку надела» А. Саконская (с использованием мнемотаблицы).
3. Оформление папки-передвижки «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста» Привлечение родителей к работе по развитию речи у детей.
Январь
- Зимние забавы
Цель: Составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины с помощью мнемотаблицы, продолжать обогащать знания детей о сезоне, развивать связную речь детей.
2. Заучивание пальчиковой гимнастики «Зимняя прогулка», стихотворения «Снегири» с помощью мнемотаблицы.
3. Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексикограмматическими), влияющими на развитие речи детей.
Февраль
- Защитники отечества
Цель: Дать доступные детскому пониманию представления об армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину, потренироваться в составлении описательного рассказа про папу или дедушку солдата при помощи воспитателя (мнемотаблица).
- Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».
Март
- О любимых мамах
Цель: Воспитывать любовь, бережное отношение к матери, продолжать развивать умение соотносить символы с образами, повторение стихов к утреннику с использованием схем.
- Составление комплекса артикуляционной гимнастики «Весёлый язычок» Обучение родителей артикуляционным упражнениям, для проведения занятий в домашних условиях.
Апрель
- Весна
Цель: Расширить знания о сезонных изменениях в природе, совершенствовать грамматический строй речи, развивать умение соотносить знаковые символы с образами, формировать понятия причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы.
2. Заучивание стихотворения наизусть «Одуванчик» Е. Серова (использование метода мнемотехники).
3. Составления рассказа «Космос»
Цель: составить вместе с детьми описательный рассказ, потренироваться самим детям в составлении простейшей мнемотаблицы.
Май
- Насекомые
Цель: Побуждать детей описать увиденное или найденное ими насекомое, обогащать словарный запас детей, составление мнемотаблицы насекомые. Игра «Наши знакомые насекомые».
- Времена года
Цель: Составить описательный рассказ о временах года, выделить различия между ними по предложенной воспитателем мнемотаблице, предложить детям самим составить таблицу. Дидактическая игра «Времена года» 3. Домашнее задание: потренироваться детям с родителями в составлении простейшей мнемотаблицы дома на тему «Как я проведу лето». Цель: закрепление умения самостоятельно составлять мнемотаблицы и рассказывать по их содержанию.
4.Итоговая диагностика
5.Повторение знаний по лексическим темам, изученным в течение года
С 12 октября по 2 ноября 2021 года проходит Олимпиада Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит . Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров.
Предлагаем вам ответы на вопросы Олимпиады Учи.ру по литературе для учеников 1, 2, 3 и 4 классов.
Ответы на Олимпиаду Учи.ру 2021 по литературе для 1, 2, 3 и 4 классов
Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя. Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады. Соревнование популяризирует русский язык и литературу среди школьников. Игровые задания поддерживают интерес к предмету и помогают лучше усваивать информацию.
В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.
И не думайте даже о списывании ответов, ведь: «Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»
Сказки
Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.
1 класс
1 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
2 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.
3 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Снегурочка». Надо поставить костёр.
2 класс (все сказки из 1 класса и одна дополнительная)
4 — Здесь изображён сюжет сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок
3 и 4 классы (сказки, которые были ранее в 1 и 2 классе В. Катаева «Цветик-семицветик» и народной сказки «Снегурочка» и добавили ещё две)
5 — Здесь изображён сюжет сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке
6 — Здесь изображён сюжет стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами
Книжные памятники
Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.
1 класс
1-ое слово
О горе тебе, бедный человек! …
Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
Как не вырвется сердце твое с корнем!
Житие Александра Невского
Ответ: Зеницы — это глаза
2-ое слово
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
Повесть временных лет
Ответ: Уста — это губы, рот
3-е слово
И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
Повесть временных лет
Ответ: Кудесник — это шаман, колдун
2 класс (все слова из 1 класса и одно дополнительное)
4 слово
И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
Житие Александра Невского
Ответ: Сеча — это сражение
3 и 4 классы (все слова из 1 и 2 класса и одно дополнительное)
5 слово
И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
Житие Александра Невского
Ответ: Ратный — это боевой
Краткое содержание
Ребята рассказывают тебе краткие содержания стихов, рассказов и сказок. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.
1 класс
1 Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
2 Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
3 История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский
4 Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка
2 класс
Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев
Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун
3 и 4 классы (две сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева, «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин и добавились три новые)
История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов
Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв
Средства выразительности
Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением.
Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов.
Например, «водить за нос» значит «обманывать».
Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.
1 и 2 классы
1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
Испугался старик, взмолился :
«Что ты, баба, белены объелась ?…».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?…»
2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
3 — А С. Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
3 и 4 классы (всё тоже, как в 1 и 2 классе и ещё один фразеологизм)
4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай
повернём его ноги в обратную сторону.
А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.
Жанры
Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах.
К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.
1 и 2 классы
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка
Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня
3 и 4 классы (остались Змей Горыныч и Свинья, добавился ещё один персонаж)
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла
Писатели спрятались
Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.
Ответ: Пушкин, Няня
1 класс
Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.
Ответ: Носов «Живая шляпа»
2 класс (остался Носов и ещё одного добавили)
На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
Ответ: Толстой «Старый дед и внучек»
3 и 4 классы (остался Носов, Толстой и ещё одного добавили)
Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»
Тайный автор
Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.
1 класс
Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен
Ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто
2 класс (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева
3 и 4 классы (всё тоже самое, как во 2 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки
Исторические книги
Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.
Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.
1 класс
1 — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.
2 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
3 — B. Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.
Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одна книга)
4 — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.
Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.
Рифмы
Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
1, 2, 3 и 4 классы
слон — вагон
гроза — лоза
сарафан — банан
былина — калина
монета — кассета
канал — журнал
Сказочная вечеринка
Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.
1 класс
Заяц — Листопадничек
Иван-дурак — Конёк-горбунок
Осёл — Квартет
Волк — Три поросёнка
Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей
2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одно произведение)
Баба-Яга — Финист — ясный сокол
02-20
Областное казенное общеобразовательное учреждение
«Верхнелюбажская школа-интернат»
Фатежского района Курской области с. Верхний Любаж
Утверждаю. Директор ___________Н. А. Фокин Приказ № 32 от 24.08.2020 | Принята на заседании МС протокол № 01 от 24.08.2020 Председатель МС ____________ /З.П. Докукина/ | . Рассмотрена на заседании МО протокол № 01 от 21.08.2020 Руководитель МО ____________ /О.В. Широких/ |
Адаптированная рабочая программа
для обучающихся с задержкой психического развития
по русскому языку
на 2020-2021 учебный год
5 Б класс
Разработала
Крюкова А. А.,
учитель русского языка
и литературы
с. Верхний Любаж 2020
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностными результатами освоения обучающимися в первый год обучения в основной школе программы по русскому языку являются:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка;
- уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
- достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.
Метапредметными результатами освоения, обучающимися в первый год обучения в основной школе программы по русскому языку, являются:
регулятивные УУД:
- умение составлять план решения учебной задачи;
- умение работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
- умение совместно с учителем выполнять исследовательскую работу: ставить учебные задачи, планировать деятельность;
- умение контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.
познавательные УУД:
- читать все виды текстовой информации;
- адекватно понимать информацию текста, воспринятого на слух;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (текст; таблица, схема);
- перерабатывать и преобразовывать информацию под контролем учителя из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- излагать содержание прочитанного текста в разных формах;
- создавать с помощью учителя тексты различного типа, стиля, жанра;
- пользоваться словарями, справочниками.
коммуникативные УУД:
- излагать свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- стремиться к количественному и качественному обогащению словарного запаса;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, уметь выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями, соблюдать нормы родного языка.
Предметными результатами освоения, обучающимися в первый год обучения в основной школе программы по русскому языку, являются:
Обучающийся научится:
- использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных специально смоделированных ситуациях общения;
- использовать диалог в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
- соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
Речевая деятельность
Аудирование
Обучающийся научится:
- различным видам аудирования (с полным пониманием аудио текста, с пониманием основного содержания); передавать содержание аудио текста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме по предложенному плану;
- понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных и художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи объемом не менее 140 слов и формулировать в устной форме по предложенному плану: тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально делового, художественного аудио текстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать ее в устной форме.
Чтение
Обучающийся научится:
- понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме, а также в форме ученического изложения по предложенному плану (подробного, выборочного, сжатого) (для подробного изложения объем исходного текста не менее 90 слов; для сжатого изложения — не менее 100 слов);
- использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
- передавать схематически представленную информацию в виде связного текста по предложенному плану/ перечню вопросов;
- использовать приемы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
Говорение
Обучающийся научится:
- создавать по плану/ перечню вопросов устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные бытовые, учебные темы разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
- устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объемом не менее 90 слов, при необходимости по предложенному плану/ перечню вопросов;
- обсуждать и четко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы под руководством учителя;
- соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Письмо
Обучающийся научится:
- создавать по предложенному плану и с опорой на образец письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учетом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
- излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, по предложенному плану/ перечню вопросов;
- соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.
Текст
Обучающийся научится.
- анализировать по алгоритму и характеризовать по плану/ перечню вопросов тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
- осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), схемы, таблицы и т. п. с опорой на предложенный образец.
Функциональные разновидности языка
Обучающийся научится
- иметь представление на базовом уровне о различиях текстов разговорного характера, научных, публицистических, официально-деловых, текстах художественной литературы;
- различать на базовом уровне тексты разных жанров,
- создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи по предложенному плану/ перечню вопросов;
- выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями.
Общие сведения о языке
Обучающийся научится:
- иметь представления на базовом уровне об основных социальных функцияхрусского языка в России и мире, месте русского языка среди славянских языков;
- иметь представления на базовом уровне о различиях между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия.
Фонетика и орфоэпия
Графика
Обучающийся научится:
- выделять в слове звуки и характеризовать их;
- различать ударные и безударные гласные;
- соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
- уметь использовать орфоэпические словари и справочники под руководством учителя.
Морфемика и словообразование
Обучающийся научится:
- делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова по образцу и предложенному алгоритму в словах несложной слоговой структуры;
- подбирать однокоренные слова с учетом значения слов;
- понимать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
- по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;
- иметь представление на базовом уровне об изученных способах словообразования;
- анализировать по плану и самостоятельно составлять по образцу словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
- применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Лексикология и фразеология
Обучающийся научится:
- проводить лексический анализ слова по образцу и предложенному плану, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
- группировать слова по тематическим группам по образцу;
- подбирать к словам синонимы, анонимы, при необходимости используя соответствующие словари;
- иметь представление о фразеологических оборотах;
- соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
- пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарем, словарем синонимов, антонимов, фразеологическим словарем и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Морфология
Обучающийся научится: |
- опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи с порой на наглядный образец;
- анализировать по образцу и предложенному алгоритму слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
- употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
- применять морфологические знания и умения в практике правописания, вразличных видах анализа;
- иметь представления на базовом уровне о явлениях грамматической омонимии, существенных для решения орфографических и пунктуационных задач.
Синтаксис
Обучающийся научится:
- будет иметь представление на базовом уровне об основных единицах синтаксиса (словосочетание, преедложение) и их видах;
- анализировать по образцупредложенному учителем различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
- вычленять словосочетания из предложения, определяя главное и зависимое слова, после предварительного анализа;
- характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ с основой на предложенный план;
- составлять простые и сложные предложения изученных видов по заданным схемам;
- употреблять в специально смоделированной учебной ситуации синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
- применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Правописание: орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
- соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объеме содержания курса) (в том числе во время списывания текста объемом 80-90 слов; словарного диктанта объемом 10-15 слов; диктанта на основе связного текста объемом 80-90 слов, содержащего не более 12 орфограмм и 2-3 пунктограмм и не более 5 слов с непроверяемыми написаниями);
- замечать орфограммы корня и дифференцировать их;
- владеть правилами обозначения на письме проверяемых и непроверяемых произношением гласных и согласных; о-е после шипящих в корне, чередующихся а-о, е-и в корнях типа -раст-//-рос-,-лаг-// -лож-, -мер-//-мир-, -тер-// -тир-;
- знать неизменяемые приставки (в-, на-, с- и т. д.), приставки на з(с) (раз-//рас-; из-//ис- и др.) и верно их писать;
- знать смешиваемые при письме безударные окончания существительных,
- прилагательных и глаголов, уметь обнаруживать их в тексте к владеть способом определения верного написание с помощью педагога;
- безошибочно писать буквенные сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу; чк, чн, нч, рщ;
- верно употреблять разделительные ъ-ь, букву ь после шипящих в конце существительных и глаголов;
- знать правильное написание частицы «не» с глаголами;
- правильно ставить знаки препинания в конце предложения;
- соблюдать пунктуацию в предложениях с однородными членами, союзами и, а, но, а также при бессоюзной связи;
- ставить двоеточие после обобщающего слова в предложениях с однородными членами;
- разделять запятой части сложного предложения;
- выделять прямую речь, стоящую до и после слов автора;
- ставить тире между подлежащими и сказуемым при выражении главных членов именем существительным в именительном падеже;
- объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов) с использованием алгоритмов;
- обнаруживать и исправлять по алгоритму и предложенному образцу орфографические и пунктуационные ошибки;
- извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать ее в процессе письма.
- Содержание учебного предмета, курса
Введение
Знакомство с учебным комплексом по русскому языку (1ч).
Роль языка в жизни общества (1ч).
ВВОДНЫЙ КУРС
Орфография (8ч).
Орфограмма.
Правописание безударных гласных в корне слова, в приставках; и, а, у после шипящих; глухих и звонких согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова.
Морфология и орфография (18 ч)
Части речи. Самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное. Морфологические признаки существительного. Склонение. Имена существительные собственные.
Правописание падежных окончаний.
Имя прилагательное. Связь прилагательного с именем существительным.
Морфологические признаки прилагательных.
Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.
Глагол. Морфологические признаки глагола. Прошедшее, настоящее и будущее время. Спряжение глагола.
Правописание гласных перед суффиксом -л и в окончании глаголов.
Буква ъ в глаголе 2-го лица единственного числа.
Глаголы с -тс я и -тъся.
Наречие. Различение наречий по вопросу.
Правописание наиболее употребительных наре чий по списку.
Местоимение.
Предлог. Разграничение предлогов и приставок.
Раздельное написание предлогов с именами существительными.
Союз. Союзы и, а, но между однородными членами и в сложных предложениях.
Частица. Частицы не, бы (б), ли(лъ), же(ж) и др. Их значение в предложениях.
Раздельное написание частиц с другими словами.
Синтаксис и пунктуация (31 ч)
Понятие о синтаксисе и пунктуации.
Предложение. Грамматическая основа предложения. Интонация конца предложения.
Виды предложений по цели высказывания. Не восклицательные и восклицательные предложения.
Знаки препинания в конце предложения.
Главные члены предложения.
Тире между подлежащим и сказуемым (при их выражении именем существительным в именительном падеже).
Второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство).
Словосочетание. Подчинительные и сочинительные словосочетания. Словосочетания в предложении.
Предложения с однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами.
Знаки препинания в предложении с однородны ми членами (соединенными только интонацией, одиночными союзами и, а, но, а также повторяющимся союзом и) и обобщающим словом перед однородными членами.
Предложения с обращениями.
Знаки препинания в предложении с обращением.
Предложения с вводными словами (указывающими на уверенность или неуверенность говорящего по отношению к высказываемому).
Знаки препинания в предложениях с вводными словами.
Сложное предложение.
Сложносочиненные предложения.
Сложноподчиненные предложения. Сложные бессоюзные предложения. Запятая между частями сложного предложения. Предложения с прямой речью (прямая речь после слов автора и перед ними). Диалог
Знаки препинания в предложениях с прямой речью (в указанных выше случаях). Оформление диалога на письме.
ОСНОВНОЙ КУРС
Понятие о литературном языке (1ч).
Литературный язык — основа русского национального языка. Нормы литературного языка (произносительные (орфоэпические), морфологические, синтаксические, стилистические, орфографические, пунктуационные и др.).
Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия (14 ч)
Звуки речи. Звуки речи и буквы. Алфавит. Элементы фонетической транскрипции. Гласные и согласные звуки. Слог.
Правила переноса слов.
Ударение, его особенности в русском языке. Гласные ударные и безударные.
Выразительные средства фонетики.
Понятие об орфограмме. Сильная и слабая позиция звука.
Правописание безударных гласных в корне.
Звонкие и глухие согласные звуки. Сонорные согласные. Шипящие согласные.
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слов перед согласными.
Твердые и мягкие согласные звуки.
Обозначение мягкости согласных на письме с помощью ъ.
Значение букв я,ю,е,ё.
Правописание разделительных ъ и ь.
Правописание гласных после шипящих.
Правописание мягкого знака после шипящих на конце слов.
Правописание гласных и и ы после ц.
Орфографический словарь.
Основные нормы литературного произношения. Допустимые варианты орфоэпической нормы.
Орфоэпический словарь.
Морфемика. Словообразование. Орфография (35 ч)
Понятие о морфемике. Морфема — минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Корень слова. Однокоренные (родственные) слова. Приставки, суффиксы. Словообразовательные и словоизменительные морфемы.
Словообразование. Основные способы образования слов. Богатство словообразовательной системы русского языка.
Элементы этимологического анализа слова. Выразительные средства морфемики и словообразования. Правописание сложных и сложносокращенных СЛОВ.
Чередование звуков в корне слова.
Правописание корней и приставок. Правописание безударных гласных в корне слова.
Правописание корней с чередованием гласных и — о.
Правописание корней с чередованием гласных г — и.
Правописание согласных и гласных в приставках.
Правописание приставок, оканчивающихся на |(с).
Правописание приставок роз-{рос) — раз-(рас).
Буква ы после приставок, оканчивающихся на согласный.
Правописание приставок при- и пре-.
Словообразовательные и этимологические словари русского языка.
Лексикология и фразеология (21ч)
Понятие о лексикологии. Лексикология как раз дел науки о языке. Лексика как словарный состав языка. Словарное богатство русского языка.
Лексическое значение слова. Основные способы его толкования.
Однозначные и многозначные слова.
Прямое и переносное значения слова. Основания для переноса значения.
Изобразительные средства языка, основанные на употреблении слова в переносном значении. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Текстообразующая роль синонимов и антонимов (в том числе и контекстуальных). Словари синонимов и антонимов.
Историческая изменчивость словарного состава языка. Образование новых слов и заимствование как основные пути пополнения словарного состава языка. Старославянизмы. Их стилистические функции.
Исконно русские и заимствованные слова. Основные причины заимствования слов. Основные языки-источники лексических заимствований в русском языке. Оценка речи с точки зрения целесообразности и уместности использования иноязычной речи. Словари иностранных слов и их использование.
Устаревшие слова и неологизмы. Основные причины появления устаревших слов и неологизмов в процессе развития языка. Два типа устаревших Слов: историзмы и архаизмы. Общеязыковые индивидуально авторские неологизмы. Наблюдение 98 использованием устаревших слов и неологизмов в текстах.
Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Книжные слова и разговорные слова. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения уместное использования стилистически окрашенной лексики в различных ситуациях речевого общения.
Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы. Неоправданное расширение сферы употребления жаргонизмов в разговорной речи.
Фразеологизмы. Их отличие от свободных сочетаний слов. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Выразительность фразеологизмов.
Повторение (11 ч)
Развитие связной речи (29 ч)
Устная и письменная формы речи.
Речь диалогическая и монологическая.
Понятие о связном тексте.
Тема.
Основная мысль текста. Смысловые части текста.
Простой план.
Понятие о параллельной и последовательной связи предложений в тексте.
Выразительные средства в устной речи.
Общее понятие о стилях речи. Характеристика разговорного, научного, художественного стилей речи.
- Тематическое планирование
№ п/п | Тема учебного занятия | Кол- во часов | Дата проведения | |
По плану | По факту | |||
1 | Знакомство с учебным комплексом по русскому языку | 1 | 01.09.2020 | |
2 | Роль языка в жизни общества | 1 | 02.09.2020 | |
3 | Орфограмма | 1 | 03.09.2020 | |
4 | Входная контрольная работа | 1 | 03.09.2020 | |
5 | Анализ контрольной работы. Правописание безударных гласных в корне слова | 1 | 04.09.2020 | |
6 | Правописание безударных гласных в приставках | 1 | 08.09.2020 | |
7 | Р/р. Как различают формы речи? | 1 | 09.09.2020 | |
8 | Правописание и,а,у после шипящих | 1 | 10.09.2020 | |
9 | Правописание глухих и звонких согласных | 1 | 10.09.2020 | |
10 | Правописание непроизносимых согласных | 1 | 11.09.2020 | |
11 | Правописание удвоенных согласных в корне слова | 1 | 15.09.2020 | |
12 | Части речи | 1 | 16.09.2020. | |
13 | Имя существительное | 1 | 17.09.2020 | |
14 | Склонение имён существительных | 1 | 17.09.2020 | |
15 | Р/р. Сочинение по летним впечатлениям «Памятный день летних каникул» | 1 | 18.09.2020 | |
16 | Правописание падежных окончаний имён существительных | 1 | 22.09.2020 | |
17 | Мягкий знак на конце существительных в именительном падеже единственного числа после шипящих | 1 | 23.09.2020 | |
18 | Имя прилагательное | 1 | 24.09.2020 | |
19 | Р/р. Что такое диалог и монолог? | 1 | 24.09.2020 | |
20 | Глагол | 1 | 25.09.2020 | |
21 | Изменение глагола по временам. Прошедшее время | 1 | 29.09.2020 | |
22 | Настоящее и будущее время глагола | 1 | 30.09.2020 | |
23 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. Проверочная работа | 1 | 01.10.2020 | |
24 | Р/р. Что такое текст? | 1 | 01.10.2020 | |
25 | Глаголы с –тся, -ться | 1 | 02.10.2020 | |
26 | Наречие | 1 | 06.10.2020 | |
27 | Местоимение | 1 | 07.10.2020 | |
28 | Служебные части речи. Предлог | 1 | 08.10.2020 | |
29 | Союз | 1 | 08.10.2020 | |
30 | Частица | 1 | 09.10.2020 | |
31 | Р/р. Что значит писать и говорить на тему? | 1 | 13.10.2020 | |
32 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Морфология и орфография» | 1 | 14.10.2020 | |
33 | Контрольный диктант по теме «Морфология и орфография» | 1 | 15.10.2020 | |
34 | Анализ контрольного диктанта. Понятие о синтаксисе и пунктуации | 1 | 15.10.2020 | |
35 | Р/р. Выборочное изложение «Дятел в вечернем лесу» | 1 | 16.10.2020 | |
36 | Пунктуационный разбор. Пунктограмма | 1 | 20.10.2020 | |
37 | Предложение | 1 | 21.10.2020 | |
38 | Виды предложений по цели высказывания | 1 | 22.10.2020 | |
39 | Р/р. Главное в тексте – идея, основная мысль | 1 | 22.10.2020 | |
40 | Невосклицательные и восклицательные предложения | 1 | 23.10.2020 | |
41 | Члены предложения | 1 | 27.10.2020 | |
42 | Р/р. Подготовка к изложению, близкому к тексту «Отважный пингвинёнок» | 1 | 28.10.2020 | |
43 | Р/р. Написание изложения, близкого к тексту «Отважный пингвинёнок» | 1 | 29.10.2020 | |
44 | Синтаксический разбор предложения | 1 | 29.10.2020 | |
45 | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | 30.10.2020 | |
46 | Второстепенные члены предложения | 1 | 10.11.2020 | |
47 | Определение | 1 | 11.11.2020 | |
48 | Дополнение | 1 | 12.11.2020 | |
49 | Обстоятельство | 1 | 12.11.2020 | |
50 | Р/р. Контрольное сочинение «Мой самый близкий человек» | 1 | 13.11.2020 | |
51 | Словосочетание | 1 | 17.11.2020 | |
52 | Подчинительные и сочинительные словосочетания | 1 | 18.11.2020 | |
53 | Предложения с однородными членами | 1 | 19.11.2020 | |
54 | Запятая при однородных членах предложения | 1 | 19.11.2020 | |
55 | Обобщающее слово. Предложения при однородных членах | 1 | 20.11.2020 | |
56 | Р/р. Анализ контрольного сочинения. Для чего нужен план? | 1 | 24.11.2020 | |
57 | Знаки препинания при обобщающем слове в предложениях с однородными членами. Проверочная работа | 1 | 25.11.2020 | |
58 | Предложения с обращениями | 1 | 26.11.2020 | |
59 | Знаки препинания при обращении | 1 | 26.11.2020 | |
60 | Р/р. Как связать предложения в тексте? Цепная связь предложений в тексте | 1 | 27.11.2020 | |
61 | Р/р. Как связать предложения в тексте? Параллельная связь предложений в тексте | 1 | 01.12.2020 | |
62 | Предложения с вводными словами | 1 | 02.12.2020 | |
63 | Знаки препинания при вводных словах | 1 | 03.12.2020 | |
64 | Сложное предложение | 1 | 03.12.2020 | |
65 | Р/р. Контрольное изложение «Встреча в тайге» | 1 | 04.12.2020 | |
66 | Сложносочинённые и сложноподчиненные предложения | 1 | 08.12.2020 | |
67 | Синтаксический разбор сложного предложения | 1 | 09.12.2020 | |
68 | Предложения с прямой речью | 1 | 10.12.2020 | |
69 | Предложения с прямой речью | 1 | 10.12.2020 | |
70 | Знаки препинания в предложениях с прямой речью | 1 | 11.12.2020 | |
71 | Р.р. Анализ контрольного изложения. Стили речи. Разговорный стиль | 1 | 15.12.2020 | |
72 | Диалог | 1 | 16.12.2020 | |
73 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация» | 1 | 17.12.2020 | |
74 | Административная контрольная работа | 1 | 17.12.2020 | |
75 | Анализ контрольной работы. Понятие о литературном языке | 1 | 18.12.2020 | |
76 | Звуки речи. Звуки речи и буквы. Алфавит | 1 | 22.12.2020 | |
77 | Гласные и согласные звуки | 1 | 23.12.2020 | |
78 | Слог. Правила переноса слов. Ударение | 1 | 24.12.2020 | |
79 | Р/р. Книжные стили. Научный стиль речи | 1 | 24.12.2020 | |
80 | Орфограмма | 1 | 25.12.2020 | |
81 | Типы орфограмм | 1 | 12.01.2021 | |
82 | Гласные буквы после шипящих | 1 | 13.01.2021 | |
83 | Гласные буквы и-ы после Ц | 1 | 14.01.2021 | |
84 | Звонкие и глухие согласные звуки Их обозначение на письме | 1 | 14.01.2021 | |
85 | Звонкие и глухие согласные звуки. Их обозначение на письме | 1 | 14.01.2021 | |
86 | Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости с помощью Ь | 1 | 19.01.2021 | |
87 | Р/р. Художественный стиль речи | 1 | 20.01.2021 | |
88 | Значения букв я, ю, е, ё | 1 | 21.01.2021 | |
89 | Разделительные Ь и Ъ | 1 | 21.01.2021 | |
90 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия» | 1 | 22.01.2021 | |
91 | Контрольная работа по теме «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия» | 1 | 26.01.2021 | |
92 | Анализ контрольной работы. Понятие о морфемике. | 1 | 27.01.2021 | |
93 | Основа слова и окончание | 1 | 28.01.2021 | |
94 | Порядок действий при выделении окончания | 1 | 28.01.2021 | |
95 | Корень слова Порядок действий при выделении Корня | 1 | 29.01.2021 | |
96 | Корень слова. Исторические изменения в составе слова | 1 | 02.02.2021 | |
97 | Приставки. Суффиксы | 1 | 03.02.2021 | |
98 | Приставки. Суффиксы | 1 | 04.02.2021 | |
99 | Чередование звуков в корне слова | 1 | 04.02.2021 | |
100 | Р/р. Подготовка к изложению, близкому к тексту «Первый снег» | 1 | 05.02.2021 | |
101 | Р/р. Написание изложения, близкого к тексту «Первый снег» | 1 | 09.02.2021 | |
102 | Чередование полногласных и неполногласных сочетаний | 1 | 10.02.2021 | |
103 | Порядок морфемного разбора | 1 | 11.02.2021 | |
104 | Р/р. Контрольное изложение «Гусь» | 1 | 11.02.2021 | |
105 | Правописание корней с чередованием гласных а — о. | 1 | 12.02.2021 | |
106 | Буквы а – о в корнях с чередованием -лаг— — лож-, — кас- — -кос- | 1 | 16.02.2021 | |
107 | Буквы а-о в корнях с чередованием –раст- (-ращ- ) –рос- | 1 | 17.02.2021 | |
108 | Буквы а-о в корнях с чередованием –гар—гор-,- зар—зор | 1 | 18.02.2021 | |
109 | Р/р. Анализ контрольного изложения. Типы речи. Как различают типы речи? — | 1 | 18.02.2021 | |
110 | Правописание корней с чередованием гласных е — и | 1 | 19.02.2021 | |
111 | Правописание корней с чередованием гласных е — и | 1 | 24.02.2021 | |
112 | Буква и в корнях с чередованием я (а) // им, ин | 1 | 25.02.2021 | |
113 | Р/р. Повествовать — значит рассказывать | 1 | 25.02.2021 | |
114 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Правописание корней с чередованием гласных» | 1 | 26.02.2021 | |
115 | Контрольный диктант по теме «Правописание корней с чередование гласных» | 1 | 02.03.2021 | |
116 | Анализ контрольного диктанта. Правописание согласных и гласных в приставках | 1 | 03.03.2021 | |
117 | Правописание согласных и гласных в приставках | 1 | 04.03.2021 | |
118 | Правописание приставок, оканчивающихся на з (с) | 1 | 04.03.2021 | |
119 | Р/р. Подготовка к выборочному изложению «На льдине» | 1 | 05.03.2021 | |
120 | Р/р. Написание выборочного изложения «На льдине» | 1 | 09.03.2021 | |
121 | Правописание приставок, оканчивающихся на з (с) | 1 | 10.03.2021 | |
122 | Буква ы после приставок, оканчивающихся на Согласный | 1 | 11.03.2021 | |
123 | Правописание приставок при- и – пре- | 1 | 11.03.2021 | |
124 | Правописание приставки при- | 1 | 12.03.2021 | |
125 | Р/р. Контрольное сочинение « Моё любимое животное» | 1 | 16.03.2021 | |
126 | Правописание приставки при- | 1 | 17.03.2021 | |
127 | Правописание приставки пре- | 1 | 18.03.2021 | |
128 | Правописание приставки пре-. Проверочная работа | 1 | 18.03.2021 | |
129 | Словообразование | 1 | 19.03.2021 | |
130 | Словообразовательный разбор | 1 | 01.04.2021 | |
131 | Р/р. Анализ контрольного сочинения. Описание. Как описать предмет? | 1 | 01.04.2021 | |
132 | Сложные и сложносокращённые слова | 1 | 02.04.2021 | |
133 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Морфемика и словообразование. Орфография» | 1 | 06.04.2021 | |
134 | Контрольный диктант по теме «Морфемика и словообразование. Орфография» | 1 | 07.04.2021 | |
135 | Анализ контрольного диктанта. Словарное богатство русского языка | 1 | 08.04.2021 | |
136 | Словарное богатство русского языка | 1 | 08.04.2021 | |
137 | Лексическое значение слова | 1 | 09.04.2021 | |
138 | Лексический разбор слова | 1 | 13.04.2021 | |
139 | Однозначные и многозначные слова | 1 | 14.04.2021 | |
140 | Однозначные и многозначные слова | 1 | 15.04.2021 | |
141 | Прямое и переносное значения слова | 1 | 15.04.2021 | |
142 | Омонимы | 1 | 16.04.2021 | |
143 | Синонимы | 1 | 20.04.2021 | |
144 | Синонимы | 1 | 21.04.2021 | |
145 | Р/р. Рассуждать – значит доказывать | 1 | 22.04.2021 | |
146 | Антонимы | 1 | 22.04.2021 | |
147 | Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении | 1 | 23.04.2021 | |
148 | Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении | 1 | 27.04.2021 | |
149 | Историзмы, архаизмы, неологизмы | 1 | 28.04.2021 | |
150 | Историзмы, архаизмы, неологизмы | 1 | 29.04.2021 | |
151 | Происхождение лексики русского языка | 1 | 29.04.2021 | |
152 | Фразеологизмы | 1 | 30.04.2021 | |
153 | Фразеологизмы | 1 | 04.05.2021 | |
154 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Лексика и фразеология» | 1 | 05.05.2021 | |
155 | Контрольная работа по теме «Лексика и фразеология | 1 | 06.05.2021 | |
156 | Анализ контрольной работы. Систематизация и обобщение изученного по теме «Правописание гласных в корне слова» | 1 | 06.05.2021 | |
157 | Систематизация и обобщение изученного теме «Правописание гласных в корне слова» | 1 | 07.05.2021 | |
158 | Систематизация и обобщение изученного теме «Правописание согласных в корне слова» | 1 | 11.05.2021 | |
159 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Правописание Ъ и Ь» | 1 | 12.05.2021 | |
160 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Правописание приставок» | 1 | 13.05.2021 | |
161 | Промежуточная контрольная работа | 1 | 13.05.2021 | |
162 | Анализ контрольной работы. Систематизация и обобщение изученного по теме «Правописание окончаний существительных, прилагательных, глаголов». | 1 | 14.05.2021 | |
163 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Правописание окончаний существительных, прилагательных, глаголов». Проверочная работа | 1 | 18.05.2021 | |
164 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Знаки препинания в предложениях с однородными членами» | 1 | 19.05.2021 | |
165 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Знаки препинания в сложных предложениях» | 1 | 20.05.2021 | |
166 | Р/р. Подготовка к сочинению по картине И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу» | 1 | 20.05.2021 | |
167 | Р/р. Написание сочинения по картине И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» | 1 | 21.05.2021 | |
168 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Предложения с прямой речью. Диалог» | 1 | 25.05.2021 | |
169 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Предложения с обращениями и вводными словами» | 1 | 26.05.2021 | |
170 | Систематизация и обобщение изученного по культуре речи | 1 | 27.05.2021 |
ВДНХ, музеи, библиотеки и культурные центры приготовили познавательные программы, посвященные Дню Конституции России. Присоединиться к ним можно бесплатно. В культурных учреждениях события пройдут с 10 по 15 декабря, на ВДНХ — 11 и 12 декабря.
12 декабря в России отмечают День Конституции. В честь этого события ВДНХ, библиотеки, музеи и культурные центры Москвы проведут бесплатные мероприятия.
Музейно-выставочные площадки ВДНХ работают в режиме COVID-free. При посещении необходимо предъявить QR-код, соблюдать социальную дистанцию и носить маски. Более подробная информация — на официальном сайте выставки.
При визите в культурные учреждения города Москвы также требуется соблюдать правила противовирусной безопасности — надевать маски и придерживаться социальной дистанции.
В Доме культуры «Аструм» (площадь Победы, дом 1а) 10 декабря в 12:00 состоится лекция «Конституция — основной закон государства». Ее прочитает Евгений Смирнов, руководитель студии «Мой район». Гости узнают о том, что такое Конституция и какова история ее принятия. Лектор расскажет, какие права и обязанности есть у граждан Российской Федерации, из чего состоит Конституция и каковы юридические свойства этого документа, а также о порядке формирования и полномочиях Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации, организации судебной власти, конституционно-правовых основах местного самоуправления. Участники встречи также узнают больше о российском флаге, гербе и гимне, вспомнят историю их создания. Лекция будет интересна слушателям в возрасте от 16 лет. Вход свободный.
Ко Дню Конституции московский Музей космонавтики (проспект Мира, дом 111) приглашает 10 декабря в 15:00 школьников и всех желающих на правовую игру «Единство на Земле и в космосе». Участникам предстоит поделиться на команды и ответить на вопросы о главном законе страны, а также решить несложные правовые кейсы, которые регулируются нормами международного космического права. Игра проводится с использованием интерактивной электронной платформы. Участникам будут поступать вопросы на их мобильные устройства, а ведущий сможет моментально получать от них обратную связь. Победители турнира получат сувениры от Музея космонавтики и автографы космонавта. Мероприятие будет особенно полезно школьникам в возрасте от 15 лет. Вход бесплатный при наличии действующего билета в музей.
Центральная библиотека № 136 имени Л.Н. Толстого (Каширское шоссе, дом 16) 15 декабря в 16:00 в своем аккаунте в «Инстаграме» проведет информационный час, посвященный Конституции и законодательству нашей страны. Участники мероприятия услышат рассказ об истории праздника.
На ВДНХ 12 декабря пройдут экскурсии. Посетители узнают об истории выставки, о космических городах, этапах становления российской государственности и появлении главного закона страны.
Так, в 13:00 состоится бесплатная экскурсия по территории ВДНХ, на которой можно будет узнать о том, из каких республик состоял СССР, когда в его состав вошли новые республики и когда он распался. Участники увидят, как менялась выставка, где располагались павильоны союзных республик, какие из них работают сейчас, а какие готовы в скором времени открыть двери для гостей. Для посещения нужно зарегистрироваться. Встреча группы состоится в инфоцентре, который расположен в левом крыле арки главного входа.
В этот же день в центре славянской письменности «Слово» можно будет познакомиться с историей русского права и узнать, почему слово и закон всегда были неразрывно связаны. На экскурсии расскажут, как принятие христианства и появление письменности отразились на формировании этических и правовых норм на Руси. Речь пойдет о первых сводах законов: «Русской правде», Судебнике Ивана Грозного, а также о том, какое влияние на общество оказали книгопечатание и развитие образовательной системы. Гости увидят, какой сложный эволюционный путь прошел важный документ, определяющий жизнь государства и его граждан. Экскурсии состоятся в 15:00 и 18:00. На них нужно зарегистрироваться.
В центре «Космонавтика и авиация» 12 декабря в 11:00 и 14:00 пройдут тематические экскурсии, на которых расскажут о космических городах и предприятиях ракетно-космической отрасли России, благодаря которым наша страна является одной из ведущих космических держав в мире. В конце экскурсии гости узнают о путешествиях Конституции в космос — на орбитальные станции «Мир» и МКС. Участие бесплатное, нужно зарегистрироваться.
В Музее кукол на ВДНХ 11 и 12 декабря в 13:00 и 16:00 проведут экскурсии «История России — наука побеждать». Присоединиться к ним смогут те, кто купил входной билет. Также необходима предварительная запись по телефону или на страницах музея в социальных сетях. На экскурсии можно будет узнать, какие своды законов регулировали военную и мирную сторону жизни на Руси, проследить этапы становления российской государственности. Гости увидят образы великих полководцев и государственных деятелей, в том числе Александра Суворова и Петра Столыпина.
Конституция Российской Федерации была утверждена 12 декабря 1993 года. В 2020 году состоялось общероссийское голосование, по итогам которого были приняты поправки в главный закон страны. День Конституции относится к памятным датам России, но не является выходным.
Предмузейный урок: Историзмы
в произведениях русских писателей 19 века (на примере названий одежды) (русский
язык, литература и история) для 6 класса.
Тип урока: изучение
нового материала.
Цели урока:
Образовательные:
1. Знать определение устаревших слов; причины устаревания слов;
понятия «историзмы» и «архаизмы»; способ обозначения устаревших слов в толковом
словаре; цель использования устаревших слов в художественных произведениях.
2.
Уметь находить устаревшие
слова в тексте; разграничивать историзмы и архаизмы; находить устаревшие слова
в толковом словаре; находить ошибки в понимании устаревших слов; определять
роль устаревших слов в тексте художественного стиля.
Развивающие:
1.
Развивать умение пользоваться
толковым словарём для определения значения новых слов;
2.
обогащать словарный запас;
3.
развивать орфографическую
зоркость;
4.
обучать умению связно излагать свои мысли в устной и
письменной форме.
Воспитательные:
1.
Воспитывать любовь к историческому
прошлому своего народа, интерес к истории родного языка;
2. развивать творческое воображение учащихся;
3. формировать осознание ценности совместной деятельности.
Задачи урока:
Познавательные задачи:
-познакомить учащихся с новым разделом лексики;
— формировать у обучающихся
лингвистическое мировоззрение;
-совершенствовать знания о родном языке;
— развивать языковой и эстетический идеал;
— стимулировать творческую деятельность.
Практические задачи:
— формировать умение
понимать значение устаревших слов;
— обогащать словарный запас речи учащихся;
— обучать умению связно излагать свои мысли в устной и
письменной форме.
Общепредметные задачи:
— развивать логическое мышление;
— обучать школьников умению самостоятельно пополнять знания
по русскому языку;
— формировать общеучебные умения – работа с книгой, со
справочной литературой;
— совершенствовать навыки чтения.
Планируемые
образовательные результаты:
Виды | |
Личностные | · · |
Метапредметные | · · · · · · · · · · |
Предметные | · · |
Технологии: ИКТ, проблемного
обучения, диалогового взаимодействия, дифференцированного обучения.
Методы обучения: частично-поисковый,
игровой, иллюстративный, рефлексивный.
Виды учебной деятельности на уроке:
o развёрнутый ответ на вопрос;
o дискуссия;
o индивидуальная и групповая работа.
Метапредметные связи: русский
язык, литература, история.
Оборудование: учебник, доска, компьютер, проектор, словари, раздаточный материал
из художественных произведений
Подготовительные
материалы для учителя
План урока:
1.
Актуализация знаний , постановка проблемы.
2.
Выявление места и причины затруднения.
3.
Построение выхода из затруднения.
4.
Реализация построения проекта.
5.
Первичное закрепление с комментарием.
6.
Самостоятельная работа с самопроверкой по
образцу.
7.
Включение в систему знаний и повторения.
8.
Рефлексия учебной деятельности.
9.
Домашнее задание
Технологическая карта урока
Этапы | Деятельность | Деятельность | УУД |
1 этап Мотивация к Цель: | Учитель — | Слушают учителя и пытаются представить, каким может быть наше . | Личностное УУД Формирование Познавательные УУД Поиск Коммуникативные УУД Выражение Регулятивные УУД Планирование |
2 этап: Актуализация опорных знаний и постановка проблемы Цель: актуализация ранее (5 мин) 3 этап: Выявление Цель: формулирование (3 мин) 4 этап: Построение 5 | Вопросы (создание Что Если дети затрудняются ответить, предлагаю им ещё Прочитайте Давайте Что Задайте вопросы по теме Работаем — Здесь Работа Есть 1.А После Определение 2. Работа с Прочитайте слова Выпишите Все ли значения Как можно узнать Подумайте, мы Как вы заменили Проверка слайд 14 Что вам помогло Как называются 3. Работа с 5. Работа с Что вы можете Как мы будем Какие слова называются | Высказывают предположение Читают Определяют Записывают Формулируют Какие Почему слова устаревают? Обратится Толковый Нахождение Делают Лексическое Формулируют Есть устаревшие Выписывают Воспользоваться Обратиться Делают Работают Это Выводы: | Коммуникативные УУД 1. Владеть 2. Слушать и слышать других, осуществлять речевую рефлексию. Регулятивные УУД 1. Высказывать 1.Коммуникативные УУД: Уметь 1. Уметь 3.Регулятивные УУД: Формулировать 1.Познавательные УУД 1. Извлекать информацию из 2. Владеть разными видами 2.Коммуникативные УУД: Регулятивные 1. Искать пути 2. Осуществлять Познавательные УУД 1. Анализировать, 2. Владеть разными видами 3. Преобразовывать 4.Извлекать информацию из Коммуникативное УУД формулировать |
6 этап: Первичное физминутка 7этап: Самостоятельная 8 этап: Включение в 9 этап: Рефлексия Домашнее задание | 1.Работа 2.А теперь поиграем. Встаньте прямо, слушайте Вытяните выю, —Архаизмами или историзмами являются слова, которые проговаривали Работа со слайдом 24 Чем вы руководствовались при 1.Работа Для чего Слайд 27 (текст 2. Все мы с Составьте — Жаль, но время, отведенное нам для — Нужны Чем Что Составить Внешность человека. Крестьянская изба. Звания и сословия старой России. Предметы одежды. Названия денежных единиц Древней Руси. | Заменяют Проверяем Выполняют Это 1.Распределяют 2.Самопроверка Работа Отвечают Рассказ Составляют Отвечают | Познавательные УУД 1. 2. 3. Коммуникативные УУД 1. 2. 3.Формировать Личностные УУД Мотивация Коммуникативные УУД Уметь Регулятивные УУД Уметь |